Художественный мир рассказов Т. Уильямса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Андрушко Юлия Петровна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 191
Оглавление диссертации кандидат наук Андрушко Юлия Петровна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РАССКАЗОВ Т. УИЛЬЯМСА
КАК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Становление понятия «художественный мир» в
литературоведении. Методы анализа художественного мира писателя
1.2. Онтологическая поэтика как метод целостного изучения художественного мира писателя
1.3. Биографические и эстетические основы художественного мира
Т. Уильямса
1.4. Художественный мир рассказа Т. Уильямса «Мисс Койнт из Грина»
как объект целостного анализа 66 ГЛАВА 2. КОНСТАНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА РАССКАЗОВ
Т. УИЛЬЯМСА: СВЯЗИ И ОППОЗИЦИИ
2.1. Структура художественного мира Т. Уильямса
2.2. Визуально-пространственное в новеллистике Т. Уильямса
2.3. Эстетические контексты аудиальных образов в художественном
мире рассказов Т. Уильямса
ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ РАССКАЗОВ 116 Т. УИЛЬЯМСА
3.1. Гендерно-витальное в рассказах Т. Уильямса
3.2. Функции категорий тела и телесности в творчестве Т. Уильямса
3.3. Человек - Ангел: христианские образы в художественном мире рассказов Т. Уильямса
3.4. Человек - Зверь: бестиарные образы в рассказах Т. Уильямса 151 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Позднее творчество Теннесси Уильямса в контексте традиций европейского театра XX века2012 год, кандидат наук Курмелев, Антон Юрьевич
Драматургия Теннесси Уильямса 30-х-80-х гг.: Вопросы поэтики2003 год, кандидат филологических наук Лапенков, Денис Сергеевич
Поэтический театр Теннесси Уильямса2004 год, кандидат искусствоведения Пронина, Александра Анатольевна
Архетипичность образов и мотивов в драматургии Т. Уильямса2018 год, кандидат наук Федоренко, Ольга Ярославовна
Лингвокультурная специфика русских переводов пьес Теннесси Уильямса2009 год, кандидат филологических наук Крысало, Ольга Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный мир рассказов Т. Уильямса»
ВЕДЕНИЕ
Творчество каждого писателя отражает его собственную картину мира, связывающую все произведения в единый универсальный текст, базирующийся на аксиологических и онтологических представлениях автора. Изучение художественного мира писателя позволяет раскрыть и описать как систему различные стороны писательского творчества, выявить особенности художественного времени и пространства (хронотопа), преобладающие цвета и материалы, «ведущие» органы восприятия и в то же время дает возможность широкого исследования авторской философии, мифологического, культурного, национального, биографического контекста, эстетических предпочтений писателя, различных традиций, отразившихся в его творчестве. Изучение художественного мира затрагивает и аксиологический аспект, поскольку произведения конкретного автора рассматриваются, в том числе, и через универсальные аксиологические категории Добра и Зла, Истины, Красоты, Блага и т. п. Как следствие, изучение художественного мира писателя можно считать одним из наиболее универсальных и перспективных направлений литературоведческого анализа.
Теннесси Уильяме - один из ведущих писателей США XX в. Его художественная манера сформировалась на основе огромного количества различных традиций. Так, детство писателя прошло в атмосфере взаимопритяжения и отталкивания нескольких национально-религиозных традиций (предки его отца и матери были переселенцами из разных уголков Старого Света и исповедовали разные версии христианства). Его воспитанием занималась темнокожая нянька Оззи, благодаря влиянию которой писатель испытывал уважение к афроамериканской культуре. В более зрелом возрасте Т. Уильяме принял католицизм, но при этом с гордостью причислял себя к миру богемы. Среди эстетических влияний, отразившихся в художественном мире Теннесси Уильямса, можно отметить традиции классиков мировой литературы: Б. Брехта, X. Крейна, Д. Г. Лоуренса, Ю. О'Нила, А. Теннисона, А. Рембо,
А. П. Чехова. Многие его тексты отражают интерес к джазовой музыке, классической и современной живописи (Эль Греко, X. Хофманн), кинематографу, театру. Значимо и влияние преподавателей Нью-Йоркской Новой школы гуманитарных наук, где обучался будущий писатель. Так, благодаря Э. Пискатору, одному из преподавателей школы, руководившему студенческой театральной студией, Т. Уильяме получил превосходный опыт в качестве постановщика. Многие из приемов, использованных Э. Пискатором и его помощниками, при создании студенческих спектаклей, стали своего рода «визитной карточкой» Уильямса-драматурга: прием ретроспекции, образ героя-рассказчика, внимание к визуальным эффектам, использование экрана и др. [139, р. 188].
На основе перечисленных традиций, творчески переосмысленных писателем, сложилась единая художественная система, значимыми константами которой стали универсальные базовые онтологические категории Добра и Зла, Жизни и Смерти, Мужского и Женского и т. п. В художественном мире Т. Уильямса важная роль принадлежит Музыке, Звуку и Цвету, как следствие, внимание уделяется и соответствующим органам восприятия - зрению и слуху. Ведущая эстетическая задача, которую ставил перед собой писатель, - «извлечь вечное из безнадежно ускользающего, преходящего...» [6, с. 241]. Посредством использования различных визуальных и аудиальных образов, символики, подтекста, Теннесси Уильяме стремился создать эффект остановленного мгновения, чтобы в тривиальной драме человеческого будничного существования читатель или зритель смог почувствовать величие античной трагедии. Дихотомия Жизни и Смерти, Мужского и Женского, Света и Тьмы и т. п., на которой базируется художественная система писателя, усиливает подобный эффект. Как следствие, применение различных методик анализа художественного мира, в частности онтологической поэтики, основанной на изучении «вещества литературы» (ведущих органов восприятия, при помощи которых передан мир произведения), к текстам исследуемого автора может предоставить широкие
возможности для интерпретации и выявления общей идейно-эстетической основы творчества Уильямса.
На родине писателя его творчество не раз становилось объектом пристального внимания театральных и литературных критиков и литературоведов. Еще будучи школьником, Т. Уильяме неоднократно участвовал в конкурсах литературного мастерства, поэтому первые отзывы о его произведениях появились еще во второй половине 1920-х гг. В разные периоды творчества писателя его тексты получали то негативную («Сражение ангелов»), то положительную («Стеклянный зверинец», «Трамвай "Желание"»), то довольно неоднозначную («Вье Карре», «Кэмино Риел») оценку. О различных сторонах уильямсовского творчества писали именитые критики (Ч. Мэй, Н. Тишлер, Н. Феддер) и коллеги по литературно-театральному цеху (Г. Видал, Т. Капоте). На родине автора сложилась негласная традиция, согласно которой принято говорить о трех периодах уильямсовского творчества: ранний (1920-е - первая половина 1940-х гг.), зрелый (вторая половина 1940-х - 1950-е гг.) и поздний (произведения 1960-х - 1980-х гг.). И если ранние и зрелые произведения воспринимались литературно-театральным сообществом более или менее однозначно, то по поводу поздних уильямсовских текстов в западном литературоведении по сей день ведутся споры: ряд исследователей считает их признаком упадка и следствием тяжелой депрессии и психотропных средств, которые употреблял писатель (Р. Бруштайн, Т. Э. Кэлем, Р. Джилмен), другие же (Б. Мерфи, А. Саддик) предпочитают говорить о творческом поиске, сопоставимом с театральными экспериментами А. Арто, писателей-экспрессионистов и сюрреалистов.
На наш взгляд, можно выделить несколько основных направлений изучения творчества Т. Уильямса, представленных в англоязычных монографиях и статьях.
Первое направление - это работы биографического характера, мемуары, воспоминания и профессиональные биографии: Т. Капоте «Вспоминая Теннесси», JI. Ливерих «Том: Неизвестный Теннесси Уильяме» (L. Leverich Тот: The Unknown Tennessee Williams), У. Смит «Мой друг Том: поэт-драматург Теннесси
Уильяме» (W. Smith My Friend Tom: The Poet-Playwright Tennessee Williams), Т. Уильяме «Мемуары» (T. Williams Memoirs), Э. Уильяме «Передавайте привет Тому» (Е. Williams Remember те to Тот). В них представлены основные события жизни писателя, анализируются его отношения с родственниками, обозначаются литературно-театральные связи и литературные влияния, рассматриваются социально-политические, морально-этические, философские и религиозные взгляды писателя, как следствие, создается портрет личности Т. Уильямса.
Одно из популярных исследований данного ряда - монография JI. Ливериха, ключевой идеей которой является противопоставление двух личностей: человека по имени Томас Ланир Уильяме и писателя Теннесси Уильямса. В монографии создается образ человека, который мог быть одновременно искренним и лживым, добрым и жестоким, доверчивым и подозрительным, мог казаться обладателем ясного ума или безумцем, как если ли бы он играл множество ролей [161, р. XXII].
Двойственность уильямсовского характера представлена также в воспоминаниях матери драматурга Э. Уильяме и его ближайших друзей -У. Смита и Т. Капоте, а «Мемуары» самого Т. Уильямса знакомят нас с внутренней биографией писателя, позволяя понять логику его произведений. В книге рефреном звучит мысль о том, что писательство стало для автора главным предназначением и средством спасения от постоянных депрессий и жизненного абсурда: «Иногда мне кажется, что я жил только по утрам, потому что только по утрам я работал» [4, с.323].
Второе направление - работы обзорного плана, в которых выделяются основные темы уильямсовского творчества, рассматриваются сквозные типы и характеры его персонажей, анализируются центральные образы-символы и индивидуальные черты стиля: Дж. Бак «Литературная жизнь Теннесси Уильямса» (J. Bak Tennessee Williams: A Literary Life), P. Боксиль «Теннесси Уильяме: Анализ малой прозы» (R. Boxill Tennessee Williams), В. Деннис «Теннесси Уильяме: Анализ малой прозы» (V. Dennis Tennessee Williams: A Study of the Short Fiction), Э. Джексон «Сломанный мир Т. Уильямса» (E. Jackson The Broken World of
Tennessee Williams), Б. Нельсон «Теннесси Уильяме: Жизнь и творчество» (В. Nelson Tennessee Williams: His life and work), И. Роджерс «Теннесси Уильяме: ответ моралиста на "Опасности жизни"» (I. Rogers Tennessee Williams: A Moralist's Answer to the Périls of Life), A. Саддик «Теннессии Уильяме и театр излишеств» (A. Saddik Tennessee Williams and the Theatre of Excess), H. Тишлер «Теннесси Уильяме: бунтующий пуританин» (N. Tischler Tennessee Williams: Rebellious Puritan), Г. Уилес «Теннесси Уильяме» (G. Weales Tennessee Williams) и др. В некоторых работах подобного рода (исследования Б. Нельсона, Н. Тишлер, Г. Уилса и др.) творчество писателя рассматривается в параллели с его биографией, благодаря чему читатель может узнать, какие события из жизни Т. Уильямса лежат в основе его знаменитых произведений («Стеклянный зверинец», «Ночь игуаны», «Вье Карре»), а также - кем были прототипы уильямсовских персонажей: Лауры Уингфид, Бланш Дюбуа, Ханны Джелкс и др. Подобные работы появились еще в 1960-х гг., заложив основы уильямсоведения.
Отдельного внимания в данном ряду заслуживает монография В. Деннис «Теннесси Уильяме: Анализ малой прозы» (V. Dennis Tennessee Williams: A Study of the Short Fiction), представляющая собой обзор малой прозы Т. Уильямса. Отметим, что это одно из немногих исследований, полностью сосредоточенное на анализе уильямсовских рассказов. Автор работы сопоставляет различные варианты текстов произведений, выделяет центральные мотивы и образы, анализирует систему персонажей, их психологические черты. В результате исследования В. Деннис приходит к выводу, что Т. Уильяме с ранних лет «испытывал нежность» к определенным типам персонажей: чувствительному художнику, беглецу, уязвимой душе, пораженной суровым миром, неудачнику, который борется с жестокой реальностью и собственными страстями [146, р. 22].
Третья группа работ содержит подробный анализ отдельных уильямсовских произведений: пьес «Стеклянный зверинец», «Лето и дым», «Кэмино Риел», «Крик», романа «Мойзи и мир рассудка», рассказов «Десятиминутная остановка», «Однорукий», «Двое из одной команды», «Три игрока в летнюю игру» и т. п. Нас в первую очередь интересуют исследования, посвященные анализу прозаических
текстов Т. Уильямса. Данные работы представлены в архиве материалов ежегодной международной новоорлеанской конференции Tennessee Williams Annual Review, коллективных сборниках: «Теннесси Уильяме: 13 эссе» (Tennessee Williams: 13 Essays), «Волшебная муза: эссе тысячелетия о Теннесси Уильямсе» (Magical Muse: Millennial Essays on Tennessee Williams) и др. Заметим, что количество монографий и статей, в которых изучаются прозаические тексты Т. Уильямса, значительно уступает объему исследований, посвященных анализу уильямсовских драм, - писатель много лет сотрудничал с миром театра, и именно театральные и кинопостановки принесли успех автору. В то же время современная англоязычная критика отмечает, что Т. Уильяме был в первую очередь мастером малого жанра и структура его драм напрямую связана со структурой рассказов, из которых они вырастали [138, р. 22]. Ряд исследователей отмечает единство тем, образов, мотивов и символов, характерное для уильямсовских произведений разных жанров [133, р. 28; 138, р.34], общую лирическую стихию уильямсовских рассказов и драм [184, р. 75].
Анализируя рассказы, авторы статей затрагивают различные аспекты уильямсовского творчества: концепцию игры и жизненные стратегии персонажей - М. Линде «"Дикая природа - это внутренний мир": Стратегия сопротивления в "Двое из одной команды"» (М. Linde "The Wilderness is Interior": Williams's Strategies of Resistance in "Two on a Party"), Ч. Мэй «Брик Поллит как homo ludens\ "Три игрока в летнюю игру" и "Кошка на раскаленной крыше» (Ch. May Brick Pollit as Homo Ludens: "Three Players of a Summer Game " and "Cat on a Hot Tin Roof"), мотив духовного путешествия - X. Кабелло «"Лето открытий": Изгнанническая и туристическая поэтика "Ночи игуаны"» (J. Cabello "A Summer of Discovery ": The Exilic and Touristic Poetics of "The Night of the Iguana "), явный и скрытый гомосексуализм - Ж. О'Коннор «Narrativa oscura: Открытый вопрос по "Однорукому" Теннесси Уильямса» (J. O'Connor Narrativa Oscura: The Open Question of Tennessee Williams's "One Arm "), А. Петтит «Квир-насмешка высоких ожиданий: комическое завершение и текст "Царства земного"» (A. Pettit The Queer Mockery of High Expectations: Comic Closure and the Texts of Kingdom of
Earth), автобиографические черты - Ш. Акерс «Голубые сойки моей жизни: автобиографический подход к "Мойзи и мир рассудка"» (Sh. Akers "The Blue Jays of My Life": An Autobiographical Approach to "Moise and the World of Reason"), JI. Суньиг «Автофикшн и jouissance в рассказе Теннесси Уильямса "Десятиминутная остановка"» (L. Zùniga Autofiction and Jouissance in Tennessee Williams 's "Ten Minute Stop "), структурно-стилистические особенности текстов -Ф. Колин «"Изолированный": первый дошедший до нас рассказ Теннесси Уильямса» (Ph. Kolin "Isolated": Tennessee Williams's First Extant Published Short Story), M. Ди Синтио «Упорядоченная анархия: письмо как переходный объект в "Мойзи и мир рассудка"» (M. Di Cintio Ordered Anarchy: Writing as Transitional Object in "Moise and the World of Reason ") и т. п.
Еще одно направление - работы сравнительно-сопоставительного характера, в которых уильямсовское творчество сравнивается с произведениями других писателей: А. Арто, Ж. Жене, А. Камю, Д. Г. Лоуренса, К. Маккалерс, А. Миллера, Ю. О'Нила и др.: Р. Брэй «Теннесси Уильяме и его современники» (R. Bray Tennessee Williams and His Contemporaries), P. Гауптман «Патологический взгляд: Жан Жене, Луи-Фердинанд Селин и Теннесси Уильяме» (R. Hauptman The Pathological Vision: Jean Genet, Louis-Ferdinand Céline, and Tennessee Williams), А. Саддик «Теннесси Уильяме и театр излишеств» (A. Saddik Tennessee Williams and the Theatre of Excess), H. Феддер «Влияние Д. Г. Лоуренса в творчестве Т. Уильямса» (N. Fedder The Influence of D. H. Lawrence on Tennessee Williams), Г. Швей «После "Лиса": Влияние Д. Г. Лоуренса на Теннесси Уильямса» (Н. Schvey After the Fox: The Influence of D. H. Lawrence on Tennessee Williams). Основанием для сравнения становится как непосредственное влияние традиции того или иного писателя на творчество Т. Уильямса, так и общность мировоззрения, поэтики и стилистики, принадлежность писателей к одному поколению и культуре.
Если говорить о многообразии литературоведческих подходов, представленных в зарубежном уильямсоведении, можно выделить широкий
спектр литературоведческих традиций, в рамках которых изучается творчество анализируемого писателя.
Достаточно популярный биографический подход (Р. Боксиль, X. Кабелло, JI. Ливерих, Б. Нельсон, Н. Тишлер) и исследования компаративистского плана (Р. Брэй, Р. Гауптман, А. Саддик, Н. Феддер) были рассмотрены выше. Психоаналитическая школа представлена исследованиями, предметом изучения которых становятся юнгианские мотивы в уильямсовском творчестве. Авторы А. Амири «Душа Альмы: столкновение противоположностей в 'Лето и дым"» (A. Amiri Alma's psyche: The Battlefield of Opposite Drives in "Summer and Smoke"), Л. Левин «Тень на свету: юнгианский анализ "Ночи игуаны"» (L. Levin Shadow Into Light: A Jungian Analysis of "The Night of the Iguana "), Г. Сперо «Юнгианский мир Теннесси Уильямса» (R. Spero The Jungian World of Tennessee Williams) выделяют юнгианские архетипы персоны и тени, рассматривая духовный путь уильямсовских героев как воплощение юнгианской теории индивидуализации.
Тендерный аспект уильямсовских произведений становится объектом научного интереса исследователей Б. Клеменс «Желание и падение: женская живучесть в творчестве Фолкнера и Уильямса» (В. Clemens Desire and Decay: Female Survivorship in Faulkner and Williams), Б. Копенхэвера «Представление тендера и описание тендерных ролей в избранных американских современных и постмодернистских текстах» (В. Copenhaver The Portrayal of Gender and a Description of Gender Roles in Selected American Modern and Postmodern Plays), Ж. О'Коннор «Narrativa oscura: Открытый вопрос по "Однорукому" Теннесси Уильямса» (J. O'Connor Narrativa Oscura: The Open Question of Tennessee Williams's "One Arm"). В указанных работах пристальное внимание уделяется историко-культурному контексту, рассматриваются традиционные для американского общества 1920-х- 1960-х гг. представления о мужском и женском предназначении, трансформация тендерных ролей под влиянием исторических катаклизмов (Вторая мировая война), попытки государственной политики законодательно регулировать частную жизнь граждан. Творчество Т. Уильямса в
данном контексте рассматривается как анализ женской судьбы в период слома общественного сознания [144, р. 124].
В англоязычном уильямсоведении популярны исследования, относящиеся к направлению, получившему название gay study. Это статьи и монографии, сосредоточенные на различных аспектах нетрадиционной сексуальности, представленной в рассказах и пьесах Т. Уильямса. По общему признанию критики, в рассказах Т. Уильямса по сравнению с драмами тема нетрадиционных форм сексуальности звучит более откровенно, однако намеки на «необычные» склонности персонажей можно обнаружить во всех уильямсовских произведениях [181, р. 83]. Раскрытию этих намеков, изучению особенностей психологии героев, их взаимоотношений друг с другом и с миром, анализу оригинального кода гомосексуальной культуры, ее взаимосвязи с эстетикой кэмпа посвящены работы Д. Киба «Письма квир-фанатов и коллективная память» (D. Ciba Williams's Queer Fan Mail and Collective Memory), M. Паллера «Визит джентльмена: Теннесси Уильяме, гомосексуализм и драма середины XX века» (М. Paller Gentlemen Callers: Tennessee Williams, Homosexuality, and Mid-Twentieth-Century Drama), А. Петтита «Квир-насмешка высоких ожиданий: комическое завершение и текст "Царства земного"» (A. Pettit The Queer Mockery of High Expectations: Comic Closure and the Texts of "Kingdom of Earth ") Д. Сэврэна «Коммунисты, ковбои и квиры: политика мужественности в творчестве Артура Миллера и Теннесси» (D. Savran Communists, cowboys, and queers: the politics of masculinity in the work of Arthur Miller and Tennessee Williams), Дж. Фрэнсиса «Camping Out: сексуальность как эстетическая ценность в пьесе Теннесси Уильямса "О смерти королев печальные рассказы"» (J. Francis Camping Out: Sexuality as Aesthetic Value in Tennessee Williams's 'And Tell Sad Stories of the Deaths of Queens ") и др.
Мифопоэтическое направление исследований представлено работами П. Барберы «Литература и мифология в пьесе Теннесси Уильямса "Внезапно прошлым летом": противоборство Венеры и Эдипа» (P. Barbera Literature and Mythology in Tennessee Williams's "Suddenly Last Summer": fighting against Venus and Oedipus), Г. Бисли «Толкование религиозного компонента в творчестве
Теннесси Уильямса» (H. Beasley An Interpretive Study of the Religious Element in the Work of Tennessee Williams), Дж. Сайкса «Художник как спаситель, художник, нуждающийся в спасении: эволюция Вэла Ксавьера от Иисуса к Орфею» (J. Sykes Artist as Savior, Artist in Need of Salvation: Val Xavier's Evolution from Jesus to Orpheus). Указанные монографии и статьи рассматривают трансформацию античных и христианских сюжетов и образов в произведениях: «Трамвай "Желание"» «Орфей спускается в ад», «Ангел в алькове» и др. Использование христианской символики объясняется литературоведами не столько религиозностью писателя, сколько его стремлением придать величие трагедиям персонажей и его верой в христианскую этику [136, р. VII]. Как у целого ряда писателей-модернистов, миф становится структурным принципом, на основе которого строятся сюжеты уильямсовских драм, нередко воспроизводящих историю распятия Христа. Однако протагонисты этих произведений не идеальны, они поглощены внутренними противоречиями, из-за чего им сложно обрести спасение и собственный путь.
Мифологические мотивы и образы рассматриваются и в работах обзорного характера. Так, в книге Э. Джексон «Сломанный мир Т. Уильямса» (Е. Jackson The Broken World of Tennessee Williams) обозначены три мифологических традиции, которые прослеживаются в уильямсовских текстах: античная, фрейдистско-юнгианская, а также национальная мифология, на которой была построена традиционная американская культура (Юг как воплощение Рая, образ движения и дороги и т. п.).
Еще одна группа работ - это исследования, сосредоточенные на особенностях поэтики уильямсовских произведений, а также на сравнении разных вариантов воплощения (кинематографического и литературного) отдельных уильямсовских текстов. В работах Дж. Брандта «Кинематографическая структура произведений Теннесси Уильямса» (G. Brandt Cinematic Structure in the Work of Tennessee Williams), Дж. Крэнделла «Кинематографический взгляд в "Стеклянном зверинце" Теннесси Уильямса» (G. Crandell The Cinematic Eye in Tennessee Williams 's "The Glass Menagerie ") и Э. Мюррея «Писатели с
кинематографическим воображением и кинокартины» (Е. Murray The Cinematic Imagination Writers and the Motion Pictures) подробно анализируется теория уильямсовского «пластического театра» и кинематографические приемы, использованные писателем в его драматических текстах и рассказах. Влюбленный в мир черно-белого кинематографа, Т. Уильяме нередко передает эту увлеченность своим персонажам, кинотеатр становится местом действия рассказов «Тайны "Джой Рио"» и «Карамель», кинематографическая техника (работа света и тени, чередование крупных и общих планов, использование экрана с титрами, внимание к музыкальному сопровождению) используется писателем при работе над лучшими его произведениями: «Стеклянный зверинец», «Трамвай "Желание"». Кинематографические эффекты усиливают метафорическое звучание пьес, способствуют созданию особой поэтической атмосферы произведений.
В статье Н. Мошовакиса «"Американский блюз" Теннесси Уильямса: от ранних рукописей до "Зверинца"» (Nick Moschovakis Tennessee Williams's "American Blues": From the Early Manuscripts Through 'Menagerie") рассматривается роль музыкальных образов уильямсовских произведений. В исследовании подчеркивается интерес писателя к афроамериканской музыкальной культуре. По мнению автора статьи, музыка в уильямсовских произведениях создает подтекст, позволяющий Т. Уильямсу затронуть проблему расовых взаимоотношений и акцентировать «инаковость», «чужеродность» его «белых» героев в традиционном американском обществе.
Совместное исследование Р. Пальмера и У. Брэя «Голливуд Теннесси: фильмы по произведениям Уильямса и послевоенная Америка» (R. Palmer, W. Bray Hollywood's Tennessee: The Williams Films and Postwar America) знакомит читателя с историей взаимодействия Т. Уильямса с киноиндустрией. Прекрасно понимая, что сотрудничество с кинематографом позволит выйти на широкую зрительскую аудиторию, писатель не только позволял экранизировать свои произведения, но и принимал активное участие в работе над кинопостановками. В то же время Т. Уильяме болезненно относился к требованиям со стороны
цензуры, с большим трудом шел на компромиссы и неохотно менял текст сценария, если нововведения противоречили его собственной концепции характеров и сюжета. Однако видение писателя и требования цензуры сильно разнились, в результате в 1960-е гг. Т. Уильяме разочаровался в сотрудничестве с Голливудом, последующие экранизации создавались без его участия.
Таким образом, в англоязычном литературоведении Т. Уильяме предстает как уникальный драматург, создатель оригинальной теории «пластического театра», продолжавший эстетические поиски и на позднем этапе своего творчества. В качестве основных тем его произведений зарубежными исследователями выделяются поиски смысла существования, конфликт телесного и духовного, расовая и тендерная дискриминация, конфликт героя и общества, власть времени, эфемерность молодости и красоты. Исследователи отмечают, что писатель тяготеет к изображению романтических натур, поэтов, «беглецов», «чужаков», иммигрантов, маргинальных персонажей, афроамериканцев и гомосексуалистов, не вписывающихся в рамки пуританской американской культуры и вынужденных вести асоциальный образ жизни или прятаться от реальности. Как основные мотивы уильямсовского творчества выделяются мотив гибели американского Юга, памяти, дороги, скрытой вины героя, жертвы, искупления и спасения. Подчеркивается, что писатель нередко обращается к античной и христианской мифологии, синтезируя эти традиции при создании образов главных персонажей.
Схожие черты уильямсовского творчества отмечаются и отечественными исследователями. В работах российских литературоведов рассматриваются биография и творческая эволюция писателя (Г. П. Злобин, М. М. Коренева, С. М. Пинаев), его роль в истории национальной драмы США (В. И. Бернацкая, В. В. Котлярова, В. М. Паверман), поэтика (Д. С. Лапенков, А. А. Пронина), мифопоэтика (Е. В. Гнездилова), юнгианские мотивы (О. Я. ФеДоренко) его произведений и др. Творчество Т. Уильямса исследуется в контексте американской драмы XX в. (В. И. Бернацкая, К. А. Гладышева, Б. А. Смирнов, В. М. Паверман), в ряде работ представлен общий обзор уильямсовского
творчества (статьи Г. П. Злобина, В. Я. Вульфа, О. Половинкиной), а также подробный анализ его драматургии (М. М. Коренева, Д. С. Лапенков,
A. А. Пронина). Проза Т. Уильямса анализируется в отдельных статьях
B. Я. Вульфа, Г. П. Злобина, А. Мусиной. Поэтические сборники и отдельные стихотворения рассмотрены А. В. Арсеевой («Поэтическая правда Теннесси Уильямса: от лирики к лирико-психологической драме») и В. Б. Шаминой («Поэтический театр Теннесси Уильямса»),
В названых выше работах выявляются художественные традиции, повлиявшие на творчество изучаемого автора, определяется его творческий метод, выделяются основные темы и типы персонажей, анализируется поэтика «пластического театра», рассматриваются роль символики и особенности стилевой манеры Уильямса (С. Т. Махлина), функционирование приемов иронии, черного юмора, сатиры, гротеска в уильямсовских произведениях. В отдельных исследованиях обозначена связь уильямсовских текстов с афроамериканской песенной культурой и американским фольклором (В. А. Арсеева, И. И. Ильин), произведениями Л. Пиранделло (В. И. Бернацкая), Ш. Андерсона (О. Половинкина), французских символистов (А. А. Пронина). Более детально разработан вопрос о влиянии театра абсурда на поздние произведения американского писателя. Однако, если в советской критике абсурдистские мотивы рассматриваются как «модернистское заблуждение», «художественный недостаток» [44, с. 272] уильямсовских произведений, то современное литературоведение предпочитает говорить о стремлении писателя «идти в глубь реальности» [88, с. 327]. В отечественной традиции Т. Уильяме представляется автором, воплотившим идею «ускользающей мечты» (С. М. Пинаев), «романтиком» (С. М. Пинаев, В. Б. Шамина), экспериментатором, никогда не порывавшим связь с реалистической традицией (В. И. Бернацкая, В. М. Паверман), «эклектиком» (Д. С. Лапенков). Несмотря на противоречивость оценок, российские филологи единогласно признают Т. Уильямса одним из ведущих драматургов США XX в.: «Творчество Т. Уильямса - узел, стягивающий на себя все нити довоенной и послевоенной драматургии США» [87, с. 8].
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Эволюция драматургии Чарлза Уильямса2005 год, кандидат филологических наук Маркова, Ольга Евгеньевна
Типология жанра мистерии в английской и русской драматургии первой половины ХХ века: Ч. Уильямс, Дороти Сэйерс, К. Фрай и Е. Ю. Кузьмина-Караваева1998 год, кандидат филологических наук Емельянова, Татьяна Владимировна
Театр У. Сомерсета Моэма в контексте развития западноевропейской драматургии конца XIX - первой трети XX вв.2010 год, кандидат филологических наук Седова, Елена Сергеевна
Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А.П. Чехова2015 год, кандидат наук Юн Со Хюн
Особенности взаимодействия дискурсов в пространстве драматургического текста2019 год, кандидат наук Багдасарян Ани Гегамовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Андрушко Юлия Петровна, 2022 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Художественные тексты, письма, дневники изучаемого автора
1. Уильяме Т. Желание и чернокожий массажист : [Пьесы и рассказы] / Теннесси Уильяме ; пер. с англ. [и предисл.] В. JI. Денисова ; вступ. слово Р. Г. Виктюка ; [худож. Г. А. Семёнова]. - Москва : Прогресс : Гамма, 1993. - 318, [1] с. : ил. - ISBN 5-01-004007-7 (В пер.): Б. ц.
2. Уильяме Т. Кошка на раскалённой крыше : Пьесы, роман, рассказы / Теннесси Уильяме ; [пер. с англ. Г. Злобина и др.]. - Москва : ЭКСМО, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 478, [1] с. - (Двадцатый век). - ISBN 5-699-02842-0 (в пер.).
3. Уильяме Т. Лицо сестры в сиянии стекла : повесть, рассказы / Т. Уильяме ; пер. с англ. ; сост. и коммент. Е. Осеневой ; предисл. В. Вульфа. - Москва : Б. С. Г. -Пресс, НФ «Пушкинская библиотека», 2001. - 576 с. - ISBN: 5-93381-037-1, 5-94643-005-Х.
4. Уильяме Т. Мемуары = Memoirs / Теннесси Уильяме ; пер. с англ. Александра Чеботаря. - Москва : Подкова : Б.С.Г. - Пресс, 2001. - 355, [1] е., [24] л. ил., портр., факс. - ISBN 5-89517-098-6 (Подкова).
5. Уильяме Т. Орфей спускается в ад : пьесы / Теннеси Уильяме ; [пер. с англ. Я. Березницкого, Г. Злобина]. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007. -348, [2] с. - (Азбука-классика). - ISBN 978-5-91181-442-7.
6. Уильяме Т. Римская весна миссис Стоун : рассказы : эссе / Теннесси Уильяме ; пер. с англ. С. Митиной ; [предисл. Г. Злобина]. - Москва : Художественная литература, 1978. -251 с. : ил. ; 20 см.
7. Уильяме Т. Рыцарь ночного образа : проза / Теннесси Уильяме ; сост. и предисл. Виталия Вульфа ; пер. с англ. Александра Чеботаря. - Москва : Подкова : БСГ-пресс, 2001. - 326, [1] с. - ISBN 5-89517-078-1.
8. Уильяме Т. «Стеклянный зверинец» и ещё девять пьес : [перевод] / Теннесси Уильяме ; [сост. и примеч. Я. Березницкого] ; [послесл. В. Неделина, с. 676-722]. - Москва : Искусство, 1967. - 723 е., 1л. портр. : ил.
9. Уильяме Т. Трамвай «Успех» / Т. Уильяме // Писатели США о литературе : в 2 т. Т. 2. Пер. с англ. / [сост. А. Николюкин]. - Москва : Прогресс, 1982. - С. 178-182.
10. Conversations with Tennessee Williams / ed. A. J. Devlin. - Jackson : University Press of Mississippi, 1986. - 369 p. - (Lit. conversations ser.). - ISBN 0878052631 ((pbk.)) (Lit. conversations ser.).
11. Williams T. Collected Stories / T. Williams. - New York : New Directions Books, 1985. - 574 p.
Научно-критическая литература
12. Азизян И. А. Цветовые образы Андрея Белого // Диалог искусств Серебряного века / И. А. Азизян ; Науч.-исслед. ин-т теории архитектуры и градостроительства. - Москва : Прогресс-Традиция, 2001. - С. 172-179.
13. Аристотель. Поэтика / Аристотель // INFOLIO университетская электронная библиотека : сайт. - URL: http://www.infoliolib.info/philos/aristotel/poetikal.html (дата обращения: 22.06.2021)
14. Арсеева А. В. Поэтическая правда Теннесси Уильямса (от лирики к лирико-философской драме) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.05 / Арсеева Алимпиада Викторовна. - Москва, 1980. -24 с.
15. Арсеева А. В. Поэзия Теннесси Уильямса : кризис романтической веры / А. В. Арсеева // К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе конца XIX - XX веков : Сб. тр. / Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской ; редкол.: проф. Богословский В. Н. (отв. ред.) и др. - Москва : [б. и.], 1978. - С. 3-17.
16. Барт Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика : Пер. с фр. / Р. Барт ; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - Москва : Прогресс, 1989. - 616 с.
17. Бахтин М. М. О Флобере // Собрание сочинений : в 7 т. Т. 5: Работы 1940-х - начала 1960 годов / М. М. Бахтин. - Москва : Русские словари, 1996. - С. 130-137.
18. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; [примечания С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова]. - 2-е изд. - Москва : Искусство, 1986.-444, [1] с. : портр.
19. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества : [сб. избр. тр.] / М. М. Бахтин ; [прим. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова]. - Москва : Искусство, 1979. - С. 7-180.
20. Башляр Г. Избранное : Поэтика пространства / Г. Башляр ; пер. с фр. -Москва : Российская политическая энциклопедия, 2004. - 376 с. - (Серия «Книга света»), - ISBN 5-8243-0489-0.
21. Белоусова Е. Г. Основные характеристики художественной картины мира, репрезентируемой в произведениях жанра фэнтези / Е. Г. Белоусова // Молодой учёный. - 2011. - № 4. - Т. 1. - С. 200-202.
22. Бескова И. А. Природа и образы телесности / И. А. Бескова, Е. Н. Князева, Д. А. Бескова ; Российская акад. наук, Ин-т философии. - Москва : Прогресс-Традиция, 2011. - 455 с. : ил., табл. - ISBN 978-5-89826-380-5 (в пер.).
23. Бернацкая В. И. Четыре десятилетия американской драмы : 1950-1980 гг. / В. И. Бернацкая ; ВГБИЛ им. Рудомино. - Москва : Рудомино, 1993. - 216 с.
24. Бидерманн Г. Энциклопедия символов : пер. с нем. / Г. Бидерманн ; общ. ред. и предисл. Свенцицкой И. С. - Москва : Республика, 1996. - 333, [2] с. : ил. -ISBN 5-250-02592-7 (В пер.): Б. ц.
25. Бочаров С. Г. О художественных мирах : Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов / С. Г. Бочаров. - Москва : Советская Россия, 1985. - 296 с.
26. Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина : Избр. тр. / А. С. Бушмин ; отв. ред. [и авт. предисл., с. 5-20] Д. С. Лихачёв, В. Н. Баскаков; [АН СССР, Отд-ние лит. и яз.]. - Ленинград : Наука : Ленингр. отд-ние, 1987. - 365 с.
27. Вайль П. Гений места / П. Вайль ; послесл. JI. Лосева. - Москва : КоЛибри, 2006. - 488 с. - ISBN 5-98720-017-2.
28. Вахитова Т. М. Картина мира в прозе Леонида Леонова / Т. М. Вахитова // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 8 : Литературоведение. Журналистика. - 2006. - № 5. - С. 32-40.
29. Великович Л. Н. Религия и церковь в США / Л. Н. Великович. - Москва : Наука, 1978. - 144 с. - (Научно-атеистическая серия).
30. Вересаев В. В. Живая жизнь: О Достоевском и Л. Толстом. Аполлон и Дионис (о Ницше) / В. В. Вересаев. - Москва : Политиздат, 1991. - 336 с. - ISBN 5-250-01765-7 (В пер.).
31. Вульф В. Я. Жестокая проза Теннесси Уильямса / В. Я. Вульф // Рыцарь ночного образа : проза / Теннесси Уильяме ; сост. и предисл. Виталия Вульфа ; пер. с англ. Александра Чеботаря. - Москва : Подкова : БСГ-пресс, 2001. - С. 7-10.
32. Вульф В. Я. Предисловие / В. Я. Вульф // Лицо сестры в сиянии стекла : повесть, рассказы / Т. Уильяме ; пер. с англ. ; сост. и коммент. Е. Осеневой ; предисл. В. Вульфа. - Москва : Б. С. Г. - Пресс, НФ «Пушкинская библиотека», 2001. - С. 5-16.
33. Гаспаров М. Л. Художественный мир М. Кузмина: тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Избранные статьи / М. Л. Гаспаров. - Москва : Новое литературное обозрение, 1995. - С. 275-285.
34. Гиленсон Б. А. История литературы США : учеб. пособие : для студентов филол. фак. ун-тов и высш. пед. учеб. заведений / Б. А. Гиленсон. -Москва : Академия, 2003 (Тольятти : ОАО ПП Наш современник). - 703 с. : портр. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0956-2 (в пер.).
35. Гладышева К. А. Театр Соединённых Штатов Америки / К. А. Гладышева // История зарубежного театра : в 4 т. Т. 3: Театр Западной Европы и США (1917-1945) / [Л. А. Левбарг, Л. И. Гительман, Ю. И. Кагарлицкий и др.]. -Москва, 1986. - С. 198-253.
36. Гринбаум Н. С. Художественный мир античной поэзии : Творческий поиск Пиндара : К 2500-летию со дня рождения поэта / Н. С. Гринбаум ; отв. ред. В. П. Нерознак ; АН СССР, Отд-ние лит. и яз. - Москва : Наука, 1990. - 166, [2] с. -ISBN 5-02-010956-8.
37. Ермакова Е. В. Художественный мир романов Бенджамина Дизраели : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.05 / Ермакова Евгения Витальевна -Екатеринбург : Типогр. Перм. ун-та, 2000. - 16 с.
38. Жолковский, А. К. Работы по поэтике выразительности : инварианты -тема - приемы - текст : сборник статей / А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов ; предисл. М. JI. Гаспарова. - Москва : Прогресс : Юниверс, 1996. - 341, [2] с. : табл. - ISBN 5-01-003396-6.
39. Засурский Я. Н. Американская литература XX века : монография / Я. Н. Засурский. - Москва : Изд -во Моск. ун-та, 1984. — 504 с.
40. Злобин Г. П. Проза Теннесси Уильямса [Текст] / Г. П. Злобин // Теннесси Уильяме. Римская весна миссис Стоун : рассказы : эссе / Теннесси Уильяме ; пер. с англ. С. Митиной ; [предисл. Г. Злобина]. - Москва : Художественная литература, 1978. - С. 5-15.
41. Злобин Г. П. Современная драматургия США : критические очерки послевоенного десятилетия / Г. П. Злобин. - 2-е изд., доп. - Москва : Высшая школа, 1968. - 148 с.
42. Зотов С. Н. Художественное пространство - мир Лермонтова / С. Н. Зотов ; М-во образования Рос. Федерации. Таганрог, гос. пед. ун-т. - Таганрог : Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2001. - 322 с. - ISBN 5-87976-180-0.
43. Зырянов О. В. Онтология поэтических систем (Пушкин - Тютчев -Лермонтов) и христианская картина мира / О. В. Зырянов // Классическая литература и религиозный дискурс (проблемы аксиологии и поэтики) : сб. науч. ст. / [редкол.: О. В. Зырянов (отв. ред.), Е. К. Созина, Н. В. Пращерук]. -Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2007. - С. 119-150.
44. История американской литературы : в 2 ч. Ч. 2 : [учеб. пособие для фак. ин. яз. пед. ин-тов] / Н. В. Банников и др. ; под ред. Н. И. Самохвалова. - Москва : Просвещение, 1971. - 319 с.
45. История тела: В 3 т. Т. 3: Перемена взгляда: XX век / под ред. Алена Корбена, Жан-Жака Куртина, Жоржа Вигарелло ; [пер. с фр. М. С. Неклюдовой, А. В. Стоговой]. - Москва : Новое лит. обозрение, 2016. - 464 с. - ISBN 978-5-4448-0027-0.
46. Капоте Т. Вспоминая Теннесси (1983) / Т. Капоте ; пер. А. Белых // Сетевая словесность : сайт. - URL : http://www.netslova.ru/bel у h/p tennessee.html (дата обращения: 17.10.2018).
47. Карасев JI. В. Вещество литературы / Л. В. Карасев. - Москва : Языки славянской культуры, 2001. - 398, [1] с. - (Язык. Семиотика. Культура : Малая сер.). - ISBN 5-7859-0211-7.
48. Карасев Л. В. Онтологический взгляд на русскую литературу / Л. В. Карасев. - Москва : Изд-во РГГУ, 1995. - 104 с. - ISBN 5-7281-0072-4.
49. Карасев Л. В. Флейта Гамлета : очерк онтологической поэтики / Л. В. Карасев. - Москва : Знак, 2009. - 208 с. - (Studia philologica). - ISBN 978-5-9551-0308-2.
50. Картина мира : модели, методы, концепты : материалы Всерос. междисциплинар. шк. молодых ученых «Картина мира : язык, философия, наука» (1-3 ноября 2001 г.) / под общ. ред. проф. 3. И. Резановой. - Томск : ТГУ, 2002. -360 с.
51. Картина мира в художественном произведении : материалы Международной научной интернет-конференции (20-30 апреля 2008 г.) / [сост.: Г. Г. Исаев, Е. Е. Завьялова, Т. Ю. Громова]. - Астрахань : Астраханский университет, 2008. - 180 с. - ISBN 978-5-9926-0101-5.
52. Катаева Т. Ф. Художественная проза Теннесси Уильямса : (к проблеме творческого метода) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.05 / Катаева Тамара Федоровна. - Москва, 1983. - 24 с.
53. Кон И. С. Мужское тело в истории культуры / И. С. Кон. - Москва : Изд-во «Слово», 2003. - 360 с. - ISBN: 5-85050-704-3.
54. Кондаков Б. В. Художественный мир литературы и феномен детского миросознания / Б. В. Кондаков, Т. Д. Попкова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2011. - Вып. 4 (16). - С. 130-143.
55. Коренева М. М. Американская критика о послевоенной драматургии США / М. М. Коренева // Современное литературоведение США : Споры об амер. литературе : [Сборник статей] / [ред. коллегия: М. О. Мендельсон и др.] ; АН СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. - Москва : Наука, 1969. - С. 230-272.
56. Коренева М. М. Страсти по Теннесси Уильямсу / М. М. Коренева // Проблемы литературы США XX века : [Сборник статей] / ред. коллегия: М. О. Мендельсон и др. ; АН СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. -Москва : Наука, 1970. - С. 106-140.
57. Котлярова В. В. «Новый пластический театр» Теннесси Уильямса в контексте мировой художественной культуры / В. В. Котлярова // Мировая литература в контексте культуры : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. «Иностранные языки и литературы в системе регионального образования и науки» (12 апреля 2006 г.), посвящ. 90-летию Перм. гос. ун-та / Перм. гос. ун-т ; под ред. Н. С. Бочкаревой. - Пермь, 2006. - С. 90-98.
58. Котлярова, В. В. А. П. Чехов и социально-психологическая драма США XX в. (к вопросу о традициях и взаимодействиях в мировой литературе) / В. В. Котлярова // Пограничные процессы в литературе и культуре : сб. ст. по материалам Междунар. науч. конф. (12 апреля 2008 г.) и Всерос. студ. науч. конф. (19 апреля 2008 г.) / под ред. Н. С. Бочкаревой ; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2008. -С. 52-57.
59. Котлярова В. В. Музыкальность художественного мышления драматургов США XX в. (к вопросу о проблеме взаимодействия литературы и других искусств) / В. В. Котлярова // Мировая литература в контексте культуры : сборник материалов VII Международной научной конференции «Иностранные
языки и литературы в контексте культуры», посвященной 115-летию со дня рождения Владимира Васильевича Вейдле (23 апреля 2010 г.), и всероссийской студенческой научной конференции (27 апреля 2010 г.) / М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пермский гос. ун-т» ; [редкол.: Б. М. Проскурин и др.]. - Пермь : Пермский гос. ун-т, 2010. - С. 134-137.
60. Котлярова В. В. Философия экзистенциализма в художественном дискурсе драматургии США XX в. / В. В. Котлярова // Пограничные процессы в литературе и культуре : сб. ст. по материалам Междунар. науч. конф., посвящ. 125-летию со дня рождения В. Каменского (17-19 апреля 2009 г.) / общ. ред. Н. С. Бочкарева, И. А. Пикулева ; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2009. - С. 185-188.
61. Краткая история джаза для начинающих / сост. M. М. Митропольский. -Москва, 2004. - URL : http://www. j azz. Ri/books/history/default.htm (дата обращения: 28.11.2019).
62. Краткий психологический словарь / [Абраменкова В. В., Аванесов В. С., Агеев В. С. и др.] ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Москва : Политиздат, 1985. -431 с.
63. Кузнецова Т. Ф. Картина мира и образы культуры / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. // Культура : теории и проблемы : [учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Кузнецова Т. Ф. и др.]. - Москва : Наука, 1995. - С. 148.
64. Лапенков Д. С. Драматургия Теннеси Уильямса 30-х - 80-х гг. (вопросы поэтики) : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Лапенков Денис Сергеевич ; Нижегор. гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2003. - 199 с.
65. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения : в 2 т. Т. 2 / А. Н. Леонтьев. - Москва : Педагогика, 1983. - С. 251-261.
66. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина ; Институт науч. информации по обществ, наукам РАН. - Москва : НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб. - ISBN 5-93264-026-Х.
67. Лихачев Д. С. Внутренний мир литературного произведения / Д. С. Лихачев // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74-87.
68. Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 3 / Ю. М. Лотман - Таллинн: Александра, 1993. - 496 с.
69. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. М. Лотман . - Таллинн : ЭэстиРаамат, 1973. - 92 с.
70. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Об искусстве / Ю. М. Лотман. - Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 1998. - С. 14-285.
71. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек - текст - семиосфера - история / Ю. М. Лотман; [предисл. В. В. Иванова]; Тартус. ун-т. - Москва : Языки рус. культуры : Кошелев, 1996. - XIV, 447 е., [1] л. портр.; 24 см. - (Язык. Семиотика. Культура). - ISBN 5-7859-0006-8 (В пер.).
72. Маслов Р. В. Телесность человека: онтологический и аксиологический аспекты : автореферат дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.13 / Маслов Роман Владимирович ; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов, 2005. - 46 с.
73. Матвеева А. С. Мир ребенка в творчестве Чарльза Диккенса в контексте онтологической поэтики :дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Матвеева Анна Сергеевна ; [место защиты: Поволж. гос. соц.-гуманитар, акад.]. - Магнитогорск, 2009. - 195 с.
74. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский ; [АН СССР, Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького]. - Москва : Наука, 1976. - 408 с.
75. Миллер Л. В. Художественная картина мира и мир художественных текстов / Л. В. Миллер. - Санкт-Петербург : Филол. факультет СПГУ, 2003. - 156 с. - ISBN: 5-8465-0194-Х.
76. Миниханова Л. К. Художественная картина мира как особый способ отражения действительности / Л. К. Миниханова, Ф. Г. Фаткуллина // Вестник Башкирского университета. - 2012. - № 3 (I). - Т. 17. - С. 1626-1627.
77. Михайлин В. «Немножко лошади»: антропологические заметки на полях анималистики. Обзор зарубежных книг / Вадим Михайлин, Екатерина
Решетникова // Новое литературное обозрение: журнал. - 2013. - № 124. - URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2013/124/29m.html (дата обращения: 09.12.2018).
78. Михеев М. Ю. Описание художественного мира А. Платонова по данным языка : диссертация ... д-ра филол. наук : 10.02.01 / Михеев Михаил Юрьевич. - Москва, 2004. - 348 с,
79. Михель Д. В. Тело в западной культуре / Д. В. Михель. - Саратов: Научная книга, 2000. - 172 с. - ISBN 5-93888-008-4.
80. Мусина А. Тема Искусства в повести Теннесси Уильямса «Римская весна миссис Стоун» / А. Мусина. - Режим доступа : http://w3.ivanovo.ас.m/cvberpar/williams.htm (дата обращения: 27.03.2015).
81. Непомнящий В. С. Введение в художественный мир Пушкина : Лекция учителю и ученику // Непомнящий В. С. Пушкин. Русская картина мира. Сер. : Пушкин в XX веке. Вып. VI. - Москва : Наследие, 1999. - С. 21-54.
82. Оленева В. И. Модернистская новелла США. 60-70-е годы / В. И. Оленева. - Киев : Наукова думка, 1985. - 296 с.
83. Паверман В. М. Американская драматургия 60-х годов XX века / В. М. Паверман. - Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1987. - 171 с.
84. Панченко А. М. О цвете в древней литературе восточных и южных славян / А. М. Панченко // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1968. - Т. 23 : Литературные связи древних славян. - С. 3-15.
85. Переверзев Л. Б. Моцарт и фокстрот : тема джаза в романе Германа Гессе «Степной волк» / Л. Б. Переверзев // Полный джаз : еженедельная сетевая версия журнала «Джаз.ру». - Вып. 13. - URL : http://www.iazz.ru/mag/115/read.htm (дата обращения: 23.11.2019).
86. Переверзев Л. Б. Моцарт и фокстрот : тема джаза в романе Германа Гессе «Степной волк» (окончание) / Л. Б. Переверзев // Полный джаз : еженедельная сетевая версия журнала «Джаз.ру». - Вып. 14. - URL : http://www.iazz.ru/mag/! 16/read.htm (дата обращения: 23.11.20149).
179
87. Пинаев С. М. Искусство ускользающей мечты : Американская драматургия на современном этапе / С. М. Пинаев. - Москва : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1995. - 59 с. - ISBN 5-209-00706-5.
88. Половинкина О. Уильяме Теннесси / О. Половинкина // Зарубежные писатели : биобиблиографический словарь : в 2 ч. Ч. 2 / под ред. Н. П. Михальской. - Москва : Просвещение, 1997. - С. 325-327.
89. Пронина А. А. Поэтический театр Теннесси Уильямса : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.01 / Пронина Александра Анатольевна ; Рос. акад. театр, искусства (ГИТИС). - Москва, 2004. - 152 с.
90. Рогозина И. В. Плюрализм картин мира / И. В.Рогозина // Ползуновский альманах. - 2001. - №1-2. - URL : http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa2001 1 2/pages/34/pap 34.html (дата обращения 25.09.2020).
91. Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития : литературно-эстетические работы разных лет / В. В. Розанов ; [вступ. ст. В. В. Ерофеева, с. 6-36 ; коммент. С). Дарка]. - Москва : Искусство, 1990. - 604, [1] с. - (История эстетики в памятниках и документах). - ISBN 5-210-00101-6.
92. Саенко Н. Р. Онтологическая поэтика пустоты : монография / Н. Р. Саенко. - Москва : Академия естествознания, 2010. - 161 с. - ISBN 978-5-91327-095-5.
93. Сейбель Н. Э. Формы функционирования бестиарных образов в романах Ф. Верфеля «Барбара, или Благочестие» и Э. Канетти «Ослепление» / Н. Э. Сейбель, Е. М. Шастина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2018. - № 8. - Ч. 2. - С. 262-266.
94. Семанова М. Л. Статика и динамика. Свет и тени. «Студент», «Дом с мезонином» // Чехов-художник / М. Л. Семанова. - Москва : Просвещение, 1976. -С. 132-143.
95. Смирнов Б. А. Антивоенный пафос и критика буржуазного образа жизни в американском театре XX в. / Б. А. Смирнов. - Ленинград : Знание, 1989. - 32 с.
96. Смирнова А. И. Онтологическая поэтика Чингиза Айтматова / А. И. Смирнова // Филология и культура. - 2014. - № 1 (35). - URL : http://cvberleniiika.rii/article/ii/ontologicheskava-poetika-chingiza-aytmatova (дата обращения: 12.09.2017).
97. Соловьев В. С. Литературная критика / В. С. Соловьев ; [сост. и коммент. Н. И. Цимбаева ; вступ. ст. Н. И. Цимбаева, В. И. Фатющенко, с. 5-34]. -Москва : Современник, 1990. - 421 с. - (Б-ка «Любителям рос. Словесности». Из лит. наследия). - ISBN 5-270-01031-3.
98. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика : [сборник] / В. С. Соловьев ; [сост. и вступ. ст., с. 8-29, Р. Гальцевой, И. Роднянской ; коммент. А. А. Носова]. - Москва : Искусство, 1991. - 699, [1] с. - (История эстетики в памятниках и документах). - ISBN 5-210-02462-8.
99. Теннесси Уильяме в русской и американской культурной традиции / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, О-во по изучению культуры США (С.-Петерб. отд-ние); [редкол.: Я. Н. Засурский и др.]. - Санкт-Петербург : Янус, 2002. - 135 с. - ISBN 5-9276-0018-2.
100. Теория литературы : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений : в 2 т. Т. 1 / под ред. Н. Д. Тамарченко. - Москва : Академия, 2004. -512 с.
101. Теплиц Е. Мир Теннесси Уильямса // Кино и телевидение в США : [пер. с польск.] / Е. Теплиц. - Москва : Искусство, 1966. - С. 79-92.
102. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ : исследования в области мифопоэтического : избранное / В. Н. Топоров. - Москва : Изд. группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 624 с. - ISBN 5-01-003942-7.
103. Топоров В. Н. Модель мира (мифопоэтическая) / В. Н. Топоров // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. Т. 2 / гл. ред. С. А. Токарев. - Москва: Советская энциклопедия, 1980-1982. - С. 161-166.
104. Тресиддер Дж. Словарь символов / Дж. Тресиддер ; пер. с англ. С. Палько. - Москва : Гранд : ФАИР-Пресс, 1999. - 448 с. - ISBN 5-8183-0049-8.
105. Тухватова Г. Ф. Художественная картина мира в творчестве Габдулгазиза Мунасыпова : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Тухватова Гузель Фардиновна; [Место защиты: Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Ибрагимова АН Респ. Татарстан]. - Казань, 2011. - 22 с.
106. Тюпа В. И. Аналитика художественного : введение в литературоведческий анализ / В. И. Тюпа. - Москва : Лабиринт, РГГУ, 2001. - 192 с. - ISBN 5-87604-116.
107. Тюпа В. И. Художественность литературного произведения : вопр. типологии / В. И. Тюпа. - Красноярск : Изд-во КГУ, 1987. - 217 с.
108. Упорова Л. С. О методологии анализа цвета в художественном тексте / Л. С. Упорова // Гуманитарные науки в Сибири. - 1995. - № 4. - С. 51-54.
109. Федоренко О. Я. Архетипичность образов и мотивов в драматургии Т. Уильямса : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Федоренко Ольга Ярославовна; [Место защиты: ГАОУВОМ «Московский городской педагогический университет»]. - Москва, 2018. -219 с.
110. Федоров В. В. О природе поэтической реальности : монография / В. В. Федоров. - Москва : Советский писатель, 1984. - 184 с.
111. Федоров Ф. П. Художественный мир немецкого романтизма : структура и семантика / Ф. П. Федоров. - Москва ; МИК, 2004. - 368 с. - ISBN 5-87902-051-7.
112. Фицджеральд, Ф. С. Отзвуки века джаза / Ф. С. Фицджеральд // Писатели США о литературе: в 2 т. Т. 2. - Москва : Прогресс, 1982. - С. 63-71.
113. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов / Дж. Фоли. - [2-е изд., испр. и дораб.]. - Москва : Вече, 1997. - 512 с. - (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги). - ISBN 5-7838-0153-4.
114. Фуко М. Слова и вещи : Археология гуманитарных наук : пер. с фр. / Мишель Фуко ; [вступ. ст. Н. С. Автономовой, с. 7-27]. - Санкт-Петербург : A-cad : АОЗТ «Талисман», 1994. - 408 с.
115. Хайдеггер M. Время и бытие : статьи и выступления / Мартин Хайдеггер ; [сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В. В. Бибихина]. - Москва : Республика, 1993. - 445, [2] с. - (Мыслители XX века). - ISBN 5-250-01496-8.
116. Хализев, В. Е. Теория литературы : учеб. для студентов вузов / В. Е. Хализев. - Изд. 4-е, испр. и доп. - Москва : Высшая школа, 2004. - 404, [1] с. -ISBN 5-06-005217-6.
117. Цветус-Сальхова Т. Э. «Тело» и «Телесность» в культурологических исследованиях / Т. Э. Цветус-Сальхова // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 351. - С. 70-73. - URL: https://cyberleniiika.ai/article/ri/telo-i-telesnost-v-kiüturologicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 11.10.2020).
118. Цехановская Л. С. Теория «Пластического театра» Теннеси Уильямса и ее преломление в драме «Трамвай" "Желание"» / Л. С. Цехановская // Литература США : [Сборник статей] / под ред. проф. Л. Г. Андреева. - Москва : Изд-во МГУ, 1973. - С. 93-116.
119. Цивьян Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы / Т. В. Цивьян. - Изд. 2-е, доп. - Москва : URSS : КомКнига, 2005. - 279 с. - ISBN 5-484-00079-3.
120. Черная Т. К. Поэтика художественно-индивидуальных систем в литературном процессе первой половины XIX века (Пушкин, Лермонтов, Гоголь) : дисс. ... д-ра филол наук : 10.01.01 / Черная ТатьянаКарповна ; Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2004. - 684 с.
121. Чудаков А. Слово - вещь - мир. От Пушкина до Толстого : очерки поэтики русских классиков / А. Чудаков. - Москва : Современный писатель, 1992. - 320 с. - ISBN 5-265-02147-7.
122. Шадурский М. И. Художественная модель мира в романах-утопиях С. Батлера и О. Хаксли : автореферат дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Шадурский Максим Иванович ; Белорус, гос. ун-т. - Минск, 2008. - 26 с.
123. Шамина В. Б. Американская драма XX в. : основные тенденции развития / В. Б. Шамина. - Саарбрюккен : Lambert Academic Publishing, 2011. -218 с. - ISBN 978-3-845-41790-5.
124. Шотенгукова Н. А. Опыт онтологической поэтики : Э. По, Г. Мелвилл, Дж. Гарднер / Шогенцукова Нина Адамовна; Рос. АН, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - Москва : Специализир. изд.-торг. предприятие «Наследие», 1995. -231,[1] с. - ISBN 5-201-13227-8.
125. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева / С. Е. Шаталов.
- Москва : Наука, 1979. - 313 с.
126. Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса / И. В. Шталь.
- Москва : Наука, 1983. - 296 с.
127. Штенгелов Е. Цвет в художественной литературе / Е. Штенгелов // Наука и жизнь. - 1970. - № 8. - С. 24-26.
128. Эйзенштейн С. М. Монтаж / С. М. Эйзенштейн. - Москва : ВГИК, 1998. - 193 с.
129. Юлина, Н. С. Теология и философия в религиозной мысли США XX в. / Н. С. Юлина ; отв. ред. Ю. Н. Семенов ; АН СССР, Ин-т философии. - Москва : Наука, 1986. - 163 с.
130. Akers Sh. "The Blue Jays of My Life": An Autobiographical Approach to Moise and the World of Reason / Shelley Akers // The Tennessee Williams Annual Review. - URL: https://tennesseewilliamsstudies.org/iournal/work.php?ID=107 (date of access: 10.08.2021).
131. Amiri A. Alma's psyche : The Battlefield of Opposite Drives in Summer and Smoke / A. Amiri. - URL: http://soeagra.com/iiert/December%202011/lO.pdf (date of access: 21.08.2021).
132. Bader A. L. The Structure of the Modern Short Story / A. L. Bader // Short Story Theories / ed. by Ch. E. May. - Athens Ohio, 1976. - P. 107-115.
133. Bak J. Tennessee Williams. A Literary Life / J. Bak. - Basingstoke : Pal grave Macmillan, 2013. - 360 p. - ISBN 0230273521.
134. Banach J. Bloom's: How to Write About Tennessee Williams / J. Banach. - New York : Bloom's Literary Criticism, 2010. - 248 p. - ISBN 1604133465.
135. Barbera P. Literature and Mythology in Tennessee Williams's Suddenly Last Summer: fighting against Venus and Oedipus / P. Barbera. - URL: http://diposit.ub.edu/dspace/bitstream/2445/12135/8/Tennessee%20 Sudden%20eng%20 12135.pdf (date of access: 06.03.2018).
136. Beasley H. R. An Interpretive Study of the Religious Element in the Work of Tennessee Williams : a diss. ... Doctor of Philosophy / H. R. Beasley. - URL: https://digitalcommons.lsu. edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3443&context=gradschool disstheses (date of access: 15.04.2019).
137. Bernard M. Punishment and the Body: Boss Whalen, Michel Foucault, and "Not About Nightingales" / M. Bernard // The Tennessee Williams Annual Review. -URL: https://tennesseewilliamsstudies.org/iournal/work.php?ID=59 (date of access: 17.04.2019).
138. Boxill R. Tennessee Williams Modern Dramatists Series / Roger Boxill ; ser. ed. Bruce King and Adele King. - New York : St. Martin's, 1987. - 202 p.
139. Brandt G. Cinematic Structure in the Work of Tennessee Williams / G. Brandt // American Theatre Stratford-upon-Avon Studies 10 / ed. by J. R. Brown and B. Harris. - London : Edward Arnold (Publishers) LTD, 1967. - P. 163-188.
140. Cabello J. A Summer of Discovery: The Exilic and Touristic Poetics of The Night of the Iguana / Juanita Cabello // The Tennessee Williams Annual Review. -URL: http://www.tennesseewilliamsstudies.org/iournal/work.php?ID=l 10 (date of access: 17.04.2019).
141. Ciba D. Williams's Queer Fan Mail and Collective Memory / D. Ciba // The Tennessee Williams Annual Review. - 2020. - № 19.
142. Clemens B. Desire and Decay: Female Survivorship in Faulkner and Williams / B. Clemens // The Tennessee Williams Annual Review. - URL: http://www.tennesseewilliamsstudies.org/journal/work.php?ID=92 (date of access: 07.04.2016).
143. Conversations with Tennessee Williams / ed. A. J. Devlin. - Jackson : University Press of Mississippi, 1986. - 369 p. - ISBN 0878052631.
144. Copenhaver B. The Portrayal of Gender and a Description of Gender Roles in Selected American Modern and Postmodern Plays : a diss. ... Doctor of Education in Educational Leadership and Policy Analysis / B. Copenhaver. - 2002. - URL: https://dc.etsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1789&context=etd (date of access: 20.07.2021).
145. Crandell G. W. The Cinematic Eye in Tennessee Williams's The Glass Menagerie / G. W. Crandell // The Tennessee Williams' Annual Review. - 1998. - № 1. -P. 1-11.
146. Dennis V. Tennessee Williams : A study of The Short Fiction / V. Dennis. - Boston : University of Arkansas at Little Rock, 1988. - 142 p.
147. Di Cintio M. "Ordered Anarchy": Writing as Transitional Object in Moise and the World of Reason / Matt Di Cintio // The Tennessee Williams Annual Review. -URL: https://tennesseewilliamsstudies.org/iournal/work.php?ID=46 (date of access: 17.08.2020).
148. Falk S. L. Tennessee William / S. L. Falk. - New York : Twayne, 1961. -
166 p.
149. Fedder N. J. The Influence of D. H. Lawrence on Tennessee Williams / N. J. Fedder. - Mouton : Florid Atlantic University, 1966. - 131 p.
150. Francis J. Camping Out: Sexuality as Aesthetic Value in Tennessee Williams's And Tell Sad Stories of the Deaths of Queens / James Francis // The Tennessee Williams Annual Review. - URL: https://tennesseewilliamsstudies.org/journal/work. php?ID=85 (date of access: 04.04.2019).
151. Friedman N. What Makes a Short Story Short / N. Friedman // Modem Fiction Studies. - 1958. - № 4. - P. 103-107.
152. George W. The Naming of the Beasts: Natural History in the Medieval Bestiary / W. George, B. Yapp. - London : Duckworth, 1991. - 231 p. - ISBN 0715622382, 9780715622384.
153. Hauptman R. The Pathological Vision: Jean Genet, Louis-Ferdinand Celine, and Tennessee Williams / R. Hauptman. - New York etc. : Peter Lang Publishing, 1984. - 136 p. - ISBN 0820400378.
154. Heinton S. Hans Hofmann / S. Heinton. - New York : Harry N. Abrams, 1963.-228 p.
155. Jackson E. M. The Broken World of Tennessee Williams / E. M. Jackson. -Madison : The University of Wiscounsin Press, 1966. - 179 p.
156. Kimmel M. S. The History of Men / M. S. Kimmel. - New York : State University of New York Press, 2005. - 273 p. - ISBN 0791463400.
157. Kolin Ph. "Isolated": Tennessee Williams's First Extant Published Short Story / Ph. Kolin. - URL: https://tennesseewilliamsstudies.org/journal/works/0106kolin.pdf (date of access: 15.07.2018).
158. Kontaxopoulos J. Orpheus Introspecting: Tennessee Williams and Jean Cocteau / Jean Kontaxopoulos // The Tennessee Williams Annual Review. - URL: http://www.tennesseewilliamsstudies.org/iournal/work.php?ID=36 (date of access: 15.07.2018).
159. Kramer R. E. "The Sculptural Drama" : Tennessee Williams' Plastic Theatre / Richard E. Kramer // The Tennessee Williams' Annual Review. - 2002. - № 5. - URL: http://www.tennesseewilliamsstudies.org/iournal/work.php?ID=45 (date of access 13.04.2016).
160. Landry D. Dramatizing Whoredom : Prostitution in the Work of Tennessee Williams / D. Landry. - 2010. - URL: https://papvrus.bib.umontreal.ca/xrnlui/bitstream/handle/1866/4615/Landrv Denys T 2 010 these.pdf?sequence=2&isAllowed=y (date of access: 13.07.2019).
161. Leverich L. Tom : The Unknown Tennessee Williams / L. Leverich. - New York : Crown, 1995. - 678 p.
162. Levin L. Shadow Into Light: A Jungian Analysis of The Night of the Iguana / L. Levin // The Tennessee Williams Annual Review. - URL:
http://www.temiesseewilliamsstudies.org/journal/works/02081evin.pdf (date of access: 15.07.2021).
163. Linde M. "The Wilderness is Interior": Williams's Strategies of Resistance in "Two on a Party" / Mauricio D. Aguilera Linde // The Tennessee Williams Annual Review. - URL: https://tennesseewilliamsstudies.org/iournal/work.php?ID=99 (date of access: 15.07.2021).
164. Magical Muse: Millennial Essays on Tennessee Williams / ed. by Ralph F. Voss. - Tuscaloosa, Alabama : University Alabama Press, 2002. - 272 p. - ISBN 0817311270.
165. May Ch. Brick Pollit as Homo Ludens: "Three Players of a Summer Gam" and "Cat on a Hot Tin Roof' / Ch. May // Tennessee Williams, 13 essays ; selected from Tennessee Williams : a tribute / ed. by Jac Tharpe Jackson. - Mississippi : University of Mississippi, 1980. - P. 49-63.
166. Moschovakis N. Tennessee Williams' American Blues : From the Early Manuscripts Through Menagerie / Nick Moschovakis // Tennessee Williams' Annual Review. - 2005. № 7. url : http://www.tennesseewilliamsstudies.org/iournal/work.php?ID=57 (date of access 10.08.2017).
167. Murphy B. The Theatre of Tennessee Williams Methuen Drama / B. Murphy. - London : Bloomsbury Publishing, 2014. - 320 p. - ISBN 1780930259.
168. Nelson B. Tennessee Williams: His Life and Work / B. Nelson. - London: Owen, 1961.-262 p.
169. O'Connor J. Narrativa Oscura: The Open Question of Tennessee Williams's "One Arm" / Jacqueline O'Connor // The Tennessee Williams Annual Review. - URL: https://tennesseewilliamsstudies.org/joumal/work.php?ID=123 (date of access: 12.06.2020).
170. Palier M. Gentlemen Callers: Tennessee Williams, Homosexuality, and Mid-Twentieth Century Broadway Drama / M. Palier. - New York : Palgrave Macmillan, 2005. - 269 p. - ISBN 1281364428.
171. Palmer R. B. Hollywood's Tennessee: The Williams Films and Postwar America / R. B. Palmer, W. R. Bray. - University of Texas Press, 2009. - 344 p. -ISBN 0292719213.
172. Parker B. "The Rose Tattoo" as Comedy of the Grotesque / Brian Parker // The Tennessee Williams Annual Review. - URL: http://www.tennesseewilliamsstudies.org/iournal/work.php?ID=52 (date of access:
09.07.2020).
173. Parker B. Tennessee Williams and the Legends of St Sebastian / B. Parker // UTP journals : University of Toronto press. - URL: www.utpiournals.com/product/utq/693/693 parker.html (date of access: 15.07.2021).
174. Pettit A. The Queer Mockery of High Expectations: Comic Closure and the Texts of "Kingdom of Earth" / Alexander Pettit // The Tennessee Williams Annual Review. - URL: https://tennesseewilliamsstudies.org/iournal/work.php?ID=124 (date of access: 15.05.2020).
175. Porter T. Myth and Modern American Drama / T. Porter. - Detroit : Wayne State University Press, 1969. - 285 p. - ISBN 0814315127.
176. Raddatz F. J. Bestiarium der deutschen Literatur / F. J. Raddatz, K. Ensikat. - Hamburg : Rowohlt, 2012. - 138 p. - ISBN 3498057936.
177. Rashy H. Tennessee Williams : A Portrait in Laughter and Lamentation / H. Rashy. - New York : Dodd, Mead & Co., 1986. - 148 p.
178. Rogers I. Tennessee Williams: a Moralist's Answer to the Perils of Life /1. Rogers. - Bern : Herbert Lang, 1976. - 267 p. - ISBN 3261020563.
179. Saddik A. "Blueprints for the Reconstruction": Postmodern Possibility in "Stairs to the Roof' / Annette J. Saddik // Tennessee Williams Annual Review. - URL: https://tennesseewilliamsstudies.org/iournal/work. php?ID=81 (date of access:
10.03.2021).
180. Saddik A. Tennessee Williams and the Theatre of Excess / A. Saddik. -Cambridge : Cambridge Academ, 2016. - 194 p. - ISBN 1107433908.
181. Savran D. Communists, Cowboys and Queers: The Politics of Masculinity in the Works of Arthur Miller and Tennessee Williams / D. Savran. - Minneapolis : University of Minnesota Press, 1992. - 224 p. - ISBN 0816621233.
182. Schvey H. After the Fox: The Influence of D. H. Lawrence on Tennessee Williams / Henry I. Schvey // Tennessee Williams Annual Review. - URL: https://tennesseewilliamsstudies.org/journal/work. php?ID=l 51 (date of access: 08.04.2021).
183. Seibel N. E. The Motive of Death in the Austrian Novel of the Late 1920s -Early 1930s / N. E. Seibel, E. M. Shastina, N. I. Volokitina, N. F. Ziganshina // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. - 2017. - T. 9. - № 2. -C. 164-174.
184. Smith W. My Friend Tom: The Poet-Playwright Tennessee Williams / W. Smith. - Jackson : University Press of Mississippi, 2011. - 192 p. - ISBN 1617031755.
185. Spero R. The Jungian World of Tennessee Williams / R. Spero. -University of Wisconsin, 1970. - 102 p.
186. Spoto D. The Kindness of Strangers. The Life of Tennessee Williams / D. Spoto. - Boston, Toronto : Little, Brown and Company, 1985. - 410 p.
187. Sykes J. Artist as Savior, Artist in Need of Salvation: Val Xavier's Evolution from Jesus to Orpheus / John Sykes // Tennessee Williams Annual Review. -URL: http://www.tennesseewilliamsstudies.org/journal/work.php?ID=133 (date of access: 12.05.2021).
188. Tennessee Williams: A Collection of Critical Essays / ed. by S. S. Stanton. - Englewood Cliffs (N.J.) : Prentice-Hall, 1977. - 194 p. - ISBN 0139036172.
189. Tennessee Williams and His Contemporaries / ed. by Robert Bray. -Newcastle : Cambridge Scholars Publishing, 2008. - 180 p. - ISBN 1443800422.
190. Tennessee Williams, 13 essays ; selected from Tennessee Williams : a tribute / ed. by Jac Tharpe Jackson. - Miss. : University of Mississippi, 1980. - 287 p. -ISBN 087805118X.
191. Tennessee Williams: A Guide to Research and Performance / ed. by Philip C. Kolin. - London : Greenwood Press, 1998. - 281 p. - ISBN 0313303061.
192. Tennessee Williams's A Streetcar Named Desire / ed. and with an introd. by H. Bloom. - New York etc. : Chelsea House, 1988. - 136 p.
193. Tennessee Williams's The Glass Menagerie / ed. and with an introd. by H. Bloom. - New York etc. : Chelsea House, 1988. - 152 p.
194. The World of Tennessee Williams. - New York : Putnam, 1978. - 168 p. -ISBN 0399117733.
195. Thompson J. J. Symbol, Myth, and Ritual in "The Glass Menagerie", "The Rose Tattoo", and "Orpheus Descending" / J. J. Thompson // Tennessee Williams, 13 essays ; selected from Tennessee Williams : a tribute / ed. by Jac Tharpe Jackson. -Miss. : University of Mississippi, 1980. - P. 139-171.
196. Tischler N. Tennessee Williams : Rebellious Puritan / N. Tischler. - New York : The Citadel Press, 1961. - 319 p.
197. Tischler N. The Student Companion to Tennessee Williams / N. Tischler. -Westport : Greenwood, 2000. - 192 p. - ISBN 0313312389.
198. Weales G. Tennessee Williams - University of Minnesota Pamphlets on American Writers. No 53 / G. Weales. - Minneapolis : University of Minnesota Press, 1965.-48 p.
199. Wight F. S. Hans Hofmann / F. S. Wight. - Berkly, Los Angeles : University of California press, 1967. - 66 p.
200. Williams E. Remember me to Tom / E. Williams. - St. Louis : Sunrise Pub Co, 1980.-255 p.
201. Yacowar M. Tennessee Williams and Film / M. Yacowar. - New York, 1977. - ISBN 0804429928.
202. Züniga L. Autofiction and Jouissance in Tennessee Williams's "Ten Minute Stop" / L. Züniga // The Tennessee Williams Annual Review. - URL: https://tennesseewilliamsstudies.org/journal/work.php?ID=125 (date of access: 11.06.2021).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.