Художники Оперы С.И. Зимина. К проблеме стилистического разнообразия декорационных решений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Гордеева, Марина Николаевна

  • Гордеева, Марина Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 336
Гордеева, Марина Николаевна. Художники Оперы С.И. Зимина. К проблеме стилистического разнообразия декорационных решений: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2012. 336 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гордеева, Марина Николаевна

Оглавление

Введение

Глава I Опера С, И, Зимина в истории отечественного музыкального

театра

Глава II Традиции театрально-декорационного искусства конца XIX

века в оформлении спектаклей Онеры С. И. Зимина и первые поиски

новых выразительных средств ,

2. 1. Аспекты художественной практики ведущего декоратора Оперы С. И. Зимина А. И. Маторина и работы его помощников И.

А. Малютина и И. С. Федотова

2. 2. Декоративизм в раннем творчестве Ф. Ф, Федоровского и рождение эпической монументальности его стилистики

2. 3. Художественное наследие Древней Руси в творчестве И. Я. Билибина и А, М. Васнецова

Глава III Творческие эксперименты художников в области оформления спектаклей на сцене Оперы С. И. Зимина

3. 1. Тенденции импрессионизма и постимпрессионизма в оформлении постановок Оперы С. И. Зимина (П. П. Комчаловский,

И. А. Малютин, В. Д. Поленов)

3. 2. Поиски новой эмоциональной выразительности в оформлении

оперного спектакля (Н. К. Рерих)

3.3, Использование элементов символизма в творческой деятельности художников Оперы С. И. Зимина (И. С. Федотов, В. Е. Егоров, С. Ю. Судейкин)

Заключение

Примечания

Библиография

Приложения

Приложение №1. Краткие биографические сведения о художниках Приложение №2. Репертуар Оперы С. И. Зимина Приложение №3. Иллюстрации Приложение №4. Список иллюстраций

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художники Оперы С.И. Зимина. К проблеме стилистического разнообразия декорационных решений»

Введение

Актуальность темы диссертации обусловлена тем, что деятельность художников Оперы С. И. Зимина* до настоящего времени не была объектом научного исследования.

К началу XX века в Москве сложилась успешная практика представлений частных оперных спектаклей. Во многом путь, по которому шли и развивались антрепризные театры России, был определен художественными поисками оперы С. И. Мамонтова еще в конце XIX века. Ярким примером сказанному может служить и Опера С. И. Зимина, ставшая неотъемлемой частью культурной жизни города. На всем протяжении существования этого музыкального театра, с 1904 по 1917 год, его руководители стремились представить зрителю все самое лучшее в области музыки, вокала, театрально-декорационного искусства. Над оформлением спектаклей здесь трудились такие мастера, как А. И. Маторин, П. П. Кончаловский, Ф. Ф. Федоровский, И. Я. Билибин, Ф. И. Федотов, В. Е. Егоров, И. А. Малютин, А. М. Васнецов, Н. К. Рерих, В. Д. Поленов, С. Ю. Судейкин и др.

Деятельность художников в Опере С. И. Зимина долгие годы оставалась обойденной вниманием исследователей. Эскизы декораций, выполненные мастерами для оформления спектаклей этого театра, надолго выпали из обихода истории отечественного искусства. Интерес к антрепризе С. И. Зимина стал возрождаться в начале XXI века и не ослабевает до настоящего времени. Об этом свидетельствуют такие издания, как «Сергей Иванович Зимин - антрепренер» С. Войтковского, «История оперы Зимина», «Частная опера в России», а также выставки, подготовленные Государственным центральным театральным музеем им. А. А. Бахрушина, прошедшие в 1997 году, - «Билет в забытый театр. С.

* На данный момент существует несколько вариантов написания названия театра, например, «Московская опера С. И. Зимина», «Частная опера С. И. Зимина» и др. В данной диссертации приводится название, которое указывалось на афишах и программах антрепризы.

И. Зимин и художники оперы», и в 2010 - «"Жизнь коротка, искусство вечно...". Страницы истории частной русской оперы. С. И. Мамонтов -С. И. Зимин» (обе - из фондов Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина). Отметим, что к обеим этим выставкам не было выпущено ни научных каталогов, ни информационных буклетов.

Степень разработанности темы. Деятельность художников в Опере С. И. Зимина - малоизученная область русского изобразительного искусства и это притом, что у антрепренера работали выдающиеся мастера живописи. До настоящего времени в отечественном искусствоведении не существует работы, рассматривающей принципы оформления постановок и новации, сделанные в этой области декораторами театра.

История распорядилась так. что о Частной опере С. И. Мамонтова написано довольно много воспоминаний, научных изысканий, установивших значение и место этого театра в истории русского искусства и культуры, в то время как об Опере С. И. Зимина известно значительно меньше. В основном это краткие упоминания в мемуарах, небольшие критические замечания и единичные исследования общего характера. При этом все сведения, которые сообщают нам авторы, касаются исключительно музыкальной и вокальной части спектаклей, художественные достижения декораторов почти не упоминаются. Между тем, как и в опере С. И. Мамонтова, у С. И. Зимина работали профессиональные художники, составившие славу русского искусства. Но если С. И. Мамонтов привлекал для работы преимущественно известных живописцев, то у С. И. Зимина работали как мастера «с именем», так и талантливая молодежь, только начинавшая свой творческий путь. Имена некоторых из них, например, Афанасия Ивановича Маторина, сейчас полностью забыты.

Первым и одним из самых масштабных исследований деятельности Оперы С. И. Зимина является опубликованная в 1977 году

диссертационная работа В. Б. Боровского1 «Московская опера С. И. Зимина». Автор по праву причисляет С. И. Зимина к таким выдающимся деятелям русской культуры, как С. И. Мамонтов, П. М. Третьяков, А. А. Бахрушин, и обоснованно отвергает бытовавшее мнение об этом театре, как о забаве богатого купца.

Основное внимание в своей книге исследователь сосредоточил на рассказе о музыкантах, певцах, непосредственном разборе самих опер, а также довольно подробно рассмотрел новации, сделанные в области режиссуры Петром Сергеевичем Олениным, пришедшим в театр в 1907 году. По его замечанию, П. С. Оленин не только реформировал систему постановок в театре, добившись того, чтобы актерам предоставлялся оплачиваемый летний отпуск, во время которого они могли учить новые партии, но в соответствии с новейшими достижениями в оперном деле «оживил» хор, благодаря чему статисты органично вошли в действие спектакля. Соглашаясь с В. Б. Боровским, отметим, что попытки в области вовлечения хористов в общее действие постановки делались еще в театре С. И. Мамонтова, также их предпринимал и режиссер Н. Н. Арбатов, работавший в Товариществе русской частной оперы М. М. Кожевникова. При этом заметим, что нововведения Петра Сергеевича носили несколько иной характер - близкий к поискам К. С. Станиславского во МХТ.

Реформы П. С. Оленина коснулись и оформления сцены. На примере постановки оперы П. Корнедиуса «Багдадский цирюльник» В. Б. Боровский указывает приемы, которыми руководствовался художник при создании декорационного убранства спектакля: «впервые отчетливо проявилась черта, характерная для многих будущих постановок театра: стремление поставить оперу «побогаче», оформить ее с роскошью, непременно яркими пышными декорациями и костюмами»2. Однако после 1907 года, по замечанию автора, это направление изменилось: «В опере Зимина, как и в Художественном театре, и декораторы приносили

на сцену свои жизненные впечатления, до конца прониклись режиссерскими замыслами»3. При этом, говоря непосредственно о декорационном оформлении спектаклей, исследователь довольно часто ограничивается общими замечаниями. В своей научной работе, высказываясь непосредственно о художниках, работавших в Опере С. И. Зимина, автор зачастую ссылается либо на замечания известных критиков, напечатанные в газетных рецензиях и касающиеся целостного впечатления от спектакля, или же обращается к цитированию монографий или воспоминаний современников. При этом нужно отметить, что В. Е. Боровский и не ставил перед собой цели исследовать развитие театрально-декорационного искусства на сцене Оперы С. И. Зимина.

Относительно художественного оформления спектаклей в этом театре много интересных данных в своих воспоминаниях сообщает В. П. Камарденков4, работавший в Опере помощником Ф. Ф. Федоровского. Василий Петрович подробно рассказывает о своем творческом пути, начальный период которого был тесно связан с Оперой С. И. Зимина. В первой части его книги отражена яркая, насыщенная событиями внутренняя жизнь этого музыкального театра. Много внимания В. П. Комарденков уделяет повествованию о художниках, с которыми ему приходилось сотрудничать или пересекаться в театре. Пожалуй, он является единственным автором, сообщающим сведения о том, что для Оперы С. И. Зимина работали М. А. Врубель: «написавший занавес с изображением «Неаполитанской ночи» (...) и арлекин с «Принцессой Грезой» и В. А. Серов, оформивший оперу А. Н. Серова «Юдифь»5. Однако эти данные в ходе исследования не нашли документального подтверждения. Василий Петрович также упоминает о музее, находившемся в нижнем фойе театра Солодовников а, который к сезону 1908-1909 года арендовал Сергей Иванович Зимин для своего предприятия.

Рассмотрению режиссерских новаций посвящена статья В. Д. Макарова «В опере С. И. Зимина (из истории оперной режиссуры)»6. В этой работе, построенной на собственных воспоминаниях, автор живо повествует об атмосфере, царящей в театре. Он подробно рассказывает о заслугах главного режиссера и его творческих исканиях, приводит некоторые небезынтересные подробности его биографии. Вот что пишет В. Д. Макаров относительно взаимоотношений П. С. Оленина и С. И. Зимина: «Много такта требовалось и для того, чтобы найти равнодействующую между художественными устремлениями Зимина к «чистому искусству», уносящему слушателей далеко от «грязной» действительности, и усилиями Оленина свести оперу с условно-романтических котурнов. Зимину была свойственна сентиментальная мечтательность, Оленину - критический реализм и жанризм»7.

Достаточно подробно разбирая лучшие постановки Оперы, В. Д. Макаров сообщает ценные биографические данные относительно главного декоратора - Афанасия Ивановича Маторина. Он рассказывает о его крестьянском происхождении и о начале профессиональной деятельности в качестве помощника машиниста К. Ф. Вальца в Большом театре. Также автор указывает на те требования, которые ставил перед художниками режиссер П. С. Оленин буквально с самых первых своих постановках. Главным из них было: «при помощи разнообразных декоративно оправданных станков изломать горизонтальный планшет»8. Это нужно было для того, чтобы наиболее выгодно расположить артистов хора. Не обошел своим вниманием В. Д. Макаров и работы режиссера Ф. Ф. Комиссаржевского, пришедшего на смену П. С. Оленину в 1915 году.

Творческой деятельности Петра Сергеевича Оленина в Опере С. И. Зимина посвятил часть второй главы своей книги «Русский оперный театр между двух революций 1905-1917»9 А. А. Гозенпуд. Этот автор, вопреки мнениям В. Е. Боровского и В. Д. Макарова, пришел к

заключению, что «с появлением в качестве главного режиссера Ф. Комиссаржевского, театру удалось добиться значительных художественных побед»10.

В 1998 году в книге «Москва родословная»11 была опубликована статья В. М. Зиминой «От мануфактуры до театра», рассказывающая о жизни антрепренера не только в годы процветания, но и после реорганизации театра в 1917 году.

В начале XXI века Опера С. И. Зимина, как и личность ее хозяина, вызвала неподдельный интерес исследователей, выразившийся в публикации ряда статей и книг, рассматривающих деятельность антрепренера в разных ракурсах. Так, например, много биографических сведений о Сергее Ивановиче Зимине сообщает С. Б. Войтковский в своей книге «Сергей Иванович Зимин - антрепренер»12. Автор анализирует личность владельца театра с позиции организационных и лидерских качеств, стремясь выявить причину творческого и материального успеха предприятия. При этом он подробно рассказывает его биографию, историю создания театра. Главным недостатком этого большого исследовательского труда является отсутствие ссылок на цитируемые архивные документы. Однако приведенные в книге сведения отличаются большой долей объективности и новизной.

В издании «История оперы Зимина»13 (составитель сборника В. Пронин), являющемся дневником Сергея Ивановича, вышедшем в свет в 2005 году, также подробно рассказывается об истории создания театра и о многочисленных постановках, осуществленных за весь период деятельности Оперы. Однако прекрасно оформленная книга практически не содержит сведений о деятельности декораторов, кроме упоминаний имен художников, работавших в театре. При этом нужно отметить, что в подписях к иллюстрациям были допущены неточности. Например, на странице 160 воспроизведена фотография декорации первого действия оперы Э. Мисса «Мюгетт», в то время как подпись гласит: «Опера

«Хованщина» М. П. Мусоргского»14. На развороте страниц 72-73 дан эскиз М. А. Врубеля к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», однако нужно отметить, что он был выполнен в 1900 году для Товарищества русской частной оперы и никакого отношения к Опере С. И. Зимина не имеет.

В том же 2005 году М. С. Розенберг была защищена кандидатская диссертация на тему «Становление режиссуры в русском оперном театре рубежа Х1Х-ХХ веков и формирование постановочных приемов народно-массовых сцен»15. Говоря об Опере С. И. Зимине, автор совершенно справедливо отмечает, что: «Многое из того, что было намечено С. И. Мамонтовым и его коллегами, было подхвачено, развито и оформлено Московской оперой С. И. Зимина»16. Основная часть работы М. С. Розенберг посвящена разбору творческой деятельности оперных режиссеров. Значительное внимание в исследовании уделено П. С. Оленину, который с 1907 года занимал пост художественного руководителя Оперы С. И. Зимина. Подробно рассматривая режиссерские находки Петра Сергеевича, автор справедливо сравнивает его антрепризу с деятельностью С. И. Мамонтова, В. И. Немировича-Данченко, К. С. Станиславского и приходит к выводу, что П. С. Оленин в своей работе упорядочил режиссерские наработки Саввы Ивановича и стремился сблизить их с достижениями МХТ.

В 2006 году В. Пронин в журнале «Русское искусство» опубликовал статью под названием «Частное дело Сергея Зимина»17. В ней, как и в «Истории оперы Зимина», в качестве иллюстраций приведен тот же эскиз М. А. Врубеля, ошибочно датированный 1906 годом. В целом данная статья является кратким изложением дневников Сергея Ивановича, однако большинство представленных в ней фактов касаются художественной жизни театра.

1 Я

В 2007 году был издан труд «Частные оперы в России» , составленный на основе архивных документов, написанных Сергеем

Ивановичем Зиминым. Главная цель, которую преследовал составитель этого издания - В. Пронин, - проследить закономерности в развитии и становлении частных оперных театров. Глава книги, посвященная деятельности Оперы С. И. Зимина, включает в себя не только сведения о театре, но и выдержки из рецензий на многие его спектакли.

В 2008 году Д. А. Сергеев защитил кандидатскую диссертацию на тему «Феномен русской оперы в контексте духовной культуры конца XIX - начала XX века»19. Здесь в числе ряда антреприз, существовавших в первой трети XX века, с культурологической точки зрения рассматриваются причины возникновения частных оперных театров, и среди них - Оперы С. И. Зимина. В задачи этого исследования не входило рассмотрение театрально-декорационных концепций, которых придерживались означенные в диссертации антрепризы.

В монографиях, посвященных сотрудничавшим с театром художникам, очень мало внимания уделяется их работе в Опере С. И. Зимина.

В 1946 году была опубликована работа П. Гиляровской, рассказывающая о Федоре Федоровиче Федоровском, в которой, сообщая о раннем этапе творчества художника, автор уделяет внимание его деятельности в зиминской опере. Как наиболее яркий пример этого периода исследователь выделяет создание декоратором эскизов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Она подробно описывает поиски художественного образа спектакля, при этом упоминает о традиции устраивать конкурсы на создание эскизов декораций, существовавшей в Опере С. И. Зимина.

Ф. Ф. Федоровскому также посвящена монография Е. М. Костиной20, которая очень подробно разобрала деятельность художника в антрепризе С. И. Зимина. Исследователь считает, что «такие оперы, как «Хованщина» М. Мусоргского, «Жизнь за царя» М. Глинки, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и «Чародейка» П. Чайковского с

наибольшей полнотой выявили творческие возможности художника»21. По ее мнению, «стихия чувств, владевшая Федоровским, не умещалась в рамки небольшой сцены зиминского театра. Она требовала более крупных масштабов, более активного овладения всем трехмерным пространством сцены»22. Упоминает Е. М. Костина в своей монографии и других мастеров, работавших в театре одновременно с Ф. Ф. Федоровским, таких как А. И. Маторин, И. С. Федотов, И. А. Малютин, И. Я. Билибин, П. П. Кончаловский. Автор склоняется к тому, что «их новые искания на подмостках сцены, порой отнюдь не формального порядка, а по существу художественной трактовки зрительного образа спектакля в целом, встречали зачастую не только непонимание, но и активный отпор у зрителей, театральных критиков и артистов»23.

Работе Петра Петровича Кончаловского в частной опере посвящены только немногие упоминания в монографиях. Пожалуй, самые подробные сведения, касающиеся сотрудничества Петра Петровича с Оперой С. И. Зимина, сообщает В. А. Никольский24. Он отмечает, что художник начал заниматься театрально-декорационным искусством еще в период своего обучения. Тогда для академического бала он оформил зал и написал задник для «живой» картины «Фрина в Элевзисе». В своей работе автор называет все постановки, которые художник оформил в Опере С. И. Зимина. В. А. Никольский приводит небезынтересные факты «антологического» характера, касающиеся их создания, например: «чтобы смотреть с надлежащей дистанции на свою лежавшую на полу живопись, пошла у Кончаловского в дело та самая лестница, на которой Суриков писал своего «Суворова»25.

26

Другой исследователь творчества этого живописца, М. Л. Нейман , в своем труде указывает на то, что художник «придерживался взгляда, что театральная декорация в принципе не должна отличаться от живописи»27. Также он отмечает тот факт, что П. П. Кончаловский

принадлежал к группе «московских сезаннистов», это. по его мнению, не могло не сказаться на его декорационной живописи.

То, что Василий Дмитриевич Поленов выполнял декорации для

Оперы С. И. Зимина, - факт малоизвестный. Об этом только вскользь

28

сообщается в статье В. Пронина «Частное дело Сергея Зимина» . Василий Дмитриевич лишь упоминается в числе других художников, работавших для этого театра. Несколько подробней о сотрудничестве известного живописца с антрепризой пишет в своем разделе

29

исследования «Русское театрально-декорационное искусство» Ф. Я. Сыркина, которая сообщает, что «перенесение пленэрной живописи и живописная режиссура особенно ощутима в декорациях В. Д. Поленова к «Кудеяру» А. А. Оленина»30. А вот о работе Ивана Яковлевича Билибина

31 32

для зиминского театра писали И. Н. Липович , Г. В. и С. В. Голынец , А. А. Гозенпуд33, Ф. Я. Сыркина34.

Практически все эти исследователи рассказывают об оформлении И. Я. Билибиным оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». Перечисленные авторы единодушны в выводе, что, будучи графиком, И. Я. Билибин оставался им и на сцене, «для книг и театра он часто работал над одними и теми же сюжетами и при оформлении спектаклей пользовался приемами, испытанными в иллюстрации»35. Так, И. Н. Липович указывает на то, что «трехмерное пространство сцены лишь обрамлено, украшено, наряжено декорацией, которая служит многоцветным фоном для сценического действия, но не является

„V, 36

органичной средой для жизни актера на сцене» .

В 1974 году была издана монография Д. 3. Коган, посвященная Сергею Юрьевичу Судейкину37. Этот художник в 1915 году исполнил для Оперы С. И. Зимина серию эскизов к комической опере Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана». Исследователь отмечает, что при работе над оформлением спектакля С. Ю. Судейкин использовал «гротесково-фантастические и конкретно-жизненные явления и черты так же, как они

о О

сочетаются и противопоставляются в самих сказках Э.-Т.-А. Гофмана» . Описывая его декорации, Д. 3. Коган замечает: «его картины - какие-то дымы от зажженных курильниц с таинственными ароматами, это галлюцинации гашиша и эфира, убедительность несуществующего и неосуществимого»39.

Николай Константинович Рерих оформил для театра С. И. Зимина оперу Р. Вагнера «Тристан и Изольда». Однако многие исследователи творчества этого живописца в своих работах ограничивались лишь кратким упоминанием данного факта40. Ф. Я. Сыркина в статье «Рерих и театр» пишет: «художник сочинял декорации и костюмы к «Тристану и Изольде» - одной из классических средневековых любовных легенд, возрожденной гениальной музыкой Вагнера. В унисон с композитором художник с первого акта максимально насыщает колорит горением ярко-красного цвета шатра. Тем более зловещим и мрачным рисует автор замок Тристана. Тяжелый сине-зелено-лилово-свинцовый тон зданий, горных склонов, крепостной стены и трав подчеркнут холодной пронзительной желтизной моря, осенней листвы и бело-охристыми проблесками на небе. Это место гибели несчастных влюбленных; здесь замок напоминает склеп, скалы - надгробные камни, обрывистые берега - могильные холмы, а желтое море - Лету». И подчеркивает: «в этих сценических пейзажах, как бы "списанных" с музыки Вагнера, Рерих впервые нашел верный принцип декорационного воплощения вагнеровских опер»41.

Наиболее подробно работу Н. Рериха для театра С. И. Зимина рассматривает Л. В. Короткина в своей диссертационной работе «Проблема синтеза искусств в творчестве Н. К. Рериха (1880-е-1916 годы)»42. В своем исследовании автор довольно подробно анализирует эскизы, выполненные художником к «Тристану и Изольде», при этом особое внимание она уделяет взаимосвязи цветов костюмов и декораций. Л. В. Короткина отмечает, что строго продуманный колорит эскизов,

подобно цветовому лейтмотиву, проходит через все действия оперы, что в целом соответствует методу Вагнера43.

Е. П. Яковлева в труде «Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха и проблема изучения художественного наследия русского зарубежья»44, тщательно рассмотрев эскизы, созданные Николаем Константиновичем к «Тристану и Изольде», заключает, что они являются одной из вершин театрально-декорационного искусства мастера и «ценны как своими художественными достоинствами, так и удивительным проникновением их автора в музыкальную драматургию Вагнера»45.

О деятельности в Опере С. И. Зимина В. Е. Егорова в своей работе, посвященной творчеству этого художника, рассказывает Е. И. Куманьков46. Автор пишет; «В 1903 году молодой художник впервые работает в театре - оформление оперы «Иван Сусанин» в театре Зимина»47. Однако нужно отметить, что эти сведения являются ошибочными, так как Опера С. И. Зимина была организованна только в 1904 году. Особое внимание Е. И. Куманьков уделяет описанию эскизов декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко», признавая за их автором, с одной стороны, великолепное знание и тонкое понимание сохранившихся памятников русской старины, с другой - полную

48

независимость художника .

Большое количество отдельных сведений автору настоящей диссертации удалось обнаружить в рукописном отделе Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина, в фондах Российского государственного архива литературы и искусства и Государственной Третьяковской галереи.

Из произведенного обзора источников видно, что общих трудов, посвященных деятельности художников, работавших для Оперы С. И. Зимина, практически нет. Существуют лишь разрозненные данные, при этом отдельные исследования или монографии посвящены не всем

сотрудничавшим с Сергеем Ивановичем живописцам и недостаточно полно рассматривают их деятельность на подмостках этого театра.

Цель исследования - определить основные черты и элементы различных стилистических направлений и особенностей в оформлении спектаклей Оперы С. И. Зимина.

Реализация этой цели определила следующий круг главных проблем и задач:

- обозначить круг мастеров, внесших художественный вклад в оформление спектаклей С.И. Зимина;

- определить предпосылки обращения руководства театра С. И. Зимина к художникам отдельных спектаклей;

- выявить индивидуально-стилистические черты и приемы, характерные для деятельности художников, работавших и сотрудничавших с Оперой С. И. Зимина;

- установить степень новизны, привнесенной декораторами в оформление спектаклей;

- дать художественно-стилистический анализ эскизов и определить их значение в ретроспективе сценического осуществления к наиболее популярным и выдающимся спектаклям Оперы С. И. Зимина;

- рассмотреть современные художественные тенденции, оказавшие влияние на мастеров театра С. И. Зимина.

- проанализировать эскизы Н. К. Рериха и С. Ю. Судейкина к неосуществленным постановкам;

- ввести в научный оборот ранее не описанный изобразительный материал;

- восполнить пробелы в творческих биографиях большинства из работавших в Опере С. И. Зимина художников, связанных с их непосредственной деятельностью в данном театре.

Объект исследования. Эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы, рукописи, афиши, программки спектаклей, периодические издания.

Предмет исследования. Стилистическое многообразие театрально-декорационного оформления постановок антрепризы. Творческие аспекты деятельности художников в Опере С. И. Зимина.

Временные границы исследования обусловлены периодом существования Оперы С. И. Зимина и соответствуют 1904-1917 годам.

Географические рамки определяются местом нахождения театра -Москва.

Методология исследования включает принципы комплексного и

системного анализа. Именно системному рассмотрению проблемы принадлежит первостепенное значение в данной работе. Это связано, прежде всего, с тем, что системность изучаемого объекта не дана изначально, а задается непосредственно исследователем и вытекает из включения деятельности художников-декораторов, работавших в Опере С. И. Зимина, в общий строй культурного наследия изучаемого периода. Помимо этого в ходе выполнения исследования применялись:

- метод художественно-стилистического анализа, использовался при детальном изучении эскизов каждого из мастеров, чье творчество рассматривается в данной диссертации;

- персонологический метод, при помощи которого удалось более полно осветить деятельность художников в Опере С. И. Зимина;

- типологический метод, позволивший определить основные этапы развития театрально-декорационного искусства на сцене Оперы С. И. Зимина;

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гордеева, Марина Николаевна, 2012 год

Библиография Источники

1. Архивный фонд ГЦТМ им. А, А. Бахрушина: Ф, 104 - Фонд С, И, Зимина.

2. Архивный фонд ГЦТМ им. А. А. Бахрушина: Ф. 467 - Фонд В. Е.

Егорова.

3. Архивный фонд ГЦТМ им. А, А. Бахрушина: Ф, 580 - Фонд И, С, Федотова.

4. Архивный фонд ГЦММК им. М. И. Глинки: Ф. 355 - Фонд С. И.

Зимина.

5. Архивный фонд РГАЛИ: Ф. 641 - Фонд РТО (Российское театральное общество).

6. Архивный фонд РГАЛИ: Ф. 646 - Фонд Государственной

РТП

i ретьяковскои галереи.

7. Архивный фонд РГАЛИ: Ф. 677 - Фонд Строгановского училища.

8. Архивный фонд РГАЛИ: Ф. 680 - Фонд МУЖВиЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества).

9. Архивный фонд РГАЛИ: Ф. 681 - Фонд ВХУТЕМАС (Высшие художественно=технические мастерские).

10. Архивный фонд РГАЛИ: Ф. 764 - Фонд С.И. Зимина.

11. Архивный фонд РГАЛИ: Ф. 818 - Фонд П. С. Оленина.

12. Архивный фонд РГАЛИ: Ф. 947 - Фонд С, Ю. Судейкина.

13. Архивный фонд РГАЛИ: Ф. 1814 - Фонд К, М, Симонова,

14. Архивный фонд РГАЛИ: Ф. 1933 - Фонд Е. К. Малиновской.

15. Архивный фонд РГАЛИ: Ф. 1938 - Фонд «Коллекция анкет художников, скульпторов и графиков».

16. Архивный фонд РГАЛИ: Ф. 2408 - Фонд Н. К. Рериха,

17. Архивный фонд РГАЛИ: Ф. 2565 - Фонд института истории искусств.

18. Архивный фонд РГАЛИ: Ф. 2579 - Фонд И. С. Федотова.

19. Архивный фонд РТАЛИ: Ф. 2622

20. Архивный фонд РГАЛИ: Ф. 2712

21. Архивный фонд РГАЛИ: Ф. 2943

- Фонд Ф. Ф. Федоровского,

- Фонд Н, Д. Лобанова-Ростовского. -ФондМОСХ.

Книги:

22. Аронов, А. А. Золотой век русского меценатства / А. А. Аронов. - М. : МГУКИ, 1995.-115 с.

23. Бассехес, А. И. Художники на сцене МХАТ / А. И. Бессехес. - М. : Всероссийское театральное общество, 1960. - 140 с.

24. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра : в 2 книгах. Книга I. От истоков до середины XX века / В. И. Березкин. - М. : Едиториал УРСС, 1997. - 544 с.

25. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра. Том Ш.

_ \Л • УТРГГ1 ОППО _ ЮА ^

26. Беспалова, Л, А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933 / Л. А. Беспалова. - М. : Искусство, 1893. - 229 с.

27. Билибин, И. Я. Статьи, письма, воспоминания о художнике /' И. Я. Билибин. - Л. : Художник РСФСР, 1970. - 376 с.

28. Бобылева, А. Л. Хозяин спектакля. Режиссерское искусство на рубеже XIX - XX веков / А. Л. Бобылева. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 168 с.

29. Боровский, В. Е. Московская опера С. И. Зимина / В. Е. Боровский. — М. : Советский композитор, 1977. - 175 с.

30. Боулт, Дж. Художники русского театра 1880-1930 / Дж. Боулт. -М. : Искусство, 1990.-312 с.

31. Бурлюк, Д. Рерих (черты его жизни и творчества) / Д. Бурдюк. - Нью-Йорк, 1931,-31 с.

32. Ванслов, В. В. Опера и ее сценическое воплощение / В. В. Ванслов. -М.: Красный пролетарий, 1963. - 253 с.

33. Ванслов, В. В. Изобразительное искусство и музыкальный театр / В. В. Ванслов. -М. : Советский художник, 1963, - 162 с.

34. Ванслов, В. В. Пути развития русского искусства конца XIX — начала XX века / В, В, Ванслов. - М, : Искусство, 1972. - 272 с.

35. Войтковский, С. Б. Сергей Иванович Зимин - антрепренер / С. Б. Войтковский. -М.: ООО «ЛТИС», 2004. - 427 с.

36. Власова, Р. И. Русское театрально-декорационное искусство начала XX века / Р. И. Власова, - Л.: Художник РСФСР, 1984. - 184 с,

37. Гиляровская, К Ф. Ф. Федоровский / П. Гиляровская. - М. ; Л. : Искусство, 1946. - 138 с.

38. Гозенпуд, A.A. Русский оперный театр между двух революций. 1905— ю17/а а Го-эетг/п - Л 'Музыка 1975 -368 с

X У if / L 5.» X. &-» A. Wit « ITi. * JllIIVUj 1.,' ! tS » Vv V.

59. Гозенпуд, А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Шаляпин / А. А. Гозенпуд. - Л. : Музыка, 1974. - 262 с.

40. Голова, Л. Г. О художника театра. Воспоминания / Л. Г. Голова. - Л. : Художник РСФСР. - 172 с,

41. Головин, А. Я. Встречи и впечатления / А. Я. Головин /У Александр Яковлевич Головин. Встречи и воспоминания. Письма. Воспоминания о Головине. — Л. ; М.: Искусство, 1960. — 389 с.

42. Голынец, Г Ä И. Я. Билибин / Г, В. Голынец, С, В, Голынец. - М, : Изобразительное искусство, 1972. - 224 с.

43. Горович, Б. Оперный театр / Б. Горович. - Л. : Музыка, 1984. - 224 с.

44. Давыдова, М. В. Очерки истории русского теагрально-декорационного искусства XVIII-XX веков / М, В. Давыдова, - М, : Наука, 1974. - 240 с.

45. Давыдова, М. В. Художники в театре начала XX века / М. В. Давыдова. -М. : Наука, 1999.-150 с.

46. Дадамян, Г. Г, Театр в культурной жизни России (1914-1917) / Г. Г. Дадамян, - М,: Дар-экспо, 2001, - 243 с,

47. Данилевич, Л. В. Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова / Л. В. Данилевич. -М.: Музгиз, 1961. - 280 с.

48. Думова, Н. Г. Московские меценаты / Н. Г. Думова. - М. : Молодая гвардия, 1992, - 333 с,

49. Ивановский, А. В. Воспоминания кинорежиссера / А. В. Ивановский. -М. : Искусство, 1967. - 306 с.

50. История оперы Зимина / сост. В. Пронин. -М. : МФ «Поколения», 2005.-350 с.

51. Золотой петушок. Небылица в лицах. В постановке О деры С. И. Зимина. -М. : Опера С. И. Зимина, 1909. -16 с.

52. Каплан, Э. Я. Жизнь в музыкальном театре / Э. И. Каштан. - J1. : Музыка, 1969. - 220 с.

53. Каталог эскизов декораций и костюмов Н. К. Рериха к музыкальным постановкам (1906-1944). - Алма-Ата, 1984. - 184 с,

54. Кириченко Е. И. Русский стиль / Е. И. Кириченко. - М.: Галарт, 1997.-432с.

55. Коган, Д. 3. Мамонтовский кружок / Д. 3. Коган. - М. : Изобразительное искусство, 1970. -220 с.

56. Коган, Д. 3. С. Ю. Судейкин. 1884-1946 / Д. 3. Коган. - М. : Искусство, 1974. - 216 с.

57. Комарденков, В. П. Дни минувшие. Из воспоминаний художника / В. П. Комарденков. - М. : Советский художник, 1972. - 136 с.

58. Комиссаржевский, Ф. Ф. Театральные прелюдии / Ф. Ф. Комиссаржевский. - М. : Типография А. П. Коркин, А. В. Бейдеман и

т<* 1 л /* i »

КО, i У JO. - i /э с.

59. Костина, Е, М, Художники сцены русского театра XX века / Е. М. Костина. - М. : Русское слово, 2002. - 415 с.

60. Костина, Е. М. Ф. Ф. Федоровский / Е. М. Костина. - М. : Советский художник, 1960. - 224 с.

6L Кристи, Г, В. Работа Станиславского в оперном театре / Г. В. Кристи.

- М. : Искусство, 1952. - 284 с. 62. Куманьков, Е. В. Е. Егоров / Е. В. Куманьков. - М. : Советский художник, 1965. - 122 с.

63. Липович, И. И. И. Я, Билибин / И, Н. Липович. - Л. : Художник РСФСР, 1966. - 60 с.

64. Луиза. Музыкальный роман Г. Шарпантье в постановке оперы С. И. Зимина. - Товарищество скоропечатни Л. Л. Левенсона, 1912. - 63 с.

^ у_у у 7 ^ г ^ Т~Х /А * Я гт Ъ в /Ч /\ /"ч

оз. лушаков, л. м. Николай Рерих / а. м. лушаков. - м., /ии 1.

66. Маковский, С. С. Ю. Судейкин / С. С. Маковский. - Б/г. - 17 с.

67. «Маскарад» Мейерхольда - Головина. - М. : Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, 2007. - 18 с.

68. Михайлова, А. А. Образ спектакля / А. А. Михайлова. - М. : Искусство,

101Я _1А1^

х / г и» г V.

69. Музей оперы Зимина: каталог. - М., 1916.

70. Музыкальный энциклопедический словарь. - М. : Советская

энциклопедия, 1990. - 672 с.

71. Мурина, Я Я Ранний авангард / Е. Б. Мурина. - М. : Галарт, 2008. -183 с.

72. Нейман, М. Л. П. П. Кончаловский / М. Л. Нейман. - М. : Советский

художник, 1967. - 323 с.

73. Неклюдова, М Г, Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начале XX века / М. Г. Неклюдова. - М.: Искусство, 1991. - 395 с.

74. Нелидов, В. А. Театральная Москва. Сорок лет московских театров / В. А. Нелидов. - М. : Материк, 2002. - 276 с.

75. Нестъев, И. В, Дягилев и музыкальный театр XX века / И. В. Нестьев. -М. : Музыка, 1994. - 224 с.

76. Николай Рерих в русской периодике, 1891-1918. Выпуск 5. - СПб. :

ТЛ ЛЛАЛ « Л Л

коста, 2УУ5. - >№ С.

77. Никольский, В, А. Петр Кончаловский / В. А. Никольский. - М. : Всекохудожник, 1936. - 123 с.

78. Опера С. И. Зимина. Рекламный буклет. - М. : Товарищество скоропечатни Л. Л. Левенсона. - Б/г. - 60 с.

79. Орел; (Жизнь Наполеона): Лирическая эпопея в 10 картинах. Либретто. - М. : Опера С. И. Зимина, 1912. - 91 с.

80. Панкратова, Е. А. Русское театрально-декорационное искусство конца ХЕК - начала XX веков / Е. А. Панкратова. - Л.: ЛГИТМиК, 1983. - 64 с.

81. Панкратова, Е. А. Театральный портрет конца XIX — начала XX вв. / Е. А. Панкратова. - Л.: Аврора, 1973 - 76 с.

82. Панкратова, Е. А. Русская живопись и театр : очерки / Е. А. Панкратова. - СПб.: СПБГГУ, 1997. - 324 с.

83. Постом, Э. В. В. Д. Поленов / Э. В. Пастон. - СПб. : Художник рггьгф 1qq1 -102 с

X sr VX 5 Х//Л. X V'.

84. Петровская, И. Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII начала - XX века / И. Ф. Петровская. - М. : Музыка,

1 ЛПЛ /"Ч Л А

1Уо.>. — ¿14 с.

85. Петровская, И. Ф, Театр и музыка в России XIX - начала XX века /И. Ф. Петровская. - Л. : ЛГИТМиК, 1984. - 73 с.

86. Петровская, И. Ф. Театр и зритель российской столицы. 1895-1917 / И. Ф. Петровская. - Л. : Искусство, 1990. - 272 с.

S т<i поз^сирская, М н* Ру с с ico с театрально-декорационное искусство конца XIX - начала XX века / М. Н. Пожарская. - М.: Искусство, 1970. - 410 с.

88. Полякова, Е. И. Николай Рерих Е. И. Полякова. - М. : Искусство,

Л /"Ч ft ДАЛ

{9/з. - зш с.

89. Поспелов, Г. Г. «Бубновый валет». Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов / Г. Г. Поспелов. - М. : Советский художник, 1990. - 272 с.

90. Пути развития русского искусства конца XIX - начала XX века. Живопись, графика, театрально-декорационное искусство. - М. : Искусство, 1972. -271 с.

91. Раскин, А. Шаляпин и русские художники / А. Раскин. - Л. ; М. : Искусство, 1963. - 164 с.

92. Рапацкая, Л. А. Искусство «серебряного века» / Л. А. Рапацкая, - М. : Просвещение : Владос, 1996. - 191 с.

93. Россихина, В. П. Оперный театр С. Мамонтова / В. П. Россихина. -М. : Музыка, 1985. - 240 с.

94. Ротбаум, Л. Д. Опера и ее сценическое воплощение. Записки режиссера / Л. Д. Ротбаум. -М.: Советский композитор, 1980. - 264 с.

95. Рудницкий, К, С. Русское режиссерское искусство. 1898-1907 / К. С. Рудницкий. - М. : Наука, 1990. - 280 с.

96. Русакова, А. А. Символизм в русской живописи / А. А. Русакова. - М. : Белый город, 2001. - 327 с.

97. Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. Кн. III. -М. : Музыка, 1977. - 512 с.

98. Сахарова, Е. М. В. Д. Поленов. Письма, дневники, воспоминания / Е. М. Сахарова. - М.: Искусство, 1950. - 520 с.

99. Сарабъянов, Д. В. История русского искусства конца XIX - начала XX века / Д. В. Сарабьянов. - М. : Просвещение, 1993. - 356 с.

100. Сарабьянов, Д. В. Модерн / Д. В. Сарабьянов. - М. : Галарт, 2001. -343 с.

101. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. - М.: Искусство, 1962. - 576 с.

102. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России начала XX века / Г. Ю. Стернин. - М.: Искусство, 1976 - 224 с,

103. Сыркина, Ф. Я. Русское театрально-декорационное искусство / Ф. Я. Сыркина, Е. М. Костина. -М. : Искусство, 1978. -248 с.

104. Театр XX века. Закономерности развития. - М., 2003. - с.

105. Теляковский, В. А. Дневники Директора Императорских театров. 1903-1906. Санкт-Петербург / В. А. Теляковский. - М. : Артист. Режиссер. Театр, 2006. - 928 с.

106. Тихвинская, Л. И. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века: Кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917 / JI. И. Тихвинская. - М. : Молодая гвардия, 2005. - 527 с.

107. Традиции и новаторство в зарубежном театре. - Л., 1986., - с.

108. Федоровский, Ф. Ф. Избранные произведения / Ф. Ф. Федоровский. -М.: Советский художник, 1956. - 13 с.

109. Фермам, В. Э. Оперный театр. Статьи и исследования / В. Э. Ферман.

- М.: Музгиз, 1961.-357 с.

J J0. Фигодейзен, В. Очерки по истории музыки в России. Т. I. Выи И / Н. Фигодейзен. - Л„ 1928, - 130 с.

111. Филиппов, В. А. Импрессионизм в русской живописи / В. А. Филиппов.

- М.: Белый город, 2003. - 320 с.

112. Фшичева Н. В. Трансформация художественной образности в культуре модернизма / Н, В, Филичева. - СПб,: Tapo, 2011, - 320 с.

113. Художник и театр. - М. : Советский художник, 1975. - 240 с.

114. Цодоков, Е. С. Опера. Энциклопедический словарь / Е. С. Цодоков. -М.: Композитор, 1999. - 592 с.

115. Частная опера в России / сост. В. Пронин. - М. : МФ «Поколения», 2007. - 528 с.

116. Шаляпин, Ф. И. Литературное наследство. Т. I / Ф. И. Шаляпин. - М.:

Искусство, 1976. - 760 с.

117. Шанина, Н, Ф. Сказка в творчестве русских художников / П. Ф, Шанина. -М. : Искусство, 1969. - 136 с.

118. Шах-Азизова, Т. К. Чехов и западноевропейская драма его времени / Т. К. Шах-Азизова. -М, : Наука, 1968. — 152 с.

119. Шкафер, В. 77. Сорок лет на сцене русской оперы / В, П, Шкафер. -Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1982. - 300 с.

120. Щербатов, С. А. Художники в ушедшей России / С. А. Щербатов. -М. : Согласие, 2000. - 50 с.

^ л ^ J т т -л я у -I F « S ЛЛА / Т т "« _

1Л, juïpoc, п. московский художественный театр. Iëyë-i9z3 / in. онррос. -M. ; Петроград : Государственное издательство, 1924. - 452 с.

122. Яковлев, В. Избранные статьи о музыке. Т. III / В. Яковлев. - М. : Советский композитор, 1983. - 478 с.

123. Яковлева, Е. /7. Театрально-декорационное искусство И. К. Рериха / Е. П. Яковлев. - Самара : АГНИ, 1996. - 270 с.

124. Янковский, М. О. Шаляпин и русская оперная культура / М. О. Янковский. - M. ; JI. : Музгиз, 1947. - 224 с.

Сборники:

125. Березкин, В. Ä Новые принципы образного моделирования в искусстве театральных художников / В. И. Березкин // Советское искусствознание. - 1975. - С. 72-94.

126. Березкин, В. И. Новые принципы образного моделирования в искусстве театральных художников / В. И. Березкин // Советское искусствознание. - Î975. - С. 72-94.

127. Вакар, И. А. Театр Метерлинка и некоторые аспекты символизма в русской живописи. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина / И. А. Вакар // Театр и русская культура на рубеже XIX-XX веков. - М. : 4-й филиал Воениздата, 1998. - С. 140174.

128. Васнецов, Аполлинарий. К столетию со дня рождения : сб. статей I А. Васнецов // Труды музея истории и реконструкции Москвы. - М. : Московский рабочий, 1957. - Выпуск VII. - 204 с.

129. Гремиславский, И. Я. Сборник статей и материалов / И. Я. Гремиславекий. -М. Искусство, 1967. — 344 с.

130. Зимина, В, М, От мануфактуры до театра / В. М. Зимина // Москва родословная. -М. : Вече, 1998. -478 с.

131. Марков, П. А. В опере С. И. Зимина. Из истории оперной режиссуры. / П. А. Марков // Музыкальное наследство : сб. по истории

музыкальной культуры СССР. - М. : Музыка, 1979. - Т. VI. - С. 138156.

132. Сергеев, Д. А. Истоки русской частной оперы / Д. А. Сергеев // Вестник МГУКИ. - 2007. - № 4. - С. 283-286.

133. Станиславский - реформатор оперного искусства : материалы, документы. -М. : Музыка, 1988. - 365 с.

134. Сыркина, Ф. Я. Рерих и театр / Ф. Я. Сыркина // Н. К. Рерих. Жизнь и творчество. - М. : Изобразительное искусство, 1978. - С. 78-95.

135. Театр и русская культура на рубеже Х1Х-ХХ веков. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина. -М. : 4-й филиал Воениздата, 1998. - 176 с.

136. Фермам, В. Московская частная опера на рубеже XIX и XX столетий / В. Фермам // Оперный театр. Статьи и исследования. — М. : Музгиз, 1961. - 359 с.

137. Художники театра о своем творчестве / сост. Ф. Я. Сыркина, Б. Г. Киоблок, А. Г. Мовшенсон, Е. И. Буторина, - М. : Советский

1 Л Л А

ХУДОЖНИК, IV/3. - 423 С.

Периодика:

138. А. С. На репетиции «Бориса Годунова» / А. С. /У Новое время. -1911. - 6 января.

139. Бас, Н. Опера С. И. Зимина / Н. Бас // Рампа. - М., 1908. - № 3.

140. Г. Ч. «Нюренбергские мейстерзингеры» / Г. Ч. // Московские ведомости. - 1909. - 1 сентября.

141. Грабарь, К И, Театр и художники / И. И. Грабарь // Весы. - 1908. -№4.-С. 92.

142. Гунст, Е. «Князь Игорь» в Опере Зимина / Е. Гунст // Рампа и жизнь. - 1915. - № 36. - С. 5-6.

143. Загуляева, Ю. «Борис Годунов» / Ю. Загуляева // Московские ведомости. -1911.-8 февраля.

144. Кашкин, H. Частные оперные едены / Н. Кашкин // Русское слово. - 1907. - 9 апреля.

145. Кашкин, Н. «Борис Годунов» М. Мусоргского / Н. Кашкин // Русское слово. - 1908. - 2 сентября.

146. Круглите, С. Н. Новая Заза / С. Н. Крутиков /У Русское слово. -! 906 _5 января

147. Кругликов, С. Н. Шаляпин и Большой театр / С. И. Кругликов // Голос Москвы. - 1908. - 22 октября.

148. Куров, И. «Борис Годунов» на сцене театра Зимина / Н. Куров // Раннее утро. - 1908.-3 сентября.

149. Куров, И. Итоги оперного сезона / Н. Куров // Театр. - 1908. - 2 марта.

150. Куров, И. Золотой петушок (опера С. И. Зимина) / Н. Куров И Русское слово. - 1909. - Ш 221. - С. 6.

151. Опера Зимина // Рампа и жизнь. - 1916. - № 11. - С. 9.

152. Опера С. И. Зимина // Театр. - 1916. - № 1823. - С. 6-7.

153. Позднышев, И, С. И. Зимин о предстоящем сезоне. Беседа / И. Позднышев // Раннее утро. - 1913. - № 214.

154. Прокофьев, Г. Золотой петушок Римского-Корсакова / Г. Прокофьев ft Русская музыкальная газета. - 1909. 40. - С. 860-864.

155. Прокофьев, Г. Золотой петушок Римского-Корсакова / Г. Прокофьев // Русская музыкальная газета. - 1909. 41. - С. 900=903.

156. Пронин, В. «Частное дело Сергея Зимина» / В. Пронин // Русское искусство. - 2006. - № 1. - С. 90-99.

157. Сахновекый, Ю. «-Орлеанская дева» / Ю. Сахновекий И Утро России. - 1907. - 23 сентября.

158. Хмелева, H. П. Новации модерна в эстетике МХТ / Н. П. Хмелева // Наше Наследие. - 2001. - № 56. - С. 174-185.

159. Хмелева, И. Театральные занавесы / Н. Хмелева // Сцена. - 2000. -№16.-С. 21-25.

160. Хмелева, Н. Художники мамонтовской оперы: От живописи к театру / Н, Хмелева // Наше наследие, - 1998, - № 46. - С. 128-136.

161. Энгелъ, Ю. Новое слово в оперном деле / Ю. Энгель // Русские ведомости. - 1907. - 26 сентября.

162. Энгель, Ю. «Млада» Римского-Корсакова / Ю. Энгель // Русские ведомости. - 1913. -№ 214, - С. 3.

163. Энгелъ, Ю. «Дон Жуан» Моцарта / Ю. Энгель // Русские ведомости. 1913.-№222.-С. 5.

164. Энгель, Ю, «Дочь запада» Пуччини / Ю. Энгель И Русские ведомости. — 1913. - № 216. - С. 3.

165. Ю. Э. «Кармен» // Русские ведомости. - 1907. - 14 декабря.

166. Ю. Э. «Борис Годунов» Мусоргского // Русские ведомости. -1908. - 2 сентября.

167. Ю. Э. «Борис Годунов» // Русская музыкальная газет. - 1908. -№ 37.

168. Яновский, Б. Опера С. И. Зимина / Б. Яновский // Рампа и жизнь. -

1У Ш. -343 Ш. -Ь. П.

Литг%оу\тп1 т'и *

^ ^ V V Г ^ V« лг И «

169. Видеркер, В. В. Символизм как явление культуры: на материале русской живописи рубежа Х1Х-ХХ веков : диссертация на соискание

ученой степени кандидата культурологии / В. В. Видеркер. -Новосибирск, 2006.

170. Коробков, С. Н. Вс. Э. Мейерхольд и реформа оперной сцены : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / С. Н. Коробков. - М., 1988,

171. Овэс, Л. С. Эволюция принципов сценического оформления в спектаклях Ленинградского государственного Малого оперного театра. Художники МАЛЕГОТа. 1918-1970-е годы : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Л. С. Овэс. - М., 2006.

172. Роэенберг, М. С. Становление режиссуры в русском оперном театре рубежа Х1Х-ХХ веков и формирование постановочных приемов народно-массовых сцен : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук / М. С. Розенберг. - М.,

тллг

2003.

173. Сергеев, Д. А, Феномен русской оперы в контексте духовной культуры конца XIX - начала XX века : диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Д. А. Сергеев. - М., 2008.

174. Струтипскт, Е. И. Формирование принципов экспрессионизма в театрально-декорационном искусстве. Петроград-Ленинград. 19101920 : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук / Е. И. Струтинская. - М., 1992.

175. Ядохина, Е. И. Творчество А. М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук / Е. И. Ядохина. - М., 2005.

.Ф:' . / / - / / / ,/7 V

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА

ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА

Гордеева Марина Николаевна

Художники Онеры С. И. Зимина. К проблеме стилистического разнообразия декорационных решений

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Специальность 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное

искусство и архитектура

Москва 2012

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.