Метаморфозы Фауста: Легенда и ее восприятие в ХVI столетии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Новожилов, Дмитрий Михайлович

  • Новожилов, Дмитрий Михайлович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 178
Новожилов, Дмитрий Михайлович. Метаморфозы Фауста: Легенда и ее восприятие в ХVI столетии: дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Москва. 2000. 178 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метаморфозы Фауста: Легенда и ее восприятие в ХVI столетии»

Предлагаемое диссертационное исследование посвящено одному из наиболее известных персонажей европейской культуры Нового времени ■— Доктору Фаусту. Цель работы — рассмотрение взаимосвязи знаменитой легенды с историческими и культурными реалиями своего времени. Несмотря на популярность образа Фауста в литературе, в изучении легенды XVI столетия остается еще немало сторон, не получивших должной оценки. Между тем народная легенда о Фаусте XVI века интересна не только как первое сказание о герое, ставшим в последствии персонажем величайших произведений мировой литературы, таких как "Фауст" Гете или "Доктор Фаустус" Томаса Манна. Исследование этой легендыможет быть весьма значимым для изучения вопросов взаимодействия истории и литературы, и для понимания некоторых важных особенностей европейской культуры Нового времени.

Легенда о Фаусте выделяется из ряда других сказаний XVI века тем, что она в наиболее полной, на наш взгляд, мере отражает важнейшие черты этого столетия. Образ Фауста и народная книга о нем неразрывно связаны с такими важнейшими событиями как Реформация, широкое распространение страха перед дьяволом и верой в его могущество, распространение идей Гуманизма, борьбой старого и нового. В самом деле, одна из первых версий легенды о Фаусте — народная книга И.Шписа была создана в протестантской среде и во многом является продуктом идеологической борьбы между двумя конфессиями. Более того, как мы постараемся показать, наряду с главным отрицательным героем — доктором Фаустом, в книге имплицитно присутствует и его положительный двойник — доктор Мартин Лютер. 4

Рассказы о научных занятиях Фауста во многом характеризуют развитие науки в указанный период, недаром в некоторых местах легенды Фауст преобретает черты ученого-гуманиста, а из рассказов о проделках Фауста можно сделать определенные выводы о характере взаимиотношений различных социальных групп в эту эпоху. Иначе говоря, изучение фигуры исторического Фауста и сформировавшейся в XVI веке легенды может быть весьма полезным не только с точки зрения истории литературы, но и для понимания сути таких глобальных явлений как Ренессанс, Реформация и проч.

Назвав свое исследование «Метаморфозы Фауста: легенда и ее восприятие в XVI столетии», автор постарался отразить в этом названии наиболее заинтересовавшие его вопросы. В работе мы остановимся на исследовании различных ипостасей образа Фауста в легенде, попытаемся определить роль и место исторического Фауста в культуре интересующего нас периода, а также рассмотрим оценки, данные Фаусту и легенде о нем их современниками. До настоящего времени все эти вопросы не получили окончательного разрешения.

В литературе легенда о Фаусте расматривалась чаще всего с исторической и историко-литературной точек зрения. Исследовались источники легенды, изучались вопросы эволюции ее фабулы, а также роль образа Фауста в немецкой литературе. Изучались и исторические данные о прототипе главного героя легенды — немецком маге первой половине XVI столетия Георге Фаусте. Однако подход к этим проблемам преимущественно носил узкоспециальный характер и значение общекультурных аспектов легенды о Фаусте явно недооценивалось. Кроме того, посвященные Фаусту великие литературные произведения Х1Х-ХХ веков затмили собой наивную и необладающую 5 высокими художественными достоинствами народную легенду XVI века. Это сказалось и в подходе к ее изучению: большинство исследователей рассматривают легенду о Фаусте преимущественно с целью определить степень ее влияния на последующие литературные произведения, не уделяя особого внимания вопросам значения легенды в контексте культуре XVI века.

В изучении фигуры исторического Фауста и народной легенды можно выделить несколько периодов. XV1I-XVIII века — период первоначального изучения легенды. К этому периоду относятся французская работа Г.Ноде и два латинских сочинения Дюрра и Неймана, посвященные фигуре Фауста. Уже в 1625 году Г.Ноде в сочинении «Апология всех великих персонажей, обвинявшихся в колдовстве» назвал легенду о Фаусте «магическим романом» (roman magique). По всей вероятности, Ноде хотел подчеркнуть вымышленное происхождение приключений Фауста, так как вряд ли жанровую принадлежность народной книги о Фаусте можно определить как роман. Первое из латинских сочинений — письмо профессора И.-К.Дюрра Георгу Фюреру, относящееся к 1676 году. Это сочинение интересно тем, что в нем Дюрр отождествил Фауста с первопечатиком Иоганном Фустом. Это заблуждение получило в последствии широкое распространиние и оказало влияние на некоторые литературные произведения о Фаусте (следует назвать, например, знаменитый роман Ф.-М.Клингера «Фауст, его жизнь, деяния и сошествие в ад»), К 1693 году относится диссертация магистра И.-Г.Нейманна из Виттенберга «Рассуждение о Фаусте-обманщике» (Disputatio de Fausto praestigiatore). Работа Нейманна носит более научный характер. В частности, Нейманн считает предание о Фаусте вымыслом. Он признает существование исторического Фауста, но считает его ничем не примечательным человеком, 6 который даже не был особо известен. Этот взгляд на исторического Фауста получил распространение и у позднейших ученых.

Следующий этап изучения легенды о Фаусте начался в середине XIX— начале XX века, когда были опубликованы тексты легенды, а в немецких архивах стали находить документы, связанные с жизнью исторического Фауста. Повышенный интерес к народной легенде и фигуре Фауста, несомненно, был стимулирован появлением «Фауста» Гете, который стал самым знаменитым произведением немецкой литературы. Здесь следует назвать публикацию основных документов и нескольких критических статей, осуществленных И.Шайбле в 1849 году. Это издание, названное «Моностырь» (Das Kloster) содержит помимо документов и критические работы. К 1844 году относится небольшая работа Ф.Хагена «О старинных изложениях легенды о Фаусте». В 1885 году выходит библиография Карла Энгеля «Подбор произведений о Фаусте с XVI века до середины 1884 года».

Основываясь на немногих дошедших до наших дней документах несколько ученых пытаются восстановить биографию исторического Фауста и его влияние на легенду. Здесь следует назвать работу К.Кизеветтера «Фауст в истории и традиции» 1893 года, две работы Эриха Шмидта «Фауст и шестнадцатое столетие» 1882 года и «Фауст и Лютер» 1896 года. Следует упомянуть также работу Г.Витковски (Witkowski) «Исторический Фауст» 1897 года и небольшую статью Р.Петша (Petsch) «Исторический доктор Фауст», опубликованную в 1910 году. К этому же периоду относится работа К.Фишера «Фауст Гете. Возникновение и состав поэмы.» 1878 года. Хотя эта работа посвящена произведению Гете, она содержит раздел «Художественные произведения о Фаусте до Гете», где Фишер рассматривает и народные книги 7

XVI столетия, в том числе интересующую нас народную книгу 1587 года. Сравнению народной легенды и «Фауста» Гете посвящена вышедшая в 1893 году книга К.Кюхлера «Легенда о Фаусте и Фауст Гете». В 1912 году выходит работа И.Фритца (Fritz) «К библиографии народных книг о Фаусте». В целом, характеризуя критическую литературу этого периода необходимо заметить, что в этот период были заложены основные традиции изучения легенды о Фаусте. Именно тогда были осуществлены первые критические издания исторических документов и текстов литературных произведений. Тогда же были исследованы факты биографии исторического Фауста, а также история создания легенды. Разумеется, нельзя сказать, что этот материал был изучен исчерпывающим образом, кроме того, интерпретация тех или иных фактов осуществлялась, разумеется, в рамках бытовавшей тогда научной парадигмы, а это значит, в оценках авторов этого периода сказывается влияние позитивизма и стремление отмежеваться от любой связанной с именем Фауста мистики. Именно поэтому большинством исследователей исторический Фауст трактуется, в основном, как малозначительная личность, мелкий авантюрист, коих в эпоху Возрождения было в Европе великое множество. Народная книга о Фаусте также понимается как заурядное произведение, интересное только как первое литературное воплощение знаменитого впоследствии образа. Следует также отметить, что для немецких исследователей приоритетным направлением и в начале века, и по нынешний момент является изучение «Фауста» Гете, который в массовом сознании вытеснил все более ранние интерпретации легенды. Гете в немецкой литературе, пожалуй, занимает даже более важное место, чем Пушкин в русской. Именно поэтому немецкие исследователи, как уже отмечалось, в основном рассматривают догетовские версии легенды как исходный материал 8 для трагедии великого писателя, что, разумеется, не исчерпывает их значение для немецкой культуры. Тем не менее, некоторые выводы ученых этого периода представляют определенный интерес и ныне.

Третий этап изучения легенды о Фаусте охватывает период после первой мировой войны до нынешнего времени. В этот период немецкие исследователи еще более углубленно и на новом уровне рассматривали проблемы возникновения и развития легенды о Фаусте. Об историческом Фаусте в этот период писали В.-Э.Пойкерт (Peuckert) в статье «Доктор Иоганн Фауст» 1949 года, Г. Хеннинг в фундаментальной статье «Фауст как исторический персонаж» (1959 г.), Г.Бирвен (Birven) в работе «Исторический доктор Фауст», вышедшей в 1963 году. Из работ более позднего времени следует назвать книгу К. Маркуса и Ф.Хубкса (Hubx) «История доктора Фауста» 1980 года и монографию Г. Маала (Mahal) «Фауст. Исследование жизни, полной таинственности» (Faust. Die Spuren eines geheimnisvollen Lebens), также опубликованной в 1980 году. Эти исследователи во многом разделяют точку зрения ученых предыдущего периода, но в своих оценках более осторожны, признавая, что биография исторического Фауста вряд ли может быть однозначно интепретирована, так как дошедшие до нас сведения слишком скудны. Тем не менее, для них Фауст также предстает малозначительной фигурой.

Среди исследований легенды о Фаусте необходимо назвать статью Г.Мильхзака «Книга о Фаусте и легенда о Фаусте» 1922 года, и исследование Л.Маккензена «Немецкие народные книги» 1927 года. Следует упомянуть книгу Ф.Нойберта "От доктора Фауста к "Фаусту" Гете", вышедшую в 1932 году. Из других работ необходимо отметить диссертацию И.Гаертнер (Gaertner) 9

Народные книги и книги о Фаусте. Разграничение», 1951 года, в которой говорится об отличиях книг о Фаусте от других народных книг. К ней примыкает небольшая статья Х.Гартмана «Книга о Фаусте—народная книга?», вышедшая в 1965 году. Необходимо назвать также монографию Г.Хеннинга «К истории издания книг о Фаусте и Вагнере XVI-XVIII столетий», 1963 года, а также статью того же автора «Книга о Фаусте 1587 года. Ее возникновение, ее источники, ее влияние», 1960 года. Этому же автору принадлежит монография "Фауст в пяти столетиях. Взгляд на историю, сказание о Фаусте с XVI века до наших дней" 1963 года, в которой рассматривается общее развитие легенды о Фаусте. По тематике к этой книге близка монография другого автора из ГДР, Г.Генделя. В 1969 году он выпустил брошюру «От немецкой народной легенды к Фаусту Гете», однако ее научную ценность снижает излишняя политическая ангажированность автора.

Среди исследователей темы Фауста в немецкой литературе Г.Хеннинг занимает особое место, так как его вклад в исследование этой темы чрезвычайно весом. Помимо ряда содержательных статей и монографий, он подготовил вышедшее в 1966 году трехтомное издание «Библиография произведений о Фаусте» включающее все сочинения (как художественные, так и критические), так или иначе связанные с темой Фауста. Несмотря на то, что за истекшие 34 года появились новые книги, связанные с темой Фауста, подготовленная Хеннингом библиография остается наиболее полной.

Русские исследователи также уделяли внимание легенде о Фаусте. Здесь можно вспомнить работу московского историка М.С.Карелина "Западная легенда о Фаусте" 1882 года, представляющую собой очень солидное исследование происхождения и развития легенды, а также статью известного

10 впоследствии литературоведа А.И.Белецкого "Легенда о Фаусте в связи с историей демонологии", вышедшую в 1911-1912 годах и содержащую богатый и интересный материал. Эта работа тем более интересна, что, в отличие от большинства других исследователей, Белецкий уделяет самое пристальное внимание связям легенды о Фаусте с культурным контекстом эпохи.

Из книг по фаустовской теме, вышедших в советское время, особо следует выделить появившуюся в 1958 году под редакцией В.М.Жирмунского книгу "Легенда о докторе Фаусте". В ней в хороших переводах представлены все основные источники, содержащие упоминания об исторической Фаусте, тексты "народных' книг", пьеса Кристофера Марло "Трагическая история доктора Фауста", пьесы и кукольные комедии о Фаусте, а также сохранившееся наброски к "Фаусту" Г.Э.Лессинга. В сопровождающей издание обширной статье В.М.Жирмунского, ученый подробно анализирует становление и развитие легенды о Фаусте вплоть до появления "Фауста" Гете. Хотя подобные издания уже осуществлялись в Германии, на наш взгляд, на сегодняшний день это наиболее ценное в отечественной литературе исследование фаустовской легенды, так как В.Жирмунский собрал в этой книге наиболее полный материал по легенде о Фаусте. Вместе с тем следует заменить, что в издании встречаются различного рода неточности и опечатки, а некоторые из положений, которые В.М.Жирмунский, вслед за немецкими учеными, изложил в своей статье, по нашему мнению, требуют пересмотра.

Так как основной своей задачей мы видим рассмотрение легенды о Фаусте в контексте эпохи, для характеристики изучаемого периода нами использовались и некоторые работы, посвященных общим проблемам европейской культуры. К таковым относится фундаментальный труд X,

11

Я.Шоепса "История немецкой культуры в Новое время", 1977 года, книга Э.В.Зеедена "Немецкая культура в раннее Новое Время" 1968 года, и известный труд А.Ф.Лосева "Эстетика Возрождения", вышедший в 1978 году.

Основным культурным явлениям раннего Нового Времени, без разговора о которых, на наш взгляд, невозможно должным образом подойти к изучению легенды о Фаусте, посвящены также прекрасные монографии историков прошлого столетия "История немецкого гуманизма" и "Иоганн Рейхлин, его жизнь и труды" Л.Гейгера и "Ульрих фон Гуттен" Д.Штраусса, Хотя они были написаны более ста лет назад, (соответственно, в 1899 и в 1896 годах) как нам кажется, они по сей день сохранили свое значение. Некоторым их недостатком может считаться оценка эпохи Возрождения как исключительно светлого периода. Впрочем, это же свойственно и монографии русского автора Н.В.Сперанского "Ведьмы и ведовство", опубликованной в 1906 году. Из немецких изданий, посвященных этой же теме, необходимо отметить фундаментальную «Историю ведовских процессов» Зольдана, особенно вышедшее под редакцией Хеппе в 1880 году второе издание, а также чрезвычайно обстоятельную монографию Г.Роскоффа «История дьявола» 1869 года. Хотя некоторые взгляды этих авторов можно считать устаревшими, благодаря богатству содержащегося в этих работах фактического материала, труды этих ученых до сих пор сохраняют свое значение.

Из современных работ, посвященных интересующим нас аспектам культуры раннего Нового Времени, нам были особенно полезны работы французского историка Ж.Делюмо "Страх на Западе (XIII - XVIII вв): осажденный град" и "Страх и грех: внушение чувства вины на Западе (XIII -XVIII век), опубликованные в 80-х годах нашего столетия.

12

Итак, при всем многообразии исследований, посвященных культуре Нового Времени и легенде о Фаусте, анализ этой фигуры в контексте европейской культуры, а также восприятие этого образа европейцами XVI века остается важной и благодатной темой исследования. До сих пор не получен ответ на несколько весьма простых вопросов: почему именно Фауст стал популярным героем народной легенды, если такие его современники, как, например, Парацельс или Агриппа Неттесгеймский были, по мнению большинства исследователей, фигурами более крупного маштаба, и, соответственно, пользовались большей известностью у современников? Чем обьяснить успех народной книги о Фаусте, учитывая ее весьма скромные художественные достоинства, а также то обстоятельство, что легенды о договоре с сатаной были известны задолго до ее появления?. Попытаться дать ответ на эти вопросы— эту задачу и ставит перед собой автор в предлагаемой работе.

13

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Новожилов, Дмитрий Михайлович

Заключение

Итак, на основании вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:

Корни легенды о Фаусте можно более или менее доказательно проследить, начиная с эпохи раннего христианства, когда впервые появляется факт договора с сатаной. Сами подобные легенды все же не могут считаться прямыми источниками легенды о Фаусте, так как образы героев этих легенд разработаны очень поверхностно и ни один из них не может быть приравнен к образу Фауста, воплотившему в себе как «вечные» человеческие черты, так и характерные черты человека конкретной эпохи.

Легенда о Фаусте возникла в XVI веке как одно из произведений демонологической литературы. Продолжая традицию средневековых moralité, она несла в себе религиозно-воспитательный и, отчасти, развлекательный характер, но, возникнув как моралистическая история об обращении человека к злу и расплаты за это, легенда о Фаусте очень скоро приобрела черты, совершенно не характерные для схожих с ней по сюжету средневековых легенд. Она отразила в себе и черты раннего нового времени, такие, как увлечение наукой, неразрывно связанное с магией, индивидуализм, стремление выйти за веками установленные границы, будь то социальное положение, уровень знаний, пределы Ойкумены и т. д. Также эта легенда отразила как страх перед дьяволом и боязнь греха, так и редкостное бесстрашие. Все эти черты были подчеркнуты в пьесе К. Марло «Трагическая история доктора Фауста». Таким образом, фигура доктора Фауста,

167 соединяющая в себе все вышеперечисленные качества, может быть рассмотрена как некий культурный тип, объединяющий в себе черты европейского человека раннего нового времени.

В ХУП-ХУШ веках, с появлением картезианских принципов и развитием идей просвещения, фигура доктора Фауста в значительной степени теряет свой символический смысл и по существу становится исключительно принадлежностью народной смеховой культуры, что подтверждается широким распространением народных баллад и кукольных комедий о Фаусте, в которых Фауст н'е более чем шут. С другой стороны, хотя образ Фауста, бытовавший в эти столетия, вряд ли можно считать символом культуры этих веков, следует все же помнить, что развитие науки, дальнейшее освоение новых земель и т. п. Свидетельствует о широком распространении типа культуры, черты которого мы выделяли в народной легенде о Фаусте. Таким образом, культурный тип, бытовавший в Европе XVII—XVIII столетий, хотя и не ассоциировался у современников прямо с фигурой доктора Фауста, по существу являлся именно «фаустовским», то есть соответствующим тому образу, который возник в эпоху Возрождения.

Новая фаза развития легенды о Фаусте наступает с конца ХЛЛП века. В фигуре Фауста у Лессинга, Клингера и Гете выделяются, прежде всего, следующие черты: гордость и величие духа, смелость, стремление с помощью научного знания улучшить жизнь людей (жажда деятельности). У Лессинга и Гете кроме этого— идея изначально благой сущности науки. В известной степени эти черты можно найти и в образе Фауста XVI века. Новым является отсутствие ужаса перед темными силами и вера в человеческий разум.

168

У Шпенглера доктор Фауст окончательно осознан как символ европейской культуры. Все европейцы в той или иной мере проникнуты «фаустовским духом», то есть идеями пространства, индивидуальности, деятельности, воли и т. п.

Наконец, у Томаса Манна обладающий теми же чертами характера новый Фауст— Адриан Леверкюн задуман как символ европейской культуры XX века. Восприятие этой культуры, как и восприятие самого образа доктора Фауста у рассмотренных нами авторов, совокупный период деятельности которых составляет четыреста лет, весьма различен. Мы видели, что в «народных книгах», в трагедии К. Марло, романе Ф. М. Клингера и романе Томаса Манна Фауст, не смотря на присущее ему дарование и величие, все же обречен на падение. Напротив, у Г. Э. Лессинга и И. В. Гете Фаусту, а, следовательно, и всей европейской культуре, выразителем которой он является, предопределено спасение. Здесь «фаустовский тип» культуры, представляющий собой развитие путем постоянного приобретения новых знаний и практической деятельности, обусловленной этими знаниями, выглядит единственно возможным. Однако при всем различии акцентов и оценок основные черты доктора Фауста во всех рассматриваемых нами произведениях, как мы могли убедиться, остаются теми же самыми.

Что касается изменений в интерпретациях самой легенды, то они по большей мере отражают черты конкретного столетия и не меняют образ Фауста коренным образом. Исходя из представления, что бытование определенных культурных типов является следствием бытования определенной культуры,

169 можно с достаточной долей уверенности заключить, что культура Европы в период с XVI по XX века в своих основах оставалась «фаустовской», подтверждением чего является присутствующий во всех четырех столетиях образ доктора Фауста, воплощающий эти основы.

1/U i

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Новожилов, Дмитрий Михайлович, 2000 год

1. Агриппа Генрих Корнелий. Окультная философия.—М., 1993. —115 с.

2. Гёте И. В. Собр соч. —-Т. 5. Фауст./ Пер. Н. А. Холодковского.— М.Д 947,—592 с.

3. Гуттен Ульрих фон. Диалоги, публицистика, письма. — М., 1959. —522с.

4. Демонология эпохи Возрождения.—М., 1996.—4-64 с.

5. Источники по истории Реформации. — М., 1906. — Вып. 1. — 155 с.

6. Клингер Ф. М. Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад./ Предисл А. О. Смолян.— М.Д961.— 227 с.

7. Легенда о докторе Фаусте/Под гот. В. М. Жирмунский. — 2-е изд., исп.1. М„ 1978.-422 с.

8. Манн Т. Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом/Пер, с кем. С. Апта и Н. Ман. — М., 1993.430 с.

9. Манн Т. История «Доктора Фауста». Роман одного романа./Манн. Т. Собр. соч.— Т. 9,—М., I960,—С. 199-364.

10. Письма темных людей.—М.-Л, 1935.—462с.

11. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии'мировой истории. 1Гешталът и действителькость/Пер, с нем., вступ.ет. и примеч. К. А. Свасъяна.1/1I1. М, 1993. -663 с.

12. Шпенглер Я., Инститорис Г. Молот ведьм/Сокр. Пер. с. лат. Предисл. С. Г. Лозинского,—М., 1992. 382 с.

13. Эразм Роттердамский. Похвальное слово глупости. Домашние беседы/Вступ., пер. и прим. П. К. Губера и М. М. Покровского. — М., 1938. — 604 с.

14. Das Kloster, herausg. v. Scheible: Doktor lohanti Faust. 4 Bd.—Stuttgart, 1846-1849.

15. Das Volksbuch von Doktor Faust 1587. Mit Materialen.—Stuttgart, 1981. —254 s.

16. Paracelius Philippus Aureolus Theophrastus. Vom Licht der Natur und des Geistes. Eine Auswahl.—Stuttgart, 1976.—206 s.

17. Theoohilus. Der Faust des Mittelalters. Die Lecende und das Schausoiel.— Leipzig, 1918—64 s.

18. Widmann G. R. Fausts Leben. —Berlin-Stuttgart, 1846.-236 s.1. Литература

19. Аверинцев С. С. "Морфология культуры" Освальда Шпенглера// Вопросы литературы.—М., 1963,—№ 1 — С. 132-153.

20. Арну А. История Инквизиции.—Спб., 1995.—320 с.

21. Батю® Л. М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности.—М., 1989.—272 с. * •

22. Батки.н Л. М. Итальянское Возрождение как исторический типmкультуры: науч. Док. На соискание ученой степени доктора исторических наук.—М., 1991.—46 с.

23. Бсдуелл Г. История Церкви. М., 1996.—299 с.

24. Белецкий А. И. Легенда о Фаусте в связи с историей демонологии//Запкс1а-шеофилологического общества.—Спб., 1911-1912.—Вып. U.C. 59-193,—-Вып. 12,—С. 1-67.

25. Бенеш О. Искусство северногоВозрождения. Его связь с счсвременными духовными и интеллектуальными движениями.—М.,1973.—221 с.

26. Бер-зин Э. Доктор Фауст//Наука и жизнь.—М.,1993.—№ 7.—С. 1211 о

27. Бицилли. П. М. Элементы средневековой культуры.—Спб., 1995.—224С

28. Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры.—Спб., 1996.—256 с.

29. Бродеяь Ф. Динамика капитализма.—Смоленск, 1993.—124 с.

30. Володарский В. М. Эрфуртские гуманисты и Реформация//Культураэпохи Возрождения и Реформации.—Л., 1981.—С. 151-163.

31. Гартман Ф. Жизнь Парацельсаи сущность его учения.—М., 1997.—288с.

32. Гейгер Л. История немецкого гуманизма./Пер. Е. П. Вилларского. Предисл. Г. В. Форстена.—Спб., 1899—354 с.

33. Гергей Е. История папства/ Пер. с венгр.—М., 1996.—464 с.

34. Гинцбург К. Бенаиданти: колдовство и аграрные культуры в конце115i

35. XVI— начале XVII веков: реферат/ЯСультура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. — М., 1982. — С. 112—125.

36. Голик И. Бессмертие народной легенды/АВопросы литературы. — М., 1962. -№11. -С. 160-170.

37. Горфункель А. X. "Молот ведьм"— средневековье или Возро>хдекие?/ЛСультура Возрождения, и общество. — М., 1986. — С. 162—172.

38. Давыдов Ю. Н. Освальд Шпенглер и судьба романтического миросозерцанкя/ЯТрсблемы романтизма. —М., 1971. —Вып. 2. — С. 229—303.

39. Делюмо Ж. Страх ка Западе. (ХШ-ХУЩ вв.): осажденный град: реферат/ЯСультура и общество в средние века.—М.Д982.—С. 135-154.

40. Делюмо Ж. Грех и страх: внушение чувотза вины на Западе (XIII— XVIII вв.)//Кулътура и общество в средине века. — М., 1987. — Вып. 2. — С. 77— 92.

41. Жирмунский В. М. История легенды с Фаусте//31егенда о докторе Фаусте. •• М., 1978. С. 257-363.

42. Жирмунский В. М. Очерки но историк классической немецкой литературы.—Д., 1972.—495 с.

43. Журазская И. Е. Фаустовские мотавы/ЛГеория и история литературы. —Киев, 1986. — С. 296-302.

44. ИрзикглерФ., ЛасеотаАНищие к Фигляры, шлюхи к палачи, маргинальные группы в Кельне 1300~1600:реферат//Кулыура к общество в средние века.—М.Д 987.—Вып. 2,—С. 204-221.

45. Исследование форм поведений в западно-германской медиевистике: обзор работ А. Ничке/Жультура и общество.в средние века. —М.Д987.—Вьш.1/4i2.—С. 123-151.

46. История Европы.—М.,1993.—Т. 3. От средневековья к новомувремени.—653 с.

47. Кикхефер Р. Европейские процессы над ведьмами: их обоснование в народной и ученой культуре, 1300-1500:рефератЛ Культура и общество в средние века. —М., 1982,—С. 105-112.

48. Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики ГерманииХУ! века.— Долгопрудный., 1994.—170.

49. Койре А. Очерки истории дшлосовской мысли: о влияниифилосовской1 i X i. i.концепции на развитие научных теорий.—М.,1986.—287 с.

50. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии.—М., 1997.—517 с.

51. Корелин М. С. Западная легенда о Фаусте.//Вестник Европы.—Спб., 1882.—Ч. 11.—С. 263-294.—Ч. 12,—С. 699-734.

52. ЛампрехтК. История немецкого народа.—М., 1896.—475 с.

53. Ли Г. Ч. История инквизиции. 3 т./Вступит. А. Вашестова, М. Киреевой.—М., 1994.—-599 с.

54. Лозинский С. Г. Роковая книга средиевековья/УМолот Ведьм.—М., 1992.—С. 3-70.

55. Лосев А. Эстетика Возрождения.—М., 1978.—623 с.

56. Магидович И. П. Колумб и его открытия/ЯТутешествия Христофора Колумба: дневники, письма, документы. — М., 1952. — С. 3—53.

57. НемиловА. К. Немецкне гуманисты XV века. —Л., 1979. — 167 с.

58. НемиловА. Н. Значение Реформации для культурной общности1.Oсеверного Возрождения/Жультура эпохи Возрождения и Реформации.—Л., 1981.С. 163-170.

59. Орсье Ж. Агриппа Неттесгеймский. —Томск, 1996.—95 с.

60. Парфенов А. Т. Легенда о Фаусте и гуманисты северного Возро>хдения//Культура эпохи Возрождения и Реформации. —Л., 1981. — С. 163—170.

61. Петров М. К. Возникновение опытной науки в Европе XVI---XYIII вз.//Петров М. К. Самосознание и научное творчество. — Ростоз-ка-Доку, 1992.-С. 215-252.

62. Русакова А. В. Томас Маян,—Л.,1975.—184 с.

63. Русакова А. В. Томас Манн и его роман "Доктор Фаустус". — М., 1976. — 93с.

64. РутенбургВ. И. Титаны Возрождения. — Спб., 1991. — 160 с.

65. Свет Я. М. Открытие Америки и зарождение системы эксплуатации ее коренного населения/Шутешествкя Христофорап Колумба: дневники, письма, документы.—М., 1952,—С. 494-518.

66. Силкин Н. Е. Национальные литературные традиции в романе Томаса Манна "Доктор Фаустус"./Ю национальном своеобразии европейских литератур. -Л., 1980.-С. 74-79.

67. Смирин М. М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. М„ 1962. - 263 с.

68. Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в1/0I

69. Германии: очерки из истории гуманистической и реформ а цио и ной мысли. — М„ 1978.-263 с.

70. Смолян О. А. Фридрих Максимилиан Клингер и его роман "Фауст"//Клингер Ф. М. Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад. — М., 1961.-С. 3-22.

71. Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время/Вступит. Т. И. Ойзермана.—М., 1984,—288 с.

72. Сперанский Н. В. Ведьмы к ведовство: очерк по истории церкви и школы в Западной Европе. — М., 1906. — 201 с.

73. Средневековый человек//Культура и общество в средние века взарубежных исследованиях. — М., 1990. — Вып. 3. — С. 25—57.

74. Тгвризян Г. М. О. Шпенглер, И. Хейзинга: две концепции кризиса культуры.~М., 1989.-296 с.

75. Томас К. В. Религия и закат магии: исследование народных верований в Англии XVI—XVII столетий: реферат//Культура и общество в средние века. — М., 1982.-С. 90-105.

76. Тревор-Ропер X. Р. Одержимость ведовством в Европе в XVI-XVII веках// Культура к общество в средние века. — М., 1982.-С. 80-90.

77. Федоров Н. Ф. "Фауст" Гете и народная книга о Фаусте/ЯСоягекст: литературно-теоретические исследования. — М., 1977. — С. 315—343.

78. Фишер К. "Фауст" Гете. Возникновение и состав поэмы./ТТер. й. Д. Городецкого. М., 1885. - 213 с.

79. Шаховской И. Легенда и первая народная книга о Фаусте//ЖМНП. — Спб., 1880.-Ч. 211.-С. 369-401.1.II

80. Штраус Д. Ф. Ульрих фон Гуттен. Спб., 1896. - 492 с.

81. Энгельс Ф. Диалектика природы.—М, 1950.—328 с.

82. Birven Н. Der historische Doktor Faust.—Gelnhausen, 1963.—105 s.

83. Conrad M. Hubs F. Die Geschichte vom Doktor Faust—München, 1980.—276 s.

84. DüntzerH. Die Sage von Doktor Faust—Stuttgart, 1846.—260 s.

85. Engel K. Zusammenstellung der Faust-Schriften von XVI Jahrhundert bis Mi it. 1884,—Oldenburg, 1885,—764 s.

86. Geiger L. Johann Rauchlm. Sein Leben und seine "Werke.—Leipzig,1 <>71 /ioo. Ii>/1 •-тсс. S.

87. Gloger B. Zöllner W. Teufelsglaube und Hexenwahn.—Leipzig, 1983.—252 s.

88. Hagen F. H. Von der Ueber die ältesten Darstellung des Faustsage.—-Berns, 1844.—20 s.

89. Hansen J. Zauberwahn, Inquisition und Kexenprozess in Mittelalter und Entstehung der großenHexenvsrtolgunt.-—München-Leipzig, 1900.—538 s.

90. Hendel G. Von der deutschen Volkssagen za Goetches „Faust".—Weimar, 1969,—23 s.

91. Henning Hans. Faust in fönf Jahrhundert. Ein überblick zur Geschichte des Fausistoöes von 16. Jahrhundert zur Gegenwart.—Halle, 1963.—128 s.

92. Henning H. Beitrage zur Druckeschichte der Faust und Wagner-Bücher des 1.6. Und 18. Jahrhunderts.—Weimar. 1963,—133 s.

93. Henning R Faust als historische GestaMGoethe. Jahrbuch der GoetheGesellschaft, Neue Folge.—Weimar, 1959,—Bd. 21,—S. 107-139.1 /0i

94. Henning H. Das Faust-buch von 1587. Seine Entstehung, seine Quellen, seine Wirkung/AVeimarer Beitrage, 1960.—Heft 1.—S. 26-58.

95. Henning H. Faust-bibliographie.—Berlin, 1966.—Bd. 1.—956 s.

96. Horst H. Das Faustbuch—ein Voiksbuch?//Deuischwiierricht, 1965.—Heft 9.—S. 510-515.

97. Küchler K. Die Faustsage und der Goetische Faust.—Leipzig, 1893.—55 s.

98. Mahai G. Faust Die Spuren eines geheimvollen Lebens.—Berlin- München, 1980.—245 s.

99. Neubert F. Von Doktor Faust zu Goethes Faust.—Leipzig, 1932.—55 s.

100. Peter F. Die Literatur der Faustsage bis Ende des Jahres 1848.—-Leipzig, 1849.-24 s.99.- Peukert W.-E. Dr. Johannes Faust//Zeitschrifx für deutsche Philologie, 1948-1949.—Heft 70,—S. 55-74.

101. Schmidt E. Faust und Luther.—Berlin, 1896.—593 s.10L Schoess H. J. Deutsche Geistgesohichte der Neuzeit. 5. Bd.—Main;:.i. W '197'/.—Bd. 1. Zeitalter und Reformation.—379 s.

102. Weber H.-H. Studien zur deutschen Marien!egenden des Mittelalters am Beispiel des Theophilus: diss.—Hamburg, 1966.—191 s.

103. Zeeden E.-W. Deutsche Kultur in den früen Neuzeit—Frankfuit-ara-Main, 1968,—510 s.