Культура "Женского мира": семантико-семиотический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Андреева, Палина Александровна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат философских наук Андреева, Палина Александровна
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Культура «женского мира»: методология исследования
1.1. Сущность и природа культуры «женского мира»
1.2. Культурфилософские воззрения на природу культуры «женского мира»
1.3. Литературно-художественные обоснования природы культуры «женского мира»
Глава 2. Структурно-функциональные основания культуры «женского мира»
2.1. Структурно-функциональные аспекты культуры «женского мира»
2.2. Ментально-эмоциональные основания культуры «женского мира»
2.3. Динамизм культуры «женского мира»
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Характер личностного самовыражения женщины в современной России2007 год, кандидат философских наук Флусова, Виктория Сергеевна
Особенности конструирования и репрезентации женственности в русской культуре нового и новейшего времени2005 год, доктор культурологии Кардапольцева, Валентина Николаевна
Становление личности современной женщины2004 год, кандидат философских наук Куликова, Лариса Геннадьевна
Трансформации женской субъектности в европейской культуре: философско-антропологический анализ2009 год, доктор философских наук Евсеева, Людмила Валерьевна
Женское литературное творчество в России как воплощение особого ментального типа2005 год, доктор культурологии Николаева, Екатерина Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура "Женского мира": семантико-семиотический анализ»
Актуальность исследования. Изучение культуры «женского мира» как специфического единства-одинаковости актуализируется в связи с трансформацией структурно-функциональных основ общества, изменением социального положения женщин и, вместе с тем, сохранности базовых черт. В связи с этим, вопросы, связанные с природой и сущностью культуры «женского мира», в последнее время часто входят в число активно обсуждаемых в теории и практике. К ним обращаются ученые разных направлений, пытающиеся найти демаркационные линии этих позиций, взаимообусловленные аспекты социума и исследуемой проблемы и др.
Сегодня «женский мир» и его культура характеризуются принципиально новым способом существования женщины в обществе. Очевиден тот факт, что «женский мир» эволюционировал параллельно с социокультурными процессами, в связи с чем его свойства определяются новыми формами общественных отношений - степенью свободы и раскрепощенности, включенностью в разнообразные профессиональные связи, характерные для современности, каковые существенно расширили границы пространства «женского мира». Возрастание количества и качества реализации социальных женских ролей выстроило сложносоподчиненные отношения с выполнением традиционных функций (мать, жена, домоправительница, возлюбленная и др.). Хрупкий баланс, который создается в этих взаимозависимостях, усложняется отсутствием единого социокультурного значения, с которым женщина могла бы себя идентифицировать, что порождает поиск новых смыслов стабильности и, одновременно, изменчивости «женского мира».
Культура его выстраивания («женского мира») обусловлена функциональной насыщенностью повседневности, традициями, существующими в семье. Как правило, сбалансированности в профессионально-бытийственных аспектах «женского мира» практически не существует. Акцентуация смещается либо в профессионально-карьерную, либо в повседневно-традиционную плоскость, в каждой из которых формируются свои культурные нормы, ценности, коды и способы их позиционирования. Естественно, что повседневно-традиционные аспекты присутствуют в жизни каждой женщины, но становятся более или менее яркими в зависимости от доминантных ценностей ее культуры.
Они ранжируются по степени важности, исходящей из ценностных ориентаций, профессиональной жизни, проблемных аспектов, ситуативных позиций, т.е. всех спектров, определяющих миропонимание и установки женщин. Многочисленность контактов делает их менее надежными, что обеспечивает динамизм «женского мира», направленность его развития и открытость реализации возможностей.
С одной стороны, культура «женского мира» вбирает в себя многочисленные инновации, связанные с модернизацией и рационализацией социума, с другой, - подвергаясь трансформациям, она остается консервативной структурой, аккумулирующей основные интерпретирующие стратегии прошлых поколений, матрицы, в рамках которых имело место удачное разрешение проблемы самореализации.
Эти позиции позволяют анализировать культуру «женского мира» как особое единство женщин, обладающее своеобразным мировосприятием и стилем жизни, формирующее, в свою очередь, специфическую социокультурную реальность.
Многочисленные работы, изучающие женщин, «женский мир» и его культуру, рассматривали их с разных ракурсов. Однако до настоящего времени исследования, подобно представленному, предпринято не было. Это делает актуальным предлагаемый ракурс проблемы.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет утверждать, что существует значительный ряд публикаций, раскрывающих проблемы «женского мира». Это труды зарубежных и отечественных культурологов, философов, социологов, психологов, историков.
Мыслители античности, размышляя о женщинах и женственности, рассматривая ее в рамках тендерного бинаризма, подчеркивали ее зависимое положение (Сократ, Аристотель, Платон). Сущность женского начала замыкалась в характеристиках пассивного, второстепенного, нуждающегося в покровительстве в трудах А. Шопенгауэра, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля, Ф. Ницше, И. Канта и др.
Во многих работах рассматривали диалектику отношений женщины и общества К. Маркс и Ф. Энгельс.
В цивилизационном процессе женское начало констатируется как чуждое, другое и неполноценное, об этом пишут С. Файерстоун, С. Бовуар, Б. Фридан, Р. Брайдотти, К. Миллет, JI. Иригарэ, Д. Батлер X. Сиксу и др.
Понять механизм, почему женщина попала в подчинение мужчине, пытались многие известные исторические деятели. Свою лепту в это внесли Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, Н.И. Костомаров.
На формирование концепции женственности в России огромное влияние оказали писатели, прежде всего А.С. Пушкин, А.И. Герцен, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, JI.H. Толстой, которые отмечали амбивалентную суть «женского мира». Заключается это в том, что святость женщины конкретизируется в материнском образе, а страстность - в демоническом, роковом влиянии женщины на мужчину (Ф.М. Достоевский).
О том, что женское начало выражает сосредоточение духовного, выраженного в любви и гармонии, пишут Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, Л.П. Карсавин, Д. Мережковский, СЛ. Франк, Ю.Б. Рюриков, 3. Фрейд, О.М. Баранова и др.
Борец за идею всестороннего освобождения женщины А. Бебель, подробно проанализировал положение женщины в первобытном обществе, процесс борьбы между материнским и отцовским правом, истинное отношение христианства к женщине, ее положение в средние века.
Положение женщины в древнем мире, от неолитической революции до утверждения христианства, рассматривает Е. Вардиман. В своих работах представляют исследования о соотношении мужского и женского в процессе исторического развития общества Н. Пушкарева, И. Дубинский и др. Изучение «женского мира» на примере первобытного общества предлагает JI.M. Управителева. Изучают положение женщин через анализ античных мифов И.Я. Бахофен и Р. Грейвс.
Большой вклад в изучении вопросов «женского мира» внесло феминистское движение, зарождение идей которого было подготовлено целым рядом социально-экономических изменений в обществе. Показательны труды А. Рич, К. Макмиллан. Гриффин С. посвящает свою книгу «Женщина, разум и природа» анализу специфики соотношения рационального, эмоционального и интуитивного в природе сознания женщины.
Позитивные черты женского стереотипа наблюдаются в работах Т.А. Клименковой, Н.К. Радиной, О.А. Ворониной, Л.П. Репиной. Исследования женских стереотипов О.В. Митиной, Е.А. Азаровой, Р.Г. Гаджиевой показывают, что нормы и стереотипы женского поведения меняются от поколения к поколению, от культуры к культуре, что подчеркивает их культурную выраженность. Раддик С., Шрайнер О., Уитбек К. отмечают, что в основе ценностных приоритетов женщины лежит практика рождения детей, которая является специфически женской. Ходороу Н., Гиллиган К., Гримшоу Дж., Голуберг Я., Маккоби С. и другие сторонники концепции специфичности женской морали и этики выдвигают ряд положений, из которых складывается картина доминантных признаков, выражающих отличительные черты женской этики.
Рассмотренные работы позволяют судить о широте проводимых исследований, и все-таки, эти и другие наблюдения, многократно зафиксированные в научной литературе, не исчерпывают всех особенностей функционирования «женского мира», исследования особенностей его культуры. Они лишь могут служить основанием для постановки общих вопросов в проблеме определения «женского мира» как специфического единства субкультуры женщин.
Цель исследования заключается в изучении культуры «женского мира» как особого сообщества женщин, формирующего специфическую социокультурную реальность.
Задачами исследования выступают: исследование семантики понятия «культура женского мира»; изучение сущности и природы культуры «женского мира»; анализ культурфилософских и литературно-художественных концепций сущности культуры «женского мира» и особенностей личности женщины; выявление структурно-функциональных основ культуры «женского мира»; анализ семантики ментально-эмоциональных особенностей культуры «женского мира»; изучение динамизма культуры «женского мира» в зависимости от профессионально-традиционной ориентированности.
Объект исследования — «женский мир» как особая социальная общность.
Предмет исследования — семантико-семиотический анализ культуры «женского мира».
Теоретико-методологическая основа диссертации. В исследовании автор опирался на культурологические, философские, социологические, исторические и другие труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных сущности и природе «женского мира».
Значительное воздействие на формирование авторской позиции оказали работы ученых: О. Вейнингера, Г. Зиммеля, Э. Фромма о нравственно-эстетической оценке природы «женского мира». Работы JI.M. Путиловой о структуре социального самосознания, идеи И. Бахофина об историческом переходе к патриархату и женской ментальности, В. Розанова и Н. Бердяева о силе воздействия женщины на мужчину как главной вдохновительницы становления мировой культуры.
Немаловажное значение сыграли исследования мифологической и эзотерической литературы, в которой женщина и ее культурный мир рассматриваются как основа мироздания, где женщина - Богиня-мать — рождает и сохраняет все сущее. Работы А. Бейли, Д. Мельхиседека, Шри Ауробиндо и др. раскрывают эти позиции достаточно подробно.
Кроме того, на формирование авторской позиции заметное влияние оказали идеи философа Вл. Соловьева, писателей Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого и других об амбивалентной сути женщины.
Мы пытались отойти от ставшей модной оппозиции «мужчина-женщина» и сосредоточиться собственно на исследовании культуры «женского мира».
Основными методами исследования стали: метод системного и структурно-компаративого анализа, контент-анализа научной и художественной литературы, метод философской герменевтики, эмпирический метод (беседы, наблюдения).
Научная новизна и теоретическая значимость работы выражается в формировании концепции культуры «женского мира» как специфического единства-одинаковости женщин, а именно: определении сущности культуры «женского мира», понимаемой как отражение социокультурной реальности, основанной на совокупности взаимосвязанных позиций самореализации в традиционно женских и в общесоциальных сферах, статусных, ситуативных нормах; установлении параметров реализации личностного начала женщины в складывающейся культуре «женского мира» в качестве интерсубъектной модели взаимодействия. Последняя определяет специфику особого рода реальности, складывающейся при взаимоотношениях с окружающим пространством, людьми, находящимися в нем; обосновании особого наклонения культуры «женского мира», наполненного эмоциональностью, выступающей в качестве тонкой энергийности, которая мгновенно переводит в эмоцию информацию, получаемую из окружающей среды; определении качества динамики культуры «женского мира». Она (культура «женского мира»), вне зависимости от выборов (традиционно-бытийственных или социально-профессиональных) выступает как открытая система, отвечающая требованиям времени, в котором живут и развиваются ее дети, внуки - культурные лидеры, которым ей подобает соответствовать; выявлении структурно-функциональных основ «женского мира», как взаимодополняющих и взаимопроникающих друг в друга сфер занятости, где происходит преобразование внутреннего мира женщины. Обретая себя в практически-духовной деятельности, она стремится реализоваться в культуре «женского мира», насыщенной общечеловечностью, гуманностью, терпеливостью, выраженной в отношениях, содействуя в целом синтезу культуры и цивилизации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных материалов как основы дальнейших теоретических разработок в таких областях социально-гуманитарного знания как теория и философия культуры, культурная антропология, культурология, разработке социальной политики в области урегулирования и стабилизации демографического положения в обществе.
Положения, выносимые на защиту:
У Сущность культуры «женского мира» сосредоточена в совокупном опыте духовности и мудрости женщин, раскрываемом в процессе их преобразования, способности возвыситься над природным бытием, освоить социокультурное пространство, созданное другими и создать собственный мир, в котором индивидуальное дополняется высшими надличностными гуманистическими ценностями. В силу этого последняя (культура «женского мира») может пониматься как образ, отражающий социокультурную реальность, представляющий совокупность взаимосвязанных позиций самореализации как в традиционных женских сферах, воплощенных в роли жены и матери, так и профессиональных, согласно предъявляемым общесоциальным, статусным, ситуативным нормам, заложенным в обществе и принятым женщинами в процессе совершенствования.Культура «женского мира» представляется как многоуровневое структурно-функциональное деятельностное образование в социокультурном пространстве, которое существует и развивает женщину и ее мировосприятие. Наполненное социогендерными полями, представляющими ценность для женского начала, оно включает три основных направления: репродуктивно-семейное, социально-проффесиональное и социально-бытовое. Степень значимости каждого определяется в процессе индивидуально-личностного совершенствования, представляющего отдельный квадрант «женского мира», отражающий сущность изменений, происходящих в личности женщины. Последние (сущностные изменения женщины) определяются как интегральное качество - духовность, взращиваемое в процессе взаимодействия ее природно-биологической, ментально-эмоциональной и социальной подсистем.
Культура «женского мира» проявлена в фундаментальных коллективных принципах мышления, исходящих из архаичного сознания. Они трансформированы в более глубокие представления о масштабно-космическом всеединстве, закодированные в истинах мудрости. Главная идея мифологического миропонимания, состоящая в гармонии всех микро- и макрообъектов, сформировала ментальное основание мудрости, которая, как следствие, воплощает эту идею в своих истинах, преобразуя ее в специфических женских свойствах: обаянии, привлекательности, чуткости, заботливости, жизнерадостности и других, создающих особую эмоциональную атмосферу.
Эмоциональность в достаточно высокой степени окрашивает и определяет качество культуры «женского мира». Она выступает в виде тонкой энергетической настройки. Информацию, получаемую из окружающей среды, она мгновенно переводит в эмоцию. Таким образом, между женщиной и окружающим миром складываются объективные отношения, где эмоции служат проявлением удовлетворенности (или нет) своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Динамизм культуры «женского мира» как открытой структуры обоснован на необходимости женщины соответствовать изменяющемуся миру прямо или косвенно.
• Даже позиционируя традиционно-повседневные ценности, она выстраивает свой мир применительно к интересам детей и внуков - культурных лидеров - и, соответственно, должна находиться в ракурсе новых веяний и действий. Находясь под влиянием множества жизненных факторов, женщина I I быстро принимает решение о том, какой способ организации ее мира является наиболее предпочтительным и каким образом можно обеспечить стабильность значимых для нее отношений. В зависимости от рода деятельности и проявления динамизма можно выделить множество типологий реализации женщин, каждая из которых является сложным сочетанием традиционно-бытийственных и социально-профессиональных аспектов, которые по-новому выстраивают культуру «женского мира».
Апробация работы: материалы работы были апробированы в публикациях автора, размещенных в журнале «Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки» (Тамбов, 2009), в электронном научном издании «Аналитика культурологии» (2007, 2008, 2009); научном журнале «Фундаментальные исследования» (Москва, 2008); выступлениях на IV, V Международных научных и научно-практических интернет-конференциях «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» (Тамбов, 2008, 2009); обсуждение основных положений работы состоялось на методологическом семинаре аспирантов-культурологов; обсуждение диссертации на заседании кафедры культурологии ТГУ им. Г.Р. Державина.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Западный феминизм и "женский вопрос" в культурологии1997 год, кандидат культурол. наук Соколова, Екатерина Эльмаровна
Феномен женственности в культуре средневековья: на материале артефактов письменной культуры Византии и Древней Руси VI-XVII вв.2009 год, кандидат культурологии Бармина, Валерия Эдуардовна
Традиционные женские образы и феминизация маскулинных профессий в контексте культур России и Запада2011 год, кандидат культурологии Лобова, Анна Анатольевна
Повседневная жизнь провинциальной дворянки Центральной России: XVIII - середина XIX в.2009 год, доктор исторических наук Белова, Анна Валерьевна
Трансформация самоидентификации современной женщины: между полом и гендером2005 год, кандидат философских наук Ершова, Надежда Михайловна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Андреева, Палина Александровна
Выводы по II главе:
1. Культура «женского мира» представляется как многоуровневое структурно-функциональное деятельностное образование в социокультурном пространстве, которое существует и развивает женщину и ее мировосприятие. Женщина как социальный агент реализует себя через выполнение социальных ролей в нескольких полях жизнедеятельности, представляющих ценность для женского начала. На наш взгляд, можно выделить три основных направления жизнидеятельности женщин: репродуктивно-семейное, социально-проффесиональное и социально-бытовое.
Выстраивание культуры «женского мира» обусловлено функциональной насыщенностью повседневности, традициями, существующими в семье. Как правило, сбалансированности в профессионально-бытийственных аспектах «женского мира» практически не существует. Акцентуация смещается либо в профессионально-карьерную, либо в повседневно-традиционную плоскость, в каждой из которых формируются свои культурные нормы, ценности, коды и способы их позиционирования. Естественно, что повседневно-традиционные аспекты присутствуют в жизни каждой женщины, но становятся более или менее яркими в зависимости от доминантных ценностей ее культуры.
2. Культура «женского мира» проявлена в фундаментальных коллективных принципах мышления, исходящих из архаичного сознания. Они трансформированы в более глубокое представление о масштабно-космическом всеединстве, закодированное в истинах мудрости. Главная идея мифологического миропонимания, состоящая в гармонии всех микро- и макрообъектов, есть причина, легшая в основу мудрости, которая, как следствие, воплощает эту идею в своих истинах, преобразуя ее в специфических женских свойствах: обаянии, привлекательности, чуткости, заботливости, жизнерадостности и других, создающих особую эмоциональную атмосферу.
Эмоциональность в достаточно высокой степени окрашивает и определяет качество культуры «женского мира». Семантика эмоциональной переменчивости женщины может рассматриваться как великое достоинство - мгновенная реакция на данную ситуацию. Она выступает в виде тонкой энергетической настройки. Таким образом, между женщиной и окружающим миром складываются объективнее отношения, где эмоции служат проявлениям удовлетворенности (или нет) своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
3. Исторические предпосылки способствовали формированию динамизма культуры «женского мира» как открытой структуры, который основан на необходимости женщины соответствовать изменяющемуся миру. В зависимости от рода деятельности и проявления динамизма нами выделяется четыре типа классификации современных женщин: домохозяйка, бизнес-леди, «светская львица», женщина-ученый. Находясь под воздействием разнообразия жизненных факторов, женщина в течение короткого периода времени принимает решение о том, какой способ организации ее мира является наиболее предпочтительным и каким образом можно обеспечить стабильность значимых для нее отношений.
Наблюдается функциональная насыщенность культуры повседневности «женского мира». Расширенный круг занятости диктует большое число коммуникативных связей. Распределение эмоциональных сил приводит к проявлению многообразия женского Я. Динамизм культуры «женского мира» перемещается по сжатию видов деятельности, в соответствии с поставленными приоритетами. Таким образом, культура «женского мира», вне зависимости от выборов традиционно-бытийственных или социально-профессиональных) выступает как открытая динамичная система, должная отвечать требованиям времени, в котором живут и развиваются ее дети, внуки -культурные лидеры, которым ей подобает соответствовать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования, считаем необходимым обратить внимание на ключевые аспекты и факторы культуры «женского мира», нашедшие свое отражение в диссертационной работе и имеющие как теоретическое, так и практическое значение.
1.Сущность культуры «женского мира» сосредоточена в совокупном опыте духовности и мудрости женщин, раскрываемом в процессе их преобразования, способности возвыситься над природным бытием, освоить социокультурное пространство, созданное другими и создать собственный мир, в котором индивидуальное дополняется высшими надличностными гуманистическими ценностями.
Культура «женского мира» может пониматься как образ, отражающий социокультурную реальность, представляющий совокупность взаимосвязанных позиций самореализации как в традиционных женских сферах, воплощенных в роли жены и матери, так и профессиональных, согласно предъявляемым общесоциальным, статусным, ситуативным нормам, заложенным в обществе и принятым женщинами в процессе совершенствования.
2. В философской мысли с наступлением патриархата складывается видение культуры «женского мира», в основе которого лежит культ покорности. Качествами, характеризующими сущность женщины, становятся красота, сострадание, смирение. Вплоть до XIX в. философские воззрения на культуру «женского мира» носили бессистемный характер, но углубление философского анализа по вопросам места и роли женщины в обществе определило три основных подхода: консервативно-патриархальный, либеральный, феминистский. В целом, западная модель природы культуры «женского мира», указывает на вторичность социальной значимости женщины в силу физиологических и ментальных особенностей, культурного статуса.
В понимании отечественных философов в природе культуры «женского мира» сосредоточены, соединены характеристики: духовность и жертвенность, беззаветная любовь и преданность.
3. В русской классической литературе XIX в. отмечается амбивалентная суть природы культуры «женского мира». Заключается это в том, что святость женщины конкретизируется в материнском образе, а страстность - в демоническом образе, роковом влиянии женщины на мужчину. Культура «женского мира» должна была соответствовать идеалам, созданным мужчинами, в противном случае ее представительницы воспринимались негативной силой в жизни мужчины.
Русские писатели обращают свое внимание на разные стороны женской натуры: свобода чувства, неудовлетворенность жизнью, критическое отношение к себе и своему избраннику, готовность к практическим действиям, стихийность и инстинктивность женской природы. Однако многие из них ставят женщину в зависимое положение от мужчины. Дело не в том, что женщина в их произведениях занимает более низкое положение по сравнению с мужчиной, а в том, что она не может без него жить. И в этом смысле она оказывается менее самостоятельной в своих решениях и поступках. Возможно поэтому, многие писатели идеализируют в природе культуры «женского мира» те качества, которые делают женщину «помощницей» мужчины.
Таким образом, понятие о культуре «женского мира» в философской и литературно-художественной мысли является исторически обусловленным. Содержание его меняется в ходе общественного развития. К началу XX в. образ культуры «женского мира», включает в себя такие черты женской сущности, как эмоциональная поддержка, теплота чувств, ориентированный на социальные и коммуникативные умения.
4. Культура «женского мира» представляется как многоуровневое структурно-функциональное деятельностное образование в социокультурном пространстве, которое существует и развивает женщину и ее мировосприятие. Женщина как социальный агент реализует себя через выполнение социальных ролей в нескольких полях жизнедеятельности, представляющих ценность для женского начала. На наш взгляд, можно выделить три основных направления жизнидеятельности женщин: репродуктивно-семейное, социально-проффесиональное и социально-бытовое.
Выстраивание культуры «женского мира» обусловлено функциональной насыщенностью повседневности, традициями, существующими в семье. Как правило, сбалансированности в профессионально-бытийственных аспектах «женского мира» практически не существует. Акцентуация смещается либо в профессионально-карьерную, либо в повседневно-традиционную плоскость, в каждой из которых формируются свои культурные нормы, ценности, коды и способы их позиционирования. Естественно, что повседневно-традиционные аспекты присутствуют в жизни каждой женщины, но становятся более или менее яркими в зависимости от доминантных ценностей ее культуры.
5. Культура «женского мира» проявлена в фундаментальных коллективных принципах мышления, исходящих из архаичного сознания. Они трансформированы в более глубокое представление о масштабно-космическом всеединстве, закодированное в истинах мудрости. Главная идея мифологического миропонимания, состоящая в гармонии всех микро- и макрообъектов, есть причина, легшая в основу мудрости, которая, как следствие, воплощает эту идею в своих истинах, преобразуя ее в специфических женских свойствах: обаянии, привлекательности, чуткости, заботливости, жизнерадостности и других, создающих особую эмоциональную атмосферу.
Эмоциональность в достаточно высокой степени окрашивает и определяет качество культуры «женского мира». Семантика эмоциональной переменчивости женщины может рассматриваться как великое достоинство - мгновенная реакция на данную ситуацию. Она выступает в виде тонкой энергетической настройки. Информацию, полученную из окружающей среды, она мгновенно переводит в эмоцию. Таким образом, между женщиной и окружающим миром складываются объективнее отношения, где эмоции служат проявлениям удовлетворенности (или нет) своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
6. Исторические предпосылки способствовали формированию динамизма культуры «женского мира» как открытой структуры, который основан на необходимости женщины соответствовать изменяющемуся миру. В зависимости от рода деятельности и проявления динамизма нами выделяется четыре типа классификации современных женщин: домохозяйка, бизнес-леди, «светская львица», женщина-ученый. Находясь под воздействием разнообразия жизненных факторов, женщина в течение короткого периода времени принимает решение о том, какой способ организации ее мира является наиболее предпочтительным и каким образом можно обеспечить стабильность значимых для нее отношений.
Наблюдается функциональная насыщенность культуры повседневности «женского мира». Расширенный круг занятости диктует большое число коммуникативных связей. Распределение эмоциональных сил приводит к проявлению многообразия женского Я. Динамизм культуры «женского мира» перемещается по сжатию видов деятельности, в соответствии с поставленными приоритетами. Таким образом, культура «женского мира», вне зависимости от выборов (традиционно-бытийственных или социально-профессиональных) выступает как открытая динамичная система, должная отвечать требованиям времени, в котором живут и развиваются ее дети, внуки -культурные лидеры, которым ей подобает соответствовать.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Андреева, Палина Александровна, 2009 год
1. Абрамян Л.А. Мир мужчин и мир женщин: расхождение и встреча / Л.А. Абрамян // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Под. ред. А.К. Байбурина, И.С. Кона. СПб.: Наука, 1991. — С.109-132
2. Азарова Е.А. Проблема тендерных стереотипов в моральном сознании: Дис. канд. филос. наук: 09.00.05./ Е.А.Азарова; СПбГУ. -СПб., 2000.-152с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. Л., 1968.-360с.
4. Андреева Т.В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия / Т.В. Андреева // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1988. - Вып. 2. - С.203- 216.
5. Аристотель, Сочинения в четырех томах, Том 1, («Метафизика», «О душе»), Москва, «Мысль», 1976.
6. Аристотель. Политика / Аристотель // Соч: В 4т. М.,1983. - Т.1. -438с.
7. Арнольд О. Заслужи себе счастье / Книга для женщин, написанная психологом-женщиной / О. Арнольд. М., 1994. - 326с.
8. Арнольдов А.И. Введение в культурологию / А.И. Арнольдов. М. : Нар. акад. культуры и общечеловеч. ценностей, 1993
9. Ахматова А.А. Сочинения в двух томах. Т.1. - М.: Правда, 1990. -448с.
10. Балханов В.А. Фундаментализация образования как способ становления современного человека (философско-методологические очерки) / В.А. Балханов, В.А. Колесников. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2002. 212с.
11. Барш Э. Семь возрастов женщины. Возрастные особенности физиологии и психологии женщины / Э. Барш. М., 1994. - 354с.
12. Баскакова М.Е. Замужняя женщина: семья или работа? / М.Е. Баскакова // Семья в России. 1995. - №3- 4. - С.75- 82.
13. Бахофен И .Я. Материнское право / И.Я. Бахофен // Классики мирового религоведения. Антология. T.l. -М.: Канон+, 1996.
14. Бахтин. М.М. Записки лекций по истории русской литературы // Собр. соч.: в 7-ми т. Т.2. М., 2000. - С.247
15. Бейли, Алиса Анн. Трактат о белой магии: Пер. с англ. / Алиса А. Бейли. Йошкар-Ола: Фирма «Оса», 1992.
16. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение / Г. Беккер \\ Thessis. 1993. Т. 1. Вып. 1. - 278с.
17. Бендас Т.В. Тендерная психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008-431с.
18. Бердяев Н.А. Воля к культуре и воля к жизни / Н.А. Бердяев // Смысл истории. М., 1992. - 548с.
19. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви / Н.А. Бердяев // Русский эрос. М., 1991.-324с.
20. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского / Философия творчества, культуры, искусства // Сост. И примеч. Р.А. Гальцевой. М., 1995. -Т.2. С.74
21. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. М.: Терра. Кн. клуб: Респ., 1998.
22. Берн Э. Секс в человеческой любви / Э Берн. М.: Московский кадровый центр, 1990. - 316с.
23. Бовуар С. Де. Второй пол. Т.1: Пер. с франц./ Общ. ред. и вступ. Ст. С.Г. Айвазовой, комментарии М.В. Пристовой. М.: Прогресс, 1997.-342с.
24. Бородавкин С.В. Гуманизм в культуре и культура в гуманизме // Вопр. Философии. -2004. -№5.-С.163- 177.
25. Бразерс Д. Что женщина должна знать о мужчинах / Д. Бразерс. -М.: Изд-во «Автор», 1994. 197с.
26. Бразоленко Б. Русская женщина в жизни и литературе. СПб, 1908.С. 29
27. Брандт Г.А. Природа женщины как проблема (Концепция феминизма) / Г.А. Брандт// ОНС.1998. -№2. С. 167- 180.
28. Бриллиантов А. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скотта Эригены. СПб., 1898.
29. Вейнингер О. Пол и характер / О. Вейнингер. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. - 608с.
30. Винокурова И.А. Женщины и мужчины в науке: двойной портрет / И.А. Винокурова // Социологические исследования. 1999. - №4. -С.82- 86.
31. Висли Э. Норвежская история о том, почему «стеклянный потолок» все еще не пускает женщин на верхние этажи газетной индустрии / Э. Висли //Альманах Вы и мы. Диалог российских и американских женщин. -1997. №1(13). - С.34- 37.
32. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе / О.А. Воронина // Общественные науки и современность. 2000. - №4. - С.9- 20
33. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины / О.А. Гаврилица // Вопросы психологии. 1998. - №4. - С.64-72.
34. Гаджиева Р.Г. Динамика тендерных стереотипов и их влияние на профессиональную самореализацию личности: Дисс. канд. пед. наук: 19.00.13. /Р.Г. Гаджиева. М., 2000. - 184с.
35. Гаранина О.Д. Философские основания целостного понимания человека: Дисс. докт. филос. наук: 09.00.11. / О.Д. Гаранина. М., 2002. -369с.
36. Тендерная история: pro et contra: Междувузовский сборник дискуссионных материалов и программ. СПб.: Изд-во «Нестор», 2000. - 234с.
37. Геодакян В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации / В.А. Геодакян // Проблемы передачи информации. 1965а. - № 1. - С. 105- 112
38. Голод С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России / С. И. Голод. СПб.: Алетейя, 1996. - 188с.
39. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Голод. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 272с.
40. Голосовкер Я.Э. Логика мифа / Э.Я. Голосовкер; послесл. Н.И. Конраза, Н.В. Брагинский (АН СССР. Ин-т востоковедения) М.: Наука, 1987.-218с.
41. Гончаров И.А. Собр. соч.: в 8-ти т. Т.8. - М., 1955. - С.78.
42. Гуревич П.С. Социальная мифология / П. С. Гуревич М.: Мысль, 1983.-175с.
43. Гуревич П.С. Философия культуры: Учеб. пособие для студентов гуманит. вузов / П. С. Гуревич. М.: Аспект пресс, 1995.
44. Гусейнова Л.Н. Ценностные ориентации: тендерный аспект / Л.Н. Гусейнова // Социологические исследования. 1999. — №5.
45. Гхош Ауробиндо. Человеческий цикл / Шри Ауробиндо; Пер. с англ. А. Шевченко. СПб., 1999.
46. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1- 4 / В.И. Даль. Т.1. А-3. - М.: Русский язык, 1978. - 699с.
47. Делокаров К.Х. Женщина и ценности западноевропейской индустриальной цивилизации // Общественные науки и современность. 2000. - №4. С.68-74
48. Деррида Ж. Шпоры: Стили Ницше / Ж. Деррида М.: Идея - пресс, 2000.- 180с.
49. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова. М., 1989. - С.275
50. Донован Б.Т. Физиология полового развития / Б.Т. Донован. М., 1974.- 189с.
51. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 год май октябрь // Полное собрание сочинений: В 30 т.Л., 1972 - 1990. Т 23. 1981. С 28.
52. Достоевский Ф.М. Кроткая // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 10-ти т. Т 7. М., 1958. - С. 393
53. Достоевский Ф.М. Пушкин: очерк. СПб., 1899. - С.7
54. Дробницкий О.Г. Понятие морали: ист.-критич. Очерк / О.Г. Дробницкий. М.: Наука, 1974. - 388с.
55. Ерасов Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов. -М.: Аспект Пресс, 1998.
56. Женщина и о женщине. М.: Время.- 2002. - 198с.
57. Журженко Т.Ю. Дискурс рынка и проблема тендера в экономике / Т.Ю. Журженко // Общественные науки и современность. 1995. -№5. - С.175-187.
58. Занков В.В. Психология понимания правды / В.В. Занков. СПб.: Алетейя, 1999.-289с.
59. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и тендерные исследования на Западе и в России / Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина // Общественные науки и современность. 1999.-№6. - С. 177-185.
60. Зиммель Г. Конфликт современной культуры / Избранное: В 2т. — М., 1996.-376с.
61. Иванова Ю.Н. Храбрейшие из прекрасных. Женщины России в войнах. М., 2003.
62. Ильенков Э. В. Философия и культура. Что же такое личность? / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. - С.387- 414.
63. Ильин Е.П. Дифференциальная психология у мужчины и женщины / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. - 560с.
64. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / EJI. Ильин. СПб.: Питер, 2003. - 544с.
65. Каган М.С. Мир общения: Пробл. межсубъект, отношений / М. С. Каган. -М.: Политиздат, 1988.
66. Казнин JI.H, Женщина в условиях социальных потрясений / JI.H. Казнин // Человек и общество: Межвуз. сб. науч. тетр. -Н.Новгород, 1997. С.123-128
67. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Избр.: В 3 т. Калининград, 1998. -Т.З.
68. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социол. исслед. 2003. - №7. - С.92-100.
69. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры / Т.А. Клименкова. М., 1996.-287с.
70. Князев В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.07. / В.Н. Князев; Моск. гос. ун-т им.М.В. Ломоносова. М., 1991. - 17с.
71. Колесников В.А. Философия образования / В.А. Колесников. -Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2002. — 236с.
72. Колесов В. В. Домострой как памятник средневековой культуры / В. В. Колесов, Н. В. Рождественская // Домострой / отв. ред. JL А. Дмитриев; изд. подгот. В. В. Колесов, В. В. Рождественская. СПб., 1994.-С.314-319.
73. Колесов Д.В. Нравственность и пол: психологические аспекты / Д.В. Колесов. М.: Моск. Психол. - социал. Ин-т: Флинта, 2000, 232 с.
74. Колесов Д.В., Сельверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания / Д.В. Колесов, Н.Б. Сельверова. М., 1978. -235с.
75. Кон И.С. Предисловие к книге «Этнические стереотипы мужского и женского поведения» / И.С. Кон. СПб., 1991. - 276с.
76. Коноплева Н.А. Тендерная индентичность творческой личности / Н.А. Коноплева // Словарь тендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. М.: 2002. - С.35-37.
77. Кораблина Е.П. Женщина в мире экзистенциальных проблем / Е.П. Кораблина // Психологические проблемы самореализации личности. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. Вып. 2, - С.217-221.
78. Коржавин Н. Ахматова и «серебряный век». / Новый мир 1989, №7. - С.240-261
79. Короткий В.И. Мужчина и женщина, как понять друг друга. М.: ACT - ПРЕССКНИГА. - 228с.
80. Кристина Пизанская. Из «Книги о граде женском» // Пятнадцатая радость брака. М., 1991.
81. Кубышкина M.JI. Психологические особенности мотивации социального успеха / Автореф. дисс. канд. психолог, наук: 19.00.07// СПбГУ. СПб., 1997. - 18с.
82. Культурология, XX век: антология: Кризис культуры / Ред.-сост. С. Я. Левит. М.: ИНИОН, 1994.
83. Курбатов В.Д. Женская логика (игра общения и поведения) / В.Д. Курбатов. Ростов-на-Дону: 1995. - 544с.
84. Лакруа Ж. Избранное: Персонализм / Пер. с франц. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
85. Лапинский М.Н. О развитии личности у женщины / М.Н. Лапинекий. -Киев, 1915. 186с.
86. Леонтьев Д.Б. Психология с человеческим лицом / Б.Д.; Под. ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Шур. М., 1997. - 365с.
87. Лосев А. Ф. Личность и абсолют / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1999. -719с.
88. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / А. Ф. Лосев; сост. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1998.-750с.
89. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. - 525с.
90. Лосская В. Марина Цветаева в жизни. Неизданные воспоминания современников. М.: Культура и традиция, 1992. - 348с.
91. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М,, 1999.
92. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVII начало XIX в.) / Ю.М. Лотман. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.
93. Макаров В.В. Социальное пространство жизнедеятельности женщины//Жнщина в российском обществе. 1997,- №2.
94. Макмилан К. Женщина, разум, природа. New Jersey, 1982.
95. Мамардашвили М.К. О человеческом в человеке / М.К. Мамардашвили. -М., 1991.-348с.
96. Мартенков Ю.А. Забота о семье / А. Мартенков. М.: Мысль, 1998. -256с.
97. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб., 1999. - 279с.
98. Мещеркина Е.Ю. «Зазеркалье» тендерных стереотипов / Е.Ю. Мещеркина // Альманах «Вы и мы». М., 1997. - №1. - С.20• 100. Мишучков А. А. Специфика и функции мифологического сознания / А. А. Мишучков. Киев: Наук, думка, 2000. — 148с.
99. Мотрошилова Н.В. Диалектика в философии Гераклита./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. М.: Греко-латинский кабинет, 1995 .
100. Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996. С.246
101. Назаров В. Н. Мудрость / В. Н. Назаров // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН. Нац. обществ.-науч. фонд; рук. проекта В. С. Степин, Г. Ю. Семигин. -М.: 2000.
102. Некрасов А. Путы материнской любви / Анатолий Некрасов. М.: Центрполиграф, 2008. - 249с.
103. Некрасов С. Н. Жизненные сценарии женщин и сексуальность / С. Н. Некрасов, И. В. Возилкин. Свердловск: Свердловск, ун-т, 1991. -168с.
104. Никитин Б. Мы, наши дети и внуки / Б. Никитин, Л. Никитина. -М.: Педагогика, 1989. 288с.
105. Никишина Н. Я. Специфика женского начала в аспектах индивидуального самовыражения / Н. Я. Никишина. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003. - 211с.
106. Никишина Н. Я. Специфика женской индивидуальности / Н. Я. Никишина // Методологическое обеспечение современных философских проблем. Иркутск, 2001. -Вып.З. - С.12-19.
107. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов / Ф. Ницше // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. — С.213-490
108. Обозов Н.Н. Мужчина + женщина = ? / Н.Н. Обозов. СПб.,1995. -256с.
109. Обозов Н.Н. Психология взрослого человека / Н.Н. Обозов. СПб., 1997.-342с.
110. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов. М., «Академия», 202. - 272с.ч.
111. Петров М.К. Язык. Знак. Культура / М. К. Петров; Вступ. ст. С.С. Неретиной.; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1991
112. Платон. Государство. // Собр. соч.: в 4т. М., 1994. - Т.З.
113. Платон. Мекон / Платон. // Собр. соч.: В 3 т. М., 1994. - Т.1. -414с.
114. Платон. Пир. //Собр. соч.: В 4т.-М., 1993.-Т.2.
115. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопси-хологии / Б. Ф. Поршнев. М., Мысль, 1974. - 487с.
116. Путилова JI.M. Самопознание как индивидуальный опыт ментальной рефлексии (в контексте философской антропологии) / JI.M. Путилова. -Волгоград, 1998.-c.107.
117. Радина Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях / Н.К. Радина // Вопросы психологии. 1999. - №2. - С.22-27
118. Репина Л.П. Пол, власть и концепция «разделения сфер»: от истории женщин к тендерной истории / Л.П. Репина // Общественные науки и современность. 2000. - №4. - С.123-135
119. Розанов В.В. В темных религиозных лучах / В.В. Розанов. М.: Республика, 1994.-476с.
120. Розанов В.В. Семья как религия // В.В. Розанов // Уединенное. М., 1999.-680с.
121. Ромах О.В. Культурология. Теория культуры. Курс лекций. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 306с.
122. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -СПб., 2000.-712с.
123. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Избр. Соч.: В 3 т. М., 1961. Т.1.— С.546
124. Рыбцова JI.JI. Жизненные ценности женщин / JI.JI. Рыбцова // Социс 1997. - №10. - С. 26-30
125. Рюриков Ю.Б. По закону Тезея / Ю.Б. Рюриков // Новый мир. 1986. -№7
126. Рюриков Ю.Б. Три влечения: Любовь, ее вчера, сегодня и завтра / Ю.Б., Рюриков. 2-е изд., доп. - Кемерово: Кн. Издательство, 1984. -256с.
127. Саакянц А.А. Анна Ахматова и Марина Цветаева // Царственное слово.- М.: Наследие, 1992. С. 181-193
128. Сартр Ж.-П. Первобытное мышление / Ж.-П. Сартр // Очерк теории эмоция: Психология эмоций: тексты; / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984. - С.92-108.
129. Свадьбина Т.В.Семья в условиях трансформации российского общества (социально-философский анализ): Дисс. докт. филос. наук: 09.00.11 / Т.В. Свадьбина. Н.-Новгород, 2000. - 338с.
130. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
131. Соловьев В. Смысл любви / В. Соловьев // Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990.-Т.2.-582с.
132. Стайн Д. Основы психического целительства при содействии духовных покровителей: Полное руководство по исцелению себя,окружающих и планеты Земля / Перев. с англ. М.: ООО Издательство «София», 2007. - 336с.
133. Страхов Н.Н. Литературная критика. СПб., 2000. С.284
134. Суханова К.Н. Тендерные проблемы эмоций // Психология XXI века: Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции, март 2001 г. — СПб., 2001. С. 257-264.
135. Толстой Л.Н. Женщинам. М., 1909. С.11
136. Толстой Л.Н. Крейцерова соната // Полное собрание сочинений: В 90 т. Репринт, воспроизвел, изд. 1928-1958. М., 1992. - Т.27. -С.40-45
137. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: 90 т. -М., 1928-1958. -Т.25 138. 1.-Т.12; 138. 2.-Т.7
138. Феминизм: Восток. Запад. Россия / Под ред. М.Т, Степанянц. М., 1993.-218с.
139. Феминизм: проза, мемуары, письма.- М.: Прогресс, 1992. -474с.
140. Фомина В. Матриархат уже был // Наука и религия. 2001. - №3. -С.26-27
141. Фромм Э. Искусство любви / Э. Фромм. СПб: Азбуа, 2002. - 224с.
142. Фромм Э. Ситуация человека. Ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии. М., 1988.-254 с.
143. Хорни К. Женская психология / К. Хорни. СПб., 1993. - 285с.
144. Хрипунова С.В. Социогендерные исследования: методологический анализ: Дисс. канд. философских наук: 09.00.01 / СВ. Хрипунова; Волгоград, гос. пед. ун-т. Волгоград, 2001. - 107с.
145. Человек. Философско-энциклопедический словарь / Под общ. ред. И.Т. Фролова. -М: Наука, 2000. 516с.
146. Цветаева М.И. Девять писем с десятым, невернувшимся, и одиннадцатым, полученным,- и послесловием. // Октябрь. 1992. -№10. - С.158-174
147. Цветаева М.И. Избранные произведения. В 2 т. - Т.2. Поэмы. -СПб: Респект, 1999. - 560с.
148. Человек. Философско-энциклопедический словарь / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М: Наука, 2000. - 516с.
149. Шопенгауэр А. Мысли // Афоризмы и максимы. Л., 1991. - С. 189
150. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. -1998.- Т. 2.
151. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. Саранск, 1991. С. 124
152. Щепкина Е. Из истории женской личности в России. СПб., 1914. -С.299
153. Щербатых Ю.В. Психология любви и секса / Ю.В. Щербатых. М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2001. - 327с.
154. Эллис Г. Мужчина и женщина: Этюд о вторичных половых признаках у человека / Г. Эллис. СПб., 1998. - 234с.
155. Эриугена И.С. Перифюсион, или о разделении природы // Вопросы философии. 2000. -№1. С. 153
156. Эрос. Россия. Серебряный век. — М.: Серебряный бор, 1992. 304с.
157. Юлина Н.С. Женщина, семья и общество. Дискуссия в феминистской мысли США // Вопросы философии. 1994. - №9. -135с.
158. Юрциня А.К. Социалистический образ жизни и развитие личности женщины, А.К. Юрциня // Научный коммунизм 1978 - №5 - С.52-59.
159. Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М.: 1999.-224с.
160. Griffin S. Made From the Earth. New York, 1983.
161. Rich A. Of Woman Born. Virago Press, 1977.
162. The American Heritage Dictionary. Boston, 1985,1. Электронные ресурсы:
163. Аллан и Барбара Пиз. Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) Доступно из URL: http://www.follow.ru
164. Дежина И. У науки женское лицо / И. Дежина. Доступно из URL: http://www.rfbr.ru
165. Павленко И. Царица наук непопулярна среди женщин / И. Павленко. Доступно в URL:http://www.effecton.ru/
166. Персон М. Может ли женщина быть хорошим предпринимателем? / М. Персон. Доступно в URL: http://www.anahoret.by.ru
167. Профессия светская львица / Доступно из URL: http://www.mejdunami.ru
168. Семья в жизни женщины / Доступно в URL: http://www.ispr.ru
169. Троян В. Женщина и наука: подруги или соперницы? / В. Троян. — Зеркало недели. № 1 (376) 2002. - Доступный URL: http://www.zn.ua
170. Марченко Е.М. «Женское пространство» в традиционной культуре и в представлениях идеологов РКП(Б) (конец XIX в. 20-е годы XX в.) / Доступно в URL:// www.ncstu.ruт—I
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.