Корпоративная культура в Италии первой половины XX в.: от прагматики к утопии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Саблукова, Елена Викторовна

  • Саблукова, Елена Викторовна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2009, Нижневартовск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 142
Саблукова, Елена Викторовна. Корпоративная культура в Италии первой половины XX в.: от прагматики к утопии: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Нижневартовск. 2009. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Саблукова, Елена Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КОРПОРАТИВИЗМА.

§ 1. Генезис и концептуализация идеи корпоративной культуры в Италии.

§ 2. Корпоративизм как принцип социально-культурной жизни.

§ 3. Формирование корпоративной идеологии фашизма.

Глава II.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ:

ДИВЕРГЕНЦИЯ АКСИОЛОГИИ И ПРАГМАТИКИ.

§ 1. Объективация идеала корпоративной культуры в законодательстве, экономике, политике.

§ 2. Антиномизм корпоративной практики в Италии.

§ 3. Тоталитаризм как принцип корпоративной жизни: деструкция идеала.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Корпоративная культура в Италии первой половины XX в.: от прагматики к утопии»

Актуальность исследования. Изучение генезиса итальянского фашизма и культивировавшейся им корпоративной модели государства является актуальной задачей гуманитарной науки как с общеисторической точки зрения, так и с позиций культурологического анализа исторических прецедентов, повторение которых является антигуманным. Во всеобщей истории и в пределах «современной истории» есть точки безразличного равновесия, где человечество и культура лишены потенциала самокоррекции. Это точки бифуркации культурного роста, где антагонизм онтологий бытия и небытия достигает предела, и порядок вещей становится необратимым. В европейской культуре первой трети XX в. такой «точкой» была Италия, где средневековые принципы корпоративной профессиональной солидарности, будучи положенными в основу экономики, политики и жизни фашистского государства, превратились в собственную противоположность.

В последние десятилетия в мире и российском обществе происходят серьёзные социальные трансформации, они затрудняют выбор модели развития, делая неприемлемыми как классические схемы модернизации, так и традиционную политику правого или левого толка. В этих условиях целесообразен выход за пределы устоявшихся схем. Так, концепция корпоративизма может быть использована в качестве теории, предлагающей решение не только политических и экономических, но и социокультурных проблем. В рамках подобной практики корпорация может рассматриваться как своеобразный «социальный атом», культурообразующая структура, отличающаяся высоким уровнем внутренней организованности и достаточной релевантностью прогрессивным социокультурным реалиям.

Противоречивость и сложность явлений, охватываемых понятием «корпоративизм», не позволяют определить его содержание и объем однозначно. Это обстоятельство существенно повышает значимость тех определений содержания и целей корпоративизма, которые даны в первой пол. XX в. ведущими итальянскими мыслителями.

Существенная определенность исторических версий корпоративизма и обусловливает его актуальность в качестве предмета культурологического исследования. В современном мире, где многие культурные ареалы лишены устойчивых социальных и идеологических трендов, идея корпоративной культуры имеет значение стабилизирующего фактора. Корпоративизм может стать альтернативой процессам глобализации, которым присуще стремление к размыванию персональности, этнических и национальных единств. Подобная тенденция чревата повторением той инверсии, которую претерпела культура в первой пол. XX в. под влиянием фашистской идеологии.

Актуальность изучения проблем формирования корпоративной культуры, её сущности и методов внедрения в общественное сознание обусловлена значением механизмов согласования общенациональных и локальных интересов. Возможность взаимодействия разноуровневых форм социокультурной жизни, - глобальной (цивилизационной), культурно-национальной, региональной (этнотерриториальной), — и риски их интеграции определяют актуальность разработки проблем, связанных с культурной историей корпоративной идеологии и, прежде всего, в тех регионах европейской культуры, где она была реальной практикой, как, например, в Италии первой пол. XX в.

Степень научной разработанности проблемы. В зарубежной научной литературе, особенно итальянской, проблема корпоративизма вызывает значительный интерес. Ученые обратились к ней еще в 1930-е гг.1, тогда же увидело свет и первое монографическое исследование корпоративизма как основы концептуальной системы фашизма (Г. Сальвемини «Под гильотиной фа-2 шизма» ). Работы концептуального характера, охватывающие весь период о фашизма , относятся к периоду 1940-50-х гг.; их отличает высокий аналитический уровень и привлечение обширных архивных материалов4.

1 Arias G. L'economia nazionale corporativa. Roma, 1929; Arias G. Economia corporativa. Critici ed interpret. Firenze, 1933; Bortolotto G. Lo Stato с la dottrina corporativa. Saggio d'una teoria generale. Bologna, 1930; Rou-chi E. Economisti fascisti: Alfredo Rocco. Padova, 1931.

2 Salvemini G. Under the Axe of fascism. N. Y., 1936.

3 Grifone G. II capitale finanziario in Italia. Roma, 1945; Guameri F. Battaglie economiche tra le due guerre. V. 1-2. Milano, 1953.; Rossi E. I padroni del vapore. Bari, 1955.

4 Tamaro A. Venti anni di storia (1922-1943). Roma, 1953.

После И-й мировой войны комплекс проблем, связанный с изучением корпоративной культуры как формы социально-государственной организации в Италии 1920-40-х гг., продолжал оставаться одной из интенсивно разрабатываемых тематических областей. Исследования проводились представителями марксистского и либерального направлений. Они по-разному оценивали корпоративную систему, представлявшуюся не только регулятивным принципом государственно-политического строительства, но и конституирующим основанием культуры, выражавшим ментальные глубины итальянской нации. с г п

Марксистское направление, - А. Грамши , П. Тольятти , Э. Сантарелли , а также Дж. Канделоро, Э. Серени, П. Грифоне, Ф. Каталано и др., - внесло значительный вклад в послевоенную гуманитарную науку. В целом скептически оценивая корпоративизм8, марксистски ориентированные исследователи не склонны были относиться к нему как к утопии. Так в «Лекциях о фашизме» П. Тольятти признавал, что корпоративизм есть не только «демагогический лозунг фашизма, рассчитанный на массы, но и реальная действительность»9. Он резко критиковал фашистскую концепцию корпоративизма и ее основные версии: социал-реформистскую (осуществление принципов классового сотрудничества в области экономической организации) и экстремистскую (организация корпораций-собственников).

В либеральной традиции работал ряд крупных итальянских исследователей и философов, прежде всего, Ф. Шабо10 и Р. Ромео", а также JI. Сальвато-релли, А. Аквароне, Р. Де Феличе, Б. Кроче, JI. Эйнауди и др. Они обращали внимание на социально-экономическую сущность фашизма, подчиняющую своему влиянию все стороны социальной жизни. Р. Ромео в книге «Краткая история крупной промышленности в Италии» оценивает корпоративную

5 Грамши А. Тюремные тетради: в 3-х ч. М., 1991. й Тольятти П. Лекции о фашизме. М., 1974.

7 Santarelli Е. Fascismo е neofascismo, studi е problemi di ricerca. Roma, 1974.

8 Тольятти П. Указ. соч. С. 170.

9 Там же. С. 168-169.

10 Chabod F. L'ltalia contemporanea (1918 -1948). Torino, 1961.

11 Romeo R. Breve storia della grande industria in Italia. Roma, 1961. концепцию Б. Муссолини как препятствие прогрессу, парадоксальным образом создавшее объективные предпосылки для свержения фашизма.

Ряд работ был посвящен изучению конкретных аспектов корпоративизма. Часть из них имела пропагандистский оттенок, здесь корпоративизм расценивался как фактор, способствовавший утверждению в Италии нового социально-экономического порядка, например, книга фашистского экономиста М. Фовеля, создавшего концепцию корпорации как автономного промыш-ленно-производственного блока12.

До сер. 1970-х гг. исследователи корпоративизма включали его в институциональные аспекты фашистских режимов - Дж. Парлато13, Г. Рази14. Поскольку среди самих «корпоративистов» были крупные интеллектуалы, например, У. Спирито, Дж. Боттаи и др., то ряд исследований корпоративной культуры посвящен ученым, персонифицирующим это движение15.

В освещении социокультурной истории Италии в период фашизма большая заслуга принадлежит представителям «экономико-юридической» школы - Г. Сальвемини16 и Дж. Вольпе17. Они уделяли значительное место описанию фашистской корпоративной системы. В свою очередь, известный философ и историк-социалист Н. Боббио считал корпорации органами, предназначенными устанавливать социальный мир, «примирять противоположные интересы, добиваться сотрудничества противоположных классов во имя выс

18 ших интересов нации» . Влиятельным исследованием фашистского корпоративизма стал труд А. Аквароне «Организация тоталитарного государства»19.

12 Fovel М. Economia е corporativismo. Ferrara, 1929.

13 Parlato G. La politica sociale e sindacale 1930-1938 // Annali della economia italiana / a cura di G. Rasi. Mi-lano, 1983. V. VIII, 1; Parlato G. II sindacalismo fascista. V. II. - Dalla "Grande crisi" alia caduta del regime (19301943). Roma, 1989.

14 Rasi G. Fascismo e corporativismo nella nuova rivoluzione culturale // Rivista di Studi Corporativi. A. XVIII. № 5. Settembre-ottobre, 1988.

15 Parlato G. Ugo Spirito e il sindacalismo fascista; Santomassimo G. Ugo Spirito e il corporativismo // Studi storici. Gennaio-marzo, 1973; Guerri G. B. Bottai un fascista critico. Milano, 1976.

16 Salvemini G. Sotto la scure del Fascismo (Lo Stato corporativo di Mussolini). Torino, 1948.

17 Volpe G. Scritti sul fascismo 1918-1938. V. I. Roma, 1976.

18 Bobbio N. Dal fascismo alia democrazia: i regimi, le ideologic, le figure e le culture politiche / a cura di Michelangelo Bovero. Milano, 1997. P. 96-97.

19 Aquarone A. L'organizzazione dello Stato totalitario. Torino, 1965.

Перед лицом кризиса идеологических систем мыслители, политики, экономисты, еще со времён энциклики «Рерум Новарум» папы Льва XIII, видели в корпоративизме социокультурную альтернативу, хотя фашистский корпоративизм был ни чем иным, как авторитарным вариантом этих же систем, т. е. системой, которая играет более решительную роль в государстве при меньшей автономии отраслевых ассоциаций.

После П-й мировой войны тема корпоративной культуры была обогащена

20 1 и теоретически, и методологически в работах К. Наполеони , Г. Гуалерни" ; появлялись и культурно-исторические оценки фашизма как стадии капитализма, а также характерных для него форм организации и власти, например,

22 23 исследования Н. Поулантаса и Ф. Каталано .

В действительности, сущность корпоративизма обнаруживается не только на базе идеологических влияний или экономических причин, обусловивших интересы капитала и предпринимательства, но, через них, на почве более прочных социокультурных побуждений. Сама теория фашистского корпоративизма в 1927-1934 гг. основывалась не только на известных исследованиях Дж. Боттаи, но и разработках идеологического и юридического регулирования жизни общества А. Рокко, а также консервативной и правовой традиции, в русле которой действовал Дж. Джентиле и его школа.

Нужно учитывать культурную атмосферу эпохи, в которой итальянский корпоративизм реализовывался в доктрине и практике фашистских корпораций. Данные процессы исследовал К. Шварценберг в книге «Фашистский синдикализм»24. На историко-культурный фон корпоративной идеологии в Италии обращается внимание в работах А. Берселли «Социальный вопрос и умеренные итальянцы в 1871 г.» и Дж. Аре «Итальянские католики и соци

20 Napoleoni С. II corporativismo. Appunti sugli interventi nell'economia // Cultura e realta. Maggio-giugno, 1950.

21 Gualerni G. La politica industrial fascista (1922-1935). V. I. Milano, 1956.

22 Poulantzas N. Fascismo e dittatura. La III Internazionale di fronte al fascismo. Milano, 1971.

23 Catalano F. New-Deal e corporativismo fascista di fronte alle conseguenze della "grande crisi" // II Movimen-to di liberazione in Italia. Aprile-giugno, 1967.

24 Schvvarzenberg С. II sindacalismo fascista. Milano, 1972.

25 Berselli A. "La Questione sociale" e i moderati italiani nel 1871 // Clio. Gennaio, 1965. альный вопрос в Италии. 1894-1904» . Интересны в научном плане работы М. Саббатини «Формирование неокапиталистических идеологий: Традиционная идеология»27 и С. Ланаро «Национализм и идеология корпоративно

28 протекционистского блока в Италии» .

Корпоративная культура как принцип организации социально-государственной жизни в Италии привлекала и внимание иностранных учёных; ее эффективность и реалистичность исследовали У. Уэлк29, Ч. Райт30, Б. Де Ритис31, С. Любелл32, Ш.Б. Клаф33 и др.

Степень изученности корпоративной системы фашистской Италии в отечественной литературе не соответствует значению проблемы; она так и не стала предметом монографического исследования. В работах советских авторов рассматривались лишь аспекты данной проблематики. Статьи и монографии 1930-40-х гг., посвященные изучению фашистского государства, представляли идеологически детерминированную интерпретацию34. Одной из наиболее ранних работ можно считать монографию С.М. Слободского «Итальянский фашизм и его крах»35, где отводится место и рассмотрению корпоративной системы. Также представляет интерес, опубликованная в кон. 1920-х гг. в Харбине и до недавнего времени недоступная, книга русского политического

36 деятеля и философа Н.В. Устрялова , в которой проанализирована эволюция фашистского режима и корпоративные реформы кон. 1920-х гг.

26 Are G. I cattolici italiani е la questione sociale in Italia. 1894-1904. Milano, 1963.

27 Sabbatini M. La formazione delle ideologie neocapitalistiche: I. L'ideologia tradizionalista // Ideologic. Qua-derni di storia contemporanea, 1967. N. 2.

28 Lanaro S. Nazionalismo e ideologia del blocco corporativo-protezionista in Italia // Ibid.

29 Welk W.G. Fascist Economic Policy and the NR.A // Foreign Affairs, XII (October, 1933). P. 98-99.

30 Wright Ch. Capital and Labor under Fascism in Italy // American Academy of Political and Social Science. Annals, CLXXIV (July, 1934). P. 166-167.

31 De Ritis B. Aims and Policies of the Fascist Regime in Italy // International Conciliation. No. 306 (N.Y., 1935).

32 Lubell S. Strong-arm Economics //North American Review, CCXXXVIII (October, 1934). P. 346-347.

33 Clough Sh.B. The Evalutation of Fascist Economic Practice and Theory // Harvard Business Review, X (April 1932). P. 302.

34 Силлаба С. Профсоюзная политика итальянского фашизма. М., 1935; Слободской С.М. Социальная сущность фашизма. М., 1928.

35 Слободской С.М. Итальянский фашизм и его крах. М., 1946.

36 Устрялов Н.В. Итальянский фашизм. М., 1999.

Несмотря на идеологическую ангажированность, значительный вклад в

37 изучение основ итальянского корпоративизма внесли работы Б.Р. Лопухова , ло TQ

Г.С. Филатова , С.А. Эфирова . Ценность этих работ состоит в анализе эволюции фашистской политики в Италии в широком мировоззренческом и социокультурном контексте. Общие замечания о корпоративизме высказываются в работах Н.П. Комоловой40 и других авторов, но корпоративная культура характеризуется здесь схематичным образом. За последние годы появились новые публикации, анализирующие круг вопросов, связанных с определением сущности корпоративизма и его аппликаций в различных сферах общественной и культурной жизни, а также противоречий в его развитии41.

В целом, анализируя отечественные исследования, в той или иной степени рассматривающие проблему корпоративной культуры как формы существования фашистского государства в Италии в первой пол. XX в., можно прийти к заключению, что концептуальное видение этой проблемы не претерпело существенных изменений. Обобщающего исследования по итальянскому корпоративизму в отечественной литературе пока не существует.

Объект исследования: культура Италии первой пол. XX в. как реципиент исторически реальных и возможных социально-политических и экономических трансформаций европейского культурного пространства.

Предмет исследования: конститутивные черты корпоративной культуры в Италии первой пол. XX в., совокупность которых репрезентирует альтернативный либерализму и социализму образ социально-государственного строительства, а также принципы системной организации субкультурных структур (корпораций) и возможность их экстраполяции на макрообъекты, организованные по типу культурно-политического кластера (фашистские государства в Италии, Германии и др.).

37 Лопухов Б.Р. Фашизм и рабочее движение в Италии. 1919-1929 гг. М., 1979; Его же. История фашистского режима в Италии. М., 1977; его же: Эволюция буржуазной власти в Италии. М., 1986.

38 Филатов Г.С. Крах итальянского фашизма. М., 1973.

39 Эфиров С.А. Итальянская буржуазная философия XX в. М., 1968.

40 Комолова Н.П. Новейшая история Италии. М., 1970.

41 Гражданское или корпоративное общество. Перспектива для России. М., 1998; Белоусов Л. С. Режим Муссолини и массы. М., 2000.

Содержание предметно-объектного единства обусловливает и хронологические рамки исследования, которые охватывают, прежде всего, 19261943 гг., т. е. период, в течение которого закладывались теоретические и практические основы первого государственного подхода к корпоративизму.

Цель диссертационного исследования состоит в изучении процесса формирования и функционирования корпоративной культуры и специфических тенденций ее развития в фашистской Италии.

Задачи диссертационного исследования:

- обобщить и дать критический анализ накопленному в гуманитарной науке материалу по проблеме итальянского корпоративизма;

- рассмотреть и проанализировать генезис и процесс концептуализации идеи корпоративной культуры в Италии первой трети XX в.;

- показать развитие концепции корпоративизма в системе итальянского фашистского государства;

- проследить функционирование корпоративной системы в политике, законодательстве, хозяйственной и социальной жизни;

- проанализировать антиномизм корпоративной практики в фашистской Италии и оценить историко-культурные итоги данного опыта.

Теоретическая основа исследования. В ходе исследования изучено несколько групп документов, материалов и источников: это законодательные акты государства - Хартия труда, закон о корпорациях, закон о Национальном совете корпораций и т. д.42; документы фашистской партии - стенографические отчёты съездов и конференций, их резолюции и постановления; собрание политических писем и речей Б. Муссолини43; работы фашистских функционеров, принимавших активное участие в выработке идеологии государства - Дж. Боттаи44, Дж. Ариаса45, А. Ансельми46, У. Спирито47, Ф. Эрко

42 Конституции буржуазных стран. Т. 1. М.-Л., 1935.

43 Mussolini В. Scritti е discorsi. 8 vol. Milano, 1934.

44 Bottai G. Esperienza corporativa. Firenze, 1934; Bottai G. Scritti / a cura di R. Bartolozzi e R. Del Giudice. Bologna, 1965; Bottai G. Diari 1944-1948. Milano, 1988; Bottai G. L'ordinamento corporativo. Roma, 1936.

45 Arias G. L'economia nazionale corporativa. Roma, 1929; Arias G. Economia corporativa. Critici ed interpreti. Firenze, 1933.

46 Anselmi A. La corporazione. Firenze, 1935. ле48, Дж. Джентиле49; личные документы и материалы - воспоминания, письма, дневники Б. Муссолини50, Дж. Боттаи51 и др., - позволяющие рассматривать корпоративное строительство не только как реализацию абстрактного принципа, но и как всеобъемлющий социокультурный феномен.

С целью изучения истоков корпоративной культуры в Италии были также привлечены труды зарубежных философов и социологов разных времен -Г. Гегеля, Э. Дюркгейма, А. де Токвиля, О. Конта, Г. Спенсера, П. Прудона, Ф. Тенниса, М. Вебера, М. Ориу, Л. Дюги.

Известную ценность для понимания социокультурного контекста имеют материалы американских журналов и газет того времени. В работе использованы «Annals» Американской Академии политических и социальных наук, «International Conciliation», «Barron's», «North American Review», «Harvard Business Review», «Business Week», «Foreign Affairs».

Методологическая основа исследования определена общенаучными принципами объективности, историзма, приоритета источника, системности — они необходимы в деле формирования фактографической базы исследований культуры. Основываясь на данных принципах, теоретический и философский подходы достигают синтетической эффективности в русле культурологического и культур-философского исследования. В работе также использованы: компаративный метод, предполагающий сопоставление институтов, ценностей и способов поведения применительно к проблемам корпоративной культуры в Италии в первой пол. XX в.; контент-анализ, эффективный при изучении массовых периодических изданий, содержащих однородную информацию.

Научная новизна обусловлена отсутствием специального монографического труда по истории корпоративной культуры в фашистской Италии. К элементам новизны исследования могут быть отнесены следующие аспекты:

47 Spirito U. I Fondamenti dell'economia corporativa. Milano-Roma, 1932.

48 Ercole F. Le origini del corporativismo fascista // Politica. Aprile, 1928.

49 Gentile G. Genezi e struttura della societa. Firenze, 1946.

50 Mussolini B. La mia vita. Roma, 1947.

51 Bottai G. Vent'anni e un giorno (24 luglio 1943). Roma, 1949; Bottai G. Diario. Milano, 1989.

- на основе широкого круга источников, предпринято комплексное изучение корпоративизма как социокультурного феномена в Италии 1920-40-х гг. Это стало возможным, благодаря введению в научный оборот новых, не известных или мало известных трудов итальянских авторов;

- развитие корпоративизма рассматривается не как обособленный процесс формирования идеологических трендов, мультиплицирующих мировоззрение различных общественных групп, политических партий и влиятельных государственно-политических кланов, но как конституирование специфической, имеющей своего рода синергетический характер, историко-культурной ситуации, сложившейся в Италии в первой пол. XX в.;

- в исследовании использован междисциплинарный подход к изучению корпоративной культуры на основе сочетания культурологического, философского, исторического и политологического анализа; — показана многозначность трактовок понятия «корпоративизм» в работах зарубежных и отечественных мыслителей и, наряду с этим, осуществляется опыт авторской интерпретации содержания и объема понятия «корпорация».

Положения, выносимые на защиту:

1. Корпоративизм в Италии первой пол. XX в. представляет культурно-исторический прецедент реализации оригинальной концепции отношений индивида и общества; индивида и государства (в частности, Дж. Джентиле, П. Тольятти). Корпорация есть эффективная и перспективная социокультурная форма, интегрирующая субкультурные отношения на условиях прогнозируемой демаркации полномочий государства, общества и индивида;

2. Специфика имманентных, неотчуждаемых манифестаций сущности корпоративизма как экстерриториальной культурной (субкультурной) формы заключается в двух ее аспектах: во-первых, в потенциях рационалистической социальной регуляции, чья историческая актуализация предполагает преодоление альтернативы между либеральным индивидуализмом и социал-коммунистическим коллективизмом; во-вторых, в ее «размерности» — корпорация есть, по преимуществу, социально-экономический кластер (Н. Боббио и др.), чья ориентация в социальном поле определяется вектором примирения противоположных интересов, установления паритета и сотрудничества противоположных классов во имя высших интересов нации и культуры;

3. Корпоративизм как модернистская политико-социальная доктрина и практика конституируется посредством двух интенций: первоначально (в кон. XIX в.) — рефлексией в отношении христианского опыта средневековых корпораций и последующей их, по преимуществу спекулятивно-теоретической, аппликацией; в первой пол. XX в. - модернизацией в рамках фашистской доктрины с целью преодоления классовых конфликтов (в особенности, между капиталом и трудом) через примиряющую и решающую деятельность государства и под протекторатом господствующей партии;

4. Фашизм является репрезентацией корпоративизма в Италии первой пол. XX в. Как социокультурный феномен он выражает стремление к тоталитарной организации социальной и индивидуальной жизни. Когда регуляция становится тотальной, государство «ассимилирует» культуру и само становится способом бытия культуры. Индивидуальное начало - основной культуро-творческий фактор - в тоталитарном государстве элиминируется. Поскольку индивид исчезает, то его место занимает гражданин, для которого государство - высшая моральная ценность и понятие, неотделимое от нации. Тоталитарное государство - само себе и общество, и мораль, и культура;

5. Радикализм фашизма привел к уничтожению спонтанности культуры и актуализировал ее имманентные деструктивные потенции. Отсюда бытие культуры в период тоталитаризма может быть описано как безразличное равновесие. Этот прецедент подчеркивает роль личности, значимость социальной мотивации и регуляции культуры вне рамок тотальных рационалистических сценариев, таких, как итальянский и германский «порядок», советское «светлое будущее», «культурная революция» в коммунистическом Китае;

6. Сложность природы корпоративизма, соразмерная сложности культурного универсума, обусловливает его актуальность в качестве предмета фило-софско-культурологического исследования. В условиях современного системного кризиса европейских и мировых экономик, а также национальных сообществ анализ идей корпоративизма имеет значение как одна из возможных стратегий дальнейшего развития социума и общественных групп. Сегодня корпоративизм может быть еще и естественным противовесом инерционному стремлению мира и культуры к глобализации - если субъектами корпорации являются адепты национальной культуры, то это препятствует ее окончательному размыванию перед лицом глобализации.

Научно-практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в учебном процессе - при подготовке общих и специальных курсов по теории и истории европейской культуры, социальной философии и социологии. Также материалы диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающего монографического исследования генезиса и эволюции корпоративной культуры в фашистской Италии первой пол. XX в. и в опыте междисциплинарного анализа современной социокультурной ситуации, характеризующейся высоким уровнем неопределенности в сфере экономики, политики и национальных отношений.

Апробация работы. Выводы и положения диссертационного исследования обсуждались на научных конференциях разного уровня: региональной научно-практической конференции «Философия и образование (III Соколовские чтения)» (Нижневартовск, 17-19 мая 1999 г.); региональной научной конференции «Десять лет высшего исторического образования в Ханты-Мансийском автономном округе» (Нижневартовск, 17-18 апреля 2003 г.); IV Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, 7 ноября 2008 г.).

Материалы диссертации регулярно обсуждались на методологических семинарах кафедры культурологии и философии Нижневартовского государственного гуманитарного университета.

Структура и объем исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объём работы - 142 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Саблукова, Елена Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Корпоративизм как принцип тотальной организации производственной сферы, пронизывая все слои общества, по сути дела должен быть стать принципом самой культуры как всеобщей формы жизни общества, иными словами, он должен был стать корпоративной культурой. По мнению части современных философов, культура есть не что иное, как сложность. Культура — это своеобразная социокультурная архитектоника. И, в этом смысле, сложность корпоративного устройства сферы производства в Италии первой трети XX в., т.е. сложность корпоративной культуры должна была бы быть релевантна сложности культуры как таковой. Тем более, что партийные функционеры итальянского режима добились определенной «добровольности» корпоративных объединений в интересах Нации как «органического государства». Было заключено своеобразное «водяное перемирие», подобие социального мира производителей-собственников и производителей-рабочих. В результате корпоративное устройство в Италии было организовано по типу культуры и с учетом добровольности, имманентной всякому культуротворче-ству. Но, тем не менее, корпоративная культура не стала культурой в собственном смысле слова. И дело здесь не в громоздкости корпоративного устройства социально-экономической жизни - это, пусть и хаотичное, измерение можно воспринимать как проявление сложной архитектоники культуры как таковой, дело в другом - в том, что корпоративная культура как наследница синдикальных профсоюзов Италии была ориентирована исключительно на формирование цивилизации — материальной составляющей культуры как таковой. Это, в отличие от социокультурного феномена, сложность не разнообразия, а внутренняя сложность предельного утрированного однообразия.

Миф об «органическом обществе», мотивированном на добровольный отказ от влияния в социальной, экономической и политической сферах в Пользу государства и во имя Нации как выражения высшего социального синтеза и согласия был хорош для вербовки неофитов фашистского режима, но не для повседневной работы в сфере производства материальных благ. Тотальная регламентация экономической деятельности не могла не захватить и социальную сферу, но то, что хорошо и является эффективным для поддержания дисциплины производства, оказывается губительным для сферы творчества. Корпоративизм был хорош в качестве альтернативного концепта «шахматных» партий между капитализмом и коллективизмом, но только на итальянской почве — там, где он имел свою генетику в синдикальных профсоюзах. Этот тип экономического «эмпиризма» был эффективен в Италии между 1926 и 1945 гг., когда закладывались теоретические и практические основы первого государственного подхода к корпоративизму. Тогда же была оправданна и уверенность, что внешние факторы (мировой кризис и война), естественная незрелость людей и концептуальных инструментов могут служить препятствием единой стратегии корпоративного строительства.

И поэтому было неизбежно, что рядом с корпоративными структурами и направлениями обнаруживались направления смешанного характера. Так, что корпоративизм первое время представлялся как органическая доктрина, способная учреждать государственные структуры, плюралистические в связях и единые в телеологии. Неслучайно, с конца 1926 г. Б. Муссолини начал использовать термин «корпоративное государство» как определение той формы социальной организации, которая должна была заменить государство демократическое. Фашистская экономика нашла в корпорации, где сосуществовали различные факторы производства - предприниматели, техники и рабочие - инструмент, с помощью которого должна была реализовываться «дисциплина производства» не в интересах того или иного производителя, но для лучшей производительности производственного процесса, который является интересом всех производителей, но, прежде всего, интересом Нации.

Фашистская реформа была логическим следствием той политической стратегии, в соответствии с которой каждая власть должна вести свое происхождение от государства. Б. Муссолини претендовал - и, возможно, он сам этому верил — на то, что фашистский корпоративизм представлял собой новый тип общества, естественным эволюционным образом преодолевающий либерализм и коммунизм. Корпоративное государство возникло закономерно, поскольку с упадком капитализма совпадал и внутренний кризис социализма. Тем самым, фашистский корпоративизм претендовал на статус открытия принципа социальной иерархии, определяемого как «организованная нация».

В действительности, корпорации никогда не удавалось утвердиться в качестве принципа социокультурной жизни. Это был гибрид социального мифа, достаточно популярного, и административных реалий, поддерживаемых партийными фашистскими функционерами. Иными словами, это была пропагандистская реальность, в которую верил и сам Б. Муссолини, и его последователи. И чтобы не утратить основания собственной веры, они обещали миру труда любые полномочия: и «самоуправление рабочих», и «директорскую власть», и динамичное новаторство, и защиту интересов, и свободное предпринимательство, и даже государственную монополию. Они предлагали «третий путь» между капитализмом и большевизмом. «Корпоративный принцип» заключался в подчинении частных интересов интересу национальному, рассматриваемому как «высший интерес производства». Но эта высшая национальная дисциплина уже показала несостоятельность, когда приходилось распределять среди всех социальных категорий (больше не позволялось говорить о «классах») необходимые и затратные обязательства. Люди труда, при всей внешней лояльности, не могли не понимать, что за высшими интересами производства скрывался интерес партии — в ту пору воля к власти фашистских глав и фашизированной бюрократии утверждалась все прочнее, также как и личная воля «дуче», отождествленная с «волей нации» и интерес этот был обусловлен самой природой авторитарного государства.

Действительно, введение корпоративной системы, превозносимой публицистикой того времени как инновационное решение социальных проблем, поставленных современной цивилизацией, и призвано было содействовать сотрудничеству между капиталом и трудом, уничтожая ту классовую борьбу, которая имела место в либеральных режимах, не было осуществлено четко и последовательно. Анализ причин взлетов и падений итальянского корпоративизма показывает, что они закономерно совпадают с эксцессами политической и экономической обстановки в Италии. Идея корпоративного, надклассового государства замыкается на необходимость утверждения идеи классового мира. Но одно дело - идеология, другое - реальная ситуация, где высок уровень спонтанности. Фашистская верхушка хотела превратить фашизм в новый, грандиозный, мировой политический опыт, подобный русской революции. Б. Муссолини отстаивал корпоративную идею и мечтал о преобразовании фашистского государства в государство нового типа, построенное на основах представительства и скрещения интересов. Но это была мысль об организации, а не мысль о творческой спонтанности, органичной культуре.

В теории все было почти совершенно, но реальность не делится на логику без остатка. Что касается теоретической подготовки и практического развития корпоративного устройства с 1927 по 1943 гг., то рассматривалась, в первую очередь, концепция труда как социального долга, который находится под охраной государства, а также фактор единства комплекса производства. Не менее важными в корпоративной теории являются утверждения, касающиеся принципа «солидарности между различными факторами производства посредством примирения противоположных интересов работодателей и рабочих, и их подчинение высшим интересам производства»; также юридическая дисциплина трудовых споров, обеспечивающая учреждение и справедливую деятельность магистратуры труда; структура корпораций, как совокупности элементов, составляющих «единую организацию производительных сил», и наделенных полномочиями «органов государства».

На самом деле, корпорации были одним из инструментов, и даже не самым важным, государственного вмешательства в экономику; вмешательства, которое хотя и было представлено как основной аспект фашистской экономической политики, имеющий тенденцию к приращению богатства и мощи итальянского народа, но которое, в итоге, не очень отличалось от действий всех правительств, включая правительство Соединенных Штатов, вынуждаемых экономической конъюнктурой. История тех лет показывает, как в затруднительных положениях кризиса правительства, включая итальянское, часто прибегали к устарелым и осуждаемым средствам таможенного ультрапротекционизма, запретам импорта, двусторонним конвенциям, достигаемым через длительные дипломатические переговоры, премиям за экспорт, освобождению от прямых налогов, чтобы поддерживать некоторые промышленные или сельскохозяйственные производства. Италия, которая в международной экономике не могла, конечно, оказывать господствующее влияние, в этот трудный момент следовала за другими; это каким-то образом поддерживало эффективность ее уже упомянутой тенденции к чрезмерному государственному вмешательству в область экономики.

В общем, и это главное заключение, корпоративное государство никоим образом не могло считаться революционным опытом. Основы итальянской экономической и социальной жизни в итоге корпоративного строительства оставались не затронутыми; великие реформы были ни чем иным, как блефом. Вся фашистско-корпоративная полемика обращалась против воображаемой либеристской экономики, которая между тем не существовала ни в одной стране мира, не существовала она также в Италии. На деле же, под идеологическим покрывалом корпоративной идеи вновь обнаруживают себя структуры тоталитарного государства с его возможностями давления и убеждения, переплетенными со способностями подавления и принуждения: отрицание свободы слова и единый учебник для школы; преследование оппозиционеров и беспристрастное радио и кинематограф; массовая дезинформация в отношении зарубежной культуры и крещендо - «министерство» народной культуры; и, наконец, фашизация университетов как территории, где может господствовать лишь одна власть - власть знания. Однако тоталитарное государство не было корпоративным государством: это была диктатура вождя и партии, способных следовать интересам, но не идеалам.

Завершая исследование, можно сказать, что корпоративизм как теория, по масштабу охвата всех сторон жизни, есть принцип не государства, а культуры, точнее, принцип тотальной организации социокультурной жизни. В такой организации происходит неизбежная инверсия: государство, будучи единственной супер-формой общества, состоящей из «атомов» (корпораций), с необходимостью обретает статус онтологического феномена - культуры. Поэтому, организовывая производственную жизнь, корпорация наращивает пространство государственного влияния, которое при фашизме настолько тотально, что охватывает все сферы социального бытия и это позволяет сказать, что государство при фашизме и есть культура, причем, в самом фундаментальном ее значении — в значении единственной формы индивидуальной и социальной жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Саблукова, Елена Викторовна, 2009 год

1. Anselmi, A. La corporazione / A. Anselmi. Firenze: CYa, 1935. - 116 p.

2. Arias, G. Corso di economia politica corporativa / G. Arias. — Roma: Foro italiano, 1937.-528 p.

3. Arias, G. Economia corporativa: Critici ed interpreti / G. Arias. Firenze: Poligrafia universitaria, 1933. - 92 p.

4. Arias, G. L'economia nazionale corporativa / Arias G. Roma: Libreria del littorio, 1929.- 166 p.

5. Atti del primo Convegno di studi sindacali e corporativi. V. 1. Roma: Ri-uniti, 1930.-345 p.

6. Atti del secondo Convegno di studi sindacali e corporativi (Ferrara, 5-8 maggio 1932). V. 3. - Roma: Riuniti, 1932. - 418 p.

7. Bortolotto, G. Politica corporativa / G. Bortolotto. Milano: Ulrico Hoepli, 1934-XII.-334 p.

8. Bottai, G. Corporate State and NRA / G. Bottai. // Foreign Affairs, XIII (July, 1935).-P. 612-624.

9. Bottai, G. Diari 1944-1948 / G. Bottai. Milano: Bibl. univ. Rizzoli 1988. -229 p.

10. Bottai, G. Diario, 1935-1944 / G. Bottai // a cura di G. Bruno Guerri Milano: Bibl. univ. Rizzoli, 1994. - 604 p.

11. Bottai, G. Esperienza corporativa / G. Bottai.- Firenze: Vellecchi, 1935. — 770 p.

12. Bottai, G. L'ordinamento corporativo / G. Bottai. Milano: Mondadori, 1936.-129 p.

13. Bottai, G. L'ordinamento corporativo nella costituzione dello Stato / G. Bottai // II diritto del lavoro. Parte I. - 1929. - P. 295-299.

14. Bottai, G. Scritti / G. Bottai / a cura di R. Bartolozzi e R. Del Giudice. Bologna: Capelli ed., 1965. - 423 p.

15. Bottai, G. Vent'anni e un giorno (24 luglio 1943) / G. Bottai. Milano: Gar-zanti, 1949.-326 p.

16. Brudgi, B. Nazione e Stato nella Carta del Lavoro / B. Brudgi // II diritto del lavoro. 1928. - Parte I. - 45 - 68 p.

17. Chimienti, P. Lezioni di Diritto Costituzionale / P. Chimienti. Roma: Riu-niti, 1928-1929. - V. I. - 328 p.

18. Costamagna, C. Carattere costituzionale della Carta del Lavoro / C. Costa-magna // II diritto del lavoro. 1927. - V. 1. - P. 164 - 179.

19. Costamagna, C. Dal sindacato alia Corporazione / C. Costamagna. Roma: Riuniti, 1928.-78 p.

20. Costamagna, C. Dottrina del fascismo / C. Costamagna. Torino: Unione ti-pografico-editrice torinese, 1940. - XI. - 576 p.

21. Croce, B. Scritti e discorsi politici: 1943-1947 / B. Croce Bari: Laterza, 1963.-V. 2.-166 p.

22. D'Amelio, M. I compiti giuridici del Consiglio Nazionale delle Corporazioni / M. D'Amelio // Politica Sociale. 1930. - P. 38-45.

23. Di Nardi, G. II contributo del Consiglio nazionale delle corporazioni alia realizzazione dell'ordine corporativo / G. Di Nardi // Rivista diritto corporativo e del lavoro. 1938. -Marzo-aprile. - P. 57 - 66.

24. Dobbert, G. L'economia programmatica nella Urss / G. Dobbert // L'economia programmatica. Firenze, 1933. — 203 p.

25. Elementi di ordinamento corporativo. Roma: Ed. del diritto del lavoro, 1933.-174 p.

26. Ercole, F. Corporativismo Fascista e Stato Corporativo / F. Ercole // Critica Fascista. 1 agosto 1928 e 15 agosto 1928. - P. 8 - 12.

27. Ercole, F. Le origini del corporativismo fascista / F. Ercole // Politica. -1928. Aprile. - P. 34 -38 .

28. Fanelli, G. A. Saggi sul corporativismo fascista / G. Fanelli Roma: Riuniti, 1933.- 122 p.

29. Ferri, С. E. II Corporativismo e l'lmpero / С. E. Ferri // Gerarchia. 1937. -Novembre. - P. 749 - 752.

30. Fovel, M. Economia e corporativismo / M. Fovel. Ferrara: S.A.T.E., 1929. -85 p.

31. Galbiati, V. Le corporazioni di categoria nelle aspirazioni dei lavoratori / V. Galbiati. Roma: Riuniti, 1933. - 128 p.

32. Gentile, G. Genesi e struttura della societa / Gentile G. — Firenze: Sansoni, 1946.-228 p.

33. Giolitti, G. Quarant'anni di politica italiana (dalle carte di G. Giolitti) / G. Giolitti. V. III. - Dai prodromi della grande guerra al fascismo (1910—1928). — Milano: Feltrinelli, 1962. - 316 p.

34. Gobbi, U. La cooperazione dall'economia capitalista all'economia corporative. Studi di prof. Ulisse Gobbi / U. Gobbi. Milano: Giuffre, 1932. - 158 p.

35. Gramsci, A. Note sul Machiavelli, sulla politica e sullo Stato moderno / A. Gramsci. Torino: Einaudi, 1949. - 371 p.

36. Gramsci, A. Sul fascismo / A. Gramsci. / a cura di E. Santarelli. - Roma: Editori Riuniti, 1973.-451 p.

37. Gregorio, O. Identita fra razionalizzazione e sistema corporativo / O. Gregorio // Gerarchia. 1935. - Settembre. - P. 805 - 807 p.

38. Guidi, R. Prime applicazioni giudiziarie della Carta del Lavoro / R. Guidi // И diritto del lavoro. 1927. - P. II. - P. 142 — 135.

39. II Gran Consiglio nei primi dieci anni dell'era fascista. Roma: Riuniti, 1933-312 p.

40. II problema del lavoro e lo Stato corporativo. Roma: Riuniti, 1923. - 20 dicembre. - V. III. - P. 27 - 35.

41. Le Encicliche sociali dei Papi da Pio IX a Pio XII (1864-1946). Roma: Riuniti, 1947.-246 p.

42. Lettieri, L. R. Lo Stato corporativo fascista / L. R. Lettieri. — Roma: Cremo-nese Librario editore, 1937. 117 p.

43. Miceli, G. Rassegna corporative / G. Miceli // Critica Fascista, 1 giugno, 1927.-P. 4-7.

44. Mussolini, B. La dottrina del fascismo. Con una storia del movimento fascista / B. Mussolini. Milano-Roma: Treves-Treccanti-Tumminelli, 1932. - 133 p.

45. Mussolini, B. La mia vita / B. Mussolini. Roma: Riuniti, 1947. - 263 p.

46. Mussolini, B. Scritti e discorsi / B. Mussolini. Milano: Hoepli, 1934. - V. 3.-302 p.

47. Napolitano, G. Principi di economia corporativa / G. Napolitano. — Roma: Sampaolesi, 1930.-176 p.

48. Orano, P. Mussolini da vicino / P. Orano. Roma: Pinciana, 1928. - 198 p.

49. Panunzio, S. La Carta del Lavoro / S. Panunzio // La Palestra del Diritto. -Giugno, 1927. 125 p.

50. Ranelletti, E. II corporativismo pietra miliare nel cammino della civilta // Gerarchia. Maggio, 1937. - P. 304 - 307.

51. Razza, L. La Corporazione nello Stato fascista / L. Razza. Roma: Riuniti, 1934.- 158 p.

52. Riva Sanseverino, C. Aspetti e problemi dell'ordinamento corporativo dei consorzi / C. Riva Sanseverino // II diritto del lavoro. 1943. - P. 1. — P. 135 -149.

53. Rocco, A. I rapporti fra capitale e lavoro / A. Rocco, A. Asquini, G. Azzariti // Annali di economia della Universita Bocconi. — Milano: Padova, CEDAM, 1935. -V. IX.-336 p.

54. Rossoni, E. II collaborazionismo alia prova. La situazione economica e i sa-lari / E. Rossoni // II Lavoro d'ltalia. 1927. - 16 gennaio. - P. 42 - 51.

55. Rossoni, E. Riflessioni sulla rivoluzione fascista. La corporazione come idea / E. Rossoni // И popolo d'ltalia. 1931.-28 marzo. - P. 14 - 19.

56. Sermonti, A. Corporazioni della produzione e corporazioni del lavoro / A. Sermonti // II diritto del lavoro. 1933. - Anno VII. - № 5. - P. 26 - 44. ✓

57. Spirito, U. Capitalismo, socialismo, corporativismo / Spirito U. // Nuove es-perienze economiche. — Firenze: Sansoni, 1935. — 241 p.

58. Spirito, U. I Fondamenti dell'economia corporative / U. Spirito. Milano-Roma, 1932.- 150 p.

59. Spirito, U. II comunismo / U. Spirito. -Firenze: Sansoni, 1970. — 431 p.

60. Spirito, U. II corporativismo come liberalismo assoluto e socialismo assoluto / U. Spirito // Capitalismo e corporativismo. Firenze: Sansoni, 1934. - 174 p.

61. Spirito, U. II corporativismo / U. Spirito. Firenze: Sansoni, 1970. - 478.

62. Spirito, U. La crisi del capitalismo e il sistema corporativo / U. Spirito // La crisi del capitalismo. Firenze: Sansoni, 1934. - 199 p.

63. Vito, F. Economia politica corporativa / F. Vito. — Milano: Giuffre, 1939. — 136 p.

64. Volpe, G. Scritti sul fascismo 1918-1938 / G. Volpe. V. 1. - Roma, 1976. -280 p.

65. Буржуа, JI. Солидарность / JI. Буржуа. М.: А.А. Никитин, 1899. - 91 с.

66. Вебер, М. Избранное. Образ общества / Вебер М. М.: Юрист, 1994. -704 с.

67. Гегель, Г.В. Философия права / Гегель Г.В. М.: Мысль, 1990. - 524 с.

68. Дюги, Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства / Л. Дюги М. : Изд. Юридического кн. м-на Н.К. Мартынова, 1909.-80 с.

69. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. М.: Наука, 1991.-572 с.

70. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, назначение / Э. Дюркгейм. -М.: Канон, 1995. 349 с.

71. Жид, Ш. История экономических учений / Ш. Жид М.: Экономика, 1995.-542 с.

72. Конституции буржуазных стран. Т. 1: Великие державы и западные соседи СССР. — М.; Л.: Гос. соц-экон. изд-во, 1935. - 336 с.

73. Конт, О. Дух позитивной философии / О. Конт. — СПб.: изд-во С-Петерб. филос. о-ва, 2001. 146 с.

74. Ориу, М. Основы публичного права / М. Ориу. М.: Изд-во Ком. академии, 1929.-759 с.

75. Прудон, П.Ж. Что такое собственность? / П.Ж. Прудон. — М.: Республика, 1998.-366 с.

76. Теннис, Ф. Эволюция социального вопроса / Теннис Ф. СПб.: Вестник знания, 1908. - 82 с.

77. Токвиль, А. Де. Старый порядок и революция / А. Де Токвиль. М.: Моск. Филос. фонд, 1997.-251 с.

78. Тольятти, П. Лекции о фашизме / П. Тольятти. М.: Политиздат, 1974. -200 с.1. Исследования

79. Aquarone, A. L'organizzazione dello Stato totalitario / A. Aquarone. — Torino: Einaudi, 1965. 496 p.

80. Are, G. I cattolici italiani e la questione sociale in Italia. 1894—1904 / G. Are. Milano: Feltrinelli, 1963. - 618 p.

81. Bobbio N. Dal fascismo alia democrazia: i regimi, le ideologie, le figure e le culture politiche / a cura di Michelangelo Bovero. Milano, 1997.

82. Berselli, A. La «questione sociale» e i moderati italiani nel 1871 / A. Berselli // Clio. Gennaio, 1965. - 164 - 170 p.

83. Cassese, S. v. G. Bottai / S. Cassese // Dizionario biografico degli italiani. — Roma: Istituto della Enciclopedia italiana, 1971. — V. II. 654 p.

84. Cassese, S. La formazione dello stato amministrativo / S. Cassese. Milano: Giuffre, 1974.-321 p.

85. Castronovo, V. Potere economico e fascismo / Castronovo V. // Rivista di storia contemporanea. — Torino, luglio, 1972. — P. 241 — 250.

86. Catalano, F. New-Deal e corporativismo fascista di fronte alle conseguenze della «grande crisi» / F. Catalano // II Movimento di liberazione in Italia, aprile-giugno, 1967.-P. 38-49.

87. Chabod, F. L'ltalia contemporanea (1918-1948) / F. Chabod. Torino: Einaudi, 1961.-386 p.

88. Cordova, F. Le origini dei sindacati fascisti / F. Cordova // Storia contempo-ranea, dicembre, 1970. P. 78 — 86.

89. De Bernardi, A. Storia d'ltalia (1860-1995) / A. De Bernardi, L. Ganapini. -Milano: Giuffre, 1996. 564 p.

90. De Felice, R. Mussolini il duce. Lo Stato totalitario, 1936 1940 / R. De Felice. - V. III. - Torino: Einaudi, 1974. - 944 p.

91. De Felice, R. Mussolini il fascista / De Felice R. V. II. L'organizzazione dello Stato fascista. 1925-1929. - Torino: Einaudi, 1974. - 356 p.

92. De Grand, A.J. Breve storia del fascismo / A.J. De Grand. Bari: Laterza, 1994.-264 p.

93. De Grand, A.J. Italian fascism: It's origins and development / A.J. De Grand. London: Univ. of Nebrasca press, 1982. - XII. - 174 p.

94. Diritto del lavoro e corporativismi in Europa: ieri e oggi. Milano: Angeli, 1988.-640 p.

95. Finer, H. Mussolini's Italy / H. Finer. London: Victor Gollancz Ltd., 1935. - 564 p.

96. Giugni, G. Esperienze corporative e postcorporative di lavoro in Italia / G. Giugni // II Mulino. Gennaio-febbraio, 1956. - P. 45 - 60.

97. Enciclopedia del diritto e dell'economia Garzanti. — Milano: Redazioni Gar-zanti, 1985.- 1279 p.

98. Gradilone, A. Bibliografla sindacale corporativa (1923-1940) / A. Gradi-lone. Roma: Riuniti, 1942. - 146 p.

99. Grifone, G. II capitale finanziario in Italia / G. Grifone. Roma: Einaudi, 1945.-231 p.

100. Gualerni, G. La politica industriale fascista (1922-1935) / G. Gualerni. V. I. - Milano: 1st. sociale Ambrosiano 1956. - 154 p.

101. Guarneri, F. Battaglie economiche tra le due guerre / F. Guarneri. Milano: Garzanti, 1953. - V. 1 - 446 p.; V. 2. - 541 p.

102. Guerri, G.B. Bottai un fascista critico / G.B. Guerri. Milano: Feltrinelli, 1976.-276 p.

103. Jocteau, G. С. L'ordinamento corporativo // G.C. Jocteau / AA. VV. Storia del sindacato / a cura della Fondazione Brodolini, Materialmarsilio 35, periodico mensile. Padova, giugno 1982. - P. 164- 173.

104. Lanaro, S. Nazionalismo e ideologia del blocco corporativo-protezionista in Italia / S. Lanaro // Ideologie. Quaderni di storia contemporanea, Roma, 1967. -N. 2.-P. 102- 120.

105. L'umanesimo del lavoro. Milano: Padova, Cedam, 1960. - 214 p.

106. MacGregor-Hastie, L. The day of the Lion. The life and Death of Fascist Italy, 1922-1945 / L. MacGregor-Hastie. London : Macdonald, 1963. - 395 p.

107. Mediterranean fascism, 1919-1945. -N.Y.: Walker and Company, 1970. -364 p.

108. Michels, R. Socialismo e fascismo (1925-1934) / R. Michels // a cura di Giuseppe Panella. Milano: Giuffre, 1991. - 286 p.

109. Napoleoni, С. II corporativismo. Appunti sugli interventi nell'economia / C. Napoleoni // Cultura e realta. Maggio-giugno, 1950.-87-101 p.

110. Neglie, P. Fratelli in camicia nera. Comunisti e fascisti dal corporativismo alia CGIL (1928-1948) / P. Neglie Bologna: Mulino, 1996. - 247 p.

111. Ornaghi, L. Stato e corporazione: storia di una dottrina nella crisi del siste-ma politico contemporaneo / L. Ornaghi. Milano: Giuffre, 1984. — 320 p.

112. Panicoli, A. (a cura di) Bottai: il fascismo come rivoluzione del capitale / A. Panicoli. Bologna: Rocca San Casciano, 1978. - 160 p.

113. Parlato, G. II sindacalismo fascista. V. II. — Dalla "grande crisi" alia caduta del regime (1930-1943) / G. Parlato / Roma: Riuniti, 1989. 472 p.

114. Parlato, G. La politica sociale e sindacale 1930-1938 / G. Parlato // Annali della economia italiana / a cura di G. Rasi. — Milano: Giuffre, 1983. — V. VIII. -468 p.

115. Parlato, G. Ugo Spirito e il sindacalismo fascista / G. Parlato // Studi stori-ci. Gennaio-marzo, 1973. P. 36 - 58.

116. Poulantzas, N. Fascismo e dittatura. La III Internazionale di fronte al fascismo / N. Poulantzas. Milano: Giuffre, 1971. - 402 p.

117. Ranelletti, E. II corporativismo pietra miliare nel cammino della civilta / E. Ranelletti // Gerarchia. Maggio, 1937. - P. 146 - 156.

118. Rasi, G. Fascismo e corporativismo nella nuova rivoluzione culturale / G. Rasi // Rivista di Studi Corporativi. A. XVIII. - 1988. - №. 5, sett.- ott. - P. 58-72.

119. Romeo, R. Breve storia della grande industria in Italia / R.Romeo. -Roma: Capelli, 1963. 244 p.

120. Rosenstock-Franc, L. L'economie corporative fasciste en doctrine et en fait / L. Rosenstock-Franc Paris: Gamber, 1934. - 432 p.

121. Rouchi, E. Economisti fascisti: Alfredo Rocco / E. Rouchi. — Padova: Isti-tuto delle edizioni accademiche, 1931. — 42 p.

122. Rouchi, E. Dieci anni di politica economica e finanziaria del fascismo / E. Rouchi. Roma: Pinciana, 1932. - 214.

123. Rossi, E. I padroni del vapore / E. Rossi. — Bari: Laterza, 1955. — 291 p.

124. Sabbatini, M. La formazione delle ideologie neocapitalistiche: I. L'ideologia tradizionalista / M. Sabbatini // Ideologie. Quaderni di storia contem-poranea. Roma, 1967. - № 2. - 140 - 162 p.

125. Salvatorelli, L. Storia d'Italia nel periodo fascista / L. Salvatorelli, G. Mira. Torino: Einaudi ed., 1964. - 283 p.

126. Salvemini, G. Scritti sul fascismo / G. Salvemini. // a cura di N. Valeri e A. Merola. Milano: Feltrinelli, 1966. - Vol. II. - 647 p.

127. Salvemini, G. Sotto la scure del Fascismo (Lo Stato corporativo di Mussolini) / G. Salvemini. Torino: Francesco De Silva, 1948. - 410 p.

128. Salvemini, G. Under the Axe of fascism / G. Salvemini. N. Y., 1936. -359 p.

129. Santarelli, E. Fascismo e antifascismo. Studi e problemi di ricerca / E. San-tarelli. Roma: Riuniti, 1974. - 323 p.

130. Santomassimo, G. Ugo Spirito e il corporativismo / G. Santomassimo // Studi storici. Roma, gennaio-marzo, 1973. - P. 36 - 49.

131. Schwarzenberg, С. II sindacalismo fascista / С. Schwarzenberg. Milano: Mursia, 1973.- 139 p.

132. Storia d'Italia (1047). V. IV. Dall'unita a oggi. Torino: Giulio Einaudi editore, 1975. - 1664 p.

133. Sturzo, L. Italy and the new world order / L. Sturzo London: Macdonald, 1944.-288 p.

134. Tamaro, A. Venti anni di storia (1922-1943) / A. Tamaro. Roma, 1953. -258 p.

135. Tamassia, F. Corporativismo e corporativism! / F. Tamassia // Rivista di studi corporativi. Anno XVIII. - N. 6. - Novembre-Dicembre. - 1988. - 695 -711 p.

136. Uva, B. La nascita dello Stato corporativo e sindacale fascista / B. Uva. -Assisi-Roma: Beniamino Carucci ed., 1976. 302 p.

137. Veneruso, D. L'ltalia fascista, 1922-1945 / D. Veneruso. Bologna: И Mu-lino, 1996.-509 p.

138. Vocabolario della Lingua Italiana. Istituto dell'Enciclopedia Italiana. — Roma: Riuniti, 1986. 689 p.

139. Welk, W.G. Fascist economic policy. An analysis of Italy's economic experiment / W.G. Welk. Cambridge: Harvard univ. press, 1938. - 365 p.

140. XV Congresso del Msi-Dn, Le mozioni congressuali, supplemento // Seco-lo d'Italia. -N. 291. Del 10-XII-1987. - P. 84 - 99.

141. Zanardi, E. Dal sindacalismo al corporativismo: il pensiero di Giuseppe Bottai / E. Zanardi // Rivista di studi corporativi. Anno XVIII. - N. 2. - 1988. Marzo-aprile. - P. 463 - 486.

142. Белоусов, JI.С. Режим Муссолини и массы / Л.С. Белоусов. — М.: Изд-во МГУ, 2000. 368 с.

143. Гражданское или корпоративное общество. Перспектива для России. -М., 1998.-126 с.

144. Канделоро, Дж. Католическое движение в Италии / Дж. Канделоро. -М.: Изд-во ин. литературы, 1955. — 152 с.

145. Комолова, Н.П. Новейшай~история Италии / Н.П. Комолова. М.: Просвещение, 1970. - 319 с.

146. Лопухов, Б.Р. История фашистского режима в Италии / Б.Р. Лопухов. -М.: Наука, 1977.- 294 с.

147. Лопухов, Б.Р. Фашизм и рабочее движение в Италии / 1919-1929 / Б.Р. Лопухов. М.: Наука, 1979. - 414 с.

148. Лопухов, Б.Р. Эволюция буржуазной власти в Италии / Первая половина XX в. / Б.Р. Лопухов. М.: Наука, 1986. - 278 с.

149. Михайленко, В.И. Итальянский фашизм: основные вопросы историографии / В.И. Михайленко. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987. - 240 с.

150. Овсянин, П. Конец режима Муссолини / П. Овсянин. М., 1965. — 179 с.

151. Силлаба, С. Профсоюзная политика итальянского фашизма / С. Сил-лаба. М.: Профиздат, 1935. - 116 с.

152. Слободской, С.М. Итальянский фашизм и его крах / С.М. Слободской. -М.: ОГИЗ, 1946.-206 с.

153. Слободской, С.М. Социальная сущность фашизма / С.М. Слободской. -М.: ОГИЗ, 1928.-88 с.

154. Филатов, Г.С. Крах итальянского фашизма / Г.С. Филатов. М.: Наука, 1973.-492 с.

155. Устрялов, Н.В. Итальянский фашизм / Н.В. Устрялов. М, 1999. - 168с.

156. Эфиров, С.А. Итальянская буржуазная философия XX в. / С.А. Эфи-ров.-М., 1968.-456 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.