Культурная идентичность в современной латиноамериканской литературе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Протоковилова, Елена Александровна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 139
Оглавление диссертации кандидат наук Протоковилова, Елена Александровна
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования
1.1. Основные подходы к анализу межцивилизационного взаимодействия
1.2. Концептуализация культурной идентичности
1.3. Постановка проблемы культурного самоопределения и варианты ее решения
Глава 2. Особенности формирования латиноамериканской культурной идентичности
2.1. Этнокультурные компоненты латиноамериканского культурогенеза
2.2. Синтезные феномены латиноамериканской культурной идентичности
Глава 3. Художественно-образная реконструкция латиноамериканской культурной идентичности
3.1. Латиноамериканская литература как рефлексия исторического пути культуры
3.2. Константы латиноамериканской культурной идентичности: утопизм и «кихотизм»
3.3. Бинарные оппозиции как маркеры культурной идентичности
Заключение Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Диалог культур и становление латиноамериканской культурно-исторической идентичности в интерпретации Л. Сеа2007 год, кандидат исторических наук Масалова, Ольга Алексеевна
Роль французской культуры в формировании поэтики О. Паса2018 год, кандидат наук Гладощук, Анастасия Валерьевна
Транскультурация латиноамериканского мифа в эпоху великих географических открытий2006 год, кандидат философских наук Пискунова, Анна Викторовна
Творчество Гильермо Кабреры Инфанте и "новый" латиноамериканский роман2011 год, кандидат филологических наук Синицына, Дарья Игоревна
Латиноамериканская праздничная культура в контексте межцивилизационного взаимодействия2010 год, кандидат философских наук Косьяненко, Евгения Валериевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурная идентичность в современной латиноамериканской литературе»
Введение
Актуальность темы исследования
В наши дни в условиях глобализации, культурного многообразия и сосуществования разнородных культурных традиций центральное место в мировой научной мысли приобретают вопросы межцивилизационного взаимодействия, культурного контакта и самоидентификации.
Активное включение Латинской Америки в диалог с мировым сообществом обостряет интерес к этому региону и актуализирует задачу переосмысления его места и роли в истории. Ведущие университеты Европы и США открывают на базе своих факультетов программы по латиноамериканистике, создают независимые центры изучения Латинской Америки. Причем, если в недалеком прошлом подобные исследования вращались вокруг социально-политической и экономической сфер, то на сегодняшний день, они, как правило, посвящены культуре региона. Об этом, в частности, свидетельствует, тематика последних конгрессов латиноамериканистов, проходивших под девизами «Построение диалога в Америках», «Старый и Новый Свет в эру диалога культур», «Латинская Америка: глобализация и интеграция», организованных многочисленными международными организациями и ассоциациями исследователей латиноамериканского мира1.
Нарастание интереса к Латинской Америке неслучайно. Многоплановая и контрастная история латиноамериканской культуры хранит в себе ответы на многие вопросы, которые так актуальны сегодня для Европы, и, прежде всего, это проблема культурных контактов и межцивилизационного диалога. Диалог культур, которому положило начало открытие Нового Света, ознаменовал собой первый шаг на пути к целостному, взаимозависимому и интегрированному миру,
1 Международная ассоциация исследователей Латинской Америки и Карибского региона/ Federación Internacional de Estudios Sobre América Latina y el Caribe (FIEALC); Европейский Совет социальных латиноамериканских исследований/ Consejo Europeo de Investigaciones Sociales de América Latina (CE1SAL) и др.
основой для которого стали процессы транскультурации, метисации и культурного синтеза.
Латинская Америка - это уникальный пример грандиозной этнической метисации, происходившей с участием всех рас и породившей крупномасштабный культурный синтез. Исследования «встречи миров» и последующих ее результатов дают немало пищи для размышления о современном состоянии и перспективах мировой культуры, предлагают по-новому посмотреть на истоки многих противоречивых ситуаций, обусловленных современными практиками мультикультурализма, интеграции или локализации культур. Этим латиноамериканский опыт осмысления самобытности и попыток конструирования идентичности имеет значение как для всего мирового сообщества, так и для анализа современной российской действительности.
Важная роль в осмыслении латиноамериканской самобытности принадлежит литературе. Латиноамериканская литература сама по себе -уникальный феномен мировой культуры. Это своеобразная визитная карточка Латинской Америки. Современная латиноамериканская литература, являясь отражением процесса транскультурации и результатом длительной самоидентификации, стала связующим звеном между Старым и Новым Светом и прямым доказательством самобытности Латинской Америки.
Латиноамериканская литература заявила о себе всему миру в середине XX столетия, но и сегодня интерес к ней не угасает. Подтверждением популярности латиноамериканской литературы являются Нобелевская премия 2010 года, полученная перуанцем Марио Варгасом Льосой, а также ряд конгрессов, симпозиумов, семинаров и других мероприятий в честь Х.М.Аргедаса, Г.Гарсиа Маркеса, К.Фуэнтеса, Х.Кортасара, проведенных в период с 2010 по 2013 год. В ноябре 2012 года в Мадриде под руководством Варгаса Льосы прошел симпозиум «Канон "бума"», посвященный латиноамериканской литературе и культуре. Это событие вызвало новую волну интереса к латиноамериканской прозе,
спровоцировало появление различных подходов к ее изучению и пониманию, оригинальных культурфилософских рефлексий.
Степень научной разработанности проблемы
Утверждая, что латиноамериканская культура в своей основе является синтезной, автор опирается на мнения исследователей, которые рассматривали Латинскую Америку как качественно новый человеческий мир, созданный путем продуктивного взаимодействия различных цивилизаций. Данная проблематика активно разрабатывалась и обсуждалась как зарубежными, так и отечественными учеными-латиноамериканистами. У истоков этой проблемы были такие деятели культуры, как Б. де Лас Касас, Инка Гарсиласо де ла Вега, X. Инее де ла Крус. Их преемниками выступили идеологи Войны за независимость С. Боливар, С. Родригес, а также великие испаноамериканские модернисты - X. Марти, Х.Э. Родо, Р. Дарио. В XX в. наиболее видными представителями данной традиции стали X. Васконселос, А. Карпентьер, Л. Cea, О.Пас. В российской научной мысли сторонниками «синтетического» подхода являются В.Б. Земсков, Я.Г. Шемякин, В.Н. Кутейщикова, А.Ф. Кофман, Т.С.Паниотова, Е.В.Косьяненко.
В исследованиях латиноамериканской культуры важное место отводится литературе. Именно в литературе наиболее ярко проиллюстрирована идея панамериканской солидарности и латиноамериканской культурной идентичности на личностном и межличностном уровнях. Изучение попыток построения культурной идентичности является первостепенной задачей для латиноамериканских писателей и ученых, причем, процесс самоидентификации -как в научных трудах, так и в художественных произведениях - рассматривается ими в тесной связи с процессами метисации и транскультурации.
Первым об особой и опережающей роли литературы в создании культурного единства Латинской Америки и ее идентичности заговорил известный уругвайско-испанский мыслитель Фернандо Аинса в своем
уникальном труде «Культурная идентичность Ибероамерики в ее прозе»1. Его уникальность состоит в аналитическом доказательстве существования общего для латиноамериканской литературы субстрата, обнаруживающего инаковость латиноамериканской культурной целостности по отношению к западной цивилизации. Данным субстратом выступает, по мнению Аинсы, общность тематических констант, типов героев, персонажей и т.д. Ученый глубоко разработал самоидентификационные модели латиноамериканского художественного сознания и выделил проблему идентичности как основу самопостроения латиноамериканской культуры.
Особую миссию литературы в культуре осознавали и латиноамериканские писатели, рефлексировавшие над проблематикой идентичности в своих произведениях. В этой связи Алехо Карпентьер , как нельзя более удачно, использовал метафору культуры-концерта для обозначения латиноамериканской общности, где «многоголосость» предполагала постоянную двустороннюю смысловую связь с иными реалиями. Интегративность, «концертность» латиноамериканской культуры воспринималась писателем как ведущий фактор, обусловливающий ее своеобразие в рамках «большой» культуры Запада.
Эссеистика Октавио Паса («Лабиринт одиночества»)3 содержит глубокий анализ архетипов национального сознания, выявленных через слово. Пас признает, что незавершенность поиска своего «Я», своей идентичности мешает осуществлению полноценного бытия народа, формирует чувство одиночества в мире. Вследствие этого проблематика одиночества акцентируется в творчестве практически каждого латиноамериканского писателя XX века.
Отечественная латиноамериканистика берет свое начало из исторических и литературоведческих исследований. Огромная заслуга сотрудников Института мировой литературы имени А. М. Горького состоит в реализации масштабного
1 Ainsa, F. Identidad cultural de Iberoamérica en su narrativa. Madrid: GREDOS, 1986. - 590 p.
2 Carpentier A. Ensayos / Obras completas. México: SIGLO XXI, 1990. V. 13. - 395 p.
3 Paz O. El laberinto de la soledad. México, 1980. - 584 p.
проекта по созданию пятитомной пятитомной «Истории литератур Латинской Америки»1.
Однако при работе над указанным трудом обнажился ряд противоречий, суть которых состояла в том, что латиноамериканская литература не поддается изучению сугубо литературоведческими методами и филологическими приемами. Латиноамериканская литература - особый феномен культуры, исследование которого должно носить междисциплинарный характер.
Среди российских авторов необходимо выделить книгу Андрея Кофмана «Латиноамериканский художественный образ мира» , в которой на основе сравнительно-текстологического анализа художественных произведений латиноамериканских авторов было выявлено структурированное единство, образованное систематической сетью базовых мифологем, которые обнаруживают себя в различных комбинациях в творчестве большинства писателей континента. Эту систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов автор назвал «мифологической инфраструктурой» латиноамериканской литературы.
Кроме того, проблематика латиноамериканской культурной идентичности и культурного самоопределения затрагивалась и широко обсуждалась в работах таких зарубежных и отечественных исследователей, как А.Рейес, А.Услар Пьетри, П.Э. Уренья, С.Рамос, Р.Ф. Ретамар, Х.Л. де Имас, Х.Ларриан, Т.Бенса, Ю.Н. Гирин. И то, что именно Слову была отведена центральная роль в строительстве новой культуры, признается большинством исследователей.
Поскольку процессы культурообразования в Латинской Америке были тесно связаны с литературными рефлексиями, постольку для выявления специфики исследуемой культуры, понимания путей ее дальнейшего развития и
1 История литератур Латинской Америки - М , 1985-2005 Кн 1-5
" Кофман А Ф Латиноамериканский художественный образ мира -М Наследие, 1997 - 318 с
самоидентификации необходим комплексный культурологический анализ художественных произведений латиноамериканских авторов.
Понимая, что при всем обилии исследований культурологическое освоение латиноамериканского континента, по сути, только начинается, автор претендует на то, чтобы, опираясь на работы отечественных латиноамериканистов, актуальные идеи зарубежных исследователей и тексты художественных произведений, восполнить пробелы в культурологическом знании решением проблемы реконструкции латиноамериканской культурной идентичности сквозь призму литературы.
Объект исследования: латиноамериканская литература в культурно-цивилизационном контексте
Предмет исследования: проблема культурной идентичности в современной латиноамериканской литературе
Цель исследования: осуществить культурологический анализ процесса реконструкции латиноамериканской культурной идентичности сквозь призму художественной литературы
Задачи исследования
Достижение поставленной цели возможно при решении нескольких взаимосвязанных исследовательских задач:
• обозначить теоретические и методологические аспекты исследования;
• проследить исторические особенности зарождения и становления латиноамериканской культурно-цивилизационной модели;
• раскрыть истоки латиноамериканского этнокультурного синтеза - его иберийскую, автохтонную и африканскую составляющие;
• рассмотреть феномены латиноамериканской культуры как репрезентацию процессов самоидентификации и транскультурации;
• определить и проанализировать специфику современной латиноамериканской литературы как модели культуры в историческом контексте;
• выделить в литературе бинарные оппозиции, способные служить маркерами культурной идентичности.
Гипотеза исследования: поскольку латиноамериканская литература является моделью латиноамериканской культуры (Ф.Аинса, В.Б.Земсков и др.), постольку содержащиеся в художественных текстах бинарные оппозиции могут выступать маркерами культурной идентичности, репрезентирующими в образной форме сущностные черты всей латиноамериканской культуры.
Теоретико-методологические основы исследования Теоретическую базу диссертационного исследования составили идеи и концепции отечественных, западноевропейских и латиноамериканских философов, культурологов, писателей, этнографов, которые внесли существенный вклад в исследование культуры.
Культура в данной работе рассматривается с точки зрения деятельностной концепции. Культура - это способ разрешения коренных противоречий человеческого существования: между человеком и природой, индивидом и обществом, между традицией и инновацией; это фундаментальная характеристика человеческого бытия, технология, включающая в себя процессы, результаты и механизмы функционирования человеческих общностей в процессе их жизнедеятельности. Такое понимание культуры было почерпнуто из работ представителей ростовской философско-культурологической школы: В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, Г.В.Драча, О.М.Штомпеля, В.К.Королева, Е.Я.Режабека и др.
Основой для рассмотрения проблематики культурных контактов, межцивилизационного взаимодействия и сопоставления культур послужили исследования О.Шпенглера, А. Дж. Тойнби, М.Вебера, К.Ясперса, Ф.Боаса, Н.Линтона, Ф.Ортиса, А.Рамы, А.Корнехо Полара, Я.Г.Шемякина.
Тема культурной идентификации, а также проблема поиска идентичности рассматриваются автором настоящего исследования с учетом работ В.Хесле,
Ю.Хабермаса, Э.Гидденса, Э.Эриксона, А. Я. Флиера, Э.Баумайстера, З.Фрейда, К.Поппера, М. В. Заковоротной, Ю. Н. Гирина.
Для понимания специфики и сущностных характеристик латиноамериканской культуры особое значение сыграли труды таких исследователей, как Ф.Аинса, Jl.Cea, О.Пас, А. Рама, А.Карпентьер, Х.Ларриан, Х.Л. де Имас, А.Услар Пьетри, Т.С.Паниотова, А.Ф.Кофман, В.Б. Земсков и др.
Источниковедческая база исследования
Ввиду специфики исследования, а также необходимости проследить особенности зарождения и развития литературного процесса в Латинской Америке особую группу источников составляют произведения художественной литературы, а именно:
- письменные свидетельства XV-XVI вв. - периода конкисты и освоения континента (хроники, письма, дневники Х.Колумба, Д.де Ланда, Б. Диаса дель Кастильо, Э.Кортеса, Инка Гарсиласо де ла Вега, Ф. Гуамана Пома де Айяла др.);
- литература XVII-XVIII вв., в особенности образцы испаноамериканского барокко (Хуана Инее де ла Крус, Луис Сандоваль-и-Сапата, Амбросио Солис-и-Агирре, Алонсо Рамирес Варгас, Карлос Сигуэнса-и-Гонгора);
- тексты XIX столетия (дневники и письма С.Боливара, творчество Д.Ф.Сармьенто, Х.Марморля, С.Вильяверде, Э.Мартинеса Эстрады, Ж. де Аленкара);
- испаноамериканский модернизм и «роман земли» конца XIX- первой половины XX века (Х.Марти, Э.Родо, Р.Дарио, М.Асуэло, Э.Ривера, Р.Гальегос).
В отдельном ряду стоят произведения современной латиноамериканской литературы, начиная с «нового латиноамериканского романа», зарождение и развитие которого приходится на середину XX столетия. Без этих произведений данное исследование не могло бы состояться. Это художественное творчество признанных латиноамериканских авторов, таких как М.А.Астуриас, Х.М.
Аргедас, А.Карпентьер, Ж.Амаду, Г.Гарсиа Маркес, Х.Л.Борхес, Х.Кортасар, К.Фуэнтес, М. Варгас Льоса, А. Роа Бастос, X. Рульфо и др.
Вследствие междисциплинарносности данного исследования были использованы следующие методы:
- сравнительно-исторический метод, который направлен на изучение конкретных явлений и фактов, их обобщение и сопоставление с другими совокупностями фактов;
- метод единства исторического и логического;
- метод текстологического анализа для проведения содержательного анализа латиноамериканской литературы;
- структуралистский метод для выявления бинарных оппозиций как маркеров культурной идентичности латиноамериканской культуры.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- на основе анализа и синтеза различных проектов «самообретения» описаны сущностные характеристики латиноамериканской культуры, обусловленные сложными процессами транскультурации и этнокультурной метисации;
- реализована позитивная попытка исследования латиноамериканской литературы в контексте культуры методами и средствами культурологической науки;
показано особое место литературы в процессе культурной самоидентификации, которая, с одной стороны, выступает формой осмысления латиноамериканской сущности в художественных образах, а, с другой стороны, посредством слова сама участвует в формировании культурной идентичности;
- обосновано применение структуралистского метода для анализа латиноамериканской литературы с целью выявления маркеров культурной идентичности - бинарных оппозиций;
- подтверждено, что латиноамериканская литература - это модель латиноамериканского типа культуры, которая отражает исторические процессы его формирования, несет в себе его сущностные и специфические характеристики, реконструирует компоненты культурной идентичности.
Тезисы, выносимые на защиту:
1) Латиноамериканская культура - результат сложных процессов транскультурации и этнокультурной метисации. Метисация представляет собой мозаику культур и этносов, культурную гетерогенность. Транскультурация - это процесс рождения новой сложной, совокупной и синтезной культурной реальности, результатами которой становятся оригинальные культурные феномены, такие как латиноамериканский карнавал, архитектура барокко, роман «магического реализма» и др. Процесс транскультурации сопровождается «декультурацией» (разрушение и потеря связи со своей культурой) всех участников взаимодействия, что отличает его от аккультурации, где «декультурация» не является обязательной.
2) Несмотря на внутренние региональные различия, латиноамериканская культура представляет собой самобытную целостную цивилизационно-культурную общность, находящуюся в процессе самоидентификации. Ее идентичность формируется на основе общего колониального прошлого; схожих историко-культурных процессов (освободительные движения, диктатуры и пр.); единого пространственно-временного восприятия; самобытных традиций и культурных артефактов, рожденных этнокультурным синтезом; католицизма; романских языков.
3) Проблема культурного самоопределения Латинской Америки изначально нашла отражение в проектах «самообретения». Суммирование и синтез различных подходов к определению сущности латиноамериканской культуры позволяет выделить ее сущностные характеристики, а именно: господство эмоционального над рациональным; глубокую противоречивость; «внешнюю»
модернизацию при сохранении «внутренней» системы ценностей; универсализм; гуманизм; открытость и восприимчивость к «другому»; трагическое чувство жизни; стремление к поиску; врожденное влечение к свободе; фатализм.
4) Основой латиноамериканской культуры стали три этнокультурных компонента: европейский (иберийский), автохтонный (индейский), африканский (негроидный). В результате процессов этнической метисации этих трех компонентов возник субъект латиноамериканской культуры. Условия процесса метисации не были едиными для всех участников. Однако при господстве иберокатолического компонента, роль и влияние «вынужденных» участников диалога культур - автохтонного и африканского населения-были существенны. Это нашло отражение в специфике латиноамериканской культурно цивилизационной модели.
5) Действие культуростроительного механизма, запущенного еще в колониальную эпоху, проявилось во всех сферах латиноамериканской культуры. Процессы метисации и транскультурации совершались в поле творческой деятельности, где рождались конкретные артефакты и феномены культуры. Сущностную, мировоззренческую основу латиноамериканской культуры раскрывает феномен праздника, механизмы и специфические характеристики которого переносятся в повседневную жизнь и в искусство. Искусство барокко смогло наиболее репрезентативно передать концепцию латиноамериканского этнокультурного синтеза. Поэтому барочность наряду с карнавальностью стали определяющими чертами латиноамериканского сознания, откуда заимствует свои идеи латиноамериканская литература.
6) Важнейшей сферой латиноамериканской культуры, ее своеобразной визитной карточкой является латиноамериканская литература, которая с момента открытия континента стала отражением процессов этнокультурной метисации и транскультурации. Предпринимавшиеся в ходе истории попытки конструирования истинно латиноамериканской идентичности средствами
литературы достигли апогея в XX веке в «новом латиноамериканском романе» (М.А.Астуриас, А.Карпентьер, Г.Гарсиа Маркес, Ж.Амаду, Х.Кортасар, М.Варгас Льоса и др.). Современный латиноамериканский роман, воспроизводя в художественно-образной форме историю континента, соединяя в сюжетных линиях различные культурные контексты, наделяя повествование чертами барочности и карнавальности, представляет собой модель всей латиноамериканской культуры, ее сущностных характеристик и компонентов идентичности.
7) Особое место в латиноамериканской культуре отводится концепту «воображения». Воображение способствовало конструированию латиноамериканской картины мира в эпоху открытия и освоения континента и стало связующим звеном при построении конструктивного культурного диалога. Концепт «воображения» тесно связан с латиноамериканским утопическим сознанием, а мировой утопический дискурс невозможно представить без Латинской Америки - «континента утопий». Утопическое измерение, присутствуя в художественных текстах, демонстрирует жизнестойкость утопии в латиноамериканском сознании. Из иберийской же традиции в латиноамериканскую культуру входит «кихотизм» как продукт испанского воображения. Современная латиноамериканская литература смогла отразить важность «воображения» и «вымыслов», сделав их необходимыми элементами, константами современной прозы.
8) Противоречивость латиноамериканской культуры может быть представлена и объяснена рядом бинарных оппозиций, наиболее значительными из которых являются «жизнь - смерть», «внешнее - внутреннее», «мужское -женское», «я - другой», «лицо - маска». Сущность всей латиноамериканской культуры состоит в снятии этих противоречий. Снятие противоречий не означает их исчезновения, однако способствует их гармонизации и синтезу.
Таким образом, бинарные оппозиции являются маркерами идентичности латиноамериканской культуры, а современная литература - ее проекцией. Научно-теоретическая и практическая значимость исследования Научно-теоретическая значимость данного исследования состоит в углублении существующих в отечественной латиноамериканистике знаний о предмете исследования. Диссертация представляет собой одну из немногих культурологических попыток осмысления латиноамериканской литературы, которая традиционно является сферой приложения исследовательских усилий исключительно филологов.
Большое количество переведенных и использованных в работе иностранных источников способствует приобщению российских ученых к опыту зарубежных коллег и его актуализации. Выводы, полученные в ходе исследования, могут послужить источником для дальнейшего изучения отдельных феноменов и аспектов культурного многообразия, представленного в современном мире.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования при подготовке к лекционным курсам, спецкурсам и семинарам. Ввиду междисциплинарности диссертационное исследование может представлять интерес для преподавателей и студентов различных гуманитарных факультетов - философов, культурологов, филологов, историков и др.
Апробация диссертационной работы Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры исторической культурологии факультета философии и культурологии Южного федерального университета, использовались при чтении лекций и проведении семинарских занятий по страноведению, культурологии, истории мировой культуры на факультетах философии и культурологии, филологии и журналистики, социологии и политологии, географии и геологии ЮФУ. Основные положения и выводы диссертации были отражены в 12 публикациях, 2 из которых в журналах,
входящих в перечень ВАК. Кроме того, апробация исследования проходила на следующих научных мероприятиях:
1. Конгресс Федерации международных исследователей Латинской Америки и Карибского региона FIEALC «Латинская Америка: глобализация и интеграция» (Испания, Валенсия, июль 2011);
2. III Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» (Санкт-Петербург, ноябрь, 2010);
3. 54 конгресс ассоциации международных латиноамериканистов 1С А «Построение диалога в Америке» (Вена, Австрия, июль, 2012);
4. VII Международный конгресс ассоциации социальных исследователей Латинской Америки CEISAL «Ушедшее, настоящее, грядущее» (Порту, Португалия, июнь, 2013);
5. Виртуальная международная научно-практическая конференция «Национальная идентичность сквозь призму диалога культур» (ЮФУ, Ростов-на-Дону, Россия - Университет г.Монтеррей, Мексика, май 2013);
6. Международная интернет-конференция «Испания-Россия: диалог культур в свете современной цивилизационной парадигмы» (ЮФУ, Ростов-на-Дону, Россия - СФУ, Красноярск, Россия - Университет Кадиса, Испания, апрель, 2011);
7. I Международная конференция «Актуальные проблемы филологии в испано-российском научном пространстве» (ЮФУ, Ростов-на-Дону, сентябрь ,2011);
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Становление латиноамериканской цивилизации: социально-философский анализ2010 год, кандидат философских наук Авдеев, Кирилл Евгеньевич
Латиноамериканский художественный образ мира1997 год, доктор филологических наук Кофман, Андрей Федорович
Эволюция поэтики чуда в творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса в 1990-2000-х гг.2013 год, кандидат наук Плужникова, Камилла Николаевна
Предпосылки и специфика латиноамериканского историцистского дискурса2005 год, кандидат философских наук Бондарь, Ольга Юрьевна
Латиноамериканская "философия освобождения" в контексте компаративистики2000 год, доктор философских наук Петякшева, Наталья Ивановна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Протоковилова, Елена Александровна, 2013 год
Библиография
1. Амаду Ж. Тереза Батиста, уставшая воевать: Роман / Ж.Амаду. - М.:000 «Издательство ACT», 2004. - 557 с.
2. Антология исследований культуры. Символическое поле культуры. СПб. 1997.-384 с.
3. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л.: Просвещение, 1967. - 268 с.
4. Астуриас М. А.. Маисовые люди. Ураган.// Мастера современной прозы. Гватемала. Сост. В.Н. Кутейщикова, предисл. Л.С. Осповата. М.: Прогресс. 1977. -416 с.
5. Асуэло М. Гальегос Р. Астуриас М.А. Те, кто внизу. Донья Барбара. Сеньор президент / Серия: Библиотека всемирной литературы. Серия 3. Том 133. Пер. с исп. под ред. Р.Похлебкина. Вст. ст. В.Кутейщикова. Илл. Г.Клодта М. Художественная литература 1970г.- 606 с.
6. Ахиезер А.С. Цивилизационный анализ Латинской Америки// Ibérica Americans. Латиноамериканская культура в дискуссиях конца XX - начала XXI веков. - М.:ИМЛИ РАН, 2009. - 463 с.
7. Бастос Аугусто Роа. Я, Верховный. Роман. Пер. с исп. М. Прогресс. - 1980.-532с.
8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965. - 526 с.
9. Боас Ф. Эволюция или диффузия? / Пер. Ю.С.Терентьева // Антология исследований культуры. Т.1. СПб.: Унив. книга. 1997. С.352-355.
10. Боливар С. Избранные произведения: Речи. Статьи. Письма. Воззвания. 1812-1830. М. Наука. 1983г. - 280с.
11. Борев Ю.Б. Эстетика. Серия 'Высшее образование' - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 704 с.
12. Борхес X. JI. Коллекция: Рассказы; Эссе; Стихотворения. СПб. Северо-Запад 1992.-240 с.
13. Борхес Х.Л. Собрание сочинений в 3 томах. Рига. Полярис. 1994г. Т.З. - 592 с.
14. Варгас Льоса М. Вожаки. Рассказы, повесть, эссе. Перевод с испанского Э. Брагинской, В. Капустиной, Т. Коробкиной, В. Спасской. СПб., "Азбука-классика", 2004. - 256 с.
15. Варгас Льоса М. Война конца света. М. Иностранка. 2010. - 656 с.
16. Варгас Льоса М. Письма молодому романисту. М. КоЛибри 2006. - 270 с.
17. Варгас Льоса М. Зеленый дом. М.: Азбука-классика, 2003. - 384 с.
18. Вахта В.М. Проблема аккультурации в современной этнографической литературе США // Современная американская этнография. Теоретические направления и тенденции М. Из-во Академии Наук СССР 1963 г. - 288 с.
19. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко.—М.: Прогресс, 1990.—808 с.
20. Вильяверде С. Сесилия Вальдес, или Холм ангела. БИР М.-Л. Художественная литература 1963г. - 582 е.;
21. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М.: Мысль 1990г. - 407с.
22. Гарсиа Маркес Г. История одной смерти, о которой знали заранее. Перевод с испанского: Гл. Благовещенской, Э. Брагинской, Л. Синявской. Спб: Кристалл, 2003. - 192с.
23. Гарсиа Маркес Г. Любовь во время чумы. СПб: Звезда 2000. - 506 с.
24. Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества. - М.:АСТ, 2008. - 480 с.
25. Гарсиа Маркес Г. Третье смирение. Серия: Азбука-классика. СПб: Азбука, 2000. 448с.
26. Гидденс Э. Политика, управление и государство // Рубеж (альманах социальных исследований). 1992. № 3. С. 78—107.
27. Гирин Ю.Н. К вопросу о самоидентификационных моделях латиноамериканской культуры // Ibérica Americans. Механизмы культурообразования в Латинской Америке : [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — М.: Наука, 1994. -215 с.
28. Гончарова Т.В. К проблеме культурно-этнического синтеза// Ibérica Americans: Культуры Нового и Старого Света XVI—XVIII вв. в их взаимодействии : 500 лет открытия Америки : [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — СПб.: Наука, 1991. — 287 с.
29. Гуляев В.И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М Наука 1972г. 278с.
30. Давидович В.Е. Цивилизация // Культурология: краткий тематический словарь//Под ред. Драч Г.В., Матяш Т.П., 2001 г.- Ростов-на-Дону, 2001. С. 7.
31. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: РГУ.-1979.-261 с.
32. Дарио Р. Лирика. М. Художественная литература. 1967. - 207 е.;
33. Драч Г.В. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.
34. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М.: Гардарики, 2003. - 318 с.
35. Ершова И.В. Празднично-ритуальные модели в художественном пространстве испаноамериканской литературы XVII века// Ibérica Americans: Праздник в ибероамерик. культуре : [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — М.: ИМЛИ, 2002. — 395 с.
36. Журавлев О.В. Пути и перепутья: Очерки испанской философии XIX-XX веков. СПб.: Изд-во СПб. ун-та 1992г. - 200 с.
37. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-на-Д., 1999 г. - 200 с.
38. Земсков В.Б. Габриэль Гарсиа Маркес. М. Художественная литература 1986г. -224 с.
39. Земсков В.Б. К построению модели латиноамериканской культуры (на материале литературы) // Ibérica Americans. Механизмы культурообразования в Латинской Америке: [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — М.: Наука, 1994.
40. Земсков В.Б. Латиноамериканский литературный процесс XVI-XX вв. // IbericaAmericans. Латиноамериканская культура в дискуссиях конца XX - начала XXI веков. - М.:ИМЛИ РАН, 2009. - 463 с.
41. Земсков В.Б. О межцивилизационном взаимодействии// Ibérica Americans. Механизмы культурообразования в Латинской Америке: [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — М.: Наука, 1994. — 215 с.
42. Земсков В.Б. Праздник в устойчивых и формирующихся цивилизациях // Ibérica Americans: Праздник в ибероамерик. культуре : [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — М.: ИМЛИ, 2002. — 395 с.
43. Зомбарт В. Буржуа. Москва Наука 1994. - 443 с.
44. Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. (Пер. В. А. Кузьмищсва.) Л., Наука, 1974.- 748 с.
45. Исаакс X. Мария. М. Худ.лит. 1989. - 255 с.
46. История литератур Латинской Америки. XX век: 20-90-е годы. В 2-х частях. Отв. Ред. Земсков В.Б. М.: ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2004. 4.1. - 562с.
47. История литератур Латинской Америки. XX век: 20-90-е годы. В 2-х частях. Отв. Ред. Земсков В.Б. М.: ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2004. 4.2. - 694с.
48. История литератур Латинской Америки. Кн. 1: От древнейших времен до начала Войны за независимость / Отв. Ред. Земсков В.Б. — М., 1985.
49. История литератур Латинской Америки. Кн. 2: От Войны за независимость до завершения национальной государственной консолидации (1810—1870-е годы) / Отв. Ред. Кутейщикова В.Н. — М., 1988.
50. История литератур Латинской Америки. Конец XIX века 1880 — 1910-е годы. РАН Институт мировой литературы им. А. М. Горького М. Изд. Наследие 1994г. 656 с.
51. История литератур Латинской Америки: Очерки творчества писателей XX века. Ред. колл. Балашов Н., Земсков В., Гирин Ю., Кофман А.,Гадьярных М. М. ИМЛИ РАН. 2005.-688 с.
52. Каптерева Т.П. Искусство Америки // Сайт «История искусств». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st036.shtml (дата обращения 25.10.12)
53. Карпентьер А. Весна Священная. М.: Радуга, 1982. - 482 с.
54. Карпентьер А. Возвращение к истокам/ Возвращение к истокам. Мастера кубинского рассказа. Перевод с испанского. Сост. В. Канападзе. М., Художественная лит-ра, 1989. - 526 с.
55. Карпентьер А. Избранное: Царство земное; Век просвещения; Концерт барокко; Арфа и тень. Серия: Мастера современной прозы. Куба М. Радуга, 1988. - 580с.
56. Карпентьер А. Мы искали и нашли себя. М.: Худож. публицистика / А. Карпентьер. - М.: Прогресс, 1984. - 415 с.
57. Карпентьер А. Потерянные следы // Избранные произведения. В 2-х томах. М. Худ. Лит-ра, 1974. Т.1.-480 с.
58. Карпентьер А. Предисловие к повести «Царство земное» // Писатели Латинской Америки о литературе. - М.: Радуга, 1982. - 400 с.
59. Карпентьер А. Проблематика современного латиноамериканского романа// Писатели Латинской Америки о литературе. - М.: Радуга, 1982. - 400 с.
60. Кириченко Е.И. Три века искусства Латинской Америки. Конец XV-первая четверть XIX века. Из истории мирового искусства. М. Искусство 1972. - 144 с.
61. Королёв В.К. Экономика как феномен культуры. Ростов - на - Дону. Изд-во РГПУ, 1999.-235 с.
62. Кортасар X. Игра в классики. М.: ACT 2008. - 496с.
63. Кортасар, X. 62. Модель для сборки. Харьков: «Фолио», 2003,- 336 с.
64. Кофман А. Рыцари Нового Света. М. Пан пресс. 2004г.- 196с.
65. Кофман А.Ф. Адамизм - константа латиноамериканского художественного сознания// Ibérica Americans. Тип творческой личности в латиноамериканской культуре / Отв. ред. В. Б. Земсков. — М.: Наследие, 1997,- 279 с.
66. Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. -М.:Наследие, 1997. -318 с.
67. Кофман А.Ф. Проблема синтеза в латиноамериканской культуре// Ibérica Americans. Латиноамериканская культура в дискуссиях конца XX - начала XXI веков. - М.:ИМЛИ РАН, 2009. - 463 с.
68. Кофман А.Ф. Хосе Гваделупе Посада и народная традиция// Латинская Америка. 1983. № 10.
69. Кряжева И. Городской музыкальный фольклор: некоторые особенности становления и современного развития// Профессиональное искусство и народная культура Латинской Америки. - М: Минист. Культуры РФ, 1993. - 235 с.
70. Кряжева И.А. Афро-христианские культы Латинской Америки// Ibérica Americans: Праздник в ибероамерик. культуре: [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — М.: ИМЛИ, 2002. — 395 с.
71. Кутейщикова В.Н., Осповат Л.Н.. Новый латиноамериканский роман. 50 -70-е годы. Литературно-критические очерки. Издание второе, дополненное. М Советский писатель. - 1983. - 424 с.
72. Лас Касас Б. История Индий. Литературные Памятники. Издание подготовили: Афанасьев В.Л., Плавскин З.И., Степанов Г.В Ленинград Наука 1968. -472с.
73. Мамардашвили М.К. Другое Небо// Три каравеллы на горизонте. М., 1991. -С.37-58.
74. Мармоль X. Амалия. М: Худ.литература 1961.- 648с.;
75. Марти Хосе. Избранное. М. Гослитиздат 1956. - 311с.
76. Марчук Н.Н. Латинская Америка до середины XIX в.// Новая история стран Европы и Америки. Кн. 1 - Первый период. М. Высшая школа. 1997. - 415 с.
77. Муравьева Н.В. Размышляя о Г.Гарсиа Маркесе и Рубене Дарио// Iberica Americans: Праздник в ибероамерик. культуре : [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — М.: ИМЛИ, 2002. — 395 с.
78. Нуньес Кабеса де Вака А. Кораблекрушения. (Пер. Ю. Ванникова.) М., Мысль, 1975,- 128 с.
79. Огнева Е.В. Праздник барочного согласия А.Карпентьера как идеал мироустройства// Iberica Americans : Праздник в ибероамерик. культуре : [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — М.: ИМЛИ, 2002. — 395 с.
80. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. (История эстетики в памятниках и документах). Пер. с испан. М. Искусство. 1991. 602с.
81. Открытие Великой реки Амазонок. Хроники и документы XVI века о путешествиях Франсиско де Орельяны. Перевод с испанского, вступительная статья и комментарии Вайнштейна С.М. Оформление художника Кудрявцева Г.А.. Ответственный редактор Свет Я. М. Географгиз. 1963. - 204с.
82. Паниотова Т. С. Латинская Америка// История мировой культуры. Ростов-на-Дону: Фениксю 2005. С. 433-434.
83. Паниотова Т.С. Утопия в пространстве диалога культур-Ростов на/Дону: Изд-во Рост ун-та, 2004.-304 с.
84. Паниотова Т. С. Этногенез как основа национальной идентичности: латиноамериканский опыт // Сайт Испано-российского центра языка и культуры ЮФУ: материалы Виртуальной международной научно-практической конференции « «Национальная идентичность сквозь призму диалога культур»». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://conf.esp-centr.sfedu.ru/reports/item/paniotova (дата обращения 12.06.13)
85. Пас О. День всех святых, праздник мертвых/ Пас Октавио. Поэзия. Критика. Эротика. М. Русское феноменологическое общество. 1996.- 192 с.
86. Пас О. Освящение мига. Поэзия. Философская эссеистика. СПб. Симпозиум. 2000. - 411 с.
87. Певцов Ю.А. Роман Мигеля Анхеля Астуриаса «Маисовые люди» (к проблеме «магического реализма») // Литература Латинской Америки: история и современные процессы. М., Ин-т Латинской Америки АН СССР, 1986.- 166 с.
88. Пичугин П.А. Музыкальная культура андских народов. Институт Латинской Америки. М Наука 1979. - 87с.
89. Полыциков Н.М. Амбивалентность празднеств// Ibérica Americans : Праздник в ибероамерик. культуре : [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — М.: ИМЛИ, 2002. — 395 с.
90. Праздник как феномен ибероамериканской культуры (дискуссия «За круглым столом») // Латинская Америка, 1997. № 12.
91. Путешествия Христофора Колумба. Дневники. Письма. Документы. Пер. с исп. и коммент. Я.М.Света, Под ред. и со вст. ст. И.П.Магидовича - Изд. 3-е Москва. Гос. изд-во географической литуратуры, 1961г.- 516 с.
92. Ривера Х.Э. Пучина. М. Худ. Лит-ра 1956г. - 254 с.
93. Рульфо X. Педро Парамо, Равнина в огне. Роман, рассказы. / Пер. с исп. П.Глазовой. Серия: CORPUS. М. ACT 2009. - 413с.
94. Рюкуа А. Средневековая Испания. Гиды цивилизаций М. Вече 2006. - 384 с.
95. Cea Л. Философия американской истории. Судьбы латинской америки. Пер. с исп. Ю.Н. Гирина. М. Прогресс. 1984. - 352 с.
96. Семенов С.И. Пограничная культура во «встрече миров» // Ibérica Americans. Механизмы культурообразования в Латинской Америке : [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — М.: Наука, 1994. — 215 с.
97. Сервантес Сааведра М. де Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Рига: Звайгзне, 1989. - 1006 с.
98. Силюнас В. О художественном своеобразии латиноамериканского искусства// Искусство стран Латинской Америки. - М.:Наука, 1986. - 246 с.
99. Соди Д. Великие культуры Месоамерики. Москва: Знание, 1985. - 285 с.
100. Созина С.А. К проблеме объективной оценки завоевания и колонизации Америки// Iberica Americans : Культуры Нового и Старого Света XVI—XVIII вв. в их взаимодействии : 500 лет открытия Америки : [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — СПб.: Наука, 1991. — 287 с.
101. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М: Государственное издательство политической литературы. - 1989. -576 с.
102. Тананаева Л.И. Стилевые ориентиры колониального искусства Латинской Америки (XVI-XVIII вв.) // Iberica Americans. Механизмы культурообразования в Латинской Америке: [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — М.: Наука, 1994. — 215 с.
103. Тананаева Л.И. Художественно-стилистические аспекты европейского праздника и начала латиноамериканской праздничной культуры// Iberica Americans: Праздник в ибероамерик. культуре: [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — М.: ИМЛИ, 2002. — 395 с.
104. Тойнби А. Дж. Постижение истории, М: Прогресс, 1991. - 736 с.
105. Федосов Д.Г. Андские страны в колониальную эпоху: Религиозная и художественная картина мира. — М.: КомКнига, 2006. - 348 с.
106. Федосов Д.Г. Музыкальная культура и танцы индейцев вице-королевства Перу 16-17вв. // Очерки истории латиноамериканского искусства; часть 1. - М., 1997.-240 с.
107. Флиер А. Культурогенез и история культуры. // Общественные науки и современность. 1995. №З.С. 137-148.
108. Фрейд 3. Очерк истории психоанализа. // Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. Алтейя СПб, 1998. стр. 18-87.
109. Фуэнтес К. Замаскированные дни; Аура; Кукла-королева; Смерть Артемио Круса. М.: Академический проект, 2001. -384 с.
110. Фуэнтес К. Старый гринго / Карлос Фуэнтес. - М: ACT, 2011. - 319 с.
111. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. Московские лекции и интервью. Серия: Первые публикации в России. М.: Academia, 1995г. - 244с.
112. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности Текст. / Ю. Хабермас // Вопросы философии. 1989. - №2. - С. 45-68.
113. Хайт B.JT. Карнавал и карнавализованность латиноамериканского искусства и архитектуры// Ibérica Americans: Праздник в ибероамерик. культуре : [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — М.: ИМЛИ, 2002. — 395 с.
114. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности//Вопросы философии - 1994 г. -№10-С.113-123.
115. Хроники открытия Америки. Новая Испания. Книга 1: Исторические документы. М. Академический Проект 2000г. - 496 с.
116. Шелешнева-Солодовникова H.A. Архитектура Мексики// Культура стран Латинской Америки. - М.: Наука, 1982. - 545 с.
117. Шемякин Я.Г. Европа и Латинская Америка: Взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории. - М.: Наука, 2001,- 390 с.
118. Шемякин Я.Г. К вопросу о характере взаимодействия испанского начала с автохтонными культурами в эпоху конкисты Ibérica Americans : Культуры Нового и Старого Света XVI—XVIII вв. в их взаимодействии : 500 лет открытия Америки : [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — СПб.: Наука, 1991. — 287 с.
119. Шемякин Я.Г. Латиноамериканский праздник как предмет межцивилизационного исследования// Ibérica Americans: Праздник в ибероамерик. культуре: [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — М.: ИМЛИ, 2002. — 395 с.
120. Шемякин Я.Г. Межцивилизационное взаимодействие и процесс культурогенеза в Латинской Америке// Ibérica Americans. Механизмы культурообразования в Латинской Америке: [Сб. ст.] / Отв. ред. В. Б. Земсков. — М.: Наука, 1994.— 215 с.
121. Шоню П. История Латинской Америки. Серия Cogito ergo sum.Университетская библиотека. М.: Астрель. 2008. - 160с.
122. Шпенглер О. Закат Западного мира. Очерки морфологии мировой истории. В 2-х томах. Том 2. Всемирно-исторические перспективы. СПб. Академический проект 2009. - 1412 с.
123. Элиаде М. Священное и мирское. М. изд-во Московского университета 1994. - 144 с.
124. Эриксон Э. Детство и общество. Санкт-Петербург. Летний сад. 2000. -416 с.
125. Эриксон Э. Идентичность. Юность. Кризис. Текст. / Э. Эриксон; пер. с англ.; общ. ред. и предисл. Толстых А.В. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. -344 с.
126. Юлина Н. С. Философия К. Поппера мир предрасположенностей и активность самости. //Вопросы философии. 1995. № 10. С .45-57.
127. Яковлева Л.Е. Испанская философская традиция в XX веке: социокультурный анализ. - М., 2003.
128. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 1. - М., 1991. С.28-57.
129. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М Политиздат 1991г. - 527с.
130. Ainsa F. La reconstrucción de la utopia. México: Correo de la Unesco, 1999. -218 p.
131. Ainsa, F. Identidad cultural de Iberoamérica en su narrativa. Madrid: GREDOS, 1986. -590 p.
132. Arguedas J M.. Yawar Fiesta. Lima: Biblioteca de Literatura Peruana, 2003. -158 p
133. Arguedas J.M. El Sexto. Lima: Literatura peruana, 2012. - 213 p.
134. Arguedas J.M. No soy un aculturado / José Maria Arguedas. Diamantes y pedernales. - Lima: Edición, 2011. P. 8-10.
135. Baumeister R .Identity. Cultural Change and Struggle for Self. N. Y., Oxford, 1986. P. 18-19.
136. Bensa T. Identidad latinoamericana en la literatura del Boom //Revista de estudios latinoamericanos. 2005. №2. P. 87-92.
137. Bolívar S. Discurso de Angostura. México, 1978. - 104 p.
138. Carpentier A. El recurso del método. Novela La Habana Editorial de Arte y Literatura 1974. - 416 p.
139. Carpentier A. Obras completas (Vol.13): Ensayos. México: SIGLO XXI, 1990. -395 p.
140. Carrión J. Mejor que ficción.Crónicas ejemplares. Barcelona: Anagrama, 2012. P.13-45.
141. Cascante F.R. Modernidad e identidad en America Latina // Rev. Artes y Letras, Univ. Costa Rica. Vol. XXVIII (2). P. 237-255.
142. Cornejo Polar A. Mestizaje, transculturación, heterogeneidad, Revista de Crítica Literaria Latinoamericana, 1994. № 4. P. 368-371.
143. Devés Valdés E. El pensamiento latinoamericano a comienzos del siglo XX: La reivindicación de la identidad// Anuario de Filosofía Argentina y Americana, 1997. № 14. P.ll-75.
144. Dorfman A. Imaginación y violencia en America. Santiago de Chile, 1970.
145. Fernández Retamar R. Calibán. Contra la LeyendaNegra. Ed. Universidad de Lleida, 1995,- 118 p.
146. Fuentes C. El espejo enterrado. México: Fondo de Cultura Economica, 1992. -573 p.
147. Fuentes C. Valiente mundo Nuevo. Madrid: Mondadori, 1990. - 288 p.
148. Galeano E. Las Venas Abiertas de América Latina. Madrid: Siglo Veintiuno, 2012. -486 p.
149. Gárate Ch. M. // Сайт «Монографии-исследования группы Propolco (Chile)». [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// http://propolco.tripod.com/monograf/identidad.htm (дата обращения 19.02.13)
150. García Canclini N. Culturas híbridas. Estratégias para entrar y salir de la modernidad. México: Sudamericana, 1995. - 156 p.
151. Henríquez Ureña P. Ensayos. Madrid. 1998. - 94lp.
152. Icaza J. Los mestizos. Buenos Aires, 1969. - 341 p.
153. Identidad cultural de Iberoamérica en su literatura / Saúl Yurkievich (coord.). Madrid: Alhambra, 1986. - 340 p.
154. Imaz de J.L. Sobre la identidad iberoamericana, Sudamericana, Buenos Aires, Argentina, 1984. - 386 p.
155. Larraín J. La identidad latinoamericana: teoría e historia// Estudios Públicos, Buenos Aires, Argentina, 1994. № 55. P. 31-64.
156. Larraín J. Modernidad, razón e identidad en América Latina. Andrés Bello Mexicana, S. A. de C. V., Editorial, 1996. - 270 p.
157. León del Rio Y. Por que Utopia? // El Catoblepas. 2002. № 7. P.5.
158. López Albujar E. Matalache. Lima: Literatura peruana. 2012. - 208 p.
159. Mariátegui J.C. 7 ensayos de interpretación de la realidad peruana. Obras completes. Vol. 2. Lima: Ed. Amauta. 2011. - 250 p.
160. Marti J. Nuestra America//Obras completas. La Habana, 1963. V. 6. P. 17-20.
161. Martínez Estrada E. Meditaciones sarmientinas. Santiago de Chile: Editorial Universitaria, 1968. - 172 p.
162. Martínez Estrada E. Radiografía de la pampa. Nanterrt et al.: ALLCA XX, 1991. - 216 p.
163. Martínez Montiel L. M. Negros en America, Mexico, 1992. P.25.
164. Morandé P. Cultura y modernización en América Latina // Cuadernos del Instituto de Sociología, Universidad Católica de Chile. 1984. P. 187-196.
165. Ortiz F.Contrapunteo cubano del tabaco y el azúcar. Habana: Editorial de Ciencias Sociales, 1975. - 483 p.
166. Pablo Oyarzun R. Identidad, diferencia, mezcla: ¿pensarLatinoamérica? / América Latina: continentefabulado, Santiago: Dolmen, 1997. P. 221-232.
167. Paz O. Claude Levi-Strauss o el Nuevo festin de Esopo. Barcelona: Seix Barrai, 2008,- 142 p.
168. Paz O. El laberinto de la soledad. Mexico, 1980. - 584 p.
169. Rama A. Los procesos de transculturación en la narrativa latinoamericana// Revistade Literatura Iberoamericana, №5, 1974. P. 7-38.
170. Ramos S. El perfil del hombre y la cultura en México. México, 1976.- 147 p.
171. Reyes A. Obras completas. México: Fondo de Cultura Economica, 1960. P.150-165.
172. Ribeiro D. Las Americas y la civilización: Proceso de formación y causas del desarrollo desigual de los pueblos americanos, Biblioteca Ayacucho. 1970. - 596 p.
173. Rivera Andia J.J.Mitología en los Andes contemporáneos.Un panorama general / Enciclopedia iberoamericana de las religiones, Vol. 5. Madrid: Trotta. 2006. P. 129-176.
174. Rodo J.E. Ariel: A la juventud de America//Rodo J.E. La America nuestra. La Habana. 1977. P. 50-85.
175. Sabato E. Apologías y rechazos. Barcelona: Seix Barral, 1987. - 194 p.
176. Sarmiento D. F. Facundo o civilización y barbarie. Letras y pensamientos en el Bicentenario. Buenos Aires: Editorial Eduvim. 2009. P. 10-46.
177. Sor Juana Inés de la Cruz Obras completes. — México; Buenos Aires: Fondo de cultura económica, 1951. V. I. - 638 p.
178. Todorov T. La conquista de América: El problema del otro. México: Siglo XXI, 1989,-277 p.
179. Unamuno M. España y los españoles / Miguel de Unamuno; prólogo, edición y notas de Manuel García Blanco. - Madrid: Afrodisio Aguado, cop. 1955. - 302 p.
180. Uslar Pietri A. El nombre y la identidad de América Latina/ Cuentos completos. Madrid. 2006.
181. Vargas Llosa M. La civilización del espectáculo. Madrid: Alfaguara, 2012. - 164 P-
182. Vargas Llosa M. Sables y utopias. Visiones de America Latina. Madrid: Aguilar, 2009,- 480 p.
183. Vasconcelos J.: La raza cósmica. Misión de la raza iberoamericana, Madrid:Aguilar. 1966. - 224 p.
184. Zea L. América Latina: Largo viaje hacia sí misma. Caracas: Ediciones de la Facultad de Humanidades y Educación, Universidad Central de Venezuela. 1983. - 20 P-
185. Zea L. Descubrimiento e identidad latinoamericana.México: UNAM,1990. - 155 P-
186. Zea L. Discurson desde la marginacion y la barbarie.Mexico, 1990. - 284 p.
187. Zea L. Filosofía de la historia americana. México, 1978. P. 165-172.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.