Эволюция поэтики чуда в творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса в 1990-2000-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Плужникова, Камилла Николаевна

  • Плужникова, Камилла Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 148
Плужникова, Камилла Николаевна. Эволюция поэтики чуда в творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса в 1990-2000-х гг.: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2013. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Плужникова, Камилла Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. РУТИНИЗИРОВАННОЕ ЧУДО СТРАНСТВИЙ

ГЛАВА II. О ЧУДЕ И ДЕМОНАХ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

ГЛАВА III. НОВОЕ ЧУДО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция поэтики чуда в творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса в 1990-2000-х гг.»

ВВЕДЕНИЕ

Наше исследование посвящено позднему периоду творчества одного из самых ярких писателей литературы XX века, оказавшего исключительное воздействие на мировую литературную традицию1. Габриэль Гарсиа Маркес известен всему миру как автор романа "Сто лет одиночества" (Cien años de soledad, 1967), "главной книги о Латинской Америке"2, вобравшей в себя "жизнь и конфликты целого континента"3. Это произведение стало своеобразным манифестом уникальности латиноамериканской действительности, а также - главным произведением "магического реализма" (realismo mágico). "Сто лет одиночества" не только потрясли читательский мир, но и привлекли внимание многих литературоведов и критиков, спровоцировали бесконечное количество исследований, продолжающихся и в настоящее время, спустя почти пятьдесят лет после первого издания романа.

Список имен зарубежных ученых, обратившихся к творчеству Гарсиа Маркеса, огромен. Большой вклад в интерпретацию произведений этого писателя внесли американский филолог Филип Свансон4, испанские

1 Земсков В. Б. От изучения литературного процесса к осмыслению цивилизационной парадигмы. Латиноамериканистика в ИМЛИ и вокруг него // Ibérica Americans. Латиноамериканская культура в дискуссиях конца ХХ-начала XXI веков. М., ИМЛИ им. АЖГорького РАН~200Т^~стрГЗ~60-392

2 Vargas Llosa, М. Novela total, realidad total // García Márquez G. Cien años de soledad. Madrid, Alfaguara, 2009. pp. XXV-LVIII

3 "for his novels and short stories, in which the fantastic and the realistic are combined in a richly

composed world of imagination, reflecting a continent's life and conflicts" - фрагмент из речи вручения Гарсиа Маркесу Нобелевской премии в 1982 году; цит. по официальному сайту Нобелевсокй премии http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/literature/laureates/1982/

исследователи К. Арнау и К. Бланко Агинага5, испанский филолог и директор Института Сервантеса В. Гарсиа де ла Конча6, колумбийский критик Х.Мехиа Дуке7 и британский литературовед М. Паленсиа Рот8, изучавшие в творчестве Маркеса темы мифологического видения и памяти. Важнейшие статьи, посвященные творчеству Гарсиа Маркеса были опубликованы в сборнике "500 лет одиночества"9. Среди восьмидесяти двух авторов-участников для нас значимы исследования К.Бланко Агинаги о реакции европейских писателей на литературу "латиноамериканского бума", Э. Камачо о поэтике метафор в романе "Сто лет одиночества", Х.М. Овьедо и И.М. Савалы о поэтике одиночества, М.Л. Кэнфилд о клишировании и фольклорных мотивах в текстах писателя, анализ изменений художественного языка Маркеса в статьях Ф. Абада Небота, Х.М. Энгиты Утрилья, Д. Вильянуэвы Прието и др. Кроме того, о творчестве Гарсиа Маркеса в разное время писали различные испаноязычные поэты и писатели - К. Фуэнтес10 (Мексика), А. Мутис11

5 Arnau, C. El mundo mítico de Gabriel García Márquez. Barcelona, Península, 1971; Blanco Aguinaga, C. De mitólogos y novelistas. Madrid, Turner, 1975

6 García de la Concha V. Gabriel García Márquez en busca de la verdad poética // García Márquez G. Cien años de soledad. Madrid, Alfaguara, 2009. pp. LIX-XCV

7 Mejía Duque, J. Ensayos. La Habana, Casa de las Américas, 1979

Mejía Duque, J. Mito y realidad en Gabriel García Márquez. Medellín-Bogotá, La oveja negra, 1970

Mejía Duque, J. Nueve ensayos literarios. Bogotá, Instituto colombiano de cultura, 1986

"8~Pálenci^R^HrMriaabrielTjarcíá~Márquezria~líñea, el~círcülo y las metamorfosis~del"lñitó7 Madrid, Gredos, 1983

Palencia-Roth, M. The Art of Memory in García Márquez and Vargas Llosa // Modern Language Notes vol. 105 no. 2 (march 1990), p. 351-366.

9 Quinientos años de soledad : actas del Congreso "Gabriel García Márquez" : celebrado en la Universidad de Zaragoza del 9 al 12 de diciembre de 1992. Zaragoza, 1997

10 Fuentes C. Para darle nombre a América // García Márquez G. Cien años de soledad. Madrid,

Alfaguara, 2009, pp. XV-XXIII

(Колумбия), К. Гильен12 (Испания), и в особенности М.Варгас Льоса, тесно друживший с Маркесом13.

Среди исследований в отечественной латиноамериканистике следует особо отметить совместную работу В.Н. Кутейщиковой и J1.C. Осповата "Новый латиноамериканский роман. 50-70-е годы"14, сборники Iberica Americans, выходившие в Институте Мировой Литературы им. М.Горького15, работы С.П. Мамонтова "Испаноязычная литература стран Латинской Америки XX века", "Роман Латинской Америки в XX веке" В.Н. Кутейщиковой16. Важнейший вклад в развитие латиноамериканистики внесла докторская диссертация А.Ф. Кофмана "Латиноамериканский художественный образ мира"17, а также корпус исследований И.А. Тертерян, посмертно изданный под названием "Человек Мифотворящий"18. Из работ отечественных ученых, посвященных творчеству Маркеса, мы опираемся на исследование В.Б. Земскова "Гарсиа Маркес: очерк творчества"19,

12 Guillén С. Algunas literariedades de Cien años de soledad//!bid., pp. XCVII-CXXVI

13 Vargas Llosa M. García Márquez: historia de un deicidio. Barcelona, Seix Barral, 1971

14 Кутейщикова, B.H., Осповат, JI.С. Новый латино-американский роман. 50-70-е годы. Лит.-критич. очерки. М., Сов. писатель, 1983

15 Ibérica Americans. Тип творческой личности в латиноамериканской культуре. М., ИМЛИ

им._А.М.Горьког_о_РАН, J 9_9_7_

Ibérica Americans. Латиноамериканская культура в дискуссиях конца ХХ-начала XXI веков. М., ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2009

16 Кутейщикова, В.Н. Роман Латинской Америки в XX веке. М., Наука, 1964

17 Кофман, А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М., ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 1997

18 Тертерян И.А. Человек Мифотворящий. О литературе Испании, Португалии и

Латинской Америки. М., Советский писатель. 1988

многочисленные статьи Ю.Н. Гирина20. Глубокий анализ осуществил в своей диссертации "Поэтика Габриэля Гарсиа Маркеса" И.М. Петровский21. Проблематику чудесного в произведениях Маркеса 1960-1980-х годов плодотворно и глубоко проработали такие исследователи, как К. Арнау, К. Бланко Агинага, английский исследователь П.Г. Эрл22, венгерская исследовательница К. Кулин23, X. Мехиа Дуке24.

Несмотря на то, что термин "магический реализм" существует уже почти 90 лет, у него нет точного определения и само название существует как минимум в четырех вариантах: магический реализм, мифологический реализм (el realismo mitológico), чудесная реальность (lo real maravilloso), реальность чуда (la realidad maravillosa), галлюцинирующий реализм {el realismo halucinante)25.

Понятие "магический реализм" было впервые использовано немецким искусствоведом Францем Ро по отношению к работам авангардистских художников в книге 1925 года "Постэкспрессионизм (магический реализм):

20 Гирин Ю.Н. «Сто лет одиночества» 35 лет спустя // Вопросы литературы. М., 2004, № 1, стр.213-241

Гирин Ю.Н. Литература Колумбии // История литератур Латинской Америки, Т. 4, Ч. 2, М., ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2004, стр. 5-67

Гирин Ю.Н. Габриэль Гарсиа Маркес // История литератур Латинской Америки, Т. 5, М., ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2005, стр. 543-621

Гирин Ю.Н. Функция мифа в культуре Латинской Америки // Миф и художественное сознание XX века. М., Канон+Роои "Реабилитация", 2011

21 Петровский И. М. Поэтика Габриэля Гарсиа Маркеса: автореферат диссертации канд. филол. наук. М., МГУ им. М.В. Ломоносова, 1987

22 Earle, P.G. Gabriel García Márquez. Madrid, Taurus, 1987

23 Kulin, K. Creación mítica en la obra de García Márquez. Budapest, Akad. Kiadó, 1980

24 Mejía Duque, J. Mito y realidad en Gabriel García Márquez. Medellín-Bogotá, La oveja negra,

1970

Проблема новой европейской живописи"26. Особенность рассматриваемых художников Франц Ро видел в умении выделить в повседневной реальности ее необычную составляющую, "магическую" сущность скрытой стороны вещей. Хотя термин не прижился в искусствоведении, он не вышел из оборота европейских интеллектуальных кругов 30-40 гг.27.

В 1948 г. венесуэльский писатель Артуро Услар-Пьетри после поездки в Европу использует в своих эссе термин "магический реализм" (el realismo mágico) применительно к латиноамериканской литературе, видя ее особенность в "поэтическом восприятии действительности"28, пронизанности символами и архетипами; такая трактовка, впрочем, не встретила поддержки у латиноамериканских критиков.

Следующий шаг к определению термина сделал кубинский писатель Алехо Карпентьер в предисловии к роману "Царство земное" {El reino de este mundo, 1949), предложив концепцию "чудесной реальности" {lo real maravilloso). Согласно Карпентьеру, оригинальность латиноамериканского искусства и латиноамериканского сознания вызвана особенной, чудесной реальностью Латинской Америки. Эта чудесная реальность никак не связана с европейским влиянием и противопоставлена европейскому искусству как подлинное - мнимому. И "магический реализм" Услара-Пьетри, и "чудесная реальность" Карпентьера связаны исключительно с миром и искусством Латинской Америки, определяют ее самобытность по отношению к остальному миру.

Как указывает А.Ф. Кофман, магический реализм становится следующим шагом после латиноамериканского костумбризма, индеанизма и "негризм а~ расс м ат ри вающ и х—м и р и н д е й ц е в и-не грив во внеш них проявлениях, в особенностях взаимоотношений и колорита культуры.

26 Roh F. Nach Expressionismus: Magischer Realismus: Probleme der neuesten europäischen Malerei. Berlin, 1925

27 См. Кофман А.Ф. Проблема "магического реализма" в латиноамериканском романе //

Современный роман: Опыт исследования. М., Наука, 1990

Основное свойство произведений такого реализма было заложено еще у Франца Ро: описание действительности в новом свете, в новом ракурсе. Магический реализм Латинской Америки - это также изображение действительности, но, как отмечали отечественные латиноамериканисты, в первую очередь В.Н. Кутейщикова, Л.Н. Осповат, И.А. Тертерян, эта действительность пропущена через призму фольклорного (шире -мифотворческого) сознания29, свойственного коренным жителям Латинской Америки. Дорациональный компонент подразумевает под собой коллективное сознание, и герой всегда множественен. Кроме того, говоря об элементе чудесного в магическом реализме всегда следует помнить о разнице восприятия чуда "своими" персонажами (латиноамериканцами) и "чужаками", европейцами, чьей реальности, согласно Карпентьеру, латиноамериканский мир противопоставлен. Если проанализировать общепринятое определение испанских слов "чудо", "чудесное" и их производных (maravilla, milagro, maravilloso, milagroso), мы получим "европейский" ракурс. В Словаре Испанской Королевской Академии в статье maravilla стоит определение "экстраординарное явление, вызывающее изумление"30; milagro получает толкование "явление, необъяснимое законами природы и приписываемое вмешательству сверхъестественных, божественных сил"31. Чудо латиноамериканской действительности, напротив, органично и у писателей магического реализма выступает как одна из главнейших характеристик описываемого ими мира и мифологического мышления его обитателей. Более того, как неоднократно отмечал в своих лекциях 1944-1975-х гг. Карпентьер, "/о real maravilloso" - понятие, ^выходящее-за-рамки~"соб"ственно—магического~"реализмат~Это—переживание" экзистанса, ощущение всего многообразия латиноамериканской

29 Кутейщикова В.Н., Осповат JI.C. Новый латиноамериканский роман. М., 1976; Тертерян И.А. В поисках формулы // Вопросы литературы, 1974, стр. 81-113

30 maravilla: Suceso о cosa extraordinarios que causan admiración; цит. по http://lema.rae.es/

drae/?val=maravilla

действительности и одновременно главное ее свойство. Таким образом, понятие, введенное кубинским писателем, имеет реципрокальную природу (воспринимающий - воспринимаемое) и именно в виде такой константы проходит через творчество многих писателей, в том числе Габриэля Гарсиа Маркеса.

Вместе с тем, указанный выше элемент дорационального и коллективного мироощущения присущ лишь ограниченному числу произведений, в основном появившимся в 1940-195Ое гг., в самом начале литературы магического реализма. Это, в первую очередь, "Царство земное" Алехо Карпентьера, "Маисовые люди" {Los hombres de maíz, 1949) гватемальца Мигеля Анхеля Астуриаса, позднее некоторые черты останутся лишь в "Сказании об Агапито Роблесе" {Cantar de Agapito Robles, 1977) перуанца Мануэля Скорсы. Однако практически сразу же после своего возникновения поэтика чудесной реальности начинает мутировать. Многие известные произведения, традиционно относимые к магическому реализму ("Педро Парамо", Pedro Páramo, 1955 мексиканца Хуана Рульфо, "Сын человеческий" Hijo de hombre, 1960 Аугусто Роа Бастоса), лишь отчасти обладают теми чертами, которые мы встречаем у Карпентьера и Астуриаса.

Таким образом, достаточно скоро возникают узкая и широкая трактовки термина "магический реализм". В узкой трактовке это недолговечное явление латиноамериканской литературы, приходящееся в основном на 1940-1950 гг. и проявившееся в ограниченном круге произведений. Так, А.Ф. Кофман решительно отказывает Гарсиа Маркесу, казалось бы, самому знаменитому автору-"волшебнику", в причастности к литературе магического реализма

именно в узк0м"п0нимании эт0Т0~явлениягпо_скольку"черть1Гхарактерные"для течения 1940-1950х гг. в творчестве колумбийского писателя претерпевают кардинальные изменения. Миф, творимый Гарсиа Маркесом, как верно отмечает каталонская исследовательница К. Арнау, создается не столько по канонам коллективного дорационалистического сознания, сколько по воле воображения автора32. Кроме того, в "Ста годах одиночества", самом

известном романе писателя, представляющем собой квинтэссенцию черт зрелого периода творчества Гарсиа Маркеса, нет ни намека на коллективное общинное сознание33, свойственное магическому реализму времен "Царства Земного" и "Маисовых людей". Каждый из героев Маркеса индивидуален и потому обречен на вечное одиночество: эта особенность поэтики романа вынесена в название произведения34.

В широкой трактовке термин "магический реализм" охватывает творчество гораздо большего количества авторов, включая Маркеса, и здесь действительность пропущена не столько через призму дорационального, сколько через призму чудесного, сверхъестественного.

В связи с таким расширительным использованием термина в ряды "магических реалистов" могут попасть самые неожиданные авторы, например, Хорхе Луис Борхес или Хулио Кортасар. Однако в этом случае мы имеем дело не столько с магическим реализмом, сколько со сферой ирреального (la irrealidad), сверхреальности (la suprarealidad), сверхъестественного (lo sobrenatural), неофантастического (lo neofantástico). Разница заключается в том, что неофантастическое и сверхъестественное, взламывая существующую реальность, все же теоретически могут быть объяснимы в рамках общеизвестных явлений35. Чудо же магического реализма создает собственные законы и действует в их ключе в четко ограниченных территориальных рамках (Латинская Америка); в других частях света, появляющихся в произведениях магического реализма, жизнь никаким образом не связана с латиноамериканской чудесной реальностью.

Элемент чудесного, в отличие~~от—фантастического~рассмотренного" нами выше, не подлежит объяснению. Но важно то, что у героев,

33 Dimilta J.J. García Márquez: el invencible ritual de la nostalgia. Ed. LEA, 2004

34 Maturo G. Claves simbólicas de Gabriel García Márquez. Buenos Aires, Ed. Fernando García

Cambeiro. 1993

принадлежащих латиноамериканскому пространству и являющихся носителями дорационального сознания, эти чудеса не вызовут упомянутого Королевской Академией изумления. Столкновение с чудом, непонимание, неприятие возникнет у героев-чужаков. Таким образом, мы абсолютно согласны с тезисом Ц. Тодорова о том, что "чудесное характеризуется не отношением к повествуемым событиям, а самой их природой"36.

Предпринимались самые различные попытки сузить понятие "магического реализма". Роберто Гонсалес Эчеварриа предложил разделить магический реализм на феноменологический (определение магического реализма по Францу Ро: в каждой вещи можно увидеть волшебную сторону) и онтологический ("чудесная реальность" Алехо Карпентьера и последующая черта магического реализма: у каждой вещи есть волшебная сторона).

Позднее Уильям Шпиндлер предложил другую классификацию, согласно которой магический реализм может быть метафизическим, онтологическим и антропологическим37. Эта классификация, впрочем, уже не относится к Латинской Америке и не подразумевает внутри себя разделения на чудесное и фантастическое. Под метафизический магический реализм Шпиндлер подводит творчество как Хорхе Луиса Борхеса (например, рассказ "Юг" El sur, 1953), так и Франца Кафки (роман "Процесс"); антропологический магический реализм по Шпиндлеру включает в себя наряду с творчеством латиноамериканцев Алехо Карпентьера и Гарсиа Маркеса произведения британского писателя Салмана Рушди. Онтологический магический реализм Шпиндлер связывает с творчеством "Хулио Кортасара, но под эту же категорию попадает~рассказ—Карпентьера-"Возвращение к истокам" (El viaje a la semilla, 1944).

36 Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., Дом интеллектуальной книги,

1999, стр. 48

В нашей работе мы не будем опираться на широкую трактовку магического реализма в силу ее чрезмерной "всеохватности". Нам ближе идея узкой трактовки, поскольку в ней просматривается диахронический принцип и деление на периоды, позволяющие проследить эволюцию авторского метода в частности и всего явления в целом. Широкое понимание магического реализма этого не дает, и, следовательно, в таком ключе гораздо сложнее выделить оттенки и нюансы и в разных этапах литературного явления, и в творчестве каждого конкретного писателя; получается, что нет никакой разницы, ранние перед нами произведения Маркеса или поздние, произведения 1940-х или 1990-х годов, хотя ни одно литературное течение XX века не могло просуществовать в неизменной форме пятьдесят лет подряд. Такой метод заведомо поверхностен. С другой стороны, в позднем творчестве Маркеса чудо претерпевает столь существенные изменения за счет включения множества инородных элементов других культур и систем, что и расширительная трактовка магического реализма здесь едва ли применима. Произведения 1990-2000 годов требуют нового подхода и специального рассмотрения, как для выработки художественного инструментария, так и на для выявления особенностей функционирования поэтики чуда.

Эта наша цель обуславливает новизну и актуальность исследования, первого по такому подбору материала для анализа и в отечественном, и в зарубежном литературоведении. Значение нашей работы состоит также в том, что она позволяет более полно осмыслить возможные пути эволюции не только поэтики Гарсиа Маркеса, но и в целом магического реализма после 980=х_годов~а~также_внести~вклад~в_разработку~научншГ~ базы для более цельного осмысления путей развития современной латиноамериканской прозы.

Многие произведения магического реализма связаны с "новым латиноамериканским романом" - явлением в латиноамериканской испаноязычной прозе 1950-1980-х годов.

В своих исследованиях В.Н. Кутейщикова и Л.С. Осповат вслед за работами М.М. Бахтина о становлении романного европейского жанра отмечают, что складывание романа в литературе происходит, когда художественное мышление в силу исторических причин переориентируется с прошлого на настоящее и будущее.

На протяжений" XX в~ёка мьГ наблюдаём~{Гёзкий рост латиноамериканского национального самосознания, на раннем этапе проявившийся в течениях костумбризма, негризма и индеанизма. Произведения этих направлений способствуют становлению региональных литератур континента и по-новому раскрывают фольклорный мир изначально маргинальных частей латиноамериканского социума, однако не направлены на нахождение единых характеристик, типичных для всей общности.

Произведения, входящие в корпус текстов "нового латиноамериканского романа", нацелены на поиск общей латиноамериканской культурно-исторической сущности, преодолевающей расовые и национальные различия ее носителей. "Новаторское значение этого романа, - писала крупнейший отечественный латиноамериканист В.Н. Кутейщикова, - заключается не только в том, что он по-настоящему открыл читателям всех частей света действительность недавно еще неведомого им континента, но и в том, что он обогатил мировую литературу самобытными и общезначимыми эстетическими ценностями. В нем с наибольшей полнотой выразилось художественное сознание нового типа, которое возникло именно в Латинской Америке в силу неповторимых особенностей ее исторической судьбы"38.

Важнейшую роль-в-формировании-поэтики-произведений-"нового-латиноамериканского романа" сыграли западноевропейские и североамериканские писатели XX века, в первую очередь Дж. Джойс, В. Вулф, М. Пруст, Ф. Кафка, У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Дж. Дос Пассос. С

другой стороны, идейную сторону направления во многом сформировала "философия латиноамериканской сущности" в лице мексиканских писателей Альфонсо Рейеса, Октавио Паса, Леопольдо Cea и др.

У истоков нового латиноамериканского романа стоят писатели М. Анхель Астуриас (роман "Маисовые люди") и А. Карпентьер (роман "Царство Земное"), "X." Рульфо" (роман' "ПеДр0'~Парамо")Г "В этих"" произведениях прослеживается тенденция к изображению диалога различных культурных миров (индейский и европейский, европейский и африканский), эксперименты над тканью времени (циклизация, "коллажирование" различных эпизодов) и двоемирием - переходами из воображаемой реальности в повседневную, из мира живых в мир мертвых и обратно.

В 1950-1960-х годах усиливается мифопоэтическая составляющая39, появляется городская тематика ("Город и псы", La ciudad у los perros, 1963 перуанского писателя М. Варгаса Льосы), которая станет впоследствии важнейшей чертой произведений этого направления.

В 1960-1970 годы создаются наиболее известные образцы нового латиноамериканского романа - "Век Просвещения" {El siglo de las luces, 1963) А. Карпентьера, "Сто лет одиночества" Г. Гарсиа Маркеса, "Зеленый Дом" {La casa verde, 1967) М. Варгаса Льосы, "Игра в классики" {Rayuela, 1963) аргентинца Хулио Кортасара, "Я, верховный" {Yo el Supremo, 1974) А.Роа Бастоса. Этому этапу свойственно символико-мифологическое обобщение континентальной реальности, резкое неприятие индивидуализма, экспериментирование со структурами текста, кодировка и создание различных призм прочтения, а также, по точному замечанию И.М. "Петровского, метафорическойизбыточностБю40;

В 1970-1980-х годах яркая манифестация самобытности, единства, мифологичности пространства и мировоззрения латиноамериканцев

39 "Глаза погребенных", Los ojos de los enterrados, M.A. Астуриаса и "Сын человеческий",

парагвайского писателя А. Роа Бастоса - оба романа 1960 года

постепенно слабеет. Исторические мифы и мифы социальные получают новое освещение (романы М. Варгаса Льосы "Капитан Панталеон и Рота добрых услуг", Pantaleon у las visitadoras, 1973 и "Война конца света", La guerra del fin del mundo, 1981, "Христофор нерожденный", Cristóbal Nonato, 1987 Карлоса Фуэнтеса, "Генерал в своем лабиринте" El general en su laberinto,'Г989 ГарсшГМаркеса);

Мы согласны с наблюдением И.М. Петровского о том, что к концу 1980-х годов "новый латиноамериканский роман" "демонстрирует явные признаки исчерпанности своих первоначальных идейно-эстетических импульсов. Это проявляется <...> в усиливающейся самокритике некоторых его фундаментальных особенностей, прежде всего мифологизма, а также в распаде его прежней жанровой (романной) однородности и в обращении ряда его ведущих представителей к малым жанрам художественной прозы -рассказу и повести"41.

Эта тенденция просматривается и в анализируемом нами позднем творчестве Маркеса; поэтика чудесного в эти годы претерпевает серьезную трансформацию и в корне отличается от поэтики чуда 60-70-х годов, времени расцвета нового латиноамериканского романа и магического реализма.

Как справедливо указывают Ю.Н. Гирин, К. Арнау, X. Мехиа Дуке42, в романе "Сто лет одиночества" чудо, с одной стороны, носит "лубочный" характер, восходящий к народной культуре и "веревочной литературе", описанной X. Бароха43. С другой стороны, на автора оказала существенное влияние традиция "куэнто"44, типично карибской традиции устного импровизационного рассказа, прочно укорененная в семье Маркеса. В основе

41 íbidem, стр. 434-435

42 См. Гирин Ю.Н. Гарсиа Маркес // История литератур Латинской Америки, ТЗ, М., ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2005; стр. 545

Arnau, С. El mundo mítico de Gabriel García Márquez. Barcelona, Península, 1971

Mejía Duque, J. Mito y realidad en Gabriel García Márquez. Medellín-Bogotá, La oveja negra,

1970,

таких рассказов лежит установка на полную достоверность фантастического элемента, любое необычайное событие представлено как подлинно и реально существующее вне человека и наряду с ним45. Часто описание самых, казалось бы, незаурядных событий получает "баснословный" оттенок, обладает характерной метафорической избыточностью, свойственной новому латиноамериканскому роману тех лет. " '

Напротив, в поэтике чуда в поздних произведениях Гарсиа Маркеса мы прослеживаем усиление диалога латиноамериканского мифотворчества с европейской литературной традицией и превалирование последней. Часто писатель воссоздает чудеса, характерные для испанских романсеро, заимствует образы и деяния из житийной литературы, а ужасное и таинственное - из готического романа.

Важно отметить, что чудесное не только у Маркеса, но и у других латиноамериканских писателей может нести в себе не только положительную, но и отрицательную коннотацию. В своей статье А.Б. Можаева отмечает важную нам черту мифотворчества, лежащего в основе латиноамериканского магического реализма: способность порой заключать в себе полярные концепты и распространение на явления как доброго, так и негативного характера, без какой-либо специальной оценки46. Об этом же в своей знаменитой статье "Барокко и чудесная реальность" писал провозвестник магического реализма А. Карпентьер, говоря о том, что реальность Латинской Америки особенна и "барочна" своей симбиотичностью, склонностью к мутации и сплаву далеких друг от друга я в л е н и й47--Та к же и чудо~по~"Карпенть'еру,-может-не-только-удивить~и

45 См. об этом: Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // М., Вопросы философии, №2, 1994, стр. 45

46 См. об этом: Можаева А.Б. Миф в литературе XX века: структура и смыслы //

Художественные ориентиры зарубежной литературы, М., ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2002,стр. 305-330

очаровать, но также ошеломить, испугать и ужаснуть. Сложный характер поэтики чуда в латиноамериканской культуре прослеживается и в анализируемом нами материале, далеко не всегда получающем одинаковую трактовку у разных исследователей. Так, Ю.Н. Гирин склонен рассматривать чудо любви в романе "О любви и других демонах" как рок и напасть48, ведущиё"Гёр0ёв"к смерти," в то время как с нашей точки зрения именно" любовь способствует чудесному воскрешению героини и появлению чуда в жизни Каэтано Дел ауры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Плужникова, Камилла Николаевна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЯ

I. Источники

Произведения Габриэля Гарсиа Маркеса:

1.Гарсиа Маркес Г. Вспоминая моих несчастных шлюшек. М., Астрель, 2012

2. Гарсиа Маркес Г. Глаза голубой собаки. М., Астрель, 2012

3. Гарсиа Маркес Г. Генерал в своем лабиринте. М., Астрель, 2011

4. Гарсиа Маркес Г. Двенадцать рассказов-странников. М., Астрель, 2011

5. Гарсиа Маркес Г. Жить, чтобы рассказывать о жизни. М., Астрель, 2012

6. Гарсиа Маркес Г. Любовь во время чумы. М., Астрель, 2011

7. Гарсиа Маркес Г. История похищения. М., Астрель, 2012

8. Гарсиа Маркес Г. Проклятое время. М., Астрель, 2012

9. Гарсиа Маркес Г. Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабушке. М., Астрель, 2012

Ю.Гарсиа Маркес Г. О любви и прочих бесах. М., Астрель, 2012

11.Гарсиа Маркес Г. Осень патриарха. М., Астрель, 2011

12. Гарсиа Маркес Г. Палая листва. М., Астрель, 2012

13. Гарсиа Маркес Г. Похороны Великой Мамы. М., Астрель, 2012

14.Гарсиа Маркес Г. Полковнику никто не пишет. М., Астрель, 2011

15. Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества. М., Астрель, 2012

16.Гарсиа Маркес Г. Хроника объявленной смерти. М., Астрель, 2011

17. Гарсиа Маркес Г. Я здесь не для того, чтобы говорить речи. М., Астрель, 2013

18. García Márquez G. El amor en los tiempos de cólera. Barcelona, 2009

19. García Márquez G. El coronel no tiene quien le escriba. Barcelona, 2010

20. García Márquez G. El otoño del patriarca. Barcelona, 2010

21. García Márquez G. El general en su laberinto. Barcelona, 2011

22. García Márquez G. Cien años de soledad. Madrid, 2009

23. García Márquez G. Crónica de una muerte anunciada. Barcelona, 2009

24. García Márquez G. Doce cuentos peregrinos. Barcelona, 2000

25. García Márquez G. Del amor y otros demonios. Barcelona, 2010

26. García Márquez G. La Hojarasca. Barcelona, 2007

27. García Márquez G. La increíble y triste historia de la cándida Eréndira y de su abuela desalmada. Barcelona, 2010

28. García Márquez G. La mala hora. Barcelona, 2010

29. García Márquez G. Los Funerales de la Mamá Grande. Barcelona, 2010

30. García Márquez G. Memoria de mis putas tristes. Barcelona, 2009

31. García Márquez G. Noticia de un secuestro. Barcelona, 2012

32. García Márquez G. Ojos de perro azul. Barcelona, 2010

33. García Márquez G. Vivir para contarla. Barcelona, 2010

34. García Márquez G. Yo no vengo a decir un discurso. Barcelona, 2012

Тексты других авторов:

35. Amado, J. Dona Flor e seus dois maridos. Sao Paulo, Companhia das Letras, 2008

36. Asturias, M.A. Los hombres de maíz. Barcelona, La Central, 2011

37. Benítez Reyes F. Papel de envoltorio. Sevilla, Renacimiento, 2001

38. Carpentier, A. El reino de este mundo. Barcelona, Edhasa, 1978

39. Carpentier, A. El siglo de las luces. Barcelona, Seix Barral, 1983

40. Carpentier A. Lo barroco y lo real maravilloso // Ensayo cubano del siglo XX. México, Fondo de Cultura Económica. 2002

41. Cortázar, J. Rayuela. Madrid, Alfaguara, 1996

42. Fuentes, C. Cristóbal Nonato. Madrid, Mondadori, 1992

43. Garcilaso de la Vega. Poesía Castellana Completa. Madrid, Cátedra, 1985

44. Hemingway E. The Short Happy Life of Francis Macomber and other stories. London, 1970

45. Lazarillo de Tormes. Madrid, Castalia, 1993

46. Roa Bastos, A. Hijo de hombre. Madrid, Alfaguara, 1997

47. Roa Bastos, A. Yo, el Supremo. Madrid, Cátedra, 1983

48. Rulfo, J. Pedro Páramo. México, ed. Fondo de Cultura Económica, 1955

49. Scorza M. Cantar de Agapito Robles. Barcelona, Monte Avila, 1978

50. Vargas Llosa, M. Elogio de la madrastra. Barcelona, Tusquets, 1988

51. Vargas Llosa, M. La casa verde. Barcelona, Seix Barral, 1966

52. Vargas Llosa, M. La ciudad y los perros. Barcelona, Seix Barral, 1966

53. Vargas Llosa, M. La guerra del fin del mundo. Barcelona, Seix Barral, 1981

54. Vargas Llosa, M. La tía Julia y el escribidor. Barcelona, Seix Barral, 1977

55. Vargas Llosa, M. Pantaleón y las visitadoras. Barcelona, Seix Barral, 1976

II. Литература

1. Работы о творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса:

56. Земсков, В.Б. Габриэль Гарсиа Маркес: Очерк творчества. М, 1986

57. Гирин Ю.Н. Габриэль Гарсиа Маркес // История литератур Латинской Америки, Т. 5, М., ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2005, стр. 543-621

58. Мартин Дж. Габриэль Гарсиа Маркес. Биография. М., СЛОВО, 2011

59. Петровский И.М. дисс. Поэтика Габриэля Гарсиа Маркеса: автореферат диссертации канд. филол. наук. М., МГУ им. М.В. Ломоносова, 1987

60. Angola Rossi С. Análisis de Del amor y otros demonios. Terranova Editores, 2003

61. Arias Michelena, Fanny C. de Fierro, Corrales P.M. Lectura de García Márquez (12 estudios)

62. Arnau, C. El mundo mítico de Gabriel García Márquez. Barcelona, Península, 1971

63. Blanco Aguinaga, C. De mitólogos y novelistas. Madrid, Tumer, 1975

64. Bellettino, V. Breve estudio de la novelística de Gabriel Márquez. Madrid, Playor, 1973

65. Bell-Villada, G. H. García Márquez: The Man and His Work. Chapel Hill, NC:, The University of North Carolina press, 1990

66. Benedetti, Mario, Carballo Emmanuel, Lastra Pedro, Loveluck J., Ortega J., Oviedo J.M., Rama A., Volkening E., Llosa M.V. 9 asedios a García Márquez. Santiago de Chile, Ed. Universitaria, 1969

67. Blanco Agüinada, C. De mitólogos y novelistas. Madrid, Turner, 1975

68. Bradley A. Shaw, Vera-Goodwin N. Critical Perspectives in Gabriel García Márquez. Lincoln, Nebraska, Society of Spanish and Apsnish American Studies, 1986

69. Cambridge Companion to Gabriel García Márquez. New York, Cambridge University Press, 2010

70. Canfield, M. Gabriel García Márquez. Bogotá, Procultura, 1991

71. Caro M.A., Romero G.M., Cuervo R.J., Icazbalceta J.G. Epistolario de Miguel Antonio Caro, Rufino José Cuervo y otros colombianos con Joaquín García Icazbalceta. Bogotá, Instituto Caro y Cuervo, 1982

72. Carrillo Sarmiento, G.D. La narrativa de Gabriel García Márquez (Ensayo de interpretación). Madrid, Ed. de arte y bibliofilia, 1975

73. Cartín de Guier, E. Una interpretación de "Cien años de soledad". San José, Costa Rica, 1983

74. Cobo Borda, J.G. La narrativa colombiana: después de García Márquez y otros ensayos. Bogotá, Tercer Mundo, 1989

75. Cobo Borda, J.G. La tradición de la pobreza. Bogotá, Valencia, 1980

76. Cobo Borda, J.G. Mito, 1955-1962. Bogotá, Instituto colombiano de cultura, 1975

77. Collazos, O. Garcia Márquez, la soledad y la gloria: su vida y su obra. Barcelona: Plaza & Janes, 1983

78. Dimilta J.J. García Márquez: el invencible ritual de la nostalgia. Ed. LEA, 2004

79. Earle, P.G. Gabriel García Márquez. Madrid, Taurus, 1987

80. Esteban, A., Gallego Cuiñas, A. De Gabo a Mario. Madrid, Espasa-Calpe, 2009

81. Fau, M.E. Gabriel García Márquez: An annotated bibliography, 1947. London, Greenwood pres., 1980

82. Farías, V. Los manuscritos de Melquíades: "Cien años de soledad", burguesía latinoamericana y dialéctica de la reproducción ampliada de negación. Frankfurt, Vervuert, cop. 1981

83. Fernández-Braso, M. La soledad de Gabriel García Márquez: una conversación infinita. Barcelona, Planeta, 1982

84. Florencia Zaldivar J.H., Quintana Tejera L., Sigüenza Ponce O. Tres perspectivas de análisis en el marclo de la obra de Gabriel García Márquez. Ciudad de México, Plaza y Valdés S.A. de C.V., 2002

85. Fuad Giacoman, H. Homenaje a Gabriel García Márquez. Variaciones interpretativas en torno a su obra. New York, Las Américas, 1972

86. García Gutiérrez R. Quinientos años después: Doce cuentos peregrinos // El viaje en la literatura hispanoamericana: el espiritó colombino. Madrid, Iberoamericana, 2008

87. García Ramos, J.M. Imaginario de Gabriel García Márquez. Santa Cruz de Tenerife, 1984

88. Gil Otaiza R. Los libros todavía estaban allí: ensayos de literatura contemporánea. Venezuela, Universidad de los Andes, 2006

89. Gómez Buendía B.I., Castillo Perilla M. La intertextualidad en Del amor y otros demonios. Bogotá, Universidad Pedagógica Nacional, 1999

90. Granados E. Recurrencias temáticas en Doce cuentos peregrinos de Gabriel García Márquez en el contexto general de su obra narrativa. Granada, Universidad de Granada, 2006

91. Guevara, A.L. Nacimiento y apoteosis de una novela. (Estudio de la novelística de García Márquez). Medellín, Universidad de los Andes, 1981

92. Gullón, R. García Márquez o el olvidado arte de contar. Madrid, Taurus, 1970

93. Joset J. Gabriel García Márquez, coetáneo de la eternidad. Amsterdam, Rodopi, 1984

94. Kulin, K. Creación mítica en la obra de García Márquez. Budapest, Akad. Kiadó, 1980

95. León Guevara, A. Nacimiento y apoteosis de una novela (estudio de la novelística de García Márquez). Venezuela, Universidad de los Andes, 1981

96. López Lemus, V. García Márquez: una vocación incontenible. La Habana, Letras Cubanas, 1987

97. Ludmer, J. Cien años de soledad: una interpretación. Buenos Aires, Tiempo Contemporáneo, 1972

98. Macmurray, G.R. Gabriel García Márquez. New York, Frederick Ungar, 1977

99. Marcos, J.M. De García Márquez al postboom. Madrid, Orígenes, 1986

100. Martínez López M.I. Recurrencias temáticas en Doce cuentos peregrinos de Gabriel García Márquez en el contexto general de su obra narrativa. Universidad de Granada, 2006

101. Maturo G. Claves simbólicas de Gabriel García Márquez. Buenos Aires, Ed. Fernando García Cambeiro, 1993

102. Mejía Duque, J. Mito y realidad en Gabriel García Márquez. Medellín-Bogotá, La oveja negra, 1970

103. McGuirk, B., Cardwell, R. Gabriel García Márquez: New Readings. Cambridge, Cambridge univ. press, 1987

104. McMurray, G.R. Critical Essays on Gabriel García Márquez. Boston (Mass.), Hall, 1987

105. Mena, L.I. La función de la historia en 'Cien años de soledad'. Esplugas de Llobregat: Plaza & Janes, 1979

106. Méndez J.L. Cómo leer a Gabriel García Márquez: una interpretación sociológica. San Juan, Universidad de Puerto Rico, 1989

107. Mejía Duque, J. Ensayos. La Habana, Casa de las Américas, 1979

108. Mejía Duque, J. Mito y realidad en Gabriel García Márquez. Medellín-Bogotá, La oveja negra, 1970

109. Mejía Duque, J. Nueve ensayos literarios. Bogotá, Instituto colombiano de cultura, 1986

110. Montaner, M.E. Guía para la lectura de 'Cien años de soledad'. Madrid, Ed. Castalia (Literatura y sociedad; 39), 1987

111. Ortega, J. García Márquez and the powers of Fiction. Austin, University of Texas Press, 1988

112. Ospina, U. Sesenta minutos de novela en Colombia. Bogotá, Banco de la República, 1976

113. Palencia-Roth, M. Gabriel García Márquez: la línea, el círculo y las metamorfosis del mito. Madrid, Gredos, 1983

114. Peel R. Los cuentos de García Márquez. El cuento hispanoamericano ante la crítica. Madrid, Castalia, 1995

115. Rama, A. García Márquez: Edificación de un arte nacional y popular. Montevideo, Universidad de la República, 1987

116. Rama A., Llosa M.V. García Márquez y la problemática de la novela. Buenos Aires, Corregidor-Marcha, 1973

117. Ramos, O.G.. De Manuela a Macondo. Bogotá, Instituto Caro y Cuervo, 1972

118. Saldívar, D. García Márquez. El viaje a la semilla. La Biografía. Madrid, Santillana, 1997

119. Vargas Llosa M. García Márquez: historia de un deicidio. Barcelona, Seix Barral, 1971

120. Williams R.L. A Companion to Gabriel García Márquez. Tamesis, Woodbridge, 2010

Статьи о Габриэле Гарсиа Маркесе:

121. Гирин Ю.Н. «Сто лет одиночества» 35 лет спустя // Вопросы литературы. М., 2004, № 1, стр. 213-241

122. Дейнеко И.С. Поэтика магического реализма в романе Габриэля Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества" // Литература XX века. Итоги и перспективы изучения. М., Экон, 2006

123. Осповат Л.С. "О любви и других демонах" // Латинская Америка, М, 1995

124. Abad Nebot F. La trayectoria de la lengua y estilo de Gabriel García Márquez // Quinientos años de soledad: Actas del Congreso "Gabriel García Márquez". Zaragoza, 1997

125. Alemany-Bay C. Doce cuentos peregrinos: búsqueda fragmentaria de un nuevo modelo narrativo // Quinientos años de soledad: Actas del Congreso "Gabriel García Márquez". Zaragoza, 1997

126. Angosto Martínez J.J. La otra narrativa de Gabriel García Márquez // Quinientos años de soledad: Actas del Congreso "Gabriel García Márquez". Zaragoza, 1997

127. Barrera López T. Lectura de Buen viaje, señor presidente II Quinientos años de soledad: Actas del Congreso "Gabriel García Márquez". Zaragoza, 1997

128. Blanco Aguinaga, C. Para un estudio de la recepción de la narrativa del "boom" en España // Quinientos años de soledad: Actas del Congreso "Gabriel García Márquez". Zaragoza, 1997

129. Botond, A. Gabriel García Márquez: Cien años de soledad o la historia como jeroglífico. Iberoromania no. 5 (N.F.), 1976, pp. 112-131.

130. Camacho E. Metaforización en Cien años de soledad // Quinientos años de soledad: Actas del Congreso "Gabriel García Márquez". Zaragoza, 1997

131. Camacho Delgado J.M. De Tormes a Aracataca: una interpretación de Buen viaje señor presidente. Bogotá, Revista de Estudios Colombianos, 1997

132. Canfield, M. Paradoja, cliché y fabulación en la obra de García Márquez // Quinientos años de soledad: Actas del Congreso "Gabriel García Márquez". Zaragoza, 1997

133. Enguita Utrilla J.M. Aproximación al léxico de Cien años de soledad // Quinientos años de soledad: Actas del Congreso "Gabriel García Márquez". Zaragoza, 1997

134. Folch i Folch E. Ahora van a saber quién soy yo: notas sobre individuo y colectividad en los cuentos de García Márquez // Quinientos años de soledad: Actas del Congreso "Gabriel García Márquez". Zaragoza, 1997

135. Fuente J.L de la. El avión de la bella durmiente: Bryce Echenique y García Márquez // Quinientos años de soledad: Actas del Congreso "Gabriel García Márquez". Zaragoza, 1997

136. Fuentes C. Para darle nombre a América // García Márquez G. Cien años de soledad. Madrid, Alfaguara, 2009, pp. XV-XXIII

137. Granados, E. Memoria de mis putas tristes y el poder liberador de un sueño. Revista Iberoamericana, Vol. LXXIV, Núm. 224, Julio-Septiembre 2008

138. Gama-Khalil M. O real maravilhoso deslocado em "A santa", de Gabriel García Márquez, e ocultado em "a menina de lá", de Guimaráes Rosa // Revista Semioses, Vol. 01, N. 07, Rio de Janeiro, Agosto de 2010, pp. 94-99

139. García de la Concha V. Gabriel García Márquez en busca de la verdad poética // García Márquez G. Cien años de soledad. Madrid, Alfaguara, 2009

140. Guillén C. Algunas literariedades de Cien años de soledad // García Márquez G. Cien años de soledad. Madrid, Alfaguara, 2009, XCVII-CXXVI

141. Kerrigan M. Chronicle of a Life Postponed: Gabriel García Márquez and the Resurrection of the Senses // Times Literary Supplement. London, 25 Nov. 2005, p. 19

142. Kersten, R. Gabriel García Márquez y el arte de lo verosímil. Revista Iberoamericana, 1980. Nro. 110-111, pp. 195-204

143. Levine, S.J. "Cien años de soledad y la tradición de la biografía imaginaria". Revista iberoamericana XXXVI.72 (julio-septiembre 1970), pp. 453-463.

144. López Mejía, A. "Debt, Delirium, and Cultural Exchange in Cien años de soledad", Revista de Estudios Hispánicos vol.29 nr.l (1995), pp. 3-19.

145. Marco J. Antítesis del poder: dictadura, vejez y soledad // Quinientos años de soledad: Actas del Congreso "Gabriel García Márquez". Zaragoza, 1997

146. Mutis A. Lo que sé de Gabriel // García Márquez G. Cien años de soledad. Madrid, Alfaguara, 2009, pp. XIII-XIV

147. Navascués Javier de. Espacio e identidad: Doce cuentos peregrinos // Quinientos años de soledad: Actas del Congreso "Gabriel García Márquez". Zaragoza, 1997

148. Ortega, J. "La risa de la tribu. Los signos del intercambio en "Cien años de soledad"". Nueva Revista de Filología Hispánica XXXIII (1984), pp. 396-430.

149. Oviedo J.M. Gabriel García Márquez en el laberinto de la soledad // Quinientos años de soledad: Actas del Congreso "Gabriel García Márquez". Zaragoza, 1997

150. Palencia-Roth, M. The Art of Memory in García Márquez and Vargas Llosa // Modern Language Notes vol. 105 no. 2 (march 1990), S. 351-366.

151. Paoli, R. Carnavalesco y tiempo cíclico en "Cien años de soledad". Revista iberoamericana L. 128/129 Gulio-diciembre 1984), pp. 979-998.

152. Parkinson Zamora, L. Swords and Silver Rings: Magical Objects in the Work of Jorge Luis Borges and Gabriel García Márquez // A Companion to Magical Realism. Woodbridge, Boydell & Brewer, 2005

153. Quinientos años de soledad: Actas del Congreso "Gabriel García Márquez" celebrado en la Universidad de Zaragoza del 9 al 12 de diciembre de 1992, coord. Rosa Pellicer, Alfredo Sal daña Sagredo, Universidad de Zaragoza, 1997

154. Reyes, G. Polifonía y ficción en García Márquez // Garrido Gallardo, M.A. (comp.). Crítica semiológica de textos literarios hispánicos, vol. II. Madrid, Consejo Superior de Investigaciones Científicas, 1986, pp. 701-710

155. Rodríguez, I. Principios estructurales y visión circular en Cien años de soledad. Revista de crítica literaria latinoamericana. Año 5, Nro. 9, 1989, pp. 79-98.

156. Serna M. La realidad novelada en Doce cuentos peregrinos de Gabriel García Márquez // Quinientos años de soledad: Actas del Congreso "Gabriel García Márquez". Zaragoza, 1997

157.Tatis Guerra, G. Gabo, el otro alquimista // El Universal, Cartagena, 3 de mayo del 1992

158. Toro, A. de. Los laberintos del tiempo: temporalidad y narración como estrategia textual y lectoral en la novela contemporánea : G. García Márquez, M. Vargas Llosa, J. Rulfo, A. Robbe-Grillet. Vervuert Verlag, 1992

159. Toro, A. de. Estructura narrativa y temporal en Cien años de soledad. Revista iberoamericana L. 128/129 (julio-diciembre 1984), pp. 957-978.

160. Updike, J. "Dying for Love"// New Yorker. New York, 7 Nov. 2005

161. Valcárcel E. Doce cuentos peregrinos de Gabriel García Márquez. Reflexión en torno a la experiencia del viaje // El cuento hispanoamericano del siglo XX: teoría y práctica. La Coruña, Universidad de La Coruña

162. Vargas Llosa, M. Novela total, realidad total // García Márquez G. Cien años de soledad. Madrid, Alfaguara, 2009

163. Vidal Rúales M.S. Presencia de la cosmovisión yoruba en Del amor y otros demonios II Memorias: Colombia en el contexto latinoamericano, Vol. 1995. Caracas, Universidad de los Andes, 1997

164. Villanueva Prieto D. Gabriel García Márquez: realismo y realismos // Quinientos años de soledad: Actas del Congreso "Gabriel García Márquez". Zaragoza, 1997

165. Zavala I.M. En el principio fue la soledad: ensayo de crítica-ficción // Quinientos años de soledad: Actas del Congreso "Gabriel García Márquez". Zaragoza, 1997

2. Работы по истории культуры и литературы Латинской Америки:

166. Гирин Ю.Н. Литература Колумбии // История литератур Латинской Америки, Т. 4, Ч. 2, М., ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2004

167. Гирин Ю.Н. Функция мифа в культуре Латинской Америки // Миф и художественное сознание XX века. М., Канон+РООИ "Реабилитация, 2011

168. Земсков В. Б. От изучения литературного процесса к осмыслению цивилизационной парадигмы. Латиноамериканистика в ИМЛИ и вокруг него // Ibérica Americans. Латиноамериканская культура в дискуссиях конца ХХ-начала XXI веков. М., ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2004

169. История литератур Латинской Америки. Очерки творчества писателей XX века. М., ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2005

170. История литератур Латинской Америки. XX век: 20-90-е годы. М., ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2004

171. Искусство стран Латинской Америки. М., Искусство, 1980

172. Карпентьер А. Мы искали и нашли себя. М., Прогресс, 1984

173. Кофман, А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М., Наука, 1997

174. Кофман А.Ф. Проблема "магического реализма" в латиноамериканском романе // Современный роман: Опыт исследования. М., Наука, 1990

175. Кутейщикова, В.Н., Осповат, JI.C. Новый латиноамериканский роман. 50-70-е годы. Лит.-критич. очерки. М., Советский писатель, 1983

176. Кутейщикова В.Н., Осповат Л.С. Новый латиноамериканский роман -новый тип художественного сознания. // Приглашение к диалогу. Латинская Америка: размышления о культуре континента. М., Прогресс, 1986

177. Кутейщикова, В.Н. и др. Пути и перепутья латиноамериканского романа // Современная литература за рубежом. М., Советский писатель, 1962

178. Кутейщикова, В.Н. Роман Латинской Америки в XX веке. М., Наука, 1964

179. Мамонтов, С.П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки XX века. М., Высшая школа, 1983

180. Мельникова Н.Н. Метаморфозы образа падшей женщины в русской и латиноамериканской литературах // Вестник Московского Университета, М., 2009

181. Надъярных М. Культурный синтез и проблема категорий в современной латиноамериканистике // Ibérica Americans. Латиноамериканская культура в дискуссиях конца ХХ-начала XXI веков. М., ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2004

182. Огнева Е.В. Новый латиноамериканский роман как мост между эпохами // На границах. Зарубежная литература от средневековья до современности. М., ЭКОН, 2000

183. Огнева Е.В. Проза Латинской Америки: от Борхеса к Марио Варгасу Льосе // Зарубежная литература XX века. М., Academia, 2003

184. Осповат Л.С. Говорит Латинская Америка. (О современном латиноамериканском романе). М., Знание, 1961

185. Петровский И.М. Новый латиноамериканский роман // Культура Латинской Америки. М., Российская политическая энциклопедия, 2001

186. Писатели Латинской Америки о литературе. М., Радуга, 1982

187. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М., ЛКИ, 2008

188. Современные прозаики Латинской Америки. (Очерки, литературные портрерты). М., Прогресс, 1972

189. Тертерян И.А. Человек Мифотворящий. О литературе Испании, Португалии и Латинской Америки. М. Советский писатель. 1988

190. Тертерян И.А "Существует ли галлюцинирующий реализм?" // Иностранная литература, М., 1965, №7

191. Формирование национальных литератур Латинской Америки. М., Наука, 1970

192. Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. М., Наука, 1976

193. Ibérica Americans. Тип творческой личности в латиноамериканской культуре. М., ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 1997

194. Ibérica Americans. Латиноамериканская культура в дискуссиях конца XX-начала XXI веков. М., ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2004

195. Aínsa F. Problemática de la identidad en el discurso narrativo latinoamericano. Palabra y cultura. Reflexión y creación en América Latina, ed. San José, C.R. Ed. de la Universidad de Costa Rica, 2004

196. Aínsa F. Reconstrucción de la utopia. Mondevideo, Ed. del Sol, 1999

197. Arrom, J.J. Certidumbre de América: Estudios de letras, folklore y cultura. La Habana, Letras Cubanas, 1980

198. Arrom, J.J. Esquema generacional de las letras hispanoamericanas. Ensayo de un método. Bogotá, Instituto Caro y Cuervo, 1963

199. Becerra Pino, H., Vargas Llosa, M. Latinoamérica entrevistada: Mario Vargas Llosa, Augusto Roa Bastos, Ernesto Sábato, Jaime Sabines, Elíseo Diego, Jorge Rufínelli, Fernando Benítez, Leopoldo Zea, Gabriel Figueroa, Carlos Fuentes. Editorial Limusa, 2000

200. Bermúdez, Egberto, "Detrás de la música: el vallenato y sus 'tradiciones canónicas' escritas y mediáticas", en El Caribe en la nación colombiana -Memorias X Cátedra anual de historia "Ernesto Retrepo Tirado", Ministerio de Cultura, Museo Nacional de Colombia, Observatorio del Caribe Colombiano, eds., 2005

201. Carpentier A. Concierto barroco. La Habana, 1978

202. Campos, H. de. Ruptura dos géneros na literatura latino-americana. Sao Paulo, Perspectiva, 1977

203. Cobo Borda, J.G. La Alegría de leer. Bogotá, Instituto colombiano de cultura, 1975

204. Congreso internacional de catedráticos de literatura iberoamericana, 2. Los Angeles, Berkeley and Los Angeles University of Californian press, 1941

205. Congreso internacional de literatura iberoamericana, 19. Caracas, Ed. del Centro de estudios latinoamericanos.

206. XVII Congreso del Instituto internacional de literatura iberoamericana. Madrid, Congreso del Instituto Internacional de Literatura Iberoamericana, 1978

207. Curcio Altamar, A. Evolución de la novela en Colombia. Bogotá, Instituto colombiano de cultura, 1975

208. Custodio A. El corrido mexicano. Madrid, Júcar, 1975

209. Dessau A. Realismo mágico y nueva novela latinoamericana. Consideraciones metodológicas e históricas // Actas del simposio internacional de estudios hispánicos. Budapest, Akademiai Kiadó, 1978

210. Fajardo Valenzuela D. La novela colonial en América Latina. Anuario Colombiano de Historia Social y de la Cultura. Vol. 21. Bogotá, Universidad Nacional de Colombia, 1993

211. Foster, D.W. Alternative voices in the contemporary Latin American narrative. Columbia, University of Missouri press, 1985

212. Fuguet A., Gómez S.. McOndo. Barcelona, Grijalbo Mondadori, 1996

213. Formes brèves de l'expression culturelle en Amérique latine de 1850 à nos jours, Vol. II. Paris, Presses Sorbonne Nouvelle, 1997

214. Gutiérrez Girardot, R. Aproximaciones. Bogotá, Procultura, 1986

215. Hernández Avitia A. Corrido histórico mexicano: voy a cantarles la historia, Vol. 1. México, Ed. Porrúa, 1997

216. Hernández de López A.M. Narrativa hispanoamericana contemporánea: entre la vanguardia y el posboom. Madrid, Pliegos, 1996

217. Herrero-Olaizola A. The Censorship Files: Latin American Writers and Franco's Spain. Albany, SUNY Press, 2008

218. Joset, J. Historias cruzadas de novelas hispanoamericanas. Frankfurt am Main: Vervuert [u.a.] (Teoría y crítica de la cultura y literatura; 7), 1995

219. King, J. Modern Latin American ficción: A survey. London, Faber & Faber, 1987

220. Kline C., Cobo Borda J.G. Apuntes sobre literatura colombiana. Bogotá, Ceiba Ed., 1997

221. La Copla en México, ed. González A. México, El Colegio de México, 2007

222. Labrador Ruiz, E. Manera de vivir (Pequeño expediente literario). La Habana, La Mercantil, 1941

223. Márquez, G.G., Llosa, M.V. Diálogo sobre la novela Latinoamericana. Lima, Ed. Perú Andino, 1988

224. Maya, R. De perfil y de frente (Estudios literarios). Bogotá, Instituto colombiano de cultura, 1975

225. Morales Benítez, O. Momentos de la literatura colombiana. Santafé de Bogotá, Caro y Cuervo, 1991

226. Nunn, F.M. Collisions with history: Latin Amer. ficción a soc. science from "el boom" to the new world orden. Athens, Ohio univ. center foro intern. estudies, 2001

227. Oyuela, C. Estudios literarios. Buenos Aires, Academia argentina de letras, 1943

228. Piotrowski, B. La realidad colombiana en su narrativa contemporánea: Aspectos antropológicoculturales e históricos. Bogotá, Instituto Caro y Cuervo, 1998

229. Pon-as Collantes, E. Bibliografía de la novela en Colombia. Bogotá, Instituto Caro y Cuervo, 1976

230. Shaw D.L. Nueva narrativa hispanoamericana: boom, posboom, postmodernismo. Madrid, Cátedra, 2005

231. Serna M. Crónicas de Indias. Antología. Madrid, Cátedra, 2000

232. Uslar-Pietri A. Letras y hombres de Venezuela. México, Fondo de Cultura Económica, 1948

233. Valdivieso, J. Realidad y ficción en Latinoamérica: Ensayo. México, Joaquín Mortiz, 1975

234. Valencia Solanilla C. La escala invertida: ensayos sobre literatura y modernidad. Pereira, Fondo Mixto de Cultura del Tolima, 1996

3. Работы по истории и теории литературы:

235. Анастасьев Н.А. Обновление традиции: Реализм XX в. в противоборстве с модернизмом. М., Советский писатель, 1984

236. Анастасьев Н.А. У слов долгое эхо (к спорам о постмодернизме) // Сквозь шесть столетий. Метаморфозы литературного сознания. М., Диалог-МГУ, 1997

237. Анастасьев Н.А. Фолкнер: Очерк творчества. Москва, Худож. лит., 1976.

238. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., МГУ, 1987

239. Бремон К. Логика повествовательных возможностей // Семиотика и искусствометрия. М., Мир, 1972

240. Бретон А. Первый манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами. М., Прогресс, 1986

241. Вейман Р. История литературы и мифология. М., Прогресс, 1976

242. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., Республика, 1997

243. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Вестник МГУ. Сер.: «Филология». М., 1995. № 5. С. 170-189.

244. Деррида Ж. Позиции. Киев, Д.Л., 1996

245. Женетт Ж. Структурализм и литературная критика// Женетт Ж. Фигуры. Т.1. - М., Изд-во им. Сабашниковых, 1998

246. Зарубежная литература XX векагМ., Academia, 2003

247. Зарубежная литература второго тысячелетия: 1000-2000. М., Высшая школа, 2001

248. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М.,МГУ, 1987

249. Ильин И.И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М., Intrada, 1998

250. Ильин И.И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., Intrada, 1996

251. Карельский A.B. Золотой век романтической поэмы // Немецкий Орфей. М., РГГУ, 2007

252. Косиков Г. К. Зарубежное литературоведение и теоретические проблемы науки о литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., МГУ, 1987

253. Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму. М., Рудомино, 1998

254. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Вестник МГУ Сер.: «Филология». М., 1995. № 1. С. 97-124.

255. Кристева Ю. Разрушение поэтики // Вестник МГУ, 1994. Сер.: «Филология». № 5. С. 44-62.

256. Лансон Г. Метод в истории литературы. М., Товарищество Мир, 1911

257. Лахман Р. Дискурсы фантастического. М., Новое литературное обозрение, 2009

258. Лики времени. М., МГУ, 2010

259. Махов А.Е. Hostis Antiquus: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря. М., Intrada, 2006

260. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., Наука, 1976

261. Можаева А.Б. Миф в литературе XX века: структура и смыслы // Художественные ориентиры зарубежной литературы, М., ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2002

262. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии, №2, М., 1994

263. Панова О.Ю. Постмодернизм и творчество У. Эко // Зарубежная литература XX века. М., Academia, 2003

264. Писку нова С. И. Золотой век испанской поэзии // Поэзия испанского Возрождения. М., Худож. лит., 1990

265. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М., ЛКИ, 2008

266. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., Медиум, 1995

267. Сквозь шесть столетий. Метаморфозы литературного сознания. М., Диалог-МГУ, 1997

268. Соловьева Н.А. Два монаха: мужское и женское в английской готике // Англия XVII века: разум и чувства в художественном сознании эпохи. М., Формула права, 2008

269. Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия: 1000-2000. М., Высшая школа, 2001

270. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., Дом интеллектуальной книги, 1999

271. Фрай М. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., МГУ, 1987

272. Харитонова Н. Ю. Потустороннее в наши дни. Категория страха в поэтике неофантастического испанского рассказа. // Вопросы литературы, №4, М., 2012

273. Художественные ориентиры XX века. М., Наследие, 2002

274. Шамсутдинова Н.З. "Магический" реализм в современной британской литературе : Анжела Картер, Салман Рушди. автореферат диссертации канд. филол. наук. М., МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008

275. Baroja J.C. Ensayo sobre la literatura de cordel. Madrid, Ed. ISTMO, 1990

276. Caillois R. Imágenes, imágenes. Buenos Aires, ed. Sudamericana, p. 11; Alazraki J. ¿Qué es lo neofantástico? // Teorías de lo fantástico. Madrid, Arcolibros, 2001, pp. 267-272

277. Carpentier A. Lo barroco y lo real maravilloso // Ensayo cubano del siglo XX. México, Fondo de Cultura Económica, 2002

278. Céspedes de Castillo, G. América Hispánica (1492-1898). Madrid, Marcial Pons, 2009

279. Courlander H. A Treasury of Afro-American Folklore. NY, Marlowe & Company, 1996; P'Bitek O. Decolonizing African Religion. NY, Diasporic Africa Press, 2011

280. Karade Ifa B. The Handbook of Yoruba Religious Concepts. Boston, Red Wheel, 1994

281. Lucena Salmoral, M. Historia de Iberoamérica. Т. I. Prehistoria e Historia Antigua. Madrid, Ed. Cátedra, 1987

282. Llórente J.A. Histoire Critique de l'Inquisition d'Espagne. Paris, Treuttel et Wurtz, 1818

283. Ogumefu M.I. Yoruba Legends. London, Sheldon Press, 1929

284. Roh F. Nach Expressionismus: Magischer Realismus: Probleme der neuesten europäischen Malerei. Berlin, 1925

285. Spindler W. Magic Realism: A typology // Forum for Modern Language Studies. Oxford, Oxford University Press, 1993

286. Sinistrari L.M. De la démonialité et des animaux incubes et succubes. Toulouse, Ombres, 1998

4. Справочная литература:

287. Большой психологический словарь. М., Прайм-Еврознак, 2003.

288. Культура Латинской Америки. Энциклопелия. М, Российская политическая энциклопедия, 2001

289. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону, Феникс, 1998

290. Латинская Америка. Энциклопедия в двух тт. М., ИЛА АН СССР; М., 1982

291. Словарь средневековой культуры. М., Российская политическая энциклопедия, 2003

292. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. М., Астрель, 2006

293. Becker U. Enciclopedia de los Símbolos. Barcelona, Robinbook, 2003

© ¡7

294. Diccionario Real de la Lengua Española. Madrid, Espasa Calpe, 2001 5. Источники в Интернете:

295. http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/literature/laureates/1982/

296. http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/literature/laureates/1982/marquez-lecture-sp.html

>8.http://www, с ambio.com. с o/especia NOTA INTERIOR CAMBIO-345Q663.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.