Метасюжет преображения как единый семантический код лирики Ф.И. Тютчева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Воробец, Татьяна Алексеевна

  • Воробец, Татьяна Алексеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Омск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 151
Воробец, Татьяна Алексеевна. Метасюжет преображения как единый семантический код лирики Ф.И. Тютчева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Омск. 2007. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Воробец, Татьяна Алексеевна

Введение.3

II.Глава первая. Тютчевская космогония: от первозданного хаоса к претворенной природе.10

III.

Глава вторая. Децентрация космоса как выражение кризисного состояния мира и человека.36

III. 1. Мифологемы «Орла» и «Лебедя» как воплощение гармоничного типа бытия человека в мироздании.36

III. 2. Трансформация образа «странника» в тютчевском космосе как отражение процесса децентрации мироздания.50

III. 3. «Безумие» - мотив тотального кризиса.62

IV. Глава третья. Космос и История в поэтическом мире Тютчева: единство законов преображения.76

IV. 1. Трансформации Огня-Логоса как закон человеческого бытия.76

IV. 2. Жертвенная модель как универсальная модель преображения «внутреннего огня» человеческого бытия и путь восстановления целостности мироздания.81

IV. 3. «Культурный герой» как связующее звено мироздания.96

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метасюжет преображения как единый семантический код лирики Ф.И. Тютчева»

Актуальность исследования. Ю. И. Левин в своей статье «Инвариантный сюжет лирики Тютчева» (Тютчевский сборник, 1990, 142143) выделяет несколько принципов, лежащих в основе большинства исследований («независимо от методологических принципов их авторов»), посвященных «поэтическому миру» Тютчева: рассмотрение лирики Тютчева как единого текста («каждое из стихотворений Тютчева воспринимается на фоне всех остальных»); представление о поэтическом космосе Тютчева как о системе, пронизанной бинарными оппозициями («поэзия Тютчева - система, «слагающаяся из весьма немногих тем»», каждая из которых раскрывается в «парадоксальном совмещении противоположенностей»), и выявление «некоего «инварианта» или центрального пункта поэтического мира Тютчева», предопределяющего логику его развития. Пытаясь выявить «основной узел», организующий собой поэтический космос Тютчева, исследователи обращаются к отдельным философским системам, так или иначе преломляющимся в лирике Тютчева, а также непосредственно к тютчевскому тексту в поисках некоей фундаментальной оппозиции, ключевой идеи, архисюжета, так или иначе находящих свое отражение в тютчевском тексте.

Двойственность человеческого существования перед лицом хаоса, темной основы бытия, притяжение, околдованность им и, в то же время, стремление преодолеть его в себе (В. С. Соловьев, Д. С. Мережковский); ограниченность человека перед лицом природы, призрачность человеческого «Я» (В. Я. Брюсов, А. Г. Горнфельд, и т.д.); метафизическое сомнение человека в существовании сакрального начала мира (А. Г. Майер), имперсонализм В. Зеньковский), стремление человека к преодолению личности в себе (А. Лаврецкий), космизм человеческой личности (С. Франк), противостояние Бытия Небытию (Ю. Лотман) - вот тот основной спектр идей лирики Тютчева, которые исследователи рассматривают в качестве структурообразующих.

Ю. Левин, в отличие от своих предшественников, пытается выявить в тютчевской лирике не некую организующую идею или фундаментальную оппозицию, но «единый архисюжет, играющий роль основного мифа в поэзии Тютчева», так или иначе реализующегося во всем корпусе его текстов (Тютчевский сборник, 1990, 142). Суть основного мифа, по Левину, заключается в следующем: в лирике Тютчева представлены два мира, земной, профанный, и небесный, сакральный. Человек привязан к земному миру, в котором «пребывает в состоянии жалком и недолжном» (Тютчевский сборник, 1990, 144). Но в некоторые моменты человеку приоткрывается и мир сакральный, соответственно герой оказывается способен соприкоснутся с ним, т.е. перейти в иное, «должное состояние». Но приобщение человека миру небесному - состояние кратковременное, т.к. «человек отягощен наследием земного мира и неприспособлен к устойчивому пребыванию» в сфере сакрального и обречен вернуться в «недолжное» состояние. «Движущей силой» данного мифа о человеке и его бытии в мире является «архимотив «жажды преображения», имплицитно включающей в себя все остальное: и отрицательное состояние субъекта в земном мире, и принципиальную возможность иного, и путь к «преображению», и возможную неудачу» (Тютчевский сборник, 1990, 144). Тезис Левина и послужил отправной точкой для нашего исследования.

Возможная неудача» личности на пути преображения обусловлена ролью и местом, занимаемым человеком в космосе Тютчева.

Как отмечают исследователи и критики, человек в тютчевском космосе бессилен в природе, бесконечно одинок в обществе и преходящ в виде

1 2 личности.» . «Его жизнь, его деятельность - лишь «подвиг бесполезный»» .

Более того, «.у Тютчева человеческое сознание - лишь одна из бесчисленных грез природы, деревьев и птиц может достигаться только индивидуальным усилением интенсивности ответа на универсальную

1 А.Г. Горнфельд «На пороге двойного бытия» // Ф. Тютчев: pro et contra. СПб, 2005. Стр. 234.

2 В.Я. Брюсов «Ф. И. Тютчев: смысл его творчества» // Там же. Стр.264. позитивную силу природного давления.»1 Призрачностью, эфемерностью бытия человека обусловлено и его место в космосе, его позиция «промежутка» «между двойною бездною»: между хаосом и космосом, «Сущим» и «Бытием», между «индивидуальным и безличным «я», слитым с природой»2, между земной, исполненной «пламенеющих страстей и порывов», жизнью и незамутненной ясностью «жизни во Христе», «на грани веры и неверия».

Причина этой двойственности, этого «разлада» между миром и человеком заключена в человеческой индивидуальности, в человеческом «я», которое, в «торжестве своем» отделенное от трансцендентного, осознается как деструктивное начало космоса. Человеческое «я» делает невозможным слияние человека с природным бытием, так как личность не хочет отказаться от интимного мира переживаний, чувств, стремлений, пусть даже и смертного, ради безразличной вечности природы; оно - причина сомнения в существовании высшего начала («ибо гордым своим разумом желает убедиться в чуде, «воткнуть персты в раны гвоздиные»3. Человеческое «я» также убежденное в том, что «всякая власть исходит от человека; а все, провозглашающее себя выше человека - иллюзия и обман»4, порождает Революцию, в пламени которой может быть уничтожен весь мир. Все это превращает личность в тяжкое бремя, квинтэссенцию страдания, которое человек всячески старается преодолеть. Но в тютчевском космосе сама возможность преодоления, а следовательно и трансформации индивидуальности, оказывается, с точки зрения многих исследователей, эфемерной, что, с одной стороны, делает невозможным единение человека и Космоса, а с другой, - обрекает мироздание хаосу.

1 Э. Надточий «Топологическая проблематизация связи субъекта и аффекта в русской литературе» // Логос. 1999. №2 (12). Стр. 31.

2 Е. К. Созина. Дискурс сознания в поэтическом мире Тютчева // Эволюция форм художественного сознания в русской литературе. Екатеринбург, 2001. Стр. 70.

3 А. Лаврецкий. Взыскующий благодати // Ф. Тютчев: pro et contra. СПб, 2005. Стр. 369.

4 Б. Н. Тарасов. Тютчев и Паскаль. // Вопросы литературы. 2001, № 2, Стр. 61.

Однако, с нашей точки зрения, в поэтическом мире Тютчева возможность преображения личности не есть нечто желаемое, но никогда не достижимое (на что указывается в работах Левина, Лотмана и т.д.), но предстает как некая данность, присущая реальности и формируемая всем тютчевским текстом. Пройдя трансформацию, человек в тютчевском космосе обретает свою искомую сущность: в своей причастности (которая в распавшемся Космосе дана ему лишь как потенция, как возможность) сакральному и профанному, природному и историческому личность, из средоточия разрушительных энергий хаоса превратившись в источник творческих, созидательных сил космоса, становится той единственной силой, единственным звеном, способным связать собою различные уровни реальности.

Таким образом, в качестве предмета данного исследования выступает модель пути преображения, трансформации непросветленной личности, в результате которой рождается новая личность, созидающая и восстанавливающая утраченную целостность мироздания. Объектом исследования соответственно являются мотивно-образные комплексы, в которых воплощается данный метасюжет (архимотив «жажды преображения» входит в этот сюжет как один из ключевых).

Материалом исследования является весь корпус лирических текстов Тютчева, в которых выделяются названные мотивно-образные комплексы. В связи с тем, что не только тютчевская лирика, но и его публицистическая проза с ее историософской проблематикой, и эпистолярий, составляют, по нашему мнению, единый «тютчевский текст», возникает необходимость обращения и к этому материалу.

Цель исследования - доказать, что именно динамика развития метасюжета преображения обеспечивает единство поэтического космоса Тютчева (при всей его внутренней антиномичности, текучести, диффузности лирических тем и мотивов). Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть структуру «мира распавшихся связей», представленного в лирике Тютчева.

2.Выявить элементы этой структуры, раскрыть причины, вызвавшие ее разрушение, осмыслить место и состояние человека в деградирующем космосе.

3.Проследить процесс преображения космоса в лирике Тютчева через анализ мотива претворения первостихий (прежде всего, стихии огня).

4.Выявить универсальный «механизм» становления личностного начала в человеке, который дает возможность соучастия в созидании мира, восстановелении целокупности космоса.

5.Определить собирательные образы «героического», основные типы «культурного героя» в поэтическом мире Тютчева, охарактеризовать пути и способы воздействия «культурного героя» на мироздание.

Методологической базой и литературоведческим контекстом исследования служат труды JI. Пумпянского, С. Франка, Б. Козырева, Ю. Лотмана, Ю.Левина, Б. Тарасова, где лирика Тютчева рассматривается как единый мотивный комплекс, своего рода лирический Текст, в котором дискретность, минимализм составляющих его отдельных текстов коррелирует с единством поэтического мира, устойчивостью и определенностью художественной онтологии всего лирического массива. Именно актуализация данного аспекта в осмыслении тютчевского наследия позволяет поставить рядом имена исследователей, расходящихся в интерпретациях отдельных сторон мироощущения и творчества поэта. Актуальными для методологии нашего исследования оказываются также работы Г.Башляра, М.Гершензона, М.Виролайнен, в которых определяются принципы анализа онтологии лирического текста, художественного космоса, составляющих его первостихий.

Теоретическую базу работы составляют труды А.Н.Веселовского, Б.В.Томашевского, О.М.Фрейденберг, Щемелевой Л.М., Пескова A.M., Турбина В.Н., Силантьева И.В., в которых определяется методика анализа мотивных комплексов в художественных текстах нарративного и лирического плана. В отличие от методики мотивного анализа, предложенной Б.М. Гаспаровым, для названных теоретиков исходным является представление о единстве и целостности лирического мира автора.

Новизна работы заключается в том, что в ней впервые единство тютчевской натурфилософской и историософской лирики рассматривается в связи с метасюжетом преображения - просветления, претворения стихии огня - света и духовного возрождения, воскресения личности в неразделенности, двуединстве этого процесса. Впервые предлагается типология исторического деятеля, «культурного героя», которая выстраивается в творчестве Тютчева. Также впервые подробно прослеживается развитие образа Огня-Логоса, одной из важнейших стихий в лирическом космосе Тютчева, наряду со стихией воды.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней развивается методика современных технологий литературоведческого исследования: мифопоэтического, семантики художественного мира, поэтики мотива; используются принципы имманентного и контекстуального анализа лирического текста.

Практическое применение работы. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов и проведении практических занятий по истории русской литературы XIX века, при проведении спецкурсов и спецсеминаров, посвященных творчеству Ф. И. Тютчева, а также в процессе руководства курсовыми и выпускными квалификационными работами в вузах.

Апробация работы. Результаты исследования представлены в шести статьях и в докладах на всероссийских и региональных научных конференциях: «Традиции и инновации в интерпретации текстов русской и зарубежной литературы», Омск, 2001; «Творчество Ф.И. Тютчева и философские формы русской культуры», Омск, 2003; «Русская филология:

Лингвистика. Литература. Культура», Омск, 2004; «Лингвистика. Коммуникация. Культура», Омск, 2007. Положения, выносимые на защиту:

1. В поэтическом космосе Тютчева формируется сюжет о рождении «культурного героя», чья деятельность сознательно устремлена на преодоление обособленности индивидуума от бессознательной полноты и гармонии природной жизни. Только через осуществление этой миссии может быть восстановлена целокупность мироздания;

2. Циклический ритм природного бытия подчиняется закону трансформации Огня-Логоса: в его нисхождении творится природный космос, в его (огня) восхождении мир просветляется, одухотворяется.

3.Человек, чья душа, разум, чувство, жизненная энергия соприродны Огню-Логосу, так же как и природный космос, подчиняется этой трансформации .

4. Единственный способ восстановления целостности мироздания -жертвенное преображение (про-светление Огня), в результате которого и рождается в тютчевском космосе новая просветленная личность, «культурный герой».

5. Динамика развития и взаимодействия мотивов, организующих сюжет преображения, формирует тютчевский поэтический космос в его трехипостасности: трансцендентной, природной, исторической.

Структура диссертации: диссертация состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы, включающего 270 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Воробец, Татьяна Алексеевна

Заключение.

XIX век - век распада системы ценностей, сформировавшейся в предшествующие несколько столетий, приводящего к изменению представления о роли и месте человека в мироздании: из центра вселенной человек перемещается на периферию бытия, где ни его слово, ни его разум, ни его воля не имеют более той созидательной силы, которая была присуща им ранее. Вытеснение человека из центра мироздания ведет разрушению целостной парадигмы бытия, к утрате связи между трансцендентной реальностью и «миром смертных». Таким образом, именно в XIX веке возникает настоятельная потребность в формировании нового мифа, способного упорядочить мироздание, и, вместе с тем, восстановить творческую энергию человека.

В кризисной ситуации вырабатывается модель культурного героя, миссия которого заключается в борьбе с хаосом и восстановлении бытия в его истинном статусе. Данная модель так или иначе реализуется в творчестве всех русских поэтов и писателей XIX столетия, в том числе и в творчестве Тютчева. В поэтическом мире Тютчева модель пути культурного героя предполагает движение человека от первозданной нерасчлененности космической жизни через отпадение и ропот «мыслящего тростника» - к «заветному слову», которое, будучи даровано поэту, превращает его в сотворца мироздания; к преодолению «поединка рокового» в человеческих отношениях; к торжеству единства, спаянного христовой любовью к человечеству, в истории.

Изначальная целостность человеческого бытия, гармоничная «вписанность» его в бытие космоса репрезентирована в лирике Тютчева двумя образами: образами Орла и Лебедя. И «человек - лебедь», и «человек -орел» в равной мере открыты трансцендентному началу. Реальность трансцендентного столь же безусловна и естественна для них, как реальность божественного присутствия для первого человека, Адама. Каждый из них является своеобразным «центром» мироздания и звеном, связующим собою различные его уровни: горнее и дольнее, природное и историческое, частное и всеобщее. Однако в самом «орлином» типе бытия, присущем человеку, в котором личностное, индивидуальное доминирует над всеобщим, уже заложено деструктивное начало. Характерное для «орлиного типа бытия» утверждение трансцендентного волевым усилием влечет за собой подмену небесного земным, божественного человеческим. Именно это и происходит в тот момент, когда римский папа провозглашает себя наместником Христа, то есть когда человек объявляет себя богом, «держателем» абсолютной истины и абсолютного знания.

Десакрализация исторического, а следовательно, человеческого бытия ввергает человека (и мироздание в целом) в состояние тотального кризиса, воплощенного в поэтическом мире Тютчева в образе Безумия. Существо данного кризиса заключается в том, что человек перестает отличать истину от лжи, реальное от кажимого, сакральное от профанного и т.д. В этом кризисе разрушаются сложившиеся типы взаимодействия человека с мирозданием, символизируемые образами Орла и Лебедя, а человек утрачивает не только сопричастность Богу, но и творческую силу, созидающую целостность бытия.

В этом кризисе распадаются связи между различными уровнями бытия (историческим, природным, трансцендентным). Человек утрачивает связь не только с трансцендентным бытием, но и с историческим космосом (так как нарушается «механизм» памяти, силы, определяющей место человека в истории и ограждающей его от смерти). Удаляется он и от природного космоса (так как изменяется принцип познания природного бытия: познание интуитивное вытесняется рациональным, превращающим природу в некую чуждую, недоступную человеческому пониманию силу, несущую в себе неизбежную гибель). Отчуждение человека от горнего мира, от природного и исторического космоса оставляет его беззащитным перед лицом небытия, в противостоянии которому человеку открыты лишь два пути: «засыпание», медленное угасание жизни, «бессмысленной и бесцельной» или героическое, но безнадежное самостояние. Но глубинное преображение космоса, а значит, и трансформация личности, не осуществляются ни в первом, ни во втором случае, следовательно, возникает необходимость поиска «третьего пути», пути возрождения, в котором и рождается «культурный герой», герой нового времени, способный созидать целостность бытия.

Как это ни парадоксально, но в поэтическом мире Тютчева искомый путь преображения заложен в самом природном бытии, более того является законом, по которому существует мир природы: этот путь - есть путь трансформаций Огня-Логоса, являющегося в тютчевском космосе метафизическим образом всеединого. Смерть и рождение природы, смена времен суток и сезонов года обусловлены коловращениями огня-света. В его нисхождении, когда огонь-Логос в предельном своем уплотнении превращается в витальный огонь, огонь-влагу, творится мир. В его (огня) восхождении, развоплощении тварный мир истончается, просветляется и в самом материальном, стихийном, природном начинает высвечиваться «нечто высшее, горнее». Таким образом, природный космос становится у Тютчева воплощением гармоничного бытия, сопричастного трансцендентному. Человек, чья жизнь, душа, память, индивидуальность огненной природы, также оказывается сопричастен природному космосу на глубинном «стихийном» уровне, и, переживая те же трансформации огня-Логоса, что и природа, приобщается как ее неотъемлемая часть к трансцендентной реальности, то есть на бессознательном уровне человеку дано восстановить вертикаль бытия.

Однако в бессознательном преображении не трансформируется человеческая личность (здесь речь скорее идет об абсолютном нивелировании личности, о ее исчезновении), что является необходимым условием воссоздания целостного космоса. Таким образом, единственный способ преображения личностного начала, в котором просветляется бытие космоса, предполагает актуализацию человеком уже на сознательном уровне пути преображения огненного начала, заложенного в природном космосе (и доступного человеку на бессознательном уровне). Но путь сознательной трансформации внутреннего огня (огня души, огня жизни) - есть в поэтическом мире Тютчева путь жертвенного отказа от ограниченного, эгоистического «Я». В этом жертвенном самостоянии просветляется огонь человеческой души, человеку открывается трансцендентное, и он вновь становится связующим звеном между дольним и горним мирами. В результате сознательной трансформации личностного начала возникает совершенно иной тип единства человека и мира, в котором индивидуальность становится не просто пассивным элементом целостного бытия, но активным соучастником творения космоса.

Жертвенная модель преображения личности, а через нее и мироздания, проявляется на всех уровнях бытия. В историческом космосе данная трансформация влечет за собой возникновение всеславянского государства, «спаянного не насилием, но любовью» и являющегося своеобразной репрезентацией в тютчевском космосе града Божьего. На уровне межличностных отношений - преображение любви - эроса, несущей разрушение, в просветляющую, утешающую любовь - каритас; в сфере творчества - обретение человеком дара «заветного слова», обладающего созидательной силой и способного рассеивать мрак дольнего мира. Итак, в тютчевском космосе формируется совершенно определенный путь становления «культурного героя»: это путь преображения в жертвенном подвиге самостояния огненной природы ограниченного в своих заблуждениях, в своем мнимом всемогуществе человеческого «Я», путь, ведущий к рождению новой личности, изменяющей своим действием мир.

Таким образом, индивидуальное, личностное начало человека является в мире Тютчева не только носителем деструктивных энергий, но и источником созидательной, творческой энергии, пробуждающейся в личности в акте преображения ее огненной природы и превращающей ее в единственную силу, связующую собой различные уровни бытия и способную восстанавливать целостность мироздания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Воробец, Татьяна Алексеевна, 2007 год

1. Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений в 2-х тт. / Ф. И. Тютчев/ ред. и комментарии Г. Чулкова-М.:Л.:Асас1епиа, 1933 -1934.

2. Тютчев Ф. И. Сочинения: в 2-х тт./Ф.И. Тютчев / под ред. К. В. Пигарева-М.: Худ. лит., 1984.

3. Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем в 6 тт./ Ф. И. Тютчев/ под ред. Н. Скатова, комментарии Б. И. Тарасова М.: Классика, 2003.1. Справочная литература

4. Бауэр В. Энциклопедия символов Текст. / В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин. М. : КРОН-ПРЕСС, 1998. - 502с.

5. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь Текст. : религии мира. / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. М. : Вече, 2006. - 637с.

6. Вовк О. В. Энциклопедия знаков и символов. Текст. / О. В. Вовк М. : Вече, 2007. - 528 с.

7. Культурология XX век: словарь Текст. В 2-х тт. / под ред. А .Я. Левита. СПб.: Универ. книга, 1998.

8. Литературная энциклопедия терминов и понятий Текст. / под ред.

9. A.Н.Николюкина. М. : НПК «Интелвак», 2003. - 1600с.

10. Литературный энциклопедический словарь Текст. / под ред.

11. B. М. Кожинова М.: Советская энциклопедия, 1987. - 750 с.

12. Мифологический словарь Текст. / под ред. Е. М. Мелетинского. М. : Совет, энцикл., 1990. - 736с.

13. Мифы народов мира Текст. : Энциклопедия в 2 т. Т.1. / отв. ред. С.А. Токарев. М. : Советская энциклопедия, 1991 - 671с.

14. Мифы народов мира Текст. : Энциклопедия в 2 т. Т.2. / отв. ред. С.А. Токарев. М. : Советская энциклопедия, 1992. - 719с.

15. Новая философская энциклопедия Текст. В 4-х тт. / под ред.

16. B.C. Степина. -М.: Мысль, 2000.

17. Новейший философский словарь Текст. : 2-е изд., переработ, и дополн. / отв. ред. А.А. Грицанов. М. : Интерпрессервис; Книжный дом, 2001.- 1280с.

18. Общественная мысль России XVIII XX веков Текст.: энциклопедия / отв. ред. В.В. Журавлев. - М.: РОССПЭН, 2005. - 635 с.

19. Павлович Н. В. Словарь поэтических образов: на материале русской художественной литературы XVIII XX веков. Текст. В 2-х тт. / Н.В. Павлович-М.: Эдиториал УРСС, 1999.

20. Руднев В.П. Словарь культуры XX века Текст. / В.П. Руднев. М. : Аграф, 1997.-384с.

21. Русская философия Текст.: словарь / под ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995. - 655с.

22. Русские писатели, XX век Текст. : Библиографический словарь. В 2 ч. / под ред. Н.Н. Скатова. М.: Просвещение, 1998.

23. Словарь указатель сюжетов и мотивов русской литературы Текст. / под ред. Ромодановской - Новосибирск: СОР АН, 2003. - Вып. 1 - 241 с.

24. Словарь античности Текст. / отв. ред. В.И. Кузищин. М. : Эллис Лак; Прогресс, 1993. - 704 с.

25. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США) Текст.: концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М. : Интрада - ИНИОН, 1996. - 320с.

26. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры Текст. : 2-е изд. / Ю.С. Степанов М. : Академический проект, 2004. - 992с.

27. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика Текст.: Хрестоматия-практикум / Н.Д. Тамарченко. М.: Академия, 2004. - 400с.

28. Философский энциклопедический словарь Текст.: 2-е изд. / отв. ред.

29. C.С. Аверинцев. М. : Сов. энциклопедия, 1989 - 815с.

30. Христианство. Энциклопедический словарь: Текст. в 3 т. / отв. ред.

31. С.С. Аверинцев. М. : Большая Российская энциклопедия, 1993.

32. Научно-критическая литература

33. Абашев В.В. Художественный опыт Ф.И. Тютчева и мифотворчестворусских символистов Текст. // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь: ЛГУ, 1992. - 225с. С. 84-95.

34. Абдульманова А.Н. Использование слов, связанных с понятием «сутки» (заря, утро, день, вечер, ночь) в поэтическом идиолекте Ф.И. Тютчева Текст. // Художественная речь. Организация языкового материала. Куйбышев: 1981. - С. 54-61.

35. Абузова Н.Ю. Мифологический пейзаж в стихотворениях Тютчева Текст. // Культура и текст. Вып. 1: Литературоведение. 4.2. СПб.; Барнаул: 1997. - С. 47-50.

36. Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе Текст. // Античность и современность. М.: 1974 С. 94-102.

37. Азбукина А.В. Семантика образа птицы в поэзии Ф.И. Тютчева Текст. //Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева: Литературоведение, лингвистика, методика. Брянск: 2003. - 312 с. С. 130-133.

38. Айхенвальд Ю.И. Тютчев Текст. // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. В 2 т. Т. 1. М.: Терра, 1998. С. 210 - 240.

39. Акелькина Е. А. «Стихотворения на случай» в лирике Ф. И. Тютчева Текст. // Вестник Омского университета. Омск: ОмГУ, 2003. Вып. 4.-С. 71-74.

40. Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева Текст. /. И.С. Аксаков М.: АО «Книга и бизнес», 1997. (Репринтное издание 1886 г.)-175 с.

41. Алексанян Е.А. Поэтический космос жизни Тютчева Текст. // Международная научная конференция, посвященная 200-летию содня рождения Ф.И. Тютчева (22-23 октября 2003 г.). Тезисы докладов. Ереван: Лингва, 2003. - 75 с. С. 4-7.

42. Альми И.Л. О стихотворении Тютчева «Как океан объемлет шар земной.» Текст. // Альми И.Л. Статьи о поэзии и прозе. Кн. 1. -Владимир: 1998.-С. 193-199.

43. Альми И.Л. Три воплощения темы хаоса в русской лирике 30-х гг. 19 в. (Пушкин, Баратынский, Тютчев) Текст. // Альми И.Л. Статьи о поэзии и прозе. Кн. 2. Владимир: 1999. - С. 220-224.

44. Анализ одного стихотворения. «О чем ты воешь, ветр ночной?.»: Сб. науч. тр. Текст./ Отв. ред. И. В. Фоменко. Тверь: ТГУ, 2001. — 71 с.

45. Андерсен Ж.Б. «Страдать, молиться, верить и любить»: Эротика у Тютчева и Ореструпа Текст. // Life and text. Oslo, 1997. - 230 с. С. 3-43.

46. Антощук Л.К. Поэтика безумия в русской литературе 1820-1830-х годов: три лирических опыта Текст. // Проблемы межтекстовых связей. Барнаул: 1997. - С. 23-29.

47. Аринина Л.М. Пространство и время в поэтическом мировоззрении Ф.И. Тютчева Текст. // Вопросы романтического метода и стиля. -Калинин: 1978.-С. 78-92.

48. Аринина Л.М. Жанровая специфика лирического цикла в поэзии Ф.И. Тютчева Текст. // Жанры в историко-литературном процессе. -Вологда: ВГПИ, 1985. 153 с. С. 59-70.

49. Асоян А.А. «Два голоса» и «Илиада» Гомера Текст. // Пушкинский альманах. Омск, ОмГПУ, 2004. 150 с. С. 45-50.

50. Атаманова Н.В. О семантике «рока» в поэзии Ф.И. Тютчева Текст. // Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева: Литературоведение, лингвистика, методика. Брянск: 2003. - С. 56-63.

51. Афанасьев В. «О, Север, родина моя!.»: Рус. природа в поэзии Тютчева и А. Фета Текст. // Лит. учеба. М.: 1998. - №4-5-6.-С. 118-123.

52. Афанасьева Э.М. «Одизм» или «трагизм»?: Размышления на тему «Тютчев и Державин» Текст. // Тютчев сегодня: Материалы IV Тютчевских чтений. М.: 1995. - С. 80-97.

53. Афанасьева Э.М. Образ мира в стихотворении Тютчева «Пошли, Господь, свою отраду.» Текст. / Афанасьева Э.М. // Вестн. Томск, гос. пед. ун-та. Сер. гуманит. наук. Томск: ТГПУ, 1999. - Вып. 6. -С. 6-8.

54. Баевский B.C. Тютчев. Лермонтов. Текст. // Баевский B.C. История русской поэзии 1730 1980 гг. - М.: Новая школа, 1996. - 320 с. С. 119-150.

55. Баевский B.C. Поэзия экзистенциальных переживаний Текст. // Изв. АНССР, сер. лит. и язык ноябрь-декабрь 2003, Т.62, № 16, с. 71-78.

56. Баландин А.И. Хомяков Текст. / Баландин А.И. //Русские писатели: библиографический словарь в 2 т. Т.2. М.: 1990 - С. 358.

57. Балашова Е.А. Ф.И. Тютчев и А.Ф. Вельтман: две концепции хаоса Текст. / Балашова Е.А. // Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева: Литературоведение, лингвистика, методика. Брянск: 2003. - С. 134137.

58. Балашова И.А. Метаморфоза в стихах Ф.И.Тютчева 1810—1820-х годов Текст. / Балашова Е.А.// Литературоведческий сборник: творчество Ф.И. Тютчева: филологические и культурологические проблемы изучения. Вып. 15-16. Донецк: ДонНУ, 2003. - 312 с. С. 60-72.

59. Башляр Г. Избранное: поэтика пространства Текст. /Башляр Г: пер. с фр. Н. В. Кисловой и др. М.: Изд-во гуманитарной лит-ры, 2004 -329 е.

60. Башляр Г. Земля и грезы о покое Текст. / Башляр Г.: пер. с фр. Б. М. Скуратова. -М.: Изд-во гуманитарной лит-ры, 2001 319 е.

61. Башляр Г. Вода и грезы: опыт о воображении материи Текст. / Башляр Г.: пер. с фр. Б. М. Скуратова. М.: Изд-во гуманитарной лит-ры, 1998-269с.

62. Башляр Г. Грезы о воздухе: опыт о воображении движения Текст./ Башляр Г.: пер. с фр. Б. М. Скуратова. М.: Изд-во гуманитарной лит-ры, 1999 - 344 с.

63. Берковский Н.Я. Ф.И. Тютчев Текст. // Берковский Н.Я. О русской литературе. Л.: Худ. лит., 1985.-383 с. С. 155-199.

64. Биншток Л.М. Субъектная структура стихотворения Тютчева «Кончен пир, умолкли хоры.» Текст. /Л. М. Биншток.//Лирическое стихотворение. Анализы и разборы. Л.: Худ. лит. 1974. - С. 67-79.

65. Биншток Л.М. Эволюция авторского сознания в лирике Тютчева и проблема творческого метода поэта Текст./ Л. М. Биншток// Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1983. - С. 44-52.

66. Биншток Л.М. Структура системы и специфика поэтического многоголосья в лирике Ф.И. Тютчева Текст. / Л. М. Биншток //

67. Проблема автора в русской литературе 19 20 вв. - Ижевск: 1978. -С. 125-133.

68. Бицилли П.М. Державин Пушкин - Тютчев и русская государственность Текст. // Бицилли П.М. Избранное. Историко-культурологические работы. - София: 1993.-Т. 1.-е. 123-167.

69. Бицилли П.М. Католичество и римская церковь Текст. //Бицилли П. М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. -М.: Языки русской культуры, 2006 808 с. С. 400-425.

70. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы Текст. / С. Г. Бочаров. -М.: 1999.-320 с.

71. Благой Д.Д. Жизнь и творчество Тютчева Текст./ Д.Д. Благой // Тютчев Ф. И. Полн. собр. стихотворений: В 2 т. Т. 1. -М.: 1994.

72. Бройтман С.Н. Зритель и действующее лицо в драме существования. Диалог в лирике Тютчева Текст.// Бройтман С.Н. Проблема диалога в русской лирике 19 века. Учебное пособие по спецкурсу. -Махачкала: 1983. С. 45-66.

73. Бройтман С.Н. «О чем ты воешь, ветр ночной?» Текст. / С.Н. Бройтман// Анализ одного стихотворения. «О чем ты воешь, ветр ночной?.» Ф.И. Тютчева. Тверь: ТГУ, 2001. - С. 6-19.

74. Брюсов В.Я. Ф.И. Тютчев: смысл его творчества Текст. / В.Я. Брюсов// Ф. И. Тютчев: pro et contra. Личность и творчество Тютчева в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. СПб.: РГХИ, 2005, - 1110 с.С. 263-276.

75. Бурдина Е.А. Лексико-семантическое выражение темы бога и религии в лирике Ф.И. Тютчева и И. Бродского Текст. /Е.А. Бурдина// Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева: Литературоведение, лингвистика, методика. Брянск, 2003. - С. 97-100.

76. В. Буркерт Homo Necans. Жертвоприношение в древнегреческом ритуале и мифе (фрагмент) Текст. /Буркерт В. перевод В.

77. Акимовой //Жертвоприношение: ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней. М.: Языки русской культуры, 2000. -536с. С 405-481.

78. Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Тютчева Текст. / Бухаркин П.Е.// Русская литература. 1977. - № 2. - С. 118-122.

79. Бухштаб Б .Я. Поэзия Тютчева // Ф.И. Тютчев. Весенняя гроза. Лирика. Письма. Тула: Приокское книжн. изд-во, 1984. - 415 с. С. 6-42

80. Вайман С.Т. Тютчевское Текст.// Вайман С.Т. Неевклидова поэтика. -М.: Эксмо-пресс, 2001. 525 с. С. 427-455.

81. Веселовский А. Н. Историческая поэтика Текст./А. Н. Веселовский М.: Высш. шк., 1989 - 406 с.

82. Веселовский А. Н. Избранные труды и письма Текст. / А. Н. Веселовский СПб: Наука, 1995 - 365с.

83. Вересов Д.А. Концепция евангельского слова в поэтике Тютчева: (К постановке темы) Текст./ Д.А. Вересов// Евангельский контекст в русской литературе 18-20 вв. Вып. 2. Петрозаводск,ПТУ, 1998. -С. 254-268.

84. Видющенко С.И. Политическая лирика и публицистика Ф.И. Тютчева Текст./С.И. Видюшенко // Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева: Литературоведение, лингвистика, методика. Брянск, 2003.-С. 205-214.

85. Виницкий И.Ю. Поэтический миф Тютчева (О стихотворении «Грустный вид и грустный час.») Текст./ И. Ю. Винницкий// Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 1998. - Т. 57. - № 3. - С. 19-29.

86. Виролайнен М. Н. Культурный герой нового времени Текст. // Виролайнен М. Н. Речь и молчание. Сюжеты и мифы русской словесности. СПб.: 2003 - с. 110-150.

87. В Россию можно только верить. Ф.И. Тютчев и его время. Текст.: Сб. статей / отв. ред. О. Я. Самочатова Тула: Приок. кн. изд-во, 1981.-214 с.

88. Гаспаров M.JI. Композиция пейзажа у Тютчева Текст.// Гаспаров М.Л. Избранные труды. В 2 т. Т. 2. М.: 1997. - С. 332-361.

89. Гачева А. Г. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.»: Достоевский и Тютчев Текст./ А.Г. Гачева. М.: ИМЛИ РАН 2004,. -637с.

90. Гвардини Р. Конец нового времени Текст./ Р. Гвардини//Вопрсы философии, 1990, №4. С.155-168.

91. Гершензон М.М. Гольфстрем Текст. / М.М. Гершензон // Лики культуры. М: 1995. - С. 5-78.

92. Гехтляр С.Я. «Что ныне будет ли всегда?.» (Ф. Тютчев и А. Ахматова: небытие и память) Текст. /С.Я. Гетлерх// Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева: Литературоведение, лингвистика, методика.- Брянск, 2003. С. 45-50.

93. Гик А. «Человек внутренний» в языковой картине мира Ф.И. Тютчева Текст./ А. Гик// Russian Literature. Special Issue F.I. Tjutchev II. North-Holland. - 2005. - LVII-I/II. - C. 1-8.

94. Гинзбург E. «Я встретил вас. в подлунной стороне»: от Жуковского- через Пушкина к Тютчеву Текст./Е. Гинзбург // Canadian -American Slavic Studies. - 2001. - № 4. с. 43-51.

95. Гинзбург Л. Я. О лирике. Текст. / Л. Я. Гинзбург М.: Интрада, 1997- 409с.

96. Глассе А. Две реальности «Сна на море» Ф.И. Тютчева Текст./ А. Гласе // Russian Studies. 1996. - № II, 4. - С. 7-21.

97. Голованевский А.Л., Атаманова Н.В., Чернявская Е.А. Поэтический словарь Ф.И. Тютчева: загадки, гипотезы, отгадки Текст. / А.Л. Голованевский// Вестник Брянского государственного университета.- Брянск, БГУ, 2004. №2. - С. 7-14.

98. Горелов А.Е. Вещая душа. Ф. Тютчев Текст.// Горелов А.Е. Три судьбы. Л.: Сов. писатель, 1980. - С. 9—172.

99. Горнфельд А.Г. На пороге двойного бытия. Текст. / А.Г. Горнфельд// Ф. И. Тютчев: pro et contra. Личность и творчество Тютчева в оценке русских мыслителей и исследователей: антология.- СПб.: РГХИ, 2005,- 1110 с.С. 231 -246.

100. Горынина И. Л. Традиция философского осмысления творчества Ф. И. Тютчева (обзор материалов к сборнику «Ф. И. Тютчев в русской философской критике») Текст./И. Горынина// Вестник Омского университета. Омск, ОмГУ, 2003. - Вып. 4. - С. 78-81,

101. Грачева И.В. Мотив звезд в лирике Ф.И. Тютчева Текст. / И.В. Грачева// Рус. Словесность. 2004. - № 2. - С. 26-30.

102. Григорьева А.Д. Медитативная лирика Текст. //Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева /А.Д. Григорьева М.: Наука, 1980. - 300с. С.197 -230.

103. Гридин С.Ю. К характеристике религиозного содержания в политических взглядах Тютчева Текст./С.Ю. Гридин// Религия, умонастроения, идеология в истории. Брянск, 1996. - С. 89-99.

104. Гридин С.Ю. Охранительная идеология Николая I и политические взгляды Ф.И. Тютчева Текст./ С.Ю. Гридин // Ф.И. Тютчев и тютчеведение в начале третьего тысячелетия: Матер, науч.-практ. конф.: 20-21 мая 2003 г. Брянск, 2003. - С. 297-317.

105. Дарвин М.Н. О композиции стихотворения Ф.И. Тютчева «Я помню время золотое.» Текст./ М.Н. Дарвин // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. Кемерово, 1979. - С. 207-214.

106. Дарвин М.Н. Проблема героя в любовной лирике Тютчева Текст./ М.Н. Дарвин// Филологические науки. 1981. - № 3. - С. 70-72.

107. Джексон Р.Л. Тютчевское «В разлуке есть высокое значенье.»: вневременной сон и мгновение во времени Текст./ Р.Л. Джексон// Мир филологии. М., 2000. - С. 60-64.

108. Динесман Т.Г. Ф.И. Тютчев. Страницы биографии (К истории дипломатической карьеры). М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 230 с.

109. Долгополов Л. Проблемы личности и водоворот истории: (А. Блок и Тютчев) Текст. // Долгополов Л. На рубеже веков. Л.: 1977. -С. 123-157.

110. Долгополова С.А. Тютчевский миф о Святой Руси Текст./ С.А. Долгополова// Тютчев сегодня: Материалы 4-х литературных чтений. -М., 1995.-С. 29-37.

111. Домащенко А.В. Исток поэзии и лирика Тютчева Текст. /А.В. Домашенко// Литературоведческий сборник: творчество Ф.И. Тютчева: филологические и культурологические проблемы изучения. Вып. 15-16. Донецк: ДонНУ, 2003. - 312 с. С. 31-44.

112. Дугин А.Н. Философия традиционализма. Текст. /А.Н. Дугин -М.: Арктогея-центр, 2002.- 624 с.

113. Егоров Б.Ф. Категория времени в русской поэзии 20 века Текст. /Б.Ф. Егоров// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. -Л., 1974.-С. 160-172.

114. Жирар Рене. Насилие и священное Текст./Рене Жирар М.: НЛО, 2000. - 397 с.

115. Журавлева А.И. Стихотворение Тютчева «Silentium» (к проблеме Тютчев и Пушкин) / А. И. Журавлева // Замысел, труд, воплощение. -М.: МГУ, 1977. С. 179 - 190.

116. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века: Диалоги на границах столетий: Учеб. пособие для студентов вузов. Текст./В.В. Заманская М.: Наука, 2002. - 303 с.

117. Зеньковский В.В. Философские мотивы в русской поэзии. Ф.И. Тютчев Текст. / В.В. Зеньковский // Ф. И. Тютчев: pro et contra. Личность и творчество Тютчева в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. СПб.: РГХИ, 2005, - 1110 с. С.739-745.

118. Зотов A.M. Образ мира в стихотворении Ф.И. Тютчева «День и ночь» Текст. /A.M. Зотов// Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева: Литературоведение, лингвистика, методика. Брянск, 2003. - С. 215218.

119. Зырянов О.В. О задачах познания Тютчева Текст./О.В. Зырянов// Известия Уральского государственного университета. -2004. -№33. -С. 129-140.

120. Иванюк Б.П. Стихотворения-метафоры Ф.И.Тютчева в контексте авторской концепции «Молчания» Текст./ Б.П. Иванюк// Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева: Литературоведение, лингвистика, методика. Брянск, 2003. - С. 51-55.

121. Иванченко Л.В. Миф о ночи (Ф.И.Тютчев и Б.-И. Антоныч) Текст./ Л.В. Иванченко // Литературоведческий сборник: творчество Ф.И. Тютчева: филологические и культурологические проблемы изучения. Вып. 15-16. Донецк: ДонНУ, 2003. - 312с. С. 189-202.

122. Изотова Е.С. Сон как способ обретения вечности (Ф.И. Тютчев и М.Ю. Лермонтов) Текст./ Е.С. Изотова// Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева: Литературоведение, лингвистика, методика. — Брянск, 2003.-С. 151-155.

123. Исупов К.Г. Ф.И. Тютчев: поэтическая онтология и эстетика истории Текст./ К.Г. Исупов // Ф. И. Тютчев: pro et contra. Личность и творчество Тютчева в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. СПб.: РГХИ, 2005 - 1110 с. С. 7-42.

124. Казин А.Л. Федор Тютчев поэт империи Текст.// Казин А.Л. Россия и мировая культура. - СПб, 2004. - 325 с.

125. Карсавин JI. Noctes Petropolitanae Текст. / Л. Карсавин//

126. B. Шестаков. Эрос и культура (философия любви в европейском искусстве). М.: Терра, 1999 - 464с. С. 420-454.

127. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева Текст./ В.Н. Касаткина -М.:1978.- 170 с.

128. Касаткина В.Н. Вера и неверие Тютчева Текст. / В.Н. Касаткина// Религиозные и мифологические тенденции в русской литературе 19 в. -М., 1997. С. 76-88.

129. Кессиди Ф.Х. Диалектика и материализм в философии Гераклита Эфесского Текст. / Ф. X. Кессиди // Вопросы философии, 1953, №5.1. C. 130-141.

130. Кнабе Г.С. Римская тема в русской культуре и в творчестве Тютчева Текст.// Тютчевский сборник: Статьи о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева / Под общ. ред. Ю. М. Лотмана. Таллинн: Ээсти раамат, 1990. - 320 с. С.252-284

131. Князев А. «Бездны мрачной на краю». Ф.И. Тютчев и Ф.М. Достоевский Текст./ А. Князев// Вопросы литературы. 1990. - № 4. -С. 77-101.

132. Ковальская М.И. Италия эпохи Рисорджименто в творчестве Ф.И. Тютчева и Ф.М. Достоевского Текст./ М.И. Ковальская// Россия и Италия.-М., 1993.-С. 118-149.

133. Коган А.С. Об эволюции тютчевского мира Текст. // Вопросы русской литературы, 1981. Вып. 1 (37). - С. 66-73.

134. Коган А.С. Поэтика лирического цикла Тютчева Текст./ А.С. Коган// Целостность литературного произведения и проблемы его анализа. Донецк,ДонНУ 1991. - 312 с. С. 123-130.

135. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. Развитие стиля и жанра. Текст./В.В. Кожинов М.: Современник, 1978.

136. Кожинов В.В. Соборность поэзии Тютчева Текст. / В. Кожинов// Наш современник. 1993. - № 12. - 167-172.

137. Кожинов В.В. Пророк в своем отечестве: Федор Тютчев -история России век 19-й. Текст./ В.В. Кожинов М.: Алгоритм, 2001.- 180 с.

138. Козлик И.В. Психологизм лирики Ф.И. Тютчева // Рус. лит. -СПб., 1992.-№ 1.-С. 18-29.

139. Козырев Б.М. Письма о Тютчеве Текст. /Б.М. Козырев// Литературное наследство. Т. 97. Кн. 1. М., 1988. - С. 71-110.

140. Коневской И.И. Мистическое чувство в русской лирике Текст. / И.И. Коневской// Ф. И. Тютчев: pro et contra. СПб.: РГХИ, 2005 -1110 с. С. 213-229.

141. Кораблев А.А. О чем поет ветер: стратегии постижения Текст. /А.А. Кораблев// Анализ одного стихотворения. «О чем ты воешь, ветр ночной?.» Ф.И. Тютчева. Тверь,ТГУ, 2001. - С. 58-62.

142. Кораблев А.А. Хаосмос Тютчева Текст. /А.А. Кораблев// Литературоведческий сборник: творчество Ф.И. Тютчева: филологические и культурологические проблемы изучения. Вып. 1516. Донецк: ДонНУ, 2003. - 312 с. С. 16-30.

143. Лаврецкий Ал. Взыскующий благодати (Ф. И. Тютчев: поэт и поэзия) Текст. / Ал. Лаврецкий // Ф. И. Тютчев: pro et contra. СПб.: РГХИ, 2005 1110 с. С. 361-379.

144. Лебанидзе В. Ш. Огонь и космос в философии Гераклита Текст. /В. Ш. Лебанидзе//Вопросы философии, 1981, №6. С. 142-152.

145. Левин Ю.И. Инвариантный сюжет лирики Тютчева Текст./ Ю. И. Левин// Тютчевский сборник: Статьи о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева. Таллинн, Ээсти раамат, 1990. - 320 с. С. 142-206.

146. Лейбов Р.Г. Специфика оппозиции свое/чужое (пространство) в лирике Ф.И. Тютчева Текст./ Р.Г. Лейбов// Тезисы докладов по гуманитарным и естественным наукам СНО. Русская литература. -Тарту, 1985.-С. 18-20.

147. Лейбов Р.Г. Мотив неожиданного изменения / незаслуженного дара в лирике Ф.И. Тютчева Текст./ Р.Г. Лейбов// Тезисы докладов по гуманитарным и естественным наукам СНО. Русская литература. Тарту, 1986. - С. 25-28.

148. Лейбов Р.Г. «Дагмарина неделя»: очерк контекстов одного стихотворения Тютчева Текст. /Р.Г. Лебов// Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. (Новая серия), 3. -Тарту, 1999.-С. 88-108.

149. Либерман А.С. О пейзажной лирике Тютчева Текст. /А.С. Либерман// Russian Language Journal. XLIII, № 144 (1989). - С. 99124.

150. Либерман А.С. Автопортрет молодого поэта в пустыне: (Стихотворение Тютчева «Безумие») Текст. /А.С. Либерман// Филология. Владимир, 1998. - С. 127-135.

151. Ли Су Ен. Традиция пушкинского «Пророка» в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Безумие» и «Странник» Текст. / Ли Су Ен // Русская литература. 2001. - № 3. - С. 116-118.

152. Ли Су Ен. «Бездна безымянная» в философской лирике Ф.И. Тютчева // Русская литература. 2001. - № 4. - С. 162-164.

153. Литературоведческий сборник: творчество Ф.И. Тютчева: филологические и культурологические проблемы изучения. Вып. 1516. Донецк: ДонНУ, 2003 .-312с.

154. Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева Текст. / Ю. М. Лотман// Тютчевский сборник: Статьи о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева / Под общ. ред. Ю. М. Лотмана. Таллинн: Ээсти раамат, 1990.-320 с. С. 108-141.

155. Лотман Ю.М. Заметки по поэтике Тютчева Текст.// Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. - С. 553 - 564.

156. Лотман Ю.М. Ф.И. Тютчев. «Два голоса» Текст.// Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. - С. 173-177.

157. Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева Текст.// Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. - С. 565-594.

158. Лотман Ю.М. Спецкурс «Русская философская лирика. Творчество Тютчева»: (Неавторизованный конспект лекций) / Публ. Киселевой Л. // Тютчевский сборник: 2. Тарту: 1999. - С. 272-317.

159. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев. Текст. /Е.А. Маймин М.:Худ. лит. 1976.-250 с.

160. Меднис Н.Е. «На пороге как бы двойного бытия. »: тени и призраки в лирике Тютчева Текст. /Н.Е. Меднис// Russian Literature. Special Issue F.I. Tjutchev II. North-Holland. - 2005. - LVII-I/II. -C. 125-140.

161. Международная научная конференция, посвященная 200-летию со дня рождения Ф.И. Тютчева (22-23 октября 2003 г.). Тезисы докладов. Ереван: Лингва, 2003.

162. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. Текст. /Е.М. Мелетинский -М.: Вост. лит-ра: Языки русской культуры, 1995.- 408с.

163. Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев Текст. / Д.С. Мережковский// Ф. И. Тютчев: pro et contra. Личность и творчество Тютчева в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. М.: 2005. - 1110 с. С. 311-350.

164. Милорадович С.И. Языческая и христианская стихии в поэзии Ф.И. Тютчева Текст./С.И. Милорадович// Русская литература 19 в. и христианство. М.: 1997. - С. 316-324.

165. Михайлов А.В. Проблема философской лирики Текст.// Михайлов А.В. Обратный перевод. М.: 2001. - 534 с.

166. Мосс М. Социальные функции священного Текст. / М. Мосс -СПб.: Евразия, 2000 446 с.

167. Мраморнов О.Б. Продолжение литературы: Боратынский, Тютчев, Бунин, Ходасевич, Пастернак, Шолохов, Солженицын Текст. / О.Б. Мраморнов М.: Муравей-Гайд, 2000. - 159с.

168. Мырикова А.В. К характеристике политической философии Ф.И.Тютчева Текст. /А. В. Мырикова // Schola 2002. - М., 2002. -С. 21-23.

169. Нагуманова Э.Ф. Стихии воды и огня в творчестве Ф.И. Тютчева и татарских поэтов начала 20 века Текст. /Э.Ф. Нагуманова // Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева: Литературоведение, лингвистика, методика. Брянск, 2003. - С. 155-159.

170. Непомнящий И.Б. «О, нашей мысли оболыценье.» (О лирике Ф.И. Тютчева). Брянск: Изд. дом «Кириллица», 2002. - 184 с.

171. Непомнящий И.Б. О возможном источнике стихотворения Ф.И. Тютчева «Безумие». Текст. /И. Б. Непомнящий //Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева: Литературоведение, лингвистика, методика. Брянск, 2003. - С. 222-228.

172. Николина Н.А. Время в поэзии Ф.И. Тютчева Текст. / Н.А. Николина // Русский язык в школе. 1998. - № 6. С. 145-160.

173. Новинская Л.П, Руднев П.А. Художественное пространство в лирике Ф.И. Тютчева как форма выражения авторского сознания. Статья 1 Текст. / Л.П. Новинская, П.А. Руднев // Проблема автора в художественной литературе. Устинов, 1985. - С. 75-81.

174. Озеров Л.А. Поэзия Тютчева. М.: Худ. лит., 1975. - 112 с.

175. Океанский В.П. Символическая герменевтика стихотворения Ф.И. Тютчева «Сны» Текст. /В.П. Океанский// Вопросы онтологической поэтики. Иваново, 1998. - С. 29-39.

176. Океанский В.П. Поэтика пространства в русской метафизической лирике 19 века: Е.А. Баратынский, А.С. Хомяков, Ф.И. Тютчев. Текст./ В.П. Океанский Иваново, 2002. - 203 с.

177. Океанский В.П. Русская метафизическая лирика XIX века (Е.А. Баратынский, А.С. Хомяков, Ф.И. Тютчев, поэтика пространства): Дис. на соискание степени д-ра филол. наук: 10.01.01 Текст. / В.П. Океанский Иваново, 2002. - 286 с.

178. Онианс Ричард. На коленях богов: истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе Текст./ Р. Онианс. М.: Прогресс-Традиция, 1999.-340 с.

179. Орехов Б.В. Образ славы в стихотворении «Цицерон» в свете античной параллели Текст. / Б. В. Орехов // Литературоведческий сборник. Вып. 15-16. Донецк: ДонНУ, 2003. - 312 с. С. 158-162.

180. Орехов Б.В. Образ бессмертия и античный контекст в лирике Ф.И. Тютчева Текст./ Б. В. Орехов// Философская мысль. 2005. -№ 1-2.-С. 101-104.

181. Орехов Б.В. Эсхатологический миф в стихотворении Ф.И. Тютчева «Последний катаклизм» Текст. / Б.В. Орехов// Актуальные проблемы филологии. Материалы республиканской конференции молодых ученых. Уфа: РИО БашГУ, 2005. - С. 220224.

182. Орлова О.А. Ф.И. Тютчев. «О чем ты воешь, ветр ночной?.»: Опыт анализа Текст. / О. А. Орлова// Анализ одного стихотворения. «О чем ты воешь, ветр ночной?.» Ф.И. Тютчева. Тверь, ТГУ 2001. -С. 28-41.

183. Осповат А.Л. «Как слово наше отзовется.»: О первом сборнике Ф.И. Тютчева Текст./ А. Л. Осповат. М., 1980. - 112 с.

184. Осповат А.Л. О стихотворении «14 декабря 1825» (К проблеме «Тютчев и декабризм») Текст. /А.Л. Осповат // Тютчевский сборник. Таллинн: Ээсти раамат, 1990. - С. 233-251.

185. Осповат А.Л. К источникам незавершенного трактата Тютчева «Россия и запад» (неопубликованное письмо А.Н. Попову) Текст. / А. Л. Осповат // Тютчевский сборник. Таллинн: Ээсти раамат 1990. С. 286-289.

186. Осповат А.Лю Элементы политической мифологии Тютчева: (Комментарий к статье 1844 г.) Текст. / А. Л. Осповат // Тютчевский сборник: 2. Тарту, Ээсти раамат, 1999. - С. 227-263.

187. Парфенова Р. Три моря: Сравнительная характеристика элегии

188. B.А. Жуковского «Море», стихотворений А.С. Пушкина «К морю» и Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное.» Текст. /Р. Парфенова// Литература. 2001. - № 36. - С. 4.

189. Петрова И.В. Текст и интертекст в поэтическом мире Ф.И. Тютчева Текст. /И.В. Петрова// Интертекст в художественном и публицистическом дискурсе: Материалы международной конференции. Магнитогорск, 2003. - С. 151-159.

190. Петрова П.И. Мир, общество, человек в лирике Тютчева Текст. / П. И. Петрова // Литературное наследство. Т. 97. Кн. 1. М., 1988.

191. Петросов К.Г. Человек и Вселенная в стихах русских поэтов 19 -начала 20 века: (Жуковский, Лермонтов, Тютчев, Блок, ранний Маяковский) Текст. / К. Г. Петросов// Взаимодействие метода, стиля и жанра в советской литературе. Свердловск, 1988. - С. 17-32.

192. Пигарев К.В. Ф.И. Тютчев и его время. Текст. / К. В. Пигарев -М: Современник, 1978. 350 с.

193. Пичугина В., Федорова М. Мужчина и женщина в любовной лирике Тютчева Текст. / В. Пичугина, М. Федорова // Russian Literature. Special Issue F.I. Tjutchev II. North-Holland. - 2005. -LVII-I/II. - C. 151-160.

194. Погорельцев В.Ф. Проблемы религиозности Ф.И.Тютчева Текст. / В. Ф. Погорельцев // Вопросы философии. 2003. - № 6.1. C. 136-141.

195. Подгаецкая И.Ю. «Свое» и «чужое» в поэтическом стиле. Жуковский Лермонтов - Тютчев Текст. / И. Ю. Подгаецкая // Смена литературных стилей. На материале русской литературы 19— 20 веков.-М.: 1974.-С. 123-136.

196. Полищук Я. Мотив смерти в поздней лирике Тютчева Текст. / Я. Полищук // Тютчевский сборник: К двухсотлетию со дня рождения поэта / Под редакцией Дануты Пивоварской и Василия Щукина. -Krakow: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellonskiego, 2004. С. 93-101.

197. Полонский А.Э. Мистика в жизни и мистицизм в творчестве Федора Тютчева Текст. / А.Э. Полонский // Russian Literature. -North-Holland, 2003, LIV-VI, Special issue Fedor Ivanovich Tjutchev. -C. 505-524.

198. Просцевичус В.Э. Форма души Текст. / В.Э. Просцевичус// Литературоведческий сборник: творчество Ф.И. Тютчева: филологические и культурологические проблемы изучения. Вып. 1516. Донецк: ДонНУ, 2003. - С. 104-111.

199. Пумпянский Л.В. Поэзия И. Ф. Тютчева Текст. // Ф. И. Тютчев: pro et contra. Личность и творчество Тютчева в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. СПб.: РГХИ, 2005. - С. 434 - 474.

200. Пустовойт К.Г. Образы римских поэтов у Тютчева Текст. / К. Г. Пустовойт // Тютчев сегодня: Материалы IV Тютчевских чтений. -М., 1995.-С. 69-79.

201. Роднянская И.Б. Лирический герой Текст. / И.Б. Роднянская // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 350.

202. Свенцицкая Э.М. Проблема хаоса: Тютчев и русские символисты Текст. / Э.М. Свенцицкая // Литературоведческий сборник: творчество Ф.И. Тютчева: филологические и культурологические проблемы изучения. Вып. 15-16. Донецк: ДонНУ, 2003. - 312 с. С. 212-231.

203. Семенова С. Перед лицом природы и судьбы: Тютчев, Пушкин, Баратынский, Лермонтов Текст. / С.Г. Семенова // Семенова С.Г. Преодоление трагедии. -М.: Худ. лит., 1989. С. 5-98.

204. Силантьев И.В. Поэтика мотива Текст. / И.В. Силантьев М.: Языки культуры, 2004. - 294 с.

205. Скатов Н. Н. О «двух тайнах» русской поэзии: Некрасов и Тютчев Текст. / Н. Н. Скатов // Скатов Н. Н. Литературные очерки. -М.: Худ. лит., 1985. С. 210-268.

206. Скатов Н.Н. Федор Тютчев Текст. / Н.Н. Скатов // Скатов Н.Н. Русские поэты природы. -М.: Правда, 1980. С. 49-64.

207. Слюняева И.Ф. Лирический образ природы в поэзии Ф.И. Тютчева и в русской пейзажной живописи Текст. / И. Ф. Слюняева // Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева: Литературоведение, лингвистика, методика. Брянск, 2003. - С. 247252.

208. Созина Е.К. Космологические зеркала: образ «двойной бездны» в русской поэзии 19 начала 20 века Текст. / Е. К. Созина // Литературный текст: проблемы и методы исследования. Вып. 3. -Тверь, 1997.-С. 81-95.

209. Созина Е.К. Дискурс сознания в поэтическом мире Тютчева Текст. / Е. К. Созина // Эволюция форм художественного сознания врусской литературе (опыт феноменологического анализа): сб. науч. тр. Екатеринбург: 2001 350 с. С. 40-162 .

210. Соловьев B.C. Поэзия Ф.И. Тютчева Текст. / B.C. Соловьев // Ф. И. Тютчев: pro et contra. Личность и творчество Тютчева в оценке русских мыслителей и исследователей : антология М.: 2005 - 1110 с. С. 179-202.

211. Стародубец С.М. Философский план содержания в поэтическом дискурсе Ф.И. Тютчева Текст. / С. М. Стародубец // Поэтическое наследие Ф.И. Тютчева: Литературоведение, лингвистика, методика. Брянск, 2003. - С. 110-114.

212. Сузи В.Н. Принцип «двойного бытия» в поэзии Ф.И.Тютчева Текст. / В. Сузи // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992.-С. 102-112.

213. Сузи В.Н. Богородичные мотивы в пейзажной лирике Ф. Тютчева Текст. /Сузи Б.Н. // Евангельский текст в русской литературе 18-20 вв.: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. -Петрозаводск, 1994. С. 170-178.

214. Сузи В.Н. Христос в поэзии Ф.И. Тютчева Текст. / Сузи В.Н.// Евангельский текст в русской литературе 17-20 вв.: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 3. Петрозаводск, 2001. -С. 309-327.

215. Таборисская Е.М., Штейнгольд A.M. Тема сна и смерти в лирике Лермонтова и Тютчева: (К проблеме творч. индивидуальности)

216. Текст. / Е.М. Таборисская, А. М. Штейнгольд // Жанр и творческая индивидуальность. Вологда, 1990. - С. 75-87.

217. Тарасов Б.Н. Тютчев и Паскаль: (Антиномии бытия и сознания в свете христианской онтологии) Текст. / Б. Н. Тарасов// Русская литература. 2000. - № 3. - С. 52-74.

218. Тарасов Б.Н Тютчев и Паскаль: (Антиномии бытия и сознания в свете христианской онтологии). Статья вторая Текст. / Б. Н. Тарасов// Русская литература. 2000. - № 4. - С. 26^15.

219. Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник» (влияние Паскаля на христианское мышление Тютчева) Текст. / Б. Н. Тарасов// Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. 2000. - № 3. - С. 127-137.

220. Тарасов Б.Н. Историософия Ф.И.Тютчева в современном контексте Текст. / Б.Н. Тарасов — М.: Наука, 2006. — 159 с.

221. Таруашвили Л.И. Тектоника визуального образа в поэзии античности и христианской Европы: к вопросу о культурно-исторических предпосылках ордерного зодчества. Текст. / Л.И. Таруашвили М.: Языки культуры, 1998. - 376 с.

222. Тильман Ю.Д. Фрагмент языковой картины мира Тютчева: (Концепт ПАМЯТЬ) Текст. / Ю. Д. Тильман // Онтология языка и его социокультурные аспекты. — М., 1999. С. 165-173.

223. Тильман Ю.Д. Пространство в языковой картине мира Тютчева (концепт «круг») Текст. / Ю. Д. Тильман // Логический анализ языка: языки пространств. М., 2000. - С. 440-448.

224. Тодоров Л. Символы веры Федора Тютчева: К 200-летию со дня рождения Ф.И. Тютчева Текст. / Л. Тодоров // Педагогика. 2003. -№ 10.-С. 60-70.

225. Толстогузов П.Н. «Кончен пир, умолкли хоры.»: поэтика иератических знаков в лирике Тютчева Текст. / П. Н. Толстогузов//

226. Тютчевский сборник: Межвузовский сборник научных трудов. -Биробиджан, 1998. С. 60-74.

227. Толстогузов П.Н. Стихотворение Тютчева «Безумие»: опыт расширенного анализа Текст. / П. Н. Толстогузов // Русская речь. -1998.-№5.-С. 3-15.

228. Толстогузов П.Н. Лирика Ф.И.Тютчева: Поэтика жанра Текст. / П.Н. Толстогузов. М.: «Прометей» МПГУ, 2003.-370 с.

229. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика.Текст. /Б.В. Томашевский М.: Аспект-пресс, 1999. - 334 с.

230. Тростина М.А., Жадунова Н.В. Философское осмысление темы хаоса в лирике Ф.И. Тютчева Текст. / А. М. Тростина, Н. В. Жадунова // Гуманитарные науки: в поиске нового. Саранск, 2003. -Вып. 2.-С. 119-123.

231. Тынянов Ю.Н. Пушкин и Тютчев Текст. // Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. СПб., 2001. - С. 189-221 с.

232. Ф.И. Тютчев. Библиотечно-библиографический указатель произведений о жизни и деятельности: 1818-1973 Текст. / Под ред. К. В. Пигарева. М.: Книга, 1978. - с. 235.

233. Ф.И.Тютчев в документах, статьях и воспоминаниях современников Текст. / Сост. Чагин Г.В. М.: 1999.

234. Ф.И. Тютчев в документах, статьях и воспоминаниях Текст. / Сост. Чагин Г.В. М.: Книга и бизнес, 2002.

235. Ф.И. Тютчев и тютчеведение в начале третьего тысячелетия: Матер, науч.-практ. конф.: 20-21 мая 2003 г. Текст. / Тютчев Ф. И. -Брянск, 2003.

236. Федор Иванович Тютчев. Краткая летопись жизни и творчества. Документы и воспоминания современников. Из Тютчевианы. Тютчев и современность. Венок поэту. Текст. / Ф. И. Тютчев М.: Русскш Mipb, 2004.

237. Ф. И. Тютчев: pro et contra. Личность и творчество Тютчева в оценке русских мыслителей и исследователей : антология. Текст. /под ред. К.Г. Исупова — СПб.: Изд-во РХГИ, 2005. 1110 с.

238. Ф.И. Тютчев: проблемы творчества и эстетической жизни наследия Текст.: сб. научных трудов / под ред. В.Н. Аношкиной, В.П. Зверева. М.: Пашков Дом, 2006. - 624 с.

239. Тютчевский сборник: Ст. о жизни и творчестве Федора Ивановича Тютчева Текст. / Под общ. ред. Лотмана Ю.М. -Таллинн: Ээстираамат, 1990.-320с.

240. Тютчевский сборник: Межвуз. сб. науч. тр. Текст. / под ред. П. Н. Толстогузова. Биробиджан, 1998. - 75 с.

241. Тютчевский сборник: 2. Тарту, Ээсти раамат, 1999. - 310 с.

242. Тютчевский сборник: К двухсотлетию со дня рождения поэта Текст. / Под редакцией Дануты Пивоварской и Василия Щукина. -Krakow: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellonskiego, 2004. С. 233. Тираж 500 экз. (Серия «Rosja: mysl, slowo, obraz», том III).

243. Упорова Л.С. «Чрез веси, грады и поля, светлее, светлее дорога.» (Мотивы света и пути в лирике Тютчева) Текст. / Л. С. Упорова // Гуманитарные науки в Сибири. Сер. филол. -Новосибирск, 1997. № 4. - С. 45-50.

244. Федоров Ф. Концепт «гул» в лирике Тютчева Текст. / Ф. Федоров// Тютчевский сборник: К двухсотлетию со дня рожденияпоэта / Под редакцией Дануты Пивоварской и Василия Щукина. -Krakow: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellonskiego, 2004. 233 с. С. 57-75.

245. Фоменко И.В. Семантика «пустого места» // Анализ одного стихотворения. «О чем ты воешь, ветр ночной?.» Ф.И. Тютчева. -Тверь: ТГУ, 2001. С. 42-48.

246. Фоменко И.В. Три статьи о поэтике. Пушкин. Тютчев. Бродский: Прил. к серийн. изд. «Лит. текст: проблемы и методы исслед.». Текст. / И. В. Фоменко Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - 40 с.

247. Франк С. Л. Космическое чувство в поэзии Ф. И. Тютчева Текст. / С.Л. Франк // Ф. И. Тютчев: pro et contra. Личность и творчество Тютчева в оценке русских мыслителей и исследователей : антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 2005. - С. 282-309.

248. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Текст. /О. М. Фрейденберг М.: Лабиринт, 1997. - 448 с.

249. Фрейберг Л.А. Тютчев и античность Текст. /Л.А. Фрейберг // Античность и современность. М.: 1974 - С. 445 - 457.

250. Хазанкович Ю.Г. Пространственная модель тютчевского мира Текст. / Ю. Г. Хазанкович // Тютчевский сборник: Межвузовский сборник научных трудов. Биробиджан, 1998. - 75 с. С. 50-51.

251. Ходанен Л.А. «Мысль изреченная есть ложь.»: мотив молчания и безмолвия в стихотворении Ф.И. Тютчева «Silentium» Текст. / Л. А. Ходанен // Рус. словесность. 2004. - №2. - С. 5-11.

252. Ходасевич В.Ф. О Тютчеве Текст. / В. Ф. Ходасевич// Ф. И. Тютчев: pro et contra. Личность и творчество Тютчева в оценке русских мыслителей и исследователей : антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 2005.-С. 179-185.

253. Чагин Г.В. Армянский переулок, 11. Текст. / Г. В. Чагин М.: Московский рабочий, 1990. - 78 с. - (Биография одного дома).

254. Чагин Г.В. Федор Иванович Тютчев. Кн. для учащихся. Текст. /Г. В. Чагин М.: Просвещение, 1990. - 173 с.

255. Чагин Г.В. Федор Тютчев: Женщины в его жизни и творчестве. Текст. /Г. В. Чагин Челябинск: Урал LTD, 1999. - 287 е., ил. -(Биогр. ландшафты)

256. Чагин Г.В «Оракул наших дней»: (Роман-хроника о жизни Ф.И. Тютчева и его окружения) Текст. / Г. В. Чагин Брянск, 1999. - № 8.

257. Чагин Г.В. Тютчевы Текст. /Г. В. Чагин Отв. ред. В.А. Котельников. - СПб.: Наука, 2003. - 416 с. - (Преданья русского семейства.).

258. Чернышева М.А. О художественной целостности лирики Тютчева Текст. / М. А. Чернышева // Лирическая и эпическая поэзия 19 в.-Л., 1976.-С. 52-63.

259. Чистяков Г. «Язык обитателей неба». О природе молчания Текст. / Г. Чистяков// Русская мысль. 1998. - №4241. (В т. ч. о «Silentium!».)

260. Чичерин А.В. Стиль лирики Тютчева Текст. / А. В. Чичерин // Контекст-1974. Литературно—теоретические исследования. М., 1975.-С. 275-294.

261. Чичерин А.В. Образ времени в поэзии Тютчева Текст. // Чичерин А.В. Ритм образа. Стилистические проблемы. М., 1980. -С. 161-169.

262. Чумаков Ю.Н. Пир поэтики: Стихотворение Тютчева «Кончен пир, умолкли хоры.» Текст. / Ю.Н. Чумаков // Русские пиры. СПб, 1998.-С. 123-167.

263. Чумаков Ю.Н. Принцип «перво деления» в лирических композициях Тютчева Текст. / Ю. Н. Чумаков // Studia metrica et poetica. Сборник статей памяти П.А. Руднева. СПб., 1999. - С. 118130.

264. Чумаков Ю. Точка, распространяющаяся на все: Tyutchev Текст. /Ю. Н. Чумаков // Russian Literature. Special Issue F.I. Tjutchev II. -North-Holland. 2005. - LVII-I/II. - C. 205-216.

265. Шакирова Л.Г. Время и вечность в лирике Тютчева Текст. / Л. Г. Шакирова // Писатель и жизнь. М., 1987. - Вып. 11. - С. 153-169.

266. Шакирова Л.Г. Истоки символики философских стихотворений Тютчева о природе Текст. / Шакирова Л. Г. Лит ин-т им. А. М. Горького. М., 1987. - 50 с.

267. Шур Л.А. Неосуществленное издание стихотворений Ф.И.Тютчева 1836-1837 гг. (по материалам архива И.С. Гагарина) Текст. / Л. А. Шур // Oxford Slavonic papers. Oxford, 1986. - С. 102115.

268. Щемелева Л.В. Вступительные замечания к статье «Мотивы поэзии Лермонтова» Текст. / Л.В. Щемелева // Лермонтовская энциклопедия. М.: Наука, 1981. - С.290-291.

269. Щенников Г.К. Три лика Федора Тютчева Текст. / Г. К. Щенников// Известия Уральского государственного университета. -Екатеренбург: 2004. № 33. - С. 146-149.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.