Культура как социальная память человечества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Болдычева, Вера Анатольевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 153
Оглавление диссертации кандидат философских наук Болдычева, Вера Анатольевна
Введение.
Глава 1 .Концептуальная интерпретация культуры и социальной памяти
1.1. Альтернативные концепции культуры
1.2. Социальная память: сущность и функции
Глава 2. Объективированные формы культуры
2.1. Вербальные формы культуры
2.2. Процессуальные формы культуры 70 2.3 .Предметные формы культуры
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Социальная память: структура и феномены2005 год, кандидат философских наук Соломина, Ирина Юрьевна
Социальная память нации: Социально-философский анализ традиций башкирского народа2000 год, кандидат философских наук Хасанова, Лилия Равильевна
Социокультурная традиция: онтология и динамика2006 год, доктор философских наук Полонская, Ирина Нисоновна
Состояние и тенденции развития исторической памяти в массовом сознании российского общества2005 год, кандидат социологических наук Дмитриева, Марина Григорьевна
Социально-историческая память как базис национального характера русских2001 год, кандидат философских наук Мамаева, Ольга Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура как социальная память человечества»
Актуальность темы исследования. В конце ХХ-начале XXI вв. не только в России, но и в других странах мира стали появляться различные симптомы кризиса культуры. Они проявляются, прежде всего, в процессах коммерциализации и криминализации различных форм и видов культурной деятельности общества. Общий процесс глобализации на планете усиливает необходимость многих стран и этносов сохранять свои культурные традиции и передавать их будущим поколениям.
Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению, от народа к народу, от эпохи к эпохе. Социальная память является неотъемлемым элементом культуры. Фундаментальное значение культуры состоит в том, что она, имея сложную структуру, определяет содержание феноменов социальной памяти и оказывает влияние на человека, семью, нацию, этнос, народ и т. д. Культура сохраняет социальный опыт человечества в понятиях и словах, формулах науки, разнообразных языках искусства, орудиях труда, обычаях и традициях. Кроме культуры, общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством.
Актуальность исследования обусловлена современным кризисным состоянием культуры. В последние годы наше общество охватили сложные и противоречивые процессы обретения новой модели социально-культурной самоидентификации, поиска новых путей развития, стремления к коренной трансформации общего типа цивилизации. Особенно ярко эти процессы проявляются в сферах национального самоопределения, в становлении иного типа духовности и культуры. Наблюдается разрыв культурной преемственности, отрыв от корней, забвение традиционных ценностей, что обрекает новые поколения на потерю социальной памяти и, как следствие, культуры.
В условиях коренной ломки российского общества, переоценки ценностей, в резко возросшей информационно-культурной проницаемости границ обнаружилась опасность разрушения привычного мировоззренческого комплекса, распада привычных ценностных норм и самого социального смысла коллективного бытия общества. Трансформация языка, утрата традиций, обрядов, символов, знаков -первоэлементов культуры — неизбежно ведут к утрате социальной памяти народа, а, следовательно, и его культуры.
Всё это представляет тему культуры как социальной памяти человечества актуальной не только в теоретическом плане, но и в чисто практическом аспекте.
Степень научной разработки проблемы. Культура — это историческая память человечества, языковая и знаковая система общения, огромная сокровищница знаний, традиций, опыта.
Исследование феномена культуры как транслятора социальной памяти осуществлялось на протяжении существования всей истории философской мысли. Обращение к этой теме мы находим у Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, Д. Локка, И. Канта, Г. В. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, П. Риккерта и др. Теме памяти посвящены психологические исследования А. Г. Асмолова, J1. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Т. Рибо, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна и др.
Представления о культурной памяти, которая носит коллективный характер, отражены в работах Я. Ассмана, П. Хаттона, Э. Тоффлера, В. Н. Шкуратова, Л. Н. Люблинской и Л. Н. Лепилина. Ю. М. Лотман через семантический анализ определял культуру как коллективную память.
Социальная память как общественное явление активно исследовалась в конце 80-х годов XX века. В литературе нашли отражение следующие направления: предмет философии культуры во взаимосвязи с социальной памятью (Л. Н. Коган, М. С. Каган, В. А. Конев, С. И. Голенков); социальная память как преемственность в культуре (В. М.
Межуев, В. Д. Плахов, М. К. Мамардашвили, JI. П. Репина, В. Б. Устьянцев, Е. И. Кознова, О. Т. Лойко); информационная функция социальной памяти (Я. К. Ребане, В. В. Зибен, Г. Н. Грязин, Н. П. Дубинин, И. Ф. Игнатьева, С. В. Игнатьев, В. Г. Афанасьев, А. Д. Урсул, А. Ю. Шехонцев); социальная память как отражение культурного опыта (В. JI. Лехциер, Ю. А. Разинов, С. В. Воловьёва).
Культура как сложное многофакторное, многофункциональное интегральное понятие рассматривается в трудах отечественных философов нашего времени: А.С. Балакшина, Е.В. Боголюбовой, А.В. Дахина, JI.A. Зеленова, В.М. Межуева.
Данная тематика представлена не только в монографиях, но и диссертационных исследованиях: Закликанский, П. А. Историческое время и историческая память / П. А. Закликанский // Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. - М.,1999; Молдобоев К. Б. «Этносоциальная память». Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. - СПб, 1995; Назарова, М. П. Социальная память как предмет социального анализа / М. П. Назарова // Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. - Волгоград, 1997; Терещенко, Н. А. Социальная память как продукт и фактор исторического развития / Н. А. Терещенко // Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. - Казань, 2002.
Однако освещение темы культуры как социальной памяти человечества носит отрывочный характер. Современная философская наука и культурология не дают целостного представления о культуре как социальной памяти человечества.
Анализ современного срстояния исследований по проблемам культуры и социальной памяти позволяет сказать, что, несмотря на обилие работ по данной проблематике недостатки просматриваются, прежде всего, по линии понятийно-терминологической: а) до сих пор не сложилось единого, общезначимого понимания культуры, поскольку в состав культуры продолжают включать и такие явно антикультурные явления как фашизм, терроризм, преступность, наркоманию, гомосексуализм и т.п., [34, 158, 159, 182] и б) понятие социальной памяти человечества трактуют как однозначное с такими понятиями как «историческая память», «коллективная память», «этническая память» и т.п.
Все встречающиеся в литературе характеристики культуры как памяти (исторические, этнические, культурные и пр.) являются всего лишь фиксациями социальной природы культуры. Важна дифференциация социальной памяти и генетической. Поэтому культуру как историческое, социальное вторичное образование мы и трактуем как социальную память человечества. Все иные ее характеристики в этом (мемориальном) аспекте могут рассматриваться как виды, формы, модусы ее родового значения в качестве социальной памяти.
Всё это даёт основания представлять проблему культуры и социальной памяти как дискуссионную не только на уровне обыденного сознания, но и на уровне научного осмысления данной проблемы. Это, в частности, и определяет попытку автора внести свой посильный вклад в исследование названных выше вопросов.
Предмет исследования. Предметом исследования выступает культура как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и трансляцию идей, предметов, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.
Объект исследования. Объектом исследования выступают средства передачи культуры: язык, знаки, символы, традиции, обычаи, обряды.
Цели и задачи исследования. Основной целью настоящей работы является рассмотрение культуры как феномена социальной памяти человечества, выявление и описание механизмов трансляции и хранения культуры как социального опыта во времени.
Достижение этой цели определило необходимость решения следующих задач:
- исследовать концептуальные подходы к определению культуры;
- описать феномены культуры, которые позволяют ей выступать хранителем и транслятором социальной памяти от поколения к поколению;
- исследовать проблему утраты культурной преемственности, забвения обычаев, традиций, знаково-языковых систем как фактора неизбежной деградации общества и утраты социальной памяти человечества;
- выявить, обосновать и проанализировать состав и структуру основных базовых хранителей и трансляторов культуры вербального, процессуального и предметного характера.
Теоретико-методологическая база исследования. Культура как социальная память человечества представляет собой многоуровневый и сложно структурированный феномен. Для его всестороннего раскрытия были использованы различные методы анализа:
- аналитический - позволил рассмотреть философские и научные определения культуры и социальной памяти;
- дескриптивный метод использовался для рассмотрения культуры и социальной памяти в реалиях повседневности;
- с помощью компаративистики проведён анализ развития культуры на различных этапах развития социума;
- метод структурного анализа был применён для раскрытия феномена культуры и средств её передачи как социальной памяти человечества во времени и пространстве.
Автор, включаясь в анализ проблемы культуры как социальной памяти человечества, вполне закономерно опирался на теоретические исследования многочисленных отечественных и зарубежных учёных, которые трактовали культуру, прежде всего как социальное, надприродное образование, а социальную память — как хранитель и транслятор социального опыта человечества.
Научная новизна работы. Научная новизна исследования состоит в следующем: исследован феномен культуры как социальной памяти человечества на основе культурно-ценностного подхода и расширения диапазона знаний по этой теме;
- рассмотрены исторические концепции многоаспектного уровня культуры;
- выявлены способы и формы трансляции культуры как феномены передачи социального опыта человечества;
- сделаны попытки прогнозирования кризиса современной культуры на основе фактов, вносящих дестабилизацию в базисные структуры её трансляции;
- осуществлён типологический анализ основных форм хранения и трансляции культуры;
- рассмотрены социокультурные функции социальной памяти общества и механизмы реализации этих функций.
Положения, выносимые на защиту:
- культура, являясь исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и символов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков, представляет собой самостоятельный феномен, который выступает механизмом трансляции социального опыта;
- культура как совокупность социальных ценностей является производной от социального опыта, который предстаёт как интеграция социально значимой исторической практики общества;
- типологически в первом приближении обоснованы основные формы хранения и трансляции культуры, которые и создают социальную память человечества: язык, деятельность и предметно-знаковые образования;
- многоплановый анализ феномена культуры позволяет говорить о её базисных структурах, ответственных за сохранение и передачу социального опыта. Язык, традиции, обряды ответственны за сохранение культуры. Утрата их трактуется как утеря социальной памяти и, как следствие, культуры; общества с разными видами информационных культур (дописьменной, письменной и послеписьменной) вырабатывают свои формы трансляции социального опыта.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты дают новую основу для дальнейших разработок по проблеме культуры как социальной памяти человечества в жизни общества.
Имеющиеся многочисленные исследования посвящены в основном определению функций культуры, типов коммуникации, способам её существования в социуме. Значительно реже рассматривается тема культуры как социальной памяти человечества, как условие и результат деятельности и общения людей и способ трансляции сокровищницы культурных ценностей. Именно эта сторона темы определила проблематику и содержание настоящего исследования.
Диссертация расширяет и дополняет диапазон знаний по данной проблеме, а также разрабатывает такие ключевые темы как предметно-знаковые носители и обрядово-процессуальные формы культуры.
Содержащиеся в диссертации положения и полученные выводы могут применяться для дальнейшего изучения проблемы культуры как социальной памяти человечества.
Материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов по философии культуры, культурологии и философии истории, при написании курсовых и дипломных работ.
Содержание диссертации может быть оформлено как самостоятельный спецкурс.
Материалы диссертации могут быть полезны при разработке законов в поддержку культуры.
Апробация исследования. Основные научные результаты и выводы диссертации были подготовлены и доложены на Международных научных конференциях Международной Академии интеграции науки и бизнеса в 2004 году «Формы трансляции культуры в современном обществе», в 2006 году «Массовая культура и субкультура в науке и искусстве», в 2008 году на 4-х Федоровских чтениях «Традиции культуры в медицинской науке и практике». Материалы диссертации были апробированы на лекциях студентам МГУ им. М. В. Ломоносова на факультете журналистики в 2007 и 2008 гг. По материалам диссертации были подготовлены и прочитаны доклады: «Культура мира в эпоху глобализации» на Международной научной конференции «Мир без глобальных катастроф», Кипр, Никосия, 2005, «Культура ' и язык в современном обществе» на региональной конференции «Москва и регионы - взаимодействие и сотрудничество», Москва, 2008. Опубликован доклад «Традиции культуры в народной медицине» в материалах академического симпозиума «Законы медицинской сферы общества», 2009 год, Н.Новгород, ННГАСУ. Издана монография «Культура как социальная память человечества», Н.Новгород, 2009. Опубликованы статьи: «К вопросу о культуре как социальной памяти человеческой общности». Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2009, №1, с.148-151; «Феномен памяти как транслятор социального опыта и познавательной деятельности». Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2009, №2, с. 142-144; «Традиция и язык как способы трансляции культуры», Известия РГПУ им. А. И. Герцена. С-Петербург, 2009, № 12, с. 16-20.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Этнопедагогическая культура алтайцев2001 год, доктор педагогических наук Беловолова, Светлана Павловна
Философский анализ феномена социальной памяти2001 год, доктор философских наук Бакиева, Гульнара Абдуваситовна
Социально-философский анализ традиции2007 год, кандидат философских наук Дабаева, Гульпизат Абдурашидовна
Онтологическая составляющая проблемы исследования человеческой памяти: Исторический и социальный аспекты2005 год, кандидат философских наук Федоров, Олег Сергеевич
Соотношение национального и этнического в культуре адыгейского народа2004 год, доктор философских наук Овсянникова, Татьяна Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Болдычева, Вера Анатольевна
Заключение
Анализ культуры как социальной памяти человечества позволяет сделать ряд общих выводов.
1. Культуру, при всей её человекотворной природе, недостаточно трактовать как «всё, созданное обществом», так как социальные, общественные явления не всегда обладают позитивным, ценным, т.е собственно культурным значением. Люди за свою историю создают и множество негативных явлений, которые можно демонстрировать как антиценности, совокупность которых образует антикультуру общества (фашизм, терроризм, наркомания, преступность и пр.).
2. Социальная память человечества, конечно, прежде всего, является хранителем и транслятором культуры, системы ценностей общества во всех их видах. Но социальная память не только хранит, но и несёт последующим поколениям людей и негативный опыт, который выполняет профилактически-критериальную функцию, приучая людей не повторять ошибок, учиться не только на положительном, но и на отрицательном. Ценности и антиценности равным образом входят в социальный опыт человечества, что усиливает значение социальных фильтров, особенно в системе образования, в системе социализации личностей.
3. Социальная память человечества как носитель культуры нуждается в совокупности различных объективированных форм своего бытия, материальных носителях содержания культуры. В работе выделены и обоснованы три типа таких носителей, три типа объективированного бытия культуры: а) вербальные формы, б) процессуальные формы и в) предметные формы культуры.
Этот типологический подход позволил содержательно рассмотреть каждый из трёх типов объективированных форм культуры.
На основе проведённого исследования можно сформулировать ряд рекомендаций: а) необходимо сохранять культуру как социальную память конкретных этносов, народов, наций, особенно в условиях современной глобализации; б) остро встаёт проблема сохранения чистоты родного языка как универсального средства хранения и трансляции этнонациональной культуры; в) необходимо всячески поддерживать и культивировать многообразные позитивные обрядово-процессуальные формы культуры, которые не только сохраняют прошлое, но и приобщают новые поколения к традиционной культуре, к опыту ушедших поколений; г) следует приветствовать инициативы государственных органов, направленные на сохранение, охрану, популяризацию национальных памятников истории и культуры.
В качестве проблем, требующих дальнейшего исследования, можно выделить следующие:
1. Назрела необходимость обобщения опыта внегосударственных, общественных объединений и всех народных инициатив по сохранению памяти национальной культуры вплоть до специального издания сборника «Энциклопедия народного опыта»;
2. Развитие культурологии как науки в значительной мере тормозится нерешеностью ряда её методологических проблем, среди которых, на наш взгляд, актуальными являются три:
- отсутствие общезначимого понимания сущности культуры;
- отсутствие типологического анализа видов культуры;
- отсутствие типологического анализа основных объективированных форм (носителей) культуры.
В дальнейшем исследовании автор намерен приложить усилия к осмыслению названных проблем.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Болдычева, Вера Анатольевна, 2009 год
1. Абрамян, Э. Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры / Э. Г. Абрамян // Методологические проблемы этнических культур : материалы симп. Ереван, 1978. - С. 93.
2. Августин, А. Исповедь / А. Августин. М. : Канон+, 1997. - 462 с.
3. Александрова, Е. Я. Апология культурологии : опыт рефлексии становления научной дисциплины / Е. Я. Александрова, И. М. Быховская // Общественные науки и современность. 1997. - № 3. - С. 133-145.
4. Алексеев, В. П. Становление человечества / В. П. Алексеев. — М. : Политиздат, 1984. 462 с.
5. Ананьев, Ю. В. Культура как интегратор социума : монография / Ю. В. Ананьев ; Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. — Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 1996. 174 с.
6. Антология исследования культуры. Т. 1 : Интерпретации культуры. -СПб. : Унив. кн., 1997. 728 с. - (Культурология. XX в.).
7. Антология исследования культуры. Интерпретации культуры / под ред. Е. Н. Балашова. 2-е изд. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. - 720 с. -(Культурология. XX в.).
8. Антропономия. Общая теория человека / Всерос. акад. человековедения, Нижегор. архитектур.-строит. ин-т. Каф. философии и политологии и др. Н. Новгород : Изд-во НАСИ, 1991. - 172 с.
9. Арзамасцев, В. П. Музееведческие размышления о мемориальных объектах / В. П. Арзамасцев // Музеи Москвы и музеология XX века : тез. науч. конф. М., 1997. - С. 9.
10. Аристотель. Поэтика / Аристотель ; пер. Н. И. Новосадский. Л. : Academia, 1927.- 120 с.
11. Арутюнов, С. А. Народы и культуры : развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. М. : Наука, 1989. - 247 с.
12. Арутюнов, С. А. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества / С. А. Арутюнов, Н. Н. Чебоксаров // Расы и народы. — М., 1972. Вып. 2.
13. Балакшин, А. С. Культурная политика : теория и методология исслед. / А. С. Балакшин. Н. Новгород : Изд-во ВГАВТ, 2004. - 258 с.
14. Балакшин, А. С. Культура в информационном обществе / А. С. Балакшин. Н. Новгород : Изд-во ВГАВТ, 2008. - 137 с.
15. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика : пер. с фр. / Р. Барт. — М. : Прогресс, 1994. 616 с.
16. Бердяев, Н. А. Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники) / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. 1989. - № 2. - С. 147162.
17. Болдычева, В. А. К вопросу о культуре как социальной памяти человеческой общности / В. А. Болдычева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2009. -№ 1. - С. 148-151.
18. Болдычева, В. А. Феномен памяти как транслятор социального опыта и познавательной деятельности / В. А. Болдычева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. -Кострома, 2009. № 2. - С. 142-144.
19. Болдычева, В. А. Традиция и язык как способы трансляции культуры / В. А. Болдычева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб., 2009. - № 12 (90). - С. 16-20.
20. Болдычева, В. А. Традиции культуры в народной медицине / В. А. Болдычева // Законы медицинской сферы общества : материалы 12 Междунар. нижегор. Ярмарки идей, 37 Академ, симп. — Н. Новгород, 2009. С. 185-187.
21. Болдычева, В. А. Массовая культура болезнь роста? / В. А. Болдычева // Моя Москва. - М., 2008. - № 7. - С. 67.
22. Болдычева, В. А. Народная медицина как культурное наследие человечества / В. А. Болдычева // Моя Москва. М., 2008. - № 8. - С. 136.
23. Болдычева, В. А. Глобальный кризис и массовая культура грани зависимости / В. А. Болдычева // Глобэкси Электронный ресурс. : интернет-журн. / Акад. труда и социал. отношений. - М., 2008. - 21.11. -Режим доступа: http://www.globecsi.ru.
24. Болдычева, В. А. Память народной медицины / В. А. Болдычева // Законы медицинской сферы общества : докл. 12 Междунар. нижегор. Ярмарки идей, 37 академ. симп., 27-30 мая 2009 г. Н. Новгород, 2009. -С. 5-7
25. Болдычева, В. А. Формы трансляции культуры в современном обществе : доклад / В. А. Болдычева // 6 Международная научно-практическая конференция (Москва, дек. 2004 г.) / Междунар. акад. интеграции науки и бизнеса. М., 2004. - С. 32-35
26. Болдычева, В. А. Массовая культура и субкультура в науке и искусстве : доклад / В. А. Болдычева // Международная научно-практическая конференция (Москва, нояб. 2006 г.) / Междунар. акад. интеграции науки и бизнеса. М., 2006. - С. 6-8
27. Болдычева, В. А. Культура как социальная память человечества : монография / В. А. Болдычева. Н. Новгород : Изд. Гладкова, 2009. -140 с.
28. Бореев, В. Ю. Культура и массовая коммуникация / В. Ю. Бореев, А. В. Коваленко. М. : Наука, 1986. - 301 с.
29. Борисова, Е. А. Некоторые особенности русской архитектуры конца XIXначала XX века / Е. А. Борисова // Художественные процессы в русском и польском искусстве XIX начала XX века. - JL, 1977. - С. 94.
30. Бутовская, М. JI. Гомосексуализм в эволюционной перспективе. Гомосексуализм как культурное явление/ М. JI. Бутовская. — М. : Век 2,2005.-205 с.
31. Введение в культурологию / И. Ф. Буйдина и др. ; отв. ред. Е. В. Попов.- 2-е изд., перераб. и доп. М. : ВЛАДОС, 1995. - 335 с.
32. Восстановление памятников культуры : проблемы реставрации : сб. ст. / под ред. Д. С. Лихачёва. М. : Искусство, 1981. - 232 с.
33. Галкин, А.А. О фашизме и его сущности, корнях, признаках и формах проявления / А. Галкин. М. : Полис, 1995. - №2. - С. 24
34. Генон, Р. Очерки о традиции и метафизике / Р. Генон. СПб. : Азбука, 2000.-317 с.
35. Глазычев, В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В. Глазычев. М. : Искусство, 1970. - 148 с.
36. Гриненко, Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г. В. Гриненко. М. : Юрайт, 1998. - 672 с. : ил. - (Культурология).
37. Гумилёв, Л. Н. Конец и вновь начало / Л. Н. Гумилёв. М. : Айрис-пресс,2006.-384 с.
38. Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М. : Книга, 1991.-574 с.
39. Дахин, А. В. Феноменология универсальности в культуре : монография / А. В. Дахин ; Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. -Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 1995. 148 с. : ил.
40. Делёз, Ж. Логика смысла : пер. с фр. / Ж. Делёз. М. : Акад., 1995. -254с.
41. Демографический энциклопедический словарь. — М. : Большая Рос. энцикл., 1994.-640 с.
42. Дмитриева, Н. А. Изображение и слово / Н. А. Дмитриева. М. : Искусство, 1962.-231 с.
43. Дукельский, В. Ю. Памятники истории и культуры в системе музейной деятельности / В. Ю. Дукельский // Памятниковедение : теория, методология, практика : сб. науч. тр. — М., 1986. — С. 39-49.
44. Ерасов, Б. С. Социальная культурология : в 2 ч. / Б. С. Ерасов. М. : Аспект-Пресс, 1994. - Ч. 1. - 380 с. ; Ч. 2. - 240 с.
45. Ефимов, Ю. И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза / Ю. И. Ефимов. М. : Наука, 1981. - 192 с.
46. Завьялова, М. Г. Традиция как способ самоидентификации общества : дис. . канд. филос. наук / М. Г. Завьялова. Екатеринбург, 1977. - 201 с.
47. Загрязкина, Т. Ю. Народные говоры Франции и мир народной культуры / Т. Ю. Загрязкина // Французская диалектология. -М., 1995.
48. Зарецкий, В. Образ как информация / В. Зарецкий // Вопросы литературы. 1963. - № 2. - С. 71-91.
49. Зезина, М. Р. История русской культуры IX-XX веков / М. Р. Зезина, JI. В. Кошман, В. С. Шульгин. М. : КД Ун-т, 2006. - 490 с.
50. Зеленов, JI. А. Процесс эстетического отражения / JI. А. Зеленов. М. : Искусство, 1969. - 175 с.
51. Зеленов, JI. А. Принципы дизайна / JI. А. Зеленов, О. П. Фролов ; Горьк. инженер.-строит. ин-т им. В. П. Чкалова. Каф. эстетики и дизайна. -Горький : ГИСИ, 1978. 30 с.
52. Зеленов, Л. А. Становление личности / Л. А. Зеленов. Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1998. — 168 с.
53. Зеленов, Л. А. Историческая логика эстетики : (биогр. эстет, идей). Ч. 1 / Л. А. Зеленов. Н. Новгород : Изд. Гладкова, 2002. - 150 с.
54. Зеленов, Л. А. Система эстетики / Л. А. Зеленов. Н. Новгород : Изд-во ГХИ ННГАСУ ; М. : Рос. акад. образования, 2005. - 271 с.
55. Зеленов, JI. А. Сумма методологии / JI. А. Зеленов ; Нижегор. гос. архитектур.-строит, уи-т ; Общерос. акад. человековедения, Нижегор. филос. клуб. -Н. Новгород : Изд. Гладкова, 2007. 148 с. : ил.
56. Зиммель, Г. Избранное. В 2 т. Т. 1 : Философия культуры : пер. с нем. / Г. Зиммель ; пер. А. В. Дранова. М. : Юрист, 1996. - 670 с.
57. Знак : сб. ст. по лингвистике, семиотике и поэтике памяти А. Н. Журинского. -М. : Рус. учеб. центр, 1994. 307 с.
58. Иваненков, С. П. Традиция и будущее / С. П. Иваненков // Credo. 1997. -№ 1.
59. Индикаторы развития человеческого потенциала. — Н. Новгород : ПАНИ, 2001.-315 с.
60. Ионин, J1. Г. Социология культуры / JL Г. Ионин. — М. : Логос, 1996. -280 с.
61. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. -М. : Наука, 1986.-574 с.
62. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М. : Наука, 1988.-568 с.
63. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. Т. 15. -М. : Искусство, 1962-1970.
64. Йейтс, Ф. Три латинских источника классического искусства памяти / Ф. Йейтс // Искусство памяти / пер. с англ. Е. В. Малышкиной. СПб., 1997. -С. 480.
65. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб. : Питер, 2001. -310 с.
66. Календарь в культуре народов мира / под ред. Н. JI. Жуковской, С. Я. Серова. М. : Наука, 1990. - 272 с.
67. Кантор, К. М. Красота и польза : Социол. вопросы материал.-художеств. культуры / К. М. Кантор. М. : Искусство, 1967. - 279 с.
68. Кара-Мурза, С. Манипулирование общественным сознанием / С. Кара-Мурза. М. : Наука, 2000. - 317 с.
69. Карнап, Р. Значение и необходимость. Исследование по семантике и модальной логике : пер. с англ. / Р. Карнап. М. : Иностр. лит., 1959. -380 с.
70. Кертман JI. Е. История культуры стран Европы и Америки / Л. Е. Кертман. — М.: Высшая школа, 1987. 260 с.
71. Клаус, Г. Сила слова : гносеол. и прагмат. анализ языка : пер. с нем. / Г. Клаус. М. : Прогресс, 1967. - 214 с.
72. Когава, Т. Стратегия бездействия по Адорно : Взгляд с Востока / Т. Когава // Информ.-исслед. центр «МедиаАртЛаб»; Рос.институт культурологии. М. : 2000. - С. 108
73. Коган, Л. Н. Теория культуры / Л. П. Коган. Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 1993.-440 с.
74. Кожевников, В. П. Ментальность российской цивилизации / В. П. Кожевников. Н. Новгород : ННГАСУ, 1998. - 240 с.
75. Кожевников, В. П. Ментальный образ России и русскости / В. П. Кожевников, А. В. Мурунова. Н. Новгород : ННГАСУ, 2008. - 187 с.
76. Колеватов, В. А. Социальная память и познание / В. А. Колеватов. — М. : Мысль, 1984.-190 с.
77. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. М. : Госполитиздат, 1967. -268 с.
78. Кондаков, И. Введение в историю русской культуры / И. Кондаков. М. : Наука, 1994.-315 с.
79. Конев, В. А. О сущности освоения культуры / В. А. Конев // Методологические проблемы освоения культуры. Куйбышев, 1988. -С. 7.
80. Краева, О. Л. Диалектика потенциала человека : монография / О. Л. Краева. М.; Н. Новгород : Изд-во НГСХА, 1999. - 251 с.
81. Крымский, С. Б. Эпистемология культуры. Введение в обобщенную теорию познания / С. Б. Крымский, В. С. Парахонский, В. М. Мейзерский. Киев : Наукова думка, 1993. — 216 с.
82. Культурные смыслы // Культурология XX век : энциклопедия : в 2 т. -СПб., 1998.-Т. 2.-С. 324.
83. Культурология / под ред. Г. В. Драча. — Ростов н/Дону : Феникс, 2002. — 574 с.
84. Кутырёв, В. А. Естественное и искусственное : борьба миров / В. А. Кутырёв. Н. Новгород : Нижний Новгород, 1994. - 200 с.
85. Лавренова, Т. И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания / Т. И. Лавренова // Социальные науки : история, теория, методология. М., 2000. - Вып. 1. - С. 38-46.
86. Левада, Ю. А. Традиция / Ю. А. Левада // Философская энциклопедия. -М., 1970.-Т. 5.-С. 253.
87. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление : пер. с фр. / Л. Леви-Брюль. -М. : б. и., 1993.-337 с.
88. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс ; пер. с фр., ред. и примеч. В. В. Иванова. М. : Наука, 1985. - 536 с.
89. Лем, С. Сумма технологии / С. Лем ; пер. с пол. А. Г. Громовой и др.. -М. : Мир, 1968.-608 с.
90. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М. : Изд-воМГУ, 1959.-287 с.
91. Липе, Ю. Происхождение вещей : Из истории культуры человечества : пер. с нем. / Ю. Липе. — М. : Иностр. лит., 1954. — 487 с.
92. Лихачёв, Д. С. Историческая поэтика русской литературы / Д. С. Лихачёв. СПб. : Алетейя, 1999. - 680 с.
93. Лосев, А. Ф. История эстетических категорий / А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков. М. : Искусство, 1965. - 311 с.
94. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. Л. : ЛГУ, 1985.-208 с.
95. Лотман, Ю. Несколько мыслей о типологии культур / Ю. Лотман // Языки культуры и проблема переводимости. — М. : 1987. — С. 3-11.
96. Лотман, Ю. Технический прогресс как культурологическая проблема / Ю. Лотман // Учёные записки Тартуского университета : тр. по знаковым системам. — Тарту, 1988. Вып. 22.
97. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. М. : Мысль, 1992. — с 13.
98. Лотман, Ю. М. О семиотическом механизме культуры / Ю. М. Лотман, Б. Успенский // Лотман, Ю. М. Избранные статьи. Таллин, 1993. - Т. 3. — С. 326-344.
99. Лукин, Ю. Культурология : вчера, сегодня, завтра. Очерки теории и методологии. Библиография. Маргиналии / Ю. Лукин ; Акад. переподготовки работников искусства, культуры и туризма. — М. : Априкт, 2001. -202 с.
100. Лурье, С. В. Историческая этнология / С. В. Лурье. М. : Аспект Пресс, 1997.-448 с.
101. Манхейм, К. Избранное: Социология культуры / К. Манхейм ; Акад. исслед. культуры. М. ; СПб. : Унив. кн., 2000. — 501 с.
102. Маркарян, Э. С. Культурная традиция и задача дифференциации её общих и локальных проявлений / Э. С. Маркарян // Методологические проблемы этнических культур : материалы симп. Ереван, 1978.
103. Маркарян, Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. С. Маркарян // Советская этнография. 1981. - № 2/3. - С. 87.
104. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. -М. : Мысль, 1983. 284 с.
105. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга / М. Малюэн. М. : Академический проект, 2005. — С. 212
106. Массовые виды искусства и современная художественная культура / под ред. В. П. Демина. М. : Искусство, 1986. - 271 с.
107. Методология и теория деятельности : тез. докл. к 10 межзон. симп. / Горьк. обл. совет НТО и др. ; науч. ред. Л. А. Зеленов. Горький : СНТО, 1982.-202 с.
108. Мигунов, А. С. Философия маргинальных явлений / А. С. Мигунов // Полигнозис. 2000. - № 2. - С. 116.
109. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. М. : Наука, 1988. - 429 с.
110. Мифы и сказки Австралии / собр. К. Лангло-Паркер. М. : Наука, 1965.- 167 с.
111. Михайлов, А. Я. Язык культуры / А. Я. Михайлов. М. : б. и., 1997. -120 с.
112. Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятие / А. Моль. -М. : Мир, 1966.-478 с.
113. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. — М. : Прогресс, 1973. — 365 с.
114. Морфология культуры. Структура и динамика / Г. А. Аванесова и др.. -М. : Наука, 1994. -415 с.
115. Мюнх, Г. Беспредметное искусство ошибка против логики / Г. Мюнх. - М. : Мир, 1966. - 320 с.
116. Нагорский, Н. В. Музей в духовной жизни общества / Н. В. Нагорский. СПб. : П-2, 2004. - 432 с.
117. Народонаселение : прошлое, настоящее, будущее / под ред. Н. В. Зверевой, В. М. Медкова. М. : Мысль, 1987. - 255 с.
118. Нечипуренко, В. Н. Ритуал (опыт социально-философского анализа) / В. Н. Нечипуренко. Ростов н/Д : Изд-во РГУ, 2002. - 292 с.
119. Орлова, Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э. А. Орлова ; Рос. ин-т культурологии и др.. М. : Изд-во МГИК, 1994. -214 с.
120. Осипова, О. А. Американская социология о традициях в странах Востока / О. А. Осипова ; Акад. наук СССР. Ин-т востоковедения. М. : Наука, 1985.-127 с.
121. Пирс, Дж. Символы, сигналы, шумы. Закономерности и процессы передачи информации : пер. с англ. / Дж. Пирс. М. : Мир, 1967. - 334 с.
122. Платон. Сочинения в трех томах : пер. с древнегреч. Т. 2 / Платон ; АН СССР, Ин-т философии ; под ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. М. : Мысль, 1970. - 611 с. - (Философское наследие).
123. Полонская, И. Н. Традиция : от сакральных оснований к современности / И. Н. Полонская. Ростов н/Дону : Изд-во Рост, ун-та, 2006.-272 с.
124. Померанц, Г. Диалог культурных эпох / Г. Померанц // Лики культуры : альманах. -М., 1995.-Т. 1. С. 393.
125. Пригожин, И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках / И. Пригожин. — М. : Прогресс, 1985. 276 с.
126. Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. М. : Прогресс, 1986.-432 с.
127. Проблема знака и значения : сборник. М. : Изд-во МГУ, 1969. - 170 с.
128. Прокофьев, В. Н. О трёх уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени / В. Н. Прокофьев // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. — М., 1983. — С. 11.
129. Пропп, В. Л. Русский героический эпос / В. Л. Пропп. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1955.-552 с.
130. Прохоров, А. В. Метаморфозы научного исследования в эпоху экранной культуры / А. В. Прохоров, В. Д. Рузин ; НИИ культуры АН СССР. -М. : Академ, проект, 1991.
131. Ребане, Я. К. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания / Я. К. Ребане // Вопросы философии. 1982. - № 8. - С. 46-48.
132. Рукавичников, А. Н. Архетипальная антропология К. Г. Юнга и герменевтика / А. Н. Рукавичников // Философия XX века : школы и концепции. СПб., 2000.
133. Самохвалова, В. И. Человек и судьба мира / В. И. Самохвалова. М. : Наука, 2000.-238 с.
134. Свасьян, К. А. Человек как творение и творец культуры / К. А. Свасьян // Вопросы философии. 1987. - № 6. - С. 12-15.
135. Светлова, Н. Вещи не хозяева, а слуги / Н. Светлова. М. : Искусство, 1960.
136. Сидоров, Е. Ю. Культура мира и культура России / Е. Ю. Сидоров // Полис.- 1998.-№5.-С. 106-113.
137. Семиотика : пер. с англ., фр., исп. яз. М. : Радуга, 1983. - 685 с.
138. Сепир, Э. Обычай / Э. Сепир // Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи : пер. с англ. М., 1993. - С. 248-258.
139. Современная демография / под ред. А. Я. Кваши, В. А. Ионцева. М. : Изд-во МГУ, 1995. - 267 с.
140. Соколов, Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры / Э. В. Соколов ; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской. Л. : Изд-во ЛГИК, 1989.-83 с.
141. Соломоник, А. Семиотика и лингвистика / А. Соломоник. — М. : Молодая гвардия, 1995. 352 с.
142. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество : пер. с англ. / П. А. Сорокин. М. : Политиздат, 1992. - 543 с. - (Мыслители XX века).
143. Соссюр, Ф. Труды по языкознанию : пер. с фр. / Ф. Соссюр. М. : Прогресс, 1977. - 696 с.
144. Степанов, Е. И. Конфликтология переходного периода : теорет., методол., технол. аспекты / Е. И. Степанов. М. : ИС РАН, 1995. - 328 с.
145. Степанов, Ю. С. Семиотика / Ю. С. Степанов ; Акад. наук СССР. Ин-т языкознания. М. : Наука, 1971. - 146 с.
146. Субетто, А. И. Эпоха русского Возрождения в персоналиях. Титаны Русского Возрождения / А. И. Субетто. СПб. ; Кострома : Изд-во КГУ, 2008. - 500 с.
147. Суханов, И. В. Обычай, традиции и преемственность поколений / И. В. Суханов. М.: Политиздат, 1976. - 216 с.
148. Тайлор, Э. Первобытная культура : пер. с англ. / Э. Тайлор. М. : Политиздат, 1989. - 572 с. : ил. - (Библиотека атеистической литературы).
149. Тасалов, В. Прометей или Орфей : искусство "технического века" / В. Тасалов. М. : Искусство, 1967. - 372 с. : ил.
150. Техника и культура // Философия и жизнь : материалы студен, науч. конф.-М., 2004.-С. 91.
151. Тимощук А. С. Мировоззренческие основы традиционной культуры / А. С. Тимощук // Социально-гуманитарные знания. — № 3. — 2004
152. Тойнби, А. Постижение истории : избранное : пер. с англ. / А. Тойнби. М. : Прогресс, 1992. - 607 с.
153. Токарев, С. А. Разграничительные и объединительные функции культуры / С. А. Токарев. -М. : б. и., 1973.
154. Трубецкой, Н. С. История. Культура. Язык / Н. С. Трубецкой. М. : Прогресс, 1995. -320 с.
155. Труды по знаковым системам. Вып. 1-25 / Тартуский гос. ун-т. — Тарту : Изд-во ТГУ, 1964-1992.
156. Тэрнер, В. Символ и ритуал. Исследования по фольклору и мифологии Востока / В. Тэрнер. М. : Наука, 1983. - 277 с.
157. Умланд, А. Старый вопрос, поставленный заново: что такое «фашизм» / Умланд А. // Политические исследования. 1991. №1 (31) - С.49-63
158. Фаул, М. Спектр русского фашизма / Мак Фаул // Независимая газета. 1994, 19 ноября.
159. Фейблман, Дж. Типы культуры / Дж. Фейблман // Антология исследования культуры. СПб., 1997. - Т. 1. - С. 6-13.
160. Филиппов, Ю. В. Этнос как субъект этнической социализации : дис. . канд. филос. наук / Ю. В. Филиппова ; науч. рук. JI. А. Зеленов ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. акад. Н. Новгород : НГАСА, 1997. -164 с.
161. Философия XX века : школы и концепции. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. - 534 с.
162. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. J1. Ф. Ильичев и др.. -М. : Совет, энцикл., 1983. 839 с.
163. Флиер, А. Я. Культура как смысл истории / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. — 1999. № 6. - С. 153-154.
164. Фортунатова В. С., Шапошникова JI. Е. Культурология, практикум / В. С. Фортунатова, Л. Е. Шапошникова. — М. : Высшая школ, 2006. — 312с.
165. Фреге, Г. Понятие и вещь / Г. Фреге // Семиотика и информатика. М., 1978.-Вып. 10.
166. Фрейд, 3. Психоанализ. Религия. Культура / 3. Фрейд. М. : Классика, 1992.-С.78
167. Фролов, Б. А. Традиция и инновация в архаической культуре / Б. А. Фролов // Исследования по первобытной истории. — М., 1992.
168. Фрэзер, Д. Д. Золотая ветвь : Исследование магии и религии : пер. с англ. / Д. Д. Фрэзер. М. : Политиздат, 1980. - 831 с. - (Библиотека атеистической литературы).
169. Ханаху, О. А. Традиционная культура Северного Кавказа : вызовы времени : (социал.-философ, анализ) / О. А. Ханаху. — Майкоп : б. и., 1997.
170. Хомский, Н. Язык и мышление / Н. Хомский. М. : Прогресс, 1972. -164 с.
171. Христиансен, Б. Философия искусства / Б. Христиансен. СПб. : Шиповник, 1911.-358 с.
172. Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор : очерки теории / К. В. Чистов. Л. : Наука, 1986. - 304 с.
173. Чистов, К. В. Традиция, «традиционное общество» и проблема варьирования / К. В. Чистов // Советская этнография. 1981. - № 2.
174. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исторические перспективы. Т. 2 /О. Шренглер. — Мн. : Попурри, 1999.-с. 63
175. Штернберг, Jl. Я. Первобытная религия в свете этнографии : исслед., ст., лекции / Л. Я. Штернберг. Л. : Изд-во Ин-та Народов севера, 1936. -248 с. : ил.
176. Щуров, В. А. Новый технократизм / В. А. Щуров. — Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 1995.-145 с.
177. Эпштейн, М. Постмодерн в России : Литература и теория / М. Эпштейн. М. : Изд. Р. Элинина, 2000. - 368 с.
178. Этнологическая наука за рубежом : Проблемы, поиски, решения / под ред. С. Я. Козлова, П. И. Пучкова. -М. : Наука, 1991. 189 с.
179. Этнология в США и Канаде / отв. ред. : Е. А. Веселкин, В. А. Тишков ; АН СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М. : Наука, 1989.-328 с.
180. Языки культуры и проблемы непереводимости. -М. : б. и., 1987.
181. Griffin R. Nature of Fashism / R. Griffin. London, 1993. - 140 p.
182. McLuhan, M. Understanding media : the extensions of man / M. McLuhan. N. York : McGraw Hill, 1966. - 359 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.