Конвергенция лингвистических средств организации гипертекста в русскоязычных Инстаграм-блогах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Церюльник Анна Юрьевна

  • Церюльник Анна Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 230
Церюльник Анна Юрьевна. Конвергенция лингвистических средств организации гипертекста в русскоязычных Инстаграм-блогах: дис. кандидат наук: 10.02.01 - Русский язык. ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет». 2022. 230 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Церюльник Анна Юрьевна

Введение

Глава 1. Актуальные проблемы изучения гипертекста блога

1.1. Своеобразие гипертекста

1.1.1. Проблема определения, категории, единицы и функции гипертекста

1.1.2.Классификации гипертекста

1.2. Блог: проблема определения, структура, классификации

1.2.1. Жанровая система Интернет-коммуникации

1.2.2. Эволюция блога

1.3. Гипертекст русскоязычного Инстаграм-блога как объект лингвистического исследования

1.3.1. Понятие Инстаграм-блога

1.3.2. Жанровые разновидности и субжанровые образования Инстаграм-блогов

1.3.3. Гипертекстовая структура Инстаграм-блогов

Выводы по 1 главе

Глава 2. Лингвистические средства организации гипертекста русскоязычных Инстаграм-блогов

2.1. Структурно-прагматические особенности заголовочного комплекса Инстаграм-блогов

2.2. Лексико-стилистические особенности записей в гипертексте Инстаграм-блогов

2.3. Морфолого-синтаксические особенности записей в гипертексте Инстаграм-блогов

2.4. Параграфемные особенности записей в гипертексте Инстаграм-блогов

2.5. Языковое своеобразие комментариев к постам Инстаграм-блогов как выражение интерактивности

2.6. Комплексный анализ русскоязычных Инстаграм-блогов

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложение А Список Инстаграм-блогов

Приложение Б Характеристики жанровых разновидностей Инстаграм-блогов .. 206 Приложение В Иллюстративный материал

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конвергенция лингвистических средств организации гипертекста в русскоязычных Инстаграм-блогах»

Введение

Диссертация посвящена лингвистическим особенностям организации гипертекстового пространства русскоязычной Инстаграм-блогосферы.

Язык Интернета в последнее время является предметом особого внимания отечественных и зарубежных лингвистов. Активное использование языка в Интернет-среде обусловлено глобализацией процессов коммуникативного воздействия, наблюдающейся в результате распространения компьютерной сети. Мультиформатность и полижанровый характер представленных явлений в сети, а также отсутствие устоявшихся методик лингвистического описания сетевого гипертекста часто затрудняет анализ материала.

В настоящее время гипертекстовые технологии широко распространены. Однако следует отметить отсутствие однозначно зафиксированного в толковых лингвистических словарях определения гипертекста, в полной мере отражающего специфику данного понятия. Это во многом связано с трудностью лингвистического описания понятия, в большей степени закрепленного в компьютерной среде, которой свойственна мультимедийность, разносторонне развивающаяся быстрыми темпами.

Современное на сегодняшний день состояние лингвистического исследования гипертекста сети Интернет отличается тем, что, несмотря на пристальное внимание к «гипертекстовой» тематике, публикации, в которых представлен анализ конкретных русскоязычных гипертекстов, практически отсутствуют. В то же время мы наблюдаем довольно разноаспектный подход к англо- и немецкоязычным ресурсам. Среди причин фактического отсутствия исследований русскоязычного гипертекста с лингвистической точки зрения можно назвать низкую степень изученности теоретического аспекта в работах, посвящённых гипертексту. Гипертекст представляет собой специфический инновационный объект анализа, порождение новой сферы письменной коммуникации, поэтому его невозможно изучать, исходя лишь из посылок традиционной текстологии. Гипертекст имеет множество теоретических и

практических проекций в самых разных областях современного научного знания: информатики, социологии и т.д.

С внедрением возможностей технологии web 2.0. блоги приобрели массовую популярность среди пользователей сети Интернет. Активное развитие подобной виртуальной коммуникации, которая влияет на реальные события, где слова человека могут быть донесены до огромного числа пользователей сети Интернет в разных странах, а также выделение новой отрасли в лингвистике -виртуального (сетевого) жанроведения обусловливают актуальность многопланового исследования средств организации гипертекста в блоговом пространстве с целью выделения классификационных принципов организации содержания и структуры гипертекста с учетом специфики Инстаграм-блогосферы. Также следует отметить, что Инстаграм-блог является интересным для лингвистических наблюдений источником, поэтому исследование актуально для филологии.

В лингвистике под конвергенцией понимается сближение или совпадение двух или более лингвистических сущностей [Лингвистический энциклопедический словарь, 2002, с. 234]. В нашей работе под конвергенцией понимается не только совокупность, но и взаимодействие лингвистических средств, представленных в Инстаграм-блогах, на основе выполнения ими единой функции - организации гипертекста Инстаграм-блогов.

Степень разработанности темы. Проблематику гипертекста исследовали отечественные и зарубежные учёные (А.Г. Баранов, М. Визель, О.В. Дедова, Е.В. Зыкова, Е.С. Клочкова, И.Р. Купер, Р.К. Потапова, Т.И. Рязанцева, М.М. Субботин, В.А. Шульгинов, A. Bell и др.). В монографии О.В. Дедовой изложены основы теории гипертекста как филологического объекта, предложена терминологическая парадигма для описания его специфических явлений. На основе анализа современного Рунета выявлены и описаны текстуальные категории гипертекста и его композиционные единицы. Теории Интернет-коммуникации посвящены работы Е.И. Горошко, О.В. Лутовиновой, Н.Б. Рогачевой, О.Ю. Усачёвой, Л.Ю. Щипициной, Ю.В. Щуриной, D. Cristal и

др.). Исследование Л.Ю. Щипициной посвящено проблеме жанра компьютерно-опосредованной коммуникации, обоснованию модели его описания и анализу жанров, используемых в немецкоязычном секторе Интернета. Особенности блогосферы анализировались в исследованиях Т.М. Гермашевой, О.И. Дагбаевой, Л.Р. Диасамидзе, Е.Г. Новиковой, П.В. Морослина, М.Ю. Сидоровой, R. Blood, S. Herring и др.). В частности, в работах Т.М. Гермашевой, А.В. Замиловой, Н.Н. Казновой, А.А. Калашниковой рассматривается языковая личность в блоге. Изучение гендерного аспекта в блогах представлено в работах Л.Р. Диасамидзе, Т.В. Бойченко.

Однако полное системное описание русскоязычного гипертекста Инстаграм-блогов отсутствует.

Научная новизна данной работы заключается в том, что впервые проведено комплексное лингвистическое исследование Инстаграм-блогосферы;впервые произведен лингвистический анализ заголовочного комплекса Инстаграм-блогов как значимой структурной составляющей гипертекста блога; описаны лингвистические особенности комментариев Инстаграм-блогов, обоснована их роль в обеспечении интерактивности Инстаграм-блогов; представлена схема комплексного лингвистического анализа Инстаграм-блогов.

Объектом настоящего диссертационного исследования является гипертекст русскоязычных Инстаграм-блогов.

Предмет исследования - структурные и лингвистические особенности содержания гипертекста русскоязычных Инстаграм-блогов.

Цель настоящей работы - многоаспектное изучение и описание особенностей гипертекста русскоязычных Инстаграм-блогов как лингвистического феномена.

Достижение цели исследования потребовало решения следующего ряда задач:

1) рассмотреть специфику гипертекста в рамках современной лингвистики текста, обозначить проблемные аспекты в области изучения гипертекста;

2) определить жанровый статус Инстаграм-блога в контексте Интернет-коммуникации;классифицировать жанровые разновидности Инстаграм-блогов;

3) выявить и описать лингвистические особенности гипертекста Инстаграм-блогов;

4) разработать схему комплексного лингвистического анализа Инстаграм-блогов.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нём выделена двухаспектная модель Инстаграм-блога; определены основные компоненты данной модели, введено понятие «сетевое гипержанровое образование», уточнены и расширены понятия «жанровая разновидность» и «субжанровое образование», «заголовочный комплекс». Анализ лингвистических особенностей текстов Инстаграм-блогов позволит отметить некоторые явления, характерные для современного этапа развития русского литературного языка (тенденции к интернационализации, неологизации, экспрессивизации, коллоквиализации).

Практическая ценность исследования. Результаты исследования могут найти применение в преподавании курсов и спецкурсов по лингвистическому анализу текста, культуре речи, стилистике, Интернет-лингвистике, в том числе в рамках межкультурной коммуникации.

Методологической и теоретической базой данного исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов в области лингвистики текста и теории дискурса (Т Ван Дейк, Б.М. Гаспаров, И.Р. Гальперин, Г.В. Колшанский, Т.М. Николаева, Е.В. Падучева, О.И. Москальская), теории речевого жанра (М.М. Бахтин, В.Е. Гольдин, В. В. Дементьев, М.В. Китайгородская, К.Ф. Седов, М.Ю. Федосюк, Т.В. Шмелёва), теории современного гипертекста (А.Г. Баранов, О.В. Барст, Н.В. Беляева, М. Визель, О.В. Дедова, Е.В. Зыкова, Е.С. Клочкова, И.Р. Купер, Р.К. Потапова, Т.И. Рязанцева, М.М. Субботин, Ю. Хартунг, Н.А. Шехтман, В.Л. Эпштейн, A. Bell), теории Интернет-коммуникации (Т.В. Алтухова, Е.И. Горошко, Л.Ю. Иванов, Н.Ф. Ковалева, О.А. Левоненко, О.В. Луговинова,

М.В. Масалова, Д.А. Попова, Н.Б. Рогачева, Л.Ю. Щипицина, Ю.В. Щурина, D. Cristal), в том числе в области блогосферы (В.Л. Волохонский, Т.М. Гермашева, О.И. Дагбаева, Л.Р. Диасамидзе, И.А. Иванова, А.В. Королёв, А.В. Крикунов, Е.В. Лазуткина, Е.Г. Новикова, П.В. Морослин, М.Ю. Сидорова, R. Blood, S. Herring, K. Kawaura, G. Mishne, S. Nowson, E. Peterson, Lois Ann Scheidt).

Методы и принципы исследования. Для решения сформулированных задач на разных этапах исследования применялись метод анализа и синтеза, метод систематизации и классификации материала, компонентный анализ лексического значения слова в дефинитивном варианте, приемы контекстуального анализа лексических единиц, методика количественных сопоставлений. В исследовании, направленном на выделение и сопоставление языковых особенностей организации гипертекстов Инстаграм-блогов, использовался структурно-системный подход. При изучении языковых и неязыковых единиц в структуре гипертекста использовался также общий функциональный анализ.

Материалом исследования послужили корпусы 8C русскоязычных Инстаграм-блогов (приложение А), включающих в общей сложности более 190 000 публикаций. Среди основных принципов выборки учитывались регулярность публикаций, а также популярность Инстаграм-блогов, которая выражается в значительном количестве подписчиков и комментариев к постам. Корпус проанализированного материала составляет около 2400 публикаций Инстаграм-блогов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под Инстаграм-блогом следует понимать сетевое гипержанровое образование, включающее жанровые разновидности и субжанровые образования и отличающееся конвергенцией лингвистических средств организации (в том числе лексико-стилистических, морфолого-синтаксических и параграфемных).

2. Каждая жанровая разновидность Инстаграм-блога представляет собой гипертекст, включающий в себя микроструктуры - ряды отдельных

самостоятельных информационных блоков, объединенных при помощи гиперссылочного аппарата и в совокупности определяющих макроструктуру Инстаграм-блога - стандартную схему организации Инстаграм-блога.

3. Заголовочный комплекс является значимой частью гипертекста Инстаграм-блога и, в свою очередь, представляет собой многоуровневую структуру, объединяющую все составные элементы Инстаграм-блога.

4. Лингвистические средства организации Инстаграм-блога направлены на выражение прагматической установки автора и отражают характерные для современного этапа развития русского литературного языка тенденции: тенденция к интернационализации, тенденция к неологизации, тенденция к экспрессивизации, тенденция к коллоквиализации.

Степень достоверности подтверждается научно-методологической базой по теме исследования, а также репрезентативностью проанализированного в работе эмпирического материала.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 28 авторских публикациях, среди которых 5 статей, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК. Результаты исследования представлены на XIII международной научно-практической конференции «Современная филология: теория и практика» (Москва, 09 октября 2013 г.), на II международной научно-практической конференции молодых исследователей «Диалог культур в аспекте языка и текста» (Красноярск, 25-26 сентября 2013 г.), на I международной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь XXI века: образование, наука, инновации» (Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Республика Беларусь, г. Витебск, 4 декабря 2014 г.), на международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (Красноярск, 29-30 апреля 2015 г.), на XIX международной научно-практической конференции «Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований» (Махачкала, 10 сентября 2016 г.), на Международном форуме «Восточный вектор

миграционных процессов: диалог с русской культурой» (Хабаровск, 16-17 ноября 2016 г.), в III международной научно-практической конференции «Литература и журналистика стран Азиатско-Тихоокеанского региона в межкультурной коммуникации ХХ-ХХ1 вв.» (Хабаровск, 17-18 ноября 2016 г.), на XXVI Международной научно-практической конференции «Язык и культура» (Новосибирск, 19 декабря 2016 г.), на ХХХУШ Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы науки» (Москва, 10 апреля 2018 г.), на I всероссийской научно-практической конференции «Молодые ученые - инициаторы новых подходов в образовании и науке: взаимодействие языков и культур в свете инновационных образовательных технологий» (Махачкала, 26 марта 2015 г.), на региональной научной конференции, приуроченной к 150-летию со дня рождения А. А. Шахматова (Хабаровск, 28 апреля 2014 г.), на ХУ краевом конкурсе молодых ученых и аспирантов (Хабаровск, 24 января 2013 г.), на семинаре-тренинге «Создание комфортной библиотечной веб-среды как средство преодоления информационного неравенства пользователей» (Хабаровск, 26-27 марта 2014 г.), на межвузовской научной конференции «М. В. Ломоносов и актуальные проблемы современной русистики» (Хабаровск, 10 декабря 2011 г.), на межвузовской научно-практической конференции преподавателей и аспирантов «Наука и образование на российском Дальнем Востоке: современное состояние и перспективы развития» (Хабаровск, 24 апреля 2015 г.), на ежегодной научно-практической конференции ДВГГУ (на секциях «Русский язык» и «Русский язык как иностранный», Хабаровск, 2012, 2013, 2014, 2015 гг.). Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры русского языка и издательского дела Педагогического института Тихоокеанского государственного университета.

Объем и структура работы. Структура диссертации определяется целью и поставленными задачами и отражает основные этапы и логику развития исследования. Работа (230 стр.) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (включает 385 ед.) на русском и английском языках, а также трёх приложений.

Глава 1. Актуальные проблемы изучения гипертекста блога

1.1. Своеобразие гипертекста 1.1.1. Проблема определения, категории, единицы и функции гипертекста

В настоящее время использование возможностей специальных коммуникационных технологий сети Интернет является ключевой и важной тенденцией в жизни современного человека. Интернет играет большую роль в социальном взаимодействии, а также в самовыражении индивидов, является неотъемлемым источником информации.

Развитие информационных технологий оказывает свое влияние на различные области знаний, в том числе и на лингвистику. Широко распространенное в настоящее время понятие «гипертекст», введенное в 1965 г. Т. Нельсоном для описания документов, отражающих нелинейную структуру идей, стало объектом изучения многих отечественных и зарубежных исследователей в различных аспектах. «Под «гипертекстом», - писал Нельсон, -я понимаю непоследовательную запись. Обычно процесс письма осуществляется последовательно по следующим двум причинам. Во-первых, потому, что он является производным от речи..., которая не может не быть последовательной (так как у нас для этого только один канал), и, во-вторых, потому, что книги неудобно читать иначе как последовательно. Однако мысли образуют структуры, которые не являются последовательными - они связаны многими возможными переходами» [Nelson, 1965, с. 86]. Так, из данного определения можно выделить следующие ключевые слова, характеризующие гипертекст: «непоследовательная запись», «возможные переходы».

Известный представитель постструктуралистского направления Ж. Деррида, называя линейность письма фундаментальной категорией, считает, в частности, что древнейшие формы письма носили нелинейный характер, и, со ссылкой на Леруа Гурона, отмечает, что они были побеждены в результате линейным

письмом. Однако при этом в наше время имеется множество доказательств того, что линейность ослабевает, т.к. не является настолько продуктивной по сравнению с нелинейным письмом [Деррида, 2000].

Кроме этого, существует мнение, что типичной формой нелинейного текста является и обычная картотека, которую составляет автор в процессе работы над произведением. По мнению Дж. Конклина, сведения, содержащиеся на отдельных карточках, могут быть упорядочены (выстроены в некоторую иерархическую систему) многими способами, благодаря наличию явных и неявных связей между ними [Conklin, 1987, с. 17-41].

М.Н. Эпштейн также пишет, что та информационная структура, которую Т. Нельсон предложил называть гипертекстом, не является чем-то новым, ранее неизвестным. Наоборот, нелинейная форма представления знаний является традиционной для религиозных писаний, широко использующих многочисленные комментарии, ссылки, сноски. Примером может служить Библия, которую можно читать «нелинейно», выбирая ту или иную последовательность чтения по ссылкам в зависимости от необходимости и ассоциаций, возникающих в процессе чтения очередного стиха [Эпштейн].

Следует отметить, что ряд ученых понятие «гипертекст», а также его свойства связывают с эпохой постмодернизма [Калмыков, 2009; Карымова, 2002; Фатина, 2005; Чувильская, 2008]. Это объясняется тем, что данная эпоха неотделима от понятия «нелинейность». Гипертекст, разрушающий детерминированность и однозначность сообщения, оказался инструментом, чрезвычайно «созвучным» этой эпохе и наиболее адекватно описывающим новые взаимоотношения с реальностью [Карымова, 2002]. Так, прообразом современного гипертекста некоторые исследователи предлагают считать идею «диалога» (М.М. Бахтин), принцип деконструкции (Ж. Деррида), язык бессознательного (Ж. Лакан), концепцию ризомы (Ж. Делез, Ф. Гваттари), концепцию «открытого» текста (У. Эко) [Тренева, 2011].

Понятие гипертекста функционирует в различных научных и социальных средах. Признак нелинейности отмечают следующие учёные. Ж. А. Никифорова

считает, что текст газеты можно рассматривать в качестве гипертекста. Это связано с тем, что газетный текст, как и гипертекст, состоит из множества текстов (статьи) или же текстовых блоков (рубрики и разделы), объединенных в единую функциональную структуру в первую очередь по тематическим признакам, по степени актуальности информации и т.д. [Никифорова, 2010].

И.Р. Купер рассматривает гипертекст как новый способ коммуникации в современном обществе, «ориентированном на множественные, одновременные потоки информации, которые не могут быть восприняты и усвоены субъектом», и поэтому знание «организуется в гипертекст, в сеть относительно свободных сообщений, которые могут объединяться и распадаться в процессе производства и потребления знания» [Купер]. Сложность описания гипертекста автор связывает со сложной его организацией как способа коммуникации, т.к. гипертекст включает в себя само знание (текст), компьютер и программное обеспечение.

В информатике термин «гипертекст» характеризуется как принцип организации информационно-поисковых массивов, при котором отдельные информационные элементы (в том числе документографические, фактографические, полнотекстовые, графические и др.) связаны между собой ассоциативными отношениями, обеспечивающими быстрый поиск необходимой информации и/или просмотр данных, взаимосвязанных указанными отношениями [Воройский, 2003, с. 52-53].

В филологическом аспекте одним из первых употребил понятие «гипертекст» известный структуралист-нарратолог Ж. Женетт в 1982 г. в своей книге «Palimpsestes: la literature au seconde degré» («Палимпсесты: литература второго уровня»), выделяя пять типов транстекстуальных отношений. Один из данных типов и выражает гипертекстуальность, существующую между двумя текстами, первый из которых (предшествующий) является гипотекстом, а второй (последующий) - гипертекст (здесь автор определяет гипертекст как «любой текст, произведенный от предшествующего текста путем прямой трансформации (трансформации просто) или непрямой трансформации (имитации)» [Женетт, 1982, с. 6]. Ж. Женетт предлагает классификацию ряда гипертекстовых

феноменов в соответствии с двумя критериями - характером связи (имитация или трансформация гипотекста) и ее модальностью (игровой, сатирической, серьезной).

Гипертекст в рамках лингвистического подхода часто определяется как «особый способ представления, организации текста», или как «новый вид текста, противопоставленный по многим своим свойствам обычному тексту», или как «новый способ, инструмент и новая технология понимания текста» [Баранов, 2007, с. 31-32]. Данная трактовка термина А.Н. Барановым стала основой для ряда других определений гипертекста, отражающих его отличие от линейного текста и отмечающих его уникальность в отношении восприятия и внешней организации.

В работе М. Визеля отмечается, что гипертекст - это представление информации как связанной сети гнезд, в которых читатели свободны прокладывать путь нелинейным образом. Исследователь допускает возможность множественности авторов, размывание функций автора и читателя [Визель]. Подобное определение можно соотнести с определением М.М. Субботина, определяющего гипертекст как форму организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система возможных переходов [Субботин, 1988]. Здесь следует обратить внимание на то, что авторы не конкретизируют способ представления материала и под эти определения могут подойти и рукопись, и книга, и электронное издание.

М.Н. Эпштейн приводит в своей статье два определения гипертекста, в которых отмечается, что гипертекст представляет «нелинейную документацию, которая ветвится и взаимосвязывается, позволяя читателю исследовать содержащуюся в ней информацию в последовательности, которую он сам выбирает», а также то, что гипертекст «позволяет связывать текст, аудио, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки и другие формы информации в осмысленное целое, к которому может осуществляться доступ при помощи системы индексации, ориентированной на конкретные идеи, а не на конкретные

слова в тексте» [Эпштейн]. Данные определения в большей степени характеризуют гипертекст, располагающийся в электронной среде. Отражается мультиформатность материала, который может связывать гипертекст. Учитывается система индексации, которая используется для поиска информации на проиндексированных ресурсах в сети Интернет.

Важную роль читателям при интерпретации гипертекста отводит Н.А. Шехтман. Автор отмечает, что гипертекст является «нелинейно организованным объёмом полиматических комментариев, интегрирующих непересекающиеся информационные ресурсы, между которыми при необходимости могут быть установлены перекрестные ссылки» [Шехтман, 2018, с. 87]. При этом смысл текста никогда не определяется лишь им самим, т.к. читатель не просто созерцает текст, но еще устанавливает связи между его единицами [Там же].

При интерпретации гипертекста большое значение имеет умение устанавливать не только внутренние связи между его элементами, но и внешние. Данный факт отражается в определении А.А. Калмыкова, который характеризует гипертекст как «целостный текст, содержащий смыслы, раскрывающиеся при прочтении через произвольную актуализацию связей с другими текстами и с текстом социокультурной реальности в целом» [Калмыков, 2009, а 25].

Как отмечает Р.К. Потапова, многие полагают, что гипертекст является существенной характеристикой новых средств коммуникации. Его особенностью является отсутствие централизованности и иерархии. В пространстве гипертекста все объекты обладают равной значимостью и в равной степени доступны пользователю. Р.К. Потапова приходит к выводу, что гипертекст - это текст с нелинейной структурой, элементами которой являются обычные линейные, т.е. читаемые подряд тексты (или фрагменты текстов) [Потапова, 2002].

Однако, на наш взгляд, неправильным было бы считать гипертекст простой суммой отдельных текстовых частей, объединённых тематически. В данном случае нам ближе позиция О.В. Дедовой, которая считает совокупность гипертекстовых информационных единиц функциональным целым.

Исследователь приходит к выводу, что невозможно в автоматическом режиме линейный текст превратить в гипертекст, т.к. для этого предварительно надо устранить традиционные средства формальной связанности. При разрушении контекстных связей они становятся избыточными. Отметим, что электронный гипертекст как особый тип текста О.В. Дедова понимает как модель организации электронного текста, характеризующуюся спецификой структурированности и разветвленной системой программно поддерживаемых внутритекстовых и межтекстовых переходов, предполагающую читательское интерактивное воздействие на последовательное воспроизведение композиционных единиц [Дедова, 2008].

С.Н. Чижикова так же, как О.В. Дедова, рассматривает гипертекст в рамках электронной среды. Исследуя сайты, посвящённые изобразительному искусству, автор приходит к выводу, что гипертекст является «электронно-опосредованной коммуникативной единицей высокого ранга, представляющей собой имманентное, структурно-дисперсное и функционально-бесконечное пространство, предназначенное для реализации коммуникативных задач» [Чижикова, 2012, с. 13]. Данная трактовка С.Н. Чижиковой весьма лаконична, однако вполне определяет сложность явления гипертекста.

Интерес своей многоаспектностью и отражением разнородности используемого материала в электронной среде представляет определение гипертекста, данное И.А. Ильиной, которая отмечает, что гипертекст - это знаковая конструкция (текст в широком смысле) с мультиформатным представлением информации (объединение текста, графики, видео, звука), т.е. поликодовый текст с креолизованной фактурой, полностью реализующий свои функциональные возможности в электронном виде при помощи механизмов гиперссылок [Ильина, 2009].

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Церюльник Анна Юрьевна, 2022 год

Использование

просторечий,

сленговых

выражений,

вульгаризмов.

Личный Коммерческий Корпоративный Тематический Городской Государственный

Использование Интернет-лексики, указывающей отдельные структурные элементы ИБ. Использование тропов (метафор, эпитетов, сравнений). Употребление оценочной лексики.

Морфологиче ские особенности Повествование от первого лица единственного числа и частое употребление следующих личных местоимений 1 лица: я, мы, мне, меня, а также притяжательных местоимений: мой, наш и т.д. Преобладание глаголов прошедшего времени. Использование императива. Кроме глаголов в повелительном наклонении, в значении императива могут также использоваться глаголы в 1 лице множественного числа, которые также могут побуждать к действию. Преобладает неличная форма изложения. Однако в некоторых ИБ активно используется форма 1 лица множественного числа. Использование значительного количества глаголов в форме императива. Использование местоимений и глаголов 2 лица единственного и множественного числа. Употребление пассивных конструкций, оформленных при Активное использование глаголов в форме императива. Отсутствие 1 и 2 лица местоимений и глаголов. Редкое использование глаголов в форме императива (в случаях предложения присылать информацию авторам ИБ). Преобладание неличной формы изложения материала (однако в некоторых блогах можно отметить местоимение 1 лица множественного числа, которым заменяется название государственной структуры, представленной в ИБ). Использование глаголов прошедшего времени, обозначающих действия

Личный Коммерческий Корпоративный Тематический Городской Государственный

помощи возвратных глаголов, а также кратких страдательных причастий. руководителей различных государственных структур. Использование пассивных конструкций, в которых представлены краткие страдательные причастия. Использование глаголов со значением речевой деятельности: сказать, отметить, подчеркнуть, обозначить, заявить, заверить, подтвердить и др., при помощи которых в постах ИБ вводится прямая или косвенная речь. В рамках сообщения конструкции могут комбинироваться, может использоваться приём выборочной

Личный Коммерческий Корпоративный Тематический Городской Государственный

или частичной

цитации.

Синтаксическ Использование Использование Использование Использование Включение Использование

ие вопросительных конструкций с восклицательных безличных прямой речи, вводных

особенности конструкций в конце обращением. предложений, а также инфинитивных цитат, косвенной конструкций со

постов. Использование вопросно-ответных предложений. речи, вводных значением

Использование вопросительных конструкций. Неличная форма конструкций со источника

парцеллированных предложений в Использование изложения. значением сообщения.

конструкций, конце поста. риторических Параллелизм источника Употребление

неполных Преобладание вопросов. конструкций. сообщения (как неопределённо-

предложений. простой структуры Использование Употребление правило, личных и

Использование предложений. вопросительных вопросно- приводятся безличных

вставных Использование конструкций в конце ответных ссылки на СМИ). предложений.

конструкций. вопросно-ответной поста. конструкций. Использование Употребление

Употребление формы. Преобладают Вопросительные преимущественно деепричастных

восклицательных сложноподчинённые конструкции в простых оборотов.

предложений. предложения, среди конце постов. предложений, В некоторых

Наблюдается в которых высокий Цитирование. связанных случаях пост может

большей степени процент придаточных Пост может чёткими логико- представлять собой

простая структура цели и условия. представлять семантическими номинативную

предложений. Использование собой одно отношениями. конструкцию,

определений, номинативное Отсутствие сопровождающую

выраженных предложение. вопросительных, видеозапись

причастными восклицательных какого-либо

оборотами. предложений, мероприятия.

Активное вопросно- Отсутствие

использование ответных восклицательных

обстоятельств, конструкций). предложений, а

выраженных Отсутствие также элементов

деепричастными обращения от диалогичности

оборотами. авторов данных ИБ (возможно непосредственно в постах ИБ

Личный Коммерческий Корпоративный Тематический Городской Государственный

обращение от подписчиков в адрес авторов и других подписчиков). (например, вопросительные предложения в конце поста, обращения, императивные конструкции и др.).

Параграфемн ые особенности Использование написания заглавными буквами для выделения отдельных слов/словосочетаний/ предложений. Использование редупликации вопросительных и восклицательных знаков препинания. Активное использование графических эмотиконов. Употребление многоточия и редупликации отдельных букв. Использование написания заглавными буквами для выделения отдельных слов/словосочетани й/предложений. Использование редупликации вопросительных и восклицательных знаков препинания. Активное использование графических эмотиконов. Крайне редкое включение в записи актуализаторов, графонов и интенсификаторов. Среди них чаще встречаются графические эмотиконы. Редкое включение в записи актуализаторов, графонов и интенсификаторов . Среди них чаще встречаются графические эмотиконы. Редкое включение в записи актуализаторов, графонов и интенсификаторов Крайне редкое включение в записи актуализаторов, графонов и интенсификаторов.

Жанровые разновидности ИБ Особенности комментариев

Личный Использование просторечных и сленговых выражений. Используются междометия. Употребляется первое лицо единственного числа глаголов и личных местоимений. При этом авторы комментариев достаточно часто используют неполные предложения, опуская личное местоимение-подлежащее. Широко распространены номинативные предложения. Присутствует написание отдельных слов и выражений заглавными буквами.

Коммерческий Использование оценочной лексики, графических эмотиконов, междометий, а также вопросительных предложений.

Корпоративный Использование оценочной лексики, императивов, неполных предложений, вопросительных конструкций, графических эмотиконов.

Тематический Распространены лаконичные оценочные конструкции, которые часто ограничиваются эмотиконами. Также часто представлены вопросительные конструкции, при помощи которых читатели стремятся уточнить интересующую их информацию. Используется оценочная лексика.

Городской Является популярным формат ответов на вопросы подписчиков. Авторы комментариев используют топонимы, указывая точные локации. Также в комментариях указываются гиперссылки на другие Инстаграм-аккаунты, владельцы которых могут оказать необходимую услугу (как правило, это аккаунты коммерческих или корпоративных ИБ). Обозначая в комментариях конкретные локации и организации, авторы также используют номинативные предложения. Среди лексических особенностей можно назвать использование просторечий, фразеологизмов. Наблюдается активное использование графических эмотиконов, многоточия. Распространены вопросительные конструкции.

Государственный Можно выделить два основных аспекта: оценка деятельности государственной структуры, описанной в публикации, написание просьб/жалоб/вопросов, адресатом которых является данная государственная структура. Среди лексических особенностей следует отметить использование оценочной лексики, а также отсутствие нелитературной лексики. К морфологическим особенностям следует отнести использование императива. Для усиления побуждения к действию может использоваться редупликация восклицательных знаков. Также используется акцентное выделение при помощи заглавных букв. Наблюдается использование в комментариях вопросительных предложений, а также этикетных выражений, в том числе выражения приветствия. Крайне редкое использование графических эмотиконов.

Приложение В Иллюстративный материал

Рисунок В. 1 - Наиболее популярные социальные сети по состоянию на июль 2020 г., ранжированные по количеству активных пользователей (в миллионах, по данным портала https://www.statista.com)

Рисунок В. 2 - Пост Инстаграм-блога

И11е.с1есог С утками е России тяжеловато. Может в Москве или там где есть фермы специальные они и есть, но в обычных городах только в паре магазинов и то

перемороженые, а уж печень утиную и грудки вяленые вообще не разу не встречала. Но салат такой поела бы с уде зольствиеу

2 ч. Нравится: 1 Ответить - Посмотреть ответы (1)

е1егау|д50уа4228 Салат с тунцом очень популярен в московских кафе, он называется Нисуаз. Я его тоже готовлю.

1ис1ггм1а.Иот62 2 салат -бомба калорий!Убъёт печёнку ,а если ещё и вино рядом-ужас кошмарный!

О

10 ч. "Нравился": 3 Ответить - Скрыть ответы

тас!ате_регпег

@1ийт11а1тат62 странно, что у жителей Перигора одна из самых долгих продолжительн остей жизни в мире^) И., да. конечно, с вином@

О

Рисунок В.3 - Комментарии Инстаграм-блога

Рисунок В. 4 - Макроструктура ИБ

Рисунок В. 5 - Гиперссылки в мобильном приложении Инстаграм

Рисунок В. б - Гиперссылки в мобильном приложении Инстаграм

Рисунок В. 7 - Пример рекламы в ИБ

Рисунок В. 8 - Пример репоста в ИБ

64 отметок «Нравится»

big.bro.khv 31 марта, ЗАВТРА, в 13,00 мы приглашаем Всех в ТЦ "На

Пушкина" на праздник "День юмора и смеха"'(§}(3

Вас ждёт интересная шоу программа, смешные конкурсы, клоуны, выступления танцевальных коллективов и розыгрыш ПРИЗОВ©£0 НИ не забудьте зарегистрироваться на стойке регистрации и получить браслет участника для розыгрыша призов(регистрация с 12.40)^2 Генеральные спонсоры мероприятия:

Туристическая компания "Лидер-тур" ©ПёеМоиг и гриль кафе "КИМЧИМЯСО" @са1е_к|тсЫтуа50

От туристической компании" Лидер-тур™ мы разыграем 2 сертификата на отдых по 10000 рублей и от гриль- кафе "КИМЧИМЯСО" мы разыграем 2 сертификата на ужин на 5000 рублей и на 3000 рублей. £0 ШШ

Встречаемся, в эту субботу, 31 марта, в 13.00 в ТЦ" На Пушкина" (3 этаж) © И не забываем, что ВХОД СВОБОДНЫЙ (§)Д #тцна Пушкина #праздник

#праздникначинается

#выступления

#день

#п разд н и кидл я детей

#празд никидлявсех

#праздникдлявас

#юмор

#смех

#приглашение

#входсвободный

И

Рисунок В. 9 - Расположение хештегов

Ф о • И

20 отметок «Нравится»

сч24ги А у нас сирень. Весна, аромат цветов, все хорошо:-] #^24ги ^Хабаровск #цветы #сирень ^веснаф ^доставкацветов

ДЕНЬ НАЗАД

elenagvozdovich_ Скудные снежинки падают с неба #ура значит#зимебыть £новогс1Днеенастроение& #зимавхаба равске

Рисунок В. 11 - Расположение хештегов

svinchukov Преьзнт от @kolymaweb из svinchukov Бор- авиакомпании ^Nordwind ^Магадан в аэропорту ¿Хабаровск

Рисунок В. 12 - Расположение хештегов

С> Q

Я

28 отметок «Нравится»

stashko_nail #маникюрхабаровск #ногтихабаровс #шелакхабарсвск #шеллакхабаровск #шилакхабаровск #шиллакха бара век #шеллак #гельлак #ногти #маникюр #стразы #рисунокнаногтях #ногти #гельлак #хабаровск #гельлакхабаровск ^шеллакхабаровск #шелакхабаровск ^сташконогти

23 ЧАСОВ НАЗАД

Рисунок В. 13 - Расположение хештегов

Сначала главные рубрики! © Тегами #ДвоеВЖивоте_Надя и #ДвоеВЖивоте_Лёва помечаю фота "де

Д8_И ПО ОДНОМУ, Ну а

Юкотаныващеребята@ используется для характерных фото свеоху, где я собираю е_е и смеьные подписи от вас.

В #ЛвоеВЖлвоте_фотосоветы — полезные соЕеты о съемке от меня (я ж местами все ж неплохой кн оп очко пажи мате ль) и приглашенных экспертов.

#ДвоеБЖивотеБидео —а по этому тегу лежат вообще все ролики с кстанами, ч~о ест=.

1 4ДвоеВЖивоте_месяц— -радиционнь е фото с цифрой, которыми от^еча-С' лни рождения котанов

@ #ЛвоеВЖивоте_правила — в рубрике по-;а всего два поста, но они одни из моих самых любимых. Нуточные правила беременной е перЕом посте и молодой мамы ео втором. иу_очные правила летел на подходе, пишутся.

#ДвоеВЖивоте_дом — о нашем уже :авер_енном ремонте в кваотире с новомодным названием «дюплеко, по сути двухэтажной двушке

Рисунок В. 15 - Рубрики-хештеги

tat¡_hr_blog Начало темы детских лагерей читайте по тэгу lbc_ed и catión Говорим мь с ват E-ce #tati_h г_п ро_лагеря гро учебу да говорим, но и отдыхать^ Листайте карусель О фоторепортаж с когда-нибуд= нужно, вель умственный места событий, август 2014 труд □□Г - это токе труд*, кто бы что Сде дующий этап - это был лагерь в ни говорил! Европе с возможностью изучать

#l bc_ed u cat i оп _со в ет а н гл и й ски й язы к.

Рисунок В. 16 - Рубрики-хештеги

© ф ©

■вости Интервью Соцсети Обращения

Рисунок В. 18 - Информационные блоки

Рисунок В. 19 - Заголовки записей ИБ

Рисунок В.20 - Заголовки записей ИБ

Рисунок В.21- Заголовки записей ИБ

Лучший иноормационныи блог для детей и родителей

Q1 Творческий эмигрант#zebropolia_popolsku

Стоимость тортов от 1300 р/кг от 2 кг api,whatsapp.com/send?phone=79242052035

лучшие покупки с АлиЭкспресс ■Э отзывы на инста-товары ^¡f самые интересные находки

А Подготовка к сдаче экзамена в ГИБДД. А Восстановление навыков вождения. @asJnstru ktor.ru /@avto_trener27 api.whatsapp.com/send?phone=79098507766

♦ Самые свежие события ♦ Новости о звездах ♦ Ежедневные обновления О Реклама/Сотрудничество в Direct

Рисунок В. 22 - Примеры подзаголовков ИБ

Сделаю тебя красоткой по 5куре] Люблю работу © Результаты тренировоктугП taplink.cc/trener.sokolov.khv

Помогаю: наладить отношения с собой и миром ^Договориться с бессознательным Ц^ Перейти к действиям фКонсультация 1400Р О Просто о сложном Блоготерапия

ЕЗ Имидж ГУРУ

^Настрою связи голова-тело-душа * Сторис голосом Голливуда Э Обучающие видео за 1 минуту С?Реклама @рг.догтн

СУПЕР ТЕЛО gorni-schaol.ru/supei_telo

О Анонсы событий V Новости и локации ПОДПИШИСЬ и узнай обо всем первым^] Отмечайте нас на фото По рекламе пишите в директ 1.те/ртсЬаУАААААЕХЬХ_(1УЗЗеиУ71$т*л>

ТАТЬЯНА ШИЛОВА - HR-эксперт usHR Certification Institute,>16 лет в HR 0 Бизнес-мама 4 детей

0Успешно синхронизирую карьеру и личную жизнь. taplink.cc/tati_hr_bl од

Лучшие Снимем и ГЛ56ньс£ События!

Вставьте наш тег *khabarovski7 и мы опубликуем лучшее фото! О По всем вопросам обращайтесь в direct ¿J

^Доверься и я покажу тебя с лучшей стороны ЫСвадьбы: @1^о_тко1_№ес)с1тд ЫПортреты Семейные Ё11_оуе51агу Беременность ИС животными^! Ц запись по ВатсапО

ууа. те/792 42145466_

[^)Торты и др сладости ЙМир моими глазами в сторис ^Всегда есть свободный муссовый торт

Натуральные и качественные ингредиенты ¿)Для заказа жми

сф!лч11а1$арр.сотЛеЫ?рЬопе=79242186709

■ОТЗЫВЫ

■новости

■ПРОИСШЕСТВИЙ

•ВОПРОСЫ

■ОПРОСЫ

ДШли ИНфоД

Сотрудничество: DIRECT

Наш Телегрэм-каналВ

tlgg.ru/bigbrokhb

СЭ Анонсы событий

а?- Новости и локации

ПОДПИШИСЬ и узнай обо всем первым^]

ES Отмечайте нас на фото

В По рекламе пишите в директ

t. me/j oi nc hat/А АА А А EX b X_hv 3 3 е N Y7tS m w

Рисунок Б23 - Примеры подзаголовков ИБ

Рисунок В. 24 - Примеры заголовков информационных блоков

ВОПРОСЫ

Привет Большой Брат! Подскажите Хабаровчане, где бюджетнее всего в городе поставить линзы в оправы очков и можно ли вообще отдельно это делать без заказа линз.

и ■ ■ I II

ЧИТАТЕЛЕМ

10 ВОПРОСОВ

Сегодня 12:48 ПП -ру^д

Здравствуйте. Хотела бы узнать может есть у нас в Хабаровске приют, куда можно отвести игрушки, вещи ?

г*~\ Коснитесь дважды, чтобы поставить ^ Нравится"

подписчиков

Добрый день, опубликуйте пожалуйста. Посоветуйте хорошего семейного юриста. Спасибо

СР Коснитесь дважды, чтобы постэе

Добрый вечер. Ребята, кто в курсе в каком заведении нашего славного Хабаровска можно отведать национальное блюдо швейцарской кухни -"Фондю"? Премного благодарен. Не реклама,

Рисунок В.25 - Примеры постов в городских ИБ

>.< <> емь - - «=»-«- л л - • «с V оз -

& # # )Г( ^ 6 г*2® ^ <3

~ © > йА * ЩИ, I ^ I

пяяпздеу? .О ПП О а*

Д

Рисунок В.26 - Графические эмотиконы

Но как отличать винтах от стекляшек из бабушкиного трельяжа? Вот несколько оактов, которые вам нужно знать

^?винтажные украшения - это подлинные вещи возрастом от 20 до 50 лет, позже, это уже антиквариат. Так что браслет IV из прошлой коллекции не считается ©

и бижутерия, и драгоценности могут быть винтажными. Тут нужно плясать от качества и тиража.

^не все содержимое маминой шкатулки - винтаж. А скорее, мало что из найденного окажется очень ценным.

Давайте сегодня я вам расскажу про французскую столицу виноделия Бордо! Десять причин посетить столицу Аквитании:

§ Прогуляться по уютным историческим улочкам центра города, который вписан в список Всемирного наследия ЮНЕСКО § Попробовать местные пирожные канеле.. мягкие цилиндрики с ароматом ванили и рома § Увидеть самую большую площадь Франции-р1асе de Quinconces

самую бесконечно-длинную торговую и пешеходную улицу стран ы - Sa I nte С a th eri не со множеством магазинов

Рисунок В.27 - Пример использования графических эмотиконов в качестве маркеров с целью декоративного оформления ( @juHa_gorm, (@paris_kz)

О образовательные локации; ф тематические мастер-классы; Д «Мафиям в прямом эфире;

творческие вечернее мероприятия; ф онлайн-спорт; 3 сказка на ночь и огоньки с вожатыми.

С? И всё это - в режиме онлайн, не выходя из дома!

Рисунок В. 28 - Пример использования графических эмотиконов в качестве

маркеров (@kdcsozvezdie)

А ведь похудеть это только полдела Убрав лишнее мы только видим с чем нам нужно работать дальше Каковы настоящие контуры тела. И где нужно чуть добавить., чтобы в целом фигура была

Не делайте из похудения дела всей жизни. Зная, как работает наше тело мы расстаемся с лишним жиром легко и без голода.

Рисунок В.29 - Пример замены лексических единиц эмотиконами

(@trener.sokolov.khv)

Очень удобно с транспорта м-две автоматические линии метро ¡1 и 14), которые работают даже в период забастовок ¿3Ежедневные прогулки по самому большому и старинному парку Парижа. Если вы привыкли бегать, то этот район для вас

ÇB основном представлень дорогие варианты проживания и шикарные отели. Можно посмотреть квартиры в районе бывшего рынка marche saint honore. В этом же месте огромный выбор неплохих ресторанов ^Толпы туристов, машины, шум (^Парижане не имеют возможности жить в этом районе.

Рисунок В. 30 - Пример использования графических эмотиконов в качестве

маркеров (@paris_kz)

Рисунок В. 31 - Пример поста с комментариями

Ю ВОПРОСОВ

Сегодня 12:48 ПП

7

Здравствуйте. Хотела бы узнать может есть у нас в Хабаровске приют, куда можно отвести игрушки, вещи ?

Коснитесь дважды, чтобы поставить ^ "Нравится"

т

подписчиков

ъ

) Ь1дЬго_кЬу • Подписки

ЫдЬго_кИу 10 Вопросов от подписчиков

я

Посмотреть все комментарии (12) хатка24091992 Есть в березовке интернат .там принимаю все обсалютно для детей инвалидов!!! 1агци$Иа_дега Диван отлично очищает пена в баллоне в автозапчастях продаётся, если не ошибаюсь , профан 2000, забыла, год назад всю мягкую мебель ей очистила. 1агци5Иа_дега @1ап]и5Ьа_дега она предназначена для очистки автосалонов

е!епа050770 В дом ребёнка

Ф О

п

63 отметок "Нравится"

5 декабря

Добавьте комментарий...

Рисунок В. 32 - Пост городского ИБ

Рисунок В. 33 - Пост государственного ИБ

Матерь котанов.

До операции осталось 10 дней Ц #двое_пластика

Сотрудничество Ц l@ipr.dvoe | pr.dvoe@bk.ru Рисунок В. 34 - Подзаголовок ИБ @ёуое_у_7Ыуо1е

Рисунок В. 35 - Заголовки блоков «Историй» ИБ @ёуое_у_7Ыуо1е

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.