Место этикета в системе культурных ценностей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Воронецкая, Ольга Семеновна

  • Воронецкая, Ольга Семеновна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Томск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 136
Воронецкая, Ольга Семеновна. Место этикета в системе культурных ценностей: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Томск. 2005. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Воронецкая, Ольга Семеновна

ВВЕДЕНИЕ.

1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И СПЕЦИФИКА ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

1.1. Соотношение понятий этика, этос, этикет.

1.2. Природа коммуникативной ситуации как условие востребованности этикетного поведения.

1.3. Этикет в семиотическом аспекте.

1.4. Этикет в системе регуляторов человеческого поведения.

1.4.1. Характер и особенности этикетных правил

1.4.2. Соотношение этикета и ритуала как условие определения особенностей этикетного поведения.

1.4.3. Мораль как содержательное основание этикета.

2. ЭТИКЕТ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ

КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

2.1. Основные черты культуры как системы ценностей.

2.1.1. Деятельностный исток культуры и его роль в определении специфики культурных ценностей.

2.1.2. Место знаковых систем в системе культурных ценностей.

2.2. Условия и факторы, определяющие значение этикета в культуре.

3. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТИКЕТА.

3.1. Определение истоков возникновения этикета.

3.2. Перспективы развития этикетной культуры в российском обществе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Место этикета в системе культурных ценностей»

Актуальность темы исследования- Как сама этикетная культура, так и ее осмысление, имеют давнюю историю. Считается с точки зрения специалистов, что наиболее ранняя книга по этикету была написана в Египте около 2350 г. до н. э. под названием «Инструкция по поведению». Однако в современной культуре отношение к данному феномену остается достаточно противоречивым. Имеет место явное недооценивание его роли, которое проявляется в том, что о правилах этикетного поведения вспоминают лишь в отдельные моменты жизни, а в целом рассматривают их как наследие предшествующих этапов социального бытия, сохранившееся и исполняемое просто по традиции. В лучшем случае, значимость этикета связывают лишь с функционированием отдельных областей современной социальной жизни, в частности, с дипломатической сферой, сферой бизнеса и управления. Кроме того, даже в тех случаях, когда подчеркивают важность этикета, то часто сводят ее только к прагматическим основаниям, истолковывая этикет как модификацию правил социальной безопасности. Поэтому остается распространенной интерпретация данного феномена как внешней, формальной, а значит, поверхностной и потому лишенной внутренней необходимости, стороны социальной жизни, особенно современной.

Такое же отношение проникает в исследование и проблематики этикета. В трудах историков, социологов, этнографов, антропологов хорошо представлено описание форм этикета в различных культурных средах, исследовано происхождение тех или иных этикетных норм, проанализирована их связь с архаическими ритуалами и религиозными предписаниями, однако теоретическое осмысление данной проблематики в научной литературе остается слабо представленным. В первую очередь это касается обоснования этикета как необходимого элемента культурной жизни, сохраняющего свое значение даже в процессе смены культурных и цивили-зационных форм. С этой точки зрения, попытки построить обоснование его ценности на фундаменте утилитарности следует считать совершенно неудовлетворительными.

Но с другой стороны, в последнее время мы наблюдаем возрождение интереса к этикетной культуре. Появилось большое количество изданий практического толка, содержащих советы и рекомендаций, как вести себя в самых разнообразных социальных ситуациях. Следует отметить при этом, что пути возрождения этикетной культуры и тенденции ее развития наиболее отчетливо проявляются в современном российском обществе, а опыт разработки и внедрения курсов по этикету в Томской области можно считать здесь весьма поучительным.

Конечно, в первую очередь активизация такого интереса напрямую связана с ценностью делового этикета. Становится очевидным, что соблюдение правил хорошего тона позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно в любых ситуациях повседневного делового общения, служит установлению доверия с партнером, клиентом, работодателем, представителем другой национальности и веры. Уже никого не надо убеждать в том, что знание делового этикета способствует формированию положительного имиджа выпускника ВУЗА, помогает молодому специалисту во время интервьюирования с работодателем стать конкурентоспособным на столь непростом современном рынке труда, утвердиться и реализовать себя на «лестнице деловой карьеры». Более того, и сами предприниматели любого уровня начинают осознавать, что их способности и личные качества дают наибольшую отдачу лишь при наличии соответствующей деловой репутации, которая складывается из умения общаться с партнерами по бизнесу, потребителями, государственными органами, средствами массовой информации.

Даже международное общение перестало сегодня быть прерогативой лишь профессиональных дипломатов. Многократно увеличились контакты с зарубежными партнерами по линии «народной дипломатии» (предприятий и учреждений, предпринимательских структур, общественных, культурных организаций и союзов, местных органов власти и т.д.). Это в корне изменило актуальность звучания проблемы культуры международного общения. К тому же необходимость использования в работе с зарубежными партнерами общепринятых международных норм и правил поведения объективно способствует изменению взаимоотношений и между нашими соотечественниками.

Очевидно, что данные процессы требуют своего осмысления и, в том числе, на теоретическом уровне. Во-первых, мы имеем дело с, так сказать, живыми и непосредственно данными причинами актуализации интереса к этикетной культуре. Поэтому становится возможным делать выводы о тех факторах, которые придают необходимость данной форме культурной жизни. Во-вторых, что, на наш взгляд, наиболее важно, анализ данных процессов требует правильной расстановки исследовательских акцентов, а именно способности увидеть за ограниченной пока областью востребованности этикета (в частности, в нашей стране) проявление более масштабных процессов. Ведь не случайно даже в сфере предпринимательства вос-требуется именно этикет. Поэтому исследование места данной системы знаков, норм, форм поведения в структуре культуры в целом и определение факторов, придающих им необходимость во всем комплексе культурных ценностей, видится и остается актуальной задачей.

Степень разработанности проблемы. Как уже подчеркивалось выше, этикетная культура имеет давнюю историю. Разработка и описание этикетных норм получили прямое или косвенное выражение в таких памятниках мировой и отечественной литературы, как «Изречения», приписываемые Конфуцию, «Никомахова этика» и «Большая этика» Аристотеля, «Застольные беседы» Плутарха, «О дружбе» и «Об обязанностях» Цицерона, «Поучения» Владимира Мономаха, «Домострой» Сильвестра, «Юности честное зерцало.», «Дисциплина клерикалис» П. Альфонсо, «Придворный» Б. де Кастиньоне, «Мысли о воспитании» Дж. Локка, «Характеры, или Нравы нынешнего века» Ж. де Лабрюйера, «Письма к сыну» Чес-терфилда и т.д. Данные труды предстают тем бесценным источником, на основании которого можно судить о характере этикета, истоках его возникновения и путях его развития.

Актуализация внимания к этикетной культуре в современном обществе нашла свое отражение в появлении большого количества работ, посвященных разработке прикладных аспектов и практическому применению этикетных норм. Эти разработки связаны с именами М. Адама, В.И. Андреева, М.Д. Архангельской, В. Биркенбиля, А.Ф. Борункова, Л. Брауна, Е. Власовой, Ф. Дейвиса, Р. Дени, Д. Кар-неги, И. Криксуновой, Л.С. Лихачевой, Л.Лобаревой, П. Мицича, И. Нефедовой, А. Панасюка, В. Парбо, Г. Почепцова, Э.Я Соловьева, М. Спиллейна, М.А. Стрельма-ховича, Дж. Фаста, Л. Фелтона, Н.И. Формановской, В.М. Шепеля, Дж. Ягера и др.

Даная ситуация подталкивает как практиков, так и теоретиков, к обсуждению вопросов, связанных с осмыслением роли этикета в современной культуре, путей и перспектив его развития. Эта линия изучения этикета рассматривается в работах Р. К. Камерона, Э.А. Капитонова, А. Книгге, А.С. Ковальчука, К. Нордст-рема, Д. Льюиса Ричарда, Т.Н. Персиковой.

В исследовательской традиции хорошо представлена история развития этикета в различные эпохи и в различных культурах. Это работы В.М. Алпатова, В.А. Бажановой, И. Забелина, Ш.Д. Инал-Апа, Е.С. Новик, Б. Нонева, М. Оссовской, И. Панкеева, Э. Поуста, В. Файвинова, Т.В. Цивьяна, Н. Элиаса и др.

Вышеперечисленные направления, как разработки этикетных норм, так и их изучения представляют собой скорее объект для данного исследования. Поэтому теоретическая постановка вопроса о месте этикета в культуре заставила обратиться к анализу работ, которые могли бы обеспечить теоретико-методологическую базу для искомого ответа. В первую очередь, они связаны с обсуждением темы условий возникновения этикета и ее осмыслением в общекультурном контексте. Данный аспект представлен именами крупнейших антропологов и культурологов 1920 вв., а именно К. Гирца, М. Дуглас, Р. Жирара, Р. Кайуа, JI. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Б. Малиновского, А.Р. Рэдклиффа-Брауна, Э.Сепира, У. Уорнера, Л. Уайта и др.

Анализ факторов, обеспечивающих необходимость этикета в культуре, заставил обратиться к осмыслению принципов устройства культуры как целостности и общих закономерностей функционирования социальной и культурной жизни. Данные аспекты нашли свое отражение в трудах (многие из которых стали классическими) таких зарубежных и отечественных авторов, как Д. Белл, П. Бергер, П. Бурдье, И. Гофман, М.С. Каган, И.С. Кон, П. Козловски, Д.С. Лихачев, Т. Лукман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, М.К. Петров, Е. Финк, Э. Фромм, Ю. Хабермас, Й. Хейзинга, О. Шпенглер и др.

Однако в целом следует отметить, что работы антропологов и теоретиков культуры скорее обеспечивают лишь общекультурный контекст обсуждения темы нашего исследования и предоставляют общую теоретико-методологическую базу, чем указывают конкретное направление, в котором можно было бы искать ответ на поставленный вопрос. Данная исследовательская ситуация свидетельствует о необходимости и актуальности проведения специального философско-культурологического изучения темы места и роли этикета в культуре.

Объект исследования. Этикет как совокупность знаков, норм и моделей поведения во всем многообразии его исторических и культурных форм.

Предмет исследования. Условия и факторы, превращающие этикет в неотъемлемую структурную компоненту культурной жизни в целом.

Цель исследования. На основе определения сущностных и специфических черт этикета показать, что он является не исторически преходящим или локальным культурным явлением, а неотъемлемым элементом любой системы культурных ценностей и необходимым условием ее функционирования как системы таких ценностей.

Задачи исследования.

1. Выявить особенности этикета путем определения его места и функций в структуре коммуникации.

2. Рассмотреть основные черты и особенности этикета как вторичной знаковой системы.

3. Определить характер и место этикета в системе правил поведения, чтобы установить, выражением каких форм коммуникативной активности он призван являться.

4. Выявить основные черты и особенности культуры как системы ценностей и знаковой системы.

5. На основе исследования характера функционирования этикета в системе культурных ценностей показать его значение в данной системе.

6. Выявить условия возникновения и перспективы развития этикетного поведения.

Теоретико-методологическая база исследования. В основу диссертационного исследования положен культурологический подход. Его специфика состоит в определении позиции или концептуальной рамки, позволяющей устанавливать функции, значение, условия необходимости изучаемых объектов. Такую концептуальную рамку или контекст задает трактовка культуры как совокупности образцов (идеалов и норм), обеспечивающих выживание человека как специфического существа. С этой точки зрения объекты, внешне лишенные непосредственной утилитарной или практической целесообразности, могут интерпретироваться как обладающие необходимостью потому, что взаимодействие именно с ними становится выражением и закреплением специфики человеческого бытия. В частности на этом основании становится возможным разводить культурное и социальное измерения человеческого бытия.

Культурологический подход задает соответствующую методологию исследования, а именно применение герменевтического метода. Данный метод основан на полагании первичности традиции, которая предстает как приоритетным объектом исследования, так и условием очерчивания исследовательского горизонта. Это предполагает не отрицание ее как суммы предрассудков или простого историографического перечисления суммы мнений, а такой диалог с ней, в котором само предание толкает исследователя расширять горизонт понимания осваиваемых объектов. Использование данного метода строится на том, что понимание должно достигаться интерпретацией изучаемых объектов как частей некоторого целого и обусловливаться принципом «понимание рождается в применении», где применение «следует мыслить скорее не как действие субъективности, но как включение в свершение предания, в котором происходит непрерывное опосредование прошлого и настоящего» [29. С. 345]. Такое включение в свершение предания позволяет осуществлять не только простую реконструкцию, но и эффективную интерпретацию изучаемых объектов.

Научная новизна и результаты, выносимые на защиту.

1. Установлено, что наиболее продуктивные результаты по определению сущности и особенностей этикета можно получить, если рассматривать его как совокупность специальных приемов, направленных на выявление, поддержание и обыгрывание статуса партнеров по коммуникативному акту.

2. Обоснован тезис, что в основе возникновения, закрепления и развития этикетных форм поведения лежит необходимость выразить такие моральные ценности (уважение к достоинству и тактичность), которые являются одним из оснований конституирования человеческого сообщества, что дает право считать этикет способом придания значимости, как системе социальных различий, так и коммуникативным отношениям в целом.

3. Установлено, что необходимость символического выражения моральных ценностей, конституирующих этикет, усиливается там, где моральное отношение оказывается не сущностью, а лишь составной частью коммуникативного акта, поэтому этикет можно рассматривать как единственный способ сохранять и даже конструировать ценность коммуникации в обществах в целом и системах действия в частности, где доминируют ценности, ориентирующие на инструментальное отношение к миру.

4. Показано, что этикет возникает не на базе конкретных ритуалов, а на основе использования самого механизма ритуализации или структуры ритуального действия в условиях «расколдовывания мира» и необходимости найти новые способы закрепления и выражения культурных ценностей, обеспечивающих сохранение специфики человеческого бытия.

5. Обоснован тезис о том, что следует предполагать актуализацию роли этикета в современной индустриальной и постиндустриальной культуре, поскольку: а) сама способность действовать по этикетным правилам приобретает важное символическое значение, а именно становится демонстрацией надежности, добросовестности и ответственности, проявлением самоуважения и уважения к партнеру по ведению дел в ситуациях с открытым финалом; б) демонстрация знаков уважения к достоинству любого человека становится необходимым способом выражения отношения индивида к проявлению собственных личностных качеств и определению своего места в системе социальных отношений.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Положения и выводы диссертации выросли на основе разработанной программы «Имидж и организация деловой карьеры», включавшей в себя лекционные занятия, ролевые игры, тренинги и видеотренинги и осуществлявшейся в Томской службе занятости населения для безработных и ищущих работу, в ТГУ для студентов философского факультета по специальности «социальная работа», в ТПУ для студентов гуманитарного факультета по специальности «гостиничный бизнес и туризм», в Томском филиале Сибирской академии государственной службы для слушателей факультета «государственное и муниципальное управление», в Томском региональном научно-внедренческом образовательном центре на курсах повышения квалификации по специальностям «секретарь руководителя», «менеджер по персоналу», «главный бухгалтер». В связи с реализацией Федерального закона № 131 от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ТФ СибАГС (Томский филиал академии госслужбы) в областном конкурсе образовательных программ выиграла право проводить обучение глав районных и сельских муниципальных образований. При этом, наряду с важным блоком экономических и правовых тем, значительное время в программах отведено темам: «Этика и культура управления», «Имидж руководителя», «Деловой этикет и корпоративная культура».

Для коммерческих фирм была разработана программа-тренинг по таким направлениям, как «Бизнес-этикет», «Техники эффективной деловой коммуникации»,

Деловая риторика», цель которых заключалась в повышении уровня психологической культуры сотрудников и развития их способности эффективно взаимодействовать с клиентами. Тренинги успешно прошли в таких организациях, как рекламная компания «Пилон», Медиа-холдинг «Рекламный Дайджест», «Востокгазпром», аптечной сеть «Живая аптека», «Аптека-ВИТА», агентство недвижимости «Альянс», компания «ТомБалт», торговая компания «Ника» и т.д. В свою очередь результаты диссертационного исследования послужили основой для реорганизации программы в соответствии с полученными выводами.

Теоретическую значимость исследования можно связать с появлением и развитием с конца 19 в. культурологических исследований. Их значение состоит не только в определении нового объекта изучения, заставившего обратить внимание или увидеть в новом свете те аспекты человеческого бытия, которым до этого не уделялось столь пристального внимания, но и в превращении культуры в контекст, который начал определять поиск объектов исследования и новое направление интерпретации традиционно изучаемых объектов. Поэтому исследование своеобразия этикета, его функций в культуре позволяет пролить свет на исследование общих закономерностей культурной жизни и тенденции их трансформации. С другой стороны, помещение этикета в контекст функционирования системы культурных закономерностей позволяет высветить его грани, которые до этого оставались в тени, и определить тот эвристический и практический потенциал, который он в себе содержит.

Теоретический анализ проблематики этикета определяет направления практического применения полученных результатов. В частности, становится очевидным, что он представляет собой технологию, которую смело можно назвать «технологией производства культуры» и реализация которой становится необходимым условием как достижения практического успеха (в современном обществе), так и производства и сохранения доминирующих культурных ценностей современной цивилизации, а именно ценности личности, тактичности и уважения ее достоинства.

Поэтому положения и выводы диссертации могут быть использованы как в подготовке и чтении учебных курсов, посвященных проблемам коммуникативной составляющей культуры, так и в разработке практических мероприятий (тренингов, ролевых игр), призванных научить различные категории потребителей (от студентов до предпринимателей и сотрудников госучреждений) основам и различным аспектам этикетной культуры.

Апробация работы. Первое практическое применение тема, исследуемая в диссертации, нашла в Томской службе занятости, в отделе информационного обеспечения занятости и психологической поддержки безработных граждан в 19942001 гг. На основе полученного опыта был создан клуб «Карьера» для студентов, особенно старших курсов, где была разработана и нашла широкое применение программа «Деловая карьера и ее организация». В 1999 г. была разработана программа «Имидж и организация деловой карьеры». С 2000 г. она успешно воплощается в ТГУ на философском факультете на кафедре социальной работы для студентов старших курсов. Так же с 2001 г. идеи данного исследования были реализованы в программах: «Этика и культура управления», «Имидж руководителя», «Корпоративная культура предприятия», по которым проводятся занятия в Томском филиале сибирской академии госслужбы для слушателей получающих первое и второе высшее образование по специальности «Государственное муниципальное управление». В разнообразных коммерческих фирмах неоднократно применялись разработанные программы - тренинги: «Бизнес - этикет» и «Dress - kod» - составляющая корпоративной культуры».

Наконец, основное содержание и выводы диссертации апробировались в докладах и сообщениях, сделанных на проводимой Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Томской области в июне 2001 г. научно-практической конференции «Рынок труда Томской области: реальность и прогнозы» для специалистов служб занятости, работодателей, а также для всех, интересующихся проблемами рынка труда (доклад «Программа «Молодежная практика» как ступень повышения профессионального мастерства молодых специалистов), а также на 9-м научно-методическом семинаре «Качество образования управленческих кадров: подходы, практика, проблемы» для преподавателей, участвующих в реализации программ подготовки управленческих кадров по заказу Администрации области в г. Томске в 2003 г.

Структура диссертации построена в соответствии с основной идеей исследования и последовательностью решения задач, необходимых для ее реализации. Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения. Основной объем текста -136 страниц. Список литературы содержит 165 наименований работ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Воронецкая, Ольга Семеновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность исследования этикетной культуры была обусловлена как практической потребностью, так и теоретическим интересом. В основе практической потребности лежала необходимость более интенсивнее разрабатывать прикладные аспекты этикетной культуры, поскольку становилась очевидной их все расширяющаяся востребованность. С другой стороны, запросы практики подталкивали к необходимости более глубокого теоретического осмысления этикета. В основе теоретического интереса лежало осознание того обстоятельство, что существование этикета является не простой данью традиции и пустой формальностью и что его ценность состоит не только в том, чтобы преуспеть в бизнесе или в управленческой практике. Хотя сам факт, что именно знание и навыки этикетной культуры, становятся важным условием успеха в делах и создания делового имиджа в современных условиях, был весьма симптоматичным.

Теоретический и практический интерес обусловили постановку цели данного диссертационного исследования, которая заключалась в том, чтобы показать, что этикет следует рассматривать не как исторически преходящее или локальное культурное явление, а как неотъемлемую составную часть любой системы культурных ценностей, структурную составляющую культуры как способа человеческого бытия, необходимое условие ее нормального функционирования как системы ценностей.

Постановка данной цели потребовала определения соответствующей методологии исследования, поскольку анализ литературы, посвященной прикладным аспектам проблемы, не предоставлял возможности расширить горизонт ее осмысления. Для диссертационного исследования избран подход, который обозначен как культурологический. Суть его состоит в том, чтобы рассмотреть этикет как культурную ценность и определить специфические характеристики, превращающие его в неотъемлемую часть функционирования культуры. Методика исследования заключалась в том, чтобы подойти к решению вопроса с двух направлений. Первое предполагало такое описание этикета как некоторого феномена, которое позволяло выделить существенные и в то же время специфические черты этикета.

На основании примененной методологии были получены следующие результаты. Анализ показал, что наиболее эвристичным является рассмотрение этикета, во-первых, в контексте коммуникативной практики и, во-вторых, как совокупности знаков, призванных демонстрировать, выражать, создавать тактичность и уважение к достоинству партнеров по коммуникации. Представляется, что сущность этикета заключается в его способности предоставить необходимые средства, позволяющие подчеркнуть ценность человеческой личности и ценность социальных различий как таковых. В частности, выдвинутая гипотеза состояла в том, что создание этикетных норм призвано было не столько закреплять существующие формы социальной стратификации и социального неравенства в частности, сколько подчеркивать значение социальности как необходимого условия человеческого бытия. В свою очередь анализ показал, что отсутствие или уменьшение обмена соответствующими знаками превращает этикет в ритуал, церемониал или, наоборот, не доводит обмен посланиями до стадии этикета.

Второе направление состояло в том, чтобы выйти к определению значимости этикета через теоретическое осмысление сущности культуры и ее структуры. С этой целью был предпринят анализ механизмов функционирования культуры и тех черт, что одновременно придают ей своеобразие и необходимость. В качестве методологии, позволяющей наиболее эффективно достичь поставленной цели, был избран деятельностный подход как выражающий и подчеркивающий специфику человеческого существования. На основе данного подхода культура была интерпретирована как совокупность образцов, схем, моделей, идеалов и норм, в которых находит свое отражение и закрепляется своеобразие человеческого бытия. С одной стороны, это позволило определять степень культурной ценности тех или иных форм коммуникации, а с другой - культурный статус символических форм человеческой активности.

Благодаря примененному подходу были получены следующие результаты. С точки зрения онтологии культуры становилось очевидным, что значимость коммуникации состоит не столько в том, чтобы решать практические социальные задачи, сколько в том, чтобы обеспечивать воспроизводство социальных навыков как таковых. Показано, что чем более коммуникация утрачивает прагматическую ценность, тем ярче в ней просвечивает самоценность общения как такового. Последнее возможно лишь там, где участники коммуникации признают друг друга в качестве равноправных и равноценных партнеров. Это позволяет рассматривать коммуникативную активность, предполагающую отношение к другому не только как к средству, но и как к цели, как необходимое условие воспроизводства человеческого бытия.

Показано, что чем более культурные ценности утрачивают статус непосредственной очевидности, тем более приобретает ценность и даже самоценность символическая форма связи с ними. Следовательно именно этикет как символическая форма может выступать и выступает необходимым условием выражения тактичности и уважения к достоинству коммуникантов, будь то индивиды как носители личностного начала или представители статусно-ролевой структуры. Наиболее ярко это проявляется там, где коммуникация направлена на решение сугубо прагматических задач. Таким образом, исследование структуры и механизма функционирования культуры путем теоретического конструирования, позволяет показать, почему становится необходимым этикетное поведение.

Кроме того, применение генетического подхода позволяет высказать предположение, что этикет возникает не на основе конкретных ритуалов, а посредством использования самого механизма ритуализации или структуры ритуального действия как общего способа решения актуальных и потенциальных проблем, с которыми мог сталкиваться индивид и коллектив. Показано, что деритуализация этикета или приобретение им своей автономной формы возникает в условиях «расколдовывания мира», т.е. освобождения тех или иных форм социальной жизни от их магической или сакральной наполненности, и необходимости найти новые способы для придания ценности как системе социальных различий, так и коммуникативным отношениям в целом.

На основании полученных результатов представляется возможным определять перспективы исследования этикета в плане научном и его функционирования в плане практическом. Прежде всего, практическую востребованность этикета следует считать только верхушкой айсберга или чем-то большим, чем сегодняшнее решение сугубо практических вопросов. Во-вторых, этикет следует воспринимать как путь примирения таких противоречивых тенденций современного общества, как ориентацию на достижительские ценности и утверждение ценности личности. Это проявляется в том, что именно достижение успеха в делах требует внимания к достоинству личности или, по крайней мере, необходимости считаться с таким достоинством. В-третьих, можно утверждать, что демонстрация форм этикетной культуры становится не просто эффективным механизмом решения деловых задач, а знаком изменения отношения любого человека к самому себе, чувствительности к проявлению личностных качеств, требовательности к их признанию в системе социальных отношений. Поэтому в перспективе можно ожидать развития и более широкого распространения этикетной культуры. А в практическом плане это позволяет связывать ценность этикета не только с практическими запросами, но и с его способностью стать важнейшим условием самоидентификации и соответствующего признания «другого» в современном обществе. Представляется, что продуктивной основой такой реинтерпретации роли этикета может выступить коммуникативная онтология.

Актуализация темы этикетной культуры обусловливает потенциал исследования проблематики, связанной с возникновением, трансформациями и возможными направлениями ее развития. Первое - касается проблемы возникновения этикета и, прежде всего, не столько конкретно-исторических обстоятельств его происхождения, сколько тех условий, которые с необходимостью требовали его спецификации и автономизации в обществах, в которых построенные на мифологии ритуалы стали утрачивать свою эффективность. Второе - связано с анализом значимости этикета в современной социокультурной ситуации, характеризующейся актуализацией темы толерантности и диалога культур. Очевидно, что продуктивное начало такого диалога возможно только с демонстрации знаков признания равноценности любой культурной формы, а значит этикетных знаков.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Воронецкая, Ольга Семеновна, 2005 год

1. Адам М. Галстуки и бабочки, советы по стилю и уходу. М.: Кристина -новый век, 2002.

2. Александров Д.Н. Риторика М.: Юнити, 2000.

3. Алексина Т.А. Прикладная этика. М.: РУДН, 2004.

4. Альфонсо П. Дисциплина клерикалис. М.: ACT Пушкинская библиотека, 2002.

5. Андреев В.И. Деловая риторика.- М.: Народное образование, 1995.

6. Аристотель. Никомахова этика. Большая этика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль,1984. - С. 53-374.

7. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4.- М. Мысль, 1984. - С. 375- 644.

8. Алпатов В.М. Япония: язык и общество. М.: Муравейник, 2003.

9. Архангельская М.Д. Бизнес-этикет или игра по правилам. М.: ЭКСМО -Пресс, 2002.

10. Ю.Бажанова В.А. Национальные формы этикета. Казань: Наука, 2000.

11. П.Баринов В.А. Корпоративная культура организации в России // Менеджмент в России и за рубежом . 2002. - № 2. - С.34-48.

12. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.

13. Байбурин А.К. Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.: Наука, 1990.

14. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.

15. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Академия - центр, Медиум, 1995.

16. Бердяев Н.И. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.

17. Биркенбиль В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер Пресс, 1997.

18. Борунков А.Ф. Карманная энциклопедия делового этикета. М.: Интенсив РАГС,1997.

19. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. М.: ИНФРА-М, 2004

20. Браун Л. Имидж- путь к успеху. СПб.: Питер Пресс, 1996.

21. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001.

22. Введенская JI. Павлова Л. Культура и искусство речи. Ростов -на -Дону: Феникс, 1998.

23. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

24. Бенедиктова В.О. О деловой этике и этикете. М.: Наука, 1994.

25. Вилсон Л., Макклафлин К. Язык жестов. СПб.: Питер Пресс, 1999.

26. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М.: Изд-во МГУ, 1999.

27. Вольф И. Современный этикет. М: Кристина, 1996.

28. Все об этикете. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

29. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.

30. Гирц К. Интерпретации культур. М. РОССПЭН, 2004.

31. Григорьян М.Г. Мода и карьера. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997.

32. Гуань чжун. Троецарствие. В 2-х томах. - М.: Наука, 1954.

33. Далецкий Ч. Риторика. М.: ОМЕГА-Л, 2003.

34. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2004.

35. Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж. Книга для политиков и бизнесменов, мужчин и женщин. М.: Внешсигма, 1996.

36. Дени Р. Есть контакт! Приемы деловых коммуникаций. СПб.: Питер, 2002.

37. Домострой. М.: Советская Россия, 1990

38. Дуглас М. Чистота и опасность. М.: КАНОН-пресс-Ц, -1998.

39. Емышева Е.М. Мосягина О.В. Общегражданский этикет в России в 20 в. // Управление персоналом. 2004. - № 2. - С. 44-46.

40. Жиль А., Рут М. Бизнес строится на отношениях // Протокол и этикет. -2003. № 5. - С.50-56.

41. Жирар Р. Насилие и священное. М.: Новое литературное обозрение, 2000.

42. Забелин И. Домашний быт русских цариц в 16 и 17 столетиях. Новосибирск: Леит,1992.

43. Инал Ипа Ш. Д. Очерки об абхазском этикете. - Сухуми: Наука, 1984.

44. Кастиньоне Б. де. Придворный. М.: ACT Пушкинская библиотека, 2002.

45. Каган М.С. Проблема «Запад-Восток» в культурологии. М.: Наука, 1994.

46. Каган М.С. Философия культуры. СПб: 1996.

47. Камерон Р. Куннн. Диагностика и изменение организационной культуры. -СПб.: Питер, 2001.

48. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994.

49. Кант И. Основы метафизики нравственности // И. Кант. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995

50. Капитонов Э.А. Корпоративная культура и PR. Ростов-на-Дону: Март Т, 2003.

51. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. М.: Пресс, 1990.

52. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: О.Г.И., 2003.

53. Кибанов А. Я., Захаров Д.К. , Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. -М.: ИНФРА-М, 2002.

54. Кирсанова P.M. Российский костюм и быт 18-19 веков. М.: Слово, 2002.

55. Книгге А. Об обращении с людьми. Дубна: Феникс, 1994.

56. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. Дубна: Феникс, 2003.

57. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997.

58. Колдуэл М. Краткая история грубости // Протокол и этикет. 2003. - № 6. -С. 24-29.

59. Кон И.С. Социологическая психология. Избранные психологические труды. Воронеж: Наука, 1999.

60. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.

61. Конфуций. Я верю в древность. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1998.

62. Котин И. Некоторые секреты английского этикета // Протокол и этикет. -2003.-№ 5.-С. 20-24.

63. Крагоз Э. Голландия. Про все, кроме сыра. // Протокол и этикет. 2003. -№5. - С.26-29.

64. Кребер А., Клактон К. Культура: Критический анализ концепций и дефиниций.-М„ 1992.

65. Криксунова И. Создай свой имидж. СПб.: Лань, 1997.

66. Кузин Э.Л. Дипломатическое и деловое общение правила игры. М.: Норма,2003.

67. Кузнецов И.Н. Все об этикете. М.: Книжный дом, 2004.

68. Кузнецов И.Н. Современный этикет. М.: Дашков и К., 2004.

69. Кулаков А.Л. Свой стиль, своя культура // Протокол и этикет. 2003. - №5. -С. 8-11.

70. Лабрюйер Ж. де. Характеры или нравы нынешнего века. Афоризмы, Максимы, Мысли. Харьков: СТ ФОЛИО, 2001.

71. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983.

72. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994.

73. Левкин В.Е. Деловой этикет и этика деловых отношений. Тюмень: МТД,2004.

74. Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах. СПб: Речь, 2002.

75. Лихачев Д.С. Воспоминания. СПб.: Лань, 1997.

76. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: Речь, 1999.

77. Лихачева Л.С. Школа этикета. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1995.

78. Лобарева Л. Уроки привлекательности. М.: ИПК и ПРНО, 1994.

79. Логинова А.С. Обращение // Управление персоналом. 2004. - № 2. - С.41-43

80. Локк Дж. Мысли о воспитании // Дж. Локк. Сочинения в 3-х т. Т. 3. - М.: Мысль, 1988.-С. 407-608.

81. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры // Избранные статьи в трех томах. T.I. - Таллин: «Александра», 1992.

82. Льюис Ричард Д. Культура в международном бизнесе от столкновения к взаимопониманию. М.: Дело, 2001.

83. Малиновский Б. Магия. Наука. Религия. М.: РЕФЛ - бук, 1998.

84. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: Наука, 1973.

85. Маркарян Э.С.Теория культуры и современная наука. М.: Наука, 1983

86. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.

87. Матюгин И.А., Чабакерия Е. Т., Слоненко Т.А. Как запомнить лица. М.: ЮНИТИ, 1998.

88. Межуев В. М. Культура и история. М.: Мысль, 1977.

89. Михайличенко Н.А. Риторика. М.: Новая школа, 1994.

90. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М.: Наука, 1987.

91. Морган Л.Г. Лига ходесауни, или ирокезов. М.: Наука, 1983.

92. Мосеев Р.Н. Тяжелая ноша делового этикета // Управление персоналом. -2004.-№3.-С. 29-32

93. Мудрое слово Древней Руси.- М.: Наука, 1989.

94. Нефедова И., Власова Е. Я и мой имидж. М.: ЭКСМО-Пресс,1997.

95. Новик А. Мы в Германии. О внешнем виде // Протокол и этикет. 2003. - № 1.-С. 72-74.

96. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М.: Наука, 1984.

97. Нонев Б. Одежда церемониальная. М.: Мысль, 1982.

98. Норстрем К. Менеджмент для людей // Протокол и этикет. 2003. - №2. -С. 24-25.

99. Овсянников Ю.М. Картины русского быта. М.: АСТ-пресс Галарт, 2001.

100. Панасюк А. Вам нужен имиджмейкер. М.: ЮНИТИ, 1998.

101. Панкеев И. Энциклопедия этикета. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

102. Панова М., Иванова А. Культура устной деловой речи госслужащего // Государственная служба. 2001. - №2. С. 138-150.

103. Парбо В. Лексикон хороших манер. М.: Гном-Пресс, 1997.

104. Персикова Т.Н. Международная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос, 2004.

105. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991.

106. Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород: Ай Кью, 1992.

107. Плутарх. Застольные беседы. М.: Наука, 1990.

108. Поуст Э. Американский этикет. Киев: Юниверс, 1992.

109. Почепцов Г. Как становятся президентами. Киев: Знания, 1999.

110. Почепцов Г. Профессия имиджмейкер. Киев: Студцентр, 1998.

111. Почепчов Г. Имиджелогия. М.:РЕФЛ - бук, 2004.

112. Рэдклифф Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. - М.: Восточная литература. РАН, 2001.

113. Семилетников Н.А. Дипломатический и деловой протокол. Минск, 2002.

114. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, Универс, 1993.

115. Сестры Сорины. Презентация внешности. М.: Тандем, 1998.

116. Сестры Сорины. Истоки имиджа. М.: Гном- пресс, 1999.

117. Сестры Сорины. Язык одежды. М.: Тандем, 1998.

118. Современный этикет. М.: Эксмо, 2004.

119. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол. М.: Ось-89, 2003.

120. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека. Организация встреч, приемов, презентаций. Минск, 1994.

121. Спивак В. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001.

122. Спиллейн М. Имидж женщины. М.: Лик-Пресс, 1997.

123. Спиллейн М. Имидж мужчины. М.: Лик-Пресс, 1997.

124. Сюнь -Цзы. Трактат «О военном искусстве». М.: Наука, 1976.

125. Стрельмахович М.А. Деловая культура для официантов-барменов. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

126. Теоретическая культурология. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005.

127. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976.

128. Уайт Л. Эволюция культуры. М.: Наука, 1965.

129. Уайт Л. Понятие культуры // Личность. Общество. Культура. 2004. - Т.6. -Вып.2 (22).-С. 59-81.

130. Уорнер У. Живые и мертвые. М.-СПБ.: Университетская книга, 2000.

131. Файвинов В. Этикет с японским лицом // Протокол и этикет. 2003. - №6. -С. 36-39.

132. Фаст Дж. Язык тела. М.: Вече-ACT, 1997.

133. Фелтон Л. Основы стиля. М.: Эксмо, 2003.

134. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблемы человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С. 357-403.

135. Флиер А.Я. Культурогенез. М.: ЮНИТИ, 1995.

136. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проспект, 2000.

137. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Мысль, 1989.

138. Фромм Э. Душа человека. М.: ACT - ЛТД, 1998.

139. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001.

140. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2001.

141. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Издательство «Весь Мир», 2003.

142. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.

143. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс - Академия, 1993.

144. Цивьян Т. В. Этикет в современном обществе. М.: Наука, 1976

145. Цивьян Т.В. История и культура Японии. М.:ЮНИТИ, 2002.

146. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1993.

147. Человек и мир человека. Киев: Вече, 1987.

148. Честерфилд. Письма к сыну. М.: ЮНИТИ, 1993.

149. Честор Дж. Деловая этика. М.: Правда, 2001.

150. Чешев В.В. Человек как мыслящее существо. Томск: Изд-во Том. арх.-строй. ун-та, 1999.

151. Шепель В.М. Имиджелогия секреты личного обаяния. - М.: Юнити, 1997.

152. Шепель В.М. Управленческая этика. М.: Экономика, 1998.

153. ШепельВ.М. Ортобиотика слагаемые оптимизма. - М.: Юнити, 1997.

154. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М.: Новости, 2000.

155. Школа этикета: поучения на всякий случай / Сост. Лихачева Л.С. Екатеринбург: Среднеуральское кн. изд-во, 1995.

156. Шпенглер О.С. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993.

157. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1998.

158. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987.

159. Элиас Н. Придворное общество. М.: Наука, 2000.

160. Энциклопедия этикета / Сост. О.И. Максименко.- М.: Апрель, 2000.

161. Эренбург И. Внешность и судьба. Отрывки из старинных книг. М.: МП Веда, 1991.

162. Этикет народов Передней Азии: Сб. статей. М: Наука, 1988.

163. Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе. М.: Цитадель-Триада, 1996.

164. Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению: Собрание от разных авторов / Ред.-сост. Т.Г. Тетенькина Калининград: Ян-тар. Сказ, 2001.

165. Ягер Дж. Деловой этикет. М.: Джон Уайли энд Санз, 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.