Метаморфозы образа зеркала в истории культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Рон, Мария Витальевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 255
Оглавление диссертации кандидат культурологии Рон, Мария Витальевна
Введение.
Глава 1: Культурология зеркала.
1.1. Вещь и образ вещи в культурологическом анализе.
1.2. Зеркало в мире культуры: идея, вещь и образ.
1.3. Зеркало как инструмент познания и самопознания.
Глава 2: Мифология зеркала в традиционных культурах.
2.1. Рождение зеркала-предмета.
2.2. Мифологема Зазеркалья.
2.3. Мифологема Зеркала-Солнца.
2.4. Мифологема Зеркала-Всевидящего Ока.
2.5. Образы «Божественного» и «мирского» зерцала в европейской Средневековой культуре.
Глава 3: Образ зеркала в историческом движении.
3.1. Образ отражающего зеркала в культуре Возрождения.
3.2. Метафорическая трактовка зеркала в культуре XVII - XVIII веков.
3.3. Типы зеркальных реальностей в художественном опыте
XIX - начала XX века.
3.4. Зеркальные репликации XX века.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Зеркало как общекультурный феномен2002 год, кандидат культурологии Дегтярёва, Ольга Александровна
Поэтика зеркала в русской детской литературе XX века2006 год, кандидат филологических наук Урванцева, Наталья Геннадьевна
Изобразительно-символические функции мотива зеркала: на материале живописи2007 год, кандидат философских наук Перепелова, Наталья Владимировна
Основные тенденции в истории зеркала и его место в художественной системе русского интерьера: XVIII - ХХ вв.2002 год, кандидат искусствоведения Екимова, Наталья Юрьевна
Метафизические концепции зеркального отражения2002 год, кандидат философских наук Чулков, Олег Алексеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метаморфозы образа зеркала в истории культуры»
Актуальность исследования. В последние десятилетия в гуманитарных дисциплинах заметно усиление научного интереса к проблеме повседневности. Все многообразие форм быта (обычная жизнь человека, его привычки, каждодневное поведение, вещи, которые его окружают, и которыми он пользуется) осмысляются в неразрывной связи с нравственными, идеологическими, социальными и художественными явлениями культуры. Вещи, составляющие неотъемлемую часть повседневного быта, используются человеком не только как средства удовлетворения потребностей, но и наделяются эстетическими, аксиологическими, гносеологическими значениями. На каждом историческом этапе изменялось отношение человека к вещи, переосмыслялся ее статус и формировался образ вещи в культуре. Метаморфозы вещи в истории культуры составляет не только изменение формы и техники производства, но и изменение образа вещи и ее семантики.
Зеркало, наряду с такими предметами, как сосуд, дом, часы, игрушка, отличается повышенной семиотичностью и множественностью функциональных ролей, оно выступает универсалией (архетипом, мифологемой, идеологемой и смыслообразом) культуры. Феномен зеркала раскрывается в трех проекциях (зеркало-предмет, идея зеркальности и образ зеркала) и реализуется в пространстве материальной, духовной и художественной культуры. Универсальность образа зеркала и его неразрывная связь с процессами познания и самопознания определили культурологический интерес к его изучению.
История этого предмета может многое рассказать о человеке и обществе, а выявление семиотического аспекта образа зеркала позволяет использовать его как источник для изучения истории и типологии культуры. Однако традиционные формально-стилистические подходы к изучению бытовых явлений не соответствуют современным научным требованиям, поскольку не позволяют раскрыть все многообразие значений и ценностей вещи и не дают возможности проследить изменение статуса вещи в истории культуры. В современной культурологии актуальным является выявление методов междисциплинарного исследования, которые позволят интегрировать и систематизировать эмпирический материал, накопленный в археологии, этнографии, антропологии, искусствоведении, эстетики и философии; определить новые комплексные, системные подходы в анализе и интерпретации феноменов материальной культуры. Наличие богатого эмпирического материала и обнаружение нового взгляда в осмыслении явлений материальной культуры сформировали потребность в разработке новой методологии изучения вещи в целом и феномена зеркала в частности. Степень разработанности проблемы.
Зеркало-предмет и образ зеркала в искусстве являются объектами исследования широкого круга гуманитарных дисциплин: археологии, этнографии, теории и истории культуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусств, литературоведения, психологии, философии, семиотики.
Объектом исследования археологической науки являются металлические зеркала, техника и эволюция их производства. Наиболее полно изучены бронзовые зеркала найденные на территориях Дальнего Востока (Е.И. Лубо-Лесниченко, Г.Г. Стратонович, Э.В. Шавкунов), Средиземноморья (З.А. Бли-мович, Л. Конгдон), Средней Азии (Э. Маккей, В.И. Сарианиди, К.Ф. Смирнов, A.M. Хазанов). Многочисленные находки бронзовых зеркал в погребениях разных народов древнего мира предопределили интерес этнографов к вопросу об их функциональном предназначении. Реконструкции сакральной семантики зеркал и их функций в ритуалах традиционных народов посвящены этнографические исследования М.Б. Кенин-Лопсана, Б.А. Литвинского, Д.С. Раевского, A.M. Хазанова, Э.В. Шавкунова. Отдельные аспекты символики зеркала и отражения в мифологии и фольклоре народов мира рассмотрены в работах А.Н. Афанасьева, А.Ф. Лосева, М.И. Никитиной, В.Я. Проппа, Дж. Фрезера.
Зеркало-предмет и зеркальные рамы являются предметом исследований истории декоративно-прикладного искусства. Эстетическая ценность зеркала, его роль в интерьере, история техники изготовления и способов декорирования зеркальных рам рассматриваются в работах Н.А. Ашариной, И.А. Бартенева, В.Н. Батажковой, Ж. Бодрийяра, О.С. Евангуловой, Ч.-М. Коркодейла, В.И. Локтарева.
За всю пятитысячелетнюю историю зеркала образ предмета многократно находил отражение в памятниках литературы и изобразительного искусства и представляет богатый материал для исследований. В 1991 году была опубликована работа А.З. Вулиса «Литературные зеркала», в которой автор на материале фольклора и литературы, изобразительного искусства и кинематографа рассматривает многообразие художественных образов зеркала и связанных с ним мотивов двойничества и нарциссизма. Работа А.З. Вулиса является единственной монографией, посвященной изучению художественного образа зеркала в произведениях разных видов искусств. Отдельные аспекты литературных образов зеркала в произведениях ряда писателей раскрыты в работах О.Б. Вайнштейна, Ж. Женетта, Л.А. Сафроновой, А. Ханзен-Леве. К проблеме художественного образа зеркала в изобразительном искусстве обращались С.М. Даниэль, В. Кеменов, Ю.М. Лотман, М.Н. Соколов. Принцип зеркальной симметрии в музыкальных произведениях изучен в работе С.С. Гончаренко. Следует отметить статьи Д.Н. Молока, В.М. Турчина, М.Б. Ямпольского, посвященные проблеме изменения семантики зеркала и его образа в истории культуры с древних времен до XX века.
В XX веке усилился интерес к изучению феномена зеркальности в философии и психоанализе. Гносеологический аспект зеркала и проблема восприятия зеркального отражения рассмотрены в работах М.М. Бахтина, С. Кьеркегора, Ж. Лакана, М. Мерло-Понти, М. Фуко. Идея зеркального отражения и метафора зеркала в историко-философском дискурсе представлены в исследованиях Б.Л. Борухова, А.Ф. Лосева, О.А. Чулкова. Исследованию зеркала как феномена культуры посвящена работа О.А. Дягтяревой. В 90-х годах XX века зеркало становится предметом исследования семиотики. В 1986 году была опубликована статья У. Эко «Зеркала», в которой итальянский ученый, проведя сравнительный анализ законов геометрической оптики и принципов семиологии, пришел к выводу, что жесткая каузальная связь отражения и объекта, единичный характер их отношений и невозможность интерпретации исключают зеркало из области семиотики. Однако отражение в зеркале и само зеркало-предмет, а также образы зеркал и отражений имеют разные семиотические потенции. И если отражение в зеркале, которое анализирует У. Эко, не является знаком по отношению к отражаемому объекту, то само зеркало может служить знаком любого другого предмета или явления. А многочисленные примеры из истории художественной культуры свидетельствуют о том, что образы зеркала и отражения могут выступать носителями множественных значений. Семиотические потенции феномена зеркала рассмотрены в работах Ю.М. Лотмана и в сборнике «Зеркало. Семиотика зеркальности» (Труды по знаковым системам, Тарту, 1988, Вып. 22), в который вошли статьи С. Золяна, Ю. Левина, Л. Столовича и других ученых тартуской-московской семиотической школы.
Несмотря на обилие публикаций, посвященных теме зеркала, в большинстве работ авторы обращаются только к одному из многих аспектов феномена зеркала и рассматривают зеркало как предмет материальной культуры, как произведение декоративно-прикладного искусства, как образ в художественном произведении одного из видов искусств или в рамках ограниченного исторического периода. На фоне значительного числа публикаций по археологии, этнографии, истории и искусствоведению обнаруживается недостаток комплексных исследований истории предмета. Богатый эмпирический материал не только требует систематизации и типологии, но и выявления новых подходов в методах его изучения, которые позволят рассмотреть зеркало как феномен культуры во всем единстве многообразия и изменчивости его функций и значений.
Методология исследования.
В работе применен системно-типологический подход, осмысляющий культурную реальность как сложную систему, все элементы которой структурно взаимосвязаны между собой (М.С. Каган). Данный метод позволяет рассматривать зеркало-вещь как категорию не только материальной, но и духовной и художественной культуры. Семиотический метод позволил выявить семантическую функцию вещи и рассмотреть образ зеркала как носителя множества значений. Важными в методологическом отношении стали работы, посвященные семиотики повседневности (А. Байбурин, Ю.М. Лот-ман, Г.С. Кнабе, Д.В. Лелеко, В.Н. Топоров). В изучении образа зеркала в изобразительном искусстве предпочтен иконологический метод (Э. Паноф-ский, М.Н. Соколов). Применение герменевтического метода определено необходимостью рассмотрения вещи непосредственно в контексте культуры, что позволило выявить значения зеркала и его толкования с позиции современной ему исторической эпохи. Для определения типологии семантики и образа зеркала, и при описании метаморфоз образа в синхроническом и диахроническом измерениях использованы сравнительно-исторический и культурно-исторический методы.
Объект исследования: зеркало в истории культуры.
Предмет исследования: образ зеркала, заключающий в себе высокую степень многообразия полифункциональных и полисемантических ролей вещи. Цель исследования: выявить специфику и проследить смысловые метаморфозы образа зеркала в истории культуры. Задачи исследования:
- определить методы системного анализа вещи как феномена культуры;
- рассмотреть феномен зеркала в единстве трех планов: идеи, вещи и образа;
- выявить гносеологическое значение идеи зеркальности и зеркала-предмета как орудия познания в философских и художественных концепциях разных эпох;
- рассмотреть зеркало как инструмент самопознания человека;
- раскрыть сакральную семантику образа зеркала и определить аспекты мифологемы зеркала в культурах традиционного типа;
- определить функциональные роли зеркала в ритуальном, повседневном и художественном пространствах культуры;
- рассмотреть художественный образ зеркала в контексте культуры и выявить взаимосвязь семантики образа зеркала с религиозными, философскими, эстетическими идеями ряда эпох;
- проследить трансформацию семантики зеркала в истории западноевропейской культуры.
Научная новизна работы состоит в том, что феномен зеркала рассмотрен в трех проекциях: зеркало-вещь, идея зеркала и зеркальности, образ зеркала. Триединая аспектология зеркала показана в неразрывной связи с культурным контекстом и в процессе исторического развития. Реконструирован исторический образ зеркала и выявлены этапы изменения его смысловой парадигмы.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработан и применен комплексный культурологический подход к целостному, системному анализу феномена зеркала, с использованием метода реконструкции исторического образа вещи. Исследование способствует расширению методологической базы культурологических исследований феномена вещи и ее образа.
Практическая значимость работы.
Теоретические выводы и практический материал исследования могут быть использованы в практике преподавания высшей и средней школы, при разработке программ курсов материальной и художественной культуры, истории и теории культуры и цивилизации, истории философии и антропологии, эстетики, источниковедения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Система энантиоморфизма в творчестве В.В. Набокова2004 год, кандидат филологических наук Заболотняя, Оксана Дмитриевна
Семиотика ювелирных украшений в традиционной культуре Казахстана2005 год, кандидат культурологии Мамбетова, Алтын Ибрагимовна
Ансамблевая и художественно-образная система в народном искусстве Казахстана2011 год, кандидат искусствоведения Жукенова, Жазира Дюсембаевна
Семантика культурного пространства русского дворцового интерьера XVIII века2006 год, кандидат культурологии Сивак, Наталья Алексеевна
Проблема формообразования в декоративно-прикладном искусстве культур палеолита-неолита: На прим. памятников юга Европы и Ближ. Востока1999 год, кандидат культурол. наук Жуков, Юрий Юрьевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Рон, Мария Витальевна
Заключение.
Итак, зеркало является одним из уникальнейших артефактов культуры. Феномен зеркала существует в культуре в трех проекциях: идея зеркального отражения, образ зеркала и зеркало-вещь; и реализуется в пространстве материальной, духовной и художественной культуры. Человеческое сознание наделяет зеркало эстетическим, аксиологическим и гносеологическим значениями, которые, в свою очередь, определяют полифункциональные и полисемантические роли предмета в культуре. Зеркало, как и любая вещь, исторично и его судьба неотделима от контекста культуры. На протяжении пяти-тысячелетней истории предмета отношение к зеркалу неоднократно изменялось. В каждую эпоху человек определял свой взгляд на вещь, выделял ее определенные значения и функции, переосмыслял ее статус. В результате в каждую историческую эпоху формировался определенный образ зеркала, основанный на характерных особенностях эстетических и аксиологических взглядов общества. Реконструкция исторического образа зеркала требует комплексного анализа вещи (ее материальной формы, декора, техники производства), образа вещи (присутствующего в искусстве, мифологии и религии, эстетике и философии, историографических источниках) в контексте культуры (эпохи, в которой бытует вещь и ее образ).
Изучение истории образа зеркала в культуре традиционного типа показало, что вера в магические свойства отражающих поверхностей органических веществ обусловило возникновение производства зеркала-предмета и повлияло на формирование зеркальных мифологем. На первом этапе зеркало выступало в качестве сакрального предмета, выполняющего магико-символическую функцию. Образы Зазеркалья, Зеркала-Солнца, Зеркала -Всевидящего Ока являлись универсальными мифологемами, распространенными у многих народов мира населявших разные территории. В культуре Древних цивилизаций обнаруживается синкретизм мифологического образа зеркала, формы и декора предмета, его значений, функций и имени. В культуре Европейского Средневековья происходит разрыв между семантикой зеркала-вещи и зеркала-символа. С этого периода в европейской культуре намечается процесс дифференциации функциональных ролей предмета и формирование новых семантических аспектов образа зеркала.
В истории культуры креативного типа можно выделить четыре этапа фиксирующих смену парадигмы образа зеркала:
1) эпоха Западноевропейского Возрождения - происходит десакрализация зеркала-предмета, формируется образ зеркала отражающего материальную реальность и выступающего инструментом самопознания и познания мира;
2) период XVII - XVIII веков - изменение декоративной ценности и функции зеркала, превращение предмета в художественный материал декорри-рования интерьера; формирование метафорического образа зеркала, являющего тексты-отражения;
3) XIX век - наличие трех типов образов зеркала: романтического образа зеркала, способного отражать трансцендентное, открывать путь в ирреальное пространство; реалистического образа зеркала, отражающего реальную действительность, заключающего в себе образ материального мира; рационалистического зеркала, служащего инструментом рационального и логического познания мира;
4) XX век - нивелирование семантической нагруженности зеркала-предмета в пространстве повседневности и в то же время максимальное расширение семиотических потенций художественного образа зеркала; рационально-логическое осмысление феномена отражения и восприятие образа зазеркалья как семиотической модели виртуального пространства.
Богатство и разнообразие эмпирического материала по зеркальной тематике в культуре XX века требует отдельного исследования. Перспективным, для дальнейшей работой над темой, видится изучение образа зеркала в кинематографе и театрально-декорационном искусстве, а также выявление принципа отражения (его понятия и интерпретации) в художественноэстетических концепциях Модернизма и Постмодернизма. В отдельном изучении нуждается сравнительный анализ понятия 'отражение' в философских и художественно-эстетических концепциях разных эпох. История и типология культуры может быть раскрыта через призму идеи 'зеркальности' как принципа восприятия, осмысления и интерпретации картины мира.
Метаморфозы в семантике образа зеркала неразрывно связаны со становлением самосознания человека и человечества. Образ зеркала в культуре раскрывает прежде всего образ мира и человека, в него смотрящегося. Художественные образы отраженного мира и человека знаменуют стремление эпохи к самоанализу и самопознанию, являют взгляд человека на мир и свое место в этом мире, отражают картину мира современной ему эпохи. Изучение образа зеркала и его метаморфоз в истории культуры открывает возможность исторической реконструкции, способствует выявлению глубинных духовных процессов общественной жизни.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Рон, Мария Витальевна, 2004 год
1. Абаев В.И. Историко-этнографический словарь осетинского языка: в 2-х т. -M.-JL: Издательство Академии наук СССР, 1958. - Т. 1. - 655 с.
2. Айрапетян В. Герменевтические подступы к русскому слову. М.: «Лабиринт», 1992. - 302 с.
3. Акимова Л. Античный мир: вещь и миф// Вопросы искусствознания. 1994. - №2-3.-С. 53 -93.
4. Акишев К.А. Курган Иссык (искусство саков Казахстана). М.: Искусство, 1978.-131 с.
5. Акишев К.А. Памятники старины Северного Казахстана// Труды института истории археологии и этнографии. 1959. - Т. 7. - с. 3 - 31.
6. Альтрум Л.И. Балык-тепе. К истории материальной культуры и искусства Тохаристана. Ташкент: Изд-во АН ТССР, 1960. - 390 с.
7. Альтрум Л.И. Живопись Африсиабада. Ташкент: Искусство, 1975. - 390 с.
8. Андерсен Г.Х. Сказки и истории. Петрозаводск: «Карелия», 1980. - 232 с.
9. Античная лирика. М., Художественная литература, 1968. - 502 с.
10. Артамонов М.И. Антропоморфные божества в религии скифов// Археологический сборник. 1961. - Вып. 2. - с. 57 - 87.
11. Артюнов С.А. Этническая история Японии на рубеже нашей эры// Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. М., 1961. — Т. LXXIII. - с. 136- 173.
12. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3-х т.- М.: Ин-дрик, 1994.-800с.
13. Ашарина Н.А. Русское стекло XVIII- XX вв. М.: Искусство, 1998. - 520 с.
14. Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология// Материальная культура и мифология. Сборник музея антропологии и этнографии. Л., 1981.-Т. 37.-С. 215-226.
15. Барт Р. Семантика вещи. Система моды. Статьи по семиотике культуры. -М, Издательство им. Сабашниковых, 2003. - С. 416-426.
16. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер 18-19 веков. Д.: Стройиз-дат, 1977.-130 с.
17. Басилов В.Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1992.-327 с.
18. Батракова С.П. Образ художника в творчестве Пикассо (серии «Художник и модель»)// На грани тысячелетий. М.: Наука, 1994. - с. 191-229.
19. Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Русские словари, 1997. - Т. 5. -732 с.
20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. -444с.
21. Башляр Г. Вода и грезы: опыт о воображении материи. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998. - 268с.
22. Биричевская Е.А. Концепт «зеркало» в творчестве З.Н. Гиппиус/ Проблемы науки и практики: региональный подход. Архангельск: Приморский государственный университет, 2000. - С. 8 -11.
23. Блимович З.А. Греческие бронзовые зеркала эрмитажного собрания// Труды Государственного Эрмитажа. Л., 1976, - Т. 17. - С. 32 - 66.
24. Бодрийяр Ж. Система вещей-М.: «Рудомино», 1999. 222 с.
25. Божович М.В. Мотив двойника и двойничества в творчестве Жерара де Нер-валя: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: (10. 01. 05)/МГУ им. М.В. Ломоносова. -М., 1996.-25 с.
26. Борухов Б.Л. «Зеркальная» метафора в истории культуры. Логический анализ языка. Культурные концепты. - М., Наука, 1991.-е. 109 - 117.
27. Боккаччо Д. Амето. Фьяметта. М.: Художественная литература, 1972. -336с.
28. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Прага: АРТИЯ, 1980.-496 с.
29. Бродянский Д.Л. Бронзовое зеркало с мифологическим сюжетом из красноярского городища// Материалы по этнокультурным связям народов Дальнего Востока в средние века. Владивосток, 1988. - с. 79 - 82.
30. Борухов Б.Л. «Зеркальная» метафора в истории культуры// Логический анализ языка. Культурные концепты. М., Наука, 1991. - С. 109-117.
31. Брюсов В .Я. Последние страницы из дневника женщины. В зеркале. М. Художественная литература, 1991. - 140 с.
32. Бульвер-Литтон Э. Пелэм, или приключения джентльмена. М.: Иностранная литература, 1958,- 780 с.
33. Бычков В.В. Эстетика поздней Античности. М.: Наука, 1981, с. 268
34. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: в 5 т. М.: ТЕРРА, 1996. - 608 с.
35. Вайнштейн О.Б. «Волшебные зеркала» Э.Т.А. Гофмана// Литературные произведения XVIII-XX веков в историческом и культурном контексте. М.: Изд-во Московского университета, 1985. - С. 124-130.
36. Ван Ду Древнее зеркало. Гуляка и волшебник. Танские новеллы (7 - 9вв.) -М., 1970.
37. Вансалов В.В. Эстетика Романтизма. М.: Искусство, 1966. - 404 с.
38. Вдовин Г. Портретное изображение и общество в России ХУШ века// Вопросы искусствознания 1994 - № 2-3. - С. 245 - 286.
39. Виртуальное пространство культуры. 11-13 апреля 2000г. Материалы научной конференции. СПб., Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. - 220 с.
40. Воробьев М.В. Древняя Япония: историко-археологический очерк. М.: Издательство восточной литературы, 1958. - с. 119 е., 31 л. илл.
41. Воробьев М.В. Культура чжурчженей и государства Цзинь (X в. 1234 г.) -М.: Наука, 1983. - 346 е., 19 илл.
42. Воробьев М.В., Соколова Г.А. Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии. М.: Наука, 1976. - 231 с.
43. Вулис А.З. В системе зеркал. Эпизод взаимодействия искусств// Звезда Востока.- 1984.- № 11. -С. 179-187.
44. Вулис А.З. Литературные зеркала: М.: Советский писатель,1991. 480 с.
45. Гауптман Г. Атлантида. Л.: Художественная литература, 1989. - 608 с.
46. Гейрот А. Описания Петергофа. Репринт, изд. 1968. - 682 с.
47. Герасимова К.М. Особенности знаковой системы «Атласа тибетской медицины» Новое в изучении Китая. Культура, лингвистика, знаковые системы.- 1987. -Ч. 1. -230с.
48. Глюк И. И все это делают зеркала. М.: Мир, 1970 - 191 с.
49. Гончаренко С.С. Зеркальная симметрия в музыке (на материале творчества композиторов 19 и первой половины XX веков). Новосибирск: Издательство НТК, 1993.-234 с.
50. Горланова Г.Р., Герасимова К.М., и др. Ламаизм в бурятии XVIII нач. XX века. Структура и социальная роль культовой системы. - Новосибирск, 1982.- 470 с.
51. Гофман Э.Т.А. Избранные произведения в 3-х т. М.: Художественная литература, 1962. - 590 с.
52. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., Мысль, 1995, с. 412.
53. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995, с. 328
54. Грязнов М.П. Памятники майэмирского этапа эпохи ранних кочевников на Алтае// Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института Истории Материальной культуры. М.-Л., 1947. - Т. 18. - с. 9 -17.
55. Гуляка и волшебник. Танские новеллы (VII IX вв.). - М.: Художественная литература, 1970. - 383 с.
56. Гуревич А.Я. Избранные труды: в 2-х т. М.-СПб.: Университетская книга, 1999.-Т. 2.-560 с.
57. Данилова И.Е. Портрет в итальянской живописи кватроченто// Советское искусствознание' 74. -М.: Советский художник, 1975. С. 140 - 154.
58. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. Л.: Искусство, 1990. - 223 с.
59. Даниэль С.М. Картины классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. Л.: Искусство, 1986. - 199 с.
60. Данте А. Божественная комедия. М.: Иерпракс, 1992. - 624 с.
61. Дегтярева О.А. Зеркало как обещекультурный феномен. Автореферат на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб., 2002. - 24 с.
62. Джами Абдурахман. Саламан и Абсаль (поэма). Душанбе, 1967. - 160 с.
63. Джарылгасимова Р.Ш Традиционное и новое в семейной обрядности корейцев Средней Азии// История, археология и этнография Средней Азии. М., Наука, 1968, с. 343 - 349.
64. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. СПб., Наука. - 1997. - 520 с.
65. Дубин В. Зеркало в центре лабиринта (О символике запредельного у Борхеса)// Вопросы литературы. 1991. - № 8. - С. 154 - 157.
66. Дулькина Г., Ильчук Н. Японские цуба// Азия и Африка сегодня. 1980. - № 12.-с. 55- 57.
67. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. М.: Издательство МГУ, 1987. - 220 с.
68. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. - 448 с.
69. Женетт Ж. Фигуры: в 2-х т. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1998. -472 с.
70. Жеребин А.И. О прошлом одной иллюзии: Психоанализ и русское мировоззрение в историко-литературном контексте конца XIX начала XX веков. -СПб.: «Петербург - 21 век». 2003. - 104 с.
71. Жуковская H.JI. Ламаизм и ранние формы религии. М.: Наука, 1977. -119с.
72. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М., Искусство, 1975.-439 с.
73. Задонский Тихон. Творения. М.: Русских Духовный Центр, 1994. - 400 с.
74. Заславская Ф.А. Богиня плодородия в коропластике Африсиаба// Историяматериальной культуры Узбекистана. Ташкент, 1959. - Вып. 1. - с. 24 - 57.
75. Золян С.Т. «Свет мой зеркальце скажи .»(к семиотике волшебного зеркала)// Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. Тарту, 1988. - Вып. XXII. - С. 32 - 44.
76. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири 19 20 в.// Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо - Маклая. Новая серия.- М., 1954. - Т. 22. - 810 с.
77. Изотова М. Вещь в пространстве// Декоративное искусство СССР. 1985. -№2.-с. 30-31.
78. Ионова Ю.В. Обряды, обычаи и их социальные функции в Корее (середина XIX начало XX в.). - М.: Наука, 1982. - 232 с.
79. Исупов К.Г. Зеркало// Культурология XX век. Энциклопедия: в 2-х т. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - Т.1. - С. 217 - 219.
80. Исупов К.Г. Лик-Лицо-Личина/ Культурология XX век. Энциклопедия: в 2-х т. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - Т. 1. - С. 414-415
81. Исупов К.Г. Тень/ Культурология XX век. Энциклопедия: в 2-х т. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998, Т. 2. - С. 251-252.
82. Исупов К.Г. Универсалии культуры/ Культурология XX век. Энциклопедия: в 2-х т. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998, Т.1.- С. 280.
83. Исупов К.Г., Ульянова О.Н Hono Numerans Николая Кузанского // Историко-философский ежегодник" 92. М.: Наука, 1994. - С. 5 -15.
84. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416 с.
85. Калашник Ю.П. Свинцовые рамки стеклянных зеркал в собрании Государственного Эрмитажа. История Северного Причерноморья в Античную эпоху. -Л., 1967-с. 34-48.
86. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб.: «Лань», 1997.-512с.
87. Кеменов В. Картины Веласкеса. М.: Искусство, 1969. - 480 с.
88. Кенин Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Конец XIX - нач. XX века. - Новосибирск: Наука, 1987. - 164 с.
89. Кисел ев С.В. Древняя история Южной Сибири. М.: Издательство Академии наук СССР, 1951. - 642 с.
90. Кисляков Н.А. Семья и брак у таджиков. Труды Института Этнографии АНСССР. - М.-Л., 1959. - Т. XLIV. - с. 57 - 88.
91. Клейст Г. Избранное. Драмы. Новеллы. Статьи. М.: Художественная литература, 1977. -542с.
92. Климович Т., Мотив зеркала в творчестве Валерия Брюсова// В. Брюсов: Проблемы творчества. Ставрополь: СГПИ, 1989. - С. 23-33.
93. Кнабе Г.С. Древний Рим история и повседневность. - М.: Искусство, 1986. - 208 с.
94. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре Античного Рима. М.: «Индрик», 1993. - 528 с.
95. Кнабе Г.С. Язык бытовых вещей// Декоративное искусство СССР. 1985. -№ 1.-С. 39-43.
96. Кой-Крыглан-Кала. памятник культуры древнего Хорезма. - М.: Наука, 1967.-348 с.
97. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. - 367с.
98. Корейские предания и легенды из средневековых книг. М.: Художественная литература, 1980. - 386 с.
99. Коркодейл Ч.-М. Убранство интерьеров от античности до наших дней. М.: Искусство, 1900. - 480 с.
100. Кузанский, Николай. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1979. - 488 с.
101. Курылев В.П. Некоторые скифо-сарматские элементы в шаманстве народов Средней Азии и Казахстана// Шаман и вселенная в культуре народов мира. СПб., Наука, 1997, с. 89 - 99.
102. Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по техники психоанализа (1953/54). -М.: ГНОЗИС: ЛОГОС, 1998. 429 с.
103. Лакан Ж. Семинары. Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). М.: ГНОЗИС: ЛОГОС, 1999. - 518 с.
104. Лаунпггайн В. Элевсинские мистерии. М.: ТЕРРА, 1996. - 367 с.
105. Левин Ю.И. Зеркало как потенциальный семиотический объект// Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. Тарту, 1988. -Вып. XXII. - С. 6 - 24.
106. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. -СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2002. 320 с.
107. Леонардо да Винчи. Трактаты об искусстве: в 2-х т. М.: Искусство, 1976. -Т. 2.- 630 с.
108. Литвинский Б.А. Древние кочевники «крыши мира». М.: Наука, 1972, 269с.
109. Литвинский Б.А. Зеркало в верованиях древних ферганцев// Советская этнография.- 1964.- №3,- с. 96-104.
110. Лобачева Н.П. Различные обрядовые комплексы в свадебном церемониале народов Средней Азии и Казахстана. Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. - М.: Наука, 1975. - 289 с.
111. Лобачева Н.П. Свадебный обряд хорезмийских узбеков. Краткие сообщения Института Этнографии АНСССР. - М., 1960. - с. 468
112. Локтарев В.И. Растрелли и проблемы в архитектуре/ Барокко в славянских культурах. М.: Наука, 1982. - 299 - 315 с.
113. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М,: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957.-620с.
114. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., Искусство, 1969. - 718 с.
115. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). - СПб.: «Искусство - СПб», 1998. - 415 с.
116. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство - СПб», 2000. - 704 с.
117. Лубо-Лесниченко Е.И. Привозные зеркала Минусинской котловины. (К вопросу о вешних связях древнего населения Южной Сибири.) М.: Наука, 1975. - 164 с. ил.
118. Лукреций Тит Кар. О природе вещей. М.: Художественная литература, 1983.-383 с.
119. Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. М.: Издательство Иностранной Литературы, 1951. - 142с.
120. Максимова М.И. Серебряное зеркало из Клермеса// Советская археология. -М., 1954.-T.13.-c. 281 -305.
121. Мальченко М.Д., Художественные работы тульских мастеров // Труды Государственного Эрмитажа, Т. 15, Л., 1974. 54-76 с.
122. Маракуев А.В., Китайские бронзы из Басандайка// Труды Томск. Ун-та, -1947.-Т. 98.-С. 169-174.
123. Марциал Марк Валерий. Эпиграммы СПб.: АО«Комплект», 1994- 448с.
124. Мастера искусства об искусстве. В 7 т. М: Искусство, 1966- Т.2. - 640с.
125. Мастера искусства об искусстве. В 7 т. М: Искусство, 1969. - Т.6.- 628с.
126. Мерло-Понти М. Око и дух М.: «Искусство», 1992. - 63с.
127. Мерло-Понти М. Человек и противостоящее ему// Человек и общество: проблемы человека на 18 всемирном философском конгрессе. М., 1922. -Вып. IV. - С. 54-67.
128. Мильтон Дж. Потерянный рай. М., 1982. - 820 с.
129. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3-х т. М., 1994. -Т. 2., Ч. 2.-480 с.
130. Минц З.Г., Обатнин Г.В. Символика зеркала в ранней поэзии Вяч. Иванова (сборники «Кормчие звезды» и «Прозрачность»)// Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. Тарту, 1988. - Вып. XXII. - С. 59-65.
131. Молок Д.Ю. Метаморфозы зеркала// Сообщения государственного музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина. М., 1991. - Вып. 9. - С. 83 -94.
132. Морозов А.А, Сафронова Л.А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко// Славянское барокко: Историко-культурные проблемы эпохи. М.: Наука, 1979. - 13 - 38 с.
133. Муратова К.М. Мастера французской готики XII XIII веков: Проблемы теории и практики художественного творчества - М.: Искусство, 1988.-350с.
134. Мухитдинов Х.Ю. Статуэтки женского божества с зеркалом из Саксоно-хура// Советская этнография. 1973. - № 5. - с. 99 - 107.
135. Навои А. Фархад и Ширин. Ташкент: Издательство ЦК Ком. Партии Узбекистана, 1990. -175 с.
136. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3-х т. М.: Наука, 1985. - Т.2.-463с.
137. Нерваль Ж. «Дочери огня»: новеллы, стихотворения. JL: Художественная литература, 1985. - 448 с.
138. Нефритовая Гуаньинь. Новеллы и повести эпохи Сун (10 12 вв.). - М., 1970, 320 с.
139. Никитина М.Н. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. -М.: Наука, 1982. 328 с.
140. Никифорова JI.B. Эффекты зеркала в интерьере рококо// Материалы конференций «Интерьер и дизайн» (23 марта 2000), «Сохранность и реставрация предметов интерьера» (21 марта 2000). СПб., 2000. - С. 53 - 55.
141. Николаева Н. Ценность предметной формы// Декоративное искусство СССР. 1976. - № 9. - С. 26-28.
142. Овидий. Собрание сочинений: в 2-х т. Т. 2 . - СПб., 1994. - с. 480
143. Окладников А.П. Олень золотые рога: рассказы об охоте за наскальными рисунками. Хабаровск: Искусство, 1989. - 420 с.
144. Окладников А.П., Бронзовое зеркало с изображением кентавра// Советская археология. 1950. - Т. 13. - с. 138 - 156.
145. Онайко Н.А. О сахновской пластине// Советская археология. 1984. - №3.-С.18 -27.
146. Павсаний. Описания Эллады: в 2-х т. Т. 2. - М., 2002,
147. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999.-394 с.
148. По Э. Избранное: в 2-х т. М.: ТЕРРА, 1996. - Т. 2. - 592 с.
149. Подорога В. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Пруст, Ф. Кафка. М.: Изд-во Ad Marginem, 1995. - 426 с.
150. Попова Е.А. Рельеф с городища «Чайка»// Советская археология. 1974. -№ 4. - с. 222 - 230.
151. Правдивцев В. Эти таинственные зеркала// Наука и религия. 1998. - № 1.-С. 14-17.
152. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. -М.: Наука, 1998.-210 С.
153. Пу Сунлин Рассказы Ляо Чжая о чудесах. М.: Художественная литература, 1973- 576 с.
154. Пугаченкова Г.А. Коропластика Мерва. Труды ЮТАКЭ. - Ашхабад, 1966.-Т. 11.-С. 23-46
155. Пугаченкова Г.А. Маргианская богиня// Советская археология. М.,1953. -Т. 29-30.-С. 119-135.
156. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии. Древность и Средневековье. М.: Наука, 1982. - 340 с.
157. Пятигорский A.M. О некоторых теоретических предпосылках семиотики. // Избранные труды. М., 1996. - С. 30 - 42.
158. Рабинович Б. О датировке некоторых скифских курганов Среднего Приднепровья// Советская археология. М.-Л., 1936. - № 1. - С. 81 - 97.
159. Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен (опыт реконструкции скифской мифологии). М.: Наука, 1977. - 216 с.
160. Ранняя русская драматургия: 17 первая половина 18 века. - М.: Изд-во МГУ, 1977.-380 с.
161. Рафитин Б.А. Дянь-Му. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М., 1980. -Т. 1.-С.418
162. Решняк Л.В. Вопросы истории и теории европейского палиндрома. Донецк: Издательство донецкой государственной консерватории им. С. Прокофьева, 1996. - 36 с.
163. Розанова Н.П. Бронзовое зеркало с надписью из Ольвии// Античная история и культура Средиземноморья и Причерноморья. Л.: Наука, 1968. - с. 248-251.
164. Романенко Ю.М., Чулков О.А. Метафора и символ в культурном обращении// Метафизические исследования. 1998. - Вып. 5. - С. 46 - 59.
165. Ростовцев М.И. Представление о монархической власти в Скифии и на Боспоре// Известия археологической комиссии. 1913. - Вып. 49. - с. 1 - 64.
166. Русская драматургия последней четверти 17 и начала 18 века. М.: Художественная литература, 1972. - 426 с.
167. Рыков П.С. Археологические раскопки курганов в урочище «Три брата» в калмыцкой области, произведенные в 1933 -1934 г.// Советская археология. -1936.- № 1.-С. 115-157.
168. Садек Хедян. Нейрангистан// Переднеазиатский этнографический сборник. Труды Института Этнографии АНСССР. М., 1958. - Т. 39. - с. 259 -336.
169. Сарабьянов Д.В. Заметки об автопортрете// Искусство. 1986. - № 7. - С. 60-69.
170. Сарианиди В.И. Древние земледельцы Афганистана. М.: Наука, 1977. -172 с.
171. Сарианиди В.И. Зеркала древней Бактрии// Советская археология. 1981. -№ 1. — с. 288-293.
172. Сафронова JI.A. Принцип отражения в поэтике барокко// Барокко в славянских культурах.-М.: Наука, 1982.-С. 78-101.
173. Светлов Г.Е. Путь богов (Синто в истории Японии). М.: Наука, 1985. -с. 460
174. Сковорода Г. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1973. - 486 с.
175. Скуднова В.М. Скифские зеркала из архаического некрополя Ольвии// Труды Государственного Эрмитажа. Л., 1962. - Т. 7. - с. 5 - 27.
176. Смирнов К.Ф. Бронзовое зеркало из Мечетсая// История, археология и этнография Средней Азии. М.: Наука, 1968. - с. 116 - 121.
177. Смирнов К.Ф. Савроматы (ранняя история и культура сарматов). М.: Наука, 1964.-с. 510 с.
178. Смирнова Гудзенко Е.К. О появлении богини Аматэрасу в японском пантеоне// Советская этнография. - 1988. - № 1. - с. 98 - 109.
179. Снесарева Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969. - 370 с.
180. Содерс Э.Д. Японская мифология// Мифология древнего мира. М., 1969. -490 с.
181. Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV-XVII веков. (Реальность и символика). М.: Изобразительное искусство, 1994. -287 с.
182. Соколова Т. Очерки по истории художественной мебели XV XIX вв. -Л.: Искусство, 1980. - 412 с.
183. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Наука, 1972. - 380 с.
184. Стивенсон Р.Л. Избранное. Воронеж: Художественная литература, 1994. - 446 с.
185. Столович Л.Н. Зеркало как семиотическая, гносеологическая и аксиологическая модель// Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. Тарту, 1988. - Вып. XXII. - С. 45 - 51.
186. Стратанович Г.Г. Китайские бронзовые зеркала: их типы, орнаментация и использование// Труды института этнографии. Новая серия. М., 1961. - Т. LXXIII. - С. 47-80.
187. Сунягин Г.Ф. Промышленный труд и культура Возрождения. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987. - 160 с.
188. Сухарева О.А. Свадебные обряды таджиков г. Самарканда и некоторых других районов Средней Азии// Советская этнография. Л., 1940. - Т. 3. - с. 172-176.
189. Творения преп. Максима Исповедника. Кн. 1, М., 1993,430 с.
190. Тиме Г.А. И.С. Тургенев и Г. Гауптман (По поводу общих источников философского понимания личности)// RES TRADUCTORICA. Перевод и сравнительное изучение литератур. СПб.: Наука, 2000. - С. 260 - 274.
191. Тихая-Церители М.Г. Женский образ грузинских сказок. Тристан и Исольда: Сб. ст. - Л., 1932. - с. 32 - 49.
192. Токарев С.А. Душа// Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М., 1991.-Т.1,с. 414-415.
193. Толстая С.М. Зеркало/ Славянская мифология. Словарь. М.: Эллис Лак, 1995.-С. 195- 196.
194. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М.: Наука, 1995. - 468 с.
195. Топоров В.Н. Окно// Мифы народов мира: в 2-х т. М., 1980. - Т. 2. - С. 250-251.
196. Топоров Н.В. Вещь в антропоцентрической перспективе// Aequinox MCMXCIII. М., 1993. - С. 70 - 167.
197. Трисидер Дж. Словарь символов. М.: Наука, 1999, с. 412.
198. Троицкая A.JI. Некоторые старинные обычаи и поверья таджиков долины верхнего Зеравшаана. Труды Института Этнографии АНСССР. - JL, 1971. -Т. XCVII. - с. 34 - 67.
199. Тугущева О.В. Южноиталийские вазы с изображением надгробий: композиция, смысл, сюжет// Сообщения Государственного Музея Изобразительного Искусства им. А.С. Пушкина. 1991. - Вып. 9. - с. 39 - 58
200. Турчин В. Зеркало: пунктир истории// Декоративное искусство. 1987. -№5.-С. 30-36.
201. Тыдман JI.B. Изба. Дом. Дворец: жилой интерьер России с 1700 -1840-е г. М.: Искусство, 2000. - 332 с.
202. Уайльд О. Избранные произведения в 2-х т. М.: Художественная литература, 1993. - Т. 1. - 428 с.
203. Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Статуи. ОГИЗ ИЗОГИЗ., 1936, с.168.
204. Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV века. М.: Наука, 1992. - с. 668
205. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 800 с.
206. Фрэзер Дж., Золотая ветвь М., Наука, 1980 - 630 с.
207. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977. - 488 с
208. Хазанов A.M. Генезис сарматских бронзовых зеркал// Советская археология.-1963.- №4.-С. 58-71.
209. Хазанов A.M. Религиозно-магическое понимание зеркал у сарматов// Советская этнография. 1964. - № 3. - с. 89 - 96.
210. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Наука, 1993. -447 с.
211. Ходасевич В.Ф. Перед зеркалом. М.: Художественная литература. 1996. -150 с.
212. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVTI века. М.: Искусство, 1996. - с. 640 с.
213. Цивьян Т.В. К семантике и поэтике вещи// Aeguinox MCMXCIII М., 1993.-С. 212-227.
214. Чаянов А.В. Венецианское зеркало. М.: Художественная литература, 1989.-420с.
215. Червяков А. Оловянные зеркала XVIII века// Декоративное искусство СССР. 1975. - № 1. - С. 54 - 55.
216. Чулков О.А. «Живые зеркала». Мифология и метафизика отраженного образа/ Академия: материалы и исследования по истории платонизма. -СПб., 2000. Вып. 3. - С. 192 - 214.
217. Шавкунов Э. Зеркало души// Техника молодежи. 1991. - № 10. - с. 24 -36.
218. Шавкунов Э.В. Зеркала в магико-религиозных обрядах в древности и средневековье. Владивосток, 1990. - 106 с.
219. Шавкунов Э.В. О происхождении двух бронзовых зеркал из случайных находок в приморье// Материалы по этнокультурным связям народов Дальнего Востока в средние века. Владивосток: 1988. - С. 59-68.
220. Шавкунов Э.В. Описания бронзовых зеркал и их датировка// Материалы по археологии Дальнего Востока СССР. Владивосток, 1981. - С. 93-110.
221. Шавкунов Э.В., Конькова JI.B., Хореев В.А. Бронзовые зеркала Ананьев-ского городища// Вопросы по археологии Дальнего Востока СССР. Владивосток, 1987.-С. 80-95.
222. Шень Фу. Шесть записок о быстротечной жизни. М., 1979. С. 388.
223. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Политиздат, 1969. 430 с.
224. Шигалин Ю.А., «Третий Вид» у Платона и материя зеркало у Плотина// Вестник древней истории. - 1978. - № 1. - с. 46 - 57.
225. Эко У. Зеркала// Метафизические исследования. Вып. 17,- М. 1999. с. 129-146.
226. Элиаде М. Шаманизм: архаическая техника экстаза. Киев: София, 2000. -480 с.
227. Эмблемы и символы. Репринт. 1705. М.: Искусство, 1995. - 780 с.
228. Эпштейн М. Реалогия наука о вещах// Декоративное искусство СССР. -1985.- №6.-с. 28-31.
229. Этимологический словарь русского языка: в 2-х т. Составитель А.Г. Преображенский. М.: Изд-во иностранных и национальных словарей, 1959. - Т. 1.-360 с.
230. Ямпольский М.Б. Что отражает зеркало?// Декоративное искусство. -1987.-№5.-С. 30-36.
231. Ямпольский М.Б. Наблюдатель. Очерки истории видения. М., Изд-во «Ad Marginen», 2000. - 287 с.
232. Ян Вермеер. Альбом, вступ. ст. Артура К. Уилока. М.: Искусство, 1994.
233. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. -М.: Наука, 1984, с. 289
234. Austin H.D. Dante and Mirrors// Italica. 1944 - v. 21. - n. 1, march, - 1944. -p. 21 -24.
235. Bialostocki J. The Eye and the Window. Realism and Symbolism of Light Reflections in the Art of Albrecht Durer and his Predecessors. Festschrift fur Gert von Osten, Cologne. -N.Y., 1970. - p. 140.
236. Bialostocki J. Man and Mirror in Painting Reality and Transseience. Studies in Late Medieval and Renaissance Painting in Honor of Millard Meiss. - N.Y., 1978. -p. 210.
237. Gloag J. Mirror on the wall// The Connaisseur. 1980 - v. 205. - n. 824, oct. -p. 14-25.
238. Gongon L.O.K. Garyatici Mirrors of Ancient Greece. Mainz. 1981. - p. 320.
239. Scharf A. Agyptischen Handspjegel // Amtliche Berjchte der Berlin Musecm. -Bd. 42.-1921.-p. 44-58.
240. Schwarz H. The Mirror of the Artist and the Mirror of the Devout. Studies in the history of Art dedicated to William E. Suida. - L., 1959. - 230 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.