Махмуд Шабистари и место его поэмы «Гулшан-и роз» в истории персидско-таджикской литературы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Мохаммадибагмоллаи Мохаммадказем Карим
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 194
Оглавление диссертации кандидат наук Мохаммадибагмоллаи Мохаммадказем Карим
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МАХМУДА ШАБИСТАРИ
1. Биография Махмуда Шабистари
2.Творческое наследие
2.1 Поэтические произведения
2.2 Произведения в прозе
2.3 Произведения, приписываемые перу Шабистари
Глава II. КОМПОЗИЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПОЭМЫ
«ГУЛШАН-И РОЗ»
2. 1 Композиция поэмы
2. 2 Идейное содержание
Глава III. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
«ГУЛШАН-И РОЗ»
3.1. Суфийские символы и терминология
3.2. Словесные художественные фигуры
3.3. Образные фигуры
3.4. Цитирование аятов Корана и изречения пророка Мухаммада
Глава IV. МЕСТО ПОЭМЫ «ГУЛШАН-И РОЗ» В ИСТОРИИ ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4.1 Комментарии «Гулшан-и роз»
4.2 Вопросы творческой преемственности в создании поэмы
4. 2.1 Влияние Мухаммада Газали на мировоззрение Шабистари
4. 2.2 Соответствие взглядов Ахмада Газоли и Шабистари
4. 2.3 Влияние суфийских воззрений Санаи Газнави в творчестве
Шабистари
4.3 Влияние «Гулшан-и роз» Шабистари на творчество последующих поэтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Философские взгляды Махмуда Шабистари (XIV в.): на материале поэмы "Цветник тайны"2009 год, кандидат философских наук Лукашев, Андрей Александрович
Проблемы текстологии и поэтики стиля «Мисбах аль-хидая ва мифтах аль-кифая» Иззуддина Махмуда Кашани2021 год, кандидат наук Мансурова Зебунисо Абдурауфовна
Литературно-художественные особенности «Мирсад ул-ибад» Наджмуддина Рази2018 год, кандидат наук Содикова Рухангез Абдусамадовна
Проблема истины в философской поэме Фарид ад-Дина Аттара "Язык птиц": ХII в.2012 год, кандидат философских наук Федорова, Юлия Евгеньевна
ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОЭТИКА ГАЗЕЛЕЙ НИЗАРИ КУХИСТАНИ2017 год, кандидат наук Додихудоев Ёдгор Шукрихудоевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Махмуд Шабистари и место его поэмы «Гулшан-и роз» в истории персидско-таджикской литературы»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Персидско-таджикская классическая литература среди многих письменных литератур народов мира главным образом отличается своими особыми морально-этическими, философско-религиозными и социально-гуманистическими идеями. Такое свойство данной литературы, в первую очередь, объясняется тем, что в ней отражены помыслы, мечты, чаяния и настроения самых мыслящих слоев средневекового общества. Поэтому исследования истории персидско-таджикской литературы и особенно её суфийской поэзии имеет большое значение и заслуживает детального изучения и исследования.
По сообщениям средневековых авторов, таких как Абдаррахман Джами, Хондемир, Давлатшах Самарканди, Авхади Балёни, Вола Дагистани, Шерхан Луди, Хафиз Хусайн Карбалаи и др. в персидско-таджикской литературе эпохи монгольского государства Ильханидов (средина XIII - середина XIV века) творчество Махмуда Шабистари (ум.1340) занимает особое место. Период жизни и деятельности Шабистари в истории литературы персоязычных народов считается наивысшей ступенью развития суфизма. В литературе данной эпохи прослеживается сильное влияние эзотерической концепции пантеистического монизма великого шейха Мухйиддина Ибна аль-Араби (1165-1240). Все поэты данной эпохи и последующих времен, таких как Саади, Ираки, Амир Хусайни, Аухади Марагаи и др. вплоть до Джами были погружены в систему этого учения. Одним из таких довольно талантливых представителей этого литературного течения, без сомнения, был Шейх Махмуд Шабистари, который в дальнейшем имел много последователей.
По признанию всех авторов средневековых источников и современных исследователей поэма «Гулшан-и роз» («Цветник тайн») Махмуда Шабистари является ценной жемчужиной в сокровищнице духовной культуры народов мусульманского Востока. Она по своей глубине и богатому содержанию, а также популярности стоит в одном ряду с такими выдающимися суфийскими
поэмами, как «Хадикат ул-Хакикат» («Сад истины») Санои, «Илахи-наме» («Книга о Боге») Аттара, «Джам-е Джам» («Чаша Джамшида») Аухади Марагаи и др.
Данная поэма Шабистари в классическом периоде развития персидско-таджикской литературы имела огромное значение как одном из основных пособий для усвоения учений теории суфизма. Также она, как хорошо ориентированная книга по суфизму, была самой цитируемой поэмой.
Следует отметить, что исследование творческой личности Шабистари и особенно его поэмы «Гулшан-и роз», определение ее основных идейных направлений, системы художественных образов, суфийских терминов, символов, и изучение собственных интерпретации поэта по поводу основных суфийских идей позволит дать всестороннюю информацию о развитии суфийской художественной мысли в средние века. Выполнение такого рода работы, конечно же, будет способствовать решению вопросов развития литературных стилей, определению связей литературы с религиозно-мистическим мировоззрением эпохи и художественным осмыслением учения суфизма, прольет свет на художественное мастерство создателей суфийской литературы.
Актуальность настоящего исследования заключается и в том, что первостепенной задачей литературоведения на современном этапе является проникновение в духовный мир человека, познание его сущности как субъекта творческой деятельности, а также изучение диалектики души к постижению Истины. Осуществлению этой задачи способствует исследование образной символики суфийской литературы, позволяющее наиболее полно воссоздать реальную картину духовной жизни средневекового общества, ее связь с высшей Субстанцией.
Степень изученности темы. Первые сведения о Шабистари и его поэме «Гулшан-и роз» встречаются в «Нафахат ул-унс» («Дуновение святых») Абдаррахмана Джами, «Хабиб ус-сияр» («Жизнеописание друзей») Гиясаддина Хондемира, «Тазкират уш-шуЛара» («Антология поэтов») Давлатшаха
Самарканди и других авторов средневековых литературных и исторических источников. Общие заметки о Шабистари имеются в энциклопедиях, учебниках по истории персидской литературы и хрестоматиях. В свое время Е.Э.Бертельс, относя «Гулшан-и роз» Шабистари к литературе теоретического суфизма, указывал на необходимость ее дальнейшего изучения (84:447). Ряд современных иранских, пакистанских и таджикских авторов, которые подготовили к печати эту поэму или же написали к ней комментарии, в предисловиях своих изданий приводят краткие биографические сообщения о Шабистари и о некоторых особенностях его поэмы. Однако все они в основном повторяют друг друга. Кейван Самии в своем предисловии к современному изданию «Мафотих ул-эджоз» Лахиджи (комментарии к «Гулшан-и роз» /1958 г./ (65); пакистанский ученый Мухаммадбашир Анвар в предисловии к критическому изданию «Гулшан-и роз», опубликованную в 1975 году (109); Джавод Нурбахш в предисловии собственных комментариев к данной поэме, изданной в 1975 году (34); Мухаммадризо Барзгар Холики и Иффат Карбоси в предисловии своих комментариев к данной поэме, изданной в 1995 году (64), и в ряде других работ, посвященным Шабистари, его творчеству и особенно поэме «Гулшан-и роз», не выходят за рамки известных сведений.
В Таджикистане в годы Советской власти изучение творчество Махмуда Шабистари совсем игнорировалось. Х.Мирзозаде в «Истории таджикской литературы» (XШ-XIV века) даже не упоминает имя Шабистари (93). В первой части академического издания «История персидско-таджикской литературы в XII-XIV веках», где дается обзор литературной жизни XIII - начала XIV веков и перечисляются созданные в данном историческом отрезке времени поэмы, «Гулшан-и роз» упоминается поверхностно (85:277). Только после приобретения независимости Таджикистана впервые на кириллице Ш.Таджибаевым был издан полный текст «Гулшан-и роз» с глоссарием и словарем труднодоступных слов (2). В предисловии данного издания подчеркивается важность дальнейшего изучения данной поэмы (97:13). Другой литературовед А.Абдусатторов также издал эту поэму Шабистари (3). Но, к
сожалению, до недавного времени в Таджикистане конкретного целенаправленного исследования об этой поэме не проводилось. Лишь в 2015 году таджикский литературовед Шодимухаммад Суфизода с обширными толкованиями понятий и терминов, использованных поэтом в данной поэме, заново издал полный текст поэмы и в своем предисловии поместил результаты собственного исследования в обобщенном виде (96). По данной теме со стороны некоторых иранских ученых опубликованы отдельные статьи. Например, Таджлил Джалил в 1983 году напечатал статью под названием «Сверкание цветника», где сделана попытка проанализировать данную поэму лишь с точки зрения содержания (118). Другой иранский ученый Хикмат Насруллох в 2006 году опубликовал отдельную книгу под названием «Метафизические раздумья в "Гулшан-и роз"», которую посвятил философскому изучению теории познания Шабистари (125). Затем в 2009 г. появилась статья Фазилата Махмуда - «Некоторые соображения по поводу понятия бытия в "Гулшан-и роз"» (171), где автор философски анализирует учение Шабистари о бытии. А в 2006 г. Халил Курбани опубликовал статью «Формальные украшения в "Гулшан-и роз"» (174), где автор пытается в общих чертах исследовать поэтическую манеру стихосложения Шабистари.
Большую научную ценность для исследования поэмы «Гулшан-и роз» представляет работа американского ученого-востоковеда Леонарда Льюисона под названием «По ту сторону веры и ереси Шейха Махмуда Шабистари», изданная в Тегеране в 2000 г. в переводе Мадждаддина Кейвана (180). Автор данной книги особое внимание уделяет анализу мистических чаяний Шабистари. Данная работа создает твёрдую почву для дальнейшего исследования указанного произведения в Иране и в других центрах востоковедения.
Ценные мысли и сведения, относящиеся к Махмуду Шабистари и его поэме, встречаются в работах иранских исследователей Абдулхусайна Зарринкуба, Таки Пурномдориёна, Насруллоха Пурджаводи, Махмуда Футухи, Самада Муваххида, Махдия Содота Мустакими и других. А в 2009 году
русский философ А.А.Лукашев в Москве защитил кандидатскую диссертацию на тему «Философские взгляды Махмуда Шабистари», где делается основной акцент на мистико-философские воззрения Шабистари, а особенно учению о бытии (91).
Как выясняется из вышеизложенного краткого экскурса в историю изучения избранной нами темы, несмотря на существование отмеченных работ, творчество Махмуда Шабистари и его поэма до сей поры не стали предметом специального монографического литературоведческого исследования.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является монографическое исследование жизни и творческой деятельности Шейха Махмуда Шабистари, изучение идейно-художественных особенностей его поэмы «Гулшан-и роз» и определение ее места в истории развития персидско-таджикской литературы.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
-воссоздать научную биографию Махмуда Шабистари;
-определить творческое наследие поэта и устранить все доныне существующие догадки и ошибочные версии относительно данного вопроса;
-определить структуру и идейное содержание поэмы «Гулшан-и роз» Шабистари;
-выявить суфийское воззрение и мировосприятие Шабистари на основании поэмы «Гулшан-и роз»;
-раскрыть художественные особенности исследуемой поэмы на фоне определения образных символов, художественных фигур, а также цитированных коранических аятов и употребленных хадисов пророка Мухаммада;
-проанализировать существующие средневековые и современные комментарии к «Гулшан-и роз» и оценить их значение;
-определить преемственность суфийских идей в исследуемой поэме, а также показать её влияние на творчество последующих поэтов.
-выявить влияние «Гулшан-и роз» Шабистари на творчество последующих поэтов.
Объектом данного исследования является персидско-таджикская суфийская литература X - XV веков.
Предметом исследования является поэма «Гулшан-и роз» известного персидско-таджикского поэта-суфия XIII века Шейха Махмуда Шабистари и существующие комментарии к ней.
Источники исследования. Основным базовым источником исследования послужили более 70 литературных источников, в том числе три критических издания «Гулшан-и роз» Махмуда Шабистари; основные ранние средневековые комментарии к ней таких авторов, как Мухаммад Лахиджи, Али Турка Исфагани, Низамаддин Мухсини, Бобо Ниматуллах Нахичевани и Аллах Ардабили. К тому же настоящее исследование опирается на материалы различных трактатов, тазкире, диваны поэтов, словарей и т.д. В настоящей работе, где приведены образцы из «Гулшан-и роз», мы опираемся на собственное издание упрощенных комментариев данного памятника под названием «Хадис-и бе кам-у беши» («Повествование без малого и лишнего»), где не упущен ни один бейт (190).
Теоретической и методологической основами исследования являются достижения отечественного и зарубежного литературоведения и востоковедения, фундаментальные работы А.Никольсона, Д.С.Лихачева, Е.Э.Бертельса, Н.И.Пригариной, А.Зарринкуба, К.Кокои, М.Ш.Кадкани, М.Футухи, Л.Левисона, Х.Шарипова и др.
Методы исследования основаны на комплексном историко-филологическом подходе, предполагающем соединение традиционного описания филологического анализа текста и сравнительно-исторического принципа изучения явлений литературы. Использование указанных методов исследования позволяют установить общие закономерности литературного развития, выявить художественную специфику произведения литературы. В данной работе также использованы методы литературной герменевтики и
феноменологии, посредством которых обнаруживается оригинальность произведения.
Новизна исследования. В диссертации впервые в монографическом плане исследованы жизненная среда, биография, творческая деятельность поэта-суфия XШ-XIV веков Шейха Махмуда Шабистари. В работе также впервые затрагиваются вопросы атрибуции некоторых произведений исследуемого автора, рассматривается ряд дошедших до ныне комментариев к «Гулшан-и роз», анализируются идейно-художественные и стилистические особенности данной поэмы, убедительно доказываются ее эстетические и познавательные ценности. Определяются также роль и место исследуемого произведения Шабистари в истории развития персидско-таджикской классической литературы. Диссертация изобилует новыми фактами, рассуждениями, научным анализом и выводами. Представлены новые взгляды и концепции в определении художественного достоинства поэмы «Гулшан-и роз» и особенностей индивидуального стиля стихосложения Шабистари.
Научно-теоретическое значение диссертации заключается в том, что полученные научные результаты восполнят теоретическую базу современного литературоведения при анализе поэтических текстов суфийского содержания и в дальнейшем позволят провести более пространное исследование вопросов персидско-таджикских суфийских поэм, в частности, и суфийской литературы, в целом.
Практическое значение работы. Материал, содержащийся в диссертации, может быть использован в процессе изучения истории персидско-таджикской литературы и, особенно, этапов развития суфийской литературы. На основе материалов данного исследования на филологических факультетах высших учебных заведений республики, в целях углубленного изучения истории развития суфизма, можно вести специальные курсы и семинары, посвященные жизни и творчеству Махмуда Шабистари, а также традициям создания суфийских поэм на фарси.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Вследствие прочной доказательной базы и вновь обнаруженных доводов выдвигается новая истинная версия биографии Махмуда Шабистари и таким образом, подправляются некоторые важные доныне неправильно воспринятые моменты жизни автора поэмы «Гулшан-и роз».
2. Устанавливается творческое наследие Шабистари, как и стихотворные его произведения, так и прозаические трактаты, а также разрешаются проблемы их атрибуции. А сама поэма «Гулшан-и роз» в идейном отношении в истории персидско-таджикской суфийской литературы оценивается как новое феноменальное художественно-эстетическое явление.
3. В последуюшем в подражание «Гулшан-и роз» создаются многочисленные поэмы (назиры), а также составлются разнообразные средневековые и современные комментарии к ней, что говорит о великолепном художественном шедевре и колоритности содержания данной поэмы.
4. Выясняется стиль изложения поэта в «Гулшан-и роз», особенно, в ее последних двустах бейтах, изощренность языка и обильное употребление художественных фигур, цитирование коранических стихов и изречений (хадисов) Пророка ислама.
5. Заметное место «Гулшан-и роз» в истории персидско-таджикской литературы воспринимается еще тем, что она в последующем стала самой цитируемой поэмой и самой поучительной книгой в области познания суфийских вопросов.
Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждено на заседании кафедры истории таджикской литературы Таджикского национального университета (Протокол № 15 от 8 - мая 2018 года) и рекомендовано к защите. По теме диссертации опубликованы одна книга и 3 статьи, которые указаны в конце автореферата. Автор неоднократно выступал с докладами на ежегодных научных конференциях Таджикского национального университета (2011-2013), на научных конференциях Тегеранского университета (2013-2015).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
12
ГЛАВА I.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАХМУДА ШАБИСТАРИ
1.1 Биография Махмуда Шабистари
Короткий промежуток жизни Махмуда Шабистари и его величие, как
непревзойденного шейха суфизма своего времени, а также существующие социальные неурядицы вынудили исследователей при описании биографии поэта прибегнуть к предположениям и догадкам, нежели поистине научным фактам. К тому же стиль изложения подавляющего большинства ученых, написавших о жизни Шабистари, имеют схожий характер и направление, что в свою очередь свидетельствует о наличии немалых неопределенностей и невнятностей по этому вопросу. В настоящей диссертации автор приложил все усилия для того, чтобы на основе тщательного изучения литературных и исторических первоисточников, а также анализа творческого наследия самого поэта, восстановить основные вехи биографии Махмуда Шабистари.
Одним из важных вопросов, относительно биографии Шабистари, является уточнение даты рождения и смерти поэта. На надгробном камне Махмуда Шабистари высечены даты 687-720 гг. лунной хиджры (1288-1321н.э.), как дата его рождения и смерти, что свидетельствует о том, что он прожил всего лишь 33 года. Однако, на этот счет имеется и другое обстоятельство, указывающее на факты, относительно которых сложно и невозможно определить точное время рождения и смерти поэта, и только при сопоставлении исторических фактов, близких к моменту его смерти, становится возможным рассеять некоторые сомнения. Между тем, существующие обстоятельства можно констатировать следующим образом:
1. Автор книги «Раузат ал-джинан ва джаннат ал-джанан» во второй главе книги, отмечает, что Мавлана Бахааддин являлся духовным наставником Шабистари, и что они вместе совершили паломничество в Мекку. Далее говорится, что Шейх Махмуд завещал похоронить свои останки у подножья
могилы Бахааддина (62,т.2:91-92). И так как дата смерти Шейха Бахааддина на его надгробном камне приходится на 737/1337г., следовательно, по предположениям дата смерти Шабистари может быть несколькими годами позже смерти Шейха Бахааддина.
2. В другой части этой же книги говорится, что Махмуд Шабистари и Баба Эби Шабистари были близкими друзьями. Существует повествование самого Шабистари, относительно того, что когда Баба Эби Шабистари находился при смерти, Шейх Махмуд Шабистари навестил его. Проведав своего друга, лежащего на смертном одре Шейх Махмуд вышел из его дома и закрывая двери, проговаривал, что вскоре их путь сойдется в том мире и они опять будут вместе. Баба Эби Шабистари скончался или в том же самом месяце или в том же году [62, т.2: 92].
Учитывая то обстоятельство, что дата смерти Баба Эби приходится на 17 раби ул-авваль 740/1340 г., следовательно, и дату смерти Шейха Шабистари следует признать приблизительно данному времени.
3. Самад Моваххид, цитируя отрывок из книги «Арафат ал-'ашикин» пишет: «Большинство биографов относят дату смерти Шабистари к 720 году лунной хиджры /1321/, а протяженность его жизни к 33 годам. Согласно сказанному, дата рождения Шабистари приходится приблизительно к 687 году лунной хиджры /1288/, в период правления монгольского правителя Аргун-хана (683-690) /1285-1291/ [203:15].
4. В Книге «Сафинаи Табриз» («Хроника Тебриза») приводится документальный и достоверный рассказ о Шабистари. Вслед за его именем написано ^ ^Ы» в значении «Да продлит Аллах его дни» (11:108). Данный рассказ датируется 725 годом лунной хиджры /1325/. Это свидетельствует о том, что Шабистари был жив в период данного времени.
5. Однако, подавляющее большинство биографов солидарны в вопросе даты кончины Шабистари и, по их предположениям, он скончался между 718 и 720 годами лунной хиджры /1319-1321/.
Забихуллах Сафо в книге «История персидской литературы», ссылаясь на существующие противоречия относительно даты смерти поэта, между 718, 719 и 720 годами хиджры, утверждает дату 720/1321 г. Исходя из этого, дату рождения поэта, считает он, следует признать 687 годом хиджры /1288/ [156: 128].
В дополнение к вышеприведённым разногласиям историков относительно даты рождения и смерти поэта, а также реставрации надгробных камней могилы Шабистари и его наставника Бахааддина еще больше увеличивают существующую путаницу. Основные надгробные камни Шабистари и его наставника были установлены на рубеже XIII века. В эпоху Мухаммад Шаха Каджара, визирь шаха Хаджа Мирза Агаси был уполномочен обновить надгробные камни этих двух выдающихся личностей, в результате чего на их могилах почерком наста'лика были расписаны даты их кончины. В 1876 г. по приказу Мирза Хасан-хана Сипахсалара в провинции Азербайджан его уполномоченный представитель занялся реставрацией надгробных камней Шабистари и Баха ад-дина.
В 1267/1846 г. надгробные камни Шейха Махмуда и его учителя были заменены новыми. В 1310 и 1340/1889 и 1919 гг. надгробные камни были повторно отреставрированы.
Учитывая то, что при каждой реставрации и установлении нового камня могли меняться надписи и их содержание, соответственно, становится сложным на основе высеченных дат определить точное время их рождения и смерти. Учитывая существующие разногласия среди историков и исследователей, а также вероятность изменения дат рождения и смерти, высеченных надписей на неоднократно отреставрированных и замененных надгробных камнях, можно только догадываться о дате рождения - приблизительно 690 год лунной хиджры /1291/ и ухода из жизни - 740 год лунной хиджры /1340/ Шейха Махмуда Шабистари. В подтверждение указанных дат можно привести следующие доводы:
Резакулихан Хидоят в книге «Маджма' аль-фусаха» («Собрание красноречивых мужей») пишет: «Шабистари был известным ученым и духовным предводителем своей эпохи, в период правления Олджейту (703-714 /1304-1315 гг.) и Абусаидхана (716-736/1317-1336 гг.), он имел неимоверное число последователей как из числа знати, так из простонародья» [79: 59].
В книге «Оташкада-и Озар» («Алтарь огня») Лутфалибека Озара по этому поводу говорится следующее: «Он родился в эпоху Гайхату (690 - 694 /12911295.)» [13: 138].
Сам Шабистари в своем «Саадат-наме» («Книга о счастье») считает себя человеком преклонного возраста: .(41:169)
Изучай науки, религию и держи путь сунны,
Прими наставления у меня, много прожившего на этом свете!
Таким образом, дату смерти Шейха Махмуда Шабистари можно признать в пределе 740/1339-1340 г.
Наиболее полным именем поэта является Шейх Са'даддин Махмуд ибн Абдулкарим ибн Йахя Шабистари. Псевдоним, т.е. «Шабистари», взято от названия малой родины поэта (селение Шабистар), расположенное недалеко от г. Тебриза, относительно чего ни у кого нет никаких сомнений.
В книгах «Сафинаи Табриз» и «Равзат ал-джинан», слово «Са'д ад-дин» указан как религиозный титул поэта (14:108; 62:т.2:91 ). А Мухаммад Лохиджи в книге «Мафатих ал-иджаз фи шархи «Гулшан-и роз» («Ключи от чудесного в толковании «Цветника тайн») указывает одновременно на два прозвища поэта -«Са'даддин» и «Наджмаддин» (64: 2,10,20).
Учитывая нижеследующие бейты, приведенные в самом начале книги «Саадат-наме» Шабистари, его отца звали Каримом:
4) 5 ¿3)
.^31 ¿Ь 4) 4) ^
.(41:153) ¿1) ^л! I) з1 ^^ ¿1) 0)1 л)
Был и будет его участь счастливым, Изначально благословенный и впредь прославляемый. О, те, которые взглянут на эту книгу Добрыми пожеланиями поминайте меня. Да благословит Творец сына Карима [отца Шабистари], Чтобы он был до судного дня с достойными людьми. Относительно слова «Шейх» присоединенного к началу имени Шабистари в качестве почетного титула следует отметить, что словом шейх в средние века, в особенности между XI и XVI столетиями называли всех великих мужей, посвятивших себя науке и знаниям. Слово шейх относительно мусульманского суфизма означало и то, что данный суфий был наставником других путников и имел хонака, т.е. школу.
Данное слово также применено Шабистари в «Саадат-наме»: .(41.231) ¿-^л^ Ь ¿¿^ сХл^) ¿-^л Си^О^-л у
Как-то раз проходил великий шейх, Великодушный учитель и уверенный в себе. Основным доказательством того, что Шабистари считался по праву и обоснованно шейхом, т.е. предводителем мистической школы, является то, что у него была собственная хонака - суфийская обитель и медресе, а также наличие большого количества его учеников и последователей. Слово шейх в эпоху Шабистари являлось также синонимом к слову учитель и духовный наставник, о чем свидетельствует нижеследующий бейт поэта из «Саадат-наме» поэта:
.(41:168) ¿-^ ^¿Ь ¿¿Л л| ¿л 5 ^^
Мой шейх и духовный учитель Аминаддин Право дал бы такие ответы. Призванием «Шейх» Шабистари также был удостоен исходя из своей миссии духовного предводителя в городе Тебриз, наставляющего своих последователей на путь Истины. Однако, самым важным источником и
свидетельством тому, что Шабистари являлся воистину шейхом своего времени, служат отчетливые бейты из «Гулшан-и роз». До тех пор, пока человек не постигнет более высокой духовной степени, он не сможет наставлять на правильный путь своими весомыми и глубокими знаниями своих последователей и аудиторию в целом. Очевидно, до ответа на вопросы Амир Хусейни Херави, одного из известных шейхов Герата, Шабистари был признанным шейхом, к которому обращались ученые, мистики, и суфии его времени, и, как мы видим из «Гулшан-и роз» он занимал титул духовного лица достойного подражания, чьи ответы рассеивали все сомнения его последователей:
.(190:49)у.У>1) 41^5* уЛ ¿¿о ии—■^л
На том собрании присутствовали все достойные люди
Каждый к этому дервишу обратил взор.
В кругу старейшин и ученых-мистиков именно Шейх Махмуд Шабистари единогласно избирался в качестве кандидата, способного ответить на все вопросы Амира Хусейни Херави, так как каждый был уверен в компетентности и в проницательности Шабистари:
.(190:50) ^ ^оо! ^ 50
Я ответил ему: «Какой в том прок, если об этих вопросах
Я неоднократно писал в своих трактатах?
В данном бейте, задающиеся вопросы и ответы свидетельствуют о том, что Шабистари и раньше неоднократно в своих трактатах и произведениях, касался изложенных вопросов, следовательно, повторные ответы на вопросы отнюдь не составляют для него труда:
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Формирование и эволюция художественного образа Хатама в персидско-таджикской литературе (классический период)2019 год, кандидат наук Давлатзода Насимджон Давлат
Носир Бухори и развитие газели в XIV веке2010 год, доктор филологических наук Исрофилов, Шарифмурод Рахимович
Педагогические и дидактические идеи суфизма: Социальные и идейные истоки формирования и развития2002 год, доктор педагогических наук Кодиров Каримджон
Суфийские художественные традиции в кумыкской литературе и творчество Абдуррахмана из Какашуры2002 год, кандидат филологических наук Акамов, Абусульян Татарханович
Татарская религиозно-суфийская литература XIX века: художественное воплощение этико-эстетических особенностей2022 год, доктор наук Хасавнех Алсу Ахмадулловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мохаммадибагмоллаи Мохаммадказем Карим, 2019 год
БИБЛИОГРАФИЯ I.
1. Марогай, Авхадй. Ч,оми Ч,ам. Бо кушиши АДасанов. - Хучанд: Наргис, 1994. - 265 сах.
2. Шабистарй, Шайх Махмуд. Гулшани роз. Бо кушиши Ш.Точибоев. - Хучанд, 2001. - 113 сах.
3. Шабистарй, Шайх Махмуд. Гулшани роз. Бо кушиши А.Абдусаттор. - Душанбе: Сино, 2015.
4. Шабистарй. Шайх Махмуд. Гулшани роз. Мукаддима, тасхех ва шарху тавзехот аз Ш.Суфизода. - Душанбе: Дониш, 2015. - 284 сах.
yl—e '(J3_« oIjl^uI ^J^-J —.(з^з^- jil*! з axjax з Ал^ji 'Ai^x ol>-3is .^¿лЛ (¿Л« ^^ '(J^ 0JI .5
350 —.О-^А з з '1388 ^Це (J3I yl—e 'j^j »Ijl—'•^I oIj—^ —.(JI*—— l—jlj J—j—-5b '(¿3&I („А cu^-jb .0jjJI '(j-^ 0JI .6
187 —.1386
oljoJ——.^^ixbIj Ллхх J— ji5b ^^лхл 'oL®j^ з .0JJ^I '(JJ^ 0 .7
206 —/1385
J_5jx oJ—tyi — ( —ljj5 з (Jl>- j^jjj OLAIIAJ з ^iX^i з AXJAX 'jIj 0^1^ ^j-^ '(l^J^jI .8
541 —.1376 ^I —le
з AJ .(—jls oLjj jb (ilijc (bbLj L ^LaJVI LJut5 ( ^^j .o^^*^ 0JjJI ^J-^ '(^j^i (iJI 9
135 —.1362 '^^I yle '(J3X oIj^uI oIj-tyJ —.(ЗJ-A J-jlx ^-^з^ 1472 —.^ьЫ^л 2009 '^i, yle '^¿I oIjl^iiI yli5) J^jI .10
0_мЛх Ju— JiA^J з ^i^^J з AxJAx lj .0^9jl*JI з ols( 0j5jj .Лл-Л^ O.jJI (¿i '(jll^J (J^I . 11
1344 —.1388 'JзI yle 'jibl—I oIjl^ijI oIj^i —.рз^ ji^* '(ji^ 5 (bLIj^j 1327'О—oIjl^uI ^J^-J (^з^" з a^^jJ .((xl>- li (j*— jI) oIjjI (jbI ¿¿jli .¿j^b 'Оз^ .12
669 1948
JIIAJ з з lj .^з^ jJb- '(jl>- 3 'jOl ( OJ^^JI .ol^l^l oJ (jbl AJ '3^1^) (JJSIJ .13
. 1354
„j ^ЗJ jI (—yl—e '^J^ 721—3 О—jllT ¿Jjli .jjj-^i (^Alii— .Ьз*„л 0J ЛлЛл ' 734 з о^А з —.1381 '1081 oj^^ AJ j^j jx —.(лЫ—I (Ij3^ ^^l^x
íoL^-dc öljL^lil ¿J^J ^LAIAI 4J Í^JL^A ¿J ¿llJ АоЛлл LJ oL.lT Í^^JJ—J .15
918 -.1370 Í^J yL>
.^P 317 -.1370 'f3¿ yL>" j^i ¿IJ^J -/^■^J.C J^j jlT¿ 4J .¿IJ^ .^LA Í^^JJ—J .16 ^41—^ÍIJ¿3 .(ILAU.*O ÍLA АлЬз ÍLA ^^cbj ÍLA ÍLA ^.^JJ ÍLA ÍLA £>Л..З) ^^l^ JolT óJ¿¿ .¿-^^JJIJ-C .17
955 -.1341
öJ-^j -.j5_í L^J—^jJ ^J^-o O^j.í 3 АлЛйл 3 Aj .^JaJI ¿.л ^Vl ôL^âj С LjVjo í^oL>- .18
679 -.1375 J3I yL> ÍJ.—T
J5j2_¡I 3 J—ЛС ОЬ-Л^ЯЛ 3 ¿lj ^ .э1 ¿L^^l ^Й-^—. JjL_«ij 3 óLi_~>jL^j .¿L^JJIJ^C ¿¿J—í^ob- .19
506 -/^Lo 1879 ÍJ3I yL> íy^
.20
240- .1390 yL>
Í^3¿ yL^- ÍJ-S^_L-i öljL^lil -.^AL^OJ^- ¿¿jJI IL^J .JLÄ^I ÓIJJ¿ .ЛЛЛЛ ¿JJJI Í^SL>- .21
681 -.1375
480 - .1375
.22
4 Í^JI_ЛА ¿¿JLJI A_ojio L— .J—^J ¿Ijil jl—^l J-¿-~JI ¿JjJI |»LAA ¿J ¿JjJI ii>l¿¿ íJUIJ^- .23
759 - .1333 Í^L^ ÖIJLAUI ¿IJ-^J — .^з-» Jl^ -.^jl^
LiVjo .24
400 - .1377 J3I yb- Í^L^JI öljL^iil — ölj^nil — ^JJI о—¿.^^ ^LAIAI 3 ^л^) LJ .¿1ДЛ)1 ^Jl 1Л-ЛЛ ¿Л ¿L*JI ¿L^>JO .¿JJJI í^jlj .25
312 - .1363
ÍJ3I Í^-^ J—¿J :ÔIJ_^ — ^JL-C 3¿3JÍ jlT¿ .jlj ¿^ly ^J^Í .^.AIJJI .26
671 - .1386
¿IJ—— ^jk^-o jiT¿ ¿.Jl JbJ3i¿j 3 .^з-.iJI ^э ^ЛИ! .J.J3JI .27
512 - 1382 ÍJ3I yl^ ölj^^iil
- .1387
.28
621 .-1382'JJI yLe 'j—bL^l ölj^njl :¿lj^J —¿jljj bjljbl ^.Ä^J j ^Loial Aj ..IJÄ^JI ûj5jj .ûl^iJjb '^Aifj^.— .29
öljL^ijl :¿lj_^j — .(^.——Sj) ^.—зjJl^^j-c- ^LoA Aj .^jj— j 'jl^ jL*^»l <Jxl5 ¿l^jb .AJJAJI ^Ы— '^jLi^—> .30
515 — .1364 'JJI vie '¿IJJI ¿lo^jix J ¿IÄJ^X
880 —.1336
'j—-^j-xl öljL^lJ :¿lj^J .IÄ^X JAI^ÍX ^£^5 Aj .jl*^>l ¿l^jb .^bl ÜJ bjAÄx JÄOJI^JI '^¿l^—
.31
öljl^iJ ¿Ij—^j —— j <?*>■ л.—— j—.5b jl j ^^o-^-jj .jlj^Vl .^.äj ü¿aji vl^"^ ¿—^ .32
419 + ö^A J ÜIÄ^J '1383 '^IÄA vie '¿Ij-tyJ ûls^Jlb
— .1386
'fjb yl—?" 'jljj öljLüjl :¿lj^J — .^SJL?- j-fjjj lijJAÄx j.5b A .jlj .bjoÄx ¿—à '^jl^^^j
.33
818
û1—äjl^- öljLüjl :¿lj^J — .^Àjj^j bl^- jl5b öLa—bj J ^ál^- J АлЛйх j ^-ä^j lj .jlj й-™^ .b^oÄx ¿—'^jl^á
.34
109 — .1355 Jjl vie '^1Jl Oo*
ö Ijl_üj| :¿lj—^j — .Л—s-jx Лл^ j—l5b —olAl Aj ôLâ-^^j j ^-ä^j j АлЛйх Lj .jlj Ü^JlS" .b^oÄx
.35
171 — .1368 'JJI vle AjlÁjll5 vL_>- j-^-5 ^J-Äj öljl^Ijl : ¿Ij^J — .^JoÄX öIä—^^J J ^-Ä^J 'АлЛЛХ lj .jlj .b^OÄX .36
137 — .1386 'Jjl
vLe '^j^e^^x j Lx öljl^ijl :¿lj^j Ü^ÄX ji5b J AALÄX лл>-1 ^LOIAI A .jlj й-^-15 .b^oÄx .37
..^ 186 — .Jjl
94 — .1388 'JJI vle 'J-¿ öljl^ijl ^jl^oA lj ^Ы^ öljl^ijl :¿lj^j — .jlj й^15* .Ь^ОЛХ .38
'Jjl v^e 'й_'jj öljl—¿Lltl :¿lj_^J ^Aoäx Лл^1 jl5b АхЛ^х Lj .jlj ^^Ilx .b^oÄx .39
119 — /1382
v^e '^j3_^^ öljL^ljl :¿lj_^j Лл^ jl5b öLä-^^^j ä^j j АхЛ^х. Lj .jlj .b^oÄx .40
184 — .1390
L_j .(ü—3jl*Jl ^"Ijx — й--äÄäoJI öljx — й—Jl 3"^" — Axlj öbl*—j — jlj jlj! ^A-^aäx .b^oÄx ¿—^ .41
.^p 420 —.1371 '^jb vle Ajl^jll5 öljl^ljl :¿lj^j — .Л^зх jl5b ^Lolal Aj öIä—j ^-ä^j ^Лйх
öljl^ljl :¿lj^ — .ûblj L^>j j^b (—I*! j .¿--JLJl Vj A3j*x ^з й-Jl .b^oÄx ¿-^ '^jl^^
.42
164 — .1387
- .1344 ío,SI OTJ^ öljL^lil oIj^J ji^ ^1СЛЛЛЛ Л.^ AJ .¿JIÄÄJIJJ-T .¿3ЛЛЛ '(jl,—.43
213
_^ j¿ ¿JLjj АСЗЛ^Л) ^jlSjC (LA ö^l^ .¿ШЛЛ^Л ^L^lT 3 ¿¿jJIJ^S ^BIJC 3 Лл^л IJVJO Í^,—LS .44
107 - .1363 J3I yL> 'АлЫэ jji CíljL^lil OJ^! — .(¿LSJC ^iSLo yL^- '¿IJ^^J olSL^ib öljL^lil OJ^! — (.^jJo .Jjl^j (AC-ЗЛ^Л .¿jjJI.45
136 - /1390 Í^3¿
Í^_¿31^ öljL^lil ¿Ij^J — ¿3j¿ '^^.ÂJ J*^ AoJ^ïo LJ ..jl*^>l ól3¿¿ .¿¿JJIj-^э Í^SIJC .46
448 - .1370
126 - .1384 yl>- í^Jjo öljL^lil ¿Ij-^J— (J^J^ ЛлЛл ^¿Л.! AoJ^ïo Lj .öIaaJ .¿jjJIj^S .47 öj—^j .(j^j^—w ^^j j_lT¿ A.—.¿л! 3 ^¿Л—. .(J—3 .лллл ¿JjJI ljvjo j jl.C .48
440 -.1375 ÍJ3I yL> Í ^„L^LL АлЫс 0LS^J|¿ öljbiil
jl^c .49 358 - .L^
- Í(J_TJO öljl^lil oIj^J — .^¿3^3 О^-ЛлЛо AoJÏo LJ .U3VI ûjTjo .¿jjJI Jjj-Э Í(JJJI^.¿Í jl^c .50
.^301
- .1359 Í^>3_9 öljL^lil ¿IJ^J — .j_l¿j Û3_Л1А 3 AoJkïo 3 ^¿Л.! AJ .doli ^^Jl .¿¿J^JIjJj-S '(JJ)!^. jl^C .51
439
ÖJ—^J — ^ '"¿a* _w (^^Ллл 3 dljlïo 3 ^¿Л.! LJ .(öLJj.c 3 öl*.?JJ 3 Jjl.3) ól3¿¿ .¿JJJIJÜJ3 jlbc .52
555 - .1370 Í^^IJ yl>- (Ail^jliT öljl^iil ÍÓI^^AIC öljl^lil : óJ^J — .¿¿JAJÍ (Jj¿l^ J.^ jlT¿ 3 ôLï.l*j 3 ^¿Л.! LJ .AoljjIj.wI .(jjjl^.¿j jl^C .53
423 - .LJ!
ÔIJ—^J .(j._.J I^^^jЛлЛл jlT¿ jl IA O^iJ^S 3 ^oJkïo 0JV3 ^^Л.! ¿¿jlJ jw ^^Л^ Í^^^C .54
539 - .1385 ÍJ3I yl> íj.bLwl öljLüil
— ?" ¿.__AJ í^ojjlj^- ЛлЛл ¿jJkJIjj^o (АЛ^-JJ .¿jjJI ^^lc .ЛлЛл JJI í^JIj-¿ .55
816 - .1373 yl^ Í^^ÍAJ-S 3 öljL^iil
Í^_A¿ 3¿ ölj^llil — .fljl ^¿Л.! AJ .0»¿l*wj (l¿лíT .ЛлЛл ^^l í^^jb ^JIj-¿ .56
1011 - .1388
'^¿L—Uc ^Lcj.Ux ^A™—i|x :¿ljtyJ — .bl^j (_s¿l-5 ¿jaji jjj '(J4¿Jl j* J-^ioJl ^Aa^-jj) JljC öliljlcl .Jo>l '^Jlj¿ .57
104 — .1349
ûlx fol—™— ¿¿jl—J Aj .Л1А ¿¿Lix j ¿IaL— öVb- jb .ö—ji ¿¿jlj .(^bUjl—j| ûl" jAIA) Al"ji f—li Aoäx .58
'Ajbjf ^^..Ux j3jjl5 jb £-Slj ÄX ¿.-Ux jb ^ьы-х 1863 jo-— 22 lj (jLUx ^jäa 1281 AI— ^ihjl ¿—j
..^ 420 i^jb J 376 'Jjl лЬ- ^ 604 — .1381 'fjl^e vie '^bl^Jl öljlül f — .(Jjlâx AA^-JJ) ^l AÍO ^^Jl ^л^х .^JJ^JI ¿Iji .59 1384 — .^з-ÍAb ¿JlÄa ûL" Aa^-jJ .¿ll™5lj ^elj5 —jjaV vie .л—лх ¿lji .60
vie
'^j^x öljliljl :¿lj^j aaäx aa^jj j ^jlijC- ^lAji .JjljjjlA-C-
.61
161 — .1387
— jijui ¿LU_— j ö*^- ^x .|jb j jji л—i^ — 2 '¿liäji öli^- j ¿liäji öl^jj .j—.«■>■ Já3L> '^¿Ы.^Т .62
761 — /1344 'vli5 ji j Ao^jj olSij :¿lj^j 176 —.1378 'Jjl vl_> 'й—_i^iJ ljlb öljLül :fi —.J—1äj J—ûAjjjIbjÎ .j-if jlAjl .jjaji vl^"> cs-bjj '^Ii1f .63
J jfjjj l^j^OÄX öla—1*J J ^-Ä^J J АлЛЛХ lj .jlj jif CT" jlÄ—Vl ^-jLöX .aaäx ü¿aji jjA." '^Ä—A^ .64
818 — .1374 '|jb vle
'jljj ö|jLilj| :¿|j^j — .^",ljj5 '^Лл—— öljlül :¿lj_tyj — .^л—л-— ¿I3—5 Jxl5 АхЛйх lj .jlj j-i1f CT" 2-jläx .aaäx ¿—— '^Ä—A^
.65
804 — .1374 'fi— vle 344 — .1102 ' ^jökx ¿U — .jLäji ûljx ^ ûj5Aj .¿U- '^b^J .66 663 —.1376 '|jb v^ 'Jj—i-J öljLüjl :¿lj^j —.^ij—l Ло->-1 j—xl ^-ä^j j ^АлЛДх lj .¿l^jb .jjajia>-ji '^|a¿ijx .67
— 1362 '|jb vi—e
'j^—— Ajl^jjle :¿lj^j — .^iljj й-™äjia.c jl5b |la1al; .ûJûjf ¿¿jlj .^ijjjï .68
816
— .1381 '|jb vle öljliijl :¿lj^j .^ijaji—j^^ ^JlUJI^jl a— ^—jjj j .jl*"l ¿l^jb '^jj^x .69
..^ 278
'(j—.5 ¿l^jb) jj „.л" öl—15 .^.Älj aaäx
'jj.aji J^.^ ijvjx .70 333 — .1342 'jji vie '¿Ij^J ôlSijlb ölj^Lijl :¿lj-^j — .^^ía
.—5.} 1—А О—3 <15-1*" 3 2-Л." 3 А-оЛДл .^З^^л (^З"« .^л!) Олйл '¿¿лЛ .71
376 - .1384 '¿Л—.1 — -
_>1»- <1;1"_>1 — 3 лJзIJJ 2-л." 4 .^з^*« ^з^^л '¿¿лЛ ^3^31 .72
1231 - .1376
.73
556 - .1390
л.—— .^и—); ^41)15« 3 2-л. 4 <Ч*л1Л <А*^>1 ^Ал-л^ А) ^.5^1 л.5« .3.3— ^ .74
358 - ^ 'А^й^
3 4л>-." — .^ЧллЬ Лл^-1 1*" 3 А) .¿¿ЧллЛ 3.3*^0--— .75
340 - .1344 '^ы
. .О! ¿шйл Л-— ¿3-ДЛ" 3 3 А-лЛДл .1._*"Л ^ 0.5Л" .^15-1-С 'АЛ3 .76
2629 - .1383 '^3! '.-^1—1 <.«1^—
.77
697 - 1995) 1374 '150
- .1344 ^_— А) .¿-.0.1лА .78
631
486 -.1339 '_"1>1 Л.——.^Ц» - .1а.л А) .1л.о11 ^лй« сг^ 'Со1лА .79
игл ¿-с .80 523+192 'I" ^ - .^3^ 1^511 ¿-с .81 ..^ 165 - .1379 '^ц»
.82
471 - 1323
II.
83. Бертельс, Е.Э. История персидско-таджикской литературы/ Е.Э.Бертельс //Избранные труды. - М.:Наука,1960. -555 с.
84. Бертельс, Е.Э. Суфизм и суфийская литература / Е.Э.Бертельс // Избранные труды.-М.: Наука, 1965.- 524 с.
85. Бертелс, Е Э.,Усмонов М.Н., Х,одизода Р. ва диг. Адабиёти форсу точик дар асрхои XII-XIV. - ^исми якум. - Душанбе: Дониш, 1976. - 346 сах
86. Бидерман, Г. Энциклопедия символов / Ганс Бидерман. Пер. с нем. Общ.ред.и предисл. Свенцицкой И.С.- М.: Республика, 1996.- 335 с.
87. Брагинский, И.С. Из истории таджикской и персидской литератур / И.С. Брагинский - М.: Наука, 1972. - 323 с.
88. Жуковский В.А. Человек и познание у персидских мистиков / В.А.Жуковский. -СПб.: Типо-литография Б.М.Вольфа, 1895. - 32 с.
89. Инайят, Х. Х. Мистицизм звука / Хан Хазрат Инайят. - М.: Сфера, 1997. - 336 с.
90. Курбонмамадов, А. Эстетическая доктрина суфизма / А.Курбонмамадов - Душанбе: Дониш, 1987. - 108 с.
91. Лукашев, А.А. Философские взгляды Махмуда Шабистари (XIV в.) / А.А.Лукашев. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. кандид. философ. наук. - М., 2009. - 27 с.
92.Максудов, Б. Рузгор ва осори Камоли Хучандй / Б.Максудов. - Душанбе: Сино, 1994. -164 сах.
93. Мирзозода, Х. Таърихи адабиёти точик / Х.Мирзозода. Китоби 2. - Душанбе: Маориф, 1977. - 400 сах.
94. Мусульманкулов, Р. Персидско-таджикская классическая поэтика (X-XV вв.) / Р.Мусулйманкулов. - М.: Наука 1989. - 240 с.
95. Рипка, Ян. История персидско-таджикской литературы / Ян Рипка. Пер. с чешского, ред. и автор предисловия И.С.Брагинский. - М.: Прогресс, 1970. - 490 с.
96. Суфизода, Ш. Мукаддима // Шайх Махмуди Шабистарй. Гулшани роз. - Душанбе: Дониш, 2015. - Сах. 3-72.
97. Точибоев, Ш. Дарёи хастй ва чавохири дил // Шайх Махмуди Шабистарй. Гулшани роз. - Хучанд, 2001. - Сах. 7-17.
98. Тримингэм, Дж.С. Суфийские ордены в исламе / Дж.С.Тримингэм. Пер. С англ. А.А. Ставиской. - М.: Наука, 1989. - 328 с.
99. Шарифов, Х. Балогат ва суханварй / Х.Шарифов. - Душанбе: Ирфон, 2002. - 278 сах.
100. Шарифов, Х. Назарияи наср / Х.Шарифов - Душанбе, 2004. - 319 сах.
'c^I y^e 'oL& oIjl^^uI oIj^i — .(jl^i—jI Ji^-^ .(«^—I olsj^ jb (tyJI .o..лWiJ '.^XIAIJJ! .101
240 — .1388
192 — .1379 '^I yle j^J — .¿j&l— ( Ал^-jj .йл>з .jWl^i ^JV З jblj 'oVbjI .102
140 - .1388 Í^I yl^ í(J^^AA oIj^Liil ólj^j — .J¿ .ÛJS^J JJ ¿I—-¿-LJ IjAj 3 Uj ¿3ЛЛ0 íjLjjii—j| .103 400 - .1373 ÍJ3I yl^ íj^l—l olj^tiil oIJ-^J — .(j3)l^¿i jl^c J*. j¿ 0JI3J 3 joj ^l^J .l^j íú¿lj <-3J^ÍI .104
— .jl¿ _¿j ^_'(¿ITlo) ^¿lïj ЛлЛо Aa?jJ 3 ^.Ij» .JjJ? jlj .ЛлЛл (jjAV í^_Jl—31 .105
208 -.1379
3 ^j—a1c öljl_¿lil öTj_. :ólj_^j — .(......-.¿i ¿3—лЛл ¿¿—. (J¿ ¿Lj) jlj ¿-¿У .¿-JjJI ^Ло í(I А^лЭ ^^Jl .106
176 - .1377 ÍJ3I yb- í^S^ji 120 - .1376 ÍJ3I yL> ÍOÍ*J ôIjL^iil :ÔIJ-^J — .^o^—l ¿ISJC 3 AÍ.1S J¿ ¿з?з ÜJ>3 .¿„»л.— '¿¿öl .107 515 -.1383 ÍJ3I yL_>
' ¿ol .107
:¿L—)I ^^_—I — .((j_l_.....—.о ¿зллл ¿ISjC 3 Jjlïc j¿ A*Jl^o 3 (¿lïlil ^¿л.!) jlj ¿_¿ly Лллл '(jAjj! jjJI .109
.^285 - .1386 ÍÓII„TLJ 3 ¿Ij-jl jlS jTjo
ÍJ3I yl—> '¿я_— öljl_¿lil :ôIj_^j — ^¿aV jlj ¿—¿ly ( ajjj-? ¿-~ly .Oic (_s—>LjjT 3 íj-?jj-; .110
284 - .1374
yl>- öIj^Llil ¿J^j — .jJjI yüÄj jlT¿ ( Aa>j.J .^3.! ¿¿¿I j) (j0j¿ .(¿¿jJIjc (AJjI) (^3!.! iöl^Tj3j .111
166 - .1389 Íf3¿
alS_¿il¿ f'lc 3 C»Lj¿I újS¿j|¿ dl^o .^jjC ¿jl jl (. 3 ^oL? 3 ^э|jC (jjAj.AäjJ> íO.j—j ^"Lj .112
.396-381 сАл!^ - .171 ÚJLA. - .1379 ót„j '¿l^ 499 -.1380 ÍJ3I yl_> Í^AIS_¿il¿ J¿J jTjo öIjLüil ÔJ^J —.(IAJÏJ 3 LA AJLÏO) ¿LSJC 3 ¿jlj-. .^JIJ. Í(¿l3?j3í .113
330 - .1387 ÍJ3I yL> ídolJjLT
J"i :óIj^J — ( 0¿L) .^Ij. Í(¿l3?j3í .114 öJ—^j — .(5) il¿ j_¿J (l—A А—Нал oj^jjíjj —jls ^jLSjC j*. ajLjj¿ ^jjLa dJlio) ól? (3) Í(¿l3?j3í .115
298 — .1372 '_з| yl^ Í^ALS¿JI¿ J¿J jTj.o oIjL^iil 1142 - .1385 ÍJ3I yl>- Í^^OJA öljlüil :óIj-^J — jlj óL)¿I 3 ¿13JC j¿ Jl» óljj Í(¿l3?j3í .116
414 — .а 1314
Í^J^O :öIj.^J — .óL^jLjjóI ÓIJIA¿J|¿ .^1СЛЛЛЛ íóíjjj
.117
oLS¿iI¿ AJLÄJL» ólj-fyJ aLS¿iI¿ tsJl„Jl ^jlc 3 ó>L)¿I (ojS¿iI¿ ( ALÄO '(^ííi^j (dJlio) ¿-¿1У JLAJI .J¿l? ÍJ.¡.L^J .118
478 - Í4-1 ajL. - .1362 íólj^r
'jji vi—e ji öi_S—Sä j öL^Jlk« a_öljl_iij| :¿lj_^j — .^—jli vbl ( Aityj jb ^Li^ .J—1>' 'J—1?J .119
86 — .1367
'13_— v^e 'J_o j— jij j vie öljLiijl :¿lj^j' .(b^oÄx jlj ji1f ( ûbL— cj" .jjj4J '¿^■JJjJ .120
443 — .1388
v^e '¿j—tyJ ôl^_ijlb öljü-jl :¿lj^j — .^x^^ji ¿lijc (Ai^^^jj (ûj^e (jc jji jjaji ^-ä^ .j™äx '(j—^jl^- .121
851 — .1390 'fi"
öljl^njl :¿lj^J — .(51515 (—li ( aa^jj .(¿Ljbl ( aJj_„x j (jc jjl) Jl—^ (Jljc .|l-1ij '^——-e .122
296 — .1389 'iji^e vie
352 '1386 'Jjl vie
'(1c jij '¿Ij^J '(—jlj vbl J J ¿lijC (ji-jX 'j™.>JA.ÄX . 123
'Jjl _i^j Л—^_" ûlXijlb (jl^oA ij (1c jij öljliljl :¿lj^J — .^JjC jjl ¿lij— jb .^Ij^aj .124
398 — .1389
291 —.1385 'jji vi—e 'j—ia ¿ii™xiaji öljLül ¿j^J —.(j—.....jlj ji1f jb JL-^ '-^¿j—sl—x .^jij-^j 'v-o.sj> .125
AJISx) (jl_b^OÄX ¿—" jlj ji1f ij ji1f jlAjl .Uj (—jjj .^jl^-ö^l (Л^х Ijj-X jLl^X - jA^l .126
19 — .1390 '((—sä
309 — .1372 '|jb vie 'j—UL—l öljLül :¿lj^J — .(—jli öL-jbl jb j ¿lji j—JlJ .j-A^l (1c .127 946 — .1385
'^з— vle ö|jLiij| :¿|j^j — .¿lijlc J|3^1 j ¿lijC
(1c '(.1^ .128
1063 —.1371 'jji vie 'j—*5j.-xl öljLiijl :¿lj^J — .(—jli (-^j jj ¿lji j—-Jlj .л—aäjia.c л-— (ь1л— 'öj—^ .129 190 — .1386 '|jb vie '¿ljji öljlül :¿lj^J — .(jlijc ^lAji .j^e^ix 'ûj^j (_£jlb .130
654 — .1389
— .1373 'jv^j öljLi>l :jlj—" .(j^5 j*" j la öj3^ jb (i>-Lx) (—jli j*" ¿I3J .j(ji.3 'jl^i—j .132
741
340 — .1381 'Jjl vie 'jlfjjj jij :¿lj^J — .j3— (Jlc ^Jj .(Л^л л-— '(Jlijj .133 316 — .1362 '(Ä—j vie 'j—.5j-xl öljliijl :¿lj^J — .а—з^ ^Ij-x (^íjjl .ü—™äjij..c 'V35 j¿jj .134 .^p 446 — .1388 '(^-j vie 'j—.5j-xl öljliijl :¿lj^j — .¿lj¿l ^з^! jb зл—™^ .ü—™äjij..c 'V35 j¿jj .135 .^p 412 — .1389 '(lia vie 'j-xl :¿lj^j — .¿lj¿l jb зл—.^ ( «AJl^Jb .ü—™äjij..c 'V35 j¿jj .136 312 — .1368 '|jb vie 'j—öljliijl :¿lj^J — .vl jj .ü—™äjij..c 'V35 j¿jj .137
.^р 127 — .1387 íf3¿ yl» íjTjo j¿j oJ^r — jIa 3 ^¿¿jül joj ._Ы» í(jli— .138 421 - .1389 yl» Í(jli— .139
814 - .1378 yl» öljL^iil oJ^r — .^iL¿jc öj—3 ^iajS .ji*? '(¿1л— .140
^i^.il ^з_Le y—lT ¿¿3J—' 3 ^^Jl^o ó^j^— :óIj^J — .^3-'. 3 ó LS jC ^il—o jj (I АоЛлл .¿jjJI J¿— i(¿l^— .141
.^p 212 í— .137 î(â!j yl» '(Ол—) Ia alS¿iI¿
283 - .1374
'¿Л—J ö|jL^li| :Ô|j^J — .ólSjC ( AÍJJO- .jl*. Ji*? 3 ¿JjJ| íL^> '(¿LÄ— .142
1039 - .1384 Íf3¿ yl» öljlüil ôJ-^J — .^JjC ¿-j! ^ilSjC 01»Ы^^>| ^IAjÍ .LjLj JÍ í(J¿j—i .143 534 - .1389 íf>3¿ yl» í^aLs¿j!¿ j¿j jTjo ¿Ij-ty!" — .^^—l j¿ a¿.J3 ¿¿jlJ .Лллл ¿Lso .144
íúLÍÍ j¿J öIjL^iil :óIj^J — .(^¿Li— (¿S» jl oju. ji» 3 j¿J) ^3^ (La AJl¿jlj .l^jj^ i^iTjT
.145
544 - .1376 Í^3¿ yl»
yl_» íal_?T öljLüil ôJ^j — .((3->j¿ ^¿Li— (¿S» jl Jj¿ JI» j¿„ij) <_s¿Ll.>3j (¿L3I j¿ '^iTjT
.146
299 - .1389
732 — .1366 í^3— yL» íoLíI öIjL^iil oJ^r — .^—jlS j*. j¿ Jl^ .L^jj^^o i^iTjT .147 679 - .1373 íf>jl^» yl» íoLíI öljL^iil ¿Ij-ty!" — .j*. ^¿.—30 i^iTjT .148
276 — .1374 '^3—j yl» í(3¿jS öljl^iil oJ^r — .¿1.) .(,3jí— '1..Л. .149 651 — .1378 yl» í(,3¿jS öljl^iil ¿Ij^J — .öLä.aLj' ^^iajS |1„.л. .150
ÍJ3I yl_» íj_Tjo J_¿i öljL^lJl ôJ^J — .ól¿A.»j J.*— ( 4o»jJ ( AÍ„S 01»Ы^^| ^lAjS .J.*-— ¿¿-i
.151
191 - .1390
— .1376 íf3¿ yL» iJ—^л öIjL^lil ÔJ—^J — .((jlj.. J¿sl» (IAA^JJÜI J¿ ^^.jSSi) öl.» yI .^1*I„» í^il—.152
246
j_¿i j!3¿ öljLüil :óIj-^J — .^Al3Í (.»jJIj—e jlT¿ 3 Aa?jj .^o^^l ^iLSjC ¿l*j| .(jLo AjI íJ-л.. .153
703 - .1387 í(ü yl» í^o^^I 313 - .1389 ÍJ3I yl—» í(—Le j-¿J öljLüil :ólj-^r — .(jSilo jl^» oL?Jj¿ jl ¿¿с ^¿J» .ЛлЛо í(jjL^> .154
415 -.1378 í(Ajía yl» öIjLüil ôlj-fyJ — .J3I j1? - -¿jlj-jl 0l¿j¿l ¿¿jlj .^l 'Li^ .155
296 - .1388 i(A¿j3J yl» i^—>3¿jS öIjL^iil :óIj-^J — .^3¿ j1? -.¿Ij-jl 0L¿j¿I ¿¿jlr .^l iL¿^> .156 603 -.1372 1J3I yl»
1(31^3 :óIj^J — .^jIjJ ЛлЛл J.—1 jlT¿ yLÄlJl Lj .ais^iî 3 glÍ .^l iLi^> .157
239 — .1388 '(-^j vie '¿5—j jiJ ¿Ij-ty-' — .j^¿b (jl ¿^jl .(1cjaäx '(jaIU .158 205 — 2011 J^ '^™jl3jlj j35^¿jf öljli—jl :¿l^^J-xjl 'AJUx Aie .(1cJaäx '(jaIU .159 387 — .1373'jji vie '3jl ji jj.- — .(j—a j ¿¿jlJ 'vbl) ¿läjijj^i Jl^j .И^т^ЫС ллх '(¿LULU .160 553 — .1387' 4 vie ' 'vl—5 iL^l :¿lj^J — .(jlj ji1f jj (^j") Jb jlj .j—aaäx '(¿LULU .161
vL_>- '^—j öljLüil '¿ij^j — .(jl^isl Ujj-— j-5b Ao-^jj .(jl^—5 j3*" j (—li"l.¿j '¿lijc (¿li—л '(¿ЫЬ .162
672 — .1383 'jji
515 — .1376 'jji vie 'j^— ¿Ij-ty-' — .(v3ääoJi ( ûjjjf) ^-f ^^¿.Jjb .b3AÄx '(jjlc .163 'Jjl v^ jj ö Ij1—:¿lj—— .(bjjj^_— JjaJI vl^" ¿—" (jlijc (La AÍjAjI jb (iAjjj .(Jjx '¿l—jIä-1c .164
291 — .1384
'|jb vL^ '(3_^J öla—Säj j ji j5jx :¿lj^j — .(jlj ji1f Cj" jb) jlj (Ал—С .J-^àJljJj.—.i (1c jJjJl 'laic .165
294 — .1383
j j1—J! joÄjl öljlül :¿lj^J — .((bjjj^— jjjJl vl^") jlj"l ¿—" jlji öl»^u^ji ^L-Aji aaäx Л—— '(jLöC .166
395 — .1380 'jji vie '(^-Aji j^Löx
176 — .1377 'jji vie
'(1c ö-L-^Э öljLiljl :¿lj^j — .¿1 (c3¿3x ^JL-Aji J jlj ji1f .jbli .167 :¿lj_^j —.(ijl^xx j_.51 j_—5b A—o^-j- jb ¿l™j| .«Frankl Viktoor Emil»J-.l j3—^JJ 'JXjlji . 168
106 — .1390 '(Ab vie '¿Ij^J ûlSLûlb öljLiijl
461 — .1385 'jji vie
169
336 — .1361 'j-^j-.l ö|jLi—j| :¿|j^J — .(j-. ^ibl>l .¿ЦУ1 ¿¿jj '^j^ .170 ûjL_- '|jb JL— '((—jli jU J (U (—li" ^SL—) vbl jl^j Ajjij .(aJISx) jlj jif jb (.A ^Jljx .b3oÄx 'öL-^5 . 171
.(90—74 ÖIÄÄ^) '1388 jl^j '¿Ij^- — .JJI 517 — .1389 vie 'j-^— öljLiijl :¿lj^- — .¿lijc ¿ijj .L¿j-1c '(bVjhi .172 283 — .1387 'JJI vie '(^—A ji J (-oic öljLiijl :¿lj^- — .¿L?¿ljj¿1 jb .L™JJJ 'bljj ¿ijji .173 .18 AÄÄ^ — .1385 JL— — .6009 ûjL"> — .öJL—j ( Axljjjj '(AJISX) jlj jif jb ^bl (LA A¿IJ1 .JJ^ '(jljji .174 J öl-jbl ( ûj£ûlb (А1лх .A—¿¿Li. J ¿ifjjj jjjLic J vlSJl ( ûjl3S^ji .(-aIjjI '(j^—i .175 190 — .1363 jl^j '65
ûj^" '(АЛЛА J^ — .Jjl ( ûj^" — .J^ix (—jbji 674 — .1385 '13— vie ja :¿lj^- — .öjl^5l j (jjc jjl öjijj lj b3^-j öa>j .(—li '(¿l5l5 .176 503 — .1389 'JjI vie ja :¿lj^J — .(¿lijc jb (-Vis.) (i™—j j (ic j (—-.a .(—li '(¿l5l5 .177
73 - .1385 Í^I¿¿ ölc3—^Л öljL^iil :( — .jJjj ¿LSjC 3 ^^Jl ¿ISjle .^¿^ T .178 366 - .1367 ÍJ3I yl» ijl^j öljl^iil ¿J^r — .^3.7 ^j. .jj¿l^> '¿¿jA^y .179
yL»- ij_Tjo oJ^r .^^з^Г ¿JJJIJ^O jiT¿ (?jio .(ji.^. ¿ЗЛЛЛ ¿¿. jiT 3 ¿LJ (3—IjS . ¿jLi3^_J Í0JJ3Í .180
449 - .1379 'J3I
J3I y^» ij—Tjo j_¿J :¿ J^-J — .J3I J—? — .(J—? 3¿ i^il^íT ¿jjJIj^ jlT¿ 4A?jj .^3.! . ¿j Li3^-J 'ój¿3J .181
765 - .1384'
ÍJ3I yl-» íj-TjO j_¿i :óIj_^J - /^3¿ J—i? - .(J_L? 3¿ i^il^sT ¿jjJIjäo jlT¿ (?jlo .^"ü Í¿J lJ3^J 'ój¿3J .182
567 - .1384
157 - .1367 ÍJ3I yl» ijJlJ j¿J ôlj-fyJ — .(¿Jo Js^o AA?jJ AÏ.J.S .jÍJjLa ¿.¿JjLo .183
.(J3.IO Л)| (l—1э| 3 AA?JJ .(3I ¿3¿- (13 AJ ^jJj3AsJ ÓÍÁ?j—¡) oLiSiLty? J3-A¿J (O .(3„ilji Ó3JJJ iJ—jLo .184
432 - .1362 '(¿i yl» AJLÄjLiT öljLilil :ôIj^jJ —
163 - .1388 if3¿ yl» 'öIjA (¿IjI ajIäjI» : öljA — .(3jA (j3¿ ^-¿-"»j-sol JL» ^j-i .l^j i(3jA jJjLo .185 161 - .1372
i^>3j— öIjLiiil :OIJ^JJ — .(^Jlj¿ JA»! JJ ^j. А—) ^з-— ^3j-i .JA»I IJAL^O . 186
1231 - .1388 ÍJ3I yl» '^3¿ 3 J3I j1? - .(jl? 2 '¿Я— öIjLiiil ôJ-^j — .öj3.^> Lj Li*o jl .(Л^л i^i-йл .187
iJ-ij ( d—JI3? öljl_¿lil ^j-fcJ — —jLS j*—i j¿ d—ilSjle j3-oj ö-P-lli jJ (JoIj¿) IjI (JLc t^Jj .(J^o t^l-Лл .188
272 - .1379
536 - .1379 ÍJ3I yl» '¿Я— ölj^iil ¿J^r — .^L3 j¿ ¿ja.— .(j^o i^i—ло .189
öljL^lil ôJ—^j — .((jl—.-i ¿з_аЛл ¿¿—i jlj ¿—¿IT ^j.) 3 (T i^jJ» .(^1ГЛаЛл ^¿ЫаС-1) '(ЛаЛл .190
344 - .1389 ÍJ3I yl» í¿^o 268 '1381 iöIjLiiil 3 yl» ¿LojL— '¿Ij^J í(J-~c 3 Jïe ^^jjLj JIj?) ó3j¿ (JL» '(-^LT (Лллл .191 266 - .1385 i|ó3¿ yl» '(j—T (^ti öIjLiiil oJ-^j — .j¿j—J ^ilSjc ^iSo .(ЫГ ^iLHj^ '(Лалл .192
ölj I_¿lil :j—Jj—J — .|3"— jl? - .(jl? 7 - .yiLJ^I AsISJLj ¿.s33jAAJI (?IjJ y¿Vl AJL^Jj .^1сЛаЛД IjjíO '(jJo .193
484 - .1329
'¿i.
ÍJ3I y^» ijTjo J¿J öIj^Llil :óIj^.J — .^jl¿3 ¿3l¿ AA?jj .^JJC ¿jl ( d^LjJil j¿ ^JIJÍ¿LAJ .óIjS¿¿ 3 (¿Aljjl ij^Tjo .194
241 - .1388
— ¿¿3_Í — doli J.3 .(jl.—. jlj ¿¿ly j¿ ll*o aJL„o Js^^j .0l¿l— AjJk^-o i^A.Íl.0 .1 95
.99—71 ^^^ — .1386 óli.oj i(A¿jlj OJLA. Í|3— JL— '¿Ij^j
'j_o^j (A_ilÄjle '(1л jlJl joÄjl öljLiijl a1™1— :¿lj^- — .(jäA ¿ji ¿l¿l¿ l- ¿¿jl- .bl^ Aaäx .1 96
1045 — .1352
3571 —.1343 'j—.I öljLiijl :¿lj^J — .|jb j Jjl a!»- —.(—jli ^jI*aJI ûjjlb .j—™лхЫС 'v^L^x .197 200 — .1379 'JjI vie 'cW^ öljLiijl ¿j^j — -df <_s—jL¿ (lijc j ¿lijc .Лз1л—>l л-— .198
197 — .1363 'Jjl vie 'lj
A^> jij :¿lj^j — .jlj AÍL"Laj .(^Jjx '(j^Ux .199 .aää^> 412 '1388 '|jl^e j vie jij '¿Ij^J 'La ¿lij (j jl ¿Lij '(1c '(bljSx .200
(jO—^a^- öjLö_— (—jli ^lAji ûlSÛAjjj .A^i-jb — .(iljc jLj1 j Jl3>-l jb 3Ä—™?' 'jjAJljAj ' .201
555 — .1387 'jji vie '¿
ijji (лы—i
— .(Ал—™1i jb jlj—"l ¿-—" (jlijc J (JL-^J bj^ijj J Axlj ö™jj) ¿lijc j bljlxl jb .(j¿AJl J^-) Aaäx '(Six .202
358 — .1389 '¿Ljbl jij öljLiijl :¿lj^j
213 — .1388 '|jb vie
'3-j CjU ölj^Lijl :¿lj^j .(jl™^" b3oÄx .Лл^> 'Л>3л
.203
136 — .1387 '|3— vie 'j5jx jü ^¿Ij^-- — .(jli— J^-?- ( aa^-j- .¿l^* ( ûAjj (lAjxj .j353jjb .204 (_—>jbji ûl^Ûlb (ji^Jl |3Íc j öl-jbl ( ûjSijlb a!äx .(—jli (jlijc ölj—jb «Jb« .(Л^л 'Aaäx ^^ij .205 671 — .1363 ¿li™xj j j^b '67 J™.i™x ûjla" — .(ААлА Jl— — .fjl^e j |3— ûjla" — 195 — .1388 '(^-j vie '(^-Aji j (a!c öljLiijl — .|lj1 Jo>-l (-^ji. .¿La!™x a— .j—л—— 'j^aj .206
— .1387 '(xL_>- j_i (j^aa Lj l—¿3— jij .¿Ij^-J — .(1a>-j 4lj| ilijl ( aa>-jj .öS—S> jilf .j—™^ Л-— 'j^aj .207
479
150 — .1374 '|jb vie '(j—Jj^. (31ä^) lJJ|x j"lj — .öbljÄ jb .ь1з^- .208
:¿lj_^j — .(5л5 ö_" I^jAaäx j—l5b ( jj .Iaä j ¿l™j| ( aUjIj j (лЫ—l j—Jl .AJ3ÍJJ '¿3™JS-j .209
207 — .1388 'ijl^e vie
ölJlilj|
513 — .1388 'j¿35 öljLiijl :¿lj^j — bl3>- Ал^-jj .(X^—l ал™.1з ¿¿ji- .jjj5 (jjla .210
264 — .1389 'jji vie 'ij3ai ö|jLilj| :¿|j^J — .(jb| ölcLi^> j ^¿Ы; ¿зн-3 .jjaj|
'(¿laa .211
424 —.1363 '|jb vL^- '^з^ öljLiijl :¿lj^j —.|jb j Jjl л1> — .(jbl ölcL^> j 0сЫ; ¿3hí3 .jjaJI J^^- '(¿Laa .212
'(J3X öljli—jl :¿lj^J Aaäx ^-ä^j j АлЛ^йл .l—jj jl^b j (jlijc ( А^з^: . .A^aäx 'öA>j .213
140 — .1387 '|jb vie
— .1387 ÍJ3I y^» ij—Tjo j^ü ¿ij—^j — .^il3_.T ¿jjjij^o jiT¿ ( 4a?j! .^—jls ajílí^ j*. .¿¿3 j)3¿ (.^jia^j .214
189
ххх.
www.tebyan.net (^^jiSJI ajLäjIiT) oj ¿1.—! .215 www.aghabozorg.ir ^J^j ^-fjjj l3I ¿¿i ajLäjIiT .216 www.ahlevela.com V3 Ja! ^^S^jiSJI AJlájliT .217 www.fa.wikipedia.org (^S^jiSJI ¿IjI ( 4oll¿j|¿) LjJj .218
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.