Литературная история Жития Кирилла Новоезерского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Карбасова, Татьяна Борисовна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 407
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Карбасова, Татьяна Борисовна
Введение.
Глава 1. Первоначальная редакция Жития Кирилла Новоезерского
§ 1. Общие замечания.
§ 2. Автор, время и место создания Первоначальной редакции
Жития.
§ 3. Литературные источники Первоначальной редакции, особенности её композиции и стиля.
Глава 2. Основная редакция Жития Кирилла Новоезерского
§ 1. История создания Основной редакции.
§ 2. Ранний вариант Основной редакции.
§ 3. Поздний вариант Основной редакции.
§ 4. Вариант со Словом на обретение мощей и
Чудом о Иване Грозном.
§ 5. Вариант Кирилловского сборника.
§ 6. Чудеса, дополнительные к основному корпусу Жития.
§ 7. Монографический агиографический сборник как тип агиографического сборника: на примере сборника, посвященного Кириллу Новоезерскому.
Глава 3. Историческая редакция Жития Кирилла Новоезерского.
Глава 4. Краткие редакции Жития Кирилла Новоезерского и другие письменные памятники, содержащие сведения о преподобном Кирилле
§ 1. Проложная редакция Жития.
§ 2. Тихановская редакция Жития.
§ 3. Пророчество.
§ 4. Месяцесловная запись.
§ 5. «Сказание о летех».
§ 6. Сведения о Кирилле Новоезерском в Сказании о
Тихвинской иконе Божией Матери.
Глава 5. Службы и молитвословные памятники, посвященные Кириллу Новоезерскому
§ 1. Служба надень преставления (4 февраля).
§ 2. Служба на обретение мощей (7 ноября).
§ 3. Молитвы и Акафисты преподобному.
Глава 6. История почитания преподобного Кирилла Новоезерского
§ 1. Почитание святого до установления его церковного прославления.
§ 2. Церковное прославление святого в 20-е гг. XVII в.
§ 3. Почитание святого от установления церковного прославления до обретения мощей (1628-1649 гг.).
§ 4. Почитание святого после обретения мощей (после 1649 г.).
§ 5. География почитания Кирилла Новоезерского.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Локальный агиографический текст в историко-литературном контексте XVII - середины XVIII столетий: Житие Иродиона Илоезерского2012 год, кандидат филологических наук Лифшиц, Александр Львович
Кирилло-Новоезерский монастырь как социокультурное явление средневековой жизни Московского государства: 1540-е - 1660-е гг.2005 год, кандидат исторических наук Сазонова, Татьяна Викторовна
Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен2008 год, кандидат исторических наук Чурина, Ирина Олеговна
Житие и устав Св. Корнилия Комельского как исторический источник2001 год, кандидат исторических наук Сергеев, Алексей Геннадьевич
Сакрализация пространства основателями русских монастырей в XIV–XV веках2023 год, кандидат наук Носов Артём Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литературная история Жития Кирилла Новоезерского»
Житие Кирилла Новоезерского относится к самому распространенному в XVI в. типу житий — житию устроителя монастыря. Оно повествует о Кирилле Белом, основателе Воскресенского монастыря на озере Новом под Белозерском. Для нас это Житие представляет интерес прежде всего тем, что, являясь «типичным» для своего времени и для русской агиографии вообще, позволяет лучше понять законы функционирования агиографического жанра. Будучи рядовым памятником житийной литературы, Житие никогда не становилось объектом самостоятельного монографического исследования, хотя, как правило, всегда включалось в общие обзоры агиографических произведений.
Первым проявил интерес к Житию Кирилла Новоезерского епископ Амвросий (Орнатский): рассматривая в «Истории российской иерархии» проблему времени основания монастыря, он обратил внимание на хронологические несообразности, которые содержит текст Жития.1
Собственно изучение памятника связано со становлением русской агиологии - впервые Житие становится предметом анализа в монографии В.О. Ключевского, но в ней оно было отнесено к разделу «позднейших житий и редакций» и подробно не рассматривалось.2 Тем не менее, выводы Ключевского актуальны до настоящего времени. Он использовал списки XVII в. и полагал, что Житие было написано в начале XVII в. монахом, вступившим в монастырь Кирилла в конце XVI в., который имел возможность в своей работе использовать «хорошие источники». Ключевскому же принадлежит наблюдение о том, что в предисловии к Житию Кирилла был использован отрывок из Жития Евфимия Великого.
После выхода работы Ключевского оживилось собирание источников русской агиографической литературы, что отразилось в справочных изданиях: Н.П. Барсуков указывает 27 списков Жития,3 М.В. Толстой добавляет к ним еще
1 Амвросий (Орнатский), еп. История Российской иерархии. М., 1812. Ч. 4. С. 507516.
2 Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871 (репринтное издание: М., 1988). С. 319-320.
3 Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 307-308.
4 рукописи;4 но все они различают лишь одну редакцию. Содержание памятника проанализировал в своем обзоре архиепископ Филарет (Гумилевский)5.
В 70-е гг. XX в. Житие привлекло внимание филологов: М.В. Рождественская начала изучение истории текста и представила некоторые свои наблюдения, связанные с рукописной традицией памятника, на конференции «Чтения по литературе и культуре Древней Руси» (Вологда, 1978 г.). Эту работу продолжила Н.А.Фомина, которая в 1981г. защитила дипломное сочинение, посвященное этому агиографическому памятнику. К сожалению, никаких публикаций по материалам этих исследований так и не было осуществлено.
Насколько мы можем судить, предметом изучения всех вышеназванных исследователей явилась одна, самая распространенная, редакция Жития, названная нами Основной. Текст этой редакции публиковался дважды: в 1843 г. вышло издание, предназначенное для церковных нужд, — с приложением Службы чудотворцу;6 в 2003 г. на кафедре математической лингвистики СПбГУ было подготовлено издание Жития по одному списку (РНБ, Кирилло-Белозерское собр., 66/1305).7 Между тем, известные на сегодняшний день списки Жития позволяют выделить пять редакций: Первоначальную, Основную, о
Историческую и две кратких — Проложную и Тихановскую.
Выявление и описание этих редакций, а также установление взаимоотношений между ними представлялось нам задачей настоящей работы. Однако еще на начальном ее этапе стало очевидно, что процесс редактирования Жития связан с редактированием других произведений, повествующих о Кирилле Новоезерском, — в первую очередь, Службы, а также Слова на обретение мощей, «Сказания о летех», Пророчества святого. И хотя основным
4 Толстой М.В. Книга, глаголемая описание о российских святых. М.,1888. С. 142-143.
5 Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею церковью или местно. 3-е изд. Ч. 1: Январь-апрель. СПб., 1882. С. 154 -163.
7Житие и чюдеса преподобного и богоносного отца нашего игумена Кирилла Белаго Новоезерского чюдотворца с приложением службы сему чюдотворцу. СПб., 1843. Текст Жития в этом издании дополнительно отредактирован по Проложной редакции.
7 Житие Кирилла Новоезерского. Текст и словоуказатель / Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003. (Памятники русской агиографической литературы). Опубликованный текст сопровождается нашей статьей об истории текста Жития: Карбасова Т.Б. Редакции Жития Кирилла Новоезерского // Житие Кирилла Новоезерского.С. 9-21.
8 Карбасова Т.Б. Житие Кирилла Новоезерского // СККДР. Вып. 3. 4.4. Дополнения. СПб., 2004. С. 842-850. предметом исследования оставалось Житие преподобного, что и получило отражение в заглавии диссертации, мы все же старались не упускать из вида все «сопутствующие» тексты. Лучшим контекстом для рассмотрения всего комплекса этих памятников в целом является история почитания святого. Таким образом, определился объект настоящего исследования — литературная история текстов, посвященных святому, и история почитания преподобного Кирилла Новоезерского.
Материалом исследования послужила 141 рукопись из различных рукописных собраний. Списки Жития были подвергнуты подробному текстологическому анализу. К сожалению, большое количество рукописей вынудило нас отказаться от подробного рассмотрения списков XIX в. — в археографическом обзоре они вынесены в отдельную группу, при этом мы ограничились лишь указанием на редакцию, к которой относится тот или иной список. Кроме того, большой объем текста Основной редакции Жития не позволил нам провести полное пословное сличение всех списков, и мы вынуждены были в большинстве случаев прибегнуть к макротекстологическому методу контрольных чтений. В результате этого списки были распределены по группам, но взаимоотношения между конкретными списками установлены не были. Возможно, эта работа будет полностью осуществлена при подготовке научно-критического издания Жития Кирилла Новоезерского.
Для определения времени и места создания редакций Жития мы обратились к подробному изучению рукописей. При этом были применены методы палеографического и кодикологического анализов, их результаты обобщены в подробном археографическом обзоре, завершающем диссертацию. В ходе этой работы был собран материал, позволяющий сделать выводы по истории бытования списков, увидеть последовательность изменений типов сборников, содержащих интересующие нас тексты.
Самым результативным оказался источниковедческий анализ. При детальном рассмотрении оказалось, что и Житие, и Служба сложены из многочисленных фрагментов «чужих» текстов, определение круга источников заимствований позволило нам не только понять метод работы авторов Жития и Службы, но и явилось ключом к интерпретации текстов, позволило увидеть святого в парадигме уподоблений.
Несомненным подспорьем в проведении настоящего исследования послужило участие автора в проекте по созданию картотеки по источникам русской агиографии. Автор выражает свою бесконечную благодарность коллегам — сотрудникам Отдела древнерусской литературы ИРЛИ, чьими трудами создается эта База данных. В своем исследовании мы будем неоднократно пользоваться содержащимися в ней сведениями, называя этот проект «База данных по источникам агиографии», здесь же отметим, что сама картотека хранится в ОДРЛ, а информация о ней представлена и в печати,9 и в Интернете.10 Особенно эффективным оказалось обращение к Базе при проведении источниковедческого анализа и сбора статистических сведений для историко-литературного анализа.
На характер проведенного исследования повлияло и наличие большого, хорошо сохранившегося монастырского архива кон. ХУ1-сер. XVII вв. Эти документы были собраны и блестяще систематизированы в диссертации Т.В.Сазоновой, посвященной истории Новоезерского монастыря.11 Намеренно дистанцировавшись от нарративных источников, Т.В. Сазонова рассмотрела все хозяйственные документы (актовый материал, переписные и вкладные книги), в которых отразилась повседневная жизнь монастыря в указанный период. Чаще всего мы будем пользоваться сведениями Вкладной и Приходо-расходных книг, а также Описями монастырского имущества, поэтому помещаем здесь их краткое описание, полный источниковедческий обзор можно найти в вышеупомянутом историческом исследовании.12 Эти материалы были использованы нами при проведении реально-исторического комментирования
Творогов О.В. О «Своде древнерусских житий»// Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005. С.5-58; Понырко Н.В. Агиографический проект Отдела древнерусской литературы Пушкинского Дома // Проблемы сохранения и изучения культурного наследия (к 100-летию академика Д.С.Лихачева): Материалы научной сессии (Москва, 20 декабря 2006 г.). М., 2006. С. 99-106.
10 http://odrl.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=1937 Сазонова Т.В. Кирилло-Новоезерский монастырь как социокультурное явление средневековой жизни Московского государства (1540-е—1660-е гг.): Дисс. . канд. ист. наук. СПб., 2005.
12 Вкладная книга Новоезерского монастыря составлена в 1678 г., самые ранние зафиксированные вклады относятся к 1627 г. Хранится в собрании Череповецкого музейного объединения, 361/374. Кн. 9-95. № 29.
Приходо-расходные книги Новоезерского монастыря за 1562/63-1664 гг. хранятся в Архиве СПб ИИ РАН, колл. 115, д. 662.
Описи имущества Новоезерского монастыря за 1581, 1614, 1628,1631, 1632, 1634,1638,1646,
1649,1657 гг. хранятся в Архиве СПб ИИ РАН, колл. 115, д. 663.
Опись имущества 1628 г. находится в ГИМ, собрание Уварова, 4°, № 1116.
Описи 1662 и 1775 гг. находятся в РНБ, их шифры соответственно Q. IV. 394 и F. IV. 747.
Жития, а также для реконструкции состава монастырской библиотеки и изучения истории почитания святого.
В результате исследования, проведенного всеми вышеперечисленными методами, была создана работа, имеющая следующую структуру: первые четыре главы посвящены истории создания и редактирования Жития, в пятой рассмотрены Службы и молитвословные памятники, посвященные Кириллу Новоезерскому, завершается исследование обобщающим очерком по истории почитания святого.
Прежде чем приступить к собственно исследованию, приведем некоторые сведения о жизни святого и об истории созданной им обители.
В Житии названы лишь две даты — дата основания Новоезерского монастыря — 4 марта 1512 г. (или 1517 г. по Основной редакции), и дата преставления святого — 4 февраля 1532 г. Преподобный Кирилл был уроженцем города Галича, происходил из рода Белых (из-за созвучия «Житие Кирилла Белого» часто путают с «Житием Кирилла Белозерского»), в юном возрасте принял постриг у Корнилия Комельского. Похоронив родителей, он отправляется из Корнильева монастыря в странствие по святым местам русской земли, а затем поселяется на Красном острове Нового озера в 30 верстах от Белозерска. Несмотря на видимое стремление к уединению (выразившееся в выборе небольшого по размерам острова, на котором прежде, по-видимому, никто не жил), автор Жития отмечает, что Кирилл сам построил рядом со своей кельей келью «на собрание братии» и воздвиг сразу две церкви — одну в память Воскресения Христова, другую — во имя Богородицы Одигитрии. Монастырское братство собирается, и при своем преставлении святой оставляет им некоторое пророчество, толкование которого со временем менялось. Написанное через 50 лет после преставления святого, Житие помимо описания жизни святого содержит сведения о 19 посмертных чудесах.
Упомянем здесь и о том, о чем в Житии не говорится. Монастырь Корнилия Комельского был важным духовным центром своего времени, среди учеников преподобного Корнилия было 8 святых.13 Почти все они ушли из Комельского монастыря после смерти своего учителя: «Преподобному и богоноспому отцу нашему Корнилию игумену ко Господу отшедшу, ученицы
Сергеев А.Г. Житие святого Корнилия Комельского как исторический источник: Дисс. . канд. ист. наук. СПб., 2000. С. 3. же его оставиша своего пастыря и учителя и приимше своя воля койждо, желая на игуменство, а инии на келарство, ини же на нарядничество, а инии же святи и преподобнии отцы узскимъ и тТЗснымъ путемъ путь шествующе».14 Однако преподобный Кирилл основал свою пустынь еще при жизни Корнилия и умер на 5 лет раньше учителя. Мы не знаем, был ли Кирилл «книжником», но, несомненно, был грамотным человеком — ибо имел священническое рукоположение (в Житии не говорится о том, от кого он его принял, но засвидетельствовано, что святой сам служил литургию), и после его смерти в монастыре как святыня почиталась его личная Псалтирь, сохранившаяся до нашего времени.15
Монастырь, основанный святым, был небольшим, и, кажется, после преставления преподобного жизнь в нем едва теплилась — главным образом, за счет царских пожалований. В 1542 г. монастырь получил небольшие земельные пожалования на берегу Нового озера, а с 1546/47 гг. государство стало выдавать ему ружное жалование, которое согласно решениям Стоглавого собора 1551 г. предоставлялось только «убогим» монастырям. Приблизительно в это же время небольшую островную пустынь облюбовали ученики старца Артемия Троицкого.16 Нельзя не отметить и постоянных контактов Новоезерского монастыря с удаленным от него всего на 70 верст Кирилло-Белозерским: мы знаем и о вкладах, в том числе и книжных, и о визитах старцев, и о том, что
14 Житие Иродиона Илоезерского. Цит. по ркп.: БАН, собр. Археографической Комиссии, № 6, л. 1-1 об.
15 ЧерМО (Череповецкое музейное объединение), № 9-64; 361/373.
16 В январе 1554 г. старцу Артемию Троицкому был вынесен обвинительный приговор, после которого он был сослан на Соловки, а затем бежал в Литву. Преследованию подверглись и ученики старца: преподобный Феодорит Кольский, Феодосий Косой, Порфирий Малый, а в 1556-57 гг. состоялось соборное разбирательство по делу чернеца Ионы и священника Аникея Киянского из Кириллова Новоезерского монастыря. (Калугин В.В. Артемий, монах // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 460.) Документы об этом деле хранились в Царском архиве (Описи Царского архива XVI века и Архива Посольского приказа 1614 года. М., 1960. С. 37). Несколько иначе об этих событиях говорится в «Многословном послании»: «Раби нЪции в граде Москве, украдше от стяжания господий своих, бЪжаша в пределы Белозерскиа. Убояша же ся мукъ от господий своих, внидоша в манастыря и постригошася. Потомъ съвокупишася на НовоозерЪ Федосей, нарицаемый Косой, и Игнатей, и Васианъ, ученики Артемиевы, и инии с ними. Бысть же от святаго собора, иже в Москве, взыскание от безбожной сей ереси. Тогда началницы разбЪгошася от Новоозера: Игнатей на Двину, Косой и Васиан с прочими — в Литву» (БЛДР. СПб., 2000. Т. 10. С. 240).
Как согласуются эти свидетельства, пока неясно, но и в том, и в другом случае местом пребывания учеников старца Артемия назван Новоезерский монастырь.
Напомню, что в последнее время устоялась точка зрения, согласно которой Артемий Троицкий, также как и Кирилл Новоезерский, был учеником преподобного Корнилия настоятелями Новоезерского монастыря становились представители администрации Кирилло-Белозерского.17
На основании размеров государевой руги Т.В. Сазонова делает вывод о том, что в середине XVI в. в монастыре было только 4 монаха, в 1581 г. монастырь владел 5 крестьянскими дворами. Библиотека монастыря, в сравнении с вышеприведенными данными, представляется весьма внушительной — в 1581г. она насчитывала 72 книги.18 В 20-е гг. XVII в. контакты с Москвой стали очень интенсивными — монастырская администрация хлопотала о прославлении основателя монастыря, о правах на рыбную ловлю — и добилась в том и в другом успеха. С 30-х гг. XVII в. в день памяти преподобного Кирилла у стен монастыря ежегодно устраивалась ярмарка.19 В 1652 г. на средства боярина Бориса Морозова в обители был построен каменный храм и в ходе строительства обретены мощи святого, что привлекло в монастырь вклады других влиятельных лиц. Со временем маленькая пустынь превратилась в крупный монастырь, это несомненно повлияло на известность его основателя. Согласно Описи 1661 г., монастырь лл владел уже 119 дворами, в нем проживало 24 старца. Это время является периодом наибольшего расцвета монастыря — впоследствии, по-видимому, в связи с общим изменением отношения государства к церкви, хозяйствование в нем было не таким эффективным. К концу XVIII в., к моменту назначения настоятелем старца Феофана (Соколова), древняя обитель пришла в упадок. Бывший келейник митрополита Гавриила, игумен Феофан получал помощь сначала от императора Павла, затем Александра, и монашеская жизнь на Красном острове получила «второе дыхание» — были заново отстроены монастырские здания, копировались старые Синодики и Житие основателя, но записи новых чудес уже не велось.
Комельского. Поэтому не удивительно, что ученики старца Артемия, ратовавшего за нестяжетельную монашескую жизнь, нашли приют в небольшой пустыни на Новом озере.
17 Подробнее об этом: Карбасова Т.Б. Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский // Книжные центры Древней Руси: Кирилло-Белозерский монастырь (в печати).
18 Карбасова Т.Б. Библиотека Кирилло-Новоезерского монастыря X У1-первой половины XVII вв. // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб., 1997. С. 28.
19 Первое ее упоминание относится к 1635/1636гг. Подробнее об этом см.: Сазонова Т.В. Кирилло-Новоезерский монастырь как социокультурное явление. С. 222.
20 Сазонов а Т.В. Кирилло-Новоезерский монастырь как социокультурное явление. С. 8.
В 1929 г. молитвенная жизнь на острове прекратилась — храмы и
91 монастырь были закрыты, мощи святого утрачены. Ныне в старых стенах на Красном острове находится тюремный изолятор особого назначения и планов возобновить здесь монашескую жизнь нет. Ситуация, в которой утрачены почти все объекты «материальной памяти» о святом и основанном им монастыре, заставляет бережнее отнестись к спискам Жития и Служб, рассредоточенным по различным рукописным собраниям. Осознание их ценности поддерживало нас на всем протяжении проведения исследования.
21 Голицын С. С. Записки уцелевшего. М., 1990. С.328-335. Храмы были закрыты еще в 1919 г., но до 1928 г. монахи продолжали жить на острове, и иногда им удавалось добиться разрешения властей на проведение богослужений. Описание монастыря в 1919 г. сделал посетивший его с командировкой от Археографической комиссии М.Г. Курдюмов. Частично его отчет опубликован, см.: Курдюмов М.Г. Отчет об археографической поездке в Белозерский край в августе 1919 г. // Памятники Отечества. М., 1993. Вып. 30: Северная Фиваида. С. 51-56. Мощи преподобного Кирилла в 1919 г. хотя и были вскрыты, но находились в монастыре.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Литературные памятники XVI века, посвященные преподобному Макарию Калязинскому: Источниковедческие проблемы2005 год, кандидат исторических наук Гадалова, Галина Сергеевна
Нило-Сорский скит как центр книжности2009 год, кандидат филологических наук Шевченко, Елена Эриковна
Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI - начале XVIII в.: религиозная практика и государственная политика2016 год, кандидат наук Романова, Анастасия Анатольевна
Житие Паисия Угличского как памятник русской региональной агиографии XVII-XVIII вв.: лингвотекстологическое исследование2013 год, кандидат наук Сосновцева, Елизавета Григорьевна
Основатели монастырей в исторической памяти и религиозном укладе Белозерья: вторая половина XIX - первая четверть XX вв.2007 год, кандидат исторических наук Третьякова, Светлана Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Карбасова, Татьяна Борисовна, 2007 год
1. См. об этом: Там же. С.499-500; Лобакова И.А.«Житие митрополита Филиппа» и севернорусская житийная традиция (Вопросы типологии) // ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 357358.
2. Рыжова Е.А. Антониев-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского. Сыктывкар, 2000. С. 68-69.
3. Яхонтов И. Жития св. севернорусских подвижников. С. 39.
4. Гаврюшина Л. К, Из истории сербско-русских литературных связей (Житие Саввы Сербского и русские агиографы XVI в.) // Советское славяноведение. 1985. № 1. С. 76-81.
5. Пак Н.В. К проблеме источников Жития Александра Свирского: переводные жития // Книжные центры Древней Руси: Севернорусские монастыри. С. 145-151.
6. Пигин A.B., Запольская K.M. К вопросу об источниках Жития Александра Свирского (Житие Пахомия Великого и Чудо архистратига Михаила «иже в Хонех») // ТОДРЛ. СПб., 2004. Т. 55. С. 281.
7. Руди Т. Р. О композиции и топике житий преподобных. С. 438.
8. Охотникова В. И. Житие Александра Свирского в списках XVI в. С. 15.
9. Alissandratos J. Medieval Slavic and Patristic eulogies. Firenze, 1982. S. 67-68, 89, 118.
10. Яхонтов И. Жития св. северноруских подвижников. С. 45-46.
11. Сергеев А. Г. Житие и Устав св. Корнилия Комельского. С. 7.
12. Достаточно сказать, что в Житии Макария Калязинского речь шла о краже монастырских волов, а в Житии Кирилла Новоезерского «о покрадении колоколов».
13. Федотова М. А. Комментарий к Житию Саввы Вишерского. С. 547.
14. Дмитриева Р.П. Агиографическая школа митрополита Макария//ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 48. С. 208-213.
15. Мы следуем образцу классификации цитат, предложенную Марчелло Гардзанити. См.: Гардзанити М. Библейские цитаты в литературе Slavia Orthodoxa // ТОДРЛ. Т.58. (в печати)
16. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до втор. четв. XVII в. (1397-1625 гг.). СПб., 2006. Т. 2: Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение / Подг. изд. З.В. Дмитриева, Е.В. Крушельницкая, Т.И. Шаблова. С. 228.
17. Мы намеренно опустили сообщение о том, что отрок покинул отчий дом в 15-летнем возрасте, так как этот фрагмент целиком заимствован из Жития Александра Свирского и характерен для целого ряда других Житий.
18. Успенский Н.Д. Византийская литургия: Анафора. М., 2003. С. 106-107.
19. Октоих. М, 1618. 4.2. л. 452.Каган М.Д. Варлаам И.//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 154.2Буланина Т.В. Житие Авраамия Роствского // СККДР. Вып. 2 Ч. 1. С. 237.Дмитриев Л. А. Житие Михаила Клопского//Там жеС. 304.
20. Дмитриева Р.П. Ермолай-Еразм//СККДР. Там же. С. 223.
21. Максимова Д.Б. Житийные памятники, посвященные Нифонту Новгородскому. Литературная история текстов: Автореф. дисс. канд. фил. наук. СПб., 2001. С. 20.
22. К л ос с Б.М. Избранные труды. М., 2001. Т. 2. Очерки по истории русской агиографии ХУ1-ХУП вв. С. 374.
23. Руди Т.Р., Соколова JI. В. Осорьин Каллистрат (Дружина) Георгиевич//СККДР. Вып. 3.4.2. С. 429-433.1.9 Дмитриев JI. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVIIbb. JI., 1973. С. 249.
24. Дмитриевский А.А. К 300-летнему юбилею Астраханской епархии (Житие и подвиги первого архиепископа астраханского Феодосия) // Труды КДА. 1903. № 5. С. 163.
25. Буланин Д.М. Шаховской Семен Иванович // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 277.
26. Максимова Д.Б. Житийные памятники, посвященные Нифонту Новгородскому. Литературная история текстов: Автореферат дисс. кандфил. наук. СПб., 2001. С. 19.
27. В классификации греческих списков Жития Евфимия Великого, предложенной Ф. Халкиным, вариант редакции выделяется именно по конклюзии.
28. Первоначальная редакция Жития Кирилла Новоезерского: «Сей же преподобный и богоносный отецъ Кирилъ БЭлый чюдотворець родомъ бЪ от града Галича, родителю христиану» (л. 502).
29. Букатина Е.Ю. Спрингис Е.Э. Борисоглебский на Устье монастырь // Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 67.
30. Копанев А.И. История землевладения Белозерского края ХУ-ХУ1вв. М.; Л., 1951. С. 135.
31. Истоки русской беллетристики. Л., 1971. С. 382.
32. Соколова Л.В. Две русские редакции XVIIв Повести об Аполлонии Тирском. // ТОДРЛ. М., 1979. Т. 34. С. 321.
33. Демкова Н.С. Средневековая русская литература: Поэтика, интерпретации, источники. СПб., 1997. С. 97-103.
34. Опись Новоезерского монастыря 1628 г., л. 20.
35. РНБ, собр. СпбДА А/1 16. Копийные книги Кирилло-Белозерского монастыря, л. 980, л. 699.
36. Подробнее о деятельности игумена Тита см.: Сазонова Т.В. Кирилло-Новоезерский монастырь как социо-культурное явление. С. 87-91
37. Согласно «Описи книгам, в степенных монастырях находившимся» в библиотеке Борисоглебского монастыря насчитывалось несколько десятков томов. (Букатина Е,Ю. Спрингис Е.Э. Борисоглебский на Устье монастырь . С. 68).
38. Книга расходная Новоезерского монастыря 1624 г., л. 108 об.
39. Книга расходная Новоезерского монстыря 1625/1626 гг., л. 173.
40. Ср. с Первоначальной ред.: «Иногда же плоть свою даваше на снЪдение комаромъ, и мшыцамъ, и пауком.»(л. 515 об.).
41. Ср. с Первоначальной ред.: «Страхом Божиимъ ограждался и упражняяся ото всякаго лукавого дЪлания, богаТВющеся смирениемъ.»(л. 513 об.).
42. Ср. с Первоначальной ред: «И тамо обхожаше вся святая мЪста и грады и веси. И доиде Новаграда и Пскова, и тамо вСВм святым мТЗстом поклонися.» (л. 515).
43. Ср. с Первоначальной ред: «Иприложиша ю ко гробу чюдотворца, и молитве о ней бывшее к божественнЪй ракЪ у гроба.» (л. 544).
44. Ср. с Первоначальной ред: «Глаголя: "Стопы моя . и сохраню запов'Вди Твоя". И восстав, изыде из монастыря не яве, но втайне.» (л. 514 об.).
45. П о н ы р к о Н.В. Герман Тулупов//СККДР. Вып. З.Ч. 1.С. 196, 197.168 Там же. С. 197.
46. Алексеев В.Н., Турилов А. А. Герман//Православная энциклопедия. М., 2006. Т. И. С. 253.
47. Алексеев В.Н. Троицкий книгописец Герман Тулупов // Сибирское собрание М.Н. Тихомирова и проблемы археографии. Новосибирск, 1981. С. 130.
48. Белова J1. Б. Новые материалы для истории русской библиографии в библиотеке Антониево-Сийского монастыря // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 3 (21). С. 6.
49. Белова Л. Б. Новые материалы для истории русской библиографии. С. 6.
50. БАН, Архангельское собр., Д 302, л. 12.
51. Оба сборника составлены священниками Соли Галичской: ГИМ, собр. Забелина, №463 (кон. XVII в.) и РГБ, ф. 178 (Музейное собрание), № 9375 (1711 г.).
52. ГИМ, Единоверческое собрание рукописей, №77 (кон. XVII в.) и РГБ, ф.178 (Музейное собрание), № 4108 (кон. XVII-нач. XVIII вв.).
53. Здесь и далее Первая редакция Слова и Чуда цит. по ркп. РНБ, р. XVII. 152, л. 85.
54. Подробнее см.: Сазонова Т.В. Кирилло-Новоезерский монастырь как социо-культурное явление.С. 47-48.203 Там же. С. 213.
55. Упоминание двух посланий от царя и от патриарха есть в грамоте архиепископа Маркелла архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря Афанасию (грамота опубликована: Успенский Н.П. Белозерская старина.С. 36-37).
56. Таким образом Маркелл стал первым архиепископом Вологодским и Белозерским (См. Вологодские епархиальные ведомости. 1865. № 6. С. 198-199; № 7, С. 235-241.).
57. Благословенная грамота митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама на сооружение церкви Воскресения Христова боярином Б.И. Морозовым: РГАДА, ф. 1606, оп. 1, № 33.
58. Сазонова Т.В. Кирилло-Новоезерский монастырь как социо-культурное явление.,.С. 6974.216 Там же. С. 69.217Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви. М., 1999 (репринт). Кн. 6. С. 377.
59. См.: Бахрушин Е.В. Московский мятеж 1648 г. // Сборник статей в честь М.К. Любавского. С. 709-774; Смирнов П. Правительство Б.И.Морозова и восстание в Москве 1648 г. Ташкент, 1929.
60. Отметим, что в предшествующей иконографической традиции этот эпизод Жития не иллюстрировался: в первой житийной иконе преподобного Кирилла (середины XVII в.) клеймо с подобным сюжетом отсутствовало.
61. Текст Чуда опубликован: Карбасова Т.Б. История почитания преподобного Кирилла Новоезерского. Приложение 1 // Русская агиография: Исследования. Публикация. Полемика. СПб., 2005. С. 521-524.
62. При описании обретения мощей часто говорится об исхождении благоухания, а само открытие сопровождается обычно исцелениями. Не является ли запись этого чуда попыткой инициировать обретение мощей?
63. Сазонова Т.В. Кирилло-Новоезерский монастырь как социо-культурное явление. С. 9293.
64. О местнических спорах см.:Лобанов-Ростовский А.Б. Русская родословная книга. СПб., 1895. Т. 1.С. 153-154.
65. Отметим, что в следующий свой список Жития Кирилла Новоезерского, который Кириак написал через два года после этого, в 1748 г. (ГИМ, собрание Барсова, № 851) это Чудо он уже не включил. Подробнее об этом см. в § 3 Главы 5.
66. Согласно словарю Строева, игумен Иоанникий настоятельствовал в Новоезерском монастыре с 1717 по 1720 гг. (СтроевП. М. Список иерархов . С. 79.).
67. См. об этом: Пигин A.B. Народная мифология в севернорусских житиях // ТОДРЛ. СПб, 1993. Т. 48. С. 333.
68. Афанасьев В. Костромские святые: Житие преподобного Кирилла Белого, Новоезерского чудотворца// Литературная учеба. 1994. Кн. 5: сентябрь-октябрь. С. 144-161.
69. В их число не входят Месяцесловы, Прологи, иконописные подлинники, Четьи и Служебные Минеи, Канонники и Торжественники (как имеющие собственные дефиниции), речь идет только об агиографических сборниках.
70. Ebb inghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Berlin, 1990. S.112
71. Буланин Д.M. Древняя Русь // История русской переводной художественной литературы. СПб., 1995. Т. 1: Проза. С. 49.
72. См.: Савельева Н.В. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря // ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 365-376
73. Опись библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря 1766 г. (РНБ., собр. Кирилло-Белозерского монастыря, № 107/1343):
74. Житие Кирилла Новоезерского чюдотворца, в черной коже, застешки мЪдные». Можно отождествить с ркп. РНБ, Софийское собр., № 1397;
75. Житие Кирилла Новоезерского чюдотворца, в черной коже, басмяна по золоту, застешки мЪдные». Можно отождествить с ркп. РНБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря, №804/1061;
76. Житие Кирилла Новоезерского чюдотворца, в черной коже, без застежекъ». Можно отождествить с ркп. РНБ., Софийское собр., № 453;
77. Служба Кирилла Новоезерского чюдотворца, в красной коже, завяска ременная». Можно отождествить с ркп. РНБ., собр. Кирилло-Белозерского монастыря, № 771/1028.
78. Леонид. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа Уварова. М., 1893. Ч. 2. С. 332-335.
79. Охотникова В.И. Псковская агиография. Т. 1. С. 119.
80. Речь, видимо, идет о грамоте 1584 г, подтверждающей прежние земельные пожалования и права на государеву ругу (РГАДА, ф. 1606, оп.1, № 6).
81. Христианство: Энциклопедический словарь. М, 1995. Т. 2. С. 403-404.
82. Редакция, содержащая 122 главы;
83. Редакция «Тихвинская-вкратце» (имеет самоназвание «Повесть чудна и зело полезна списана вкратце о явлении», содержит обычно от 88 до 90 глав, восходит к предыдущей);
84. Служба Кириллу Новоезерскому // Минея: Февраль. М, 1981. С. 156-172. В этом издании помещена Полиелейная редакция Службы.
85. Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество (по современным минеям). Париж, 1951.317 Там же. С. 218.318 Там же.
86. Кручинина А.Н. О музыкально-литургическом творчестве Кириллова монастыря // Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве. СПб., 2000. С. 16-21.
87. Опись Новоезерского монастыря 1628 г., л. 20.
88. Опись Новоезерского монастыря 1632 г., л. 94; Опись Новоезерского монастыря 1638 г., л. 131 об.
89. Службу Венедикту Нурсийскому здесь и далее цитирую по: Минея служебная: Март. М., 1624.
90. Службу Герасиму Иорданскому цитирую по: Минея служебная: Март.Пафпутию Боровскому, Кириллу Белозерскому и Зосиме и СавватиюСоловецким. Результаты наших разысканий мы поместили в Таблице 1.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.