Исламский фактор в политике Пакистана во второй половине XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Русеева, Нелли Николаевна

  • Русеева, Нелли Николаевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 176
Русеева, Нелли Николаевна. Исламский фактор в политике Пакистана во второй половине XX века: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2009. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Русеева, Нелли Николаевна

Введение

ГЛАВА I ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА ПАКИСТАН

§ 1 История распространения ислама в Пакистане

§2 Раздел Британской Индии по религиозному принципу

ГЛАВА II ПОЛИТИКА И ИСЛАМИЗАЦИЯ В ПАКИСТАНЕ

§ 1 Формирование государственно-политической системы в 1947-1977 гг.

§2 Политика исламизации в Пакистане

§4 Вооруженные силы как инструмент политики в государстве

ГЛАВА III ИСЛАМ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПАКИСТАНА

§ 1 Пакистан как один из очагов международного терроризма

§2 Ядерная политика Пакистана

§3 Россия - Пакистан: исламский фактор и политика

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исламский фактор в политике Пакистана во второй половине XX века»

Современная история полна попыток политизации ислама или исламизации политики. Модернизация исламской мысли на протяжении XIX-XX веков содействовала открытию заново всей многогранности исламских учений. Пакистан как часть мусульманского мира не избежал участи политизации ислама.

Ислам долгое время неразрывно связывали с Востоком. Но в современном мире ислам выходит за рамки Востока, охватывая и Европу, и Америку.

Реальной задачей, стоящей перед человечеством в третьем тысячелетии, является углубленное знакомство с исламом не только самих мусульман, но и тех, кто его не исповедует. Ислам является религией интеграции, а не обособления и изоляции. Уважение других культур и верований, традиций и выбора есть неотъемлемая часть существа ислама.

Среди мусульманских субрегионов, согласно данным Института исламской информации и образования, наиболее крупным на 2000 г. был Южно-азиатский - в Индии, Пакистане и Бангладеш насчитывалось примерно 400 млн. мусульман.1

Исламская Республика Пакистан - государство в Южной Азии, относящееся к числу десяти самых населенных стран мира.

На протяжении всей истории Пакистана ислам являлся не только доминирующей религией большинства населения, но и также идеологией государства, просвещения, судопроизводства и культуры. Сыграв большую консолидирующую роль на начальном этапе формирования пакистанского общества, ислам в последующем способствовал консервации средневековых устоев.

1 Восток, №3,2003 г., с. 9.

Многое в судьбе Пакистана представляется необычным. Он возник как бы «из ничего», не было ни исторического прецедента, ни единой либо объединяющей этнической общности. К тому же все произошло по историческим меркам быстро — в 1933 г. было придумано название. Через 7 лет появился план создания государства, еще через 7 лет оно было образовано.

Только этим уникальность не исчерпывается. Появившаяся в 1947 г. на политической карте мира страна оказалась исключением из правил смысле географической конфигурации Она состояла из двух отдельных частей, западной и восточной, разделенных огромной территорией Индии. Территориальная обособленность с самого начала давала повод говорить о возможном расколе.

В XX веке идеология и религия стали факторами, влияющими на геополитические изменения и развязывание войн. Исламская Республика Пакистан с самого своего образования придерживалась принципов привнесения исламских законов во все сферы политической и общественной жизни. На их основе она строила и продолжает строить свои отношения со всеми государствами, в том числе и Россией.

Актуальность исследования.

Нынешний интерес к исламу в целом и к религиозному радикализму в частности, в известной степени стимулируется получившей популярность в научном мире идеей о столкновении цивилизаций - Запада и Востока, высказанной американским ученым С. Хантингтоном: «Исламский вызов выражается во всеобъемлющем культурном, социальном и политическом возрождением в мусульманском мире и сопровождающем этот процесс отвержении западных ценностей и институтов. Рост населения в мусульманских странах, особенно увеличение возрастной группы от 15 до 24 лет, обеспечивает людьми ряды фундаменталистов, террористов, повстанцев и мигрантов.»2

Современный исламизм и исламский радикализм как совокупность религиозно-идеологических течений возник в эпоху активного взаимодействия мусульманского мира с внешним, прежде всего, западным окружением.

Усиление роли ислама, так называемое «исламское пробуждение», в политической жизни многих стран мусульманского мира было обусловлено целым рядом факторов локального, регионального и общемирового масштаба. Среди них можно выделить:

- очевидные признаки кризиса как западной, так и советской моделей развития, на которые ориентировалась политическая элита в большинстве мусульманских государств. Этот кризис проявился в революционных событиях конца 60-х гг. в Западной Европе, в "Пражской весне" 1968 г. и последовавшим за ней вводом советских войск в Чехословакию, а также в неудачах программ ускоренной модернизации общества по западному или советскому образцам во многих мусульманских странах.

- поражение арабских стран в войне с Израилем в июне 1967 г., которое подорвало влияние националистических (светских) идеологий, в том числе насеризма и баасизма в широких массах населения мусульманских стран, которое начало обращаться к исламу в поисках ответа на актуальные вопросы современности;

- неудача межгосударственных объединительных проектов в мусульманском мире на национальной основе (арабское единство, магрибинская интеграция и др.) перед лицом нарастающих интеграционных процессов на Западе;

- значительная финансовая мощь и определенное политическое влияние, которые приобрели в зоне распространения ислама Саудовская

2 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Пер. с англ./ М.: ACT, 2006. С.150.

Аравия, Кувейт, Ливия и некоторые другие мусульманские государства, в своей внешней политике придерживающиеся курса на исламскую солидарность и активно помогающие исламистским движениям в различных странах.

Пакистан, с населением более 162 млн. человек3 относится к числу крупнейших мусульманских стран. Согласно расчетам, численность пакистанцев к середине XXI века может перевалить за 300 млн. человек, и по числу жителей он, безусловно, станет лидером в мусульманском мире. К тому же, в отличие от более населенной пока Индонезии, для Пакистана характерна почти полная конфессиональная однородность (97% жителей — мусульмане), а его географическое положение — восточный фланг сплошной полосы исламских государств, протянувшейся от запада Африки до центра Евразии.4

Пакистан до сих пор продолжает оставаться одним из источников международного терроризма. Сегодня терроризм является фактором, с которым вынуждено считаться любое государство, как в своей внутренней, так и во внешней политике.

Особую опасность для каждого человека и государства в целом представляет терроризм. Нужно честно признать, что мы недооценивали эту угрозу. Недооценивали мощную материальную и финансовую базу, разветвленные международные связи террористов и их жестокость» - заявил в своем выступлении президент РФ Путин В.В. 21 января 2000 г. на заседании Коллегии МВД России.5

4 Википедия. Население Пакистана. / http://ru.wikipedia.org/

5 Белокреницкий В. Исламский радикализм Пакистана: эволюция и роль в регионе // Центральная Азия и Кавказ.- 2000г., № 6(12), СПб.

6 Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации: Речи и выступления. Тезисы выступления на заседании Коллегии МВД России 21 января 2000 года. / http://2002.la-emlin.rU/events/l.html

Поэтому исследование исламского фактора в политике Пакистана во второй половине XX века, несомненно, является полезным для настоящего времени, т.к. с конца 90-х годов прошлого века наблюдается активизация радикальных исламских сил в Чечне, Дагестане и других северокавказских республиках РФ. Часто там идеологами «воинствующего ислама» выступают международные террористические организации, ведущие свои корни из Пакистана.

Политика Пакистана во второй половине XX века являет собой достаточно яркий пример того, как религиозный фактор постепенно становится важной составляющей жизни, с которым приходится считаться правящей элите, какую роль играют исламские институты (политические, дипломатические, экономические и культурные) в процессах подготовки, принятия и реализации внутриполитических и внешнеполитических задач.

Анализ реакции исламских радикальных партий и организаций на политику пакистанского правительства в области управления государством, экономики, образования и общества в целом, систематизация факторов, способствовавших процессу постепенного перехода от «умеренных» религиозных реформ до их радикализации, позволяет еще глубже понять суть современной политики Пакистана и обозначить его участие в борьбе с международным терроризмом - одной из глобальных проблем современности.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью комплексного исследования роли и места ислама в общественно-политической жизни мусульманского мира и выработки механизмов противодействия религиозно-политическому экстремизму.

Объект исследования - политические процессы и этапы исламизации в Пакистане во второй половине XX века.

Предмет исследования - исламские вероучения и их влияние на политику Пакистана во второй половине XX века

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1947 года, когда произошло разделение колониальной Индии по религиозному признаку и была создана Исламская Республика Пакистан, по 2001 год, связанный с вступлением Пакистана в антитеррористическую коалицию, сложившуюся после событий 11 сентября 2001 г.

Цели и задачи исследования.

Целью данного диссертационного исследования является комплексное исследование влияния ислама . на формирование государственной системы и политики Пакистана во второй половине XX века, выявление социально-экономических и идейно-политических факторов, обусловивших радикализацию ислама и обострение этноконфессиональных противоречий в современном Пакистане.

Для достижения этой цели автором определены следующие задачи:

1) Осветить исторические предпосылки образования Исламской Республики Пакистан, проследить особенности формирования традиционного общества и политической культуры страны, основанной на мусульманских традициях.

2) Исследовать государственное устройство и политику в Пакистане на пути перехода от «умеренного» ислама к его радикализации, проанализировать степень влияния исламских радикальных партий и организаций на политику пакистанского правительства в области управления государством, экономики, образования и общества в целом.

3) Установить и доказать, что исламисты, для осуществления собственных задач и возведения своей идеологии в ранг государственной, становятся партнером правительства, захватывают господствующие позиции, подчиняют граждан определенному режиму, используя помощь вооруженных сил.

4) Выявить тот факт, что исламские фундаменталисты в современном Пакистане не только подчиняют -ислам собственным политическим интересам, но и то, что терроризм и ядерный потенциал становятся инструментом внешней политики.

5) Определение возможных параметров формирования двусторонних отношений между Пакистаном и Россией на ближайшую историческую перспективу, имея в виду стабилизацию этих отношений на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Степень изученности проблемы. Несмотря на обилие публикаций и исследований, посвященных исламу в современном пакистанском обществе, все еще недостаточно глубоко изучен механизм влияния исламского фактора на социальные и этнополитические процессы, протекающие сегодня в стране. Всестороннего анализа требует причинно-следственная связь между возрождением ислама, ростом национального самосознания и распространением, радикализацией нетрадиционных для

Индостана исламских течений и движений, поддержкой террористических организаций, приведших к дестабилизации обстановки в регионе.

Исследовательская литература, использованная при написании диссертации, представлена работами советских, современных российских и зарубежных историков, теологов и политологов, посвященных истории государства Пакистан.

Теоретической и методологической основой для исследования, избранной автором темы, послужили труды известных европейских исламоведов, таких как Г.Э.фон Грюнебаум, И. Гольдциер, А. Массэ,

А.Мец, Ф. Роузентал, У.М.Уотт, И. Шах и др6., в которых исследованы различные направления, движения, течения, учения, толки и тенденции ислама, его влияние на различные сферы жизни общества.

Значительный вклад в исследование влияния ислама на общественно-политическую жизнь общества, культуру, политику, в изучение идеологии внесли отечественные ученые А.В. Ахмедов, В.В. Бартольд, П.А. Грязневич, Т.С. Сацдбаев, НА. Смирнов и др.7

Большинство трудов по истории Пакистана относится к 70-80 годам, когда интерес мирового и советского исламоведения к роли различных мусульманских группировок в системе внешнеполитических связей был достаточно высок. Основными монографиями и статьями советских историков, исламоведов по данной теме являются труды Ганковского Ю.В.8, Москаленко В.Н.9, Гордон-Полонской JI.P.10, Жмуйды И.В.11, Шерковиной Р.И.12

6 См.: Грюнебаум фон Г.Э. Классический ислам. М.,1988; Гольдциер И. Лекции об исламе. М.,1912; Массэ А. Ислам. Очерк истории. М.,1961; Мец А. Мусульманский ренессанс. М.,1996; Роузентал Ф. Торжество знания в средневековом исламе. М.,1978; Уотг У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М.,1976; Шах И. Суфизм. М.,1992.

7 См.: Ахмедов А.В. Социальная доктрина ислама. М.,1982; Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.,1992; Грязневич П.А. Ислам и государство (к истории государственно-политической идеологии). Ислам религия общества и государство. М.,1984; там же: К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе; Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М.,1994; Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М.,1963.

8 Ганковский Ю.В. Народы Пакистана: Основные этапы этнической истории. / М., 1964. Национальный вопрос и национальные движения в Пакистане. / М., 1967.

9 Москаленко В.Н. Проблемы современного Пакистана. / М., 1970. Внешняя политика Пакистана: Формирование и основные этапы эволюции. / М., 1984.

10 Гордон-Полонская JI.P. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана: Критика «мусульманского национализма». / М., 1963.

11 Жмуйда И.В. Пакистан: Внутренние и внешние факторы экономического развития (70-80-е годы). / М., 1988.

12 Шерковина Р.И. Политические партии и политическая борьба в Пакистане (60-70-е годы). / М., 1983.

Советские ученые делают важные выводы относительно различных проявлений «исламского фактора» в сфере современных межгосударственных отношений.

К современным исследователям данной проблематики относятся труды Плешова О.В.13, Белокреницкого В.Я.14, Малашенко А.В.15, Шаумян Т.Л.16, Лунева С. И,17 Каменева С.Н.18

В.Я. Белокреницкий, В.Н. Москаленко, Т.Л.Шаумян в монографии «Южная Азия в мировой политике» 19 прослеживают этапы формирования региональной подсистемы международных отношений, анализируя ее современное состояние и перспективы. Подробно рассмотрены истоки коллизии в индийско-пакистанских отношениях из-за спора о принадлежности Кашмира, ядерное распространение в Южной Азии, политика Индии и Пакистана в афганском вопросе, а также роль России по обеспечению безопасности в регионе.

Плешов О.В. в работе «Ислам, исламизм и номинальная демократия в Пакистане»20 сосредоточил внимание на усилении тенденций исламского

13 Плешов О.В. Ислам и политическая культура в Пакистане. / М.: ИБВ, 2005.

14 Белокреницкий В.Я. Пакистан: особенности и проблемы урбанизации. / М.,

1982.

15 Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. / М.: Московский Центр Карнеги. Весь Мир, 2006.

16 Шаумян T.JI. Москаленко В.Н. Проблемы обеспечения безопасности России и геополитическая ситуация в Южной Азии. / М.: Европеум-Пресс, 2001.

17 Лунев С.И. Дипломатия в Южной Азии. / М.: Наука, 1993.

18 Каменев С.Н. Социально-экономическое развитие Пакистана за годы независимости. // Ближний и Средний Восток. Сб. статей. М., 2003, Вып. 17.

19 В.Я. Белокреницкий, В.Н. Москаленко, Т.Л.Шаумян. Южная Азия в мировой политике. / М.: Международные отношения, 2003.

20 Плешов О.В. Ислам, исламизм и номинальная демократия в Пакистане. / М.: Институт Востоковедения РАН, Крафт+, 2003. и радикализма в этой стране, влиянии радикальных религиозных идей (исламизма) на политическую борьбу между различными силами и перспективах развития демократии. Автор считает, что, исходя из политической культуры, традиций и роли ислама, в жизни пакистанцев, на пути утверждения демократии возникает множество препятствий, что даёт основания утверждать, что демократия как форма правления и образ жизни скорей всего будет носить, как и прежде, формальный, номинальный характер. :

Большинство пакистанских политиков для утверждения идеологии исламского радикализма обращаются к первоисточникам ислама. Одним из наиболее интересных и точных переводов и трактований Корана, по мнению исламоведов, является труд Прохоровой В.М.21 В этом издании содержатся подробные комментарии автора, каждая сура сопровождается страницей из Корана на арабском языке, текст написан поэтическим языком.

Теоретической и методологической базой исследования исламского фундаментализма в современном мире и в Пакистане, в частности, являются труды отечественных и зарубежных ученых и исследователей, в

22 23 которых рассматривается понятие «терроризм» - Е.Г. Ляхова, Э. Иессе, М.И. Дзлиева,23 Г.П.Отюцкого24 и И.Б.Линдера,25 раскрывается идеологическая, психологическая и этноконфессиональная сторона

21 Прохорова В.М. Коран и хадисы пророка. / М.: Рипол Классик, 2004.

22Ляхов Е.Г. Проблемы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом. / М.: Международные отношения", 1979.

23 Иессе Э. Позиция по отношению к терроризму. // Проблемы терроризма. Проблемно-тематический сборник, №4,1997.

24 Дзлиев М.И. Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. / М., 2003.

25 Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. / М.} 2003.

26 Линдер И.Б., Оранский И.В. Боевые искусства Востока. Маленькие «секреты» больших школ. / М., 1992. деятельности террористических организаций - В.Н. Пластуна,27 Р.Г. Ланды,28 Д.Б. Малышевой 29 и др.

Полезную информацию автор почерпнула в работе М.Ю. Крысина «Джихад: от Кашмира до Нью-Йорка»30, посвященной истории возникновения и распространения исламского экстремизма в Южной и Центральной Азии, а также на Ближнем Востоке и Северной Африке.

Методологической основой диссертации является принцип историзма, объективности, основанный на необходимости последовательного рассмотрения истоков, развития и результатов данных явлений в контексте исторической обстановки и хронологической последовательности.

Важным методологическим принципом, примененным в данном исследовании, является конкретно-исторический подход к анализу этноконфессиональных процессов, в соответствии с которым усиление роли религиозного фактора на общественное сознание рассматривается в рамках определенного социально-исторического контекста с учетом особенностей общественно-политической и социально-экономической обстановки.

27 Пластун В.Н. Андрианова В.В. Наджибулла. Афганистан в тисках геополитики. М., 1998.

28 Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М., ИБВ, 2005.

29 Малышева Д.Б. Рецензия. Опыт преобразования восточного общества по капиталистическому пути // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2002.-N 1.

30 Крысин М.Ю. Джихад. От Кашмира до Нью-Йорка. / М.: Вече, 2005.

Источниковая база - фундаментальная основа любого исторического исследования.

Весь массив источников, послуживший базой для написания данной работы, можно разделить на несколько групп.

В первую группу вошли официальные документы.

Наиболее полная информация о предпосылках возникновения и сущности проблемы по разделу Британской Индии содержится в документах британского парламента, государственного секретаря по делам Индии и правительства Великобритании.31

Существенную помощь в освещении государственной политики пакистанского правительства оказало использование законодательно-политических и религиозных источников. Это прежде всего конституция Пакистана 1973 г.,32 закон о закяте и ушре,33 программы партии «Джамаат-и ислами»,34 которые наиболее полно создают представление о тесном взаимодействии ислама и политики внутри государства.

Вторая группа источников включает в себя мемуарную литературу. В основном это воспоминания лидеров индийской политической элиты. Мемуары Ганди М.К.35 содержат немало интересных сведений о полемике

31 Basic documents in the Development of Modern India and Pakistan. 1835-1947, 1970; Report to the Secretary of State for India in Council on the Records of the India Office: Records Relating to Agencies, Factories , and Settlements not now under the Administration of the Government of India , 1888 ; A List and Index of Parliamentary Papers Relating to India 1908-1947, 1981; The Secretary of State for India and his Council, 1962 ; Speaches and Documens on the Indian Constitutional History 1921-1947. Vol.l., 1957; Speaches and Documents on the Freedom Movement in India .Collected from Bombay Government Re-cords.1885-1920, 1958.

32Ганковский Ю.В., Москаленко B.H. Три конституции Пакистана. М., 1975.

33 Исламская экономика - немусульманам. // НГ - Религии. 2004. - №13 (143).

34 Политика Пакистана, http://pakistanpolitics.ru/

35 Ганди М.К. Моя жизнь. М., 1969. как между британским и индийским истэблишментом, так и лидерами ИНК и Мусульманской Лиги по поводу рассмотрения условий предоставления Индии независимости (в годы колониального господства территория сегодняшнего Пакистана входила в состав Британской Индии). Мемуары известного деятеля Индийского Национального Конгресса (ИНК) Дж.Неру раскрывают интересы и мотивы политических деятельности и решений конгрессистов в 1939-1947гг.

Значительный объём информации о процессе урегулирования индийской проблемы содержится в дневнике вице-короля в годы войны Уэйвелла А.37

В своей автобиографии бывший премьер-министр Пакистана Б. Бхутто38 рассказывает о своем возвращении в Пакистан после учебы на Западе, о смерти генерала Зия-уль-Хака, которую Беназир Бхутто сочла "божьей карой" за смерть своего отца, о борьбе за восстановление демократии.

Несмотря на присутствие в воспоминаниях элементов субъективности, источники подобного рода служат весьма ценным дополнением к другим материалам.

Третья группа источников представлена материалами периодической печати. В первую очередь это англо-индийская периодика: крупные региональные издания «Хинду» (Мадрас), «Бомбей кроникл» (Бомбей ), «Бенгали» (Калькутта ) , «Хиндустан Тайме» (Дели ) , «Янг Индия» и «Харджан», которые были рупором гандистов, а также «Тайме оф Индия», «Нашионал геральд». Анализ индийской периодики даёт представление о позиции ИНК и Мусульманской Лиги в период политических противоречий в 1939- 1947 гг.

36 Дж.Неру. Открытие Индии. М., 1955.

37 Можейко И.В. Западный ветер — ясная погода. М. Военная литература. 2001.

38 Бхутто Б. Дочь Востока. /М.: Международные отношения, 1991.

Современные события индо-пакистанских отношений широко освещались в журналах «Фронтлайн», «Индия Тудей», «Ньюсвик», «Евразия Тайме», «Азиан Аффаирс», «Даун».

Данная группа источников является социально' ангажированной. Но в совокупности с другими источниками данные материалы позволяют более полно и объективно осветить события, на фоне которых развивалась проблема исламизации пакистанского общества.

Научная новизна. В диссертации комплексно исследуется роль и место исламского фактора в социально-политических и этнических процессах, происходящих в Пакистане во второй половине XX века.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней:

- подвергнуты всестороннему анализу этноконфессиональные процессы в Пакистане во второй половине XX века;

- выявлены особенности функционирования политической элиты в условиях значительной активизации исламского фактора;

- исследован механизм влияния радикальных исламских движений на политический процесс в Пакистане и их роль в дестабилизации обстановки в Юноазиатском регионе, и в мире в целом;

- проанализированы факторы, способствовавшие политизации ислама в Пакистане;

- рассмотрены основные принципы политизации ислама и возведения его в ранг государственной идеологии, в основе которых лежат конфессиональные, экономические, политические и социальные противоречия с ближайшим соседом - Индией.

- сформулированы практические рекомендации по нейтрализации влияния радикальных исламских движений и стратегическому партнерству между РФ и Пакистаном.

Настоящая работа ориентирована на преодоление пробела в изучении радикального ислама и экстремизма в современном мире.

Практическое значение исследования. В диссертации сформулированы и обоснованы теоретические выводы и предложения в целях преодоления этноконфессиональных противоречий и разрешения религиозно-политических конфликтов, совершенствования системы взаимоотношений религии и государства, ослабления влияния радикального ислама на политические процессы.

Содержание работы может быть использовано при написании различных учебников, разработке и чтению лекционных курсов и специальных семинаров по истории Азии и истории ислама.

Приведенные в диссертации фактические данные и полученные результаты могут быть использованы при последующих разработках ряда проблем (например, исламский экстремизм, международный терроризм, внешнеполитическая деятельность РФ в Южной Азии) и создания обобщающих исследований по истории Пакистана.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Русеева, Нелли Николаевна

Заключение

На протяжении своей почти пятидесятилетней истории Пакистан прошел путь от «умеренного» использования религии в решении военно-политических задач до радикализации ислама и. попыток построить исламское государство, основанное на законах шариата.

Особенности социально-экономического развития народов Пакистана в колониальную эпоху отразились на характере развивающихся здесь национально-освободительных движений. В их идеологии сказывались феодально-патриархальные и религиозно-общинные пережитки. Идеи буржуазного просветительства и национального освобождения нередко выступали в обличье религиозных реформ, зачастую сектантского характера. Эти объективные особенности освободительных движений использовались колонизаторами, которые при подавлении антиколониальной борьбы наряду с репрессиями применяли методы провокаций, разжигания религиозно-общинной розни. Чтобы расколоть антиимпериалистические силы, английские колонизаторы и их пособники с особым старанием разжигали индусско-мусульманскую и сикхско-мусульманскую рознь, играя на противоречиях между различными религиозно-общинными группами имущих классов общества, используя самые реакционные стороны индусской, сикхской и мусульманской религиозно-общинной идеологии.

Одной из особенностью развития и распространения ислама в Пакистане являются энергичные усилия ранних мусульманских подвижников, суфиев, которые продемонстрировали ярчайшие примеры личной самоотверженности. Но также они были выдающимися защитниками своей веры и сыграли видную роль в борьбе за свободу, возглавив движение за возрождение величия ислама.

Возникновение независимого государства Пакистан явилось результатом недовольства мусульманской аристократии на проводимую британцами политику в Индии. Страна изначально создавалась как государство мусульман. При разделе Британской Индии в 1947 году именно конфессиональная принадлежность явилась решающим фактором для создания двух новых государств - Индии (с населением, в большинстве своем исповедующим индуизм) и Пакистана.

Конечной целью исламских фундаменталистов в любой стране является создание религиозного государства, управляемого духовенством и руководствующего законами шариата.

Многочисленные факты, свидетельствующие о глубинной приверженности представителей различных слоев пакистанского общества исламской традиции, также заставляют задуматься о некоторой потребности пакистанцев следовать завещанным предками порядкам, об их принадлежности к миру ислама.

Политическая роль ислама в Пакистане начала расти в 1970-е годы, что было вызвано комплексом причин.

Отличительной чертой процесса исламизации в Пакистане было то, что этот процесс исходил «сверху», от руководства страны, то есть происходило насаждение исламских порядков и законов, что мало отразилось на религиозных чувствах населения. Исламизация проводилась постепенно, военное руководство придерживалось эволюционного метода, стараясь избегать радикальных мер. Политику исламизации осуществляла сама светская власть. Улемы выступали главным' образом в качестве советников и консультантов, право же принятия решений и проведения их в жизнь принадлежало исключительно властям. Важно отметить, что политика исламизации не ставила задачу создания теократического государства и передачи власти улемам. Исламские положения использовались правящими кругами в целях укрепления своих собственных позиций.

Основная задача политики исламизации, проводимой военными в 7080 годах XX века при поддержке религиозно-политических сил, состояла в привлечении людей под лозунгами создания исламского порядка, равенства и справедливости. Вместе с тем военным и политическим деятелям было невыгодно создание системы, при которой высшая власть принадлежала бы духовенству. Поэтому исламизация тогда не была доведена до логического завершения: создания теократического государства.

В политике президента П. Мушаррафа прослеживалось стремление возродить исламизацию, вдохнуть в нее новую жизнь:

В Пакистане много говорят об особой, чуть ли не мессианской роли армии. Национализм и религия с присущими им своими идеологиями становятся элементами армейской идеологии при сохранении за последней наивысшей позиции. Ислам, придающий особое значение жизни после смерти, помогает воспитывать в солдате готовность отдать жизнь ради поставленной цели и храбрость. В сочетании с ' национализмом это наполняет сакральным смыслом саму идею борьбы до конца во имя "защиты (спасения) родины". Повышенный интерес вооруженным силам Пакистана связан с частыми захватами армией власти в стране, наличием опасного очага напряженности в Кашмире, непосредственной близостью Пакистана к бурлящему котлу, каким является Афганистан, и, наконец (но не в последнюю очередь), фактом обладания Пакистаном ядерного оружия.

Мир стоит перед необходимостью создания новой системы безопасности, решении целого ряда проблем глобального значения. За Пакистаном прочно закрепилась репутация источника международного терроризма. У мирового сообщества также вызывает опасение и ядерная политика Пакистана, как исламского государства, восходя своими корнями к «исламскому» характеру пакистанского ядерного потенциала, о котором высказывался в своих мемуарах еще основатель военной ядерной программы Пакистана З.А. Бхутто.

После свержения власти талибов в Афганистане и присоединения Пакистана к антитеррористической коалиции, возглавляемой США, главным очагом терроризма в Южно-Азиатском регионе является индийский штат Джамму и Кашмир. Часто инструментом действия на местное население и правительство становится в таком случае террор.

Пакистанская сторона неоднократно призывала Россию сыграть роль посредника в процессе нормализации пакистано-индийских отношений, включая урегулирование кашмирского вопроса. Российским руководством было разъяснено, что такое посредничество возможно лишь при условии, что обе стороны обратятся с подобной просьбой.

Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не остановится в фиксированных границах географического проживания определенной общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного образования - халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс "растекания" исламской радикальной идеологии и практики на другие "мусульманские" территории, как в рамках России, так СНГ и других государств мира. Одной из мер, препятствующих распространению • экстремизма, может стать координация действий всех уровней власти, выработка социально-экономической, политической, образовательной, культурной программ, с дальнейшим контролем их выполнения. Процесс исламизации, идущий в России, необходимо направить в русло традиционного российского ислама с помощью исторически сложившихся религиозных структур.

Помимо этого, возможны такие фискальные меры, как запрет на деятельность любых зарубежных "благотворительных", "общественных" организаций, играющих на этом поле.

Рассмотрев роль исламского фактора в истории Пакистана во второй половине XX века, можно сделать следующие выводы:

1. В 30-40-е годы XX века в Индии усиливают свое влияние как индусские, так и мусульманские крупные торгово-предпринимательские слои, а противоречия между ними в условиях межконфессиональной напряженности достигают критической отметки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в условиях жесткой и напряженной конкуренции за рынок и, соответственно, за власть, данное противостояние приняло формы борьбы за создание сначала федерации отдельных провинций с мусульманским большинством, а затем — и отдельного государства приверженцев ислама, где мусульманская крупная буржуазия могла бы самостоятельно и в полной мере контролировать национальный рынок, а низшие слои общества - использовать открывшиеся возможности получения новых рабочих мест и повышение своего уровня жизни. Именно поэтому идея создания нового государства была с радостью и полным одобрением встречена представителями всех социальных слоев, исповедовавших ислам. Раздел страны по конфессиональному признаку являлся своеобразным разрешением многих экономических проблем колониальной Индии.

Движение за Пакистан, вернее — его конечная победа являет собой исторический парадокс. Это не было движение феодальной верхушки, возникшее в таких мусульманских провинциях Индии, как Синд и Пенджаб, это не было движение слабой местной буржуазии против засилья компрадорской индийской буржуазии, это не было антиимпериалистическое движение, как считали у нас. Лозунг конфессионально обособленного мусульманского государства не имеет ничего общего с исламской идеологией. Он преследовал цель создания секулярного демократического государства, отдельного от Индии.

В Пакистане политический процесс, как правило, протекает среди элиты общества. Низы же остаются вне этого процесса и являются пешками в руках не всегда честных политиков.

Демократия для рядового «человека с улицы» остается импортированной идеей, оторванной от реалий и традиций пакистанского общества, от местных проблем и чаяний. Образованная часть пакистанского общества давно поняла, что интеграция демократических принципов в местные условия и традиции, их гармоничное соединение — единственная надежда для Пакистана. Однако до сих пор даже лидеры, сознающие это, не могли сделать абсолютно ничего, чтобы реализовать идею радикальной трансформации пакистанской политики. И причина этого в том, что интересы элиты в лице земельной аристократии, бюрократии и армейского командования расходятся с интересами тех, кто отстаивает модернизацию пакистанского общества, модернизацию тех системных положений, которые определяют политическую культуру в стране.

2. Для государственно-политической системы Пакистана всегда было свойственно стремление к централизму, к усилению исполнительных органов власти, к жесткому и репрессивному стилю деятельности. В ходе политической борьбы за власть обращение к традиционным стереотипам массового сознания оказалось одним из наиболее эффективных средств мобилизации народа.

Исламизация в Пакистане в 1970—1980-е годы отразила те противоречия и трудности, с которыми связано осуществление на практике традиционных принципов в современных условиях. Большинство мер, принятых руководством страны в рамках курса на исламизацию, касается внешних явлений жизни пакистанского общества. Тем не менее, они породили ряд серьезных трудностей: население было недовольно введением новых налогов — закята и ушра; процесс исламизации вызвал недовольство религиозных меньшинств — христиан, индусов, а также шиитов, поскольку исламизация в Пакистане проводилась по канонам суннизма.

Политика исламизации обеспечила режиму поддержку традиционалистов, которые всегда играли важную роль в политической жизни страны. Провозгласив своей целью создание подлинного исламского общества на принципах Корана, военный режим таким образом легитимизировал приход к власти и свое существование. Так как исламизация представляет собой длительный процесс, то ее проведение позволило военному режиму обеспечить свое существование на довольно долгое время.

Таким образом, основная задача политики исламизации, проводимой военными при поддержке религиозно-политических сил, состояла в привлечении людей под лозунгами создания исламского порядка, равенства и справедливости. Вместе с тем военным и политическим деятелям было невыгодно создание системы, при которой высшая власть принадлежала бы духовенству. Поэтому исламизация не была доведена до логического завершения: создания теократического государства.

3. Режим З.А. Бхутто в силу ряда неблагоприятных факторов внутреннего и внешнего характера не смог обеспечить стабильное и устойчивое развитие Пакистана. Поэтому провозглашенная программа реформ и мер по стабилизации обстановки внутри страны проводилась непоследовательно и неэффективно. Против З.А. Бхутто выступили правые силы, главным образом исламисты, которые обвинили его в отходе от «традиционных исламских ценностей и образа жизни». В конечном итоге режим З.А. Бхутто пал, и к власти пришел генерал Зия уль-Хак, установивший в июле 1977 г. открытую военную диктатуру. Его режим использовал ислам как идеологическую и легитимную основу самого его существования и основных направлений деятельности.

Концепция исламского пути развития Пакистана - это сохранение своего господства с ярко выраженной тенденцией к диктаторским формам правления и расширение своего влияния на Афганистан и Среднюю Азию. Страх перед дезинтеграцией Пакистана, испытанный после образования республики Бангладеш, привёл к определённому успеху политики «исламизации сверху». Зия уль-Хаку и его режим}' в середине 80-х гг. было выгодно подогревать религиозный фанатизм в отношении к «индуистской» Индии.

4. Исламский фундаментализм, пустивший глубокие корни в Пакистане, пока что довольно далек от достижения своей цели - построения исламского государства. В стране действует конституция, существует независимая судебная система, сравнительно свободная (для страны с военным режимом во главе) пресса. Попытки заменить конституцию сводом шариатских законов до сих пор не имели успеха.

Симпатии к талибам в Пакистане - это не конъюнктура, не сиюминутные политические соображения. И что особенно настораживает -исламисты проецируют вариант развития обстановки в Афганистане на Пакистан, видя в этом один из путей, а может быть, и главный путь учреждения в стране исламского государства.

Пакистан не примирился с решением правителя княжества Кашмир присоединиться к Индии, и до сих пор настаивает на проведении плебисцита. За более полувека население как той, так и другой части Кашмира не раз участвовало в выборах и могло, казалось, выразить свою волю. Ее международному признанию препятствовали в годы холодной войны противоречия на глобальном уровне, "опрокидывавшиеся" на региональный, а с ее окончанием на первый план вышел механизм местной, южноазиатской, холодной войны. Одним из главных ее методов и стал террор. Ему способствовало произошедшее в 1980-е годы насыщение региона оружием.

И хотя руководство Пакистана поддержало США в антитеррористической операции против «Талибана» и «Аль-Кайды», считать проблему терроризма в стране решенной не представляется возможным.

5. Россия и исламский мир едины в том, чтобы сделать миропорядок более демократическим и более стабильным. Благоприятная для России тактическая трансформация внешнеполитической линии Пакистана, его роль в антитеррористической коалиции, позволила активизировать двусторонние контакты с целью закрепления позитивных подвижек в подходах Исламабада к актуальным региональным и международным проблемам.

В этом свете, необходимо пересмотреть российско-пакистанские отношения и разработать новую концепцию двустороннего сотрудничества.

Превращение СССР в Россию означало крах коммунистической системы. Свобода вероисповедания вместо прежнего государственного атеизма сняла определенное политико-идеологическое препятствие в развитии связей между двумя странами.

Новый этап развития российско-пакистанских отношений наступил благодаря ряду изменений в традиционных подходах обеих стран - Россия несколько скорректировала свою южно-азиатскую политику в сторону расширения связей с Пакистаном, последний отказался от поддержки исламских экстремистов, принял участие в международной антитеррористической акции в Афганистане.

Улучшение российско-пакистанских отношений идет параллельно с улучшением пакистано-индийских отношений. Оба процесса будут продолжаться, оказывая друг на друга позитивное влияние.

Несомненно, исламский фундаментализм пустил в Пакистане глубокие корни. В Пакистане идет борьба между умеренным и радикальным исламом. В случае победы последнего внутри страны вероятны заметные изменения. На международной арене они будут минимальны. Внешнеполитический курс режима П.Мушаррафа отвечал национальным, общегосударственным интересам Пакистана.

Современная политика исламизации общества пакистанскими властями порождает волну мрачных предположений и судьба нынешнего Пакистана пока остается неясной. В самом Пакистане, несмотря на все сложности, продолжается экономический рост, так что думается, что до серьезной дестабилизации обстановки в центре Евразии дело не дойдет.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Русеева, Нелли Николаевна, 2009 год

1. Агеев В.Ф. Новейшая история Синда. / М., 1986.

2. Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. / М., 1973.

3. Аристова Л.Б. Производственная инфраструктура Пакистана. / М., 1978.

4. Атмуртазаева Ф.И. Причины распространения исламского фундаментализма в современной России. // Религия и гражданское общество: проблема толерантности. СПб, 2003.

5. Афганистан и сопредельные страны. Отв. ред. Арунова М.Р. / М., 2003.

6. Афганистан, Иран, Пакистан: проблема выборов и племен. Отв. Ред. Арунова М.Р. / М., 2006.

7. Афганистан: война и проблемы мира. Отв. Ред. Давыдов А.Д. / М., 1998.

8. Ахмедов А.В. Социальная доктрина ислама. / М.,1982.

9. Ахтар С.М. Экономика Пакистана / М., 1979.

10. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. / М.,1992.

11. Беккин Р. Исламская экономика: право каждого благо всех. // Центр Азия. 16.03.2003.

12. Белокреницкий В. Исламский радикализм Пакистана: эволюция и роль в регионе // Центральная Азия и Кавказ. 2000г. № 6(12), СПб.

13. Белокреницкий В.Я. Капитализм в Пакистане. История Социально-экономического развития (середина XIX-80-е годы ХХв.). / М., 1988.

14. Белокреницкий В.Я. Пакистан. Особенности и проблемы урбанизации. /М., 1982.

15. Белокреницкий В.Я. Персоналистский авторитаризм в Пакистане (к вопросу о политической культуре и режиме власти в восточном варианте) //Восток, №6, 2005.

16. Белокреницкий В .Я., Москаленко В.Н. Пакистан (социально-экономические проблемы развивающихся стран). / М., 1981.

17. Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н., Шаумян Т.Л. Южная Азия в современном политическом мире. Взгляд из Москвы. / Нью-Йорк, 2001.

18. Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н., Шаумян Т.Л. Южная Азия в мировой политике. / М., 2003.

19. Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. История Пакистана. XX век. / М.: ИВ РАН Крафт-ь, 2008.

20. Ближний Восток и современность. Сб. статей. Отв. Ред. Арунова М.Р., А.О. Филоник. Вып. 17. / М., 2003. \

21. Бодански Йозеф. Талибы, международный терроризм и человек. / М.: Вече, 2002.

22. Братерский М. Ядерные государства «второй волны». Индия и Пакистан. // Обозреватель, № 3, М., 2003.

23. Бхутто Б. Дочь Востока. /М.: Международные отношения, 1991.

24. Восток/ Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. Под ред. Воскресенского А.Д. / М., 2002.

25. Все страны мира. / М.: Вече, 2001.

26. Ганди М.К. Моя жизнь. / М., 1969.

27. Ганковский Ю.В. Административная реформа 1955 г. в Западном Пакистане. // Краткие сообщения Института Востоковедения АН СССОР, вып. XXXI, 1959.

28. Ганковский Ю.В., Гордон-Полонская JI.P. История Пакистана. / М., 1961.

29. Ганковский Ю.В. Народы Пакистана (основные этапы этнической истории). / М., 1964.

30. Ганковский Ю.В. Национальный вопрос и национальные движения в Пакистане. / М., 1967.

31. Ганковский Ю.В., Москаленко В.Н. Политическое положение в Пакистане (государственный переворот 1958 г. и военная диктатура). / М., 1960.

32. Ганковский Ю.В. Пакистан. // Бюллетень по проблемам беженцев. РАН, вып. №13, 1999.

33. Ганковский Ю.В., Москаленко В.Н. Три конституции Пакистана. / М., 1975.

34. Гольдциер И. Лекции об исламе. / М.,1912

35. Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения в общественной жизни Индии и Пакистана: Критика «мусульманского национализма». / М., 1963.

36. Грюнебаум фон Г.Э. Классический ислам. / М.,1988.

37. Грязневич П.А. Ислам и государство (к истории государственно-политической идеологии). Ислам религия общества и государство. / М.,1984.

38. Давыдов А. Д., Черняховская Н.И. Афганистан: социально-экономические проблемы. / М., 1973.

39. Датт П. Индия сегодня. / М., 1948.

40. Дж.Неру. Открытие Индии. / М., 1955.

41. Дергачева Е.И. Административная реформа. Пакистан: проблемы политики и экономики. / М.: Наука, 1978.

42. Дзлиев М.И. Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. / М., 2003.

43. Дьяков A.M. Индия во время и после окончания второй мировой войны./М., 1952.

44. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. / М., 1990.

45. Жданов. Н.В.Исламская концепция миропорядка. / М., 2003.

46. Жмуйда И.В. Внутренние и внешние факторы экономического развития (70-80-е годы). /М., 1988.

47. Жмуйда И.В. Внешнеэкономические связи Пакистана. / М., 1981.

48. Замараева Н.А. Студенческое движение в Пакистане. / М., 2005.

49. Западная Азия, Центральная Азия и Закавказье. Интеграция и конфликты. Отв. Ред. Максименко В.И. / М., 1995.

50. Западная Азия: этнополитическая ситуация. Отв. Ред. Лазарев М.С. / М., 1993.

51. Игнатенко А. А. Эндогенный радикализм в исламе. // Доклад на семинаре в Московском центре Карнеги. Москва, 2000 г.

52. Индия. Общество, власть, реформы. Отв. Ред. Ванина Е.Ю., Кашин В.П./М., 2003.

53. Ислам на современном Востоке: Регион стран Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии. Под ред. В.Я. Белокреницкого и А.З. Егорина. / М., 2004.

54. Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х — начало 80-х годов XX века). / М., 1986.

55. Исламская экономика немусульманам. // НГ - Религии. 2004, №13 (143).

56. История Востока. Т. V. Восток в новейшее время (1914-1945). Отв. Ред. Ланда Р.Г. / М., 2006.

57. Иессе Э. Позиция по отношению к терроризму. // Проблемы терроризма. Проблемно-тематический сборник, №4, 1997 г.

58. Каменев С.Н. Социально-экономическое развитие Пакистана за годы независимости. // Ближний Восток и современность. Сб. статей. Отв. Ред. Арунова М.Р. Вып. 17, М., 2003.

59. Каменев С.Н. Пакистан. Государственные финансы и экономическое развитие. / М., 1982.

60. Каменев С.Н. Российско-пакистанские экономические отношения //Пакистан в современном мире. М., 2006.

61. Каменев С.Н. Экономический рост Пакистана (анализ общественного продукта). / М., 1977.

62. Кожушко Е. Современный терроризм. Анализ основных направлений. / М.: Харвест, 2000.

63. Колобов О.А. Терроризм и контртерроризм в современном мире: аналитические материалы, документы, глоссарий. Научно-справочное издание. / М.: Экслит, 2003.

64. Компанцев И.М. Пакистан и Советский Союз. / М., 1970.

65. Конрад Н.И. О смысле истории. Запад и Восток. Статьи. / М., 1972.

66. Коргун В.Г. История Афганистана XX век. / М., 2004.

67. КоровинВ.А. Сейид Кутб— идеолог исламского экстремизма// Религии мира. Ежегодник. М.: Наука, 1982.

68. Крысин М.Ю. Джихад. От Кашмира до Нью-Йорка. / М.: Вече, 2005.

69. Крысин М.Ю. История необъявленной войны в Кашмире (1947-1948). / Пенза, 2004.

70. Куликов А. Три источника терроризма. // Защита и безопасность. №4,2004.

71. Лаксман Бару. Талибан как средство обеспечения'влияния Пакистана в Центральной Азии. // Аналитический центр. Разумные решения. 2001.

72. Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. / М.: ИБВ,2005.

73. Левин С.Ф. Формирование крупной буржуазии Пакистана. / М., 1970.

74. Левин С.Ф. Государство и монополистическая буржуазия Пакистана. / М., 1983.

75. Линдер И.Б., Оранский И.В. Боевые искусства Востока. Маленькие «секреты» больших школ. / М., 1992.

76. Лунев С.И. Дипломатия в Южной Азии. / М.: Наука, 1993.

77. Ляхов Е.Г. Проблемы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом. / М.: Международные отношения", 1979.

78. Ляховский А.А. Трагедия и доблесть Афгана. / М., 1995.

79. Ляховский А.А., Забродин В.М. Тайны афганской войны. / М., 1991.

80. Массэ А. Ислам. Очерк истории. / М.,1961.

81. Мец А. Мусульманский ренессанс. / М.,1996.

82. Малашенко А. Исламская альтернатива и исламский проект. / М., 2006.

83. Малый атлас мира. Под ред. Н.М.Терехова. / М.: ГУГК, 1980.

84. Малыгин С.В. Экономика и социальное развитие Индии и Пакистана в период независимости. / М.: Изд-во МГУ, 1992.

85. Малышева Д.Б. Рецензия. Опыт преобразования восточного общества по капиталистическому пути // Мировая экономика и международные отношения. М., 2002. N 1.

86. Махкамова С.А. Женское движение в Пакистане. / М., 1978.

87. Микаелян Н. Р. Общественно-политические движения и религиозная традиция в Индии и Пакистане. / М., 1989.

88. Можейко И.В. Западный ветер — ясная погода. / М.: Военная литература, 2001.

89. Морозова М.Ю. Современная пакистанская деревня. Особенности социально-экономической эволюции. /М., 1986.

90. Москаленко В. Н. Восстановление гражданского правления в Пакистане. // Специальный бюллетень Института востоковедения. М., 1990, №3.

91. Москаленко В. Н. Внешняя политика Пакистана (формирование и основные этапы эволюции). / М., 1984.

92. Москаленко В. Н. Проблемы современного Пакистана. / М., 1970.

93. Москаленко В.Н. Политика исламизации в Пакистане. Некоторые черты и особенности. // Комплексная программа научных исследований поактуальным проблемам современного исламоведения на 1984-1986 гг. М., 1984.

94. Москаленко В. Н., Топычканов П.В. Исламская Республика Пакистан. Эволюция избирательной системы. // Журнал о выборах. М., № 3, 2006.

95. Москаленко В. Н., Сидоров М.А. Пакистан: трудный путь развития. / М., 1979.

96. Москаленко В. Н. Основные черты и особенности политического развития Пакистана // Ближний Восток и современность. Вып. 17. М., 2003.

97. Москаленко В.Н. Эволюция государственно-политической системы. // Азия и Африка сегодня. 1997, №8.

98. Москаленко В.Н. Афганистан и Пакистан. / М.: ИИИиБВ и ИВ РАН, 2001.

99. Москаленко В.Н., Шаумян Т.Л. Проблемы обеспечения безопасности России и геополитическая ситуация в Южной Азии. Проблемы безопасности в Азии. / М.:Европеум-Пресс". 2001.

100. Мукимджанова P.M. Пакистан и империалистические державы. 70-е — начало 80-х годов. / М., 1984.

101. Мукимджанова P.M. Пакистан, Южная Азия и политика США. / М., 1974.

102. Нарочницкая Н. Война с терроризмом или вызов миру? // Родина, 05.01.2003.

103. Нараин Л. Экономика Индии. / М., 1961.

104. Насенко Ю.П. Дж. Неру и внешняя политика Индии. / М., 1975.

105. Новый Пакистан и Индия. // Международные отношения. 1997, № 4.

106. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. / СПб.: Питер, 2002.

107. Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. / М., 2003.

108. Пакистан в современном мире. Ред. коллегия: Каменев С.Н., Серенко И.В./М., 2005.110. -Пакистан при гражданском правительстве Беназир Бхутто. Науч. редактор Москаленко В. Н. // Специальный бюллетень Института востоковедения. М., 1991, №3.

109. Пакистан при режиме М. Зия-уль-Хака. Науч. ред. Белокреницкий В.Я. и Москаленко В.Н. // Специальный бюллетень Института востоковедения. М., 1998, №1.

110. Пакистан, страны Южной Азии и Среднего Востока: история и современность. // Сборник статей памяти Ганковского Ю.В. М., 2004.

111. Пакистан. Справочник. Отв. Ред. Ганковский Ю.В. / М., 1991.

112. Пакистан: проблемы политики и экономики. Отв. ред. Ганковский Ю.В./М., 1978.

113. Паничкин Ю.Н. Образование Пакистана и пуштунский вопрос. / М.: Научная книга, 2005.

114. Пластун В.Н. Андрианова В.В. Наджибулла. Афганистан в тисках геополитики. /М., 1998.

115. Пластун В.Н. Ислам, исламизм и транснациональный терроризм. Курс лекций. / Новосибирск, 2006.

116. Плешов О. Армия Пакистана трансформируется. // Независимое военное обозрение. 14.12.2001.

117. Плешов О.В. Ислам и политическая культура в Пакистане. / М., 2005.

118. Плешов О.В. Ислам, исламизм и номинальная демократия в Пакистане. / М., 2003.

119. О.В. Плешов. Ислам и демократия. / М., 1997.

120. Плешов О. Талибанизация Пакистана угроза реальная или мнимая? // Мусульманские страны у границ СНГ. М., 2001.

121. Пономарев Ю.А. История Мусульманской лиги Пакистана. / М., 1982.

122. Прохорова В.М. Коран и хадисы пророка. / М.: Рипол Классик, 2004.

123. Растянников В.Г., Кузьмин С.А. Проблемы экономики Пакистана. / М., 1958.

124. Ревякин А.В. История международных отношений в Новое время. / М., 2004.

125. А. А. Родионов. Зульфикар Али Бхутто, каким я его знал. / М.: Междунар. отношения, 2004.

126. Роузентал Ф. Торжество знания в средневековом исламе. / М.,1978.

127. Рощупкин В. Ядерные амбиции Исламабада. // Азия и Африка сегодня. 1984, № 16.

128. Сабов А. Шесть правил антитеррора. // "Российская газета" -Федеральный выпуск, №3435, 23 марта 2004 г.

129. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. / М., 1994.

130. Сайд Ахмад Джалолиддин Исламская благотворительная организация "Ал-Харамейн". //Центр Азия. 10.09.2003.

131. Сарычев В. США и мусульманский мир. / Душанбе, 1989.

132. С. Саттар Хан, Зульфикар Анвар. Отважный защитник веры шейх Сирхинди.//Ислам. 16.02.2002.

133. Серенко И.В. Система образования в исламской Республике Пакистан. /М., 2006.

134. Системная история международных отношений в 4-х томах. 19182003. Т.З. События 1945-2003. Под ред. Богатурова А.Д. / М., 2003.

135. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. / М.,1963.

136. Сотников В.Н. Ядерная проблема в индийско-пакистанских отношениях. / М., 2003.

137. СССР и Пакистан. Отв. ред. Халевинский И.В. / М., 1984.

138. Степанов JI. Конфликт в Индостане и соглашение в Ташкенте. / М.: Политиздат, 1966.

139. Степанянц М.Т. Философия и социология в Пакистане: Очерки. Предисл. JI.P. Гордон-Полонской. / М., 1967.

140. Сумский В.В. Национализм и авторитаризм. Политико-идеологические процессы в Индонезии, Пакистане и Бангладеш. /М.: Наука, 1987.

141. Сухочев А.С. Споры о судьбах прогрессивного движения в пакистанской литературе урду. // Народы Азии и Африки. М., 1974, № 2.

142. Тансыкбаева С.И. Крестьянство Пакистана. / Ташкент, 1969.

143. Троценко Г.П. Национальный вопрос в Синде. / М., 1990.

144. Тульский М. Ислам в неисламском мире. // Независимая газета, 29.09.2001.

145. Тыссовский Ю. Пакистан «наконечник копья» исламизма. // Центр Азия. 31.03.2003.

146. Уолперт С. Джинна творец Пакистана. / М., 1997.

147. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М.,1976.

148. Фадеева И. JI. Предпосылки и факторы успеха идеологии радикального исламизма в мусульманском мире. / В кн. Ислам на современном востоке. М., 2004.

149. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Пер. с англ. / М.: ACT, 2006.

150. Хоффман Брюс. Терроризм. Взгляд изнутри. / М: УльтраКультура, 2003.

151. Цуканов В.П. Проблемы развития стран современного Ближнего и Среднего Востока (Иран, Пакистан, Турция) / М.: Наука, 1981.154. Шах И. Суфизм. / М.,1992.

152. Шерковина Р.И. Политические партии и политическая борьба в Пакистане. / М., 1983.

153. Шилин А.А. Стратегический баланс в Южной Азии. / М., 2004.

154. Штейнберг М. Америка: угроза с тыла. // Новое русское слово. 23.05.2006.

155. Экономическое развитие Пакистана (60-е годы). Отв. Ред. Левин С.Ф. /М., 1974.

156. Энциклопедия Пакистана. Отв. Ред. Ганковский Ю.В. / М., 1998.

157. Южная Азия: конфликты и геополитика. / М.: Институт востоковедения РАН, 1999.

158. Южная Азия: конфликты и компромиссы. Отз. Ред. Ванина Е.Ю, Куценков А.А. / М., 2004.

159. Ядерное оружие после «холодной войны». Под ред. Арбатова А. и Дворкина В. / М., 2006.

160. Ядерное противостояние в Южной Азии. Под ред. Арбатова А. и Чуфрина Г. / М., 2005.

161. Яковлев М. Аграрный Пакистан. / М., 1968.

162. Ahmed K. People Want Non Warrior State. // Eurasia Times. №7, 2002.

163. Aziz K.K. A History of the Idea of Pakistan. / Lahore, 1987.

164. Basic documents in the Development of Modern India and Pakistan. 18351947, 1970.

165. Bhutto Z.A. If I am Assassinated. / ND.: Vikas, 1979.

166. Frantz Douglas. U.S. and Pakistan Discuss Nuclear Security. // The New York Times, 2001,1 Oct.

167. Hafeez Malik. Pakistan's Troubled Relations with the Soviet Union //Domestic Determinants of Soviet Foreign Policy towards South Asia and the Middle East. London, 1990.

168. Hamza Alavi. Pakistan and Islam. Imperialism and Revolution in South Asia. / New York: Monthly Review Press, 1973.

169. H.E.Moulvi Abdul Salam Zaeef. Current Situation in Afghanistan: The Institute ot Strategic Studies. / Islamabad, November 22, 2000.

170. Ian Stephen. Pakistan. / London, 1967.

171. Kulke H. and Rothermund D. A History of India. 3rd edition. / N.Y., 1998.

172. Lamb A. Kashmir. A Disputed Legacy 1846- 1990. / Oxford, 2003.

173. Methtab All Shah. The Foreign policy of Pakistan. Ethnic impacts of diplomacy. / London-New-York, 1997.

174. Muralidhar Reddy. Rhetoric and reality. // Frontline, June, 2002.

175. Mohanty A. Genesis of Russia's Market reforms. / M, 2003.

176. Mohanty A. Indo-Russian Relations: from Yeltsin to Putin. / M., 2001.

177. Naqvi Jawed. Pakistan Nuclear-arms in safe hands, says India. // Dawn, 2001,31 Oct.

178. No am Sethi. The Enduring Power Base. // Muslim. Lahore, February 4, 1986.

179. Pakistan Basic Facts, 1980-1981. / Islamabad, 1981.

180. Pakistan Economic Survey, 1981-1982. / Islamabad, 1981.

181. Pandya Amit A. Kashmir Could Cause a U.S.// Pakistan Breakup. 12.01.2002.

182. Qureshi S. Islam and Development: The Zia Regime in Pakistan. // World Development. Oxford, 1980. Vol. 8, № 7.

183. Raman B. Musharraf, viewed through Moscow's eyes. // Asia Times online, Dec. 10, 2002. http:// www.atimes/SouthAsia/DL 10Dfl)2.html.

184. Selected Worlks of Jawarhalal Nehru. / New Dehli, 1976.

185. Seymour M. Hersh. Watching the Warheads. The risks to Pakistani nuclear arsenal. // The New Yorker, November 5, 2001.

186. Sir Nirad C. Chaudhary, Three Horsemen of the New Apocalypse. / New Delhi: Oxford University Press, 1997.

187. Speaches and Documents on the Freedom Movement in India. Collected from Bombay Government Records. 1885-1920, 1958.

188. Speaches and Documens on the Indian Constitutional History 1921-1947. / Vol.1., 1957.

189. Stephen Peter Rosen, India and its Armies, Societies and Military Power. / Delhi: Oxford University Press, 1996.

190. Strobel Warren P. Pakistan presents a nuclear dilemma. //The Inqiurer, 2001, 7 Oct.

191. Swami P. Bulding Confrontation. // Frontline,2002. '

192. The Constitution of Islamic Republic of Pakistan (as amended up to the 1-st February, 1988)./Lahore, 1989.

193. The Secretary of State for India and his Council, 1962.

194. Tyler Patrick E. Powell, in Pakistan, Focuses on Shape of Post-Taliban Regime. // The New York Times, 2001.

195. Wolpent S. Zulfi Bhutto of Pakistan. His Life andTimes. / N.Y., 1993.

196. Youssef Bodansky, Pakistan's Islamic Bomb, July. 1998. // http://www.freeman.io.com/monline/jul98/ bodansky.htm

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.