Культурная диверсификация русского любительского театрального творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Перепелкина, Яна Сергеевна

  • Перепелкина, Яна Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Белгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 164
Перепелкина, Яна Сергеевна. Культурная диверсификация русского любительского театрального творчества: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Белгород. 2011. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Перепелкина, Яна Сергеевна

Введение.

ГЛАВА I. Культурная диверсификация и культурно-историческая эволюция театрального творчества.

1.1. Культурно-историческая эволюция русского любительского театрального творчества в контексте культурной диверсификации.'.

1.2. Любительское театральное творчество в социокультурном пространстве Белгородского региона.

ГЛАВА И. Духовно-нравственные императивы диверсификации русского любительского театрального творчества.

2.1. Любительское театральное творчество и Русская Православная Церковь: к проблеме диалога.

2.2. Русское любительское театральное творчество как средство гармонизации жизнедеятельности человека.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурная диверсификация русского любительского театрального творчества»

Актуальность исследования. В начале XXI в. объективными закономерностями многополярного мира становятся дифференциация культур, их обособление, возникновение межкультурных разломов, равно как и диалог культур, их ценностей, проявляющийся, в частности, в процессах культурной диверсификации. На фоне динамичного изменения мировых и национальных ценностных систем и поиска ориентиров диверсификация эволюционирующей культуры' представляет собой её сегментацию, разделение на составные части, а также активное моделирование и реализацию новых форм гармонизации жизнедеятельности человека и общества.

Произошедший в конце XX столетия ряд социальных преобразований и экономических потрясений, приведший российское общество к деморализации, размыванию и утрате корневых основ русской художественной культуры, искусства, народного творчества, к созданию» благоприятных условий для развития форм художественного творчества, ориентированных на получение наибольшей материальной выгоды, что проявилось в падении общего уровня нравственности общества, в торможении процессов выявления и развития самобытного потенциала народа, в утрате национальных традиций и фольклорных форм творчества.

В сложившейся ситуации особенно актуальным становится возрождение, сохранение и развитие народного художественного творчества, в частности, русского любительского театрального творчества, как процесса и результата благоприятного воздействия на духовный мир человека, формирования чувства принадлежности к своему народу, сохранения нравственных норм и образцов, выработанных предшествующими поколениями. Театральное творчество, как один из наиболее действенных видов жизнедеятельности человека, в силу своей эмоциональности и возможности непосредственного' одномоментного воздействия на массовую аудиторию, способно оказывать значительное влияние на его духовный и нравственный выбор. Это обстоятельство актуализирует разработку проблемы культурной диверсификации русского любительского театрального творчества как специфического рода человеческого познания и созидательной деятельности, удивительного синтеза создания разума и эмоций, уникального средства гармонизации бытия мира человека в истории

4 4 культуры, способного влиять на формирование и углубление ценностного отношения к уникальности человеческой личности, к природе, обществу, обусловливающего осознание ценности собственного «Я».

Диверсификация любительского театрального творчества позволяет представить одно из сложносоставных многомерных социально-культурных явлений, характеризующих современный период развития общества, неразрывно связанный с поиском векторов выхода из сложившегося духовно-нравственного кризиса, с формированием качественно новой культурно-творческой парадигмы, ориентированной на гуманизацию личности. Анализ тенденций диверсификации русского любительского театрального творчества в контексте философской, историко-культурной рефлексии, его основных теоретических и аксиологических основ позволяет выявить творческий и воспитательный потенциал данного многоаспектного явления в духовной сфере «иерархии ценностей» народа, в пространстве художественной культуры, в диалоге народной и православной традиции.

Степень разработанности проблемы. Научный интерес к проблемам изучения истории и теории русского любительского театрального творчества предопределён расширением спектра его социально-культурных, духовно-нравственных, социально-психологических и эстетических функций в современном обществе, многообразием новых видовых и жанровых форм воплощения актуальных проблем, а также появлением оригинальных режиссёрских и актёрских новаций.

При изучении творчества как особого рода деятельности человека особое значение имеют труды общепризнанных мыслителей М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, Г.В. Гегеля, И.А. Ильина, Ю.М. Лотмана, ставшие основным уровнем диссертационного исследования, его теоретической «платформой», в котором нашли отражение философские, культурологические, эстетические и духовно-нравственные аспекты любительского театрального творчества.

Второй уровень исследования составляют работы теоретиков и практиков, посвященные анализу социально-культурной роли театрального творчества, механизмам и специфике его функционирования, в частности, критические труды В.Г. Белинского, Н.В. Гоголя, H.A. Добролюбова, A.B. Луначарского, Г.В. Плеханова, Н.Г. Чернышевского, ориентированные на актуализацию значения театра в формировании культуры и сознания народа в России XIX - начала XX вв. Значительный интерес представляют работы теоретика русского школьного театра, театрального творчества Ф. Прокоповича, крупнейшего мастера классицистического театра в России А.П. Сумарокова, ставшие основой русской театрально-эстетической мысли.

Существенное значение в процессе изучения истории и теории театра (в частности, ХГХ в.) оказали работы русских писателей, в первую очередь, драматургов, утверждавших высокую общественную роль и значение действия, вынесенного на сцену, самыми авторитетными среди которых являются С.Т. Аксаков, А.И. Герцен, Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, В.А. Жуковский, H.A. Некрасов, А.Н. Островский, A.C. Пушкин, А.К. Толстой, И.С. Тургенев. Специфическая роль театрального творчества в формировании сознания и нравственного облика человека выявлена в трудах В.Г. Белинского, Н.В. Станкевича, H.H. Страхова и др. мыслителей ХГХ в., в том числе и белгородцев по рождению.

Аспекты общеэстетической направленности любительского театрального творчества в России исследуются в работах Э.М. Бескина, A.A. Гвоздева, С.С. Данилова, В.И. Иванова и др. Историко-театроведческие аспекты проблемы нашли отражение в работах А.Д: Авдеева, В.П. Анисимова, С. А. Арутюнова, Б.Н. Асеева, Ю.К. Бегунова, A.A. Белкина, П.Г. Богатырёва, В.Н. Всеволодского (Гернгросса):.

Механизмам! воздействия театрального искусства, любительского театра на духовный мир личности; посвящены труды искусствоведов (Г.Н. Бояджиев, В .В. Власенко и др.), режиссёров (В .И. Немирович-Данченко, H.H. Охлопков; Б.А. Покровский, Г.А. Товстоногов, A.B. Эфрос и др.). Социалыто-психологические и эстетические функции театрального творчества^ многообразие его видовых и жанровых форм, инновационные аспекты режиссёрского и; актёрского труда- отражены, в исследованиях F.H. Бояджиева; F.M: Козинцева, Г.В. Кристи, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, Г. А. Товстоногова, С.М. Эйзенштейна, A.B. Эфроса, М.А. Чехова.

Социально-педагогический аспект проблемы развития^ любительского театрального творчества актуализирован П.Г. Богатырёвым;. В.М. Василенко, В.Н. Всеволодским (Гернгроссом), JI.C. Выготским; А.JI. Ефремовым. Аспекты характеристики и анализа театрального действия как культурной, формы и артефакта представлены в работах К.К. Ирда, Б.Н. Любимова, Ю.М. Морозова, Г.А. Хайченко и др.

Данный уровень диссертации существенно расширен благодаря использованию источников, • сведений, изложенных в мемуарах, письмах, воспоминаниях, теоретических работах участников и создателей творческого процесса Б.С. Глаголина, Н.В . Гоголя, В .Ф. Комиссаржевской, В .И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, М.А. Чехова, М.С. Щепкина.

Исследование духовно-нравственных оснований любительского театрального творчества обусловило обращение к трудам святьгх, богословов, философов и учёных: Дмитрия Ростовского, Симеона; Полоцкого, Феофана Прокоповича; Иоанна Златоуста,; Иоаниа

Кронштадского, Григория Богослова, Тертуллиана, о. Павла Флоренского; Б.Н. Любимова; М.И. Чудновцева и др.

Проблема соотнесения православного вероучения и театрального творчества; процессы, возрождения традиций православного театрального' искусства в России представлены в трудах богословов: архиепископа Иоанна (Шаховского), архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония (Будько), митрополита Вениамина (Федченкова), протоиерея Александра Меня, диакона Андрея Кураева; в работах современных режиссёров: Н.С. Астахова, М.Г. Щепенко и др. Определённый интерес в плане изучения любительского театрального творчества регионов России представляют работы современных учёных (Т.С. Гриц, Е.П. Доманова, С.Н. Зенин, О.Я. Жирова, М.С. Жиров, М.А. Кулабухова, М.В. Литвинова, В.А. Шаповалова и др.).

В работе использованы материалы диссертационных исследований, посвященных вопросам истории и теории различных форм «художественной самодеятельности» (O.A. Антонова, Т.Л. Андреева, П.И. Болотникова, Е.Р. Ганелин, H.A. Мусянкова, Е.Ю. Стрельцова, В.Д. Шерман и др.).

Третий уровень исследования составляют работы, посвящённые процессу диверсификации, в частности, в сфере политики, экономики, в системе образования и межкультурной коммуникации (Ф.Д. Альтбах, А.И. Кравченко, Т.Э. Мангер, А.Г. Смирнов, Ю.Г. Татур и др.).

Исследования, связанные с проблемами культурной диверсификации театрального творчества, ещё не осуществлялись. Творческая деятельность любительских театральных коллективов, в частности, в социокультурном пространстве региона, пока ещё не стала предметом специального научного анализа, а возможности русского любительского театрального творчества — как сложного, многоаспектного, диверсифицированного явления, способствующего творческому развитию личности — изучены фрагментарно.

Объектом диссертационного исследования выступает русское любительское театральное творчество.

Предметом исследования является культурная диверсификация русского любительского театрального творчества.

Цель исследования — выявить специфику культурной диверсификации русского любительского театрального творчества в историко-культурном и философско-культурологическом аспектах.

Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

• проанализировать культурно-историческую эволюцию русского любительского театрального творчества в контексте культурной диверсификации;

• выявить особенности любительского театрального творчества в социокультурном пространстве Белгородского региона;

• исследовать основные формы взаимодействия любительского театрального творчества и Русской Православной Церкви;

• актуализировать ценностный потенциал русского любительского театрального творчества как средства гармонизации жизнедеятельности человека.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились идеи, концепции, подходы основных фундаментальных положений классических и современных наук, содержащиеся в работах отечественных авторов (М.М. Бахтин, В.Н. Всеволодский (Гернгросс), Л.С. Выготский, H.H. Евреинов, Ю.М. Лотман, К.С. Станиславский, М.А. Чехов, A.B. Эфрос и др.).

Предлагаемое исследование носит специфический междисциплинарный характер, поскольку требует многоаспектного анализа любительского театрального творчества как элемента художественной культуры народа (историко-культурологический аспект), как вида художественно-эстетической деятельности (искусствоведческий аспект), как комплекса средств психолого-педагогического, воспитательного, аксиологического и методического характера.

Историко-культурологический подход позволяет рассмотреть любительское театральное творчество в контексте историко-культурной рефлексии и культурной диверсификации, определить его основные функции, обозначить роль и место в общей системе духовно-нравственной и художественно-творческой культуры, во взаимосвязи эстетических и социальных структур.

Искусствоведческий (театроведческий) подход способствует выявлению художественного своеобразия любительского театрального творчества, его осмыслению как особого процесса созидательной деятельности человека, осуществлению анализа эстетических ориентаций субъектов театральной культуры и ценностных установок, заложенных в основе существования диверсифицирующегося любительского театрального творчества.

Социологический подход позволил провести анализ форм и духовно-нравственных императивов диверсификации русского любительского театрального творчества.

Философско-культурологический подход, объединивший все выше обозначенные подходы, обеспечивает осмысление процесса культурной диверсификации русского любительского театрального творчества как специфического рода человеческого познания и деятельности, синтеза разума и эмоций, уникального средства гармонизации бытия мира человека в истории культуры.

Междисциплинарный подход, используемый в диссертации, даёт возможность проследить тенденции культурной диверсификации русского любительского театрального творчества и его феноменов на стыке философии, истории, культурологии, психологии, эстетики, педагогики и искусствоведения (театроведения).

Научная новизна диссертационного исследования, обусловленная целостным изучением специфики культурной диверсификации русского любительского театрального творчества в историческом и* философско-культурологическом аспектах, представлена следующими результатами:

• впервые предметом * научного исследования выступает культурная диверсификация русского любительского театрального творчества как сложносоставного многомерного социокультурного явления в контексте культурно-исторической эволюции;

• выявлены особенности любительского театрального творчества в социокультурном пространстве Белгородского региона, заложенные основоположником русской национальной театральной школы М.С. Щепкиным;

• исследованы основные формы взаимодействия любительского театрального творчества и Русской Православной Церкви, механизмы и условия их конструктивного диалога, ориентированного на возрождение национальной культуры и православного самосознания народа в контексте духовно-нравственных императивов диверсификации русского любительского театрального творчества;

• актуализирован ценностный потенциал русского любительского театрального творчества как фактора преодоления социально-экономического и духовно-нравственного кризиса российского общества, как способа сохранения и популяризации корневых основ русской художественной культуры, искусства, народного творчества, как средства гармонизации жизнедеятельности человека и социума.

Положения, выносимые на защиту:

1. Русское любительское театральное творчество - сложносоставное и многовекторное социально-культурное явление, ориентированное на формирование личности и общества в каждую культурно-историческую эпоху. Культурная диверсификация русского любительского театрального творчества представляет собой поступательное расширение спектра форм и способов отражения бытия. как основы многофункциональной аксиологической системы, реализующей русскую культурно-художественную традицию. Культурная диверсификация русского любительского театрального творчества выступает как: историко-культурный и социальный процесс эволюции русского любительского театрального творчества, сопряженный с формированием его аксиологической парадигмы; процесс модернизации и совершенствования феномена культуры, его обогащение новыми выразительными средствами художественного воздействия; сложная многоуровневая и многопрофильная структура, представленная в своей целостности и уникальности её отдельных элементов; процесс расширения сферы воздействия театрального творчества на структуры, изначально не являющиеся тождественными по своей функциональной роли и принадлежности; целенаправленный образовательно-гуманизационный процесс, базирующийся как на традиционных, так и на инновационных методах духовно-нравственного воздействия.

2. Любительское театральное творчество Белгородчины является процессом и результатом культурной диверсификации, осуществляемой благодаря историко-этнографическому, социокультурному, собственно художественному опыту соотечественников, в том числе и земляков, среди которых митрополит Московский и Коломенский Макарий (М.П. Булгаков); композиторы, дирижёры и педагоги С.А. Дегтярёв и Г.Я. Ломакин; первый русский декабрист В.Ф. Раевский; публицист и учёный A.B. Никитенко; философ, публицист и литературный критик H.H. Страхов; поэт-романтик, драматург И.Н. Шидловский; актёр, драматург, режиссёр, создатель любительских театральных кружков на Белгородчине П.Я. Барвинский; основатель крепостного театра И.О. Хорват; великий русский актёр-реалист М.С. Щепкин.

3. Конструктивный диалог любительского театрального творчества и Русской Православной Церкви по выстраиванию «духовной вертикали» — как проявление культурной диверсификации русского любительского театрального творчества — обусловлен вызовами современности, новейшими социокультурными процессами асоциального характера. Сущностный универсализм русского любительского театрального творчества, заключающийся в поиске ценностных ориентиров, смысла человеческого бытия, защите гуманистических идеалов, обеспечивает взаимодействие любительского театрального- творчества (как «кафедры любви и добра») и Русской Православной Церкви, трансляцию духовно-нравственных императивов.

4. Культурная диверсификация русского любительского театрального творчества в современных социокультурных условиях представляет собой: собственно эстетический и духовно-нравственный ресурс нации, обеспечивающий процессы гуманизации и гармонизации бытия общества и государства; вневременный фактор формирования и нравственной социализации целостной гармоничной личности; универсальный способ сохранения и популяризации корневых основ русской художественной культуры, искусства, народного творчества.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Представленные в диссертации материалы могут использоваться в преподавании вузовских дисциплин «Культурология», «Философия», «Любительский театр», «История мировой культуры» и др.

Результаты диссертационного исследования могут стать основой для выработки новых концептуальных моделей развития любительского театрального творчества, определения стратегии развития художественно-творческих (в том числе и региональных) проектов, программ, реализации репертуарной политики в культурно-досуговой сфере; позволят выбрать вектор развития современных любительских театральных коллективов; актуализируют конструктивный диалог народного и православного театра. Некоторые из положений и концепций диссертационного исследования послужат философско-культурологическим сопровождением исследований современных искусствоведов, философов, театральных критиков, театроведов и театральных деятелей.

Апробация исследования. Основные результаты диссертации представлены в докладах на Международных научных конференциях («Современная православная теология: проблемы соотношения христианских и общечеловеческих ценностей» (Орёл, 2007); «Восприятие космоса и истории в миросозерцании русского православия» (Белгород, 2008); «Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации» (Ульяновск, 2009); «Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики» (Курск, 2010); «Пам'яткознавч1 погляди молодих вчених XXI ст.» (Харьков, 2010); на Всероссийских научных конференциях («Социальная адаптация детей и молодежи с ограниченными возможностями» (Белгород, 2009); «Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики» (Белгород, 2009); «Социальная работа - профессия XXI века» (Уфа, 2009); «Булгаковские чтения» (Орёл, 2009-2010); «Проблемы духовно-нравственного воспитания на Белгородчине; православные традиции и светская культура», материалы регионального круглого стола (Белгород, 2009).

Основное содержание диссертации нашло отражение в 11 статьях, в том числе в 2 статьях, опубликованных в журналах из списка ВАК.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии НИУ «БелГУ» и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 216 наименований. Общий объём диссертации составляет 164 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Перепелкина, Яна Сергеевна

Заключение

Подводя итоги диссертационного исследования, отмечаем, что сегодня любительское театральное творчество является полноправным и авторитетным диверсифицирующимся социокультурным институтом, обеспечивающим и сопровождающим процесс гармонизации и гуманизации бытия человека, общества и человечества.

На протяжении всего историко-культурологического развития театральное творчество, диверсифицируясь в контексте социально-культурных изменений, трансформируясь и бытуя благодаря эволюционирующей парадигме форм и видов, любительское театральное творчество интерпретирует и объясняет по-своему исторические и социокультурные процессы, создаёт и транслирует эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, предлагает решения многих философских проблем, выполняет значительную воспитательную роль, способствуя формированию качеств личности, необходимых для жизни в тех или иных условиях.

Потребность в зрелище была присуща человеку с глубокой древности. Это объясняется тем, что сама жизнь человека по природе своей театральна, а творчество как созидательная деятельность — одна из основных составляющих внутреннего мира человека. При этом необходимо отметить, что природа потребности в зрелищности, как и природа личности человека, имеет двойственный характер. С одной стороны - это требование в развлечении, в отдыхе от тяжелой трудовой деятельности. С другой стороны - это постоянное стремление к познанию себя, своего внутреннего «Я», осознанию своего места и роли в мире, активный поиск смысла жизни, то есть активная духовная деятельность.

Проследив историю развития любительского театрального творчества в параллели с развитием общества, мы пришли к выводу, что функциональное значение театрального творчества на протяжении веков не менялось. Основным назначением его всегда оставалось создание некой модели мира, представление образа живой действительности в искусственно созданном пространстве сцены. Важно и то, что в разные исторические периоды на функциональность театрального творчества делались различные акценты.

Будучи институтом социального общения, театр всегда оказывал влияние на общественные процессы, представляя интересы определённого класса. В'этом смысле в исторической перспективе театральное творчество можно представить как некую модель взаимодействия и взаимовлияния двух основных составляющих: общества и театра. Как показывает опыт, представленная модель может иметь как положительные, так и отрицательные моменты.

Несмотря на то, что театральное творчество противостояло всякого' рода идейным и бюрократическим ограничениям, всегда существовали различного рода регулирующие институты, направляющие творчество в иное русло, что зачастую вело к подавлению и искажению нравственных и духовных основ самой природы театрального творчества. Примером такого негативного воздействия может служить советский период истории страны, который привел искусство к глубокому кризису, и постсоветский период, приведший театр в зависимость от коммерческого спроса. В этих условиях возникает трудная дилемма между свободой творчества и зависимостью от коммерческого успеха. В такой ситуации изучение социально-культурных проблем театрального творчества приобрело особую актуальность, в частности, в контексте художественной культуры российских регионов, опыт которых в данной диссертации представлен на примере Белгородской области.

Русское любительское театральное творчество — сложносоставное и многовекторное социально-культурное явление, ориентированное на формирование личности и общества в каждую из культурно-исторических эпох. Культурная диверсификация русского любительского театрального творчества представляет собой поступательное расширение спектра форм и способов отражения бытия как основы многофункциональной аксиологической системы, реализующей русскую культурно-художественную традицию; выступая' как: социокультурный процесс эволюции русского любительского театрального творчества; процесс модернизации и совершенствования- феномена культуры; сложная, многоуровневая и многопрофильная структура; процесс расширения сферы воздействия театрального творчества на бытие человека и общества; целенаправленный образовательно-гуманизационный процесс.

Как показывает исследование, любительское театральное творчество Белгородчины является» процессом и результатом культурной диверсификации, осуществляемой благодаря историко-этнографическому, социокультурному, собственно художественному опыту соотечественников.

На основании осуществлённого анализа констатируем, что современное любительское театральное творчество- на Белгородчине традиционно развивается в двух направлениях: 1) постановка спектаклей с глубоким смысловым содержанием и психологической нагрузкой; 2) коммерческое (причём, второе направление значительно уступает первому в плане смысловой нагрузки и воспитательного содержания). Любительский театр и сегодня остаётся уникальным явлением, особым видом творчества, который обладает огромным творческим потенциалом, мощной энергетикой и удивительной бескорыстностью.

Возникновение различного рода любительских театральных коллективов на Белгородчине — вполне закономерный процесс, обусловленный современной социокультурной обстановкой и потребностями зрителя. Одним зрителям необходим шумный праздник, имеющий характер развлекательного увеселительного зрелища, другим — высокие нравственные эмоции, сопереживание, восхищение и духовное очищение. Это особенно актуально в современной' ситуации установления конструктивного диалога междуРусскойПравославной Церковьюи театральным творчеством:

Отметим, что на протяжении нескольких веков: отношения Русской4 Православной Церкви и театрального? творчества? отличались, как: полным неприятием, так и тесным сотрудничеством: Это, в частности, было обусловлено языческим наполнением, содержания- действ. После: того, как христианская вера стала государственной' религией, , а язычество? потерпело? крах, Церковь приобрела; общественный авторитет, соответственно и отношение к театру начало постепенно меняться. Элементы театра все более проникали в Церковь, а церковная служба театрализовывалась (доказательство чего — литургическая драма — мистерия). Функционируя в лоне православной Церкви, являясь средством проповеди, театр становится совершенно иным, нежели античный; Тем более что последний больше не мог существовать, как. и не могло существовать язычество. Христианское: сознание положило конец античным зрелищам, показыванию- себя перед людьми и иллюзорному лицедейству.

Проанализировав историю русского театра, основанного православным царем Алексеем Михайловичем, мы пришли к выводу, что корни его лежат в православии. Не без воздействия православной религии в начале XX века, создавали Художественный театр два великих деятеля- К.С. Станиславский и В:И. Немирович-Данченко; Их мечтой было создание идеального театра -«кафедры добра» (Н.В. Гоголь),: в основе которого лежало бы чувство переживания, умение понять и простить чужую боль, ощутить всю тяжесть греха, через своё сознание. Это и есть истинные христианские цели.

В> основе системы, созданной К.С. Станиславским, - расширение духовного и эмоционального опыта творца-актёра. Новое реалистическое искусство, Станиславский назвал искусством переживания, требующим от актёра подлинной жизни человеческого духа. Из всех элементов системы реформатор театра особо выделял детскую наивность и коллективное творчество. В этом мы находим некую созвучность Евангельским истинам, произнесённым Самим Иисусом Христом: «.Если не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное» и «Где двое или трое собраны во имя Моё, то и Я'посреди них».

Нынешняя позиция Церкви в отношении к. театру декларируется в «Основах социальной концепции РПЦ». Так, театр, как и другие виды художественного творчества, Церковь благословляет, «если творчество способствует нравственному"и духовному преображению личности». Данная позиция подвела ясную и обоснованную черту под прошлым, а также определила, что светская культура способна быть носителем благовестия.

Опыт сотрудничества современных театров с Церковью позволяет сделать вывод, что не только духовные театры («Глас» и «Камерная сцена») проповедуют христианские идеалы, но и множество светских театров, преследующих в своём творчестве истинно православную цель - духовное обогащение зрителей, призыв к нравственному совершенствованию личности, воспитание её в пространстве православной культуры.

Современное любительское театральное творчество играет роль духовнообразующей среды, воспитывающей человека и актуализирующей духовные искания многих поколений людей разных национальностей и вероисповедания. Каждое произведение театрального творчества должно преследовать главную основополагающую цель — моделирование мира, созидание духовности, нравственности и позитивности общества, в первую очередь, в аспекте религиозных чувств.

Перспективный диалог любительского театрального творчества и Русской Православной Церкви по выстраиванию «духовной вертикали» — как проявление культурной " диверсификации русского любительского театрального творчества - обусловлен новейшими социокультурными процессами асоциального характера, ориентирован на поиск ценностных ориентиров, смысла человеческого бытия, защиту гуманистических идеалов, трансляцию духовно-нравственных императивов.

Как специфический род человеческого мышления и деятельности, как уникальное средство гармонизации жизненного мира человека, любительское театральное творчество оказывает существенное влияние на формирование ценностного отношения к человеческой личности, к природе, обществу, культуре, религии, укрепляет оптимистические настроения человека, выстраивающего «храм» в душе своей.

Выявление перспектив • развития любительского театрального творчества в.сфере гармонизации жизнедеятельности человека сопряжено сегодня, в ситуации девальвации духовно-нравственных ценностей, в первую очередь, с обнаружением и трансляцией его воспитательного, собственного педагогического потенциала. Разработка таких вопросов предполагает междисциплинарное обращение к «багажу» наук, вовлечённых ныне в интерактивное взаимодействие.

Предпринятый нами комплексный анализ позволяет рассмотреть тенденции диверсификации любительского театрального творчества:

- процесс увеличения -разнообразия и трансформация форм и видов творчества;

- процесс расширения структурных особенностей и свойств;

- процесс расширения функционального назначения; •

- обогащение содержания и характера деятельности;

- рост внутреннего разнообразия, расширение смыслового поля.

Феномен любительского театрального творчества в его многожанровости (драма, комедия, трагикомедия, водевиль, пантомима, мелодрама, пастораль, кукольный театр, мюзикл, фарс), расширение сфер деятельности любительского театрального творчества (крепостной театр, крестьянский театр, рабочий театр, студенческий (молодёжный) театрстудия, детский театральный коллектив, православный театр) обусловлены социокультурными и историческими процессами.

В итоге, культурная диверсификация современного русского любительского театрального творчества представляет собой: а) духовно-нравственный ресурс нации, обеспечивающий процессы гуманизации и гармонизации бытия общества и государства; б) вневременный фактор формирования и нравственной социализации целостной гармоничной личности; в) универсальный способ сохранения и популяризации корневых основ русской художественной культуры, искусства, народного творчества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Перепелкина, Яна Сергеевна, 2011 год

1. Авдеев-, А.Д. Происхождение театра. Элементы театра, в первобытнообщинном строе Текст. / А1Д1 Авдеев: Искусство; 19591267 с. ■ ■.' . ' "■■■'; :

2. Амелина,, В^ч<4т6»в-.именйз'тебе''м0ём?>>г- Текст.*/ В^-Амелинак// Белгородскаяправда. — 2008. — 5 апреля.3: Андреев, М.Л. Средневековая европейская; драма Текст. / М.Л. Андреев. М.: Искусство, 1989. - 293 с.

3. Аксаков, С.Т. Собрание сочинений Текст.; В 5 т. Т. 4. История моего знакомства с Гоголем ; Очерки и незавершённые произведения ; Статьи ; : Рецензии Заметки / С.Т. Аксаков. — М. : Правда, (библиотека «Огонек»), 1966.-480 с.

4. Аникин, В.П. Теория фольклора Текст. : Курс лекций / В .П. Аникин ; Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1996. - 408 с.

5. Анисимов, В.П; Русский театр Текст. / В.П. Анисимович — М. : Владос, 1998. -345 с.

6. Арутюнов, С.А. Обычай, ритуал, традиция Текст. / С.А. Арутюнов // Советская этнография. 1981. - № 2: - С. 98. •

7. Асеев, Б.Н. Русский драматический театра от истоков до конца XVIII века Текст. : учебник для театр, ин-тов / Б.Н. Асеев. 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Искусство, 1977. - 634 с.

8. Байденко, В.И. Диверсификация среднего профессионального образования: сущность, условия, пути реализации Текст. / В.И. Байденко ; Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995.

9. Бакланова, Н.К. Психологические основы профессионального мастерства Текст. : лекция по курсу «Психология» для студентовхудожественных специализаций институтов культуры / Н.К. Бакланова. М. : МГИК, 1991.-135 с.

10. Бакланова, Т.И. Самодеятельное художественное творчество в СССР Текст. : учебное пособие / Т.И. Бакланова. Mi : МГИК, 1986. - 79 с.

11. Бапбурин, А.К. О жизни вещей в народной культуре Текст. / А.К. Бапбурин // Живая старина. — 1996. № 3. - С. 9.

12. Бапбурин, А.К. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура Текст. / А.К. Бапбурин // Советская этнография. 1985. - № 2. - С. 37.

13. Бахтина, В.П. Русский фольклор в современном мире Текст. / В.П. Бахтина. -М. : Наука, 1991. 267 с.

14. Бегунов, В.И. Царь Салтан зовет нас в гости! Текст. : премьера Детского музыкального театра им. Н. Сац оперы H.A. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» / В.И. Бегунов // Музыка и время. - 2009. - № 1. - С. 62-64.

15. Бегунов, Ю.К. Ранняя русская драматургия (конец XVII первая половина XVIII века) Текст. / Ю.К. Бегунов // История русской драматургии: XVII - первая половина XIX века / отв. ред. Л. М. Лотман ; АН СССР ; ИР ЛИ. - Л. : Наука, 1982. - 352 с.

16. Белгородоведение Текст. : учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. В.А. Шаповалова. Белгород : Изд-во БелГУ, 2002. — 410 с. : ил.

17. Белгородская губерния 1727 1779 гг. Текст. : сб. докум. и материалов. - Белгород., 2001. - 543 с.

18. Белгородская область: история и современность Текст. / ред. совет: Е.С. Савченко, C.B. Муравленко, С.П. Тимофеев и др. ; Фонд регионального развития. М. : ИМИДЖ-Контакт, 2007 — 65 с. : цв. ил.

19. Белгородский краеведческий вестник Текст. / редкол.: А.И. Папков и др. Белгород : Везелица, 2005. - Вып. 5. — 158 с.

20. Белкин, A.A. Русские скоморохи Текст. / A.A. Белкин ; АН СССР ; Институт истории искусств Министерства культуры СССР. М. : Наука, 1975. -192 с.

21. Белкин, A.A. Скоморохи в общественной жизни Руси Текст. / A.A. Белкин // Театр. 1971. — № 11.

22. Белогорье: краеведческий альманах Текст. У редкол.: В.А. Шаповалов и др.; Администрация Белгор. обл.; Белгор. гос. ун-т. Белгород : Изд-во БелГУ, 2006. - 345 с.

23. Бердяев, H.A. Душа России Судьба России Текст. / H.A. Бердяев // Судьба России. М., 1990. - 306 с.

24. Библия Текст. : Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Библейские общества, 1993. - 1346 с.

25. Богатырёв, П. Г. Фольклор как особая форма творчества Текст. / П.Г. Богатырёв // Вопросы теории народного искусства. М. : Искусство, 1971.-С. 368-383.

26. Богоявленский, С.К. Московский театр при царях Алексее и Петре Текст. / С.К. Богоявленский. М.: Советская Россия, 1914. — 560 с.

27. Большой энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд., перераб. и> доп. - М. : Большая российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.: ил.

28. Булгаков, С.Н. Православие: Очерки учения православной Церкви , Текст. / С.Н. Булгаков. М. Фолио, 1991. - 472 с.

29. Василенко, В.М. Народное искусство Текст. / В.М. Василенко // Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М., 1974. - С. 277-280.

30. Вахтангов, Е.Б. Материалы и статьи Текст. / Е.Б. Вахтангов. -М. : ВТО, 1959.-67 с.

31. Воронов; 0>1фестьянском искусстве: №бранные:труды;Текст.г / сост.: Л:И: Свионтковская-Воронова, T.Mi Разина*; Авт: встуш ст. и биогр. очерка»Т. М; Разина.- М! : €ов. художник, 19721- 350 с:

32. Всеволодский, В. Б. (Гернгросс) История русского театра Текст. / В;Н.Всеволодский (Гернгросс): Mi: Изд-во AHRCCCP, 1957. - 262 с.

33. Выготский, Л1С. Психология искусства Текст.? / под ред. М.Г. Ярошевского ; подготовка текста В.В. Умрихина. — М. : Педагогика, 1987. — 236 с.

34. Ганелин, Ш.И. Дидактическиш принцип сознательности Текст. / Ш1И^Ганелин^ Ms : Изд-во АПНйРСФСР, - 1961. — 223 с.

35. География Белгородской области Текст. : учеб. пособие для уч-ся сред, школ Белгородской области / под ред. Г.Н. Григорьева. Белгород : Изд-во БелГУ, 1996. - 144 с.

36. Георгиева, Г.С. Русская культура: история и современность Текст.: учеб. пос. для студ. вузов / Г.С. Георгиева. 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. — 604 с.

37. Глаголин, Б.С. За кулисами моего театра. Текст.; : театральные эпизоды / Б.С. Глаголин. СПб., 1911. - 365 с.

38. Гоголь, Н.В: Собрание сочинений Текст. В 7 т. Т. 6. Мертвые души (окончание ; ранняя и позднейшая редакции) / Н.В. Гоголь / В. Розанов о Н. Гоголе ; Д. Мережковский о Гоголе. М. : Художественная литература, 1986.-416 с.

39. Гоголь, Н.В. Собрание сочинений Текст. В 8 т. Т. 7. Выбранные места из переписки друзьями ; Статьи, напечатанные в «Современнике» 1836-37 ; Не напечатанное при жизни Н.В. Гоголя ; Незавершенное / Н.В. Гоголь. М.: Советская Россия, 1958.- 384 с.

40. Голиков, B.C. Школа университетской «драмы» Текст. / B.C. Голиков // Очерки по истории Ленингр. ун-та. 1989. - Вып. 6. - С. 6-10.

41. Грайворон сквозь свет веков Текст. / авт. кол. : Е. Доманова И. Быканова, В. Ерошенко. — Грайворон : Белг. обл. тип., 2005. — 89 с.

42. Гребёнкин, A.B. Театральная педагогика вчера и сегодня Электронный ресурс. / A.B. Гребёнкин. — М. — 2001. — Режим доступа: http://www.theaterl 11 .ru/stg-4.htm

43. Гриц, Т.С. М.С. Щепкин: Летопись жизни и творчества Текст. / Т.С. Гриц ; АН СССР, Институт истории искусств Министерства культуры СССР, Институт театра, музыки и кинематографии Министерства культуры РСФСР. -М.: Наука, 1966. 870 с.: ил.

44. Гулыга, A.B. Эстетика в свете аксиологии Текст. / отв. ред.-сост., авт. предисл. И.С. Андреева; РАН. Ин-т философии. СПб : Алетейя, 2000. -180 с.

45. Гуревич, А.Я. . Крестьянство и духовная жизнь раннесредневекового общества Текст. / главн. ред. 3. В. Удальцова. // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. — 1985. — Вып. 4. 521 с.

46. Гуревич, П.С. Философия культуры Текст. : пособие для студентов гуманитарных вузов / П.С. Гуревич. — 2-е изд. М. : Аспект Пресс, 1995.-228 с.

47. Гусев, В.Е. Взаимосвязи русской вертепной драмы с белорусской и украинской Текст. / отв. ред. Б.Н. Путилов, В.К. Соколова // Славянский фольклор : сб. статей М.: Наука, 1972. - С. 307-311.

48. Гусев, В.Е. Виды. современного фольклора славянских народов Текст. / В.Е. Гусев // История, культура, фольклор и этнография славянских народов : VI Междунар. съезд славистов (Прага, 1969 г.). М., 1969. — С. 297-298.

49. Гусев, В.Е. Жив ли фольклор? Текст. / В.Е. Гусев // Живая старина. 1995. - № 2. - С.9-10.

50. Гусев, В.Е; Русская народная художественная культура- Текст. г:. Теоретические очерки /ВШ.Гусев; — СИб^,1993У—1?1Ш с.54t. Дадамящ.ГХ Театр в культурной;жизни России:19Т4-1917 Текст.? / Г.Г. Дадамяш Mí: ГИТИС, 2000? - 195 с:: ил.

51. Данилов, С.С. Очерки;по истории русского драматического театра Текст. / С.С. Данилова- М.: Искусство, 19481.- 346 с:56: Дашшов;, .1^сс|еит)щаматгаеский^ GIG.'!

52. Данилова-Ш : Искусство-1957. —Т. 1. -157 с.

53. Дмитриев, Ю.А. Звёзды; провинциальной сцены (конец XIX -начало XX вв:) Текст. / Ю.А. Дмитриев: М1:ТТ4ТИС^ 2000^-176 с.

54. Дмитриев, Ю:А. Очерки по истории русского драматического театра от истоков до 1898 г. Текст. / Ю.А. Дмитриев: М. : ГИТИС, 2002. -192с.

55. Домострой (По рукописи императорской публичной библиотеки) Текст. / под ред. В.А. Яковлева. — СПб. : Изд-во Д.Е. Кожанчикова, 1867. — 431 с. . . . .

56. Доронина, И. Круглое Здание в Головчино: история и культурный центр Текст. / И. Доронина // Смена. 2007. - 6 июня.

57. Евреинов, H.H. Драматические сочинения Текст. В 3 т. Т. 1. / H.H. Евреинов. СПб., 1908. - 346 с.

58. Евреинов, H.H. Театр и эшафот Текст. : К вопросу о происхождении театра как публичного института / H.H. Евреинов // Мнемозина: Документы и. факты' из истории русского театра XX века. М:, 1996.-С. 56-79;

59. Елькина, М. Театр Текст. / М. Елькина: — М;,: Олма-пресс гранд, 2002. 224'с. : ил.

60. Ермаков, В.Д. Культура России IX XX в. Текст. : учеб. пос. для поступ. в вузы культуры-и искусств / В.Д. Ермаков. - СПб. : Соларт, 2004. -68-с.

61. Ершова; А.П. Театральные занятия для младших школьников Текст. : пособие для учителя / А.П. Ершова. М. : Посвящение, 1995. - 272 с.

62. Ефремов, A.JI. Формирование личности в условиях театрального коллектива Текст. / A.JI. Ефремов. СПб., 2004. - 89 с.

63. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины Текст. : учеб: пособие / М.С. Жиров, О .Я. Жирова. Белгород : БелГИК, 2000.-265с.

64. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры Текст. : учеб. Пособие / М.С. Жиров. Белгород : Изд-во БелГУ, 2003. - 312с.

65. Жиров, М.С. Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины Текст. : учеб. пособие / М.С. Жиров, О .Я. Жирова. Белгород : БелГИК, 2002. - 164 с.

66. Жирова, О.Я. Традиции празднично-обрядовой культуры Земли Белгородской Текст. / О.Я. Жирова. Белгород, 2004. - 143 с.

67. Зеленин, Д.К. Статьи по духовной культуре, Текст. / Д.К. Зеленин.- М.: Индрик, 1994: 400 с:

68. Зоркая, Н.М. Фольклора Лубок. Экран- Текст. / Н.М'. Зоркая. М. : Искусство, 1994. - 239 с.: ил.

69. Зубарева, Л.А. Художественная культура Белгородского края Текст.;: учеб. пос. для студентов средних специальных и высших учебных заведений / Л.А. Зубарева. — Белгород: Поллитера; 2006. — 267 с.

70. Зыкова, Е.В. Искусство театра в системе непрерывного культурологического образования Текст. / Е.В. Зыкова. Смоленск, 1999. — 299 с. ' '

71. Ильин; И.А. Основы христианской культуры Текст. / И.А. Ильин.- М;: Издание Братства Прет Иова, 1990: 350 с.

72. Ирд,, К.К. Размышления о театре Текст. / К.К. Ирд. Л. : Искусство, 1955. - 78 с.

73. Г. История России: вторая половина XIX — XX вв. Текст. : курс лекций / под ред. Б.В. Личмана ; Урал. гос. техн. ун-т. — Екатеринбург, 1995. -352 с.

74. История театра Текст. : программа и методические материалы по курсу «Режиссура театрализованных представлений» / сост. Н.Г. Рузаева ; МГУКИ: М. : МГУКИ, 2003. - 32 с.

75. Каноны или книга? правил святых апостол; святых соборов. Вселенских и Поместных, и святых; отец Текст.: 2-е; изд. — Монреаль : Издание братства^прет.Иова Почаевского^ 1974.- 578 с.

76. Капла, В.И. Борис Любимов: Театр — это лестница и вверх, и вниз Текст. / В.И. Капла // Фома. -- 2007. № 3. - С. 15-18:

77. Карнаухова, И.В. «Главное раскрыть смысл:.»» Текст.; / И1В. Карнаухова.— М.': Детская/литература; 1966; — С., 1Ш. ;

78. Кассирер, Э. Философия символических форм Текст. : введение и постановка проблемы / Э. Кассирер // Культурология XX век. Антология — М., 1995.-219 с.

79. К бенефису Виталия Старикова Электронный ресурс. / Н. Почернина (по материалам блога\ «livejournal.com») ;: БЕАДТ. им.- М.С. Щепкина. Режим« доступа:: Ьйр://\\'ЛУШ.Ье11Ьеа1ге.1Т1/тёех:рЬр?орт\&=2

80. Керженцев, П:М: Творческий театр Текст. /.П.М1 Керженцев.,—5-е изд., доп-е. М.: Пг. Госиздат, 1923. 234 с.

81. Кнебель, М.О. О том, что мне кажется особенно важным Текст. : статьи, очерки; портреты / М.О. Кнебель. М.: Искусство; 197 Г. — 520 с.

82. Коваль, А.Р. Спектакль «Апостол Павел» Текст. / А.Р. Коваль // Российская газета. — 2004; — № 3539.

83. Колесник, В.Н. Виталий Стариков Текст. / В.Н. Колесник // Звонница. 20021 - № 3. - С/129-130 .

84. Кондратьева, Л. Белгородский государственный академический драматический театр им. Щепкина Текст. / Л. Кондратьева, В. Слободчук, А. Герман. Белгород : ОАО Белгородская типография, 2006. - 163 с.

85. Конюшков, Е.Д. В какой театр вы ходите? Текст. / Е.Д. Конюшков // Православная беседа. 2001. - № 5. - С. 52-54.

86. Конюшков, Е.Д. Комедия условностей Текст. / Е.Д. Конюшков // Православная беседа. 2001 - № 5. - С. 66-68.

87. Конюшков, Е.Д. Необходимое условие Текст. / Е.Д. Конюшков // Православная беседа. 2007 — № 3. - С. 52-55*.

88. Конюшков; Е. Д. Храм искусства^или ярмарка тщеславия Текст.1/ Е.Д: Конюшков // Православная беседа. 2004 - № 5. — С. 51-54.

89. Кравченко, А.И. Культурология Текст. : учеб. пособие / А.И. Кравченко. 3-е изд. - М. : Академический проект, 2000. - 432 с.

90. Краснобаев, Б.И. Очерки русской культуры XVIII века Текст. : пос. для учителей / Б.И. Краснобаев. М. : Просвещение,1972. - 336 с.

91. ЮО.Кристи, Г.В. Книга К.С. Станиславского «Работа актёра над собой» Текст. / Г.В. Кристи. -М:: Советская Россия, 1971. 134 с.

92. Крыжицкий, Г.К. Немирович-Данченко о работе над спектаклем Текст. / Г.К. Крыжицкий. М. : Советская Россия, 1958. - 95 с.

93. Крылов, Е.Г. Духовные традиции русского искусства и театральная школа Текст. / Е.Г. Крылов // Миссионерское обозрение. — 2001 № 2. - С. 12-16.

94. Кузьмин, А.И. У истоков русского театра Текст. : кн. для учащихся / А.И. Кузьмин. -М.: Просвещение, 1984. 157 с.

95. Культурология XX век Текст. : Антология / гл. ред. и сост. С.Я. Левит. М. : Юрист, 1995. - 342 с.

96. Культурология XX век Текст. : энциклопедия в двух томах / гл. ред. и сост. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998. - 640 с.

97. Летов, В.И. Феномен перевоплощения и душа Текст. / В. И. Летов // Шестое чувство. 2007. - № 4. - С. 8-12.

98. Леонгард, К. Акцентуированные личности Текст. / К. Леонгард. -2-е изд. Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. — 390 с.

99. Литвинцева, Т.Н. Икона в глубине сцены Текст. / Т.Н. Литвинцева// Духовно-нравственное воспитание (Научно-просветительский журнал)^ 2004. - № 3. - С. 68-76.

100. Лихачев, Д.С. Раздумья о России Текст. / Д.С. Лихачев. СПб., 1999: -666 с.

101. Лотман, Ю.М Семиосфера Текст. / Ю.М. Лотман. С.-Петербург : Искусство-СПБ, 2000. - 704 с.

102. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. XIX в.) Текст. / Ю.М. Лотман. - 2-е изд., доп. - СПб.: Искусство, 2002. —413с.: ил.

103. Любимов, Б.Н. Действо и действие Текст. В 2 т. / Б.Н. Любимов. М. : Языки русской культуры, 1997. - 576 с.

104. Любомудров, М. Парадигма русского театра Текст. / Марк Любомудров // Молодая гвардия. 2010. -N 3. - С. 280-288.

105. Мамонтова, H.H. Проблемы изучения традиционных форм культуры и понятие «народное искусство» Текст. / H.H. Мамонтава // Научные чтения памяти В. М. Василенко : Сб. ст. М., 1997. - Вып. 1. — С. 23.

106. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука Текст. / Э.С. Макарян. М;: Мысль, 1983. - 65 с.

107. Марков П.А. О театре.-Текст.'Т 2. Театральные портреты1/ П.А. Марков. М.: Искусство, 1974. - 496 с.

108. Мильченко, Н.В. Екатеринбургский православный театр Текст.,/ Н.В. Мильченко // Миссионерское обозрение. 2004. - № 9. - С. 3.

109. Михайлова, Н.Г. Ориентация на» традиционную культуру в-современном народном творчестве Текст. / Н.Г. Михайлова // Ориентиры культурной политики : Информ. вып. № 10. М., 1997. - С. 88-90.1

110. Морозов, A.A. Скоморохи на севере' Текст. / A.A. Морозов // Север: Альманах. 1946. - 380 с.

111. Морозов, П.О. История русского театра до половины XVIII столетия Текст. / П.О. Морозов СПб. : типография В. Демакова, 1989." — 221 с.

112. Морозов, П.О. Феофан.Прокопович как писатель Текст. : очерк из истории русской литературы в эпоху преобразования / П.О. Морозов. СПб. : типография В. Демакова, 1988. — 235 с.

113. Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации Текст. // Сохранение и возрождение фольклорных традиций : сб. науч. тр. / М-во культуры РСФСР. НИИ культуры. М., 1990. - 387 с.

114. Народные традиции Грайворонского района Текст. : метод, пос. для работников культуры и преподавателей школ / сост. Е.В. Алиханова. -Белгород, 1998.-270 с.

115. Наследие Белогорья Текст. : альманах / ред.кол.: В.В. Романенко, Т.В.Васильева и др. ; Упр. культ. Белгородской обл. ; Белгор гос. историко-краеведч. музей. Белгород, 2006. - 172 с. : ил.

116. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры Текст. : теория и практика / М.А. Некрасова. — М. : Искусство, 1983. — 60 с.♦ *

117. Некрылова, А.Ф. Русский народный театр «Петрушка» в записях Х1Х-ХХ вв. Текст. : автореф: канд. дис. / А.Ф. Некрылова. Л.: 1973.

118. Немирович-Данченко, В.И. Театральное наследие Текст. Т. 1-21 / В. И: Немирович-Данченко. М.: Искусство; 1952. - 387 с.

119. Немирович-Данченко, В.И О творчестве актёра Текст.' / В.И. Немирович-Данченко: М.: Советская Россия, 1984. - 58 с.

120. Никитин, В.Ф. Памяти митрополита Трифона (Туркестанова) Текст. : к 50-летию со дня кончины / В.Ф. Никитин. М. : ЖМП, 1984!. -35 с.

121. Новейший философский словарь Текст. / под ред. В.А. Кондрашова, В.А., Чекалова, Д.А., Копорулина В.Н. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. 668 с.I

122. Носова^ Г.А. Язычество в православии Текст. / Г.А. Носова. М: : Наука, 1997.-241 с.

123. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Текст. / Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. — М. : 1-я Образцовая типография, 2001. 312 с.

124. Островский, Г.С. Искусство примитива как явление народной художественной культуры русского города ХУШ-начала XX в. Текст. / Г.С. Островский // Примитив в изобразительном искусстве : Тез. докл. М., 1995. -С. 9.

125. Осыков, Б.И: Сёла Белгородские Текст. : новые страницы / Б.И. Осыков // Белгородский краеведческий вестник. — Белгород, 2002. Вып.2.141,Осыков, Б.И. Театр в Головчино Текст. / Б.И: Осыков // Белгородская правда. — 1991. — 17 октября. — С. 4-5

126. Очерки краеведения Белгородчины Текст. : учеб. пос: Белгород, 2000.-187 с.1'44. Памятники историш и культуры Белгородской области Текст. : Государственный список памятников истории и культуры Белгорода. -Выпуск 1. Белгород. : БИЦ БГУНБ, 2001. - 213 с.

127. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения Текст. / Н.И. Пирогов. М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1952. — 701 с.

128. Письма русских писателей XVIII века Электронный ресурс. / В.П. Степанов. — Л., 1980. Режим доступа: http://az.lib.rU/s/sumarokowap/text0260.shtml

129. Плавильщиков, П.А. Театр Текст. / П.А. Плавилыииков // Зритель. Авг. - №6. - 1792. - С. 12.

130. Повесть временных лет Текст. / подготовка текста Д.С. Лихачева и Б.А. Романова. 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство АН СССР, 1996. -731с. • •

131. Поздных, И.К. Театральное искусство в России Текст. / И.К. Поздных. М., 2003. - 43 с.

132. Поздняков, Л. Город Грайворон со дня основания до второй половины XVIII в. Текст. / Л. Поздняков // Курские известия. Вып. 6. -1978.-С. 6-9.

133. Поляков, М.Я. Теория драмы и поэтика Текст. / М.Я. Поляков. -М. : Советский писатель, 1980. 118 с.

134. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность Текст. / В.Я. Пропп. -М.: Наука, 1976. 296 с.

135. Путилов, Б. Н. Фольклор и народная культура Текст. / отв. ред. A.C. Мыльников. СПб.: Наука, 1994. - 239 с.

136. Пятьдесят лет Белгородской области: путь созидания Текст. / ред. совет: Е.С. Савченко, А.Я. Зеликов, Н.Я. Шатохин ; Адм. Белгородской области. — Белгород : Белгородская обл. типография 2004. — 440 с. : ил.

137. Раннехристианские отцы Церкви. Мужи апостольские и апологеты Текст. / Антология. -М.: «Лодья», 1978. 490 с.

138. Раннехристианские отцы Церкви. Мужи апостольские и апологеты Текст. : антология. — М. : Лодья, 1978. 490 с.

139. Религиозный Театр Текст.: энциклопедия. — М. : Кругосвет, 2006. 650 с.

140. Рикер, П. Конфликт интерпретаций* Текст. : очерки о герменевтике / П. Рикер. М.: Медиум, 1995. — 415 с.

141. Русский актёр М.С. Щепкин Электронный ресурс. // Глинские чтения. Режим . доступа: http.V/www.glinslde.m/common/message.php?table=calend&num=848

142. Русский драматический театр Текст. / под общ. ред. М.И. Андреева, Н.Э. Звенигородской, A.B. Мартыновой. М. : Большая Российская Энциклопедия, 2001. - 568 с.: ил.

143. Рыбаков, Ю.С. Эпохи и люди русской сцены: 1672-1823 г. Текст. / Ю.С. Рыбаков. М. : Советская-Россия, 1985. - 144 с.

144. Самодеятельное художественное творчество в СССР Текст. : очерки истории, конец 1950-х начало 1990-х гг. - СПб., 1999: - 49 с.

145. Сарингулян, К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции / К.С. Сарингулян // Сов. этнография. 1981. - № 2. - С. 99.

146. Свод этнографических понятий и терминов Текст. // Народное искусство. Вып. 4: - М., 1991. - 431 с.

147. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе Текст. / Иоанн Кронштадтский. М.: Слово, 1956. - 233 с.

148. Сидоренко, В.Ф. Идея проектной культуры Текст. / В. Ф. Сидоренко // Науки о культуре : Итоги и перспективы. — Ml, 1995. С. 24.

149. Симонов, П.В. Категория сознания, подсознания и сверхсознания в% творческой^ системе К.С. Станиславского Текст. / П.В. Симонов* // Бессознательное. Природа. Функции, методы исследования. Т.2. Тбилиси: Путник, 1978.-526«с.

150. Слободянюк, Н.И. Динамика1 развития, любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени Текст. / Н.И. Слободянюк // Ярославский педагогический вестник. 2003. - №3(36). - С. 1-5.

151. Соловьёв, В.Mí Золотая книга русской культуры Текст. / В.М: Соловьёв, М.: Белый город, 2007. - 560 с.: ил.

152. Соловьёва, И.Н. Немирович-Данченко Текст. / И. Н. Соловьёва. — М.: Искусство, 1979. 408 с.

153. Сорочкин, Б.Ю. Театр между прошлым и будущим' Текст. / Б.Ю. сорочкин, СПб.: Питер, 2005. - 285 с.

154. Станиславский, К.С. Собрание сочинений Текст. В 8>т. / К.С. Станисславский. М.: Искусство, - 1954. - 432 с.

155. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве Текст. / К.С. Станисславский. М.: Искусство, 1980. - 508 с.

156. Станиславский, К.С. Работа актёра над собой Текст. / К.С. Станисславский. М. : Искусство, 1980. - 214 с.

157. Старикова, JIM. Театр в России XVIII века Текст. / JI.M. Старикова. М.: Искусство, 1997. - 75 с.

158. Стоглав. Наказные списки соборного уложения 1551 года Текст. / под. ред. И.В. Беляева // Памятники русского церковного законодательства. — Москва., 1863.-27 с.

159. Творения иже во св. отца нашего Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского Текст. В 12 т. СПб. : С.-Петербургская Духовная Академия, 1895. - 377 с.

160. Театр поведает нам много доброго Текст. / Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько) // Золотые купола. — 2003 -№1.-С. 8-9:

161. Театра Текст. : энциклопедия / авт. OiH. Дубровская. Mi : ОЛМА-ПРЕСС образование, 2002. - 320с. : ил.

162. Театр во времени-и пространстве Текст. : сборник научн. трудов памяти Г.Н. Бояджиева / ред. сост. А. Якубовский. М. : ГИТИС, 2002. - 159 с.

163. Терещенко, A.B. История культуры русского народа Текст. / A.B. Терещенко. М. : Эксмо, 2007 — 736с.

164. Тертуллиан Текст. : избранные сочинения / Квинт Септимий Флорент / пер. И. Маханькова, Ю. Панасенко, А. Столярова, Н. Шабурова, Э. Юнца / сост. и общ. ред. A.A. Столярова: М. : Прогресс, 1994: - 432 с.„

165. Товстоногов, Г.А. Современность в современном театре Текст. : беседы о режиссуре / Г.А. Товстоногов. М. : Р1скусство, 1962. - 104-с.

166. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений Текст. В 22 т. Т. 15. / JI.H. Толстой. -М. : Художественная литература, 1983. 543 с.

167. Толстой, Л. H Собрание сочинений Текст. В 22 т. Т. 22. / Л.Н. Толстой. -М. : Художественная литература, 1983. 348 с.

168. Топоров, В.Н. Модель мира Текст. / В.Н. Топоров // Мифы народов мира. -М., 1982. 81 с.

169. Ульянов; М.А. Приворотное зелье Текст. / М.А. Ульянов. М. : Алгоритм, 1999. - 288 с.

170. Успенский, Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры Текст. / Б.А. Успенский // Избранные труды. — М., 1994. — Т. 1. — С 76-79.

171. Утехин, И.В. Театр и семиотика* поведения в концепции H. Н. Евреинова Электронный ресурс. / И.В. Утехин // Проект «Звуковая энциклопедия». — Режим доступа: http://www.sonoteka.spb.ru

172. Фаминцын, А.С. Скоморохи на Руси Текст. / Л.С. Фамицын. — СПб. : Алетейя, 1989, 83 с.

173. Хайченко, Г.А. Русский народный театр конца XIX;-- начала XX века Текст.: / Г.А?. Хайченко. М. : Наука: 1975. - 288:с:

174. Хайченко, Г.А. Народный театр и дооктябрьская правда Текст. / Г.А. Хайченко // Вопросы театра / под ред. Е.Г. Холодова. Всероссийское театральное общество. М., 1970. - С. 139-140.

175. Харламова, В .А. К истории создания картотеки* В.Н; Всеволодского (Гернгросса) Электронный ресурс. / В .А. Харламова ; С. Петербургская государственная библиотека:, Режим доступа: http ://www. sptl. org/catvg. html

176. Харламова;,Т.И. Конспекты по истории русской культуры Текст. : учеб. пос. / Т.И. Харламова, А.С. Дмитриев, JI.B. Максимовских. — 2-е изд-е.- М. : Искусство, 2001. 216с.

177. Хождение Авраамия Суздальского на Восьмой Собор с митрополитом Исидором // Книга хождений. — М. : Советская Россия, 1984. -342 с.

178. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства Текст.'/ В.Н. Холопова.- СПб. : Лань, 2000; 77 с.

179. Хорякова, C.B. Игорь Яцко: Наш театр не монастырь, но отчасти? его подобие Текст. / C.B. Хорякова // Культура. — 2006. № 2. - С. 15-21.

180. Царев, М.А. Мир театра Текст. / М.А. Царев. М. : Просвещение, 1987.-254 с.J208: Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор Текст. : очерки

181. Чичеров, В.И. Русское народное поэтическое творчество Текст. : курс лекций / В.И. Чичеров: М.: Изд-во МГУ, 1959; - 404 с.

182. Чудновцев, М.И. Церковь и театр Текст. / М.И. Чудновцев. М: : Наука, 1970. - 285 с.

183. Щепкин, М.С. Записки его, письма, рассказы, материалы для биографии и родословная Текст. / М.С. Щепкин. СПБ., 1914. - 196 с.

184. Шкаровская, Н.С. Народное самодеятельное творчество Текст. / Н.С. Шкаровская. Л., 1975. — 54 с.

185. Шмелёва, E.H. Бои: за души театралов Текст. / E.H. Шмелёва // Новые известия. 2006. - № 5. - С. 5-7:

186. Шуберт, А.П. Михаил Семенович Щепкин. Род. 1788 г., ум. 1863 г. Текст. / А.П. Шуберт // Русская старина, 1888. Т. 60: - № 11. - С. 435-444.

187. Шульгин, B.C. Культура России: IX-XX вв. Текст. : учеб. пос. / , B.C. Шульгин, Л.В. Кошман,-М.Р. Зезина. М.: Аростор, 1996. - 390 с.

188. Энциклопедический словарь Текст. : Репр. воспр. изд. «Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона». В 86 т. СПб. : Фирма Полрадис, 1998.теории / К.В. Чистов. Л.: Наука, 1986. - 304 с

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.