Марлен Дитрих и Эдит Пиаф: сравнительный анализ творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Данилова, Елена Павловна

  • Данилова, Елена Павловна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 168
Данилова, Елена Павловна. Марлен Дитрих и Эдит Пиаф: сравнительный анализ творчества: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2009. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Данилова, Елена Павловна

Вступление.

Глава 1. Марлен Дитрих.

Глава 2. Эдит Пиаф.

Глава 3. Эдит и Марлен.

§ 1. Кабаре и театральность.

§ 2. Этапы становления.

§ 3. Образ и сцена.

§ 4. Песни.

§ 5. Искусство и время.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Марлен Дитрих и Эдит Пиаф: сравнительный анализ творчества»

Актуальность исследования обусловлена также тем интересом, который продолжают вызывать как творчество, так и личности Эдит Пиаф и Марлен Дитрих. Об этом свидетельствуют появление художественных и документальных фильмов, театральных постановок и выставок, посвященных Пиаф и Дитрих. Только в последние годы на экраны вышли документальный фильм Дэвида Ривы «Марлен Дитрих: Белокурая бестия» (David Riva, «Marlene Dietrich: Her own song», 2001) и художественная картина режиссера Оливье Даана «Жизнь в розовом цвете» (Olivier Dahan, «La Моте», 2007) об Эдит Пиаф. На сцене Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова в августе 2008 года появилась постановка Анжелики Холиной «Берег женщин», основанная на песнях репертуара Марлен Дитрих и раскрывающая образ актрисы в контексте культуры и истории XX века. В Театре Романа Виктюка идет спектакль «Эдит Пиаф», а в Театре Луны — постановка «Диагноз: Эдит Пиаф». И это далеко не полный список примеров обращения современных режиссеров к сценическим образам и судьбам Пиаф и Дитрих. В ноябре 2008 г. в Хлебном доме ГМЗ «Царицыно» открылась крупная выставка, посвященная Марлен Дитрих.

Марлен Дитрих и Эдит Пиаф принадлежат к числу истинных «звезд» эстрады самой большой величины. Исследование и сравнительный анализ их творчества, позволяющие внимательно рассмотреть этот феномен, который в английском языке именуется «star quality» (можно перевести как «звездность»), делают данное исследование актуальным в контексте современного искусства и интереса к этим актрисам в массовом сознании.

Книг и статей, посвященных сравнительному анализу творчества Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, не существует. Однако многие журналисты и исследователи обращались к изучению жизненного и творческого пути каждой из них.

Среди самых серьезных работ следует отметить книги «Пиаф» Пьера Дюкло и Жоржа Мартена («Piaf», Pierre Duclos, Georges Martin, 1993) и «Марлен Дитрих. Жизнь и легенда» Стивена Баха («Marlene Dietrich. Life and legend», Steven Bach, 2000). В этих биографиях наиболее полно и объективно исследованы жизнь и творчество Эдит Пиаф и Марлен Дитрих. Достоверности фактов, изложенных в книгах, можно полностью доверять. Они представляют особенную ценность именно благодаря надежному фактическому материалу, основанному на изучении архивных источников и свидетельств очевидцев.

Среди других биографий Марлен Дитрих стоит упомянуть книгу Александра Уокера «Дитрих» («Dietrich», Alexander Walker, 2001), серьезное исследование творческого пути актрисы, а также «Марлен Дитрих» Шеридан

Морли («Marlene Dietrich», Sheridan Morley, 1978), где подробнее, чем в других источниках, изучено эстрадное творчество актрисы.

Любопытные аспекты образа Марлен Дитрих затронуты в работе Рене Дроза «Марлен Дитрих и психология вамп» («Marlene Dietrich und die Psychologie des Vamps», Rene Droz, 1961). Образ Дитрих и то влияние, которое он оказал на актрис и певиц младших поколений, исследует книга Парика О'Коннера «Удивительные белокурые женщины: собственный стиль Дитрих» («The Amazing Blonde Women: Dietrich's own style», Patrick O'Conner, 1991). В ней опубликовано множество редких фотографий, позволяющих читателю составить собственное представление об особенностях образа Дитрих и его трансформации. Еще одна биография, написанная в 70-х годах, - «Марлен: Жизнь Марлен Дитрих» Чарльза Хайэма («Marlene: The life of Marlene Dietrich», Charles Higham, 1977). Ее главная ценность - в подборке интервью, которые автор взял у современников Дитрих.

Среди биографий Эдит Пиаф, кроме уже упомянутой, стоит выделить книгу Моник Ланж «История Пиаф» («Histoire de Piaf», Monique Lange, 1979) — обстоятельную и прекрасно иллюстрированную работу. Также интересная, хотя и несколько беллетризованная работа «Пиаф, черный ангел» («Piaf, l'ange noir», Louis Valentin, 1993) написана Луи Валентаном. Издана на русском языке биография Сильвена Райнера «Эдит Пиаф» (2007), впрочем, она может быть полезна на начальном этапе знакомства с биографией певицы - и теряет смысл после прочтения работ, перечисленных выше. «Эдит Пиаф. Время одной жизни» Марка и Даниэль Бонель («Edith Piaf. Le Temps d'une Vie», Marc et Danilelle Bonel, 1993) - это биография с великолепной подборкой оригинальных писем, написанных ей самыми разными людьми на протяжении всей ее жизни.

Воспоминания, целиком или отчасти посвященные Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, — многочисленны. Использование этого типа источников в работе требует определенной осторожности, связанной с субъективностью повествования и недостоверностью в изложении фактов, характерными для литературы такого жанра. Однако мемуарная литература, изученная в достаточном для создания объективной картины объеме, - необходимая составляющая исследования артистического пути и индивидуальностей Пиаф и Дитрих.

Среди мемуаров о Марлен Дитрих самое популярное и неоднозначное произведение - книга ее дочери Марии Ривы «Моя мать Марлен Дитрих» (издано на русском языке в 2004, оригинальное название - «Marlene Dietrich by her daughter», Maria Riva, 1993). Эмоциональное и, как утверждают исследователи, сознательно недостоверное повествование дает объемный и живой портрет героини. Разумный подход к материалу, сопоставление фактов, изложенных Марией Ривой с приведенными в иных источниках, игнорирование слишком эмоциональных оценок, данных автором, делает книгу уникальной для понимания натуры и характера Марлен Дитрих.

Многие факты, изложенные в воспоминаниях Симоны Берто «Эдит Пиаф» (Ростов-на-Дону, 1999), также подвергнуты серьезным сомнениям со стороны исследователей. Однако характерность многих описанных эпизодов, в особенности, относящихся к юности Пиаф, дает право принимать их во внимание и строить на их основании выводы о некоторых чертах облика певицы.

Любопытные факты и оценки Марлен Дитрих можно найти в книге Джозефа фон Штернберга «Веселье в китайской прачечной» («Fun in a Chinese Laundry», Josef von Sternberg, 1965), а также в воспоминаниях журналиста Дэвида Брета «Марлен Дитрих. Голубой ангел» («Marlene Dietrich - My Friend: An Intimate Biography», David Bret, книга издана на русском языке, 2004) и Алана Боске «Марлен Дитрих. Любовь по телефону» («Marlene Dietrich: un amour par telephone», Alain Bosquet, 1992). Два последних автора принадлежали к числу немногих, с кем Дитрих поддерживала знакомство в последние годы жизни.

Мемуары, посвященные Эдит Пиаф, — «Моя подруга Эдит Пиаф» Жину Рише («Моп amie Edith Piaf», Ginou Richer, 2004), «Тайная Пиаф» Жана Ноли («Piaf secrete», Jean Noli, 1993). Кроме того, интересные оценки и факты, касающиеся Эдит Пиаф, даны в автобиографических книгах Ива Монтана, Шарля Азнавура, Жана Кокто и даже Марлен Дитрих. Все они переведены на русский язык.

Помимо переводов, важное место в русскоязычной библиографии Эдит Пиаф занимает книга Натальи Кончаловской «Эдит Пиаф: Песня, собранная в кулак» (1965). Она стала первой, познакомившей российских читателей с биографией и творчеством Пиаф.

Автобиографии Эдит Пиаф «Аи bal de la chance» (русское издание - «На балу удачи», дополненное воспоминаниями Марселя Блистена «До свиданья, Эдит» в книге «Эдит Пиаф», 1965) и Марлен Дитрих «Ich bin, Gott sei Dank, Berlinerin» («Я, благословение Богу, из Берлина», русские издания (в переводе Майи Кристалинской) называются «Размышления», 1985 и «Мысли и чувства», 2008) и «Marlene Dietrich's ABC» (1962, в русском переводе - «Азбука моей жизни», 1997) позволяют увидеть актрис в том свете, в каком они сами желали себя представить. Взгляд на себя, субъективная оценка собственных действий и происходящего вокруг представляют большой интерес и способствуют более глубокому пониманию человеческой и творческой природы Пиаф и Дитрих.

Атмосферу, в которой сформировались Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, помогает понять книга Лизы Аппиньянези «Кабаре» («The Cabaret», Lisa Appignanesi, 2004). В ней дана объемная картина развития зарубежной эстрады, представлена история кабаре от истоков до наших дней. Большое достоинство книги - обнаруженные и четко сформулированные автором связи между этапами развития жанра, социокультурной средой и событиями истории.

В изучении этого вопроса незаменимы известные книги «Кабаре вчера» и «Кабаре вчера и сегодня» Рудольфа Хоша (Rudolph Hosch, «Kabarett von gestern», 1967, «Kabarett von gestern und heute», 1972), посвященные истории немецкого кабаре соответственно - с 1900 по 1933 и с 1933 по 1970 гг.

Большой интерес представляют также статьи Елены Хайченко об английском мюзик-холле, такие как - «Викторианство в зеркале мюзик-холла», «Городские типы на сцене лондонского мюзик-холла», изданные в научных сборниках Государственного института искусствознания «Бремя развлечений: Otium в Европе» (2006), «Город развлечений. Наблюдения. Анализы. Сюжеты» (2007) и др. О французских кабаре и мюзик-холлах речь идет в книгах Жака

Шарля «Сто лет мюзик-холла» («Cent ans de Music-hall», Jacques Charles, 1956) и Люсьена Римеля «От кафе-концерта к Консер-Майоль» («Du Caf Cone' au Concert Mayol», Lucien Rimels, 1950).

В диссертации также использованы материалы зарубежной прессы, рецензии и отзывы современников.

Помимо того, что касается собственно эстрадного искусства, в диссертации затронуты вопросы кинематографа и, прежде всего, музыкального кинематографа. Главное исследование, касающееся истории и проблем развития музыкального кино и мюзикла от истоков до 70-х гг. XX века, - это книга Михаэля Ханиша «О песнях под дождем» (1984). «История киноискусства. От его зарождения до наших дней» Жоржа Садуля (1957) - еще одна известная и наиболее обстоятельная книга, посвященная истории кино и достаточно полно освещающая особенности развития немецкого кинематографа в 20-30-х гг. и голливудского в 30-50-х.

В этом обзоре упомянуты далеко не все книги, имеющие отношение к предмету исследования, а лишь основные, наиболее полно освещающие различные аспекты темы.

Материал исследования. Идеальный материал для изучения творчества эстрадных исполнителей - видео- и аудиозаписи, позволяющие проделать самостоятельный анализ. Именно поэтому в исследовании уделено большое внимание видео- и аудиоматериалам.

Однако записи немногочисленны и не в состоянии точно и достоверно передать атмосферу зрелища, специфику взаимоотношений певца и публики и многое другое. Все это восполняет изучение свидетельств очевидцев, мемуаров и критики.

Теоретические и методологические основы исследования. Методология исследования определяется необходимостью комплексного подхода к его предмету. Изучение творческого пути Эдит Пиаф и Марлен Дитрих на фоне социокультурной и исторической ситуации эпохи возможно лишь при использовании как культурологического, так и исторического подхода к исследованию. Кроме того, для изучения специфики репертуара необходим текстологический анализ. Метод сравнительного анализа - ключевой для диссертации. Именно он позволяет выделить черты, характерные не только для творчества двух выдающихся артисток, но и для жанра в целом. В диссертации при исследовании различных аспектов творчества Эдит Пиаф и Марлен Дитрих (ролей в кино и театре, сценических образов, особенностей интонирования, манеры исполнения и др.) использован также методы искусствоведческого и театроведческого анализа

Цель настоящего исследования - выделить основные этапы становления артистических индивидуальностей Эдит Пиаф и Марлен Дитрих; на их примере обнаружить специфику развития песенного эстрадного жанра в западной культуре XX века; определить место двух исполнительниц в контексте развлекательной культуры XX века; рассмотреть на примере их творчества феномен артиста, ставшегося «лицом» поколения.

Достижение указанной цели осуществляется путем решения следующих задач:

- дать детальный обзор творческого пути и анализ творчества Эдит Пиаф и Марлен Дитрих;

- проследить взаимосвязь их творчества с культурно-исторической обстановкой эпохи;

- изучить особенности развития развлекательной культуры в исследуемый период;

- выделить основные аспекты творчества Пиаф и Дитрих и, сопоставив их, выявить общее и сугубо индивидуальное;

- основываясь на сопоставлении, сделать выводы, касающиеся формирования творчества этих выдающихся артисток.

Объектом исследования является творчество Эдит Пиаф и Марлен Дитрих в контексте развлекательной культуры XX века.

Предмет исследования - развитие песенного жанра на эстраде в середине XX века и феномен артиста-легенды в рамках этого жанра.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в исследовании впервые сопоставляются контрастные образы и искусство Эдит Пиаф и Марлен Дитрих. Рассматривая их жизненный путь, творчество и обнаруживая при этом немало общего, автор стремится выявить черты и особенности, обеспечившие им место в культуре и сознании общественности. На примере творчества Дитрих и Пиаф также рассматриваются пути развития песенного жанра в середине XX века.

На защиту выносятся следующие положения:

- европейское кабаре начала XX века оказало определяющее влияние на формирование артистических образов Эдит Пиаф и Марлен Дитрих;

- на протяжении творческого пути артистические образы Эдит Пиаф и Марлен Дитрих претерпели значительные изменения, обусловленные как формированием их личностей, так и социокультурными и историческими переменами, происходившими в мире;

- сопоставление сценического образа, репертуара, проблематики творчества Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, позволяют сделать выводы об особенностях, сделавших их знаковыми артистами для своей эпохи. Это, прежде всего, сильное, ярко выраженное личностное начало, артистизм, предельная искренность, пение о себе и для себя;

- Марлен Дитрих и Эдит Пиаф оставили заметный след в мировой эстраде второй половины XX века, их влияние опосредованно проявляется в творчестве отдельных артистов, нередко исполняющих их репертуар. Ярко выраженная харизма не позволяет природе повторить эти уникальные личности, а искусственные попытки создать дублеров приводили в лучшем случае к появлению их бледных копий.

На обширном материале исследовано творчество Эдит Пиаф и Марлен Дитрих. Представлен детальный анализ артистических образов, специфики сценического поведения, взаимоотношений с публикой, проблематики творчества, особенностей репертуара.

Наблюдения и выводы, сделанные в диссертации, будут полезны как исследователям, изучающим зарубежную эстраду XX века, так и артистам эстрады в их профессиональной деятельности.

Сопоставление искусства Марлен Дитрих и Эдит Пиаф, проделанное впервые, может быть использовано в учебно-педагогической практике.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Данилова, Елена Павловна

Заключение

Марлен Дитрих и Эдит Пиаф - две центральные и самые знаменитые, во всяком случае, среди женщин-исполнительниц, героини мировой эстрады XX века. Их творчество - своеобразный мостик, соединяющий полузабытое сегодня искусство кабаре начала XX века с современной эстрадой. В искусстве этих, на первый взгляд, столь разных певиц обнаруживается гораздо больше общих черт, чем можно ожидать. Значительное театральное, актерское начало в их эстрадном творчестве, принципы, лежащие в основе внешней выразительности образа, репертуара, исполнительской манеры, совпадения этапов формирования их как художественных индивидуальностей, - все это позволяет утверждать, что эти певицы занимают близкие места в истории музыкальной культуры XX века.

Корни искусства Марлен Дитрих и Эдит Пиаф обнаруживаются при изучении истории и художественного своеобразия европейского кабаре 1910-20-х гг. На формирование творческих образов Дитрих и Пиаф повлияли как отдельные исполнители этого периода, так и специфика жанра.

Сходную роль в процессе творческого формирования Дитрих и Пиаф сыграли учителя, режиссер Джозеф фон Штернберг и поэт Реймон Ассо. Благодаря им актриса и певица впитали основы профессии, определились с местом искусства в своей жизни и пришли к творческой самостоятельности, рост которой и обусловил разрыв с наставниками.

Вторая мировая война застала Пиаф и Дитрих в момент большой популярности и творческого подъема. Не сказавшись трагически на бытовой стороне их жизни, война самым серьезным образом повлияла на их образ и проблематику их творчества. Кроме того, оказав огромное влияние на общественное мировоззрение, война создала для Пиаф и Дитрих поколение публики, объединенной общими переживаниями и восприимчивой к посылу, содержавшемуся в искусстве двух певиц. Именно это обусловило их широкую популярность, сделало знаковыми персонажами для своего времени.

Пик творческой состоятельности наступает в жизни Марлен Дитрих и Эдит Пиаф после серьезного переломного момента в жизни. Для Пиаф - это трагический удар, нанесенный ей гибелью Марселя Сердана. Для Дитрих -драматический момент разрыва последних связей с Германией. Эмоциональный, жизненный и профессиональный опыт сыграют определяющую роль в становлении авторитетности и харизматичности искусства Пиаф и Дитрих.

Сценические образы и исполнительская манера Пиаф и Дитрих производят впечатление полностью противоположных, однако их объединяют принципы, лежащие в их основе, и производимый на публику эффект. Речь идет о шокирующей необычности внешнего облика, его многозначительности и исторической обусловленности, а также специфической манере, позволяющей добиться одновременно возвышенной отстраненности образа и тесного, почти интимного единения артиста с публикой.

В основе структуры и проблематики песенного репертуара Эдит Пиаф и Марлен Дитрих также лежит ряд сходных принципов, главный из которых — автобиографичность, чрезвычайно важная для понимания искусства обеих исполнительниц.

На протяжении всей своей карьеры Пиаф и Дитрих существовали на эстраде в окружении заметных и популярных исполнителей. В начале пути — особенно это касается Пиаф - последние оказывали влияние на искусство молодых певиц. Однако довольно стремительный творческий рост, характерный как для Пиаф, так и для Дитрих, довольно быстро сделал их самостоятельными и самодостаточными личностями. Пик их художественной состоятельности совпал с важными переменами в музыкальной культуре, которые выдвинули на первый план новых прогрессивных исполнителей. Эдит Пиаф и Марлен Дитрих оказались в узком кругу тех, кто, не усвоив стиля эпохи и не пользуясь ее достижениями, сохранил положение на самой вершине эстрадного Олимпа. Они были последними, кому удалось чисто сценическое искусство, корни которого лежат к камерном искусстве кабаре, сделать достоянием массовой культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Данилова, Елена Павловна, 2009 год

1. Азнавур Ш. Прошлое и будущее. - М.: Вагриус, 2004

2. Айзенштадт О. Певица демократической Франции. // Советская эстрада и цирк, 1964, №1

3. Александров Д. Рассказывает Марлен Дитрих. // Совестское кино, 1964, №21

4. Аркадьева М. Все секреты «голубого ангела». // Экран и сцена, 1992, №6

5. Бибианки В. Незаконная «звезда». // Комсомольская правда, 1964, №122

6. Берто С. Эдит Пиаф. Ростов н/Д: Феникс, 1999

7. Бояджиева JI. Дитрих и Ремарк. М.: Вагриус, 2007

8. Брагинский А. Марлен Дитрих, недосягаемая, как миф о Марлен. // Искусство кино, 1992, №9

9. Брет Д. Марлен Дитрих — голубой ангел. М.: Эксмо, 2004 Ю.Бутковская Т. Великая Пиаф. // Музыкальная жизнь, 1986, №1 П.Вертинский А. За кулисами. - М.: Советский Фонд Культуры, 1991

10. Гаевский В. Флейта Гамлета. Образы современного театра. -М.: В/О Союзтеатр, 1990

11. Гаевский В. После концерта Гизелы Май. // Театр, 1969, №1

12. Гаевский В. Голос. // Театральная жизнь, 1988, №18

13. Голубенский Ю. Поет Марлен Дитрих. // Сцена, 1964, №123

14. Гордиенко Е. Ив Монтан. Ростов н/Д: Феникс, 1998

15. Горохов В. «Звезда», не похожая на других. // Известия, 1964, №21

16. Горский С. Марлен Дитрих и реваншисты. // Советская культура, 1960, №65

17. Грешкович А. 60 минут искусства. // Советская эстрада и цирк, 1964, №7

18. Дитрих М. Мысли и чувства. М.: ACT: Зебра Е, 2008

19. Жирардо А. Уйти, вернуться: сила страстей. М.: FreeFly, 2005

20. Караганов А. Первое столетие кино: Открытия, уроки, перспективы. -М.: Материк, 2006

21. Клитин С. Эстрадные заведением: Пятнадцать очерков для профессионалов и любителей эстрадного искусства. М.: ГИТИС, 2002

22. Кнопп Г. Женщины Гитлера и Марлен: шесть женщин шесть судеб: соратницы, сторонницы и враги. - М.: ACT: Астрель, 2006

23. Кончаловская Н. Избранное. В 2-х тт. М.: Художественная литература, 1987

24. Кончаловская Н. Песня, собранная в кулак. — М.: Московский рабочий, 1965

25. Кончаловская Н. А она с «нутром», эта малютка! // Советская эстрада и цирк, 1964, №12

26. Кончаловская Н. Эдит. // Советская эстрада и цирк, 1976, №4

27. Лелуш К. Баловень судьбы. М.: Вагриус, 2003

28. Лесс А. На концерте Марлен Дитрих. // Вторая стихия. Рассказы. М.: Молодая гвардия, 1969

29. Макаров А. Марлен Дитрих. // Музыкальная жизнь, 1964, №14

30. Монтан И. Солнцем полна голова. М.: Искусство, 1956

31. Пиаф Э. На балу удачи. // Эдит Пиаф. М.: Искусство, 1965

32. Пиаф Э. Книга о себе. // Театр, 1965, №4

33. Пиаф Э. Моя жизнь. // Нева, 1965, №9

34. Поляновский М. Марленг. // Театральная жизнь, 1968, №22

35. Поюровский Б. О визитной карточке. // Культура, 1992, №1

36. Райнер С. Эдит Пиаф. М.: Эксмо, 2007

37. Ремарк Э. М. «Скажи мне, что ты меня любишь.»: Письма к Марлен Дитрих. М.: Вагриус, 2003

38. Ренуар Ж. Моя жизнь и мои фильмы. М.: Искусство, 1981

39. Рива М. Моя мать Марлен Дитрих. СПб.: Лимбус Пресс, 2004

40. Савченко Б. Эстрада ретро. -М.: Искусство, 1996

41. Садуль Ж. История киноискусства. От его зарождения до наших дней. — М.: Издательство иностранной литературы, 1957

42. Садуль Ж. Всеобщая история кино. М.: Искусство, 1982

43. Скороходов Г. Ты божество, ты - мой кумир! - М.: Олимп: Астрель: ACT, 2006

44. Ткачеико Ю., Костиков П. Поет Марлен Дитрихю. // Советская культура, 1964, №15

45. Тодрия Н. Эдит Пиаф легенда Парижа. // Театр, 1964, №3

46. Ханиш М. О песнях под дождем. М.: Радуга, 1984

47. Хайченко Е. Викторианство в зеркале мюзик-холла. // Бремя развлечений: Otium в Европе. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006

48. Хайченко Е. Городские типы на сцене лондонского мюзик-холла. // Город развлечений. Наблюдения. Анализы. Сюжеты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007

49. Черевков К. Желанный гость. // Огонек, 1964, №23

50. Шевалье М. Мастеровой Франции. Отрывки из воспоминаний. // Театр, 1974, №11

51. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. М.: Музыка, 1964

52. Эрисман Г. Французская песня. — М.: Совесткий композитор, 1974

53. Appignanesi L. The Cabaret. New Haven, London: Yale University Press, 2004

54. Asso R. Recreation. Paris: Nouvelles editions Meridian, 1952

55. Asso R. Le Sixieme evangile. Paris: C. R. Denoel, 1950

56. Bach S. Marlene Dietrich: life and legend. New York: Da Capo Press, 2000

57. Barbara. II etait un piano noir. Memoires interrompus. Paris: Fayard, 2002

58. Bindas K. J. America's Musical Pulse: Popular Music in Twentieth-Century Society. London: Praeger, 1992

59. Bonel M., Bonel D. Edith Piaf, le temps d'une vie. Paris: Ed. de Fallois, 1993

60. Bosquet A. Marlene Dietrich: Un amour par telephone. Paris: Ed. de la Difference, 1992

61. Brown Ph. Marlene Dietrich: The song book. London: Wise Publications, 1997

62. Brunschwig C., Clavet L.-J., Klein J. C. Cent ans de chanson francaise. Paris: Le Seuil, 1981

63. Cahill M. Marlene Dietrich: A Hollywood Portrait. New York: Smithmark Publishers, 1993

64. СапЬу V. Theatre: Dietrich debut. // The New York Times, 1967, October 10

65. Carrier J. Edith et Therese: La sainte et la pecheresse. Paris: Editions Anne Carriere, 1999

66. Cau J., Marriott R. В., Powers J., Penelope P. Marlene Dietrich. New York: Dunetz&Lovett, 1950

67. Charles J. Cent ans de Music-hall. Paris: Jeheber, 1956

68. Cerdan M. Piaf et moi. Paris: Flammarion, 2000

69. Clarke D. The Rise and Fall of Popular Music. New York: St Martin's Press, 1995

70. Connoly K. Eh-oh! Life is a cabaret // The Guardian, 2001, February 14

71. Constable C. Thinking in Images: Film Theory, Feminist Philosophy and Marlene Dietrich. London: British Film Institute, 2008

72. Costaz G. Edith Piaf, une femme faite cri. Paris: Saghers, 1988

73. Coward N. The lyrics. London, 1965

74. Crocq Ph. La vie pas toujours rose d'Edith Piaf. Monaco: Ed. du Rocher, 2007

75. Crosland M. A Cry from the Heart: The Biography of Edith Piaf. London: Arcadia Books, 2008

76. Crowther B. Dietrich and Milland Starred in "Golden Earrings" Movie Now at the Paramount. // New York Times, 1947, December 4

77. Crowther B. Jean Arthur, Marlene Dietrich and John Land a Triangle in "A Foreign Affair". //New York Times, 1948, July 1

78. SO.Cuesta S. Edith Piaf. Paris: Flammarion, 2000

79. Desneux R. Yves Montand. L'artiste engage. Lausanne: Favre, 1989

80. Dickens H. The Films of Marlene Dietrich. New Jersey: The Citadel Press, 1980

81. Dietrich M. Ich bin, Gott sei Dank, Berlinerin. Munchen, 2000

82. Dietrich M. Marlene Dietrich's ABC. New York: Doubleday&Co Inc, 1962

83. Dietrich M. My life. London: Weidenfeld andNicolson, 1989

84. Droz R. Marlene Dietrich und die Psychologie des Vamps. Munchen: Sanssouci Verlag, 1961

85. Duclos P., Martin G. Piaf. Paris: Ed. du Seuil, 1993

86. Dutheil Pessin C. La chanson realiste. Sociologie d'un genre. Paris: Editions L'Harmattan, 2004

87. Frewin L. R. Blond Venus: A life of Marlene Dietrich. New York: Roy Publishers, 1955

88. Gems P. Piaf. Oxford: Amber Lane Press Ltd, 1979

89. Gilroy H. Marlene Dietrich prepares for Broadway debut. // The New York Times, 1967, September 26

90. Griffith R. Marlene Dietrich: Image and Legend. New York: Doubleday&Company, 1959

91. Hamon H., Rotman P. Montand raconte Montand. Paris: Ed. Du Seuil, 2001

92. Hanut E., De Castries A.-P. I Wish You Love: Conversations With Marlene Dietrich. Berkeley: Frog Ltd/Vision, 1996

93. Henahan D. Celebrities hunt for celebrities at party for Marlene Dietrich. // The New York Times, 1967, October 10

94. Higham C. Marlene: The life of Marlene Dietrich. New York: W.W. Norton&Company, 1977

95. Holman Jones S. Torch Singing: Performing Resistance and Desire from Billie Holiday to Edith Piaf. Ethnographic Alternatives. Lanliam: AltaMira Press, 2007

96. Hosch R. Kabarett von gestern nach zeitgenossischen Berichten, Kritiken und Erinnerungen. Bd. 1: 1900-1933. Berlin: Henschelverlag, 1967

97. Hosch R. Kabarett von gestem und heute nach zeitgenossischen Berichten, Kritiken, Textenund Erinnerungen. Bd. II: 1933-1970. Berlin: Henschel, 1972.

98. Jour J. Piaf: La mome en noir. Paris: Dualpha, 2000

99. Joy on C. Du cafe au theatre. Voyage avec les baladins des petites scenes. Paris: L'Harmattan, 2004

100. La Chanson Francaise et Francophone. Larousse/HER, 1999

101. Lange M. Histoire de Piaf. Paris: Ramsay, 1979

102. Lapierre J. La chanson de Paris. Paris: Aumage editions, 2005

103. Large D. C. Where Ghosts Walked: Munich's Road to the Third Reich. New York, 1997

104. Latour G. Le Cabaret-Theatre 1945-1965. Paris, 1996

105. Le Breton A. La mome Piaf. Paris: Hachette litterature, 1980

106. Morley S. Marlene Dietrich. London: Sphere Books Limited, 1978

107. Noa W. Marlene Dietrich. Berlin: Henschelverlang Kunst und Gesellschaft, 1975

108. Noli J. Piaf secrete. Paris: L'Archipele, 1993

109. Nugent F. S. Marlene Dietrich Reaches a High in Horse Opera With "Destry Rides Again" // The New York Times, 1939, November 30

110. O'Conner P. The amazing blonde woman: Dietrich's own style. London: Bloomsbury Publishing Ltd, 1991

111. Penet M. Mistinguett, la reine du music-hall. Monaco: Ed. du Rocher, 1995

112. Piaf E., Cerdan M. Moi pour toi: Lettres d'amour. Paris: Le Cherche-Midi, 2003

113. Piaf E. Ma vie. Paris: Union generate d'ed., 1988

114. Plazy G. La veritable Marlene Dietrich. Paris: Pygmalion (Watelet), 2001

115. Reed R. Dietrich: "I'm Queen of Ajax". // New York Times, 1967, 22 October

116. Richer G. Mon amie Edith Piaf. Paris: L'instante Ed., 2004

117. Rimels L. Du Caf Cone' au Concert Mayol. Paris: Editions La Maison des Ecrivains, 1950

118. Riva J. D., Stern G. A Woman at War: Marlene Dietrich Remembered. Detroit: Wayne State University Press, 2006

119. Riva M. Marlene Dietrich by her daughter Maria Riva. New York: Alfred A. Knopf, 1993

120. Routier M. Piaf l'inoubliable. Paris: Renaudot et Cie, 1990

121. Salten F. The Memoirs of Josephine Mutzenbacher. New York, 2003

122. Sheppard S. Marlene Dietrich. London: House Publishing, 2003

123. Sizaire A. Edith Piaf: La voix de l'emotion. Paris: Desclee de Brouwer,1996

124. Spoto D. Blue Angel: The Life of Marlene Dietrich. Lanham: Cooper Square Press, 2000

125. Sudendorf W. Marlene Dietrich. Munchen: DTV, 2001

126. The Noel Coward Diaries. Ed. By Graham Payn and Sheridan Morley. Boston: Little, Brown&Co., 1982

127. Trenet C. Mes jeunes annees. Paris: Ed. Robert Laffont, 1978

128. Troubac S. Edith Piaf: L'hymne a l'amour. Monte-Carlo: Editions Sauret, 1995

129. Tynan K. P. Tynan Right and Left: Plays, Films, People, Places and Events. New York: Atheneum, 1968

130. Valentin L. Piaf: L'ange noir. Paris: Plon, 1993

131. Von Sternberg J . Fun in a Chinese laundry. London: Secker&Warburg, 1965

132. Walker A. Dietrich. Paris: Flammarion, 2001

133. Wensinger A. S., Wood R. H. Marlene Dietrich: Portraits, 1926-1960. New York: Grove Press, 1984

134. Wyatt R. The Day Marlene Dietrich Died. Lantzville: Oolichan Books,1997

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.