Культура английского брака XVI-XVIII вв.: модификация традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Стрелкова, Ольга Викторовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 167
Оглавление диссертации кандидат культурологии Стрелкова, Ольга Викторовна
Введение.
Глава 1. Проблема традиции в современной культурологии.
1.1. Освещение понятия «традиция» в западной культурной антропологии.
1.2. Дискуссия в советской и постсоветской науке по проблеме традиции.
Глава 2. Модификация традиции как возникновение новации в культуре английского брака.
2.1. Традиция английского брака ХУ1-ХУП веков: специфика восприятия в рамках культуры.
2.2. Социокультурная характеристика брака в Англии ХУ1-ХУП веков.
2.3. Новации в культуре английского брака на рубеже XVII- XVIII веков.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Гендерные аспекты брака и девства в обществе и культуре позднесредневековой Англии2010 год, кандидат исторических наук Черкашенина, Анастасия Игоревна
Женщина в русской семье X - начала XIX в.: динамика социо-культурных изменений1997 год, доктор исторических наук Пушкарева, Наталья Львовна
Английская семья XIV-XV вв. по частноправовым, эпистолярным и литературным источникам: Городская среда2005 год, кандидат исторических наук Воронцова, Анна Юрьевна
Трансформация брачно-семейных отношений жителей городов Верхней Волги в конце 1890-х - 1927 гг.2013 год, кандидат исторических наук Трефилова, Мария Николаевна
Институт семьи и брака в Китае в период реформ и открытости: исторический аспект2007 год, кандидат исторических наук Манухина, Олеся Вячеславовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура английского брака XVI-XVIII вв.: модификация традиции»
Актуальность исследования заключается в том, что в рамках культурологии проблема традиции, а тем более её модификации до сих пор не решена однозначно. В большинстве работ искусствоведов и этнографов она используется как нечто заведомо определенное, понятное. Более того: вокруг * данного понятия сложились достаточно устойчивые, но противоположенные по содержанию и исходным установкам обыденные представления. В одном из них традиция рассматривается как устаревшая;, консервативная*; форма; препятствующая современному развитию' культуры. Согласно другой; позиции, традиция представляется как идеал, абсолютная: ценность, нуждающаяся в: планомерном поддержании и восстановлении. Таким образом, оба подхода, характеризуются как малопродуктивные в рамках научного исследования ценностным отношением к феномену традиции. И вопрос о месте традиции, в современной культуре остается открытым. Очевидно, что в двух вышеупомянутых фундаментальных пониманиях традиции проел вживается? общая! основа. Традиция в обоих случаях представляется связующим звеном; между прошлым и настоящим. Отличие же-заключается в трактовке этой связш В* первом случае традиция воспринимается как специфические «уплотнения» прошлого в настоящем. В другом случае прошлое осознается как всегда присутствующее в настоящем. Соответственно, в последнем случае традиция является^ неотъемлемой стороной существования социума вне зависимости от времени.
С другой стороны, как нам удалось выяснить, в современной культурологии не разработано понятие «культура брака». На сегодняшний день не существует ни одной монографии, как отечественных, так и западных исследователей, которая была бы напрямую посвящена данному вопросу. Не претендуя на всеобъемлющее освещение указанной темы, мы в рамках данного диссертационного исследования попытаемся уяснить сущность культуры . брака.
Социальная значимость исследования. Несмотря на бурные перемены, происходящие во всём мире, в частности, в Европе, в области культуры брака (внебрачное сожительство, однополые браки и т.д.), этот социокультурный институт сохраняет относительную устойчивость и адаптивность. В связи с этим изучение истории брака, его модификаций в прошлом может способствовать осмыслению тенденций в развитии брачных отношений в рамках современной культуры. Особое внимание мы уделяем в этой связи механизмам трансформации'брака как одного, из компонентов европейской культурной традиции. На наш взгляд, это может способствовать более глубокому пониманию современных процессов, происходящих в брачных отношениях, а также их моделированию и прогнозированию.
Цель работы — представить адаптивность и изменчивость традиции на примере изменений в области культуры брака в Англии ХУ1-ХУШ вв.
Достижение поставленной цели диссертационного исследования потребовало решения следующих задач:
1) выявить многообразие подходов в рамках западной, советской и постсоветской науки к проблеме традиции и инновации - для определения собственной методологической позиции;
2) представить понятие «культура брака» в качестве теоретического конструкта с позиции культурологии;
3) провести анализ изменений в культуре английского брака ХУ1-ХУШ вв. для выявления адаптивных ресурсов культурной традиции.
Объект исследования - брак в Англии ХУ1-ХУШ вв.
Предмет - модификация английского брака как компонента традиции.
Методология - неоэволюционизм.
Методы:
1) вторичная интерпретация источников и научной литературы по теме;
2) генетический анализ;
3) компаративный анализ;
4) историко-культурная реконструкция.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что культура английского брака XVI-XVIII вв. может представлять собой сложный адаптивный механизм, связанный с аккумуляцией, селекцией и трансляцией социокультурного опыта в рамках традиции.
Степень научной разработанности темы. Тема традиции довольно широко изучена в различных областях науки, поэтому при написании данной работы была возможность использовать интерпретации этого понятия в совершенно разных ракурсах рассмотрения.
Позиция западной культурной антропологии представлена двумя выдающимися её теоретиками — Э. Шилзом и С. Эйзенштадтом. В рамках историко-культурного подхода мы опирались на исследование Е. Шацкого, отразившего также и динамику восприятия и отношения к традиции в западной культуре. Герменевтическое направление в советской науке разработано-Ю.М. Лотманом и В.Я. Чесновым, раскрывшим традицию как катализатор культуры. Главный представитель этнографического направления Э.С. Мар-карян, на позицию которого мы и будем опираться при проведении свого исследования, представил свою концепцию традиции как толчок к социокультурным изменениям, в рамках дискуссии на страницах журнала «Советская этнография».
Затрагивая вопрос культуры брака, мы выяснили, что собственно культурологических исследований по этой проблеме обнаружить не удалось. Тема любви в настоящее время разрабатывается А.Я. Флиером. В социологии эта проблематика представлена Э. Гидденсом и А. Антоновым, в истории культуры - М. Фуко (аспект трансформации сексуальности).
Самыми значимыми исследованиями в области английского брака должны быть названы: «The family, sex and marriage in England» Stone L., «English family life 1576-1716. An anthology from diaries» и «English traditional customs» Hole C.
Структурно диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении указана ак
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Брак и семья в среде английского пэрства в XVII - XVIII вв.1999 год, кандидат исторических наук Муравьева, Марианна Георгиевна
Эволюция христианских воззрений на пол и брак в европейской культурной традиции2006 год, доктор философских наук Орлова, Надежда Хаджимерзановна
Знатная женщина и стюартовское общество в Англии XVII в.2002 год, кандидат исторических наук Буланакова, Мария Александровна
История семейно-брачных отношений рабочих Верхневолжского региона: Сер. 1920-х - кон. 1930-х гг.2005 год, кандидат исторических наук Рослякова, Марина Валентиновна
Нормы любви в гендерной системе культуры2003 год, доктор социологических наук Климова, Светлана Владимировна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Стрелкова, Ольга Викторовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной философии и культурологии проведена серьезная научная работа по анализу культурной традиции, позволяющая определить место последней в социуме и одновременно — место понятия «культурная традиция» в системе научной методологии культуры.
Проанализировав различные подходы к этой проблеме как отечественных, так и западных исследователей, мы увидели, что спектр дефиниций^ «традиции» как понятия довольно широк. Если в рамках одного подхода можно говорить о традиции как консервативном механизме, противодействующем новациям любого характера, то другие ученые склонны наделять традицию внутренними ресурсами модификации и самовоспроизводства.
Изучив различные точки зрения по вопросу традиции, мы выбрали подход, наиболее соответствующий целям и задачам нашего исследования. Наиболее адекватной позицией в данном случае оказался подход Э.С. Мар-каряна. С его точки зрения, идейные новации в итоге находят воплощение в новых социокультурных реалиях. Исторический контекст той или инойэтни-ческой формации определяет степень адаптации, регулирующей механизм традиции. При этом, подвергаясь различного рода изменениям, традиция сохраняет свою внутреннюю сущность, принимая новые формы.
Соответственно, в рамках нашего диссертационного исследования под традицией будет пониматься универсальный механизм, аккумулирующий в себе социально значимый опыт (на протяжении 2-3 поколений), изменяющийся в результате взаимодействия со средой. При этом инновации лишь помогают традиции выявлять свои адаптивные свойства и поддерживать функционирование системы.
Разрабатывая понятие «культура брака» как теоретического' конструкта в рамках культурологии, нам удалось выделить следующие его составляющие. Культура брака, на наш взгляд, прежде всего, представляет собой аксиологический аспект супружеских отношений, одобряемый обществом. При этом данная система отношений детерминирована как социальными установками, так и степенью интериоризации ценностей обоими супругами. Культура брака, имея идеоциональное основание, находит своё воплощение в виде устоявшихся нравов и обычаев (на обыденном уровне), или кодифицированных сводов норм, законов, правил взаимодействия (на специализированном уровне). Таким образом, она выступает как совокупность социокультурных характеристик, имеющих общие и отличительные черты для каждого этнического образования. В связи с адаптивностью традиции, данным характеристикам свойственно подвергаться процессам трансформации и модернизации, порождая новации различного уровня.
Говоря о культуре английского брака, следует отметить сильное влияние социальной страты джентри на формирования1 культурных образцов. Это' объяснятся консервативным характером английской культуры в целом, ориентирующейся на элитарные верхи. Характеризуя джентри, или «новое дворянство», следует отметить двоякое влияние, которое оно оказало на динамику брачной культуры в частности. С одной стороны, проявив консервативную составляющую, джентри укрепило традиционный механизм и способствовало его стабильности. С другой стороны, оказавшись самой динамичной социальной стратой, оно породило ряд новаций, позволивших культурному механизму английского брака адаптироваться и модифицироваться в лоне традиции.
Сложная демографическая ситуация, а именно высокий уровень смертности в ХУ1-ХУП столетиях, предопределила ситуацию, когда третье поколение фактически не сталкивалось • со вторым и первым ни в качестве помощников в уходе за детьми, ни в качестве обузы в старости. Таким образом, межпоколенная трансляция опыта и ценностей происходила в незначительной степени. Это проявлялось, в том числе и в эмоциональной подавленности, то есть в пренебрежительном отношении родителей к своим детям. Брак и семья воспринимались как группа заменяемых компонентов. Отдалённые внутриличностные отношения между супругами вырабатывались культурными моделями, диктовавшими подчинение женщин, пренебрежение детьми, причём сексуальные отношения рассматривались лишь как инструмент воспроизводства. Средняя продолжительность брака в Англии Нового времени равнялась 17-20 лет. Другими словами, семья являлась временной ассоциацией как мужа и жены, так и родителей и детей.
С XVI по XVIII века также существовал закон о первом наследнике, обуславливающий сильное промедление в возрасте вступления в брак, что приводило к сексуальному воздержанию в период высшего сексуального подъёма. В связи с этим, обществу этого периода была характерна низкая брачная эффективность.
Обращаясь к традиции заключения брака, следует отметить, что несмотря на существующие официальные, предложенные церковью ритуалы, любой вид обмена обещаниями перед свидетелями рассматривался, законом как действительный брак. Только в 1563 году церковь выдвинула жёсткое требование о присутствии священника для подтверждения легитимности брака. Однако гражданские юристы продолжали признавать спаузл. Церковные уставы запрещали заключение браков, между лицами, не достигшими 20 лет без согласия родителей и опекунов. Тем не менее, и такие союзы были действительными и скрепляли супругов на всю жизнь.
Официальные браки облагались большими налогами, поэтому единственной реальной альтернативой создания семьи для бедных слоёв населения было заключение полузаконных браков во Флите. Сюда же обращались пары, союз которых по тем или иным причинам не одобрялся социумом. К 1700 году около трети общего числа браков регистрировалось таким образом.
Одним из особенно негативных последствий подобных браков являлась возможность кражи богатого наследника или наследницы, то есть традиционный механизм заключения брака способствовал размыванию социальных границ.
В XVII веке произошёл рост ставок на брак, выраженный в увеличении размера приданного, выплачиваемого родителям жениха. Обязанность невест всех категорий имущих классов вносить определённую денежную сумму в качестве приданого, наряду в большой значимостью, придаваемой рангу и статусу, определили очень высокий уровень социальной и экономической эндогамии. Это повышало статус супруги в глазах общества. Уже с 1620 года постепенно вводится практика отдельного имущества, защищавшая финансы жён от необоснованного посягательства.
Романтическая любовь имела место быть, хотя в целом для супругов было достаточно доброты друг к другу. Отношения между новобрачными в-конце XVII - начале XVIII веков в большей степени определялись финансовым состоянием будущих супругов. Несмотря на негативные факторы, в целом в привилегированных слоях общества узы брака считались вечными. При этом молодые мужчины не спешили прощаться с холостяцкой жизнью. Процентное соотношение мужчин и женщин также было не в пользу последних. Стародевичество стало новым социальным феноменом.
К 1700 году понятие о правомерности брака становилось всё более мобильным. Речь стала идти о-том, что один муж мог жениться в разных уголках страны на разных жёнах, причём все эти браки считались легитимными Церковная и государственная- инстанции действовали в данной области крайне несогласованно. Традиционный механизм брака, на наш взгляд, перестал выполнять свои регулятивные функции. Именно в этот период происходит модификация традиции в культуре брака. На специализированном уровне новация проявилась в принятии свадебного закона 1753 года.
Во-первых, с этих пор венчание в церкви стало выступать как единственный законный инструмент скрепления брака. Контроль над исполнением закона теперь был передан в руки светского суда. Такие изменения* могли произойти только во время возрастающей секуляризации сознания общественной элиты, то есть представлений о том, что личное счастье может быть достижимо посредством общественного законодательства.
Во-вторых, проблема многобрачия, свойственная английскому обществу в предыдущий период, теперь решалась обязательной публичной регистрацией брака, ставшей неотъемлемой частью церемонии. Таким образом, во второй половине XVIII века в брак можно было вступить только с единственным^) супругом(ой).
В-третьих, со второй половины XVIII века официальные разводы становились всё более обыденным явлением. В данном случае рост разводов не в последнюю очередь являлся показателем завышенных эмоциональных ожиданий от брака.
Модификация традиции в культуре брака проявилась и на обыденном уровне в виде порождения новаций. Так, начало XVIII века характеризуется, стремлением к уединению семейного союза. Получили распространение кормление материнской грудью, использование детьми даже в зрелом возрасте слов «мама» и «папа», использование первых имён между супругами. Следствием распространения практики материнского кормления грудью был конфликт между двумя группами эмоциональной ответственности — по отношению к своим мужьям и по отношению к своим детям.
Культура брака начинает всё более базироваться на эмоциональной основе. С другой стороны, ряд улучшений, произошедших с XVI по XVIII века, включая-расширение границ государства, подъём пуританизма, и, наконец, рост индивидуализма вылились в освобождение брака от тех экономических, социальных и психологических опор, которые укрепляли единство нуклеар-ной семьи. Нуклеарная семья, выделилась как самостоятельная ячейка, опирающаяся на собственные силы.
В тоже время, увеличившийся спрос на романтическую любовь приводил к неоправданным культурным ожиданиям брачного блаженства. Культивируемый в романах образ жизни и поведения отразился на неадекватном восприятии себя жёнами среднего и высшего классов общества. Сняв с себя ключевые обязанности супруг, последние постепенно превращались в леди, ведущих безмятежную жизнь, полную удовольствий.
Разрушение поддержки извне повлекло за собой снижение социабель-ности, уменьшение контактов и эмоциональных связей с внешними представителями обоих супругов. Сокращение1 родственных связей выразилось в серьёзной утрате идентичности с родословной, с осознанием себя как связующего звена между прошлым и будущим поколениями.
Несмотря на официальные договорённости и фактический подъём равного брака, удачное замужество зависело от послушания и адаптивности женщины, что явилось причиной недовольства и разочарования женщин в XVIII веке. Новацией, на наш взгляд, является то, что зарождается новый тип' независимых женщин, осознавших, что финансовое доминирование мужей даёт им также и возможность распоряжаться личностями своих жён. Во второй половине XVIII века большинство представителей обоих полов комфортнее ощущали себя в компании собственного пола.
В этот период впервые активно проявилась тенденция к холостяцкой жизни. С одной стороны, в более терпимой атмосфере XVIII века-гомосексуалисты могли свободнее признавать свою девиацию. С другой стороны, вынужденный отказ младших сыновей и дочерей от замужества был обусловлен желанием сохранить нетронутым семейное наследие. Рост холостяцкой жизни отразился на последовавшем увеличении числа старых дев и проституции.
Ослабление трансляции ценностных установок от старших поколений младшим, дарование свободы в выборе супруга, увеличение длительности высшего образования, наряду с мнением медицины об опасности деторождения в молодом возрасте, - явились факторами, определившими^ резкий подъём среднего возраста первого замужества.
Подводя итог всему вышесказанному, мы считаем, что культура, английского брака с XVI по XVIII века модифицировалась в русле традиции, выявив при этом свой адаптивный ресурс.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Стрелкова, Ольга Викторовна, 2008 год
1. Дефо Д. Моль Флендерс. - М.: 1955.
2. Дефо Д. Счастливая куртизанка, или Роксана. М.: 1974.
3. English family life 1576-1716. An anthology from diaries. Oxford; New York, Blackwell: 1988.
4. Русакова H., Новик В. Две королевы // Женщины-легенды. Минск: 19931. Список литературы
5. Алёшина Ю.Е., Гозман JI. Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологию. М.: 1987.
6. Алхазова Н. В королевстве, где говорят по-английски: обычаи, традиции, праздники. СПб.: 1989.
7. Антонов А. Социология семьи. М.: 1996.
8. Барг М.А. Великая английская революция в портретах её деятелей. М.: 1991.
9. Барг М.А. Шекспир и история. Изд. 2-е. Испр. и доп. М.: 1972.
10. Бартон Э. Повседневная жизнь англичан в эпоху Шекспира. М.: 2005.
11. Батанова В. Свадебный этикет в прошлом и настоящем. М.: 1998.
12. Бейкер Теория семейных систем М. Боуена// Вопросы психологии.- М, 1996.-№6
13. Варшавский A.C. Опередивший время. Томас Мор. Очерк жизни и деятельности. — М.: 1967.14 . Вейт Я.Я. Религия и церковь в Англии. М.: 1976.
14. Виллиам Г. Англия и англичане: Пер. с англ. М.: 1985.
15. Виноградов К.В. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. -JL: 1975.
16. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский A.C. История Нового времени -М.: 1995.
17. Вольский Ст. Кромвель. М.: ГПИБ России, 2002.
18. Всемирная история. М.:ACT; Минск: Харвёст, 1999.
19. Гардинер С. Первые Стюарты и пуританская революция 1603-1660 гг. — СПб.: 1986.
20. Гармаев A.B. Культура семейных отношений. — Волгоград: 2003.
21. Гидденс Э. Социология. М.: 1999.
22. Гис Ф. Семья и брак в средние века. Пер. с англ. Е.А.Мельниковой. — М.: 2002.
23. Джеймс М: Брак и Любовь. М.: 1993.
24. Дмитриева О.В. Английское дворянство в XVI начале XVII в.: границы сословия7/ Европейское дворянство XVI-XVII вв. / Под ред. В.А. Ведюшки-на. - М.: 1997.
25. Дмитриева OiB: Елизавета Тюдор. М.: 2004.
26. Дмитриева О.В: Культура Англии в конце XV начале XVII веков // Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. - М.: 1996.
27. Дмитриева О.В. Парламент и парламентская культура в Англии в XVI-начале XVII вв. -М.: 2001.
28. Европейский альманах: История. Традиции. Культура/Институт всеобщей истории.-М.: 1990.
29. Европейское дворянство XVI-XVII вв.: границы сословия. М.: 1997.
30. Зверева Г.И. История Шотландии. М.: 1987.
31. Зеленко В.А. Англия. СПб.: 1981.
32. Ивонин Ю. Этническое самосознание английской аристократии в конце XV первой половине XVI вв. // Элита средневековья. - М., 1995.
33. Исаенко A.B. Английская королевская реформация XVI века. Орджоникидзе, 1982
34. История Великобритании: сборник / Сост. А Булдаков, С. Шумов. М.: 2004.
35. История Европы. Т.З. От средневековья к новому времени (конец XV-первая половина XVII века). М., 1993.
36. История Европы. Т.4. Европа нового времени (XVII-XVIII веков). М., 1994.
37. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения // Под ред. Брагиной A.M. M. : 2001.
38. Кертман Л.Е. Великобритания. М., 1986.
39. Кертман JLE. География история и культура Англии. М.: 1968.
40. Клаут X. История Лондона: Пер. с англ. . — М.: Весь мир, 2002.
41. Кондратьев C.B. Политика и политические элиты в предреволюционной Англии // Англия XVII века: социальные группы и общество / Под ред.С.Е. -Федорова. СПб., 1994.
42. Которн Н. Интимная жизнь английских королей и королев: монархов от Генриха VIII до наших дней.- ACT, 1999.
43. Культура Просвещения/ РАН. Науч. Совет по истории мировой' культуры. -М., 1993.
44. Культурология. XX в. Словарь / Под ред. Левит С. Я. СПб., 1998.
45. Ларин В.Н. Лондонский дневник. М., 1983.
46. Левицкий Я.А. Город и феодализм в Англии. М., 1987.
47. Лийк К., Нийт Т. Интимность и взаимоотношения в семье // Человек, общение и живая среда.- Таллин, 1986.
48. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
49. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
50. Лурье С. В. Историческая этнология. — М., 1997.
51. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурных традиций // Советская этнография. 1982. № 2.
52. Мейендорф И. Брак в Православии. Клин, 2000.54. Мор Т. Утопия. М., 1978.55 . Морозов М.М. Шекспир, 1564-1616. М., 1956.
53. Мортон А.Л. История Англии. М., 1950.
54. Народная культура в современных условиях / Уч. пособие под ред. Михайловой Н. Т. М., 2000.
55. Нойберт Р. Новая книга о супружестве. Проблема брака в настоящем и будущем. Пер. с нем. М., 1969.
56. Обозов Н. Семейно- брачные и родственные отношения // Психология межличностных отношений.- Киев, 1990.
57. Обозова А.Н. Штильбанс В.И. Аксиомы супружества. СПб.: 1984
58. Овчинников В.В. Сакура и дуб: впечатления и размышления о японцах и англичанах.- М., 1983.
59. Поулсен Ч. Английские бунтари. М., 1987.
60. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармони.- М., 1995.
61. Сапрыкин Ю.М. От Чосера до Шекспира: этические и политические идеи в Англии. М., 1985.
62. Сергиев А.Г. Правители государств и отцы церкви Европы за 2000 лет. -Владимир: Посад, 1997.
63. Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть / Пер. с англ.- М., 1995.
64. Сокольский Ю.М. За кулисами истории. Спб.: Полигон, 1999.
65. Стрэги Л. Королева Елизавета и граф Эссекс: Пер. с англ. М., 2000.
66. Суханов О. В. Обычаи, традиции и преемственность. -М., 1976.
67. Тарновский С.А. Проблема исследования межличностного взаимодействия / Психологический вестник.- Ростов н/Д, 1996.- Вып. 1,ч.2
68. Татаринова К.Н. Очерки по истории Англии 1640-1815гг. . -М., 1958
69. Трайль Г.Д. Общественная жизнь Англии, тт.4-5. М., 1987
70. Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. М., 1959.
71. Тулина Н.В. Узы брака и свобода: Проблемы семьи и одиночества.-М.,1990.
72. Федоров С.Е. Альтернативный двор в стюартовской Англии: принц Уэльский и его окружение // Проблемы социально-политической истории и культуры средних веков и раннего нового времени. Спб., 1996.
73. Фуко М. Воля к истине. -М.: 1996.
74. Хейг К. Елизавета I Английская / Пер. с англ. Н.Г. Милых. Ростов-на-Дону: 1997.
75. Химунина Т. В Великобритании принято так. Об английских обычаях. -М., 1975.
76. Чистов К.В. Традиция, «традиционное общество» и проблема варьирования // Советская этнография. 1981. № 2.
77. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.
78. Шекспир В. Комедии. Хроники. Трагедии // Собрание в 2 т. М.: 1989.
79. Шервуд Е. Англичане. М.,1990.
80. Штокмар В.В. Очерки по истории Англии XVI века. М., 1957.
81. Яковлева Е.В. Об англоязычной культуре на английском языке // Московский лицей. — М.: 1994.
82. Adams S. Eliza Enthroned. The Court and its Politics // The Reign of Elizabeth I / Ed. by Ch. Haigh. L., 1984.
83. Beckett J. The Aristocracy in England, 1660-1914. Oxford, 1986.
84. Bede's Ecclesiastical History of the English Nation/ Tramsl. J. Stevens. -London, 1963.
85. Bender D. A Refinement of the Concept of the Household: Families, Coresidence, and Domestic Function//American Anthropologist. Vol.69, 1976
86. Bennettt H. The Pastons and their England: Studies in an Age of Transition. Cambridge, 1970.
87. Berkner L. Recent Research on the History of the Family in Western Europe // Journal of Marriage and the Family. #4, 1973.
88. Brooke Chr. Mariiage and Society in the central Middle Ages // Marriage and Society/ R.B. Outhwaite. Baltimore, 1983.
89. Campbell B. Population Change and the Genesis of Common Fields on a Norfolk Manner// Economic History Review, 1980.
90. Chambers E. K. The Court // Shakespeare's England: An Account of the Lifeand Manners of his Age. Oxford, 1962. Vol. 1.
91. Change and tradition in rural England: An anthology of writings on country life: Cambridge University press, 1980.
92. The Character of Kinship/ J. Goody. London, 1973.
93. Center R. Sexual attraction and love: An instrumental theory. Springfield, 1975.
94. Cootes R. Britain since 1700. London, Longmans, 1969.
95. Crawford P. Public Duty, Conscience, and Women in Early Modern England // Public Duty and Private Conscience in seventeenth century England. Oxford, 1993
96. Cressy D. Birth, marriage and death: Ritual religion and the Life Cycle in Tudor and'Stuart England. Oxford: Oxford University press, 1997.
97. Culture and Polities in Early Stuart England / Ed. by K. Sharpe. Stanford, 1993.
98. Dolley W. Marriage According to St. Ambrose. Washington, 1984.
99. Drake-Carnell I. Old English customs and ceremonies. New York, London, 1987.
100. Duby G. Youth in Aristocratic Society// Youth in Chivalrous Society/Transl. C. Postan. Berkeley, 1977.
101. Durston Ch. The Family in English Revolution. Boston, 1989.
102. Eckland B. Theories of Mate Selection //Social Biology Spring-Summer, 1982
103. Elton G. England under the Tudors. L., 1989.
104. Elton G. Reform and Reformation in England, 1509-1558. L., 1977 .
105. English Historical Documents/ Ed. and transl. D. Whitelock N., 1968.
106. The Family in History/ Ch. Rosenberg. Philadelphia, 1975.
107. Farber B. Family: Organization and Interaction. — San Francisco, 1964.
108. Flandrin J. Families in Former Time: Kinship, Household and Sexuality/ Transl. R. Southern. Cambridge. 1979.
109. Fox R. Kinship and Marriage: An Anthropological Perspective. Cambridge, 1983.
110. Frandenburg L. City, marriage, tournament: Arts of Rule. Edinburg, 1992.
111. Goody J. The Development of the Family and Marriage in Europe. Cambridge, 1983.
112. Gowing L. Domestic Dangers: Women, Words, Sex in Early Modern Lon-don.-Oxford, 1996.
113. Hanawalt B. The Ties That Bound: Peasant Families in Medieval England. -Oxford, 1986.
114. Hareven T. The History of the Family as an Interdisciplinary Field // Journal of Interdisciplinary History. Vol.2, 1971.
115. Hey David. Family history and local history in England. London, New York: Longman, 1987.
116. Hole, Christina. English traditional customs.-London-Sydney, 1975.
117. Hughes D. From Bride price to Dowry in Mediterranean Europe// Journal of Family History. Vol.3, 1978.
118. Ingram M. Church courts. Sex and marriage in England 1570-1640. Cambridge, 1990.
119. Jedlicka D. Indirect parental influence on mate choice : a list of the psychoanalytic theory// Journal of Marriage and the Family.- London, 1984.
120. Kirshner J. Wives' claims Against Insolvent Husbands // Esseys in Honor of John Mundy. — London, 1985.
121. Knox D., Schacht C. Choices of Relationships. An introduction to marriage and Family 3rd Edition on Saint Paul.- London, 1991.
122. Latham J. Happy families. Growing up in the 18th 19th centuries London. — Black, 1974.
123. Laslett P. The Comparative History of Household and Family // Journal of Social History. Vol. 4, 1970.
124. Laslett P. The World We Have Lost; England before the Industrial Age. -New York, 1977.
125. Lautmann Fr. Differences or Changes in Family Organization // Family and Society; Selections from the Annals/R. Foster, 1976.
126. Levy M. Aspects of the Analysis of Family Structure // Princeton, 1985.
127. Loades D. The Tudor Court. New Jersey, 1986.
128. Milden J. The Family in Past Time; A Guide to the Literature. New York, 1977.
129. Mogey J. Residence, Family, Kinship: Some Recent Research // Journal of family History.- Vol.1, 1976.
130. Murstein B. Who will Marry Whom? Theories and Research in'Marital Choice. New York, 1976.
131. Opler M. History of the Family as a Social and Cultural Institution // The Family in Contemporary Society/1. Galdston. New York, 1985.
132. Popular culture in seventeenth century England. New York, 1985.
133. Raleigh W. Maxims of State. London, 1986
134. Razi, Z. Life, marriage and death in medieval parish: economy, society, demography. Cambridge University press, 1980.
135. Revel J. The Uses of Civility // A History of Private Life. Vol. Ill / Ed. R. Chartier, Ph. Aries, G. Duby.- Harvard University Press, 1989
136. Scott G. Curious customs of sex and marriage. London, 1995.
137. Stone L. The family, sex and marriage in England 1500-1800. London, 1979.
138. Stuart Royal Proclamations / Ed. by J.F. Larkin and P.L. Hughes. Oxford, 1973. Vol.1
139. The Court of Europe/ Ed. by A. G. Dickers. L., 1977.143 . Thomas K. Religion and Decline of Magic: Studies in Popular Beliefs in sixteenth and seventeenth century England.- London, 1971
140. Tober B. The bride: A celebration. Japan, 1984
141. Tuber L., 1958. ; Reform and Renewal: Thomas Cromwell and Common Wealth. Cambridge, 1973.
142. Tudors and Stuarts 1485-1688. Oxford, 1957.
143. Wright A. British calendar customs. London, 1968. Vol. 2.
144. Wrightson K. English Society 1580-1680. London, 1989
145. Zagorin P. Court and Country. L., 1973.
146. Zaller R. The Parliament of 1621. Berkeley, 1971.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.