Культурная политика в Российской Федерации, 1960-е - 1990-е годы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Панфилов, Максим Анатольевич
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 258
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Панфилов, Максим Анатольевич
ВВЕДЕНИЕСтр. 3
РАЗДЕЛ 1Стр. 21
Власть и художественная интеллигенция в 1960-е - середине 1980-х годов.
РАЗДЕЛ 2Стр. 79
Особенности культурного процесса и государственной политики в сфере культуры в 1985-1990-е годы.
РАЗДЕЛ 3Стр. 165
Развитие образования и науки как базы воспроизводства духовной культуры.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Государственная политика по сохранению историко-культурного наследия: на примере культурного наследия Приморского края: 1945-2005 гг.2006 год, кандидат культурологии Майорова, Наталья Викторовна
Власть и художественная интеллигенция в постсоветский период отечественной истории: 1991-2006 гг.2006 год, кандидат исторических наук Мешкова, Анна Валентиновна
Культурная политика Республики Башкортостан в условиях общественных трансформаций: тенденции постсоветского периода2006 год, кандидат политических наук Пушкарева, Тамара Анатольевна
Государственная политика в отношении культурного наследия. 1921-1929 гг.: На материалах Урала2002 год, кандидат исторических наук Неподобная, Галина Александровна
Политика Российской Федерации в области художественной культуры в 1992-2000 годы: особенности, основные направления, пути реализации2010 год, кандидат исторических наук Сомова, Мария Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурная политика в Российской Федерации, 1960-е - 1990-е годы»
Россия в настоящее время переживает трудный процесс становления новой государственности. В жизни страны произошли кардинальные изменения, затронувшие все социальные слои, общественные институты, систему управления, экономику культуру. Изменилось отношение государства к своим гражданам, равно как и граждан к государству. Стремительно произошла переоценка ценностей и сложившихся приоритетов россиян. В этих условиях трудно переоценить роль культуры в процессе стабилизации в стране, в достижении разумного согласия в обществе. Недостаточность и узость нынешних экономических представлений и проектов переустройства страны обусловлены упрощенным пониманием места и роли культуры в науке и практике.
Как самостоятельная лексическая единица культура вошла в научный оборот с середины XVIII в.: она отражала общественную потребность в категории, обозначающей специфику человеческого мира, его отличие от мира природы. Это понятие ввел немецкий философ-просветитель. П. Г. Гердер, который в своем произведении "Идеи философии истории человечества" (1791) показал, что культура есть результат общественного развития. По его мнению, каждый человек появляется на свет как природное существо, но, благодаря усвоению социального опыта поколений, он, образно говоря, "рождается вторично", обретая свое социальное "Я". Это присвоение человеком своей социальной сущности Гердер рассматривал как процесс "окультуривания", становления индивидуальной культуры человека. Средством, позволяющим человеку стать социальным, то есть культурным существом, он
61-600004 (2242x3414x2 НА) считал просвещение. Со временем Гердера и до 1919 г. по подсчетам зарубежных специалистов, возникло семь определений культуры. В середине 50-х годов XX столетия их было уже около ста семидесяти. В вышедшей в конце 60-х годов книге А. "Моля "Социодинамика культуры" указывалось на наличие двухсот пятидесяти определений этого феномена.1
По-разному определяют культуру ученые Запада. А. Кребер полагает под культурой передаваемые и созидаемые типы ценностей, идей и других символических систем, обуславливающих поведение людей и продукты их деятельности. Г. Рид уподобляет культуру сознанию. Известный западный культуролог А. Швейцер в книге "Культура и этика" даёт следующее определение: "В наиболее общих чертах культура, - это прогресс, материальный духовный прогресс как индивидов, так и всевозможных сообществ.2 У него же находим и еще одно максимально широкое представление о культуре: "это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу"".3 Английский ученый и поэт Т. С. Элиот в своем понимании культуры, представляется, пошел еще дальше: "Культура. никогда не может быть осознана, - писал он, - она всегда содержит в себе больше того, что нашим сознанием охватывается"4. Наконец, фактически в том же ряду стоит определение культуры как "второй природы", данное в свое время К. Марксом и Ф.Энгельсом5. В отечественной
1 См.: А. Моль. Социодинамика культуры. - М. - 1973 - С.35.
2 Швейцер А. Культура и этика. -М.-1973.-С.51.
3 Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М. -1992. - С.95.
4 Элиот Т. С. К определению понятия культуры. Заметки. - Лондон - 1968.-С.126.
5 Маркс К. Энгельс Ф. Из ранних произведений. -М,- 1956. -С.567.
61-600005 (2240x3413x2 НА) культурологии после 1960 г. были представлены около 60 определений культуры1.
Многочисленность определений культуры подвигает исследователей этого феномена к группировке их, к типологии. Одна из таких типологий удачно, на наш взгляд, осуществлена Б.С. Ерасовым. Он предпринял ее, опираясь на работу американских культурологов А. Кребера и К. Клакхона "Культура. Критический обзор концепций и определений". Б.С.Ерасов предлагает следующие типы понимания этого феномена:
1. Культура как особая форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественной культурой, принятыми нормами поведения и т.п.
2. Культура как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути "от дикости к цивилизованности".
3. Культура как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации.
4. Культура как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающая одно общество от другого (или различные части общества - социально статусные или профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность.
5. Культура как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются мотивы, принципы, правила, цели и смыслы деятельности \
Из многих известных трактовок культуры можно сделать вывод о том, что их авторы в качестве несущей конструкции
1 Арнольдов А. И. Введение в культурологию.-М.-1993.-С.9.
61-600006 (2257x3424x2 Щ при определении этого феномена имеют в виду либо личность, степень её развитости, осуществление ее качеств и способностей, меру осуществления человеческого в человеке, либо качественное состояние общественной формации. Представляется, что в соединении этих подходов как раз и состоит сущность феномена культуры. Мы будем исходить из представления о культуре как об исторически развивающемся, сложном и многогранном общественном явлении, способе освоения действительности, создания норм и ценностей, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности2.
Основные функции культуры сегодня, на наш взгляд, состоят в том, чтобы содействовать раскрытию творческого потенциала личности, всего общества; стимулировать процесс формирования личности путем просвещения и воспитания, освоения ее духовных ценностей, накопленных человечеством.
Содержание культурной политики Российского государства в 60-е - 90-е годы во многом определяется социально-экономической и общественно-политической ситуацией в России, условиями завершения индустриальной модернизации страны, смены модели общественного развития, попытками очередного реформирования и модернизации страны.
Характеристика современного российского общества определяется в научной литературе различными терминами. Среди них: "переходный период", "посткоммунистическое общество", "период становящейся и развивающейся демократии", "постсоветский период", "период зарождения и
1 См.: Ерасов Б.С. Социальная культурология; Пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: "Аспект-Пресс".-1996.-С. 34-35
2 См.: Горлова И.И. Культурная политика в современной России: Региональный аспект. - Краснодар - 1998. - С. 17-18
61-600007 (2276x3437x2 Щ) развития рыночных отношений" и другие. В ходе анализа было установлено, что наиболее корректной характеристикой нынешнего состояния российского общества будет выступать "постсоветский период".
Термин "посткоммунистический" не охватывает современную реальность и более корректен для анализа отдаленной во времени ситуации - времени перестройки, когда не ставилась задача построения рыночной экономики и зарождения среднего класса, а лишь совершенствования социализма. Реформы, начатые в 90-е годы и продолжающиеся вплоть до настоящего времени, дают основание говорить о переходе к новым отношениям, поэтому термины "переходный" и "постсоветский" более точные характеристики периода.
В научной литературе правомерно отмечаются диспропорции между экономическим и социально-культурным поведением личности. Они проявляются в том, что люди, вступая в экономические отношения, диктуемые рынком, не всегда принимают их на уровне культуры. Менталитет ещё большого числа россиян хранит в себе черты, вступающие в противоречие с принципами частной собственности как сосредоточения большинства материальных ценностей - в руках меньшинства населения, геополитическими изменениями, сократившими экономическое и военное влияние России в новом мировом пространстве, разрушением консолидирующих общество идей. На практике данные противоречия проявляются в действии старых стереотипов поведения и социально-психологических установок в условиях новой общественной реальности. Преодоление отмеченной проблемы позволит обеспечить реформам широкую социокультурную поддержку населения, приблизит реальность полноценного гражданского
61-600008 (2262x3428x2 Щ общества. Поэтому среди целей культурной политики можно выделить построение социокультурного фундамента гражданского общества1.
Исследование культурной политики российского государства актуализируется глобализацией всех мировых процессов, в том числе информационных, которые качественно меняют социокультурную ситуацию в стране.
Исторически Россия оказалась на пути перехода к демократическому государству в условиях невиданного ранее роста средств телекоммуникационной среды. Внедрение в повседневную жизнь информационных технологий и средств превращает Россию из в прошлом закрытого общества в открытое. В этой связи особую актуальность и новизну представляет научная разработка проблем формирования и развития личности в телекоммуникационной среде, в условиях интеграционных процессов в сфере образования и культуры, единого информационного пространства как среды существования. Исследователи призваны найти в историческом опыте России специфические формы и методы информационной безопасности страны и личности. Необходимо использовать и мировой опыт социально-технологического и социально-культурного развития под воздействием информационных и телекоммуникационных технологий. Это тем более важно, что в развитии европейских стран выявляется тенденция к созданию глобального информационного общества, в котором фундаментом
1 См.: Смирнов Т.Н. Культурная политика в социокультурном развитии региона: теоретические и практические аспекты. Автореф. диссерт. на соискание уч. ст. канд. пед. наук. - М. - 1997. - С. 11.
61-600009 (2262x3428x2 Щ всех видов человеческой деятельности становятся услуги, предоставляемые с помощью инфомагистралей ИТТ1.
Актуальность исследования определяется и качественно возросшим уровнем исторических исследований и междисциплинарного анализа, проводимых ныне на солидной методологической базе. Среди факторов, обеспечивающих этот уровень: увеличение количества информации, облегчение доступа к важнейшим культурно-историческим материалам, деидеологизация исторического прошлого
России, конструктивная научная полемика относительно природы вековых духовных и культурных ценностей. Развитие культуры в переломную эпоху, когда политика в этой области разрабатывалась и осуществлялась, как бы в двух общественных системах и не могла не отражать реалий этого процесса, представляет определенный феномен. Изучение этого феномена избрано темой предлагаемой диссертации.
Углубленное исследование исторического опыта России, его научно обоснованная и взвешенная оценка, особенно в переходные периоды, способствует выработке продуктивных концепций развития демократической России. Общий культурно-исторический и философский смысл подобных периодов проявляется в активном творчестве, когда формируется новые социальные отношения. Вместе с тем, новация, стремительно внедряясь в общественное сознание и бытие, нередко наносит ущерб традиционным областям культуры и образования. Исследование результатов реформирования в этой области, анализ последствий этого процесса позволит оптимизировать
1 Бангеманн М. Европа и глобальное информационное общество. - М. -1994. - С. 87
61-600010 (2243x3415x2 НА) ход социальных изменений, добиться наименьших потерь и потрясений для общества, а также внести определенный вклад в развитие гуманитарных наук.
Историография по проблеме культурной политики в Российской Федерации в 1960 - 1990-е годы весьма обширна. Её целесообразно разделить на несколько тематических групп, в соответствии с тем, какие пласты культуры и культурной политики поднимали в них авторы.
Так, одну группу составляют труды, в которых предпринято историческое или философско-социологическое осмысление феномена культуры и культурной политики (В. Библер, Л. Буева, Б. Ерасов, Н. Злобин, Э. Ильенков, С. Иконникова, М. Каган, Л. Коган, А. Моль, Э. Соколов, Э. Орлова, В. Розин, Ю. Фохт-Бабушкин, В. Чурбанов, А. Шендрик, Т. Элиот и др.)1 При всей разности подходов к изучению культуры и культурной политики, эти специалисты справедливо подчеркивают универсальность
1 Библер В. С. Идея культуры в работах Бахтина//Одиссей. — 1982; Библер В. С. Диалог, сознание, культура/Юдиссей. - 1989; История мировой культуры. Традиции, инновации, контакты. — М.: МГУ. — 1990; Буева Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры/ЯЗопросы философии. — 1996.— №2.; Буева Л. П. Методологические проблемы общественной детерминации развития личностиШроблемы психологии личности: (советско-финский симпозиум).— М.: Наука- 1982; Буева Л. П. Человек, культура и образование в кризисном социуме//Философия образования. — М.: Фонд "Новое тысячелетие".— 1996; Ерасов Б. С.: Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. — М. Аспект-Пресс.- 1996;. Иконникова С. Н. История культурологии. Идеи и судьбы. — Спб. — 1996; Иовчук М. Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: Исторический опыт и современные проблемы. — М. — 1987; Каган М. С. Философия культуры. — Спб: Петрополис.— 1996; Моль А. Социодинамика культуры.— М.— 1973; Орлова Э. А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов//Теоретические основания культурной политики. — М. — 1993; Орлова Э. Социальная политика в сфере культуры/Юриентиры культурной полшики.— М.: ГИВЦ МК РФ,— 1995.— №5; Розин В., ЖечкоИ. Культура и культурная политика//Теоретические основания культурной политики. Сб. науч. тр. РЖ. —М. — 1993; Соколов Э. В. Культурология. -М.— 1994; Шендрик А. И. Культура и рынок/Юбщественное сознание в
61-600011 (2252x3421x2 Щ рассматриваемых феноменов, т.е. охват ими всех сфер, областей, форм общественной жизни, а также активность, широкое участие масс в культуре как способе ее бытования.
Одним из первых среди историков ограниченность традиционного отраслевого подхода к культуре обосновал академик М. П. Ким. Он обрисовал взгляд на культуру как на одну из важнейших качественных характеристик общества в целом. При таком понимании рамки самой культуры становятся несравненно шире, а исследование различных сфер процесса развития культуры, ее важнейших сторон и проблем получает единый системообразующий стержень. Развитие культуры предстает, таким образом, как целостный конкретно-исторический процесс1.
В значительной мере именно его трудами история советской культуры превратилась в самостоятельную отрасль исторического знания со своим предметом исследования, своей тематикой, методикой в основном сложившимся корпусом источников, значительным числом квалифицированных специалистов.
В 80-е — 90-е годы ряд видных ученых: Б. Б. Пиотровский, Э. С. Маркарян, А. К. Уледов, В. . Межуев, М. С. Каган, Л. Н. Коган, В. Ж. Келле и др. занимались исследованием философских проблем культурологии2. Многие их мысли и условиях перехода к рынку.— М.— 1991; Элиот Т. О. К определению понятия культуры. Лондон. — 1968.
1 Ким М. П. Великий Октябрь и культурная революция в СССР. — М.- 1968; Ким М. П. Коммунизм и культура. — М,- 1969; Ким М. П. О некоторых аспектах культурной революции и особенностях советского опыта ее осуществления: Доклад на XIII Международном конгрессе исторических наук. — Москва, 16—23 авг. 1970. - М,- 1970.
2 Федосеев П. Н. Диалектика современной эпохи.— 2-е изд., доп.— М. Наука. - 1985; Межуев В. М. Философия культуры: проблемы и перспективы/ЯСультура в современном мире: опыт, проблемы, решения. — М,- 1994. — С. 18—27; Уледов А. К. Духовная жизнь общества: (Проблемы методологии исследования). — М,- 1980; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история: (Проблемы теории исторического прогресса). —М,-1981;
11
61-600012 (2243x3415x2 tiff) выдвинутые ими теоретические положения, например, о структурных элементах духовной культуры, об общей и специальной культуре послужили отправным пунктом для дальнейших исследований в этом направлении.
Особое значение для исследования проблем культуры имеют положения, разработанные А. И. Арнольдовым, Ю. А. Лукиным, Т. И. Снигиревой, К. М. Долговым, Е. Г. Комаровым, Г. Г. Дамадян, Ю. С. Борисовым, Ю. М. Шор, В. П. Козловским, дающие общеметодологическое направление1. Разумеется, что данные работы по разработке теории культуры не исключали творческого поиска и других, совсем, может быть, новых подходов в этой необъятной области.
Значительная часть исследований посвящена истории культурного строительства в стране.2 Если в 1970-е годы внимание исследователей продолжают привлекать методологические проблемы культуры, то в 1980 - 1990-е гг. видные историки, культурологи в своих работах обобщают опыт
Философия и история культуры. — М., 1985; Каган М. С. К проблеме переходного типа культуры//Античная культура и современная наука. — М,-1985.
1 Арнольдов А. И. Культурное строительство в условиях перестройки//ХХУП съезд КПСС и актуальные проблемы культурного строительства на современном этапе. — М.-1987. — С. 7—12; Лукин Ю. А. Многогранная социалистическая культура. — М,- 1977; Лукин Ю. А. Культура в борьбе идей. — М,- 1985; Снигирева Т. И. Духовная культура развитого социалистического общества. — М,- 1981; Долгов К. М. Духовная культура развитого социализма.— М.-1979; Комаров С. Г. Политическая культура советского человека. — М.-1981; Дамадян Г. Г. Современная культурная ситуация и проблемы ее изучения//Вопросы социалистического функционирования художественной культуры. — М,- 1984: Борисов Ю. С. О некоторых тенденциях в развитии современной культуры//Сов. культура: 70 лет развития. — М,- 1987; Шор Ю. М. Очерки теории культуры. — Л,-1989.
2 Деревянко А. П. Изучение культурного и исторического наследия Сибири: истоки и перспективы//Советская культура: 70 лет развития.— М., 1987; Исторический опыт планирования культурного строительства в СССР.— М,- 1988; Рыбаков Б. А. История и перестройка. - М,- 1989: Санцевич А. В.
61-600013 (2250x3420x2 tiff) культурного развития общества. К ним относятся Т. Ю. Красовицкая, А. И. Соловьев, Г.Д. Алексеева, М.Р. Зезина, Л.В. Кошман, И. М. Дьяконов, Г. И. Зверева и многие другие.1
Следует выделить блок работ, важных для исследования темы и раскрывающих проблемы прогнозирования развития и управления в области культуры.2 В начале 1980-х годов и на протяжении всего изучаемого периода в связи с изменяющейся общественно-экономической ситуацией поднимается и тема перестройки управления в сфере культуры. Например, в работе А. П. Мельникова и П. П. Селиванчик анализируется структура и механизм управления учреждениями культуры и под влиянием переосмысления нашего исторического прошлого формулируются новые выводы.3 Авторы предлагают усилить демократические формы управления в сфере культуры, повысить компетентность специалистов, курирующих культуру, поднять научный уровень управления.
Отдельные аспекты изучаемой проблемы получили освещение в сборниках статей. Их авторами раскрывается одна из
Методика исторического исследования. - Киев,- 1990; Романов В. Н. Историческое развитие культуры: Проблемы типологии. - М - 1991.
1 Красовицкая Т. Ю. Власть и культура: исторический опыт организации государственного руководства национально-культурным строительством. — М- 1992; Соловьев А. И. Культура власти. - М- 1992; Алексеева Г. Д. Историческая наука России в поисках новых концепций//Россия в ХХвеке.-М.-1994; Дьяконов И. М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней.-М- 1994; Зверева Г. И. Историческое знание в контексте культуры конца XX века: проблема преодоления власти модернистской парадигмы//Гуманитарные науки и новые информационные технологии. М-1994; Шульгин B.C., Кошман JI.B., Зезина М.Р. Культура России: 9-20 вв. -М. -1996.
2 Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. -М.-1980; Проблемы совершенствования механизма управления библиотекой. — М- 1981; Актуальнее направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры. —М,-1988.
3 Мельников А. П. Селиванчик П. П. Научное управление культурой в социалистическом обществе. — Минск-1988.
61-600014 (2247x3417x2 НА) главных причин ухудшения работы учреждений культуры и искусства в 1960 - 1980-е годы — это чрезмерная идеологизация общества.1
Идеологический налет особенно остро проявившийся в конце 1970-х— начале 1980-х годов, накладывал определенные стереотипы и схематизм в освещении исследуемых явлений. В работах данного периода исследователи традиционно следуют духу партийных документов того времени, ограничиваясь лишь ролью комментаторов.
Однако уже в конце 1980-х годов появились исследования по вопросам культурной политики, которые позволили вскрыть длительное время умалчивавшиеся проблемы. В результате объективного анализа причин кризиса в культуре ставилась под сомнение компетентность партийного руководства ею. Авторы стремились выявить противоречие между творческим характером труда работников культуры и ограничением со стороны административно-командной системы, не создающей условий для их творческого роста.
Большой вклад в изучение проблем культуры вносят материалы конференций.2
1 См. Совершенствование социальных механизмов функционирования советской художественной литературы. — М,- 1986; Агапонов А. К. Повышение ответственности руководящих кадров за осуществление социальной политики КПСС//Демократизация внутрипартийной жизни и руководящей деятельности партии. — М-1990. — С. 42—48.
См.: Возрождение культуры России, истоки и современность: По материалам Всерос. науч. семинара, Санкт-Петербург, 15—16 дек. 1992 г. Вып. 1 ./ Санкт-Петербург. Организация общества "Знание России". — Спб- 1993; Обновление культуры: проблемы и перспекгавы/РАУ, гуманит. центр, каф. культурологии. — М.- 1993; Духовная культура: идеи, история, реальность: Тез. докл. Респ. науч. конф., 19—20 мая 1994 г./АН Татарстана. Отд-ние гуманит. наук. — Казань - 1994; Россия и Запад: диалог культур: материалы 2-й Международной конференции 28—30 ноября 1995 г. — М. — 1996; Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Международная научная конференция. — Краснодар. —1997.
61-600015 (2242x3414x2 tiff)
Значительная часть работ посвящена проблемам культурного наследия страны, взаимовлияния историко-культурных традиций России и мировых художественных процессов.1
Различные аспекты культурной политики нашли отражение в немногочисленных диссертациях.2 Несомненный научный интерес вызывают работы Зезиной М.Р.3, Бородай А.Д.4 по исследованию проблем взаимоотношения власти и художественной интеллигенции.
Рассматриваемая нами проблема исследовалась с точки зрения культурной трансформации "позднесоветского общества" в работах ученых Института культурологии Министерства культуры и РАН.5 Инакомыслие среди художественной интеллигенции исследовалось профессором A.A. Даниловым6. Влияние XX съезда КПСС на демократические процессы в культурной политике всесторонне раскрываются в монографии
1 Культурная политика России: история и современность.— М.: ГИВЦ Минкультуры РФ. — 1996. — Вып. 2—3; Культура России: возрождение или упадок (материалы круглого стола). М.— 1997; Информация, мировое развитие и ООН. — М.: ДА. — 1994; Культура мира и культура России. — Полис, —1998,—№5.
2 Смирнов Г. А. Культурная политика в социокультурном развитии региона: теоретические и практические аспекты. — Автореф. канд. пед. наук. — М.— 1997; Горлова И. И. Культурная политика в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспекты.— Автореф. докт. философ, наук.— М.— 1997; Борисьева В. Н. Культурная политика Европейских стран: опыт и проблемы. — Автореф. канд. философ, наук. — М.— 1997; Карпухин О. И. Культурная политика государства в условиях реформирования общества. Дисс.докт. социол. Наук. - М. - 1997.
Зезина М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-е -60-е годы. Автореферат. докт. ист. наук. -М. - 2000.
4 Бородай А.Д. Культурная политика в советском обществе: формирование молодой художественной интеллигенции (вторая половина 50-х - 80-е гг.) Автореферат. докт. ист. наук. - М. - 2000.
5 А. Зудин. Истоки перемен: культурная трансформация "позднесоветского общества"— Мировая экономика и международные отношения. 1999.— №5.
6 Данилов A.A. История инакомыслия в России: советский период (1917-1991гг.).-Уфа.- 1995.
61-600016 (2242x3414x2 tiff)
B.K. Криворученко, A.B. Пыжикова, B.A. Родионова "Коллизии "хрущевской оттепели"1.
Заслуживают внимания публикации по региональным аспектам управления процессами в духовной сфере, теории и практики сохранения и развития культур малых народов, автономных государственных образований. Отличительной особенностью этих работ являются конкретность, обоснование тесной связи явлений и факторов, предопределяющих развитие и функционирование культуры.2
В ряде исследований анализируется влияние информационной революции на развитие культуры, особенности культурной политики в современных условиях.3
Таким образом, анализ историографии показывает, что, несмотря на разработку отдельных частных аспектов исследования, государственная политика в сфере культуры в
1 Криворученко В.К., Пыжиков А.В., Родионов В.А. "Коллизии "хрущевской оттепели". - М: Социум. -1998.
Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории. М.: Наука.— 1981; Горлова И. И. Культурная политика в современной России. Региональный аспект. — Краснодар. — 1998; Каменец А. В. Методологические основы системы управления на федеральном и региональном уровнях в сфере культуры/Юриентиры в культурной политики.— М.: ГИВЦ РФ,— 1994.— №5: Сущий С. Я., Друсинин А. Г. Очерки географии русской культуры. — Ростов н/Д. — 1994; Культурные ландшафты России. — М.: МК РФ, РАН, Рос. НИИ культурного и природного наследия. — М. — 1998.
3 Информатизация гуманитарного образования: Междунар. науч. конфер. Краснодар-Новороссийск, 14—15сент. 1995 г. Тез. докл./Науч. ред. И. И. Горлова, Ю. С. Зубов. — Краснодар. — 1995; Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конфер. Краснодар-Новороссийск, 11—14 сент. 1996 г.: Тез. докл./Науч. ред. И. И. Горлова, Ю. С. Зубов. — Краснодар. — 1996.; Информационная культура специалиста: гуманитарные аспекты: Междунар. науч. конфер. Краснодар-Новороссийск, 23—25 сент. 1993 г.: Тез. докл./Науч. ред. И. И. Горлова, Ю. С. Зубов. — Краснодар, 1993. Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Междунар. науч. конфер. Краснодар-Новороссийск, 17—19 сент. 1997 г.: Тез. докл./Науч. ред. И. И. Горлова, Ю. С. Зубов, И. И. Михлина. — Краснодар, — 1997.
61-600017 (2242x3414x2 НА)
Российской Федерации в 1960 - 1990-е годы так и не стала предметом специального анализа.
Источниковую базу исследования составили: государственные документы федерального и регионального уровней; документы, находящиеся на текущем хранении в Федеральном Собрании РФ, в Правительстве, Министерстве Культуры РФ; аналитические и статистические материалы научных, исследовательских и статистических центров и организаций; средства массовой информации. Особо ценную информацию автор почерпнул в Российском государственном архиве новейшей истории (ф.5 - отделы ЦК КПСС за 1959-1984 гг.; ф.89 - Коллекция рассекреченных документов за 1960 -1990-е гг.), Центральном Архиве Общественных движений Москвы (ЦАОДМ - фонды 4509, 1402, 998, 635).
Целью диссертации является рассмотрение основных направлений культурной политики государства в условиях завершения индустриальной модернизации. В соответствии с указанной целью выделяются следующие задачи исследования:
- Проанализировать взаимозависимость и взаимовлияние властных структур и художественной интеллигенции в 1960 - середине 1980-х гг;
- Выявить особенности культурного процесса и государственной политики в сфере культуры в 1985 -1990-е гг.;
- Показать роль науки и образования как базы воспроизводства духовной культуры.
Предметом диссертационного исследования является государственная политика в сфере культуры, особенности ее реализации в условиях завершения индустриальной модернизации.
61-600018 (2242x3414x2 НА)
В качестве объекта диссертационного исследования рассматривается эволюция государственной политики и взаимоотношений власти и художественной интеллигенции в 60 -90-е гг. XX в.
Методологическая основа и принципы диссертационного исследования. Автор рассматривает методологию истории, как теорию исторического познания, как систему принципов, методов и понятий исторического познания и мышления, как доктринальный взгляд на исторический процесс, как систему мировоззренческих выводов.
Основными научными принципами исследования автор считает объективность и историзм. Научная объективность данной работы обеспечивалась рассмотрением исторической литературы по теме во всем ее многообразии без каких-либо заранее заданных оценочных суждений.
В ходе исследования автор руководствовался диалектическим пониманием процесса исторического развития, признания причинно-следственной обусловленности событий и явлений. Важнейшим методологическим принципом исследования явился принцип историзма, который требует изучения культурной политики с учетом конкретно-исторических условий, не пытаясь определять сознание и ценностные ориентации 60-х - 80-х годов с позиций ценностей конца XX века. Принцип историзма позволил исследовать исторические знания по теме, как в хронологической последовательности, так и в их концептуальном единстве.
Выбор хронологических рамок (60-е - 90-е гг. XX в.) диктуются целью, предметом и объектом исследования. Именно на рубеже 50-х - 60-х гг. наша страна вступила в стадию индустриальной модернизации, что повлекло за собой наряду с изменениями в экономической сфере перемены в духовной жизни
1Я
61-600019 (2242x3414x2 НА) общества. Данный период распадается на два достаточно самостоятельных этапа, рубежом которого стал распад СССР. Замысел диссертанта - исследовать эти два взаимосвязанных этапа отечественной истории. Вместе с тем диссертант счел необходимым обратиться к историческому опыту предшествующих периодов в тех случаях, когда современная практика еще не сложилась.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
В работе выявлен механизм динамики советской культуры, которая в своем классическом выражении основывалась на сакрализации секулярных общественно-политических и вытеснении на периферию сакральных «смысложизненных» ценностей. Преодоление этого противоречия - в условиях традиционной связи отечественной культуры с общественными устремлениями - стало одной из причин как обновления самой культуры, так и ее трансформации в общественные перемены.
Автором дана научная критика концепции интеграции культуры России в мировую "глобальную культуру" на основе ее "догоняющего развития" и "коммерческой саморегуляции". Обоснована необходимость оптимальной культурно-исторической стратегии, чуждой какой-либо односторонности. Она базируется на констатации, с одной стороны, давней включенности России в мировой, прежде всего, европейский контекст, а, с другой стороны, культурно-национальной идентичности страны.
Диссертантом предложена модель культурной политики государства в России на переходный период ее развития, основывающаяся на системе принципов ограниченной монополии и законодательно предписанной ответственности государства, деидеологизации культурной политики.
61-600020 (2271x3433x2 111!)
Предложены и обоснованы теоретические принципы интегративного характера культурной политики, обеспечивающие единство ее социальных, экономических и организационных аспектов, гармоничное сочетание централизма, федерализма и регионализма.
Научно-практическая значимость диссертации.
Результаты исследования могут быть применены в научной, педагогической и прикладной деятельности. В научной сфере их можно использовать при фундаментальном, системном анализе отечественной истории, современного состояния российского общества и выработке рекомендаций в области перспективного развития, что относится к компетенции обширной сферы гуманитарных наук.
В педагогической области результаты работы могут быть использованы в курсах и спецкурсах отечественной истории в системе высшего и среднего специального образования.
В прикладной области материалы применимы для выработки конкретных рекомендаций государственным, общественным и иным структурам, непосредственно связанным с реальными процессами развития культуры, образования и науки.
Апробация работы проведена путем публикации статей, докладов на научно-теоретических конференциях.
Архитектоника исследования. Введение, три раздела, заключение, список источников и литературы.
61-600021 (2271x3433x2 Щ)
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Музейная сеть Чеченской Республики в конце XX - начале XXI вв.: состояние и перспективы развития2013 год, кандидат наук Хамурзаев, Иса Саидович
Становление и развитие советской культуры в Российской Федерации, октябрь 1917 - 1927 гг.2000 год, кандидат исторических наук Александрова, Елена Васильевна
Становление государственной культурной политики на этапе трансформации социально-экономической системы в России. Конец 1980-х - начало 2000-х годов2003 год, кандидат исторических наук Скакалин, Владимир Ильич
Художественная жизнь в архитектонике социокультурного пространства советского общества2011 год, доктор культурологических наук Архангельский, Юрий Евгеньевич
Художественный музей в коммуникационном пространстве региона2006 год, кандидат культурологии Сальникова, Татьяна Андреевна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Панфилов, Максим Анатольевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятая в 1948 году Генеральная Ассамблеей ООН "Всеобщая декларация прав человека" провозгласила в числе важнейших прав право каждого человека "свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством", а также право каждого человека "на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является" (статья 27).
Спустя сорок лет мировое сообщество пришло к выводу об ограниченности осуществлявшихся после Второй мировой войны стратегий развития, основывающихся на количественном и материальном росте. Всемирная конференция по политике в области культуры (Мехико, 1982 г.) выработала формулу: "Культура является основополагающим элементом жизни каждого общества". На ее основе ООН приняла решение о проведении в 1988-1997 годах всемирного десятилетия культуры, цель которого заключается в том, чтобы осмыслить пути обеспечения культурным ценностям, "их центрального места в экономическом и техническом развитии" посредством: 1) учета культурного аспекта во всех социально-экономических и техническом проектах развития; 2) возрождения и обогащения культурной самобытности народов, отражающей их взгляд на мир и предоставления о самих себе; 3) расширения участия всех людей в культурной жизни; развития международного культурного сотрудничества.
В свете указанных обобщений мирового сообщества национальное развитие и формирование государственности Российской Федерации реально и основательно настолько,
61-600215 (2264x3429x2 Щ) насколько эти исторические цели будут увязаны с фундаментальной ролью культуры в жизни человека и общества, ибо именно культура определяет образ жизни людей, их действия, убеждения и систему ценностей.
Кризисное состояние культуры в Российской Федерации в современных условиях очевидно, хотя глубина духовной деградации и трудности ее преодоления, видимо, еще осознаны далеко не полностью. Достаточно оснований полагать, что не оценен в должной мере и громадный культурный потенциал России, который, вопреки всему, сохранился, а в некоторых отношениях и возрос. На территории страны работают свыше 80 тыс. библиотек, более 1500 музеев и 400 профессиональных театров, 700 парков культуры и отдыха, 100 тыс. киноустановок, десятки тысяч видеосалонов.
На сегодняшний день можно говорить скорее о постановке в научной литературе проблемы реформаторства в культурной политике в переломную историческую эпоху, чем о концептуальном ее решении. Переход от одного общественного устройства к другому не может быть безболезненным.
В 60-е - 90-е годы культурная политика в Российской Федерации разрабатывалась и осуществлялась в довольно противоречивых общественно-политических, экономических условиях, скорее, в двух общественных системах и потому не могла отразить реалий этого процесса.
В этот период разрушались многие звенья старой системы управления, но практически слабо чувствовались основания новых порядков. Чаще всего представления о приоритетах культурной политики декларировались, но не подкреплялись реальными делами, финансовыми, материальными и иными ресурсами. Культура как система ощущала на себе нарастание массовой
61-600216 (2264x3429x2 Щ) усталости, раздражения, безразличия, пассивности значительной части общества. Неустроенными, социально незащищенными, а потому уязвимыми чувствовали себя и продолжают себя чувствовать известные деятели культуры и работники массовых учреждений - библиотек, клубов, домов культуры, музеев, парков и других центров досуга.
Современную культуру характеризуют противоречивые, неоднозначные процессы, и сама она не является единой, цельной.
В культуре 90-х годов явно просматриваются несколько подсистем, каждая из которых развивается по собственным законам, но испытывает влияние других подсистем.
Распад СССР, последовавшая за этим смена общественно-политической системы вызвали изменения в иерархии функций культуры, предусмотренных прежде административной системой. Культура постепенно утрачивает, если уже не утратила, роль инструмента проведения централизованно формируемой идеологически ориентированной культурной политики преимущественно просветительского характера в пользу культурного плюрализма, утверждения в общественном сознании множественности равноправных культурно-досуговых процессов. Такая политика предполагает отход от культурной унификации, а, следовательно, и от прежних управленческих моделей.
Как показывает исследование проблемы, государственная политика в обеспечении культурного прогресса новой России должна строиться с учетом следующих требований: а) оптимальное соотношение целей и средств в культурной политике, основанной на нормах нравственности, отечественных традициях, постижении общечеловеческих ценностей, выраженных в лучших образцах мировой культуры;
61-600217 (2264x3429x2 Щ) б) открытость культурной политики. Привлечение к разработке и обсуждению стратегии развития страны художественной и научной интеллигенции позволит воздействовать на общество авторитетом духовных лидеров и одновременно претворять эту политику в жизнь; в) пересмотр устаревших принципов культурной политики, развитие ее социального, экономического, экологического аспектов.
Экономические механизмы культуры могут быть рассмотрены как система финансирования культуры на основе сочетания госбюджетных, коммерческих и благотворительных начал через создание общегосударственных, региональных фондов развития культуры, налогообложение (при рациональном перераспределении доходов предприятий), стимулирование развития сферы культуры (создание приоритетов и льгот). Организация такой системы необходима как для поддержания культурного минимума жизни населения, определяемого государством, так и для развития культурного потенциала страны.
Социальные механизмы культурной политики нацелены на изменение статуса культуры (в том числе ее создателей и потребителей), исключение монополизма в сфере культуры, защиту социальных ценностей от стихийных разрушительных процессов антикультуры.
Социальные механизмы взаимодействуют и регулируют культурные процессы на основе федерального законодательства о культуре.
Организационные механизмы координируют деятельность субъектов культурной политики, в основе которой - диалог, политическое партнерство, взаимоответственность по вопросам возрождения, развития и сохранения культуры. В этой связи
61-600218 (2266x3430x2 Щ) целесообразно проведение совместных культурных инициатив по сохранению и приумножению национально-культурного достояния страны, а также использование права законодательной инициативы как обязательного условия совместной работы с органами власти всех уровней.
Равноправное участие в процессе управления, наряду с государственными органами, принимают общественные организации и движения, культурно-творческие формирования, что создает феномен многосубъектности культурной политики. Изменяются функции управления: в основе ее лежит законодательное регулирование процессов. Принципы организации культурной жизни претерпевают также заметную трансформацию: от "многоэтажной" системы управления мы переходим к самоорганизации.
Требует переосмысления научное и кадровое обеспечение культурной политики. Ведущую роль в формировании последней должны играть ученые и специалисты (обязательное обсуждение проектов по вопросам культуры и их экспертиза специалистами-гуманитариями). Необходимо отказаться от такого принципа в подборе и расстановке кадров в сфере культурной политики, когда за основу принимается административная компетентность, исполнительность, а не уровень культуры, соответствующие научные знания, компетентность в вопросах культуры, осведомленность в вопросах зарубежной культуры и политики и т.д.
Основной целью государственной культурной политики сегодня и в ближайшей перспективе следует признать поддержание такого состояния культуры общества, которое обеспечивало бы необходимые предпосылки для политического, социального и экономического обновления страны.
61-600219 (2242x3414x2 НА)
Это означает, что долгосрочными целями культурной политики становятся:
- формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства, таких черт индивидуального сознания, как уважение свободы творчества и инакомыслия, гражданственность и патриотизм, формирование позитивных культурно-поведенческих моделей; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; сохранение культурных традиций, формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны; создание объективных условий для широкого доступа к произведениям отечественной и мировой культуры и искусства всех слоев общества, духовного и культурного развития личности;
- сохранение историко-культурного наследия народов России, использование его как основного фактора консолидации различных слоев и сил общества.
Для формирования в обществе условий для свободы творчества необходимо сконцентрировать усилия государства на следующих направлениях:
- проведение политики культурного плюрализма в отношении профессионального искусства. Единственным критерием здесь должно служить художественное качество, в связи с чем становится чрезвычайно важным достижение высокого уровня экспертного обеспечения действий государства в этой сфере;
- создание системы государственных гран^Ьв как своеобразной формы кредитования профессионального художественного творчества;
61-600220 (2266x3430x2 Щ) развитие системы государственных стипендий одаренным молодым художникам и исполнителям, специальных пенсий деятелям культуры и искусства, создание профессиональных служб трудоустройства актеров театра, кино и цирка, исполнителей; формирование наиболее благоприятных условий для создания и распространения художественных произведений, адресованных детям; осуществление курса на социально-культурное партнерство как один из приоритетов государственной культурной политики.
Это предполагает сотрудничество государственных структур со всеми профессиональными художественными объединениями при полной самостоятельности их деятельности. По мере создания устойчивой системы таких общественных институтов государство должно постепенно передавать им часть своих функций по поддержке и организации художественной жизни в стране.
К конкретным механизмам реализации культурной политики Российского государства можно отнести:
- формирование законодательной и нормативной базы и совершенствование правоприменительной практики в области защиты авторских и смежных прав, социальной защиты деятелей искусств, охраны памятников истории и культуры, обеспечение сохранности архивного, кинематографического, музейного фондов, фонда книжных памятников. Задачей ближайшего времени является принятие таких законодательных актов, как федеральные законы об охране памятников истории и культуры, о музейном фонде и музеях в Российской Федерации, о социальном статусе творческих работников в России;
61-600221 (2254x3422x2 Щ последовательное изменение структуры бюджета культуры в пользу непосредственных создателей художественный произведений; формирование и реализация федеральных инвестиционных программ в сфере культуры в целях укрепления материально-технической базы культуры, сохранения и развития инфраструктуры профессионального художественного творчества - театральных, концертных, выставочных площадок, киностудий, репетиционной базы исполнительских коллективов, систем сбора и распространения информации;
- внедрение современных технологий в области реставрации памятников истории и культуры, обеспечение безопасности музеев, архивов, библиотек, сбора и распространения информации; создание информационно-поисковых систем в области библиотечного, архивного и музейного дела;
- последовательное формирование максимально благоприятных условий для развития негосударственных учреждений культуры.
При этом должны быть обеспечены последовательная координация федеральных и региональных культурных программ, единство культурного пространства страны, сохранение в государственной собственности культурного наследия народов Российской Федерации - памятников истории и культуры федерального значения, музейных и библиотечных фондов.
Одним из важнейших направлений культурной политики является осуществление комплекса мер по созданию и использованию новых технологий распространения культуры, дальнейшему укреплению материально-технической базы учреждений культуры, кинематографии и архивов, их технического оснащения.
61-600222 (2262x3428x2 А
Для реализации закрепленных в Конституции Российской Федерации прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям должно быть обеспечено:
- создание правовых, организационных и экономических условий для работы и развития сети театров, библиотек, архивов, музеев, кинотеатров и, прежде всего, центров российской кинематографии, всей системы кинопроката, концертных и выставочных залов, цирков, культурно-досуговых учреждений всех форм собственности; максимальная открытость культурной политики, обеспечение доступности для граждан информации о публичной культурной деятельности в стране и за ее пределами; государственный протекционизм в отношении отечественных культурных и культурно-образовательных программ и фильмов в российских электронных средствах массовой информации (эфирное и кабельное телевидение, радиовещание);
- создание системы компенсации из средств бюджетов различных уровней затрат малоимущих и социально незащищенных групп граждан на пользование учреждениями культуры;
- обеспечение права граждан на доступ к информации посредством развития и модернизации российских библиотек, которые сегодня являются одним из главных инструментов обеспечения доступности идей и знаний по всей территории России (в этих целях необходимо развитие и углубление процесса информатизации библиотек, информационных технологий, создание общероссийской библиотечно-компьютерной сети с целью расширения доступа граждан ко всем
61-600223 (2240x3413x2 tiff) российским и зарубежным источникам информации, а также создание распространение вариантов изданий и баз данных на оптических дисках CD-ROM; создание информационно-поисковых систем и развитие научно-информационной деятельности архивов);
- государственный протекционизм (главным образом путем дифференциации налогообложения) в отношении произведений отечественного искусства (в первую очередь, кино- и книжной продукции), поддержка их распространения внутри страны;
- последовательное введение в программы государственных заведений, общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений компонентов культурного образования и эстетического воспитания; развитие системы непрерывного художественного и культурологического образования для взрослых;
- создание условий для любительского художественного творчества с приоритетным развитием этой работы на муниципальном уровне, реализация программ его государственной под держки;
- координация гастрольного и выставочного обмена внутри страны и за рубежом; создайте "узлов" стабильности культурной жизни страны - регулярных фестивалей, конкурсов, периодических выставок и т.п.;
- поддержка лучших творческих образцов развития коммерческих форм шоу и арт-бизнеса.
Перечисленные рекомендации находят подтверждение в ряде научных публикаций, диссертационных исследованиях, в работе научно-теоретических конференций, материалах Главного
61-600224 (2269x3432x2 Щ)
Информационно-вычислительного центра Министерства Культуры Российской Федерации1.
Исключительную важность в современных условиях приобретает и отражение специфики сферы культуры в законодательных актах общего характера (гражданский, уголовный, административный, налоговый кодексы, кодекс законов о труде и т.д.), а также в специальных отраслевых законах, так или иначе затрагивающих деятельность творческих работников и учреждений культуры, охрану культурного наследия народов России.
Процесс интенсивного включения Российской Федерации в современную систему международного права и особенности правового регулирования сферы культуры требуют детальной отработки механизмов прямого применения актов международного права, регулирующих отношения в сфере культуры, а также последовательного отражения международных правовых норм во внутреннем законодательстве России.
Важнейшим условием воспроизводства материальной и духовной культуры является развитие образования и науки. В исследуемый период государственная политика в этой области
1 Культурная политика и художественная жизнь. - М.: Информ. - изд. агенство "Русский мир" - 1996; Об основах государственной политики по защите и поддержке отечественной науки, культуры, образования и предпринимательства. - М. - 1994; Культура России: возрождение или упадок (материалы круглого стола) - Инф.- анал. бюл. №34. - М. - 1997; Наследие и государственная культурная политика (сб. аналит. мат-в). - М.: ГИВЦ Мин. Культуры РФ - 1996; Культурная политика России: история и современность. - М.: ГИВЦ Мин. Культуры РФ - Вып.2,3 - 1996; Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: международная научная конференция. - Краснодар. - 1997; Россия и Запад: диалог культур: материалы международной научной конференции 28-30 ноября 1995 г. - М. - 1996; Культура как фактор национальной безопасности. - ОНС. - 1998 - №3; Карпухин О.И. Культурная политика государства в условиях реформирования общества. Дисс. . докт. социол. наук,- М., 1997.
61-600225 (2266x3430x2 Щ) претерпела существенные изменения. Произошло резкое сокращение численности научной и технической интеллигенции, распад уникальных, мирового уровня научных школ. В условиях экономического кризиса научные производственные коллективы придерживаются краткосрочной поведенческой мотивации, ликвидируются подразделения, обеспечивающие перспективы будущего развития.
В области получения образования произошло расслоение не по способностям и знаниям, а по материальной обеспеченности. Одна часть молодых людей из-за материальных сложностей не может получить образование, другая приобретает элитное образование. Предпринятые меры способствовали приостановлению темпов сокращения государственной системы образования, но эта проблема не устранена в дальнейшем развитии российского общества.
Воспитание как феномен, движущая и формирующая сила, практически выпало из политики и общества, и государства. Государство как бы добровольно утратило свои воспитательные институты. Между тем, именно в гражданском обществе должна поддерживаться государственными организациями система самовоспитания и самоорганизации. В условиях, когда широко распространяются средства информации, происходит массовая компьютеризация, резко возрастает опасность появления жесткого, технократического молодого поколения.
Почти десять лет постсоциалистического развития России показали, что согласно принятой в 1993 году и ныне действующей Конституции, в РФ существует социальная группа, от забот об образовании которой государство официальным образом уклоняется. В ст. 43.2 Конституции Российской Федерации говорится: "Гарантируется общедоступность и бесплатность
61-600226 (2264x3429x2 Щ) дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и предприятиях". Стало быть, государство предоставляет всецело на попечение общества образование подростков в возрасте 16-17 лет, так как получение ими полного среднего образования, согласно действующей Конституции, не входит в круг приоритетов государственной политики в области образования. Далее, в той же ст. 43 утверждается: "Каждый в праве на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.". На практике, как показывает практика, далеко не каждый.
Процесс обновления научных знаний и технологии, общественных интересов и потребностей формирует социальный заказ на постоянно растущее разнообразие творческих специальностей и интеллектуальных видов деятельности. Этим определяется значимость выработки научно обоснованной политики по отношению к интеллигенции, науке, образованию.
Во времена не стабильного состояния общества, как уже отмечалось, актуализируются вопросы глобального порядка, принимая ярко выраженную гуманитарную окраску; реформы во всех основополагающих областях также требуют своего "глобального" обоснования, что и вызывает необходимость гуманитаризации и гуманитаризации всей системы образования. В этом плане опыт создания модели непрерывного гуманитарного образования, осуществляемый в Государственной академии славянской культуры, заслуживает всяческой государственной поддержки.
Все выше сказанное, очевидно, может претвориться в жизнь при совместных поисках всеми конструктивными силами идей для
61-600227 (2259x3425x2 Щ выработки консолидирующих общенациональных программ, в том числе в культурной и образовательной сфере. Государственные правовые институты могли бы предложить разработку правовых основ для легитимации данных процессов.
Постсоветская Россия переживает очередной драматический период, как в силу кризиса и краха отживших структур, так и в силу недостаточной устойчивости вновь создаваемых. Поиск оснований стабилизации российского общества предполагает - в качестве одного из путей - изучение и исследование исторического опыта развития российского государства, как в прошлом, так и настоящем.
61-600228 (2256x3424x2 tiff)
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Панфилов, Максим Анатольевич, 2000 год
1. И ЛИТЕРАТУРЫ1.Документальные источники.
2. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята ХХП съездом КПСС. М.-1976
3. Постановление ЦК КПСС: «О литературно-художественной критике». -М.: Политиздат.- 1972.
4. Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» М.: Политиздат.- 1972.
5. Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» М.: Политиздат.- 1972.
6. Постановление ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» » М.: Политиздат.- 1976.
7. Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения» -М.: Политиздат.- 1977.
8. Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества» М.: Политиздат.- 1978.
9. Постановление ЦК КПСС «О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства» М.: Политиздат.- 1982.
10. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1993.
11. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Самара, 1992.- 34с.
12. Закон Российской Федерации «Об образовании» : Утв. Верховным Советом РФ 10 июня 1992 года. // Бюллетень Комитета по высшей школе, М- ва науки, высшей школы и технической политики РФ.- 1993 г .- N1. С. 1- 43.
13. О библиотечном деле. Федеративный закон. М.: Совет Федерации, 1994.- Юс.
14. Закон РФ « Об информации, информатизации и защите информации»: Принят Гос. Думой 25 января 1995 г. // Рос. Газета- 1995- 22 февраля.
15. О федеральной целевой программе « Развитие и сохранение культуры и искусства» РФ (1997- 1999 гг. Постановление правительства Российской Федерации от 19 июня 1996 г. N 715. М.- 115с.61.600229 (2263x3428x2 tiff)
16. Федеральный закон « О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании», N 12- ФЗ от 13 января 1996 г. // Собрание законодательства РФ, 1996 г., N3.- с-150.
17. Федеральный закон « О высшем и послевузовском профессиональном образовании », N125- ФЗ от 22 августа 1996 г. //Тамже 1996. N35. С-4135.
18. Проект Федерального закона « О внесении дополнения в ст. 12 РФ о культуре », июнь 1998 г. // ТА ГД ФС РФ.
19. Постановление Государственной Думы РФ « О кризисной ситуации, сложившейся в высших учебных заведениях РФ», 23 января 1996 г. N19- II ГД // Собрание законодательства РФ. 1996. N5. Ст.454.
20. Постановление Гос. Думы РФ « О неудовлетворительном финансировании образования и науки», 21 февраля 1996 г., N103- II ГД // Там же. 1996. N10. Ст. 864.
21. Рекомендации парламентских слушаний « О национальной доктрине развития образования РФ». М. 1998.2.Архивные источники.
22. Российский государственный архив новейшей истории. (РГАНИ) Ф 5. - Отделы ЦКПСС за 1959 -1984 гг. - ф.89. -Коллекция рассекреченных документов за 1960 -1990-е гг.
23. Государственный архив РФ (ГАРФ). ф. а - 409, а- 416-Государственный комитет по координации научно-исследовательских работ Совета Министров РСФСР
24. Текущий архив Государственной Думы ФС РФ.
25. Текущий архив Министерства культуры РФ.
26. Текущий архив Министерства общего и профессионального образования РФ.
27. Текущий архив Правительства г. Москвы.
28. Документы Министерства культуры РСФСР за 19651975гг. Личный архив автора.
29. Статистические и справочные издания
30. Исторический энциклопедический словарь. М., 1995.
31. Россия в цифрах. Официальное издание. М., 1996.61.600230 (2245x3416x2 tiff)
32. Новая Россия. Информационно-статистический альманах. М., 1994.
33. Народы религии мира. Энциклопедия. Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", м.,1998.
34. Молодёжные общественные организации г.Москвы.//Московский городской комитет по делам молодёжи. М., 1991.
35. Российский статистический ежегодник. Официальное издание/ТГоскомстат РФ.
36. Миграционные процессы в России. Статистический бюллетень федеральной миграционной службы России.
37. Москва. Энциклопедия. Гл. ред. С.О. Шмидт. М. 1997.
38. Краткий этнографический словарь. М., 1994.
39. Политологический энциклопедический словарь. М., 1993.311. 850 московских знаменитостей: Словарь-справочник. М.: Московский лицей. 1997.4. Периодические издания
40. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.
41. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
42. Собрание законодательства Российской Федерации.
43. Ведомости Московской городской Думы.45. Конституционный вестник.46. Вестник Москвы.
44. Думский вестник: Федеральное Собрание Парламент Российской Федерации. Издание Государственной Думы.48. Аргументы и факты.
45. Вестник Коллегии Государственного комитета Российской Федерации по делам молодёжи.410. Вопросы истории.411. Известия.
46. Кворум. Еженедельная общественно-политическая газета//Государственная Дума ФС РФ.
47. Мировая экономика и международные отношения.414. Московские новости.415. Независимая газета.416. Новая и новейшая история.417. Отечественная история.
48. Общественные науки и современность.
49. Политические исследования (Полис).61.600231 (2250x3420x2 tiff)420. Правда.421. Российские вести.422. Российская газета.
50. Социологические исследования (Социс).424. Свободная мысль.425. Труд.425. Финансовые известия.5. Литература
51. Аксеологические аспекты историко-педагогичского обоснования стратегии развития отечественного образования: Тезисы докл.науч.конф. /РАО.-М.Д994.
52. Актуальные вопросы культурного строительства в период развитого социализма. Под ред. Т. А. Кудриной. М.Д997.
53. Актуальные направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры.-М.Д988.
54. Алексейчик К.В. Динамика культуры и общеловеческие ценности//Социальная философия в конце XX века.-М, 1991.
55. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.
56. Анциферова Л.П. К психологии личности как к развивающейся системе/ЛТсихология формирования и развития личности.-М., 1981. .
57. Арнольдов А.И. Культура: современный портрет.-М.-1997,
58. Арнольдов А.И. Введение в культурологию.-М.-1993.
59. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. -М. -Воронеж: Ин-т практ. психологии, НПО "Модэк", 1996.
60. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М. :Политиздат, 1981.
61. Ахиезер А. Россия: Критика исторического опыта. В 3-х книгах. М„ 1991, : 1992.
62. Байрау Д. Интеллигенция и диссиденство. Русские образованные слои в Советском Союзе. 1917-1985. Гёттинген, 1993.61.600232 (2242x3414x2 tiff)
63. Бажов С.И. Учения о культурной самобытности в философской и общественной мысли России XIX-XX веков//Философия и культура России: методологические проблемы. -М., 1992.
64. Барсук B.JI. Культурная политика и принципы управления в сфере культурно-досуговой деятельности региона/ЯСультурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования: Сб.науч.тр.-Свердловск.1991.
65. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Изд-во "Международные отношения", 1998.
66. Безбородое А.Б. Феномен академического дисседенства в СССР. М.: РГТУ. 1998.-С.75.
67. Белевич Т.В. Обзор основных законодательных актов Российской Федерации по вопросам культурной политики/Юриентиры культурной политики.-М.:ГИВЦ МК РФ, 1993 № 4, № 8; Анисимов А.Л. То же.-1993. № 11-12.
68. Белова Т.В. Культура и власть.- М.,1991.
69. Бердяев H.A. Судьбы России.-М.,1990.
70. Бердяев H.A. Философия свободного духа.-М.Республика, 1994.
71. Библер B.C. Идея культуры в работах Бахтина/Юдиссей, 1982; Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура/Юдиссей, 1989; История мировой культуры. Традиции, инновации, контакты.-М.:МГУ, 1990.
72. Библиотечное обслуживание: теория и методика/Под ред. А .Я. Айзенберга. Мос.гос.ун-т культуры.-М.Д996.
73. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования/РАУ.-М.,1994.
74. Богачева О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт индустриально развитых стран)//Вопросы экономики. -1996.-N10.
75. Богданов Л.П. Культурологическое образование: состояние и перспективы//Высшее образование в России.-1993.-N 3.
76. Боголюбова Е.В. Культура и общество: вопросы истории и теории.-М., 1978.
77. Борисов Ю.С. О некоторых тенденциях в развитии современной культуры//Советская культура: 70 лет развития. М.-1987.
78. Боффа Дж. От СССР к России: История неоконченного кризиса. 1964-1994 / Пер. с. ит. М.: Междунар. отношения, 1996.
79. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории.-М.: Наука, 1981.61.600233 (2243x3415x2 НА)
80. Бутенко И. Государственная политика в области охраны авторских прав/Юриентиры культурной политики.-М.:ГИВЦ МК РФ, 1995.-N5.
81. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. / АН УССР, Ин-т филос.-Киев.: Наукова думка, 1991.
82. Вайль П., Генис А. 60-е годы. Мир советского человека. -М.-1996.
83. Введение в культурологию: Учеб. пособие/2-е изд.-М.:Владос, 1995.
84. Веденин Ю., Мазуров Ю. Основы государственной политики в сфере экологической безопасности культурного и природного наследия/Юриентиры культурной политки.-М.:ГИВЦ МКРФ, 1995.№ 3
85. Витгенштейн Л. Культура и ценность//Человек.-1991.1. N5.
86. Власов Ю.Н. Культура реформаторства и реформирование культуры. М.-1998.
87. Власов Ю.Н. Значение культурологического анализа реформационных эпох в прошлом и настоящем.-М., 1997.
88. Власов Ю.Н. Культурологическая оценка отечественными мыслителями основных российских реформационных периодов.-М.,1998.
89. Володин А.И. Проблема "Западничества". Как она видится нам сегодня//Свободная мысль. 1994.-№ 7-8.
90. Волегов Ю.Б. Состояние правового обеспечения в сфере культуры и в системе Министерства культуры Российской Федерации/Юриентиры культурной политики. М.:ГИВЦ МК РФ, 1993.-N1.
91. Вопросы управления и экономики учреждений культуры. -М., 1989.
92. Востряков Л.Е. Региональные управленческие отношения в сфере культуры: поиск новой управленческой парадигмы. -М., 1996.
93. Возрождение культуры России, истоки и современность: по материалам Всероссийского научного семинара. СпБ., 15-16 дек. 1992 г. - СпБ- 1993.
94. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование культурной деятельности.-М., 1996.
95. Гафуров Ю., Савина И. Создание сети многопрофильных культурно-информационных центров как способа осуществления государственной культурной политики на местном уровне// Ориентиры культурной политики. -М.:ГИВЦ МКРФ, 1996.-N6.61.600234 (2242x3414x2 tiff)
96. Гениева E. Деятельность отечественных библиотек: правовой и финансовый аспекты// Рос. Юстиция.-1996.-N7.
97. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: пер. с англ. и франц.-М.:Прогресс, 1990.- 495 с.
98. Горлова И.И. Информационная культура и культурная политика// Проблемы информационной культуры: Сб.статей.-М., 1994.
99. Горлова И.И. Культурная политика в современной России. Региональный аспект. Краснодар.-1998.
100. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. Под общ. ред. Председателя Государственной Думы Г.А.Селезнева. М., 1996.
101. Грэхэн JI.P. Очерки истории российской и советской науки. М., Янус.К. 1998.
102. Данилов А.А История инакомыслия в России: советский период (1917-1991гг.). Уфа. - 1995
103. Денисов Ю.К. Информация, мировое развитие и ООН. М.:ДА.-1994.
104. Днепров Э. Три источника и три составных части нынешнего школьного кризиса. -Знамя.- 1999.- N 12.
105. Долгов K.M. Духовная культура развитого социализма. М.-1979.
106. Доклады Института Российской истории РАН. 1995-1996 гг. Ин-т рос.истории РАН: Редкол. А.Н. Сахаров и др. М., 1997.
107. Дробижева JIM. Духовная общность народов СССР: Историко-социологический очерк межнациональных отношений. -М., 1981.
108. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней,- М.-1994.
109. Духовная культура и проблемы социального управления: Сб.-Новосибирск, 1981.
110. Духовная культура и формирование личности: Материалы науч. конфер./Филосовское общество СССР. -КГИК. -Краснодар, 1989.5.62 Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект1. Пресс.-1996.
111. Ефремов С.К. Анализ тенденций развития системы управления в отрасли культуры/Юрганизационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы.-М.,1990.
112. Жидков B.C. Перестройка системы управления в сфере культуры.-М., 1988.61.600235 (2267x3431x2 Щ)
113. Зезина М.Р., Кошман Л.В. и др. История русской культуры. М. - 1990 г.
114. Зезина М.Р., Кошман Л.В. Культура России. 9 -20 вв. -М. -1996 г.
115. Зверева И.Г. Историческое знание в контексте культуры конца XX века: проблемы преодоления власти модернистской парадигмы// Гуманитарные науки и новые информационные технологии.М. -1994
116. Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура// Проблемы информационной культуры: Сб. статей. -М.,1994.
117. Зуев В.М. Воронин А. А. Региональный аспект функционирования высшей школы в период перехода к рыночным отношениям. // Экономика высшей школы в условиях становления рыночных отношений /НИИВО.-М.Д993.
118. Зудин А. Истоки перемен: культурная трансформация "позднесоветского общества"// Мировая экономика и международные отношения. 1999. -N5.
119. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. -Л.: Лениздат, 1987.
120. Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. -СПб. -1996.
121. Интеллектуальный труд и рынок. -М. -1995.
122. Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: международная научная конференция. Краснодар.-1997.
123. Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: Исторический опыт и современные проблемы .-М.,1979.
124. Историческая наука в России в XX веке. Отв.ред. Г.Д.Алексеева. М.: Скрипторий. 1997.
125. Источниковедение. Теория. История. Метод, источники российской истории. М.:РГГУ. 1998.
126. История современной России. 1985-1994 гг. Под ред. В.В.Журавлева. М.Д995.
127. История России. XX век. Отв.ред. В.П.Дмитренко. М.: АСТ.-1997.
128. Исторический опыт планирования культурного строительства в СССР. -М.-1988.
129. Итоговый документ Всероссийской конференции "Государственная политика в области библиотечного дела и реализация законов РФ "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов", состоявшейся в апреле 1996 г. в Омске//Библиотека.-1996.-N8.
130. Капица П.Л. Письма о науке. 1930-1980. М., 1989.61.600236 (2267x3431x2 tiff)
131. Каган M.С. Философия культуры.-СПб: Петрополис, 1996.
132. Кадры культуры и проблемы их подготовки.-М.:МГИК,1990,
133. Каменец A.B. Методические основы системы управления на федеральном и региональном уровнях в сфере культуры// Ориентиры культурной политики. -М.: ГИВЦ МК РФ, 1994. N5.
134. Каменец A.B. Состояние и перспективы развития клубных учреждений в России/Юриентиры культурной политики.-М.: ГИВЦ МК РФ, 1993.-N10.
135. Ким М.П. Проблемы развития социалистической культуры//Культура развитого социализма: некоторые вопросы теории и истории.-М., 1978.
136. Кинелев В.Г. Объективная необходимость: История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования в России.-М.: Республика, 1995.
137. Кинелев В.Г. Региональная политика в области высшего образования: какой ей быть? // Высш. образование в России.-1993. №4.
138. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Стрельцова Ю.А. Социально-культурная деятельность: основные тенденции развития на современном этапе/Моск.гос.ун-т культуры.-M., 1995.
139. Козлова Н. и др. Ценностные ориентации предпосылки программ переустройства общества/Юбщественные науки и современность.-1992.-Н1.
140. Койдан Е.В. Информационное обеспечение сферы духовной культуры. М.,1989.
141. Комиссаров С.Н. Художественная интеллигенция: противоречия в сознании и деятельности.-М., 1991.
142. Концепция библиотечного дела на рубеже 2000 г. /Рос. гос. б-ка.-М., 1992.
143. Концепция изменения содержания культурологического образования в высших учебных заведениях (институтах культуры) Министерства культуры Российской Федерации: Проект /Рос. ин-т культурологии МК РФ и РАН. М., 1993.
144. Концепция обновления государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) (вводимого в 1997-1998 гг.)//Высш. образование в России.-1996.-Ш.
145. Концепция развития культуры и искусства РФ//Ориентиры культурной политики.-М. :ГИВЦ МК РФ, 1995.-N6.61.600237 (2267x3431x2 tiff)
146. Криворученко B.K., Пыжиков A.B., Родионов В.А. "Коллизии "хрущевской оттепели". -М: Социум. -1998.
147. БалакинВ.С. Отечественная наука в 1950-е середине 1970 гг. (Динамика социо-культурных процессов). Дис. д-ра ист. наук. - Челябинск. -1998.
148. Бородай А.Д. Культурная политика в советском обществе: формирование молодой художественной интеллигенции (вторая половина 50-х 80-е гг.) Автореферат. докт. ист. наук. - М. - 2000.
149. Зезина М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-е 60-е годы. Автореферат.докт. ист. наук. - М. -2000.
150. Исаев И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы. Автореф. Дисс. д-ра пед. наук. М., 1993.
151. Караулов С.А. Эволюция научно-технической политики в России в 80-90-е годы XX века. Автореф. дис. к. и. н. М., 1998.61.600241 (2261x3426x2 Щ
152. Карпухин О.И. Культурная политика государства в условиях реформирования общества. Дис. д-ра социол. наук. М.,1997.
153. Морозов В.Л. Регулятивные основы управления в сфере культуры. Теоретико-методологический аспект. Дис. к. ф. н. М., 1993.
154. СаенкоГ.Е. Политическая оппозиция как социальное явление в общественной жизни современной России (конец 80-х -90-е годы). Автореф. дис. д-ра ист. наук. М., 1997.
155. Смирнов Г.А. Культурная политика в социо-культурном развитии региона. Автореф. дис. к. пед. наук. М., 1998.
156. Таранцев М.А. Исторический опыт реализации молодежной политики государства и общества в условиях смены общественно-политической системы и социально-экономических реформ. Конец 1980-х 1990-е годы. Дис.д-ра ист. наук. М.,1998.61.600242 (2262x3428x2 Щ
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.