Кризис национальной идентичности в глобализирующемся мире тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Кожевникова, Юлия Александровна

  • Кожевникова, Юлия Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 158
Кожевникова, Юлия Александровна. Кризис национальной идентичности в глобализирующемся мире: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2012. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кожевникова, Юлия Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

§ 1. Становление, сущность и концептуальный смысл

понятия «идентичность»

§2. Национальная идентичность как социальный феномен

§3. Этническая и национальная идентичности:

основания различения

ГЛАВА II. «СТОЛКНОВЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ»

И ПОИСК ДИАЛОГА КУЛЬТУР

§ 1. Проблема национальной идентичности

в контексте глобальных противоречий

§2. Поиск национальной идентичности во Франции

§3. Национальная идентичность

и альтернативные модели будущего

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кризис национальной идентичности в глобализирующемся мире»

Введение.

Актуальность темы исследования.

В различные исторические эпохи проблемы нации и национальной идентичности пронизывали реальную общественную жизнь и имели свои специфические особенности. Едва ли найдутся примеры подобных социокультурных и политических феноменов, которые в столь значительной степени определяли бы судьбы народов, государств и цивилизаций. Сегодня национальное деление остается ведущим принципом организации геополитического устройства мира. Вместе с тем, индивиды, группы и граждане, «старые» и «новые» нации, экономически развитые и неразвитые страны вновь и вновь ищут ответы на вопросы: «Кто мы?», «В чем наша национальная идентичность?». Казалось бы, что может быть проще, чем определиться со своей национальной принадлежностью? Практика современной действительности показывает, что этот вопрос далеко не самый простой, более того, многие мыслители вполне обоснованно говорят о кризисе национальной идентичности. Проблема национальной идентичности перестала быть предметом исключительно теоретических дебатов и охватила не только страны Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, но и такие устоявшиеся государства как США, Россия, Франция, Германия, Великобритания и др. Сегодня большинство стран мира, включая Россию, вовлеченных в процесс глобализации, вынуждено решать проблемы идентичности в условиях, при которых необходимо войти в глобализирующийся мир и, одновременно с этим, сохранить свою национальную идентичность.

Интеграция мирового сообщества, интернационализация образов жизни, появление наднациональных объединений (Европейский союз, ООН, НАТО), образование глобальных транснациональных корпораций, увеличение роста миграционных процессов и развитие международного рынка труда, развитие

телекоммуникационных технологий, разрушающих единый ритм национальной жизни за счет создания альтернативного виртуального времени и пространства - все это требует переосмысления национальной идентичности, жизненность которой все чаще ставится под сомнение. Нарастающие и весьма противоречивые процессы глобализации непосредственно влияют на обострение кризиса национальной идентичности. При этом глобализация и национально-культурная идентификация представляют собой два взаимосвязанных и взаимозависимых процесса. В конечном счете, глобализация, способствуя сближению и интеграции, воспринимается многими нациями как угроза их государственного суверенитета, национально -культурной самобытности и усиливает потребность в определении своей национально-культурной идентичности, провоцируя национальные культуры и их носителей - государства - не просто реализовывать себя, а достигать определенного пика в своем самоопределении.

Таким образом, вопрос об отношении «развития общества» к национально-культурному разнообразию является ключевым как для философии, так и для политики различных государств. Социально-философское исследование кризиса национальной идентичности в условиях глобализации представляется принципиально важным для его преодоления и понимания особенностей развития современной цивилизации с целью сохранения национальной идентичности как одного из определяющих факторов социокультурной динамики современного общества, главного источника его саморазвития и самосохранения, целостности национального суверенитета, воспроизведения и трансляции национальной культуры, традиций и образа жизни.

Степень разработанности проблемы. Вопросы теории нации, этноса, идентичности, глобализации и результатов их взаимодействия составляют предмет огромного массива научных работ в различных отраслях гуманитарного знания (философия, политология, социология, этнология,

антропология и др.). Следует отметить, что перечисленные выше феномены продолжают пользоваться повышенным вниманием со стороны представителей отечественного и западного научного сообщества. Постоянные дискуссии вокруг национальных и этнических проблем являются своеобразной иллюстрацией их природной сложности и многоаспектности. Вместе с тем, тема кризиса национальной идентичности стала предметом пристального внимания ученых относительно недавно и является еще недостаточно изученной в отечественной философской мысли.

Разнообразие способов достижения национальной идентичности не позволяет дать ей однозначное определение и обусловливает обращение к понятию «идентичность». Истоки возникновения концепта идентичности лежат в трудах философов самых разных школ и направлений (Платон, Аристотель, Б.Спиноза, Р.Декарт, Д.Локк, Д.Юм, И.Кант, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель, Л.Фейербах и др.). Концепт идентичности развивался в русле таких направлений как психоанализ (З.Фрейд, К.Хорни, Э.Эриксон), символический интеракционизм (Д.Мид, Э.Гоффман) и др. Глубокому осмыслению проблемы идентичности способствуют западные теории, имеющие собственные традиции ее интерпретации (П.Бергер, Т.Лукман, Ю.Хабермас, Э.Гидценс, С.Хантингтон, Т.Парсонс, З.Бауман, В.Хесле и др.). Несмотря на то, что в отечественной научной мысли проблематика идентичности актуализировалась лишь в последние годы, отмечается широкий спектр исследований различных видов идентичности (личностная, социальная, территориальная, региональная, культурная, этническая и др.). Среди них можно выделить работы Н.В.Антоновой, З.А.Жаде, О.Н.Павловой, М.В.Заковоротной, О.Ю.Малиновой, В.А.Ядоваи др.

Исследование национальной идентичности представляется наиболее продуктивным в том случае, если оно начинается с изучения становления, развития и определения понятия «нация» как такового. Феномен нации относится к числу постоянных, константных вопросов, которые всегда

остаются востребованными временем. В зависимости от тех или иных методологических установок нация связывается с термином «этнос» (народ) или «гражданственность» (нация-государство). Среди западных мыслителей, внесших значительный вклад в разработку проблемы нации, следует отметить такие теории, как «воображаемые сообщества» Б.Андерсона, «придуманные традиции» Э.Хобсбаума, нация как воплощение императивов модерна Э.Геллнера, нация как нарратив Х.Бхабха. Понятийной концептуализации нации также служат идеи Э.Ренана, К.Гиртца, П.ван ден Берга, У.Коннора, Ф.Барта, Э.Смита, А.Миллера и др. В работах перечисленных выше авторов, наряду с разработкой категорий «этнос» и «нация», находят свое отражение вопросы национализма и межнациональных противоречий. Большой вклад в разработку национально-этнической проблематики внесли работы Ю.И.Семенова, С.Е.Рыбакова, М.Н.Губогло, Р.Г.Абдулатипова, В.А.Тишкова, М.Н.Руткевича, С.А.Арутюнова, Л.М.Дробижевой, А.А.Пископпеля, В.М.Межуева, Н.Н.Седовой и др. Указанные концепции нации и национализма помогают раскрыть различные дискурсы феномена национальной идентичности.

Национальная идентичность непосредственно связана с исследованиями, посвященными проблемам этичности и этнической идентичности. Разработкой теории этноса занимались Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, В.И.Козлов, М.О.Мнацаканян и др. Проблема соотношения национальной и этнической идентичности является недостаточно разработанной и требует глубокого и всестороннего изучения. Так, одни авторы отождествляют эти виды идентичности, а другие проводят основания для их различения. Указанной проблематике посвящены работы Н.Фрейжер, А.В.Дахина, В.А.Тишкова, Н.П.Москаленко, Ю.И.Заринова, В.С.Малахова и др.

Теоретическую базу рассмотрения различных аспектов глобализации (социально-политического, экономического, информационного, культурного) составили работы У.Бека, Э.Гидденса, Р.Робертсона, Т.Фридмана,

И.Валлерстайна, М.Уотерса, Э.Тоффлера, Д.Хелда, Э.Макгрю, К.Х.Момджяна, И.А.Гобозова, В.А.Дергачева, В.Л.Иноземцева и др.

Современные исследования кризиса национальной идентичности невозможно представить без работ видных представителей западной политологии и социологии - С.Хантингтона, Ю.Хабермаса, М.Кастельса, З.Баумана, К.Хюбнера, М.Губерно, Я.Шольте и др. Вопросы, касающиеся проблем национальной идентичности в условиях глобализации, представлены также в работах С.В.Кортунова, Р.Н.Напсо, А.С.Блинова, В.Н.Бадмаева, К.Х.Делокарова, Н.Н.Федотовой, А.С.Панарина и др.

Несмотря на то, что тема кризиса национальной идентичности привлекает внимание многих современных мыслителей, определенные вопросы, связанные с ее изучением, остаются. В научной литературе слабо разработаны глубинные аспекты сущности национальной идентичности и вместе с тем, в отечественной науке пока нет систематического исследования, посвященного целостному осмыслению кризиса национальной идентичности в глобализирующемся мире. Дискуссии о кризисе национальной идентичности выходят далеко за пределы теоретической рефлексии и обусловлены необходимостью решения конкретных задач национально-государственного устройства. В данном контексте представляется необходимым раскрыть сущность феномена национальной идентичности и дать социально-философское определение кризиса национальной идентичности, позволяющее раскрыть жизненно важные для развития народов вопросы.

Объект исследования. Объектом исследования является национальная идентичность как социальный феномен.

Предмет исследования. Предметом исследования является кризис национальной идентичности в условиях глобализации.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в концептуальном социально-философском осмыслении кризиса национальной идентичности в глобализирующемся мире.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть становление проблемы идентичности в истории философии, а также определить сущность данного понятия;

- определить теоретико-методологические основания эвристического исследования национальной идентичности как социального феномена;

- выявить соотношение этнической и национальной идентичности в социальной реальности;

- рассмотреть многовекторностъ глобальных процессов и показать их влияние на национальную идентичность;

- раскрыть кризис национальной идентичности в условиях глобализации;

- обозначить различные сценарии развития новой социальной реальности и модели будущего национальной идентичности. Теоретико-методологические основы исследования. Методологической основой диссертационного исследования выступает

историко-материалистический подход к всестороннему анализу объекта и предмета исследования. Решение исследуемых в диссертационной работе проблем осуществляется в русле комплексного подхода, поскольку тема диссертации носит междисциплинарный характер. В ходе исследования применялись также общенаучные принципы познания общественных явлений в единстве с системным, сравнительным и прогностическим методами. Положения, выносимые на защиту, и их научная новизна.

1. Предложены уточнения в социально-философском понимании национальной идентичности как сложного, многомерного по своему содержанию социального феномена, исследование которого включает в себя психологическое, культурологическое, историческое, территориальное и политическое измерения.

2. Показано, что национальная идентичность в современном мире характеризуется рядом вариативных «значимых атрибутов», изменение которых определяется наличной социокультурной ситуацией.

3. Доказано, что в реальном процессе самоидентификации национальная и этническая идентичности имеют по своей природе различные основания. В социальной реальности индивиды и группы с необходимостью идентифицируют себя как в политико-гражданском, так и в историко-культурном плане.

4. Выявлены ключевые проблемы и противоречия развития национальной идентичности, возникающие под влиянием экономических детерминант и различных измерений глобализации: демократизации, информатизации, культурной стандартизации, ценностной универсализации, глобальной миграции, которые существенно изменяют ее структуру и внутреннее содержание. Особое место принадлежит проблемам совмещения разных культурных традиций и ценностей, сохранения национально-культурной самобытности в условиях интенсификации интеграционных процессов, задач национально-культурной интеграции и мультикультурализма.

5. Показано, что кризис национальной идентичности обусловлен наложением на традиционно «значимые атрибуты» национальной идентичности новых универсалий, продуцируемых глобальными трансформациями, что провоцирует изменение их роли и, как следствие, деконструкцию конкретной национальной идентичности и недостаточную проясненность вопроса отнесения индивида к своей нации.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дают возможность проследить закономерности и тенденции социальных процессов, выработать новую концепцию национальной идентичности для преодоления кризиса национальной идентичности и, тем

самым, решить конкретные задачи национально-государственного устройства и ответить на вызовы современного мира.

Полученные результаты могут применяться в научно-исследовательской работе по изучению проблемы национальной идентичности и процесса глобализации. Выводы и основные положения диссертации могут быть рекомендованы органам власти для разработки общеметодологических основ стратегии межнациональных и межкультурных отношений, ослабления межнациональной напряженности, а также использованы в учебных и учебно-методических курсах по социальной философии, социологии, политологии, этнологии и другим гуманитарным наукам.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной философии философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Рассматриваемая в диссертации проблематика обсуждалась в рамках выступлений автора на международных и всероссийских конференциях: на IV Российском философском конгрессе (г.Новосибирск, август 2009 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Формирование нового поколения профессиональных кадров: проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика» (г.Москва, октябрь 2009 г.), на Международной научно-практической конференции «Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства в контексте глобализации» (г.Москва, июнь 2010 г.), на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г.Москва, апрель 2011 г.). Основные положения, идеи и результаты диссертационного исследования отражены в шести публикациях автора.

Структура работы. Структура диссертации отражает логику исследования и позволяет решить поставленные цели и задачи. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.

Глава 1. Проблема национальной идентичности в социальной философии.

§1.Становление, сущность и концептуальный смысл понятия

«идентичность».

«Яхватаюсь за слово «идентичность». Это ключевое слово. Его повторяют все время.

В этом слове сконцентрируются, на нем сойдутся десятки проблем, неотделимых друг от друга».

Роберт Пенн Уоррен

Одной из важнейших проблем социально-философского знания является дискурс идентичности, который обусловлен глубинной потребностью индивида в определении себя через отношение к другим, во взаимодействии с другими, признании со стороны других. Социальная природа человека предполагает, что он стремится к включению в социум и одновременно с этим к выделению из социума в качестве индивидуальности.1 Потребность человека в идентичности постоянна в силу его склонности к самоидентификации. Осознание личностной идентичности основано на восприятии своей тождественности и непрерывности во времени и пространстве. При этом обретение человеком на субъективном уровне своего уникального положения в обществе путем взаимодействия индивидуальной и социальной идентичностей становится основным моментом жизни индивида и общества в целом. «Обладать идентичностью означает занимать четко определенное место в обществе и его истории, иметь устойчивые цели и определенную систему ценностей, оценок и самооценок, а также иметь специфические особенности и личностные качества, необходимые для выполнения установленных обязанностей». Феномен идентичности, являясь ключевым элементом субъективной реальности, включает в себя такие

1 См.: Дилигенский Г. Г. Проблема теории человеческих потребностей. - Вопросы философии, 1976, № 9; 1977, №2.

2 Резе Л.А. К проблеме человеческой идентичности //Квинтэссенция философии и время.- Харьков, 1992.-С.38.

философские проблемы как индивидуальное и общественное, тождественное и различное, субъективное и объективное, внутреннее и внешнее.

В современном обществе идентичность сталкивается с новыми вызовами, предъявляющими новые требования к индивиду и обществу, исторически наделенными определенной свободой и ответственностью. Индивид вынужден адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. В результате борьбы и различия групповых интересов происходит обособление общности интересов индивида и различных социальных слоев, индивида и государства, национальных, культурных, этнических, региональных, территориальных, профессиональных и других интересов в условиях отсутствия действенного механизма их согласования, что, в свою очередь, приводит к конфликту идентичностей и ослаблению социальной идентификации в силу ее неопределенности. «В широком смысле слова наступает эпоха нормализации неустойчивых социально-идентификационных состояний личности».3 Таким образом, проблема идентичности затрагивает интересы не только отдельного индивида или социальной общности, но и интересы целых культур, государств и цивилизаций. Бесспорно, что всепоглощающий интерес к человеческой идентичности в ее разнообразии обусловлен глубинными социальными трансформациями в масштабах всего человечества.

Этимологически термин «идентичность» происходит от латинского слова «1с1еп1;юш» (тождественный, одинаковый) и тесно связан с процессом идентификации (самоидентификации). В социальной реальности эти понятия имеют некоторые различия. М.В.Заковоротная пишет, что «идентичность включает в себя различные аспекты, а идентификация — описание таких аспектов. Идентичность - результат, ставшее, отстаивание и защита себя, идентификация - приспособление, процесс постоянного выбора, принятие норм, традиций, установок. Потому на каждом уровне описания процесс

3 Данилова E.H., Ядов В. А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социс, 2004, №10 - С.ЗО.

идентификации предшествует осмыслению идентичности».4 Другими словами, идентификация, как непрерывный процесс формирования идентичности, отражает отождествление, соотнесение позиций индивида или общности с другим человеком, группой, образцом, идеалом. Идентичность, как относительно устойчивая категория самовосприятия, описывает тождество, преемственность индивида и его самосознания и результирует процесс идентификации. Благодаря процессу социальной идентификации общество получает возможность включить индивидов в систему социальных связей и отношений, а личность реализует свою потребность в групповой принадлежности, которая обеспечивает возможность самореализации, оценку другими и влияния на группу.

В.С.Малахов справедливо отмечает, что в отечественной традиции слово «идентичность» обычно передавалось как «тождество». Однако в отличие от германо-романского культурного ареала, где тождество и идентичность употребляются как один и тот же термин, в русской традиции возникает «эффект добавленной валидности», который заключается в приписывании термину особого значения и ведет к его некорректному употреблению.5 П.Рикер полагает, что двойственность понятия идентичность содержится в его семантической структуре. «Сообразно латинским словам «idem» и «ipse» здесь накладываются друг на друга два разных значения. Согласно первому из них, «idem», «идентичный!» - это синоним «в высшей степени сходного», «аналогичного». «Тот же самый», или «один и тот же» заключает в себе некую форму неизменности во времени. Их противоположностью являются слова «различный», «изменяющийся». Во втором значении, в смысле «ipse», термин «идентичный» связан с понятием «самости», «себя самого». Индивид тождественен самому себе. Противоположностью здесь могут служить слова

4 Заковоротная M.B. Идентичность человека. Социально-философские аспекты//Ростов н/Д, 1999,- С. 116.

5 Малахов B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998.№2. С.48

«другой», «иной». Это второе значение заключает в себе лишь определение непрерывности, устойчивости, постоянства во времени, как говорил Кант».6

Несмотря на значительную разработанность феномена идентичности в рамках различных наук, понимание его сущности остается неоднозначным. Идентичность отличается многомерностью и имеет множество значений в зависимости от того, в рамках какого направления или теории оно используется. В психологии идентичность определяется как выражение внутренних процессов (то, что существует внутри индивида). В социологии «идентичность» рассматривается с позиции социальной идентификации как отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом, происходящего в процессе социализации, то есть приобретения и усвоения норм и ценностей, социальных ролей и моральных качеств представителей тех социальных групп, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид (идентичность как комплекс ролей и статусов). В социальной философии идентичность используется для описания индивидов и групп в качестве относительно устойчивых, «тождественных самим себе» целостностей. В структуру идентичности включены «индивидуальный» и «социальный» уровни. Если личностная идентичность - это совокупность индивидуальных характеристик, дающих индивиду качество уникальности и позволяющих человеку быть подобным самому себе и отличным от других. Социальная идентичность - это результат идентификации (отождествления) индивида с ожиданиями и нормами его социальной среды. В процессе социализации происходит непрерывная идентификация, которая определяет качество социальной идентичности.

Диалектический характер идентичности содержится в ее постоянстве и изменении. С одной стороны, идентичность понимается как «самость», верность себе, а с другой, идентичность как подобие чему-либо. Идентичность «столь же обязательна, сколь и не отчетлива», это «неявное множество, не

6 Рикер П. Повествовательная идентичность //П. Рикер. Герменевтика, этика, политика. М., 1995. С. 19.

поддающееся строгому определению и неподвластное стандартным методам измерения».7 Следует отметить, что проблематичность определения понятия «идентичность» в социальной философии требует разработки целостной теории идентичности, позволяющей определить механизмы конструирования идентичности на современном этапе развития человечества. В связи с этим наблюдается все большее возрастание интереса к концепции идентичности, что, по мнению З.Баумана, «может сказать больше о нынешнем состоянии человеческого общества, чем известные концептуальные и аналитические результаты его осмысления».8

С целью прояснения концептуального смысла понятия «идентичность» представляется целесообразным рассмотреть становление проблемы идентичности в истории философии. При этом дадим краткий анализ основных объяснительных моделей и подходов данного понятия.

Классическая философия, начиная от античности до Нового времени, определила истоки возникновения термина «идентичность». В античности проблемы идентификации рассматривались как проблемы метафизического порядка, как продукт условий существования (космоса, бога, природы). В древнегреческой культуре Гераклит, обнаружив изменчивость и нетождественность бытия, говорил: «в одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии...»9; софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Про дик, Антифонт и др.), совершив антропологический поворот, отмечали, что «человек есть мера всех вещей» и уделяли не «по-античному» много внимания уникальности человеческого бытия, проблемам поиска себя, самопознанию. Платон формулирует проблему тождественности и соотносит ее с чем-то устойчивым и неизменным: «Итак, единое не может быть иным или тождественным ни

7 Liebkind К. Minority Identity and Identification Processes: A Social Psychological Study: Maintenance and Reconstruction of Ethnolinquistic Identity in Multiple Group Allegiance (Helsinki: Societas Scientiarium Fennica, 1984) p.42.

8 Бауман 3. Индивидуализированное общество. M., 2002. C.l76-177.

9 См.: Гераклит Эфесский. Фрагменты сочинения, известного позже под названием «Муза» или «О природе». / Пер. С.Муравьева. //Лукреций. О природе вещей. М., 1983.

самому себе, ни иному... тождественное по природе своей чуждо единому... Далее, если бы единое обладало какими-либо свойствами, кроме того чтобы быть единым, то оно обладало бы свойством быть большим, чем один, что невозможно... Следовательно, единое вовсе не допускает тождественности -ни другому, ни самому себе».10 «Всякая вещь, полагаю, относится ко всякой другой вещи следующим образом: она или тождественна другой, или иная; если же она не тождественна и не иная, то ее отношение к другой вещи может быть либо отношением части к целому, либо отношением целого к части».11 Поэтому у Платона тождество и различие относятся к числу главных родов. Аристотель понимал, что в основе познания лежит сравнение вещей друг с другом и наделял понятие «тождество» более фундаментальным значением, чем «различие». Вещи «тождественны сами по себе и в стольких же значениях, сколько и единое, а именно: тождественным называется и то, материя чего одна по виду или по числу, и то, сущность чего одна. Поэтому очевидно, что тождество есть некоторого рода единство бытия либо вещей числом более чем одна, либо одной, когда ее рассматривают как нечто большее, чем одна (например, когда о ней говорят, что она тождественна самой себе, ибо в этом случае ее рассматривают как две)».12

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кожевникова, Юлия Александровна, 2012 год

Библиография

1. Абалкин JT. Смена тысячелетий и социальные альтернативы // Вопросы экономики. 2000. №12. С.27-40.

2. Абдулатипов Р.Г. Природы и парадоксы национального «Я». М., 1991. -169 с.

3. Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб. Издательство «Алетейя»,2000.-272 с.

4. Азроянц Э.А. Глобализация как процесс. // Материалы семинара Клуба ученых. Вып.5 .М., 2001, с.545.

5. Актуальные вопросы глобализации (круглый стол «МЭ и МО») Из выступления Г.Г.Дилигенского // МЭ и МО, 1999, №4. - С.37.

6. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. Пер. С нем. C.B. Базарновой. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000 - 366 с.

7. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.

8. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии //Вопросы психологии. - 1996. №1. -С.131-143.

9. Аристотель. Сочинения. В 4 т. - Т.1. / Ред. В.Ф.Асмус. - М.: «Мысль», 1975. - 550 с. - (Философское наследие).

10. Ашкеров А.Ю. Проблема идентичности у Иммануила Канта // Человек. 2001. №6,- С. 69-80.

11. Бадмаев В.Н. Феномен национальной идентичности (социально-философский анализ). Волгоград - Элиста, 2005.-280 с.

12. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. Пер. С англ. М.: Издательство «Весь мир», 2004. - 188 с.

13. Бауман 3. Индивидуализированное общество // Пер. С англ. Под ред. B.JI. Иноземцева. М.: Логос, 2002. - 390 с.

14. Бауман 3. Национальное государство - что дальше? // Отечественные записки. 2002. №6. С. 419-435.

15. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / Пер. группы авторов под ред. Д.Скопина, Б.Кагарлицкого, Б.Скуратова. М.: Логос-Альтера, Ессе Homo. 2003-272с.

16. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. М: Прогресс-Традиция, 2003. 383 с.

17. Бек У. Что такое глобализация? / Пер. с нем. А.Григорьева В.Седельника. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 304 с.

18. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 2004. - 768 с.

19. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Academia-Центр, 1995. - 323 с.

20. Бердяев H.A. О русской философии. В 2 ч. Свердловск, 1991.

21. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

22. Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философские науки. 2001. №1. С. 33-42.

23. Бицилли П.М. Нация и государство // Современные записки. Париж, 1929. Кн. 38.

24. Бродель Ф. Что такое Франция? [в 2 кн.: Пер. с фр.] - М.: Изд-во им.Сабашниковых. — [Кн.1]: Пространство и история. — 1994. - 406 е.; [Кн.2] Люди и вещи. 4.1. Численность народонаселения и её колебания на протяжении веков. - 1995. - 244 е.; [Кн.2] Люди и вещи. Ч. 2. «Крестьянская экономика» до начала XX века. - 1997. - 512 с.

25. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Прогресс, 1983. -216 с.

26. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность / АН СССР, Ин-т Этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1987. -333 с.

27. Брюшинкин В.Н. К методологии анализа понятия идентичности // Идентичность в контексте глобализации: Европа, Россия, США / Под ред. В.Н. Брюшинкина. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. С. 11-19.

28. Бурукина O.A. Тендер в переводе: проблема трансформации менталитета // Тендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной научной конференции. Часть III.- Иваново, 2000. С.65-74.

29. Бьюкенен П.Д. Смерть Запада.- Пер. с англ. П. Бьюкенен. - М., 2003.-446 с.

30. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Изд-во «Университетская книга», 2001. -416 с.

31. Вебер А. Что стоит за так называемым антиглобализмом? // МЭиМО. 2001. №12. С.50-56.

32. Вельяминов Г.М. Россия и глобализация// Россия в глобальной политике, -2006. - Т. 4, № 3. - С. 88-105.

33. Геллнер Э. Нации и национализм. М.Прогресс. 1991. — 320 с.

34. Гераклит Эфесский. Фрагменты сочинения, известного позже под названием «Муза» или «О природе». / Пер. С.Муравьева. // Лукреций. О природе вещей. М., 1983.

35. Гессе Г. Глобализация и конвергенция культур // Иностранная литература. 1977. №4. С.78-89.

36. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. Москва: Весь мир, 2004 - 120 с.

37. Глобализация и проблема идентичности в многообразном мире. - М.: Огни ТД, 2005. - 271 с. - (Вызовы XXI века).

38. Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. М. МГИМО МИД России. 1999. - 217 с.

39. Глобализация и столкновение идентичностей. Материалы Международной интернет-конференции. М., 2003. -440 с.

40. Глобализация: человеческое измерение. М.: МГИМО )Университет), РОССПЭН, 2003. - 112 с.

41. Глобалистика: Энциклопедия / Гл.ред. И.И.Мазур, А.Н.Чумаков. М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. - 128 с.

42. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации (Феномен евразийства). М., 1993.

43. Гнатенко П.И., Павленко В.Н. Идентичность: философский и психологический анализ. Киев, 1999. - 465 с.

44. Гобозов И.А. Введение в философию истории. - Изд. 2-е, переработанное и дополненное. -М.:ТЕИС, 1999,- 363 с.

45. Гобозов И.А. Кризис современной эпохи и философия постмодернизма. // Философия и общество. 2000. № 2.

46. Гобозов И.А. Глобализация, стандартизация и шоу // Философия и общество. 2002. №3.

47. Гобозов И.А. Глобализация и примитивизация общества // Философия и общество. 2009. №2.

48. Голубкова O.A. Национальная идентичность как социальный фактор, влияющий на восприятие представителей другой нации // Бренное и вечное: экология человека в современном мире. Вып. 4. Великий Новгород, 2001. С.90-93.

49. Гоффман Э. Представление себя другим в повседневной жизни - М.: Кучково поле, 2000. - 304 с.

50. Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. М., 2003. -592 с.

51. Грехнев B.C. Феномен политического терроризма. // Философия и общество. 1997 (2).

52. Гройс Б. Поиски русской национальной идентичности // Вопросы философии. 1992. №1. с. 52-59.

53. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994. - 638 с.

54. Гусейнов A.A. Как возможен диалог культур? // Диалог цивилизаций. Повестка дня. М., 2005.

55. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М., 1991. - 575 с.

56. Данилова E.H., Ядов В.А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социс, 2004, №10, С.27-30.

57. Дахин A.B. Соотношения этнической и национальной идентичности. Россия, Южная Корея, Канада // Философские науки. 2003. №9. - С.5-23.

58. Декарт Р. Сочинения. В 2 т.: Пер с лат. и фр. Т. 2 /Сост., ред. и примеч.

B.В.Соколова. - М.: Мысль, 1994. - 633 с. - (Философское наследие).

59. Делокаров К.Х. Синергетика и познание социальных трансформаций // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 584 с.

60. Дергачев В.А. Глобалистика. Учебное издание. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.—304 с.

61. Диалог цивилизаций. Восток-Запад. Седьмой международный философский симпозиум. Материалы симпозиума. М.: Российский университет дружбы народов. 2003.

62. Дилигенский Г.Г. Проблема теории человеческих потребностей. - Вопросы философии, 1976, № 9, с. 30 - 43; 1977, № 2, с. 111 - 123.

63. Драгунский Д.В. Идентичность после конфронтации: поиски Другого в униполярном мире // Вестник Института Кеннана в России. 2004. №6.

C.72-76.

64. Дробижева JI.M. Этичность в современном мире. Этнополитика и современные практики в Российской Федерации // Мир России. 2001. №2. С.167-180.

65. Дубова И.Е. О понятии «нация»: анализ современных концепций национализма // Философия в современном мире. Минск, 2001. С. 147-149.

66. Дуглас К. Стивенсон Америка: Народ и страна: пер. с англ. - М.: ППП, 1993.- 192 с.

67. Жаде З.А. Проблема идентичности в современных социальных теориях // Философия и общество, 2007. №2 (46), М., С. 179.

68. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Издательство СКНЦ ВШ. Ростов н/Д, 1999. - 200 с.

69. Заринов И.Ю. Исторические рамки феномена этничности // Этнографическое обозрение. 1997, №3. С.21-31.

70. Игрицкий Ю.И. Кризис идентичности и размывание границ безопасности: характеристика XXI века? // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. ИНИОН. Вып. 8. 2003. С. 12-20.

71. Идентификация идентичности. Этнополитический ракурс. / Составитель и отв. ред. М.Н. Губогло. М.: ЦИМО, 1998.-448 с.

72. Идентичность и толерантность. Сб. ст. Отв. ред. Н.М.Лебедева. М., 2002,416 с.

73. Иноземцев В.Л. Современная глобализация и ее восприятие в мире // Век глобализации. Исследования современных глобальных процессов, 2008, №1, с.31-44.

74. Казанцев А. Нации и национализмы на развалинах советской империи: возможности внешних сопоставлений // Философско-литературный журнал Логос 1 (58), 2007,- С.177-194.

75. Калхун К. Национализм // пер. А.Смирнова. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. 288 с.

76. Кант, Иммануил Сочинения в 6 т. Т. 6. - М., "Мысль", 1966,- (Философское наследие).- 743 с.

77. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., Издательство ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

78. Каспэ С.И. Империя и модернизация: Общая модель и российская специфика. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001.-256 с.

79. Качалов Ю.Л. Агенты поля политики: позиции и идентичность// Вопросы социологии,- M., 1992.-Т.1 №2.-С.61-81.

80. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. №1. С.16-19.

81. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. М., 1999,- 343 с.

82. Кортунов C.B. Глобализация и национальная идентичность / С. Кортунов // Вестник аналитики. - 2007. - № 1. - С. 109-123.

83. Кортунов С. В. Национальная идентичность: Постижение смысла / М.: Аспект Пресс, 2009. — 589 с.

84. Кржевов B.C. Методологические принципы изучения социальной структуры в исторически разнотипных обществах. Дисс. кан. филос. наук. М., 1992.

85. Кувалдин В.Б. Глобализация, национальное государство и новый миропорядок//Политая. №2. 2002. С.37-51.

86. Кувалдин И.Б. Глобальность: новое измерение человеческого бытия // Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. - М.: Наука, 2003. с.31-57

87. Культурная идентичность и глобализация. Доклады и выступления. 5 Международный философский симпозиум «Диалог цивилизаций: Восток-Запад». М„ РУДН, 2002.-287 с.

88. Куропятник А.И. Мультикулыурализм: проблемы социальной стабильности и полиэтничности обществ. СПб., 2000. — 207 с.

89. Кутырев В.А. Человек XXI века: уходящая натура.../ В.А.Кутырев // Человек .-2001.- №1,- С.9-17.

90. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. - 312 с.

91. Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. Т. 1 / Под ред. И. С. Нарского. — М.: Мысль, 1985. — 623 с.

92. Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. 2002. №3. С. 117-118.

93. Лучицкая С.И. Образ другого: проблематика исследования // Восток-Запад: проблемы взаимодействия и трансляции культур. Саратов, 2001. С. 194203.

94. Малахов B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. №2. С.43-53.

95. Малинова О.Ю. Идентичность как категория практики и научного анализа: о различии подходов // Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире/ под ред. О.Ю.Малиновой и А.Ю.Сунгуроваю-СПб.: Норма, 2005. С.7-29.

96. Малинова О.Ю. Проблемы национальной идентичности и национальных прав в либеральной политической теории // Политическая наука. 2002. №4. С. 74-99.

97. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т.21, М.: 1966 г., 672 с.

98. Маркович Д.Ж. Глобализация и проблема защиты и сохранения национальной культурной самобытности // Вестник РУДН. Сер. Социология. 2001. №1. С. 17-20.

99. Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе: Выступление на «круглом столе» «Национальное государство: теория, история, политическая практика» // Полис. 1992. №56. С.9-41.

100. Межуев В.М. Судьба цивилизаций: конфронтация или диалог? // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. V. Вып. 3-4 (17-18). С.44-54.

101. Мид Д.Г. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. — ML, 1994. С.217.

102. Мнацаканян М.О. Глобализация и национальное государство: три мифа // Социологические исследования. 2004. №5. С. 137-142.

103. Мнацаканян М.О. Культуры. Этносы. Нации. Размышления об истоках и природе национальной общности: Моногр./ Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. - М.: МГИМО-Университет, 2005. - 349 с.

104. Мнацаканян М.О. Национализм и глобализм. Национальная жизнь в современном мире. — М.: Анкил, 2008. — 408 с.

105. Многогранная глобализация. Отв. ред. Делокаров К.Х. М., 2003. -279 с.

106. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. Под ред. П.Бергера и С.Хантингтона. Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2004. - 379 с.

107. Многоуровневая идентичность. З.А. Жаде, Е.С. Куква, С.А. Ляушева, А.Ю. Шадже. - М.; Российское философское общество. - Майкоп: ООО «Качество», 2006. - 245 с.

108. МомджянК.Х., Социум. Общество. История. М., 1994.

109. Момджян К.Х. Несколько слов о глобализации // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. V. Вып. 3-4 (17-18). С. 55-61.

110. Москаленко Н.П. Составляющая тувинской национальной культуры: культура этническая и культура национально-государственная // Идентичность й конфликт в постсоветских государствах: Сб. Статей.-М.,1997.

111. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. B.C. Малахова, В.А. Тишкова. М., 2002. - 356 с.

112. Назарчук А. В. Этика глобализирующегося общества. Тенденции и проблемы глобализации в свете социально-этической концепции К.-О. Апеля / М.: ООО ДиректМедиа, 2002. - 381 с.

113. Напсо Р.Н. Национальная идентичность и ее атрибуты / Напсо Р.Н. // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 7. - С. 138-143

114. Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др. М.: Праксис, 2002.-416 с.

115. Национальные отношения и этнические конфликты. М. Издательство РАУ. 1993.-112 с.

116. Неклесса А. Глобальные трансформации: сущность, генезис прогноз // МЭиМО. 2004. №1. С. 116-123.

117. Низамова JI.P. Российские и западные трактовки мультикультурализма // Социологические исследования. 2009. №10.

118. Новая философская энциклопедия. В 4 т. М.: Мысль, 2001.

119. Панарин A.C. Искушение глобализмом. М., 2003. -416 с.

120. Пащенко В.Я. Идеология евразийства. М., 2000.

121. Пископель A.A. Идея нации: между «забвением» и «возрождением» // Сб. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции, Вып.9, М.2001. 160 с.

122. Платон Сочинения в четырех томах. Т. 2 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: «Изд-во Олега Абышко», 2007.— 626 с.

123. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М. «Прогресс-Культура», 1994. - 128 с.

124. Политические культуры и социальные изменения: международные сравнения / Рукавишников В. О., Халман Л., Эстер П. - М. : Совпадение, 1998. - 368с.

125. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под ред. М.Г.Делягина. М., ИНФРА-М, 2000. 342 с.

126. Пределы глобализации (культура в контексте глобализационных процессов). Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Выпуск пятый (17). М., 2002. -116 с.

127. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями. Под ред. С.П.Капицы. Пер. с англ. Т.П. Вечериной. М.: Логос, 2002. - 192 с.

128. Проблема национальной идентичности и принципы межкультурной коммуникации. Материалы школы-семинара. Воронеж, 2001. Т.1. -147 с.

129. Проблема идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М., 2003.-278 с.

130. Резе JI.A. К проблеме человеческой идентичности // Квинтэссенция философии и время. - Харьков, 1992. - с.35-43.

131. Ренан Э. Исторические статьи. Киев, 1902. -216 с.

132. Ренан Э. Что такое нация? // Ренан Э. Собрание сочинений в 12ти т. Т.6. Киев, 1902.

133. Рикер П. Повествовательная идентичность // Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М., АО "KAMI", 1995.

134. Ромашов P.A., Оль П.А. Нация (генезис понятия и вопросы правосубъективности). СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург). 2001. - 140 с.

135. Росалес Х.М. Воспитание гражданской идентичности: об отношениях между национализмом и патриотизмом // Политические исследования. -1999,-№6. С. 108-105.

136. Рыбаков С.Е. Теоретико-методологические основы исследования этнических феноменов. Дисс. д.ф.н, М., 2001.

137. Рыбаков С.Е. Анатомия этнической деструктивности. 1.Два облика национализма. // Вестник МГУ. Серия 18. Политология и социология. №3. 2001.

138. Рыбаков С.Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антропологический аспект // Этнографическое обозрение. 1998. № 6. С. 315.

139. Рябов А. Национальная идентичность перед вызовом глобализма или новое основание раскола // Сообщение. 2003. №2. С.26-29.

140. Рябов O.B. Структура национальной идентичности: попытка системного анализа // Проблемы сознании и ноосферы в отечественной и зарубежной философии XX века. Иваново, 2000. С.26-29.

141. Севастьянов А.Н. Этнос и нация/ А.Н. Севастьянов. - М.: Кн. мир, 2008. -191 с. - (Высшие курсы этнополитики).

142. Седова H.H. Человек — этнический. Волгоград, 1994. 83 с.

143. Семёнов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). - М.: «Современные тетради». 2003. - 776 с.

144. Семёнов Ю.И. Этносы, нации, расы // Социальная философия. Курс лекций. Под ред. И.А. Гобозова. М., 2003.

145. Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма - М.: Праксис, 2004. - 464 с.

146. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. М.: Правда, 1989.

147. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. -542 с.

148. Сорос Дж. О глобализации. М., 2004.

149. Социальная идентификация личности. В 2 кн. М., 1994.

150. Сталин И.В. Соч. Т.2. 1907-1913. М., 1946.

151. Стеценко Т.И. Феминистский социокультурный проект: социальные рамки тендерной самоидентификации личности в условиях современной культуры. - Владивосток, 1997,- 245 с.

152. Стиглиц Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции / Пер. с англ. Г. Г. Пирогова. М.: Национальный общественно-научный фонд, 2003 - 304 с.

153. Стрельцова Я.О. О проблеме «Национальной идентичности во Франции» // Мировая экономика и международные отношения. №7, 2006. С.23-32.

154. Судьба государства в эпоху глобализации // под ред. Шевченко В.Н., М.: ИФ РАН, 2005.-200 с.

155. Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Этнографическое обозрение. 1998. №5. С.3-27.

156. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России // «Русский мир», М., 1997. 532 с.

157. Тишков В.А. О нации и национализме. Политические заметки.// Свободная мысль. - М., 1996. №3.

158. Тишков В.А. О феномене этничности // ЭО, 1997, №3. С.21-31.

159. Толерантность / Общ. ред. М.П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. - 416 с.

160. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

161. Тоффлер Э. Третья волна. Пер. с англ. М.: Изд-во ACT, 2002. - 776 с.

162. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. - 800 с.

163. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001. - 254 с.

164. Федотова H.H. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. 2003. №6. С.50-58.

165. Федотова В.Г. Глобализация и российская идентичность // Глобализация и перспективы современной цивилизации. - M.: КМК, 2005. - 236 с.

166. Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. В 5 т. М., 2005.

167. Философия и современный мир. Доклады и выступления на XXI Всемирном философском конгрессе «Философия перед лицом глобальных проблем». Издательство РУДН. Москва-Стамбул, 2004. - 138 с.

168. Франк СЛ. Духовные основы общества. М., 1992.

169. Франки Дж. Цивилизация: утопия и трагедия. - М., 2007. 256 с.

170. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990. - 447 с.

171. Фрейжер Н. От перераспределения к признанию? Дилеммы справедливости в «пост-социалистскую» эпоху // Тендерные исследования, №5 (2/2000). С. 85-114.

172. Фромм Э. Бегство от свободы. -М.: Прогресс, 1990.-269 с.

173. Фромм Э. Иметь или быть.- М., 2007., Директ-Медиа, 2007. - 404 с.

174. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2005. - 588 с.

175. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.-349 с.

176. Хабермас Ю. В поисках национальной идентичности. Философские и политические статьи / Пер. с нем. В.С.Малахова. - Донецк: Изд-во «Донбасс», 1999. - 123 с.

177. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М.: Изд-во «Academia», 1995. - 246 с.

178. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 635 с.

179. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 603 с.

180. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования -М., 1994. №1. С. 33-48.

181. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. №10. С. 112-123.

182. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1870 г. СПб: Издательство «Алетейя», 1998. - 306 с.

183. Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению. М.: Канон, 2001. - 400 с.

184. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М.: ИГП РАН, 1993.

185. Чешко C.B. Человек и этничностъ // Этнографическое обозрение. 1994. №6. С.35-49.

186. Чешков М. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспективы // Pro et Contra. Том 4. №4. Осень 1999. С. 114-127.

187. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.: Издательство «Проспект», 2005. - 432 с.

188. Шевченко В.Н. Синергетика как метод обоснования идеологии глобализма // Глобализация: синергетический подход / Под. общ. ред. В.ЬС. Егорова. -М.: РАГС, 2002.-472 с.

189. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К.Маркс, Ф.Энгельс Избранные сочинения, т.6. - С. 105-243.

190. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. - 342 с.

191. Этнос и политика: Хрестоматия / Авт.-сост. А.А. Празаускас. - М.: Изд-во УРАО, 2000.-400 с.

192. Этносоциология: учебное пособие для вузов // Арутюнян Ю.В., Дробижева M.JL, Сусоколов А.А., М.: Аспект Пресс, 1998. - 271 с.

193. Юм Д. Трактат о человеческой природе / Перев. с англ. И.Церетели; Под общ. ред., со вступ. ст. и примеч. И.С.Нарского; Минск. Мн.: ООО "Попурри", 1998. - 720 с.

194. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Психология самосознания: хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М., 2003. С.589-601.

195. Ян Э. Демократия и национализм: единство или противоречие? //Полис 96, №1, С.33-49.

196. Albrow М. The Global Age. - Maiden, MA: Blackwell, 1996. - 260 p.

197. Arnett J. J. 2002. "The Psychology of Globalization." American Psychologist, vol. 57, no. 10, p. 774-783.

198. Bauman Z. The Individualized Society, Cambridge: Polity Press, 2001. 272 p.

199. Barth F. Ethnic groups and boundaries: the social organization of culture difference. - Boston: Little, Brown, 1969, p.153.

200. Berna! M.E., Knight G.P. Introduction // Ethnic identity: Formation a. transmission among Hispanies a other minorities. - Albany, 1993. 356 p.

201. Bhabha Homi K. Introduction: narrating the nation // Nation and Narration. Edited by Homi K. Bhabha. - London: Routledge, 1990. - pp. 1-8.

202. Castells M. The Power of Identity. Blackwell Publishers, Massachusetts. 1997.

203. Connor W. Ethno-Nationalism: The Quest for Understanding. Princeton. NJ: Princeton University Press. 1994. 254 p.

204. Edensor T. National identity, Popular Culture and Everyday life. - Oxford-New-York, 2002.-216 p.

205. Gellner E. Culture, Identity and Politics. Cambridge: Cambridge University Press. 1987. 189 p.

206. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge: Polity Press, 1991.

207. Globalization and National Identities: Crisis or Opportunity? / ed. by P. Kennedy and C.J. Danks. Basingstoke, New York: Palgrave, 2001.

208. Guibemau M. The Identity of Nations. Polity Press: Cambridge, 2007, 235 p.

209. Guibemau M. 1999. Nations without States: Political Communities in a Global Age. Polity Press, Cambridge.

210. Guibemau M. Nationalisms: The Nation-State and Nationalism in the Twentieth Century. Cambridge: Polity. 1996.

211. Duijzigs G. Religion and the politics of Identity in Kosovo.-London, 2000. -238 p.

212. Fallers L. The Anthropology of the Nation-State. Chicago. 1968.

213. Featherstoune M. Global Culture: An Introduction. In: Global Culture. Nationalism, Globalization and Modernity, 1990.

214. Flenley P. From Soviet to Russian identity. The origins of contemporary Russian nationalism and national identity // Nested identities: nationalism, territory and scale.- 1999.

215. Fukuyama F. The West has Won: Radical Islam Can't Beat Democracy and Capitalism // http://www/guardian/co/uk

216. Friedman Th. Understanding Globalization. The Lexus and the Olive Tree. -N.Y.,2000. 394 p.

217. Habermas J. The Inclusion of the Other: Studies in Political Theory, 1998 Cambridge, MA: MIT Press. 1998. 300 p.

218. Halfdanarson G. Collective memory, history, and national identity, In A. Eysteinsson (ed), The Cultural Reconstruction of Places. University of Iceland Press, Reykjavik, p. 83-100. 2006.

219. Hall S. The question of Cultural Identity // Deth J.V., E. Scarbrough E. The Impact of Values. - London, 1995. - 367 p.

220. Hanafi H. Islam in the Modern World: In 2 vol. Vol. 2. Cairo, 1995.

221. Held D. & A.McGrew. 2000. «The Great Globalization Debate: Anlntroduction» In Held & McGrew (eds), The Global Transformations Reader. Polity Press, Cambridge, p. 1-45.

222. Hobsbawn E.J. Ethnicity and nationalism in Europe today // Mapping the nation. - London - New York, 1996.

223. Keating M. Nations Against the State: The New Politics of Nationalism in Quebec, Catalonia, and Scotland, St. Martins Press, 1996. 260 p.

224. Kennedy P. Preparing for the twenty first century. - N.Y., 1993. 428 p.

225. Kymlicka W. Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights. Oxford: Clarendon Press, 1995. 296 p.

226. Liebkind K. Minority Identity and Identification Processes: A Social Psychological Study: Maintenance and Reconstruction of Ethnolinquistic Identity in Multiple Group Allegiance. - Helsinki: Societas Scientiarium Fennica, 1984.

227. Miller D. 2000. Citizenship and National Identity. Cambridge.

228. Ohmae K. The End of the Nation State: The Rise of the Regional Economies. N.Y.: The Free Press, 1995. 214 p.

229. Oommen T.K. Citizenship, Nationality, and Ethnicity. Reconciling competing identities. - Polity press, 1997. - 270 p.

230. Parsons T. The positions of Identity in The General Theory of Action. - In: C.Gordon, K.J. Gergen (eds.). The self in social Interaction. N.Y., John Wiley&Son, 1968.

231. Philosophy East and West. Vol. I. № 1. April, 1951.

232. Ritzer G. The McDonaldisation of Society. An Investigation into the Changing Character of Contemporary Social Life. - N. Y., 2000. - 431 p.

233. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. L.: Sage, 1992. 286 p.

234. Robertson R. Globalization or glocalization?// Robertson R. White К. E. (Ed.) Globalization. Critical concept in sociology. Volume III, London 2003, 214 p.

235. Robins K. 2000. "Encountering Globalization." In Held & McGrew (eds),The Global Transformations Reader. Polity Press, Cambridge, p. 195-201.

236. Scholte J.A. Globalization: a Critical Introduction. 2nd ed. L.-NY.: Palgrave Macmillan. 2005, 492 p.

237. Sevillia J. Le terrorisme intellectuel. Paris: Perrin, 2004. 292 p.

238. Smith A.D. Nationalism and Modernism: a critical survey of recent theories of nations and nationalism. -London - New-York, 1998.

239. Smith A.D. National Identity. Penguin Books, London. 1991.

240. Smith A.D. National identity and idea of European Unity // Inter. Affairs. Cambridge.- 1992. - Vol.68.- №1. p.55-76.

241. The Daily Telegraph 23.07.2005

242. The Future of Religion, Richard Rorty and Gianni Vattimo, Edited by Santiago Zabala, Columbia University Press, 2005.112 p.

243. Waters M. Globalization. - L. andN.Y.: Routledge, 1995.- 185 p.

244. Uberoi V. "Do Policies of Multiculturalism Change National Identities?" The Political Quarterly, 2008, vol. 79, no. 3, p. 404-417.

245. http://www.tns-soires.com (Социологические исследования TNS Sofres).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.