Лирика Мирварид Дильбази тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Ахмедова, Азиза Яхья кызы

  • Ахмедова, Азиза Яхья кызы
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Баку
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 174
Ахмедова, Азиза Яхья кызы. Лирика Мирварид Дильбази: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Баку. 1984. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ахмедова, Азиза Яхья кызы

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА I. Лирика Мирварид Дильбази.12

ГЛАВА П. Эпические произведения Мирварид Дильбази.79

ГЛАВА Ш. Идейно-тематические особенности произведений

Мирварид Дильбази для детей.III-I

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лирика Мирварид Дильбази»

Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ К.У.Черненко отмечал: "Советские ученые, работники литературы и искусства четко видят основные направления своего вдохновенного труда, ощущают повседневную заботу КПСС о процветании духовной жизни развитого социалистического общества. Созданная Коммунистической партией благоприятная атмосфера чуткости и доверия, взыскательности и внимания к интеллигенции стимулирует народное творчество, научные открытия, создание художественных произведений, достойных нашего героического времени".*

В ряду таких замечательных поэтов, как С.Рустам, С.Вургун, М.Рагим, Р.Рза, О.Сарывелли, А.Джамиль, имеющих большие заолу

I Черненко К.У. Избранные речи и отатьи.М.Издательство политической литературы,1981,с.291. ги в создании и формировании традиций азербайджанской советской поэзии, народной поэтессе Мирварид Дильбази принадлежит специфическое место и роль. В богатейшей истории азербайджанской поэзии советского периода М.Дильбази как первая профессиональная поэтесса продолжила в новых условиях советского общества, окончательно раскрепостившего женщину, славные традиции своих предшественниц - Мехсети Гянджеви, Хейран ханум, Ашиг Пери, Хуршид-бану Натаван. М.Дильбази вступила на литературную арену в 1928 году, в самую горячую пору борьбы против чадры, за женскую эмансипацию, и вот уже более полувека идет она непроторенной дорогой поэзии.

Для литературного поколения, к которому принадлежит Мирварид Дильбази, характерно подлинное слияние творчеотва с общественной деятельностью, слова с делом. С первых же шагов на литературном поприще поэтесса активно участвовала в общественной жизни своей страны: в 20-30-х годах в женском движении, далее в культурно-общественном строительстве в республике.

В свое время выдающийся народный поэт Самед Вургун, определяя место Мирварид Дильбази среди замечательных советских поэтесс, писал: "С каким душевным подъемом и подлинным лиризмом советские поэтессы О.Берггольц, В.Тушнова, Л.Забашта, Зульфия, Д.Дааренди, С.Капутикян, М.Дильбази и др. воспевали судьбу и столь высокие человеческие качества, как любовь, дружба, верность, материнство".*

Поэтесса - участница ряда общественных мероприятий, женских съездов, член республиканского Комитета защиты мира, постоянно

I "Эдебийет ве инджесенет".Баку,1982,20 августа (на азерб.яз.). принимает участие во встречах с рабочими и трудящимися коллективами. Творчество Дильбази получило высокую оценку партии и правительства: она была дважды удостоена ордена "Знак Почета", медалей, нескольких Почетных грамот Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР, почетных званий "Отличник просвещения", "Заслуженный деятель культуры". В 1979 году ей присвоили высокое звание народной поэтессы Азербайджана. В 1982 году в связи с 70-летием со дня рождения, отмеченным как праздник нашей литературы, она была удостоена ордена Трудового Красного Знамени. Мирварид Дильбази, полная молодой кипучей энергии, продолжает свою творческую деятельность. Несмотря на беспартийность, Дильбази, по собственному ее признанию, посвятила всю свою жизнь воспеванию дела и идей родной Коммунистической партии:

Я коммунист,

Нет у меня только красной книжечки, И отметины в райкоме. Но есть у меня убеждение И огромная вера в коммунизм.*

Подстрочник)

Актуальность темы: Творчество Мирварид Дильбази Органически слито с самыми боевыми и партийными традициями советской поэзии. Изучение формирования и дальнейшего развития ее творческой индивидуальности равнозначно исследованию одной из насыщенных, наиболее идейных и интернациональных страниц поэзии советских лет. В истории этой поэзии М.Дильбази принадлежат настолько большие заслуги, что ее творческая индивидуальность, обусловленная народностью и партийностью, заслуживает всестороннего изучения, благодаря которому представляется возможность, с одной стороны, выявить идейно-эстетическое многообразие советской поэзии, с другой - глубже осветить и пропагандировать творчество поэтессы, как живую традицию и ценность.

Богатейшее творчество народной поэтессы М.Дильбази с точки зрения изучения серьезных научно-теоретических проблем азербайджанской советской литературы приобретает научно-фактологическое и теоретическое значение. Творчество Дильбази в плане научно-иоторического исследования таких актуальных проблем, как формирование боевых традиций новой советской азербайджанской поэзии, женская эмансипация и роль в этом движении литературы, жанр лирики и поэмы в советской поэзии, формирование азербайджанской советской детской литературы и историко-революционная тема, дает богатейший материал.

Народный писатель Азербайджана, Герой Социалистического Труда

Мирза Ибрагимов следующим образом высказывается о значении твор ■ • . чества своего товарища по перу: "Мирварид Дильбази одна из самых вдохновенных поэтесс. Ее творчество, опирающееся на глубокую народность, отражает мысли и чаяния народа, нашего современника. Как поэтесса Мирварид Дильбази росла на бессмертных классических традициях Мехсети Гянджеви, Хуршидбану Натаван, Хейран ханум. Развив традиции замечательных предшественниц, она обогатила своим творчеотвом азербайджанскую советскую поэзию, внесла достойный вклад в поэтическую сокровищницу многонациональной литературы народов СССР".1

Вот почему одной из важных проблем литературоведческой науки является аналитическое исследование в типологическом плане инди

I Во славу Родины."Коммунист",1982,12 ноября (на азерб.яз.). ввдуальных творческих особенностей поэтессы, и сегодня на высоком художественном уровне воспевающей современную тему и непосредственно участвующей своими произведениями в расцвете азербайджанской и всесоюзной литературы.

Цель и задачи исследования. История литературы, как основного объекта литературоведческой науки, складывается из творчества отдельных выдающихся мастеров искусства. Ооновное содержание и кардинальные идеи истории литературы прежде всего находят выражение в творческих поисках и индивидуальности ее видных представителей. Этим и обусловлена целесообразность и актуальность исследования в монографическом плане литературной деятельности М.Дильбази. Уместно напомнить, что до недавнего прошлого безуспешной и безрезультатной для литературоведения оказалась инициатива создания истории литературы, исходя только из ее основных проблем и жанров, минуя очерки-портреты о творчестве отдельных ее представителей. С этой точки зрения в центре внимания литературоведов встает ответственная задача изучения творческого пути и художественной эволюции ряда литературных деятелей, что, несомненно, является основным средством и подступом к созданию подлинной истории советской литературы. Цитируемое ниже дальновидное методологическое указание В.И.Ленина подтверждает роль творчества отдельных художников в изучении истории литературы: "Идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действия личностей, представляющих из себя несомненно деятелей".*

Важно отметить, что научно-эстетическое значение проблем, более всего волнующих современное литературоведение, их конкретное

I В.И.Ленин.Полн.собр.соч.,т.I,с.159. содержание и смысл яснее постигаются и высвечивают в контексте с творческим миром выдающихся писателей, создающих историю литературы. Теоретические проблемы только тогда приобретают подлинно научный смысл, когда они разрешаются на богатом творческом материале, художественной практике и опыте одного конкретного писателя или поэта. В таком случае первым условием для поднятия проблемно-теоретического уровня литературоведения является глубокое, всестороннее изучение и выявление творческого облика, пути и индивидуальности писателей. Исходя из этого, основной целью диссертанта было привлечь к исследованию литературную деятельность Мирварид Дильбази как народной поэтеосы и на этом материале проследить процесс становления, формирования и дальнейшей эволюции ее творческой индивидуальности и заслуг перед азербайджанской советской поэзией, обобщить ее поэтические искания, столь важные для всей нашей поэзии, и, наконец, дать ей оценку в научно-проблематичном плане. Диссертант наметил определенные задачи, которые пытался решить в научном аспекте.

В первую очередь ею были установлены и конкретно охарактеризованы основные этапы пройденного поэтессой длительного и плодотворного творческого пути, выдвинуты на передний план новые идейно-художественные особенности (с точки зрения идейной тематики и художественной эстетики), обогатившие тот или иной этап литературной деятельности М.Дильбази. Важным объектом исследования явилось также определение идейно-тематической специфики лирики поэтессы, эстетических и жанровых особенностей поэм. Диссертант не обошел молчанием и столь важную для наследия поэтессы проблему, как детская литература, исследовал идейно-художественные поиски ее в этом направлении, научно обобщил заслуги перед азербайджанской детской литературой. Все указанные вопросы соискатель рассматривает в тесной взаимосвязи творчества поэтессы с литературно-критической мыслью за более чем пятидесятилетний период, пытается нарисовать общую картину отражения и оценки творчества М.Дильбази в литературно-художественной критике.

Предмет исследования. Поэтическое творчество Мирварид Дильбази, с 1927 года активно участвующей в литературном процессе, содержит около пятидесяти книг, множество переводов, статей и публицистических заметок, сценических и детских произведений. Стихи поэтессы переведены на языки народов СССР: русокий, украинский, татарский, туркменский, узбекский, армянский, а также индийский и болгарский, прославились на весь Советский Союз, имя ее произносится в ряду славных советских поэтесс Зульфии, Фазу Алиевой. Партийностью, интернационалистским духом, чистым и проникновенным голосом поэзия Дильбази завоевала признание читательской аудитории, стала ценным духовным достоянием социалистической культуры нашего народа.

Диссертант уделил особое внимание изучению первых опубликованных в печати вариантов произведений поэтессы, по мере возможности акцентируя разночтения в новых изданиях. Кроме того, отношение литературной критики к поэзии Мирварид Дильбази, начиная с тридцатых годов и по сегодняшний день, прослеживается на материале первоисточников - печатного материала - и составляет главную часть объекта исследования. Диссертант основательно знакомится с монографиями, посвященными жизни и творчеству видных азербайджанских поэтов С.Рустама, С.Вургуна, Р.Рзы, О.Сарывелли, просматривает научные и литературно-критические статьи.

Творчество Мирварид Дильбази привлекло внимание критики еще в начале тридцатых годов, в печати периодически появлялись рецензии на вышедшие книги поэтессы. Б статьях критиков Оруджали Гасанова, Идаята Эфендиева высказан ряд интересных выводов из их наблюдений.*

В период Великой Отечественной войны и в пятидесятые годы в творчестве поэтессы наступает новый этап, что еще более активизирует интерес критики к ее произведениям, растет число написанных о ней статей и рецензий. Отныне в списке критиков, занимающихся творчеством М.Дильбази, появляются новые имена: М.Мирджаб-бар, А.Ахундов, М.Аскеров. Критики смелее высказываются о поэзии

Дильбази, более профессионально отзываются о ее художественных 2 поисках.

60-70-е годы - пора расцвета лирики Мирварид Дильбази. В этот период ее поэтические книги в центре внимания таких видных писателей и критиков, как Али Beлиев, Ахмед Джамиль, Касум Касумзаде, Наби Хазри, Халил Алимирзоев, Аяз Вефалы, Мамед Ибрагим (Араз), Бекир Набиев, Аббас Гаджиев, высоко и благожелательно отзывавшихся о партийности, интернационалистских и гражданских традициях ее поэзии, давших четкий анализ роли и места М.Дильба-зи в азербайджанской советской поэзии. В 1978 году выходит из

1 Оруджали Г. Стихи М.Дильбази."Эдебийет ве инджесенет",Т937, 12 декабря; Идаят Э. О творчеотве М.Дильбази."Эдебийет газети*, 1938,1 марта; Идаят Э. Творчество М.Дильбази."Революция и культура ,1939,$ 5, с.32-35.

2 Оруджали Г. Новые стихи Дильбази."Эдебийет газети",1944.24 июля; Мирджаббар М.,М.Дильбази."Коммунист",1948,7 января (на азерб.яз.); Аскеров М. Мечта художника."Ингилаб ве меденийет", 1949,№ 3,с.75-78; Ахундов А. О поэме "Рейхан"."Азербайджан гянд-жляри",1954,9 июня (на азерб.яз.).

3 Касумзаде К. Как и сама Джамиля."Эдебийет ве инджесенет",1960, 7 октября:Набиев Б.Поэзия жизни."Азербайджан",1963.№ 2.с.87-90:Мамед Ибрагим.Поэзия тонких чувств."Азербайджан;Т968,№ 8, с.97-99;Алимирзоев X.Там,где проявляются характеры."Коммунист", 1965,11 марта (на азерб.яз.). печати монография диссертанта, посвященная творчеству М.Дильбази,* Накануне и в дни юбилейных торжеств по случаю 70-летия поэтессы был написан ряд солидных статей, которые давали высокую р оценку ее творчеству. В частности, представляют интерес слова одного из наиболее последовательных критиков творчества поэтессы К.Касумзаде: "Ее перо - творец широкого, раздольного искусства, достояние отточенных, нетупеющих перьев, оставивших после себя ценнейшее наследие. Нет ни одного важного исторического события в нашей республике, стране, во всем мире, которое не отрао зилось бы в поэзии Дильбази".

Было бы глубокой ошибкой утверждать, что критика оказалась равнодушной к творчеству Мирварид Дильбази. Однако нельзя не констатировать и тот факт,что большинство статей, посвященных ее поэзии, это скорее всего рецензии. До сих пор богатейшему полувековому наследию замечательной поэтессы не посвящены серьезные статьи или исследования обобщающего характера. Единственная, посвященная творчеству М.Дильбази монография принадлежит 4 автору настоящего труда.

Научная новизна диссертации в том, что впервые здесь научно проанализировано и обобщено в художественно-эстетическом плане

1 Ахмедова А.Очарована этим краем.Баку:Язычы,1978.-89 с. (на азеро.яз.).

2 Касумзаде К. Высокая поэзия."Эдебийет ве инджесенет",1982,20 августа: там же: Зульфия.Годы прошли; Рагинис Л.Уважаемая поэтесса; Велиев Р. Если доведется быть в Тебризе.(на азерб. яз.).

3 Касумзаде К. Высокая поэзия."Эдебийет ве инджесенет",1982,20 августа.

4 См.:Ахмедова А. Очарована этим краем.Баку:Язычы,1978.-89 с. (на азеро.яз.). сложное и разностороннее искусство народной поэтессы Мирварид Дильбази, прошедшей более полувековой творческий путь. Впервые диссертантом сделана попытка в проблемном аспекте охарактеризовать основные особенности ее творческой практики. Именно ею выдвинута и исследована оригинальная проблема - формирование, рост и последующие этапы творческой деятельности поэтессы. Оригинальны поиски автора и в области определения основных идейно-тематических особенностей творчества М.Дильбази как детской писательницы. Диссертант рассматривает поэтический путь Дильбази в русле магистрального процесса развития азербайджанской советской поэзии, впервые проявляет инициативу установить ее место в этом процессе. В диссертации нашла широкое освещение богатейшая фактографическая панорама творчества М.Дильбази, впервые введены в научный обиход материалы, связанные с освещением его в критике.

Практическое и теоретическое значение исследования в том, что сделанные автором обобщения, затронутые проблемы и квалификация научно-художественного материала приобретают серьезное значение при создании истории азербайджанской советской литературы, а также в учебном процессе в высших учебных заведениях филологического профиля, в частности при изучении спецкурсов по творчеству М.Дильбази. Поэзия Мирварид Дильбази играет важную роль в пропаганде культурных завоеваний азербайджанского народа и в особенности женщин за годы Советской власти, а также интернационалистских и партийных традиций советской поэзии. Исследование идейно-тематических особенностей поэзии Мирварид Дильбази в плане проблемы формирования в азербайджанской советской литературе метода социалистического реализма вызывает теоретический интерес и представляет значительный фактический материал.

- II

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют труды классиков марксизма-ленинизма о литературе и искусстве, решения и постановления ЦК КПСС, материалы партийных съездов, в частности ХХУ1 оъезда, а также богатейший методологический опыт в области исследования советским литературоведением литературного процесса.*

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Из 166 страниц, составляющих объем работы, 159 страниц представляют собственный текст, 7 страниц отведено под список литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Ахмедова, Азиза Яхья кызы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мирварид Дильбази - замечательная советская поэтесса, первое стихотворение которой вышло в печати в 1927 году. Своей поэзией в присущей ее творческой индивидуальности манере поэтесса приняла активное участие в формировании боевых, верных социалистическому реализму партийных традиций. На литературную арену она вступила в тот же период, что и наши выдающиеся поэты С.Вургун, М.Мушфик, М.Рагим, С.Рустам, Р.Рза, О.Сарывелли, А.Джамиль, Н.Ра-фибейли, заложившие фундамент азербайджанской советской поэзии, ее наилучшие традиции; в области создания этой поэзии плечом к плечу с ними шла М.Дильбази по долгому, плодотворному и не всегда легкому пути творчества.

И хотя этот путь в определенной степени сконденсировал основные магистрали азербайджанской советской поэзии, прекрасно, со всей художественно-эстетической зрелостью воспроизвел этапы и тенденции ее развития, в целом именно поэзия М.Дильбази утвердила ее яркую творческую индивидуальность, умение создать собственный стиль и почерк, очертить проблемно-тематический круг и идейный мир, что, несомненно, следует рассматривать как достижение, обогатившее азербайджанскую советксую поэтическую школу.

М.Дильбази - одна из тех мобильных писательниц,которая своевременно и чутко ощущала назревшие проблемы действительности и с высоким мастерством и поэтическим видением воспроизводила их в своем творчестве. Активная жизненная позиция всегда была отличительной чертой поэзии М.Дильбази, выдвинувшей ее в разряд лучших певцов современности, передовых советских поэтов. Ее поэзия формировалась и прогрессировала в период с конца 20-х-начала

-15730-х годов в условиях социалистического уклада и блестяще отразила социально-иоторические достижения азербайджанского народа. Б ее произведениях нашло широкое поэтическое отражение освободительное движение женщин,понявших свое истинное положение в борьбе за лучшее будущее и принявших в ней участие,трагическое прошлое наших бабушек,веками бесправно живших под чадрой на положении рабынь. В азербайджанской советской поэзии именно М.Дильбази впервые после Джафара Джабарлы на языке высокой поэзии в образах сильных,положительных героев воспела огромную историческую прогрессивную роль наших женщин в условиях социализма.

Еще накануне Великой Отечественной войны своим чутким сердцем матери ощутила Дильбази приближение новой мировой бойни, рас зоблачала, как и все передовые поэты мира, фашистскую опасность, призывала народы планеты к борьбе за мир и международное сотрудничество. Начало Великой Отечественной войны оказало огромное V воздействие на творчество поэтессы, ярчайшим образом раскрыло идейно-художественные возможности ее поэзии,выдвинуло на передний план центральные темы ее творчества - патриотизм й интернационализм. В условиях военного времени со всей решительностью I утвердившая свою непоколебимую веру художника, поэтесса создает призывные произведения, вдохновлявшие народы на смертельную охватку с фашизмом, с высокой художественной силой отображает невиданные подвиги красноармейцев на фронте, бесчеловечную мораль и зверства коричневой чумы. Еще до окончания войны Мирварид Дильбази создает замечательные гуманистические и философские лирические стихи о мире,о безоблачном будущем человечества без войны,еще более углубив и конкретизировав эти мотивы в годы холодной войны.

- 158

Наблюдающиеся в нашей поэзии со второй половины 50-х годов новые тенденции наглядно проявляются и в творчестве М.Дильбази. Ширится тематический диапазон ее лирики, привлекают внимание глубина мысли и содержания, лирический темперамент, задушевность, отточенность и доходчивость языка ее произведений. Наступает как бы вторая поэтическая молодость Дильбази. Литературная критика характеризует произведения поэтессы 60-70-х годов как новый этап в ее творчестве.

М.Дильбази - художник яркой творческой индивидуальности,своеобразного поэтического стиля. Ее отношение к жизни,поэтическое восприятие отличают искренняя простота,ясность и естественность. Из обычных жизненных наблюдений она извлекает глубокие уроки, осмысляет с присущим ей своеобразием и вдумчивостью.

Одной из кардинальных тем лирики поэтессы является тема матери. Материнское чувство,с одной стороны,обусловливает философию гуманизма поэтессы, оптимистический взгляд на жизнь, о дру^ гой - отношение к окружающему миру, который она рассматривает с позиций материнской логики, наглядно проявляющейся в содержании и тематике ее лирики, придающей ей душевную щедрость.

Важное место в творчестве Мирварид Дильбази занимают произведения для детей, созданные в жанре прозы, поэзии, драматургии. Знаменательно,что поэтесса создает в них немало положительных ярких образов, могущих служить примером для будущих строителей коммунистического общества, в ярких картинах отражает счастливую жизнь советских людей. В то же время она не забывает детей, живущих в капиталистическом обществе, описывает их безрадостное детство,протекающее в тоске по элементарным жизненным ценностям, в впечатляющей форме воспроизводит классовую борьбу в условиях капиталистического гнета.

Дильбази пишет произведения для детей всех возрастов. Ее перу принадлежит много произведений для дошкольников, для детей школьного возраста и юношества, отличающихся художественной зрелостью, пропагандой высоких морально-этичеоких норм.

Более оорока пяти лет М.Дильбази последовательно занимается изучением детской литературы,по мере возможности посвящает ей содержательные статьи,в которых целеустремляет своих собратьев по перу на развитие азербайджанской детской литературы, создание произведений, достойных маленьких граждан Страны Советов. Богатое творческое наследие поэтессы в области литературы для детей является большим достижением нашей поэзии и детской советской литературы. Произведения М.Дильбази "Алжирская девушка", "Красавица Фатьма" - одни из наиболее зрелых в идейно-художественном отношении образцов детской литературы. Стихи, поэтессы для дошкольников ценны образностью, живостью формы, простотой языка и мышления.

В произведениях Дильбази нашли широкое эпическое воспроизведение школьная и пионерская жизнь, образы достойных подражания школьников. В сюжете детских стихов творчески переосмысляются славные традиции предшественников А.Бакиханова, С.А.Ширвани, М.А.Сабира, А.Сиххата, С.С.Ахундова, А.Шаика.

Мирварид Дильбази всегда и во всем оправдывала высокое звание народной поэтессы, не прожив ни одного дня вне забот и чаяний азербайджанской советской культуры. Она в истинном смысле слова активный общественный деятель, уважаемый член целого ряда общественных организаций республики.

Творчество Мирварид Дильбази популярно не только в нашей республике и Советском Союзе,но и широко известно за рубежом бла

- 160 годаря переводам на языки народов мира. Произведения, над которыми вот уже более пятидесяти лет неустанно трудится поэтесса, ее многообразное поэтическое наследие - неотделимое достояние художественной сокровищницы азербайджанской советской поэзии.

Поэзия Мирварид Дильбази и оегодня живет жизнью народа, участвует в борьбе Советской страны, всего мира за безоблачное будущее человечества. Оружием слова, в непрестанном движении вперед без устали трудится она с непоколебимой верой в завтрашний день коммунизма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ахмедова, Азиза Яхья кызы, 1984 год

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве, т. 1-2. М.: Гослитиздат,1958.

2. Ленин В.И. О литературе и искусстве, М.: Художественная литература, 1976 827 с.

3. Ленин В.И. Поли.собр.соч. т.1, с. 412

4. Материалы ХХУ1 съезда КПСС М.: Политиздат, 1981 - 285 с.

5. О литературно-художественной критике. Постановление ЦК КПСС. Правда, 1972, 25 января

6. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической и массовополитической работы партии. Правда, 1983, 15 июня.

7. Алиев Г. Творческая дружба. - Азербайджан гадыны, 1966,1. II, с.12.

8. Алиев Р. Естественность поэзии. - Баку: Язычы, - 90 с.

9. Анализ литературного произведения. Л.: Наука, 1976. - 236с.

10. Андерсен Г.Х. Гадкий утенок, - Баку: Азернешр, - 1938,-26с.

11. Андерсен Г.Х. Сказки и рассказы. - Баку: Азернешр, 1938,26 с.

12. Андерсен Г.Х. Стойкий оловянный солдатик, - Баку: Азернешр,1938. 15 с.

13. Антокольский П. У очага поэзии. - М.: Сов.писатель, 1968.576 с.

14. Араз М. Годы мои. - Баку: Язычы, 1979. - 225 с.

15. Араз М. (Ибрагим) Поэзия тонких чувств. - Азербайджан,1968. № 8, с.201-205.

16. Ариф М. Москва в азербайджанской советской поэзии,

17. Азербайджан гянджлери, 1947, 7 сентября.

18. Аскеров М. Мечта художника. - Ингилаб ве медениет, 1948,4, с. 156-158.

19. Ахмедова А. Певец человеческого счастья. - Элм ве хаят,197I, № 7, с.22-23.

20. Ахундов А. Жизнь зовет, - Коммунист, 1959, 16 мая.

21. Ахундов М. Материнские чувства. - Азербайджан гадыны,1958, $ 3, с.19.

22. Барабаш Ю. Алгебра и гармония. М.: Худ.литература, 1977224 с.

23. Барто А. Братишки., - Баку: Азернешр, 1939, - 12 с.

24. Барто А. Девочка-ревушка., - Баку: Азернешр, 1938.15 с.

25. Барто А. 1-ое Мая. - Баку: Азернешр, 1932. - 18 с.

26. Беляев А. Идеологическая борьба и литература. - М.:

27. Сов.писатель, 1977. 392 с.

28. Багабзаде Б. Избранные произведения. В 2-х томах.

29. Баку: Гянджлик, 1975. 251 с.

30. Вафалы А. Всегда с пером. - Улдуз, № 8, с.47.

31. Велиев М., Халилов Г., P.Fba. ( Монография) Баку: 1960.110 с.

32. Велиев Р. Если попадешь в Тавриз. - Адабият ве инджесенет, 1982, 22 августа.

33. Веселовский А.И. Историческая поэтика. - Л.: Худ.литература. 1940, 648 с.

34. Вургун С. За высокоидейное искусство. - Баку: Гянджлик, 1970. 191 с.

35. Вургун С. Как я пишу. - Адабият газеты, 1934, ДО февраля.

36. Вургун С. Лирика. - Баку: Азернешр, 1957. - 543 с.

37. Вургун С. Создадим научную историю Азербайджана.

38. Бакинский рабочий, 1940, 12 декабря.

39. Выходцев Л. Новаторство, традиции, мастерство. - Л.:

40. Сов.писатель, 1973. 335 с.

41. Выходцев Л. Поэты и время. - Л.: Худ.литература, 1967287 с.

42. Гасанзаде Н. Мои дни и ночи. - Баку, Гяццжлик, 1973,235 с.

43. Гей Н.К. Искусство слова. - М.: Наука, 1967. - 364 с.

44. Гинзбург Л. 0 лирике. - М-Л.: Сов.писатель, - 1964.382 с.

45. Годжа Ф. Раздумья, - Баку: Язычы, 1978. - 136 с.

46. Дильбази М. Зульфия. - Адабият ве инджесенет, I960,14 марта^

47. Дильбази М, Избранные произведения в 2-х томах, т.1.

48. Баку: Азернешр, 1967. 387 с.

49. Дильбази М. Избранные произведения в 3-х томах, т.1.1. Баку: Язычы, 1982. 324 с.

50. Дильбази М. Избранные произведения в 2-х томах, т.2.

51. Баку: Азернешр, 1968. 262 с.

52. Дильбази М. Избранные стихи; - Баку: Азернешр, I957f348 с.

53. Дильбази М. Когда фиалкам холодно. - Баку: Гянджлик,1970, 707 с.

54. Дильбази М. Костер. - М.: Детгиз, 1950. - 24 с.

55. Дильбази М. Лирика. - М.: Сов.писатель, 1958. - 86 с.

56. Дильбази М. Любимый писатель детей. - Азербайджанмуаллими, 1968, 24 января.

57. Дильбази М. Любимый поэт детей. - Геярчин, 1968,2, с.4.

58. Дильбази М. Любовь рождается с нами. - Баку: Гянджлик,1979, 227 с.

59. Дильбази М. Мадина Польпон. - Коммунист, 1948, 31 марта.

60. Дильбази М. Материнская любовь. - Баку: Гяццжлик,1972. 498 с.

61. Дильбащи М. Мечта художника, - Баку: Азернешр, 1948.120 с.

62. Дильбази М. Мои маленькие друзья. - Баку: Азернешр,1956. 18 с.

63. Дильбази М. Мой подарок. - Баку: Азернешр, 1948. - 48 с.

64. Дильбази М. Моя бабушка. - Баку: Детганиздат, 195I. - 20 с.

65. Дильбащи М. Моя мечта. - Азербайджан гянцжлери, 1946,7 марта.

66. Дильбази М. Наступает весна. - Баку: Гяццжлик, 1968.23 с.

67. Дильбази М. Нахичеванские воспоминания. - Адабият веиндаесенет, 1974, 16 июня.

68. Дильбази М. Наш голос. - Баку: Азернешр, 1934. - 56 с.

69. Дильбази М. Незабвенные воспоминания'. - Коммунист, 1940.3 июня.

70. Дильбази М. Незабвенный художник. - Азербайджан гянджлери, 1971, 5 мая.

71. Дильбази М. Нерассказанные сказки. - Баку: Азернешр,1966. 20 с.

72. Дильбази М. 0 великом поэте.- Адабият ве инджесенет,1973, 2 мая.

73. Дильбази М. 0 двух авторах. - Дцабият г аз ети, 1951^26декабря.

74. Дильбази М. 0 романе в стихах "Маленький холм". - Бакы,1959, 29 сентября.

75. Дильбази М. Партизанка. - Баку: Азернешр, 1978. - 71 с.

76. Дильбаии М. Пейзажи жизни. - Баку: Гянджлик, 1967.-231 с.

77. Дильбази М. Песня весеннего луга. - Баку: Детюниздат,1946. 15 с.

78. Дильбази М. Покоряющая поэзия. - Уццуз, 1975, № 3. с.35. Ю1. Дильбази М. - Пора сиреней. - Баку: Гянджлик, 1976. - 181 с

79. Дильбази М. Поэт-гуманист. - Азербайджан муаллими, 1968,12 января.

80. Дильбази М. Поэт-коммунист. - Дцабият ве инджесенет, 196619 февраля.104., Дильбази М.

81. Ранняя весна^ Баку: Азернешр, 1937. -66 с.105. Дильбази М.106. Дильбази М.- Рейхан. М.: Детгиз, 1954. - 40 с.- С бяльщой любовью. Адабият ве инджесенет, 1974, 15 июня.

82. Создадим произведения, достойныенаших героических женщин. Азербайджан гадыны, 1957, № 4, с.18-19.

83. Стихи. Баку: Азернешр, 1962. - 122 с.

84. Стихи.М.: Госполитиздат, 1941. 68 с.

85. Стихи. Сказки. Маленькие пьесы. Баку: Детюниздат, 1959. - 176 с.

86. Стихотворения. Баку: Азернешр, 1947.88 с.

87. Там, где воспоминания. Баку: Азернешр,1964.

88. Творческие планы. Адабият ве инджесенет, 1957, 6 января.

89. Удалые дети удалых отцов. Баку: Азернешр, 1942. - 15 с.

90. Утро Мугани. Баку: Азернешр, 1955. - 72с

91. Яблоневая ветка. М.: Худ.литература,1965. 151 с.123. Жирмунский В,124. Заладов А.125. Зейналлы А.126. Зейналлы А.127. Зейналлы А.128. Зейналлы А.129. Зейналлы А.130. Зульфия131. Зульфия

92. Теория стиха. Л.: Сов.писатель, 1975.664 с.

93. В глубине строки. М.: Cofi.писатель, 1975. - 295 с.

94. За три моря. Баку: Гянджлик, 1979. - Цб

95. Непройденными путями. Баку: Элм, 1970, 303 с.

96. Поэтическое воспевание народной жизни. -Азербайджан, 1969, № 5, с.151.

97. Слово о Хазаре. Баку: Гянджлик, 1976. -197 с.

98. Я Азербайджан. - Баку: Азернешр, 1968. -267 с.132. Зульфия133. Ибрагимов М.

99. Сердца наши всегда с вами. Коммунист, 1975, 10 октября.

100. Проходят годы.- Адабият ве индаесенет, 1982, 14 августа.

101. У друзей. Бак^, 1975, 4 октября

102. Широкие синие горизонты. Коммунист, 1973, I ноября.

103. Историко-литературный процесс. Л.: Наука, 1974. - 274 с.

104. История азербайджанской советской литературы,в 2-х томах, т.1-2., Баку: Элм, 1967, 1968. 499 с.

105. История советской многонациональной литературы, т.5 М.: Наука, 1974. - 839 с.

106. Карабахлы У. Создавать высококачественные произведения.- Азербайджан муаллими, 1954, 14 апреля.

107. Караев Я. Поэзия и проза. Баку: Язычы, 1979. - 198 с.

108. Касумзаде К. Как сама Джамиля. - Адабият ве инджесенет,1961, 7 октября.

109. Касумааде К. Масштабность поэзии. - Адабият ве инджесенет, 1982, 14 августа.

110. Касумзаде К. Твердое слово. - Баку: Гявджлик, 1981.208 с.

111. Касумлв А. Утро Мугани. - Азербайджан, 1956, № 3.,с.154-157.

112. Карпов А.С. Стих и время, - М.: Наука, 1966. - 403 с.

113. Краткая литературная энциклопедия, т.9 М.: Энциклопедия, 1972, - т.9. с.478-486.

114. Крылов И.А. Басни. - Баку: Азернешр, 1935. - 20 с.

115. Кюрчайлы А. Избранные произведения. - Баку: Азернешр,1963. 488 с.

116. Лввлинский Л. Сердца взрывная сила. - М.: Сов.писатель,1972, 318 с.

117. Литература в изменяющемся мире М.: Худ.литература," 1975. . 464 с.

118. Литература и современность. Сб. П М.: Худ.литература, 1972. - 543 с.

119. Мамедов М. Проблема современности в азербайджанскойлирической поэзии 60-х годов* Дис. канд.филолог.наук. Баку, 1981 195 с.

120. Маршак С. Мистер Твистер. - Баку: Азернешр, 1935.34 с.

121. Маршак С. Поута. - Баку: Азернешр, 1939. - 45 с.

122. Маяковский и проблемы новаторства. М.: Наука, 1965. - 287

123. Мехти Г. Азербайджанская девочка на литературномфронте, йдаби доюшлар. Баку: 1932, 180 с.

124. Свободная женщина в литературе. Ддабият газети, 1934, II января.

125. Мирварид Дильбази. Коммунист, 1948, 7 января.

126. В предчувствии нового. О некоторых особенностях литературы шестидесятых годов, М.: 1974

127. Поэты и поэзия. М.: Просвещение, 1975. -224 с.

128. Ритмы времени. М.: Худ.литература, 1973. 528 с.

129. Граница. Баку: Азернешр, 1939, - 63 с.

130. Крестьянин и змея. Баку: Азернешр, 1935. - 37 с.

131. За современность и мастерство. Баку: Азернешр, 1968. - 128 с.

132. Поэзия жизни. Азербайджан, 1963, № 2, с. 203-206.

133. Первые шаги. Ддабият газети, 1934, 22 декабря.

134. Социалистический реализм и современный литературный процесс. М.: Сов.писатель, 1973. - 340 с.

135. Пять тетрадей. М.: Худ.литература, 1975.■ 240 с.

136. Работа поэта. М.: Сов.писатель, 1963. -336 с.

137. У карты поэзии. М.: Худ.литература, 1968. - 310 с.

138. Современные поэты и чувство истории в книп "Поэты и прозаики великих лет" М.: Худ. литература, 1969.-е. 307-335.171172173174175176177178179180181182183184185186,187,ч-170

139. РЗа P. По моему мнению. - Баку: Азернешр, 1967. - 240с

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.