Когнитивный и дискурсивный потенциал нарратива: на примере нарратива Священного Писания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат филологических наук Алифанова, Ольга Георгиевна

  • Алифанова, Ольга Георгиевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 167
Алифанова, Ольга Георгиевна. Когнитивный и дискурсивный потенциал нарратива: на примере нарратива Священного Писания: дис. кандидат филологических наук: 10.02.19 - Теория языка. Иркутск. 2010. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Алифанова, Ольга Георгиевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРРАТИВА.

1.1 Нарратив в философии и социологии.

1.2 Нарратив как объект изучения истории.

1.2.1 Нарратив в призме различных точек зрения.

1.2.2 Критерии идеального нарратива.

1.3 Исследования нарратива в лингвистике.

1.3.1 Организация нарративной логики и постановки повествования.

1.3.2 Роль автора в реализации наррации.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА II. КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ НАРРАТИВА.

2.1 Нарратосфера как когнитивная модель нарратопорождения.

2.1.1 Компоненты нарратосферы.

2.1.1.1 Нарративное высказывание.

2.1.1.2 Нарративный аргумент.

2.1.1.3 Нарративная субстанция.

2.1.2 Функционирование нарратосферы в процессе нарратопорождения и нарратовосприятия.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА III. КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРРАТИВА БИБЛИИ.

3.1 Нарратосфера четвёртой главы книги Неемии.

3.2 Нарратосфера книги Неемии Священного Писания.

3.2.1 Нарративная субстанция № 1 книги Неемии.

3.2.2 Нарративная субстанция № 2 книги Неемии.

3.2.3 Нарративная субстанция № 3 книги Неемии.

3.2.4 Нарративная субстанция № 4 книги Неемии.

3.2.5 Нарративная субстанция № 5 книги Неемии.

3.3 Еврейские Писания как часть нарратосферы Библии

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА IV. ДИСКУРСИВНЫЕ АСПЕКТЫ НАРРАТИВА БИБЛИИ.

4.1 Организация повествования нарратива Библии.

4.1.1 Каноничность Еврейских Писаний.

4.1.2 Становление канона Греческих Писаний.

4.1.3 Организация нарративной логики в Библии.

4.2 Проблема авторства в нарративе Библии.

4.3 Хронологическая последовательность и время в нарративе

Библии.

4.3.1 Семантика временных отрезков в нарративе Библии.

4.3.2 Чередование времени как нарративный эффект в повествовании.

ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЁРТОЙ ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Когнитивный и дискурсивный потенциал нарратива: на примере нарратива Священного Писания»

Лингвистические исследования последних лет сосредоточены на изучении когнитивного пространства человека, а также явлений и процессов, которые происходят в этой области. Такие исследования определяют «лицо современной мировой лингвистической науки» [Попова, Стернин, 2007, с. 3], активно развивающимся направлением которой является когнитивная лингвистика. В связи с тем, что это направление является сравнительно новым, оно содержит в себе много дискуссионных проблем и вопросов, что и определяет потребность в работах, раскрывающих теоретические и дискурсивные механизмы когнитивного пространства.

В рамках когнитивной парадигмы современной лингвистики объектами особого рассмотрения становятся когнитивные процессы, происходящие при восприятии, осмыслении, а также категоризации окружающего мира. Одним из примеров репрезентации этих процессов являются различного рода нарративы.

Исследованию иарратива как лингвистическому явлению посвящены работы У. Лабова, Дж. Валетского [Labow, Waletzky, 1967], Л. Полани [Polanyi, 1989], Д. Kappa [Carr, 1991], M. Крайсвирта [Kreiswirth, 1995], Е.В. Падучевой [Падучева, 1996], Г.М. Костюшкиной [Костюшкина, 2005]. Не менее активно в последнее время нарратив исследуется историками, что, в свою очередь, нашло отражение в трудах Л.О. Минка [Mink, 1970], Ф.А. Олалсона [Olalson, 1970], Р. Шоулса, Р. Келлога [Scholes, Kellog, 1975], Р.Дж. Коллингвуда [Collingwood, 1980], Ф. Анкерсмита [Анкерсмит, 2003]. Благодаря этим исследованиям было выявлено множество дискурсивных особенностей нарратива и определён его дискурсивный статус в рамках современной научной парадигмы. Однако изучение когнитивной природы нарратива осталось за пределами этих и других исследований.

Одной из насущных лингвистических проблем нарратива является проблема неоднозначности понимания одного и того же нарратива при его восприятии слушающими или читающими. Эта проблема исследовалась и продолжает исследоваться многими учёными с различных точек зрения. Например, в эпоху структурализма текст рассматривался только в призме тех языковых средств, из которых он и состоял [Соссюр, 1964; Гиндин, 1977; Якобсон, 1983; Реферовская, 1983]. Понимание любого нарратива достигалось благодаря тщательному анализу этих языковых средств. Усилия учёных были сосредоточены на исследовании языковых единиц и их реализации в нарративах [Апресян, 1966; Долинина, 1977; Ревзин, 1977; Тураева, 1986; Звегинцев, 2001; Гальперин, 2007], но ими не учитывался «фон», на котором следовало рассматривать не только каждое единичное высказывание нарратива, но и весь нарратив, поэтому многие проблемы, в том числе и неоднозначность понимания одного и того же нарратива читающим или слушающим, оставались нерешёнными.

С появлением в современной науке лингвистики дискурса, в круг её интересов было включено непосредственное изучение нарратива как лингвистического явления. Теперь в фокусе внимания лингвистов находятся изучение не только языковых единиц нарратива, но и тот «фон», т.е. все экстралингвистические факторы, которые не принимались во внимание в эпоху структурализма.

С развитием когнитивной парадигмы современной лингвистики и возникшим интересом к исследованиям ментальных процессов и их отражений в языке, в первом ряду выступают исследования, связанные с концептом как «совокупностью всех значений и понятий, возникающих при произнесении и осмыслении данного слова в сознании индивидуальной личности» [Лихачёв, 1997, с. 282], а также целостной системы взаимообусловленных концептов -концептосферы [Лихачёв, 1997]. Появляется целый ряд работ, посвященных этим элементам когнитивного пространства: Дж. Лакофф [Лакофф, 1988], А. Невелл [Newell, 1990], Р. Жакендофф [Jackendoff, 1992], Е.С. Кубрякова [Кубрякова, 1991, 1994, 2000], Ю.Д. Апресян [Апресян, 1995], С.Г. Воркачёв [Воркачёв, 1995, 2000], Д.С. Лихачёв [Лихачёв, 1997], Н.Д. Арутюнова

Арутюнова, 1998], И.А. Стернин [Стернин, 1999, 2001], Ю.С. Степанов [Степанов, 2001] и др.

Принимая во внимание существующие исследования, нам представляется возможным рассмотреть процессы обработки, хранения и воспроизведения информации при создании и восприятии нарратива. Это позволит попять, каким образом в сознании человека формируются знания и опыт, а также, почему любой нарратив вызывает неоднозначное понимание в сознании каждого индивида.

Актуальность работы обусловлена возрастающим интересом исследователей к проблемам дискурса в целом и нарратива в частности. Являясь способом организации дискурса, нарратив предоставляет возможность для исследования организации повествования, нарративной логики и её принципов, хронологии и способов представления времени и пространства, присутствие и степень участия автора в повествовании. До сих пор остаётся нерешённым вопрос о когнитивной природе нарратива и его когнитивной роли в сознании каждого индивида. Исследование этих проблем способствует пониманию того, как формируются устные или письменные нарративы в когнитивном пространстве, и помогает регулировать и корректировать такое формирование.

Актуальность исследования также определяется развитием интереса к объекту нашего исследования - нарративу Библии, который не только отличается от других нарративов своей организацией повествования, но и считается выдающимся по своему содержанию. Являясь основой нравственных, культурных, правовых ценностей, законов и принципов человечества, Библия, так или иначе, становится неотъемлемой частью жизни каждого человека и вместе с тем своей многозначностью воспринимается и понимается неоднозначно. Кроме того, выявленные лингвистами и представленные в теории нарративного анализа дискурсивные особенности не учитывают дискурсивного потенциала нарратива Библии. Следовательно, изучение и анализ нарратива Священного Писания с точки зрения когнитивных и дискурсивных особенностей нарратива заслуживает пристального внимания.

В связи с тем, что существуют различные понимания проблемы, как в отношении статуса, так и в отношении дискурсивных особенностей наррати-ва Библии, необходимо изучение содержания данного нарратива и сопоставление его с историческим фоном, описываемого времени, а также анализ дискурсивного и когнитивного потенциала нарратива как предмета нашего исследования.

Целью проводимого нами исследования является выявление когнитивно-дискурсивного потенциала механизма нарратопорождения и нарратовос-приятия.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, что формирование иар-ратива происходит в когнитивном пространстве посредством формирования отдельных когнитивных компонентов нарратива: концептов, нарративных высказываний, нарративных аргументов и нарративных субстанций, которые, в свою очередь, организованно и систематизированно взаимодействуют и функционируют в нарратосфере.

Для реализации поставленной цели и подтверждения нашей гипотезы нами были поставлены следующие задачи:

1) выявить и определить местоположение компонентов нарратива в когнитивном пространстве; I

2) описать способы взаимодействия этих компонентов при восприятии и порождении нарратива в рамках представленной модели наррато-сферы;

3) уточнить определение нарратива относительно его когнитивной' и дискурсивной функции;

4) выявить дискурсивные особенности, присущие нарративу Библии, и определить их в соответствии с основными положениями и принципами теории нарратива.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили основные положения и принципы теории нарратива [Labov, Waletzky, 1967; Mink, 1970; Бахтин, 1997; Анкерсмит, 2003; Костюшкина, 2005, 2009]; когнитивной лингвистики [Лакофф, 1988; Кубрякова, 1994; Лихачёв, 1997; Красных, 1998; Маслова, 2005; Попова, Стернин, 2007]; лингвистики дискурса [Austin, 1962; Бенвенист, 1974; Жинкин, 1982; Сёрль, 1986; Баранов, 1993; Падучева, 1996; Арутюнова, 1998; Дейк, 1998; Шейгал, 1998; Слышкин, 2000; Звегинцев, 2001; Гак, 2004].

На защиту выносятся следующие основные положения диссертационного исследования.

1. Когнитивными компонентами нарратива являются: а) концепт(ы); б) нарративные высказывания, по форме являющиеся или выражением, или предложением, по содержанию - высказыванием о концепте или концептуальной характеристикой, расположенные в самом концепте и участвующие в создании других когнитивных компонентов нарратива; в) нарративные аргументы, сообщающие об изменении объекта за определённый промежуток времени и участвующие в формировании более крупных когнитивных компонентов нарратива; г) нарративные субстанции, включающие в себя семантическую совокупность нарративных высказываний, неизменённых или дополненных до формы предложения, и нарративных аргументов.

2. Формирование, функционирование и взаимодействие когнитивных компонентов нарратива происходит в когнитивной области нарра-топорождения — нарратосфере.

3. Дискурсивными особенностями нарратива Библии являются: а) с точки зрения организации повествования: функции общего начала и конца и функции частного начала и конца, общая и частная нарративная последовательность, тематический принцип связанности; б) с точки зрения присутствия автора в нарративе: позиция автора в виде формы автор —> писатель, роль писателя как рассказчика своей истории и как рассказчика чужой истории; в) с точки зрения организации последовательности событий: хронология будущего, чередование настоящего, прошлого и будущего, выражение времени в виде формы время-форма-факт, определение пространственной ориентировки как пространство-видение.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1) изучение нарратива, а именно его порождение и восприятие, проводится с когнитивно-дискурсивных позиций;

2) для объяснения когнитивного механизма нарратопорождения и восприятия используется понятие нарратосферы как особой области, содержащей в себе модель конструирования и воспроизведения нарратива;

3) определены особенности функционирования и взаимодействия каждого компонента нарратосферы как в момент восприятия, так и в момент порождения нарратива.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней разработана, проанализирована и описана когнитивная модель нарратосферы и её компоненты, а также их роль в восприятии и порождении информации. Данная модель может быть использована в качестве теоретической базы для изучения и объяснения различных когнитивных процессов, происходящих в сознании человека. Выявленные когнитивные и дискурсивные особенности нарратива Библии могут быть использованы в рамках изучения теории языка, общей теории нарратива, когнитивной лингвистики, а также лингвистики дискурса.

Практическая ценность исследования состоит в том, что полученные в процессе исследования результаты могут быть использованы в курсах лекций по когнитивной лингвистике, лингвистике дискурса, интерпретации текста, в практике преподавания языков.

Основополагающими методами для нашего исследования стали такие методы как, моделирование, метод концептуального и контекстуального анализа, метод интерпретации, дедукция, объяснение и сравнение, также при выявлении дискурсивного потенциала нарратива Библии нами была использована методика дискурсивного анализа нарратива.

Фактическим материалом диссертационного исследования стал полный текст Библии в различных переводах на русском и английском языках.

Апробация работы. Результаты проведённого исследования обсуждались на заседании кафедры перевода, переводоведения и межкультурной коммуникации. По теме диссертации были сделаны доклады на 2-й и 3-й Всероссийских научных конференциях в ИГЛУ «Проблемы концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности», а также на конференции молодых учёных, проходящей в ИГЛУ с 2 по 5 марта 2009, 2010 года «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук». Основные положения работы были опубликованы в четырёх статьях, одна из которых опубликована в рецензируемом научном издании «Вестник ИГЛУ».

Структура работы. Содержание работы и её структура были определены в соответствии с поставленными целью и задачами. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, приложений, библиографии и списка источников примеров.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория языка», Алифанова, Ольга Георгиевна

ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЁРТОЙ ГЛАВЕ Исследование организации повествования нарратива Библии позволило выявить ряд особенностей нарративной логики и реализации нарративной последовательности и показало, что, в соответствии с установленными параметрами, канон Библии сложился и был окончательно утверждён ко 2 веку н.э. Поскольку в библейский канон вошли 66 законченных отдельных книг, мы определили такую форму нарратива, как книга в книге, или нарратив в нарративе. Подобные формы организации нарратива присущи как художественным, так и историческим нарративам, где один из персонажей рассказывает свою историю на фоне одной общей.

Особенность нарративной логики Библии выявлена нами в функции общего начала и функции общего конца, а также функции частного начала и функции частного конца. Что касается функций частного начала и конца, то они соответствуют началу и концу каждой, отдельно взятой книги Библии, а функции общего начала и конца принадлежат общему началу и концу всего нарратива Библии. В качестве особенности нарративной последовательности Священного Писания нами были выделены общая нарративная последовательность и частная нарративная последовательность. Первая соответствует всему повествованию Библии, а частная нарративная последовательность реализуется в каждой отдельной книге, от начала до конца.

Основываясь на представленных нарративом Библии фактах, мы отмечаем необычное присутствие автора как организатора всего нарратива и называем такое присутствие автор —> писатель. Кроме того, помимо уже известных определений роли автора по отношению к повествованию, мы выделяем такие роли писателя по отношению к нарративу, как писатель-рассказчик своей истории и писатель-рассказчик чужой истории. При этом писатель всегда выступает как реальный человек, живущий в своей эпохе. Если же он выступает в роли главного героя нарратива, то этот герой не вымышленный.

Исследование хронологической последовательности и времени в нарративе Священного Писания позволило также выявить несколько особенностей. Хронология будущего, как новый тип хронологической последовательности, представлен нами для нарративов, имеющих пророческий статус, и нарративов, в которых повествование переходит на описание будущих событий.

Анализ временных периодов, представленных в нарративе Библии, показал, что чаще всего под привычными для современного читателя временными отрезками имеется в виду другая временная величина. В связи с этим нами введён термин время — форма — факт, который позволяет не только выявлять и обозначать такие несоответствия, но и использовать их при анализе нарратива.

Исследование пространственной ориентировки описанных событий в нарративе Священного Писания позволило выделить её новую форму пространство-видение, которая относится к описанию всех видений и снов героев как нарратива Библии, так и других нарративов, описывающих подобные явления.

Все вышеприведённые исследования позволяют заключить, что нарра-тив с дискурсивной точки зрения — это способ организации дискурса, в котором постановка повествования, рассказанная автором от начала до конца, организована в соответствии с нарративной логикой.

151

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого исследования теоретических предпосылок нарратива было установлено, что как лингвистика, так и философия, история, социология рассматривают нарратив как объект научного исследования. Результаты таких исследований позволяют рассмотреть такое явление, как нарратив с различных точек зрения. Однако проблема неоднозначности понимания нарратива остаётся нерешённой.

В связи с этим, вследствии решения поставленных в нашем исследовании задач, было установлено, что выявленные нарративные компоненты: нарративное высказывание, нарративный аргумент и нарративная субстанция формируются в когнитивном пространстве и представляют собой структурированную, организованную и взаимофункционирующую систему, названную нами нарратосферой. Модель нарратосферы поэтапно отражает процессы порождения и восприятия Нарратива и, таким образом, позволяет понять сущность проблемы неоднозначности понимания нарратива слушающими или читающими.

Представленный и описанный нами механизм нарратопорождения и нарратовосприятия также предоставляет возможность правильным образом воздействовать на формирование как отдельных компонентов нарратосферы, гак и всего процесса нарратопорождения отдельного индивида, что, в свою очередь, способствует возникновению интересных, творческих, логично выстроенных и обоснованных нарративов.

Взятые в качестве примера нарратив отдельной главы Библии, нарратив одной из книг Библии и нарратив Еврейских Писаний на предмет выявления и анализа их нарратосфер показал, что формирование, взаимодействие и функционирование всех нарративных компонентов каждого нарратива соответствует предложенной нами модели нарратосферы.

Так, центральное место в каждой исследуемой нарратосфере занимает ядерный концепт, состоящий из нарративных высказываний и выстроенных вокруг него нарративных аргументов. Раскрытие тех или иных нарративных аргументов ядерного концепта происходит в нарративной субстанции за счёт привлечения нарративных высказываний и аргументов других концептов. Таким образом, происходит соединение ядерного концепта с периферийными концептами данной части нарратосферы через нарративную субстанцию, которое образует многокомпонентную часть нарратосферы. В свою очередь, каждая многокомпонентная часть нарратосферы соединена с другими такими же частями через нарративные субстанции, образуя полную модель нарратосферы.

Дискурсивный потенциал нарратива Библии исследовался нами сквозь призму дискурсивных характеристик нарратива как предмета нашего исследования. Полученные результаты показали, что организация повествования нарратива Библии представлена в 66 книгах, каждая из которых имеет своего писателя, свой исторический фон повествования, своё развитие наррации и, вместе с тем, является одним общим нарративом, объединённым одной темой, на которую направлена реализация нарраций всех 66 книг. Такой способ организации наррации определён нами как нарратив в нарративе и соответствует тем нарративам, в которых на фоне одной общей истории повествуются другие, автономные и в то же время способствующие реализации общей, главной наррации.

Особенность нарративной логики Библии представлена в функциях общего начала и общего конца, а также в функциях частного начала и частного конца. Первые соответствуют общему началу и концу всего нарратива Библии, вторые же - началу и концу каждой, отдельно взятой книги Священного Писания. Особенностями нарративной последовательности Священного Писания являются общая нарративная последовательность и частная нарративная последовательность, где первая также соответствует всему повествованию Библии, а частная нарративная последовательность реализуется в каждой отдельной книге, от начала до конца.

Дискурсивный анализ нарратива Библии позволил выявить необычное присутствие автора как организатора всего нарратива, выраженное нами в модели автор —> писатель и выделить такие роли писателя по отношению к нарративу, как писатель-рассказчик своей истории и писатель-рассказчик чужой истории.

Хронология будущего как новый тип хронологической последовательности была определена нами в результате исследований временных последовательностей нарратива Библии. Такой тип хронологии присущ нарративам, имеющим пророческий статус и нарративам, в которых повествование переходит на описание будущих событий.

Временные периоды, представленные в нарративе Библии, а именно их анализ на предмет соответствия с современными временными формами, показал, что чаще всего под привычными для современного читателя временными отрезками имеется в виду другая временная величина. Представленная нами модель время — форма - факт позволяет не только выявлять и обозначать такие несоответствия, но и использовать их при анализе нарратива.

Результатом исследования пространственной ориентировки описанных событий в нарративе Священного Писания стало определение новой формы такой ориентировки, как пространство-видение, которая относится к описанию всех видений и снов героев как нарратива Библии, так и других наррати-вов, описывающих подобные явления.

Выявленные в ходе исследования дискурсивные особенности, а также когнитивный потенциал нарратива были достигнуты за счёт решения поставленных задач, реализация которых поэтапно вела к достижению цели исследования.

Полученные в представленном диссертационном исследовании выводы могут быть актуальны при изучении когнитивных процессов, при когнитивном моделировании и когнитивном анализе. Кроме того, данное исследование может представлять интерес при изучении нарратива в рамках лингвистики дискурса, а также быть полезным при практическом анализе любого нарратива в рамках когнитивно-дискурсивного подхода.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Алифанова, Ольга Георгиевна, 2010 год

1. Анкерсмит, Ф. Р. Нарративная логика Текст. / Ф. Р. Анкерсмит. М. : Идея-Пресс, 2003. - 360 с.

2. Апресян, Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики Текст. / Ю. Д. Апресян. М. : Просвещение, 1966. - 305 с.

3. Апресян, Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания Текст. / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. -1995. -№ 1.-С. 37-67.

4. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова. -М. : Наука, 1998.-896 с.

5. Баранов, А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста Текст. / А. Г. Баранов. Ростов н/Дону: Издательство Ростовского университета, 1993. - 180 с.

6. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Текст. / Р. Барт. -М. : Прогресс, 1989. 616 с.

7. Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа Текст. / М. М. Бахтин // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. -М., 1997.-С. 227-244.

8. Бенвенист, Э. Общая лингвистика Текст. / Э. Бенвенист. — М. : Прогресс, 1974.-448 с.

9. Блок, М. Апология истории или ремесло историка Текст. / М. Блок. -М. : Наука, 1986.-254 с.

10. Брунер, Дж. Психология познания Текст. / Дж. Брунер. М. : Прогресс, 1977.-413 с.

11. Воркачёв, С. Г. Национально-культурная специфика концепта любви в русской и испанской паремиологии Текст. / С. Г. Воркачёв // Филологические науки. — 1995. № 3. — С. 56-66.

12. Воркачёв, С. Г. Концепт «оскорбление» и его этимологическая память / С. Г. Воркачёв, Г. В. Кусов // Теоретическая и прикладная лингвистика: межвузовский сборник научных трудов. Язык и социальная среда. Воронеж, 2000. — Вып.2. -С. 90-102.

13. Время Электронный ресурс. // Википедия. — URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 18.09.2009).

14. Гадамер, Г. Г. Истина и метод Текст. / Г. Г. Гадамер. М. : Прогресс, 1988.-704 с.

15. Гак, В. Г. Теоретическая грамматика французского языка Текст. / В. Г. Гак. М. : Добросвет, 2004. - 862 с.

16. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / И. Р. Гальперин. М. : КомКпига, 2007. - 148 с.

17. Геродот. История Текст. : в 3 т. / Геродот // Пер. и прим. Г.А. Стратановского. М. : Наука, 1993. — Т. 3. - 412 с.

18. Гиль, О. Г. Речевые проявления личности в устном рассказе нарративного типа Текст. : автореферат дисс. .канд. филол. наук : 10.02.19. / О. Г. Гиль. М., 2000. - 20 с.

19. Гиндин, С. И. Советская лингвистика текста. Некоторые проблемы и результаты Текст. / С. И. Гиндин // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. -1977. Т. 36. - № 4. - С. 27-46.

20. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии Текст. / Э. Гуссерль. М. : ДИК, 1999. - 342 с.

21. Данто, А. Аналитическая философия истории Текст. / А. Данто. М. : Идея-Пресс, 2002. - 527 с.

22. Дейк, ван Т. А. Стратегии понимания связного текста Текст. / Т. А. Дейк, В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. - М., 1998.-С. 153-211.

23. Декарт, Р. Рассуждение о методе Текст. : в 2 т. / Р. Декарт. М. : Наука, 1978.-Т. 1.-357 с.

24. Деррида, Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля Текст. / Ж. Деррида. СПб. : Алетейя, 1999. - 208 с.

25. Джеймисон, Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма Текст. / Ф. Джеймисон // Философия эпохи постмодерна. — Минск, 1996.-С. 121-133.

26. Долинина, И. Б. Системный анализ предложения Текст. / И. Б. Долинина. -М. : Высшая школа, 1977. 176 с.

27. Еврейская энциклопедия Текст. : в 10 т. — СПб.: [Б.и.], 1908. — Т. 5.960 с.

28. Женетт, Ж. Работы по поэтике Текст. : в 2 т. / Ж. Женетт. М. : Издательство имени Сабашниковых, 1998. - Т. 1. - 476 с.

29. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации Текст. / П. И. Жинкин. М.: Политиздат, 1982. - 250 с.

30. Звегинцев, В. А. Язык и лингвистическая теория Текст. / В. А. Звегинцев. М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 248 с.

31. Кант, И. Электронный ресурс. // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 23.03.2009).

32. Коллингвуд, Р. Дж. Идея истории. Автобиография. Текст. / Р. Дж. Коллингвуд. М. : Наука, 1980. - 343 с.

33. Костюшкина, Г. М. Современные направления во французской лингвистике Текст. / Г. М. Костюшкина. Иркутск : БГУЭП, 2005. - 332 с.

34. Костюшкина, Г. М. Концептуальная систематика языка, речи и речевой деятельности как объект лингвистики Текст. / Г. М. Костюшкина // Вестник ИГЛУ. 2009. - №1. - С. 6-13.

35. Красных, В. В. От концепта к тексту и обратно Текст. / В. В. Красных // Вестник МГУ. Сер. 9 : Филология. 1998. - №1. - С. 53-70.

36. Крукович, Е. И. Нарративный анализ Электронный ресурс. / Е. И. Крукович // Энциклопедия социологии. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-0697.htm (дата обращения:! 3.04.2009).

37. Ксенофонт. Киропедия Текст. : в Ют. / Под ред. В.Г. Борухович, Э.Д. Фролова. М. : Наука, 1976. - Т. 3. - 586 с.

38. Кубрякова, Е. С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова память Текст. / Е. С. Кубрякова // Логический анализ языка. Культурные концепты / Под ред. Н.Д. Арутюновой, — М., 1991. — С. 85-91.

39. Кубрякова, Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика — психология — когнитивная наука Текст. / Е. С. Кубрякова // Вопросы языкознания. 1994. - № 4. - С. 34-37.

40. Кубрякова, Е. С. О понятиях места, предметах и пространства Текст. / Е. С. Кубрякова // Логический анализ языка. Языки пространств. М. : Языки русской культуры, 2000. - С. 84-93.

41. Лакофф, Дж. Мышление в зеркале классификаторов Текст. / Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике. 1988. - № 23. - С. 12-52.

42. Лихачёв, Д. С. Концептосфера русского языка Текст. / Д. С. Лихачёв // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. -М., 1997.-С. 280-287.

43. Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие Текст. / В. А. Маслова. Мн.: ТетраСистемс, 2005. - 256 с.

44. Мецгер, Б. М. Канон Нового Завета Текст. / Б. М. Мецгер. М. : Наука, 1998.-486 с.

45. Новикова, М. Л. Хронотоп как отстранённое единство художественного времени и пространства в языке литературного произведения Текст. / М. Л. Новикова // Филологические науки. — 2003. №2. - С. 60-69.

46. Павлова, А. А. Жанр. Гипертекст. Интертекст. Концептосфера. 1 Га материале семейных родословных Текст. / А. А. Павлова. — Белгород : БелГУ, 2004. 162 с.

47. Падучева, Е. В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. Текст. / Е. В. Падучева. М. : Школа «Языки русской культуры», 1996. - 464 с.

48. Попова, 3. Д. Когнитивная лингвистика Текст. / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. М. : Восток-Запад, 2007. - 314 с.

49. Ревзин, И. И. Современная структурная лингвистика Текст. / И. И. Ревзин. М. : Наука, 1977. - 264 с.

50. Реферовская, Е. А. Лингвистические исследования структуры текста Текст. / Е. А. Реферовская. М. : Просвещение, 1983. — 215 с.

51. Розенталь, Г. Реконструкция рассказов о жизни. Принципы отбора, которыми руководствуются рассказчики в биографических нарративных интервью Текст. / Г. Розенталь // Хрестоматия по устной истории. СПб., 2003.-С. 322-356.

52. Священные книги Ветхого и Нового Завета Текст. — [Б.м.]: Духовное Слово, 1922.

53. Сёрль, Дж. Р. Что такое речевой акт? Текст. / Дж. Р. Сёрль // Новое в зарубежной лингвистике. — М., 1986.-Вып. 17. С. 151-169.

54. Слышкин, Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе Текст. / Г. Г. Слышкин. М. : Academia, 2000. - 128 с.

55. Соссюр, Ф. де Курс общей лингвистики (извлечения) Текст. / Ф. де Соссюр // Звегинцев В. А. История языкознания XIX XX веков в очерках и извлечениях. - М., 1964. — С. 361-411.

56. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры Текст. /, Ю. С. Степанов. -М. : Академический Проект, 2001. 990 с.

57. Стернин, И. А. Концепты и невербальность мышления Текст. / И. А. Стернин // Филология и культура: материалы Межд. конференции. -Тамбов, 1999.-С. 69-79.

58. Стернин, И. А. Методика исследования структуры концепта Текст. / И. А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. -Воронеж, 2001.-С. 54-61.

59. Стридонский Иероним. Прологи к книгам Ветхого Завета Текст. / Иероним Стридонский. Киев: [Б.и.], 1907. - 567 с.

60. Творения блаженного Иеронима Стридонского Текст. Киев: [Б.и.], 1879.-437 с.

61. Тодоров, Ц. Теории символа Текст. / Ц. Тодоров. М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. - 408 с.

62. Тураева, 3. Я. Лингвистика текста Текст. / 3. Я. Тураева. — М. : Просвещение, 1986.- 127 с.

63. Фелпс, У. Л. Мысли великих о самом существенном Электронный ресурс. / У. Л. Фелпс. — URL: http://dovgel.ucoz.ru (дата обращения: 23.03.2009).

64. Фишер, В. Европа: экономика, общество и государство, 1914-1980 Текст. / В. Фишер. М. : Наука, 1999. - 368 с.

65. Флавий, И. Иудейские древности Текст. : в 2 т. / И. Флавий. Мн. : Светочь, 1994. - Т. 1. - 356 с.

66. Флавий, И. Против Апиона Текст. / И. Флавий // Собрание сочинений в одном томе. М., 2008. - С. 1217-1687.

67. Шейгал, Е. И. Политический скандал как нарратив Текст. / Е. И. Шейгал // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. — Волгоград, 1998. — С. 55-68.

68. Якобсон, Р. В поисках сущности языка Текст. / Р. Якобсон // Семиотика.-М., 1983.-С. 102-117.

69. Aland, К. The Problem of the New Testament Canon Text. / K. Aland. -NY.: Harper and Row, 1975. 237 p.

70. Allbright, W. F. History, Archaeology, and Christian Humanism Text. / W. F. Allbright. -NY.: McGraw-Hill, 1964. 367 p.

71. All Scriptures Is Inspired of God and Beneficial Text. NY.: Watchtower Bible and Tract Society of New York, 1990. - 352 p.

72. Ancient Near Eastern Texts Text. / Edited by James B. Pritchard. -Princeton: Princeton University Press, 1974. 437 p.

73. Austin, J. L. Flow to do things with words? Text. / J. L. Austin. Oxford: Oxford University Press, 1976. - 357 p.

74. Bremond, C. Le role d'influenceur Text. / C. Bremond // Communications. 1970.-№16.-P. 37-48.

75. Carr, D. Time, Narrative and History Text. / D. Carr. Indianopolis : Indiana University Press, 1991. - 189 p.

76. Charaudeau, P. Langage et discours. Elements de semiolinguistique Text. / P. Charadeau. P. : Classiques Hachette, 1983. - 540 p.

77. Charaudeau, P. Grammaire du sens et se l'expression Text. / P. Charadeau. P.: Hachette education, 1992. - 927 p.

78. Collingwood, R. G. The Idea of History Text. / R. G. Collingwood. -Oxford: Clarendon Press, 1980.-475 p.

79. Courtès, J. Sémiotique Narrative et discursive Text. / J. Courtès. Paris : Praxis, 1993.- 132 p.

80. Défays, J.-M. Théories du texte et apprentissage des langues: les grands axes d'une approche interdisciplinaire Text. / J.-M. Défays // Travaux de linguistique. Revue internationale de linguistique française, 1997. № 34. - P. 107-120.

81. Fain, H. Between Philosophy and History Text. / H. Fain. — Princeton: Princeton University Press, 1970. — 563 p.

82. Finnegan, J. Light From the Ancient Past Text. / J. Finegan. — Princeton: Princeton University Press, 1959. 672 p.

83. Gallic, W. B. Philosophy and the Historical Understanding Text. / W. B. Gallic. London: Chatto and Windus, 1964. - 748 p.

84. Gergen, K. J. Social Psychology as History Text. / K. J. Gergen // Journal of Personality and Social Psychology. 1973. - № 2. - P. 309-320.

85. Griffm, L. J. Narrative event-structure analysis and causial interpretation in historical sociology Text. / L. J. Griffm // American Journal of Sociology. -1993. -№ 5.-P. 78-91.

86. Hengstenberg, E. Christology of the Old Testament Text. / E. Hengstenberg. Michigan: Kregel, 1973. - 475 p.

87. Hexter, J. H. The Rhetoric of History Text. / J. H. Flexter // History and Theory. 1967. - № 6. - P. 1-14.1.sight on the Scriptures Text. : in 2 vol. NY.: Watchtower Bible and Tract Society of New York, 1988. - V.l. - 1245 p.; V. 2. - 1135 p.

88. Jackendoff, R. Languages of the Mind: essays on mental representations Text. / R. Jackendoff. Oxford : The MIT Press, 1992. - 267 p.

89. James, M. R. The Apocryphal New Testament Text. / M. R. James. -Oxford: Claredon Press, 1953. 256 p.

90. Jeronim. Chronicle of Eusebius Text. / Jeronim. NY.: Delman, 1967.794 p.

91. Milligan, G. The New Testament Documents Text. / G. Milligan. NY.: Duke, 1970.-346 p.

92. Mink, L. O. The Autonomy of Historical Understanding Text. / L. O. Mink // Philosophical Analysis and History. NY., 1966. - P. 342-366.

93. Mink, L. O. Philosophical Analysis and Historical Understanding Text. / L. O. Mink // Review of metaphisics XXI. 1968. - № 4 - P. 667-698.

94. Mink, L. O. History and Fiction as Modes of Comprehension Text. / L. O. Mink // New Literary History I. London, 1970. - P. 541-559.

95. Mink, L. O. Interpretation and Narrative Understanding Text. / L. O. Mink // Journal of Philosophy LXIX. 1972. - P. 135-137.

96. Mink, L. O. Narrative Form as a Cognitive Instrument Text. / L. O. Mink // The Writing of History. Literary Form and Historical Understanding. Madison, 1978.-547 p.

97. Newell, A. Unified Theories of Cognition Text. / A. Newell. NY. : SistemPress, 1990.-326 p.

98. Olalson, F. A. Narrative History and the Concept of Action Text. / F. A. Olalson // History and Theory. New Mexico, 1970. - P. 265-289.

99. Perelman, C. Sens et categories en histoire Text. / C. Perelman // Le champ de 1'argumentation. Bruxelles, 1970. — 465 p.

100. Perry, J. Personal Identity Text. / J. Perry. London: Huckett Publishing Company, 1975.-495 p.

101. Polanyi, L. Telling the American story: A structural and cultural analysis of conversational storytelling Text. / L. Polanyi. NY. : Norwood, 1989. - 217 p.

102. Popper, K. R. The Poverty of Historicism Text. / K. R. Popper. London: Hutchinson, 1964. - 632 p.

103. Popper, K. R. Objective Knowledge Text. / K. R. Popper. Oxford: Claredon press, 1972. - 496 p.

104. Pouillon, J. Temps et roman Text. / J. Pouillon. Paris: "L'Arc", 1974.341 p.

105. Rawlinson, G. The Llistorical Evidences of the Truth of the Scripture Records Text. / G. Rowlinson. NY.: Sheldon and Company, 1962. - 378 p.

106. Rüssel, B. The Philosophy of Leibniz Text. / B. Russel. London: George Allen and Company, 1967. - 573 p.

107. Scholes, R. The Nature of Narrative Text. / R. Scholes, R. Kellogg. -Oxford: Oxford University Press, 1975. — 372 p.

108. Shutse, F. Biographieforshung und narratives Interview Text. / F. Shutse // Neue Praxis. 1983. - №3. - P. 283-263.

109. Stone, L. History and Postmodernism Text. / L. Stone // Past and Present. -1992. -№ 135.-P. 190-199.

110. Strong, J. Concordance, Hebrew and Chaldee Dictionary Text. / J. Strong. Oxford: Oxford University Press, 1970. — 450 p.

111. The Bible. Douay Version Text. NY.: American Bible Societies, 1967.

112. The Bible God's Word or Man's Text. - NY.: Watchtower Bible and Tract Society of New York, 1998. - 189 p.

113. The Bible. The King James Version Text. NY.: American Bible Societies, 1981.

114. The Bible. Moffatt Version Text. [S.l.]: International Bible Societies,1971.

115. The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge Text. : in 7 vol. Oxford: [S.n.], 1956. - vol. 4 - 347 p.

116. The New Testament in the Original Greek Text. : in 3 vol. Cambrige: Cambrige University Press, 1974.

117. The Revised English Bible Text. — NY.: American Bible Societies, 1967.

118. The Understanding of Old Testament Books Text. — Illinois: StatePress, 1992.-320 p.

119. Toliver, II. Animate Illusions. Explorations in Narrative Structure Text. / H. Toliver. — Lincoln: University Press, 1974. — 326 p.

120. Van Goudoever, J. Biblical Calendars Text. / J. Van Goudoever. -Masachusets: StepPress, 1961. 356 p.

121. Weingartner, R. H. The Quarrel about Historical Explanation Text. / R. H. Weingartner. NY. : Ideas of History, 1969. - 327 p.

122. Wiggins, D. Sameness and Substance Text. / D. Wiggins. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. - 274 p.

123. Willson, W. Old Testament Word Studies Text. / W. Willson. -Washington: Crichton College Press, 1978. 256 p.

124. Wittgenstein, L. Philosophical Investigations Text. / L. Wittgenstein. -Oxford: Ithaca, 1974. 732 p.

125. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ

126. Библия. Перевод Моффата Текст. — Jerusalim : Jerusalim edt., 1978. Библия. Перевод Ротергама [Текст]. — [Б.м.] : Российские Библейские Сообщества, 2002.

127. Библия. Синодальный перевод Текст. — [Б.м.] : Объединённые библейские общества, 1995.

128. Библия. «Танах» Д. Йосифон Текст. — Иерусалим: [Б.и.], 1978. Т. 1-3. Священное Писание. Перевод нового мира [Текст]. — NY: Watchtower Bible And Tract Society of New York, 2007.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.