Культурный миф в художественном творчестве Урсулы К. Ле Гуин тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Ломакова, Анна Викторовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 228
Оглавление диссертации кандидат культурологии Ломакова, Анна Викторовна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Роль мифа в культуре
1.1. Понятие мифа и мифологии.
1.2. Типология мифа. Культурный миф.
1.3. Миф в фантастической литературе (научная фантастика и фэнтези).
Глава 2. Роль мифа в конструировании фэнтезийной модели культуры. Цикл романов «Волшебник Земноморья».
2.1. Мифологическая модель мира в цикле о Земноморье.
2.2. Культурная модель мира в цикле о Земноморье.
Глава 3. Роль мифа в конструировании рационалистической модели культуры. Романы «Хайнского цикла».
3.1. Мифологическая модель мира в романах
Хайнского цикла».
3.2. Культурная модель мира в романах
Хайнского цикла».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики2009 год, кандидат филологических наук Гусарова, Анна Дмитриевна
Славянская фэнтези: образно-мотивный ряд : на материале произведений М.В. Семеновой2010 год, кандидат филологических наук Барашкова, Анна Владимировна
Герой русской фэнтези 1990-х гг.: модусы художественной реализации2010 год, кандидат филологических наук Чепур, Елена Анатольевна
Творческая эволюция Урсулы Ле Гуин: к проблеме становления героя в жанре фэнтези2024 год, кандидат наук Суркова Ксения Вячеславовна
Поэтика "Хроник Эмбера" Роджера Желязны2010 год, кандидат филологических наук Анисимова, Ольга Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурный миф в художественном творчестве Урсулы К. Ле Гуин»
XX век прошел под знаком возросшего интереса к мифу как знакового фактора для формирования культуры. Миф явился объектом исследования многих наук, в том числе культурологии, философии, социологии и филологии, каждая из которых пытается по-своему определить место этого феномена в истории и культуре всего человечества в целом и отдельных народов в частности. Особое место занимает художественная литература, которая во многом опирается на миф, видя в нем источник сюжетов, тем, символов, остающихся актуальными и для современного общества. Наиболее активно мифологический материал заимствуется фантастической литературой, благодаря единому принципу отражения действительности, в котором элементы реальности сочетаются чудесным и сверхъестественным способом. Это явилось одним из оснований при отборе материала для данного исследования.
Имя Урсулы Кребер Ле Гуин - одно из самых громких в американской и мировой фантастике. Созданные У.Ле Гуин произведения ярки и самобытны, в них синтезированы мифы и притчи, социологические и политологические исследования, 1/ размышления о научно-техническом прогрессе и многое другое. Среди ее произведений особенно выделяется ряд романов и повестей, которые объединены в два цикла: «Хайнский цикл» (романы «Мир Роканнона, «Планета изгнания», «Город иллюзий», «Левая рука тьмы», «Слово для леса и мира одно», «Толкователи») и цикл о Земноморье (романы «Волшебник Земноморья», «Гробницы Атуана», «На самом дальнем берегу», «Техану», «На иных ветрах»).
Многие критики и литературоведы относят работы У.Ле Гуин, и в первую очередь романы «Хайнского цикла», к жанру научной фантастики. Несомненно, традиционные элементы научной фантастики присутствуют в романах Ле Гуин. Это и космические путешествия, и инопланетные цивилизации, и классическая в научной фантастике идея контакта миров, и научно-технический прогресс, и многое другое. Однако уже с первых страниц любого из произведений цикла становится ясно, что они не укладываются в рамки того, что принято называть классической научной фантастикой («мейнстримом»). Разнообразная и сложная проблематика, психологизм, глубина характеров, разносторонняя оценка описываемых событий - ^ это лишь малая часть особенностей прозы Ле Гуин. Кроме того, писательница не просто создает фантастические инопланетные миры, но разрабатывает множество деталей, таких как особый язык, религия, культура. Как и известный английский писатель Дж.Р.Р.Толкиен, Jle Гуин часто использует прием вставных рассказов или «вторичных историй», которые знакомят читателя с историей, мифологией, литературой данного мира. Подобная интеллектуализированность в основном не характерна для традиционной западной научной фантастики, где больше значение придается авантюрным элементам.
Такой подход к проблеме выводит научно-фантастические романы У.Ле Гуин на уровень глубоко философских произведений с «двойным дном и дополнительным смыслом», и сама писательница признает, что ее произведения создавались на двух уровнях: сознательном и бессознательном. В интервью 1983 г. У.Ле Гуин сказала, что ее интеллект «достаточно натренирован, но интеллект должен знать свое место. Точно так же как эмоции, этические идеи и интуиция. Существуют различные виды знания, и рациональное раскладывание по полочкам не применимо к процессу творчества» [79, 58]. Каждое ее произведение являет собой подтверждение этих слов.
На другом полюсе творчества У.Ле Гуин находится цикл романов о Земноморье, написанный в традиции фэнтези (fantasy), развитие которой стало характерным явлением XX века. В сознании многих читателей и даже писателей термин «фэнтези» ассоциируется с популярной формой ведения рассказа (на основе формулы «меча и колдовства»), довольно ограниченной по возможностям, но пользующейся большим спросом на книжном рынке. На первый взгляд, романы о Земноморье полностью соответствуют данному определению и предельно просты по сюжету, который в своей основе следует формуле волшебной сказки. Но простота созданного У.Ле Гуин мира обманчива, писательница затрагивает важные, сложные и серьезные темы, такие как самопознание, становление личности, размышления о жизни и смерти, добре и зле.
Созданный У.Ле Гуин фантастический мир настолько точно выверен и самобытен, что его трудно соотнести с какой-либо конкретной пространственно-временной реальностью. В истории, мифологии и философии Земноморья органически сочетаются фантастическое и элементы, принадлежащие различным философским и мифологическим системам древних народов Земли: скандинавов, кельтов, древних китайцев, коренных индейских народов Северной Америки.
Еще одно отличие тетралогии У.Ле Гуин от традиционной фэнтези в том, что ее герои не стремятся бороться с мировым злом или сражаться со злобными чудовищами, вроде драконов. Цель и смысл жизни они видят в поддержании мирового равновесия. И добро, и зло имеют равное право на существование в мире. Эта тема проходит через все романы, повести и рассказы У.Ле Гуин, являясь той осью, вокруг которой создается мир, строится повествование, и для объяснения которой служат мифология, религия, этика, история.
Результаты исследований показывают, что произведения У.Ле Гуин находятся вне рамок какого-либо литературного жанра, будь то научная фантастика, фэнтези и т.д. По мнению писательницы, хорошая литература, в том числе фантастика, не может быть вообще отнесена к жанровой прозе [79, 57]. Именно подобный подход к творческой деятельности выделяет У.Ле Гуин среди других писателей - фантастов. Как Дж.Р.Р.Толкиен, К.С.Льюис, Р.Брэдбери, Ф.Херберт и др. она является писателем культурологической направленности, выстраивающим в своих произведениях типы культур и цивилизаций во всем их богатстве и своеобразии В этом скрыт определенный глубокий смысл. Создавая фантастические миры, писатель берет на себя ответственность за их существование, так как при всей своей необычности и нереальности эти миры являются неотторжимыми частями единого мира людей, и таким образом они реальны [90, 93]. Кроме того, создавая культурологическую систему, писатель дает нам понять, что мир существует, пока жива культура народа, и что, несмотря на различия, все культуры и народы взаимосвязаны и образуют единое целое. Сохранить это единство, не допустить исчезновения ни одной из культур, каждая из которых уникальна, можно с помощью контакта - диалога культур.
Исследования М.С.Галиной показали, что среди иностранных авторов в жанре фэнтези работает каждая вторая женщина-фантаст, тогда как среди писателей-мужчин в этом жанре работает лишь каждый третий. Как полагает исследовательница, тенденция объясняется тендерным фактором: женщина выступает в этом процессе в своей естественной роли рассказчицы и хранительницы преданий, мифов, истории и культуры. В женском «авторском мифе» в первую очередь претерпевает трансформацию категория героя. Герой-протагонист в подобных произведениях не столько борец, воин или авантюрист, сколько искатель смысла бытия, помощник и защитник, наделенный особой чуткостью к миру, умеющий читать и понимать знаки природы, не стремящийся противоборствовать ее законам и способный принимать мудрые и человечные решения с учетом возможных последствий. Подобная расстановка акцентов позволяет уделить большее внимание разработке этики, философии, культуры в рамках «авторского мифа». Все эти особенности характерны для произведений У.Ле Гуин
На формирование взглядов, интересов и литературных вкусов У.Ле Гуин, несомненно, оказала большое влияние ее семья. Урсула Кребер Ле Гуин родилась 21 октября 1929 года в городе Беркли, штат Калифорния. Она окончила колледж Рэдклифф в г. Кембридж, штат Массачусетс, а затем Колумбийский университет в г.Нью-Йорк, получив блестящее образование. Специализировавшись во время учебы в области романской филологии, по окончании университета У. Кребер начинает преподавать французскую литературу и язык в университете Мерсер (г.Мэкон, штат Джорджия) и Университете штата Айдахо (г.Москва, штат Айдахо). Большинство ее работ времен учебы в колледже и университете были посвящены литературе эпохи Возрождения, а незаконченная диссертация - творчеству французского поэта XV века Жеана Ле Мэре де Бельж, который жил на рубеже эпох средневековья и Ренессанса. Окончив Колумбийский университет, У.Кребер продолжила образование в Париже, где в 1953 г. вышла замуж за французского историка Шарля Ле Гуина. В настоящее время У.Кребер Ле Гуин вместе со своей семьей живет в США, в городе Портленд, штат Орегон.
Отец У. Ле Гуин, крупный американский ученый, антрополог, этнограф и лингвист Альфред Кребер, известен также как один из основателей современной культурологии, благодаря своим работам по общей теории культуры. Он является основателем факультета антропологии в Калифорнийском Университете (г. Беркли). Основную сферу его научных интересов составляло изучение культуры коренных индейских народов Северной Америки. Его имя тесно связано с именем Иши, индейца из племени яхи, который провел последние 5 лет своей жизни при антропологическом музее Калифорнийского университета под руководством А.Кребера. История жизни Иши, его взаимоотношений с белыми людьми, послужила основой для книги «Иши в двух мирах», написанной матерью У.Ле Гуин, Теодорой Кребер.
Теодора Кребер преподавала психологию и одновременно помогала своему мужу А.Креберу в его научной работе. Она также занималась проблемами индейских культур и сопровождала своего мужа во время экспедиций, помогая вести записи и делать зарисовки. Другой сферой интересов Т.Кребер была мифология. Она собирала мифологическую литературу различных видов, в том числе сборники мифов и сказок народов мира.
По словам самой У.Ле Гуин, родители никогда не пытались навязать своим детям (в семье помимо дочери было еще три старших сына) какое-либо направление в интеллектуальном развитии, но стремились воспитать интеллигентных и умных людей. В семье не делалось никаких различий между детьми, от дочери ждали того же, чего и от сыновей, в том числе в плане образования. В доме детям была предоставлена полная свобода в отношении чтения, библиотека семьи Креберов была очень обширной и включала не только классику художественной литературы, но и большое количество научных изданий. Дети наравне со взрослыми принимали участие в интеллектуальных беседах за общим столом.
Любимыми книгами Урсулы стали древнескандинавские мифы и «Сказки мечтателя» лорда Э.Дж.Дансени, ирландского писателя и мастера фэнтези к.Х1Х-н.ХХ веков. Эти книги заложили основу литературных пристрастий будущей писательницы, которая видела в них отдушину для своего воображения. В одном из своих эссе, У.Ле Гуин напишет следующее: «Я иногда думаю, что бы случилось, если бы я родилась в 1939 году вместо 1929 и в первый раз прочитала Толкиена в подростковом возрасте, а не когда мне было уже за 20. Наверное, я была бы потрясена намного сильнее. Я рада, что у меня уже была своя дорога до того, как я прочла Толкиена. Дансени оказал на меня благотворное влияние. Я никогда не пыталась подражать ему в своих многочисленных подростковых сочинениях. Я, должно быть, уже тогда знала, что подобные вещи неподражаемы. Он был для меня не образцом, но освободителем и проводником» [103, 26].
Позже пришло увлечение научной фантастикой. И ее братья, и она сама с удовольствием читали популярные в 30-40-х гг. научно-фантастические журналы. В 12 лет Урсула прочитала «Даодэцзин». Книга стала для нее одной из любимых, так же как и для ее отца, и вызвала множество размышлений, которые впоследствии воплотились в художественной форме. Следует отметить, что все, чем интересовалось У.Ле Гуин, все проблемы, которые ее волновали, находили свое отражение в написанных ею произведениях. Так, в 14 лет Урсула увлеклась русской литературой, прочла многие романы Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Интерес к русской литературе повлек за собой интерес и к русской истории и культуре, в том числе современной, что в итоге привело к появлению «Орсинианских историй» и романа «Малафрена». События во Вьетнаме, глубоко взволновавшие писательницу, и ее отношение к этой войне отражены в романе «Слово для леса и мира одно».
Свой первый рассказ Урсула написала в 9 лет, а в 11 послала другой рассказ в журнал, но он не был принят в печать. Первой публикацией Урсулы Ле Гуин стал рассказ «Апрель в Париже», напечатанный в 1962 г. К тому времени, ею были уже написаны 5 романов, которые не были опубликованы, и несколько стихотворений, изданных в небольших журналах. Издатели долгое время отказывались печатать ее рассказы и романы, мотивируя это тем, что они «слишком отвлеченные» (too remote). Стиль письма У.Ле Гуин не был популярен в те годы, так как ее произведения не попадали ни под один из литературных жанров (реализм, научная фантастика или фэнтези). К тому времени в творческой жизни писательницы наступил переломный момент. «Я писала всю свою жизнь, и наступил решающий момент: либо публикация, либо исчезновение. Невозможно продолжать забивать чердак рукописями. Мне нужно было либо начать печататься, либо бросить писать. Искусством нельзя заниматься в одиночку. Непрочитанная история - это не история, это всего лишь маленькие черные значки на бумаге. Только читатель оживляет их. Читая, он дает истории жизнь» [103, 26]. С тех пор из-под ее пера вышло и было напечатано много разноплановых работ, включающих поэзию, прозу, критические и литературоведческие эссе, объединенные в сборники «Языки ночи: эссе о фэнтези и научной фантастике» (1979) и «Пляски на краю мира» (1989). Таким образом, У.Ле Гуин является теоретиком этой области литературы.
Произведения У.Ле Гуин удостоены высших премий в области литературы: 3 премии Небьюла за романы «Левая рука тьмы» (1969), «Обездоленные» (1974), «Техану: последняя книга о Земноморье» (1990); 3 премии Хьюго за романы «Левая рука тьмы» (1970), «Слово для леса и мира одно» (1974), «Обездоленные» (1975); ряд наград в области детской и юношеской литературы за романы «Волшебник Земноморья», «На самом дальнем берегу». Один из последних романов писательницы «Толкователи» получил в 2001 г. премию газеты «Лос-Анжелес Тайме» имени Роберта Кирша за жизненные достижения.
Немало премий У.Ле Гуин получила и за свои рассказы, среди самых известных следует назвать «За день до революции» (Небьюла, 1974), «Те, кто уходит из Омеласа» (Хьюго, 1974), «Бизоны-малышки, идите гулять» (премия Гэндальфа, 1988), «Дело о Сеггри» (награда им. Дж.Триптри, 1995). Сборник рассказов «Окружение Розы» получил премию Локус в 1983 г. Особенностью новеллистики У.Ле Гуин является то, что большинство ее рассказов тематически примыкают к романам, начиная, продолжая или дополняя их.
Творчество У.Ле Гуин пользуется заслуженным интересом на Западе, где ей посвящен ряд исследовательских работ, в том числе таких авторов, как Б.Атгебери, Дж.Биттнер, Б.Олдис, Д.Вингроув и другие. Критика творчества У.Ле Гуин включает монографии, научные статьи, в том числе в справочно-энциклопедических изданиях. Эти исследования содержат критические обобщения и текстуальные сопоставления, в то же время некоторые из них достаточно односторонни и основной акцент делают на структурных особенностях повествования, а так же на анализе романов с точки зрения психоаналитической теории К.Г.Юнга. Отдельные авторы, давая критический анализ содержательной стороны произведений У.Ле Гуин, уделяют слишком большое внимание феминистическим взглядам писательницы, пытаясь этим объяснить своеобразие некоторых ее романов. С другой стороны, нельзя отрицать тот факт, что приверженность феминизму сыграла значительную роль в обращении У.Ле Гуин к культурологической проблематике и важна для понимания многих ключевых тем ее произведений и провозглашаемых ею ценностей.
В России произведения У.Ле Гуин были впервые переведены на русский язык и изданы лишь в начале 1980-х гг. и вызвали достаточно противоречивые отзывы. Сегодня книги писательницы пользуются большой популярностью среди русских читателей, однако ее творчество остается мало исследованным с литературоведческой и культурологической точек зрения. Критическая литература ограничивается рядом статей, среди авторов следует назвать И.Тогоеву, В.Гакова, А.Сапковского, М.Галину, Е.Озерову, Н.Криницкую. Значительное место анализу творчества У.Ле Гуин уделила в своей диссертации, посвященной современной англо-американской фантастической литературе Л.Г.Михайлова. В ее работе была сделана успешная попытка определить место У.Ле Гуин в современной фантастической литературе, основные темы и особенности ее творчества. Тем не менее, произведения У.Ле Гуин продолжают оставаться практически неисчерпаемым источником тем для исследований благодаря многогранности таланта писательницы.
Актуальность данной работы заключается, таким образом, в исследовании творчества одной из самых выдающихся современных писательниц, работы которой остаются достаточно мало изученными в России. Произведения У.Ле Гуин представляют собой немалый интерес в культурологическом аспекте, поскольку автор уделяет основное внимание моделированию различных миров и культур, в основе которых лежит миф как структурирующий и сущностный элемент. Проблематика, к которой обращается У.Ле Гуин во всех ее работах, касается основополагающих общечеловеческих ценностей, что придает ее произведениям особую значимость в современном мире, переживающем глубокий духовный и цивилизационный кризис. Романы и рассказы писательницы выходят далеко за рамки массовой литературы и культуры, возводя современную научную фантастику и фэнтези на уровень «высокой» (классической) художественной литературы, несущей мощный философский и эстетический потенциал.
Основной целью работы является анализ прозы современной американской писательницы У.Ле Гуин с точки зрения ее культурологической значимости. В первую очередь данный анализ касается особенностей конструирования писательницей «культурного мифа», призванного возвратить каждого человека к истокам культуры, в основе которой лежат определенные общечеловеческие ценности. В связи с этим, в исследовании решаются следующие задачи:
- изучение и обобщение материала по теории мифа как особой формы культуры и мировоззрения в философии, антропологии и культурологии;
- изучение типологии мифа и выделение «культурного мифа» как особого типа литературного мифа, наиболее полно проявляющегося в произведениях писателей культурологической направленности;
- выявление особенностей конструирования мифа и культуры в произведениях У.Ле Гуин на примере цикла романов о Земноморье (фэнтезийная модель культуры) и «Хайнского цикла» (рационалистическая модель культуры);
- анализ особенностей конструирования компонентов культуры (мифологии и фольклора, литературы, языка, этики, философии, религии и др.) в данных произведениях и связанную с ними проблематику;
- изучение проблемы межкультурной коммуникации, взаимодействия культур и мультикультурализма, их преломление и роль в художественном мире У.Ле Гуин.
Решая эти задачи, становится возможным определить специфику и самобытность художественного мира У.Ле Гуин, а так же особенностей ее подхода к решению ряда важнейших культурологических проблем современного мира.
Структурное членение диссертации на главы и разделы соответствует изложенным выше принципам. Оно включает введение, три главы, заключение и библиографию. Во введении обозначается предмет исследования, обосновывается основная проблематика, определяются цели, задачи и методы исследования. Дается краткий очерк жизни и творчества У.Ле Гуин, что дает возможность определить ее место в современной литературе. Первая глава посвящена анализу различных теорий мифа в зарубежной и отечественной науке, разбору типологии мифа, выявлению его взаимосвязей с культурой и литературой. Особое внимание уделяется современной фантастической литературе (научной фантастике и фэнтези). Во второй главе анализируется цикл романов У.Ле Гуин «Волшебник Земноморья», написанный в традиции фэнтези с целью определения роли мифа в построении культурно-мифологической модели в произведениях данного литературного жанра. Третья глава посвящена исследованию особенностей создания культурного мифа в произведениях «Хайнского цикла», написанных в жанре научной фантастики. Особое внимание в данной части работы уделено эволюции взглядов писательницы на культуру и миф, что определило выбор произведений для анализа, в качестве которых выступили первый («Мир Роканнона»), центральный («Левая рука тьмы») и последний на сегодняшний день («Толкователи») романы цикла. В заключении подводятся основные итоги исследования и намечаются перспективы дальнейшей разработки темы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Проблемы поэтики сказок Л.С. Петрушевской2006 год, кандидат филологических наук Павлова, Юлия Валерьевна
Антиутопическая мифопоэтическая картина мира в романе Татьяны Толстой "Кысь"2005 год, кандидат филологических наук Крыжановская, Оксана Евгеньевна
Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв.: на материале романов "Кысь" Т. Толстой, "Город Палачей" Ю. Буйды2010 год, кандидат филологических наук Перепелицына, Наталья Викторовна
Философия истории и жанровый синтетизм артуровской пенталогии Мэри Стюарт2007 год, кандидат филологических наук Анисимов, Андрей Борисович
Мифологизм художественного сознания Н. Скотта Момадэя: творчество 1960-х годов2002 год, кандидат филологических наук Димитриева, Вероника Николаевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ломакова, Анна Викторовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественная литература является зеркалом, в котором неизбежно отражаются все исторические и культурные перемены, происходящие в обществе. Именно литература в первую очередь откликается на изменения и представляет собой обширное пространство для эксперимента и исследования новых культурных феноменов. Одним из таких феноменов XX века стало возрождение интереса к мифу и широкое использование мифологической образности в художественной литературе.
Миф является одним из ключевых понятий современной культуры и проявляется на различных ее уровнях: в религии, искусстве, науке, политике, литературе. Он не только не утратил своего значения, но продолжает наполнять жизнь человека архетипическими символами в силу того, что мифологичесое продолжает существовать в сознании человека наряду с рациональным. Миф выявляет сходство между различными культурами, что может служить доказательством универсального характера человеческого мышления.
Значение мифа в культуре трудно переоценить. Миф представляет собой социальное явление и как таковое отражает идеологическую основу существования социальной группы, племени, нации, н обосновывает ее существование и статус, несет в себе нормы поведения, нравственные ценности, традиции, верования, представления о мире, то есть, лежит в основе этнической идентичности.
Миф выполняет в обществе ряд важных функций, среди которых можно выделить социально-интегративную, нормативно-регулятивную, сакральную, коммуникативно-мнемоническую, моделирующую, аксиологическую, телеологическую, познавательную, нарративную, игровую и компенсаторную функции. В целом, миф служит хранилищем представлений о мире и истории, норм поведения, этических и эстетических ценностей и дает возможность человеку отвлечься от окружающей действительности.
Литературный миф подразумевает использование писателем мифологической образности и символики, а также организацию повествования в соответствии с принципами архаического мифа (текста). Как разновидность социального мифа, он концентрирует в себе актуальные социальные, нравственные, культурные проблемы общественной жизни и предлагает некоторые пути их решения.
Возрождение интереса в XX веке к использованию мифа в литературе связано с увеличением интереса народов к своим национальным истокам, а также с моделирующей функцией мифа. Миф дает возможность автору строить свою собственную модель мира, которая будет отражать не только реальность, но и миропонимание автора. Поскольку подобная модель будет неизбежно содержать культурные стереотипы и ценности, а также культурообразующие элементы (язык, философские и религиозные представления, элементы фольклора и др.), то можно говорить о выделении в рамках литературного мифа его особого типа — культурного мифа. Подобный миф ориентирован на создание целостной культурной модели мира и ставит вопрос об уникальности, неповторимости и самоценности каждой отдельной культуры.
Моделирование миров и культур наиболее последовательно и зримо воплощается в фантастической литературе, особенно в научной фантастике и в литературе фэнтези. В рамках этих двух жанров создаются наиболее полные культурно-мифологические модели мира, которые становятся убедительными благодаря апелляции к общекультурным мифологемам и архетипам, хранящимся в коллективной памяти (коллективном бессознательном) человека и поэтому легко узнаваемым. Среди основных архетипов можно отметить архетипы путешествия и инициации, чужака, героя, доброго и злого мага, волшебных предметов и помощников, а также особый хронотоп, следующий мифологическим принципам организации пространства и времени. Архетипичность является одним из главных признаков литературного мифа и помогает автору поднять рассматриваемые в произведении социально-нравственные проблемы до уровня общемировых.
Построение культурно-мифологических моделей в фантастических произведениях следует определенным законам с целью добиться истинности создаваемой картины мира, а также ее эстетичности и этичности. Однако цели использования мифа в художественной литературе, и особенно фантастической, могут быть различными. Наиболее широко в литературе XX века мифологическую образность и структурные элементы мифа использовали писатели-постмодернисты. Особенностью их подхода к моделированию мира являлся отказ от общепринятых, традиционных форм в искусстве. Культура и литература постмодерна представляет собой смешение стилей, форм, жанров, порождающее новое восприятие действительности, которая как бы разрывается на фрагменты для последующего создания из них какого-либо коллажа.
Постмодернисты обращали основное свое внимание на структуру мира, пытаясь «разобрать» его на составляющие части и сложить по-новому. Язык рассматривался как наиболее подходящий для этого инструмент, отсюда концепция языковой игры, которая была характерна для литературы постмодернизма. Игра с языком, текстом, жанром, символом - вот основной принцип моделирования нового мира и новой культуры, открывающий перед писателем широкие возможности. Создавая свои литературные и культурные мифы, писатели-постмодернисты не только осознают, но и намеренно подчеркивают искусственность и фантастичность сотворенной ими реальности, доводя ее до абсурда. Это отражается в многоуровневости повествования, многоязычности, большом количестве заимствований и цитат из мифологии, литературы, искусства, двойном кодировании текста в попытке соединить в нем элитарную и массовую культуру.
В отличие от описанного выше подхода, конструирование мифа и культуры в произведениях писателей культурологической направленности опирается на иные принципы. Подобные авторы, к которым следует отнести и У.Ле Гуин, не просто «играют» в создание новых миров по своим собственным правилам, но «переживают» свои культуры, выявляя их нравственные аспекты. Их задача видится не в том, чтобы показать, как из различных элементов может быть сотворена новая вселенная, но привлечь внимание читателя к тем культурным и социально-нравственным проблемам, которые актуальны для современного мира в реальной действительности, отразить их и дать ориентиры, помочь человеку освоить и освоиться в новом для него пространстве.
Проведенный анализ фэнтезийных и научно-фантастических романов американской писательницы У.Ле Гуин подтверждает данные выводы. У.Ле Гуин конструирует в своих произведениях целостные культурные модели, которые полностью опираются на миф. Писательница не просто использует отдельные структурные элементы мифа (как, например, архетип инициации) или отдельные мифологические сюжеты (сотворение мира и человека, апокалипсис, героические подвиги и др.), но соединяет их в единое целое. Герои ее произведений живут мифом и в мифе, руководствуются его законами во взаимодействии друг с другом и со всем природным миром. Миф подтверждает правильность существующего порядка вещей в мире и поступков героев.
В основу своего творческого метода Ле Гуин положила именно принцип творчества, создания «авторского» мифа, что привлекает в первую очередь возможностью высвободить свою фантазию и создать мир, подчиняющийся лишь законам и правилам автора. В то же время, У.Ле Гуин выводит миф в широкий культурологический контекст, актуализирует его, реабилитирует как форму культуры, делает понятным для любого человека. Использование мифологической образности позволяет писательнице вывести свои произведения на уровень классической литературы, обращенной к серьезным философским проблемам о сущности и бытии человека, его месте в мире и роли в жизни.
Мифологическая основа прослеживается в создаваемой писательницей культуре и ее содержательных элементах: философии, литературе, аксиологии, религии, этике, типах социальных взаимодействий и способах производства объектов материальной культуры. Особое внимание при этом уделяется магической роли слова в культуре, с помощью которого твориться реальность и поддерживается ее существование. Наиболее полно данная идея воплощена в цикле романов о Земноморье, где каждое слово Истинной Речи само по себе уже является магическим заклинанием, способным изменить мир.
Миф проявляется в произведениях У.Ле Гуин также на уровне структуры повествования. В первую очередь, это следование определенной повествовательной формуле, основанной на архетипе инициации. Согласно мифологическим принципам организована пространственно-временная сфера каждого из романов. Пространство членится вертикально и горизонтально в соответствии с мифологическими законами. Центральным образом, связанным с пространственной моделью мира, выступает Мировое Древо или Мировая Гора, которые являются осью, структурирующей мир. Временная модель мира также мифологична. В большинстве случаев, герои произведений У.Ле Гуин существуют в рамках мифологического (цикличного), а не исторического (линейного) времени. Только оно может обеспечить гармоничное существование мира и человека в нем, так как обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего. Нарушение цикличности может привести к катастрофическим для культуры последствиям, что является одной из главных тем всех произведений У.Ле Гуин.
Среди других тем, волнующих У.Ле Гуин и нашедших свое отражение в ее произведениях, следует также отметить тему взросления человека, власти, дружбы и любви, добра и зла, взаимоотношений мужского и женского начал в культуре, взаимоотношений человека и природы, судьбы народного наследия в современном мире и многие другие. Все они принадлежат к числу наиболее аюуальных для современной эпохи. Предлагаемый писательницей способ разрешения данных проблем основывается на обращении к основному принципу философии даосизма, который гласит, что мир существует благодаря взаимодействию противоположных начал (символ инь-янь).
Глобальность проблематики, потребность в философском, аксиологическом, культурологическом подходах к ее рассмотрению обусловило обращение У.Ле Гуин к фантастической образности, в частности к жанру фэнтези. Благодаря своей мифологической основе и большой психологической привлекательности, создаваемый в рамках литературы фэнтези культурный миф, обладает высокой степенью узнаваемости, универсальности и особенно сильным воздействием на читателя. Он позволяет автору придать космологичность сюжету и возвысить частные проблемы до уровня глобальных и общемировых, что придает произведению притчевый характер.
Культурный миф в произведениях У.Ле Гуин всегда антропоцентричен, что позволяет акцентировать внимание на категории героя, который оказывается в центре конфликта Добра и Зла и от его поступков зависит дальнейшая судьба мира. Подобный подход предполагает детальную проработку концепции личности, обращение к внутреннему миру героя, а так же к особенностям его мировоззрения и к причинам его поступков, которые определяются родовыми, этническими, социальными признаками. В связи с этим, в ряде романов У.Ле Гуин («Хайнский цикл») на передний план выходит проблема взаимодействия и взаимопонимания культур. Писательница ориентирует на поиск конструктивных решений, убедительно утверждая возможность положительного преодоления конфликтных ситуаций, возникающих в данной сфере, при наличии поворота общественного сознания в сторону взаимоуважения и признания иных социо-культурных ценностей.
Опора на архетип инициации, лежащий в основе каждого романа УЛе Гуин придает дидактический пафос ее произведениям, акцентируя внимание на проблемах становления личности, ее самосознания и мировоззрения. Философское осмысление подобной тематики, обращение к вопросам основ мироздания придает романам УЛе Гуин притчевый характер, чему способствует также введение в ткань основного повествования «вставных» мифов и легенд, позволяющих взглянуть на проблему с различных точек зрения или убедиться в правильности их решения.
Предложенный анализ произведений У.Ле Гуин нельзя считать исчерпанным. Творческий путь писательницы продолжается, наряду с романами она продолжает писать рассказы, которые дополняют и расширяют круг интересующих ее проблем, углубляют ранее поднятые ею темы. Погружение в идейно-художественный мир писательницы ставит перед исследователем немало вопросов, поэтому возможна дальнейшая разработка темы, а так же проведение ряда родственных исследований.
В плане дальнейших исследований интерес могут представлять создаваемые писательницей языки и написанные с помощью этих языков мифологические тексты, являющиеся «вставными» историями во многих ее произведениях. Возможен также анализ некоторых ее рассказов и романов с точки зрения отражения в них культуры коренных индейских народов Северной Америки («Бизоны-малышки, идите гулять», «Всегда возвращаясь домой»). Тема женщины, ее роли в культуре, ее пути также является одной из самых интересных в творчестве У.Ле Гуин в связи с феминистическими взглядами писательницы («Всегда возвращаясь домой», «Морская дорога», «Техану»). Интересный материал для исследования могут дать произведения, основанные на историческом материале и близкие к жанру реализма («Малафрена», «Орсинианские истории») или «альтернативной истории» («Курган», «День рождения мира»). Творчество У.Ле Гуин настолько многопланово и разнообразно, что представляет собой практически неисчерпаемый источник тем для анализа, в том числе компаративистского, в области как литературоведения, так и культурологии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Ломакова, Анна Викторовна, 2005 год
1. Азимов А. Основатели. Основатели и империя. Романы. М., Терра, 1997,427 с.
2. Брэдбери Р. Марсианские хроники. Рассказы. СПб., Азбука, 2003, 857 с.
3. Брэдбери Р. Были они смуглые и зеленоглазые. Рассказ. В кн. «Лед и пламя: Роман. Рассказы». СПб., Амфора, 2000, С. 233-251.
4. Гамильтон Э. Возвращение к звездам. Звездные короли. Фантастические романы. М., Центрполиграф, 1994, 592 с.
5. Дик Ф.К. Гончарный круг неба. Роман. СПб., Амфора, 2000, 404 с.
6. Ефремов И. Час быка. Роман. М., Изд-во «Дружба народов», 1993,432 с.
7. Желязны Р. Бог света. Фантастические романы. М., Центрполиграф, 1993, 592 с.
8. Желязны Р. Хроники Амбера. Фантастические романы. М., Эксмо-Пресс, 2001, 861 с.
9. Кинг С., Страуб П. Талисман. Роман. М., «Фирма «Издательство ACT», 1999, 688 с.
10. Кинг С. Темная башня. Романы. М., «Фирма «Издательство ACT», 1999, 592 с.
11. Купер Дж.Ф. Пионеры. Прерия. Романы. Воронеж, Центральное черноземное книжное издательство, 1994, 655 с.
12. Ле Гуин У. Волшебник Земноморья. Могилы Атуана. Романы. Ижевск, РИО «Квест», 1993, 376 с.
13. Ле Гуин У. Город иллюзий. Роман. М., ЭКСМО, 2004, С. 239-409.
14. Ле Гуин У. День рождения мира. Сборник рассказов. М., ЭКСМО, 2004,480 е.
15. Ле Гуин У. Король планеты Зима. Рассказ. В кн. Ожерелье планет Экумены: Фантастические произведения. М., ЭКСМО, 2004, С. 777-802.
16. Ле Гуин У. Левая рука тьмы. Роман. М., ЭКСМО, 2004, С. 409-669.
17. Ле Гуин У. Мир Роканнона. Роман. М., ЭКСМО, 2004, С. 5-135
18. Ле Гуин У. На самом дальнем берегу. Роман. Ижевск, РИО «Квест», 1993,224с.
19. Ле Гуин У. Ожерелье. Рассказ. В кн. «Планета изгнания. Сборник научно-фантастических произведений». М., МП «ВСЕ ДЛЯ ВАС», 1992, С. 229-252.
20. Ле Гуин У. Освобождающее заклятие. Рассказ. В кн. «Левая рука тьмы». М., Радуга, 1992, С. 362-370.
21. Jle Гуин У. Планета изгнания. Роман. М., ЭКСМО, 2004, С. 135-239.
22. Ле Гуин У. Правило имен. Рассказ. В кн. «Левая рука тьмы». М., Радуга, 1992, С. 348-361.
23. Ле Гуин У. Сказания Земноморья. На иных ветрах. Повесть. Рассказы. М., ЭКСМО, 2004,640 с.
24. Ле Гуин У. Слово для леса и мира одно. Повесть. М., ЭКСМО, 2004, С. 669-777.
25. Ле Гуин У. Толкователи. Роман. М., ЭКСМО, 2003, 352 с.
26. Лем С. Возвращение со звезд. Звездные дневники Йона Тихого. Романы. М., Изд-во «Молодая гвардия», 1965, 397 с.
27. Льюис К.С. Хроники Нарнии в 3-х тт. М., Библия для всех, 2001.
28. Одлин Дж. Вот и закончилось детство. Рассказ. // Сверхновая. F&SF. -2004. № 35-36.-С. 94-110.
29. Парнов Е. Властители и маги: В 2-х кн. М., ТЕРРА, 1996.
30. Семенова М. Поединок со змеем: Мифологический роман. М., ООО «Фирма «Издательство ACT»; СПб., Азбука, 1999,400 с.
31. Семенова М. Волкодав. Роман. СПб., Азбука, 1996, 560 с.
32. Силверберг Р. Замок лорда Валентина. Цикл «Хроники Маджипура». Роман. М., ЭКСМО, 2003, 680 с.
33. Толкиен Дж.Р.Р. Властелин колец. Роман в 3-х тт. СПб., Азбука-Терра, 1997.
34. Фармер Ф.Ж. Многоярусный мир. Фантастические романы. М., Центрполиграф, 1993,639 с.
35. Фолкнер У. Медведь. Повесть. М., Правда, 1986, 542 с.
36. Херберт Ф. Дюна. Роман. М., «Фея», 1992, 574 с.
37. Le Guin U. A Wizard of Earthsea. N.Y. Bantam Books, 1989, p. 182.
38. Le Guin U. Dreams Must Explain Themselves. San Bernardino, The Borgo Press, 1987, p.38.
39. Le Guin U. Tehanu. N.Y. Bantam Books, 1991, p.252.
40. Le Guin U. The Farthest Shore. N.Y. Bantam Books, 1989, p.198.
41. Le Guin U. The Left Hand of Darkness. N.Y. Ace Books, 1991, p.304.
42. Le Guin U. The Tombs of Atuan. N.Y. Bantam Books, 1989, p. 146.2171. Справочная литература
43. Бауэр В. Энциклопедия символов. М., Крон-Пресс, 1995, 542 с.
44. Котерелл А. Мифология. Энциклопедический справочник. Минск, «Белфакс», 1999,256 с.
45. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., Русский язык, 1998, 848 с.
46. Культурология XX век. Энциклопедия в 2х тт. / Гл. ред. С.Я.Левит. СПб., «Университетская книга», 1998.
47. Литературный энциклопедический словарь. / Под общей ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М., Советская энциклопедия, 1987, 752 с.
48. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996,416с.
49. Мифология. Большой энциклопедический словарь. / Гл. редактор Е.Мелетинский. М., БРЭ, 1998, 736 с.
50. Мифология: иллюстрированный энциклопедический словарь. СПб., Фонд «Ленинградская галерея»: АО Норинт, 1996, 843 с.
51. Мифы и религии мира / Сост. и ред. С.Ю.Неклюдов. М., Российский государственный гуманитарный ун-т, 2003, 680 с.
52. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2х тт. М., Научное издательство «БРЭ», 1998.
53. Полная энциклопедия символов. М., ЭКСМО; СПб., «Сова», 2003, 528 с.
54. Современное зарубежное литературоведение / под ред. А.В.Дранова, М.: Интрада, 1996. С.222-237.
55. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., Академический проект, 2004, 992 с.
56. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М., «Рудомино»; СПб., Университетская книга, 1997^114 с.
57. Энциклопедия фантастики: Кто есть кто / под ред. В.Гакова. Минск, ИКО «Галаксиас», 1995, С. 326-330.
58. Morner К., Rausch R. NTC's Dictionary of Literary Terms. Lincolnwood, NTC's Publishing Group, 1996, p. 546.
59. The Norton Book of Science Fiction: Nothern American Science Fiction 1960-1990. N.Y., W.W.Norton & Company, 1993, p.870.1. Критическая литература
60. Большакова H.B. Фантастика: современный миф и массовое сознание. М., 1997, 26 с.
61. Бражников И.Л. Мифопоэтический аспект литературного произведения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1997,216 с.
62. Ващенко A.B. «Мы ваша совесть»: Литература коренных американцев на пороге XXI века. // История и семиотика индейских культур Америки / Отв. Ред. А.А.Бородатова, В.А.Тишков. М., Наука, 2002, С. 444-451.
63. Вейман Р. История литературы и мифология. Очерки по методологии и истории литературы. М., Прогресс, 1975, 344 с.
64. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., Высшая школа, 1989.
65. Гаков В. Виток спирали О творчестве У. Ле Гуин. М., Искусство, 1980, С. 5964.
66. Гаков В. Тени на снегу.// Ле Гуин У. Левая рука тьмы. М., 1992, С.371-383.
67. Галина М.С. Авторская интерпретация универсального мифа // Общественные науки и современность. 1998. - № 6, С.161.
68. Дорошевич А. Миф в литературе XX века // Вопросы литературы. 1970. - № 2. -С. 122-140.
69. История зарубежной литературы XX века: Учеб. / под ред. Л.Г.Михайловой и Я.Н.Засурского. М., ТК Велби, 2003, 544 с.
70. История литературы США в 4х тт. Т.1: Литература колониального периода и эпохи войны за независимость. XVII-XVIII вв. / Гл. ред. Я.Н.Засурский. М., Издательство «Наследие», 1997, 832 с.
71. История литературы США в 4х тт. Т.2: Литература эпохи романтизма. / Гл. ред. Я.Н.Засурский. М., Издательство «Наследие», 1999,464 с.
72. История литературы США в 4х тт. Т.З: Литература середины XIX в. (поздний романтизм). / Гл. ред. Я.Н.Засурский. М., Издательство ИМЛИ РАН «Наследие», 2000, 614 с.
73. История литературы США в 4х тт. Т.4: Литература последней трети XIX в. 1865-1990 (становление реализма). / Гл. ред. Я.Н.Засурский. М., Издательство ИМЛИ РАН «Наследие», 2003, 992 с.
74. Каули М. Дом со многими окнами. М., Прогресс, 1973, 327 с.
75. Ковтун E.H. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа. М., Издательство МГУ, 1999, 308 с.
76. Королев К. О кузнецах и кольцах. // Толкин Д.Р.Р. Сильмариллон. М., 2000, С. 573-589.
77. Криницкая Н.И. Выбор и жертва в фантастических произведениях У.Ле Гуин // Проблема свободы выбора в американской цивилизации. Материалы XXX Международной конференции ОИКС. МГУ, 2004, С. 358-366.
78. Ле Гуин У. Почему американцы боятся драконов? // Если. 1999. - № 10. -С.229-234.
79. МакКафри Л. Урсула Ле Гуин: «Писателю надо решить, кем он хочет стать: проповедником или романистом». Беседа с американской писательницей У. Ле Гуин.// Фантакрим-Мега. 1994. - № 1. - С. 53-59.
80. Медведецкий И. Игра ума. Игра воображения.Метод анализа худ. текста. // Октябрь. 1992.-№1.-С. 188-192.
81. Михайлова. Л.Г. Новые тенденции в современной английской и американской научной фантастике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1980, 277 с.
82. Михайлова Л.Г. Поэтика научной фантастики на рубеже нового столетия //Литература в контексте культуры. Тезисы конференции ОИКС. МГУ, 1998, С.186-188.
83. Озерова Е. Философия нового экологического мышления в творчестве американских писательниц-фантастов (У.Ле Гуин, А.Нортон) // Литература в контексте культуры. Тезисы конференции ОИКС. МГУ, 1998, С.135-136.
84. Озерова Е. Черты сказки в фэнтези // Массовая культура США. Тезисы конференции ОИКС. МГУ, 2002, С. 145-147.
85. Пропп В .Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Изд-во «Лабиринт», 2002, 336 с.
86. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.:Изд-во «Лабиринт», 2001, 192 с.
87. Сапковский А. Нет золота в Серых Горах. Мир короля Артура. Критические статьи. М., ООО «Издательство ACT», 2002, 374 с.
88. Тлостанова М.В. Проблема мультикультурализма и литература США к.ХХ века. М., ИМЛИ РАН «Наследие», 2000,400 с.
89. Тогоева И. О Ястребе, Ясене, Холме и Мече об Истинных Именах и Великих Магах// Ле Гуин У. Гробницы Атуана. Техану: Романы. М., 1993, С. 399-414.
90. Тогоева И. Суть воображения правда О творчестве У. Ле Гуин. // Если. -1993.-№5-6.-С. 93-95.
91. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., Дом интеллектуальной книги, 1997, 144 с.
92. Толкин (Толкиен) Д.Р.Р. О волшебных историях. // Толкин Д.Р.Р. Сильмариллион. М., 2000, С. 419-497.
93. Толкин (Толкиен) Д.Р.Р. Тайный порок. // Толкин Д.Р.Р. Сильмариллион. М., 2000, С. 498-526.
94. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., Восточная литература, 1998, 800 с.
95. Фрумкин К.Г. Философия и психология фантастики. М., Едиториал УРСС, 2004, 240 с.
96. Чернышева Т. О старой сказке и новейшей фантастике // Вопросы литературы. 1977. - № 1.-С. 229-248.
97. Чернышева Т. Потребность в удивительном и природа фантастики // Вопросы литературы. 1979. - № 5. - С. 211-232.
98. Aldiss B.W., Wingrove D. Trillion Year Spree: The Histoiy of SF. N.Y., Athenium, 1986, p. 511.
99. Attebery B. The Fantasy Tradition in American Literature: From Irving to Le Guin. Bloomington, Indiana University Press, 1980, p. 212.
100. Attebery B. Strategies of Fantasy. Bloomington, Indiana University Press, 1992.
101. Cochran T.C. Challenges to American Values. NY., 1985.
102. Heltzel E. Ursula K. Le Guin: Feminist, Taoist, mother, wife and writer // Portland Trailblazer, September/October, 2000.
103. Le Guin U. A Citizen of Mondath // Le Guin U. The Language of the Night: Essays on Fantasy and Science Fiction. NY., G.P.Putnam's Sons, 1979, p.25-30.
104. Le Guin U. Do-It-Yourself Cosmology // Le Guin U. The Language of the Night: Essays on Fantasy and Science Fiction. NY., G.P.Putnam's Sons, 1979, p.121-125.
105. Le Guin U. From Elfland to Poughkeepsee. // Le Guin U. The Language of the Night: Essays on Fantasy and Science Fiction. NY., G.P.Putnam's Sons, 1979, p.83-96.
106. Le Guin U. Is Gender Necessary? // Le Guin U. Dancing at the Edge of the World: Thoughts on Words, Women, Places. NY., Grove Press, 1989, p.7-16.
107. Le Guin U. It Was a Dark and Stormy Night: or, Why Are We Huddling about the Campfire? // Le Guin U. Dancing at the Edge of the World: Thoughts on Words, Women, Places. NY., Grove Press, 1989, p.21-30.
108. Le Guin U. Text. Silence. Performance // Le Guin U. Dancing at the Edge of the World: Thoughts on Words, Women, Places. NY., Grove Press, 1989, p.179-187.
109. Le Guin U. Where Do You Get Your Ideas From? // Le Guin U. Dancing at the Edge of the World: Thoughts on Words, Women, Places. NY., Grove Press, 1989, p. 192-200.
110. Machen A. The Shining Pyramid, Chicago, Covici-McGee, 1923, p. 186.
111. Manlove C.N. Modern Fantasy: 5 Studies. Cambridge, CUP, 1975, p. 308.
112. Science Fiction. A Collection of Critical Essays / Ed. By Mark Rose-Englewood Cliffs. N.Y., Prentice Hall, 1976, p. 174.
113. Science Fiction: Contemprorary Mythology. The SFWA-SFRA antology / Eds. P.Warrick, M.H.Greenberg, J.Olander. NY., 1978, p.476.
114. Science Fiction Roots and Branches. Contemprorary critical approaches /Ed. By R.Garnett and R.J. Ellis. Basingstoke; London, Macmillan, 1990, p. 210.
115. Slochower H. Mythopoesis: Mythic Patterns in Literary Criticism. Detroit, Wayne State University Press, 1970, p. 362.
116. Tremayne P. Irish Masters of Fantasy. Dublin, Wolfhound Press, Portmarnock, 1979, p. 220.
117. White J.I. Mythology in Modern Novel. A Study of Prefigurative Techniques, Princeton, Princeton University Press, 1971, p. 264.
118. Литература по культурологии
119. Авериицев C.C. Аналитическая психология К.Г.Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. 1970. - № 3. - С. 113-143.
120. Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., Рос. гос. гуман. ун-т, 1998,241 с.
121. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США. //Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. СПб., Универс. книга, 1997, С. 271-284.
122. Бляхер Е.Д. Научная картина мира как форма миропредставления: вопросы типологии. //Научная картина мира: общекультурное и внутринаучное функционирование. Свердловск, 1985.
123. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Космос психо - логос. М., Прогресс: Культура, 1995,479 с.
124. Гудимова С.А. Символы культур: Сборник статей. М., РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч. информ. исслед., 2000, 220 с.
125. Гумбольдт В. Фон. Язык и философия культуры. М., Прогресс, 1995,451 с.
126. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.,ФиС,Танаис Ди-Дик, 1994, 638 с.
127. Гулыга А.Н. Миф и современность И Иностранная литература. 1984. - № 2. -С. 167-170.
128. Гулыга А.Н. Пути мифотворчества и пути искусства // Новый мир. 1969. - № 5.-С. 219-221.
129. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М., Искусство, 1984, 349 с.
130. Дышлевый П.И., Яценко Л.В. Что такое общая картина мира. М., 1984.
131. Едошина И.А. Художественное сознание модернизма: Истоки и мифологемы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук. Кострома, 2002, 350 с.
132. Ерасов B.C. Социальная культурология. М., Аспент-Пресс, 1996, 260 с.
133. Ионин Л.Г. Социология культуры: Уч. пособие. М., Изд. корпорация «Логос», 1996,280 с.
134. Корнилов O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М., МААЛ, 1999, 780 с.
135. Кребер А. Конфигурации развития культуры. // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры / гл. ред. С.Я. Левит. СПб., Университетская книга, 1997, С. 465-496.
136. Кребер А. Избранное: Природа культуры. М., «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004, 1008 с.
137. Лаоцзы. Обрести себя в Дао. М., Республика, 1999,445 с.
138. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., Издательство ЭКСМО Пресс, 2001,512 с.
139. Лем С. Модель культуры // Вопросы философии. 1969. - № 8. - С. 49-62.
140. Лосский И.О. История русской философии / Н.О.Лосский. М.: Высшая школа, 1991.-С. 372-377.
141. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи в Зх тт. т.1. Таллин, 1993, С. 34-35.
142. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф имя - культура. // Лотман Ю.М. Избранные статьи в Зх тт. т.1. Таллин, 1993, С. 58-75.
143. Майкова А.Н. Интерпретация литературных произведений в свете теории архетипов К.Юнга. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2000, 168 с.
144. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., Рефл-бук, 1998, 288 с.
145. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., Издательский центр «Академия», 2001,208 с.
146. Платонова Э. Конспект лекций по культурологии. М., Айрис-пресс, 2003.
147. Радугин Культурология. Курс лекций. М., Центр, 1997, 302 с.
148. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., ИП РАН «Академический Проект»; Екатеринбург, «Деловая книга», 2000, 320 с.
149. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., Политиздат, 1989, 573 с.
150. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., Политиздат, 1990, 622 с.
151. Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. М., 1992, С.161.
152. Туманова О.С. Концепт Мирового Древа (культурологический анализ). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ростов н/Д, 2001, 116 с.
153. Уайт JI. Понятие культуры // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры / гл. ред. С.Я.Левит. СПб., Университетская книга, 1997, С. 17-47.
154. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., Издательство «Лань», 1998,448 с.
155. Цивьян Т.В. Движение и путь в балканской модели мира. Исследования по структуре текста. М., Издательство «ИНДРИК», 1999, 376 с.
156. Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. М., Наука, 1990, 203 с.
157. Черняков Д.И. Феномен магии в культуре. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ростов Н/Д., 2001, 190 с.
158. Шинкаренко В.Д. Ритуалы и мифы как социо-культурные механизмы функционирования знания, характеризующие определенные типы культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 1998, 153 с.
159. Шпенглер О. Закат Европы. М., «Искусство», 1993.
160. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., Мысль, 1966, 495 с.
161. Юнг К.Г. Человек и его символы. СПб., «Б.С.К.», 1996.
162. Benedict R. Patterns of Culture. N.Y., A Mentor Book, The New American Library of World Literature, Inc., 1959, p.254.
163. Bittner J.W. Approaches to the Fiction of Ursula K. Le Guin. (Studies in Speculative Fiction; № 4). Ann Arbour Michigan, UMI Research Press, 1984, p. 160.
164. Исследования по фольклору и мифологии
165. Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Мифологии. М., Издательство им. Сабашниковых, 2000, С.233-286.
166. Бирлайн Д.Ф. Параллельная мифология. М., КРОН ПРЕСС, 1997, 336 с.
167. Боброва С.П. Мифологическое сознание: методологические проблемы исследования семиотического компонента. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Иваново, 1997, 199 с.
168. Бондаренко Г.В. Мифология пространства Древней Ирландии. М., Языки славянской культуры, 2003, 416 с.
169. Бурова B.JI. Когнитивный аспект мифа в составе художественного текста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2000, 169 с.
170. Ващенко A.B. К типологии картины мира в аборигенных культурах: от мифа к роману // Вестник МГУ. Серия 19, № 3, 1998, С. 100-108.
171. Ващенко A.B. Сравнительная мифология: культурологические аспекты. Программа спецкурса/спецсеминара // Вестник МГУ. Серия 19, № 4, 2000, С.147-162.
172. Воеводина JI.H. Миф в контексте культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1995, 178 с.
173. Воеводина JI.H. Миф как объект культурологического анализа: эволюция понятийно-смысловой реконструкции мифа / Московский гос. Университет культуры. М., 1995,40 с.
174. Воеводина J1.H. Мифотворчество и художественная литература. М., 1995, 30 с.
175. Воеводина JI.H. Мифотворчество как феномен современной культуры. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 2002, 282 с.
176. Геннеп А., Ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999, 198 с.
177. Грейвс Р. Белая Богиня. Историческая грамматика поэтической мифологии. М., Прогресс-традиция, 1999, 590 с.
178. Журавлева Н.И. Миф как способ построения картины мира. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Екатеринбург, 1998, 204 с.
179. Калыгин В.П. Кельтская космология. // Представления о смерти и локализация Иного мира у древних кельтов и германцев / Отв. Ред. Т.А.Михайлова. М., Языки славянской культуры, 2002, С. 82-129.
180. Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. М., ПЕР СЭ; СПб., Университетская книга, 2000, 304 с.
181. Краснова О.Б. Социокультурные аспекты мифотворчества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов, 1994, 129 с.
182. Кряжева H.A. Миф как общественное явление от архаики к современности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уфа, 2002, 148 с.
183. Кэмпбелл Дж. Мифический образ. М., ООО «Издательство ACT», 2002, 654 с.
184. Кэмпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить. К., ИД «Гелиос», 2002, 256 с.
185. Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами. К., «София» ЛТД, 1997, 336 с.
186. Кэрри Дж. Время, пространство и Иной мир. // Представления о смерти и локализация Иного мира у древних кельтов и германцев / Отв. Ред. Т.А.Михайлова. М., Языки славянской культуры, 2002, С. 130-152.
187. Лобырев A.A. Построение системной модели мифа / Российская академия гос. Службы при Президенте РФ. М., 1997, 133 с.
188. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., Гос.учпедгиз, 1957,620 с.
189. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., Мысль, 1994, 959с.
190. Лосев А.Ф. Самое Само. М., Эксмо-Пресс, 1999, 1022 с.
191. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., Политиздат, 1991, 524 с.
192. Лукьяненко К. По следам кельтских богов // Атеистические чтения. Вып. 13, М., Политиздат, 1984, С. 67-77.
193. Медведева Н.Т. Миф как форма художественной условности: Автореферат дис. на соискание степени кандидата филологических наук, М., 1984,26 с.
194. Между Эдипом и Осирисом: Становление психоаналитической концепции мифа. Сборник. Львов, Инициатива; М., Совершенство, 1998, 503 с.
195. Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. М., Российский гос. гуманитарный ун-т, 1998, 575 с.
196. Мелетинский Е.М. Мифологические теории XX века на Западе //Вопросы философии. 1971.- №7.- С.163-171.
197. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: Рос. госуд. гум. ун-т, 1994, 196 с.
198. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000, 407 с.
199. Норман Д. Символизм в мифологии. М., Ассоциация духовного единения «Золотой век», 1997, 270 с.
200. Носков О.Н. Принципы системного отражения мира в исторических формах мифологических культур. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук. Новосибирск, 1999, 161 с.
201. Обрядовая теория мифа: Сборник научных трудов. СПб., Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2003, 216 с.
202. Питана С.А. Концепты мифологического мышления как составляющая концептосферы национальной картины мира. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Челябинск, 2002, 364 с.
203. Потебня A.A. Слово и миф. М., Правда, 1989, 623 с.
204. Рис А., Рис Б. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. М., Энигма, evidentis, 1999, 480 с.
205. Сахарова Е.Б. Миф в истории культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Душанбе, 1995, 117 с.
206. Сидорова С.Ю. Память мифа и фольклора тайна преображения // Вестник МГУ. Серия 19, № 1, 2003, С. 147-157.
207. Стеблин-Каменский М.И. Миф. М.;Л., Наука, 1976, 104 с
208. Топорова Т.В. Древнегерманские представления об Ином мире. // Представления о смерти и локализация Иного мира у древних кельтов игерманцев / Отв. Ред. Т.А.Михайлова. М., Языки славянской культуры, 2002, С. 340-433.
209. Фрейзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии в 2х тт. М., ТЕРРА -Книжный клуб, 2001.
210. Хюбнер К. Истина мифа. М., Республика, 1996,447 с.
211. Шнирельман В.А., Миф о прошлом и национализм. // Популярная литература: Опыт современного культурного мифотворчества в Америке и России. М., 2003, С.68-79.
212. Элиаде М. Аспекты мифа. М., Академический Проект, 2001, 240 с.
213. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М., Научно-издательский центр «Ладомир», 2000,414 с.
214. Эстес К.П. Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях. Киев, София, 2000, 495 с.
215. Campbell J. The Power of Myth. N.Y., Doubleday, 1988, 236 p.
216. Le Guin U. Myth and Archetype in Science Fiction. // Le Guin U. The Language of the Night: Essays on Fantasy and Science Fiction. NY., G.P. Putnam's Sons, 1979, p.73-81.
217. Le Guin U. The Child and the Shadow // Le Guin U. The Language of the Night: Essays on Fantasy and Science Fiction. NY., G.P.Putnam's Sons, 1979, p.59-71.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.