Культура межнационального общения: этико-социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Загорская, Наталия Степановна

  • Загорская, Наталия Степановна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 1990, Минск
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 193
Загорская, Наталия Степановна. Культура межнационального общения: этико-социологический анализ: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Минск. 1990. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Загорская, Наталия Степановна

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. ТГОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ .15

§ I. Культура межнационального общения как социальное явление.15

§ 2. Ценностно-нормативное содержание культуры межнационального общения.35

§ 3. Межсубъектные взаимодействия в системе культуры межнационального общения 0 . 57

Глава П. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ 80

§ I. Функционирование культуры межнационального общения . 80

§ 2. Язык в культуре межнационального общения.,119

§ 3. Совершенствование культуры межнационального общения.153

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура межнационального общения: этико-социологический анализ»

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях осуществления социально-экономической перестройки, демократизации общества, создания правового государства установление национального согласия является непременным фактором достижения качественно нового состояния советского многонационального общества. Процессы, происходящие в обществе, приводят к еще большей интенсификации межнациональных взаимодействий во всех сферах общественной жизни, от экономических до семейно-бытовых отношений, находят свое проявление как на институциональном уровне — через государственные межреспубликанские контакты, связи общественных организаций, различного рода формальных и неформальных объединений, так и на личностном уровне, то есть в отношениях людей к лицам иной национальности в процессе их общения.

Анализ событий общественной жизни свидетельствует о том, что увеличение межнациональных контактов не сопровождается повышением качественного уровня этих взаимоотношений, в результате чего "национальный вопрос в Советском Союзе приобрел в последнее время исключительную остроту"*. Осознание этого обстоятельства побуждает к переосмыслению исторического опыта в области национальных отношений, к изучению реального состояния межнациональных взаимодействий на современном этапе в каждом конкретном регионе и к поиску на этой основе новых цивилизованных форм взаимоотношений между субъектами межнационального общения, отвечающих гуманистическим потребностям общественного прогресса. Подобное движение теоретической мысли позволяет сформулировать теоретико-методологические основания, необходимые для выработки конкретных

I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 19-20 сентября 1989 г. — М.:Политиздат, 1989. — С. 212. механизмов становления культурных модусов межнационального общения на всех уровнях его реализации. Таким образом, задача обоснования теоретического статуса понятия культуры межнационального общения и ее практической роли в жизни современного общества приобретает особую значимость и актуальность.

Решение этой задачи возможно на основе анализа экономических, политических, правовых, культурных аспектов современных национальных процессов. Культурный уровень межчеловеческих связей и отношений зависит прежде всего от нравственной определенности субъекта культурно-исторического процесса, протекающего в национальных формах, и от насыщенности конкретных межчеловеческих связей нравственным содержанием. Вместе с тем события, имевшие место в ряде регионов страны, свидетельствуют, что нравственность в области межнациональных контактов в значительной мере утратила свой созидательный потенциал. Поэтому в настоящее время анализ национальных процессов в советском обществе следует дополнить изучением их нравственных аспектов, осуществляемым через призму соотношения общечеловеческого, интернационального и национального в образе жизни людей.

Этим определяется основная проблема исследования — противоречие меяоду объективной потребностью становления цивилизованных /культурных/ форм взаимодействия субъектов межнационального общения, отвечающих закономерностям формирования современного плюралистического целостного мира, и невозможностью достижения таких форм вне переосмысления системы нравственных ценностей, на основе которой осуществляется межнациональное общение. Основная трудность преодоления сложившейся ситуации заключается в том, что незрелость культурных форм межнационального общения имеет объективные основания в утвердившейся на уровнях сознания и новедения практике противопоставления интернациональных и национальных интересов и потребностей, а также в недооценке общечеловеческих норм нравственности как основных регуляторов сферы межнационального общения.

Представленное диссертационное исследование — одна из первых попыток этико-социологического анализа культуры межнационального общения.

Основания для изучения выделенного аспекта культуры межнационального общения заключаются в достаточно глубокой научно-теоретической разработанности категорий общение* и культура^, выступающих в качестве родовых по отношению к понятию культура

1 Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.:Мысль, 1978; Бабейко Ф.С. Общение народов и социальный прогресс: Вопросы теории и методологии. — Кишинев: Штиинца, 1983; Црилюк Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме. — Киев:Наук, думка, 1985; Каган М.С. Мир оощения: Проблема межсубъектных отношений. — М. Политиздат, 1988; Познание и общение. — Отв. ред.: Б.Ф.Ломов, В.А.Беляева, М.Коул. — М.:Наука, 1988; Диалог и коммуникация — философские проблемы /Материалы "круглого столаV //Вопросы философии. — 1989. — № 7 и др.

2 Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. — М.:Наука, 1983; Межуев В.М. Проблемы философии культуры: Опыт исто-рико-материалистического анализа./Под ред. В.Ж.Келле. — М.: Мысль, 1984; Этнографические исследования развития культуры.-М.:Наука, 1985; Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. — Киев:Наук, думка, 1984; Общение и культура личности. — Томск:Изд-во Томск, ун-та, 1984; Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. — Минск:Наука и техника, 1985; Мораль: сознание и поведение. — М.:Наука, 1986; Проблемы нравственной культуры общения: Материалы симпозиума. — Вильнюс, 1986; Человек и нравственность в условиях перестройки. — Минск: Беларусь, 1988 и др. межнационального общения*.

Наряду с серьезным анализом социокультурных процессов , происходящих в стране, многие-исследования не раскрывали существа взаимосвязи интернационального и национального. Во-первых, рассмотрение проблемы в большинстве случаев основывалось на теоретических построениях концепции "развитого социализма", несовместимой с этнорегиональным самосознанием0 Теоретические установки на форсированное сближений наций, якобы полную и окончательную решенность национального вопроса вели к игнорированию национального многообразия материальной и духовной жизни народов. Это порождало одностороннее понимание культуры межнационального общения, системообразующим принципом которой признавался социалистический интернационализм как ценность более высокого порядка, чем ценность национального своеобразия и многообразия жизни. Во-вторых, преобладание классового подхода к рассмотрению проблем межнационального общения имело своим следствием фактическое отождествление культуры межнационального общения с идеологией социалистического интернационализма. В-третьих, игнорирование социально-психологических моментов способствовало тому, что нравственное содержание культуры межнационального общения не стало объектом изучения со стороны этической науки. В-четвертых, недооценка культурно-языковых особенностей, исторических традиций, обычаев, специфических ценностно-нормативных регуляторов поведения различ

I Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР: Историко-социо-логический очерк межнациональных отношений. — М.:Мысль, 1981; Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев О,А. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения в СССР. — М.:Мысль, 1986; Серова И. Культура межнационального общения. — Минск:Изд-во университетское, 1986; Арутгонян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. — М.:Мысль, 1987 и др. ных национальных групп привела к утверждению унифицированных подходов к решению национальных проблем, к однообразию используемых форм и методов интернационального воспитания.

Поиск новых оснований осмысления сущностных характеристик культуры межнационального общения осуществляется в настоящее время, как правило, в русле рассмотрения общих проблем национального развития. Философские проблемы межнационального общения на современном этапе нашли отражение в дискуссиях, имевших место на заседании "круглого стола" журнала "Вопросы философии"*, обсуждались на всесоюзной научно-практической конференции "Диалектика. Перестройка. Человек" /Минск, 1989 г./^, республиканской научно-практической конференции "Народ, кулмура, перестройка" /Минск, о

1989 г./ , в работах Э.А.Баграмова, Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева, А.А.Гусейнова, М.С.Джунусова и других ученых^, а также в выступлениях деятелей культуры и литературы, которые принимают актив

1 Философские проблемы теории и- практики национальных отношений при социализме /материалы "круглого стола"/ //Вопросы философии. — 1988. — № 9.

2 Всесоюзная научно-практическая конференция "Диалектика. Перестройка. Человек" /16-19 мая 1989 г./: Тез. докл. — Минск; Б.и., 1989.

3 Республиканская научно-практическая конференция "Народ, культура, перестройка" /15-16 июня 1989 г./: Тез. докл. — Минск: Б.и., 1989.

4 Баграмов Э.А. Национальная проблема и обществознание //Перестройка и межнациональные отношения. — Минск:Беларусь, 1988; Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. — М.:Наука, 1987; Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. — М.:Наука, 1988; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — ВИНИТИ, 1979; Гусейнов А.А. Этика ненасилия. — Правда. — 1990. — 23 февраля; Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. — Ашхабад :Ылым, 1988 и др. ное участие в обсувдении национальных проблем и их переосмыслении*. В области социологии культуры начался процесс апробации новых методических приемов организации и проведения прикладных социологических исследований межнациональных отношений /социология культурно-языковых процессов, национально-исторического сознания, семейно-брачных отношений/, выработки интегральных показателей, измеряющих степень взаимопонимания в межличностных и межгрупповых контактах с целью прогнозирования перспектив развития межнациональных отношений^.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основании обобщения теоретического материала и результатов республиканского социологического исследования обосновать теоретически и изучить эмпирически возможность согласования сущего и должного состояний нравственной культуры межнационального общения.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих познавательных задач:

- выделить основные теоретико-методологические принципы исследования культуры межнационального общения как целостной системы в единстве ее статического и динамического, структурного и функционального срезов;

1 Роль интеллигенции в межнациональных конфликтах: Первая сессия Совета по межнациональным отношениям // Дружба народов. — 1989. — Я II—12,

2 Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. — М.:Наука, 1988. — С. III-I25; Гарипов Я.З. Тенденции национально-языкового развития // Социологические исследования. — 1989. — № 2; Кольцов В.Б. Социальная дистанция в межнациональном общении: опыт построения интегрального показателя // Социологические исследования. — 1989. — № 2; Новикова Л.Г., Овсянникова А.А., Ротман Д.Г. Стереотипы исторического самосознания /по материалам межрегионального исследования/ //Социологические исследования. — 1989. — * 5 и др.

- обосновать ценностно-нормативное содержание культуры межнационального общения как согласователь общесоциальных и национально-специфических интересов и потребностей, реализуемых в процессе общения;

- рассмотреть характер межсубъектных взаимодействий с позиций гуманизации межнациональных отношений на институциональном и личностном уровнях их реализации;

- разработать на основе теоретической модели культуры межнационального общения систему эмпирических показателей для характеристики реально-функционального бытия данного феномена;

- изучить реальное состояние и тенденции развития культуры общения мевду представителями различных национальностей, проживающих на территории Белорусской ССР;

- проанализировать факторы совершенствования нравственной культуры межнационального общения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Этико-содиологическая концепция культуры межнационального общения исходит из понимания данного феномена как системы, функционирование и развитие которой обеспечивает определенное социально-нравственное качество процесса взаимодействия субъектов межнационального общения. Субстанциональной характеристикой межнационального общения может быть признана только субъект-субъектная форма социальной связи, при которой участвующие в общении видят друг в друге равно самоценные сущности, обладающие индивидуальным началом, выраженным в наличии у субъектов общения общесоциальных и национально-специфических интересов и потребностей.

2. Универсальным механизмом, выполняющим согласовательную функцию в межнациональном общении, выступает ценностно-нормативная структура культуры межнационального общения, "смысложизненным ядром" которой является совокупность фундаментальных общечеловеческих норм нравственности — своеобразный этос, поддерживающий традицию человеческой общности независимо от ее национальной определенности. Обоснование иерархичности и вместе с тем внутреннего единства ценностно-нормативной культуры межнационального общения делает возможным осуществление перехода от этико-философ-ского осмысления данного общественного феномена к ее представлению в виде социологической модели.

3. Социологический анализ функционального бытия культуры межнационального общения наиболее целесообразен, во-первых, в плоскости насыщенности реальных отношений субъектов межнационального общения нравственным содержанием, то есть с точки зрения функционирования простых норм нравственности, обеспечивающих человеческое общежитие, и, во-вторых, с точки зрения претворения в поведенческой практике принципа гармоничного сочетания интернационального и национального в культуре межнационального общения.

4. Реальное состояние культуры межнационального общения предстает через соотнесение ее объективных и субъективных характеристик. В качестве объективных рассмотрены нравственные ценности, представляющие собой иерархию требований к субъекту межнационального общения. В качестве субъективных характеристик выведены социокультурные потребности и интересы, создающие в своей совокупности определенный тип ценностного отношения к общению с лицами иной национальности, влияющие на их поведение. Для анализа связей и отношений между этими характеристиками введено понятие "культурный модус общения", отражающее меру приближения индивида ко всеобщему уровню общения» основанному на нравственных, общегуманистических ценностях, определяющих отношение к человеку в его человеческой родовой сущности.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, программные документы КПСС, касающиеся вопросов совершенствования национальных отношений на современном этапе, в том числе платформа КПСС "Национальная политика партии в современных условиях". В решении поставленных задач автор опирался на труды отечественных и зарубежных философов и социологов, а также этиков, социальных психологов и этносоциологов, посвященные проблемам и формированию культуры общения. В работе используются материалы периодической печати, в значительной степени отражающие современное состояние сферы национальных отношений.

Эмпирическую основу работы составили материалы статистического характера и результаты республиканского социологического исследования межнациональных отношений, проведенного в 1989 году Институтом философии и права АН БССР совместно с Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР в рамках программы, разработанной Академией общественных наук при ЦК КПСС. Автор принимал непосредственное участие в проведении данного исследования.

Уникальность исследования состоит в том, что оно явилось, по существу, первой в республике попыткой выявить общественное мнение представителей кавдой из национальностей по вопросам межнационального общения /белорусов, русских, поляков, украинцев, евреев, литовцев, татар/, составляющих в совокупности более 99$ всего населения. Задача — наилучшим образом изучить общественное мнение каждой национальной группы — требовала наличия в выборке не менее 100 ее представителей при сохранении общего объема выборочной совокупности. Это вызвало определенную "скошенность" выборки по национальному признаку в сторону уменьшения предетавительства других национальностей /табл. I/. Такая скошенность ведет к некоторому искажению информации при анализе всего массива респондентов, но не влияет на корректность информации при анализе каждого из подмассивов /национальности/ в отдельности. Опрос производился на территории пяти областей республики, национальный состав которых различается в силу исторических и географических особенностей расселения национальных групп. Всего в ходе социологического исследования опрошено 2365 человек, из которых городское население составило 69$ опрошенных, а сельское — 31%. Отклонение выборочной совокупности от генеральной /население республики/ по данному признаку не превышает £ 4%. Социальный статус занятых в народном хозяйстве по всему массиву респондентов составил: рабочие — 52$, колхозники — 12$, специалисты— 2>1%, Для сравнения отметим, что по статистическим данным 1988 года рабочие составляли 60$, колхозники — 14$, специалисты — 26$. В целом можно считать, что по расселению и социальным характеристикам выборочная совокупность отражает генеральную.

Научная новизна и теоретическое значение работы заключается в том, что она представляет собой исследование, все части которого подчинены содержательному анализу понятия культуры межнационального общения: теоретическая модель должного состояния культуры выступает методологическим инструментом, с помощью которого становится возможным конкретно-социологический анализ реально функционирующей культуры межнационального общения. Соотнесение должного состояния с реальным положением дел позволяет выработать практические рекомендации по совершенствованию культуры межнационального общения.

Научная новизна содержится также в уточнении роли и значения культуры межнационального общения как непременного фактора регулирования сферы межнациональных взаимодействий на гуманисти

Таблица I.

Сравнение выборочной и генеральной совокупностей по каддой из национальностей республики, %

Национальность

Статистические^: Данные социологическо-;Отклонение данные 1979 г. ; го исследования 1989г.;

• •

Белорусы

Русские

Поляки

Украинцы

Евреи

Литовцы

Татары

79,4 11,9 4,2 2,4 1,4 0,2 0,3

47,2 15,1 13,9 8,9 2,8 6,5 5,7

- 32,2

3,2

9,7

5,8

1,4

6,3

5,4 ческих, общечеловеческих основаниях; в раскрытии специфики субъект-субъектных отношений, которые представляют сущность и основание культурных форм межнационального общения; в обосновании ценностно-нормативной системы культуры межнационального общения как стандарта, выполняющего функцию согласования смыслов и значений, претворяемых в общении; в разработке показателей функционирования общечеловеческих норм нравственности на ценностно-мотивацион-ном и поведенческом уровнях и дальнейшей проработке их на социологическом материале; в обосновании принципа гармоничного сочетания национального и интернационального во взаимодействии этносоциальных общностей как системообразующего принципа культуры межнационального общения, выражающего ее специфику, и анализе на этой основе материалов конкретно-социологического исследования. Численность и состав населения СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 г. Статистический сборник / ЦСУ СССР. — М.гФинансы и статистика, 1985. — С. 71.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретический анализ проблемы культуры межнационального общения позволяет глубже и полнее познать ее специфику как социального явления, конкретную роль изучаемого объекта в жизнедеятельности этносоциальных общностей и их представителей, тенденции развития и стратегию совершенствования. Социологический анализ реального состояния межнационального общения делает возможным выявление противоречий в данной области и нахождение путей их преодоления. Содержащиеся в работе материалы и выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке этико-философской и социологической проблематики межнационального общения; как методологический материал преподавания определенных разделов курсов этики и социологии культуры; в практике нравственного воспитания; в многообразных формах лекционно-пропагандистской работы.

Апробация работы состояла в том, что материалы исследования использовались в выступлениях на заседаниях методологических философских семинаров по проблемам совершенствования национальных отношений на современном этапе в Институте философии и права АН БССР и Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР, при проведении лекционных и семинарских занятий по философии и этике со студентами Минского государственного педагогического института им. А.М.Горького, в лекционно-пропагандистской работе. Содержание работы отражено в публикациях автора. Результаты социологического исследования легли в основу научно-аналитического отчета, представленного в адрес партийных органов республики.

Структурно диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Загорская, Наталия Степановна

Результаты исследования явились опосредованным показателем той непростой ситуации в области функционирования языков, которая сложилась в республике. Более 90% всех респондентов отметили, что они в той или иной степени владеют русским языком. Эти цифры соответствуют действительности, ибо в БССР в настоящее время русский язык фактически является не просто языком межнационального общения, а языком административных учреждений, сферы тор

I Гарипов Я.З. Тенденции национально-языкового развития //Социологические исследования. — 1989. — J§ 2. — С. 4. говли и обслуживания, образования, науки и отчасти культуры. В республике произошло сужение социальных функций и сфер использования белорусского языка, а также языков других национальных групп, проживающих на ее территории, не только в общественно-политической, производственной, но и семейно-бытовой сфере /особенно в городской местности/.

По сравнению с другими республиками ситуация сложилась уникальная. Мера владения русским языком в БССР гораздо выше, нежели мера владения языком коренной национальности /табл.7/. Естественно, что среди русских респондентов показатель свободного владения русским языком оказался очень высоким — 95$. Но наивысший показатель — у лиц еврейской национальности, среди которых 98,5$ свободно владеют русским языком. Это превышение зафиксировано в силу того, что среди еврейских респондентов значительную долю составляют те, кто имеет высшее и среднее специальное образование, то есть лица с более высоким культурно-образовательным уровнем, что напрямую связано со знанием русского языка. В ходе исследования подтверждена закономерность, что городская интеллигенция, которая обладает высоким уровнем образования, социальной и территориальной мобильностью, лучше владеет и чаще применяет язык межнационального общения, а среди работников умственного труда число людей, свободно владеющих языком общения больше, чем среди представителей физического труда.

Далее по уровню знания русского языка расположились следующие национальные группы: поляки — 87,2$, белорусы — 85,4$, украинцы — 81,4$, татары — 71,1$, литовцы — 53,9$. У литовцев показатель несколько меньше, поскольку, во-первых, среди них преобладает сельское население пожилого возраста с невысоким образовательным уровнем, а во-вторых, существенна разница

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенствование межнациональных отношений — это сложный процесс, требующий глубокого, многостороннего изучения и социально-философского осмысления, проведения исследований комплексного характера по теоретическим, конкретно-научным и прикладным аспектам развития наций и межнациональных отношений в стране. В настоящее время, однако, сложилось такое положение, при котором, по словам В.Г.Афанасьева, "есть проблемы., но нет информации, необходимой для решения этих проблем"*. Проведенный в диссертационном исследовании анализ теоретического материала и результатов республиканского социологического исследования призван в некоторой степени компенсировать "информационный голод" и представить реальную картину функционирующих в республике культурных модусов межнационального общения.

Наиболее существенной причиной, породившей деформированное состояние области межнациональных взаимодействий на современном этапе, является сложившееся на практике противопоставление национальных интересов и потребностей социальных групп и отдельных личностей интересам общесоциальным, интернациональным. В этих условиях действенным механизмом, призванным качественно упорядочивать сферу межнациональных взаимодействий, способствовать "снятию" противоречий в данной области, выступает культура межнационального общения. Но будучи отоядествлена с идеологией социалистического интернационализма, она не могла выполнить своего предназначения как универсального регулятора сферы межнационального общения. Это сделало необходимым переосмысление содер

I Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.— М.: Политиздат, 1981. — С. 408. жания данного общественного феномена, исходя из потребностей гуманистического развития общества как гармонии рода и индивида. Отправной точкой такого анализа стало понимание того обстоятельства, что бытие человека и человечества должно регулироваться фундаментальными принципами общечеловеческой нравственности, обеспечивающими выживание и прогресс человечества. Поскольку общечеловеческое осуществляется только через национальное, то системообразующим основанием культуры межнационального общения может быть лишь принцип гармоничного сочетания национального и интернационального в жизнедеятельности и общении субъектов культурно-исторического процесса, определяющий специфику данного социального образования. В соответствии с таким пониманием анализ функционального бытия культуры межнационального общения осуществлялся двумерным способом, то есть с точки зрения "насыщенности" реальных отношений субъектов межнационального общения нравственным содержанием и в плане претворения на практике принципа гармоничного сочетания интернационального и национального в культуре межнационального общения. Проведенный анализ позволил выделить разные культурные модусы общения, характеризуемые различной направленностью субъектов на межнациональное общение. Это позволяет сделать общую оценку состояния в республике сферы межнациональных взаимодействий между представителями различных национальных групп, проживающих на ее территории. Зафиксированная на цен-ностно-мотивационном уровне сознания ^значительная степень благожелательности всех опрашиваемых групп по отношению к контактам с лицами иной национальности все же не позволяет говорить о наличии всеобщих развитых форм культуры межнационального общения.

Культура межнационального общения, являясь сложноструктурированным социальным феноменом, не может находиться в застывшем, неизменном состоянии. Она чутко реагирует на изменения общественной практики, социально-экономической и политической ситуации, складывающейся в конкретном регионе, республике, стране. Это означает, что в условиях действия в обществе множества дестабилизирующих факторов различного порядка наличные модусы культуры общения не смогут в полной мере выполнить свое гуманистическое предназначение — достижение национального согласия. Следовательно, поиск наиболее оптимальных путей совершенствования культуры межнационального общения становится одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. Решение этой задачи требует реализации целого ряда объективных и субъективных факторов, среди которых первостепенное значение отводится переосмыслению на уровне общественного и индивидуального сознания системы нравственных ценностей, на основе которой осуществляется межнациональное общение. Достижение такого состояния возможно лишь в общем русле духовного возровдения общества через диалог национальных культур, основанный на фундаменте общечеловеческих ценностей и служащий развитию элементов всечеловеческого сознания при сохранении национальной индивидуальности в процессе выработки культурных форм межнационального общения. Это — необходимое условие согласования сущего и должного состояний культуры межнационального общения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Загорская, Наталия Степановна, 1990 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 3. — С. 7-544.

2. Маркс К. Учредительный Манифест Международного Товарищества Рабочих //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 16. — С. 3-II.

3. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. €оч. — 2-е изд. — Т. 42. — С. 41-174.

4. Энгельс Ф. Письмо Фердинанду Лассалю, 18 мая 1859 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. -— Т. 29. — С. 490-496.

5. Энгельс Ф. Письмо Дженнано Бовио, 16 апреля 1872 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 33. — С. 373-374.

6. Энгельс Ф. Фейербах // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 42. — С. 342-344.

7. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Гл. У1. // Полн. собр.соч. -—Т. 18. — С. 333-378.

8. Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу // Полн. собр. соч. — Т. 23. — С. 314-322.

9. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу // Полн. собр. соч. — Т. 24. — С. II3-I50.

10. Ленин В.И. Нужен ли обязательный государственный язык ?// Полн. собр. соч. — Т. 24. — С. 293-295.

11. Ленин В.И. Развращение рабочих утонченным национализмом // Полн. собр. соч. — Т. 25. — С. 144-147.

12. Ленин В.И. Великий почин // Полн. собр. соч. — Т. 39. — С. 1-29.

13. Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза. — М.Политиздат, 1986. — 352.с.

14. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня I июля 1988 г. — М.: Политиздат, 1988. — 160 с.

15. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 19-20 сентября 1989 г. — М.: Политиздат, 1989. — 255 с.

16. Закон Белорусской Советской Социалистической Республики "0 языках в Белорусской ССР" // Советская Белоруссия. — 1990. — 13 февраля.

17. Закон Союза Советских Социалистических Республик "О языках народов СССР" // Советская Белоруссия. — 1990. — 6 мая.

18. Алексеев С.С. Общечеловеческие ценности и социализм // Правда. — 1989. — 9 октября.

19. Анчел Е. Этос и история: Пер. с венг. М.А.Хевеши. — М.:Мысль, 1988. — 126,/2/ с.

20. Арутюнов С.А. Билингвизм и бикультурализм //Советская этнография. — 1978. — J* 2. — С. 3-14.

21. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. — М.:Мысль, 1987. — 303,/I/ с.

22. Архангельский Л.М. Марксистская этика: предмет, структура, основные направления. — М.:Мысль, 1985. — 239 с.

23. Бабейко Ф.С. Общение народов и социальный прогресс: Вопросы теории и методологии /Отв. ред. Д.Т.Урсул. — Кишинев: Штиинца, 1983. — 131 с.

24. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. — Минск: Наука и техника, 1985. — 184 с.

25. Баграмов Э.А. Национальная проблема и обществознание// Перестройка и межнациональные отношения. — Минск: Беларусь, 1988. — С. 20-27.26. fc&qtemov E.A. Tta зМ Unw^&al 11 TKi PUo£opWl (jwSepW ц Ynacn. — Шьюи PubV^Ws, Ш8. -p.p.

26. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. — М.:Наука, 1978. — 199 с.

27. Бердяев Н.А. О русском национальном сознании //Слово.— 1908. — 7 декабря.

28. Бердяев Н.А. Черная анархия // Слово. — 1909. — 17 апреля.

29. Бердяев Н.А. Самопознание /главы из книги/ //Наше наследие. — 1988. — № 6. — С. 39-55.

30. Блинкена А. Язык в условиях межнационального общения// Коммунист Советской Латвии. — 1988. —■ J§ 2. —С. 90-97.

31. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность /АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. — М.:Наука, 1987. — 333,/I/ с.

32. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. — М.:Наука, 1988. — 208 с.

33. Бромлей Ю.В. Человек в этнической /национальной/ системе // Вопросы философии. — 1988. — * 7. — С. 16-28.

34. БССР в цифрах, 1987 год: Крат. стат. сб. /Госкомстат БССР. — Минск: Беларусь, 1988. — 94 с.

35. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. — 216 с.

36. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев О.А. Дружбой сплоченные: Культура межнационального общения в СССР. — М. :Мысль, 1986.— 254 с.п

37. Быкау В. Учора I сення //Л1таратура I мастацтва. — 1988. — 25 сакав1ка.

38. Валанчюс К. Формировать высокую культуру межнационального общения //Коммунист. — Вильнюс, 1986. — * II. — С.31-36.

39. Витаньи И. Общество, культура, социология /Общая ред. С.Н.Плотникова. — М.: Прогресс, 1984. — 286 с.

40. Возродим национальную школу //Учительская газета. — 1989. — 15 апреля.

41. Всесоюзная научно-практическая конференция "Диалектика. Перестройка. Чедовек" /16-19 мая/: Тез. дакл. — Минск: Б.и., 1989.

42. Гарипов Я.З. Тенденции национально-языкового развития// Социологические исследования. — 1989. — № 2. — С.3-13.

43. Геллнер Э. Нации и национализм. — М.:Прогресс, 1990.

44. Голдманис Ю. Совершенствование национальных отношений: Задачи интернационального воспитания и формирования культуры межнационального общения // Коммунист Советской Латвии. — 1987. — * 12. — С. 80-88.

45. Горовский Ф.Я., Римаренко Ю.И. Воспитывать культуру межнационального общения // Коммунист Украины. — 1987. — $ 9.-С. 40-50.

46. Грдзелвдзе Р.К. Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе /На примере Грузинской ССР/. — Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1980. — 268 с.

47. Губогло М.Н. К изучению двуязычия в культурно-историческом аспекте // Национальный язык и национальная культура. — М.: Наука, 1978. -- С. 184-208.

48. Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР: Основные факторы и тенденции развития национально-русского двуязычия. /Отв. ред. Ю.В.Бромлей. — М.: Наука, 1984. — 288 с.

49. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — ВИНИТИ,1979.ias

50. Гусейнов А. А. Советская этика: проблема соотношения классового и общечеловеческого // Человек и нравственность в условиях перестройки. — Минск: Беларусь, 1988. — С. 67-75.

51. Гусейнов А,А. Этика ненасилия // Правда. — 1990. — 23 февраля.

52. Джунусов М.С. Буржуазный национализм: принципы критики /Отв. ред. В.П.Шерстобитов; АН СССР, Мн-т социол. исслед. — М.: Наука, 1986. — 238,/I/ с.

53. Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций /АН ТССР, Отд. философии и права. — Ашхабад: Шшм, 1988.-— 402 с.

54. Джунусов М.С. Основы межнационального общения //Партийная жизнь Казахстана. — 1988. — № 3. — С. 75-78.

55. Диалог и коммуникация — философские проблемы /Материалы "круглого стола"/ //Вопросы философии. — 1989. — * 7.—1. С. 3-27.

56. Дикселис В.П. Национальные отношения в СССР: Диалектика развития на современном этапе /Под ред. Е.М.Бабосова. — Минск: Университетское, 1987. — 189 с.

57. Дмитриев О.А. Великий Октябрь и формирование культуры межнационального общения в СССР // Научный коммунизм. — 1987.— Я 10. — С. 11-17.

58. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР: Истори-ко-социологический очерк межнациональных отношений. — М.:Мысль, 1981. — 263 с.

59. Дробижева Л.М. Формирование культуры межнационального общения // Социальная политика и национальные отношения, — М.: Мысль, 1982. — С. 166-174.

60. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. — М.: Наука, 1974. — 388 с.

61. Интернационалистские уроки Октября и современные проблемы национальных отношений // Политическое самообразование. — 1987. — Л 10. — С. 47-55.

62. Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа /Отв. ред. Ц.А.Степанян, А.К.Карып-кулов. — М.: Наука, 1985. — 292 с.

63. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.

64. Как себя чувствует русский ? //Дружба народов. — 1989.— * 10. — С. 214-219.

65. Калтахчян С.Т. Диалектика национального и интернационального в духовном мире советского человека // Научный коммунизм.1987. — * I. — С. I2I-I24.

66. Камблявичене С.В. К вопросу об определении сущности межнационального общения // Вестник Белгосуниверситета. Сер. 3. История, философия, научный коммунизм. — 1987. — № 2. — С. 5254.

67. Капто А. Гуманизм и межнациональные отношения //Литературная газета. — 1989. — 6 сентября.

68. K&y^ul j. 1 kovet^YUjck pYobWjw pmj IraAW&W -oiwUta^

69. Католицизм в Белоруссии: традиционализм и приспособление / Е.С.Прокошина, К.К.КЬйта, Т.П.Короткая и др.; Под ред. А.С.Майхровича, Е.С.Прокошиной. — Минск: Наука и техника, 1987.240 с.

70. Киссель М.А. Историческое сознание и нравственность. — М.: Знание, 1990. — 64 с. /Новое в жизни, науке, технике. Сер.1. Этика"; # 3.

71. Кольцов В.Б, Социальная дистанция в межнациональном общении: опыт построения интегрального показателя // Социологические исследования. — 1989. — № 2. — С. 26-29.

72. Комлев Н. Какой язык лучше ? // Литературная газета. — 1989. — 23 августа.

73. Коммунизм и нации /Ф.Т.Константинов, И.П.Цамерян, Э.В. Тадевосян и др.; Отв. ред. Ф.Т.Константинов/. — М.:Наука, 1985.351 с.

74. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. /В.Л.Барсук, В.И.Волков, Л.И.Иванько и др.; Отв. ред. Л.Н.Коган/. — М.: Наука, 1981. — 238 с.

75. Культурный прогресс: философские проблемы. /М.М.Шибаева, К.М.Долгов, А.И.Арнольдов и др.; Редкол.: А.И.Арнольдов /отв.ред./ и др./. — М.:Наука, 1984. — 326. с.

76. Культурные ценности: прошлое и современность: /Материалы сов. ученых к ХУШ Всемир. филос. конгрессу "Философское понимание человека". Великобритания, Брайтон, 21-27 августа 1988 г./.— М., 1988. — 143 с.

77. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы.1. М.: Наука, 1987. — 173 с.

78. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов //Психологический журнал. — 1986. — Т.7. — №2. — С. 41-51.

79. Лукашанец А.А., Михневич А.Е., Щербин В.К. Общество — язык — политика. — Минск: Высш.школа, 1988. — 223 с.

80. Лыч Л. Двуязычие: проблемы, перспективы // Советская Белоруссия. — 1988. — 25 мая.

81. Лыч Л. Нацыянальная самасвядомасць беларусау: дэградация1.адраджэнне //Л1таратура I мастацтва. — 1990. — 20 I 27 красав1ка, 4 мая.

82. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность /АН УССР. Ин-т философии. — Киев: Наук, думка, 1984. — 119 с.

83. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1973. — 146 с.

84. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. — М.: Наука, 1983. — 284 с.

85. Марксистская этика: /Учеб. пособие для вузов/ А.И.Ти-таренко и др. — 3-е изд., дораб. и доп. — М.:Политиздат, 1986.365,/I/ с.

86. Межуев В.М. Культура и история: /Пробл. культуры в фи-лос.-ист. теории марксизма/. — М. .'Политиздат, 1977. — 199 с.

87. Межуев В.М. и др. Проблемы философии культуры: Опыт ист.-материалист, анализа /В.М.Межуев, Н.С.Злобин, В.Ж,Келле и др.; Под ред. В.Ж.Келле/. — М.: Мысль, 1984. — 325 с.

88. Мирский Р.Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гравданственность, труд. — М.:Мысль, 1988. — 252 с.

89. Мораль: сознание и поведение /Редкол. Н.А.Головко /отв. ред./, Л.П.Буева, В.Н.Шердаков. — М.: Наука, 1986. — 208 с.

90. Морозов М.А. Нация в социалистическом обществе. — 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1986. — 174 с.

91. Мустафаева М.Г., Мустафаева М.В. Вопросы социально-психологического поведения личности: /Национальные и этноконфес-сиональные аспекты/. //Известия Сев.Кавк. науч. центра высш.шк. Общественные науки. — Ростов н/Д.—1987. — №2. — С.95-99.

92. Национальная политика КПСС. Интернациональное воспитание на современном этапе. Библиогр. указатель. — М.:ГБЛ, 1988.96,/I/ с.

93. Национальные отношения: проблемы и суждения. Сборник.

94. Рига: Авотс, 1989. — 114 с.

95. Не просто формула братства //Политический собеседник.1988. — Л 8. — С. 3-6.

96. Нравственное воспитание: поиски новых подходов /По материалам "круглого столан/ Москва, 1989 г./ Сост. С.А.Лошакова.

97. Сер. Этика. — М.:3нание, 1989. — 61 с.

98. Нравственные ценности социализма /Под ред. Ю.М.Смолен-цева. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 79 с.

99. Об итогах Всесоюзной переписи населения 1989 г. в Белорусской ССР //Советская Белоруссия. — 1990. — 12 марта.

100. Общение и культура личности: Сб.ст./Редкол.: Э.В.Бур-макин /отв. ред. и др./. — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1984. — 176 с.

101. Орлов А.В. Процессы интернационализации советского образа жиз^и /этносоциальные аспекты/. — Киев: Наук, думка, 1986.246 с.

102. Падлужны А. Ведаць прычыны занял аду // Звязда. — 1988.27 жн1Уня.

103. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.— М.: Мысль, 1971. — 348 с.

104. Паутов В.Н. Интернационалистские основы образа жизни советского народа. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 134,/2/ с.

105. Перестройка и межнациональные отношения /Сост. А.В.Ру-сецкий. — Минск: Беларусь, 1989. — 223 с.

106. Пирен М.И. ХХУП съезд КПСС о роли партийных организаций трудовых коллективов в воспитании социалистической культуры межнационального общения //Проблемы философии. — Киев. — 1987,1. Вып. 73. — С.77-81.

107. Познание и общение. — Отв. ред.: Б.Ф.Ломов, А.В.Беляева, М.Коул. — М.: Наука, 1988. — 208 с.

108. Прилюк Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме. — Киев: Наук, думка, 1985. — 192 с.

109. Проблемы нравственной культуры общения: Материалы симпозиума. Ин-т философии, социологии и права АН ЛитССР. / Редколл.: В.Жямайтис /отв. ред./ и др. — Вильнюс, 1986. —386 с.

110. Рамишвили Г.В. Об отношении языка к культуре //Философские проблемы культуры. — Тбилиси: Мецниереба, 1980. —1. С. 136-140.

111. НО. Революция и национальности. — 1934. — Л 4.

112. Республиканская научно-практическая конференция "Народ, культура, перестройка" /15-16 июня 1989 г./: Тез. декл. — Минск: Б.и., 1989.

113. Роль интеллигенции в межнациональных конфликтах: Первая сессия Совета по межнациональным отношениям //Дружба народов. — 1989. — Л II. — С. 177-216.

114. U^wt TV 1\\\ш Factoy lw and Develop$ UwiW ^итал-йи^ bodies II

115. Савицкий M. Проложить пути будущему: Мысли художника о жизни, духовности, о сегодняшнем и завтрашнем дне //Советская Белоруссия. — 1988. — 23 декабря.

116. Сагатовский В.Н. Весы Фемиды и суд совести. — М.:Политиздат, 1982. — 319 с.

117. Свейле И. Интернациональное воспитание: новые подходы //Коммунист Советской Латвии. 1988. — Л II. — С. 33-40.

118. Семыкин И.С., Семыкин А.И. Социалистическая культурамежнационального общения. — Минск: 0б-во "Знание" БССР, 1984. — 21 с.

119. Серова И.И. Культура межнационального общения. — Минск: Университетское, 1986. — 158 с.

120. Современное взаимодействие национального, интернационального и общечеловеческого в жизни, культуре и искусстве /Тез. докл. и выст./. /Редкол.: А.Б.Ладыгина /отв.ред. и др./. — Минск: Б.и., 1988. — 67 с.

121. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. — М.: Политиздат, 1986. — 239,/I/ с.

122. Социологические методы изучения образа жизни. — М.: ИСИ АН СССР, 1985. — 164 с.

123. Тадевосян Э. Что такое государственный язык ? //Политическое самообразование. — 1989. — Л 5.

124. Тимашевский А.В., Бачинин В.А. К вопросу об интернациональной сущности нравственной культуры // Диалектика интернационального и национального в социалистической культуре. — Л., 1985. — С. 15-24.

125. Титаренко А.И. Нравственные основы общения. — М.: Знание, 1979. — 64 с.

126. Титаренко А.И. Антивдеи: Опыт социально-этического анализа. — 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1984. — 478 с.

127. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2-х томах. — М.: Госполитиздат, 1955. — T.I. — 676 с.

128. Философские проблемы теории и практики национальных отношений при социализме /Материалы "круглого стола"/ //Вопросы философии. — 1988. — Л 9. — C.28-9I.

129. Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. — 5-е изд. — М.'.Политиздат, 1986. — 590 с.129. У HisWitcvl а*А Ро£1сЫ%.

130. RepAV D^aWcW^ 11 Ma W>\oуъ.ЖЫ. V i-p.p.b-15.

131. Харчев А.Г. Социология воспитания: /0 некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности/. — М.: Политиздат, 1990. — 222 с.

132. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. — Тбилиси: Мец-ниереба, 1984. — 170 с.

133. Человек и его работа. Социологическое исследование / Под ред. А.И.Здравомыслова и др. — М.:Мысль, 1967. — 392 с.

134. Человек и нравственность в условиях перестройки: Материалы Ш сов.-болт, науч.-практ. конф. по пробл. нравственности. — Минск: Беларусь, 1988. — 351 с.

135. Численность и состав населения СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 г. Статистический сборник /ЦСУ СССР. — М.: Финансы и статистика, 1985. — 366 с.

136. Цамерян И.П. Национальные отношения в СССР /Под ред. Э.В.Тадевосяна. — М.: Мысль, 1987. — 181,/2/с.

137. Швейцер А. Культура и этика. — М.:Прогресс, 1973. — 343 с.

138. Этнические процессы и образ жизни: /На материалах ис-след. населения городов БССР/ /В.К.Боцдарчик, И.Н.Браим, В.Н.Бе-лявина и др./; ред. В.К.Бондарчик. — Минск: Наука и техника, 1980. — 279 с.

139. Этнографические исследования развития культуры. Сб. ст./АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая; Отв. ред. Д.И.Першиц, Н.Б.Тер-Акопян. — М.: Наука, 1985. — 263 с.

140. Этнография белорусов: История, этногенез, этническая история /В.К.Бондарчик, И.В.Чаквин, И.Г.Углик и др./; Редкол.: В.К.Бондарчик и др. — Минск: Наука и техника, 1985. — 215 с.

141. Ядов В.А. Социально-структурные общности как субъекты жизнедеятельности // Социологические исследования. — 1989. — * 6. — С. 60-63.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.