Марийское национальное движение в 1917-1918 годах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Чузаев, Родион Иванович

  • Чузаев, Родион Иванович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1998, Йошкар-Ола
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 215
Чузаев, Родион Иванович. Марийское национальное движение в 1917-1918 годах: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Йошкар-Ола. 1998. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Чузаев, Родион Иванович

Введение

Глава I. Марийское национальное движение после падения самодержавия и углубления революционных преобразований (март 1917 - январь 918г.)

§1 .Социально-экономические и общественно-политические

предпосылки подъема марийского национального движения

§2.Образование и деятельность первых национальных организаций мари

§3.1 Всероссийский съезд мари

§4.Развитие марийского национального движения во второй

половине 1917 г

Глава II. Марийское национальное движение в условиях установления и утверждения советской власти

(февраль-декабрь 1918 г.)

§1 .Февральский (1918) областной съезд мари и проблемы

единства в национальном движении

§2.Углубление противоречий в марийском национальном

движении весной - начале лета 1918 г

§З.П Всероссийский съезд мари

§4.Свертывание общедемократического движения мари в условиях ужесточения большевистского режима во второй половине 1918 г

Заключение

Примечания

Список использованных источников и литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Марийское национальное движение в 1917-1918 годах»

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие как в России, так и в других республиках бывшего Советского Союза национальные проблемы стали одними из самых острых. Попытка создать "историческую общность людей" под названием "Советский народ", игнорируя при этом национальные аспекты, привела к негативным последствиям. Вместо "дружбы народов" вспыхивали межнациональные конфликты, часто сопровождаемые кровопролитиями, боевыми действиями. Для более полного понимания этого феномена, его осмысления, необходимо знать историю национальных движений - возникновение, основные этапы, особенности, потому что многие современные проблемы имеют исторические корни.

Национальное движение каждого народа имеет свои особенности, но в то же время есть общее, позволяющее установить типологию. Поэтому необходимо изучать национальное движение каждого народа, сравнивая при этом с национальными движениями других народов.

В России правительство, господствующие классы и ряд политических партий придерживались политики единой и неделимой России. На почве этого "наследства" развивалось национальное движение народов России. Конституционные демократы в 1917 году народам России предлагали "право свободного культурного самоопределения, как-то: полную свободу употребления различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности."1 Более широкие права автономии кадеты допускали только в отношении Польши и Финляндии, где предполагали восстановление конституции, сейма и т.п.

В национальном вопросе значительно дальше пошли социалисты-революционеры. Они выступали за "установление демократической рес-

публики с широкой автономией областей..., более широкое применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение; в областях со смешанным населением право каждой национальности на пропорциональную своей численности долю в бюджете, предназначенном на культурно-просветительские цели."2

Эсеры раньше, чем социал-демократы, выдвинули требование федеративного устройства Российского государства. Смелее и демократичнее они были и в постановке таких требований, как пропорциональное представительство в выборных органах и прямое народное законодательство (референдум и инициатива).

Большевики во главе с В.И.Лениным, понимая важность национального вопроса в многонациональной России, развили идею самоопределения дальше, дополняя ее мыслью о возможности отделения при желании.

По уровню национального самосознания, особенностям национального движения народы России выделяются в несколько типов: 1)Финляндия и Польша;2)народы Прибалтики;3)Украина и Белоруссия; 4)3акавказье; 5)Северный Кавказ; 6)карелы и другие угро-финны;7)чуваши, мари и другие народности Среднего Поволжья и Приуралья;8)татары и башки-ры;9)народы Сибири и Дальнего Востока.

Несмотря на то что мари, мордва, удмурты и чуваши входят в разные этнические группы, в их истории много общего. Во-первых, сходны их исторические судьбы - воздействие Казанского ханства, с середины XVI века - Русского государства. Во-вторых, лишенные возможности получить дворянский титул, представители этих народов не могли работать в управленческом аппарате. В-третьих, народы Среднего Поволжья не имели в своей истории собственных государственных образований (за исключением Волжской Болгарии и Казанского ханства) и, следовательно, не имели необходимого опыта осуществления государственной власти. В-

четвертых, названные народы имели одинаковый уровень социально-экономических отношений. В-пятых, в экономическом плане эти народы, особенно мари и чуваши, тяготели к одному и тому же центру - Казани.

Национальный вопрос в таком полиэтническом регионе, как Среднее Поволжье и Приуралье, всегда вызывал интерес исследователей. Однако политическая коньюнктура в прошлые десятилетия не позволяла исследователям выходить за идеологические рамки, к тому же они имели доступ лишь к небольшой части источников.

В 90-ые годы изменившаяся политическая ситуация в стране значительно раздвинула эти рамки. Ослабление и упразднение идеологической цензуры, доступ к закрытым фондам дали широкие возможности исследователю. Вместе с тем, возникла другая опасность. Исследователи, стараясь опровергнуть все .устоявшееся и ошеломить тем самым читателей, нередко вдаются в другую крайность, поменяв "плюсы" на "минусы", а "минусы" - на "плюсы".

В национальном вопросе такие перемены знаков чреваты серьезными последствиями. Почти в каждой республике Поволжья, включая Республику Марий Эл, возникли общественные организации и движения, которые в центр своей деятельности поставили национальные идеи3.Они (Марий Ушем, "Иттифак", "Азатлык", Партия Чувашского Национального Возрождения и др.), как правило, оперируют термином "национальное", а оппоненты называют их националистическими. В связи с этим в последнее время среди историков и политологов возник спор о значении понятия "национализм".

Все предыдущие десятилетия понятие "национализм" подразумевало политику, направленную на противопоставление интересов одного народа интересам других, заигрывание, травлю и т.д. Словом, понятие имело исключительно негативное значение. И сегодня большинство историков придерживаются этой позиции.

Наряду е этим, в последние годы сформировалась и другая трактовка понятия. Получив возможность работать совместно с западными исследователями, наши исследователи начали подводить специальные термины к обицемйровому пониманию. Это коснулось и понятия "национализм". В итоге во многих публикациях понятие отбросило негативный оттенок и стало тождественным с "национальным".

На региональной научной конференции "Межэтнические отношения, национальные проблемы и движения в Среднем Поволжье и Приуралье в ХУШ-ХХ веках"(Чебоксары,27-28 мая 1996г.) частью участников была сделана попытка прийти к единому пониманию данного понятия. Призыв вызвал споры, и к единому мнению участники так и не пришли. А это, думается, серьезно помешает уже сегодня и в будущем делу исследования и даже решения национальных вопросов. В этой связи есть необходимость вновь обратиться к проблемам национального движения.

Предметом нашего исследования является национальное движение народа мари в 1917-1918гг.К началу XX в. у народа мари не было своей государственности. Следовательно, территория, населяемая марийцами, ее границы берутся условно. Наша историко-краеведческая литература называет эту территорию Марийским краем. Сюда включаются Яранский и Уржумский уезды Вятской губернии, Васильсурский уезд Нижегородской губернии, Козьмодемьянский, Царевококшайский, часть Чебоксарского и Казанского уездов Казанской губернии.

Учитывая значительную численность марийского населения за пределами указанной территории(в частности, в Уфимской губернии),мы считаем необходимым рассматривать процессы, происходившие среди восточных мари.

Хронологические рамки исследования охватывают период, который во многом определил дальнейшее развитие нашей страны, -1917-1918 годы.

Эти два года разумно рассматривать как единый период, когда происходили крутые изменения в жизни России. Это период трансформации общества.

Это время - время революций в России - отмечалось действительно широким, массовым национальным движением народов Российской империи, в том числе мари.

Нижней границей исследования явились события весны 1917 года. Февральская революция всколыхнула население России. Предоставленные демократические свободы способствовали возникновению общественно-политических организаций, изданию новых газет. Весной 1917 года народы России развернули массовые национальные движения. Подобно татарам, чувашам и другим народам Среднего Поволжья, весной и летом 1917 года у народа мари образовались свои национальные организации -Мари Ушемы(Общества мари). В Казани и Уфе образовались военные организации мари. В этот период деятельность национальных просветителей перерастает в значительно широкое движение и имеет тенденцию стать массовым.

В 1917-1918 годах проходили два Всероссийских и Казанский Областной съезды мари, губернские съезды мари Уфимской и Вятской губерний. Начали выходить несколько изданий на марийском языке, марийское учительство проводило свои съезды и создавало свои организации.

Летом 1918 года большевики во главе с Лениным официально установили однопартийную систему, объявив своих недавних союзников левых эсеров вне закона. Созданием при Народном Комиссариате по делам национальностей Отделов национальностей начинается наступление власти на национально-демократические слои на местах, которые в 1917 году чаще всего стояли на платформе эсеров. Исследование завершается событиями декабря 1918 года, потому что в это время завершается важный этап марийского национального движения. Деятельность Центрального

Союза Мари (ЦСМ) запретили указом Отдела мари при Наркомнаце, а Общества Мари переименовали в культурно-просветительские кружки, выхолостив национальные стремления, лидеры Центрального Отдела и Комиссариата мари образовали национальную коммунистическую ячейку, религиозное движение утратило былой размах и т.д.

В 1919-1920 годах, до образования Марийской Автономной Области, хоть и проводились собрания, конференции "активных мари", это было уже не народное движение. Все мероприятия контролировались большевистскими партийными комитетами.

В исследовании встречаются слова "черемисы", "черемисский" и "мари", "марийский". До февраля 1918 г. народ мари официально назывался черемис. Поэтому в названии некоторых организаций содержится слово "черемисский". (Например, Казанская черемисская военная организация).

Историографию национальных движений народов Поволжья и, в частности, мари, в 1917-1918 годах можно разделить на четыре этапа: 1)20-ые - середина 30-х годов; 2)середина 30-х - середина 50-х;3)конец 50-х - конец 80-х;4)90-ые годы.

Первые работы, в которых затрагивались вопросы национального движения, появились еще в начале 20-х годов. Их авторами были в основном активные участники событий и реже - профессиональные историки. В их воспоминаниях впервые был введен в оборот ценный конкретный материал. Несмотря на субъективное отношение авторов к событиям, эти работы до сих пор представляют большой интерес для исследователей.

В разработку истории национальных движений народов Поволжья первый и значительный вклад внес Н.В.Никольский. Как профессиональный историк и один из организаторов Общества мелких народностей Поволжья, Н.В.Никольский первым осветил национальные движения народов, проживающих между Волгой и Уралом в своих "Конспектах по истории народностей Поволжья"4. Он же дал первую сравнительную оценку:" Наи-

большую энергию в деле разработки вопросов культурно-просветительского свойства обнаружили черемисы и чуваши. Пермяки и зыряне удовольствовались приведенными общими положениями"5.

В 20-ые годы такие авторы, как Г.И.Комиссаров-Вандер, А.Д. Краснов, Ф.Сайфи-Казанлы и другие в оценке событий 1917-1918 годов большое внимание отводили национальному движению. Будучи участниками событий, эти авторы справедливо утверждали, что большевистские организации в рассматриваемый период в Поволжье популярностью не пользовались6,за что в дальнейшем пришлось выдерживать жесткую и несправедливую критику.

Марийское национальное движение в 20-ые годы освещалось в основном в статьях В.А.Мухина, И.Н.Смирнова и А.К.Эшкинина. Если В.А.Мухин и И.Н.Смирнов отмечают наличие буржуазно-националистического и революционно-демократического направлений в марийском национальном движении, то А.К.Эшкинин называет 1917-й год периодом национально-революционного движеия7 и рассматривает его как единое целое, без разделения на течения. В отличие от В.А.Мухина, у него меньше выражен партийно-классовый подход. Автор справедливо отмечает, что серьезные разногласия в марийском национальном движении возникли и проявились только в начале 1918 года 8.

В конце 20-х годов проблемами национального движения профессионально занимался Казанский историк М.К.Корбут. В 1929 году вышли две его работы - "Марийское национальное движение на переломе. Мелкобуржуазная интеллигенция в период Временного Правительства"9 и "Национальное движение в Волжско-Камском крае: Национальные съезды в период Временного Правительства"10.

До этих работ и даже в последующие десятилетия никто из профессиональных историков специально не занимался вопросами национального движения 1917 года в марийском крае. Работая с архивными материа-

лами города Казани, он сумел довольно четко определить политическое настроение среди мари в 1917 году: "...Даже в Военной черемисской организации "духом большевизма" даже и "не пахнет". То же самое было на

съезде, где состав делегатов был еще более "сырой", нежели состав воин

еннои организации .

В начале 30-х годов в отношении восточно-финнских народов проведено два политических дела - "дело федералистов"12 в 1932-м и дело "СОФИН"(Союз Освобождения Финнских Народностей)13.

После ареста и пыток лидеров общедемократического крыла марийского национального движения Л.Я.Мендиярова, В.М.Васильева и других в 1931-1932 годах в историографии движения начинается односторонняя трактовка, когда представители названного крыла просто замалчиваются. Положительно оцениваются только те участники, которые пошли за большевиками. Эти изменения получили отражение в юбилейных сборниках, изданных в 1931 и 1936 годах14.

В целом до середины 30-х годов марийское национальное движение исследователи делили на два направления - революционно-демократическое и буржуазно-националистическое.

В следующий, второй период в историографии национальных движений народов Поволжья 1917-1918 годов мы включаем промежуток с конца 30-х до конца 50-х годов. В эти годы в условиях культа личности и партийно-государственные деятели, и исследователи за основу брали сталинскую формулировку о том, что в эпоху буржуазной революции в России национальное движение носило характер буржуазно-освобо-дительного движения. Такая позиция неминуемо приводила к тому, что "всякое национально-освободительное движение, не руководимое непосредственно партией пролетариата, объявлялось буржуазным, националистическим, а следовательно, враждебным делу социалистической революции"15.

Подобные изменения в трактовке национальных движений наблюдаются в работе А.Н.Григорьева, давшего отрицательную оценку деятельности Мусульманского Социалистического Комитета16, И. Д.Кузнецова, охарактеризовавшего Чувашский Левосоциалистический Комитет как национал-эсеровский орган, прикрывающий кулацкую контрреволюцию17.

Первой работой, открывающей второй период историографии марийского национального движения в 1917-1918 годах, явился политико-экономический сборник "Марийская АССР" под редакцией А.Ф.Кашникова, где национальному движению посвящена специальная глава "Буржуазные националисты - предатели Родины"18. А.Кашников и А. Айзенворт всех участников движения относят к разряду "врагов народа". Деление движения на революционно-демократическое и буржуазно-националистическое течения прекращается;

В 40-ые - первой половине 50-х годов проблемы марийского национального движения 1917-1918 годов освещаются в исследованиях Н.П.Калистратова13, И.С.Максимова и Н.А.Мартынова20, в кандидатской диссертации Г.А.Петухова21. Принципиально нового от сборника 1938 года эти работы не содержат. Основную цель всех участников национального движения авторы видели в контрреволюции. Значительное число лидеров движения предаются забвению.

На втором этапе историографии проблемы, по сравнению с предыдущим и последующими этапами, количество работ, посвященных марийскому национальному движению, относительно невелико, так как основной темой послевоенных работ исследователей стала Великая Отечественная война.

Изменившаяся после XX съезда общественно-политическая атмосфера в стране оказала большое влияние на историческую науку.

Со второй половины 50-х годов начинается третий этап в освещении национальных проблем периода революции и гражданской войны. В конце

50-х - 60-ые годы в каждом автономном образовании были изданы труды по исследуемой нами проблеме. Это работы И.М.Ионенко, М.К.Мухарямо-ва, И.Р.Тагирова, Р.Г.Хайрутдинова, А.В.Хлебникова, М.В.Дорожкина, Я.К.Павлова, И.Д.Кузнецова, В.Н.Любимова, Б.Х.Юлдашбаева и многих других22. На наш взгляд, такое резкое повышение интереса к проблемам национальных движений в конце 50-х годов объясняется изменениями в политической жизни страны. Со смертью Сталина, руководившего в исследуемые годы Народным Комиссариатом по делам национальностей, появилась возможность относительно свободней взглянуть на проблему, сделать новые теоретические выводы. По подсчетам академика М.П.Кима, только в 60-ые годы в нашей стране было издано свыше 300 монографий, брошюр и статей по формированию социалистических наций в СССР 23.

Целые разделы посвящены вопросам национального движения и в обобщающих трудах24.

Несмотря на наличие этих изданий, национальное движение народов Поволжья, Приуралья, Средней Азии и Казахстана оставалось одной из слабоизученных тем в проблематике периода революций и гражданской войны. Названия большинства из вышеперечисленных работ нацеливают не столько на проблемы национального движения, сколько на установление советской власти. То есть проблема национального движения оставалась второстепенной.

В конце 60-х - начале 70-х годов по данной проблематике появился ряд работ теоретического характера25. Авторы, обратившись главным образом к ленинским трудам, рассматривали национально-освобо-дительные движения, соотношения классового и национального. Итогом теоретической разработки проблематики национально-освободитель-ного движения явилась коллективная работа "Ленинизм и национальный вопрос в совре-

менных условиях"26. Но конкретно-историческое исследование национального движения продвинулось незначительно.

Вопросы национального движения так или иначе освещались в трудах авторов, работающих над проблематикой деятельности различных партий в названный период27. Более основательной и обобщающей в этом плане работой явилась монография Г.П.Макаровой "Из истории национально-освободительного движения в России в 1917г."28. Однако в фактологическом плане монография полностью основана на материалах региональных исследователей, поэтому выводы этих авторов отразились в данной работе.

Несмотря на то что в общесоюзном масштабе и в ряде регионов и республик во второй половине 50-х годов произошли значительные изменения в освещении истории национальных движений периода революций, гражданской войны и образования автономий, в местной историко-краеведческой литературе Марийской АССР новые подходы еще долгое время не ощущались, продолжалась инерция старого мышления.

В вышедшем в 1957 году сборнике статей "Из истории Марийской АССР" помещена работа С.А.Коробова.29 Оценка деятельности Мари Ушемов, съездов мари фактически ничем не отличается от работ прежних десятилетий. Автор доказывает, что исключительно все съезды были контрреволюционны, а на областном съезде "было выдвинуто требование передачи всей власти "Союзу мари"30. Эти же мысли С.А.Коробов высказал и в книге "Прошлое Марийского народа"31.

В конце 50-х годов идеологическая инерция в краеведении постепенно прерывается. Первой работой по данной теме, на которую повлияла "хрущевская оттепель", была монография А.В.Хлебникова "Марийский край в период подготовки и проведения Великой Октябрьской Социалистической революции"32. Автор впервые после 30-х годов вернулся к разделению марийского национального движения на два крыла.

Из всех "врагов народа", причастных к марийскому национальному движению, А.В.Хлебников "реабилитировал" только В.А. Мухина. Кроме него, автор назвал еще двух участников движения - Л.Мендиярова и Г.Е.Еремеева. Однако достойной оценки они в работе не получили. Надо сказать, что А.В.Хлебников среди марийских исследователей первым уловил изменение политической атмосферы в стране и сделал шаг вперед в исследовании вопроса.

В начале 60-х годов научно-исследовательские институты языка, литературы и истории при Совете Министров автономных республик выпустили очерки истории своих республик33.Наряду с подчеркнутыми выше положительными моментами, присущими периоду послесталинской "оттепели", эти "Очерки" сохранили принципиальный недостаток - они выполняли "политический заказ". Исследователи вынуждены были даже к открытым архивным материалам относиться выборочно." Очерки истории Марийской АССР"(ответственный редактор и автор соответствующей главы А.В.Хлебников)34 не явились исключением.

К проблемам национального движения обращался крупный исследователь истории Марийского края В.Ф.Пашуков в своем исследовании "Марийский край в годы гражданской войны"35. Поскольку монография посвящена гражданской войне, то и национальное движение здесь в основном связано с ней. Созыв II Всероссийского съезда мари и активизацию "буржуазных националистов" летом 1918 года в целом В.Ф.Пашуков связывает напрямую с мятежом белочехов.

В середине 60-х годов вопросы национального движения освещают марийские исследователи К.К.Васин, В.Ф.Пашуков и К.Н. Сануков36. Но их работы посвящались не специально проблеме национального движения, а освещали ее "попутно", в ходе исследования коммунистического движения среди мари и состояния изученности истории Марийской АССР в целом.

В 60-ые годы А.В.Хлебников продолжал работать над проблемой и, по сравнению с вышедшей в 1958 году монографией, продвинулся значительно вперед в конкретизации работы. Кроме В.А.Мухина, А.В.Хлебников положительно оценил деятельность М.М.Товашова, А.Р.Романова, Н.А.Алексеева, А.Д.Кедровой, С.А.Чернякова, Н.Ф.Бу-тенина, И.П.Петрова и др. В то же время дополнил ряды "буржуазных националистов" - Д.И.Адаев, С.Г.Гаврилов, Г.Е. Еремеев - и усилил их отрицательную характеристику.

Многолетняя работа А.В.Хлебникова по исследованию истории марийской государственности вылилась в серьезную монографию "Образование и развитие Советской автономии марийского народа(1917-1929)37. Марийскому национальному движению 1917-1918 годов исследователь посвятил специальную главу. Несмотря на то что автор значительно дополнил фактический материал, принципиально работа не отличается от предыдущих.

Работы А.В.Хлебникова имеют, кроме указанных выше, еще один существенный недостаток. Он оперирует в своей работе лишь документальным материалом, касающимся территории Марийского края, то есть территории, вошедшей немного позже в Марийскую Автономную Область. При этом национальное движение восточных мари, а именно марийской диаспоры Бирского и Белебеевского уездов Уфимской губернии, остается неисследованным. Хотя, как известно, самыми активными участниками движения с самого начала стали мари из Уфимской губернии.

В 70-80-ые годы был издан ряд работ, освещающих отдельные аспекты национальных движений народов Поволжья и Приуралья. Роль и позицию чувашского духовенства в чувашском национальном движении показал П.В.Денисов в монографии "Религия и атеизм чувашского народа"38.

Марийский исследователь М.Т.Сергеев в своей монографии "Возникновение и развитие печати Марийской АССР"39 оценил по заслугам деятельность П.П.Глезденева, В.М.Васильева, освобождая их от клейма

"буржуазный националист". Однако время откладывало свой отпечаток, и автор, отмечая, что редакторы газеты "Ужара" разделились на сочувствующих и противников советской власти, наделил первых из них положительной характеристикой, вторых - отрицательной.

Историей мари Уфимской губернии в годы революций и гражданской войны вплотную занимался М.И.Исиметов40.Его документальные очерки содержат богатый биографический материал активных деятелей марийского национального движения, уроженцев Уфимской губернии.

Кроме названных работ, в 70-80-е годы вышло значительное количество статей, посвященных активным деятелям национального движения первых лет советской власти41.Однако статьи посвящались только деятелям левого крыла движения.

Завершить третий период историографии нашего вопроса можно II томом "Истории Марийской АССР"42,вышедшим в 1987 году. Несмотря на серьезные изменения в политической жизни в стране, названная работа по нашей проблеме не содержит ничего нового и полностью в методологическом отношении относится к предыдущему этапу. Фактически автор I главы А.В.Хлебников освещает проблемы марийского национального движения в 1917- 1918 годах в том же плане, что и в 1970 году в своей монографии "Образование и развитие Советской автономии марийского народа"43.

В 90-ые годы начинается четвертый этап в освещении марийского национального. движения. К.Н.Сануков и С.П.Захарова подготовили к 19921993 учебному году учебник для старших классов "История Марийской ССР"44. В этом учебнике заложены в сжатом виде основы новой концепции истории марийского национального движения в 1917-1918 годах.

Накануне Ш-го съезда мари, состоявшегося в конце октября 1992 года, К.Н.Сануков опубликовал статьи публицистического характера о работе съездов мари в 1917-1918 годах45. В 1993-1994 годах он продолжил эту

серию и опубликовал в журналах "Марий Эл" и "Марийский археографический вестник" свои статьи уже научного характера46. В этих работах К.Н.Сануков положительно оценил газету "Ужара" и деятельность первых ее редакторов:"..."реакционные идеи", распространявшиеся газетой, - это идеи гуманизма, общечеловеческой морали"47.

Большинство лидеров марийского национального движения, независимо от их политических взглядов, принадлежности к тому или иному течению, были в первую очередь просветителями. К.Н.Сануков в статье "К вопросу о развитии просветительского движения в Марийском крае" подчеркивает, что "просветительское движение было одной из исторически обусловленных форм демократического национально-освободительного движения"48. А в 1918 году лозунги большевиков в целом "отвечали культурным, просветительским устремлениям прогрессивной национальной интеллигенции...Так что имелось реальное поле для сотрудничества"49.

В 1990-ые годы проблемы марийского национального движения нашли отражение в статьях Г.Н.Крайнова. Интересующие нас годы он рассматривает в рамках выделенного им Второго периода (1905-1929) движения. На наш взгляд, выделение такого периода является искусственным и требует аргументации." Движение марийского народа (и ряда других народов региона),-по словам автора, - вылилось фактически в национально-демократическую революцию"50. Образовавшиеся два течения в движении автор называет "революционно-социалистическим(революционно-большевистским), вставшим на позиции Советской власти, и либерально-национальным, стоявшим на идеях полного национального самоопределения марийского народа"51. В отличие от К.Санукова, который указывает в первую очередь на культурно-просветительскую работу Мари Ушемов, Г.Крайнов концентрирует внимание на политических аспектах. Он утверждает, что после Февральской революции 1917 года "власть в крае пере-

шла по сути в руки "Марий ушемов'^Сокэзов мари), съездов марийского народа, Центрального Союза Мари"52.

Вопросы национальных движений 1917-1918 годов, в том числе марийского, нашли отражение в монографии К.И.Куликова "Национально-государственное строительство восточно-финнских народов в 1917-1937 гг."53 Большим "плюсом" монографии является обобщение истории национальных движений восточно-финнских народов. Вместе с тем, автор допустил неточности хронологического плана. Названные исследователем I Всероссийский съезд мари (Казань, 15-25 июля 1917 г.) и II Всероссийский съезд мари (Бирск,28 июля-7 августа 1917 г.) - не что иное, как I Всероссийский съезд мари (Бирск, 15-25 июля 1917 г.).54

Периодизация национального движения в Волго-Уральском регионе дана в работе Р.Г.Кузеева "Национальные движения и федерализм в России"55. Автор выделяет 4 этапа движения:

1)"национально-демократический";

2)"социально-демократический"(с 1905 до 1919-1920 гг.);

3)"большевистский" - с 1919-1920 гг.;

4)вторая половина 80-х - 90ые годы.

Таким образом, автор, как и Г.Н.Крайнов, не выделяет события 19171918 годов в особый период, а включает эти годы в более крупный период, куда отнесены и дореволюционные годы, и годы, когда национальное движение было подчинено партийно-государственной власти.

За рубежом вопросами национальных движений внутренней России одними из первых занимались представители российской эмиграции56. В 30-ые годы в Берлине, Париже, Лондоне, Варшаве и Токио выходит работа активного участника национального движения татар Гаяза Исхаки57. Как и принято было в эмигрантских кругах, Г.Исхаки уделяет внимание отношениям между тюрко-татарами и большевиками: "Отношение тюркского населения к большевикам было явно отрицательное"58. Создание нацио-

нальных республик в Поволжье и Приуралье автор понимает как уступки центра сильным национальным движениям и их радикальным требованиям. А образование нескольких тюрко-язычных автономных единиц во внутренней России Г.Исхаки объясняет политикой большевиков "разделяй и властвуй"59.

В западной историографии, как впрочем и в отечественной, большой интерес представляет теория "единого потока" в национальных движениях народов Поволжья и Приуралья в 1917 году. На наш взгляд, можно согласиться с позицией Р.Пайпса и С.Зеньковского о доминировании национального над классовым в их рассуждениях относительно национальных движений60. При этом советологи не имели в виду отсутствие классового расслоения среди народов Поволжья и Приуралья. Заметим, что теории "единого потока" придерживались некоторые непосредственные участники национальных движений, в частности, марийского.

Пристальное изучение марийского национального движения в 19171918 годах позволяет сделать вывод о том, что Октябрьский переворот в Петрограде почти не повлиял на жизнь некоторых нерусских народов России вплоть до начала 1918 года. В этом плане работы С.Зеньковского, А.Беннигсена и Ш.Келькеже61 выдерживают критику советских историографов.

Огромное число работ в западной историографии уделяет внимание истории Идель-Уральского Штата и Татаро-Башкирской республики. Объектами исследований стали взаимоотношения между русскими и нерусскими народами в ходе подготовительных работ по созданию Татаро-Башкирской республики, между тюрко-татарами и другими народностями, населяющими предполагаемую республику, споры между различными течениями в национальных движениях чувашей, мари и других народностей, причины решения Политбюро ЦК РКП(б) от 13 декабря 1919 года об от-

мене Положения о Татаро-Башкирской республике от 22 марта 1918 го-да62.

В зарубежной историографии марийское национальное движение на сегодняшний день освещено значительно меньше по сравнению с национальным движением татар, башкир, чувашей. Однако отдельные его аспекты все же нашли отражение. Например, Вальтер Коларз дает свою версию возникновения и деятельности секты "Кугу сорта"(Болыиая свеча)63.

Значительный вклад в изучение истории национального движения в Поволжье, особенно в теоретическом плане, внес немецкий ученый Анд-реас Каппелер. Развивая теорию о "фазах национального движения" Мирослава Хроха64, А.Каппелер делит народы Российской империи на "ста-

65 /-\

рые" и "молодые", относя народности Поволжья к последним . Отсюда исходят и особенности национального движения.

Критике работ эмигрантов и западных советологов, работавших по национальным проблемам в СССР, посвящен ряд специальных работ обобщающего характера66.Обзору западной литературы по национальным проблемам Поволжья и Приуралья в 1917-1918 годах посвящены статьи М.И.Абдуллина, С.В.Кулешова, О.В.Агафонова, В.Н.Любимова, З.А.Ами-нева, А.А.Тропинина и др67. Однако эти работы из-за политического и идеологического противостояния с Западом носят в основном обличительный характер. В последнее десятилетие мы признаем правильность многих положений западных советологов.

Рассмотренные выше статьи последних лет и выступления на научно-практических конференциях, проходивших в 90-ые годы, заложили методологические ориентиры, но до настоящего времени нет монографического исследования проблемы.

Учитывая указанные выше нерешенные моменты, мы сочли целесообразным попытаться взглянуть на проблему национальных движений с новых позиций и наиболее полно.

Цель работы - изучить национальное движение народа мари в 19171918 годах, то есть в период наивысшей активности.

Реализация этой цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

- определить предпосылки марийского национального движения и причины его активизации весной 1917 года;

- выявить общие черты в национальных движениях народов Поволжья и указать особенности марийского национального движения;

- изучить организационное оформление марийского национального движения в 1917-1918 годах;

- определить, какие политические партии имели наибольшее влияние на марийское национальное движение;

- проследить отношения между центральной властью и марийским национальным движением за обозначенный период;

- показать социальный состав участников движения;

- определить суть разногласий между общедемократическими революционным течениями и позиции, объединявшие их;

- дать объективную оценку деятельности общедемократического и революционно-демократического течений.

Методологической основой исследования явились научные принципы историзма - анализ всех общественных явлений в развитии с учетом обстоятельств места, времени и объективности. Соблюдение этих принципов подразумевает всесторонний анализ явлений, причем воздействие каких-либо идеологий должно быть сведено до минимума. Хотя, по мнению В.В.Иванова, "последовательная объективность не исключает в исследо-

ваниях присутствие "сердца", соединения доброжелательного отношения к единомышленникам с горячим отстаиванием принципиальных позиций нашей методологии"68.Об абсолютном исключении влияния идеологий также говорить не приходится. Историю пишут люди, и перед ними всегда стоял вопрос: как ее писать. Этот вопрос, пожалуй, возвращает исследователей к, казалось бы, изученной проблеме еще и еще. Именно этот вопрос является причиной того, что в демократическом обществе существует множество взглядов на одну и ту же проблему, существует множество интерпретаций общественных явлений.

При работе над темой мы использовали опыт таких ведущих ученых в области методологии, как И.Д.Ковальченко, Ю.В.Бромлей, М.Н.Губогло69.

Реализация поставленной цели и исследовательских задач осуществлялась при помощи двух специально-исторических методов: сравнительно-исторического и историко-генетического. Применение сравнительно-исторического метода позволяет увидеть общие закономерности и выделить в них частные явления. Этот метод позволяет определить многие причинно-следственные связи. Так, положение почти всех нерусских народов Российской империи было во многом схожим. Следовательно, предпосылки национальных движений начала XX века были почти одни и те же. В то же время марийцы имели свои языковые, конфессиональные и некоторые другие особенности. А это, в свою очередь, наложило отпечаток на марийское национальное движение в 1917-1918 годах. Изучение общественных явлений локального характера невозможно без сравнения с "внешними" явлениями. Такая попытка непременно приведет к недостаточным причинно-следственным объяснениям.

Необходимость уяснить обусловленность каждого общественного явления его исторически предшествующим состоянием приводит исследователя к историко-генетическому методу. Марийское национальное движение возникло на определенной "почве", оно, как и движения других на-

родов, имело свою предысторию, свое развитие. Исследуемые нами события охватывают примерно два года и имеют свое логическое продолжение. Поэтому марийское национальное движение мы исследуем в развитии.

Названные методы исторического исследования приносят наибольший эффект при применении их в совокупности. В противном случае исследование не получит целостного, законченного вида.

Критерием оценки событий, деятельности организаций, отдельных личностей, оценки периодических изданий служили в первую очередь общечеловеческие, гуманистические ценности.

Источниковую базу исследования составили материалы архивов. В диссертации использованы документы, выявленные в Государственном Архиве Республики Марий Эл (ГА РМЭ), Национальном Архиве Республики Татарстан (НА РТ), Центральном Государственном Историческом Архиве Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), Центральном Государственном Архиве Общественных Организаций Республики Башкортостан (ЦГАООРБ), научном фонде Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им.В.М.Васильева(НРФ МарНИИ им.В.М.Васильева).

Источники по истории марийского национального движения условно можно разделить на несколько групп.

I.Самую значительную часть составляют неопубликованные источники, хранящиеся в перечисленных архивах. Процесс исследования в определенной степени облегчает тот факт, что созданный в марте 1918 года Комиссариат мари при Казанском Губсовдепе собрал в своей канцелярии документы, касающиеся национального движения. Эти документы позже были сосредоточены в отдельном фонде Марийской областной партийной организации (Ф.24) под названием Отдел мари при Наркомнаце. В Государственном архиве МАССР также был фонд Отдела мари при Нарком-

наце (Ф.Р-627), В настоящее время, когда названные архивы объединены в один (ГА РМЭ),эти фонды остаются также самостоятельными и взаимодополняют друг друга. В них содержатся материалы I и II Всероссийских, Февральского (1918) областного съездов мари, документы Казанского Комиссариата мари, протоколы пленарных заседаний I съезда мелких народностей Поволжья (1917), протоколы I съезда учителей мари Козьмо-демьянского уезда (1918),телеграммы, распоряжения Отдела мари Нар-комнаца и др.

Значительное дополнение к 24-му фонду представляют фонды, содержащие документы Краснококшайского и Козьмодемьянского Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов и их Исполнительных Комитетов (Ф.Р-275, Ф.Р-262). Документы этих фондов проливают свет на отношения между органами советской власти и марийского национального движения. Из этих источников видно, как в течение 1918 года постепенно национальное движение попадает в непосредственное подчинение большевистским комитетам и органам государственной власти. Весьма существенны для исследования источники, позволяющие проследить динамику взаимоотношения между представителями мари и других народов в данных уездах.

Проанализировать работу Казанского Комиссариата мари, марийского Подотдела совместно с Чувашским и Татарским в составе Отдела национальностей Казанского Губисполкома позволяют документы фондов Национального Архива Республики Татарстан. Весьма ценными являются документы, относящиеся к периоду с августа по октябрь 1918 года, то есть ко времени, когда Казань переходила от "красных" к "белым" и наоборот (ф.98). На проблему Татаро-Башкирской республики проливают свет документы фонда Совета Народных Комиссаров Казанской Рабоче-крестьянской Республики (Ф. 1574).

Большой интерес для исследования представляют архивные источники о состоянии действующих и открытии новых марийских школ, училищ, техникумов, учительских семинарий, об учителях-мари. Эта группа документов сосредоточена в фонде Царевококшайской уездной земской управы Казанской губернии (ГА РМЭ.Ф.18), Инспектора народных училищ Козьмодемьянского уезда (ГА РМЭ.Ф.57), Бирской уездной земской управы Уфимской губернии (ЦГИА РБ. Ф.151), Козьмодемьянского уездного отдела народного образования (ГА РМЭ.Ф.Р-39), Краснококшайского уездного отдела народного образования (ГА РМЭ.Ф.Р-162), Краснокок-шайской учительской семинарии (ГА РМЭ.Ф.Р-304).

О политических взглядах и устремлениях марийских просветителей на рубеже Х1Х-ХХ веков говорят документы личного фонда основоположника марийской литературы С.Г.Чавайна(Григорьева)(ГА РМЭ.Ф.Р-728), лидера левого крыла марийского национального движения В.А.Мухина (ГА РМЭ.Ф.Р-1074).

Исследуемый в диссертации период - это период двух войн - Первой мировой и гражданской. Весной 1917 года наибольшую активность в марийском национальном движении проявили именно военные. В 1917-1918 годах создавались отдельные марийские национальные воинские подразделения. Сведения об этих событиях находятся в фонде Краснококшайского уездного военного комиссариата (ГА РМЭ.Ф.Р-20), Боевых Организаций Народного Вооружения(БОНВ) (ЦГАОО РБ. Ф.1832).

В ходе работы над диссертацией выявилось, что документов созданной в марте 1918 года в Уфе Коллегии по национальным делам мари ни в ЦГИ РБ, ни в ЦГАОО РБ нет. Причина этого - преднамеренный поджог архива Коллегии ее членами перед вступлением частей "белых" в город.

Исследование затрудняет недостаточность архивных источников по религиозному вопросу, особенно документов, касающихся национальной религии мари (чимари).

Изучить социально-политические и общественно-политические предпосылки бурного подъема активности народностей Поволжья, в частности народа мари, позволяют в первую очередь материалы Всероссийской переписи 1897 года. Общая численность, социальная структура, грамотность, конфессиональные особенности народа мари определяются в основном из данных переписи по Казанской, Вятской, Нижегородской и Уфимской губерний.

II. Значительную роль в исследовании играют опубликованные источники. Это, главным образом, воспоминания участников национального движения, сборники документов, посвященных Октябрьской революции, национально-государственному строительству, развитию культуры и т.д. Несмотря на то что в эти сборники включено большое количество документов по вопросам национального движения, они не отражают объективно исследуемый нами период. Материал в них подобран односторонне, так, чтобы документами подтвердить верность провозглашенных политических схем. К примеру, из всех съездов мари, работавших в 1917-1918 годах, в сборник "Образование Марийской Автономной Области"70 включены отрывки протоколов лишь Февральского областного съезда мари (Казань, 1918г.). Однако для середины 60-х годов издание этого сборника было, несомненно, очень серьезным шагом, так как до этого такое количество документов по истории марийского национального движения не публиковалось нигде. .

Общую картину состояния грамотности в Марийском крае к 1917 году и открытие культурно-просветительских учреждений в первые годы Советской власти дает тематический сборник "Культурное строительство в Марийской АССР.1917-1941.Вып.I."71.

Небольшое число документов включено в сборники "Наш край"72 и "Установление Советской власти в Марийском крае"73.

Сборники документов, изданные в республиках Урало-Поволжского региона74, позволяют получить целостную картину ряда событий исследуемого периода. Так, например, документы о проектах "Идель-Урал" и "Татаро-Башкирская Советская Республика Российской Федерации" из разных сборников дополняют друг друга.

Материалы сборников документов и хрестоматий,, а также материалы партийных конференций и заседаний государственных органов оказывают весомую помощь в исследовании темы. Только в данном случае они, особенно материалы заседаний партийных и государственных органов, должны выступать не в качестве идеологической схемы, а в качестве исторического источника.

Значительную часть источников составляют воспоминания активных участников движения. Некоторые положения в данной диссертации основаны именно на воспоминаниях. К примеру, о Революционном батальоне мари в Уфимском гарнизоне сведений, кроме воспоминаний75, в ходе исследования не обнаружено.

В нашем исследовании важным звеном в цепи источников явилась периодическая печать. Наличие широкого спектра партийных газет, изданий органов власти в центре и в губерниях как на русском, так и на марийском языках, позволило сделать некоторые выводы о ситуации в губерниях в целом, об отношении лидеров марийского национального движения к власти и т.д.

Кроме того, периодические издания содержат очень много сведений, которые не сохранились в основных фондах архивов. К примеру, резолюции III Областного крестьянского съезда мари Уфимской губернии сохранились только на страницах газеты "Известия губернского комиссариа-та"(Уфа).

Большую ценность представляют газеты "Война увер"(Военные вести) и "Ужара"(3аря) - орган марийского национального движения. Фактически

по этой газете прослеживается эволюция движения. Кроме Устава Центрального Союза Мари, архивные фонды не содержат программных и уставных документов ни одной марийской национальной организации исследуемого периода. Редакция "Ужара", отражая события движения, опубликовала на страницах газеты Устав национальных организаций вятских мари (Мари Погынымаш),Устав Волостного Совета мари Царевокок-шайского уезда Казанской губернии, Устав Военного Комитета мари г.Казани. Благодаря этим источникам, мы имеем представление о несох-ранившемся Уставе Бирского Мари Ушема.

Сведения о марийском национальном движении содержатся в ряде других изданий на марийском языке. Это "Йошкар кече" (Красный день), "Марийская деревня", журналы "У илыш"(Новая жизнь), "Жизнь национальностей"; Уфимские издания "Земля и воля" и "Народное дело" (органы Уфимского Губкома эсеров), "Труд" (орган Уфимского комитета народных социалистов),"Известия Уфимского Губернского Совета Народных Комиссаров", "Известия губернского комиссариата"(орган Временного Правительства в Уфе); Казанские издания: "Знамя революции", "За землю и волю", "Казанская рабочая газета" и "Известия Совета Солдатских и Рабочих Депутатов" и другие.

Отношение марийского населения к советской власти на протяжении 1918-го года издания большевиков и эсеров демонстрируют с разных позиций. Особенно важно для нас сравнивать сведения из Казани, куда "белые" пришли на непродолжительное время, с информацией из Уфимской губернии, где власть "белых" продолжалась относительно дольше.

К сожалению, ряд документов, особенно материалы съездов мари, называя деятелей марийского национального движения, не содержат их инициалов. Восстановить их в большинстве случаев практически невозможно, и мы вынуждены также называть их без инициалов.

Таким образом, в диссертационном исследовании неопубликованные и опубликованные источники на марийском и русском языках использованы в комплексе, что позволило сделать ряд теоретических выводов по теме исследования и обосновать их фактическим материалом.

Научная новизна исследования состоит, во-первых, в попытке отразить национальные движения народов Поволжья в 1917-1918 годах на примере марийского народа максимально объективно. Во-вторых, в отличие от прошлых десятилетий, когда Октябрьский переворот в Петрограде был своеобразным "водоразделом" в периодизации и все события делились на "дооктябрьские" и "послеоктябрьские", в нашем исследовании таким переломным моментом является февраль 1918 года. Только в феврале 1918 года начинают приниматься просоветские резолюции и т.д. В-третьих, в работе сделана попытка дать объективную оценку деятельности лидеров как общедемократического, так и революционно-демократического крыла марийского национального движения в 19171918 годах.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы могут быть использованы при создании обобщающего коллективного труда по истории Марийского края и при издании сборника документов, относящихся к XX веку. Хотелось бы, чтобы данная диссертация явилась отправной точкой для исследования марийского национального движения в 1919-1920 годах(до образования Марийской Автономной Области) и побудила исследователей также к освещению более ранних этапов.

Диссертация может быть использована в вузовском курсе "История Республики Марий Эл" и в школьном курсе "История и культура народов Марий Эл". В условиях перехода на новую систему исторического образования в марийских национальных школах преподаватели истории могут вести факультативный курс по теме данной диссертации.

Изучение национального движения в 1917-1918 годах, особенно агитационной деятельности лидеров движения среди населения на местах, может повлиять на национальное движение на современном этапе. Опыт 1917-1918 годов позволил бы избежать многих ошибок и упущений. Приходится признавать, что несмотря на наличие множества проблем национального характера, сегодня мы решаем их по сравнению с 1917-1918 годами "вяло", не привлекая широкие слои населения.

В ходе исследования мы пришли к выводу о разумности разделения диссертации по главам исходя из условий деятельности национальных организаций в связи с установлением советской власти.

I глава охватывает период с марта 1917-го до начала февраля 1918 года, то есть до Областного(Казань) съезда мари, где впервые принимались просоветские резолюции.

II глава охватывает период с февраля до конца 1918 года, когда большевистская власть национальное движение фактически подчинила себе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Чузаев, Родион Иванович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Приводится по: Каппелер А. Россия. Многонациональная империя.

Москва, 1996.С.175. 2.Чавайн С. Автобиографий/Чавайн. Ойпого. Йошкар-Ола, 1957.

3.Сануков К.Н. Дело "федералистов'УТрагедия народа. Книга памяти жертв политических репрессий Республики Марий Эл. T.I. Йошкар-Ола, 1996.

4.Материалы III Всероссийского съезда мари.Йошкар-Ола,1993. Постановления IV Всероссийского съезда мари//Марий Эл. 1996. 11 декабря.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Чузаев, Родион Иванович, 1998 год

СПИСОК использованных источников и литературы

Государственный Архив Рес Фонд 24п. Отдел мари при Наркомнаце.

Фонд 18.Царевококшайская уездная земская управа.

Фонд 57.Инспектор народных училищ Козьмодемьянского уезда.

Фонд Р-627.Отдел мари при Наркомнаце.

Фонд Р-275.Краснококшайский уездный Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов.

Фонд Р-262.Козьмодемьянский уездный Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов.

Фонд Р-20.Краснококшайский уездный военный комиссариат.

Фонд Р-39.Козьмодемьянский уездный Отдел народного образования.

Фонд Р-162.Краснококшайский уездный Отдел народного образования.

Фонд Р-304.Краснококшайская учительская семинария.

Фонд Р-728.Чавайн (Григорьев) Сергей Григорьевич.

Фонд Р-1074. Мухин Владимир Алексеевич (В.Сави).

Национальный Архив Республики Татарстан. Фонд 98.Казанский Губернский Исполнительный Комитет Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов. Фонд 116.Казанская Духовная семинария.

Фонд 1574.Совет Народных Комиссаров Казанской Рабоче-Крестьянской Республики.

Центральный Государственный Исторический Архив Республики Башкортостан

Фонд И-151. Бирская уездная земская управа. Фонд И-132.Отдел статистики. 1917г.

Центральный Государственный Архив Общественных Организаций Республики Башкортостан

Фонд 1. Уфимский Губернский Комитет РКП(б).

Фонд 1832.Боевые Организации Народного Вооружения (БОНВ).

II. Документальные и статистические публикации.

- Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании. 1917-1947 гг. : Сборник документов. M.-J1, 1947.

- За власть Советов: Сборник воспоминаний участников Великой Октябрьской Социалистической революции и гражданской войны. 19171920 гг. /Сост. Васин К.К., Исиметов М.И. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1978.-248С.

- За власть Советов: Сборник воспоминаний/Сост. Хлебников A.B. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1957.-60с.

- Известия Всероссийского съезда мари. Протоколы заседаний с 15 по 25 июля 1917 г. в гор. Бирске, Уфимской губ. Бирск. 1917.-45с.

- Культурное строительство в Марийской АССР.1917-1941 гг.: Сборник документов. Кн. I. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1983.-197с.

- Материалы третьего съезда народа мари. Йошкар-Ола, 1993.

- Наш край: Хрестоматия по истории Марийской АССР. 1917-1984гг. /Сост. Шомина В.П., Смоленцев A.M. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1985,-276с.

- Наши достижения. 1917-1927 гг. : 10 лет борьбы и строительства. Крас-нококшайск, 1927.

- Национальный съезд мари/12-24 февраля 1918 г. Казань/Казань. 1918,-40с.

- Образование Башкирской АССР: Сборник документов и материалов. Уфа, 1959.

- Образование Татарской АССР: Сборник документов и материалов/Под ред. Климова И.М.и Мухарямова М.К. Казань: Тат. кн. изд., 1963.-504с.

- Образование Марийской Автономной Области: Сборник документов и материалов/Сост. Богомолова Т.И., Куваева З.Ф. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1966.-207с.

- Октябрьская революция и установление Советской власти в Чувашии: Сборник документов/Сост. Кузьмин В.П., Климова В.П. Чебоксары: Чув. кн. изд. , 1957.-428С.

- О формах государственного строя, Учредительном Собрании и его задачах. На черемисском языке. Казань: Казанский Комитет ПСР, 1917.

- Первое Всероссийское совещание активных работников мари. Казань, 1920.-22с.

- Постановления IV съезда народа мари//Марий Эл. 1996.11 дек.

- Установление Советской власти в Марийском крае: Сборник документов/Сост. Богомолова Т.И. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1970.-184с.

III. Периодические издания.

А/Газеты:

- Война увер /Вятка/;

- Ужара /Казань/;

- Йошкар кече /Казань/;

- Совет умыландарымаш /Бирск/;

- Известия Губернского Комиссариата /Уфа/;

- Земля и воля /Уфа/;

- Народное дело /Уфа/;

- Известия Уфимского Губернского Совета Народных Комиссаров/Уфа/;

- Знамя революции /Казань/;

- Казанская рабочая газета /Казань/;

- Известия Совета Солдатских и Рабочих Депутатов /Казань/;

- За землю и волю /Казань/;

- Известия Казанского Военно-Окружного Комитета /Казань/;

- Голос труда /Казань/;

Б/Журналы:

- У илыш (Новая жизнь)- орган Марисекции при ЦК РКП(б);

- Жизнь национальностей;

- М.А.О.(Марийская Автономная Область) - научно-популярный журнал МарНИИ;

- Марийский археографический вестник- научно-практический ежегодник Марийского Государственного университета и Министерства культуры Республики Марий Эл;

- Марий Эл: вчера, сегодня, завтра - научно-популярный журнал правительства Марий Эл;

- Ончыко -литературно-художественный журнал Союза писателей Марий

Эл.

IV. Исследования.

- Абдуллин М.И. Борьба без компромиссов (Критика буржуазных концепций разрешения национального вопроса в республиках Поволжья и Урала). Казань: Тат. кн. изд. , 1982.- 254с.

- Абдуллин М.И. Буржуазные фальсификации истории образования советских автономных республик Поволжья и Урала//Вопросы истории. 1980. N12.

- Абдуллин М.И. История образования Башкирской АССР в современной буржуазной историографии//История СССР..1972^ 6.

- Алпатова И.С. Историография вопроса о роли революционно-демократических организаций в национально-государственном строительстве в среднем Поволжье и тактики большевиков по отношению к

ним//Актуальные вопросы Отечественной и всеобщей истории. Издательство Казанского университета, 1991.

- Апакаев П.А. Просветители Марийского края. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1990.-180с.

- Бромлей Ю.В. Октябрь и развитие национальных отношений в СССР.М.: Знание, 1987,- 64с.

- Валеев Р.К. Назревание общенационального кризиса и его проявление в Поволжье и на Урале в 1917 г. Казань: Издательство Казанского университета, 1979.-207с.

- Валеев Р.К. Революционное движение в Среднем Поволжье(июль-октябрь 1917г.). Казань: Издательство Казанского университета. 1972.-155с.

- Валь В.К. К итогам проведения нацполитики//Марий Эл. 1927. N 10.

- Васенев С.А. Становление и развитие марийской нации. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1982,- 216 С.

- Васин К.К. Революций тулеш шочшо батальон//Марий коммуна.1967. 8 ноября.

- 10 лет строительства Марийской Автономной Области. 1921-1931. Йошкар-Ола: Map. обл. изд. ,1931. -232 С.

- 20 лет Марийской АССР. Йошкар-Ола: Map. гос. изд. , 1941. -188с.

- Денисов П.В. Религия и атеизм чувашского народа. Чебоксары: Чув. кн. изд. , 1972.-480с.

- Егоров Ф.Е. Материалы по истории народа мари. Козьмодемьянск: 2-я типография М.А.О., 1929.-1 Юс.

- Иванов ВД Методология исторической науки. М:: Высшая школа, 1985,- 168с.

- Иванов М.П., Наберухин А.И. Крах национально-буржуазного реформизма в Калмыкии(1917-1920)//Вопросы истории. -1973.- N 6.

- Иванов М.П. Осуществление ленинской национальной политики в Кал-мыкии(1917-1937). Элиста, 1973.

- Из истории Марийской АССР(Под ред. А.В.Хлебникова). Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1957.- 232 С.

- Из истории развития народного образования и просветительства в Среднем Поволжье/Под ред. Попова Н.С., Санукова К.Н. Йошкар-Ола: МарНИИ, 1993.-152.

- Ионенко И.М., Тагиров И.Р. Октябрь в Казани. Казань: Тат. кн. изд. , 1967.- 272с.

- Ионенко И.М. Солдаты тыловых гарнизонов в борьбе за власть Советов: По материалам Поволжья и Урала. Казань: Издательство Казанского университета, 1976.- 190с.

- Ионенко И.М. Солдатские массы в Октябрьской революции: По материалам Поволжья и Урала. Казань: Издательство Казанского университета, 1982,- 151с.

- Интеллигенция Татарстана в период реформ и революций первой трети XX века. Материалы республиканской научной конференции, посвященной 100-летию Галимджана Шарафа, 3-4 декабря 1996г. /Сост. и общ. ред. Р.К.Валеева, С.И.Ионенко, Г.П.Мягкова. Казань: Новое знание, 1997,- 180с.

- Исиметов М.И. Кучедалме корнышто/Юнчыко. 1971. N 1.

- Исиметов М.И. Первый марий комиссар//Народ их помнит. Йошкар-Ола, 1972.

- Исиметов М.И. Тулан 1918 ий. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1979.-296с.

- История Марийской АССР.Т.2.Эпоха социализма(1917-1987)/Отв.ред. А.В.Хлебников. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1987.-328с.

- Исхаки Г. Идель-Урал. Набережные Челны: КАМАЗ, 1993.- 64с.

- Калистратов Н.П. Победа Советской власти в Марийском крае и создание Советской автономии марийского народа/ЛГруды МарГПИ. Т.VIII,

1950.

- Калистратов Н.П. Провозглашение советской автономии марийского народа//Ученые записки Марпединститута. Т.2.Йошкар-Ола, 1941.

- Каппелер А. Россия - многонациональная империя: возникновение, история, распад/Перевод с немецкого С.Червонной. М.: Прогресс, 1996.-379с.

- Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.-438с.

- Kolarz W. Russia and her Colonies. L. 1952.

- Корбут M.K. Марийское национальное движение на переломе. Мелкобуржуазная интеллигенция в период Временного Правительства//Марий

илыш. Вып. 1, 1929.

- Корбут М.К. Национальное движение в Волжско -Камском крае: национальные съезды в период Временного Правительства//Ре-волюционный Восток. 1929.N 7.

- Коробов С.А. Прошлое марийского народа. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1957.-159с.

- Королева А. Живая память: Юбилейные торжества, посвященные 100-летию И.П.Петрова//Марийская правда. 1993.16 декабря.

- Крайнов Г.Н., Тафаев Г.И. Вопросы институционализации и многопартийности в Республике Марий Эл. Йошкар-Ола: ЧЗПТ, 1995.-187с.

- Крайнов Г.Н. Национально-освободительное движение марийского народа: история и современность//Пробуждение финно-угорского Севера. Опыт Марий Эл. Т.1. М., 1996.

- Кузеев Р.Г. Национальное движение и федерализм в России //Этнографическое обозрение. 1993.N 6.

- Кузнецов И.Д. В.И.Ленин и самоопределение народов Поволжья и Приуралья//Вопросы истории и историографии чувашского народа. Чебоксары: Чув. кн. изд. , 1970.

- Кулешов C.B., Агафонов О.В. Новейшая буржуазная историография проблемы "Великий Октябрь и национальный вопрос"// История СССР.1987.N 5.

- Куликов К.И. Национально-государственное строительство восточно-финнских народов в 1917-1937 гг. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1993.-280с.

- Любимов В.Н., Юлдашбаев Б.Х. Ленин и самоопределение наций (на примере народов Среднего Поволжья и Приуралья). Чебоксары: Чув. кн. изд. , 1967.-240с.

- Макарова Г.П. Народный Комиссариат по делам национальностей РСФСР, 1917-1923гг. : Исторический очерк. М.: Наука, 1987.-172с.

- Макарова Г.П. Из истории национально-освободительного движения в России в 1917 г. М.: Наука, 1979.-224с.

- Максимов И.С., Мартынов H.A. Революционные события на территории Марийской АССР(февраль 1917-июнь 1921). Йошкар-Ола: Мар-госиздат, 1941.-60с.

- Мари(черемисы): историческая справка//Жизнь национальностей. 1919. N15.

- Марийская АССР за годы Советской власти. 1917-1957./Под ред. А.В.Хлебникова. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1957.-202с.

- Марийская АССР: Политико-экономический сборник/Под ред. А.Ф.Каш-никова. Йошкар-Ола, 1938.-136с.

- Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Национальные движения и национально-патриотические партии: опыт, уроки формирования, перспективы". 22-23 июля 1994 г.Чебоксары, 1994.

- Межэтнические отношения, национальные проблемы и движения в Среднем Поволжье и Приуралье в XVIII-XIXbb. Тезисы докладов регио-

нальной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора И.Д.Кузнецова 27-28 мая 1996г. Чебоксары, 1996.

- Мухарямов М.К. Создание национальной государственности народов Среднего Поволжья//История СССР. 1963.N 5.

- Мухарямов М.К. Октябрь и национальный вопрос в Татарии(октябрь 1917-июль 1918). Казань: Тат. гос.изд. , 1958.-276с.

- Мухарямов М.К. Октябрь и национально-государственное строительство в Татарии(октябрь 1917-1920). М.: Наука, 1969.-286с.

- Мухин В.(Сави): Сборник статей о его жизни и творчестве. Йошкар-Ола, 1979.-111с.

- Народ их помнит: Документальные очерки/Сост. М.И.Исиметов, М.Т.Сергеев. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1982.-184с.

- Нафигов Р.И., Циунчук А.Г.В борьбе против царизма и буржуазного национализма (Из истории революционно-демократических и марксистских кружков в Поволжье). Казань: Издательство Казанского университета, 1983,- 134с.

- Никольский Н.В. История мари (черемис). Казань: Перв. Гос.типогр., 1920,- 182с.

- Никольский Н.В.К истории христианского просвещения черемис в XIX веке. Материалы, извлеченные из архива Св. Синода и архива Попечителя Казанского Учебного округа. Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1915,-80с.

- Никольский Н.В. Сборник исторических материалов о народностях Поволжья. Казань: Типо-литография Казанского Университета, 1919,- 477с.

- Никольский Н.В. Конспект по истории народностей Поволжья. Казань: Третья типография Губернского Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов, 1919.- 88с.

- Обзоры историков Казани об освободительном движении второй половины XX в. в Поволжье и Приуралье//Вопросы истории. 1981. N 10.

- Октябрь в Поволжье/Отв. ред. В.К. Медведев. Саратов: Приволжское кн. изд. , 1967.-612с.

- Очерки истории Марийской АССР(1917-1960). Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1960.-451с.

- Очерки истории Марийской организации КПСС/Под ред. П.А.Ал-макаева. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1968,-484с.

- Очерки истории народов Поволжья и Приуралья. Казань, 1967.

- Павлов Я.К. Великая Октябрьская Социалистическая революция и разрешение национального вопроса в Чувашии(1917-1925). Чебоксары: Чув. кн. изд. , 1957,- 187с.

- Паймаков A.C. Развитие школы в Марийской АССР(1917-1969).Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1970,- 224с.

- Пашуков В.Ф., Васин К.К. Возникновение и развитие коммунистического движения среди марийских трудящихся(до образования Марийской Автономной Области)//Труды МарНИИ. Вып. XIX. Йошкар-Ола, 1964.

- Пашуков В.Ф. Марийский край в годы гражданской войны. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1965,- 180с.

- Пашуков В.Ф. Солдаты революции. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1967.-104с.

- Pipes R. The Formation of the Soviet Union. Communism and Nationalism, 1917-1923.N. Y. and Cambridge(Mass). 1954.

- Программы политических партий в России/Под ред. И.В.Владис-лавлева. Вып. 1 .Репринтное воспроизведение издания 1917 г. Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1991.

- Сави. Марийские коммунисты//У илыш. 1922.N 8-9/

- Сануков К.Н. Автономия//Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. 1995.N 2.

- Сануков К.Н., Пашуков В.Ф., Захарова С.П. История Марийской ССР: Пособие для учащихся 10-11 классов. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1992.-95с.

- Сануков К.Н. Кыце Эпин Серге "калык тышман" лин//У сем. 1993.N 1.

- Сануков К.Н. Первый Всероссийский съезд народа мари//Марийский археографический вестник. 1994.N 4.

- Sanukov К. Die Nationalbewengungen der Mitteren Wolga(Mari, Mordvinen, Tschywaschen, Udmurten). //Regionalismus und Nationalismus in Russland. Baden-Baden, 1996.

- Сергеев M.T. Партии верный сын: К 90-летию со дня рождения Н.А.Алексеева//Марийская правда. 1986, 8 мая.

- Сергеев М.Т. Возникновение и развитие печати Марийской АССР. Йошкар-Ола: Map. кн. изд. , 1971. - 244с.

- Страницы истории Поволжья и Приуралья. Казань: Издательство Казанского университета, 1984.-183с.

- Тагиров И.Р. Революционная борьба и национально-освободительное движение в Поволжье и на Урале(февраль-июль 1917). Казань. 1977.

- Тагиров И.Р.В борьбе за власть Советов: Октябрь и национально-освободительное движение в Поволжье и на Урале(июль 1917-март 1918). Казань, 1977.

- Трагедия народа. Книга памяти жертв политических репрессий Республики Марий Эл. Т.1. Йошкар-Ола: МПИК, 1996.-344с.

- Узловые проблемы финно-угроведения: Материалы I Всероссийской научной,конференции финноугроведов. Йошкар-Ола: МПИК, 1995.-512с.

- Хайрутдинов Р.Г. Осуществление Коммунистической партией ленинской программы по национальному вопросу в 1917-1920 гг. (По материалам Поволжья и Приуралья). Казань: Издательство Казанского университета, 1976.

- Хлебников^А.В. Образование и развитие советской автономии марийского народа(1917-1929). Йошкар-Ола: Map. кн. изд., 1970,- 272с.

- Хлебников A.B. Марийский край в период подготовки и проведения Великой Октябрьской Социалистической революции. Йошкар-Ола: Типография Министерства культуры МАССР, 1958.-168с.

- Эшкинин А.Кузе марий коклаште революций лийын//У илыш.1922.Ы 1. -Эшкинин А.Марий коммунист-шамыч (Коммунисты-мари)//У илыш. 1922. N8-9.

- Юлдашбаев Б.Х. Образование Башкирской АССР. Уфа: Башк. кн. изд., 1958,- 158с.

- Юлдашбаев Б.Х. Татаро-Башкирский вопрос в период Октябрьской ре-волюции/ГТруды". Казань: Издательство Казанского университета, 1963.

- Янтемир М.Н. Описание Марийской Области: Очерк. Йошкар-Ола: Ма-роблиздат, 1928,- 165с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.