Классический оперный текст в современной культуре: "Пиковая дама" П.И. Чайковского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат искусствоведения Густякова, Дарья Юрьевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 228
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Густякова, Дарья Юрьевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОПЕРА - «СУБЪЕКТ» И ОБЪЕКТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
1.1 Историко-культурные закономерности развития русской классической оперы: музыкальная компонента
1.2 Жанр и структура оперы в контексте проблемы интерпретации текста классического произведения
1.3 Опера - «субъект» интерпретации литературного текста
1.4 Опера - объект театральной интерпретации
ГЛАВА 2. СИНТЕТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ ОПЕРЫ П.И. ЧАЙКОВСКОГО «ПИКОВАЯ ДАМА» В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Пушкинский дискурс русской классической оперы
2.2 Художественный контекст интерпретации повести
А.С. Пушкина «Пиковая дама»
2.3 Вербальная составляющая оперы П.И. Чайковского
Пиковая дама»
2.4 Музыкальная составляющая оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама»
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Поэтика литературного либретто на сюжеты произведений А. С. Пушкина в русской опере рубежа XIX-XX веков2002 год, кандидат филологических наук Лаптева, Елена Ростиславовна
"Евгений Онегин" Пушкина и Чайковского, текст и версии2008 год, кандидат искусствоведения Головатая, Галина Федоровна
Либретто отечественной оперы: аспекты интерпретации литературного первоисточника2002 год, кандидат искусствоведения Пивоварова, Инна Лаврентьева
Пушкинский текст в театральном дискурсе XIX века2008 год, доктор филологических наук Денисенко, Сергей Викторович
Оперное творчество А.С. Даргомыжского. К проблеме художественного единства2006 год, кандидат искусствоведения Самоходкина, Наталья Вячеславовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Классический оперный текст в современной культуре: "Пиковая дама" П.И. Чайковского»
Актуальность и постановка проблемы. Художественный текст понимается в современной культуре как семантически организованный комплекс, фиксируемый в определенных знаках и способный в процессе взаимодействия видов искусства быть переведенным на язык другого искусства. Отсюда целостное законченное произведение, перерабатываемое и переосмысливаемое, становится частью нового художественного целого - здесь возникает проблема интерпретации. Опера как синтетический жанр, наряду с музыкальной основой, опирается на вербальную компоненту, при этом, в той или иной степени, подвергая ее трансформации. Проблема трансформации для оперы как музыкально-литературного жанра является фундаментальной, поэтому даже если опера сочинена на специально написанное либретто, как имеющее, так и не имеющее в своей основе литературный первоисточник, то текст либретто все равно подвергается интерпретации композитора. Однако традиционная практика предполагает переработку литературного первоисточника в оперное либретто, таким образом, возникает новое прочтение литературного произведения, его интерпретация, в качестве «субъекта» которой может рассматриваться опера. Вместе с тем, оперное произведение, будучи классическим текстом, предназначено для исполнения и объективно существует для слушателя лишь в момент исполнения, таким образом, в этом контексте опера становится объектом интерпретации.
Интерпретация приобретает новый спектр значений и механизмов в эпоху постмодерна (всеобщая интерпретация). Одной из актуальных проблем искусствоведения вновь, как это было в период расцвета синтеза искусств сто лет назад, становится изучение аспектов художественной интерпретации во всем многообразии (виды, уровни и направления интерпретации сферы художественного творчества). Особый интерес вызывает изучение искусства театра как интерпретационного искусства и, в частности, оперы. При этом важная проблема, с которой сталкивается исследователь, обращаясь к оперному искусству, - это неясность трактовки категорий рода и жанра в контексте оперы и отсутствие четкой жанровой типологии в этой сфере.
Актуальность исследования оперы как объекта театральной интерпретации обусловлена серьезными изменениями, происходящими в современном музыкальном театре, связанными с функционированием, социальной репрезентацией, стилистическими и драматургическими особенностями жанра. Изначально одной из центральных фигур в отношениях оперного произведения и театра становился композитор, часто выполнявший функцию дирижера и осуществлявший контроль над постановкой спектакля. В конце XIX - начале XX веков на первый план выходит режиссер, который зачастую становится главным создателем оперного спектакля, о чем свидетельствует и устойчивость формулировки «режиссерский театр», вследствие чего в музыкально-театральном искусстве повышается значение визуально-пластического компонента, что, тем не менее, не гарантирует драматургической и художественной убедительности постановки. Не менее актуальный аспект функционирования оперы в современном театре - влияние и контекст массовой культуры. Этот фактор во многом определил количество и качество режиссерских новаций на оперной сцене, что, как ни парадоксально, соседствует с усиливающимися тенденциями аутентичной манеры дирижерской трактовки музыки оперного спектакля.
Материал исследования. Материалом исследования в диссертации является опера П. Чайковского «Пиковая дама». Выбор эмпирического материала обусловлен не только тем, что данное произведение признано вершиной оперного творчества композитора. Значение оперы «Пиковая дама» для русской музыкальной культуры обусловлено тем, что это произведение представляет собой один из важнейших итогов эволюции оперного жанра в России. Однако особое значение для исследования имеет проблема историко-культурных закономерностей развития русской классической оперы, в частности ее литературоцентризма, а также синтеза западно-европейских оперных и национальных песенных традиций. Существенным условием, повлиявшим на выбор материала исследования, явилось также то, что текст «Пиковой дамы» А. Пушкина, выступая в качестве объекта интерпретации в опере, подвергся кардинальной переработке, что повлекло не только критику либретто, но и неоднозначные, а, зачастую, и противоречивые оценки оперы в целом. В контексте данных факторов важно было специально остановиться на проблеме пушкинского дискурса русской классической оперы, в частности на интерпретации произведений А. Пушкина в творчестве русских оперных композиторов-классиков.
Исходя из вышесказанного, цель диссертационного исследования может быть сформулирована следующим образом: изучение классического оперного текста в контексте процесса интерпретации.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- обозначить историко-культурные закономерности развития русской классической оперы; выявить и сформулировать универсальные уровни интерпретации текста классического произведения;
- рассмотреть оперу как «субъект» интерпретации, выстроив художественную модель либретто русской классической оперы;
- исследовать особенности интерпретации оперы в контексте специфики современного музыкального театра;
- проанализировать пушкинский дискурс русской классической оперы; актуализировать художественный контекст интерпретации повести А. Пушкина «Пиковая дама»; соотнести вербальную и музыкальную составляющие синтетического текста оперы П. Чайковского «Пиковая дама».
В качестве объекта исследования выступает процесс трансформации авторского (литературного) текста в оперном жанре.
Предмет исследования - опера П. Чайковского «Пиковая дама», предстающая как синтетический текст в контексте процедур интерпретации.
Гипотеза. 1. Либретто существует только как компонента целостного художественного текста - оперы, поэтому текст либретто как такового некорректно сравнивать с текстом литературного первоисточника оперы. 2. Опера как вокально-сценическое произведение может быть рассмотрена не только в качестве объекта, но и в качестве «субъекта» интерпретации. 3. П. Чайковский и М. Чайковский, создавая синтетический текст оперы «Пиковая дама», на концептуальном уровне остались верны пушкинскому первоисточнику; изменения вербальной компоненты были обусловлены особенностями творческой личности композитора, его тяготением к канонам французских либретто Э. Скриба, а также внешними причинами, и в первую очередь, требованиями традиционной оперной драматургии.
Методология исследования. В процессе исследования был востребован системный и комплексный подходы к изучению аспектов интерпретации, основанные на следующих методах:
- исторический метод, включающий в себя историко-биографический, историко-генетический аспекты (установление причинной связи явлений), ретроспективный, историко-прогностический методы;
- эстетический метод, конкретизируемый через анализ содержания и формы (в семиотическом аспекте плана содержания и плана выражения художественного произведения), анализ его жанровой и стилистической характерности; применительно к музыке данный метод позволяет рассмотреть музыкальную форму как конструкцию и процесс, а также осуществить интонационный, тематический, функциональный, целостный и другие подходы к анализу музыкального произведения; сюда же примыкает метод текстологического и стилистического анализа художественного текста; компаративный метод или метод сравнительного анализа, подразумевающий сравнительно-типологический и структурно-типологический подходы, с помощью чего осуществлялась типизация, классификация и анализ художественного произведения; герменевтический метод, позволяющий рассмотреть текст классического произведения как открытую систему, содержащую непознанный запас смыслов;
- социокультурный метод, способствующий изучению общественной и музыкальной жизни и позволяющий обосновать востребованность оперы, обусловленную вкусовыми предпочтениями и ценностной ориентацией слушателей.
В исследовании была также востребована музыковедческая методология анализа произведений оперного жанра в его основных аспектах:
- синтетический характер художественных образов и их условность;
- замедленность темпа драматического развития при параллельном развитии внешнего и внутреннего действия, роль музыки в раскрытии последнего; специфика музыкальной драматургии оперы и ее композиция, а также специфика интонационно-тематических связей в опере, обусловливающая возникновение лейтмотивной системы, симфонизацию оперы; строение оперного акта, принципы объединения актов и картин в единое целое; многоуровневый и многоаспектный характер музыкального языка, обусловливающий системный подход к анализу выразительных средств музыки, который включает в себя: анализ приемов и средств музыкальной выразительности в произведении (принцип множественного и концентрированного воздействия, генезис музыкальной выразительности), анализ отдельных сторон музыкального языка (мелодия, гармония, полифония, фактура), их специфические особенности и системные связи с другими элементами (мелодия и гармония, гармония и форма и прочее).
Степень научной разработанности проблемы. Вследствие многоаспектное™ и многогранности исследуемой проблемы, а также отсутствия комплексных исследований по заявленной теме, в данной работе потребовалось обращение к широкому кругу источников.
Поставленная в диссертации проблема обусловила обращение к исследованиям по эстетике, культурологии, искусствоведению, а также к философским исследованиям, в которых, так или иначе, затрагивается проблема интерпретации, таких авторов, как: М. Бахтин, В. Библер, Г. Гадамер, Г. Гегель, Д. Дидро, Т. Злотникова, М. Каган, Ю. Лотман, М. Мамардашвили.1
Изучение вопросов, связанных с процессом интерпретации в опере произведений литературы, потребовало привлечения исследований Е. Акулова, В. Ванслова, М. Друскина, Г. Кулешовой, В. Фермана, Б. Ярустовского,2 посвященных различным аспектам оперной драматургии;
1 Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7-и т. / М.М. Бахтин; под ред. С.Т. Бочарова, Л.С. Мелихова. - М.: Русские словари. - Т. 2. - 2000. - 798 е.; Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философа. Введение в двадцать первый век / B.C. Библер. - М.: Политиздат, 1991. - 412 е.; Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного / Г.Г. Гадамер. - М.: Иску сство, 1991. - 366 е.; Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4-х т. / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Искусство. - Т. 3. - 1971. - 621 е.; Двдро Д. Сочинения: в 2-х т. / Д. Двдро. - М.: Мысль. - Т. 1. - 1986. - 590 е.; Т. 2. - 1991. - 604 е.; Злотникова Т.С. Человек. Хронотоп. Культура. Введение в культурологию: Курс лекций / Т.С. Злотникова. - 2-е изд., дополненное и переработанное. -Ярославль: Изд-во Александр Рутман, 2003. - 132 е.; Каган М.С. Морфология искусства / М.С. Каган. -Л.: Искусство, 1972. - 440 е.; Лотман Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. - СПБ.: Искусство - СПб, 2000. - 704 е.; Мамардашвили М.К. Картезианские размышления (январь 1981) / М.К. Мамардашвили; под ред. Ю.П. Сенокосова. -М.: Прогресс, 1993. - 350 с.
2 Акулов Е.А. Оперная музыка и сценическое действие / Е.А. Акулов. - М.: Всероссийское театральное общество, 1978. - 455 е.; Ванслов В.В. Опера и ее сценическое воплощение / В.В. Ванслов. - М: Музыка, 1963. - 255 е.; Друскин М.С. Вопросы музыкальной драматургии оперы / М.С. Друскин. - JL: Музгиз, 1952. - 344 е.; Кулешова Г.Г. Вопросы драматургии оперы / Г.Г. Кулешова. -Минск: Наука и техника, 1979. - 231 е.; Ферман В.Э. Оперный театр: Статьи и исследования / В.Э. Ферман; ред.-сост. Н.В. Туманина. - М.: Музгиз, 1961. - 359 е.; Ярустовский Б.М. Драматургия русской оперной классики: Работа русских композиторов-классиков над оперой / Б.М. Ярустовский. - М.: Государственное Музыкальное Издательство, 1953. - 403 с. несмотря на то, что эти работы были опубликованы давно, многие положения, имеющиеся в них, до настоящего времени не утратили своей актуальности. Так, было важно учесть, что М. Друскин в своей книге рассматривает оперные формы с точки зрения их драматургической роли, также в этой работе содержится подробный анализ составляющих синтетического оперного текста и их взаимодействия, кроме того, автор обращает внимание на общие черты «драмы речевой» и «драмы музыкальной», содержащиеся в вербальном тексте оперы. Ценность работы Б. Ярустовского видится в том, что автор формулирует обще эстетические и творческие принципы русской классической оперы, основываясь на большом фактическом материале.
В традиционном музыкознании при изучении произведений оперного жанра о либретто в основном сообщаются лишь краткие формальные сведения общего характера. При этом часто проявляется тенденция рассматривать оперное либретто само по себе, в отрыве от музыкального контекста, подчеркивая различные отступления от текста литературного первоисточника и утверждая его несостоятельность в сравнении с литературным первоисточником. Эта ситуация наиболее характерна для исследований, посвященных русским классическим операм, имеющим в своей основе сюжет литературного произведения, художественная ценность которого общепризнанна. Подобная ситуация наблюдается, например, в некоторых исследованиях опер П. Чайковского на сюжеты А. Пушкина, когда у читателя создается впечатление, что композитор создал свой шедевр исключительно вопреки плохому либретто (В. Богданов-Березовский, А. Острецов, А. Соловцов, С. Цветаев).
В настоящее время в музыковедении активно развивается новое научное направление - либреттология, в рамках которой исследуются проблемы оперных либретто, вырабатываются принципы их оценки, что во многом способствует устранению вышеозначенных проблем. В этой связи большое значение в контексте заявленной проблематики имели работы, в которых нашли отражение различные вопросы, связанные с оперным либретто. Например, в диссертационной работе И. Пивоваровой, говорится о либретгологии как науке «о литературных текстах синтетических музыкальных произведений»,1 находящейся на ранней стадии становления и идущей по пути решения проблемы, недостаточно разработанной в современном музыкознании - проблемы понятийного аппарата исследования «интерпретации литературно-художественных текстов, функционирующих в сфере оперного жанра». В нашем исследовании учтен также опыт Е. Лаптевой, в чьей диссертации осуществляется подробное литературоведческое исследование процесса драматизации стихотворного и прозаического литературного первоисточника при написании либреттного текста, однако, спорным выглядит изучение либретто как самостоятельного «жанрового образования», как «своеобразного рода драмы».3 Примером глубокого музыковедческого подхода к изучению оперных текстов можно считать работу Е. Ручьевской, которая подчеркивает, что, несмотря на синтетичность спектакля, обнаруживается неравноправность составляющих оперы при безусловном главенстве музыки.4
В рамках проблематики, обозначенной в диссертации, особую важность приобретают работы, предварившие и обозначившие факт рождения либреттологии, (Ю. Димитрин, Г. Ганзбург, Р. Роллан, И. Соллертинский, Т. Солостюк5), где ставятся и решаются проблемы,
Пивоварова И.Л. Либретто отечественной оперы: аспекты интерпретации литературного первоисточника. Автореф. дис. . канд. искусствоведения / И.Л. Пивоварова; Магнитогорская государственная консерватория им. М.И. Глинки. - Магнитогорск: Издательство МГК им. М.И. Глинки, 2002.-С. 7.
2 Там же.-С. 3.
3 Лаптева Е.Р. Поэтика литературного либретто на сюжеты произведений А. С. Пушкина в русской опере рубежа XIX - XX веков. Автореф. дис. . канд. филол. наук/ Е. Р. Лаптева; Уральский государственный университет им. А. М. Горького. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2002. -С. 5.
4 Ручьевская Е.А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера, «Снегурочка» Римского-Корсакова: Стиль, Драматургия, Слово и музыка / Е.А. Ручьевская. - СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2002. - С. 96 -97.
5 Димитрин Ю.Г. Двух муз союз прекрасный / Ю.Г. Димитрин // Либретто во сне и наяву: Интернет страница Юрия Димитрина //cco.spb.ru/libretto/sleep/musy.shtml; его же: Опера. Либретто. Зритель / Ю.Г. Димитрин//Театр. — 1971. — № 1 //ceo.spb.ru/libretto/docs/operalibretto.shtml; его же: Рондо-каприччиозо вокруг либретто / Ю.Г. Димитрин // Либретто во сне и наяву: Интернет страница Юрия Димитрина связанные с различными аспектами вербальной составляющей оперных текстов.
Изучение процесса интерпретации оперных произведений обусловило обращение к весьма разнородным по своей научной специфике исследованиям, охватывающим социологию музыки, традиционное музыковедение, теорию и практику режиссуры оперного театра; в них затрагиваются вопросы бытования оперного жанра в музыкальном театре. Здесь следует назвать работы Т. Адорно, К. Веселаго, Н. Маркарян, Б. Покровского, М. Раку, К. Станиславского, Е. Цодокова,1 в которых поднимаются важные и актуальные проблемы, связанные с интерпретацией оперы в театре. Так, например, в докторском диссертационном исследовании Н. Маркарян затрагивается острая проблема, связанная с вопросами взаимодействия режиссера и дирижера и адекватности их трактовок оперного текста в процессе постановки оперы.
Диахронический разворот проблемы, рассмотрение ее в исторической плоскости вызвали необходимость обратиться к ceo.spb.ru/librctto/slccp/rondo.shtml; Ганзбург Г.И. О либретгологии / Г.И. Ганзбург // Советская музыка. - 1990. - №2. - С. 78 - 79; его же: Либретгология и специальные аспекты изучения вокальных произведений Ф. Шуберта и Р. Шумана / Г.И. Ганзбург // Шуберт и шубсртианство: Сборник материалов научного музыковедческого симпозиума. - Харьков, 1994. - С. 83 - 90; его же: Шубертоведение и либретгология / Г.И. Ганзбург // Франц Шуберт: К 200-летию со дня рождения: Материалы Международной научной конференции. Москва, 1996 г. - М.: Преет, 1997. С. 111 - 115; Роллан Р. Собрание музыкально-исторических сочинений: в 9-и т. / Р. Роллан. - М.: Музгиз. - Т. 4: Музыканты прошлых дней. - 1938. - 408 е.; Соллертинский И.И. Избранные статьи о музыке / И.И. Соллёртинский. -Л.-М.: Искусство, 1946. - 144 е.; Солостюк Т. Традиция перевода оперного либретто Р. Вагнера в русской художественной культуре 80-х годов XIX - 10-х годов XX века: К проблеме «русского Вагнера» / Т. Солостюк //w\vw.ba)TCuth.ru/books/\vinr/perevod.htm
1 Адорно Т. Избранное: Социология музыки / Т. Адорно. - М.-СПб.: Университетская книга, 1999. - 311 е.; Веселаго К. Трудно искать чёрную кошку в тёмной комнате, или грустные заметки об оперной режиссуре / К. Веселаго // Призрак Оперы: Интернет страница // www.vcsclago.org/lib. php?id=l 19; Маркарьян Н.А. Режиссура и дирижирование: проблемы взаимодействия в оперном спектакле XX -начала XXI веков: автореф. дис. . доктор искусствоведения / Н.А. Маркарьян; Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. - СПб., 2006 //academy.tart.spb.ru/Home/ThesisCouncil/285 l.aspx?Iang=ru; Покровский Б.А. Размышления об опере / Б.А. Покровский. - М.: Советский композитор, 1979. - 279 е.; Раку М.Г. «Авторское слово» в оперной драматургии: автореф. дис. . канд. искусствоведения / М.Г. Раку. - М., 1993. - 20 е.; Станиславский -реформатор оперного искусства: Материалы, документы / Сост. Г.В. Кристи, О.С. Соболевская; под ред. Ю.С. Калашникова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Музыка, 1985. - 384 е.; Цодоков Е. Самое главное: Аутентизм и анархия в опере / Е. Цодоков // OperaNews.Ru: Все об опере: История оперы //www.opera-news.ru/history8.html фундаментальным трудам по истории музыки (Б. Асафьев, А Гозенпуд, Т. Ливанова, В. Протопопов1).
В соответствии с задачами, решавшимися в диссертации, особую важность приобрели многочисленные исследования и статьи, посвященные «Пиковой даме» А. Пушкина, среди них нужно выделить работы В. Виноградова, Д. Дарского, М. Гершензона, Г. Гуковского, Ю. Лотмана. Большое значение имели работы А. Егунова, Н. Петруниной, Д. Шарыпкина, Н. Эйдельмана,3 в которых содержались сведения об истории создания «Пиковой дамы», а также работы, посвященные различным аспектам текста этой повести (С. Бочаров, В. Буров, А. Иличевский, В. Коровин, П. Косов, А. Кузнецов, М. Маслова, О. Муравьева, Л. Чхаидзе4).
1 Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX и начало XX века / Б.В. Асафьев. - 2-е изд., стереотип. - Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1979. - 341 е.; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века: 1836 - 1856 / А.А. Гозенпуд. - Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1969. - 464 е.; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века: 1857 - 1872 / А.А. Гозенпуд. - Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1971. - 334 е.; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века: 1873 - 1889 / А.А. Гозенпуд. - Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1973. - 328 е.; Ливанова Т.Н. Глинка: Творческий путь: в 2-х т. / Т.Н. Ливанова, В.В. Протопопов. - М.: Музгиз, 1955. - Т. 1. - 404 с. Т. 2. - 380 е.; их же: Оперная критика в России / Т.Н. Ливанова, В.В. Протопопов. - М.: Музыка, 1966. - 411 с.
2 Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1980. - 360 е.; Дарский Д. С. "Пиковая Дама" / Публ. В. А. Викторовича // Пушкин: Исследования и материалы / РАН. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). - СПб.: Наука, 1995. - Т. 15. - С. 308 - 324 //feb-\veb.ni/feb/pushkin/serial/isf7isf-308-.htm; Гершензон М.О. Мудрость Пушкина / М.О. Гершензон. -Томск: Водолей, 1997. - 288 е.; Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М.: Гослитиздат, 1957. - 416 е.; Лотман Ю.М. Тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века / Ю.М. Лотман // Труды по знаковым системам. 7: Памяти П.Г. Богатырева / Отв. ред. 3. Минц. - Тарту, 1975. (Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 365). - С. 120 -142 //wAvw.ru thenia.nl/document/529274.html
3 Егунов А. Н. Немецкая "Пиковая дама" // Временник Пушкинской комиссии, 1967- 1968 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкинская комиссия - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1970. - С. 111—115 //feb-web.ru/feb/pushkin/scrial/v70/v70-l ll-.htm; Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции / Н.Н. Петрунина', отв. ред. ДС. Лихачев; АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1987. - 333 е.; Шарыпкин Д.М. Вокруг «Пиковой дамы» / Д.М. Шарыпкин // Временник Пушкинской комиссии, 1972 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкинская комиссия - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1974. - С. 128 - 138. //feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v74/v74-128-.htm; Эйдельман Н.Я. «А в ненастные дни.» / Н.Я. Эйдельман // Звезда. - 1974. -№ 6. - С. 206 - 207.
4 Бочаров С. Случай или сказка?: [«Пиковая дама» А.С. Пушкина] / С.Бочаров // Литература: Приложение к газете «Первое сентября». - 2000. - 24 янв. - С. 7 - 8; Буров В. Герой романа: Эссе / В. Буров. - 2005 //www.newlit.ru/~burov/002091.htm#06; Иличевский A. Attendez / А. Иличевский // Октябрь: Литературная критика - 2006. - №3 //magazines.russ.ru/october/2006/3/ili8.html; Коровин В.И. Случайность и необходимость в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» / В.И. Коровин // Произведения А.С. Пушкина в школе: Книга для учителя / Сост. В.Я. Коровина. - М.: Классике Стиль, 2003. - С. 183 -237; Косов П. Реальное и фантастическое в «Пиковой даме» / П. Косов // Проза.ру: Национальный сервер современной прозы. - 2002 //www.proza.ru/texts/2002/02/04-33.html; Кузнецов А. Текст и реальность, герой и автор в пространстве одного произведения. Опыт антропологического анализа «Пиковой дамы» А.С. Пушкина / А. Кузнецов // ОНС. - 1999. - № 6 - С. 171 - 176 //eesocman.edu.ru/ons/msg/151950.html; Маслова М. Поэзия эпиграфа / М. Маслова // Проза.ру: Национальный сервер современной прозы. - 2004 //www.proza.ru/tcxts/2004/06/25-0l.html; Муравьева О.С. Фантастика в повести Пушкина «Пиковая дама» / О.С. Муравьева // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1978. - Т. 8. - С. 62 - 69 //feb
Сведения о различных опытах драматизации повести «Пиковая дама» присутствуют в работах С. Денисенко и JI. Киселевой.1 Нужно указать и работы Б. Аншакова, Н. Аршиновой, Е. Берлянд-Черной, А. Гозенпуда, Г. Иванченко, С. Фролова,2 связанные с исследованием пушкинской традиции в русской музыке вообще и в конкретной опере П. Чайковского в частности.
Анализ оперы П. Чайковского «Пиковая дама» обусловил обращение к работам монографического характера, посвященным изучению биографии и творчества композитора: А. Алыпванг, Е. Орлова, В. Протопопов, Н. Туманина, М. Чайковский, Б. Ярустовский.3 Помимо этого были привлечены исследования, в которых отражены различные вопросы, касающиеся оперы «Пиковая дама», это работы Б. Асафьева, М. Бонфельда, А. Острецова, М. Раку, А. Соловцова, Н. Туманиной.4 В veb.ru/feb/pushkin/serial/is8/is8-062-.htm; Чхаидзе Л.В. О реальном значении мотива трех карт в «Пиковой даме» / Л.В. Чхаидзе // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1960. - Т. 3. - С. 455 - 460 //feb-\veb.ru/feb/pushkin/serial/is3/is3-455-.htm.
1 Денисенко С. В. Пушкинские сюжеты и тексты на сцене в 1850 - 1870-х гг. / С.В. Денисенко // Временник Пушкинской комиссии: Сборник научных трудов / РАН. Историко-филологическое отделение. Пушкинская комиссия - СПб.: Наука, 2004. - Вып. 29. - С. 129 - 151. //feb-\veb.m/febupd/pushkin/serial/v04A04-129-.htm; Киселева Л. «Пиковые дамы» Пушкина и Шаховского / Л. Киселева // Пушкинские чтения в Тарту 2: Материалы международной научной конференции 18 -20 сентября 1998 г. / Ред. Л. Киселева. - Тарту, 2000. -С. 183 - 203 //\vwv.mthenia.ru/document/365133.html#p
2Аншаков Б.Я. О некоторых чертах художественного мира П.И. Чайковского и особенностях переосмысления пушкинских образов в опере «Пиковая дама» / Б.Я. Аншаков // П. И. Чайковский и русская литература / Сост.: Б. Я. Аншаков, П. Е. Вайдман. - Ижевск: Удмуртия, 1980. - С. 125 - 143; Аршинова Н.С. К вопросу о психологии женского образа в пушкинских операх П.И. Чайковского / Н.С. Аршинова // П. И. Чайковский и русская литература / Сост.: Б. Я. Аншаков, П. Е. Вайдман. - Ижевск: Удмуртия, 1980. - С. 82 - 99; Бсрлянд-Черная Е.С. Пушкин и Чайковский / Е.С. Бсрлянд-Чсрная. - М.-Л.: Музгиз, 1956. - 141 е.; Гозенпуд А.А. Пушкин и русская оперная классика / А.А. Гозенпуд // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом); Институт театра, музыки и кинематографии. - Л.: Наука. Ленинградское отделение. - Т. 5: Пушкин и русская культура. - 1967. - С. 200 - 216; Иванченко Г.И. Традиции А.С. Пушкина в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама» / Г.И. Иванченко // П.И. Чайковский и русская литература / Сост.: Б.Я. Аншаков, П.Е. Вайдман. - Ижевск: Удмуртия, 1980. - С. 144 - 154; Фролов С.В. Пушкинский путь русской музыки: Культурные доминанты / С.В. Фролов // Традиции в контексте русской культуры. Вып. VI: Сборник научных статей - Череповец: ЧТУ, 2000. - С. 28 - 35 //vestnikrsuh.ru/49/st49.htm
3 Алыпванг А.А. П.И. Чайковский / А.А. Алыпванг. - 3-е изд. стереотип. - М.: Музыка, 1970. - 816 е.; Орлова Е.М. П.И. Чайковский / Е.М. Орлова. - М.: Музыка, 1980. - 271 е.; Протопопов В.В. Оперное творчество Чайковского / В.В. Протопопов, Н.В. Туманина. - М.: Академия наук СССР, 1957. - 370 е.; Чайковский М.И. Жизнь Петра Ильича Чайковского: По документам, хранившимся в архиве в Клину: в 3-хт./М.И. Чайковский.-М.: Алгоритм, 1997.-T. 1: 1840- 1877.-512 с.;Т.2: 1877-1884.-608 е.; Т. 3: 1885 - 1893. - 614 е.; Ярустовский Б.М. Оперная драматургия Чайковского / Б.М. Ярустовский. - М.-Л.: Музгиз, 1947.-242 с.
4 Ярустовский Б.М. Оперная драматургия Чайковского / Б.М. Ярустовский. - М.-Л: Музгиз, 1947. - 242 е.; Бонфельд М.Ш. Проблема двуязычия в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама» / М.Ш. Бонфельд // П. процессе анализа работы композитора над либретто оперы, помимо эпистолярных архивов, большое значение имели статья П. Вайдмана и глава, посвященная опере «Пиковая дама», из книги JT. Красинской, содержащие архивные данные ГДМЧ в Клину рукописного текста либретто М. Чайковского с пометами и исправлениями П. Чайковского.1
Источники исследования: партитуры, клавиры и либретто оперы П. Чайковского «Пиковая дама» разных лет издания (в том числе, 1890 года); дневники и эпистолярное наследие композитора; видео- и аудиозаписи различных постановок оперы П. Чайковского «Пиковая дама»; издания из фондов Российской государственной библиотеки (Москва) и Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург); фонды электронного ресурса ФЭБ (в том числе, архивные документы А. Пушкина); фонды Государственного Пушкинского театрального центра под руководством В. Рецептера (Санкт-Петербург).
Научная новизна диссертации заключается в осуществлении комплексного подхода к изучению проблемы интерпретации в контексте бытования оперного жанра, что предполагало обращение к проблеме создания и эволюции отношения к оперному либретто, к анализу процесса трансформации литературного первоисточника, обусловленного особенностями оперы, выступающей в данном процессе «субъектом» интерпретации. Исследование оперы как объекта интерпретации, влечет за собой новые исследовательские подходы - не только в рамках традиционного музыковедческого «анализа по партитуре», но и в аспекте ее сценического существования, обусловливающего создание синтетического текста оперного произведения. Новизна диссертационного
И. Чайковский и русская литература / Сост.: Б. Я. Аншаков, П. Е. Вайдман. - Ижевск: Удмуртия, 1980. -С. 178 - 188; Острецов А. «Пиковая дама»: опера П.И. Чайковского / А. Острецов. - М.: Музгиз, 1938. -192 е.; Раку М. «Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертскстуального анализа // Музыкальная Академия. - 1999. - № 2. - С. 9 - 21; Соловцов А.А. «Пиковая дама» П.И. Чайковского / А.А. Соловцов. - 3-е изд., стереотип. - М.: Музгиз, 1959. - 151 е.; Туманина Н.В. Чайковский и музыкальный театр: Книга для любителей музыки / Н.В. Туманина. - М.: Музгиз, 1961. - 254 с.
1 Вайдман П.Е. Работа П.И. Чайковского над рукописью либретто оперы «Пиковая дама» / П.Е. Вайдман // П. И. Чайковский и русская литература / Сост.: Б. Я. Аншаков, П. Е. Вайдман. - Ижевск: Удмуртия, 1980. - С. 155—177.; Красинская Л.Э. Оперная мелодика П.И. Чайковского: Исследование / Л.Э. Красинская. - Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1986.-247 с.
14 исследования также определяется тем, что многоаспектное исследование оперного либретто, осуществляемое в данной работе, находится в русле формирования одного из новейших направлений музыковедения -либреттологии. Новизна исследования конкретной оперы заключается в подходе к анализу содержания ее музыкального текста, осуществляемого в сопоставлении его с содержанием текста первоисточника, а также в том, что при изучении самого первоисточника, диссертант подробно останавливается на истории его создания, анализирует примеры его драматизации, что позволяет более точно, чем это удавалось прежде, понять закономерности интерпретации повести А. Пушкина «Пиковая дама» в одноименной опере П. Чайковского.
Теоретическая значимость работы обусловлена экстраполяцией теоретических представлений об интерпретации в сферу понимания семантики текстов - вербального и музыкального, - соединенных в результате композиторских усилий в синтетический (новый) художественный текст. Теоретическая значимость исследования обусловлена также введением классического оперного текста в контекст современной культуры, в частности - в соотнесении проблемы театральной интерпретации оперы с опытом массовой культуры.
Практическая значимость работы. Результаты и основные положения диссертации могут быть использованы в учебно-педагогической деятельности специалистов в области искусствоведения и близких отраслей знания. Помимо этого, видится возможным экстраполяция некоторых тезисов работы на анализ других опер П. Чайковского, а также на анализ творчества как отечественных, так и зарубежных композиторов, обращавшихся к оперному жанру. Представленные в исследовании аспекты изучения классической оперы, могут быть полезны в практике театральных оперных постановок. Отдельные идеи и выводы работы могут найти применение при подготовке и проведении специализированных курсов и семинаров по искусствоведению и культурологии в рамках гуманитарных специальностей вуза; в работе средних специальных учебных заведений культуры и искусства, школ искусств.
Личный вклад диссертанта состоит в том, что, в рамках комплексного подхода к изучению проблемы интерпретации в контексте бытования оперного жанра, исследован процесс трансформации текста литературного произведения, где опера, в силу своих жанровых особенностей, может выступать «субъектом» интерпретации. Кроме того, личный вклад автора заключается в исследовании оперы как объекта интерпретации, предполагающее изучение жанра, как в музыковедческом аспекте, так и в аспекте его бытования в театре. Также личный вклад обусловлен подходом к исследованию оперы П. Чайковского «Пиковая дама», включающим, в частности, анализ музыкального текста оперы в сопоставлении его с текстом повести А. Пушкина «Пиковая дама».
Положения, выносимые на защиту:
1. Для изучения оперы как синтетического текста значима жанровая типология оперы, а также предложенные в диссертации уровни интерпретации текста классического произведения.
2. Оперное либретто является одной из составляющих целостного синтетического оперного произведения; оперное либретто - это не «вторичный» текст по отношению к тексту литературного первоисточника, поэтому оно не должно рассматриваться вне контекста оперы в целом.
3. Опера утвердилась в современной культуре не только как объект театральной интерпретации, но и как своеобразный «субъект» интерпретации литературного произведения, положенного в основу оперного либретто.
4. Пушкинский дискурс был в особой мере значим для развития русской классической оперы в силу того, что произведения А. Пушкина, ставшие основой опер композиторов русской классической школы, повлекли формирование своеобразной пушкинской традиции, во многом обусловившей путь развития оперного жанра в России. 5. «Пиковая дама» П. Чайковского, с учетом опыта работы композитора и либреттиста, а также влияния на мировое оперное (музыкальное и сценическое) искусство, репрезентативна для постановки и изучения проблемы бытования классического оперного текста в контексте современной культуры.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры культурологии и журналистики Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского и была рекомендована к защите. Материалы и основные положения диссертации прошли апробацию в форме научных докладов на международной научно-практической конференции «Человек в информационном пространстве» (Ярославль, 2003), международной научной конференции «Третьи Алмазовские чтения» (Ярославль, 2004), международной научной конференции «Чтения Ушинского» (Ярославль, 2004), конференции-семинаре молодых ученых «Науки о культуре - шаг в XXI век» (Москва, 2005). По теме исследования автором опубликовано 7 работ, в том числе статья в Вестнике Поморского университета (ведущее, рецензируемое научное издание ВАК РФ).1
Структура и объем диссертации определены целью и задачами, поставленными в исследовании. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Объем диссертации 228 страниц. В работе представлено 46 примеров музыкального текста. Список литературы включает 158 наименований работ.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Музыкальный театр Чайковского, исполнители и первые постановки опер композитора в России2003 год, кандидат искусствоведения Вайнштейн, Лариса Яковлевна
Оперное либретто как феномен интертекстуальности: на материале оперы Г. Г. Вдовина "Пасынок судьбы"2006 год, кандидат культурологии Гулая, Татьяна Николаевна
Русская историческая опера XIX века: К проблеме типологии жанра2000 год, кандидат искусствоведения Неясова, Ирина Юрьевна
Жанр оперного либретто в творчестве А.Н. Островского2009 год, кандидат филологических наук Рахманькова, Екатерина Алексеевна
Лирические оперы А.Г. Рубинштейна в контексте эволюции жанра2011 год, кандидат искусствоведения Скирдова, Анна Александровна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Густякова, Дарья Юрьевна
Выводы по главе 2
Творчество А. Пушкина оказало решающее влияние на процесс становления и развития русской классической оперы.
Выявлена важная тенденция, на основе которой осуществлялась драматизация повести «Пиковая дама» А. Пушкина: разработка какого-либо одного варианта развития событий, так сказать, «зародыша сюжета», которые во множестве присутствуют в тексте первоисточника.
При относительно небогатой истории драматизаций повести А. Пушкина «Пиковая дама» после создания П. Чайковским одноименного произведения, эта опера в той или иной степени повлияла на творческий процесс последующих интерпретаторов повести.
В главе опровергается распространенное мнение о том, что композитор не придавал большого значения слову; напротив, композитор очень внимательно относился к тексту будущей оперы и обязательно учитывал логику драматического развития. Также подчеркивается, что в композиции либретто оперы «Пиковая дама» соблюдены необходимые требования, предъявляемые к драматическому произведению: выстроена структура целостного, идущего к кульминации, а затем к развязке действия, при этом сохраняется логика развития каждой отдельной картины оперы.
На основании сопоставления вербальной и музыкальной составляющей оперы П. Чаковского «Пиковая дама», а также в сравнении с ее литературным первоисточником, сделан вывод о том, что авторы оперы в большей мере шли от текста и концепции повести, нежели стремились за счет кардинальных изменений ее сюжета отойти от первоисточника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любой классический художественный текст, двигаясь сквозь время, неизбежно подвергается той или иной интерпретации. Особенно актуальна проблема интерпретации в контексте изучения так называемых временных видов искусства, предполагающих исполнительский творческий акт. В центре научного интереса в данной диссертации находился текст классической русской оперы, исследуемый в различных аспектах его бытования в современной культуре.
В диссертации подчеркивается, что многие тенденции, проявившиеся в XVIII веке, то есть на самом раннем этапе развития отечественной оперной школы, приобретают значение закономерностей в XIX веке, в процессе развития русской классической оперы. В качестве основополагающих были выявлены следующие закономерности: во-первых, ассимиляция в творчестве русских оперных композиторов передовых достижений европейской музыки с национальной русской музыкальной традицией, песенностью; во-вторых, ведущее значение литературоцентризма в процессе формирования отечественной оперной школы; в-третьих, связь русской оперы с театром и драматургией, которые в процессе формирования и развития оперного жанра оказывали на нее значительное влияние.
В диссертационном исследовании выявлены уровни интерпретации текста классического произведения, которые на наш взгляд могут рассматриваться, как имеющие универсальный характер: экстраполяция, адаптация, ассимиляция. На основе универсальных принципов интерпретации текста классического произведения в работе исследовано их применение в контексте интерпретации в опере произведений литературы, на основании чего выявлены основные изменения, происходящие с текстом литературного произведения в процессе его трансформации в оперное либретто.
В диссертации подчеркнуто важное противоречие, присущее практически любому оперному тексту: либретто существует только как часть оперного целого, однако в традиционном музыкознании довольно часто встречаются попытки изучения оперного либретто в отрыве от музыкального контекста, при этом подчеркиваются различные отступления от текста литературного произведения и его обеднение в сравнении с литературным первоисточником.
В нашем исследовании доказывается, что в настоящее время - в эпоху постмодерна - наиболее актуальной становится проблема классического оперного произведения как объекта театральной интерпретации, что во многом обусловлено отказом воспринимать текст классических произведений как нечто сформированное, устоявшееся и неизменное.
В диссертации обосновано то, что изменение способов функционирования и социальной репрезентации в оперном театре во многом обусловлено феноменом массовой культуры, которая в XX веке приобретает особый статус, в частности наблюдается тенденция к ее сближению с «высокой» культурой, и ростом аудитории последней. В исследовании выявлены четыре вектора деятельности оперного театра, направленные на оптимизацию их функционирования (привлечение публики, освоение новых концертных площадок), которые четко дифференцируются в настоящее время: 1) кардинальное обновление репертуара за счет тех произведений западных композиторов, которые никогда не ставились в России; 2) так называемая «актуализация» или отказ от традиционно сложившихся сценических приемов постановок классических оперных произведений; 3) создание современными отечественными композиторами новых опер и их сценическое воплощение; 4) развитие практики постановок оперных спектаклей в концертном варианте.
В контексте изучения оперы как объекта интерпретации обозначены основные проблемы жанра, связанные с творчеством режиссера. Во-первых, это необоснованные купюры, нарушающие фундаментальные основы музыкальной композиции. Во-вторых проблема несовпадения, и даже противоречия замыслов дирижера и режиссера. В-третьих - это искусственная «актуализация», привносящая в синтетический оперный текст художественно необоснованные изменения, чаще всего идущие вразрез с музыкальной драматургией произведения.
В контексте изучения эмпирического материала диссертации -оперы П. Чайковского «Пиковая дама» (либретто М. Чайковского по одноименной повести А. Пушкина) мы обратились к проблеме пушкинского дискурса русской классической оперы. В диссертации утверждается, что благодаря передовым литературным тенденциям, провозвестником которых был А. Пушкин, усиливается тенденция создания текстов оперных либретто на русском языке. Пушкинский дискурс русской классической оперы прослеживается в диссертации на примере анализа опер, во многом подготовивших появление «Пиковой дамы» П. Чайковского. На основании анализа этих опер делается важный вывод. П. Чайковский при создании оперы «Пиковая дама» первым из русских оперных композиторов обращается к пушкинскому первоисточнику, относящемуся к эпическому роду литературы, что в частности может быть объяснено спецификой развития русской классической оперы в процессе освоения ей различных литературных родов и жанров: от драмы (лучше в поэтической форме) и лирики к интерпретации в опере эпических произведений.
В диссертационном исследовании значительное внимание было уделено истории создания повести А. Пушкина «Пиковая дама». А также были выявлены традиции драматизации повести А. Пушкина в контексте двух влияний: во-первых, текста повести А. Пушкина (в так называемый дооперный период бытования текста) и, во-вторых, текста одноименной оперы П. Чайковского (в послеоперный период). На основании анализа интерпретаций повести А. Пушкина «Пиковая дама», появившихся до оперы Чайковского, прослежена общая тенденция, в соответствии с которой осуществлялась драматизация пушкинского текста, а именно, разработка какого-либо варианта развития событий, которые во множестве присутствуют в тексте первоисточника. Далее, на основании анализа театральных интерпретаций и экранизаций повести А. Пушкина «Пиковая дама», возникших после создания П. Чайковским одноименной оперы, творение композитора оказало определенное влияние на интерпретаторов повести.
На основании изучения истории создания оперы П. Чайковского «Пиковая дама», в диссертации выявлены два типа изменений, привнесенных в текст А. Пушкина при трансформации его в оперное либретто. Во-первых, основные и необходимые изменения: привнесение в текст рифмы или ритма, купюры, изменения последовательности эпизодов, их хронологическое «выравнивание», удаление одних действующих лиц и добавления новых, объединение разрозненных эпизодов повести в одну сцену. Во-вторых, изменения, на первый взгляд не являющиеся однозначно необходимыми в драматургическом плане, которые были обусловлены как внешними причинами, так и особенностями творческой индивидуальности интерпретатора: 1) перенесение времени действия в эпоху Екатерины, повлекшее множество анахронизмов, 2) введение любовно-драматического элемента.
В завершении анализа работы П. Чайковского над текстом либретто «Пиковой дамы», сделан существенный вывод: несмотря на распространенное мнение, что композитор не придавал большого значения слову, следует утверждать, что он очень внимательно относится к тексту будущей оперы.
На основании исследования музыкальной составляющей оперы П. Чайковского «Пиковая дама» в диссертации сформулировано основное отличие ее от первоисточника: игра с судьбой, рок и непреодолимая сила -это, скорее, у Пушкина, Герман Чайковского - человек с живой действующей волей, сознательно осуществляющий свой выбор. Однако суть конфликта и в опере и в повести примерно одинакова: с одной стороны, борьба в сознании главного героя любви к игре и любви к женщине, с другой - борьба принципа не «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее» и картежного азарта. Таким образом, хотя традиционно сложилось мнение, что братья Чайковские кардинально изменили образ и судьбу главного героя, на наш взгляд, можно утверждать, что на идейно-концептуальном уровне они остались верны пушкинскому первоисточнику. Не зря многие исследователи отмечали, что одной из характерных особенностей повести «Пиковая дама» является многоплановость, наличие как бы в зачатке различных вариантов развития сюжета (шулерство, адюльтер, эдипов комплекс) а дальше начинается область интерпретации данных возможных вариантов, что и было осуществлено П. Чайковским и М. Чайковским в их опере.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Густякова, Дарья Юрьевна, 2006 год
1. Адорно Т. Избранное: Социология музыки / Т. Адорно. М.-СП6.: Университетская книга, 1999. - 311 с.
2. Акулов Е.А. Оперная музыка и сценическое действие / Е.А. Акулов. -М.: Всероссийское театральное общество, 1978.-455 с.
3. Алданов М.А. Ульмская ночь: Философия случая / М.А. Алданов. -Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1953. //www.geocities.com/plt2000pltus/aldnv/ldn-5.htm
4. Алыпванг А.А. П.И. Чайковский / А.А. Альшванг. 3-е изд. стереотип. -М.: Музыка, 1970.-816 с.
5. Аркадьев М. «Пиковая дама» и миф о царе Эдипе: Интертекстуальный этюд. О несходстве сходного / М. Аркадьев //www.all-2music.com/arkadievpikovayadama.html
6. Аршинова Н.С. К вопросу о психологии женского образа в пушкинских операх П.И. Чайковского / Н.С. Аршинова // П. И. Чайковский и русская литература / Сост.: Б. Я. Аншаков, П. Е. Вайдман. Ижевск: Удмуртия, 1980. -С. 82-99.
7. Асафьев Б.В. Избранные труды / Б.В. Асафьев; под ред. И.Э. Грабарь и др.. М. Академия наук СССР. Т. 4: Избранные работы о русской музыкальной культуре и зарубежной музыке. -1955. - 360 с.
8. Асафьев Б.В. Об опере: Избранные статьи / Б.В. Асафьев. -Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1976.-336 с.
9. Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX и начало XX века / Б.В. Асафьев. 2-е изд., стереотип. - Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1979. - 341 с.
10. Асафьев Б.В. Симфонические этюды / Б.В. Асафьев. JI.: Музыка. Ленинградское отделение, 1970. - 264 с.
11. Балашша И. Путеводитель по операм: в 4-х кн. / И. Балашша, Д.Ш. Галл. М.: Советский спорт. - Кн. 3: Русская и советская опера. -1993. -172 с.
12. Бальзак О. Собрание сочинений: в 24-х т. / О. Бальзак. М.: Правда. - Т. 19: Красная гостиница. -1960. - 328 с.
13. Барутчева Э. Модест Чайковский и авторское право либреттиста / Э. Барутчева // Мариинский театр. 2000 //www.ceo.spb.ru/libretto/konlan/ogl.shtml
14. Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7-и т. / М.М. Бахтин; под ред. С.Т. Бочарова, Л.С. Мелихова. М.: Русские словари. - Т. 2. - 2000. - 798 с.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. 2-е изд., стереотип. - М.: Искусство, 1986. - 444 с.
16. Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе / М. Берг. М.: НЛО, 2000 //www.mberg.net/litkrat/
17. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века / П.Н. Берков; АН СССР, институт русской литературы Пушкинский дом. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1977.-391 с.
18. Берлянд-Черная Е.С. Пушкин и Чайковский / Е.С. Берлянд-Черная. М.-Л.: Музгиз, 1956.-141 с.
19. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философа. Введение в двадцать первый век /B.C. Библер.-М.: Политиздат, 1991.-412 с.
20. Бонфельд М.Ш. Проблема двуязычия в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама» / М.Ш. Бонфельд // П. И. Чайковский и русская литература / Сост.: Б. Я. Аншаков, П. Е. Вайдман. Ижевск: Удмуртия, 1980. - С. 178 -188.
21. Бочаров С. Случай или сказка?: «Пиковая дама» А.С. Пушкина. / С.Бочаров //Литература: Приложение к газете «Первое сентября». 2000. - 24 янв.-С.7-8
22. Буров В. Герой романа: Эссе / В. Буров. 2005 //www.newlit.ru/~burov/002091 .htm#06
23. Вайдман П.Е. Работа П.И. Чайковского над рукописью либретто оперы «Пиковая дама» / П.Е. Вайдман // П. И. Чайковский и русская литература / Сост.: Б. Я. Аншаков, П. Е. Вайдман. Ижевск: Удмуртия, 1980. - С. 155—177.
24. Ванслов В.В. Опера и ее сценическое воплощение / В.В. Ванслов. М.: Всероссийское театральное общество, 1963. - 255 с.
25. Веселаго К. Трудно искать чёрную кошку в тёмной комнате, или грустные заметки об оперной режиссуре / К. Веселаго // Призрак Оперы: Интернет страница // www.veselago.org/lib.php7icHl 19.
26. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды / В.В. Виноградов. -М.: Наука, 1980. 360 с.
27. Волькенштейн В. Драматургия / В. Волькенштейн. 5-е изд., доп. - М.: Советский писатель, 1969. - 335 с.
28. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного / Г.Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991.-366 с.
29. Ганзбург Г.И. Либреттология и специальные аспекты изучения вокальных произведений Ф. Шуберта и Р. Шумана / Г.И. Ганзбург // Шуберт и шубертианство: Сборник материалов научного музыковедческого симпозиума. Харьков, 1994. - С. 83 - 90.
30. Ганзбург Г.И. О либретгологии / Г.И. Ганзбург // Советская музыка. -1990.-№2.-С. 78-79.
31. Ганзбург Г.И. Письмо о письме / Г.И. Ганзбург // О купюрах: Письмо дирижеру//www.ceo.spb.ru/libretto/konlan/ogl.shtml
32. Ганзбург Г.И. Пушкинистика и либреттология //Вгсник Харгавського ушверситету № 449. Сер1'я Фшолопя. Пуцшн наприкшщ XX столптя. -Харгав, 1999.-С. 261-266
33. Ганзбург Г.И. Шубертоведение и либреттология / Г.И. Ганзбург // Франц Шуберт: К 200-летию со дня рождения: Материалы Международной научной конференции. Москва, 1996 г. М.: Преет, 1997. С. 111 -115.
34. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Театр / Г.Д. Гачев. -М.: Просвещение, 1968. 303 с.
35. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4-х т. / Г.В.Ф. Гегель. М.: Искусство. - Т. 3. -1971.-621 с.
36. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: в 14-х т. / Г.В.Ф. Гегель. М.: Соцэкгиз. - Т. 14: Лекции по эстетике; кн. 3. -1958. - 440 с.
37. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования / Н.К. Гей; ред. С.Г. Бочаров; АН СССР, Институт мировой литературы им. A.M. Горького. М.: Наука, 1989.-269 с.
38. ГершензонМ.О. Мудрость Пушкина / М.О. Гершензон. -Томск: Водолей, 1997.-288 с.
39. Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки: Очерк /А.А. Гозенпуд. Л.: Музгиз, 1959. - 781 с.
40. Гозенпуд А.А. Пушкин и русский театр десятых годов XIX в. / А.А. Гозенпуд // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). Л.: Наука. Ленинградское отделение. - Т. 12. -1986. - С. 28—59.
41. Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века: 1836 1856 / А.А. Гозенпуд. - Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1969.-464 с.
42. Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века: 1857 1872 / А.А. Гозенпуд. - Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1971.-334 с.
43. Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века: 1873 1889 / А.А. Гозенпуд. - Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1973. - 328 с.
44. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М.: Гослитиздат, 1957.-416 с.
45. Давыдов Ю.Л. Записки о П.И. Чайковском / Ю.Л. Давыдов. М.: Музгиз, 1962.- 116 с.
46. Дарений Д.С. "Пиковая Дама" / Публ. В. А. Викторовича // Пушкин: Исследования и материалы / РАН. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). СПб.: Наука, 1995. - Т. 15. - С. 308 - 324 //feb-web.ru/feb/pushkin/serial/isCisf-308-.htm
47. Дидро Д. Парадокс об актере / Д. Дидро. M.-JI.: Искусство, 1938. -167 с.
48. Дидро Д. Сочинения: в 2-х т. / Д. Дидро. М.: Мысль. - Т. 1. - 1986. -590 е.; Т. 2.-1991.-604 с.
49. Димитрин Ю.Г. Двух муз союз прекрасный / Ю.Г. Димитрин // Либретто во сне и наяву: Интернет страница Юрия Димитрина //ceo.spb.ru/libretto/sleep/musy.shtml
50. Димитрин Ю.Г. Попытка методологии. / Ю.Г. Димитрин // Либретто во сне и наяву: Интернет страница Юрия Димитрина //ceo.spb.ru/libretto/konlan/metod.shtml#top
51. Димитрин Ю.Г. Опера. Либретто. Зритель / Ю.Г. Димитрин // Театр. -1971. № 1 //ceo.spb.ru/libretto/docs/operalibretto.shtml.
52. Димитрин Ю.Г. Оперная реформа XVIII века. Что реформировалось? Кто реформатор? / Ю.Г. Димитрин // Либретто во сне и наяву: Интернет страница Юрия Димитрина //ceo.spb.ru/libretto/sleep/reform.shtml
53. Димитрин Ю.Г. Рондо-каприччиозо вокруг либретто / Ю.Г. Димитрин // Либретто во сне и наяву: Интернет страница Юрия Димитрина //ceo.spb.ru/libretto/sleep/rondo.shtml
54. Друскин М.С. Вопросы музыкальной драматургии оперы / М.С. Друскин. Л.: Музгиз, 1952. - 344 с.
55. Друскин М.С. Вагнер / М.С. Друскин. 2-е изд., стереотип. - М.: Музгиз, 1963.-95 с.
56. Егунов А. Н. Немецкая «Пиковая дама» // Временник Пушкинской комиссии, 1967- 1968 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкинская комиссия Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1970. - С. 111—115 //feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v70/v70-lll-.htm
57. Злотникова Т.С. Человек. Хронотоп. Культура. Введение в культурологию: Курс лекций / Т.С. Злотникова. 2-е изд., дополненное и переработанное. - Ярославль: Изд-во Александр Рутман, 2003. - 132 с.
58. Иванова А. «Севильский цирюльник» Россини: Эссе: После премьеры в театре РАМТ (Москва) / А. Иванова // Новая литература. 2005. - февраль -март //www.newlit.ru/~ivanovaanna/001607.htm
59. Иванченко Г.И. Традиции А.С. Пушкина в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама» / Г.И. Иванченко // П.И. Чайковский и русская литература / Сост.: Б.Я. Аншаков, П.Е. Вайдман. -Ижевск: Удмуртия, 1980. С. 144 -154.
60. Иличевский A. Attendez / А. Иличевский // Октябрь: Литературная критика 2006. -№3 //magazines.russ.ru/october/2006/3/ili8.html
61. Каган М.С. Морфология искусства / М.С. Каган. Л.: Искусство, 1972. -440 с.
62. Керн А.П. Воспоминания. Дневники. - Переписка / А.П. Керн; под ред. A.M. Гордина. -М.: Художественная литература, 1974.-367 с.
63. Киселева JI. «Пиковые дамы» Пушкина и Шаховского / Л. Киселева // Пушкинские чтения в Тарту 2: Материалы международной научной конференции 18-20 сентября 1998 г. / Ред. Л. Киселева. Тарту, 2000. -С. 183 - 203 //www.ruthenia.ru/document/365133. html#p
64. Кондаков И.В. Культура России / И.В. Кондаков. М.: Университетская книга, 2000.-360 с.
65. Коровин В.И. Случайность и необходимость в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» / В.И. Коровин // Произведения А.С. Пушкина в школе: Книга для учителя / Сост. В.Я. Коровина. М.: Классике Стиль, 2003. - С. 183 - 237
66. Корябин И. Огни рампы: Два лика оперы Мариинского театра / И. Корябин // Музыка и время. 2005. - №2. - С. 19 - 21.
67. Косов П. Реальное и фантастическое в «Пиковой даме» / П. Косов // Проза.ру: Национальный сервер современной прозы. 2002 //www.proza.ru/texts/2002/02/04-33.html
68. Красинская Л.Э. Оперная мелодика П.И. Чайковского: Исследование / Л.Э. Красинская. Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1986.-247 с.
69. Кузнецов А. Текст и реальность, герой и автор в пространстве одного произведения. Опыт антропологического анализа «Пиковой дамы» А.С. Пушкина / А. Кузнецов // ОНС. 1999. - № 6 - С. 171 - 176 //ecsocman.edu.ru/ons/msg/151950.html.
70. Кузнецов Н.И. Мысль и слово в творчестве оперного актера / Н.И. Кузнецов. М., 2004. - Глава из книги: Исполнение опер на языке оригинала //www.ceo.spb.ru/libretto/konJan/ogl.shtml
71. Кулешова Г.Г. Вопросы драматургии оперы / Г.Г. Кулешова. Минск: Наука и техника, 1979. - 231 с.
72. Ларош Г.А. Избранные статьи: в 5-и вып. / Г.А. Ларош; отв. ред. А.А. Гозенпуд. Л.: Музыка. Ленинградское отделение. - вып. 2: П.И. Чайковский. -1975.-368 с.
73. Ливанова Т.Н. Глинка: Творческий путь: в 2-х т. / Т.Н. Ливанова, В.В. Протопопов. М.: Музгиз, 1955. - Т. 1. - 404 с. Т. 2. - 380 с.
74. Ливанова Т.Н. Оперная критика в России / Т.Н. Ливанова, В.В. Протопопов. -М.: Музыка, 1966.-411 с.
75. Лотман Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство, 1998. -704 с.
76. Лотман Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПБ.: Искусство - СПб, 2000.-704 с.
77. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления (январь 1981) / М.К. Мамардашвили; под ред. Ю.П. Сенокосова. М.: Прогресс, 1993. - 350 с.
78. Маслова М. Поэзия эпиграфа / М. Маслова // Проза.ру: Национальный сервер современной прозы. -2004 //www.proza.ru/texts/2004/06/25-01.html
79. Мейерхольд В.Э. «Пиковая дама» (опера П.И. Чайковского на сцене ленинградского Малого оперного театра): Замысел. Воплощение. Судьба: Документы и материалы / Сост. Г.В. Копыловой. СПб: Композитор, 1994. -404 с.
80. Моцарт В.А. Письма / В.А. Моцарт; общ. ред. А.В. Ларина. М.: Аграф, 2000.-442 с.
81. Музыкальное наследие Чайковского. Из истории его произведений / авт.-сост. К.Ю. Давыдова, Е.М. Орлова. М.: Издательство Академии наук СССР, 1958.-542 с.
82. Мышьякова Н.М. Литература и музыка в русской культуре XIX века / Н.М. Мышьякова. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2002. -160 с.
83. Назаренко И.К. Искусство пения: История, теория, практика / И.К. Назаренко. -М.: Гослитиздат, 1948.-383 с.
84. Нестьев И.В. Джакомо Пуччини. Очерк жизни и творчества / И.В. Нестьев. -М.: Музыка, 1966,171 с.
85. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие / В.Ф. Одоевский; под ред. Г.Б. Бернандта. М.: Музгиз, 1956. - 723 с.
86. Орлова Е.М. П.И. Чайковский / Е.М. Орлова. -М.: Музыка, 1980.-271 с.
87. Острецов А. «Пиковая дама»: опера П.И. Чайковского / А. Острецов. -М.: Музгиз, 1938. -192 с.
88. Парин А.В. Хождение в невидимый град. Парадигмы русской классической оперы. М.: Аграф, 1999. 462 с.
89. Петрунина Н.Н. Две «петербургские повести» Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1982. - Т. 10. - С. 147- 167.
90. Пиковая дама. Опера в 3-х действиях и 7 картинах (на сюжет А.С. Пушкина) музыка П. Чайковского, текст М. Чайковского. М.: Издательство П. Юргенсона, 1890.-68 с.
91. Пиковая дама П.И. Чайковского: Оперные либретто / под ред. И. Уваровой. 2-е изд., стереотип. -М.: Музгиз, 1963. - 96 с.
92. Покровский Б.А. Размышления об опере / Б.А. Покровский. М.: Советский композитор, 1979.-279 с.
93. Покровский Б.А Об оперной режиссуре / Б.А Покровский. М.: Всероссийское театральное общество. Кабинет музыкального театра, 1973. -308 с.
94. Протопопов В.В. Оперное творчество Чайковского / В.В. Протопопов, Н.В. Туманина. М.: Академия наук СССР, 1957. - 370 с.
95. Пушкин А. С. Мои замечания об русском театре // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 16 т. M.-JI.: Изд-во АН СССР. - Т. 11.: Критика и публицистика, 1819 -1834. -1949. - С. 9 -13.
96. Пушкин А.С. <0 втором томе "Истории русского народа" Полевого > // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 16 т. M.-JL: Изд-во АН СССР. -Т. П.: Критика и публицистика, 1819-1834.-1949.-С. 127
97. Пушкин А. С. <0 народной драме и драме "Марфа Посадница" > // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 16 т. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1937- 1959.-Т. 11. Критика и публицистика, 1819-1834.-1949.-С. 178
98. Пушкин А.С. <0 трагедии > // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 16 т. M.-JL: Изд-во АН СССР. - Т. 11.: Критика и публицистика, 1819 -1834. - 1949. - С. 39
99. Пушкин А.С. Пиковая дама // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в Ют. / А.С. Пушкин. JI.: Наука. Ленингр. отд-ние. - Т. 6. Художественная проза. -1978. -С. 210-237.
100. Пушкин А.С. Пиковая дама / А.С. Пушкин; ред. текста, статья и комментарии Д.П. Якубовича. Л.: Художественная литература, 1936. - 72 с.
101. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений: в 10 т. / А.С. Пушкин. АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом); под ред. Б.В. Томашевского. - 4-е изд., стереотип. - Д.: Наука. Ленинградское отделение. -Т. 10.: Письма.-1979.-711 с.
102. Пушкин, Исследования и материалы / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). Л.: Наука. Ленинградское отделение. - Т. 10.- Отв. ред. Я.Л. Левкович. -1982. 391 с.
103. Рабинович А.С. Русская опера до Глинки / А.С. Рабинович. М.: Музгиз, 1948.-269 с.
104. Раку М.Г. «Авторское слово» в оперной драматургии: автореф. дис. . канд. искусствоведения / М.Г. Раку. М., 1993. - 20 с.
105. Раку М. «Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертекстуального анализа // Музыкальная Академия. 1999. - № 2. - С. 9 - 21.
106. Рассказы о Пушкине, записанные со слов его друзей П.И. Бартеневым в 1851 1860 годах. - Кн. 4-я: Записи прошлого. Воспоминания и письма / под редакцией С.В. Бахрушина и М.А. Цявловского. - М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1925. -144 с.
107. Репин И.Е., Стасов В.В. Переписка: в 3-х т / И.Е. Репин, В.В. Стасов. -М.-Л.: Искусство, 1948 -1950. Т. 1.: 1871 -1876. -1948. - 264 с.
108. Роллан Р. Собрание музыкально-исторических сочинений: в 9-и т. / Р. Роллан. М.: Музгиз. - Т. 4: Музыканты прошлых дней. - 1938. - 408 с.
109. Ручьевская Е.А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера, «Снегурочка» Римского-Корсакова: Стиль, Драматургия, Слово и музыка / Е.А. Ручьевская. -СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2002. 396 с.
110. Ручьевская Е.А. Слово и музыка / Е.А. Ручьевская. Л.: Музгиз. Ленинградское отделение, 1960. - 56 с.
111. Серов А.Н. Избранные статьи: в 2-х т. / А.Н. Серов; общ. ред. Г.Н. Хубов. М.-Л.: Музгиз. - Т. 1. -1950. - 628 с.
112. Соллертинский И.И. Избранные статьи о музыке / И.И. Соллертинский.- Л.-М.: Искусство, 1946. -144 с.
113. Соллертинский И.И. Музыкально-исторические этюды / И.И. Соллертинский. JI.: Музгиз, 1956. - 362 с.
114. Соловцов А.А. «Пиковая дама» П.И. Чайковского / А.А. Соловцов. 3-е изд., стереотип. -М.: Музгиз, 1959. -151 с.
115. Соловцова JI.A. Джузеппе Верди / JI.A. Соловцова. 2-е изд., расширенное и пересмотренное. - М.: Музыка, 1966. - 675 с.
116. Солостюк Т. Традиция перевода оперного либретто Р. Вагнера в русской художественной культуре 80-х годов XIX 10-х годов XX века: К проблеме «русского Вагнера» / Т. Солостюк //www.bayreuth.ru/books/winr/perevod.htm
117. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке / А.Н. Сохор. М.: Музыка, 1968. -103 с.
118. Станиславский реформатор оперного искусства: Материалы, документы / Сост. Г.В. Кристи, О.С. Соболевская; под ред. Ю.С. Калашникова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Музыка, 1985. - 384 с.
119. Стасов В.В. Избранные сочинения: в 3-х т. / В.В. Стасов. М.: Искусство. - Т. 3: Музыка. - 1952. - 888 с.
120. Стендаль. Собрание сочинений: в 15-ти т. / Стендаль; под общ. ред. Б.Г. Реизова. М.: Правда. - Т. 8: Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио; Жизнь Россини. -1959. - 679 с.
121. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середшпл XIX века / Г.Ю. Стернин. -М.: Искусство, 1991.-207 с.
122. Туманина Н.В. Чайковский и музыкальный театр: Книга для любителей музыки / Н.В. Туманина. -М.: Музгиз, 1961. 254 с.
123. Ферман В.Э. Оперный театр: Статьи и исследования / В.Э. Ферман; ред,-сост. Н.В. Туманина. М.: Музгиз, 1961. - 359 с.
124. Финдейзен Н.А. Рубинштейн: Очерк его жизни и музыкальной деятельности / Н.А. Финдейзен. -М.: Издательство П. Юргенсона, 1907. -144 с.
125. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. -1998. № 6. - С. 138 -148.
126. Фролов С.В. Пушкинский путь русской музыки: Культурные доминанты / С.В. Фролов // Традиции в контексте русской культуры. Вып. VI: Сборник научных статей Череповец: ЧТУ, 2000. - С. 28 - 35 //vestnik.rsuh.ru/49/st49 .htm
127. Хрестоматия по истории западно-европейского театра: в 2-х т. / Сост.
128. A.С. Булгаков, А.Т. Мовшенсон и др.; под ред. С.С. Мокульского. M.-JI.: Искусство. - Т. 2. -1939. - 386 с.
129. Цодоков Е. Самое главное: Аутентизм и анархия в опере / Е. Цодоков // OperaNews.Ru: Все об опере: История оперы //www.opera-news.ru/history8.html
130. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм /
131. B. А. Цуккерман. -М.: Музыка, 1964. -159 с.
132. Чайковский М.И. Жизнь Петра Ильича Чайковского: По документам, хранившимся в архиве в Клину: в 3-х т. / М.И. Чайковский. М.: Алгоритм, 1997. -Т. 1:1840 -1877.-512 е.; Т. 2:1877 -1884. - 608 е.; Т. 3:1885 -1893. - 614 с.
133. Чайковский П.И. Об опере и балете: Избранные отрывки из писем и статей / П.И. Чайковский; под ред. И.Ф. Кунина. М.: Государственное Музыкальное Издательство, 1960. - 292 с.
134. Чайковский П.И. Пиковая дама: Опера в 3-х действиях и 7-и картинах (сюжет заимствован из повести Пушкина) либретто М. Чайковского / П.И. Чайковский. М.: Издательство П. Юргенсона, 1901. - 290 с.
135. Шалыт 10. Тройка, семерка, туз. / Ю. Шалыт // Призрак Оперы: Интернет страница. 2004 //www.veselago.org/lib.php7icH362
136. Шарыпкин Д.М. Вокруг «Пиковой дамы» / Д.М. Шарыпкин // Временник Пушкинской комиссии, 1972 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкинская комиссия Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1974. - С. 128 - 138. //feb-web.ru/feb/pushkin/seriaW74/v74-128-.htm
137. Шаховской А.А. Хризомания, или Страсть к деньгам / Публ. Л. Киселевой // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. Ш: К 40-летию «Тартуских изданий». Тарту, 1999. -С. 179-254
138. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства / Ф.В.И. Шеллинг. М.: Мысль, 1966.-496 с.
139. Эйдельман Н.Я. «А в ненастные дни.» / Н.Я. Эйдельман // Звезда. -1974.-№6.-С. 206-207.
140. Эйдельман Н.Я. В пушкинском зеркале / Н.Я. Эйдельман // Знание -сила. 1986. - № 6 //www.znanie-sila.ru/people/issue67.html
141. Эйдельман НЛ. Пушкин: Из биографии и творчества: 1826 1837 / Н.Я. Эйдельман. -М.: Художественная литература, 1987. - 462 с.
142. Эткинд А. Новый историзм, русская версия / А. Эткинд // НЛО. 2001. -№ 47 //magazines.russ.ru/nlo/2001/47/edkin.html
143. Яковлев В.В. Пушкин и музыка / В.В. Яковлев. М.-Л.: Музгиз, 1949. -182 с.
144. Якубович Д.П. Литературный фон «Пиковой дамы» / Д.П. Якубович // Литературный Современник. -1935. -№ 1. -С. 206-212.
145. Ярустовский Б.М. Драматургия русской оперной классики: Работа русских композиторов-классиков над оперой / Б.М. Ярустовский. М.: Государственное Музыкальное Издательство, 1953. - 403 с.
146. Ярустовский Б.М. Оперная драматургия Чайковского / Б.М. Ярустовский. М.-Л.: Музгиз, 1947. - 242 с.
147. БСЭ. Т. 18. - М.: Советская энциклопедия, 1974. - 980 с.
148. МЭ. М.: Советская энциклопедия. - Т. 2. -1974. - 960 е.; Т. 4. -1978. -976 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.