Кружок вышивания как средство подготовки девушек к профессионально-трудовой деятельности: на материале популяризации таджикского искусства вышивания в общеобразовательных школах Республики Таджикистан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Джалилова, Хафиза Ахмаджоновна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 175
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Джалилова, Хафиза Ахмаджоновна
Введение.
Глава I. Особенности профессионально-трудовой подготовки девушек посредством кружка вышивания в новых 12-74 педагогических и социально-экономических условиях.
1.1. Особенности и выбор содержания и формы организации кружка вышивания.
1.2. Особенности организации кружка вышивания в соответствии с новыми образовательными и экономическими требованиями.
Выводы по первой главе.
ГлаваП. Опытно-экспериментальная работа по организации кружка вышивания.
2.1. Особенности соблюдения дидактических принципов и особенности выбора методов и форм организации обучения искусству вышивания.
2.2. О воспитательной и экономической значимости приобщения девушек к искусству вышивания на современном этапе
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по организации кружка вышивания. Выводы по второй главе . 142 Заключение.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование творческих способностей студентов художественно-графического факультета в кружках художественной вышивки2004 год, кандидат педагогических наук Дадобоева, Мухрам Наимджановна
Педагогические условия творческого развития школьников средствами косторезного искусства и ремесла народа Саха2008 год, кандидат педагогических наук Родионов, Георгий Николаевич
Организация и методика проведения занятий предметно-технических кружков с учащимися 4-8 классов1984 год, кандидат педагогических наук Мегем, Евгений Иванович
Педагогические условия профессиональной подготовки будущих учителей технологии в современных условиях2013 год, кандидат педагогических наук Махмудова, Нигора Носировна
Искусство керамики в средней общеобразовательной школе (кружки и факультативные занятия)1984 год, кандидат педагогических наук Хашхожев, Аслан Мухамедович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кружок вышивания как средство подготовки девушек к профессионально-трудовой деятельности: на материале популяризации таджикского искусства вышивания в общеобразовательных школах Республики Таджикистан»
Народное искусство является основой формирования духовного мира и интеллектуального опыта подрастающего поколения. Народное искусство есть синтезирующий результат многовекового опыта народа, который отражает его мудрость и талант.
Народное искусство по своей природе имеет воспитывающий характер: любовь к Родине к своему народу, преклонение перед опытом коллективного познания мира. Глубокий гуманизм народного искусства связывает человека как с обществом, так и с природой.
Сохранение и развитие народного искусства у нас всегда рассматривалось не только как важная народно-хозяйственная задача, но и как идеологическая проблема, имеющая непосредственное отношение к формированию национальных художественных культур. Народное искусство во всех своих формах всегда выражает народное понимание жизни, природы, мира. Оно воспевает лучшие черты народного характера: гуманизм, честность, преданность долгу Родине, оптимизм, смелость. (119,4)
В этом смысле народное и декоративно-прикладное искусство таджикского народа, являясь частью мировой культуры, не является исключением. Многообразие народного искусства настолько неисчерпаема, что и сегодня оно остаётся малоизученным и невостребованным, в нём много белых пятен, что делает нашу работу вполне актуальной.
Искусство вышивания наряду с другими видами искусства формирует художественно-эстетический вкус к труду. Каждое новое поколение вышивальщиц вносит новые элементы в форму и содержание данного искусства, как бы «адаптируя» традиционность к современным условиям.
После приобретения независимости Республикой Таджикистан появилась возможность для всестороннего изучения всех областей (отраслей) народного искусства, в том числе и искусства вышивания.
Основной целью системы образования, - как отметил Президент Республики Эмомали Рахмон, в Концепции национального образования Республики Таджикистан, является воспитание активной и созидательной личности. Вопросы воспитания в сознании и интеллекте молодёжи чувство национального самосознания, исторического самопризнания, применение лучших традиций национального и общечеловеческого образования нравственных и культурных ценностей, которые способствовали достижениям науки, техники и культуры, находятся постоянно в центре внимания государство». (75,10)
Сегодня, когда наши взоры обратились к историческому прошлому, появилась необходимость в возрождении древней культуры, в эстетическом воспитании в духе этих традиций. Приобщение учащихся к искусству вышивания является составной частью трудового воспитания, а подготовка подрастающего поколения к труду всегда была и остаётся в центре внимания учёных и педагогов.
Народное искусство способствует развитию в человеке образности мышления, фантазии, музыкальности, поэтичности, глубокому пониманию красоты мира.
Народная художественная вышивка и вязания - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общение с настоящим искусством.
Организация обучения этим выдам деятельности на занятиях в кружке даёт возможность познакомить школьников с декоративно-прикладным искусством, научить техническому мастерству, воспитать умение работать коллективно, добиваясь совершенство выполнения и завершенности в работе, содействовать профессиональной ориентации учащихся. (119,5)
В исследованиях С.Айни, Н.А.Белинский, Б.Гафурова, Б.С
Гершунского, Н.Исаевой-Юнусовой, Н.С.Королёва, М.А.Некрасовой, Б.М Неменского, Х.Садыковой, О.А.Сухаревой, Н.О.Турсунова, П.И.Уткина, А.С.Хворостова прослеживается роль искусства как частицы национальной культуры в социально-экономической жизни общества. Большое значение придавали соединению обучения с производительным трудом и ремеслом такие выдающиеся педагоги прошлого, как A.C. Макаренко, Р. Оуэн, И.Г Песталоцци, К.Д Ушинский.
Различные аспекты трудовой подготовки методисты освещают и в работах учёных Таджикистана: М.А.Арипова, А.Асророва, Х.Джонназарова, С.Кадырова, Н.Н.Конькова, М.Лутфуллоева, М.Н. Ниниашвили, И.М. Пулатова, Ш.А.Шаропова, С. Якубова, и др.
Вопросами развития творческих способностей учащихся в процессе изобразительной деятельности в условиях кружковой работы занимались такие авторы, как М.Ашуров, Н.СБоголюбов, М.Дадабаева, И. Волков, С.Е.Игнатьев, О.А.Исломова, А.Исоев, К.Касымов, Ю.Ф.Катханова, М.Кодирова, Г.В.Лобунской, А.М.Насыров, К.П.Пучкова и др.
Занятия по вышивке и вязанию помогут развить у детей эстетическое восприятие окружающего мира, познакомить с художественными традициями народов нашей страны. Изучение образцов народного искусство поможет сформировать у ребят умение понимать истинную красоту и художественную ценность произведений прикладного искусство.
Однако, как показывают результаты изучения психолого-педагогической литературы по данной проблематике, процесс передачи старшим поколением своего опыта подрастающему поколению нуждается в усовершенствовании.
Этим обстоятельством и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Кружок вышивания как средство подготовки девушек к профессионально-трудовой деятельности (на материале популяризации таджикского искусство вышивания в общеобразовательных школах
Республики Таджикистан)».
Объект исследования: процесс приобщающиеся к народным ремёслам.
Предмет исследования: процесс приобщения девушек к искусству вышивания в кружке.
Цель исследования: обоснование и разработка содержания методических форм организации кружковой работы для девушек при общеобразовательных школах.
Гипотеза исследования: подготовка девушек к профессионально-трудовой деятельности средствами искусства вышивания при кружковой форме работы, будет успешной, при условии, если:
• деятельность руководителя кружка не ограничивается лишь формированием знаний, умений и навыков вышивания у членов кружка, айв подготовке профессионально-трудовой деятельности;
• руководитель кружка акцентирует внимание на формирование познавательных интересов и творческих способностей будущих вышивальщиц;
• руководитель кружка занимается не только преподавательской функцией, но и организует коммерческую деятельность на основе изучения спроса рынка;
• руководитель кружка делает упор на формирование у будущих вышивальщиц нравственно-трудовых качеств, таких как «трудолюбие», «самостоятельность», «дисциплинированность», «чувство коллективизма».
Исследовательские задачи:
1. Возрождение народных промыслов в общеобразовательных школах.
2. Теоретическое обоснование педагогического и социально-экономического значение занятий девушек искусством вышивания в условиях рыночной экономики.
3. Определить критерии, показатели уровня сформированное™, готовности руководителя кружка к выполнению своей преподавательской и организаторской функции, а учениц к профессионально-трудовой деятельности в процессе овладения искусством вышивания.
4. Выявление педагогических условий успешного формирования следующих нравственно-трудовых качеств: «трудолюбие», «самостоятельность», «дисциплинированность», «коллективизм» в процессе овладения искусством вышивания при кружковой форме работы.
5. Разработка и проверка в опытно-педагогической работе содержание и методики организации кружка вышивания при общеобразовательных школах и высших учебных заведениях педагогического профиля.
6. Роль кружковых занятий «Кружок вышивания как средство подготовки девушек к профессионально-трудовой деятельности» для сознательного выбора в будущем профессий.
Идея исследования заключается в том, что кружковая форма работы по овладению искусством вышивания для девушек выступает в настоящее время одним из основных компонентов их профессионально-трудовой подготовки и зависит от того, насколько этот процесс ориентирован не только на педагогическое, но и на социально-экономическое направление.
Методологической основой исследования являются философские положения о взаимосвязи системы «человек - искусство», психолого-педагогические теории личности, теория деятельности, идеи системного подхода к исследованию педагогических явлений.
Источники исследования - исследования философов, психологов, педагогов, искусствоведов, опытно-педагогическая работа в школе и вузе, практическая деятельность автора в качестве руководителя кружка вышивания при общеобразовательных школах.
Методы исследования - анализ теоретических источников, беседа, изучение и обобщение передового педагогического опыта, эксперимент, моделирование, опытно-экспериментальная работа, статистические методы.
Этапы и процедура исследования:
I этап (2001-2003г.г.). Были изучены работы педагогов, историков, психологов, искусствоведов и философов по народно-прикладному искусству, в частности, по искусству вышивания и организации кружковой работы. Были сформулированы задачи исследования, методология, а также гипотеза.
II этап (2003-2005г.г.). Продолжение сбора материалов по теме исследования с целью определения терминологического аппарата. Определение критериев показателей и уровней готовности девушек к профессионально-трудовой деятельности на примере овладения искусством вышивания, определение оптимального варианта организации кружковой работы по искусству художественной вышивки при общеобразовательных школах.
III этап (2005-2007г.г.). Обработка результатов опытно-экспериментальной работы, составление таблиц и рисунков, отражающих результаты исследования, составление методических рекомендаций для руководителей кружка вышивания, оформление выполненной научной работы в виде диссертации.
Научная новизна. Сформированы положения и рекомендации, являющиеся новыми по своей постановке и предлагаемым направлениям, решения проблемы приобщения девушек к искусству вышивания посредством организации кружковой формы работы при общеобразовательных школах. Это нашло отражение в следующих аспектах работы:
- раскрытое педагогического значения приобщения девушек к искусству вышивания в условиях рыночной экономики;
- определение роли и место искусство вышивания в формировании духовного мира девушек и нравственно-трудовых качеств;
- выявление показателей и уровня готовности девушек к занятиям искусством вышивания;
- разработана и обоснована методика организации кружковой работы при общеобразовательных школах;
- выявлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и оптимальное функционирование кружков вышивания на современном этапе развития общества.
Теоретическую основу исследования составляют: теория народно-прикладного искусства, теория профессионально-педагогического образования, основные положения теории личности, концепция деятельностного подхода в развитии личности, теория организации кружковой работы, личностно-ориентированный подход.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что автором разработана методика организации кружка вышивания при общеобразовательных школах, нацеленных на профессионально-трудовую подготовку девушек в новых социально-экономических условиях; данная методика может быть использована в вузовской подготовке будущих учителей, а также в системе повышения квалификации для переподготовки учителей трудового обучения к новым педагогическим и социально-экономическим условиям.
На защиту выносятся следующие положения:
- содержательная характеристика готовности девушек к профессионально-трудовой деятельности на примере занятий искусством вышивания;
- воспитательная и образовательная ценность занятия искусством вышивания;
- ведущим условием организации кружка вышивания для девушек является идея о том, что она должна иметь не только педагогическую, но и социально-экономическую направленность;
- методика формирования готовности девушек к занятиям искусством вышивания основывается на дисциплинированности, самостоятельности, а также на активном и творческом подходе к своему делу.
Достоверность и обоснованность: получение результатов данного исследования обеспечивают использование системного подхода взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов; опытной проверкой полученных результатов, является обсуждением основных теоретических положений и практических результатов и анализ итогов педагогического эксперимента с применением современного аппарата их математической обработкой.
Апробация исследования: Материалы исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научно-теоретических конференциях профессорско-преподовательского состава Худжандского Государственного университета имени академика Б.Гафурова (1999-2007 г.г.), на третьей конференции молодых учёных Республики Таджикистан (Душанбе-2001), на конференциях молодых учёных Согдийской области (2000-2007 г.г.), на заседаниях теоретического и методических семинаров кафедр «Общей педагогики» и «Методики преподавания изобразительного искусства» ХГУ им. Б. Гафурова. Учителя трудового обучения общеобразовательных школ № 9, № 22 г. Худжанда, №1, №33. Бободжан Гафуровского района и лицея №1, Джаббор Расуловского района имели возможность ознакомиться с материалами исследования на заседаниях методического совета данных школ.
По результатам исследования опубликовано 7 научных работ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии из 163 наименований, 3 рисунков, 7 таблиц и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Содержание, организация и форма работы школьных самодеятельных музыкальных кружков (на материале азербайджанской школы)1984 год, кандидат педагогических наук Садыгов, Фарахим Балакиши оглы
Формирование умений и навыков у учащихся сельских школ в процессе занятий художественной вышивкой на основе народных традиций Орловской области2000 год, кандидат педагогических наук Мурзина, Светлана Михайловна
Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ на внеклассных занятиях средствами народной игрушки2008 год, кандидат педагогических наук Егупова, Наталья Валерьевна
Духовно-нравственное воспитание старших школьников на кружковых занятиях по русской этнографической вышивке2010 год, кандидат педагогических наук Малахова, Татьяна Петровна
Социально-культурное воспитание детей в школьном театральном кружке2003 год, кандидат педагогических наук Крамаренко, Оксана Константиновна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Джалилова, Хафиза Ахмаджоновна
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
1. Любой вид обучения приносит прогнозируемый результат лишь тогда, когда соблюдаются правила и требования тех или иных дидактических принципов. В данном случае обучение искусству вышивания не является исключительным.Поэтому с дидактической точки зрения очень важно ознакомление руководителей кружка со способами реализации дидактических принципов на материале содержания искусства вышивания. Очень важен также правильный выбор методов и форм организации обучения искусству вышивания. Только разумное сочетание различных методов и форм организации обучения искусству вышивания в зависимости от цели и задач, а также содержания обучения способствуют полноценной реализации целей обучения искусству вышивания.
2. Приобщение девушек к искусству вышивания протекает успешно, если они осознают не только его воспитательную ценность, но и экономическую значимость. Это значительно модернизирует организацию профорентационной работы и профессионально-трудовой подготовки девушек.
3. Приведение примеров исторического характера, характеризующих специфику искусства вышивания, позволяет глубже осознать и решить современные проблемы и задачи, связанные с ними.Ознакомление с основными направлениями и тенденциями искусства вышивания является необходимым дидактическим условием успешного обучения искусству вышивания.
4. Вышивка представляет собой как деятельность, так и искусство. Поэтому исходя из этого, руководители кружка вышивания должны организовать работу юных кружковцев так, чтобы они должны способствовать развитию у девушек творческих способностей.
5. Организация кружка вышивания, как показывают результаты нашего исследования, соответствует нормативным дидактическим требованиям, если на каждом из трёх этапов решаются определённые задачи, вытекающие из уровня сфармированности знаний, умений и навыков вышивания.
6. Дисциплинированность, самостоятельность, коллективизм являются основополагающими нравственно-трудовыми качествами, которые способствуют формированию целого ряда других нравственно-трудовых качеств и которые необходимы для успешного занятия искусством вышивания.
7. Результаты нашего исследования показывают, что в процессе приобщения девушек к искусству вышивания следует уделять параллельное внимание таким компонентам успешного владения деятельностью, как интуиция, образование, опыт, творчество и мастерство, которые в совокупности составляют основу высокого уровня овладения искусством вышивания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Новые социально-экономические условия диктуют необходимость преобразований и в сфере образования. Это, прежде всего касается проблемы подготовки педагогических кадров, ибо «старые» кадры не могут решить новые образовательные проблемы. Это относится и к подготовке руководителей кружков. К сожалению, в учебных планов вузов не предусматривается подготовка руководителей кружков, в том числе руководителей кружков вышивания или других народно-прикладных искусств. Как показывают результаты нашего исследования, в этом есть большая дидактическая потребность. В нашем случае речь идёт о частичной переподготовке учителей изобразительного искусства и трудового обучения к выполнению функции руководителя кружка вышивания.
Несомненно, искусство является мощным средством воспитания подрастающего поколения, оно служит средством приобщения его к национальной культуре, частью которые является искусство вышивания. В общеобразовательных школах и вузах, как показывают наше многолетние наблюдения, преподаванию изобразительного искусства не уделяется должного дидактического внимания. Оно рассматривается как второстепенный учебный предмет, не говоря уже об организации кружков народно-прикладного искусства в общеобразовательных школах и при вузах. Всё это оставляет негативный отпечаток в сознании школьников и студентов. Хотя искусство является мощным средством формирования их духовного мира.
Рассмотрение занятий по народно-прикладным искусством как забавы, и развлечения не может быть одобрен хотя бы потому, что искусствоведческие знания, умения и навыки наряду с научными играют равномерную роль в формировании мировоззрения школьников и студентов. Занятие искусством, как мы убедились в нашем исследовании, является делом очень трудным я сложным, поскольку, например, занятия вышиванием требуют синтеза и сплава, а также интеграции знаний, умений и навыков по различным отраслям науки и требуют наличия глубоких и разносторонних знаний. Изображение определённой формы и отражение определённого содержания требуют профессионального подхода, творческого воплощения определённой идеи в изящной форме.
Таджикское вышивание имеет многовековую историю, не изучая которую, нельзя стать достойным и умелым профессионалом в этой отрасли. Оно было всегда тесно связано с материальной жизнью общество, отражая мечту народа о благополучной жизни. В предметах искусства вышивания нашло отражение богатство растительного и животного мира. Изделия искусства вышивания оценивались очень дорого. Нельзя согласиться с мнением, будто народно-прикладное искусство находится на грани вымирания.
В условиях независимости спрос на изделия народно-прикладного искусства возрастает, они становится стимулом национального самосознания, предметом национальной гордости.
Занятие искусством вышивания действительно может стать средством интернационального и патриотического воспитания. Речь идёт об ознакомлении с вышиванием других пародов, а также различных регионов Республики Таджикистан.
Это способствует накоплению ценного опыта, обогащению содержания обучения.
Кружок вышивания можно организовать не только при общеобразовательных школах и вузах, но и при производственных цехах, где работают именитые мастерицы. Рациональная форма организации кружка вышивания заключается в том, что в ней должны соединиться образование и производство, за что систематически ратовали такие великие педагоги прошлого, как И.Г Песталоцци. Р.Оуэн, A.C. Макаренко, и другие.
Очень важно, чтобы руководитель кружка, с одной стороны, овладел искусством вышивания на профессиональном уровне, а с другой, овладел педагогическим образованием, ибо только в таком случае может идти речь о разумном сотрудничестве между наставником и ученицами.
При преподавании искусства вышивания важное методическое значение имеет соблюдение правил и требований дидактических принципов. В диссертации нами подробно изложена необходимость соблюдения этих правил и требований при изготовлении той или иной продукции. Действительно, занятие любым делом требует соблюдения правил, и это несомненно влияет на качество результата. Знание этих правил и требований и умение применять их на деле требуют от руководителя кружка определённого опыта и мастерства, которые накапливаются годами.
В процессе обучения искусству вышивания важное место также занимает дидактически правильный выбор методов и форм организации обучения и производства в зависимости от целей, задач, содержания обучения и конкретного социального заказа на ту или иную продукцию рассматриваемого искусства.
В зависимости от целей и задач можно организовать различные типы кружка вышивания. В любом случае следует обратить особое внимание на то, чтобы занятие данным древним искусством выступало как способ профессионально-трудовой подготовки девушек, подготовка их к профессиональной ориентации и трудоустройстве в условиях рыночной экономики. Условия рыночной экономики требует организации кружков вышивания на платной основе, поскольку материально-техническая база кружка требует определённых денежных затрат. Поэтому очень важно развивать у руководителей кружков не только профессиональные и педагогические, но также организаторские и менеджерские способности.
Руководители кружка должны исходить из единства теоретической и практической подготовки девушек к занятию искусством вышивания.
Поэтому руководители кружков планомерно должны использовать как теоретические методы обучения, так и практическая. Организация экскурсий и выставок может значительно оптимизировать процесс обучения. Наглядный показ способов выполнения швов является обязательным атрибутом процесса обучения вышиванию. В процессе обучения вышиванию необходимо использовать формы обучения, организующие сотрудничество юных кружковцев друг с другом. Это позволяет формировать сплочённый коллектив и создать атмосферу дружбы и творчества. Исходным нравственно-трудовым качеством, необходимым для успешного выполнения данной профессиональной деятельности, является дисциплинированность. В этом мы убедились в ходе опытно-экспериментальной работы. Анализ полученных данных в ходе констатирующего и формирующего экспериментов показывает, что это и другие нравственно-трудовые качества можно формировать, уделяя должное внимание контролю за качеством усвоения знаний, умений и навыков и качеством производимой продукции. Дисциплинированность, наряду с такими нравственно-трудовыми качествами, как самостоятельность и коллективизм, составляют базисную основу формирования познающих систем нравственно-трудовых качеств. В процессе профессионально-трудовой подготовки девушек к занятию искусством вышивания необходимо также уделить пристальное внимание формированию таких психологических черт, как интуиция, воображение, опыт; образование и мастерство и в отдельности и в совокупности составляют основу профессионализма вышивальщиц.
Измерение данных особенностей в ходе констатирующего и формирующего экспериментов играет важную роль при оценке уровня профессионализма вышивальщицы.
Получение данные в ходе формирующего эксперимента показали преимущество разработанной нами методики организации кружков вышивания при общеобразовательных школах.
Таким образом, в результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам и рекомендациям.
1. Рыночная экономика в условиях Республики Таджикистан требует ещё более тесных связей образования и производства, профориентации и трудоустройства. На примере занятий девушек искусством вышивания в кружках при общеобразовательных школах мы убедились в рациональности данного вида соединения профессионального образования с производством.
2. Оптимальная организация кружка вышивания опирается на разумное сочетание науки и искусства, и соответственно научных и искусственных знаний, умений и навыков. Такой способ организации кружка вышивания стимулирует подготовку высококвалифицированных вышивальщиц, которые способны реально решать разнообразные творческие задачи. Основа успешной профессиональной деятельности девушек-вышивальщиц заключается в организации их непрерывного образования и самообразования, а также разумной теоретической и практической подготовки.
3. В процессе обучения искусству вышивания необходимо уделить равномерное внимание изображению формы и отражению содержания, ибо только в таком случае продукция искусства вышивания может соответствовать нормативным стандартам.
4. Соблюдение правил и требований дидактических принципов, оптимальный выбор методов и форм организации обучения и производства является исходным условием успешной организации кружка вышивания при общеобразовательных школах.
5. Подготовка и переподготовка руководителей кружков вышивания является насущной потребностью педагогической практики. На современном этапе нельзя ограничиться лишь развитием профессионально-педагогических качеств личности руководителя кружка. Не менее важны также формирование и развитие его организаторских и менеджерских способностей, что является важным профессиональными качествами в условиях рыночной экономики.
6. Создание надлежащей материально-технической базы кружка требует определённого капиталовложения. Следовательно, кружковое обучение искусству вышивания должно быть организовано на платной основе. В связи с этим возникает потребность в привлечении инвесторов и спонсоров. Органы местного управления, отделы народного образования, родительские комитеты должны быть заинтересованы в организации подобных кружков, ибо в конечном счёте они способствуют решению ряда социально-экономических проблем, как ликвидация безработицы среди девушек, воспитанию у них соответствующих нравственно-трудовых качеств, снижению уровня бедности среди населения и т.д.
7. При создании кружков вышивания необходимо использование разнообразных его типов в зависимости от поставленных целей и задач. Использование всех видов обучения, взаимообучения и переобучения способствует достижению поставленных образовательных задач. Применение трёх этапов обучения искусству вышивания позволяет осуществить на профессиональном уровне подготовку девушек к занятиям искусством вышивания.
8. Сопоставление и анализ полученных результатов в ходе констатирующего и формирующего экспериментов свидетельствуют об эффективности предложенной методики организации кружковой работы, основу которой составляет учёт педагогических, психологических, юридических и социально-экономических факторов. В конечном счёте, данная методика организации кружка вышивания способствует рациональной подготовке девушек к профессионально-трудовой деятельности.
Наше исследование рассматривается как начало решения проблемы рациональной организации кружковой работы в новых образовательных условиях Республики Таджикистан, в связи с чем реально осуществление нового подхода к подготовке и переподготовке педагогических кадров для оптимизации внеклассной и внешкольной работы в условиях рыночной экономики. Дальнейшие перспективы исследования могут осуществляться в развитии обучения народным искусствам вышивания с применением новых технологий.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Джалилова, Хафиза Ахмаджоновна, 2007 год
1. Абдулина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для спец. Вузов 2-е изд. М.: Просвещение, 1989. - 139с.
2. Абдулина O.A. Демократизация образование и подготовка специалистов: Проблемы и поиски. // Высшее образование в России, 1996 №1 С. 73-78.
3. Абу Али ибн Сина. Избранные произведения мыслителей Ближнего и Среднего Востока IX-XV вв. М.: 1961. - С. 219-260.
4. Абу Али ибн Сина. Избранные философские произведения М. Наука 1980.-С. 247
5. Айни С. Восстание Муканны В кн.: Смерть поставщика. Душанбе. Адиб, 1987. С. 144-219.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.
7. Андреев М.С. Таджики долины Хауфа. Подготовка к печати и снабжен, примеч. и доп. Писарчук A.K. С.Т.А.Н. Т. ср. 1958 26с.
8. АнисимовН.Н. Основы рисования -М.: Стройиздат, 1977.- 168с.
9. Аничкин С.А. Развитие творчества детей младшего школьного возраста в основных видах их деятельности // Сб. Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста. -Свердловск, 1984.-84с.
10. Ю.Анри де Моран. История декоративно прикладного искусства. - М.: Искусство, 1982.-577с.11 .Аринина H.JT. Уроки прекрасного. М.: Просвещение, 1983. - 128с.
11. Артемьева Т.И. Методический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. - 183с.
12. З.Архангельский С.И. О моделировании и методике обработки педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974. - 48с.
13. Ахмедов Д. Коррупция это проявление необразованности, некомпетентности и низкой морали. - Вароруд, № 8 от 21.02.2007. -С.6.
14. Ашуров М.Д. Исследования методов активизации учебно творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно -прикладного искусства, (на материалах Таджикистана) . Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. кан.пед.наук. М. 1993. - 17с.
15. Ашуров М.Д., Маннонова М.Х. Пособие для учителей. Кружок декоративно прикладного искусство. - Худжанд, 2000. - 28с.
16. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика. 1977.-254с.
17. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. - 560с.
18. Бабанский Ю.К. Проблемы просвещения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 192с.
19. Барадулина В.А. Основы художественного ремесла. Практическое пособие для школьных кружков. М.: Просвещение, 1978.-255с.
20. Барамидзе Г.Я. Эстетика и жизнь. Прекрасная основа эстетического воспитания. Тбилиси: «Ганатлеба», 1976. - 216с.
21. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981. -143с.
22. Бегак Б. Воспитание искусством. Для учителей нач. класс. М.: Просвещение, 1981. - 94с.
23. Белик А.П. Эстетика и современность. М.: Политиздат, 1967. - 224с.
24. Белинский H.A. Декоративное искусство горного Таджикистана. Д.Из-во АН Тадж. ССР, 1965. 140с.
25. Белинский H.A., Нурджанов Н.Х. Основы художественного ремесла. 2 часть Вышивка. М.: 1986. - 360с.
26. Белоногова В.Н. Особенности гуманизации и взаимодействия школы и семьи. М.: Знание, 1997, - 205с.
27. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 192с.
28. Билимготова М.И. Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по ДЛИ. Автореферат дисс. кан.пед.наук. Карачаевск-М.: 2000. 17с.
29. Блонский П.П. Как изучать школьника. М.: Работник просвещения, 1929.-26с.31 .Бобринской И. Орнамент горных таджиков Дарваза. М.: 1903. - 114с.
30. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке: Метод руководство для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. М.: Просвещение, 1979. - 144с.
31. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Автореферат дисс. к.п.н. М.: 1993. - 32с.
32. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. М.: Просвещение, 1986. - 126с.
33. Богуславская. Составитель научных редакций. Произведения народных искусств в собрании государственного русского музея. Добрых рук мастерство. Ленинград: Искусство, 1981. - 150с.
34. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности». Под ред. Д.И. Фельдийейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212с.
35. Бойназаров Б., Халимзода Д., Раджабалиева Т. Искусство и труд. Учебник для 4- класс. ПИК «Офсет», 2001. - 80с.
36. Болотина Л.А., Пучкова Г.П. Вышивка и вязание. Методические рекомендации. М.: МГПИ им. В.Н. Ленина, 1989. - 84с.
37. Вакуленко Е.Г. Педагогические условия обучения учащихся народному прикладному искусству. Автореферат дисс. кан.пед.наук. Краснодар, 1998. 16с.
38. Ванслов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: 1963. 10-51с.
39. Верб М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. -Л.: Знание, 1981.-36с.
40. Виктор Папанов Дизайн для реального мира. Издатель Д. Аронов. -М.: 2004.-414с.
41. Волков И.П. Развивать творческие способности учащихся. Школа и производство. 1984. №7 20с.
42. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах // под. ред. A.A. Бодалова.-М.: Просвещение, 1981. 128с.
43. Волкова Е.В. Произведение искусства в сфере художественной культуры. М.: 1979.
44. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. - 379с.
45. Гафуров Б. Таджики Древнейшая, древняя и средневековая история. Кн. I - Душанбе: Ирфон, 1989. - 36-3 84с. Таджики - Древнейшая, древняя и средневековая история. Кн. II - Душанбе: Ирфон, 1989. -480с.
46. Гворонадзе Н.Л. Формирование компьютерной грамотности учителей общеобразовательных предметов в процессе методической работы в школе. Автореферат дисс. к.п.н. Санкт-Петербург, 1992. 16с.
47. Гершинский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы». М.: Педагогика, 1987. - 263с.
48. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: флинта 1998. - 188-432с.
49. Гете И.С. Об искусстве. JT-M.: 1936. 361с.
50. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. В книге: Способности и интересы. М.: 1962. - 232с.
51. Гончарова H.A. Формирование творческой активности будущих учителей в процессе внеаудиторной деятельности (на материале музыкально педагогического факультета). Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. кан.пед.наук. Республика Казахстан. Алмата, 2005. - 25с.
52. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, Калининградский Гос. Ун-т, 1995. - 93с.
53. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 237с.
54. Дадобоева М.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно графического факультета в кружках художественной вышивки. Автореферат дисс. соис. уч. ст. кан.пед.наук. М.: 2004. - 16с.
55. Демякова И., Жамкочьян М., Матвеева Т. Дети и компьютер: новые педагогические проблемы//Народное образование, 1989. -№9.
56. Заев А.Я. Виды искусства. М.: Знание, 1979. - 128с.
57. Иванов Г.М., Коршунов А.И., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. Моногр.- М.: Высшая школа. 1981. 296с.
58. Исломов O.A. Теория и практика формирования творческого отношения будущих учителей к графической деятельности. М.: Просвещение 2002.-210с.
59. Исломов С., Рузиев М.Д. Касбу хунар (барои духтарон). Китоби дарси барои синфи 6-ум. Душанбе, 2004. - 128с.
60. Исломов С., Рузиев М.Д., Ахмаджонова Р. Касбу хунар (барои духтарон), китоби дарси барои синфи 7-ум. Душанбе, 2004. - 152с.
61. Исломов С., Рузиев М.Д., Обидова К.К Технология (китоби дарси барои духтарони синфи 8-ум) Ч.М.М. «XERXL and», Душанбе, 2007. - 192с.
62. Исломов С. Просфессиограмма учителя общетехнических дисциплин труда средней общеобразовательной школы (методические рекомендации). Душанбе, 1983. - 33с.
63. Исоева-Юнусова Н. Таджикская вышивка. М.: 1979. -74с.
64. Канн Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144с.
65. Коган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974,- 173с.
66. Коган М.С. Мир общения. Проблемы межсубъективных отношений. -М.: Просвещение, 1988. 156с.
67. Колинский ЯЛ. Великая дидактика. Избр. пед. cor. Т 1. М.: Педагогика, 1976. -242-477с.
68. Компьютерная графика в дизайне. Под. Ред. Д. Ф. Миранов (учебник для вузов) Питер. 2004. 224с.
69. Комский Д.М. Кружок технической кибернетики. М.: Просвещение, 1991.-192с.
70. Концепция национального образования Республики Таджикистан. Вестник. МО РТ. Душанбе: Шарки Озод, 2003. 66с.
71. Краткий психологический словарь. Кост. JI.A. Карченко; Под.общ.ред А.В.Петровского, М.Г. Яросиевского. М.: Политизат, 1985. - 431с.
72. Краткий словарь по этике. М.: Политизат, 1963 - 543с.
73. Краткий экономический словарь // По.ред. Ю.А.Белика и др. М.: Политизат, 1987.-399с.
74. Кружковая работа: В кн. Педагогическая энциклопедия. М.: Из-во Советская энциклопедия, Т.2 ж-м., 1965. - 529-530с.
75. Крупник Е.П. Особенности возрастного развития художественного вкуса школьников // Сб. научных трудов. М.: Искусство, 1978. - 98с.
76. Крутцкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ М.: Просвещения, 1980-352с.
77. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение 1974. 207с.
78. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя / Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. JI: ЛГУ 1967.- 183с.
79. Кузьмина H.B. «Повышение продуктивности деятельности преподавателя в учебном процессе с применением технических средств обучения». Методы рекомендации. JL: Изд-во ЛГУ 1989. - 42с.
80. Лабунская Г.В. Детские кружки вышивки (методическое пособие). -М.: Изд-во АПН. РСФСР, 1950. 202с.
81. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание личности. М: Политиздат, 1977. - 304с.
82. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: 2-х томах. -М.: Педагогика 1989. 320с
83. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96с.
84. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики: Кн. Для учащихся ст.кл. М.: Просвещение, 1983.- 192с.
85. Лутфуллоев М. Урок. Душанбе: Маориф, 1999. - 131с.
86. Лутфуллоев М. Современная дидактика. Душанбе, 2001. - 331с.
87. Лутфуллоев М. Независимость Таджикистана и новое Просвещение -«Сахбо» Душанбе, 2006. - 220с.
88. Манцаканая Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М.: Посвящение, 1991. - 191с.
89. Махмудова Х.И. Роспись по дереву. Пособие для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1987. - 77с.
90. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы». -М.: Знание. Сер. Педагогика и психология, 1986. 36с.
91. Методика трудового обучения с практикумом: Под ред. Д. А. Тхоржевского.-М.: Просвещение, 1987. с. 130-131.-447 с. ил.
92. Методы рекомендации. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 42с.
93. Монахов В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Советская педагогика. 1990, № 7. с. 17- 23.
94. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика. 1986. - 200с.
95. ЮО.Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М: Педагогика, 1986.- 186с.
96. Народное декоративное искусство советского Узбекистана. -Ташкент: Изд-во АН. УзССР, 1954. 103-195с.
97. Народные художественные промыслы Попова О.С. 1984. 191с.
98. Некрасова H.A. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобр. искусство, 1983. - 344с.
99. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. - 255с.
100. Ю5.Ниёзов А.М, Развитие средних профессиональных учебных заведений Республики Таджикистан за годы независимости. Автореферат дисс. на поиск, уч. ст. кан.пед.наук. Душанбе 2006. - 21с.
101. Павлов Тодор. Избранные труды по эс-ке. М: Ис. 1978. - 638с.
102. Педагогическая диагностика в школе. Под редакцией А.И. Кочетова и др. М.: Советская энциклопедия, 1964-1966 гг. Т.2 //. 1965. - 911с.
103. Петровский А.Б. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 225с.
104. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -Учеб. Пособие. -М.: Высшая школа, 1984. 174с.
105. Ю.Подсенина Т.А. Искусство компьютерной графики для школьников. -Санкт Петербург БХИ-Петербург» 2004. - 240с.
106. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов // В.Д. Шодриков, Н.П.Анисимова, Е.Н.Корнаева и др. Под.ред. В.Д. Шодрикова. -М.: Просвещение, 1990. 142с.
107. Понамарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. М.: Просвещение; 1976.
108. Попов О.С. Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. Изд. знание. М.: 1984. - 144с.
109. Попова О.С. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально педагогический аспект. Под редакции С.Г. Вершиновского, Л.Н. Лесохиной. - М.: Педагогика, 1982. - 144с.
110. Поповой О.С. Народные художественные промыслы. М.: 1954. -28с.
111. Программа для внешкольных учреждений о общеобразовательных школах. Технические кружки по электронике, автоматике, информатике, вычислительной и микропроцессорной технике, кибернетике. М.: Просвещения, 1987. - 64с
112. Профессиональная подготовка педагога: Сб. науч. трудов. М.: 1993. -94с.
113. Пулотов И.М. Технология определения понятия терминологической системы общей педагогики: Проблемы теории и практики. Худжанд: ХГУ им. Б. Гафурова 2004. - 246с.
114. Пучкова Г.П. Болотина J1.A. Вышивка и вязание. Методические рекомендации. -М.: Изд-во МГПИ Прометей» им. В.И.Ленина, 1989. 84с.
115. Разин A.B. Воспитание красоты. М.: Просвещение, 1980. - 79с.
116. Разумный В.А. О хорошем художественном вкусе. М.: Полит, литература, 1961.-63с.
117. Раченко И.П. Научная организация труда учителя. М.: Просвещение, 1982.-203 с.
118. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 1990.- 111с.
119. Рузиев Ш.М.Р. 83 Педагогические основы технологического образования учителей технологии и предпринимательства. Монография Душанбе: издательство. Ирфон, 2006. - 192с.
120. Рузиев Ш.М. Р. 83 Теоретические основы технологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства. Монография Душанбе. 2006. - 256с.
121. Рузиев Ш.М. Педагогическая система технологической подготовки технической подготовки учителей технологии и предпринимательства в педвузе. Автореферат дисс. уч. ст. доктора. Педагог, наук. -Душанбе, 2006. 40с.
122. Садыкова X. Золотая игла Зулфии Вароруд // №8 (246). 21.02.07. -С. 4.
123. Сафонова Н.С., Молотбарова О.С. Кружки художественной вышивки: Пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учереждений. 2-е издание. М.: Прошивание, 1983. -144с.
124. Семейное воспитание. Краткий словарь Кост.: И.В.Гребоников, Л.В.Ковинько-М.: Политизат, 1990. -319с.
125. Сластёнин В.А. Педагогическая деятельность и проблемы формирования личности учителя. //В сб. Психология труда и личности учителя. Под редакцией А.И. Щербакова: Вып. 1-л., 1976.- С.30-45.
126. Сластёнин В.А., Миценко В.И. Профессионально педагогическая подготовка современного учителя. - М.: Советская педагогика, 1991. №10 - С.79-84.
127. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Общая педагогика. М.: Владос,2003.Т.1 -288с.
128. Словарь по этике. // Под. Ред. И.С.Кона. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1983-445с.
129. Столович JI.H. Жизнь-творчество-человек. М.: Политиздат, 1985. -415с.
130. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы М.: Просвещение 1983. - 176с.
131. Сухарева O.A. История развития вышивки.-Ташкент.: 1937. 280.
132. Сухомлинский В.А Потребность человека в человеке. М: Просвещение, 1981.-96с.
133. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под. Ред. В.В Краевского и И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. - 320с.
134. Турсунов И.О. Развитие городских и сельских поселений Северного Таджикистана в XVIII начале ХХвв. Душанбе: Ирфон, 1991. - 542с.
135. Уманов Г.А. Что должна и что может современная школа?// Вестник АТУ, 1991. №1-12с.
136. Унсурмаоли. Кабуснаме. В кн. Энциклопедия персидско -таджикской прозы. Душанбе: Главная научная редакция Таджикской Советской Энциклопедии, 1986. - 123с.
137. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промысли». -М.: Высшая школа, 1992.- 160с.
138. Ушинский К.Д. О необходимости ремесленных школ в столицах. Сб. cor. Т-3. Педагогические статьи 1862-1970 гг. Изд-во АПН. Реферат М-Л. 1948 ред. кол. A.M. Егорин. С.599-602.
139. Формирование личности будущего учителя. Р.И. Цветова и др. -Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1991. 124с.
140. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991. 288с.
141. Хворостов A.C. Чеканка. Инструктация. Резьба по дереву. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. 160с. с ил.
142. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. - 175с. с ил.
143. Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. -Алма-Ата: Мектеп, 1984. 134с.
144. Чернышева В.К. Принцип систематичности и последовательности при построении содержания обучения: Дисс канд. пед. наук. М.: 1979.- 147с.
145. Чернявская А.П. Педагогическое мастерство. Учебное пособие. -Ярославль: ЯГПУ, 1979. 147с.
146. Шамова Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-203с.
147. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1988.-208с.
148. Шаропов Ш.А. Педагогическая система подготовки старшеклассников к труду в условиях Республики Таджикистан». Автореферат дисс. док. пед. наук. Алма -Аты, 1996. - 45с.
149. ИГарипов Абдуфатто, Сироджон Заровуддин. Эмомали Рахмонов: Год культуры мира. (Внутренаяя и внешняя политика Президента Таджикистана в 2005 году). Душанбе, «Деваштич», 2006 404с.
150. Шембель А.Ф. Рисование и лепка. Учебное пособие для сред, профессиональных училищ. М: Высщая школа, 1981. - 96с.
151. Шорохов Е.В. Методика преподования изобразительного искусства в школе. -М.: Просвещение, 1974. 144с.
152. Штофр В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1996. - 301с.
153. Шукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. - 144с.
154. Э. Рахмонов. Ответственность за будущее нации. Послание в Мачлиси Оли Таджикистана. Народная газета от 9.04.2003г.
155. Эмомали Рахмон. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От Арийцев до Саманидов. LONDON, FLLIT PIVER EDITIONS GREAT BRITAIN. 2006.-259с.
156. Юсуфбеков Н.Р. Тенденции и законы инновационных принципов в образовании. Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1991. Вып. 2. (58). - С. 6-9.
157. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М.: Наука, 1987. - 245с.
158. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.