Креативный педагогический подход как фактор становления творческой самостоятельности учащихся-музыкантов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Васильева, Анна Германовна

  • Васильева, Анна Германовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 160
Васильева, Анна Германовна. Креативный педагогический подход как фактор становления творческой самостоятельности учащихся-музыкантов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2006. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Васильева, Анна Германовна

ВведениеЗ

Глава I. Креативное педагогическое воздействие как психолого-педагогическая проблема.

1.1. Креативность. Динамика взглядов на содержание понятия и психологическую сущность явления.c.l

1.2. Дидактичие овы креативни как баз творчоймоятельни лични

1.3 Вопр творчоймоятельни в музыкальной педагогике

Глава 2. Основные педагогические предпосылки становления творческой самостоятельности учащихся-музыкантов.

2.1. Анализоживше практики музыкально-олнителого обучения

2.2. Специфичие черты креативного педагогичого подхода

2.3. Педагогичие овия креативного педагогичого воздевия в музыкально-олнителих клах

Глава 3. Экспериментальное исследование влияния креативного педагогического воздействия на процесс активизации творческой самостоятельности учащихся-музыкантов.

3.1. Коатирующий период

3.2. Формирующий период

3.3. Контрольный период

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Креативный педагогический подход как фактор становления творческой самостоятельности учащихся-музыкантов»

Изменения в жизни общества, произошедшие за последние десятилетия, требуют пересмотра традиционной устоявшейся системы образования, ориентированной, в основном, на консервативный педагогический опыт. Современная педагогическая наука придает большое значение творческим подходам к овладению знаниями, умениями и навыками. Обращение к продуктивным инновационным моделям преподавания не только может способствовать усовершенствованию подготовки педагогических кадров оно, прежде всего, будет стимулировать формирование нестандартно мыслящих специалистов, способных творчески преломлять полученные знания в практической работе. Поистине безграничный потенциал творческих возможностей личности обусловил огромный интерес к этому феномену представителей различных областей науки.

Исследование проблемы творческих возможностей личности уже давно находится в центре внимания и определяет научные интересы таких известных психологов и педагогов, как Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, В.А.Брушлинский, А.М.Матюшкин, Л.С.Выготский, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер и др.

Продуктивная модель обучения предполагает формирование креативной личности, способной к самостоятельному творческому поиску решений профессиональных задач. Однако, если вопросы исследования креативных качеств личности находились в поле зрения многих представителей отечественной и зарубежной психологии уже с середины XX века (Дж.Гилфорд, П.Торренс, Р.Стернберг, Я.А.Пономарев, В.Н.Дружинин, А.Г.Виноградов, Н.В.Кипиани, П.С.Альтшуллер и др.), то проблема становления творческой самостоятельности как одной из важнейших составляющих креативности достаточно нова (Д.Б.Богоявленская, Н.Ф.Вишнякова). В то же время, именно становление творческой самостоятельности будущих молодых специалистов является одной из самых животрепещущих проблем современной педагогики, особо актуальной для сферы музыкального образования, где раскрытие творческих потенций учащихся является основополагающей целью обучения. Именно этим обстоятельством обусловлена необходимость пристального педагогического внимания к проблеме активизации творческой самостоятельности учащихся.

Деятельность музыканта-исполнителя, связанная с прочтением, трактовкой и актуализацией музыкального произведения, отражает многообразный мир его чувств, жизненного опыта, общих и профессиональных знаний. Так как каждый исполнитель представляет вниманию слушателей собственное видение художественно-образного содержания произведения, он должен обладать неповторимым личностным сочетанием способностей, профессионального мастерства, субъективных черт характера. Становление творческой самостоятельности учащихся музыкально-исполнительских классов как одного из важнейших креативных качеств личности является значимой ступенью к формированию их творческой индивидуальности.

Однако целенаправленное оживление творческой инициативы молодых музыкантов не характерно для существующей массовой практики преподавания в музыкально-исполнительских классах, в основном отличающейся репродуктивным характером сложившейся системы обучения и вступившей в противоречие с потребностью общества в креативной системе развития личности. Необходимость кардинальной перестройки педагогического мышления на пути от привычного стереотипа к творческому педагогическому поиску, направленному на раскрытие личностного творческого потенциала каждого учащегося, является насущной потребностью учебного процесса. Анализ работ отечественных и зарубежных ученых в области педагогики и психологии показывает, что креативность во многом определяет творческую сущность человека и оказывает положительное влияние на его профессиональную деятельность.

Итак, становление творческой самостоятельности учащихся-музыкантов в ходе образовательной деятельности является обязательным условием их полноценного профессионального музыкально-исполнительского развития, что определяет потребность создания специально организованного целенаправленного педагогического процесса обучения, принципиальной основой которого является креативный педагогический подход. Его сущность выражается в сочетании креативного педагогического воздействия и комплекса оптимальных педагогических условий продуктивного функционирования образовательного процесса, в ходе которого происходит становление креативных качеств личности. Исследование указанного процесса должно опираться на тесный союз и взаимопроникновение современных достижений педагогики и психологии и ставить своей целью нахождение путей и методов такого педагогического руководства процессом обучения, которое стимулировало бы продуктивные механизмы психики учащихся.

Объект исследования - процесс обучения в музыкально-исполнительских классах высших и средних педагогических заведений.

Предмет исследования - креативный педагогический подход как основа целенаправленного педагогического процесса становления творческой самостоятельности учащихся-музыкантов.

Целью исследования является теоретическое и методологическое обоснование основных факторов креативного педагогического воздействия в условиях музыкального обучения.

В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие положения:

Становление профессиональной творческой самостоятельности учащихся музыкально-исполнительских классов происходит наиболее продуктивно в ходе специально организованного учебного процесса, опирающегося на креативный педагогический подход, предполагающий:

• наличие профессионального мастерства, включающего способность к гибкой педагогической регуляции творческой деятельности учащихся, а также, свободное владение приемами педагогической импровизации и педагогического предвидения в ходе музыкальных занятий;

• обязательное создание в ходе каждого урока продуктивной атмосферы психологического комфорта, стимулирующей активизацию основных сфер психической индивидуальности учащегося-музыканта и способствующей адекватности его профессиональной самооценки;

• обращение к либерально-толерантному стилю преподавания, основанному на уважительном отношении к самостоятельным художественно-творческим исканиям и профессиональным суждениям учащихся;

• опору на косвенное педагогическое управление процессом музыкального обучения, базирующееся на диалогических проблемных формах общения преподавателя и учащихся в процессе их сотворческого взаимодействия, направленного на активизацию творческой инициативы молодых музыкантов.

Задачи исследования:

• Проанализировать основные научные позиции и взгляды ученых на роль креативности в профессиональной деятельности.

• Теоретически и методологически обосновать психолого-педагогическую концепцию становления творческой самостоятельности как одного из важных проявлений креативности.

• Определить и охарактеризовать особенности и функциональные условия креативного педагогического воздействия.

• Разработать с учетом современных научных достижений методические рекомендации, способствующие становлению творческой самостоятельности учащихся музыкально-исполнительских классов.

• Проверить целесообразность и эффективность предложенных рекомендаций в ходе экспериментальной работы.

Теоретико-методологическим фундаментом исследования послужили: ведущие положения отечественной и зарубежной научно-педагогической мысли; теоретические положения психолого-педагогической науки о формировании и развитии креативности (Д.Джонсон, Дж.Гилфорд, П.Торренс,

A.Маслоу, Я.А.Пономарев, Д.Б.Богоявленская, В.Н.Дружинин, Н.Ф.Вишнякова); концептуальные теоретические труды отечественных дидактов по проблеме оптимизации процесса обучения и самостоятельной работы учащихся (С.Т.Шацкий, В.А.Сластёнин, Ю.К.Бабанский,

B.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, И.Я.Лернер и др.); теоретические исследования, посвященные исследованиям феномена творчества, одаренности и психологии творческой деятельности (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Я.А.Пономарев, Л.С.Выготский, К.Роджерс, В.Н.Кипиани, В.С.Библер и др.). Особое внимание автор исследования уделил изучению педагогического наследия выдающихся представителей музыкального искусства и педагогики (А.Г.Рубинштейн, Ф.М.Блуменфельд, К.М.Мартинсен, М.Лонг, А.Б.Гольденвейзер С.Е.Фейнберг Г.Г.Нейгауз, Л.А.Баренбойм, Г.М.Коган, С.И.Савшинский и др.). Принципиальное значение для исследования имели, также, труды, освещающие современные проблемы музыкальной психологии и педагогики музыкального исполнительства (Е.Я.Либерман, Г.М.Цыпин, Б.Л.Кременштейн, Л.Г.Арчажникова Л.Л.Бочкарев А.Л.Готсдинер и др.).

В работе использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: анализ психолого-педагогической, музыкально-теоретической и методической литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта в отечественной и зарубежной учебной практике; педагогическое наблюдение; организация и проведение педагогического эксперимента; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Исследование проводилось с 2002 по 2005 год включительно на базе музыкального факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУ) и Московского музыкально-педагогического колледжа (ГОУ ММПК).

Научная новизна исследования и теоретическая значимость работы:

- дано теоретико-методологическое обоснование психолого-педагогической концепции креативного педагогического воздействия;

- определен комплекс педагогических условий (креативный педагогический подход) эффективного становления творческой самостоятельности учащегося-музыканта;

- представлены дефиниции понятий «креативный педагогический подход» и «творческая самостоятельность музыканта-исполнителя»;

- предложен метод «развернутого педагогического сценария», определяющий планомерное развитие творческих возможностей учащихся;

- разработана и экспериментально проверена методика активизации творческой самостоятельности учащихся-музыкантов.

На защиту выносятся следующие положения исследования:

- Креативный педагогический подход к управлению процессом музыкально-исполнительского обучения как высший созидательный и мыслительный педагогический акт, обусловливающий поиск оптимальных творческих решений, предполагает создание специальных педагогических условий, способствующих становлению профессиональной творческой самостоятельности учащихся-музыкантов.

- Креативность педагога в условиях учебного процесса в музыкально-исполнительских классах проявляется как совокупность творческих качеств, отражающих уникальность, неповторимое своеобразие его личности, которая находит выражение в новаторских поисках оптимальных форм работы с учащимися, в конечном счете, определяя высокую результативность его профессиональной деятельности.

- Целенаправленное становление творческой самостоятельности - это процесс, развивающийся во времени и опирающийся на систему креативных педагогических воздействий, имеющих своей целью активизацию основных сфер психической индивидуальности учащегося-музыканта.

- Эффективность креативного педагогического воздействия определяется созданием специальных педагогических условий для оптимального функционирования процесса музыкально-исполнительского обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что организация процесса обучения в музыкально-исполнительских классах в соответствии с предложенными рекомендациями позволит активизировать творческие возможности учащихся и заметно повысить качество их музыкально-исполнительской подготовки. Разработанная в диссертации концепция становления творческой самостоятельности в условиях креативного педагогического воздействия может быть использована в ходе практических занятий в различных звеньях музыкально-исполнительского обучения. Материалы исследования могут быть внедрены в лекционную систему подготовки специалистов в высшей школе.

Достоверность полученных результатов определяется обращением автора к широкому кругу научных источников, принадлежащих различным отраслям знаний (педагогика, психология, музыкознание); адекватностью методов исследования его задачам и особенностям изучаемого процесса, а также, результатами экспериментальной проверки.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе: рассмотрения материалов диссертации на заседании кафедры музыкальных инструментов МПГУ, проведения занятий со студентами музыкального факультета МПГУ, опытно-экспериментальной работы на дирижерском и музыкально-педагогическом отделениях Московского музыкально педагогического колледжа (ГОУ ММПК), выступления на семинаре аспирантов музыкального факультета МПГУ, научных публикаций материалов по теме исследования.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Васильева, Анна Германовна

Заключение

Становление творческой самостоятельности и активизация творческого потенциала учащихся музыкально-исполнительских классов является одной из насущных проблем современной педагогики музыки.

Анализ научных трудов в рамках избранной темы позволил выявить постоянно возрастающий интерес передовых представителей психологии и педагогики к проблеме развития креативности как отражения творческих возможностей личности. Обобщение мнений, высказанных известными представителями отечественной и зарубежной музыкальной педагогики и исполнительства, о необходимости активизации творческой инициативы и становления творческой самостоятельности как жизненно важных профессиональных качеств молодых музыкантов, а также отсутствие серьезных научных исследований данной темы разрешают сделать вывод о том, что разработка проблемы представляет значительный интерес для педагогики музыкального исполнительства.

Исследование опиралось на современные научные достижения в области психологии, педагогики, музыкознания и основывалось на понимании творческой самостоятельности, не только как продуктивной совокупности определенных психических качеств учащихся, но и как главной движущей силы творческого развития музыканта вообще.

Анализ педагогических и психологических исследований познавательной самостоятельности и общих закономерностей ее функционирования позволил теоретически обосновать оптимальные условия креативного педагогического воздействия и аргументировать его продуктивную роль в процессе становления творческой самостоятельности учащихся в ходе музыкально-исполнительского обучения. Проведенное исследование дает возможность сделать следующие выводы:

1. Становление творческой самостоятельности происходит в ходе музыкально-исполнительской деятельности и является необходимым условием полноценного творческого развития и формирования исполнительского мастерства будущих музыкантов.

2. Достижение значимых результатов в указанном процессе - особая педагогическая проблема, решение которой опирается на креативное педагогическое воздействие и требует создания в ходе учебного процесса специальных педагогических условий («креативный педагогический подход»), предполагающих высокую степень мастерства руководителя, проявляющуюся через способность к гибкой педагогической регуляции творческой деятельности учащихся.

3. Креативный педагогический подход, требующий обращения к либерально-толерантному стилю преподавания, внедрения косвенного педагогического управления обучением, опирающегося на проблемно-диалогические формы общения преподавателя и учащихся в процессе их сотворческого взаимодействия, а также создания в ходе каждого урока творческой атмосферы психологического комфорта, максимально способствует самоактуализации учащихся-музыкантов и оживлению их творческой инициативы.

4. Качественный сдвиг, произошедший в результате проведенного экспериментального исследования, отразил не только повышение уровня самостоятельных творческих возможностей учащихся, но и возросшую свободу их профессионального общения с преподавателем, а также устойчивое желание отстаивать свои творческие позиции.

5. Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу, свидетельствуя о целесообразности и обоснованности авторских научных положений и практических рекомендаций в условиях современного музыкального образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Васильева, Анна Германовна, 2006 год

1. Абдуллин Э.Б., Ванилихина О.В., Морозова Н.В. Методологическая культура педагога-музыканта. /Под ред. Э.Б. Абдуллина - М.: Академия, 2002. -267с.

2. Абрамов С.М. Генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения. Дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. -250с.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299с.

4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. -334с.

5. Абушкин Х.Х. Проблемное обучение учителю. - Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1996. -174с.

6. Айзенк Г. Проверьте свои способности. / Пер. с англ. А.Н. Лука и И.С. Хоролла. М.: Мир, 1972. - 126с.

7. Акмеология. / Под ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2000. - С.233 - 400.

8. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е доп. изд. -М.: Музыка, 1978. -287с.

9. Алексеев А.Д. Работа над музыкальным произведением с учениками школы и училища: Учебное пособие по курсу обучения игре на ф-но для муз. вузов и училищ. М.: Музыка, 1957. -191с.

10. Алексеев А.Д. Русские пианисты: Очерки и материалы по истории пианизма, вып. 2. М. - Л.: Музгиз, 1948. - 312с.

11. Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя. М.: Музыка, 1991. -103с.

12. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994. - 478с.

13. Алякринский Б.С. О таланте и способностях: Очерки о самовоспитании. -М.: Знание, 1971.- 175с.

14. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Изд-во Институт практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО Модэк, 1998.- С. 120-300.

15. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977.-387с.

16. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. Спб.: Питер, 2001. -282с.

17. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Казань, Из - во Казан, ун-та, 1988. -318с.

18. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр. -М.: Экономика, 1991. С. 100-130.

19. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М.: Музыка, 1982.-157с.

20. Апраксина О.А. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы. // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М.: МГПИ, 1973. - С.83-121.

21. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе: часть I.- М.: Высшая школа, 1974. 382с.

22. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано: учебное пособие для студентов 4 к. вечерних и заоч. отдел, муз. пед. фак. М.: МЗГПИ, 1982.- 82с.

23. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111с.

24. Арчажникова Л.Г. Формирование музыкально-слуховых представлений как метод развития музыкального мышления учащихся // Формирование музыкально слуховых представлений. Вып.2. - Саратов: Саратовский гос. пед. институт, 1973.- С. 13-21.

25. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-ое изд. - М.: Музыка, 1973г. -142с.

26. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. 2-е изд. -М.: Музыка, 1971.-376с.

27. Бабанский Ю.К. Об управлении процессом воспитательного воздействия // Советская педагогика. 1971. №-8. - С.33-41.

28. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). М.: Просвещение, 1982. -192с.

29. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. - С. 3-133, 171-261.

30. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1979.-С.5-67.

31. Баринова М.Н. Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони. М.: Музыка. 1974г.-335с.

32. Барышникова Е.Л. Особенности состояний креативных детей. Дис. канд. псих. наук. М., 1999. -335с.

33. Бейлина С.З. В классе профессора В.Х. Разумовской. Ленинград: Музыка, 1982. - 64с.

34. Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. -399с.

35. Бирман А.В. О художественной технике пианиста. Опыт психофизиологического анализа и методы работы. М.: 1973. - 130с.

36. Блох О.А. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов. Монография. М.: МГУКИ, 2002. -226с.

37. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. -М.: Академия, 2002. -317с.

38. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96с.

39. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М.: Флинта: Наука, 1998. -165с.

40. Бодалев А.А. О субъективных условиях развития и сохранения личностного и творчески деятельностного потенциала человека. // Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI VII симпозиумов / ПИ РАО. М.- Самара, 2002. -С. 42-49.

41. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. -М.: Из-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. 255с.

42. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997. -350с.

43. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество/ Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. -М.: Наука, 1969. -С.341-346.

44. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. -М.: Мысль, 1979. -230с.

45. Вальтер Б.О музыке и музицировании. // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. I. М.: Музгиз, 1962. -С.3-119.

46. Варламова Е.П., Степанов С. Ю Психология творческой уникальности человека. М.: Институт психологии РАН, 2002. - С.6-49.

47. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. М.: Земля и фабрика, 1923. -149с.

48. Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники. М.: Когито-Центр, 2001. -383с.

49. Виноградов А.Г. Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания. Автореф. дис. . канд. псих.наук -Киев, 1990.

50. Вицинский А.В. Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением.// Известия АПН РСФСР, 1950. -С.171-216.

51. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования: Монография. В 2-х т. Минск, 1996 г. - Т.1. -299с.

52. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования: Монография. В 2-х т. Минск, 1996 г. Т.2.-273с.

53. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика: Монография. Минск, 4.1,1995.-240с.

54. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии. Автореф. дис. . доктора псих. наук. М.,1996. -39с.

55. Вишнякова Н.Ф. Развитие личности в процессе музыкального творчества: Пособие для учителя. Минск: Бел. НИИ образования, 1992. -76с.

56. Волков И.П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. / Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988. - С.101-140.

57. Волков И.П. Цель одна-дорог много. М.: Просвещение, 1990. -159с.

58. Выготский J1.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - С.11-251.

59. Вяткин Л.Г., Ольнева А.Б. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности педагога: Учебное пособие. Саратов: Научн. кн., 2001.-198с.

60. Галич Т.Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения. Автореф. дисс. канд. псих. наук. Казань, 1999. -21с.

61. Гальперин И.М. Развитие художественно-образного мышления (театрального) учащихся в процессе музыкальных занятий. Дис. . канд. пед. наук. М., 1990. -236с.

62. Гинзбург Г.Р. Заметки о мастерстве. // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.2. М.: Музыка, 1968. -С.66-70.

63. Гигзбург JI.С. О работе над музыкальным произведением. 3-е изд. - М.: Музыка, 1968.- 112с.

64. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. -М.: Прогресс, 1965. -С.433-456.

65. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Из-во МГУ, 1987.- 174с.

66. Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве. // Вопросы фортепианного исквусства. Вып. I. М.: Музыка, 1965. - С.11-35.

67. Горлинская Н.А. Формирование творческой активности и познавательносамостоятельности учащихся музыкального колледжа в процессе занятий в фортепианных классах. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 2003. -23с.

68. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993. -190с.

69. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы о фортепианной игре. -М.: Музгиз, 1963.-221с.

70. Гржибовская Р.Н. Интерпретация музыкального произведения // Теория и методика обучения фортепиано: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общей ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. -М: Владос, 2001.-С. 188-198.

71. Гржибовская Р.Н. Музыкальное воображение // Теория и методика обучения фортепиано: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общей ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. -М: Владос, 2001. -С. 172-187.

72. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М.: Педагогика, 1986. - 239с.

73. Данилов М.А. Воспитание самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. 1961. №8. -С. 33-34.

74. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М.: РАГС, 2001. С.25-75.

75. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 2001. -С.5-40.

76. Диагностика творческих способностей: Методич. пособие. Шадринск: Изд-во ШГПИ, 1997.-52с.

77. Дистервег Ф.А. Руководство к образованию немецких учителей// Избранные педагогические сочинения. М.: к. и. Тихомиров, 1913.-321с.

78. Дмитриева Т.А. Развитие креативности подростка в процессе обучения импровизации. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 2005. 17с.

79. Дофман Л.Я. Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии. 1999. №2. -С. 101-106.

80. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна : Вита, 1995.-149с.

81. Ермилова Н.Ю. Моделирование ситуаций профессиональной деятельности как фактор формирования творческой самостоятельности будущего специалиста. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 2000.-18с.

82. Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей. // Вопросы психологии. 1977. №4. - С.74-84.

83. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 159с.

84. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. - 159с.

85. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. -76с.

86. Залуцкая С.Ю. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1995. -18с.

87. Занков JT.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.-172с.

88. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. 3-е изд. Учебное пособие для ин-тов культуры, театр, и культ.-просвет. училищ. М.: Просвещение, 1973.-320с.

89. Зелинская Н.М. Индивидуальный подход к учащимся музыкантам как условие развития их творческой самостоятельности. Дис. . канд. пед. наук. -М., 1988. -170с.

90. Зиновкина М.М. Креативная педагогическая система непрерывного формирования системного мышления и развития творческих способностей учащихся во всех звеньях образования. // Креативная педагогика. -М.: МГИУ, 1998. С.20-27.

91. Ильин Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск. / Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988. - С.205 - 270.

92. Каан С.Ю. Изучение взаимосвязи креативного общения и креативного мышления студентов. Дис. . канд. псих. наук. М., 1997. -177с.

93. Казунина И.В. Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано. Дис. . канд. пед. наук. М., 1998. -143с.

94. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения: учебное пособие. Грозный: Чечено-Ингушский ун-т, 1979. - 138с.

95. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1976. -285с.

96. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. -141с.

97. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.- 190с.

98. Капаев И.И. Фрэнсис Гальтон. Л.: Наука, 1972. -134с.

99. ЮО.Каплина Л.Я. К вопросу об использовании в воспитательной работе косвенного педагогического воздействия // Вопросы педагогики высшей и средней школы. Т. 300. Вып. 22. М.: Ученые записки МОПИ им. Крупской Н.К., 1973.- С. 200-250.

100. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Спб.: Алетейя, 2000.-459с.

101. Кипиани Н.В. Творчество как сущность активности психики и как основа ее развития. (Опыт систематического анализа теории установки как теории творчества). Автореф. дис. . канд псих. наук. -Тбилиси, 1987. -24с.

102. ЮЗ.Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Типография ГАВС, 1992.- 172с.

103. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. // Управление в образовании: теория, практика, перспективы. Межвуз. сб. науч.статей. Хабаровск, 2000. - С.36-39.

104. Ю5.Кобзев М.С., Горбачев Н.А. Сократовский метод обучения: Учебное пособие. Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1991. 89с.

105. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1970. -391с.

106. Коган Г.М. Вопросы пианизма. М.: Советский композитор, 1968. - 461с.

107. Коган Г.М. Избранные статьи. -М.: Советский композитор, 1972. -265с.

108. Коган Г.М. Парадоксы об исполнительстве. // О музыке. Проблемы анализа. М.: Советский композитор, 1974. - С.344-366.

109. Ю.Коган Г.М. Работа пианиста. -М.: Музгиз, 1963. 200с.

110. П.Коган Г.М. У врат мастерства. М.: Советский композитор, 1961. -115с.

111. Коменский Я.А. Всеобщего совета об исправлении дел человеческих. // Коменский Я. А., Лок Дж. Руссо Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. - С. 125-127.

112. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996. - 160с.

113. М.Корто А.О. О фортепианном искусстве. -М.: Музыка, 1965.- 360с.

114. Коссов Б.Б. Творческое мышление и его основы. // Magister. 1993. - №-3. -с. 9-20.

115. Нб.Котляр Б.И. Нейробилогические основы обучения. М.: Наука, 1989. -238с.

116. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. -244с.

117. Красникова С.В. Формирование готовности учителя к развитию креативности младших школьников. Дисс. . канд. пед. наук. М., 2000. -233с.

118. Краткий психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд. Ростов: Феникс, 1998. -С. 300-301.

119. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: Классика, 2003. - 128с.

120. Крючков В. А. Подготовка учителя к воспитанию творческой самостоятельности учащихся на уроках музыки. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000. -16с.

121. Кудрявцев Т.В. О проблемном обучении. /Сб. статей под ред. Т.В. Кудрявцева. Вып.2. М.: Высшая школа, 1969. -64с.

122. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32с.

123. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста: Акмеологические проблемы развития//Гуманизация образования. -1995. №3. -С.41-53.

124. Латышина Д.И. История педагогики. М.: Гардарики, 2002. -С.350-400.

125. Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л.: Музгиз, 1962. -С. 211-212.

126. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304с.

127. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Нальчик: Эль-фа, 1996. -93с.

128. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64с.

129. Е.Я. Либерман Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988.-236с.

130. Лобова Л.Г. Педагогическое воздействие на процессы самоорганизации внутренних ресурсов студентов при работе над музыкальным произведением. Дис. канд. пед. наук. Липецк, 2001. - 185с.

131. Лонг М. За роялем с Дебюсси. М.: Советский композитор, 1985. -158с.

132. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144с.

133. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя М.: Просвещение, 1980. -192с.

134. Лютова Е.К. Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта. Дисс. . канд. псих. наук. Спб., 2000. -192с.

135. Мазель Л.А., Цуккерман В А. Анализ музыкального произведения. М.: Музыка, 1967. -752с.

136. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника. М.: Музыка, 1966.-220с.

137. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности. //Вопросы психологии. 1980. №6. -С.29-33.

138. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. -208с.

139. МО.Матюшкин A.M. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991.-156с.

140. Махмутов М.И., Матюшкин A.M. Проблемное обучение понятие и содержание: Психолого-педагогические основы и пути развития.//Вестник высшей школы. - 1977. №2. -С. 15-24.

141. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

142. МЗ.Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981. -96с.

143. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987. -126с.

144. Менуляров В.А. Педагогические условия воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе. Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 2002. -19с.

145. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М.: Музгиз, 1963.-90с.

146. Мильштейн Я.И. Исполнительские и педагогические принципы К.Н. Игумнова // Мастера советской пианистической школы. Вып.2. М., 1961.

147. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. -Киев: Рад. школа, 1983. 95с.

148. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. -2-е изд. М.: Академический Проект, 2004 г. -С. 125-250с.

149. Морозов И.М. Природа интуиции. Минск: Университетское, 1990. -141с.

150. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. - 160с.

151. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. -Магнитогорск: Магнитогор. пед. ин-т, 1994. 48с.

152. Мухаметзанова Ф.Г., Закирова Л.М., Чернова О.В. Влияние инновационности учителей на развитие креативности детей и подростков. // Реализация современных технологий школьного образования старшеклассников. Казань: Карпол, 1988. Кн.2. Ч.З. - С.112-121.

153. Надирова Jl.J1. Струны общности: теоретические основы развития эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов: Монография. Владимир: ВГПУ, 1999. - 318с.

154. Надирова Л.Л. Теоретические основы и методы формирования эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000. - 59с.

155. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-380с.

156. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 3-е изд. - М.: Музыка, 1987.-240с.

157. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. 4-е изд. М.: Владос, 2000. Кн.2. -с.50-100.

158. Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки: Учеб. пособие. Свердловск: Сверд. Гос. пед. ун-т, 1998. - 64с.

159. Перельман Н. В классе рояля: Короткие рассуждения. 5-е изд. Спб.: Импрессариант, 1994. -62с.

160. Песталоцци И.Г. Методическая памятная записка. // Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. -С.325-326.

161. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания: Первая книга учителя. М.: Педагогическое об-во России, 1999. - 210с.

162. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972. -184с.

163. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. 240с.

164. Пискунов А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя. // Советская педагогика. 1985. №12. - С.42-47.

165. Платон Собрание сочинений в 4-х т. М.: Мысль, 1993. - Т.2.- С. 200-223.

166. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. -216с.

167. Плотников П.И. Организация самостоятельной работы учащихся. // Советская педагогика. 1937г. №4. - С.5-6.

168. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: Владос, 2001. -318с.

169. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-352с.

170. Пономарев Я.А. Психология творчества М.: Наука, 1976. - 303с.

171. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987.-78с.

172. Поташник М.М., Вульфов Б.Э. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983. -144с.

173. Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная. / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1990. - 223с.

174. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. - 448с.

175. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. - М.: Политиздат, 1967. -271с.

176. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся: материалы областной конференции. / Под ред. И.М. Чередова. Омск: Изд-во ОМГПУ, 2003. -143с.

177. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. -141с.

178. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. -96с.

179. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении» // Вопросы психологии. 1988. №1. - С.41-42.

180. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. - М.: Музыка, 1972. -168с.

181. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. М.: Советский художник, 1978. - 227с.

182. Рахимбаева И.Э., Горина JT.B. Художественно-педагогическое проектирование: Проблемы подготовки учителя. Саратов: Слово, 2002. -144с.

183. Рензулли Дж., Рис С.М. Модель обогащенного школьного образования: практическая программа стимулирования одаренных детей // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Мол.гвардия, 1997. -С. 214-244.

184. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Эксмо-Пресс, 2001.-414с.

185. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -443с.

186. Рубинштейн C.JI. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. -1986. №4. -С.101-108.

187. Руссо Ж. Ж. Эмиль или О воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М.: Просвещение, 1971. -С.221-253.

188. Савенков А.И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей. Дис. д-ра пед. наук. М., 1997. - 380с.

189. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в условиях образования. Автореф. дис. д-ра псих. наук. М., 2002. - 42с.

190. Савенков А.И. У колыбели гения. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. -224с.

191. Савшинский С.И. Пианист и его работа. JL: Советский композитор, 1961.-270с.

192. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М. - JL: Музыка, 1964. -186с.

193. Сигетти Ж. Воспоминания /Заметки скрипача/. М.: Музыка, 1969. - 306с.

194. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Межд. пед. академия, 1995. - 188с.

195. Симонов В.П. Мозг и творчество. // Вопросы философии. 1992. №-11. -С.5-7.

196. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. // Вопросы психологии, 1982. №1. -С.99-103.

197. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. М.: Клуб Реалисты, 1997. - 338с.

198. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. - 206с.

199. Сластенин В.А., Подымова JT.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП изд-во Магистр, 1997. -224с.

200. Солдатова E.J1. Креативность в структуре личности: на примере развития креативности в подростковом возрасте. Дис. . канд. псих. наук. Спб., 1996.-170с.

201. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Художественная литература, 1938.-575с.

202. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. М.: Педагогика, 1980. - 383с.

203. Таллина О.А. Развитие музыкальных способностей. Махачкала: Юпитер, 1966,- 117с.

204. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. 2-ое изд. - М.: Изд-воМГУ, 1984.-344с.

205. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983. -96с.

206. Творчество и личность: тезисы докладов международного симпозиума. -Курск: Кур.гос. ун-т, 1995. -192с.

207. Теплов Б.М. Проблема одаренности. // Советская педагогика. -№-4. -1940г.-С. 146-155

208. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Изд-во АПН, 1947. -335с.

209. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. -С. 150-200.

210. Тихомиров O.K. Психология мышления. -М.: Изд-во МГУ, 1984. -272с.

211. Тунник Е.Е. Опросник креативности Д. Джонсона. Спб.: СПбГУПМ, 1997.-10с.

212. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти т. М.: Педагогика, 1988. - Т.1.- С.160- 172.

213. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. 2-ое издание. М.: Музыка, 1975. - 109с.

214. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1965. -510с.

215. Хазанов П. А. Оптимизация самостоятельных домашних занятий учащихся-музыкантов. Дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 156 с.

216. Хеллер К. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Мол. гвардия, 1997. -С. 243-265.

217. Хентова С.М. Диалог с Артуром Рубинштеном. / Выдающиеся пианисты -педагоги о фортепианном искусстве. М. - Д.: Музыка, 1966. - С. 291-301.

218. Хентова С.М. Маргарита Лонг. М.: МУЗГИЗ, 1961. -104с.

219. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. М.: Владос, 2000. -320с.

220. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Советский композитор, 1970. - С.350-430.

221. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. М.: Академия, 1999. -С.52-129.

222. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Советский композитор, 1988. -384с.

223. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. -176с.

224. Шаталов Е.В. Учить всех, учить каждого. // Педагогический поиск. / Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988. - С.141- 204.

225. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т./ Под ред. Н.П. Кузина и др. М.: Педагогика, 1986. Т.1. -304с.

226. Шевченко Т.И. Педагогические основы формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта. Дис. . канд. пед. наук. -М., 1984.-206с.

227. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971. -223с.

228. Шуман Р. Жизненные правила для молодых музыкантов. М.: Музгиз, 1959.-40с.

229. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. // Серия «Наука и религия». -1991.-№1.-64с.

230. Эфрусси Е.С. Музыкальное воспитание начинающих пианистов в руках педагога-пианиста./Музыканту педагогу. М. - Л.: Музгиз, 1939.-С.60-91.

231. Юркевич B.C. О наивной и культурной креативности. // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Богоявленской Д.Б. М.: Мол.гвардия, 1997.-С. 127-141.

232. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знания, 1971 .-48с.

233. Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинта, 1997. -224с.

234. Яковлева E.JI. Методические рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся. / Под ред. Панова В.И. М.: Молодая гвардия, 1997.-78с.

235. Яковлева E.JI. Развитие творческого потенциала личности как цель образования. //Мир психологии. 1996. - №-2. - С. 145-151.

236. Barron F. Creative Persons and creative process. N.Y., 1969.

237. Copland A. Music and Imagination: The Charles Elito Norton lectures 19511952. N. J. New American library, 1963. 137p.

238. Koestler A. The act of creation. N.Y., Macmillan, 1964.

239. Maslow A. The father reachesqof of human nature. N.Y., 1971.

240. Mattay T. Musical Interpretation: Its Laws and Principles and their Application in Teaching and Performing. London: Williams, cop., 1913, 169p.

241. Sternberg R.J. and О' Hara L. Creativity and Intelligence // R.J. Sternberg (Ed.). Handbook of Human creativity. N.Y., 1995.

242. Terman L.M. The Measurement of intelligence. Boston, 1937.

243. Torrance E.P. and Myers R.E. Education and the creative potential. -Minneapolis.: Univ. Of Minnesota press., 1967. -167p.

244. Torrance E.P. and Myers R.E. Creative learning and teaching. N. J.: Dodd, Mead and Co., 1970, p.35-71.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.