Концепт "время" и образные средства его выражения в сонетах У. Шекспира тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Персинина, Анна Станиславовна

  • Персинина, Анна Станиславовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 181
Персинина, Анна Станиславовна. Концепт "время" и образные средства его выражения в сонетах У. Шекспира: дис. кандидат филологических наук: 10.02.04 - Германские языки. Санкт-Петербург. 2006. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Персинина, Анна Станиславовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Эволюция представлений о категории времени в научной парадигме знания.

1.1 Эволюция представлений о категории времени в истории науки.

1.1.1 Происхождение категории времени в онтогенезе и филогенезе. Представление о категории времени в мифологической картине мира

1.1.2 Категория времени и ее отражение в работах античных философов и историков.

1.1.3 Средневековые концепции времени.

1.1.4 Эпоха Возрождения - переворот в восприятии времени.

1.1.5 Понятие времени в европейской культуре в эпоху Реформации (XVI-XVII вв).

1.1.6 Представления о категории времени И. Ньютона.

1.1.7 Концепции времени в философии и естествознании XVIII-XIX веков

1.1.8 Развитие представлений о категории времени в XX веке. Современная научная картина мира.

1.2 Отражение категории времени в когнитивной лингвистике.

1.2.1 Общая характеристика когнитивного направления в языкознании.

1.2.2 Понятие концептуального взаимодействия и его роль в познании.

1.2.3 Лингвокогнитивный аспект категории времени. Место категории времени в языковой картине мира.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.

Глава II. Образные средства выражения концепта времени в сонетах У. Шекспира.

2.1 Трактовка понятия "образ" в различных науках.

2.2 Общая характеристика цикла сонетов У. Шекспира.

2.3 Анализ образов времени и языковых средств их выражения в сонетах У. Шекспира.

2.3.1 Пространственные образы времени.

2.3.2 Метафорический образ времени как потока.

2.3.3 Противопоставление образа времени и топохроноса.

2.3.4 Средства персонификации топохроноса.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепт "время" и образные средства его выражения в сонетах У. Шекспира»

Настоящая работа посвящена исследованию концептуального содержания феномена времени в ходе развития научной парадигмы знания и анализу образных средств его выражения в поэтическом идиолекте У. Шекспира на примере цикла сонетов.

Актуальность исследования обусловлена обращением к изучению одной из важнейших бытийных категорий - категории времени - в рамках когнитивной науки. В координатах пространства и времени человек воспринимает все сущее, отсюда эти выделенные человеком категории являются для него непреходящей ценностью. Вместе с тем, в ходе развития и накопления знаний в постижении мира представление о сути данных категорий, их концептуальной структуре, членении и содержании беспрестанно меняются. В результате к определению и изучению феномена времени вновь и вновь обращаются различные фундаментальные науки, в том числе и когнитивная лингвистика, которая занимается когницией - процессами восприятия, категоризации, классификации, приобретения знаний, т.е. процессами осмысления мира в их языковом отражении.

Когнитивный подход, как представляется, способствует более, глубокому уровню анализа, выявлению содержательной структуры концепта времени, образных способов его ментальной и языковой репрезентации. Стремление дать всестороннее описание концепта времени, а также фундаментальный характер представлений о времени в жизни человека обусловливают необходимость интегрального подхода при изучении данного феномена и привлечение данных из смежных с лингвистикой дисциплин, таких как философия, психология, нейрофизиология, история искусства и др.

Объектом исследования являются концепт "время", а также образы времени в идиолекте У.Шекспира, представляющие собой динамические модели знания и познания мира.

Предметом исследования является языковая объективация образов времени в поэтическом творчестве У.Шекспира.

Теоретическую основу настоящей работы составили исследования категории времени Р.А. Акимова, М.Д. Ахундова, А .Я. Гуревича, В.П. Казарян, Ю.Б. Молчанова, Дж. Уитроу; исследования в области когнитивной лингвистики Н.Д. Арутюновой, А.П. Бабушкина, Н.Н. Болдырева, А.В. Бондарко, В.Г. Гака, А.В. Кравченко, Е.С. Кубряковой, М.В. Никитина, Е.В. Падучевой, И.А. Стернина, Е.С. Яковлевой, А. Вежбицкой, М. Джонсона, Дж. Лакоффа, У. Ма-тураны, и др.; труды, посвященные теории образов и проблемам образности, В.В. Виноградова, Б.М. Гаспарова, С. М. Мезенина, А.А. Потебни.

Цель исследования заключается в выявлении и анализе лингвистических образных средств актуализации концепта "время" в английском языке XVI века на примере цикла сонетов У. Шекспира.

Задачи исследования, непосредственно вытекающие из сформулированной цели, сводятся к следующему:

1. Проследить эволюцию концептуального содержания категории времени в ходе развития научной парадигмы знания;

2. Проанализировать основные когнитивные механизмы концептуализации времени;

3. Отграничить концепт "время" от тесно ассоциируемых с ним концептов, в частности от наполняющих временной континуум событий, состояний, действий и от целостного образа мира (топохроноса);

4. Определить роль образных средств при объективации концепта "время";

5. Проанализировать лингвистические образные средства актуализации концепта "время" в цикле сонетов У. Шекспира в связи с представлениями о времени, характерными для эпохи автора, и индивидуального авторского способа категоризации действительности.

Для решения поставленных задач в работе применяются такие методы исследования, как анализ словарных дефиниций, стилистический анализ, метод концептуального анализа, заключающийся в реконструкции структуры концепта и стоящих за ним фрагментов действительности на основе языковых репрезентаций, объективирующих кйнцепт.

Материалом исследования послужил цикл из 154 сонетов выдающегося английского поэта и драматурга XVI века У. Шекспира. Выбор материала исследования обусловлен несколькими причинами:

Во-первых, сонет как один из жанров лирической поэзии раскрывает мироощущение автора, его восприятие мира, а значит и способы категоризации и концептуализации мира, характерные для данной языковой личности.

Во-вторых, тема времени занимает большое место в творчестве У. Шекспира, а тем более в сонетах, являющихся, по мнению многих исследователей, квинтэссенцией его творчества. Важность, которую У. Шекспир придает категории времени, обусловлена в значительной мере социально-исторической эпохой автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1 Формирование категории времени - процесс длительный. Это объясняется тем, что время недоступно ни одному из пяти органов чувств, оно не оставляет в сознании человека конкретные перцептуальные образы, которые неизбежно возникают при возбуждении зрительных, осязательных, слуховых и т.п. рецепторов и служат основой для образования абстрактных ментальных квантов знания. Анализ эволюции представлений о феномене времени в ходе развития научной парадигмы знания свидетельствует о том, что время в различные эпохи трактовалось по-разному: как мифологическое, эпическое, психологическое, физическое, субъективное, объективное, языковое, художественное и др. При этом рассматривались такие его параметры, как статичность / динамичность, линейность / цикличность, прерывность / непрерывность, конечность / бесконечность, гомогенность / гетерогенность и пр.

2 Категория времени введена человеком в язык для его ориентации и адаптации в мире объективной действительности. Языковое представление времени - это знаковая абстракция, плод человеческого сознания, позволяющая представить мир как систему отношений в отвлечении от конкретных предметно-пространственных манифестаций объектов. Вместе с тем, языковые структуры, фиксируя в первую очередь наивную картину мира, отражают общий фонд первичного феноменологического знания, прежде всего то, что дано человеку в его чувственном перцептивном опыте. На уровне чувственных восприятий время представляется человеку как "теперь, сейчас", т.е. настоящее, которое является для него непосредственной данностью, будущее и прошедшее - это абстрактные конструкты, сложившиеся на основе пространственных представлений о времени.

3 Лингвистические образные средства объективации концепта "время" в сонетах У.Шекспира отражают представления автора об этом сложном феномене, сложившиеся к XVII веку на базе "обыденного", философского и естественнонаучного знания, и репрезентируют время сквозь призму предметных реалий и действий. Словесный поэтический образ есть один из способов объективации картины мира, это одновременно и процесс, и результат познания мира. Психологическая действенность словесного образа основана на том, что он воспроизводит в сознании человека ощущения и восприятия, конкретизирует информацию, получаемую извне, привлекая воспоминания о чувственно-зрительных, слуховых, тактильных, температурных ощущениях используя различные языковые средства, среди которых преобладают: перифраз, метафора, метонимия, антитеза и др.

4 Интерес У. Шекспира к категории времени и ее образная интерпретация в значительной степени обусловлена традициями эпохи Возрождения. Основными тенденциями этой эпохи выступают: индивидуализм и проистекающее из него драматическое мироощущение ограниченности возможностей человека кратким моментом настоящего; стремление к научному познанию действительности и эмпирическому обоснованию законов природы; признание дискретности времени; представление о вечной изменчивости бытия и связи моментов времени с определенными состояниями человека и окружающей действительности.

5 Наблюдение последовательности явления чувствам состояний внешнего мира (смена времен года, дня и ночи, вехи взросления человека) приводят У.Шекспира к пониманию вечной изменчивости бытия. Языковым средством отражения динамики пространственно-временного континуума является композиционная структура сонета, вмещающая несколько словесных образов в рамках одного сонета. Калейдоскопичность и пластичность метафор, метонимий, многообразие эпитетов, сравнений и развернутые перифразы, с помощью которых описывается смена состояний мира, демонстрируют, как недискретная динамика окружающей действительности преобразуется сознанием поэта в последовательность одномоментных картин, что является базовым механизмом концептуализации времени.

6 Наиболее частотными и яркими изобразительными средствами представления времени в цикле сонетов У.Шекспира являются: а) образ потока, актуализирующий в сознании реципиента такие признаки, как однонаправленность происходящих изменений, стремительность и неумолимость движения времени. Реализация образа времени как потока достигается посредством использования лексических единиц, обозначающих течение, развернутых сложных сравнений и метафор. б) образ времени как некоего вместилища, что выражается в сонетах посредством разнообразных метафор и сравнений (Time's chest, time as wardrobe).

7 Свойственное эпохе Возрождения стремление к наглядно-геометрическому представлению времени, а также признание дискретности временного потока приводит к тому, что лексема "time" в сонетах варьируется на синекдохальной основе и обозначает некоторую свою часть, момент на временной оси, некоторую временную длительность. Это обусловливает также большое количество слов в цикле сонетов У.Шекспира, описывающих временные протяженности и точки временного континуума: day, hour, night, minute etc.

8 Представление об абстрактной протяженности во времени передается в сонетах метонимически совместно с представлением о ее событийном наполнении: "время" обозначает не безликий абстрактный континуум, а события и изменения, происходящие в нем. Метонимический перенос служит смещению и концентрации фокуса внимания: заменяя наименование изменения/события "временем" автор подчеркивает динамику бытия, однонаправленность и необратимость изменений. Наиболее изобразительно образы возрастных изменений человека и смены состояний окружающей действительности объективируются в сонетах посредством частного проявления метафоры - олицетворения, опирающегося на свойство человеческого мышления переносить антропоморфные характеристики на объекты и явления окружающей действительности.

Научная новизна работы заключается с одной стороны, в системном описании эволюции представлений о категории времени в научной парадигме знаний, с другой стороны, в выявлении и анализе образной микросистемы времени в сонетах У.Шекспира, в определении основных приемов и лингвистических средств объективации образных моделей времени в поэтическом идиолекте автора.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная работа продолжает разработку проблем когнитивной лингвистики, связанных с теорией образов, с процессами концептуального взаимодействия, лежащими в основе восприятия и усвоения знаний человеком, уточняет особенности их языковой репрезентации.

Практическая значимость исследования состоит в возможности ее использования для проведения дальнейших исследований структуры и содержания концепта времени, процессов концептуального взаимодействия, роли и функции образных языковых средств выражения абстрактных квантов знания.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы, а также анализ и примеры диссертационной работы могут быть использованы в курсах лекций и семинарах по стилистике, истории языка, спецкурсах по когнитивной лингвистике, лингвистике текста. Систематизированный языковой материал может быть полезен в научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов, направленной на изучение процессов концептуального взаимодействия и способов языковой образной объективации концепта времени. Результаты исследования могут быть также использованы при составлении практических рекомендаций и теоретических пособий, а также в процессе преподавания английского языка на различных этапах обучения.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в докладах на научно-практических конференциях "Герценовские чтения" в РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, апрель 2004, май 2005), а также в докладах на аспирантских семинарах кафедры английской филологии РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, февраль 2004). По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ, общим объемом 1,84 печатных листа, в том числе научных статей - 4, материалов конференции - 2, одна статья находится в печати.

Объем и структура диссертационного исследования.

Содержание исследования изложено на 181 странице машинописного текста. Диссертация состоит из введения, двух глав, сопровождающихся выводами, и заключения. К работе прилагается библиографический список, насчитывающий 175 наименований (в том числе 33 источника на иностранных языках), список использованных словарей и энциклопедий и источник.

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Германские языки», Персинина, Анна Станиславовна

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Основные сложности на пути познания человеком феномена времени, связанны с тем, что время неподвластно ни одному из пяти органов чувств, не оставляет в сознании конкретные образы, которые неизбежно возникают при возбуждении зрительных, осязательных, слуховых и т.п. рецепторов. Для того, чтобы лучше осознать сущность абстрактного конструкта "время", человек смотрит на него сквозь призму "предметных" реалий и действий. Этот процесс осмысления находит языковое выражение в различных словесных образах.

Образ признается одним из основных средств обобщения действительности. В широком смысле образ означает отражение окружающего мира в сознании человека. Словесный поэтический образ есть один из способов объективации картины мира. Специфика его состоит в том, что он есть процесс и результат познания мира. Одновременно он передает и определенное оценочное отношение к отражаемому. Основными функциями словесного образа признаются познавательная и эстетическая. Психологическая природа образа основана на том, что он воспроизводит в сознании ощущения и восприятия, конкретизирует информацию, получаемую извне, привлекая воспоминания о чувственных ощущениях, о ранее освоенных сознанием восприятиях. Такое понимание словесного образа опирается на понятие концептуального взаимодействия, объясняющего лингвокогнитивные механизмы поэтического творчества.

Интерес У. Шекспира к категории времени и ее образная интерпретация обусловлены, во многом, свойственными эпохи Возрождения тенденциями индивидуализма, стремлением к эмпирическому постижению действительности и акцентированию изменчивости бытия.

Абстрактный концепт времени реализуется в поэтическом идиолекте У. Шекспира, прежде всего, с опорой на пространственные ощущения на основе метонимического переноса (время—►вместилище), который находит свое языковое воплощение в метафорах и сравнениях, и абстрактное время-вместилище предстает как шкаф, сцена, ларь, путь, преодолеваемый человеком в течение жизни (Time's chest, time as a wardrobe, as a carcanet, night's steepy hill).

Общая идея абстрактного времени с трудом поддается конкретизации, поэтому предстает в разных вариантах, в основе которых лежит метонимический, в частности, синекдохальный перенос, так что лексема "time" обозначает некоторую свою часть, момент на временной оси, некоторую временную длительность. Для эпохи Возрождения особенно характерно стремление к наглядно-геометрическому представлению времени. Отсюда большое количество слов в цикле сонетов У.Шекспира, описывающих временные протяженности и точки временного континуума: day, hour, night, minute etc.

Одним из наиболее частых и максимально изобразительных аналогов времени, к которым прибегает У.Шекспир, является метафора потока, ремати-зирующая в сознании такие интенсиональные признаки феномена времени как однонаправленность происходящих изменений, стремительность и неумолимость движения. Метафорическое определение времени как потока достигается за счет использования развернутых сложных сравнений, метафор, лексических единиц времени, ассоциативно вызывающих представление о потоке.

Образ времени составляет смысловой фон сонетного цикла. Однако анализ материала исследования показал, что время не интересует автора как абстрактный ментальный конструкт. Наибольший интерес для У.Шекспира представляет феномен времени в его отношении к человеку, природе и всем проявлениям предметной деятельности человека: событиям, изменениям, состояниям, действиям, чувствам. Представление об абстрактной протяженности во времени в сонетах чаще всего передается метонимически совместно с представлением о ее событийном наполнении: "время" обозначает не безликий абстрактный континуум (вместилище или поток), а концепты события и изменения, происходящих во времени. Метонимический перенос служит, чаще всего, смещению и концентрации фокуса внимания: заменяя наименования изменения/события "временем" автор хочет подчеркнуть динамику, однонаправленность, необратимость изменений и передать оценочное к ним отношение.

Значение, которое автор придавал изменению, обусловлено влиянием эпохи Возрождения и Нового времени. Если для средневековых писателей и философов время текло на фоне вечности и все события запечатлевались как неизменное настоящее вечности, то представители культурной традиции Ренессанса переместили фокус внимания на вечную изменчивость бытия. Кроме того, философское понимание непрерывности, гомогенности времени (аристотелевский континуализм) уступило место дискретным концепциям: время стало связываться с отдельными изменениями, событиями.

Такое понимание времени реализуется в сонетах в напряженной антитезе, разделяющей мир на два контрастирующих полюса: добро/зло, красота/уродство, жизнь/смерть и т.д. Цикл сонетов насыщен конкретными чувственными образами, выражающими данное мироощущение поэта и выступающими в качестве аналогов изменения состояний человека и окружающего мира. Например, смерть и старость - это зимние или осенние пейзажи, ненастье, молодость и красота изображаются как весенние картины пышного цветения, яркие красочные летние дни.

Сопряженность оценочных эпитетов с лексическими единицами, обозначающими временные понятия, позволяет передать субъективное авторское отношение к событиям и изменениям, которые наполняют временные протяженности.

Наиболее изобразительно представления о неэстетических возрастных изменений, смене времен года, смерти объективируются в сонетах посредством частного проявления метафоры - олицетворения, опирающегося на свойство человеческого мышления переносить антропоморфные характеристики на объекты и явления окружающей действительности. Яркими персонифицированными образами с выраженным оценочным компонентом являются образ тирана, врага, жестокого варварского человека, уродующего красоту художника, а также образы диких животных.

Выбор персонификации как основного языкового средства объективации абстрактных концептов обусловлен культурной гуманистической традицией эпохи Возрождения - направленностью на человека.

Особенностями изображения топохроноса (концепта мира) в сонетах также выступает многообразие аналогий из реальной жизни автора, порождающее обилие чувственных образов. Языковыми средствами создания иллюзии текучести окружающего мира, отражения динамики пространственно-временного континуума выступает концентрация нескольких словесных образов в рамках одного сонета, а также перифраз. Поток словесных образов, сменяющих друг друга, перетекающих один в другой, а также сопряженные с ними ассоциативные отклики читателей являются ярчайшим средством создания иллюзии текучести окружающей действительности, динамики пространственно-временного континуума. Калейдоскопичность и пластичность метафор и многообразие эпитетов, с помощью которых описывается смена состояний окружающего мира, демонстрируют, как недискретная динамика мира, непрерывность континуума преобразуется сознанием в последовательность статических одномоментных картин, что является основным когнитивным механизмом постижения и концептуализации времени.

Напряженность, эмоциональность поэтических образов связаны с субъективностью переживания автором изменений (смены состояний мира).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование эволюции формирования концепта "время" на протяжении истории человечества позволяет сделать вывод о первостепенной важности этого феномена для бытия человека, как на уровне онтогенеза, так и на уровне филогенеза. При этом, необходимо отметить отсутствие согласованности в понимании времени различными науками.

Исследование показало, что в истории эволюции культур и цивилизаций время трактовалось неоднозначно. Синкретизм восприятия пространственно-временного континуума и невычлененность из него событий и действий были свойственны архаическому мифологическому мышлению. На современном этапе развития науки это представление находит развитие в фундаментальных предпосылках теории относительности.

Начало научному осмыслению времени и формулирование основных концептуальных трудностей осмысления данной категории положено в античной философии. В этот период были сформулированы основные комплиментарные концепции времени: субстанциональная, трактующая время как самостоятельную субстанцию мира и реляционная, определяющая время как порядок или отношение между вещественными проявлениями окружающего мира, которая со времен А.Эйнштейна господствует в современных научных представлениях о времени; а также статическая и динамическая. Последние две концепции наиболее плодотворно рассматривались в средневековой схоластике. Динамическая концепция была принята для объяснения течения земного времени, а статическая концепция соответствовала вечности (aevum) и вневременному бытию (aeternitas).

Осмысление времени как психологического феномена, основанного на чувственном опыте человека доминирует в западноевропейской философии со времен Августина Аврелия и в разной интерпретации содержится в трудах Р. Декарта, Г. Шеллинга, И. Канта, А.Бергсона, Э. Гуссерля и многих других ученых.

Для эволюции научных представлений о времени характерно противопоставление психологического и онтологического времени, субъективного и объективного. А. Эддингтон остроумно заметил, что наука встречается с двумя по сути дела различными вопросами. Первый вопрос: какова истинная природа времени? Второй вопрос: какова истинная природа той величины, которая под видом времени играет весьма существенную роль в классической науке?

Современная когнитивная наука интерпретирует время как "вечное настоящее", в котором человек познает мир, непрерывное восприятие сигналов органов чувств, дающее возможность увидеть порядок вещей в мире. А величиной, которая "играет столь существенную роль в науке", называют концепт "время" - абстрактный ментальный конструкт, введенный человеком в язык и в науку для того, чтобы лучше ориентироваться в мире постоянно меняющейся действительности.

В когнитивной парадигме знания принята гипотеза о неразрывной связи познания и мышления с языком. Языковые структуры, фиксируя в первую очередь наивную картину мира, отражают общий фонд первичного феноменологического знания, то, что дано человеку на сенсорной основе. Любое знание складывается с опорой на данные чувственного опыта. Предпосылками формирования знания о времени являются результаты наблюдения за изменениями окружающего мира и сменой внутренних состояний человека.

Языковые средства не только обеспечивают фиксацию результатов познания человеком окружающей действительности, но также выступают орудием ее познания. Первостепенную важность в этом отношении имеют лингвистические образные средства. Основные сложности на пути познания человеком феномена времени, связаны с тем, что время неподвластно ни одному из пяти органов чувств, не оставляет в сознании конкретные образы, которые неизбежно возникают при возбуждении зрительных, осязательных, слуховых и т.п. рецепторов. Для того, чтобы лучше осознать сущность абстрактного конструкта "время", человек смотрит на него сквозь призму "предметных" реалий и действий. Этот процесс осмысления находит выражение в различных словесных образах, наиболее частотными из которых выступают метонимический перенос пространственных представлений на временные понятия и метафорическое изображение времени как потока.

Признание антропоцентризма знания, в том числе языкового, позволяет рассуждать об индивидуальных особенностях концептуализации времени языковой личностью, обусловленных, во многом, культурными и историческими традициями современной человеку эпохи.

Материал исследования продемонстрировал, что наибольший интерес для У.Шекспира представляет время в отношении к человеку, и всем проявлениям его предметной деятельности: событиям, изменениям, состояниям, действиям, чувствам. Представление об абстрактной протяженности во времени в сонетах чаще всего передается метонимически совместно с представлением о ее событийном наполнении: "время" обозначает не безликий абстрактный континуум, а события и изменения, происходящие в нем. Метонимический перенос служит смещению и концентрации фокуса внимания: заменяя наименования изменения/события "временем" поэт акцентирует динамику, однонаправленность, необратимость изменений и передает оценочное отношение.

В работе сделан вывод о том, что особенностями изображения изменчивости бытия в сонетах выступает многообразие аналогий из реальной жизни автора, порождающее обилие чувственных образов или, используя терминологию Б.М. Гаспарова, образных окликов. Лингвистическими средствами создания иллюзии текучести окружающего мира, отражения динамики пространственно-временного континуума является многообразие словесных образных картин, сменяющих друг друга, перетекающих одна в другую. Калейдоскопичность и пластичность метафор, разнообразие эпитетов, подробные перифразы, с помощью которых описывается смена состояний окружающего мира, демонстрируют, как непрерывная динамика мира, гомогенность бытия преобразуется сознанием в последовательность статических одномоментных картин, - а это, по признанию ученых (М.В. Никитин, А.В. Кравченко), является одним из главных механизмов постижения времени.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Персинина, Анна Станиславовна, 2006 год

1. Августин Аврелий. Исповедь. СПб.: Азбука, 1999. - 391 с.

2. Акимов Р.А. Причинность, время и проблема становления: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. М., 1980. - 19 с.

3. Аникина А.Б. Образное слово в художественном и публицистическом произведении. Вопросы стилистики текста. М., 2005.- 216 с.

4. Аникст А.А. Лирика Шекспира // Шекспир В. Сонеты. СПб.: Азбука, 2004. - с. 2-24.

5. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М.: Изд-во худ. лит-ры, 1963. -615 с.

6. Античная философия (тексты). М., 1936. - 214 с.

7. Апресян Ю.Д. Теоретическая лингвистика и лексикография: опыты системного описания лексики. М., 1995. - 360 с.

8. Аристотель. Метафизика. СПб.: Алетейя, 2002 . - 826 с.

9. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. 6-ое изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 384 с.

10. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: Сборник / Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинский. М.: Прогресс, 1990. - с. 5-32.

11. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд. испр. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 896 с.

12. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология / под ред. В.Н. Нерознака. М., 1997. - с. 267-280.

13. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. - 222 с.

14. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. М.: Акад.проект, 2004. - 464 с. Бабушкин А.П. "Возможные миры в семантическом пространстве языка. - Воронеж, 2001. - 86 с.

15. Байков В.Г. Антропоцентризм языка и поэтика точки зрения // Общая стилистика: теоретические и прикладные аспекты. Калинин, 1990 . -с. 4-29.

16. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, 2000. - 123 с. Бондарко А.В. Основы функциональной грамматики: Языковая интерпретация идеи времени. - СПб, 2001. - 260 с.

17. Бэкон Ф. О принципах и началах // Сочинения в 2х т. Т1 . М.: Мысль, 1971 .- 590 с.29,30,31,32,33,34,35,36,37,3839,4043,44,45,

18. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999. - 780 с.

19. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки русской культуры, 2001. - 272 с.

20. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М.: Высшая школа, 1986. - 640 с.

21. Гак В.Г. Пространство времени // Логический анализ языка. Язык и время. М. Индрик, 1997. - с. 122 - 130.

22. Гак В.Г. Языковые преобразования. М.: Шк. "Языки русской культуры", 1998.- 763 с.

23. Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ. М.: Новое литературное обозрение, 1996.- 351 с.

24. Гаспаров М.Л. Автономова Н.А. Сонеты Шекспира переводы Маршака, Вопросы литературы, 1969 №2.

25. Гассенди П. Сочинения в 2х т. Т 1. М.: Мысль, 1966 . - 431 с. Гегель Г.Ф. Эстетика. В 4х т. Т 1. - М., 1969. - 312 с. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. - М.: Прогресс, 1992. -217 с.

26. Гилилов И.М. Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса.- М.: Международные отношения, 2000. 509 с.

27. Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. - 621 с.

28. Голосовкер Я.Э Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 218 с.

29. Гулыга А. В. Кант. М.: Наука, 1976. - с. 5.

30. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 2000.- 396 с.

31. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. -318с.

32. Гусева Л.В. Эпитеты в сонетах Шекспира. Проблемы стилистики и перевода. Смоленск, 1976.46

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.