Конфуцианство в духовной культуре Китая: традиции и современность: Социально-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Абрамова, Наталья Андреевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 150
Оглавление диссертации кандидат философских наук Абрамова, Наталья Андреевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I раздел
Методологические основы исследования конфуцианства в духовной культуре Китая
II раздел
Конфуцианство в духовной культуре Китая
III раздел
Особенности конфуцианства в современной духовной культуре
IV раздел
Синкретические религии - фактор обновления и модернизации духовной культуры
V раздел
Перспективы конфуцианской культуры в XXI веке
Заключение
Приложения
Литература
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Место конфуцианства в модернизации Китая: Конец XX-начало XXI в.2003 год, кандидат исторических наук Аллаберт, Анна Владимировна
Образование в духовной культуре Китая: Философско-антропологический аспект2005 год, кандидат философских наук Шаренкова, Татьяна Аркадьевна
Роль гуманитарных ценностей конфуцианства в развитии духовной культуры современного студенчества: на материале вузов Внутренней Монголии КНР2009 год, кандидат культурологии Цзинь Синьсинь
Философские основания этики устойчивого развития Китая2004 год, кандидат философских наук Цыденова, Ирина Родионовна
Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая2011 год, кандидат политических наук Гэн Хайтянь
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конфуцианство в духовной культуре Китая: традиции и современность: Социально-философский аспект»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Существует ряд причин, актуализирующих изучение социально-философских проблем духовной культуры китайского общества. Это связано с геополитическим положением России. Ее срединная расположенность и одновременная опора как на культуру Запада так и Востока особенно важна в связи с необходимостью более успешного решения задач реформирования российского общества.
Кроме того, сложности современного общественного развития ставят перед специалистами любого профиля задачи изучения возможностей национальных духовных культур, их особенностей в содержании и проявлении, в прагматичном использовании в процессе их взаимодействия. В наши дни проблема взаимодействия культур во многом является проблемой ясности понимания культурных ценностей.
Рост могущества современного Китая активизирует обсуждение будущей мировой роли китайской цивилизации, вызывает потребность осознания успехов общественного развития Китая и их всестороннего изучения.
В этих условиях объектом пристального внимания для российских исследователей неизбежно становится эффективно функционирующая система китайской духовной культуры с ее многовековыми национальными традициями, трансляционно-адаптационными способностями, программирующими настоящее и будущее не только Китая. Определяющей особенностью духовной жизни китайского общества является трансформация процессов традиционализма и модернизма.
Процессы традиционализма, воплощенные в нормах обычного права, стереотипах восприятия и поведения, социальных связях и формах семьи и брака, в многочисленных этнокультурных признаках и характеристиках, в социальном и административно-политическом устройстве, соответствующем современным социально-экономическим отношениям, представляют собой важнейший элемент механизма
самосохранения, воспроизводства и регенерации этнической общности китайского общества.
Традиционный культурный опыт поколений, нормы и обычаи продолжают выступать здесь не только в качестве специфического регулятора и стабилизатора, но и эффективным способом осуществления процессов всесторонней модернизации общества. Определенную роль в этих процессах играет конфуцианская идеология.
Богатый опыт изучения конфуцианства свидетельствует о потенциале этого учения и необходимости его дальнейшего исследования в аспекте взаимоотношений традиционализма и модернизма.
Степень научной разработанности проблемы. Духовная культура китайского общества в ее конкретных проявлениях и формах, духовные ценности и традиции изучаются многими философскими и специальными науками в различных странах мира. Имеются важные результаты исследований по проблемам этики, эстетики, политической теории, философии, права, традициеведения, религии и теории культуры. Вокруг проблем изучения китайской духовной культуры (в частности, конфуцианства) выстраивалось развитие отечественного китаеведения.
Заметный вклад в исследование этих проблем духовной культуры Китая внес академик В.М. Алексеев, определив культуру как конфуцианский универсальный комплекс [1]. Сущность учения Конфуция и его роль в духовной культуре соседних стран рассматривает автор первого отечественного труда о конфуцианской философии в Китае и Японии Я.Б. Радуль-Затуловский [2].
В русле проблемы генезиса восточной философии и становления китайской духовной культуры конфуцианство исследуется Ф.С. Быковым, JI.C. Васильевым, А.Е. Лукьяновым [3].
Мировоззренческие основы конфуцианства, интерпретация этических категорий, проблема природы человека в конфуцианском учении освещаются в трудах А.И. Кобзева, A.M. Карапетьянца, В.В. Малявина и других авторов [4].
В отечественной синологической литературе существует целый ряд работ, посвященных изучению роли конфуцианства в функционировании института «история-политика» (Л.П. Делюсин, Л.С. Переломов). Развитие философской мысли КНР в 60-70-е годы, вопросы философских дискуссий в связи с проблематикой конфуцианства рассматриваются В.Г. Буровым [5].
Российские ученые анализируют и качество синкретизма, присущее китайской культуре, исследуя взаимодействие традиционной мысли (конфуцианства, даосизма) с буддизмом. Для изучения некоторых традиционных представлений в идеологии и культуре современного Китая важное значение имеет исследование китайского буддизма. В разработку этой проблематики внесли вклад Н.В. Абаев, A.C. Мартынов, Л.Е. Янгутов [6]. Синкретизм китайской духовной культуры рассматривается и в трудах Е.Б. Поршневой.
Современное состояние духовной культуры китайского общества в связи с возрождением конфуцианских идей отражено в публикациях О.Н. Борох, Л.И. Головачевой, A.B. Ломанова, В. Портякова и других авторов.
Являясь одной из центральных тем социальной философии, проблема духовной культуры Китая в многообразии ее проявлений была поставлена в трудах Инторчетта, Клерка, Хельмана, первых переводах китайских классических книг и философских трактатов Г. Потье, Дж. Легга, Р. Вильгельма, в работах М. Мюллера, В. Грубе, Г. Джайлза и Дж. Гроота.
В работах современных западных синологов анализируются различные аспекты конфуцианства, однако в них в изобилии встречаются высказывания, свидетельствующие о нерешенности проблемы Конфуция и его учения [7].
В современных работах западных синологов Й. Саари, Р. Лифтона, Л. Хуана, Дж. Цзе Сюна и других авторов рассматриваются философские корни маоистской идеологии через призму неоконфуцианства. При этом отмечается, что маоизм выполняет в китайском обществе роль конфуцианского «ли» - свода морально-этических норм [8].
В работах американских ученых Б. Шварца, Р. Соломона и других в качестве факторов, оказывающих влияние на духовную культуру китайского общества, рассматривается широкий спектр традиционных китайских (в основном конфуцианских) и европейских культурных идей[9].
В последние десятилетия внимание западных исследователей П. Сы, Аррана Гара, Яна Скоггарда и других сосредоточено на процессах традиционализма и модернизма, происходящих в китайском обществе [10].
Социально-философская рефлексия проблем духовной культуры китайского общества представлена рядом крупных комплексных исследований в самом Китае: двухтомном издании Фэн Юланя «История китайской философии» (1931-1934 гг.), которое было издано и в английском переводе Дерка Бодда (1937-1953 гг.). Кроме того, в 1948 г. была опубликована «Краткая история китайской философии», написанная на английском языке самим Фэн Юланем.
В 1953 г. Чэнь Юнцзе опубликовал свой классический перевод главных текстов под названием «Источники по китайской философии», который стал наиболее популярным изданием среди серьезных переводных антологий духовной культуры Китая.
Спектр проблем духовной культуры, разрабатываемых современными китайскими учеными широк: генезис национальной культуры и особенности этого процесса, философско-религиозные основы национальной культурной традиции, ее типология, структура, национальная психология, национальная культура в современном мире, проблемы взаимодействия культур, возможности их синтеза, проблема Китай - Запад, место китайской культуры в человеческой цивилизации и Т.д.
Если до 90-х годов в КНР была опубликована всего одна монография, где рассматривались вопросы духовной жизни общества, то за последние годы их появилось десятки. «Теория культурологии» под редакцией Сяо Яна, «Общая теория культурологии» Го Циюна, социально-философские исследования Чжан Кайюаня и других авторов,
вышедшие в 80-х годах, создали теоретическую базу для дальнейшего изучения состояния духовной культуры общества [11].
В опубликованных в 1997-1998 гг. монографиях Ли Жуншаня «Ведущая теория культурологии», Ли Чэнгуя «Отношения между китайской и западной культурами», коллективных исследованиях «Философия и современная культура», «Пересечение и выбор века» подробно исследуются различные стороны духовной жизни и культуры китайского общества, в том числе модели культуры, культурная трансляция, проблема традиционной культуры и культурных традиций, традиционная культура и модернизация.
Конфуцианские традиционные идеи, их воздействие на национальную культуру внутри страны, взаимоотношения с процессами модернизации концептуально разрабатываются в трудах Ду Вэймина, Ван Синго, Синь Личжоу, Чжан Ливэня, Чжу Лияня.
В китайском обществе никогда не игнорировались традиционные моральные концепции и их рациональное использование в новых условиях.
Поворот общества конца XX в. к конфуцианскому наследию привлек внимание ученых к анализу путей соединения модернизации с традиционализмом. Выработка стратегии создания новой культурной платформы является объектом исследований Янь Шаотана «Направление духа строительства современной новой культуры Китая и «конфуцианская революция», Гао Мина - «Китайская культура и перспективы человечества», Чжао Чжидуна - «Об основах национальной традиционной культуры», Гао Хуанпина - «Привел ли уже бум традиционной культуры к неоконсерватизму»?, Е Таня - «Китайская традиционная культура и модернизация».
Успешное осуществление реформ в 90-х годах определило интерес китайских ученых к изучению проблем взаимодействия традиционных и рыночных факторов в китайской экономике. Современное философское осмысление конфуцианства как реальности, требующей учета в экономической политике дается исследователем Ван Наньди через выдвинутую им теорию «стратификации» культуры [12].
Вклад в разработку проблемы отношения к традициям в условиях перехода Китая к рыночной экономике вносят исследования Ли Чжэнся, Ван Чжэньли - «Модернизация Китая: традиции и ситуация в стране». Философы Ли Цзэхоу, Цзян Ихуа рассматривают национальный характер конфуцианских идей, уделяя особое внимание его сохранению. Использование «прогрессивных» идей конфуцианства как одно из условий модернизации Китая и определения его роли в развитии мировой культуры представляется другой группой китайских ученых[13].
Перевод и анализ опубликованных в Китае ряда научных работ свидетельствует о глубоком внимании китайской философской мысли к различным аспектам конфуцианства. Китайские ученые определяют учение Конфуция как нравственное, лишенное элементов культа и таинственности, анализируют понятийный аппарат, предлагая в определенной степени новые интерпретации отдельных терминов, выделяют педагогические постулаты и воспитательные идеи Конфуция. Разработка этих и других аспектов конфуцианства осуществляется с целью прагматического их использования в процессе строительства «социализма с китайской спецификой».
Анализ используемого в диссертации материала позволяет сделать ряд принципиальных выводов относительно общности и универсальности проявления закономерностей, обеспечивающих успех социально-экономических реформ в Китае и о возможном пути эволюции России. Обращение к лучшим отечественным духовным традициям и национальной идее [14], учет позитивного социокультурного опыта, в частности, Китая может являться одним из факторов стабилизации и устойчивого развития российского общества.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертации является исследование конфуцианства в духовной культуре Китая в аспекте взаимоотношений традиционализма и модернизма. Данная цель обусловила следующие задачи:
- дальнейшее развитие методологических принципов в разработке проблемы;
выявление конфуцианских идей, функционирующих в современном китайском обществе;
- исследование процессов традиционализма и модернизма в создании духовной культуры «социализма с китайской спецификой»;
- анализ тенденций и перспектив влияния духовной культуры Китая на формирование современного миропорядка.
Методологические основы и источники исследования. В качестве методологического обоснования диссертационного исследования использованы общенаучные методы познания в их применении к анализу духовной культуры: конкретно-исторический, системный подход, рассматривающий процессы и явления на основе всеобщих принципов взаимосвязи и развития. В исследовании конкретного текстологического и исторического материала использованы принципы структурности и целостности, а также методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии и др.
Источниками исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам духовной культуры общества. В диссертации также использованы теоретические разработки и концепции представителей отечественного и зарубежного востоковедения, китайских философов, касающиеся общих черт и особенностей духовной культуры Китая, форм ее выражения, культурных традиций в истории религиозных учений, проблем соотношения и сосуществования традиционных конфуцианских установок и современности.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем реализован социально-философский подход к углубленному изучению конфуцианства в духовной культуре Китая в аспекте современного сочетания традиционализма и модернизма.
В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие результаты:
- выявлена методология изучения духовной жизни Китая, используемая китайскими исследователями;
- охарактеризованы функционально значимые для современного Китая основополагающие идеи конфуцианства;
- выявлена определяющая особенность современной духовной культуры китайского общества, заключающаяся в трансформации процессов традиционализма и модернизма;
изучена специфическая форма общественного сознания обеспечивающая взаимодополнение и равновесие духовных религиозных и светских ценностей и служащая фактором обновления и модернизации культуры Китая;
- обосновано положение о роли китайской «социалистической духовной цивилизации» в формировании современного миропорядка.
Научно-практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут способствовать углублению знаний о сущности духовной культуры Китая, развивать методологию анализа социальных процессов, представленный материал может иметь значение при изучении социально-философских аспектов, а также культурных и социально-политических процессов в странах традиционного распространения конфуцианской культуры. Практическое значение работы заключается в возможности использовать ее результаты для решения реальных проблем межкультурного взаимодействия. Они могут также найти практическое применение при подготовке учебных пособий, разработке спецкурсов, в преподавании ряда тем курсов философии, социологии, культурологии, политологии.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите кафедрой философии Бурятского государственного университета.
Основные идеи диссертации отражены в различных научных публикациях, докладывались на научно-практических конференциях Читинского государственного технического университета. Материалы исследования апробированы при подготовке монографии «Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект)». - Чита: ЧитГТУ, 1998. - 258 е., написании учебных пособий «История философии Китая (истоки, основные этапы развития, современность): Курс лекций. Часть 1 и 2. -Чита: ЧитГТУ, 1997. - 205 с. (в соавторстве); Китайский язык: разговорная практика. Часть 1. - Чита: ЧитГТУ, 1997. - 109 е.; Китайский язык: разговорная практика. Часть 2. - Чита: ЧитГТУ, 1998. -123 е., при разработке курса лекций по «Этнографии Китая».
Всего по теме диссертации опубликовано 13 работ. Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, примечания и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Конфуцианство в странах Восточной Азии: исторический выбор и социальная практика: вторая половина XX в. - начало XXI в.2009 год, кандидат исторических наук Ткачева, Татьяна Олеговна
Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая2011 год, кандидат философских наук Ци Минянь
Экологическая культура Китая: традиции философского осмысления и поиск современных решений2003 год, кандидат философских наук Варакина, Маргарита Игоревна
Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе2006 год, кандидат философских наук Доржиева, Мария Лхамажаповна
Конфуцианство и "культура предприятия" в современной Восточной Азии2002 год, кандидат исторических наук Чэнь Кайкэ
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Абрамова, Наталья Андреевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует ряд причин, актуализирующих дальнейшее изучение социально-философских проблем духовной жизни китайского общества. Стремительное развитие в XX в. китайского общества, базирующегося на своей специфической духовной и материальной культуре, а также результатах межкультурного взаимодействия, особенно вызывает потребность осознания успехов общественного развития и их всестороннего изучения.
В этих условиях объектом первостепенного изучения для российских исследователей неизбежно становится эффективно функционирующая система духовной культуры Китая с ее многовековыми национальными традициями, трансляционно-адаптационными способностями, программирующими настоящее и будущее не только Китая.
Определяющей особенностью духовной жизни китайского общества является трансформация процессов традиционализма и модернизма. Процессы традиционализма, воплощенные в нормах обычного права, стереотипах восприятия и поведения, социальных связях и формах семьи и брака, в многочисленных этнокультурных признаках и характеристиках, в социальном и административно-политическом устройстве, соответствующем современным социально-экономическим отношениям, представляют собой важнейший элемент механизма самосохранения, воспроизводства и регенерации этнической общности китайского общества.
Традиционный конфуцианский культурный опыт поколений, нормы и обычаи продолжают выступать здесь не только в качестве специфического регулятора и стабилизатора, но и эффективным способом осуществления процессов всесторонней модернизации общества.
Духовная культура современного Китая является предметом обстоятельного и глубокого изучения в самой стране и за ее пределами. Всестороннее описание духовной культуры и ее основы - конфуцианства еще нуждается в определенной совместной разработке категориального аппарата, использование которого могло бы детально представить ее как системный объект. Помощь в анализе современных процессов духовной жизни Китая способна оказать уже принятая в отечественной и зарубежной теории методология исследования духовной жизни. Один из важнейших методологических принципов - системный подход и структурно-функциональный анализ позволяют по новому рассмотреть и соотнести уже сложившиеся представления об основных компонентах духовной культуры с разработками китайских философов.
Одна из главных тем философской теории духовной культуры Китая - «духовная цивилизация» как аналог общего представления о духовной жизни. Она развивается во многих работах современных китайских философов. Диссертант исследует существующие концепции содержания «духовной цивилизации» в трактовке китайских ученых. Анализ представлений по данной проблематике позволяет выявить методологию подхода к изучению социалистической духовной цивилизации, характерную для философской мысли современного Китая. На уровне общесоциологической теории китайскими исследователями также предпринимаются попытки применения принципа системности и структурно-функционального анализа процессов культурной жизни общества.
В работе дается анализ особенностей социалистической духовной цивилизации, которые обусловлены ее качественными характеристиками как системного объекта. Обобщая исследования в этом направлении, диссертант выделяет три главных подхода в интерпретации ее особенностей. Основной критерий разграничения «теорий особенностей», избранный китайскими учеными - количественный показатель.
В соответствии с тремя подходами философами выделяются шесть, пять и четыре особенности. При относительном несходстве точек зрения все исследователи вычленяют два главных фактора, обусловливающих формирование особенностей построения социалистической духовной цивилизации. Это историческая ориентация китайского общества на систему традиционных конфуцианских ценностей и интегрирование квинтэссенции традиционных идей в процесс создания новой экономической и культурной платформы.
Результатом такого интегрирования является трансформация традиционализма, формирование нового качества духовной жизни общества - модернизированности всех ее сфер с сохранением традиционной конфуцианской основы. Исследования китайских философов подтверждают вывод диссертанта о наличии двух главных особенностей процессов духовной культуры современного Китая -традиционализма и модернизма.
В работе анализируется сложившаяся в китайской философской мысли понятийная ситуация в отношении категории «традиционная культура» и критерии оценки ее роли в современном обществе. В философских теориях Китая это понятие еще не сформировано и содержит определенную описательность и неоднозначность. Предметное содержание категории «традиционная культура» составляет иерархия ценностных концепций и огромный массив традиций.
Иерархия ценностных концепций выражена в конфуцианстве которое диссертант характеризует как формообразующее начало и главный содержательный компонент не только традиционной культуры Китая, но и потенциальное цивилизующее учение.
В работе рассматриваются укоренившиеся в общественном сознании идеи конфуцианства и его модификаций, которые позволили ему сохранить позиции на протяжении многих столетий: онтолого-космологическая интерпретация общественно-государственного устройства, конфуцианский идеал общества «великой гармонии» («дао тун»), идеи преемственности и воспроизводства культурного развития, представление об обществе как «единой национальной семье», конфуцианская этика. Конфуцианские идеи аккумулировали подлинный смысл бытия личности в нравственном самоусовершенствовании. Возникнув еще в древности, они оказались достаточно устойчивыми, чтобы адаптировать их к потребностям стабильного развития современного китайского общества.
Концепция глобального реформирования Китая определила подход руководства КНР к вопросам духовного обновления общества.
Потребности идущих в стране преобразований обусловили обращение партии к национальной идее, традиционной культуре, прежде всего к конфуцианству. Конфуцианские идеи позволяют сочетать рыночную экономику с государственным регулированием, ориентируют на социальный мир, приоритет коллективистских ценностей, упорный труд, учебу и культ знаний, прочность семейных связей и т.п.
На основе изученных материалов автор делает вывод о характере взаимодействия в современном Китае культурных традиций и рыночной экономики. Представляется, что это противоречивый диалектический процесс взаимной адаптации традиционных культурных ценностей и рыночных сил, способствующий усилению одних и ослаблению других традиций, сопровождающийся позитивными попытками укрепить рыночную экономику с помощью морально-этических ценностей и принципов.
Происходит своего рода «реинкарнация» конфуцианской культурной традиции, которая ныне уже не считается антиподом модернизации. Появилось новое понимание ее преемственности, которое вовсе не означает, что современный Китай тождественен традиционному. Речь идет о снятии жесткой антитезы в трактовке проблемы «традиционализм-модернизация».
Как фактор обновления и модернизации традиционной культуры рассматривается сложившаяся в Китае ситуация религиозного синкретизма.
К категории синкретических религий обычно относят религиозные организации и движения в китайском обществе, которые сознательно ориентируются на соединении (в рамках единого «всеобъемлющего» учения) традиционных социально-философских систем: конфуцианства, буддизма и даосизма.
Склонность к синкретизму всегда присутствовала в традиции духовной жизни Китая как стремление к выработке «всеобщей истины» всех китайских учений. Синкретические религии сегодняшнего дня продолжают оставаться специфической формой интериоризации традиционных ценностей.
Глобальные социальные процессы, меняющие облик многих стран, актуализируют проблему межкультурного и цивилизационного взаимодействия как условия прогресса общечеловеческой цивилизации. Философский аспект проблемы развития и взаимодействия цивилизаций содержит как конфликтное толкование взаимодействия культур, так и представления о гармонизации этого процесса.
Дальнейшее развитие мировой цивилизации состоит в ее интернационализации. Функционирование и развитие складывающейся мировой культуры связано с многообразием локальных культур, несущих на себе отпечаток цивилизаций разных народов. Соединение лучших достижений социально-культурного развития человечества может привести к возрастанию тенденции единства в сфере культуры. Однако в современном мире многообразие национальных культур остается необходимой реальностью.
Анализ различных позиций китайских ученых позволил диссертанту соотнести с китайской действительностью основные типы межцивилизационного взаимодействия - противостояние, симбиоз и синтез национальных культур и сделать вывод о том, что современная китайская межкультурная реальность характеризуется переплетением основных типов взаимодействия и незавершенностью процесса синтеза.
Опыт модернизации Китая и стран АТР дает возможность использования общих его элементов в эволюционном развитии России. Диссертант рассматривает особенности модернизации в этих странах, имеющие всеобщий характер. Учет этих особенностей, в числе других мер, позволит создавать комбинированные стратегии вывода из кризиса и сыграть для разных стран такую же роль, как «генеральная стратегия» реформ китайского общества, отраженная через множество высокопрофессиональных тактических решений во всех его сферах.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Абрамова, Наталья Андреевна, 1999 год
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы современного Китая. // Проблемы Дальнего Востока. - 1987. - №3. - С. 19-37.
2. Алаев Л.Б., Белокриницкий В.Я., Цымбуев В.Л., Ерасов Б.С. Обсуждение. Цивилизации и культуры. Россия и Восток: Цивилизационные отношения. Научный альмонах. Гл.ред. Б.С. Ерасов. - Вып. 1. - М. 1994. - Вып.2. - М. 1995 // Восток. - 1996. - №2. -С.152-175.
3. Алексеев В.М. Китайская народная картина.-М.: Наука, 1966.- 260с.
4. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988. -253с.
5. Афанасьев В.Г., Урсул Д.Д. О сущности, видах, свойствах и функциях социальной информации. - Научное управление обществом, вып. 11.-М.: Мысль, 1977.-271 с.
6. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. -М.: Политиздат, 1977. - 143 с.
7. Бестужев-Лада И.В. Социальные учения Древнего Китая и маоизм //Проблемы Дальнего Востока. - 1974. - N4. - С. 103-117.
8. Борох О.Н. Интерпретация древнекитайской традиции с позиций современной экономической теории //Проблемы Дальнего Востока. -1998.-№1. - С.96-105.
9. Борох О. Теория прав собственности и китайская реформа // Проблемы Дальнего Востока. - 1995. - №1. - С. 55-71.
10. Будда. Конфуций. Жизнь и учение. / Сост. C.B. Игошин. - М.: Искусство, 1995. - 319с.
11. Буддизм и государство на Дальнем Востоке: Сб.ст. /Ан СССР, Ин-т востоковедения; [Отв.ред. Л.П. Делюсин]. - М.: Наука, 1987. - 225с.
12. Буева Л.П. Социокультурный опыт и механизмы его освоения человеком // Культурный прогресс: философские проблемы. - М.: Мысль, 1984.-С.82-95.
13. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978. -216с.
14. Буржуазные концепции культуры: Кризис методологии / Отв. ред. В.Г. Табачковский. - Киев, Наукова думка, 1980. - 366 с.
15. Бурлацкий Ф.М. Мао Цзэ-дун и его наследники. - М.: Междунар.отношения. - 1979. - 399 с.
16. Буров В.Г. Модернизация Тайваньского общества.-М..ИФРАН.-1998.-238с.
17. Буров В.Г. Современная китайская философия. - М.: Наука, 1980. -311с.
18. Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. - М.: Наука, 1966. - 242с.
19. Ван Мин. Мао Цзэдун и Цинь Шихуан // Проблемы Дальнего Востока. - 1974. -№3. - С. 136-154.
20. Варнаи Ф. Путь маоистов. - М.: Прогресс, 1979. - 302с.
21. Васильев JI.C. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). - М.: Высшая школа, 1983. - 368с.
22. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. -484с.
23. Васильев JI.C. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). - М.: Наука, 1989. - 309с.
24. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. М.: Наука, 1976. - 368с.
25. Ващекин Н.П. Научно-информационная деятельность. Философско-методологические проблемы. - М.: Мысль, 1984. - 204 с.
26. Воскресенский А. Сбалансированное многомерное партнерство -оптимальная стратегия для России // Восток. - 1998. - №1. - С.23-29.
27. Вяткин Р.В. Некоторые вопросы истории общества и культуры Китая и кампания "критики Конфуция" в КНР // Народы Азии и Африки. - 1974. - №4. - С.49-64.
28. Гельбрас В.Г. Китай: кризис продолжается. -М., Междунар. Отношения, 1973. - 223 с.
29. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. - М.: ВлаДар, 1993. - 310 с.
30. Головачева Л.И. Цивилизация, Конфуций и будущее Китая // Проблемы Дальнего Востока.- 1996.- №1 .-СЛ11-116.
31. Государство и общество. Идейно-политическая ситуация в Китае в 1994г. //Проблемы Дальнего Востока.- 1995.-№3.-С.49-57.
32. Гудожник Г.С. Цивилизация: развитие и современность // Вопросы философии. - 1986. - №3. - С.33-43.
33. Гумилев J1.H. Старобурятская живопись. М.: Искусство, 1975. - 56с.
34. Диалектика материальной и духовной жизни общества. - М.: Наука, 1966. -272с.
35. Доронин Б.Г. Проблемы национальной культуры и современное китайское обществоведение // Проблемы Дальнего Востока. - 1994. -№6. - С.96-102.
36. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая: Пер. с кит. -М.: Политиздат, 1988. - 256с.
37. Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни общества. Ростов Н/Д, Изд. Рост. Ун-та, 1972. - 144с.
38. Зиновьева Е.М., Пискарев C.JT. Постижение традиций // Проблемы Дальнего Востока. - 1989. - №1. - С.130-138.
39. История Китайской философии / Пер. с кит./ Общ.ред. и послесл. М.Н. Титаренко. - М.: Прогресс, 1989. - 552с.
40. Ивин A.A. Ценности и понимание // Вопросы философии. - 1987. -№8. - С.31-43.
41. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: «Петрополис», 1996. - 416с.
42. Казарян JI. По ту сторону системы координат (мирополитические и мирохозяйственные процессы через призму западной геополитики. -Форум: Постсовременный мир // Восток, 1998. - №2. - С. 17-25.
43. Какабадзе З.М. Культура и цивилизация.// Культура в свете философии. - Тбилиси, Мецниереба, 1979. - С. 190-205.
44. Керимов В.И., Орлов A.A. Обсуждение философско-методологических проблем цивилизации // Вопросы философии. -1983.-№7.-С.165-167.
45. Китай: традиции и современность / Отв. ред. Л.П. Делюсин. М.: Наука, 1976. - 335с.
46. Китай. Китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы. - Часть 1.- М.: Наука, 1995. - 371с.
47. Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН, Ин-т Дальнего Востока, гл.ред. M.JT. Титаренко. - М.: Мысль, 1994. - 573с.
48. Китайские социальные утопии: Сб.ст. /Ан СССР, Ин-т востоковедения; [Отв.ред. Л.П. Делюсин, Л.Н. Борох]. - М.: Наука, 1987. - 308с.
49. В.А. Кобылянский. Национальная идея как фактор образования и воспитания // Вестник Бурятского университета. Сер.5: Философия, Социология, Политология, Культурология. Вып.2.- Улан-Удэ: Изд-во Бур.гос. ун-та, 1998. - С.91-103.
50. Козловский Ю.Б. Особенности развития мысли в конфуцианских школах древности и средневековья // Философские науки. - 1988. - №6. - С.51-60.
51. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Гл.ред.вост. лит-ры, 1966. - 520с.
52. Конрад Н.И. Избранные труды. - Синология. М.: Наука, 1977. - 621с.
53. Конрад Н.И. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве.- М.-Л.: Госполитиздат, 1950.-404с.
54. Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики / Отв. ред. Л.П. Делюсин. - М.: Наука, 1982. - 264с.
55. Конфуций. Я верю в древность / Сост., перевод и коммент. И.И. Семененко. - М.: Терра - Книжный клуб; Республика, 1998. - 384с.
56. Кравцова М.Е. Китайская версия буддийской канонической «сутры о признаках» («лакшана-сутры»). К исследованию категории «власть» в буддийской культуре // Восток. - 1998. - №1.-С.126-131
57. Кроль Ю.Л. О концепции «Китай-варвары» // Китай: общество и государство. - М.: Наука, 1973. - С. 13-29.
58. Кузнецов В.И. В какой мере надежен прогноз? - Форум: Постсовременный мир // Восток, 1998. - №1. - С.41-47.
59. Культура - человек - философия: К проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. - 1982. - №1. - С.34-51., №2. - С.54-66.
60. Кюзаджян Л.С., Сорокина Т.Н. Влияние традиций на маоизм в оценке зарубежного китаеведения // Китай: традиции и современность. Сборник статей. Редколегия: Л.П. Делюсин и др. - М.: Наука, 1976. -С.279-319.
61.Левичева В.Ф., Щербина В.Ф. Материальное и идеальное в общественном производстве: Экономико-философский анализ. - Л.: Лениздат, 1984. - 175с.
62. Локальные и синкретические культы: Сб.ст. / АН СССР, Институт этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая; Отв.ред. С.А. Арутюнов. - М.: Наука, 1991. - 315с.
63. Лукьянов А. Понятие философии у древних китайцев. // Проблемы Дальнего Востока. - 1998. - №2. - С.126-140.
64. Лучанкин А.И. Методологические проблемы исследования традиций народной культуры // Философские науки. - 1986. - №6. - С.25-43.
65. Малявин В.В. Феномен синкретических религий в Китае // Проблемы Дальнего Востока. - 1997.-№1.-С.107-121.-№2.-С.130-141.
66. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. - Ереван: Изд. АН АРМ ССР, 1969. -284с.
67. Мартынов A.C. Буддизм и конфуцианцы: Су Дун-по (1036-1101) и Чжу Си (1130-1200) // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М.: Наука, 1982. -С.206-316.
68. Межуев В.М.. Культура и история. - М.: Политиздат, 1977. - 199 с.
69. Методологические проблемы социального предвидения. - Киев, Наукова думка, 1977. - 345 с.
70. Меликсетов A.B. О традиционности государственного регулирования экономической жизни в Китае // Роль традиций в истории и культуре Китая. - М.: Наука, 1972.-С.214-236.
71. Михальченко Н.И. Политическая идеология как форма общественного сознания. - Киев: Наукова думка, 1981. - 261с.
72. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973. - 406 с.
73. Мугрузин A.C. Аграрно-крестьянская проблема в первой половине XX века.- М.: Наука. - 1994. - 236с.
74. Неклесса А.И. «Третий Рим» или «Третий мир». Глобальные сдвиги и национальная стратегия России // Восток. - 1995. - №1. - С.5-19.
75. Новикова Л.И. Цивилизация и культура в историческом процессе // Вопросы философии. - 1982. - №10. - С.53-63.
76. Нэвилл Р. Китайская философия в современном мире (выступление на заседании ученого совета ИДВ РАН по случаю вручения диплома «Почетного доктора ИДВ РАН» 22 мая 1996 года). Перев. с англ. Т. Карагановой //Проблемы Дальнего Востока .- 1996.- №4.- С.49-55.
77. Общественно-политическая мысль в Китае (конец XIX - начало XX в.): Сб.ст / АН СССР, Ин-т востоковедения; [Редкол.: Л.П. Делюсин (отв.ред.) и др.]. - М.: Наука, 1988. - 241с.
78. Общественное сознание и его формы / Предисл. и общ. ред. В.И. Толстых. - М.: Политиздат, 1986. - 367 с.
79. Панарин A.C. Возвращение в цивилизацию или «формационное одиночество»? // Философские науки. -1991. - №8. - С.3-15.
80. Панарин А. Двуполушарная структура мира: переосмысление дихотомии «Восток-Запад». - Форум: Постсовременный мир, С.26-33.
81. Панарин A.C. Россия в цивилизационном процессе: (Между атлантизмом и евразийством) - М.: ИФРАН, 1995. - 261с.
82. Панарин A.C. Цивилизационный плюрализм или европоцентристский монизм? // Восток. - 1996. - №4. - С. 160-167.
83. Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории. - М.: Мысль, 1972. - 198 с.
84. Переломов Л.С., Абаев Н.В. Буддизм в Китае: исторические традиции и современность // Проблемы Дальнего Востока. - 1980. -№3. - С. 136-148.
85. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. - М.: Наука, 1981. - 334с.
86. Переломов Л.С. Мао, легисты и конфуцианцы // Вопросы истории. -1975.-№3. -СЛ17-133.
87. Переломов Л.С. О политической кампании "критики Конфуция и Линь Бяо" // Опасный курс. Антисоветизм и шовинизм - основа политики Пекина. - Вып. 6.-М.: Политиздат, 1975. - С.127-149.
88. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. - М.: Мысль, 1982. - 220с.
89. Портяков В. Опыт экономических реформ. Дэн Сяопин и политика реформ в Китае//Проблемы Дальнего Востока.- 1994. -№6. - С.32-40.
90. Портяков В. Традиции и рыночная экономика в современном Китае // Проблемы Дальнего Востока.- 1996. - №3. - С.68-74.
91. Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая. Проблемы идеологии / АН СССР. Ин-т востоковед. - М.: Наука, 1991.
- 220с.
92. Проблема ценности в философии. - M-JL, Наука.- 1966. - 261 с.
93. Проблемы человека в традиционных китайских учениях / Отв. ред. Т.П. Григорьева. - М.: Наука, 1983. - 263с.
94. Проблемы философии культуры. Опыт историко-материалистического анализа. - М.: Мысль, 1984. - 325 с.
95. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. - M-JL: Изд. Акад. наук СССР, 1947. - 451с.
96. Роль традиций в истории и культуре Китая / Отв. ред. JI.C. Васильев. М.: Наука, 1972. -376с.
97. Рябов В.Ф. Наш духовный мир. - 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Лениздат, 1987. - 158с.
98. Суханов И.В. Обычаи, традиции преемственность поколений. - М.: Мысль, 1976.-216с.
99. Телешевская A.M. Ученые КНР о национальной психологии китайцев // Проблемы Дальнего Востока.-1989.-№2.-С. 157-161.
100. Титаренко М.Л. Взаимодействие восточной и западной цивилизаций - условие прогресса человечества // Проблемы Дальнего Востока. - 1991.-№1.-С.53-60.
101. Тихвинский С.Л. История Китая и современность. - М.: Наука, 1976.
- 359с.
102. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 343 с.
103. Тугаринов В.П., Румянцева Т.М. Предвидение и современность. - Л.: Лениздат, 1976. - 349 с.
104. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования. - М.: Мысль, 1980. - 271с.
105. Уледов А.К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. - М.: Мысль, 1968. - 324 с.
106. Философия и прогностика. Мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования /Пер. с нем.: А. Бауэр, В. Эйхгорн и др. - М.: Прогресс, 1971. - 423 с.
107. Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В. Константинов, т.5. - М.: Советская Энциклопедия, 1970. - 740 с.
108. Формации или цивилизации (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 1989. - №10. - С.34-59.
109. Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие: Уроки для России / РАН. - М.: Наука, 1996. - 206с.
110. Чуфрин Г.Н. К вопросу о новом миропорядке: смена парадигмы развития международных отношений // Восток. - 1998. - №1. - С.6-16.
Ш.Шевченко В.Н. Возвращение в цивилизацию или поиск реального пути? // Философские науки. - 1991. - №8. - С. 17-32.
112. Шемякин Я.Г. Неевропейские цивилизационные традиции и западный универсализм. М.: ИЛА, 1995. - 168с.
113. Широков Г.К. Контуры нового мира: Усиление многовариантности общественной эволюции. - Форум: Постсовременный мир: новая система координат (подходы к проблеме) // Восток. - 1998. - №1. - С. 1622.
114. Штейн В.М. Гуань-цзы: трактат экономической мысли Древнего Китая. Исследование и перевод. - М.: Изд-во вост. лит, 1959.- 380с.
115. Эволюция восточных обществ. Синтез традиционного и современного / Отв.ред. Л.И. Рейснер, H.A. Симония. - М.: Мысль, 1984.- 170с.
116. Этика и ритуал в традиционном Китае: Сб.ст. / АН СССР, Ин-т востоковедения; [Отв.ред. Л.С. Васильев] М.: Наука, 1988. - 329с.
117. Этнография за рубежом: Исторические очерки. - М.: Наука, 1979. -290 с.
118. Яковлев А.И., Чешков М.А., Малашенко A.B. и др. Обсуждение. Цивилизации и культуры. Россия и Восток: цивилизационные отношения. Научный альманах. Гл. ред. Б.С. Ерасов. - Вып.1. - М.-1994.- Вып.2. - М. - 1995 // Восток. - 1996. - №1. - С. 165-195.
119. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995. - 240с.
120. Янгутов J1.E. Философское учение школы хуаянь. Новосибирск: Наука, 1982. - 143с.
На китайском языке
121. Ань Цзифан. Цзиншэн вэньмин ды сань да цзегоу цэнцы (Три основных структурных слоя строительства духовной цивилизации) // Пуян сюэкань. - 1997. - №6. - С.22-24.
122. Басанлобу. Вэньхуа цзегоу юй шэхуэй ды сяньдайхуа (Структура культуры и модернизация общества) // Сицзан яньцзю. - 1996. - №4. -С.54-59.
123. Ван Наньди. Чуаньтун вэньхуа цзай шичан цзинцзи шэхуэй чжун ды минюнь (Судьба традиционной культуры в обществе с рыночной экономикой). // Чжунго шэхуэй кэсюэюань яньцзюшэнюань сюэбао.-1997.-№5.-С.1-8.
124. Ван У, Ю Цзяньсин. Шэхуэйчжун цзиншэн вэньмин фачжань гуйлюй луньяо (О закономерностях развития социалистической духовной цивилизации) // чжэцзян дасюэ сюэбао. - 1997. - №12. - С.1-10.
125. Ван Хуэйцзюань. Цзиншэн вэньмин цзяньшэ яо чжэнцюэ дуйдай чуаньтун вэньхуа (В строительстве духовной цивилизации необходимо правильно относиться к традиционной культуре) Яньду сюэкань. -1997. -№3. -С.123-126.
126. Ван Чжанфэй. Шэхуэй чжун цзиншэнвэньмин цзяньшэ ды шидайсин, чжэнчжисин хэ шицзяньсин (Эпохальность, политичность и практичность строительства социалистической духовной цивилизации) // Юаньнань сюэшу таньсо. - 1996. - №6. - С.14-18.
127. Вэй Хоушэн. Чжунго вэньхуа: цун чуаньтун цзоусян сяньдай (Китайская культура: от традиции к современности) // Шаньси дасюэ сюэбао. - 1993. - №4. - С.68-71.
128. Гао Мин. Чжунхуа вэньхуа юй жэньтоу цяньту (Китайская культура и перспективы человечества) // Чжунго вэньхуа.-1991.-№5.- С.23-26.
129. Гао Хуапин. Чуаньтун вэньхуажэ цзоусян синь баошоучжуи лэ ма? (Привел ли уже бум традиционной культуры к неоконсерватизму?) //Хуачжун шифань дасюэ сюэбао.- 1997.-№3.-С.4-6.
130. Гао Юйчунь. Цзиншэн вэньмин цзяньшэды цзоуши хэ гуйлюй чутань (О тенденциях и закономерностях строительства духовной цивилизации) // Хэбэй сюэкань. - 1997. - №1. - С. 15-21.
131. Гуанмин жибао. - 1986, 3 ноября.
132. Гэ Гуйлу, Чэнь Бин. Лунь чжунго вэньхуа сян шицзе чуаньбо ды чжуяо туцзин (Основные пути трансляции китайской культуры) // Хуайин шичжуань сюэбао. - 1997. - №2. - С.52-55.
133. Ду Вэймин. «Вэньхуа Чжунго» юй жуцзя чуаньтун («Культурный Китай» и конфуцианские традиции) // Чжунго вэньхуа - 1993.-№8.-С.205-209.
134. Е Цзяньфэн, Е Чанвэй. Цзиншэн вэньмин ды чжунго тэсэ юй цзяньше ю чжунго тэсэ ды шэхуэйчжун цзиншэн вэньмин (Китайские особенности духовной цивилизации и строительство социалистической духовной цивилизации с Китайской спецификой) // Лилунь сюэси юэкань. - 1997. - №1. - С.24-28.
135. Жэньминь жибао. - 1993, 17 ноября.
136. И Сяомин. Лунь чжунси вэньхуа цзяолю ды шидай цовэй (Эпохальные ошибки во взаимодействии китайской и западной культур - культурный выбор сегодняшнего Китая) // Нинся шэхуэй кэсюэ.- 1996.-№3.-С.30.
137. Кун Линхун. Чуаньтун вэньхуа юй сяньдайхуа ды гуншисин цуньцзай (Сосуществование традиционной культуры и модернизации) // Куньмин шэкэ. - 1997. - №3. - С.40-43.
138. Лао-цзы чжэсюе таолунь цзи (Обсуждение философии Лао-цзы) -Пекин, 1959. -С.14-19.
139. Ли Жунци. Лунь чжунго чуаньтун вэньхуа дуй сяньдайхуа ды инсян (О влиянии традиционной культуры на модернизацию) // Лилунь юй сяньдайхуа. - 1997. - №1. - С.21-25.
140. Ли Пин. Чуаньтую юй сяньдай (Традиции и современность) // Пуян сюэкань. - 1996. - №5. - С.63-67.
141. Ли Саньху. Лунь кэсюэ цзиншэн юй цзиншэн вэньмин цзяныпэ (О научности и строительстве духовной цивилизации) // Таньциу. - 1997. -
№6. - С.22-24.
142. Ли Сяньлинь. Гуаньюй «тянь жэнь хэ и» сысян ды цзай сыкао (Еще раз об идее «совпадающее единство Неба и Человека) // Чжунго вэньхуа. - 1994. - №9. - С.8-17.
143. Ли Чжунцзе. Цзяныпэ фую шидай тэчжэн ды шехуэйчжун цзиншэн вэньмин цзяныпэ яньцзю. - 1997. - №1. - С.9-13.
144. Ли Чжэнся, Ван Чжэньли. Модернизация Китая: традиции и ситуация в стране // Китай. Китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы. - Часть 1. - М.: Наука, - 1995. - С.47.
145. Ли Чэнгуй. Чжунси вэньхуа чжи хуэйтун (Отношения между китайской и западной культурами). - Цзянси Наньчан: Цзянси жэньминь чубаньшэ, 1997. - 276 с.
146. Лиу Бан. Чжунго чуаньтун изячжигуань цюаньшисюэ (Китайская традиционная система ценностей в комментариях) - Шанхай: Шэнхо, душу, синьчжи чубаньшэ, 1988. - 293с.
147. Лиу Цзинлинь. Цзиншэн вэньмин цзяныпэ ды тэдянь юй цюйши таньлунь (Размышления об особенностях и тенденциях строительства духовной цивилизации) // Лилунь таньсо. - 1997. - №5. - С.9-14.
148. Лиу Цзинцюань. Чжэсюэ юй вэньхуа (Философия и культура) // Гуандун шэхуэй кэсюэ. - 1996. - №5. - С.57-63.
149. Люй Хэгэ. Чжунго вэньхуачжун ды чжэнтигуань фанфа Лунь юй синсян чжэнти сывэй (Целостно-образное мышление и методология целостности в китайской культуре) // Чжунго вэньхуа яньцзю. - 1998. -№3. - С.25-30.
150. Оу Янкан. Шицзе чжи цзяо ды бицзяо чжэсюэ юй вэньхуа яньцзю (Компаративные исследования философии и культуры на рубеже веков) //Ухань дасюэбао. - 1997. - №4. - С.74-79.
151. Оу Янцзинь. Лунь шэхуэй чжун цзиншэн вэньмин ды тэчжэн (Об особенностях социалистической духовной цивилизации) //Шидай сюэкань. - 1997. - №6.- С.46-47.
152. Пяо Хайчоу. Чуаньтун вэньхуа пинцзя ды бяочжунь юй дандай вэньмин цзяньшэ ды цзичу (Критерии оценки традиционной культуры
и основы создания современной цивилизации) // Наньцзин лигун дасюэ сюэбао. - 1997. - № 2. - С. 1-4.
153. Сань Чжунцюань илай чжунъяо сюань пянь (Важнейшие документы, опубликованные со времени 3-го пленума ЦК КПК). Часть 2. -Пекин, 1982. - С.7-19.
154. Синь Личжоу. Чунсинь фасянь, шисянь синь син'у (Повторное открытие, новое осознание) // Лилунь юй сяньдайхуа.-1998.-№2.- С.23-27.
155. Тан Юнцзинь. Шилунь чжунго чуаньтун вэньхуа юй чжунго сяньдай вэньхуа ды гуанси (О связи традиционной и современной культуры Китая) // Юньнань сюэшу таньсо. - 1997. - №1. - С.58-62.
156. У Гуаньюань. Чуаньтун вэньхуа юй шицзехуа ды цзегуй (Традиционная культура и мировой порядок) // Чжэсюэ дунтай. - 1997.
- №5. - С.27.
157. У Гуанюань. Чуантун вэньхуа юй шицзехуа ды цзегуй (Традиционная культура и мировой порядок) // Чжэсюэ дунтай. - 1997.
- №5. - С.26-27.
158. У Сяоцюнь. Шицзе чжи цзяо ды вэньхуа сысо (Размышления о культуре на рубеже веков) // Вэньи чжэнмин. - 1998. - №1. - С.62-66.
159. Фэн Юлань. Чжунго чжэсюэ ши (История китайской философии). Шанхай, 1934. - 385с.
160. Хуан Синмин Цзиншэн вэньмин цзяныта ды ситунлунь сыкао (Размышления о теории системности строительства духовной цивилизации) // Гуанси шэхуэй кэсюэ. - 1997. - №3. - С.70-75.
161.Цзин Юнвань. Шилунь дуйвай кайфан хэ шэхуэйчжун цзиншэн вэньмин цзяныпэ (Об открытой внешней политике и строительстве социалистической духовной цивилизации) // Чжунхуа вэньхуа. - 1997. -№10.-С.35-38.
162. Цзяньмин чжунго чжэсюэши цзяочэн (Краткая история китайской философии) / Под ред. Ли Шоучжана. Хэнань: Хэнань дасюэ чубаньшэ, 1993. - 394с.
163. Чжан Кайюань. Лин юй хуэйгуй: Чуаньтун вэньхуа юй цзиньдай вэньхуа гуаньси шиси (Откат и возвращение: Влияние традиционной
культуры на исторический процесс модернизации общества. Опыт анализа проблемы). - Чанша, 1988.-343 с.
164. Чжан Цинсюн. Чжунго вэньмин ды фусин хэ жунхэ сифан вэньмин (Расцвет китайской цивилизации и соединение с западной) // Фудань сюэбао. - 1997. - №3. - С.22-28.
165. Чжао Вэйдун. Шэхуэйчжун цзиншэн вэньмин цзяньшэ чжун ды чжэнтигуань (Концепция целостности построения социалистической духовной цивилизации) // Лилунь юй дандай. - 1997. - №5. - С.8-10.
166. Чжао Тидун. Лунь миньцзу чуаньтун вэньхуа ды чжутисин (Об основах национальной традиционной культуры) // Бэйцзин дасюэ сюэбао. - Пекин, 1994.-№3. - С.121-127.
167. Чжао Чжэньфэн. «Вэньмин» гайнянь таньюань (Источники понятия «цивилизация») // Лилунь сюэкань. - 1997. - №2. - С.60-62.
168. Чжао Чжэньфэн Шэхуэйчжун цзиншэн вэньмин цзяньшэ яньцзю цзуншу (Обобщение исследований строительства социалистической духовной цивилизации) // Лилунь юй сяньдайхуа. - 1997. - №8. С.27-29.
169. Чжоу Дэфэн. Вэньхуа цзяныпе яо чули хао ды цзигэ гуаньси (Культурное строительство требует установления взаимосвязей) // Циу чжи.- 1997.-№3.-С.35-37.
170. Чжу Лиянь, Ван Гоюань, Чжан Цзянь и др. Чжэсюэ юй дандай вэньхуа (Философия и современная культура) Пекин: Философия жэньминь дасюэ чубаныпэ, 1998. - С.438.
171. Чжу Хуанхэ. Лунь чжэнцюэ дуйдай вайлай вэньхуа (О правильном отношении к внешней культуре) // Цзюцзян шичжуань сюэбао. - 1997. -№3. - С.23.
172. Чжу Хуанхэ. Лунь чжэнцюэ дуйдай чуаньтун вэньхуа (О правильном отношении к традиционной культуре)// Цзюцзян шичжуань бао.-1996.-№2.-С.23-28.
173. Чжун И. Таньсо ю чжунго тэсэ шэхуэйчжун цзиншэн вэньмин цзяньшэ ды синь тэдянь ( Размышления о новых особенностях социалистической духовной цивилизации с китайской спецификой) // Таньсо.- 1996. - №6.-С.14-17.
174. Чжунго жэньвэнь цзиншэн чжи чаньян (Развитие гуманизма в Китае) / Под ред. Ли Вэйу. - Пекин: Чжунго гуанбо дяныии чубаныиэ, 1996.-476с.
175. Чжунго жэнь цзэньма кань чжунго жэнь (Китайцы глазами китайцев) / Под ред. Су Яна. - Пекин: Гайгэ чубаныиэ, 1997. - 458с.
176. Чжунго чжэсюеши вэньти таолунь чжуань цзи (Специальный сборник материалов дискуссии по вопросам истории китайской философии). -Пекин, 1954. - 138 с.
177. Чэнь Вэнь, Лян Маочунь. Жуцзя вэньхуа юй сифан вэньхуа ды юцзи цзехэ (Органичное соединение конфуцианской и западной культур) //Кунцзы яньцзю.-1996.-№4.- С. 118-123.
178. Чэн Цзэнхуань. 21 шицзи ды даодэ чуанцзянь юй жуцзя луньли (Создание морали XXI века и конфуцианская этика) // Синьхуа вэньчжай.-Пекин, 1995.-№9.-С.31 -34.
179. Чэнь Чжэнфу, Хэ Чжицзин. Лунь чжунси вэньхуа чжэсюэ ды итундянь юй цзехэдянь (О сходстве и различии китайской и западной философии культуры и точках их соприкосновениях) // Наньчан дасюэ сюэбао. - 1996. - №9. - С.39-44.
180. Шан Имоу. Гуаньюй даодэ гайнянь юй луньлисюэ (О нравственных концепциях и учении о принципе «ли») // Вэнь ши чжэ.- Пекин, 1994, -№2.- С.24-28.
181. Шицзи ды цзяожун юй сюаньцзэ (Пересечение и выбор века) / под ред. Юэ Цзесяня. Аньхуэй дасюэ чубаныиэ. - 1997. - 440с.
182. Юй Дункан. Хуэй дао чжоусинь шицзянь - Цзинь Юэлинь, Фэн Юлань сяньшэн дэ чжэсюэ сыкао хэ чжунго вэньхуа дэ чжаньван (Возвращаясь к осевому времени - философские размышления Цзинь Юэлиня, Фэн Юланя и взгляд на будущее китайской культуры) // Чжунго вэньхуа. - 1992. - №7. - С. 10-14.
183. Юэ Минцзюнь. Чжунси вэньхуа чунту юй чжунго вэньхуа сяньдайхуа (Конфликт китайской и западной культур и модернизация китайской культуры) II Циннянь гунцзо луньтань. - 1997. - №2. - С. 5262.
184. Янь Шаотан. Чжунго дандай синь вэньхуа цзяньшэ ды цзиншэн чжисян юй «жусюэ гэмин» (Направление духа строительства
современной новой культуры Китая и «конфуцианская революция») //Бэйцзин дасюэ сюэбао.- 1998.-№2.- С. 184-191.
185. Huang L.J. The Role of Religion in Communist Chinese Society //Asian Survey. Berkeley. - Vol.9. -1971. - №7.-P.693-708.
186. Lifton R. Revolutionary Immortality. Mao Tse-tung and Chinese Cultural Revolution.-New York, 1968.- P.64-144.
187. Saari J. China's Special Modernity //China and Ourselves. - Boston, 1970. - P.49-68.
188. Schwartz B. The Reign of Virtue: Some Broad Perspectives on Leader and Party in the Cultural Revolution //The China Quarterly, 1968. - №35. -P.l-17.
189. Skoggard Ian A. The Indigenous Dynamic in Taiwan's Postwar Development. The Religious and Historical Roots of Enterpreneurship. Ser. «Taiwan in the Modern World». An East Gate Book. Armonk, New York-London, England: M.E. Sharpe. 1996.- 179p.
190. Solomon R. Mao's Revolution and the Chinese Political Culture. -Berkeley, 1971.-531p.
На английском языке
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.