Курдский вопрос в региональной и мировой политике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.04, кандидат политических наук Дасни, Юрий Романович

  • Дасни, Юрий Романович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.04
  • Количество страниц 186
Дасни, Юрий Романович. Курдский вопрос в региональной и мировой политике: дис. кандидат политических наук: 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и глобального развития. Москва. 1998. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Дасни, Юрий Романович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I

ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КУРДОВ: ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

1 Л. Место Курдистана в региональном развитии и возникновение курдского вопроса.

1.2. Положение курдов в государствах проживания.

ГЛАВА II

КУРДСКОЕ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

2.1. Политическое становление курдского национально-освободительного движения.

2.2. Национальные организации Курдистана в борьбе за самоопределение и права курдов в постколониальный период.

2.3. Международная политическая деятельность национальных организаций курдов.

ГЛАВА III

КУРДСКИЙ ВОПРОС В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

3.1.Курдистан на современном этапе.

3.2. Мировая общественность и курдский вопрос.

3.3. Российская Федерация и курдский вопрос.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Курдский вопрос в региональной и мировой политике»

В ряду нерешенных проблем региона Ближнего и Среднего Востока находится "курдский вопрос". Общая численность курдов в мире достигает сегодня примерно 40 млн. человек. Основная масса курдов проживает на своей земле, т.е. на территории исторического Курдистана. Их численность примерно распределяется в следующих соотношениях: в Турции - 20 млн., в Иране - 9 млн., в Ираке - 5,5 млн. человек, в Сирии - 2 млн. человек, на территории бывшего СССР - 1 млн. человек, в Европе, США и Австралии - 1,5 млн. человек.

Территории компактного исторического проживания курдов представляют собой геополитическое пространство тесного переплетения социальных, политических и культурных противоречий, имеющих как исторические, так и современные причины. Постоянно находясь между региональными центрами силы, соперничающими между собой, а также из-за внутренних противоречий, курды не создали собственное государство по причине внешнего и внутреннего воздействия и не смогли объединиться. На протяжении пяти столетий (XV-XX вв.) курды входили с той или иной степенью автономности в состав других государств и были подчинены их интересам. Эта особенность стала одним из факторов возникновения курдского вопроса.

В настоящее время курды являются крупнейшим этническим меньшинством во всех государствах своего исторического проживания. Особо следует подчеркнуть, что курды самый многочисленный этнос в мире, не имеющий своего государства. Но, несмотря на многочисленность и автохтонность, они лишены сегодня возможности национального самоопределения и реализации элементарных прав человека, предусмотренных международным правом.

В основе курдского вопроса лежит борьба курдского народа за право национального самоопределения - возможности свободного развития и самовыражения. Он берет свое начало в первой половине XIX в. и связано с ростом национального самосознания курдского народа и неудовлетворенностью своим положением в государствах проживания - Иранской и Османской империях. Кризис имперских политических систем и неспособность правящих элит разрешить социально-экономические и межэтнические противоречия, отстоять интересы народов перед растущей экспансией западных держав привело к возникновению мощной волны национально-освободительных движений, в том числе и курдского народа.

Составляя сегодня более трети численности населения Турции и Ирака и постоянно находясь под угрозой физического уничтожения, курды совершенно обоснованно уже в течение нескольких десятилетий ставят перед правительствами этих стран, а также перед международной общественностью вопросы самоопределений и создания курдского государства. Национально-освободительное движение курдского народа стоит на разумных и взвешенных позициях и ничего общего не имеет с утверждениями турецкого правительства по поводу терроризма и сепаратизма. Турция искусственно создает видимость демократичности своего государства и лояльности к международному общественному мнению, позволяющие ей избегать негодования со стороны Запада и РФ в ходе реализации ее политики по истреблению курдского народа.

С 1919 по 1998 гг. при молчаливом согласии, отчасти поддержки США и некоторых Западных стран, а также бездействия СССР/РФ и других государств были подавлены десятки крупных национально-освободительных восстаний в Курдистане. Количество жертв среди курдов, по данным курдских организаций, перевалило за 2 млн. человек.

В результате происков и провокаций спецслужб США, при прямом военном вмешательстве Турции, развязавшей вооруженный конфликт в Курдском Автономном районе Ирака под видом борьбы с "террористами" Рабочей партией Курдистана, фактически ведется активная политика по установлению однополюсного мира в пользу Вашингтона. Турция в данном случае выступает в качестве средневосточного натовского жандарма.

На примере курдского народа и Курдистана мы видим пресловутый двойной стандарт, выборочно применяемый Западом. Политика Турции, ее агрессивные действия по отношению к соседям и народам в регионе ставят под сомнение натовскую пропаганду о миролюбивом характере Североатлантического блока.

Бесправие многомиллионного народа с самобытной культурой и богатейшими традициями национально-освободительной борьбы является историческим анахронизмом и фактом дестабилизации региональной системы международных отношений и влияет на политическую обстановку в регионе Ближнего и Среднего Востока и в мире в целом. Сложившаяся острая международная ситуация в регионе делает курдский вопрос одним из актуальных, определяет необходимость его дальнейшего изучения и разрешения мирным демократическим путем.

Возникновение идеи национального самоопределения восходит к эпохе Просвещения и связано с именами таких мыслителей, как Локк, Гроций, де Ваттель и Руссо. В европейских странах в условиях кризиса монархического абсолютизма пытались обосновать "суверенитет народа" через теорию "естественного права". Эти разработки легли в основу французской Конституции (1791 г.). В ней, в частности, было записано, что "источник суверенитета зиждется, по существу, в нации".1 Но немного раньше идея самоопределения была закреплена в Декларации независимости Северо-американских штатов Америки, где также говорилось о праве народа изменять или уничтожать форму правления, если та стала гибельной для обеспечения "неотчуждаемых прав", "дарованных Создателем"2.

С начала XIX в., когда в Европе ряд народов, входивших в состав полиэтничных государств, стали выступать за предоставление им национальной автономии или, за выход и создание своего независимого государства (например, Польша и страны Балканского полуострова). На Апеннинах возникло мощное национально-революционное движение за объединение всех-итальянских земель, а в Центральной Европе силой оружия Пруссия создавала единую Германию. Во всех случаях и вариантах решения проблемы самоопределения народов принимали участие другие государства, так или иначе связанные с этой проблемой своими интересами или международными обязательствами.

В 90-х годах этого же столетия идея народного суверенитета стала истолковываться и как право населения определенных

1 Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. -Сб.докумнтов.М.,1957,С.250.

2 Там же,С.167. территорий решать, под властью какого государства они хотели бы жить.

В международно-правовом аспекте проблема национального самоопределения была сформулирована на Берлинском конгрессе, в 1878 г., на котором также впервые был поставлен "армянский вопрос". Впоследствии была осуществлена масса международно-правовых, политических и научных разработок проблемы "национального самоопределения народов". Можно назвать основополагающие: Конвенция Монтевидео (1936 г.), Атлантическая хартия (1941 г.), Устав ООН, резолюция 637 (VII) "право народов и наций на самоопределение", Резолюция ГА ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г. Несмотря на это, нельзя утверждать, что в правовом, политическом и даже в теоретическом отношении проблема национального самоопределения окончательно изучена. Тем более, если это относить к тому или иному конкретному вопросу. Более того, постоянно возникают новые вопросы, которые ставят проблему не только для теоретиков, но - что самое главное - для народов и правительств. И они создавали новые проблемы для старых. Так, принцип самоопределения может вступать в противоречие с принципом целостности государств и неизменности государственных границ. Есть расхождения в толковании понятия "народ" и т.д.

Историография "курдского вопроса" весьма обширна1 и берет свое начало еще в прошлом веке2. Его чрезвычайная методологическая и политическая сложность, а также связь со

1 см. работы: Лазарев М.С. Курдский вопрос(1891-1917). М.,1972,С.6-23

2 См., например, труды: Егиазаров С.А. Краткий этнографический очерк курдов Эриванской губернии Записки Кавказского отдела имепр. российского географического общества,1891,кн.ХШ,вып.2; Карцев А. Заметки о курдах, Тифлис, 1896. всей региональной и даже мировой политической ситуацией выдвигает необходимость дальнейшего исследования проблемы.

Предметом исследования данной диссертации является курдский вопрос в региональной системе отношений Ближнего и Среднего Востока и в мировой политике.

Данная проблема рассматривается во взаимосвязи с социально-политической ситуации, возникшей на территориях Кавказа после распада Советского Союза и возникновения на его географическом пространстве ряда новых независимых государств. Учитываться также особенности постсоветского этапа развития, то есть состояние перехода к рыночным основам организации экономики. Причем имеется в в^щу, что сам по себе переходный период имеет свои закономерности, и это не может не отражаться на всем спектре отношений общества и государственной политике, в том числе и на внешней политике России и закавказских государств.

Целью исследования является:

- на основе комплексного подхода дать характеристику территории Курдистана - места компактного и постоянного исторического проживания курдов - в региональной и мировой-структуре; проанализировать социально-политическую динамику развития Курдистана как особой контактной зоны, имеющей важное региональное и межрегиональное значение; рассмотреть процесс взаимодействия территорий Курдистана с соседними закавказскими государствами и Российской Федерацией в аспектах их отношений с Ираном,

Пр w Т Т /—Ч «-» w

Турциеи, Ираком, Сириеи, а также европейскими государствами и США;

- дать характеристику современного этапа национально-освободительного движения курдов.

Научная новизна данной работы заключается в том, что диссертант рассматривает курдский вопрос в связи с динамикой развития региона Ближнего и Среднего Востока с начала XIX в. по настоящее время. Соответственно автор проводит сопоставление ситуаций распада Османской империи и образования новых независимых государств на Ближнем и Среднем Востоке с ситуацией распада СССР. В работе подчеркивается, что политический процесс на евразийском пространстве в течение всего XX в. оказывал существенное влияние на состояние курдского вопроса. В настоящее время перспектива его разрешения снова во многом зависит от России. В исследовании сделан упор на выявлении тех моментов в развитии курдского вопроса, которые непосредственно касаются России, ее интересов и политики в Закавказье на Ближнем и Среднем Востоке. Впервые при анализе системы международных отношений в диссертационном исследовании рассматриваются территории Курдистана — места исторически компактного проживания курдов как пространства, где сопрягаются различные интересы многих государств.

Особенностью современного этапа исследований курдского вопроса в России является то, что использованы самые разнообразные методологии исследования и анализа проблем этнотерриторального устройства. Например, системный подход, геополитический анализ международных отношений, политическая антропология и этнопсихология и другие. Как представляется, не утратила своего научного значения и вполне может быть использована методология, которая рассматривает процессы в регионах Востока с позиций социально-классового подхода - через интересы отдельных социальных групп и систему взаимоотношений правящих элит. При работе над диссертацией автор стремился задействовать названные методологически подходы как отдельно, так и в комплексе. При комплексном использовании методологий, можно получить более объемное видение существующих проблем развития как на региональном, так и на глобальном уровнях1.

В методологическом плане при разработке темы автор также опирался на идеи о существовании культурных суперсистем, выдвинутые в свое время П.Сорокиным, а также на исследования о

Ф.Броделя и И.Валлерстайна, в которых разрабатывается концепция существования сложившихся в процессе исторического развития целостных социокультурных миров о мир-систем". К последним Ф.Бродель и И.Валлерстайн относили Российскую империю и СССР, тем самым, как представляется, ставили в центр своих исследований проблемы регионального-развития и межрегионального взаимодействия.

Проблемы влияния историко-культурного фактора на региональное развитие и соответствующее устройство государственных систем, рассматриваются в ряде отечественных изданий: в первом и втором сборниках "Цивилизации и культуры" под редакцией Б.С.Ерасова (М., 1994,1995); сборнике "Россия и Восток: проблемы взаимодействия" (М.,1993); А.Г.Задохин "Россия и Евразия: международные отношения и

1 Кадымов Г.Г. О политологии международных отношений. - Евразийская политика. БНИ, М.,ДА,1993,С,8. внешняя политика" (М.,1998) и др. Важно отметить, что здесь территории Российской империи и СССР также рассматриваются как целостность регионального уровня со своей особой культурной структурой. В связи с этим, диссертант исходит из того, что каждый народ, в том числе и курдский, живет в своем мире устойчивых ценностей, которые и определяют их поведение в той или иной ситуации.

Национально-культурная самобытность народов объективно создает условия для конфликта ценностей, обострения межэтнических и межгосударственных противоречий в регионе Ближнего и Среднего Востока. Разрешали противоречия и предотвращали конфликты государства, которые в той или иной степени регулировали, соответствующим для своего времени и ситуации образом, межэтническое и межкультурное взаимодействие. Опыт накапливался столетиями. Сегодня нет еще полного ответа на существующие острые вопросы, но есть определенный позитивный результат. В любом случае можно утверждать, что когда государства в своей политике учитывают историко-культурный фактор, психологию народов, удается достигнуть более позитивного результата в международном взаимодействии.

В диссертационной работе автор стремился на основе комплексного подхода - учета закономерностей развития общества, его психологии и государственно-политических систем и международных отношений - дать более точную оценку истории развития территорий Курдистана, их вхождения в состав новых арабских государств и борьбы за свои права. Автор отдает себе отчет в том, что его видение и понимание может вызвать критику. Но задачей исследования является не очередной пересмотр, а попытка более глубокого понимания исторического процесса в Курдистане.

Комплексный анализ социально-политического развития Курдистана дает автору возможность перейти к современным проблемам. Это связано с необходимостью поиска оптимальных путей выхода из острейшей кризисной ситуации, в частности в Южном (Иракском) и Северном (Турецком) Курдистане. От того, когда и как она будет разрешена, во многом зависит развитие ситуации в других частях Курдистана. Кроме того, важное значение имеет то обстоятельство, как современный и непосредственный свидетель и, в какой-то мере, участник событий, носитель курдской культуры, оценивает события и, стремится дать максимально объективный анализ, насколько это возможно в настоящее время.

Не только современная конъюнктура актуализирует исследование. Существует необходимость изучить весь процесс развития территорий Курдистана и факторы, которые способствовали активной включенности его народов в региональную и мировую политику.

Необходимость дальнейшего изучения курдского вопроса определяется также острой политической ситуацией, которая в настоящее время имеет место в регионе Ближнего и Среднего Востока и вокруг него. Причем во многом это связано с тем, что ряд проблем региона не нашли своего оптимального разрешения. Череда последовательных политических и культурных трансформаций, в ряде случаев не только не способствовали решению этих проблем, но еще более осложнили их. Например, несмотря на определенные ожидания в связи с окончанием глобального стратегического и идеологического противостояния двух сверхдержав - СССР и США, двух военно-политических блоков - ОВД и НАТО, политическая обстановка кардинально не изменилась в лучшую сторону. Напротив, по некоторым моментам она только ухудшилась именно в связи с упомянутым окончанием глобального противостояния, которое при всех негативах было основано на балансе сил. В настоящее время США наглядно демонстрируют всему миру свое величие и мир фактически стоит перед опасностью оказаться под их контролем и диктатом.

Кроме того, распад СССР поставил острейшую проблему возможных перспектив развития не только Евразии, но и соседних регионов. В то же время ситуация в Курдистане касается и России, перед которой вновь встали ряд проблем, связанных с выходами на мировую арену с южного направления, а также с необходимостью реагировать на формирование нового баланса сил в постсоветском пространстве и соседнем регионе Ближнего и Среднего Востока.

Современная ситуация в мировой системе международных отношений во многом определяется распадом биполярной системы и разрушением сложившегося в предшествующий период баланса сил. В то же время исторический опыт свидетельствует, что баланс сил стабилизирует мировую политику, исключает возможность реализовать чьи-либо амбиции и претензии на обладание абсолютной истины и глобальную гегемонию. И в этом смысле теория политического реализма не потеряла своей актуальности, хотя понятие "сила" в настоящее время имеет более расширенное толкование и не сводится только к военному потенциалу государства.

Возрастающая взаимозависимость стран, регионов и народов в экономическом, социально-политическом и экологическом отношении, более высокие скорости информационного обмена и межгосударственного взаимодействия поставили еще более остро проблему сохранения, поддержания балансов сил и интересов на региональном и мировом уровнях. Неосмотрительные действия отдельных государств или высших политических элит в отношении резкой смены стратегических курсов расшатывают сложившееся равновесие и могут стать катализатором возникновения негативных процессов для мирового регионального сообщества. В частности, это можно было увидеть на рубеже 80-90-х годов в регионе Ближнего и Среднего Востока и непосредственно в Евразии.

Отдавая должное геополитическому подходу, автор рассматривает культурные и политические процессы в Курдистане в их взаимосвязи с внешним миром через призму концепции политического реализма и баланса сил в мире и прилегающих регионах.

Как известно, в настоящее время мировая общественность внимательно и с большим интересом наблюдает за национально-освободительным движением курдов и анализирует процессы, происходящие на Ближнем и Среднем Востоке именно в связи с изменившейся международной обстановкой после распада СССР и тех процессов, которые имеют место в пространстве Евразии.

После распада Османской империи, в состав которой входила часть Курдистана, и деколонизации нескольких десятков стран после второй мировой войны в истории не было случая такого единовременного возникновения новых независимых государств, как это произошло после распада Советского Союза. Вполне очевидно, что этот процесс имеет глобальное значение и может отразиться на "курдском вопросе".

Соответственно, автор диссертационной работы, поставил перед собой задачу проанализировать сложившуюся новую историческую ситуацию. При этом он опирался на работы как отечественных, так и зарубежных ученых, учитывая культурную специфику территорий Курдистана и их место в государствах, под управлением которых они находятся.

В этой связи необходимо отметить ученых, представляющих российскую востоковедческую научную школу. Она опирается на богатейшие традиции русского востоковедения, виднейшими представителями которого являлись: И.А.Орбели, В.А.Гордлевский, П.И.Аверьянов, Н.Я.Марр, В.П.Никитин и др1. Весомый вклад в исследование проблемы внесли советские ученые. Их труды являются важными источниками и основой для понимания развития как Востока, в целом, так и курдского вопроса в частности, они не потеряли своей актуальности по настоящее время. Среди них можно отметить коллективные труды и работы отдельных авторов, которые помогают лучше понять основные тенденции и проблемы развития восточных обществ, их перехода к современным формам самоорганизации: "Общее и особенное в историческом развитии стран Востока" (М.,1966); "Общество, элита и бюрократия в развивающихся странах Востока" (М.,1974); "Проблемы переходного периода и переходных общественных отношений (проблемы неравномерности общественного развития)" (М.,1983); "Эволюция азиатских обществ: синтез традиционного и

1 Например: Гордлевский В.А. Силуэты Турции. Избр.соч.,Т.Ш. М.,1962; Аверьянов П.И. Курды в войнах России с Персией и Турцией в течение XIX столетия. Современное положение турецких, персидских и русских курдов. Исторический очерк. Тифлис, 1900; Орбели И.А. Предварительный отчет о командировке в Азиатскую Турцию в 1911-1912 гг.,-Изв.АН,сер VI, №15, 1912. современного" (М.,1984); "Международные факторы социального прогресса" (М.,1988); Примаков Е.М. "Восток после краха колониальной системы" (М.,1988); "Политические отношения на Востоке" (М., 1990) и другие.

Исследованию различных проблем развития стран Востока, в том числе государственного строительства, их внешней политики посвятил свою научную деятельность целый ряд авторов: Е.П. Бажанов, А.М.Васильев, В.Е.Донцов, Б.С.Ерасов, Г.Г.Кадымов, Г.Ф.Ким, В.Ф.Ли, В.С.Мясников, Е.М.Примаков, А.Ю.Рудницкий, В.М.Татаринцев, М.Л.Титаренко, Л.И.Фадеева, А.М.Хазанов, М.А.Чешков, Г.С.Яскина и др^ Хотелось бы отметить, что при всех перипетиях советской науки, советские востоковеды смогли сохранить и приумножить потенциал дореволюционной российской научной школы, что способствует исследованиям современной социально-политической динамики развития Востока в целом и отдельных восточных регионов в частности.

Последние исследования по проблемам Ближнего и Среднего Востока нашли свое отражение в соответствующих изданиях: "Исламские страны и регионы. История и современность" (М.,1994); "Западная Азия, Центральная Азия и Закавказье. Интеграция и конфликты" (М.,1995); в публикациях журналов "Восток", "Страны Азии и Африки - сегодня", "Мировая экономика и международные отношения", "Общественные науки и современность", "Международная жизнь".

Изучению историографии "курдского вопроса" автором было уделено крайне важное значение. Следует отметить, что практически полный обзор литературы по "курдскому вопросу" присутствует в фундаментальных научных трудах известного специалиста М.С.Лазарева, в частности, в его книге "Курдский вопрос (1891-1917) (М., Наука, 1972). Курдскому вопросу были посвящены работы М.Г.Гастаряна, Д.Д.Джалиле, О.И.Жигалиной, Ш.Х.Мгои и др. Уместно отметить, что практически ни один исследователь Ближнего и Среднего Востока не обходил вниманием курдский вопрос. Кроме того, "курдский вопрос" основательно исследовался и изучался в советский период в научных центрах Армении и Грузии. Среди современных исследований по курдскому вопросу можно особо отметить последние публикации и выступления сотрудников института Востоковедения, носящие продвинутый характер в изучении курдской проблематики. Значительный интерес представляет статья М.С.Лазарева "Многоконфликтный Курдистан (постановка вопроса)" - в сборнике Института Востоковедения, где характеристика курдскому вопросу дается с позиций конфликтологии, проводится анализ отношений курдов с правящими режимами стран их проживания. М.С.Лазарев отмечает смягчение антизападной направленности курдского национально-демократического движения. Надо отметить, что кроме работ М.С.Лазарева, посвященных Курдистану и курдам в целом, есть исследования (их большинство), в которых анализируется положение курдов и их политические организации в отдельных странах проживания. Среди них, можно отметить публикации известного ученого-востоковеда, курда по происхождению, Ш.Х.Мгои, в частности, "Курдский национальный вопрос в Ираке в новейшее время" и другие его работы. В исследованиях О.Жигалиной, например, в ее статье "Курды и проблема национальной интеграции в государствах

Западной Азии" проблема курдов опять ставится в целом, но уже в аспектах политики национальной консолидации государств Ближнего и Среднего Востока (в понятии "нация-государство"). В этой публикации отмечаются сложные противоречия, которые возникают при параллелизме процесса национальной интеграции курдов в общественные структуры стран их проживания и процесса консолидации курдов как этнополитической общности в условиях незатухаемости курдского национального движения. Положению курдов в Турции и Сирии посвящены работы М.А.Гасратяна и А.Г.Багирова.

Анализируя социально-политическую обстановку в Курдистане, автор внимательно следил за соответствующими публикациями, выступлениями специалистов и политических деятелей. Отметим, что публикаций было не так много. Возможно, что и чеченский кризис в России и сложные отношения с закавказскими государствами в связи с карабахским и абхазским конфликтами отодвигали на периферию проблему курдов. Если говорить о выступлениях различных политиков, то они часто носили популистский (например, в Думе) и конъюнктурный характер. Были связаны, как правило, с событиями в Турецком и Иракском Курдистане, по которым в политических кругах России имеются расхождения. Возможно это следствие, с одной стороны, накаленной политической обстановки в самой России, с другой — ангажированности и столкновения интересов различных политических групп. Сам же курдский фактор, как представляется, не всегда интересовал авторов и ораторов.

Ознакомление с многочисленной исторической литературой показывает, что еще существуют для исследования проблемы.

Прежде исследователи уделяли внимание описанию событий, поиску и анализу документов, что позволило зафиксировать историческую ситуацию, создать базу для последующих научных изысканий. Оценка традиционно носила характер большей или меньшей критики политики той или иной из региональных империй и попутно великих европейских держав по отношению к народам Ближнего и Среднего Востока. Но при этом редко затрагивались проблемы национального и регионального развития, безопасности и стабильности, в том аспекте, как они воспринимаются и понимаются той или иной стороной конфликта или субъекта международных отношений.

Кроме того, как можно судить по различного рода публикациям, высказываниям отдельных представителей политических и предпринимательских кругов, по косвенным данным, важное значение для оценки ситуации в Курдистане стал играть экономический фактор, выступающий, как процесс первичного формирования капиталов в России и государствах кавказского региона. Все более возрастающую стратегическую значимость стали приобретать территории проживания курдов в связи с различного рода проектами транспортировки энергосодержащего сырья из Средней Азии и бассейна Каспийского моря. Такой политический фон не мог не отразиться как на позициях исследователей, пытающихся действительно разобраться в сути происходящего, так и политических и предпринимательских кругов заинтересованных в том или ином варианте развития событий.

Учитывая, что рядом с регионом Ближнего и Среднего Востока и непосредственно с районами проживания курдов расположены территории Кавказа, их исторические связи, автор посчитал необходимым сделать акцент и на международном аспекте развития современной ситуации на Кавказе. При этом, имеется в виду как включенность Закавказья в систему международных отношений соседнего региона, так и место России в мировой политике. Вполне естественно, что в диссертации определенное внимание уделено и конфликтным ситуациям в Абхазии, Карабахе и Чечне, которые рассматриваются в общем контексте развития Кавказа и их влияния на соседние южные территории.

С точки зрения квалификации политической и правовой науки и общепринятых норм международного общения, конфликты в Закавказье и "курдский вопрос" на Ближнем и Среднем Востоке имеют внутригосударственный характер. В соответствии с этим, устремления ряда политических сил региона образовать на тех или иных территориях независимые государства, без признанной легитимной процедуры выхода из состава существующих уже государств, не были поддержаны международном сообществом. Так, например, Запад, критикуя действия российских властей в отношении разрешения чеченского кризиса, значительно терпимее относится к действиям Ирака и особенно Турции по отношению к курдам.

Следует подчеркнуть, что проблема разрешения "курдского вопроса" весьма сложна. И в этом плане автор не претендует на безусловное знание формулы, по которой можно разрешить эту проблему и стремится лишь высказать собственную точку зрения, опираясь на соответствующие исследования, свидетельства непосредственных участников, понимание культурных и исторических особенностей народов Ближнего и Среднего Востока, в том числе и Курдистана и их отношений с Россией.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», Дасни, Юрий Романович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курдский вопрос как международный возник в XIX в., на рубеже XX в. он актуализировался, а после первой мировой войны окончательно оформился как международная проблема в регионе Ближнего и Среднего Востока. В ответ на отказ западных держав предоставить возможность курдам реализовать международно признанное право народов на свое национальное самоопределение курды начинают освободительную борьбу. В период между двумя мировыми войнами эта борьба носила характер локальных народных восстаний с целью создания независимого курдского государства.

После второй мировой войны в курдское движение было внесено политическое организующее начало. Была образована Демократическая партия Курдистана во главе с М.Барзани с отделениями в Ираке, Иране, Турции и Сирии. Под руководством М.Барзани курды смогли добиться наибольшей за всю свою историю консолидации и продемонстрировать свою решимость отстаивать свои права. Это способствовало тому, что власти Ирака пошли на создание курдского автономного района. Но реально курды не получили автономии. Более того, центральная власть все время нарушала договоренности и стремилась подавить волю курдского народа репрессивными методами. В то же время важно, что был создан прецедент, который стал важным ориентиром в борьбе курдов за свои права в других государствах.

Новый этап курдского вопроса начинается со второй половине 80-х годов. Это связано с внутренним культурным и социальным развитием курдского народа, ростом его национального самосознания. Определяющую роль сыграло то, что курды опять оказались в эпицентре международных конфликтов: ирано-иракской войны и войны в Персидском заливе. Указанные международные события выдвинули курдский вопрос на авансцену политической жизни региона и мира. В этот период фактически возникает независимое от Багдада территориально-политическое образование, так называемый "свободный Курдистан". Особенностью являлось то, что оно возникло под опекой США и НАТО. То есть, курдский вопрос был интегрирован в их глобальную стратегию расширения и активизации своего присутствия в регионе Ближнего и Среднего Востока. Это, хотя в настоящее время и препятствует стремлению воинственных кругов Ирака решить курдский вопрос силой, но не решает его по существу, более того создает условия для международной напряженности в регионе и для превращения Северного Ирака в базу неоколониализма.

На современном этапе развития международных отношений имеет место дальнейшая актуализация курдского национального вопроса. Это, в частности, связано с обострением американо-иракских отношений. США усиливают свое военно-политическое давление на Багдад. Кроме того, с этой целью США косвенно используют и курдских лидеров. Нажим на правящий режим суверенной страны, чем бы он не мотивировался, может спровоцировать его на иррациональные действия. То есть, ситуация в регионе может быть поставлена на край нового военного конфликта. В этом случае курды в очередной раз окажутся в эпицентре военных действий.

Другой точкой напряженности курдского вопроса являются взаимоотношения курдов Турции с официальной властью. Последняя, следую своей избранной изначально идеологии турецкого государства как то "пантюркизм", игнорирует естественные и международно признанные права курдского населения на культурное и политического самовыражение. Это выражается не только в отказе курдам иметь возможность сохранять и развивать свою культуру, но и в прямых действиях против них, которые носят репрессивный и варварский характер. Такая политика Анкары привела к тому, что с 1984 г. с некоторыми перерывами в стране идут военные действия между курдскими партизанскими отрядами и спецчастями, а также армейскими подразделениями Турции. Обе стороны конфликта до недавнего времени занимали радикальные позиции и не желали идти на компромиссы. В настоящее время курдская сторона выступает за создание федерации в рамках современного турецкого государства и предлагает Анкаре начать мирный диалог.

Опыт взаимоотношений курдов и властей государств их курдами проживания свидетельствует о том, что использование военных методов для защиты своих интересов является вынужденной мерой и реакцией на геноцид, проводимый властями Турции и Ирака. Более того, противостояние приводит только к дальнейшему обострению курдской проблемы не только на государственном, но и межгосударственном уровне. Как показала практика, ни крупномасштабные антикурдские репрессивные меры, ни переселения, ни акты, носящие характер массового геноцида, не привели к исчезновению курдской национальной проблемы. В свою очередь идея национального самоопределения сама по себе приобретав т все большую актуальность. Следовательно, единственный реальный путь решения этого вопроса - справедливое и демократическое урегулирование.

В последнее время резко возросло значение нефтяного фактора в курдском вопросе. Это связано с проектами транспортировки нефти из бассейна Каспийского моря через территории проживания курдов. Однако реализация этих проектов зависит от обеспечения стабильности как в Курдистане, так и в регионе в целом.

Курдская проблема все больше начинает затрагивать интересы не только государств Ближнего и Среднего Востока, но и Запада. Не выдерживая крайне тяжелых условий жизни, курды вынуждены покидать свои родные земли и эмигрировать в европейские и некоторые другие страны. Этот процесс принял массовый характер, что не может не беспокоить европейское сообщество.

Важно заметить, что события, происходящие вне региона проживания курдов, в свою очередь оказывали и оказывают свое прямое или косвенное влияние на курдское национальное движение. В частности, - процесс возникновения новых независимых государств в пространстве бывшего СССР и Югославии. В связи с этим еще более становится очевидным та историческая несправедливость, проявленная в отношении курдов со стороны государств, решавших после первой и второй мировой войны вопрос государственного строительства на Ближнем и Среднем Востоке. До сих пор нет какого-либо убедительного ответа на вопрос, почему народам значительно уступающим по численности курдам была предоставлена возможность создать свои государства или иметь определенный уровень государственности (например, даже не народу, а мусульманской общине Боснии), а курдам до сих пор в этом отказывают.

Интересы не только курдского народа, но и стабильного положения на Ближнем и Среднем Востоке, благополучия и мирного развития народов региона требуют мирного и справедливого решения курдского вопроса.

Несмотря на то, что курдский вопрос пока не нашел своего оптимального разрешения с учетом всех заинтересованных сторон есть объективные основы для оптимистического прогноза. В Курдистане и в среде курдской диаспоры идея национального самоопределения продолжает прокладывать себе дорогу вширь и вглубь. Их надежды подкрепляются тем, что великие державы и мировая общественность все больше уделяет внимание научной, правовой и политической разработке проблемы национального самоопределения. В частности, и по курдскому вопросу. И хотя до отведения подобающего места курдской национальной проблеме еще далеко, но есть сдвиги в этом направлении, которые позволяют надеяться на их благоприятную эволюцию. В настоящее время для курдов Ирака наиболее оптимальной формой реализации их прав может быть развитие в этом государстве федеративных отношений на территориальной основе и при сохранении целостности государства. Курды в Турции стоят перед решением проблемы реализации своих гражданских прав, прежде всего права на культурное самовыражение и получения политических и правовых гарантий для этого. В связи с этим необходимо добиваться прекращения военно-полицейских репрессий против курдского населения. В Сирии и Иране также стоит проблема расширения прав курдов как гарантий сохранения и развития их самобытности. При этом нельзя исключать возможность для курдов Ирана и Сирии получения определенного уровня автономии в районах их исторического компактного проживания.

Анализ курдской проблемы позволяет изложить следующие предложения, которые, как представляется, могли бы быть полезными для решения курдского вопроса мирным демократическим путем:

- одной из причин современного положения курдского народа является идейно-политическая слабость движения за свои права, порожденная относительной социально-экономической и политической отсталостью курдов и неблагоприятными международными условиями, когда этнически и политически разделённый курдский народ становится жертвой экспансионизма со стороны одновременно четырёх государств в своих корыстных интересах манипулирующих курдскими массами;

- курдскому народу не следует переоценивать фактор внешней помощи, а тем более курдские политики не должны возводить её в самоцель как средство достижения собственных планов. Исторический опыт показывает, что внешняя помощь курдскому освободительному движению носит половинчатый, конъюнктурный и условный характер. Следовательно, курдам не следует надеяться только на помощь со стороны, а уделять больше внимание собственному саморазвитию; необходимо консолидироваться, преодолеть самонадеянность и самоуверенность, бытующие в характере курдского народа. Известно, что именно эти факторы препятствуют объединению, достижению взаимопонимания и национального согласия, проведению массовых организованных мероприятий;

- способствовать подъему политического и правового самосознания и культуры курдского народа, разъяснять курдам их права и обязанности, методы и способы защиты ими своих прав;

- активно участвовать в международных форумах, в международных и региональных организациях, опубликовывать в прессе на разных языках, материалы о трагической жизни курдского народа, обратиться к средствам массовой информации различных стран с призывам поддержать в своих публикациях справедливую борьбу курдского народа - это способствовало бы внешней поддержке курдского движения;

- способствовать искоренению из сознания курдов религиозных, родовых, идейно-политических предубеждений, которые являются значительным препятствием для объединения курдского народа в единый фронт и всеобщего участия в национально-освободительном движении; необходимо принимать более активное участие в политической жизни своего народа. Больше внимания уделять выборам руководителей партий, обществ, центров и других курдских организаций. Пристально следить за их работой, оказывать им помощь, периодически заслушивать их отчёты;

- изучать и применять политический опыт борьбы народов мира за независимость. Идти навстречу разумным пожеланиям международного сообщества и тесно сотрудничать с ним.;

- добиться консолидации всех курдских партий и сил как в Курдистане, так и за его пределами. Установить и развивать тесные связи с курдскими общественными и политическими организациями, действующими в различных странах мира. Только единство курдских организаций, их организованность, согласие целеустремленность и инициатива может убедить мир в безусловном стремлении этого народа к национальному самоопределению;

- оказывать посильную помощь и поддержку Курдскому парламенту в изгнании, способствовать его признанию на международно-правовом уровне и превращению его в эффективный институт постоянного представительства и защиты прав и интересов курдского народа на международной арене в рамках общепризнанных норм международного права. ПКИ и его представительства могли бы стать при известных обстоятельствах законными представителями курдского народа во всех государствах их проживания;

- в силу того, что курдский народ исторически уже на протяжении нескольких веков разобщен - проживает не по своей воле в различных государствах и соответственно находится под идеологическим и культурным влиянием турецкого, арабского, персидского и других народов ему необходимо мобилизовать свои усилия по формированию единой системы ценностей и общенациональной концепции, без которой всеобщее участие курдов в освободительном движении не представляется возможным;

- поддерживать и регулировать эмиграцию курдов из Курдистана в развитые страны. Ибо это для курдов сегодня является наиболее реальным способом самосохранения; установить жесткий контроль над природными богатствами и ресурсами Курдистана. По мере возможности, путём привлечения иностранных фирм, начать разработку и экспорт сырья и материалов, а вырученные средства использовать для нужд народов Курдистана;

- образовать в одной из нейтральных стран, например в Швейцарии, благотворительный фонд поддержки курдского движения, который мог бы объединить организации и граждан сочувствующих и симпатизирующих справедливой борьбе курдского народа;

- требовать от международной общественности усиления внимания к курдской проблеме, оказания воздействия на правительства своих стран, ООН и другие международные организации, с целью принятия ими реальных мер для защиты курдского народа;

- по возможности проводить разъяснительную работу среди народных масс государств постоянного проживания курдов о целях и задачах курдского национального движения и требовать от прогрессивной общественности этих стран добиваться от своих правительств прекращения военно-полицейских репрессий и решения проблемы мирным путем; изучить возможность создания в рамках ООН специального органа, который непосредственно занимался бы курдской проблемой - это способствовало бы ускорению и справедливому решению курдской проблемы;

- убедить государства-члены Совета Безопасности ООН, что с учетом геополитического положения Курдистана и современного курдского национально-освободительного^ движения невозможно установление прочного мира и международной безопасности на Ближнем и Среднем Востоке;

- изучить возможность внесения на обсуждение СБ ООН курдского вопроса, с целью разработки комплекса мер по предотвращению геноцида курдского народа и создания международной комиссии для подготовки необходимых докментов и подачи заявления в Международный Суд в Гааге; изучить возможность привлечения Европейского парламента в решении курдской проблемы, так как она все больше затрагивает интересы Запада;

- представляется целесообразным образовать российско-курдистанское общество целью которого стала бы поддержка курдского национально-освободительного движения, а также организаци я" международного фонда поддержки данного движения; изучить возможность подготовки и проведения международной конференции по курдскому вопросу, решения которой, как представляется, будут отвечать общепризнанным нормам международного права и национальным интересам курдского народа. * *

К проблеме разрешения "курдского вопроса" можно подходить с разных точек зрения. Так, можно говорить о полной реализации в перспективе принципа самоопределения курдского народа, то есть возможности создать свое государство как институт, гарантирующий его естественное право на самореализацию и культурное самовыражение. Решение "курдского вопроса" можно рассматривать и в рамках существующих ныне на Ближнем и Среднем Востоке государств, в плане создания им нормальных и равных с другими народами условий существования, полного признания их национальной культуры и право на ее развитие. Очевидно, что нормализация политического и социально-экономического положения в государствах проживания курдов и стабилизация международного положения на Ближнем и Среднем Востоке во многом неосуществимы без решения курдского вопроса. И его решение зависит от справедливого согласования интересов не только курдского народа, но и всех заинтересованных сторон.

Каждое государство, ратифицировавшее международные договоры и другие соглашения по правам человека, в силу взятых на себя обязательств, предусмотренных в вышеуказанных международно-правовых актах, должно* способствовать устранению нарушений прав человека, в данном случае, прав курдского народа в Курдистане, принять меры к тому, чтобы обеспечить полное осуществление этих прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие международных санкций.

Исходя из Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека и других международно-правовых норм, курдский народ имеет полное право требовать от международного сообщества избавления от многовековой войны, страданий и лишений, принятия радикальных мер для своей защиты.

Оказав реальную помощь курдскому народу в достижении независимости и самоопределения, международное сообщество, тем самым, ещё раз утвердит веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, что будет содействовать устранению угрозы миру и международной безопасности на Ближнем и Среднем Востоке и в мире в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Дасни, Юрий Романович, 1998 год

1. Законодательное регулирование внешней политики России на Ближнем и Среднем Востоке в новых геополитических условиях Материалы парламентских слушаний. Государственная Дума РФ. Москва, 10 февраля 1998.

2. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. Сб.документов.М., 1957.

3. Конституция Турецкой Республики. Анкара, 1982.

4. Осуществление резолюций ООН, касающихся права на самоопределение народов, находящихся под колониальным и иностранным господством. ЭКОСОС ООН, Нью-Йорк, 1982.

5. Программа и Устав Демократической партии Иранского Курдистана. Специальный бюллетень АН СССР, 1983, №5.

6. Программа Курдской Демократической партии в Сирии (Аль-Парти) // Специальный бюллютень АН СССР, N 5, 1983.

7. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах, декларациях. Ч. III. М., 1929.

8. Политический доклад VII съезда Демократической партии Курдистана. 1970.

9. Право народов на самоопределение: историческое и современное развитие. Нью-Йорк, 1981.

10. Решение Совета Государственной Думы РФ от 11 ноября 1997 г.

11. Севрский мирный договор и акты подписанные в Лозанне. М.Д927.

12. Современное состояние курдской проблемы Материалы научного симпозиума. Москва, 21-25 ноября 1994.15."Statistical Abstract". Iraq, 1974.

13. Annexation and Self-Determination. Jalal Talabani, Kurdistan Front.

14. Message to the International parliamentary consultation on the Kurds in the Gulf crisis, to be held on Washington D.C. on Wendsday February 27, 1991, from Lord Avebure, Chairman of the UK Parliamentary Human Rights Group.

15. On Kurdish Question. Printed by Committee for the advancement of Kurdistan in UK. London, 1967, pp. 16-19.

16. On Kurdish Question. Printed by Committee for the Advancement of Kurdistan in UK. L.,1967,C.16-19.

17. Remarks by Senator Claiborn Pell International Parliamentary Consultation on Kurdish Human Rights. Washington, D.C., February 27, 1991.

18. Speech by Madame Danielle Mitteran in the Senate Foreign Relations Committeee Meeting Room on February 27, 1991.

19. Statement by Senator Edward M. Kennedy on Kurdish Human Rights. Congressional Human Rights Foundation. February 27, 1991.

20. Stockholm Declaration on Human Rights for the Kurdish People.

21. Yurtdisi Kurdistan Ogrencr Birliginin Program ve Nuzugu, (Bati) Berlin, 1980.

22. Сборник государственных документов. Багдад, 1972 (араб.яз.).

23. Actualite du Kurdistan, Numero special, Juillet-Aout 1989.10.Armanc.11 .Bulletin de liaison et d'information. Institute Kurde de Paris.12.Daily Telegraph.13.Dende Komkar.

24. Journal of South Asia and Middle Eastern Studies.15.Gaziya Welat.

25. International Journal of Middle East Studies. 17.Iranian Kurdistan (Paris).18.Kayhan (Teheran).19.Milliyet I20. Kurdistan21.Roja Nu.22.Riya Azadi. 23.Serxwebun.24.The World Revew.1. Литература

26. Абашидзе A.X. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М., 1996.

27. Абдусалам Али. Отношения СССР со странами Персдского залива. (1985-1991). Диссертация на соискание уч. степени к.и.н. М., 1993.

28. Аверьянов П.И. Курды в войнах России с Персией и Турцией в течение XIX столетия. Современное положение турецких, персидских и русских курдов. Исторический очерк. Тифлис, 1900.

29. Аветисян Г. К вопросу о "кавказском доме" и пантюркистских устремлениях. Этнические и региональные конфликты в Евразии. Центральная Азия и Кавказ. М.,199?.

30. Альбардан А. Фронт национального единства в Ираке. -Народы Азии и Африки, 1965, N 6.

31. Арабаджян З.А. Иран: противостояние империям (1918-1941).М.,1996.

32. Арабский мир: три десятилетия независимого развития. М., 1991.

33. Аралов С.И. Воспоминания советского дипломата. М., 1960.

34. Арутюнова-Фиданян В.А. Армяно-Византийская контактная зона. Результаты взаимодействия культур.М.,1994.

35. Ю.Ашкрян Т.Ч. Курдская проблема в Ираке 70-80-е годы. М.,1989

36. П.Багиров А.Г. Курдский вопрос в сирийско-иранских отношениях (60-80-е годы XX века). В сб.: Западная Азия:этнополитическая ситуация. М., 1993.

37. Балиев А. Нефть и целостность страны. Независимая газета,1996,15.10

38. Барзани X. Курдские политические партии общественные организации в борьбе за разрешение курдской проблемы. М., 1971.

39. Барсегов Ю.Г. Самоопределение и территориальная целостность. М., 1993.

40. Баруани X. Курдские политические партии и общественные организации в борьбе за разрешение курдской проблемы. М., 1971 (кандидатская диссертация).

41. Брои Р. Курды бывшего СССР и роль России в решении их проблем. Курдистан на перекрестке истории и политики.М., 1994.

42. Бугай Н.Ф., Броев Т.М., Броев P.M. Советские курды: время перемен. М,. 1993.

43. Васильев JT.C. Крестьянские восстания на традиционном Востоке. // Общественные движения и их идеология в добуржуазных обществах Азии. М., 1988.

44. Вильчевский O.JT. Курды северо-западного Ирана. Тбилиси, 1944.

45. Вильчевский O.JI. Курдское национальное движение. Тбилиси, 1947.

46. Вильчевский O.J1. Мукринские курды. // Переднеазиатский этнографический сборник. M.-JL, I, 1958.

47. Гасратян М.А. Курды Турции в новейшее время. Ереван, 1990.

48. Гордлевский В.А. Силуэты Турции. Избр. соч., Т. Ш. М., 1962.

49. Джалиле Дж. Первые курдские общественно-политические организации в период младотурецкого господства. //

50. Тюркологический сборник. М., 1990.

51. Дунаева Е.В. Иранский Курдистан в 60-70-е гг. XX века. (Реферат). М., 1990.

52. Дунаева Е.В. Социально-экономические процессы в Иранском Курдистане (60-70-е годы XIX века). // В сб.: Западная Азия: этн©политическая ситуация. М., 1993.

53. Егиазаров С. А. Краткий этнографический очерк курдов Эриванской губернии Записки Кавказского отдела имепр. российского географического общества, 1891,кн.ХШ,вып.2.

54. Жигалина О.И. Курды и проблема национальной интеграции в странах Западной Азии. Западная Азия, Центральная Азия и Закавказье. Интеграция и конфликты.М., 1995.

55. Жигалина О.И. Курдская республика в Мехабаде. // Голос курда, NN 1-2, 1992.

56. Жигалина О.И. Национально-демократическое движение в Иранском Курдистане в 1960-1970-х гг. // В сб.: Страны и народы Ближнего и Среднего Востока. XIII. Курдоведение. Ереван, 1985.

57. Жигалина О.И. Роль ислама в развитии национального движения в Иранском Курдистане. В сб.: Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1983.32.3адохин А.Г. Россия и Евразия. Международные отношения внешняя политика. М.,1998.

58. Иранская революция 1978-1979. М., 1989.

59. Кадымов Г.Г. О политологии международных отношений. -Евразийская политика. БНИ, М.,ДА, 1993,С,8.

60. Камаль М.А. Национально-освободительное движение в Иракском Курдистане, (канд. дис.). М.,1984.

61. Карцев А. Заметки о курдах, Тифлис, 1896.

62. Курдское движение в новое и новейшее время. М., 1987.

63. Курды и курдский вопрос. М., Специальный бюллютень Иниститута Востоковедения АН СССР, N 5, 1983.

64. Лазарев М.С. Курдский вопрос(1891-1917). М.,1972.

65. Лазарев М.С. Империализм и курдский вопрос. М., 1989.

66. Лазарев М.С. Многоконфликтный Курдистан (постановка вопроса). Западная Азия, Центральная Азия и Закавказье. Интеграция и конфликты.М., 1995.

67. Лазарев М.С. Южный Курдистан в истории и политике. -Южный Курдистан сегодня. М.,1997.

68. Малек Ю. Курдистан или страна курдов. (Пер. с араб.) Бейрут, 1945.

69. Марр Н.Я. Еще о слове "челби" (К вопросу о культурном значении курдской народности в истории Передней Азии). // ЗВОРАЩ. т. XX, Спб., 1911.

70. Мгои Ш.Х. Проблема национальной автономии курдского народа в Иракской Республике. Ереван, 1977.

71. Мгои Ш.Х. Курдский национальный вопрос и Ираке в новейшее время. М., 1991.

72. Мгои Ш.Х. ^ Анкара чувствует себя безнаказанной. Независимая газета, 1997, 11.06.

73. Мгои Ш.Х. Политические изменения в Южном Курдистане после конфликта в Персидском заливе Южный Курдистан сегодня. М.,1997.

74. Никитин В. Курды. М.,1964.50.0рбели И. А. Предварительный отчет о командировке в Азиатскую Турцию в 1911-1912 гг.,-Изв.АН,сер VI, №15, 1912.

75. Реза Годе М. Иран в XX веке. Политическая история.М., 1994.

76. Современный Курдистан. М.,1995.

77. Фадеева И.Jl. Официальные доктрины в идеологии и полиике Османской империи (османизм-панславизм). XIX начало XX вв.). М., 1953.

78. Фаризов И.О. Национальное движение курдов в Иране (19411945). ,\\ Труды московского института востоковедения РАН, вып. 7. М., 1953.

79. Федченко А.Ф. Ирак в борьбе за независимость. 1917-1969. М., 1970.

80. Халфин Н.А. Борьба за Курдистан (курдский вопрос в международных отношениях XIX в.) М.,1960.

81. Хассаф Исмаил Мохаммед. Курдский вопрос в международных отношениях после второй мировой войны. (Реферат). М., 1985.

82. Шахбазян Г.С. Межкурдский конфликт в Южном Курдистане.-Южный Курдистан сегодня. М.,1997.

83. Энтин М.Л. От урегулирования к предотвращению конфликтов: потребность в превентивной дипломатии. // Международные исследования. Ассоциация теории имоделирования международныхотношений. 1991, N 1-2.* *

84. Adamson D. The Kurdish War. N.Y., 1964.

85. Abrahamian E. Iran between Two Rewolution. Princeton, 1982.

86. Baran A. You Must Give a Kurdish Bady a Turkish Name. // Kurdish Studies. Vol. 1. 1961/1.

87. Bedir-Khan K.A. La Question Kurde. Paris, 1959.

88. Besikci I. Kurdistan Tarihinde Dersim. Halltp, 1952.

89. Brauer E. The Jews of Kurdistan. Detroit. 1993.

90. Сарг K.D. Irak: Les dans L"expectative // Democratic Nonvelle, Paris, 1964, N 4.

91. Cyaliand G. The Kurds and Kurdistan. L., 1993. .

92. Dersimi M.N. Kurdistan Tarihinde Dersim. Hallep, 1952.

93. Eagleton W. The Kurdish Repablic of 1946. L.,1963.

94. Ecrem Cemil Pasha. Diroka Kurdistan. Brussel,1995.

95. Grachev E. The Kurdistan Question in Iraq. N-Y, 1981.

96. Jemal Nebez. Die Kurdische Zeitschrift "NisBhiman" (Heimland). Juli 1943 Mai 1944. Organ der Kurdischen "Je-Kaf - Partee (16.09.1942-15.11.1945) und das Geistesqut des Intellekuellen Nationdischen Kleinburgerums in Kurdistan. Stockholm, 1985.

97. Hassanpour A. State Policy on the Kurdish Language: The Politics of Status Planning. // Kurdish Studies. Vol. 4. 1996. N 1-2.

98. Hourani A., Khoury H., Wilson M. The Modern Middle East. Bekeley: University of California Press, 1993.

99. Laiser S. Martyrs, Traitors and Patriots: Kurdistan after Gulf War. L., 1996.

100. Longrigg St. Iraq, 1900 to 1950. L., 1953.

101. Muller M. Nationflism and the Rule of Law in Turkey: The Elimination of Kurdish Represention During the 1990s. // Kurdish Studies. Vol. 10. 1996/1/2.78.1smet G. Ismet. The PKK: Terrorists or F'redom Fighters? //

102. Kurdish Studies. Vol. 10. 1996/1. 79.0'Ballance E. The Kurdish Struggle: 1920-1994. N.Y., 1996. 80.Olson R. The Creation of a Kurdish State in the 1990's? // Journal of South Asia and Middle Eastern Studies. Vol. XV, N 4, Summer 1992.

103. People withjut a cjuntry: the Kurds and Kurdistan. L., 1979.

104. Petran T. Syria. London, 1972.

105. Roosevelt A. Jr. The Kurdish Republic of Mahabad. // Middle East Journal. Vol. 1. N 3. (July 1947).

106. Zawson F. The Iranian Crisis of 1945-1946 and the Sriral Model of International Conflict. // International Journal of Middle East Studies, Vol. 21, 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.