Легитимация дизайна в культуре: на примере текстиля 1920-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Ермолаева, Мария Ильинична

  • Ермолаева, Мария Ильинична
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 172
Ермолаева, Мария Ильинична. Легитимация дизайна в культуре: на примере текстиля 1920-х годов: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2009. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ермолаева, Мария Ильинична

Введение.

Глава 1. ДИЗАЙН КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

1.1. Понятие «дизайн» в гуманитарной науке.

1.2. Промышленный дизайн и искусство.

1.3. Русский авангард и дизайн.

Глава 2. ДИЗАЙН ТЕКСТИЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА

2.1. Дизайн текстиля в контексте культуры.

2.2. Основные этапы развития отечественного дизайна текстиля.

2.3. Эволюция дизайна текстиля в Советской России в 1920-е годы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Легитимация дизайна в культуре: на примере текстиля 1920-х годов»

Развитие дизайна в многогранном бытии не может быть признано однозначным и прямолинейным. Дизайн как социокультурный феномен содержит в себе некие сакральные смыслы — недаром отношение художников к дизайну в 1920-е годы подчас было проникнуто некоторой религиозностью (например, для К. Малевича дизайн был неким идолом, которому он истово поклонялся). С восприятием дизайна связано I конструирование целой идеологии вещественного мира. Дизайн как феномен культуры неизбежно связан с мироощущением эпохи, с идеологией государства, с менталитетом нации. Так, в постреволюционной России дизайн стал новым измерением «пролетарской культуры». i

Актуальность исследования. Возможность говорить о легитимации дизайна как о некоем поступательном и закономерном процессе очевидна и в то < же время* затруднительна. Само определение понятия «дизайн» требует многочисленных уточнений. Как отмечают исследователи, теория дизайна (в отличие от практики) во второй половине XX столетия не принесла более или менее однозначных результатов. В связи с этим изучение условий и предпосылок формирования дизайна как социокультурного феномена, его функционирования в культуре в сложных и многоплановых взаимосвязях с художественными стилями и направлениями обретает особую значимость. Под легитимацией в диссертации подразумевается комплекс средств (идеологических, культурных и художественных), позволивших дизайну выделиться в качестве автономной институализированной деятельности.

Через призму дизайна представляется1 возможным отчетливее увидеть картину мира, сложившуюся к началу XXI века, когда дизайн проникает во все сферы человеческой деятельности, мгновенно реагирует на изменения в культуре, в государственном устройстве, в психологии общества и в менталитете нации. Дизайн как оформление окружающего пространства в символах, знаках, орнаментах, цветовой гамме фиксирует определенные идеологические установки, маркирует эстетические и психологические предпочтения людей, сообществ, государства, эпохи. Это тем более очевидно в современном мире, когда человек стремится к оформленности, завершенности, эстетичности всего, что его окружает. Вот почему направление, в рамках которого предпринято настоящее исследование, представляется актуальным для дальнейшего развития гуманитарной науки. Дизайн должен быть объектом изучения не только искусствоведения, но и таких научных дисциплин, как эстетика, философия, культурология. Дизайн находится в постоянных и сложных взаимосвязях! с искусством, с такими актуальными для современного философского знания категориями, как Вещь, Место, Другой и т. д., является способом продуцирования новых идей, художественных предпочтений. Средствами дизайна решаются фундаментальные вопросы культурогенеза, а появление машин и связанной с этим теории механистичности (в том числе и человека) оказало решающее влияние на развитие культуры в целом.

Данная диссертация вносит определенный научный вклад и в тендерные исследования. Несмотря на то, что рисунки на ткани создавали, например, такие выдающиеся художники, как Анри Матисс и Чарлз Макинтош, сделать подлинные художественные открытия в искусстве рисунка на ткани, предопределившие его развитие и в нашей стране, и за рубежом на десятилетия < вперед, удал ось, именно женщинам художникам русского авангарда (в первую очередь, Варваре Степановой и Любови-Поповой).

Актуальность настоящей работы для научных исследований в разных областях знания представляется очевидной и в силу того, что дизайн как социокультурный феномен до настоящего времени остается недостаточно изученным. Множество исследований посвящено истории и теории дизайна, его связям с искусством, однако в гуманитарной науке до сих пор нет единого определения самого понятия «дизайн». Появляются все новые и новые подходы к осмыслению этого феномена — и прежде всего в философии и культурологии, которые требуют научного обобщения.

Цель работы — комплексный анализ процесса трансформации деятельности по обустройству среды обитания человека в самостоятельную художественную практику, выявление основных этапов развития дизайна.

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

- проанализировать феномен дизайна как способ обустройства человеком среды обитания;

- разработать исследовательские подходы к анализу дизайна как автономной сферы человеческой деятельности;

- проследить процесс внедрения художественного проектирования в разные области деятельности человека;

- определить соотношение и взаимосвязи между дизайном и искусством;

- охарактеризовать дизайн как одну из областей профессиональной деятельности художника;

- выявить характерные особенности промышленного дизайна;

- проанализировать влияние, оказанное на развитие дизайна искусством русского авангарда;

- охарактеризовать основные этапы развития дизайна;

- определить специфику отечественного дизайна текстиля 1920-х годов;

- дать характеристику тендерного аспекта художественной практики дизайна.

Степень научной разработанности проблемы. Первые теории дизайна стали возникать во второй половине XIX столетия в эстетике и искусствоведении (Дж. Рёскин, У. Моррис, Г. Земпер, Г. Рид, Т. Мальдонадо, Ф. Рёло и др.).

В^ XX веке частные проблемы истории и- теории дизайна рассматривались в широком культурном контексте в трудах искусствоведов и историков культуры — как отечественных (Б. И. Арватова, С. М. Михайлова, , С. О. Хан-Магомедова,

И. Приваловой, JI. Жадовой, К. А. Макарова, Э. Г. Цыганковой,

B. Р. Аронова, А. В. Иконникова, В. JT. Глазычева, М. Щедриной, Н. А. Ковешниковой, Н. В. Воронова и др.), так и зарубежных (Ф. J1. Райта, Ф.-Ч. Эшфорда, Э. Тьялве, Ж. Гассио-Талабо, Н. Певзнера, Р. Розенталя и др.). Истории и теории дизайна текстиля посвящены работы Н. Н. Дмитриева, И. И. Емельяновича, Н. П. Бесчастнова, Н. В. Егуповой, В. Н. Козлова, Р. А. Гильман, В. JI. Соловьева, М. Д. Болдыревой, И. Мокровой, Н. Ю. Митрофановой,

C. И. Илларионова, JI. В. Орленко, О. В. Орфинской, И. Е. Никитиной, Н. Н. Соболева и др. Дизайн отечественного текстиля 1920-х годов стал предметом исследований Ю. А. Константиновой, Т. В. Баблицкой, М. Заламбани, Е. В. Масаловой, М. А. Блюмин и др. Роль женщин-художников в развитии дизайна-текстиля рассматривается, в том числе, в тендерных исследованиях, осуществленных как в отечественной науке, так и в зарубежной (Н. Шарандак, А. Альчук, Н. Брауде, Т. Моженок, JI. Ноклин, И. Гурьянова и др.).

Особое внимание исследователей, как правило, привлекает проблема взаимосвязей, взаимоотношений, взаимовлияний дизайна и искусства. Генетическая связь дизайна с художественным творчеством заставляет исследователей обращаться к искусству русского авангарда, его различным направлениям, а также творчеству представителей этих направлений, художественные открытия которых оказали существенное воздействие на развитие дизайна, что убедительно доказывает бурное развитие дизайна текстиля в, России 1920-х годов. Таким образом, дизайну посвящена достаточно обширная научная литература, однако отдельного исследования, в котором специально рассматривались бы процесс институализации практик: дизайна и повсеместного их внедрения; на сегодняшний день, не существует.

Источниковая база исследования.

1. Философские труды: Bi Беньямина, Ж. Бодрийяра; Г.-Г. Гадамера, М. Хайдеггера; Ж.-Ф. Лиотара, М. Фуко, Р. Барта, Ж. Батая, Ж. Дёррида; X. Ортеги-и-Гассета и других философов, а также современные философские исследования проблемы дизайна (Г. Н. Лола и др.).

2. Искусствоведческие и историко-культурные исследования, посвященные творчеству и художественным открытиям представителей русского авангарда: Н. Лунина, Г. IO. Стернина, LLL Дуглас, Н. Адаскиной; Л. А. Бажанова, В. С. Турчина^ Дж. Э. Боулта, Н. А. Гурьяновой, А. Иньшакова, Г. Ф. Коваленко, Ю. В. Рычковой,

A. Крусанова, А. Лаврентьева^ Т. Моженок,. Г. Поспелова, Д. В. Сарабьянова, И. М. Сахно, А. С. Шатских и др.

3. Манифесты представителей русского авангарда —

B. Кандинского, М. Ларионова, К. Малевича, А. Родченко и др., в том числе женщин-художников, которые внесли заметный: вклад как в искусство русского: авангарда, так и в развитие отечественного дизайна текстиля 1920-х годов, — Н. Гончаровой, В. Степановой, О. Розановой, JL Поповой, А. Экстер, Н. Удальцовой.

4. Станковые и прикладные работы художников русского авангарда, выгравших заметную роль в развитии дизайна (К. Малевича, В. Кандинского, Эль Лисицкого, В. Татлина и др.).

5. Эскизы рисунков для ткани, выполненные В. Степановой, Л. Поповой, Н. Удальцовой, Н. Экстер, и образцы советского текстиля 1920-х годов.

Методология и методы исследования. Методология имеет комплексный характер в силу сложности и многоплановости предмета исследования. Методологической основой работы стали принципы, разработанные в гуманитарных науках и опирающиеся на комплексный, системный подход к изучению дизайна как автономной сферы человеческой деятельности. Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых — философов, эстетиков, социологов, искусствоведов, культурологов. I

В диссертации применен системно-исторический метод исследования в сочетании с дескриптивным, сравнительно-историческим и философско-антропологическим подходами.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

- выявлены основные аспекты дизайна — метафизический, онтологический,антропологический;

- обобщены основные теории дизайна и разработаны исследовательские подходы к анализу дизайна как автономной сферы деятельности человека; дизайн исследован как одна из самостоятельных областей профессиональной деятельности художника; прослежен процесс автономизации и легитимации дизайна в культуре;

- установлена специфика промышленного дизайна и дизайна текстиля 1920-х годов;

- проанализировано влияние русского авангарда на дизайн текстиля 1920-х годов;

- дана характеристика тендерного аспекта дизайна.

Научная новизна диссертационного исследования определяется следующим:

- дизайн представлен как неотъемлемая часть человеческой деятельности по обустройству жизненного пространства;

- установлены принципы влияния искусства авангарда на развитие дизайна;

- описан механизм трансформации дизайна в отдельную, самостоятельную область профессиональной деятельности художника;

- исследован тендерный аспект дизайна текстиля 1920-х годов.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Дизайн представляет собой механизм трансформации «чужого» пространства в «свое».

2. В 1920-е годы дизайн стали воспринимать как: самостоятельный вид искусства; новый стиль в искусстве; новую сферу приложения искусства; приложение нового, современного искусства к сфере промышленного производства.

3. В XX столетии существенную роль в развитии дизайна играют профессиональные художники-станковисты, тогда как до этого в данной области работали по преимуществу ремесленники, мастера декоративно-прикладного искусства. Открытия русского авангарда способствовали тому, что с новыми идеями художники активно экспериментировали не только и не столько в станковой живописи, сколько в прикладном искусстве, что сыграло решающую роль в легитимации дизайна в культуре.

4. Существенное влияние на развитие советского дизайна текстиля оказала идеология — именно в Советской России сформировался дизайн как «производственное искусство», ангажированное властью.

5. Применяя идеи, художественные инновации и находки искусства авангарда, В. Степанова, JI. Попова и другие женщины-художники создали новое направление в орнаментации тканей, которое определило пути развития дизайна текстиля на десятилетия вперед — не только в СССР и на постсоветском пространстве, но и в Западной Европе, и в США.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации, разработанные в ней исследовательские подходы, а также полученные результаты и сделанные выводы имеют значение для дальнейшего изучения дизайна как социокультурного феномена в современной науке, в междисциплинарном пространстве эстетики, философии, культурологии, социологии.

Полученные результаты могут быть использованы в разработке курсов лекций, подготовке семинаров и составлении методических пособий по учебным дисциплинам «Теория и история культуры», «История художественной культуры», «История дизайна, науки и техники», «История орнамента», «Введение в теорию дизайна», «Основы теории и методологии проектирования в промышленном дизайне», «Художественный текстиль» и др.

Апробация результатов исследования.

Основные положения исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры теоретической и прикладной культурологии факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Результаты исследования были изложены в докладе «Подготовка дипломированных специалистов по промышленному дизайну текстиля» на кафедре химической технологии и дизайна текстиля Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна.

Теоретические положения диссертации использованы при подготовке лекций и составлении рабочих программ по учебным дисциплинам «Основы композиции», «Художественное проектирование текстильных изделий», «Основы теории и истории дизайн-проектирования», «Проектирование средств визуальных коммуникаций», «Проектная графика», методических пособий по дипломному проектированию по специальности «Промышленный дизайн» (квалификация «Промышленный дизайн текстиля») и использованы в процессе преподавания в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна.

По результатам исследования написана выпускная квалификационная работа «Построение геометрического орнамента в текстильной композиции» на курсах повышения квалификации по программе «Основы композиции в развитии художественно-дизайнерского мышления» при Московском государственном университете дизайна и технологии.

Материалы диссертации нашли отражение в 6 научных публикациях автора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ермолаева, Мария Ильинична

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем диссертационном исследовании осуществлен анализ проблемы легитимации дизайна в культуре на примере отечественного текстиля 1920-х годов; рассмотрены причины полисемантичности понятия «дизайн»; выявлена неоднозначность многочисленных подходов к рассмотрению дизайна как феномена культуры в гуманитарной науке, которая становится очевидной при изучении и обобщении всевозможных теорий дизайна, выдвинутых на протяжении последних двух столетий; прослежены основные этапы зарождения и развития промышленного дизайна; определена специфика дизайна текстиля как одной из его форм. В работе доказывается и подтверждается примерами, что возникновение дизайна находится в прямой связи с эстетическим освоением машинной техники, с авангардными течениями в живописи XX века, а также с утверждением эстетики функционализма. Расцвет советского дизайна текстиля 1920-х годов, в свою очередь, был обусловлен идеологической ангажированностью лучших представителей русского авангарда, которые стали создавать рисунки для тканей, выпускаемых текстильной промышленностью. Именно они преподавали во вновь созданных институтах (таких как ВХУТЕМАС), готовивших профессиональные кадры в области конструирования.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

- выявлены основные составляющие дизайна — метафизическая, онтологическая, антропологическая;

- проанализированы и обобщены основные теории дизайна; выявлена роль дизайна в культуре (на примере отечественного дизайна текстиля 1920-х годов);

- исследован процесс легитимации дизайна в культуре; установлена специфика промышленного дизайна;

- определены принципы влияния искусства русского авангарда на дизайн текстиля 1920-х годов.

Современные исследования в гуманитарной науке позволяют выявить метафизическую, онтологическую и антропологическую составляющие дизайна как способа оформления и организации окружающего пространства, превращения «чужого» пространства в «свое». Гуманитарная наука раскрывает большой научный потенциал дизайна как социокультурного феномена, демонстрирует возможные новые подходы к его истолкованию и пониманию.

В ходе диссертационного исследования было доказано, что в настоящее время дизайн является одной из самостоятельных областей профессиональной деятельности художника, что стало возможно в результате автономизации, институализации и легитимации дизайна в первой половине XX столетия. На примере отечественного дизайна текстиля 1920-х годов, неоспоримый вклад в который — причем как в его практику, так и в теорию дизайна в целом — внесли женщины-художники русского авангарда (В. Степанова, JL Попова и др.), была установлена специфика промышленного дизайна и дизайна текстиля как одной из его форм во взаимосвязях с искусством, и прежде всего с достижениями русского авангарда, в рамках которого многие художники вели творческие поиски в области дизайна (А. Родченко, В.Татлин, Эль Лисицкий, К.Малевич и др.). Дизайн текстиля 1920-х годов проанализирован с точки зрения тендерных исследований, поскольку он имеет ярко выраженный тендерный аспект, ведь основное русло, в котором развивался отечественный дизайн текстиля этого периода, было, безусловно, обозначено именно женщинами-художниками (В. Степановой, JI. Поповой и др.).

Процессы автономизации, институализации и легитимации дизайна, протекавшие в культуре в конце XIX — начале XX века, были инициированы, в том числе, и тем, что существующая система художественного образования уже не могла удовлетворить нужды развивающейся промышленности. Вот почему, в частности, в советский дизайн текстиля впервые пришли профессиональные художники-станковисты, представители русского авангарда, а это, в свою очередь, обеспечило высочайшие достижения в этой области. С другой стороны, бурное развитие практики дизайна в Советской России обусловило создание ряда институтов по подготовке специалистов в области конструирования.

В XX столетии новые мотивы в рисунках для текстиля появились благодаря расцвету новой европейской графики. На рубеже XIX—XX столетий в тканях стиля модерн были получены изысканные плоскостные линейно-пятновые изображения, однако все художественные течения русского авангарда объединяет решительный разрыв со стилем модерн. Особую роль' в развитии дизайна (и дизайна текстиля в частности) сыграло возникновение абстракционизма (беспредметной, не фигуративной живописи), к которому привели художественные поиски представителей русского авангарда.

В Советской России сложились специфические условия для развития промышленного дизайна. В художественной промышленности конструктивизм, а также идеи производственного искусства были связаны с попытками найти особый, «пролетарский» стиль художественных изделий. Подобные процессы протекали и в дизайне текстиля.

Дизайн рассматривается в работе как социокультурный феномен, что обусловлено многообразными взаимосвязями дизайна с историей, политикой, искусством; существованием не только практики, но и теории дизайна; его философской, культурологической сущностью, проявляющейся в том, что, хотя развитие дизайна во многом определялось деятельностью конкретных художников, однако легитимация дизайна в культуре стала возможна благодаря изменениям в видении мира.

Таким образом, в работе осуществлен комплексный анализ процесса трансформации деятельности по обустройству среды обитания человека в самостоятельную художественную практику, выявлены основные этапы развития дизайна, последовательно решены поставленные задачи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ермолаева, Мария Ильинична, 2009 год

1. Азизян И.А. Александр Быховский: Ступени творчества-бытия. — М.: Галарт, Дом еврейской книги, 2007. — 288 с.

2. Адаме С. Движение искусств и ремесел. Путеводитель по стилю. — М.: Радуга, 2000. — 128 с.3. «Амазонки авангарда». — М.: Наука, 2001. — 339 с.

3. Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова,

4. Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова / Под ред. Джона Э. Боулта и Мэтью Дратта. — Нью-Йорк — М., 2000. — 366 с.

5. Аранович Д. Десять лет искусства // Красная новь (Москва). — 1927. — № 11. — С. 236.

6. Арб-Кнорозок, фон Т.Ю. Орнамент в художественной практике декоративно-прикладного искусства второй половины XIX века': (На примере творчества У. Морриса): Автореф. . канд. искусствоведения. — СПб., 2002. — 18 с.

7. Арватов Б. Сегодняшние задачи искусства в промышленности. — 1925. — 27 с.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. — 392 с.

9. Аронов В.Р. Земпер — теоретик // Декоративное искусство СССР. — 1965. —№6. —С. 26—29.

10. Аронов В.Р. Лоуи — пионер коммерческого дизайна // Декоративное искусство СССР. — 1973. — № 3. — С. 35—38.

11. Аронов В.Р. Мальдонадо — теоретик дизайна // Техническая эстетика. — 1978. — № 7. — С. 42^17.

12. Аронов В.Р. Петер Беренс — дизайнер // Декоративное искусство СССР. — 1965. —№ 10, —С. 8—16.

13. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. — М.: ВНИИТЭ, 1992. — 122 с.

14. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. — М.: Советский художник, 1987. — 232 с.

15. Баблицкая Т.В. Русский авангард 1920-х годов и искусство предметного мира: Дис. . канд. искусствоведения. — М., 2003. — 186 с.

16. Бажанов JI.A., Турчин B.C. Абстрактное искусство. Опыт переосмысления // Советское искусствознание. — Вып. 27. — М., 1991. —С. 96—107.

17. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Пер. с фр. Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — М.: Прогресс, 1989. — 616 с.

18. Батай Ж Внутренний опыт / Пер. с фр., послесл. и коммент. С. Л. Фокина. — СПб.: Аксиома: Мифрил, 1997. — 336 с.

19. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Работы 1920-х гг. — Киев, 1994. — С. 114—136.

20. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. — М., 1996. — С. 8— 22.

21. Бесчастнов Н.П., Коржуева А.Р. Текстильные орнаменты стиля модерн в России // Вестник ДИТУД. — 2004. — № 2 // www.ditud.ru

22. Боголюбова Н., Фомичева А. Шелков восторг и вдохновенье. // Мир этикетки. — 2006. — № 9. — С. 5—9.

23. Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с фр. С. Н. Зенкина. — М.: Рудомино, 1995. — 173 с.

24. Брик О.М. От картины к ситцу // ЛЕФ. — 1924. — № 2 (6). — С. 27—29.

25. Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. 2-е изд., исправ. и доп. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 640 с.

26. Ван Гог. Письма. — М.-Л.: ГИЗ, 1966. — 296 с.

27. Варвара Степанова. Человек не может жить без чуда: письма, поэтические опыты, записки художницы. — М.: Сфера, 1994. — 304 с

28. Варст (В. Степанова). Костюм сегодняшнего дня — прозодежда // ЛЕФ. — 1923. — № 2. — С. 65—68.

29. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915—1932. Каталог выставки. — Берн: Бентелли; М.: Галарт, 1993. — 875 с.

30. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. В 3 т. — СПб.: Кольна, 1995—1997. — 1872 с.

31. Волошин М. Лики творчества. — Л.: Наука, 1988. — 320 с.

32. Воронов Н. Реальный дизайн предвоенных лет // Дизайн: Сб. научных трудов. — Вып. 4. — М., 1996. — С. 64—83.

33. Воронов Н.В. Производственное искусство — предшественник дизайна // Дизайн. — Вып. II. — М.: НИИ Российской АХ, 1993, —С. 17—26.

34. Воррингер В. Абстракция и вчувствование // Современная книга по эстетике: Антология / Пер. с англ. — М.-Л., 1957. — С. 36—52.

35. Вронская А.Г. Реджиналд Блумфилд и его роль в британском садовом искусстве: Автореф. . канд. искусствоведения. — М., 2007. — 18 с.

36. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. — М.: Искусство, 1991.— С. 266—323.

37. Ган А. Конструктивизм. — Тверь: Тверское изд-во, 1922. —77 с.

38. Гарелин Я.П. Город Иваново-Вознесенск, или бывшее село Иваново и Вознесенский Посад (Владимирской губернии). — Ч. II. С 19 февр. 1861 г. по 1 янв.1884 г. — Шуя, 1885. — 140 с.

39. Гасснер X. Конструктивисты. Модернизм на пути модернизации//Великая утопия. Русский и советский авангард 1915— 1932 гг. Каталог выставки. —Берн-Москва, 1993. — С. 124—163.

40. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. В 2-х томах. — М.: Наука,2007.

41. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. — М.: Галарт, 1998. — 327 с.

42. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей: Учебно-метод. пособие. — М.: Владос, 2005. — 160 с.

43. Глазычев В. О дизайне (Очерки по теории и практике дизайна на Западе). — М.: Искусство, 1970. — 192 с.

44. Голынец С. В. Л.С.Бакст, 1866—1924. — Л.: Художник РСФСР, 1981. —80 с.

45. Григорьев Г.В. Тус-Тупи: К истории народного узора Востока//Искусство. — 1937. — № 1. — С. 121—143.

46. Гумилев Н. Этногенез и биосфера Земли. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 560 с.

47. Гурьянова Н.А. Ольга Розанова и ранний русский авангард. — М.: Гилея, 2002. — 320 с.

48. Деготь Е. Русское искусство XX века. — М.: Трилистник, 2002. — 224 с.

49. Деррида Ж. Эссе об имени / Пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии. — СПб.: Алетейя, 1998. — 192 с.

50. Дижур А. Ульмская школа художественного конструирования // Техническая эстетика. — 1964. — № 4. — С. 21—25.

51. Дижур А.Л. У истоков промышленного дизайна. Петер Беренс. К 75-летию начала дизайнерской деятельности // Техническая эстетика. — 1982. — № 12. — С. 22—26.

52. Дизайн и проектная наука. Теоретический курс. — М.: МЭГУ, 1997. — 158 с.

53. Дизайн: Очерки теории системного проектирования / Н. П. Валькова, Ю. А. Грабовенко и др.; науч. ред. М. С. Каган. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 185 с.

54. Дизайн США / Ред. Б. Хорриган. — Манила, 1989. — 64 с.

55. Дмитриев Н.Н. Первые русские ситценабивные мануфактуры 18 в. — М.-Л., 1935. —98 с.

56. Дуглас Ш. Казимир Малевич и истоки русского абстракционизма. Гл. 11 // Вопросы искусствознания. — 1/94. — М., 1994. —С. 166—198.

57. Дягилев и его эпоха / Сост. В. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, Государственный Русский музей, 2001. — 320 с.

58. Егупова Н.В. История развития искусства росписи ткани // Архитектон: Известия вузов. — 2007. — № 17 // http://archvuz.ru

59. Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на ткани (проблемы графической организации). — М.: Легпромбытиздат, 1990. —224 с.

60. Живопись 1920—1930. Государственный Русский музей / Каталог-альбом. — М.: Советский художник, 1989. — 280 с.

61. Журавлёва Л. Княгиня Мария Тенишева. — Смоленск: Полиграмма, 1994. — 320 с.

62. Журавлёва Л. С. Талашкино: Очерк-путеводитель. — М.: Изобразительное искусство, 1989. — 205 с.

63. Зайцев В.П. Первые всемирные промышленные выставки в Лондоне // Новая и новейшая история. — 2001. — № 4. — С. 8—14.

64. Заламбани М. Искусство в производстве. Авангард и революция в Советской России 20-х годов / Пер. с итал. Н. Б. Кардановой. — М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2003. — 240 с.

65. Земпер Г. Практическая эстетика / Пер. с нем. — М.: Искусство, 1970. — 320 с.

66. Ивановские ситцы начала XVIII—XX века Альбом. / Авт. вступ. ст. и сост. Е.В. Арсеньева. — Л.: Художник РСФСР, 1983. — 31 с.

67. Иконников А.В. Архитектура XX века: Утопии и реальность. В 2 т. — М.: Прогресс-Традиция, 2002.

68. Илларионов С.И. Текстильный рисунок. — Иваново, 1956. —48 с.

69. Иныиаков А. Лучизм в русской живописи и мировой авангард. Мифология света в новом искусстве // Искусствознание. — 1999. — № 2. — С. 354—371.

70. Искусство в системе культуры / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры; сост. и отв. ред. М. С. Каган. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1987. — 272 с.

71. Искусство и промышленность: Сб. статей / Под ред. В. П. Толстого, К. М. Кантора. — М., 1967. — 144 с.

72. Каган М.С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций / Санкт-Петербургский гос. университет, Академия гуманитарных наук. — СПб.: ТК Петрополис, 1997. — 543 с.

73. Казимир Малевич: «Художник и теоретик» / Альбом. — М., 1990. —327 с.

74. Кандинский В. Точка и линия на плоскости // Кандинский

75. B.В. Точка и линия на плоскости. — СПб.: Азбука-Классика, 2005. —1. C. 63—232.

76. Кантор К.М. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры. — М.: Искусство, 1967. — 279 с.

77. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. — 1981. — № П. —С. 6—17.

78. Каталог посмертной выставки художника-конструктора Л. С. Поповой. — М., 1924. — 46 с.

79. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности // Вопросы философии. — 1989. — № 5. — С. 26—47.

80. Коваленко Г.Ф. Александра Экстер: «Цветовые ритмы» // «Амазонки авангарда». — М.: Наука, 2001. — С. 198—215.

81. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. — М.: Омега-Л, 2005. — 223 с.

82. Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981, —264 с.

83. Конотопов М.В., Котова А.А., Сметанин С.И., Сметанина С.И. История отечественной текстильной промышленности. — М.: Легпромиздат, 1992. — 416 с.

84. Константинова Ю.А. Авангардные опыты в текстиле 1920-х годов. Россия и Запад: Дис. . канд. искусствоведения. — М., 2005.— 214 с.

85. Копшицер М.И. Савва Мамонтов. — М.: Искусство, 1972. —253 с.

86. Корнеев A.M. Текстильная промышленность СССР и пути ее развития. — М., 1957. — 122 с.

87. Королева А.Ю. Единство искусства и техники. Теория и практика предметных мастерских Баухауза (1919 — 1933): Автореф. . канд. искусствоведения. —■ М., 2007. — 27 с.

88. Коськов М.А. Предметный мир культуры. — СПб.: СПбГУ, 2004. — 344 с.

89. Кочегаров Б.Е. Промышленный дизайн. — Владивосток, 2006. — 294 с.

90. Краткая стенограмма семинара в Брюгге. — М.: ВНИИТЭ, 1964, —19 с.

91. Крусанов А. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор). В 3-х т. Том I — Боевое десятилетие. — СПб.: Новое литературное обозрение, 1996. — 320 с.

92. Лаврентьев А. Графика визуальной поэзии в творчестве Варвары Степановой // Экспериментальная поэзия. Избранные статьи. — Кенигсберг — Мальборк, 1996. — С. 218—227.

93. Лаврентьев А.Н. История дизайна. — М.: Гардарики, 2008. —320 с.

94. Ларионов М., Гончарова Н., Шевченко А. Об искусстве. — Л., 1989. —156 с.

95. Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья 1917—1939: Биографический словарь.— СПб.: Издательство «Нотабене», 1999. — 713 с.

96. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы. Воспоминания. ■—■ Л.: Советский писатель, 1989. — 718 с. («Наследие»)

97. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Перевод с фр. Н. А. Шматко. — М: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. —160 с.

98. Лола Г.Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции / Послесловие Н. Б. Иванова. — М.: Изд-во МГУ, 1998. — 264 с.

99. Луканова А.Г. Гончарова и Евреинов // «Амазонки авангарда». — М.: Наука, 2001. — С. 125—132.

100. Луков Вл.А., Останин А.А. Дизайн: тезаурусный анализ. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007 // www.mosgu.ru

101. Макаров К.А. Советское декоративное искусство / Альбом. — М.: Советский художник, 1974. — 278 с.

102. Малевич К.С. От кубизма к супрематизму. — Пг., 1915. —36 с.

103. ЮЗ.Мамфорд Л. Эстетическое освоение машины // Современная книга по эстетике. Антология / Пер. с англ. Э. Н. Глаголевой и др.; Общ. ред. и вступ. ст. А. Егорова. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1957. —С. 553—569.

104. Масалова Е.В. Культура художественной обработки ткани: традиции и современность: Автореф. . канд. филос. наук. — Ростов-на-Дону, 2007. — 19 с.

105. Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых. Годы 1799—1915. — М., 1916. — 337 с.

106. Маяковский В. Семидневный смотр французской живописи / Сочинения в 2-х т. — Т. 2. — М.: Правда, 1988. — С. 659.

107. Медведев В.Ю. Роль дизайна в формировании культуры: Учеб. пособие. — 2-е изд. — СПб.: СПГУТД, 2004. — 108 с.

108. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 408 с.

109. Митрофанова Н.Ю. Становление искусства шелкоткачества в России в XVIII веке в контексте европейской культуры: Автореф. . канд. искусствоведения. — СПб., 2004. — 28 с.

110. Митчем К. Что такое философия техники? / Пер. с англ. под ред. В. Г. Горохова. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 149 с.

111. Ш.Михайлов С.М. История дизайна. В 2 т.: Учебник для вузов / Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Союз дизайнеров России, 2004.

112. Моженок Т. Женщина и искусство Art Deco // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Вып. 5 / Под ред. П. Н. Калитиной. — СПб, 1996. — С. 115—116.

113. ПЗ.Мокров ,К.И. Художники текстильного рисунка. — Л.: Художник РСФСР, 1986. — 115 с.

114. Моран А, де. История декоративно-прикладного искусства: от древнейших времен до наших дней: с прил. ст. Ж. Гассио-Талабо о дизайне / Пер. с фр. — М.: Искусство, 1982. — 577 с.

115. Моррис У. Искусство и жизнь: Избранные статьи, лекции, речи, письма / Пер. В.Смирнова и В.Корниловой. — М.: Искусство, 1973. —511 с.

116. Мосорова Н.Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы: Автореф. . доктора философских наук. — Екатеринбург, 2001. — 36 с.

117. Неизвестный русский авангард / Автор-сост. А. Д. Сарабьянов. — М.: Советский художник, 1992. — 352 с.

118. Никитина И.Е. Специфика дизайна как современного средства проектирования социокультурного пространства: Автореф. . канд. филос. наук. —Ростов-на-Дону, 2007. — 21 с.

119. Озерков Д.Ю. Проблема визуальной формы в эстетике и художественной культуре первой трети XX века: Дис. . канд. филос. наук. — СПб., 2003. — 280 с.

120. Орленко JI.B. История текстиля и моды. — М.: ЦФТИ, 1997. —476 с.

121. Орлов В. Амазонки авангарда // Вестник. — № 22 (255). — 2000. — 24 октября.

122. Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве: Сборник / Пер. с исп. С. Васильевой и др. —М.: Радуга, 1991. — 639 с.

123. Орфинская О.В. Текстиль VIII—IX вв. из коллекции Карачаево-Черкесского музея: технологические особенности в контексте культуры раннесредневековой Евразии: Автореф. . канд. ист. наук. — М., 2001. —20 с.

124. Осипова И. Стеклянные мысли: Выставка «Осторожно: стекло. Современное искусство. Мурано». ГМИИ им. А. С. Пушкина // Независимая газета. — 2006. — 17 марта.

125. Павликов К.Ф. Государственное регулирование текстильной промышленности России в дореволюционный период // Материалы научно-практической конференции, посвященной 200-летию Прохоровской мануфактуры. Прохоровские чтения. — М.: ЭКОН, 1999. —С. 20—31.

126. Паперный В. Культура Два. — М.: Новое литературное обозрение, 1996. — 408 с.

127. Пасюк Ю. «Все вспыхивало гармонией цветов» // Слово. — № 38 (253), 19 сентября 1997 года. — С. 3—4.

128. Поспелов Г. «Бубновый валет»: примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. — М.: Советский художник, 1990. — 269 с.

129. Привалова И. Немецкий Веркбунд. К вопросу истории одного художественно-промышленного объединения XX века в Германии // Художник, вещь, мода: Сб. ст. / Сост. М. J1. Бодрова, А. Н. Лаврентьев. — М.: Советский художник, 1988. — С. 322—336.

130. Прозерский В.В. Философия культуры XX века // Философия культуры. Становление и развитие. — СПб.: Изд-во «Лань», 1998.— С. 158—164.

131. Пружан И.Н.Лев Самойлович Бакст. — Л.: Искусство, 1975. —231 с.

132. Пунин Н. Новейшие течения в русском искусстве. — Л., 1927.—72 с.

133. Разработка терминологического аппарата дизайна: Труды ВНИИТЭ. —М., 1982. — 118 с.

134. Рёскин Дж. Лекции об искусстве. — М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2006. —319 с.

135. Рид Г. Краткая история современной живописи. — М.: Искусство — XXI век, 2006. — 320 с.

136. Родченко A.M. Степанова В.Ф. — М.: Книга, 1989. —■ 158 с. («Мастера советского книжного искусства»)

137. Розанова О.В. Кубизм. Футуризм. Супрематизм // Неизвестный русский авангард. — М.: Советский художник, 1992. — С. 192.

138. Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени. — М.: Искусство, 1971. — 223 с.

139. Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования // Вопросы философии. — 1984.— № 10, —С. 100—111.

140. Румянцева Э.Л. Дизайн-образование в контексте проектной культуры// Рынок легкой промышленности. — 2005. — №41. — С. 272—284.

141. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. В 2-х книгах. — М.: Архитектура-С, 2007.

142. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Пресс, изд-во «Социально-политическая мысль», 2005. — 368 с.

143. Русские традиционные художественные производства: Путеводитель-справочник / Автор текста Н. Н. Мамонтова, ред. Т. В. Левкина. — М.: ТОО «Ступень», 1995.— 30 с.

144. Русский авангард 1910—1920-х годов в европейском контексте. — М.: Наука, 2000. — 310 с.

145. Русский авангард 1910—1920-х годов и проблема экспрессионизма. — М.: Наука, 2003. — 575 с. («Искусство авангарда 1910—1920-х годов»)

146. Русский авангард в кругу европейской культуры. — М.: Радикс, 1994.—447 с.

147. Русское декоративное искусство / Под ред. А. И. Леонова. В 3 т. — Т. 3. — М.: Искусство, 1965. — 432 с.

148. Рычкова Ю.В. Энциклопедия модернизма. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 224 с.

149. Сарабьянов Д. Кубофутуризм: термин и реальность; Романовская Ю. «Кубофутуризм». Пространство термина // Искусствознание. Журнал по теории искусства. — № 1/99. — М., 1999. —С. 222—236.

150. Сарабьянов Д.В. Русское искусство конца XIX — начала XX века. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1993. — 345 с.

151. Сарабьянов Д.В., Автономова Н.Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. — М.: Галарт, 1994. — 176 с.

152. Сарабьянов Д.В., Шатских А.С. Казимир Малевич. Живопись. Теория. — М.: Искусство, 1993. — 414 с.

153. Сахно И.М. Русский авангард: Живописная теория и поэтическая практика. — М.: Диалог — МГУ, 1999. — 337 с.

154. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. — 1984. — № 10. — С. 87—99.

155. Сидоров А.А. Русская графика начала XX века. — М.: Искусство, 1969. — 139 с.156. «Синий всадник» (под ред. В.Кандинского и Ф.Марка) / Перевод и комментарии 3. С. Пышновской. — М.: Изобразительное искусство, 1996. — 192 с.

156. Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей. — M.-JL: Academia, 1934. — 434 с.

157. Соловьев B.J1., Болдырева М.Д. Ивановские ситцы. — М.: Легпромбытиздат, 1987. — 224 с.

158. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900—1910-х годов. — М.: Искусство, 1988. — 285 с.

159. Талашкино. Изделия мастерских кн. М. К. Тенишевой. — Петербург: Содружество, 1905. — 159 с.

160. Тенишева М. К. Впечатления моей жизни / Авт. вступ. ст. и сост. альбома ил. Н. И. Пономарева. — Л.: Искусство, 1991. — 287 с.

161. Теоретические и методологические исследования в дизайне: Избранные материалы: Техническая эстетика. Труды ВНИИТЭ. Ч. I, II / Сост. О. И. Генисаретский, Е. М. Бизунова. — М., 1990.

162. Теория и методология тендерных исследований: Курс лекций / Моск. центр тендер, исслед., Моск. высш. шк. социал. и экон. наук; Под общ. ред. О.А. Ворониной. — М., 2001. — 408 с.

163. Тьялве Э. Краткий курс промышленного дизайна / Пер. с англ. П. А. Кунина. —М.: Машиностроение, 1984. — 192 с.

164. Удальцова Н. Жизнь русской кубистки: Дневники, статьи, воспоминания / Составители Е. А. Древина, В. И. Ракитин. Комментарии Е. А. Древиной, В. И. Ракитина, А. Д. Сарабьянова. — М.: Литературно-художественное агентство «RA», 1994. — 244 с.

165. Фаворский В .А. По поводу «абстрактивизма в искусстве» // Литературно-теоретическое наследие. — М.: Советский художник, 1988. —С. 492-496.

166. Фуко М. Забота об истине // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / Пер. с франц. С. Табачниковой. — М.: Касталь, 1996. — 448 с.

167. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В. П. Визгин, Н. С. Автономова. — СПб., 1994. — 406 с.

168. Фуско Р., де. Ле Корбюзье — дизайнер. Мебель, 1929 г. / Пер. с ит. И. А. Пантыкиной. — М.: Советский художник, 1986. — 209 с.

169. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. — М.: Ad Marginum, 1997. — 452 с.

170. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. В. В. Бибихина. — М., 1993. —С. 118—131.

171. Хайн Т. Все об упаковке: Эволюция и секреты коробок, бутылок, консервных банок и тюбиков / Пер. с англ. И. Шаргородской. — СПб.: Азбука-Терра, 1997. — 288 с.

172. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС. — М.: Издательство «Ладья», 2000. —488 с.

173. Хан-Магомедов С.О. Новый стиль, объемный супрематизм и проуны // Лисицкий Л.М. 1890—1941. Выставка произведений к столетию со дня рождения. — М.: Искусство, 1990. — С. 35—42.

174. Хан-Магомедов С.О. Дизайн, архитектура, агитационное и полиграфическое искусство в творчестве художника Александра Родченко // Родченко A.M. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. — М.: Искусство, 1982. — С. 28.

175. Хан-Магомедов С.О. Дизайн, архитектура, агитационное и полиграфическое искусство в творчестве художника Александра Родченко // Родченко A.M. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. — М.: Искусство, 1982. — С. 26.

176. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. — М.: Галарт, 1995.—424 с.

177. Цветаева М.Н. Русский авангард: Образ бытия в мире. — СПб.: СПбГУ, 2003. — 264 с.

178. Цыганкова Э. Г. У истоков дизайна (машины и стили). — М.: Наука, 1977. —112 с.

179. Шарандак Н. «Я — художник». Самоидентификация художницы дореволюционного и советского времени. — М.: Преображение, 1997. — 216 с.

180. Шатин Ю.В. Рэймонд Лоуи // Техническая эстетика. — 1987. — № 3. — С. 26—30.

181. Шатских А.С. Казимир Малевич. — М.: Слово, 1996. — 96 с.

182. Швинглхруст Э. Прерафаэлиты. — М.: Спика, — 1995. —79 с.

183. Шульгина Е.Н., Пронина И.А. История Строгановского училища. 1825—1918. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2002. — 336 с.

184. Шкляревская М. Матисс: фабрика грез // Русский базар. — № 28 (481). — 30 июня — 6 июля 2005.

185. Экуан К. Место золота займет. дизайн // Техническая эстетика. — 1991. — № 2. — С. 27—28.

186. Энциклопедия живописи / Ред.: Н. А. Борисовская, С. И. Козлова, В. Ю. Траскин. — М.: ACT, Трилистник, 1997. — 799 с.

187. Эстер А. Выставка декоративных рисунков Е. И. Прибыльской и Ганны Собачко // Театральная жизнь. — Киев, 1918, —№9. —С. 16—22.

188. Эстетика Морриса и современность: Сб. статей / Под ред. В. П. Шестакова. — М.: Изобразительное искусство, 1987. — 256 с.

189. Broude, Norma and Garrard D., Mary (eds.). The Power of Feminist Art: Emergence, Impact and Triumph of the American Feminist Art Movement, Harry N. Abrams. New York, 1994.

190. Design after Modernism: Beyond and Object / Ed. John Thackera. London and New York: Thames and Hudson, 1988.

191. Design Discourse: History, Theory, Criticism / Ed by Victor Margolin. Chicago: The University of Chicago Press, 1989.

192. Fulvio Irace, Gio Ponti a Stoccolma. L'lstituto italiano di cultura "C.M. Lerici", Electa, 2007. 152 p.

193. Gloag, I. The Industrial Art Explained. L., 1934.

194. Linde E. Natur und Geist als Grundschema der Welterklarung, Versuch einer Kulturphilosophie auf entwicklungsgeschichtlicher Grundlage als Unterbau einer kiinftigen Padagogik, 1907.

195. Nochlin, Linda. Why Have There Been No Great Women Artiats? (1971). In: Linda Nochlin / Women, Art, and Power and Other Essays. New York: Harper & Row, 1988. P. 145—178.

196. Pevsner, N. Pioneers of the modern movement, From William Morris to Walter Gropius, L., 1936.

197. Read, H. Art and Industry. L., 1934.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.