Культурные традиции казачества в поликультурном пространстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Николаенко, Ирина Николаевна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 168
Оглавление диссертации кандидат философских наук Николаенко, Ирина Николаевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ.
1.1. Деятельностная интерпретация культуры как способ исследования культурных традиций.
1.2. Культурная традиция как объект исследования в гуманитарных науках.
1.3. Роль традиций в формировании культурного своеобразия казачества.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ КАЗАЧЕСТВА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА.
2.1. Взаимодействие культур как фактор формирования традиций казачества Северного Кавказа.
2.2. Военно-патриотические традиции как основа традиционной культуры казачества Северного Кавказа.
2.3.Место обрядов и музыкально- песенного фольклора в духовной культуре казачества.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Духовное наследие кубанского казачества: культурологическое исследование2009 год, кандидат культурологии Саркисьян, Татьяна Николаевна
Этническая картина мира гребенских казаков: опыт культурологического анализа2012 год, доктор культурологии Григорьев, Анатолий Федорович
Особенности традиционной культуры Уральского казачьего войска в XIX столетии2011 год, кандидат исторических наук Гурская, Нина Валентиновна
Традиционная культура донского казачества: по материалам фольклора2009 год, кандидат исторических наук Бахвалова, Валентина Александровна
Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа: XVIII - начало XX века2005 год, кандидат педагогических наук Коновалов, Алексей Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурные традиции казачества в поликультурном пространстве»
Актуальность темы исследования. Современная социокультурная ситуация имеет ярко выраженную тенденцию к унификации культур, что вызывает у многих этносов стремление сохранить свою культурную самобытность, собственные культурные традиции. Возрождение культурных традиций как механизма самосохранения, воспроизводства и регенерации этнической культуры, связано с необходимостью восстановления исторической памяти народа. Культурные традиции во всем многообразии обладают огромным творческим потенциалом, в лучших своих образцах объединяют традиционное и новационное, национальное и общечеловеческое. В современной гуманитарной науке существует множество представлений о культурной традиции, в которых отражен весь спектр форм жизнедеятельности человека. В связи с этим, возникает потребность в философском обобщении существующих интерпретаций феномена культурной традиции и выработке культур-философской основы для рефлексии над процессами современности.
В последние годы большое внимание уделяется проблемам, связанным с изучением наследия традиционной культуры, мудрость и духовная красота которой сохранилась в памятниках древнего зодчества, старинных предметах быта, традиционных праздниках и обрядах. Это связано с тем, что современная культура с ее постоянными переоценками ценностей привела к разрушению преемственности между поколениями, уменьшению влияния традиций на формирование нравственных идеалов человека. Таким образом, обращение к традиционной культуре продиктовано не только теоретическими интересами, но и потребностями социокультурной практики.
В условиях растущего национального самосознания наблюдается живой интерес к этнонациональной культуре, составной частью которой является конкретная субкультура российской культуры - культура казачества. В последнее время проблема казачества и его культуры привлекает к себе серьезное внимание в связи с возрождением этнокультурных традиций и с возрастанием роли казачества в жизни общества, особенно в регионах, которые связаны с историческим расселением казаков. На современном этапе научного знания наибольший интерес представляет анализ военно-патриотических традиций казачества, наиболее ярко представленных в обрядовом творчестве и имеющих важное воспитательное значение.
Таким образом, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с изучением истоков, места и роли культурных традиций казачества в диалоге культур и воспитании современной личности.
Степень разработанности проблемы исследования. Научный интерес к исследованию традиционной культуры и традиций возрос в связи с процессами возрождения национального самосознания, поиском путей выхода из духовного кризиса. В отечественной науке проблема традиций казачества рассматривается в контексте изучения феноменов «традиция», «казачество», «традиционная культура». Данный ракурс подчеркивает сложность и многоаспектность заявленной темы диссертации.
Первые упоминания о традиции обнаружены в трудах Дж. Вико, И. Гердера, Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля1, исследования, которых оказали воздействие на формирование культурфилософской теории традиции.
Детальный анализ феномена «традиция» в зарубежной науке представлен в работах М.Вебера, Г.Гадамера, Р.Генона, М.Гершензона, К. Леви-Стросса, Дж.Рисмена, Е.Шацкого, Э.Шилза, П. Штомпки.2 В отечественной научной мысли проблеме традиции уделено большое внимание в работах В. Астапова, М.Захарченко, В Курбатова, А.Мендра, Б.Малиновского,
1 См.: Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. - М., 2001; Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1990, - Т.1; Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. - JL, 1990; Шлегель Ф. Философия истории. - М., 2002. - Т.1.
2 См.; Вебер М. Образ общества. - М., 2005; Гадамер Г. Истина и метод. - М., 2001; Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. - М., 2001; Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 2003; Шацкий Е. Утопия и традиция. - М.,1990; Shils Е. Tradition. - London, Boston, 1981; Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 2005.
Э.Маркаряна, Э.Соколова, В.Степина, Н.Третьякова, Я.Чесного, К.Чистова, С.Хоружего. \
Проблемы эволюции традиций затронуты в работах С. Арутюнова, М. Гершензона, С. Ивашевского, В. Каирова, Т. Лешкевича, Н. Лапина2 и др. В. Аверьянов, С. Артановский, П. Балабанов, М. Бахтин, П. Гуревич, А. Кравченко, А. Межуев, А. Ракитов, С. Франк, Э. Юдин и др. исследуют традиционную культуру в контексте анализа традиционного общества.
Многоаспектный характер феномена казачества нашел отражение в работах таких ученых как: К. Абаза, Л. Бентковский, А. Берже, С. Бронев-ский, Б. Городецкий, И. Дебу, Н. Дубровин, П. Зубов, М. Караулов, П. Короленко, И. Попко, В. Потто, А. Ригельман, Д. Романовский, Е. Савельев, К. Сталь, Е. Фелицин, Хан-Гирей, Ф. Щербина. Некоторые факты истории казачества освещены в работах Н. Карамзина и В. Ключевского.4
1 См.: Астапов В.М. Зарубежная антропология. - СПб., 2005; Захарченко М.В. Христианство: духовная традиция в истории и культуре. - СПб., 2001; Захарченко М.В. Традиция в истории: опыт типологической интерпретации. - СПб., 2002; Захарченко М.В. Путь к традиции: опыт теоретического осмысления понятия традиции. - М., 2006; Курбатов В.И. Современная западная социология. - Ростов-на-Дону, 2004; Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы философии. -1998. - №2; Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. - М., 1981; Мендра А. Основы социологии. - М., 2001; Степин B.C. Культура // Вопросы философии,- 1999 - №8; Соколов Э.В. Традиция и культурная преемственность. - М., 2004; Третьяков Н. Традиция. - МД998; Чистов К.В. Традиция, «традиционное общество» и проблема варьирования.// Советская этнография - 1981; Чистов К.В. Фольклор. Текст. Традиции // ОГИ. - 2005. - №2; Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. - М., 2005; Хоружий С.С. О старом и новом. - СПб., 2000.
2 См.: Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие - М., 2001; Гершен-зон М. Гольфстрим. Лики культуры. - М., 2004. -Т.1; Ивашевский СЛ. Идеал образованного человека: традиции и современность.- Н.Новгород, 2006; Лешкевич Т.Г. Философия науки традиции и новации. - М., 2001; Лапин Н.И. Социально-культурные аспекты будущего и научно-технических нововведений. Философия и культура. - М., 2000.
3 См.: Аверьянов В.В. Проблема традиции в русской философии XX века (Русское зарубежье).- М., 2000; Артановский С.А. Теория и история культуры.- М., 1998; Бахтин М.М. К эстетике слова - М., 2004; Балабанов П.И., Лукина Н.П. Проектирование, наука, культура- М., 1999; Гуревич П.С. Культурология - М., 2001; Кравченко А.И. Культурология-М., 2001; Межуев В.М. Культура как проблема философии - М., 1997; Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. -1990 - №1; Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности - М., 1995.
4 См.: Абаза К.И. Казаки Дона, уральцы, кубанцы, терцы. Очерки из истории стародревнего казацкого быта в общественном изложении, для чтения в Войсках, семье и школе. -СПб., 1890.; Бентковский И. В. Гребенцы. - М., 1889; Берже А.П. О поселении на Тереке кизлярских, гребенских и моздокских, а внутри Ставропольской губернии, по ныне суще
Новые сведения об условиях жизнедеятельности казачества в полиэт-ничных регионах содержатся в работах А. Авксентьева, В. Авксентьева, М. Астапенко, Н. Бондаря, Н. Великой, А. Дубинина, JI. Заседателевой, А.Масалова, Т. Невской, С. Чекменёва, В. Шнюкова.1
Вопрос, касающийся традиционной культуры казачества, достаточно долгое время не поднимался и не освещался. Лишь в начале 1990-х годов, в связи с самоидентификацией казачества в России и на отдельных ее территориях, данная проблема частично стала исследоваться в ряде научных работ. Так, особый интерес для диссертационного исследования представляют работы В. Реммлера , заслугой которого стало изучение праздников и обрядов казачества. Однако следует отметить, что проблемы, касающиеся комплексного изучения духовной культуры казачества, рассматриваются лишь на уровне научных статей. Так, обрядово-праздничная культура частично рассмотрена в работах М. Жигуновой, Т. Золотовой, М. Плахотнюк3. ствующей железной дороге - волжских и хоперских казаков // Кавказский календарь. -1862; Дебу И. О Кавказской линии. - СПб., 1829; Караулов М.А. Очерки казачей старины // Терские ведомости, 1909; Ключевский О. Н.: Соч. в 9 т. - Т. 3. - М., 1988; Попко И. Д. Терские казаки со стародавних времен. Гребенское войско. - Нальчик, 2001.; Потто В. А. Два века Терского казачества. - Ставрополь, 2001; Ригельман А.И. История о донских казаках. - М., 2006; Савельев Е. П. Казаки: история - Владикавказ, 1999; Соловьев Е. П. Древняя история казачества. Историческое исследование: В 4-х ч. - Новочеркасск, 1915; Щербина Ф. А. История кубанского казачьего войска: В 2-х. т. - Краснодар, 2002.
1 См.: Авксентьев А.В., Авксентьев. В.А. Этнические проблемы современности и характера межнационального общения. - Ставрополь, 1993; Астапенко М. П. Край Донской казачий. -Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ , 1994; Бондарь Н. И. Полевые материалы 1 Кубанской интернациональной фольклорно-этнографической экспедиции. Динамика традиционной культуры ст. Николаевской Успенского района Краснодарского края (1882-1987 гг.). -Краснодар, 1989; Великая Н. Н. Казаки восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. - Ростов н /Д.: Изд-во облИУУ, 2001; Заседателева JI. Б. Терские казаки (середина XVI-начало XX в.): Ист.-этногр. Очерки. - М., 1974; Масалов А.Г. Возрождение казачества на Северном Кавказе в конце XX - начале XXI века. - Ставрополь,2001; Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая и Черкессии в первой половине XIX в. Очерки истории Карачаево-Черкессии. Том 1. - Ставрополь, 1967.; Чекменев С. А. К истории дружественных взаимоотношений между русскими и северокавказскими народами в конце XVIII-XIX вв. - Ставрополь, 1970; Шнюков В.В., Авксентьев В.А. Ставрополье: Этноконфликтоло-гический портрет - Ставрополь, 2001.
2 См.: Реммлер В. П. Праздники и обряды как культурные традиции. - М., 2001.
3 См.: Жигунова М. Т. Обрядовая культура в условиях массовизации общества // Культура и общество. - 2004. - №6; Плахотнюк М. М. - Песенно-обрядовый жанр и современность. // Вопросы искусствознания. - 1999. - №2.
Большой вклад в исследование проблем казачества внесли несколько авторов. Среди них необходимо отметить работу И. Омельченко «Терское казачество», которая раздвигает рамки представлений о жизни казачества от раннего средневековья до сегодняшних дней.1 В книге Г. Астапенко «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVI-XX веков» на основе архивов и опросов старожилов рассматриваются аспекты воспитания детей и юношей в казачьих семьях, быт, обычаи, традиции и праздники. Б. Трехбра-тов в своей работе «История Кубани» на основе новых сведений по этой проблематике излагает историю Северо-Западного Кавказа, культурные традиции казачества.3
В работах указанных авторов содержится анализ различных аспектов исследуемой проблемы, который создаёт солидную базу для теоретических обобщений. Однако специальных работ, в которых дан комплексный куль-турфилософский анализ традиций казачества, мало. Достаточно фрагментарно освещены вопросы, связанные с исследованием гуманистических основ традиций казачества, их интегрирующего потенциала для развития современной культуры. Это обусловило актуальность настоящего диссертационного исследования.
Объект исследования - традиция как способ существования и передачи культурных ценностей.
Предмет исследования - особенности культурных традиций казачества в поликультурном регионе.
Цель диссертационного исследования - на основе культурфилософ-ского анализа выявить специфику традиций казачества Северного Кавказа и формы их проявления в культуре.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1 См.: Омельченко И. J1. Терское казачество / СОИГИ при Совмине СОССР. - Владикавказ, 1991.
2 См.: Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв. -Батайск: Батайское книжное издательство, 2004.
3 См.: Трехбратов Б. А. История Кубани. - Краснодар, 2005.
- проанализировать концептуальные подходы к исследованию культуры и показать значение деятельностной интерпритации культуры для объяснения сущности культурных традиций;
- рассмотреть основные направления в исследовании концепта «культурная традиция» в гуманитарных науках;
- выявить роль традиций для объяснения культурного своеобразия казачества;
- охарактеризовать особенности формирования культурных традиций казачества;
- раскрыть сущность и особенности военно-патриотических традиций как основы традиционной культуры казачества;
- рассмотреть место музыкального фольклора и обрядового творчества в культуре казачества.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили произведения классиков мировой и отечественной философии, философии культуры, культурологии, а также труды современных ученых, занимающихся изучением традиционной культуры и ценностями культурных традиций казачества. В основу исследования были положены философские и культурологические теории В. Давыдова, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Б. Малиновского, Э. Маркаряна, В. Межуева, Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля, Э. Юдина, др.
Теоретико-методологической основой исследования явился деятель-ностный подход, рассматривающий культурные традиции казачества как один из методов социализации человека, его приобщения к ценностно-смысловому жизненному миру. Анализ элементов традиционной культуры основывался на принципах системного анализа.
Изучение феномена казачества и его генезиса базировалось на диалектике исторического и логического методов. Применение сравнительноисторического и структурно-функционального методов дало возможность эксплицировать специфические черты культурных традиций казачества.
Необходимыми научными процедурами в процессе исследования были анализ и синтез, наблюдение и сравнение.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- обоснована эвристическая ценность деятельностной интерпретации культуры, согласно культура рассматривается как совокупность традиций, обеспечивающих преемственность в культуре и самоидентификацию социума;
- проведена систематизация основных направлений в исследовании культурной традиции и выявлено, что методологической основой исследования культурных традиций выступает культурфилософское направление;
- раскрыта роль культурных традиций в формировании культурного своеобразия казаков и обосновано, что культурные традиции являются способом канонизации основных форм жизнедеятельности казачества;
- доказано, что особенностью культурных традиций северокавказского казачества является синтез русской, горской и украинской культур и что они репрезентируют патриархально-бытовой уклад и сословную замкнутость казаков;
- раскрыта сущность военно-патриотических традиций как способа канонизации основных форм жизнедеятельности казачества и выявлено, что особенностями военно-патриотических традиций являются преемственность, всеобщность, устойчивость, эмоциональная окрашенность;
- показано, что фольклорное и обрядовое творчество занимают важное место в культуре северокавказского казачества и являются наиболее яркой формой выражения культурных традиций.
Положения, выносимые на защиту:
1. Полифункциональность культуры позволила выявить основные подходы к ее осмыслению: технологический, аксиологический, адаптивный, деятельностный. Эвристическую ценность для настоящего исследования представляет деятельностный подход, который основан на понимании культуры как особого способа жизнедеятельности человека, связанного с созданием, усвоением, хранением и передачей культурных ценностей, что обеспечивает преемственность в культуре и самоидентичность социума. В данном контексте культура предстает в виде традиции, обеспечивающей связь прошлого, настоящего и будущего. В рамках деятельностной интерпретации культуры формирование и функционирование казачества исследуется с точки зрения способов его жизнедеятельности.
2. Основными направлениями в понимании культурной традиции являются: аксиологическое, антропологическое, социологическое, герменевтическое, культурфилософское. Методологической базой для исследования культурных традиций казачества является культурфилософское направление, согласно которому культурная традиция понимается как механизм функционирования культуры, способ сохранения духовного наследия и культурной самобытности. Культурная традиция является универсальным механизмом, который, благодаря селекции жизненного и культурного опыта, его аккумуляции и пространственно-временной трансмиссии, позволяет достигать необходимой для существования социальных организмов стабильности. Культурные традиции проявляются в разнообразных стереотипных ситуациях, соотносятся с такими близкими по значению явлениями, как обычай, обряд, ритуал, этикет и включают в себя деятельностный, эмоциональный и рациональный аспекты.
3. Казачество является сложной этносоциокультурной системой, вобравшей в себя этнические, социально-экономические, культурно-исторические и политические элементы. Феномен казачества необходимо трактовать в двух значениях: первое - основанное на общегражданской общности; второе - подчеркивающее его этнокультурное единство. В формировании культурного своеобразия казаков большую роль играют культурные традиции, которые способствуют сохранению культурного наследия, являются способом канонизации определенных форм жизнедеятельности казачества, приобщению его к культурным ценностям и непосредственному участию в творческой деятельности. С позиций культурфилософского анализа казачество представляет собой субэтнос, идентификационную основу которого составляют культурные традиции и осознание общего исторического прошлого.
4. Культурные традиции казачества Северного Кавказа, имеют следующие особенности: а) в них нашли отражение этногенетические связи с древней культурой восточнославянского населения России и Украины, а также архаические элементы культуры русских старообрядцев; б) в них проявляются элементы культурного синкретизма, возникшего в результате сложного взаимодействия традиций и инноваций индустриальной культуры; в) культурные традиции казачества репрезентируют патриархально-бытовой уклад и сословную замкнутость казаков. Традиции казачества Северного Кавказа представляют собой синтез горской, русской и украинской культур, что нашло свое подтверждение в материальной (особенности бытового уклада, жилых и военных казачьих построек) и духовной культуре (праздники, обряды, язык, фольклор).
5. Основу традиционной культуры казачества на Северном Кавказе составляют военно-патриотические традиции, сущность которых проявляется в единстве традиций морально-политического характера (отношение казаков к Отечеству, родной земле, казакам), нравственно-психологического характера (отношение к старшим, женщинам, детям, власти), а также воинских боевых традиций (отношение к воинскому долгу). Особенностями военно-патриотических традиций являются их преемственность, всеобщность, устойчивость, эмоциональная окрашенность. Они складывались под воздействием мировоззрения казачества, и представляют собой диалектическое единство идеологии, психологии, практических действий казаков, неразрывно связанных с их бытом и жизненным укладом.
6. Обрядовое творчество и музыкально-песенный фольклор, жанры которого складывались в зависимости от социально-бытовых и культурных особенностей субэтноса, занимают важное место в культуре казачества. Данные виды художественного творчества являются наиболее яркой формой выражения культурных традиций казаков. Песенный фольклор как синтез трех культур (русской, украинской и горской) представляет собой эстетическое явление, в котором отразилась культура и жизненный мир казачества. Основными темами песенного творчества являются военно-патриотическая и семейно-бытовая, в которых посредством образов-символов (справедливость, храбрость, почитание старших, любовь к земле и Отчизне, свобода и т.д.) раскрывается особое восприятие реальности и реализуются нравственные идеалы, способствующие формированию духовных ценностей.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные теоретические выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут быть использованы для расширения предметного поля и уточнения категориального аппарата философии культуры, а также в целях углубленного анализа традиций как социокультурного явления.
Материалы диссертации могут быть полезны в научно-исследовательской и научно-практической деятельности; представляют интерес для философов, этнографов, культурологов, социологов, специалистов других областей, занимающихся проблемами традиционной культуры казачества. Теоретические обобщения могут использоваться в учебном процессе при чтении курсов культурологии, этнографии, философии культуры. Отдельные положения диссертации могут применяться при анализе состояния современной отечественной культуры, для разработки программ, связанных с патриотическим воспитанием современной молодежи и возрождением национальных традиций.
Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на кафедре философии, культурологии и этнологии Пятигорского государственного лингвистического университета и была рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры.
Наиболее значимые результаты диссертационного исследования были апробированы на ряде конференциях, в том числе на IV Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (г. Пятигорск, 2004г.); межрегиональной научно-практической конференции «Научно-творческое наследие Фёдора Андреевича Щербины и современность» (г.Краснодар, 2004г.); научно-практической конференции «Пятигорье и Юг России: политические, социально-экономические и культурные связи XIX - XX вв.» (г. Пятигорск, 2005г.); межвузовской конференции «Образование, здоровье и культура в XXI веке» (г. Ставрополь, 2004г.) и других научных конференциях и семинарах.
Материалы диссертационного исследования включены в региональный компонент учебных программ Железноводского филиала Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова.
Опубликовано 13 научных работ общим объёмом 3,4 п. л., в том числе одна статья в журнале из перечня, утвержденного ВАК Министерства образования Российской Федерации «Научная мысль Кавказа».
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Субкультура донского казачества (19-20 вв.) как феномен региональной культуры2009 год, кандидат культурологии Пономарев, Алексей Васильевич
Духовно-нравственные традиции казачества, их специфика и влияние на современное российское общество2009 год, кандидат философских наук Сараева, Галина Николаевна
Фольклор донских казаков в контексте культурных традиций в России2011 год, кандидат культурологии Пономарев, Ярослав Алексеевич
Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири2004 год, кандидат культурологии Бородина, Елена Михайловна
Этнопедагогические ценности Амурского казачества2000 год, кандидат педагогических наук Баженова, Наталья Геннадьевна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Николаенко, Ирина Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Модернизация всех сторон жизни современного российского общества вынесла на поверхность целый комплекс социальных, политических, экономических проблем, среди которых сфера межнациональных отношений проявила себя особенно ярко. Всплеск национального самосознания, охвативший народы России, привел к актуализации этнического фактора и изменил общую направленность его развития. В результате возникла угроза широкого распространения национализма на социальном уровне, в условиях которого этнические ценности начинают превалировать над личностными, что во многом было обусловлено снижением в массовом сознании населения таких ценностей, как толерантность, веротерпимость, стремление к согласию. Вооруженные конфликты, которые стали результатом межнациональных разногласий, привели ко многим тысячам человеческих жертв, миллионам пострадавших, разрушили региональную экономику и повлекли за собой серьезные отступления от процесса демократического развития. Эти кризисы и конфликты носят, как правило, региональный характер, однако оказывают крайне негативное воздействие и в глобальном масштабе. В настоящее время, безусловно, осознается необходимость реагирования на возникающие проблемы предотвращения и урегулирования конфликтов, содействия в преодолении их последствий и возвращении к мирной жизни.
Казачество - это своеобразное явление российской, и не только российской, истории. Вместе с русским народом, как неразрывная его часть, казачество создавало русское государство, охраняло и расширяло его границы, осваивало далёкие окраины. Вместе с русским народом казачество создавало экономическое благосостояние и мощь России. В историческом прошлом казачество вобрало в себя, прежде всего, наиболее свободолюбивую часть русского народа, не мирившегося с тяжёлыми условиями крепостного крестьянского населения. Можно констатировать, что русский национальный тип в казаках сохранился чище и выражен ярче, чем в неказачьих регионах России.
В России начался процесс возрождения казачества. Хочется надеяться, что в современную жизнь возвращаются истинно казачьи, традиционные обычаи, обряды, культура отважных воинов, защитников Российских границ, искусных хлеборобов. Без знания своих «истоков», «корней», прошлого в целом, нет, и не может быть ни настоящего, ни движения вперед, к будущему.
На современном этапе развития общества, науки и культуры проблема всестороннего углубленного изучения культурного наследия, духовного богатства различных народов, этнических групп, населяющих Россию, является важной и довольно актуальной: в рамках возрождения национальных культур, традиций, обычаев данная проблема приобретает особое значение. Все это с полным основанием следует отнести к возрождению казачества.
По нашему мнению, решающую роль в возрождении казачества играют духовные факторы: это чувство принадлежности к казачеству, общая историческая судьба с российским народом и желание сохранить наследие предков. Это объясняет тот факт, что основу духовной культуры составляют военно-патриотические традиции казаков.
Исторический путь казачества сложен и противоречив, насчитывает много веков героической борьбы за свободу и независимость Отечества, своей родной земли. Трудная и славная история казаков содержит многочисленные примеры их беззаветного служения государству Российскому, она позволила сформировать своеобразную мощную военную организацию, накопить огромный опыт обучения и воспитания защитников России, который отражен, прежде всего, в военно-патриотических традициях казачества.
Отмеченные выше культурные традиции имеют глубокие социально-исторические корни, являются сложным общественным явлением. Для их глубокого осмысления и научного познания необходима специальная методология, представляющая собой строгую и стройную систему теоретических знаний, которая позволяет оценить эти традиции как важнейшие социальные и духовные ценности российской культуры.
Богатство духовного и нравственного содержания традиций казаков настоятельно требует их использования как великолепного воспитательного инструмента, который следует использовать для развития высоких морально-боевых и нравственно-психологических качеств современного человека.
В настоящее время казачество вновь повернулось лицом к православию, хотя в прошлом оно не отличалось однородностью вероисповедания. Среди казаков были и казаки-староверы, и казаки-мусульмане, и казаки-буддисты, и даже протестанты. Видимо, православие должно сыграть объединительную роль в главной идее - возрождении казачества.
К сожалению, каких-либо фундаментальных и систематизированных изданий по вопросам и проблемам возникновения, становления и развития всевозможных обычаев, обрядов, традиций, культуры в целом в среде казачества не существует. Имеются лишь разрозненные сведения. Основными источниками, материалами для изучения особенностей культурной жизни казаков в общем фольклоре, в частности, служат различные сведения, исследования авторов прошлых лет, относящиеся к последней четверти XIX века -первой четверти XX века.
Взгляд историков на возникновение северокавказского казачества, начиная от Н. М. Карамзина и вплоть до наших дней, менялся, но большинство ученых признают этнокультурную особенность казачества. Вот как о формировании подобных казачеству социальных обществ говорит Ю. В. Бромлей: «Промежуточное положение между микроэтническими единицами и этносами занимают «субэтносы». Обычно их существование связано с осознанием групповых особенностей тех или иных компонентов культуры. Происхождение таких групп далеко не одинаково. В одних случаях это бывшие этносы, постепенно утратившие роль основных этнических подразделений, в других
- бывшие этнографические группы, осознавшие свою общность, в-третьих -социальные общности, обладающие специфическими чертами культуры».1
По нашему мнению, казачество - своеобразная социокультурная общность, соединившая в себе черты многих этнических традиций: южнорусской, украинской, их локальных вариантов. В результате взаимодействия, адаптации к новым этносоциальным и природным условиям и дальнейшего развития исходные традиции трансформировались, образовав самобытную модель. В ее формировании сыграли свою роль и культурные традиции горских народов, живущих на Северном Кавказе, с которыми казачество связывали давние и достаточно тесные контакты.
Принимая во внимание, что возрождение казачьих традиций в России в своей основе отталкивается от опыта предшествующих поколений, следует чётко дифференцировать положительный потенциал казачьих традиций от устаревших норм казачьего образа жизни. Возрождение казачьих традиций не должно приходить в противоречие с современными тенденциями развития российской экономической, социально-политической и культурной жизни. Необходимо внимательно относиться к возрождению наиболее значимых ценностей, культурных традиций казачества, опирающихся на общечеловеческие ценности, способствующие гармоничному межкультурному взаимодействию, что очень важно для полиэтнического многоконфессионального северокавказского региона.
1 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1981. - С. 48.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Николаенко, Ирина Николаевна, 2007 год
1. Абаза К.И. Казаки Дона, уральцы, кубанцы, терцы. Очерки из истории и стародревнего казацкого быта в общественном изложении, для чтения в Войсках, семье и школе. СПб., 1890.
2. Абрамян Э. Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры // Методологические проблемы этнических культур: Материалы симпозиума. Ереван. 1978. - 93с.
3. Абдулатипов Р. Кавказская политика России и российские ориентации Кавказа // Научная мысль Кавказа. 1999. - № 3. - С. 3-9.
4. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. Ставрополь: Изд-во СГУ.- 4.2. -1996. -674 с.
5. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 268 с.
6. Аверьянов В.В. Проблемы традиции в русской философии XX века (Русское Зарубежье): Автореф. дис. канд.филос. наук. М., 2000. - 24 с.
7. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 144 с.
8. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. - 635 с.
9. Алейников В. Казаки русские первопроходцы. - М.: ЗАО Газета «Правда», 1998. - 32 с.
10. Алмазов Б. А. Казаки. СПб.: Изд-во «Золотой век», 1999. - 137 с.
11. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М.: Алгоритм, 2004. - 320 с.
12. Аникин В. П. Жизнь, взгляды и труды И. П. Сахарова // Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. М., 1989.
13. Ануфриев А. В. История Сибирского казачества. Иркутск, 1995. -152с.
14. Анналы. Научно-публицистический альманах. Альтернативность истории / Гл. ред. Р. В. Манекин. 1992. - №3. - С. 9.
15. Античные источники о Северном Кавказе. Нальчик: Эльбрус, 1990. -307с.
16. Антонов В.И. Проблема стереотипов как один из барьеров в контексте коммуникации культур // Россия и Запад: диалог культур: Материалы 2-й международной конференции. М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 1996. - 699 с.
17. Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие М.: Наука, 1989.-234с.
18. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиции // Советская этнография. -1981.-№2.-С. 16-27.
19. Арутюнян Ю.В. Россияне. М.: Аспект-Пресс, 1994. - 347с.
20. Артановский С.Н. На перекрёстке идей и цивилизаций. СПб.: СПбГАК, 1994.-224 с.
21. Артановский С. А. Теория и история культуры. М.: Наука, 1998. -134с.
22. Астапенко М. П. Край Донской казачий. Ростов н-/Д.: Изд-во ОблИ-УУ, 1994.-216с.
23. Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX века. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002. - 237с.
24. Астапенко М. П. Донские казаки 1550-1920. Ростов на/Д.: Изд-во об-лИУУ, 1992.-78с.
25. Астаптов В. М. Зарубежная антропология. СПб., 2005—387с.
26. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М.: Наука, 1993. - 183 с.
27. Бабосов Е.М. Философия науки и культуры. -Минск: Белорусская наука, 2006.-582с.
28. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ. Пб.: Наука, 2003. - 237с.
29. Балабанов П. И., Лукина Н.П. Проектирование, наука, культура. -Томск: Томский научный центр, 2005. 125с.
30. Балковой М.И. Культура и этнос Омск: Изд-во ОГУ, 2006.-289с.
31. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры.- М.,1996.-294с.
32. Бахтин М.М. К эстетике слова // Контекст: Литературно- теоретические исследования. М.: Наука, 2002. - С. 258-280.
33. Беджанов М.Б. Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения. Майкоп: Адыгея, 1997. - 439 с.
34. Белова О.В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М.: Индрик, 2005.
35. Бентковский И. В. Гребенцы. М., 1889.
36. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон - пресс, 1994. -384с.
37. Бердяев Н. Душа России. Л.: Предприятие «Сказ», 1990. - 29с.
38. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х. т. -Т.1. М.: Изд-во Искусство ИЧП "ЛИГА", 1994. - 542с.
39. Берже А.П. О поселении на Тереке кизлярских, гребенских и моздокских, а внутри Ставропольской губернии, по ныне существующей железной дороге волжских и хоперских казаков. - «Кавказский календарь», 1862.
40. Бессонов Б. В. Казаки и казачьи земли в Азиатской России / Азиатская Россия. Люди и порядки за Уралом. Т.1. - СПб, 1914. - 362с.
41. Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Москва: Изд. Надыршин А. Г.,2005.-432с.
42. Богачева Л.В. Культурные традиции как ресурс сохранния и поддержания национально-культурной самобытности: На материалахМалороссии второй половины XVII XVIII вв.: Дис. . канд. культорологических наук. -М.,2006.
43. Бойко И. Н. Плясовые припевки Кубани. Краснодар: Кубань, 1993. -35с.
44. Большой толковый словарь донского казачества. М.: ACT, 2003. -608с.
45. Бондарев В.П. Терское казачье войско: из века в век 1577 -2003. Владикавказ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 121с.
46. Бондарь Н. И. Полевые материалы 1 Кубанской интернациональной фольклорно-этнографической экспедиции. Динамика традиционной культуры ст. Николаевской Успенского района Краснодарского края (1882-1987 гг.). Краснодар, 1989. - 51с.
47. Брокгауз Ф. А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь: В 82 тт. -М.: Терра, 2001 г.-С. 40.
48. Брокгауз Ф. И. Энциклопедический словарь. -М., 1964.
49. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1981. - 412с.
50. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. - 330 с.
51. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. М.: Мысль, 1981.-259 с.
52. Бурда Э. В. Очерки о терском казачестве. Нальчик: Полиграфсервис и Т., 2002.- 216 с.
53. Васильев Д. С. Очерки истории низовьев Терека: (Досоветский период) -Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1986.-248 с.
54. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. -310с.
55. Ванчугов В.В.Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации СПб., 2003.-254с.
56. Василенко И.А. Диалог цивилизаций: Социокультурные проблемы политического партнёрства. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 269 с.
57. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1995. - 702с.
58. Великая Н. Н. Казаки восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. Ростов н /Д.: Изд-во облИУУ, 2001. - 385с.
59. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций.- М. Киев: REEL-book, 2001.
60. Винников В.П. Культурные традиции и феномен «казачества» // Культура. Жизнь. Общество. М.: Изд-во РУДН, 2001 - С.41-73.
61. Волова JI.A. Диалог культур: теория и реальность: На примере Северного Кавказа. Пятигорск: ПГЛУ, 2003. - 400 с.
62. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 168с.
63. Гадамер Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 2001.-704 с.
64. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - 366 с.
65. Галушко Ю.М. Казачьи войска России. Краткий историко-хронологич. Справочник казачьих войск до 1914 года. М.: Информ.-издат. «Русский мир», 1993.-231с.
66. Галушко Ю.М. Происхождение слова «казак».- М., 2004- 169с.
67. Гаман О.В. Модеронизация и культурная традиция.// Модернизация и национальная культура. М.,1998.
68. Гегель Г.Ф. Философия истории. М.: Наука, 1999. - 477с.
69. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. М.: Азбука-Классика. Философия, 2001.-320 с.
70. Гердер И. Г. Идеи философии истории человечества // Избр. соч. -Т.1.-М.: Наука, 2003.- 151 с.
71. Гершензон М. Гольфстрим. Лики культуры. Альманах. Т. 1. - М.: Иерусалим: Университет, кн.; Gesharim, 1995. - 576 с.
72. Гнеденко А. М., Гнеденко В.М. За други своя, или Все о казачестве -М: Междунар. фонд славян, письменности и культуры. АРП. Инт. Ко, 1998.272 с.
73. Гордеев А. А. История казаков. Со времени царствования Петра великого до начала Великой войны 1914.года Ч. 1. - М.: Изд-во «Страстный бульвар», 1998. - 352с.
74. Григорьева А. В. Воспитание и школа у казаков Северного Кавказа -Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2000. 147с.
75. Гребнов И.А. Культура казачества: ее особенности и специфика Донецк: Приоритет, 2000. - 116 с.
76. Губарев Г.В. Казачий словарь-справочник / Под ред.А.И. Скрылова. -в 3-х тт. М.: ТО «Созидание», 1992. - 996с.
77. Гуревич П. С. Культурология. М.: Гардарики, 2001. - 280 с.
78. Гумилев Л. Н. Сочинения. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997. -640 с.
79. Гусейнов А.А. Этика. М.: Гардарики, 2004. - 472 с.
80. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574 с.
81. Давыдов В. В. Проблемы деятельности как способ человеческого бытия и принцип монизма // Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Интор, 1999.-350 с.
82. Дебу И. О Кавказской линии. СПб., 1829.
83. Драгович И.Л. Проектно-педагогические технологии возрождения культурных традиций. Тамбов, 2004.
84. Дробижева Л.М. Этнополитические конфликты. Причины и типология // Россия сегодня: трудные поиски свободы. М., 1993. - 247с.
85. Дубинин А. Н. Социально-философский анализ воинских традиций казачества: Автореферат дис. канд. филос. наук Ставрополь: СтГТУ, 1997.
86. Дюркгейм Э. О. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. -163 с.
87. Егоров В. Философия культуры современной России // Свободная мысль.- 2000. №12.- С.9 - 15.
88. Егоров В.К. Философия русской культуры. М.: «Издательство РАГС», 2006.-551с.
89. Емельянова Т.В. Формирование духовно-нравственных качеств подростков в процессе приобщения к культурным народным традициям: Дис. . канд.пед.наук. Тольятти, 2006.
90. Ерасов Б.С. Социальная культурология Ч. 1. - М.: Аспект Пресс, 1994.-384 с.
91. Ермичев А.А.О традиции в культуре: исследования, полемика, заметки. -СПб: СПбГУ, 1996.- 116 с.
92. Ефименко М.Н. Религия. Традиция. Общество. Оренбург, 2001. 123с.
93. Жаринов В.М. Этика М.: ООО «Приор-издат», 2003. - 208 с.
94. Жигунова М. Т. Обрядовая культура в условиях массовизации общества // Культура и общество. 2004. - № 6;
95. Заседателева Л.Б. Культура и быт русского и украинского населения Северного Кавказа в конце XVI-XIX вв. // Кавказский этнографический сборник. Вып. 8. - 1984. - С. 38-64.
96. Заседателева Л. Б. Терские казаки (середина XVI-начало XX в.): Ист.-этногр. Очерки. М., 1974. - 226 с.
97. Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Социс. -2004.- №7.
98. Захарченко М.В. Путь к традиции: опыт теоретического осмысмления понятия традиции. М.: Слово, 2006. - 167с.
99. Захарченко М.В. Традиция в истории: опыт типологической интерпретации.- СПб., 2002. С. 192.
100. Захарченко М.В. Христианство: духовная традиция в истории и культуре. СПб.: Изд-во СПбГУМН, 2001.-356с.
101. Земсков В. Б. Дисбаланс взаимодействия пластов культуры как фактор культурной динамики // ОНС Общественные науки и современность. -2003.- №2.-С. 136-137.
102. Зеленкова И. JI. Основы этики. М.: «ТетраСистемс», 2001. - 496 с.
103. Землянова JI.M. Коммуникация как процесс. М.: Изд-во МГУ, 1998. -217с.
104. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. М.: Юрист, 1996. - 670 с.
105. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика. М: МКЦ «МарТ», Ростов н /Д.: Издательский центр «МарТ», 2005. - 416 с.
106. Зуев А. С. Русское казачество Забайкалья во второй четверти XVIII-первой половине XIX вв. Новосибирск: Наука, 1994. - 158 с.
107. Ивашевский C.JI. Идеал образованного человека: традиции и современность: Дис. канд. филос. наук. Н.Новгород, 1999. - 196с.
108. Изгоев А. С. Социализм, культура, большевизм // Вехи. Из глубины. -М.: Наука, 1991.- 368 с.
109. Иловайский Д. И. История Рязанского княжества. М., 1884. - 203 с.
110. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в / Отв. ред. Б. Б. Пиотровский. М.: Наука, 1988. - 543 с.
111. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Ло-.гос, 2000.-430с.
112. История современной зарубежной философии: компаративистский подход / Отв. Ред. М.Я.Корнеев. СПб.: Лань, 1997. - 478с.
113. Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2002г. Дикаревские чтения (9). Краснодар: Изд-во «Крайбиблколлектор», 2003. - 187с.
114. Кавказская война: истоки и начало. 1770-1820 годы. Воспоминания участников Кавказской войны XIX века. СПб.: Изд-во журнал «Звезда», 2002. - 607 с.
115. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс М.: Луч, 1994. - 188с.
116. Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000. - 431 с.
117. Казачий Дон: Очерки истории. Ч. II. - Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.-208 с.
118. Казаки на чужбине / Сост. И. Агарков, В. Левченко. М.: Изд-во «Парад», 2002. - 80 с.
119. Казачество. Энциклопедия / Редкол.: А.П.Федотов (гл. ред.) и др. М.: ИНФА-М, 2003.-400 с.
120. Келле В. Ж., Ковальзон М.Я,Теория и история. М.: Политиздат, 1981. -262 с.
121. Касавин И.Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - 320с.
122. Ключевский О. Н. Сочинения в 9-и томах Т. 3. - М.: Мысль, 1988. -125 с.
123. Козлов С. А. Кавказ в судьбах казачества. СПб.: Лань, 1996. - 101 с.
124. Комисаренко С.С. культурные традиции русского общества. СПб.: СПбГУП, 2003.-312с.
125. Корольченко А.Ф. Генерал Скобелев. Казак Бакланов: Исторические повести Ростов - н/Д.: Феникс, 1997.-416 с.
126. Корсакова Н.А. Михаил Петрович Колотилин терский казак и композитор (К вопросу об авторстве музыки кубанского гимна) // Культурная жизнь Юга России: региональный научный журнал. - 2003. - №3. - С.32-34.
127. Кравченко А. И. Культурология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 704 с.
128. Краснослободцев В.П. Историко-генетическая типология кубанских станиц // Культурная жизнь Юга России: региональный научный журнал. -2003. №3. - С.45-50.
129. Край наш Ставрополье. Очерки истории. Ставрополь: Изд-во 2Шетр -Гор», 1999-525 с.
130. Кругляницо Т.Ф. Этика. М.: Изд-во Московского гуманитарного унта, 2003.-128 с.
131. Крицкий Е. В. Казачество и межэтнические отношения // СОЦИС. -1995.-№6.-С. 67.
132. Кузнецов И. П. Путь через века. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1993. - 172 с.
133. Кузьменко Г.Н. Этика. М: ИНФА. - М, Изд-во "Весь Мир", 2002. -144 с.
134. Кузьмина А.В. Культурные традиции власти в России. М.: Моск. Изд.дом, 2000.
135. Кукушкин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология -Ростов н/Д: Феникс, 2000. 611 с.
136. Куценко И. Я. Кубанское казачество Краснодар: Краснодарское изд-во, 1993.-584 с.
137. Курбатов В. И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепции. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 416 с.
138. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 2005. - 94 с.
139. Левченко В. Г., Ткачев А.Ф.Казаки на чужбине. Походная книга казака. -М., 2002. -80 с.
140. Левченко В.Г. Матвей Платов легенда Дона. - М.: Издательский дом "Военный парад", 2000. - 72 с.
141. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -512 с.
142. Лешкевич Т.Г. Философия науки традиции и новации. М.: Приор, 2001.-428с.
143. Локк Дж. Мысли о воспитании. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1890.-246 с.
144. Лурье С. Историческая этнология. М.: Академический проект: Гау-деамус, 2004. - 624 с.
145. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции. М.: Наука, 1981 -287с.
146. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: (логико-методол. анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.
147. Мамонов В. Ф. История казачества России. Екатеринбург, Челябинск: Ин-т гуманитар, исслед., 1995. - Т. 1. - 237 с.
148. Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы философии. -№2.- 1998.-С. 39-40.
149. Масалов А.Г. Возрождение казачества на Северном Кавказе в конце XX начале XXI века. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - 204 с.
150. Материалы Четвертой международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции / Под ред. В.Б.Виноградова, С.Н.Лукаша. -Краснодар: Армавир, 2004.
151. Межуев В. М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. М., 1987. - 329 с.
152. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс - Традиция, 2006. - 408с.
153. Мендра А. Основы социологии. М.: Nota bene, 2000. - 342 с.
154. Мишаткина Т. В., Яскевич Я.С. Этика. Минск: ООО «Новое знание», 2002.-373 с.
155. Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. М.: ЮНИКИ-ДАНА, 2004. - 367 с.
156. Монтень М. Опыты. Кн. 1-2. - М., 1979. - 109 с.
157. Мордвинцев. И.П. Воинской славы знак // Казачий круг. № 8. - 1991. -С. 3-5.
158. Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. М.: Научное издательство Большая Российская Энциклопедия, 1994. - 479 с.
159. Невская Т.А., Чекменев С.А. Ставропольские крестьяне. Очерки хозяйства, культуры и быта. Мин-Воды: Типогр. Изд-во "Кавказская здравница", 1994.- 164 с.
160. Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая и Черкесии в первой половине XIX в. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Том 1. -Ставрополь, 1967.
161. Недбай Ю. Г. История казачества Западной Сибири, 1582-1808 гг: В 2-х ч. Омск, 1996.-256 с.
162. Новожженов М.К. Феномен казачества: философский взгляд // Культура казачества: Материалы международной конференции. Краснодар, 2005.
163. Нормативно-правовая база возрождения казачества / Запорожье: Изд. ОАО «Мотор Сич», 2003. 232с.
164. Огурцов А. П. Философский энциклопедический словарь. М.: «Деятельность», 1989.-325 с.
165. Омельченко И. JI. Терское казачество / СОИГИ при Совмине СОССР -Владикавказ: ИР, 1991. 301 с.
166. Осипова О. А. Американская социология о традициях в странах Востока. М.: Изд-во ГРВЛ, 1985.
167. Остапенко А. И. Памятка терского казака. Ессентуки: ТОО «Кинт», 2001.- 143 с.
168. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. / Под общ. ред. В. Н. Ратушняка. Краснодар: «Советская Кубань», 1996. - 656 с.
169. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005. - 615 с.
170. Панчишкин А. В. Организация военной службы // Казачий круг. -1992.-№20.-С. 2-8.
171. Петушкова Н. Е. Об основаниях исследования истории и современного движения казачества // Проблемы возрождения казачества: Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 1992. - 98с.
172. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. - 607 с.
173. Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования М.: Мысль, 1982. - 220 с.
174. Плахотнюк М.М. песенно-обрядовый жанр и современность // Вопросы искусствознания. 1999. - №2. - С.3-5.
175. Полонская И.Н. Традиция: от сакральных оснований к современности- Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2006. 272 с.
176. Попко И. Д. Терские казаки со стародавних времен. Гребенское войско- Нальчик: Изд. Центр "Эль-фа", 2001. 526 с.
177. Пономаренко В. А. Философия истории. М.: ИЦ «Левый поворот», 1990.-259 с.
178. Потто В. А. Два века Терского казачества Репринтное издание. Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. - 383 с.
179. Ракитов А. И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. 1990. - №1.
180. Ракитов А. И. Историческое познание: Системно-идеологический подход. М.: Политиздат, 1992. - 303 с.
181. Разлогов К. Э. Глобальная и/или массовая? // ОНС Общественные науки и современность. 2003. - № 2. - С. 152-153.
182. Разин А. В. Этика. М.: Академический проект, 2004. - 624 с.
183. Радугин А. А. Этика. М.: Центр, 2003. - 224 с.
184. Реммлер В. П. Праздники и обряды как культурные традиции. М.: Аспект-Пресс, 2001. - 78 с.
185. Ригельман А.И. История о донских казаках. М., 1846.
186. Римский С.В. Казачество и православие // Дон. 1994. - № 2. - С.205 -221.
187. Рисмен Дж. Традиционная культура: прошлое и настоящее. М.: Центр, 2005.-451 с.
188. Рунаев Ю.В. Военно-патриотические традиции казачества: история и современность: Дис. канд. филос. наук. -М., 1994.
189. Русско-дагестанские отношения в XVII первой четверти XVIII вв. -Махачкала, 1958. - 110 с.
190. Рябов С. И. Донская земля в XVII веке. Волгоград, 1992. - 224 с.
191. Савельев Е. П. Древняя история казачества. Историческое исследование: В 4-х ч. Новочеркасск, 1915.-Ч. 1.-С. 5.
192. Савельев Е. П. Древняя история казачества. Историческое исследование. М.: Изд-во «Вече», 2002. - 459 с.
193. Савельев Е. П. Казаки: история. Владикавказ: Ир, 1991. - 376 с.
194. Савельев Е. П. История казачества: В 4-х ч. Ростов-н/Д., 1990.
195. Садовников Д. И. Наши землепроходцы: Рассказы о заселении Сибири 158-1712 гг. -М.,1898.
196. Садохин А.П. Этнология. М.: Гардарики, 2002. - 208 с.
197. Сартр Ж. П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Наука, 1989.-324 с.
198. Селищев Н. Ю. Казаки и Россия. Дорогами прошлого. Очерки М.: Аспект-Пресс, 1992.
199. Скрипник А.П. Этика. М.: Проект, 2004. - 457 с.
200. Скорик А. П. Станица или столица: культурологический аспект возрождения казачества // ПОЛИС. 1995. - №3.
201. Смирнов И. Субкультурная революция // Знамя. 2002. - №7 - С. 182185.
202. Соболев В.А. Казачество в культурной традиции. М.: КультураПресс, 2003.-318с.
203. Соколов Э. В. Культурология. Очерки теорий культуры. М.: Интер-пракс, 1994.- 122 с.
204. Соколов Э. В. Традиция и культурная преемственность // Советская этнография. М., 1981.
205. Советская военная энциклопедия: В 8-ми т. / Гл. ред. Н.В. Огарков. Т. 3. -М.: Воениздат, 1977. - 671 с.
206. Соловьев B.C. Полное собрание сочинений. Т.4. - М., 1995. - 320 с.
207. Степин В. С. Культура // Вопросы философии. 1999. - №8. - С. 52-63.
208. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект-ПРЕСС, 2003. - 368 с.
209. Станиславский A. JL Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. М.: Проект, 1990. - 325 с.
210. Станиславский A. JI. Русское казачество в первой четверти XVIIb.: Ав-тореф. дис. . докт. ист. наук. -М., 1984.-23 с.
211. Столетие Военного министерства, 1802-1902. СПб., 1912.
212. Субботина JI.A. Культурные ценности казаков. Екатеринбург, 1999-249с.
213. Супрун-Яремко Н.А. Украинский субэтнос на Кубани // Культурная жизнь Юга России: региональный научный журнал. 2003. - №3. С.51-56.
214. Сухарев Ю. К. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Самарская область, Чапаевск, 2001. - 338 с.
215. Суханов, И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений М.: Политиздат, 1989.- 216 с.
216. Ткачев Г. А. Станица Червленая. Исторический очерк. Вып. 1. - Владикавказ, 1912.-181 с.
217. Тотоев М. С. Взаимоотношения горских народов с первыми русскими поселенцами на Северном Кавказе // Известия Северо-Осетинского НИИ, 1948.-Т. 12.-148 с.
218. Толстой Л. Н. Казаки. Повести и рассказы. М.: Художественная литература, 1982.-350 с.
219. Толкачев В.В. Проблема традиции в истории философской мысли. Проблемы философии культуры: Сборник статей. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.-96с.
220. Третьяков Н.В. Традиция. М.: Изд-во МГУ, 1998. - 599с.
221. Трехбратов Б. А. История Кубани. Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2005. - 531 с.
222. Трофимова Ю. Терские казаки: история, традиции, нравы. Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ, 1993. - 36 с.
223. Труханов В. А. Актуальные проблемы выделения и анализа социальных групп в современном российском обществе Саратов: Изд-во СВВИУЗ, 2006.-С. 28.
224. Уледов А. К. Актуальные проблемы социальной психологии М.: Мысль, 1981.-91 с.
225. Фишер И. Э. Сибирская история. СПб: Императорская академия наук, 1774.-632 с.
226. Философия. Культура и образование (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1990. - №3. - 21 с.
227. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. СПб., 2001.
228. Хвостов В. М. Основы социологии. Элементарный очерк М., 1920. -262 с.
229. Ходарев В.В. Станичные суеверия. Ставрополь: Изд-во "ЮРКИТ", 1997.-400 с.
230. Хоруженко К. М. Традиционная культура: особенности и основные черты.-М., 1998.-С. 242.
231. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М.: Парад, 2005.-448с.
232. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. - 477с.
233. Чекменев С. А. К истории дружественных взаимоотношений между русскими и северокавказскими народами в конце XVIII-XIX вв. // Труды Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института. Сер. Истор. Вып. 6. Ставрополь, 1970. - С. 226-227.
234. Чекменев С.А. Социально-экономическое развитие Ставрополья и Кубани в конце XVIII и в первой половине XIX в. Пятигорск, 1967.
235. Черникова В.Е., Волова JI.A. Межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве: основные черты и особенности. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2005.
236. Чернякова Н.С. Ценностные основания культуры. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.
237. Чибисова С.П. Дворец донских атаманов: прошлое и будущее. М.: Изд-во ГИНГО, 2003. - 36 с.
238. Чистов К.В. Традиция, «традиционное общество» и проблема варьирования // Советская этнография. 1981. - №2. - С. 105 - 106.
239. Чистов К. Русская народная обрядовая поэзия // Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. СПб., 2004.
240. Чистов К.В. Фольклор. Текст. Традиции // Фольклор. Текст. Традиции. -ОГИ, 2005.-272с.
241. Чурсина В.И. Неформальные объединения в социокультурной традиции кубанского казачества (конец XVIII начало XX века) // Культурная жизнь Юга России: региональный научный журнал. - 2004. - №3. - С. 9-11.
242. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990.
243. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. Л.: Соцэкгиз, 1936.-480 с.
244. Шлегель Ф. Философия истории // Избр. соч. В 2-х т. М., 2002. - Т. 1.
245. Шовунов К. П. Калмыки в составе российского казачества (вторая половина XVII-XIX вв.). Элиста: Калмыц. кн. изд-во, 1992.
246. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996.-666 с.
247. Щербина Ф. А. История кубанского казачьего войска. В 2-х. тт. Краснодар: Изд-во «Советская Кубань», 1992. - 1672 с.
248. Эйзенштадт С. Конструктивные элементы великих революций: культура, социальная структура, история и человеческая деятельность // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. -Т. 1. -№2.
249. Эстетика. М.: Центр, 2000. - 240 с.
250. Этнология / Под ред. Миськовой Е.В., Мехедова Н.JL, Пименова В.В. -М.: Академический проект, Изд-во "Культура", 2005. 624 с.
251. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 444 с.
252. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1985.
253. Якаев С.Н. Ты Кубань, ты наша Родина. К истории войсковой песни -гимна Кубани. Краснодар: Изд-во ИМСИТ, 2003. - 56 с.
254. Якаев С.Н. Фёдор Андреевич Щербина. Вехи жизни и творчества. К 155-летию со дня рождения. Краснодар: ИМСИТ, 2004. - 4.1. -202 е., 56с.
255. Яковенко И. Сподвижен, отчаян и храбр // Родина. Осень. 1995. - № 10. - С.64 - 70.
256. Boas G. Tradition and Modernity. London: Diogene.-1989-vol.XII- №31 - 76p.
257. Despres L. Ethnicity, and Resource Competition in Plural Soc.eties. The Hague. Paris, 1975. - 227 p.
258. Eisenstadt Sh. N. Frameworks of the Great Revolutions: Culture, Social Sructure, History and Human Agency // International Social Science Journal, August, 1992. V/44. - №133.- P. 207-208.
259. Markarian E. S. Tradition as an Object of System Study // World Futuries. -1992.-V.34.-P. 162.
260. Rudolf L.I., Rudolf S. H. The Modernity and Tradition: Political Development in India. Chicago; London, 1967.
261. Riggs F. Administration in Developing Countries: The Theory of Prismatic Society. Boston, 1964.
262. Rouce A. P. Ethnic Identity: Strategies of Deversity. 137 p.
263. Pye L. Politics, Personality and National Building: Burma's Search for Identity.-372 p.
264. Shils E. Tradition. London, Boston, 1981. - P. 13.
265. Traditions, customs and Habits. M.: Инфра -M, 2001.- 127c.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.