Культура общения в адыгском этносе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Хакуринова, Рузанна Пшимафовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат наук Хакуринова, Рузанна Пшимафовна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Роль и место общения в контексте человеческой культуры
1.2. Сущность культуры общения
1.3. Нравственное измерение культуры общения
ГЛАВА 2. БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ АДЫГСКОГО ЭТНОСА)
2.1. Традиционная система ценностей адыгского общества
2.2. Трансляция культуры общения
2.3. «Адыгэ хабзэ» - регулирующая система поведения адыгов
ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ - ДУХОВНЫЙ РЕСУРС СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
3.1. Трансформация основных составляющих традиционной культуры общения
3.2. Социальные перспективы национального этикета адыгов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Социальные и этно-этические аспекты культуры общения адыгов: Социологический анализ1999 год, кандидат социологических наук Овсянникова, Татьяна Анатольевна
Соотношение национального и этнического в культуре адыгейского народа2004 год, доктор философских наук Овсянникова, Татьяна Анатольевна
Отношения Черкессии с Османской империей и Крымским ханством: военный и социокультурный аспекты: 70-е гг. XV - XVIII вв.2004 год, кандидат исторических наук Цеева, Зарема Арсеновна
Общественный быт адыгов в прошлом и настоящем, XVII-XX вв.1998 год, кандидат исторических наук Гадагатль, Айтэч Аскерович
Трансформация традиционной системы управления западных адыгов (черкесов): конец XVIII в. - 60-е гг. XIX в.2009 год, кандидат исторических наук Кандор, Руслан Султанович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура общения в адыгском этносе»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема общения находится в центре внимания всех отраслей социогуманитарного знания, ибо именно в процессах общения апробируются, утверждаются, закрепляются и реализуются разнообразные способы связей человека с человеком и с миром в целом.
В современном обществе интерес к теме общения обусловлен расширением межкультурных контактов, развитием деловых связей, необходимостью прояснения значений и уточнения смыслов в условиях слома стереотипов поведения и обострения социокультурного кризиса. Актуальность данной проблемы ощущается не только в научном мире, но и широким кругом читателей: список книг, посвященных «секретам» общения на самых разных уровнях - от языка телодвижений, жестов и мимики до умения «приобретать друзей», «считывать» мысли и «располагать людей к себе» - постоянно растет. Что же касается теоретических исследований, то здесь можно зафиксировать не только возрастание интереса к проблеме общения в различных социогуманитарных науках, но и углубление понимания этой проблемы, выразившееся в переходе от описания различных видов и форм общения к выявлению социокультурной и этнокультурной сущности и различных аспектов общения в синхроническом и диахроническом срезах.
Общение, будучи механизмом реализации культуры любого общества, не статично: оно развивается. Данное обстоятельство еще более актуализирует и конкретизируют проблему общения, трансформируя ее в проблему культуры общения - выработки и усвоения тех наилучших способов и форм, в которых осуществляются разнообразные контакты между людьми в процессах совместной деятельности.
В условиях полиэтнического и трансформирующегося российского общества проблема культуры общения приобретает особую остроту. Это
связано с сочетанием двух противоположных моментов: с одной стороны, сохранение культур конкретных этносов осуществляется посредством сохранения прежде всего их специфических форм культуры общения, с другой стороны, процесс встраивания традиционной культуры в культуру техногенного общества неизбежно сопровождается определенными изменениями в традиционной культуре общения. Что утрачивается и что приобретается, как происходит уточнение смыслов и значений, тех духовных стимулов, которые регулируют поведение в конкретных социальных процессах, что происходит с внутренним опытом отдельного индивида и этноса в целом в условиях новых социальных реалий - эти вопросы все более актуализируют анализ проблемы этнической культуры общения как системы взаимосвязанных элементов: ценностей, этических и этикетных норм и сценариев поведения, системы знаний, а также определенного уровня овладения ими и степени их использования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема культуры общения является предметом изучения различных социогуманитарных наук. Следует выделить, прежде всего, психологию, в рамках которой общение рассматривается с точки зрения мотивов и других социально-психологических факторов, которые обеспечивают контакты между людьми1. Лингвисты анализируют языковой и речевой аспекты межличностного общения. В философии исследуется роль общения в процессе антропосоциогенеза; в этнографии изучаются повседневные особенности общения в этнических сообществах; в семиотике - знаковый аспект общения. В теории и истории культуры предметом исследования становятся взаимосвязи между типами культуры и формами общения.
'См.: Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995; Андреева Г.М. Социальная психология. - М. 1998; Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002; Бодалев A.A. Психология общения. - М.1996; Казаринова Н.В., Куницина В.Н., Поголыша В.М. Межличностное общение. -СПб. 2001; Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Дону: Феникс, 1999; Леонтьев A.A. Психология общения. - М.: Смысл, 1997; Мацумото Д. Человек, культура, психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008; Рубинштейн СЛ. Человек и мир. - М.: Наука, 1997; Стюарт Я., Джойнс В. Современный трансактный анализ. - М.: Изд-во «Соц.-психол. центр», 1996; Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М.: Всесоюзный центр перевода, 2003 и др.
Поскольку общение представляет собой сложный, многоуровневый и многомерный процесс, в котором переплетаются психологические, ментальные, вербальные, невербальные, этнические, социальные, этические и прочие моменты, то в ходе изучения общения (и его посредников - прежде всего языка) происходит процесс междисциплинарного синтеза, в результате которого развиваются коммунитивистика, когнитивная культурология, социология коммуникации, теория межкультурной коммуникации. При этом сам феномен общения выступает то как предмет исследования, то как целостное исследовательское поле, на основе которого изучается формирование человеческой личности, возникновение новых средств общения, проводятся кросскультурные исследования.
Общение осуществляется не только на межличностном, но и на групповом уровне. Поэтому для нас были важны работы Г.Тарда, посвященные механизмам внутрикультурного взаимодействия. Идеи Г.Тарда в дальнейшем были использованы в концепции символического интеракционизма. Идея Дж.Мида о том, что в процессе интеракции (социального взаимодействия) взаимно подтверждаются и изменяются символы, опосредствующие его, является принципиально важной для нашей работы.
Общение происходит в культурно обусловленных формах. Поэтому мы обращались к работам отечественных культурологов, развивающих деятельностную концепцию культуры: Ю.А.Жданова, В.Е.Давидовича, Г.В.Драча, Э.С.Маркаряна2. Культуру личности они связывали с овладением ею существующими способами мироосвоения и способностью к творческому переосмыслению, совершенствованию. Обладание высоким уровнем духовной культуры означает, что индивидуумом в значительной степени освоены «технологии» мышления и эмоционально-ценностного
2 Драч Г.В. Наука о культуре в эпоху постмодерна//Со^о. Альманах истории идей. НМЦ «Логос». - Ростов н/Дону.2007; Драч Г.В. Концепции культурологии, ее объект, предмет, задач. - Ростов н/Дону.2007;Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королев В.К. Культурология. - СПб.: Питер, 2011; Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. - Ростов н/Д: Наука-пресс, 2005.; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). - М.1983.
переживания, выработанные человечеством, что эти формы стали органичными для неё.
Большой пласт работ составляют исследования межкультурной коммуникации, базирующиеся на понимании культуры как информационно-коммуникативной системы. В этом случае коммуникация рассматривается как основание культуры, а сама культура - как «совокупность всей
л
ненаследственной информации, способов ее организации и хранения» (работы Ю.М. Лотмана, И.А. Саяпиной, Ю.С. Степанова, Ю.П. Тен).
Определению места общения в системе конкретно-исторических общественных отношений были посвящены работы Л.П. Буевой, Е.Г. Злобиной, М.С. Кагана, Б.Ф. Поршнева, A.B. Рязаева.
Раскрытию содержания термина «общение», его форм и видов, а также места в структуре человеческой деятельности способствовали труды Л.М.Кроль, В.П.Конецкой, Е.Л.Михайловой4. Для нас оказались полезны также работы Авксентьева В.А., Гасанова H.H., Карлинской И.М., P.M. Тухватуллина, Хотинец В.Ю., Шаповаловой В.А., Шлягиной Е.И., посвященные проблемам возникающих в процессе межнационального общения5; В.Л. Бенина, М.И. Лисиной, В.В. Соколовой и т.д., изучающих проблемы общения в педагогическом контексте6; теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса; идея «исполнения жизни» в процессе общения Г. Зиммеля; представление моделей и видов коммуникации в работах Г.Г. Почепцова; исследование нравственного сознания в работах А.Макинтайра, А.Швейцера, Е.В. Золотухиной- Аболиной; анализ путей преодоления
3
Лотман Ю.М.Культура и информация//Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб., 2001.
4 Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М.: Изд-во «Международный университет бизнеса и управления», 1997; Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. - М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993.
5 Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России. - Ставрополь.1997; Гасанов H.H. О культуре межнационального общения//Социально-политический журнал. № 3.1997; Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. - Уфа.1997; Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000; Шлягина Е.И., Карлинская И.М.Толерантность как условие позитивного межэтнического общения/ЛТсихология общения: проблемы и перспективы. - М.2000.
6 Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. - Уфа.1998; Бенин В.Л., Фатыхова P.M. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры. - Уфа.1998; Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.,1997; Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - M.1995.
коммуникативных помех в межкультурной коммуникации О.А.Леонтович.
Огромное значение для понимания сущности проблемы культуры общения в условиях трансформирующегося российского общества имел комплексный анализ работ, отражавших специфику переходного общества, особенности его изменений, сценарии будущего. Это отражено в трудах Т.А.Алексеевой, A.C. Ахиезера, Д.М. Гилязитдинова, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Иванова, A.A. Кара-Мурзы, В.В. Козловского, Н.И. Лапина, A.C. Панарина, О.М.Штомпеля и др.7
Научные разработки, посвященные анализу изменения форм и условий общения в информационном обществе, представлены в исследованиях Р.Ф. Абдеева, М. Кастельса, А. Моля, В.Д.Попова и др8'.
Значительную группу работ, использованных в процессе исследования, составляют разнообразные источники этнографического, исторического и этнологического характера, детализировано описывающих особенности жизнедеятельности этносов, населяющих Северный Кавказ: адыгейцев, кабардинцев, черкесов, балкарцев. Этот пласт работ можно разделить на две подгруппы, к первой относятся дореволюционные бытописатели и ученые, такие, как Дж. Интериано, Ж. Бесс, Главани, Г. Клапрот, Т. де Мариньи, Ф.Д. де Монпере, С. Броневский, Н. Дубровин, а также адыгские ученые и просветители: Ш. Ногмов, С. Хан-Гирей, А.Г. Кешев.9 Работы данных авторов носят этнографический, описательный характер.
Ко второй достаточно большой подгруппе, относятся работы
7 Алексеева Т.А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти//Вопросы философии. -1998.-№7; Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта.-М.1991; Гилязетдинов Д.М. Обновление духовной деятельности в обновляемом обществе. - Уфа. 1994; Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. -М.1999; Иванов В.П. Россия: обретение будущего. - М.1998; Кара-Мурза A.A., Панарин А.С, Пантин И.К. Духовный кризис в России: есть ли выход?//Вопросы философии. 1996.№ 5.; Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. - СПб.1995; Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России II Социологические исследования. 1994. Штомпель О.М. Социокультурный кризис: Теория, история и современность. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011 и др.
8 Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. -М.:Владос, 1994; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУВШЭ, 2000; Моль А. Социодинамика культуры./УПрогресс, 1973; Попов В.Д. Социальная информациология и журналистика. - М.:Изд-во РАГС, 2007 и др.
9 Интериано Д. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. - Нальчик. 1974;Главани К. Описание Черного моря и Татарии. АБКИЕА. 1974., Мариньи Т. Путешествие в Черкесию. АБКИЕА. 1974; Монпере Ф.Д. Путешествие по Кавказу. АБКИЕА. 1974. Ногмов Ш. История адыгейского народа. - Нальчик, 1958.; Хан -Гирей. Записки о Черкессии. - Нальчик. 1978., Кешев А. Г. Характер адыгских песен. - И ПАП. 1997.
современных бытописателей и ученых, исследовавших различные аспекты культуры общения, а также жизнедеятельности кавказских народов, такие как: Б.Х. Бгажноков, Т.М.Керашев, С.А.Ляушева, З.М. Налоев, Т.А.Овсянникова, А.Н. Соколова, В.Х. Теунов, P.A. Ханаху, А.Ю.Шадже, Ж.А. Шаов, И.А. Шоров и т.д.10
Таким образом, исследования культуры общения в целом охватывают довольно широкий круг проблем, но по сей день, ни одна из дисциплин не располагает полным, систематизированным исследованием культуры общения, построенном на материале культуры одного или группы этносов и рассмотренном в их динамике.
Объектом исследования является культура общения как явление социокультурной реальности.
Предмет исследования - культура общения в адыгском этносе. Основной целью диссертационного исследования является целостный анализ сущности культуры общения адыгов и особенности ее трансформации в процессе перехода от традиционного к техногенному обществу.
В соответствии с вышеуказанной целью сформулированы следующие задачи:
- определить роль и место общения в культуре индивида и общества;
- раскрыть сущность культуры общения, её структуру и компоненты;
- рассмотреть нравственное измерение культуры общения;
- показать своеобразие основных элементов культуры общения традиционного общества (на примере адыгского этноса);
- проанализировать основные проблемы трансформации традиционной культуры общения адыгов;
- выявить социальные перспективы национального этикета в жизни
10 Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов. - Нальчик. 198;, Казанов X. М. Культура адыгов.-Нальчик. 1993, Керашев А. М. Слово об адыгах (черкесах)//Сокровшца курганов Адыгеи. - M., 1985, Налоев 3.M. Этюды по истории адыгов. - Нальчик. 1978, Теунов В.Х. Обычай у нас такой. - Дон 1978, Ханаху P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. - Майкоп, 1997., Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек. - Майкоп, 1975., Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. -Майкоп, 1992.
современного адыгского общества.
Теоретическая и методологическая основы исследования.
Сложность и многооспектность заявленной проблемы, недостаточная её освещенность потребовали междисциплинарного подхода с использованием теоретико-культурологических, культур антропологических, исторических, философских, социологических, этнографических и других источников. Составными частями теоретико-методологической основы исследования явились деятельностный, идеациональный, семиотический, социокультурный подходы к культуре. В настоящей работе были использованы наряду с диалектическими принципами, идеи символического интеракционизма, структурно-функциональный анализ, принципы системности, объективности, конкретности. Это позволило автору провести анализ типичных форм культуры общения адыгов в условиях радикальных реформ в России.
В диссертационном исследовании также приведены оригинальные тексты европейских авторов, побывавших на Кавказе в XIII - XIX вв. и описавших культуру общения адыгов, этнографический пласт адыгских легенд, пословиц и поговорок, быт и этикет.
В работе анализируются результаты изысканий, проведенных Адыгейским республиканским институтом гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева по проблемам: «Культурно - этнический феномен «адыгагъэ» в современном сознании и поведении адыгов», «Состояние и перспективы ислама в Адыгее» (Адыгейский государственный университет, Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований, 1999-2000), а также результаты социологических опросов участников конгрессов Всемирной Черкесской Ассоциации проведенных в 1983 и 1991 гг. в г.Нальчике, результаты исследований «Язык как фактор этнической идентичности»
(Казахстан)11 и «Этническое самосознание молодежи в условиях
10
исторического межэтнического взаимодействия» (г. Краснодар) .
"Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности/ЛЗопросы психологии. 1997. № 4.
12 См.:Иванова A.A. Этническое самосознание молодежи в условиях исторического межэтнического
Научная новизна проведенного исследования выражается в следующем:
• на основе деятельностной концепции культуры выявлена сущность культуры общения и особенности её развития в сфере человеческих взаимоотношений;
• определены основные подструктуры и взаимопроникающие функции феномена культуры общения;
• комплексный анализ эмпирического материала позволил представить целостную картину формирования и развития культуры общения традиционного адыгского общества, которая предопределяет возможные реакции и варианты действий по отношению к различным социальным группам и народам;
• проанализированы результаты этнографических и социологических исследований процессов трансформации традиционной культуры общения адыгов, что позволило уточнить качественные и количественные характеристики происходящих изменений;
• выявлены потенциальные возможности национального этикета в процессах формирования нравственного облика современного адыгского общества, в сдерживании асоциальных проявлений личности и в облагораживания общественных отношений.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Общение, являясь необходимым условием осуществления человеческой деятельности, выступает тем самым способом бытия культуры. При этом само общение обладает культурной самоценностью, поскольку в процессе осуществления общения происходит приобретение, закрепление, аккумуляция и трансляция социального опыта.
2. Сущность культуры общения состоит в способности субъекта культуры организовывать свою связь с другими людьми на основе культурных образцов, принятых в данной культуре. Культурные образцы не
взаимодействия, (дисс. д. психолог. наук.-М. 2001.)
сводятся лишь к канонам внешнего образцового поведения, а включают в себя информативные, оценочные, практические моменты, а также стимулы, побуждающие выстраивать общение определенным образом. В культуре общения выражается весь спектр культурно-исторических оценок общения, поэтому культура общения выступает качественной характеристикой общения, закрепляемой в нормативно-ценностной форме.
Культура общения - сложное полиструктурное образование, включающее в себя три взаимосвязанные подсистемы: когнитивную (система знаний, верований, всех когнитивных образований, репрезентирующих смыслы человеческой жизнедеятельности), аксиологическую (система ценностей), поведенческую (умение следовать нормам поведения и этикету).
3. Культура общения традиционного адыгского общества аккумулирует в себе опыт, сложившийся в процессе всего культурно-исторического развития адыгского этноса, включающего в себя и опыт взаимоотношений с другими этносами. Ядром культуры общения традиционного адыгского общества являются базовые национальные ценности особого рода -«адыгагьэ» и «адыгэ хабзэ». Составной частью «адыгэ хабзэ» выступает адыгский этикет, сохранение которого в настоящее время является важнейшим условием сохранения адыгской идентичности.
4. Данные этнографических и социологических исследований позволяют сделать вывод о том, что вхождение в техногенное общество сопровождается трансформацией традиционной системы ценностных ориентаций адыгов, определенной исчерпанностью культурных ресурсов образцов поведения. В связи с этим вырабатывается система защитных механизмов культурного ядра, основанных на традиционном адыгском этикете. Можно прогнозировать, что последний будет сохранён в несколько измененном виде, что будет способствовать инновизации общества.
Практическая значимость работы. Полученные выводы и рекомендации могут применяться для дальнейшего исследования проблем
культуры общения. Полученные результаты могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по этнографии, этнопсихологии и национальной политике, а также в качестве рекомендаций государственным и общественным организациям при формировании национальной политики, как на государственном, так и на региональном уровне.
Апробация работы и ее промежуточных результатов происходила на конференциях различных уровней: международных научных конференциях (Майкоп, МГТУ, 2009, 2010, 2011), научно-практических конференциях аспирантов, докторантов и молодых ученых (Майкоп, МГТУ, 2009, 2010, 2011). Материалы диссертации применялись при ведении лекций и семинарских занятий по спецкурсу «Культура общения адыгов» в филиале ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный технический университет». Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры философии, социологии и педагогики факультета новых социальных технологий ФГБОУ ВПО МГТУ. Основные положения и выводы диссертации были использованы в научных и учебно-методических публикациях общим объемом 9,28 п.л.
Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, отражающих существо рассматриваемой проблемы и логику исследования.
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. РОЛЬ И МЕСТО ОБЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Нынешнее время знаменуется радикальными преобразованиями не только в технологической и социально-экономической сферах, но, главным образом, в сфере культуры, в том числе в культуре общения. Культура общения - наиважнейшая составляющая общей культуры общества, трансформация которой является насущной проблемой современности, когда происходит переосмысление сложившихся ценностей, развенчивание идеалов, привычных представлений и убеждений, поиск новых жизненных ориентиров и установок. Исходя из этого, наибольшую актуальность приобретают такие аспекты анализа культуры, как взаимосвязь культуры и общества, культуры и личности, культуры и общения. Сама же культура носит характер открытой системы и отражает те же трансформации, которые претерпевает современное общество.
Понятия же «общение», «культура», «нравственность» коррелятивны, сопряжены между собой. Различные их сочетания - культура общения, нравственная культура, нравственная культура общения, нравственное общение, общение культур - прочно вошли не только в современный научный оборот, но и в повседневную научную лексику. Это свидетельствует
V/ и и
о смысловой «родственности» перечисленных понятии, об их органической взаимосвязи и о той важной роли, которую они играют в жизни людей. В то же время каждое из перечисленных понятий не является однозначным, строго определенным. В силу своей многоаспектности и сложности они являются предметом дискуссий и споров о дефинициях и значениях. Не только в научном лексиконе, но и в общеупотребительном смысле наблюдается весьма широкий диапазон толкования данных понятий.
Исходя из интегрирующего понятия «культура», в данной работе делается попытка выявления специфики, места и роли человеческого общения в рамках человеческой культуры, определяется понятие «культура общения», а также выделяются основные формы нравственного общения.
Изучение феномена «культуры общения» возможно только в рамках культурно-исторического подхода, так как каждая новая эпоха формирует и устанавливает свои принципы построения межличностных форм общественных отношений. Стремительное изменение общества, реформирующиеся ежеминутно социальные институты и формы жизнеобеспечения влекут за собой формирование новых способов общения. Инновирование средств связи и многочисленных информационных каналов и сетей приводит к несовместимости между средствами и формой общения, и его сущностью и глубиной. Положительным моментом является то, что человек без особого труда может взаимодействовать даже с теми индивидуами, которые находятся на большом расстоянии; а с другой стороны - усовершенствование информационных каналов не обеспечивает должного качество общения и глубину взаимопонимания. Исходя из этого, одной из насущных гуманитарных проблем современности является сохранение и трансформация культуры общения. Решение данной проблемы не может быть спонтанным оно должно быть системным, учитывающим влияние политических, социально-экономических, нравственных, психологических и культурных факторов.
Чтобы раскрыть основные методологические предпосылки, лежащие в основе понимания термина «культура общения», необходимо проанализировать категорию, которая в нашем исследовании выступает базовой - это понятие «культура».
Термин «культура», как заметил в своё время польский исследователь Е. Шацкий, «удручающе многообразен». Даже в обыкновенном стиле он используется в многообразных вариантах от сельскохозяйственных приемов обработки земли до предписаний взаимодействий индивидов. На
сегодняшний день в теории культуры насчитывается более 500 вариаций этого термина13, различие в подходах к определению зависит не столько от многогранности и дискуссионности самого понятия, сколько от действительного разнообразия выражения человеческой жизнедеятельности, определенного в собирательном термине «культура». Проанализировать все возможные определения культуры, деятельность бессмысленная, хотя обозначить отдельные смысловые значения исследуемого феномена, а так же основополагающие подходы и направления в его осмыслении, необходимо14.
В понятии «культура», восходящем к римской античности, обычно подчеркивается фиксируемое им отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни15. Данный термин, развиваясь исторически, вначале обозначал процессы освоения человеком природы, а также воспитания и обучения. Широко использоваться стал в и исторических науках и европейской философии, начиная со второй половины 18 века.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Личность в традиционной культуре адыгов2004 год, доктор философских наук Ляушева, Светлана Аслановна
Социально-политическая борьба в адыгском обществе XVIII - первой половины XIX в.2005 год, кандидат исторических наук Нагучева, Нуриет Калабатовна
Ядро и периферия адыгской культуры в ее трансформации2008 год, доктор философских наук Раздольский, Сергей Александрович
Исторический опыт формирования и развития абазо-адыгского историко-культурного типа: IV тыс. до н.э. - 60-е гг. XIX в.2004 год, кандидат исторических наук Дагужиев, Рустам Мухамедович
Сакрально-культовые основы формирования традиционного адыгского орнамента2009 год, кандидат исторических наук Асланова, Людмила Алимовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хакуринова, Рузанна Пшимафовна, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.; Л.; 1959. 564с.
2.Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв. АБКИЕА. Нальчик, 1974.
3.Адыгский фольклор. //Составитель Кардангушев З.П. - Нальчик.
1970.
4.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. -М.; Владос,
1994.
5.Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. - СПб.: Алетейя, 2000. - 265 с.
6.Абульханова-Славская К.А. Проблема общения в психологии. - М.; Наука, 1981.
7.Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. Ставрополь, 1997.
8.Агальцев A.M. Общение и его внутренняя противоречивость. Л.; Изд-во ЛГУ, 1973.
9.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.
10.Адыгский фольклор, т.2. Составитель Кардангушев З.П. - Нальчик.
1970.
11 .Актуальные проблемы культуры XX века. - М.: Общество «Знание»,
1993.
12.Алеева А.И. Жанрово-исторические разновидности героического эпоса адыгейских народов .//Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика. - М,; 1980.
13.Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа: Краниологическое исследование. М., 1977.
14.Алексеева Е.П. Материалы к древнейшей и средневековой истории
адыгов (Черкесов) // «Труды Черкесского научно-исследовательского института. Вып. II, Черкесск, 1954.
15.Алексеева Т.А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти // Вопросы философии. - 1998. - № 7.
16.Алешин Е.П., Галкин Г.А. У истоков Кубани. Депанировано ФНИИТЭИСХ, 1985, N 321 ВС -85.
17.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1980.
18.Андреев-Кривич С.А. М.Ю. Лермантов в Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1971.
19.Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1998.
20.Андреева Г.М. Общение и межличностные отношения. Асток-Пресс,
1998.
21.Анучин Д. Н. Япония и японцы. - М., 1907.
22.Аристотель. Метафизика//Собр. Соч.:в 4 т.Т.1. -М.: Мысль, 1984.
23 .Арнольдов А.И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии. - М.: Наука, 1987.
24.Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. - М.: Изд-во МГИК, 1992.
25.Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
26.Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989.
27.Арутюнова Е.М. Российская идентичность в представлениях московских студентов//Социологические исследования.2007. №8.
28.Асанова Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом. Нальчик, 1990.
29.Атватер И. Я Вас слушаю. - М.: Экономика, 1988 и др.
30.Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта: В 3 т. - М.: Философское общество, ИФРАН, 1991
31.Аутлев М.Г., Зевакин Е.С., Хоретлев А.О. Адыги. Историческо-
этнографический очерк.. -Майкоп. 1996.
32.Баева JIM. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2008.
33.Баткин М.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. - М.: Наука, 1978.
34.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979.
35.Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. - Нальчик, 1978. С. 147.
36.Бгажноков Б. X. Адыгская этика. Нальчик. 1999.
34.Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов. - Нальчик.
1983.
35.Бгажноков Б.Х. Организация пространства и этикет //Советская этнография.-№4. - Нальчик 1983.
36.Безносов В.Г. Общение как искусство. Л., 1990.
37.Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце XX века. -М.: ИФРАН, 1977.
38.Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. - Уфа: БГПИ, 1998.
39.Бенин В.Л., Фатыхова P.M. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры. - Уфа: Восточный университет, 1998.
40.Бесс Ж. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию. - АБКИЕА.
41.Блумер Г. Общество как символическая интеракция. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
42.Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости. -Майкоп.: Адыг. кн.изд-во, 1992.
43.Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1978.
44.Богомолова H.H. Массовая коммуникация и общение. - М.: Знание,
1988.
45.Бодал ев A.A. Психология общения. - М.: Изд-во «Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
46.Болокова М.А. Информационные потоки в системе массовой культуры. Дис. канд.филос н., Ростов-на-Дону. 2006.
47.Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Извлечение по Центральному и Северо-Западному Кавказу. М., 1823 (переиздание Нальчик, 1999).
48.Брудный A.A. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.
49.Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978.
50.Буслаев Ф. Исторические очерки народной словесности и искусства, т. 1. - СПб, 1961.
51.Вавилин Е.А., Фофанов В.П. Исторический материализм и категория культуры. Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука, 1983.
52.Валькова В.Б. Музыкальный тематизм и мифологическое мышление. //Музыка и миф. 1992.
53.Васильков В.В. Очерк быта темиргоевцев// Сборник материалов для описания местности и племен Кавказа. Тифлис, 1901 (переиздано Нальчик, 2008).
54.Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. - М.: Изд-во МГУ, 1992.
55.Волченко Л.Б. Нравственность и этикет. - М.: Знание. - 1976.
56.Выготский Л.С. Собр. соч: в 6 т. - Т.З - М.: Педагогика, 1983.
57.Гадагатль А. М. Героический эпос «Нарты» и его генезис. Краснодар, 1987.
58.Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. -М.; Прогресс, 1988.
59.Гайденко П.П. Человек и история в свете философии коммуникации К.Ясперса //Человек и его бытие как проблема современной философии. - М., 1978.
60.Гасанов H.H. О культуре межнационального общения //Социально-
политический журнал. № 3. 1997.
61.Гардаков В.К. Аталычество. Доклад на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук. Чикаго, сентябрь 1970. - М.: Наука. 1973.
62.Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. М., 1967.
63.Гельвеций. Соч. в 2 т. Т.1.-М.:Мысль.-1974.
64.Гефдинг Г. Учение о принципах нравственности. - М.: Издание Е.Б.Гронковской.-1897.
65.Гишев Н.Т. Всё об адыгах. - Майкоп. Изд.ООО «Качество», 2002.
66.Главани К. Описание Черного моря и Татарии. - АБКИЕА.
67.Гладких C.B. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры. Дис. канд. филос.н., Ставрополь.2001.
68.Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. Москва, 2002.
69.Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. - М.: Политиздат, 1987.
70.Гуревич A.A. Категория средневековой культуры. - М., 1972. - С.34.
71.Гусейнов A.A. Мораль и насилие. // Вопросы философии. - 1990. -
№5.
72.Гусейнов A.A. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии. -1994. -№6.
73.Гусейнов A.A. Ценности и цели: как возможен моральный поступок?// Этическая мысль.-М.: ИФРАН. 2002.Вып.3.
74.Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник, в 2 т. Т.2.-М.:Худ.лит-ра. 1984.
75.Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. - Л.: Изд-во Ленинградского института культуры. 1989.
76.Даниленко О.И. Методологические проблемы изучения культуры общения. Л.: Изд-во Ленинградского института культуры. 1984.
77.Джеймс У. Научные основы психологии. - М.: Психология, 2003.
78.Добрынин В.И. Процессы перемен в сознании российской учащейся молодежи // Вестник Московского университета. - №4. 2003.
79.Докучаев И.И. Общение в истории культуры: методологические и типологические аспекты. Дис. докт. филос. наук. Санкт-Петербург, 2003.
80.Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности//Вопросы психологии. № 4. 1997..
81.Драч Г.В. Концепции культурологии, ее. Объект, предмет, задачи //Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель JI.A., Королев В.К. Культурология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2011.
82.Драч Г.В. Наука о культуре в эпоху постмодерна //Cogito. Альманах истории идей. Вып.2: НМЦ «Логос». - Ростов н/Дону,2007.
83.Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. -СПб.: Типография Департамента уделов, 1871-1888.
84.Дубровин Н. Ф. Черкесы /Адыги/. Краснодар. -1991
85.ДюркгеймЭ. О разделении общественного труда. Одесса, 1900.
86.Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2ч.-Ч.1.М.: АО «Аспект Пресс», 1994.
87.Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов-на-Дону. 1979.
88.Жданов Ю.А. Проблемы теории и истории культуры. Ростов-на-Дону. 1980.
89.Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. - Ростов-на-Дону: Наука-пресс, 2005.
90.3дравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. -М.: Наука,
1999.
91.3емцовский И.И. Введение в вероятностный мир фольклора //Методы изучения фольклора. Л., 1983.
92.3иммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии; Человек как враг . Избранное. Т.2. Созерцание жизни. - М.: Юристь, 1996.
93.3лобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М.: Наука, 1980.
94.3лобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. Киев: Наукова думка, 1981.
95. Золотова Б.Х. Культура межэтнического общения. Дис. канд. ф.н., Ставрополь. 2004.
96.3олотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. -Ростов н/Дону: Издат центр «МарТ», 1998.
97.Иванов В.П. Россия: обретение будущего. - М.: РИЦ ИСПИ РАН,
1998.
98.Иванова А. А. Этническое самосознание молодежи в условиях исторического межэтнического взаимодействия (на материале исследования коренных этносов Северного Кавказа). Дис.д. психолог, н. Москва, 2001.
99.Ильяева И.А. Культура общения.//Опыт философско-методологического анализа. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та. 1989.
ЮО.Имал-Ипа Ш.Д. Очерки об абхазском этикете. - Сухуми, 1984.
101.Интериано Д. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. -АБКИЕА. -Нальчик. -1974.
102.Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М,: Политиздат, 1988.
103 .Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. -JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991.
104.Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974.
105.Казанов X. М. Культура адыгов. - Нальчик: Эльбрус. 1993. Юб.Камбачокова М.Ю. Обрядовая культура и традиционный этикет
абазин. Дис. кан .истор. н., Нальчик. 2008.
Ю7.Кант И. Сочинения: Собр. Соч.в 6 т. - Т.5. - М.: Мысль, 1966.
108.Кантор Л.М. Межличностное общение как явление культуры (философско-социологический анализ). Дис.к. филос.н. Уфа, 1988.
109.Кара-Мурза A.A., Панарин А.С, Пантин И.К. Духовный кризис в России: есть ли выход?/ Вопросы философии. - № 5. 1996.
110.Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М. 2002.
111 .Кайгородов Б.В. Самопонимание: миф или реальность. -М.: московский психол.-соц.ин-т. 2000.
112.Карпов Ю.Ю. Личность и традиционные социальные институты: принципы взаимодействия//В кн. Северный Кавказ: человек в системе социокультурных связей. СПб.: Петербургское Востоковедение.2004.
ПЗ.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ. 2000.
114.Кауфов X. В зеркале социальной жизни. - Нальчик. 1990.
115.Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М.: Аспект Пресс, 1996.
Пб.Керашев Т.М. Слово об адыгах (черкесах) // Сокровища курганов Адыгеи. М., 1985.
117.Кессиди Ф.Х. К проблеме «греческого чуда». //Философская и социологическая мысль. - Киев. 1992. - №3.
118.Кешев А.Г. Характер адыгских песен. - Нальчик: Эльбрус. - 1980.
119.Кимберг А.Н. Субъективные препятствия мультикультурализму// Моделирование социокультурных условий развития личности в мультикультурном пространстве. -М.; 2005.
120.Коган Л.Н. Культура межнационального общения.- М.: Наука,
1982.
121.Коган Л.Н. Теория культуры. - Екатеринбург: УрГУ, 1993.
122.Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. - СПб. 1995.
123.Коломинский Я.Л. Социальные эталоны как стабилизирующие факторы «социальной психики»//Вопросы психологии. .-№ 1. М. 1972.
124.Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967.
125.Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997.
126. Корчагина С. А. Формирование информационной культуры
государственных и муниципальных служащих. Дис. канд.социол.н. Волгоград. 1999.
127.Косвен М.О. Аталычество. Советская этнография. №2. 1995.
128.Косвен М.О. Этнография и история Кавказа: Изд-во вост. лит-ра.
1991.
129.Кравченко А.И. Социология: Словарь. - М.: Изд-во «Академия»,
1997.
130.Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. Москва. 2001.
131.Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М.: Смысл, 1999.
132.Кроль JI.M., Михайлова E.JI. Человек-оркестр: микроструктура общения. - М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993.
133.Культурные мифы молодых россиян: три жизненные ситуации. -М.: МГУ. 2000.
134.Культурология. Науч.изд-е./ Под научн. ред.проф. Г.В. Драча. -Ростов н/Д: Феникс, 2005.
135.Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголыша В.М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2001.
136.Купцова И.А. Социо-культурные механизмы адаптации личности в условиях современной массовой культуры. Дис. канд. культуролог.н., 0рел.2002.
137.Курашинов Б. М. В кругу друзей. Нальчик, Эльбрус. 1973.
138.Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Дону: Феникс, 1999.
139.Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России II Социологические исследования. - 1994.
140.Лебедева Н.М. Русский национальный характер. //Трибуна русской мысли. №1.2002.
141.Левкович В.П. Обычай и ритуал как способы социальной
регуляции поведения//Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, 1976.
142.Леонтович O.A. Введение в межкультурную коммуникацию. - М.: Гнозис, 2007.
143 .Леонтьев A.A. Психология общения. - М.: Смысл, 1997.
144.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
145.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
146.Лисициан С. Старинные пляски и театрализованные представления армянского народа, т. I, изд. АН АрмССР, Ереван, 1958.
147.Логворт Дж. Год среди черкесов. - АБКИЕА. 1984.
148.Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. M., 1981.С.7.
149.Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. /РАН Ин-т психологии. - М.: Наука, 1999. С.11.
150.Лонгворт Дж. Год среди черкесов. -АБКИЕА. -С.531.
151.Лосев А.Ф. Диалектика мифа.- М., 1978.
152.Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Философия. Мифология. Культура. -М. ¡Политиздат, 1991.
153.Лотман Ю. Каноническое искусство как информационный парадокс //Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.
154.Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: «Искусство-СПЮ», 2001.
155.Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. М., Вып. 2. 1973.
156.Лотце Г.Р. Основания практической философии / Г.Р. Лотце. -СПб, 1982.
157.Лукка. -АБКИЕА. -1974. -С.71.
158.Лукьянов A.B. Философия, предвидение, духовность. - Уфа: Изд-е БашГУ, 1993.
159.Лурия А .Я. Язык и мышление. Москва. «Аспект-Пресс». 1998.
160.Люлье Л.Я. Верования, религиозные обряды и предрассудки черкесов. Историко-этнографические статьи. Нальчик. 1980.
161.Люлье Л.Я. Избранные произведения. -АБКИЕА. -1974. -С.ЗЗ.
162.Ляушева С.А. Этнокультурные аспекты ислама у адыгов // Ислам у адыгов Северро-Западного Кавказа. - Майкоп. 2001.
163.Ляушева С.А. Эволюция религиозных верований адыгов: история и современность (философско-культурологический анализ). - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2002.
164.Майленова Ф.Г. Ассистированный моральный выбор и нравственная ответственность психолога-консультанта. Дис. д. филос.н., Москва. 2003.
165.Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. - Киев: Наукова думка, 1984.
166.Мамардашвили М.К. Мысль в культуре. -М.: Прогресс, 1990.
167.Мамардашвили М.К. Философские чтения. СПб.: Азбука-классика,
2002.
168.Мамбетов Г. Об одном языческом обряде адыгов. УЗА. т. XVII Майкоп. 1974.
169.Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1994.
170.Мандевиль Б. Басня о пчелах. - М.: Мысль. -1974.
171.Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). - М.: Мысль, 1983.
172.Маркарян Э.С. О синтезе человеческой деятельности и культуры. -Ереван. - 1975.
173.Мафедзев С.Х. Адыги. Обычаи, традиции (адыгэ хабзэ). - Нальчик: «Эль-Фа». -2000.
174.Махуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии. М., 1983.
175.Мациевская И.В. О взаимосвязи инструментария и инструментальной музыки в процессе исторического развития культуры //
Вопросы инструментоведения. Вып. 2. СПб, 1995.
176.Мациевский И.В. Формирование системно-этнофонического метода в органологии //Методы изучения фольклора. 1983..
177.Мацумото Д. Человек, культура, психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.
178.Межуев В.М. Культура и история. - М.: Политиздат, 1977.
179.Мельхиседек Д. Древняя тайна цветка жизни. София. 2005.
180.Мид Дж. От жеста к символу; Интернализованные другие и самость; Азия // Американская социологическая мысль: - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996.
181.Мижаев М. Мифология и обрядовая поэзия адыгов. Черкесск. 1973.
182.Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с франц. - М.: Прогресс,
1973.
183.Монпере Ф.Д. Путешествие по Кавказу. АБКИЕА. - Нальчик: Эльбрус. 1974.
184.Морган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. -Л.: Изд-во ин-та народов севера. 1934.
185.Мчедлов М.П. Вера в России в зеркале статистики// НГ-Религии. 2000.17 мая.
186.Мясищев В.Н. Психология отношений. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
187.Налоев З.М. Этюды по истории адыгов. - Нальчик: Эльбрус. - 1978.
188.Нартхэр. Адыгэ эпос. Т.6. Майкоп. 1971. С.104.
189.Нахушева М.С. Традиция как стабилизирующий фактор социокультурной динамики этноса. Дис.к.филос.н, Ростов-на-Дону, 2006.
190.Новейший философский словарь. Минск: Книжный дом. 2003.
191.Ногмов Ш. История адыгейского народа. - Нальчик, 1958.
192.Ночевник М.Н. Культура и этика общения. - Ташкент: Узбекистан,
1985.
193.Овсянникова Т.А. Социальные и этно-этические аспекты культуры
общения адыгов (социологический анализ). - Ростов н/Д: Терра, 2003..
194.0всянникова Т. А. Национальное и этническое в культуре адыгского народа. - Майкоп: Изд-во МГТУ, 2004.
195.Овчинников В. Ветка сакуры. -М.: Молодая гвардия. -1978.
196.0гурцов А.П. Герменевтика и естественные науки.//3агадка человеческого понимания. -М.: Политическая литература, 1991.
197.Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971.
198.Перов Ю.В., Перов В.Ю. Философия ценностей и ценностная этика. - СПб., 2002.
199.Петриев Ю.И. Культура межличностного общения в структуре культуры личности. - Челябинск. 2006.
200.Петрова И.Ф. Культура общения личности: социально-философские аспекты. Дис. канд. филос.н. Уфа. 2003.
201.Петченко Т.С. Роль средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи. Дис.канд. социол.н. Ставрополь. 2007.
202.Поварнин С. Спор. О теории и практике спора.//Вопросы философии. -№3. 1990.
203.Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). - Уфа: Изд-во БашГУ, 1998.
204.Попов В.Д. Социальная информациология и журналистика. - М.: Изд-во РАГС, 2007.
205.Попов И. А. Культура межличностного общения в социалистическом обществе. Дис. к.филос. наук. Томск. 1987.
206.Попович В.М. Понимание как логико-гносеологическая проблема. -Киев: Наукова думка, 1982.
207.Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М.: Наука, 1979.
208.Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Изд-во «Рефл-бук»,
2001.
209.Поэзия и проза древнего Востока. - М.: Художественная литература. 1973.
210.Пронников В.А. Ладанов И.Д. Японцы.//Этнографические очерки. -М.: Наука. 1983.
211.Раздольский С.А. Ядро и переферия адыгской культуры в её трансформации. Дис. д.ф.н, Ростов-на-Дону. 2008.
212.Рассел Б. Почему я не христианин. - М.:Политиздат.1987.
213.Резаев A.B. Парадигмы общения: Взгляд с позиции социальной философии. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1993.
214.Ритский М. О культе Шибле у шапсугов. //Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. - M. 1940.
215.Робин Р. Культура 50/50 // Опыт словаря нового мышления. - М.: Прогресс, 1989.
216.Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997.
2П.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии и психология отношений // Проблемы общественной психологии. - М.: 1965.
218.Савв Р.Х. Мудрость адыгского этикета: Майкоп, 1995.
219.Савруцкая Е.П. Социалистический образ жизни и культура общения. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1986.
220.Сагатовский В.Н. Нравственная культура общения: специфика, типология, основы//Вопросы философии и социологии. -Томск.: Изд-во Том.гос.ун-та. 1976.
221.Сартр Ж.П. Экзистенциализм-это гуманизм //Сумерки богов. - М.: Политиздат. - 1990.
222.Сафьянов В.И. Этика и проблемы общения // Великий Октябрь и нравственные ценности человека. - М.: 1988.
223.Саяпина И.А. Культура как информационно-коммуникативная система. - Краснодар: КубГТУ; КГУКИ, 2001.
224.Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. - М.: Художественная литература. 1990.
225.Семлен Ж. Выход из насилия // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М.: Прогресс. 1990.
226.Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцелию.-М.:1977.
227.Серегина Н. Музыкальная эстетика Древней Руси (памятники философской мысли) // Вопросы теории и эстетики музыки. -М., 1974.
228.Серова И.И. Культура межнационального общения. - Минск: Университетское, 1986.
229.Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб.: Речь, 2002.
230.Словарь философских терминов. - М.: ИНФРА-М, 2004.
231.Смирнова Н.М. Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде. Дис. к.пед.наук. Нижний Новгород. 2007.
232.Соковнин В.М. О природе человеческого общения (опыт философского анализа). - Фрунзе: Мектеп, 1974.
233.Соколов Э.В. Культура и личность. - Л.: Наука, 1972.
234.Соколов Э.В. Смысл и культура человеческого общения//Духовное становление человека. -Л.: Общество «Знание» РСФСР, 1972.
235.Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995.
236.Солженицин А.И. Россия в обвале. - М: Русский путь. 1998.
237.Соловьев B.C. Соч. в 2 т. Т.2. -М.:Правда. 1989.
238.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М: Политиздат,
1992.
239.Солдатово Г.У. Психология межэтнической напряженности. -М.: Смысл, 1998.
240.Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. - М.: Академический проект. 2001.
241.Столович Л.Н. Об общественных ценностях.// Вопросы философии. №7. 2004.
242.Стошкус К. Этикет в развитии общества.//Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. - М.: Политиздат. - 1988.
243.Стюарт Я, Джойнс В. Современный трансактный анализ. - М.: Изд-во «Соц.-психол. центр». 1996.
244.Тард Г. Законы подражания. М.: Академис. Проект. 2011.
245.Тен Ю.П. Символ в межкультурной коммуникации. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2007.
246.Теунов В.А. Обычай у нас такой. - Дон. . № 9. 1978.
247.Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. -М.: Политиздат. 1984.
248.Титаренко А.И. Нравственные основы общения. -М.: Знание, 1979.
249.Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. - М.: Наука. 2001.
250.Тлеуж А.З. Этнокультурные архетипы адыгского народа: опыт философско - культурологического осмысления. Дис. д.ф.н, Краснодар. 2007.
251.Тугов Р.Г. Особенности религиозного сознания адыгов. // Неделя науки МГТИ. Материалы нач. - практ. конф. Майкоп. 1998.
252.Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. - Уфа: Изд-е БашГУ, 1997.
253.Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. -Нальчик. 1996.
254.Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. Нальчик. 1994.
255.Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов и балкарцев). Нальчик. Изд. «Эль-Фа». 2003.
256.Фатыхова P.M. Теоретические основы формирования культуры педагогического общения. Дис. д.пед.наук. Екатеринбург. 2001.
257.Фейдимен Дж, Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М.:
Всесоюзный центр перевода, 2003.
258.Философская энциклопедия. М., Т.З. 1960.
259.Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
260.Философско-методологические проблемы теории общении. //Сб. науч. тр. -Фрунзе. Изд-во «Мектеп». 1982.
261.Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность.//Социологическое исследование. №6. 2005.
262.Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура/Юбщественные науки и современность. № 2.1997.
263.Хагуров A.A. Адыгагьэ - искусство быть человеком // Советская Адыгея. 1992. 26 июня.
264.Хан - Гирей. Записки о Черкесии. - Нальчик: Эльбрус. 1978.
265.Хан - Гирей. Избранные произведения. «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов».- Нальчик. 1974.
266.Ханаху Р. А. Феномен адыгагьэ.// Хабзэ. № 12. 1997.
267.Ханаху P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально - философский анализ). - Майкоп: "Зихи". 1997.
268.Хараш А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды. // Вопросы психологии. - № 4. 1977.
269.Холмсон Р. Этика ненасилия // Философские науки. -№11. 1990.
270.Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.
271.Цвейг С. Совесть против насилия. - Киев: Изд-во политическая лит-ра. 1989.
272.Цветков О.М. Социокультурная динамика адыго-славянских отношений. // Философия и социология в Республике Адыгея. 1995.
273.Чаадаев П.Я. Философские письма// в кн.: Россия глазами русского. СПб., 1991.
274.Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. - Тбилиси: Мецниереба.1984. 275.Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. -М., 1998.
276.Чистов K.B. Выражения этнической культуры в фольклоре и место фольклора в этнической культуре.// В кн. «Методологические проблемы исследования этнических культур». - Ереван. 1978.
277.Чистякова Е. Религия и бытовое положение женщин у шапсугов.// -М. 1940.
278.Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). - Майкоп: Изд-во АТУ. 1996.
279.Шаов Ж.А. Адыгейско-русский словарь. Майкоп. 1975.
280.Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. - М.: Прометей. 1993.
281.Швецова A.B. К прблеме аналитики национального характера как феномена культуры// ученые записки Таврического национального университета. 1999.
282.Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д.: Феникс. 1999.
283.Шиллинг Е. Адыгейский узор «искусство». - М. 1940.
284.Шлягина Е.И, Карлинская И.М. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения // Психология общения: проблемы и перспективы. - М, 2000.
285.Шоров И. А. Адыгская народная педагогика. -Майкоп, 1992.
286.Шортанов А. Нартский эпос адыгов.- М.: «Нарты». 1974.
287.Шортанов А. Театральное искусство Кабардино-Балкарии.-Нальчик. 1961.
288.Шортанов А. Героический эпос адыгов «Нарты», «Сказания «нартах - эпос народов Кавказа». - М.: Изд-во «Наука». 1969.
289.Штомпель О.М. Социокультурный кризис: Теория, история и современность. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.
290.Юшкина И.В. Информатизация общества в России: принципы и специфика: Автореф. дис. канд. социол. наук. Москва. 2001.
291.Lippman W. Public opinion. - Toronto. 1965 - P. 35.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.