Л.Н. Толстой и нравственная философия стоиков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Николаева, Нина Александровна

  • Николаева, Нина Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 189
Николаева, Нина Александровна. Л.Н. Толстой и нравственная философия стоиков: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Санкт-Петербург. 2007. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Николаева, Нина Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I

Стоические идеи в творческом сознании

Л. Толстого 1840 — 1860-х годов.

ГЛАВА

Поздний Л.Н. Толстой и Марк Аврелий.

2.1 Единство мироздания.

2.2. Смерть, зло, страдания.

2.3 Духовная реальность.

2.4 Разумное сознание.

2.5 Духовная жизнь - нравственное совершенствование - герои-странники.

2.6 Время.

2.7 Преломление идей

Размышлений» в «Смерти Ивана Ильича».

ГЛАВА

Поздний Л.Н. Толстой и Эпиктет.

3.1 Свобода и высшая причинность.

3.2 Божеское и человеческое.

Свобода и покаяние.

3.3 Понятие зла. Социальная организация общества.

3.4 Справедливость как основа общей жизни.

3.5 Практика самосовершенствования.

Аскетизм и смирение.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Л.Н. Толстой и нравственная философия стоиков»

Об особом отношении Толстого к наследию стоиков говорят многие факты. Это и многочисленность изречений Марка Аврелия, Эпиктета, Сенеки в сборниках «Мысли мудрых людей на каждый день»(1903), «Круг чтения»(1904-1908), «Путь жиз-ни»(1910), и неизменность самых высоких оценок стоического учения на страницах писем, дневника, философско-публицистических произведений писателя, и его напряженная редакторская работа по изданию в «Посреднике» трудов Эпик

1 2 тета и Марка Аврелия . И главное, в Яснополянской библиотеке хранятся книги римских стоиков с большим количеством толстовских помет3, непосредственно свидетельствующих о самом пристальном внимании писателя к представителям этой античной философии.

Обратимся к труду Марка Аврелия «Размышления»4. В библиотеке Ясной поляны представлены два издания Марка Аврелия — французский и немецкий переводы с греческого: первый («Pensees de Marc-Aurele»), выполненный М. Жоли, входит в сборник «Древние моралисты» (Les moralistes anciens. Traduits

1 [В.Г. Чертков] «Римский стоик Эпиктет. Его жизнь и Учение» (М., 1889).

2 «Размышления римского императора Марка Аврелия о том, что важно для самого себя» (М., 1 888).

3 См.: Библиотека JI.H. Толстого в Ясной Поляне: Библиографическое описание. Книги на русском языке. Тула, 1972. T.I. Ч. I. С. 235-237; Библиотека JI.H. Толстого в Ясной Поляне: Библиографическое описание. Книги на иностранных языках. Тула, 1999. Т.З. 4.1. С.65-70; 4.II. С. 33-38; С.330-333.

4 Заглавие сочинения Марка Аврелия традиционно-условное: в научном обиходе приняты варианты — «Размышления», «К самому себе», «Наедине с собой». См. об этом: Марк Аврелий Антонин. Размышления. Пер. А.К. Гаврилова. Комментарии Я. Унта и А.К. Гаврилова. СПб.,1993. С. 175. du grec. Paris, 1841); второе издание «Selbstgesprache» 5 — немецкий перевод К.Клесса.

На страницах «Размышлений» в обоих изданиях многочисленны следы чтения Толстого: отчеркнутые и подчеркнутые главы, записи на полях, в немецком переводе к отчеркиваниям добавляется значительное число значков NB, аббревиатур — ИВН, ЖВВ, БВВ, ВНЯ.

В недатированном письме к Т.А. Кузьминской (приблизительно 1878-85-е г.г.) Толстой так определит свое отношение к Марку Аврелию «Не могу и не хочу от него отделаться»6. И это особое ощущение душевного родства с личностью философа, глубокий интерес к его «Размышлениям» писатель сохранит до конца жизни.

Эпиктета, как и Марка Аврелия, Толстой называл «дорогим и близким» ему мыслителем (см.:63,3 1 8), а его учение считал «волшебным жезлом» (50,117), «истинной пищей для души» (64,217).

Эпиктет был долгое время рабом, и его имя ('Е7ПКтг|то<;) — это рабская кличка, которая буквально переводиться как «прикупленный». Эпиктет проповедовал стоическую мораль в форме бесед со слушателями и сам ничего не писал. Но это за него сделал историк Флавий Арриан, который посещал школу философа и записывал слова учителя. После смерти Эпиктета Арриан издал свои заметки в 8-и (или 12) книгах. Но из текстов, передающих учение римского стоика, уцелело не всё и до сегодняшнего дня дошли: «Беседы» или «Рассуждения» (4 книги) —

5 Mark Aurel's Selbstgesprache / Ubersetzt und erlautert von C. Cless. Stuttgart - Berlin, 1866-1901.

6 Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. М.,1958. Т.90. С.256. В дальнейшем отсылки на это издание даются сокращенно: в скобках указываются том и страница. самое полное изложение доктрины Эпиктета; «Руководство» — свод его основных идей, составленный самим Аррианом и известный благодаря «Комментарию на Руководство Эпиктета» Симппликия; небольшие фрагменты, сохранившиеся в трудах различных авторов, главным образом в «Антологии» византийского писателя V века Иоанна Стобея, и собранные под названием «Изречения» или «Афоризмы».

Руководство» Эпиктета во французском и русском изданиях имеется в Яснополянской библиотеке. Французский перевод, сделанный с греческого Андре Дасье, входит в сборник

• • 7

Moralistes anciens» и изобилует пометами Толстого самого разного характера (отчеркивания и подчёркивания, надписи на полях, пометы «NB» и «X»). По-русски Толстой читал «Руководство» в переводе М.А. Энгельгардта, выполненном с французского. С этим вариантом писатель знакомился по собранию сочинений М. Гюйо, труды которого были переведены и изданы в Петербурге8. В русском тексте следы чтения Толстого носят менее содержательный характер (простые отчеркивания, 13 знаков NB).

Сенека не был столь любим Толстым, как Марк Аврелий и Эпиктет, но писатель относил его также к числу «величайших мудрецов мира» (39,14)9. Сенека — автор многих сочинений, среди которых сохранились знаменитые «Нравственные письма к Луцилию», 12 небольших трактатов (диатриб), три больших трактата («О милосердии», «О благодеяниях», «Естественнонаучные вопросы»), девять трагедий, эпиграммы, памфлет в

7 См.: Manuel d'Epictete / Traduit du grec par A. Docier // Les moralistes anciens. Paris, 1841. C.403-445.

8 См.: Правила Эпиктета (пер. М.А. Енгельгардта) // Гюйо М. Собр. соч. СПб., 1899.Т.3. С.293-338.

9 В настоящей работе наследие Сенеки предметом анализа не является. форме менниповой сатиры «Отыквление божественного Клавдия» (Апоколокинтозис).

В Яснополянской библиотеке находится французское издание сочинений Сенеки в 2-х томах10. В первом томе внимание Толстого привлекли трактаты «О гневе», «Утешение к Поли-бию», «О блаженной жизни», «О провидении», «О благодеяниях». В них писатель выделил различными пометами (отчеркивание, подчеркивание, значки NB) заинтересовавшие его мысли морально-наставительного содержания.

В наследии римских стоиков духовно близкими Толстому оказались поиски ответа на вопрос о смысле и цели жизни, ис-поведальность, углубленный самоанализ, убежденность в ценности каждой человеческой личности и способности ее к нравственному возрождению. Умонастроению писателя были созвучны стоическое миропонимание и вытекающая из этого миропонимания антропология, согласно которой сутью человека, его жизненной силой, является разум.

Этические построения Толстого во многом определялись представлениями о Разуме как едином и всеобщем начале, присутствующем в каждой конкретной личности. Подлинная нравственная жизнь, по мысли писателя, состоит в восприятии «проявления бесконечного разума, постепенно открывающего себя людям» (39, 14) Благодаря работе сознания человек непрерывно познает в себе эту Абсолютную сущность, ее волю, законы своего поведения и законы мира. Со стоическими идеями связано и рождение в этике Толстого понятия разумное сознание (трактат «О жизни»). Разумное сознание — ключевая категория этических воззрений писателя, определяющая высшую духовную при

10 (Euvres completes de Seneque le Philosophe. Paris, 1860-1861. 2 t. 6 роду человека и объединяющая в нерасторжимый узел понятия — единство, общее благо, внутренняя свобода, любовь, совесть.

Внимание писателя к учению стоиков объясняется не только общим внутренним настроем, совпадением мировосприятий, фактами личной биографии, но и контекстом духовных устремлений эпохи.

Особую роль в распространении стоических идей среди русского общества сыграло классическое масонство, в умственных исканиях которого с конца XVIII века «стоицистическое направление становится преобладающим»11.

Начиная с философско-религиозного учения русских масонов и под его влиянием отечественная мысль будет решать (в основном) вопрос о соотношении веры и разума, Божественного Логоса и абстрактного ratio в пользу снятия их противопоставления, в пользу единства духа.

Согласно идее цельной духовной жизни индивидуальное сознание понимается как особое внутреннее бытие, взятое во всей полноте и конкретности восприятий и переживаний действительности. Так И.В. Киреевский в знаменитой работе «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856 г.), раскрывая сложность и специфику духовной жизни человека, вводит понятие внутреннего (или цельного) сознания един

13 ства «всех умственных и душевных сил» . Именно внутреннее

11 Некрасов С.М. Философско-этические идеи масонства в России // Русская мысль в век просвещения. М.,1991. С.163.

12 См.: «Русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом и является беспрестанным, постоянно поднимающимся на новую ступень постижением иррациональных и тайных глубин космоса конкретным и живым разумом». (Лосев А.Ф. Русская философия // Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. С.73.)

13Кир еевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1998. С.271. 7 сознание (у Толстого — разумное сознание) как высшая форма развития человеческого разума должно определять конкретно-этическое мировоззрение — «живое знание»14, «превосходящее формальность логического сцепления15» и осуществляющее сверхрациональное духовное единство.

Пристальное внимание к проблеме сознания и идее духовного единства рождало другую своеобразную черту русской философской мысли — ее антропоцентрическую направленность и моральную установку16.

Этими особенностями национальной культуры во многом обусловливались духовные искания самого Толстого и его интерес к стоическому учению, в котором большое внимание уделялось внутреннему человеку, процессам самопознания и самосознания в их нравственном аспекте. C.JI. Франк в работе «Душа человека отмечал: «.понятие сознание <.> было впервые введено стоиками, как со-знание, т.е. как высшее, общее знание о

14 См.: «Живые истины — не те, которые составляют мертвый капитал в уме человека, которые лежат на поверхности его ума и могут приобретаться внешним учением, но те, которые зажигают душу, которые могут гореть и погаснуть, которые дают жизнь жизни, которые сохраняются в тайне сердечной и по природе своей не могут быть явными и общими для всех.». (Киреевский И.В. Отрывки // Критика и эстетика. С.280.) Понятие «живое знание» будет развито в системе С. Франка, в его онтологической гносеологии. В сочинении «Предмет знания» этому понятию философ даёт следующее определение: «живое знание есть единство переживания и знания, обладание изнутри живой природой объекта; живое знание — это адекватное знание жизни, это единственное знание, которое непосредственно определяет наше поведение: знать что-либо в этом смысле значит тем самым жить определенным способом, в определенном направлении». (См.: Франк С.Л. Предмет знания. СПб., 1995. С.361-362.)

15 См.: Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии. С.354.

См.: «Если уж нужно давать какие-либо общие характеристики русской философии<.„>, — то я бы на первый план выдвинул антропоцентризм русских философских исканий. <.> Прежде всего это сказывается в том, насколько всюду доминирует моральная установка: здесь лежит один из самых действенных и творческих истоков русского философствования» (Зеньковский В.В. История русской философии, т.1,ч.1. Jl.,1991. С.16) нашем «я», сопутствующее всем частным ощущениям и впечатлениям. Оно имело, прежде всего, практический смысл: сознание должно быть со-ведением, совестью — той стороной сознания, которая главенствует над остальными и через посредство которой разум управляет нашими страстями, стихиями нашей душевной жизни».17

Отметим и другие факты, которые, несомненно, способствовали усилению внимания Толстого к стоической этике.

В XIX веке начинается научное изучение Стой: впервые публикуются фрагменты ранних стоиков18, появляются новые переводы Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия, специальные монографии о стоицизме, об отдельных стоиках19; в трудах по истории философии большие разделы посвящены стоической мысли (как, например, «История греков» Э. Целлера, «Учение о Логосе лл в его истории» С.Н. Трубецкого ).

Во второй половине XIX столетия углубление интереса к стоической мысли связано и с тем, что ряд протестантских теологов выступили в защиту «подлинного христианства», зара

17 Франк С.Л. Предмет знания. С.472.

18 Хронологический перечень этих публикаций и комментарии к ним см.: Столяров А.А. Раннестоический корпус текстов: принципы формирования и основные издания // Stoicorum veterum fragmenta. Coll. J.v. Arnim / Фрагменты ранних стоиков. Том I. Перевод и комментарии А.А. Столярова. Москва, 1998.C.IX-XXI.

Достаточно обширная библиография зарубежных изданий XIX века содержится в книге Spanneut М. Permanence du Stoicisme. De Zenon a Mal-raux. Gembloux, 1973. P.342-345. Перечень русских изданий переводов стоиков, трудов по античной философии, публикаций о соотношении догматов христианства и учения стоицизма см.: Ященко А. Русская библиография по истории древней философии. Юрьев, 1915.С.99-106.

20 Zeller Ed. Die Philosophie der Griechen. Tubingen: S.n. 1852. Tl. 2. Abtl. 2. 951 S. С трудов Э.Целлера начинается научная историография Стой. См.: Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995. С.13. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Вопросы философии и психологии. Кн.36(1).М., 1897. С.82-136. Кн.36(1).М., 1897. С.82-136. женного, по их мнению, «эллинистическим духом»21. Старая полемика о соотношении философии и религии, разума и веры вызвала в России появление публикаций, в которых учение стоиков сопоставлялось с христианством22.

Помимо этих явлений возрождению стоических мотивов способствовала переоценка прежних философских традиций и иное (нежели ранее) прочтение античности. Древние стоические идеи об автономии и свободе личности, нравственной ответственности человека за свои поступки становятся снова актуальными и находят свое особое выражение в антропологических направлениях философии XIX — начала XX веков.

Цель диссертационной работы — многоаспектный анализ огромного количества свидетельств внимания Толстого к философии стоиков с конца 1840-х гг. до итоговой работы «Путь жизни».

В диссертации впервые показывается зарождение и развитие интереса Толстого к стоической философии в 1840-1860 гг. и преломление этого интереса в художественном творчестве. Впервые осуществляется с опорой на позднюю публицистику, дневник, письма и работу «Круг чтения» расшифровка многочисленных помет Толстого на страницах «Размышлений» Марка Аврелия и «Руководства» Эпиктета. Впервые дается проблемный анализ этих помет.

21 См. об этом: Гайденко П.П. Конкретный идеализм С.Н. Трубецкого // Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994. С.11-12.

См. Ященко А. Русская библиография по истории древней философии.С.99-106.

См.: Мачулъская О.И. Стоическая традиция в философии морали середины XIX - XX веков. // Этика стоицизма. Традиции и современность. / Под. ред. А.А. Гусейнова. М., 1991. С.104-116.

Диссертация состоит из вступления, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Николаева, Нина Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значимость стоических идей в наследии Толстого велика. Поэтому адекватное описание и понимание нравственного учения писателя невозможно без обращения к этой античной философии.

Освоение Толстым стоических идей имеет свои этапы. В начале творческого пути знакомство с учением стоиков шло в контексте просветительской мысли XVIII века и идеологии русского масонства. В дальнейшем пристальный интерес к наследию стоиков связан с изучением текстов Евангелия, истории христианства, трактатов отцов церкви. Христианская литература первых веков содержала большой круг стоических идей, созвучных мировосприятию Толстого. Осмысляя этическое и метафизическое содержание христианства, он воспринимал стоицизм в его единстве с раннехристианскими воззрениями.

Многие идеи онтологии, антропологии, этики Толстого восходят к Марку Аврелию и Эпиктету, как, например, идеи единства, теодицеи, дихотомии телесного/духовного, понятие о всемирном сознании и о присутствии в индивидуальном сознании абсолютного, понятия свободы, справедливости, смирения и т. д.

Нравственно-философские искания Толстого и его интерес к стоицизму неотделимы от русской духовной культуры, и в первую очередь от софиологического направления, очень тесно связанного с античной мыслью.

Определенные параллели со стоическими положениями имеются в системах Канта, Шопенгауэра, в экзистенциализме, феноменологии, также соотносимых с системой идей Толстого, что позволяет говорить о ее причастности к единой европейской духовно-философской традиции.

Проделанный в диссертации анализ не только расширил философский контекст учения Толстого, но определил во многом интерпретацию художественных произведений писателя, показав зависимость их смыслового содержания, художественных метафор от соответствующих стоических понятий и образов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Николаева, Нина Александровна, 2007 год

1. Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. (Юбилейное издание). М.;Л., 1928-1958.

2. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22-х т. М., 1978-1984.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. M.J1. Гаспарова. М.,1986.

4. Размышления императора Марка Аврелия о том, что важно для самого себя. Перевод кн. JI. Урусова. Тула, 1882.

5. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. Пер. С.М. Роговина. М.,1914

6. Марк Аврелий Антонин. Размышления. Пер. А.К. Гаврилова. Комментарии Я. Унта и А.К. Гаврилова. СПб.,1993

7. Марк Аврелий. К себе самому. Пер. В.Б. Черниговского. М., 1998.

8. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Пер. С.А. Ошерова. М.,1977.

9. Луций Аней Сенека. Философские трактаты. СПб., 2002.

10. Епиктита, стоического философа, Енхиридион и Апоффегмы и Кевита Фивейского Картина или изображение жития человеческого / Перевод с греческого Григория Полетики. 1-е изд. СПб., 1759.

11. Эпиктет. Афоризмы. Пер. В. Алексеева. Спб.,1891

12. В.Г. Чертков. «Римский стоик Эпиктет. Его жизнь и Учение» (М.,1889).

13. Правила Эпиктета (пер. М.А. Енгельгардта) // Гюйо М. Собрание сочинений. Т.З, Спб.,1899. С.293-338.

14. В чём наше благо? Избранные мысли римского мудреца Эпиктета. М., 1904. Пер. В.Г. Черткова // Римские стоики. М., 1995. С.205-251.

15. Беседы Эпиктета. Перевод с древнегреческого Г.А. Тарояна. М.,1997.

16. Pensees de Mark-Aurele/ Traduites du grec par M. de Joly // Les moralistes anciens. Paris, 1841

17. Mark Aurel's Selbstgesprache. Ubersetzt und erlautert von C. Cless. Stuttgart, 1866

18. Marc Aurele. Pensees pour moi-meme, suivies du Manuel d'Epictete. Traduction, preface et notes par Mario Meunier. Flammarion, Paris, 1992.

19. Manuel d'Epictete / Traduit du grec par A. Docier // Les moralistes anciens. Paris, 1841. C.403-445.

20. Epictete. Manuel. Traduction inedite et notes par Emmanuel Cattin. Introduction et postface par Laurent Jaffro. Flammarion, Paris, 1997.

21. Manuel d'Epictete, inttroduction, traduction et notes par Pierre Hadot. Paris, 2000.

22. Stoicorum veterum fragmenta. Coll. J.v. Arnim/ Фрагменты ранних стоиков. T.I. Т.Н.ЧЛ-II. Перевод и комментарии А.А. Столярова. Москва, 1999. 2002.

23. Список использованной литературы:

24. Аверинцев С. С. София Логос. Словарь. Киев, 2000,

25. Аржанухин С.Вл. Философские взгляды русского масонства. По материалам журнала «Магазин свободнокаменщический». Екатеринбург, 1995.

26. Арним Г. История античной философии. СПб., 1910.

27. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого//Асмус В.Ф. Избранные философские труды: В 2-х т. М., 1969. Т.1.

28. Аристотель. Физика // Аристотель Сочинения в 4-х томах. М.,1981. Т.З.

29. Артемьева Н.В. Точки зрения авторов и героев в сюжетно-композиционном взаимодействии (рассказ JI. Толстого «Хозяин и работник») // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1982. С.98-104

30. Артемьева Т.В., Бажанов В.А., Микешин М.И. Рецепция британской социально-философской мысли в России XVIII— XIX в.в. СПб,.2006.

31. Афанасьев Э.С. О некоторых особенностях жанра «Фальшивого купона» Л.Н. Толстого // Проблемы сюжета и жанра художественного произведения. Алма-Ата, 1977. Вып.7. С.18-25

32. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. М., Алконост, 1994.

33. Бёме Якоб. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. Пер. Алексея Петровского.СПб.: «Азбука», 2000.

34. Бёме Якоб. Ключ / Пер.с англ.Г.А. Бутузова // Герметическая космогония. СПб., 2001. С.172-246.

35. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Толстого//0 религии Льва Толстого: Сб. второй. М.,1912.

36. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. // О России и русской философской культуре. М., 1990.

37. Берман Б.И. Сокровенный Толстой: Религ. Видения и прозрения худож. Творчества Льва Николаевича. М.: Гендальф, 1992.

38. Библиографический указатель литературы о Л.Н. Толстом. М.: Книжная палата, 1990.

39. Библиотека Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне : Библиогр. опис. М., 1999. Т.З (ч.1-2).

40. Бирюков П. Биография Л.Н. Толстого: В 2 кн. М.: Алгоритм, 2000.

41. Бочаров С.Г. Мир в войне и мире // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М.: Сов. Россия, 1985.

42. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мира». Изд. 4-е. М.,1987.

43. Буланов A.M. «Ум» и «сердце» в русской классике: Соотношение рационального и эмоционального в творчестве А.И. Гончарова, Ф.М.Достоевкого, Л.Н. Толстого. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1992.

44. Булгаков С.Н. Софиология смерти // Булгаков С.Н. «Тихие думы». М., 1996. С.273-306.

45. Бялый Г.А. Категория добра и пользы в учении и творчестве Л.Н. Толстого//Проблемы поэтики русского реализма XIX в. Л., 1984. С.170-183.

46. Вайман С.Т. «Три смерти». Полемика с М.М. Бахтиным // Вайман С.Т. Гармонии таинственная связь: Об органической поэтике. М., 1989. С.280-292.

47. Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины Второй. СПб.,1999.

48. Володин Э.Ф. Повесть о смысле времени («Смерть Ивана ильича» Л.Н. Толстого) // Контекст. 1984. М., 1986. С.144-163.

49. Волохова Н.В. "Путь смерти" Л.Н. Толстого: (Категория смерти в его религиозно-нравственной философии) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. М., 2000. N 3. С. 84-98.

50. Вольное Вячеслав. Приглашение в философию. Христианство. СПб., 2003.

51. Гебриаль В. Анализ повести JI.H. Толстого «Отец Сергий» в парадигме К.Г. Юнга // Вестник МГУ. Сер.7, Философия. М., 2004. №2. С. 117-119.

52. Гаврилов А.К. Марк Аврелий в России// Марк Аврелий Антонин. Размышления. СПб., 1993. С.113-173.

53. Гаврюшин Н. По следам рыцарей Софии. М., 1998.

54. Галаган Г.Я. Путь Толстого к «Исповеди» // JI.H. Толстой и русская литературно-общественная мысль. Д., 1979.

55. Галаган Г.Я. JI.H. Толстой: Художественно-этические искания. JI., 1981.

56. Галаган Г.Я. JI.H. Толстой//История русской литературы. Т.З. Л.,Наука, 1982. С.797-851.

57. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой: Философско-исторические основы единения людей//Единение людей в творчестве Л.Н. Толстого. Фрагменты рукописей. Оттава,2002.С.68-88.

58. Гродецкая А.Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. СПб,. «Наука». 2000.

59. Громов М.Н. Образ сакральной премудрости // Громов М.Н.,Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001.

60. Громов П.О. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л.,1977.

61. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.

62. Гусейнов А.А. Двухуровневая структура ценностей в стоической этике//Этика стоицизма. Традиции и современность. / Под. Ред. А.А. Гусейнова. М., 1991.

63. Эдмунд Гуссерль. Картезианские размышления. СПб., 1998.

64. Ричард Г. Густафсон. Обитатель и чужак. СПб., 2003.

65. Дао: гармония мира. Харьков.2000.

66. Дмитриев Т., Чубарое И. Кн. Сергей Николаевич Трубецкой. // Антология феноменологической философии в России. М., 1998.

67. Добротолюбие. Т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

68. Завершинский Г. Дух дышит, где хочет. Введение в православное учение о Святом Духе. С.-Пб., «Алетейя». 2003.

69. Записки сенатора И.В. Лопухина. М., 1990.

70. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996.

71. Зелинский Ф.Ф. Цицерон. // Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XXXVIII, полутом 75, СПб., 1903.

72. Зеньковский В.В. История русской философии, т.1,ч.1. т.2. 42. Л.,1991.

73. Ив. Т. «Сон Марка Аврелия» // Утренний свет, 1778, ч.4, месяц. ноябрь

74. Иванов Ив. Забытые предшественники ХУШ века.//Русская мысль. М.1890.Февраль С.86-103.

75. Казак В. "Да, смерть пробуждение!": Умиротворение и смерть в творчестве Льва Толстого // Новый журн. = New rev. - Нью-Йорк, 2003. - Кн. 232. С. 220-239.

76. Кайзер Л.Э. Образ автора в рассказе Л. Толстого «Три смерти» // Культура и текст 2005. Барнаул, 2005. Т.1. С.208-217.

77. Кант И. Критика практического разума. СПб., «Наука». 1995.

78. Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М. 1980.С.78-278

79. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры//Проблема человека в западной философии. М.:Прогресс. 1988.

80. Каталог масонских рукописей Московского Публичного и Румянцевского Музеев М. 1900.

81. Кедров К. «Уход» и «воскресение» героев толстого // В мире Толстого. М., 1978. С.248-274.

82. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (становление греческой философии).М. 1972.

83. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии.// Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1998. С.271.

84. Король Л.И. Организация лексической структуры рассказа JI.H. Толстого «Три смерти» как экспликация коммуникативной стратегии автора // Духовное наследие JI.H. Толстого и современный мир. Липецк, 2003. С.316-323.

85. Котельников В. Православная аскетика и русская литература. Спб. 1994.

86. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. Пер., вступ. ст. и прим. С.И. Соболевского. 2-е изд. СПб.: АО «Комплект», 1993.

87. Кузина Л.Н. Художественное завещание Льва Толстого: Поэтика Л.Н. Толстого конца XIX нач. XX в. М., 1993.

88. Купреянова Е.Н. «Война и мир» и «Анна Каренина» Л. Толстого // История русского романа. М.-Л.,1964. с.270-350

89. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М.;Л.1966.

90. Куркина Т.Н. Мотив смерти в произведениях Л.Н. Толстого кавказского цикла: ("Набег" — "Рубка леса" — "Хаджи-Мурат") // Русская литература и философия: постижение человека. Липецк, 2002. С. 76-83.

91. Курляндская Г.Б. «Диалектика души» и проблема свободной воли в романе «Война и мир» // Курляндская Г.Б. Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский. Тула,1986.

92. Кущенко З.А. Автор и герой в рассказе Л.Н. Толстого «Три смерти» // Малые жанры в русской и советской литературе. Киров, 1986. С.79-89.

93. Лев Толстой и литературы Востока: Сб. ст.. М.: Наследие 2000.

94. Л.Н. Толстой и современность. М., 1981.

95. Леонтьев К.Н. О романах гр. Л.Н. Толстого. Анализ, стиль и веяние: (Критический этюд). М., 1911.

96. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. М.: Изд-во МГУ, 1989.

97. Линчевская С.Н. Переосмысление романтических мотивов и приемов в сюжетном фокусе реалистического произведения. Рассказ Л.Н. Толстого «Хозяин и работник» // Романтизм в системе реалистического произведения. Казань,1985.С.89— 100.

98. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л.,1989.

99. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971.

100. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн.II. М., 1994.

101. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969.

102. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. T.V. М., 1979.

103. Лосев А.Ф. Русская философия // Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. С.67-95.

104. Лотман Ю.М. Тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века.//Труды по знаковым системамУП Тарту, 1974.

105. Лурье Я.С. Дифференциал истории в «Войне и мире» // Русская литература. 1978, № 3. С. 43-60.

106. Лурье Я.С. После Льва Толстого: Ист. Воззрения Толстого и пробл. XX века. СПб. : Дмитрий Буланин, 1993.

107. Маймин Е.А. Лев Толстой: Путь писателя. М., 1980.

108. Маковицкий Д.П. Яснополянские записки: У Толстого:1904 1910 // - Литературное наследство, Т.90, кн. I - 4 и указ. М., 1979 - 1981.

109. Маллак Ги. Мудрость Льва Толстого: Излож. жизн. философии Л. Толстого и др. мыслителей. М.: Аслан, 1995.

110. Масонство: Сборник. Репринт. Воспроизведение изд 1914 15г. М.,: 1991 Т.1-2

111. Масонство и русская культура / Сост. В.И. Новиков. М., 1996.

112. Матвеева И.Ю. Воспоминание в художественной системе романа Л.Н. Толстого «Воскресение». Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. СПб., 2002.

113. Мачулъская О.И. Стоическая традиция в философии морали середины Х!Х XX веков. // Этика стоицизма. Традиции и современность. / Под. Ред. А.А. Гусейнова. М., 1991.

114. Меджибовская И. Критика телеологической способности суждения в "Смерти Ивана Ильича" // Толстой и о Толстом: Материалы и исследования. М., 2002. Вып. 2. С. 246-255

115. Менъ А. На пороге Нового Завета. М., 2004.

116. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995.

117. Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М., 1955.

118. Московское ежемесячное издание (Н.И. Новикова), М., 1781, 2 (июль).

119. Набоков В. Лекции по русской литературе. М.,1996.

120. Некрасов С.М. Философско-этические идеи масонства в России // Русская мысль в век Просвещения. М., 1991.

121. Нива Ж. Смерть в мире Толстого: иллюзия или «последний враг» // Нива Ж. Возвращение в Европу. М., 1999. С.39-49.

122. Опулъская Л.Д. Избранные труды. М., 2005.

123. Опулъская Л.Д. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биогр. С 1892 по 1899год. М.: Ин-т мировой лит., 1998.

124. Орвин Д.Т. Искусство и мысль Толстого. 1847-1880. СПб.2007.

125. Очерки феноменологической философии. Спб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997.

126. Парахин Ю., Парахина Е. Лев Толстой: Россия на пути к Книге Бытия. Лев Толстой и Ясная Поляна: Новое, парадокс, о Л.Н. Толстом и духовности России. Тула, 1998.

127. Переверзева Н.А. Символическая образность повести «Отец Сергий» в контексте древнеруской и народно-поэтической традиций // Толстовский сборник. Тула, 1992. С.77-86.

128. Переверзева Н. А. Художественная функция символа в повестях позднего периода творчества Л.Н. Толстого ("Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Отец Сергий") : Автореф. дис. М., 1986.

129. Переписка Л.Н. Толстого с Н.Н. Страховым. СПб., 1914.

130. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. М., 1990-1994.

131. Плетнев Р. «Отец Сергий» и Четьи Минеи//Новый журнал. Нью-Йорк, 1955.Кн. 40. С.118-131.

132. Плутарх. Сочинения. Составление С. Аверинцева; Вступ. ст. Л. Лосева; Коммент. А. Столярова. М.: Худож. лит., 1983.

133. Полнер А.И. Война и мир//»Война и мир». Сборник. М.,1912.

134. Полякова Е. Символ и аллегория в реализме Толстого // В мире Толстого. М., 1978. С.3 15-350.

135. Попов Г.А. Что стоит за вопросами о жизни и смерти в религиозно-философском учении JI.H. Толстого // Филос. науки. М., 2004. № 3. С.48-62.

136. Пыпин А.И. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX века. Пг., 1916.

137. Радлов Э. Владимир Соловьёв//Вл. Соловьёв. Собрание сочинений. Т.IX. СПб., 1907. С. XLIII.

138. Рачин Е.И. Философские искания Льва Толстого. М., 1993.

139. Ремизов В.Б. Обретение своего пути: Л. Толстой читает И. Канта и А. Шопенгауэра // Филол. зап. Воронеж, 2001. Вып. 16. С. 61-78.

140. Ремизов Б.В. Проблема единства человека и мира в рассказе Л.Н. Толстого «Три смерти // Методы и приёмы научного анализа и филологических исследований. Воронеж, 1978. С. 136-143.

141. Реформатский А.А. Структура сюжета у Толстого. //Лингвистика и поэтика. М., 1987.

142. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской эмперии. М., 1988.

143. Роман Л.Н. Толстого «Воскресение»: Ист. функцион. исслед.: Сб. ст.. М.: Наука, 1991.

144. Руднев В. Педантизм и магия // Логос, 2006. I (52). С.246-255.

145. Рымаръ Н.Т. Эпическое и нравственное в рассказе Л.Толстого «Три смерти» // Поэтика реализма. Куйбышев, 1982. С.3-18.

146. Рэдферн Дэвид. Толстой. Принципы нового мирового порядка. М.: Сакура, 1993.

147. Рябов О.В. Гордыня и смирение в русской философской мысли XI и XX вв.: Основные аспекты проблемы // Философский альманах. №3-4. Иваново, 1999. С.168-183.

148. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. СПб.,1995.

149. Сапронов П.А. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб., 2000.

150. Секст-Эмпирик. Соч.:В 2 т.(пер. М.В. Брюлловой-Шакольской и А.Ф. Лосева), М., 1975-1976.

151. Сидров С. О странниках русской земли // Сидоров Сергий. Записки священника Сергия Сидорова, с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, В.С.Бобринской. М., 1999. С. 94-140.

152. Скафтымов А.П. Образ Кутузова и философия истории в романе Толстого «Война и мир» // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 182217

153. Сливицкая О.В. «Война и мир» Л.Н. Тлстого. Проблемы человеческого общения Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

154. Степанова, А.С. Мир и человек в философии Стой / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. СПб., 2004

155. Степанова А.С. Философия Древней Стой. Санкт-Петербург, 1995.

156. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995.

157. Страхов Н.Н. Литературная критика. М.,1984.

158. Страхов Н.Н. Мир как целое. Черты о науке из природы. СПб.,1872.

159. Сухов А.Д. Яснополянский мудрец: Традиции рус. философствования в творчестве JI.H. Толстого. М.: ИФРАН, 2001.

160. Тамарченко Н.Д. Русский роман и проблема теодицеи // Slavia orientalis. Warszawa, 1994. Rocz.43, № 3. S.31 1-324.

161. Тарасов А.Б. Повесть JI.H. Толстого «Фальшивый купон» — «житийная литература нового времени» // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 2005. Вып.4. С.408-415

162. Л.Н. Толстой: pro et contra. -СПб., 2000.

163. Толстой-редактор. М.,1965.

164. Толстовский сборник: Этика и эстетика. Вопр. поэтики. Творч. связи и традиции: Межвуз. сб. науч. тр. Тула: Изд-во ТГПИ, 1992.

165. Топоров В.Н. Два дневника (Андрей Тургенев и Исикава Такубоку) // Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1989.

166. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994.

167. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории// Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994.

168. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории//Вопросы философии и психологии. Кн.36(1).М., 1897. С.82-136.

169. Флоровский Г. Пути русского богословия.YMCA-PRESS, 1983.

170. Фойер Кэтрин Б. Генезис «Войны и мира». СПб.: Акад. Проект,2002.

171. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений. М., 1959, т.2.

172. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. СПб,1993.

173. Франк С.Л. Непостижимое // Франк C.JI. Сочинения. М., 1990. С.181-560.

174. Франк С.Л. Предмет знания. С. -Петербург, 1995.

175. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб.: РГХИ, 1997.

176. Хазина, А.В. Античное наследие стоицизма в немецкой и русской историко-философской мысли конца XVIII-XIX веков // Межвузовский сборник научных трудов. Брянск, 2003. Вып. 12. С. 205-213.

177. Хзмалян Т. Э. Поэтика повести JI.H. Толстого "Смерть Ивана Ильича": Автореф. дис. / Тбил. гос. ун-т. Тбилиси, 1990

178. Хоружий С.С Перепутья русской софиологии // Хоружий С.С. О старом и новом СПб., 2000. С.141-168.

179. Целлер Э. Очерки истории греческой философии. Санкт-Петербург, 1996.

180. Цицерон Марк Тулий. Диалоги: О государстве; О законах. М., 1994.

181. Цицерон Марк Тулий. О природе богов. Перевод и комментарии Т.А. Лапиной под ред. В.И. Кузищина. ВДИ. 1982.№2; 1983, №2.

182. Цицерон. Эстетика. Трактаты, речи, письма. М.,1994.

183. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,1991.

184. Черняев П.Н. Следы знакомства русского общества с древнеклассической литературой в век Екатерины II // Филологические записки. 1904. № 3-4, 5-6. Отд. I. С. 1-128; 1905. № 1-2, 3-4. Отд. I. С.129-252.

185. Шаврыгин С.М. "Смерть Ивана Ильича" Л.Н. Толстого -повесть-элегия или философская ода? // Карамзинский сборник. Ульяновск, 1997. Ч. 1. С. 119-122

186. Шкловский Б. Избранное в 2-х т. М.,1983.

187. Шмелев В.Д. И.Кант и Л.Н. Толстой об истинах религии // Кантовский сборник. Калининград, 1994. Вып.18. С.58-73.

188. Шмелев В.Д. Категория зла в учениях И. Канта и Л.Н. Толстого // Кантовский сборник. Калининград, 1997. Вып.20. С.96-112.

189. Шмелев В.Д. Религиозные поиски И.Канта и Л.Н.Толстого // Вестн. Оренбург, гос. пед. ун-та. Оренбург, 2003. N 1. С. 136-157

190. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Пер. А. Фета. СПб.,1881.

191. Шопенгауэр А. Об основе морали// А. Шопенгауэр. Свобода воли и нравственность. М.,1992.

192. Щербаков В.И. Неизвестный источник «Войны и мира» («Мои записки» масона П.Я. Титова)//Новое литературное обозрение, 1996,№21. С.130-151.

193. Юртаева И.А. Мотив метели и проблема этического выбора в повести Л.Н. Толстого «Хозяин и работник» // Литературный текст: проблемы и методы исследования. М., Тверь, 2000. Вып.6. С.193-203.

194. Ященко А. Русская библиография по истории древней философии. Юрьев, 1915.С.99-106.

195. Bohme Jacob Clavis oder Schliissel//Theosophia revelata . . Amsterdam, 1730,Bd 6, T20.

196. Guney, H.F. Tolstoy and Heidegger: in search of authenticity in "The death of Ivan Illyich" // Философский век. 10: Философия как судьба: Российский философ как социокульт. тип. СПб., 1999. - Р. 73-83

197. Kovarsky Gina. Musical Metapoesis and Metaphysics in War and Peace // Tolstoy Studies Journal Vol.XII 2000

198. Rist J.M. Stoic Philosophy. Cambridge, 1969.

199. Spanneut M. Permanence du Stoicisme. De Zenon a Malraux. Gembloux, 1973.

200. Zeller Ed. Die Philosophie der Griechen. Tubingen: S.n. 1852. Tl. 2. Abtl. 2. 951 S.200. «Oeuvres completes de Seneque le Philosophe». (Paris, 18601861)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.