Художественный мир поэзии М. С. Петровых тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Ван Мэнцзяо
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 179
Оглавление диссертации кандидат наук Ван Мэнцзяо
Введение
Основная часть
Глава 1. Образ человека в творчестве М. С. Петровых: поэтические средства воплощения внутреннего мира личности
1.1. Мотив молчания
1.2. Образы и мотивы любовной лирики
1.3. Портрет поэта-читателя, редактора, переводчика
Выводы по главе
Глава 2. Образ пространства в поэзии М. С. Петровых
2.1. Локус Ярославля и мотив воспоминаний о детстве
2.2. Крымский текст
2.3. Чистопольские страницы
2.4. Хронотоп Армении
2.5. Природное пространство
Выводы по главе
Глава 3. Поэтическое наследие и творческие параллели в поэзии М. С. Петровых
3.1. Традиции А. С. Пушкина в поэзии М. С. Петровых
3.2. Переклички с О. Э. Мандельштамом, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернаком и А. А. Ахматовой
3.3. Творчество М. С. Петровых в контексте поэзии ее современников
Выводы по главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1 Библиография сборников стихов М. С. Петровых
Приложение 2 Список переводов М. С. Петровых
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Образы пространства и времени в поэзии Инны Лиснянской2005 год, кандидат филологических наук Рябцева, Наталья Евгеньевна
Орнитологические образы в поэзии Арсения Тарковского: истоки и художественная семантика2021 год, кандидат наук Цзин Цзинши
Поэтический мир Арсения Тарковского: основы субъектной организации2024 год, кандидат наук Царёва Ольга Александровна
Интертекстуальный аспект творчества Анны Ахматовой2009 год, кандидат филологических наук Кирпичева, Елена Викторовна
Традиции англоязычной поэзии XIX века в лирике К.Д. Бальмонта2009 год, кандидат филологических наук Серебрякова, Ольга Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный мир поэзии М. С. Петровых»
ВВЕДЕНИЕ
Русская женская поэзия XX века постоянно находится в поле зрения современной филологической науки. Большое внимание уделяется общепризнанным художникам, сформировавшимся в эпоху начала ХХ века -А. А. Ахматовой, З. Н. Гиппиус, М. И. Цветаевой. Однако другие не столь известные, но талантливые авторы - младшее поэтическое поколение, наследницы Серебряного века, остающиеся в тени своих предшественниц, в равной степени достойны изучения. В диапазоне русского литературоведения как в России, так и за рубежом, отсутствуют обобщающие научные работы, посвященные Марии Сергеевне Петровых (1908-1979), поэту, редактору, переводчику, заслуженному деятелю культуры Армянской ССР (1970), лауреату премии имени Е. Чаренца.
М. С. Петровых была в дружеских отношениях со знаменитыми современниками, ее поэзию высоко ценили Анна Ахматова, Борис Пастернак, Арсений Тарковский, Левон Мкртчян и многие другие. Известное стихотворение Осипа Мандельштама «Мастерица виноватых взоров» посвящено Петровых.
Малоизвестность Петровых у читателей в большой степени была связана с ее редкими прижизненными публикациями: два стихотворения («Я ее не любить не могу...», «Я не хочу, я не могу...») в поэтическом сборнике «Ярославские понедельники» (1926), три стихотворения («Ночь на 6 августа», «У меня большое горе...», «Завтра день рожденья твоего...») в журнале «Знамя» (1943, № 9-10), стихотворение «Назначь мне свиданье...» в альманахе «День поэзии» (1956), три стихотворения («Прикосновение к бумаге...», «О чем же, о чем, если мир необъятен?..», «Не за то ли, что только гроза...», «Черта горизонта», «Дальнее дерево») в журнале «Литературная Армения» (1968, № 3).
Единственный сборник стихов Марии Петровых «Дальнее дерево» был выпущен скромным тиражом в Ереване только в 1968 году, когда поэтессе
3
было уже шестьдесят лет. Второй сборник вышел лишь через пятнадцать лет.1 Перечень сборников стихов М. С. Петровых дан в приложении диссертации.
В поэзии М. С. Петровых отразились основные тенденции развития русской женской лирики ХХ века. Но ее творчество незаслуженно обойдено литературоведческой наукой.
Объектом изучения является лирическая поэзия М. С. Петровых.
Предмет исследования - художественный образ мира в поэзии М. С. Петровых. Чтобы приблизиться к автору, раскрыть образ мира в ее творчестве, необходимо учитывать такие внешние факторы, как биография, социальный фон, культурная среда и т. д., а также внутренние аспекты поэтического самовыражения.
Поэтические способности М. С. Петровых проявляются не только в собственном оригинальном творчестве, но и в переводах. Художественный мир переводов М. С. Петровых - это самостоятельная тема научного исследования.
Материалами исследования послужили оригинальные стихи М. С. Петровых и наброски, аудиозапись М. С. Петровых, автобиография, письма, которые раскрывают психологию литературного творчества, литературные энциклопедии, словари, переписка, мемуарные источники, воспоминания ее родственников и близких, газеты, государственные архивы литературы и искусства; научные работы, посвященные М. С. Петровых -единственная монография, четыре кандидатские диссертации, статьи и биографические материалы.
Степень изученности темы.
«Петровых М. С.» - указатель, который встречается в 13 современных литературных энциклопедиях.
Из-за ограничения объема и специфики словарного текста редакторы и составители ограничиваются перечислением основных черт биографии и
1 Петровых М.С. Предназначенье: стихи разных лет. М.: Советский писатель, 1983. 208 с.
4
творчества Марии Петровых. Эти работы в совокупности создают лишь общее представление о поэтике М. С. Петровых и являются импульсом для дальнейших исследований.
Мемуары, воспоминания о Марии Петровых преимущественно собраны в книгах «Черта горизонта: Стихи и переводы. Воспоминания о Марии Петровых» (Ереван, 1986), «Так назначено судьбой. Заметки и воспоминания о Марии Петровых. Письма Марии Петровых» (Ереван, 2000) Левона Мкртчяна, «Мои воспоминания» Екатерины Петровых в сборнике «Моя родина - Норский посад» (Ярославль, 2005). Предисловия к изданным сборникам стихов Петровых написаны Левоном Мкртчяном, Арсением Тарковским, Анатолием Гелескулом.
Несмотря на то, что эти тематические, эпистолярные и устные материалы формально не могут считаться научными трудами, они могут служить импульсом для научного осмысления поэзии Марии Петровых, так как в них приводятся детали и факты, которые отражают мировосприятие поэтессы, тем более что среди мемуаристов были известные литераторы. Некоторые материалы рассматриваются как профессиональные рецензии на творчество Марии Петровых.
Исследования, посвященные Марии Петровых, разделяются на литературоведческие и культурологические.
В 2020 году издательством «Академия 76» была опубликована книга О. Н. Скибинской «Мария Петровых: ярославские проекции». В ней реконструируется творческая биография М. С. Петровых в контексте формирования литературной среды Ярославского края и Москвы, представляются неизвестные страницы жизни Марии Петровых и ее близких, в частности, митрополита Иосифа Петровых, проводятся параллели с творчеством Марины Цветаевой и других поэтов. Текст сопровождают архивные фото, автографы.
В 1990 году в Ереване была защищена первая кандидатская диссертация М. А. Мкртчяна «Роль творчества Марии Петровых в развитии
5
русско-армянских литературных отношений». Автор воссоздает творческий портрет М. С. Петровых - поэта, переводчицы, редактора, анализирует ее творчество в аспекте русско-армянских литературных отношений и выявляет ее роль в межкультурной коммуникации.
В 1991 году в Ташкенте была представлена к защите кандидатская диссертация Т. В. Богдановой «Поэзия Марии Петровых», предметом исследования которой стали тематика и поэтика лирики. Т. В. Богданова раскрывает тему в синхронном и диахроническом аспектах, выявляет степень традиционности и новаторства, определяет место лирики М. С. Петровых в историко-литературном процессе.
В 1997 году в Санкт-Петербурге прошла защита кандидатской диссертации Л. Е. Прохоренко «Социокультурный контекст биографического текста культуры». Автор объясняет социокультурный контекст биографического творчества поэтического поколения М. С. Петровых, А. А. Тарковского, В. Г. Адмони, С. И. Липкина и уточняет воздействие на их творчество и судьбы старшего поколения поэтов ХХ века - А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака.
В 2009 году была защищена кандидатская диссертация А. С. Кастарновой «Мария Петровых: Проблемы научной биографии». Вписывая историю жизни и творчества Марии Петровых в контекст эпохи, исследователь обращает основное внимание на биографию Марии Петровых и касается отдельных аспектов поэтики.
В течение последних лет десятки исследовательских статей, посвященных творчеству М. С. Петровых, появляются в сборниках трудов конференций и в научных журналах.
В 2018 году к 110-летию со дня рождения Марии Петровых в Ярославле был издан литературно-краеведческий альманах «О, какая родина вокруг!..», в который включены статьи, мемуары, фотоматериалы, посвященные М. С. Петровых.
Однако многие аспекты ее творчества остаются неисследованными.
6
Актуальность работы обусловлена стремлением современной науки осмыслить поэзию ХХ века во всей ее полноте и многогранности, ввести в научный оборот творчество неизученных или недостаточно исследованных авторов, проследить пути развития женской лирики минувшего столетия.
Цель диссертации - выявить особенности художественного мира поэзии М. С. Петровых.
Для реализации цели ставятся следующие задачи:
- проанализировать образ лирической героини, ключевые мотивы творчества М. С. Петровых;
- рассмотреть реалии социального бытия, образы географического и природного пространства;
- раскрыть взаимосвязи поэтического мира М. С. Петровых с другими творческими индивидуальностями, выявить литературные традиции и переклички.
Методы исследования. Для реализации поставленных задач в работе были использованы биографический, сравнительно-сопоставительный, типологический методы исследования, метод имманентного анализа текста.
Теоретической основой исследования послужили основополагающие труды М. М. Бахтина1, М. Л. Гаспарова2, Л. Я. Гинзбург3, В. М. Жирмунского4, Ю. М. Лотмана5, Б. В. Томашевского6, работы В. Г. Зусмана7, Д. С. Лихачева8, А. П. Чудакова9. В диссертации используются также теоретико-литературные
1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.
2 Гаспаров М.Л. Избранные труды. Том IV: Лингвистика стиха. Анализы и интерпретации. М.: Языки славянской культуры, 2012. 720 с.
3 Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отделение, 1974. 407 с.
4 Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений. СПб.: Опояз, 1921. 107 с.
5 Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. М.: Просвещение, 1972. 271 с.
6 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996. 334 с.
7 Зусман В.Г. «Художественный мир» как категория литературы // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Вып. 9. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2010. 170 с. С. 18-29.
8 Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8. С. 74-87.
9 Чудаков А.П. Слово - вещь - мир. От Пушкина до Толстого. М.: Современный писатель,
труды кафедры русской литературы ХХ-ХХ1 веков Московского педагогического государственного университета, в том числе труды И. Г. Минераловой1 о стиле и внутренней форме художественного текста, Л. А. Трубиной 2 , посвященные проблеме «исторического сознания» как значимой характеристики национальной ментальности, Д. В. Поля об образах и мотивах, Т. А. Пономаревой4 о поэтическом мире писателя, В. К. Сигова5 о проблемах национальной судьбы в русской литературе ХХ века, И. Н. Арзамасцевой6 о лингвопоэтической идее детства, И. С. Урюпина7 по поэтике русской литературы ХХ века.
Научная новизна исследования обусловлена недостаточной изученностью творчества Марии Петровых. Впервые проанализированы такие параметры ее художественной картины мира, как ипостаси образа лирической героини, особенности воплощения мотивов молчания, беды, бессонницы, любовной лирики, ключевые топосы, природное пространство.
Впервые прослежены традиции лирики А. С. Пушкина, А. А. Ахматовой в поэзии М. С. Петровых, творческие переклички с поэзией А. А. Тарковского, И. Л. Лиснянской.
Впервые проанализированы и введены в научный оборот ранние стихотворения М. С. Петровых, не входившие в состав ее поэтических сборников, а также некоторые типологические схождения с китайской поэзией.
1992. 320 с.
1 Минералова И.Г. Анализ художественного произведения. Стиль и внутренняя форма. М.: Флинта, 2011. 256 с.
2 Трубина Л. А. Русский человек на «сквозняке» истории: Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ в. Типология. Поэтика. М.: Прометей, 1999. 125 с.
3 Поль Д.В. Универсальные образы и мотивы в русской реалистической прозе XX века (художественный опыт М.А. Шолохова). М.: Ихо РАО, 2008. 277 с.
4 Пономарева Т. А. Новокрестьянская проза 1920-х годов. «Круглый мир» Сергея Клычкова. М.: Флинта, 2016. 222 с.
5 Сигов В.К. Русская идея В.М. Шукшина: Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. М.: Интеллект-центр, 1999. 302 с.
6 Арзамасцева И.Н. Лигвопоэтическая идея детства и творчество А.Е. Крученых // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2002. № 6. С. 12-23.
7 Урюпин И.С. Летопись отечественного литературоведения в лицах // Филологический класс. Екатеринбург, 2018. № 2. С. 177-179.
Теоретическая значимость работы обусловлена расширением круга поэтических имен, которые предопределили пути развития поэзии второй половины ХХ века, в творчестве которых нашли отражение национальный образ мира и трагические страницы русской судьбы в двадцатом столетии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться при дальнейшем изучении творчества М. С. Петровых, женской лирики и поэзии XX века, применяться в преподавании вузовских курсов по истории русской литературы, модульных курсов по поэзии, а также в школьном преподавании для классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла.
Апробация работы. Диссертационное исследование прошло апробацию в качестве научно-квалификационной работы на кафедре русской литературы ХХ-ХХ1 вв. Института филологии МПГУ.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ:
1. Ван Мэнцзяо. «На свете лишь одна Армения»: армянский цикл Марии Петровых / Ван Мэнцзяо // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2021. - Том 14. - Выпуск 12. - С. 3634-3638. (0,78 п.л.).
2. Ван Мэнцзяо. Образ музы в стихотворениях «Муза» А. С. Пушкина, А. А. Ахматовой и М. С. Петровых / Ван Мэнцзяо // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. - 2020. - Том 25. - № 2. - С. 287-294. (0,79 п.л.).
3. Ван Мэнцзяо. Домолчаться до стихов: «молчание» в жизни и творчестве М. С. Петровых / Ван Мэнцзяо, Т. А. Пономарева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2020. - Том 13. - Выпуск 2. - С. 9-14. (0,87 п.л.). [Авторство не разделено]
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации -179 страниц, из них основного текста - 153 страниц, список литературы
9
включает 150 наименований. В приложениях представлены библиография сборников стихов М. С. Петровых и список переводов М. С. Петровых.
Положения, выносимые на защиту:
1. Центром художественного мира поэзии М. С. Петровых является образ лирической героини. Он воплощается через мотивы творческого вдохновения и молчания, жизни и смерти, любви, войны, всенародной беды, памяти, детства. Молчание в поэзии М. С. Петровых раскрывается, во-первых, как умолчание, то есть невозможность открыто высказаться о трагических событиях 1930-1940-х годов. Во-вторых, поэтическая немота и отсутствие вдохновения были связаны с периодами творческого кризиса, а также ощущением угасания творческого дара к концу жизни.
2. Особенности хронотопа в поэзии М. С. Петровых обусловлены географическими и топонимическими привязками, связанными с биографическими реалиями. Пространственно-временные координаты художественного мира поэзии М. С. Петровых представлены ключевыми образами Ярославля, Крыма, Чистополя, Армении. В стихотворениях о Ярославле - городе детства главными являются мотивы воспоминаний и памяти, детского творчества как поэтического пробуждения. Образ Южного Крыма дан в контексте творчества Максимилиана Волошина. Стихи, посвященные Чистополю, связаны с темой войны и мотивами смерти, горя, утрат. Армения рисуется как далекая родная земля с древними памятниками библейско-христианской культуры.
3. Тема природы воплощена М. С. Петровых в жанре медитативной лирики. Природный мир изображен как образ гармонии в единстве небесного и земного пространства, живого и неживого. Природа отражает эмоциональное состояние лирической героини.
4. В творчестве М. С. Петровых ощутимы традиции русской классической лирики и поэзии Серебряного века, прежде всего, А. С. Пушкина и А. А. Ахматовой. Сквозным в их поэзии является образ Музы как олицетворение творческого вдохновения.
10
Типологическое схождение поэтических судеб М. С. Петровых и А. С. Пушкина проявляется в эволюции от романтической лирики к реалистической. Традиция Пушкина обнаруживается в творчестве М. С. Петровых в сочетании лаконизма и многозначности слова, сочувствии страданию и радости, в соединении языка и духа.
М. С. Петровых и А. А. Ахматову объединяет их тройной творческий статус - поэта, переводчика и пушкиниста, общим является также мотив совести.
5. Поэзия М. С. Петровых перекликается с творчеством других поэтов ее эпохи, прежде всего, А. А. Тарковского и И. Л. Лиснянской.
В поэзии Марии Петровых, как и в лирике Арсения Тарковского, прослеживается мотив судьбы. Оба поэта показывают связь судьбы человека и народа. Концептуальная идея судьбы воплощена в стихотворениях М. С. Петровых «Судьба за мной присматривала в оба...» и «Земное» А. А. Тарковского. В «Болдинской осени» М. С. Петровых и в стихотворении А. А. Тарковского «Поэт» раскрывается мотив судьбы в жизни и творчестве А. С. Пушкина.
В творчестве М. С. Петровых и И. Л. Лиснянской отмечается антитеза-парадокс. Обе они посвящают стихотворения слову.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Данное диссертационное исследование посвящено анализу художественного мира поэзии Марии Сергеевны Петровых.
Существует большое количество научных работ под названием «Художественный мир...» такого-то писателя / таких-то произведений / таких-то жанров. Однако содержание понятия «художественный мир» до сих пор осмысливается неоднозначно.
В литературоведческой науке феномену художественного мира посвящены теоретические труды многих известных ученых - С. Г. Бочарова, М. Л. Гаспарова, Д. С. Лихачева, Ю. В. Манна, В. Е. Хализева, А. П. Чудакова и других.
Д. С. Лихачев обращает внимание, что внутренний мир произведения в качестве единого художественного целого является результатом верного отображения и активного преобразования действительности. Он выделяет его главные составляющие: время, пространство, социальную и материальную среду, законы психологии и движения идей, общие принципы, на основании которых все эти отдельные элементы связываются.
А. П. Чудаков понимает мир как некое объясняющее вселенную законченное описание со своими внутренними законами и перечисляет его основные компоненты - природные и рукотворные предметы, действующие лица, систему событий.
Как пишет В. Г. Зусман, «художественный мир способен разворачиваться из любой точки»1.
Достигнутые результаты научных исследований дают нам возможность уточнить коннотацию и денотацию художественного мира поэзии М. С. Петровых.
«Художественный мир» является объектом исследования
1 Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы: Системный подход. М.: Флита: Наука, 2002. С. 181.
представленной диссертационной работы. Он определяет структуру и содержание работы. Понятие «художественный мир» употреблено как научный термин, содержание которого в основном уже устоялось и закрепилось в научных работах.
Прежде чем интерпретировать понятие «художественный мир», обратимся к проблеме происхождении и сути искусства, эстетических отношений искусства к действительности.
До сих пор существует множество точек зрения на происхождение искусства: теория подражания, теория гадания, теория игр, теория ментальных выражений, теория колдовства, теория труда и т. д. Из них популярными и признанными большинством философов, культурологов, искусствоведов, теоретиков были теория подражания и теория ментального выражения.
Развивая идеи Ксенофана Колофонского (ок. 570 до н. э. - после 478 до н. э.) и Гераклита Эфесского (ок. 544 до н. э. - ок. 483 до н. э.), основоположник атомистического материализма Демокрит Абдерский (ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) объяснил происхождение искусства естественными причинами и предложил «теорию подражания». Он полагает, что путем подражания люди научились «от паука - ткачеству и штопке, от ласточки - постройке домов, от певчих птиц - лебедя и соловья - пению». Основываясь на этом, Сократ (ок. 469 до н. э. - ок. 399 до н. э.) считал, что искусство не только имитирует внешнюю форму, но и выражает внутреннее содержание - душу.
Данное суждение имеет то же значение, что и «теория духовного выражения», и является перекрестной отсылкой к китайской традиции «поэзия и воля». Платон (427 до н. э. - 347 до н. э.) поясняет свои литературно-художественные воззрения на примере кровати. Он считал, что внешний реальный мир является мимесисом идеального мира, а искусство -мимесисом реального мира. Следовательно, произведение искусства представляет собой мимесис мимесиса идеального мира, тень тени, и это нереально. Он отрицал подлинность литературных произведений. Однако, по крайней мере, философ признает, что искусство носит подражательный
13
характер.
В «Поэтике» Аристотеля (384 до н. э. - 322 до н. э.) утверждается, что «задача поэта - говорить не о том, что было, а о том, что могло бы быть, будучи возможно в силу вероятности или необходимости»1, «поэт есть подражатель, (подобно живописцу или иному делателю изображений), он всегда неизбежно должен подражать одному из трех: или тому, как было и есть; или тому, как говорится и кажется; или тому, как должно быть»2. Вопреки поэтической позиции своего учителя, Аристотель подтверждает подлинность искусственного подражания. Подобные убеждения разделяли Леонардо да Винчи (1452-1519), Уильям Шекспир (1564-1616).
В. Г. Белинский рассуждает о поэзии реальной, поэзии жизни, поэзии действительности как истинной и настоящей поэзии времени. Она отличается верностью действительности - не пересоздает жизнь, а воспроизводит ее явления. Каждый писатель воспроизводит разнообразные явления и выбирает из них те, которые нужны для составления собственной, полной картины мира.
С точки зрения Н. Г. Чернышевского, воспроизведение природы и жизни служит без исключения первым значением искусства, и другое его значение -объяснение жизни. Однако его утверждение «искусство не может выдержать сравнения с живою действительностью и вовсе не имеет той жизненности, как реальная действительность»3 является спорным.
Теорию отражения действительности в искусстве разделяют большинство философов, искусствоведов, литературоведов.
Отражением действительности, бытия человека и природы является художественный мир произведения. В 1968 г. Д. С. Лихачев ввел в научный оборот термин «внутренний мир художественного произведения», который зависит от реальности, отражает мир действительности.
Словосочетание «художественный мир» состоит из главного слова мир
1 Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 4. Поэтика. М.: Мысль, 1983. С. 655.
2 Там же. С. 676.
3 Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения в 3 Т. 1. М.: Госполитиздат, 1950. С. 148.
и зависимого художественный. Следовательно, он, в первую очередь, есть мир, изображенный автором, рефлексия и отражение реальности. В этом смысле, художественный мир есть картина мира. То, что существует в художественном мире, имеет прототип в реальном мире. Векторы главных компонентов реального мира также отражаются в художественном мире - человек, природа, вещь, хронотоп и др.
Различие мира действительности и мира художественного произведения осознается уже с достаточной остротой в русском литературоведении XX века, о чем свидетельствовала известная статья Д. С. Лихачева 1968 года1.
Художественный мир отличается от других миров художественностью, иначе литературностью. В работе «Новейшая русская поэзия» (Прага, 1921) Роман Якобсон писал, что предметом литературоведения является не литература, а литературность, то есть то, что делает данное произведение литературным произведением2.
Как уже выше упомянуто, литература может отражать мир действительности, сохраняя внешнее подобие реального мира. Литература преображает мир, следуя объективным законам. В этом смысле художественный мир может являться синонимом поэтики, поэтического мира, художественного мира произведения, художественного мира того или иного жанра, художественного мира писателя.
М. Г. Абрамс в трактате «Зеркало и светильник: Романтическая теория и критическая традиция» (1953) выдвинул следующие четыре элемента литературы и поставил произведение в центр внимания. Его классификация в действительности логична.
1 Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8. С. 75.
2 Якобсон Р.О. Новейшая русская поэзия. Прага: Политика, 1921. С. 7.
3 Abrams M.H. The mirror and the lamp: romantic theory and the critical tradition. New York: WW. Norton&Company Inc, 1953. 406 p.
UNIVERSE
ARTIST AUDIENCE
Критика литературного произведения должна сосредоточиться на самом тексте, при том следует учитывать внешние факторы. Следовательно, так называемый художественный мир по меньшей мере включает еще три значения.
Во-первых, художественный мир воспринимается как художественный мир произведения.
Словесно-художественные произведения издавна принято объединять в триады, именуемые литературными родами - лирика, эпос и драма. Итак, при анализе художественного мира произведения необходимо учитывать принадлежность к определенному роду и жанру. Обратим внимание на художественный мир поэзии.
Лирика, как «самый субъективный род литературы, <...> устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей» 1 , - пишет Л. Я. Гинзбург.
Лирика своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека.
Изучение художественного мира поэзии начинается с трех уровней -стилистики, тематики и композиции (по классификации В. М. Жирмунского). Эти три уровня не существуют отдельно, а влияют друг на друга.
Стилистика есть учение о поэтическом языке в узком смысле слова, своего рода «поэтическая лингвистика»: она рассматривает применение фактов языка к художественному заданию. Сюда относится поэтическая фонетика или учение о «благозвучии» (эвфония) и, как основная часть ее, -«метрика»; поэтическая семасиология, или учение о художественном
1 Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отделение, 1974. С. 8.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Петербургский текст в лирике В. Ф. Ходасевича: "Тяжелая лира", "Европейская ночь"2000 год, кандидат филологических наук Куликова, Елена Юрьевна
Лирика Арсения Тарковского в контексте поэзии Серебряного века2007 год, кандидат филологических наук Чаплыгина, Татьяна Леонидовна
Библейская символика в творчестве Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Тарковского2006 год, кандидат филологических наук Столяров, Олег Олегович
Стихотворные "гнёзда" в поэзии О.Э. Мандельштама 1930-х годов: К проблеме становления нового типа поэтической образности2004 год, кандидат филологических наук Гутрина, Лилия Дмитриевна
Художественный мир А.А. Ахматовой: Мифопоэтика. Жизнетворчество. Культура2007 год, кандидат филологических наук Колчина, Жанна Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ван Мэнцзяо, 2023 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ардов М.В. Легендарная Ордынка. Портреты: Воспоминания. М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2001. 528 с.
2. Арзамасцева И.Н. Лигвопоэтическая идея детства и творчество А.Е. Крученых // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2002. № 6. С. 12-23.
3. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 4. Поэтика. М.: Мысль, 1983. С. 645-788.
4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Язык русской культуры, 1999. 896 с.
5. Афанасьев А .Н. Поэтическое воззрения славян на природу: В 3 т. Т. 1. М.: Индрик, 1994. 800 с.
6. Ахматова А. А. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. Стихотворения. 1904-1941. М.: Эллис Лак, 1998. 968 с.
7. Ахматова А. А. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. Кн. 1. Стихотворения 1941-1959. М.: Эллис Лак, 1999. 640 с.
8. Ахматова А. А. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. Кн. 2. Стихотворения 1959-1966. М.: Эллис Лак, 1999. 526 с.
9. Ахматова А. А. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. Поэмы. Pro domo mea. Театр. М.: Эллис Лак, 1998. 768 с.
10. Ахматова А. А. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. Книги стихов. М.: Эллис Лак, 2000. 709 с.
11. Ахматова А. А. Избранное. М.: Эксмо, 2016. 352 с.
12. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. 470 с.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.
14. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. 541 с.
15. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 1. Философская эстетика
156
1920-х годов. М.: Издательство русские словари языки славянской культуры, 2003. 957 с.
16. Богданова Т.В. Поэзия Марии Петровых: дис. ... канд. филол. наук. Ташкент, 1991. 187 с.
17. Богданова Т.В. Поэзия Марии Петровых: дис. ... канд. филол. наук. Прил. Ташкент, 1991. 299 с.
18. Большой российский энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. 1888 с.
19. Викисловарь.
URL: Ы^://га^кйопагу.о^^Ы/редактор#Семантические_свойства (дата обращения: 17.12.2021)
20. Витт В.В., Хорев В. А. и др. История польской литературы в 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1969. 501 с.
21. Волошин М.А. Я к нагорьям держу свой путь. Стихотворения и акварели. Феодосия: Коктебель, 1998. 15 с.
22. Галчинский К.И. Стихи: [Пер. с польского]. М.: Художественная литература, 1967. 267 с.
23. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века. М.: Наука: Изд. фирма «Вост. лит.», 1994. 303 с.
24. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М.: Новое литературное обозрение, 1995. 476 с.
25. Гаспаров М.Л. Метр и смысл. Об одном механизме культурной памяти. М.: РГГУ, 1999. 297 с.
26. Гаспаров М.Л. Избранные труды. Том IV: Лингвистика стиха. Анализы и интерпретации. М.: Языки славянской культуры, 2012. 720 с.
27. Гинзбург Л .Я. О лирике. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отделение, 1974. 407 с.
28. Гоголь Н. В. Собрание сочинений в шести томах. Т. 6. Избранные статьи и письма. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. 582 с.
29. Грандицкий П. А. Сердца свет. Стихотворение, проза. М.: Изд-во МСХА, 2003. 144 с.
30. Гумилев Н.С. Собрание сочинений в 3 т. Т. 3. М.: Художественная литература, 1991. 430 с.
31. Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений в 10 т. Т. 8. Письма. М.: Воскресенье, 2007. 640 с.
32. Данте Алигьери. Собрание сочинений в 5 т. Т. 2. Божественная комедия. Чистилище. [пер. с итал. М.Л. Лозинского]. СПб.: Терра - Азбука, 1996. 368 с.
33. Евтушенко Е.А. Поэт в России - больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии: антология: в 5 т. Т. 5. М.: Русскш миръ, 2017. 923 с.
34. Ефимов Е.И. Мария Петровых. Неизданные стихи // Знамя. 1998. № 12. С. 123-134.
35. Жирмунский В .М. Композиция лирических стихотворений. СПб.: Опояз, 1921. 107 с.
36. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы: Системный подход. М.: Флинта: Наука, 2002. 200 с.
37. Зусман В .Г. «Художественный мир» как категория лиетратуры // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Вып. 9. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2010. 170 с. С. 18-29.
38. Кавтарадзе Г.А. «Нас четверо» Творчество Ахматовой, Цветаевой, Пастернака и Мандельштама в свете учения об элементах. [Электронный ресурс] URL:
http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=13309 (дата обращения: 03.02.2021)
39. Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. М.: РИК «Культура», 1996. 492 с.
40. Кастарнова А. С. «Демон грозный в тельце малом» (О трех стихотворениях М. С. Петровых начала 30-х годов) // Проблемы истории,
158
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
филологии, культуры». 2008. № 22. С. 310-314.
Кастарнова А.С. Мария Петровых: Проблемы научной биографии. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2009. 209 с.
Кастарнова А.С. Мария Петровых и ярославский союз поэтов // Мир русского слова. 2009. № 1. С.108-111.
Кастарнова А.С. Мария Петровых в Чистополе. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2010. С. 176. Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой: Тайны ремесла. М.: Диалог. МГУ, 1997. 144 с.
Ковалев А.Г. Психология литературного творчества. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1960. 136 с.
Краткая литературная энциклопедия в 9 т. [под общей редакцией
A. А. Сурков]. Т. 5. М.: Сов. энциклопедия, 1968. 976 с.
Курочкин Г. И., Петровых Е. С. Моя родина - Норский посад. Ярославль: Александр Рутман, 2005. 424 с.
Левик В.В. Волшебный лес: Стихи зарубежных поэтов в переводе
B. Левика. М.: Прогресс, 1974. 270 с.
Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 т. Т. 2. Стихотворения 1832-1841. М.: Воскресение. 2000. 404 с.
Лесьмян Б. Стихи: Пер с польск. М.: Художественная литература, 1971. 272 с.
Лесьмян Б. Баллады и романсы. СПб.: Наука, 2013. 206 с. Лиснянская И. Л. Дожди и зеркала. Париж: YMCA-Press, 1983. 259 с. Лиснянская И.Л. На опушке сна. Ann Arbor: Ardis, 1984. 101 с. Лиснянская И.Л. Хвастунья. М.: Вагриус, 2006. 448 с. Литературный энциклопедический словарь Ярославского края (XII -начало XXI века) [сост. и общ. ред. О.Н. Скибинской]. Ярославль: ООО «Академия 76», 2018. 678 с.
Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8. С. 74-87.
159
57. Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб.: Logos, 2006. 656 с.
58. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. М.: Просвещение, 1972. 271 с.
59. Мандельштам О.Э. Полное собрание сочинений и писем: В 3 томах. Т. 2. Проза. М.: Прогресс-Плеяда, 2010. 759 с.
60. Мандельштамовская энциклопедия: в 2 т. [гл. ред. П.М. Нерлер, О.А. Лекманов]. Т. 1. М.: Политическая энциклопедия, 2017. 574 с.
61. Маяковский В.В., Бурлюк Д. Д. и др. Пощечина общественному вкусу. М.: Г. Л. Кузьмин, 1913. 113 с.
62. Минералова И.Г. Анализ художественного произведения. Стиль и внутренняя форма. М.: Флинта, 2011. 256 с.
63. Мкртчян Л.М. Так назначено судьбой: Заметки и воспоминания о Марии Петровых: Письма Марии Петровых. Ереван: Издательство РАУ, 2000. 191 с.
64. Мкртчян М.А. Роль творчества Марии Петровых в развитии русско-армянских литературных отношений: дис. ... канд. филол. наук. Ереван, 1990. 130 с.
65. Николюкина А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2001. 1600 с.
66. «О, какая родина вокруг!..»: к 110-летию со дня рождения М.С. Петровых (1908-1979): материалы литературно-краеведческих чтений / отв. ред. и сост. С.Ю. Ахметдинова, О.Н. Скибинская. Ярославль: ООО «Академия 76», 2018. 214 с.
67. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М: Азбуковник, 1997. 944 с.
68. Озеров Л.А., Вяземская В.О. и др. Воспоминания о Максимилиане Волошине: Сборник. М.: Советский писатель, 1990. 720 с.
69. Пастернак Б. Л. Звездное небо: Стихи зарубежных поэтов в пер. Бориса
160
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
Пастернака. М.: Прогресс, 1966. 156 с.
Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений в 11 т. Т. 1. Стихотворения и поэмы 1912-1931. М.: Слово, 2003. 576 с.
Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений в 11 т. Т. 2. Спекторский. Стихотворения 1930-1959. М.: Слово, 2003. 528 с.
Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений в 11 т. Т. 9. Письма 19351953. М.: Слово, 2005. 784 с.
Петровых М.С. Стихи: Ольга Берггольц, Мария Петровых, Ашот Гарнакерян. / М.С. Петровых // Знамя. 1943. № 9-10. С. 103-104. Петровых М.С. Дальнее дерево. Ереван: Айастан, 1968. 206 с. Петровых М.С. Предназначенье: стихи разных лет. М.: Советский писатель, 1983. 208 с.
Петровых М.С. Черта горизонта: Стихи и переводы. Воспоминания о Марии Петровых. Ереван: Советакан грох, 1986. 408 с. Петровых М.С. Избранное: Стихотворения: Переводы: Из письменного стола. М.: Художественная литература, 1991. 383 с. Петровых М.С. Костер в ночи: стихи и переводы. Ярославль: ВерхнеВолжское книжное издательство, 1991. 336 с. Петровых М.С. Стихи. М.: ЯникО, 1995. 126 с.
Петровых М.С. Из ранних неопубликованных стихов (Из архива М.Г. Саловой) // Карабиха: историко-литературный сборник. Вып. 3 / сост. Б.В. Мельгунов. Ярославль, 1997. С. 338-343. Петровых М.С. Мгновенье воздуха. М.: Зеркало-М, 1998. 256 с. Петровых М.С. Мария Петровых. Ростов на Дону: Феникс, 1999. 320 с. Петровых М.С. Домолчаться до стихов. М.: Эксмо-Пресс, 1999. 432 с. Петровых М.С. Назначь мне свиданье!: Стихотворения. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 432 с.
Петровых М.С. Прикосновенье ветра: Стихи. Письма. Переводы. М.: Русская книга, 2000. 384 с.
Петровых М.С. Серебряный гром: стихи. М.: О. Г. И., 2008. 248 с.
161
87. Петровых М.С. Назначь мне свиданье. М.: Эксмо, 2010. 416 с.
88. Петровых М.С. Тебя нежнее целовали. М.: Эксмо, 2011. 320 с.
89. Петровых М.С. Великие поэты мира: поэзия. М.: Эксмо, 2012. 352 с.
90. Петровых М.С. Лирика: поэзия. М.: Эксмо, 2012. 352 с.
91. Поль Д.В. Универсальные образы и мотивы в русской реалистической прозе XX века (художественный опыт М.А. Шолохова). М.: Ихо РАО, 2008. 277 с.
92. Пономарева Т.А. Новокрестьянская проза 1920-х годов. «Круглый мир» Сергея Клычкова. М.: Флинта, 2016. 222 с.
93. Прохоренко Л.Е. Социокультурный контекст биографического текста культуры: дис. ... канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 1997. 170 с.
94. Пушкин А.С. Стихотворения. Библиотека поэта. Т. 1. Л.: Советский писатель, 1940. 714 с.
95. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 17 т. Т. 3. Кн. 1. Стихотворения 1826-1836. Сказки. М.: Воскресенье, 1995. 635 с.
96. Пушкин А.С. Стихотворения Александра Пушкина. СПб.: Наука, 1997. 640 с.
97. РГАЛИ, ф. 1234, оп. 8, ед. хр. 53.
98. РГАЛИ, ф. 1465, оп. 3, ед. хр. 231.
99. РГАЛИ, ф. 3338, оп. 1, ед. хр. 16.
100. РГАЛИ, ф. 3338, оп. 1, ед. хр. 22.
101. РГАЛИ, ф. 3338, оп. 1, ед. хр. 133.
102. Русская мысль. 3 февраля 1983 г.
103. Русские писатели: ХХ век: Биобиблиографический словарь в 2 ч. [Под ред. Н.Н. Скатова]. Ч. 2: М-Я. М.: Просвещение, 1998. 656 с.
104. Русские писатели 20 века: Биографический словарь. [Гл. ред. и сост. П.А. Николаев]. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 808 с.
105. Русские поэты ХХ века: Собрание биографий. Челябинск: Урал Л.Т.Д., 2001. 425 с.
106. Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги:
162
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
Биобиблиографический словарь в 3 т. [Под ред. Н.Н. Скатова]. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. 830 с.
Русские писатели, ХХ век: биографический словаоь: А-Я. [сост. И.О. Шайтанов]. М.: Просвещение, 2009. 622 с.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь в 3 т. [гл. ред. П.А. Клубков]. Т. 2: З-П. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. 720 с.
Самойлов Д.С. Весть. М.: Советский писатель, 1978. 110 с. Самойлов Д.С. Памяти поэта // Литературная газета, 1989. 7 июня. С. 12. Самойлов Д.С. Мемуары. Переписка. Эссе. М.: Время, 2020. 544 с. Светлов М.А. Ночные встречи: Стихи. М.: Молодая гвардия, 1927. 63 с. Сигов В.К. Русская идея В.М. Шукшина: Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. М.: Интеллект-центр, 1999. 302 с.
Силантьев И.В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. 294 с.
Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отделение, 1977. 223 с.
Скибинская О.Н. Мария Петровых: ярославские проекции. Ярославль: ООО «Академия 76», 2020. 652 с.
Соколова И.К. «...Но твой остался след» (Ярославские страницы жизни М.С. Петровых) // КАРАБИХА: Историко-литературный сборник. Ярославль: ТОО «ЛИЯ», 1997. Вып. 3, 368 с. С. 325-343. Струве Н.А. Осип Мандельштам. Лондон: Overseas publ. interchange, 1988. 336 с.
Тарковский А. А. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1991. 462 с.
Тарковский А.А. Собрание сочинений в 3 т. Т. 2. Поэмы. Стихотворения разных лет. Проза. М.: Художественная литература, 1991. 270 с. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996.
163
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
334 с.
Трубина Л.А. Русский человек на «сквозняке» истории: Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ в. Типология. Поэтика. М.: Прометей, 1999. 125 с.
Тувим Ю., Броневский В., Галчинский К.И. Избранное. М.:
Художественная литература, 1975. 384 с.
Тютчев Ф. И. Стихотворения. М.: Эксмо, 2010. 320 с.
Урюпин И.С. Летопись отечественного литературоведения в лицах //
Филологический класс. Екатеринбург, 2018. № 2. С. 177-179.
Хайдеггер М. Поэзией живет на свете человек. [Электронный ресурс]
URL: https://omiliya.org/article/poeziey-zhivet-na-svete-chelovek-martin-
haydegger (дата обращения: 01.01.2022)
Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. М.: Высшая школа, 2002. 437 с.
Харитонова Н.С. Молчание ночей и дней. // Чистопольские известия. 2003. 23 марта.
Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 1. Стихотворения. М.: Эллис Лак, 1994. 640 с.
Цветаева М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 2. Стихотворения. Переводы.
М.: Эллис Лак, 1994. 592 с.
Цветаева М.И. Избранное. М.: Эксмо, 2016. 384 с.
Чернец Л.В., Хализев В.Е., Бройтман С.Н. и др., Введение в
литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и
термины: Учеб. пособие. М.: Высшая школа; Издательский центр
«Академия», 1999. 556 с.
Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения в 3 Т. 1. М.: Госполитиздат, 1950. 872 с.
Чистопольские страницы: Стихи, рассказы, повести, дневники, письма, вспоминания. Казань: Татар. кн. изд-во, 1987. 352 с. Чудаков А.П. Предметный мир литературы (к проблеме категорий
164
исторической поэтики) // Чудаков А.П. Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. 335 с. С. 251-291.
136. Чудаков А.П. Слово - вещь - мир. От Пушкина до Толстого. М.: Современный писатель, 1992. 320 с.
137. Чуковская Л.К. Записи об Анне Ахматовой 1952-1962. Т. 2. М.: Согласие, 1997. 832 с.
138. Фасмер М.Р. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. 3. Муза - Сят. М.: Прогресс, 1987. 832 с.
139. Эренбург И.Г. Сочинения в 5 т. Т. 5. Очерки. Статьи. М.: Художественная литература, 1954. 886 с.
140. Якобсон Р.О. Новейшая русская поэзия. Прага: Политика, 1921. 68 с.
141. Ярославские понедельники: [Стихи]. Ярославль: Ярославск. отд. В. С. П., 1926. 63 с.
142. 2010. 986 ж./ Гу Чэн. Полное собрание стихов в 2 т. Т.1. Накин: Литературное издательство Цзянсу, 2010. 986 с.
143. 1996. 284 Ж. / Ли Бай. Полное собрание сочинений Ли Бай [под ред. Бао Фан]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 1996. 284 с.
144. тшт.тштш: х^ттшт).ш: 1999.
464 Ж. / Линь Хуэйинь. Собрание сочинений Линь Хуэйинь: Литература [сост. Лян Цунцзе]. Тяньцзинь: Литературное издательство ста цветов, 1999. 464 с.
145. 1984. 326 Ж. / Сборник Лин Лу. Чаньчунь: Цзилинь народное издательство. 326 с.
146. ff^Jfä / Ши Вэньсян. [Электронный ресурс] URL:
https://hanyu.baidu.com/shici/detail?pid=e296ec4a1085b61680ee2941639a7 313&from=kg0&highlight=^^M^S (дата обращения: 01.01.2022)
147. 2016. 199 ж. / Тан Сяньцзу.
165
Пионовая беседка. Шаньхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2013. 199 с.
148. &ПШ.ШШШ&: %-т.Ш: 2013. 1721 Ж. / Юй Пинбо и др. Словарь художественного анализа поэзии династии Тан: Новое издание. Шанхай: Шанхайское лексикографическое издательство, 2013. 1721 с.
149. Abrams M.H. The mirror and the lamp: romantic theory and the critical tradition. New York: W.W. Norton&Company Inc, 1953. 406 p.
150. Dictionary of women worldwide: 25,000 Women through the Ages. 3 vol. [Anne Commire, ed.]. Vol. 2. Waterford, CT: Yorkin риик cop., 2007. 11772068 p.
Приложение 1
БИБЛИОГРАФИЯ СБОРНИКОВ СТИХОВ М.С. ПЕТРОВЫХ
Название книжного издания Обложка Город Издательство Год Объем Примечание
1 Дальнее дерево: стихи; Из армянской поэзии: переводы М1РИЯ ПЕТРОВЫХ шьнее Ереван Айастан 1968 206 с. предисловие: Левон Мкртычевич Мкртчян «Поэт»
70 оригинальных стихотворений
66 переводов
2 Предназначенье: стихи разных лет ШШ Москва Советский писатель 1983 208 с. составители: Ника Николаева Глен Арина Витальевна Головачева
! > 1 I4 020^ги предисловие: Арсений Александрович Тарковский «Тайна Марии Петровых»
153 оригинальных стихотворений
3 Черта горизонта: Стихи и переводы. Воспоминания о Марии Петровых 1 Ереван Советакан грох 1986 408 с. составители: Ника Николаева Глен Арина Витальевна Головачева Е. Дейч Левон Мкртычевич Мкртчян
169 оригинальных стихотворений
53 переводов
17 воспоминаний о Марии Петровых Владимир Адмони. «Вы запомнились сестрою дальней» Яков Хелемский. Ветви одного ствола Екатерина Петровых. Мои воспоминания Юлия Нейман. Маруся
Арсений Тарковский. Духовная сущность поэта Натэлла Горская. День прошедший - день сегодняшний Лев Озеров. Чистый голос Давид Самойлов. Наброски к портрету Елена Николаевская. Тайна Владимир Купченко. М. С. Петровых в Коктебеле Евдокия Ольшанская. «Какая радость - каждый истинный поэт» Эмилия Александрова. Горная дорога Григорий Левин. Человек среди людей Светлана Куралех. За раздвоенной асфальтовой дорожкой Левон Мкртчян. Поэт Сильва Капутикян. Наша дорогая сестра Маро Маркарян. «Отзовись из безвестности»
4 Избранное: Стихотворения: Переводы: Из письменного стола Москва Художе ственная литература 1991 383 с. составители: Арина Витальевна Головачева Ника Николаева Глен
5 вступительная статья: Анатолий Михайлович Геле скул «О Марии Петровых»
199 оригинальных стихотворений
144 переводов
Из письменного стола
5 Костер в ночи: стихи и переводы | Ярославль Верхне-Волжское книжное издательство 1991 336 с. составители: Ника Николаева Глен Арина Витальевна Головачева
вступительная статья: Марина Птушкина «Жизнь как творчество»
202 оригинальных стихотворений
48 переводов
6 Стихи \ш!шш№.Я Москва ЯникО 1995 126 с. составители: Ника Николаева Глен Арина Витальевна Головачева
предисловие: Ника Николаева Глен «Не хочется утяжелять...»
67 оригинальных стихотворений
составители: Ника Николаева Глен Арина Витальевна Головачева
7 Мгновенье воздуха 1 Лл. 1 Москва Зеркало-М 1998 256 с.
вступительная статья: Анатолий Михайлович Гелескул «О Марии Петровых» (Мария Сергеевна Петровых родилась...)
И™ ^ ПЕТРОВЫХ
166 оригинальных стихотворений
8 Мария Петровых йария ПЕТРОВЫХ Ростов на Дону Феникс 1999 320 с. 199 оригинальных стихотворений
9 переводов
9 Домолчаться до стихов и Москва Эксмо-Пресс 1999 432 с. предисловие: Арсений Александрович Тарковский «Тайна Марии Петровых»
Мария Сергеевна Петровых «О себе»
3 воспоминания о Марии Петровых Владимир Купченко. М. С. Петровых в Коктебеле» Елена Николаевна. Тайна Яков Хелемский. Ветви одного ствола
2 стихотворения о Марии Петровых Осип Мандельштам. «Мастерица виноватых взоров...» Борис Пастернак. «В альбом Валерию Дмитриевичу Авдееву»
10 Назначь мне свиданье!: [стихи] Москва Эксмо-Пресс 2000 432 с. предисловие: Арсений Александрович Тарковский «Тайна Марии Петровых»
Мария Сергеевна Петровых «О себе»
МшШЩ) jE ! ВИДИТ 3 воспоминания о Марии Петровых Владимир Купченко. М. С. Петровых в Коктебеле» Елена Николаевна. Тайна Яков Хелемский. Ветви одного ствола
2 стихотворения о Марии Петровых Осип Мандельштам. «Мастерица виноватых взоров...» Борис Пастернак. «В альбом Валерию Дмитриевичу Авдееву»
11 Прикосновенье ветра: Стихи. Письма. Переводы (Поэтическая Россия) Москва Русская книга 2000 384 с. составитель: Арина Витальевна Головачева Ника Николаева Глен
■ттгтг^и ня [SI вступительная статья: Анатолий Михайлович Геле скул «О Марии Петровых» (У поэтов...)
188 оригинальных стихотворений
переписка Марии Петровых с болгарским поэтом Атанасом Далчевым
43 стихов Атанаса Далчева в переводе Марии Петровых
12 Серебряный гром: стихи [•3 Москва О. Г. И 2008 248 с. 196 оригинальных стихотворений
13 Назначь мне свиданье Москва Эксмо 2010 416 с. составитель: Арина Витальевна Головачева
■ ^ вступительная статья: Анатолий Михайлович Геле скул «О Марии Петровых» (Мария Сергеевна Петровых родилась...)
195 оригинальных стихотворений
129 переводов
14 Тебя нежнее целовали у Москва Эксмо 2011 320 с. вступительная статья: Анатолий Михайлович Геле скул «О Марии Петровых» (Мария Сергеевна Петровых родилась...)
195 оригинальных стихотворений
202 оригинальных стихотворений
15 Великие поэты мира: поэзия Москва Эксмо 2012 352 с.
48 переводов
16 Лирика: поэзия (Золотая серия поэзии) 5 ПЕТРОМ •к Москва Эксмо 2012 352 с. 202 оригинальных стихотворений
48 переводов
Приложение 2
СПИСОК ПЕРЕВОДОВ М.С. ПЕТРОВЫХ
Поэт Переводы М.С. Петровых
Григор Тха (1133-1193) Стихотворение полезное и чудесное
Иоаннес Иоаннисян (1864-1929) «Не забывай, певец, о верной лире...»
Ованес Туманян (1869-1923) Месть поэта, Голубиный скит, Песня пахаря
Аветик Исаакян (1875-1957) Народная лира, Любовь рыцаря, Армянское зодчество, «За что, за что ко мне ты зла...», Скиталец-сын
Ваан Терьян (1885-1920) «Был нелегким путь и далеким кров...», «Хвала вносившим в сумрак тюрем...», На каторге, «Только раз, но как сестра, сердечно руку протяни...», «Ты улыбнулась, наирянка моя...», «Мне в этих памятных местах...», «В угрюмых безднах бесконечной ночи...», Возвращение, «О нежность, походящая на боль!..», «Когда неизъяснимо и глубоко...», Октябрю
Из армянской поэзии Наири Зарьян (1901-1969) Тиран и поэт, Ваче, Первая копна, Весна, Цветы, Ара Прекрасный (трагедия в пяти действиях)
Гегам Сарьян (1902-1976) Деревья, Радуга, Песня заката, Последние страницы
Амо Сагиян (1914-1993) Из цикла «На берегу Воротана», Детство, Зелёный тополь Наири, «Я жизнь благодарю за все...», Годы мои, «Мчатся бурные реки твои по-армянски...», «За старой садовой оградой...»
Маро Маркарян (1915-1999) Горная дорога, Бессонница, «Покоя нет..», «Не шел упрямый дождь...», «Осенью позднею...», «Какая-то птица...», «Я опозорилась вконец...», Снег идёт, Песня, Друг, «Ни одно мое пристрастье...», Чужая весна, Завет, Дочери моей, По сельской дороге, «А помнишь ли ты, дружок ясноокий...», Памяти моего однокурсника Гарника Восканяна, Любовь, «Темнеет полоса багряного заката...», «Началось с огня...», «Я в мир пришла как под хмельком...», «Умолкла душа, опустела душа...»,
«Но все ведь и было только затем...», «Что вижу в дальней дали дней?..», «Клочки тумана в сучьях дуба...», «Вот глинобитная хибарка...», «Что видела я...», «Часто снится, будто я...», «И сребролистый пшат...», «Порой услышишь в отдаленье...», «Что с детства помнится упрямо?..», «Зангу о берег бьет волной...»
Сильва Капутикян (1919-2006) Вступление к книге, На дальних дорогах, Вдали от Армении, Моей матери, «Проснулся день...», Моему ребенку, Аветику Исаакяну, Раскаяние, Земля, Жизнь моя, Лилит, Слова любви, «Нет для тебя ни преград, ни помех...», «Любви загадку - древнюю, бездонную...», «Да, я сказала: «Уходи»...», В минуту тоски, «Чтобы поднять тебя на пьедестал...», Разрыв, «Была добра любовь моя...», На пороге Нового года, «Ты моей любовью был, тайный свет былого ты...», «Не заставь меня плакать...», Из последних песен, Зимний вечер, Творчество, Вера, На юбилее Джамбула в Алма-Ата, Родство, Саят-Нова, Наследство, «Ты писем от меня не жди...», Девочка в лесу, Мать и сын, Обновление, Царь-колокол, «Не вспоминается один-единственный...», «Когда б я могла...», «Старая песня, написанная сегодня»
Геворг Эмин (1919-1998) Наири, «Я зимою зашел было в сад...», «Любовь моя, моя душа...», «В каждой разлуке счастливее тот...», Баллада о доме, «Я написать хочу слова...»
Рачия Ованесян (1919-1997) Шумящий лес, «Обойду я мой сад, осмотрю...», «Взволнованно шумит мой добрый сад...», «Я сам себе вопросы задавал...», «Мой сад был создан на скале...», «В мирный сад ворвался ураган...», «Очертаньем на сердце похожий...», «Я шорох шагов услыхал во сне...», «Ну вот и осень вышла на просторы...», «Пылающий праздник в саду...», «Как спелые черешни, врассыпную...», «Чудесно пировать, чудесно!..», Возвращение, Впервые в Москве
Молл а Панах Вагиф (1717-1797) «Если бы в укромном уголке...», «Наплачетесь, глаза, в разлуке с милой...», «Не налюбуюсь красотой твоей...», «Женщина, что сердцем хороша...», «В разлуке с милою томлюсь давно...»,
Из Азербайджанской поэзии «Мне красавиц таких не видать во сне...», «В жгучих пытках душе всё больней и больней...», «Пери, к тебе шёл я без опаски...», «Темноглазая гонит меня в сердцах...», «Не чуждайся меня! Пусть иные болтливы...», «О Сафия, пою - и голос тих...», «Губительным огнём я снова объят...», «Нежнее ангела, стройней тубы...», «Ты снизошла ко мне, мой дом посетила...», «Ветерок рассветный - смилуйся, ответь!..», «Ах, лучше бы не было этой поездки!..», «Эй, приятель, как чудесно расцвела твоя сестра!..», «Милая, - за что, не знаю, - рассердилась на меня...»
Самед Вургун (1906-1956) Встреча с Москвой
Мамед Рагим (1907-1977) Над Ленинградом
Из Грузинской поэзии Михаил Квливидзе (1925-2005) Агроном в поле, В саду, Гела, «Темнеют тучи, набегая...», Снова врозь, Письмо в Тбилиси, Московский мираж, Родина, «Я был с тобой в последнее мгновенье...»
Из литовской поэзии Майронис (1862-1932) Поэт, Осенние дни
Теофилис Тильвитис (1904-1969) На земле литовской, На дне моря
Саломея Нерис (1904-1945) Эгле - Королева ужей, Гимн жизни, Родине
Валерия Вальсюнене (1907-1955) Звезда счастья (поэма)
Костас Корсакас (1909-1986) Родные поля, В Подмосковье, Московский университет, Вам
Костас Кубилинскас (1923-1962) Тили-Тили Коротышка
Из латышской поэзии Юрис Алунан (1832-1864) «О том, о сем», Пир на весь мир
Екаб Яншевский (1865-1931) Воровка
Ян Судрабкалн (1894-1975) Разговор в колонном зале
Карл Вейденбаум (1865-1901) Пастушок
Из Татарской поэзии Габдулла Тукай (1886-1913) Книга
Муса Джалиль (1906-1944) «Мы сквозь ресницы все еще смеемся...», Ты забудешь, Зайтуне
Из Кабардинской поэзии Али Шогенцуков (1900-1941) Завещание
Алим Кешоков (1914-2001) Всадник, Незавершённый портрет
Адам Шогенцуков (1916-1995) «Сквозь цепкие кусты...»
Фоусат Балкарова (1932-2009) «Погляжу на горы - горы будто рядом...», Моим друзьям
Из Украинской поэзии Тарас Шевченко (1814-1861) «Не домой бредя средь ночи...», «Как чумаки, тащась в степях...»
Из Эстонской поэзии Иоханнес Семпер (1892-1970) Молчать нету силы
Из Таджикской поэзии Носир Хисроу (1004-1088) «Не суди, о чем не знаешь, - правило простое...», «Коль сам себе не хочешь накликать горя злого...», «Не гордись пустой хвалою, никогда льстецам не верь...», «Плачет, словно об увечье, о невежестве своём...», «Слово с делом примири, чтоб уста и сердце впредь...», «Глупостью на глупость не отвечай...», «Знанье - краса твоя; с нею ль равнять...», «Спорь с пустоловом и помни, что мир...», «Мудрый, зная много, богачом слывет...», «Человек хорош, коль светел изнутри...», «Счастьем возможно ль гордиться, если оно...», «Человек велик бывает лишь умом и знаньем...», «Ты взвешивай слово на точных весах...», «Если человек ты родом, волчьей злости не таи...», «Желанное счастье послушно тому лишь...», «Ум рабу вручает дар свободы...», «Ты в людях цени только нрав благородный...», «Перед мудростью склоняться почитай себе за честь...», «Мир - дворец благого созидания...», «Не каждый ли день ты веру меняешь...», «Невежеством ты осрамлен навсегда...», «Без ума и знаний - наг и беден ты...», «Хочешь стать красноречивым - научись внимать сперва...», «Никогда от правды взора не прячь...», «Всё, что слышишь, мерь неверия мерой...», «Ты должен все узнать. Учись непременно!..», «К чему различие меж существами мира...»
Из Киргизской поэзии Ысак Шайбеков (1880-1957) Горемычный народ (Отрывок)
Алымкул Усенбаев (1894-1963) Сказание о Саринджи (Киргизский эпос)
Из Казахской поэзии Абай Кунанбаев (1845-1904) «Я презрел познанье, юноша пустой...», «О любви, душа, молишь вновь...», «Пока не знаешь - молчи...», «Проклятый мир обирает нас...», «На сорок лоскутьев тоскою...», «Мотыльки, чей светел наряд...»
Гали Орманов (1907-1978) Памятный день, Тай-тай, Разве поверишь, «Я, слова вымолвить не смея...», Ласточка, Дочь Балхаша, Облачко, На освобожденной земле, У мавзолея Ленина
Из Туркменской поэзии Ата Салих (1908-1964) Это радость нам, Дело не пойдет на лад
Кардыберды Оглы Молланепес (1810-1862) Меня, Любимая, «Ты, ты», Вместе, Проснись, Твои глаза, Я твой верный соловей, Там и здесь, Мое сердце, Молоденькая
Из Еврейской поэзии Перец Маркиш (1895-1952) гл. 7, 8, 11, 12, 27, 29 (вместе с Д. Бродским), 30 эпической поэмы «Братья», Баллада о пленнице, Барельеф Ленина, Прогулка
Самуил Галкин (1897-1960) «Как может статься?..», «Но кто ж из нас двоих осиротеет?..», «Я верю, друг, признаниям твоим...», Привычки, «Песня моя - трепет счастливый...»
Эзра Фининберг (1899-1946) Сказка про буйвола, Сказка про великана
Рахиль Баумволь (1914-2000) «Я брожу в лесу зеленом...»
Исаак Борисов (1923-1972) «Я сам себя на трудный путь обрек -...», «В чаще тихой и прохладной...», «Прислушайся, как ветки добродушно...», «Гроза приблизилась мгновенно...», «Богатства юности с трудом...», «Тебе я уступаю...»
Из болгарской поэзии Пенчо Славейков (1866-1912) «Тихими слезами плачет ночь...», «Желтые, сухие листья...», «И во сне и наяву...»
Пейо Яворов (1878-1914) Осенние мотивы, Ты не виновна
Николай Лилиев (1885-1960) «Тихим весенним дождем...», «Воспоминания птицей ночной...»
Багряна Елисавета (1893-1991) Смерть, Ты хотела
Атанас Далчев (1904-1978) Поэт, Больница, Окно, Комната, Ручей, Дождь, Повесть, Молодость, Убийство, Книги, Весенняя дочь, Кольцо, Нищий духом, К родине, Пан, Метафизический сонет, Судьба, Камень, Весна, Молитва, Балкон, Зеркало, Ночь, Полдень, Осень на Кэ Вольтер, Рабочий, Был создан человек из глины,
На отъезд, Возвращение, Синеглазый мальчик, Вечер, Смерть, Равнина, Ангел Шартра, Зонт, Все уносят года, Встреча на станции, И вновь зима, Кукушка, Где-то в России, Молчание, Задние дворы, Конь, Снег, Встреча на станции, Приятелю, Художник и ветер, Надпись
Валерий Петров (1920-2014) Кузнечики, Небо, Средь снега, Родители, Снег, Провинившийся
Из польской поэзии Болеслав Лесьмян (1877-1937) Зимняя ночь, На солнце, В полдень, «Если бы тебя я встретил в первый раз...», Отъезд, Средь георгинов, Первый дождь, Мельница, «В этом душном малиннике, тесном, высоком...», Солдат, Вечером, Во сне, Заклятье, «Уж пора полюбить огорода сиротство...», Люди, Перед рассветом, Из детских лет, Мимоходом, В тревоге, Одиночество, Прохожий, «Снится лесу - лес...», «Мгла у входа. Темень комнат...», «Всемогущий царь небесный...», Воспоминание
Леопольд Стафф (1878-1957) Нике Самофракийская, В парке, Минута
Юлиан Тувим (1894-1953) «Ну, а если нет?..», Судьба, Да и нет, Лирическая ирония, Квартира, «Случилось так...», Гимн лесу, Ветерок, Разговор птиц, Стихотворение, Наблюдение, Отец, О себе, Подобия, «В голубой стеклянной дали...», «Со мною так не было до сих пор...», «Мысли мои переплетаются четко и живо...»
Владислав Броневский (1897-1962) Листопады, Травы, О радости, Полоса тени, Родной город, Закат, Моему сердцу в Палестине, Чернокнижие
Константы Ильдефонс Галчинский (1905-1953) Заворожённые дрожки, Рождение, Романс, Спящая девочка, Сани, «Месяц обнаружил все дороги...», Стишок о воронах, «Блеск росы по травам зеленым...», «Ведь не удастся выразить все это...»
Из чешской поэзии Витезслав Незвал (1900-1958) Спящая девушка, Елисейские поля, Взгрустнулось, Блуждающие огни, «Окна черною бумагой плотно загорожены...», «Господи, за что ты проклял этот Назарет!..», «Тем мартовским утром твой лик по чьему-то приказу...», Реликварий
Из югославской поэзии Франце Прешерн (1800-1849) «Я страхом и надеждой жил...», Просьба, Приказания, Прощанье, «В глазах твоих прочесть хотел не раз...», «Всем вокруг давно понятно было...», «Я же знаю, дорогая, как болтуньи, пустомели...», «О моих толкуя песнях, скажут то и это...»
Симон Грегорчич (1844-1906) Реке Соче, Веселый пастух, В келье
Иосип Мурн-Александров (1879-1901) На перроне, «Как знать, кому грустнее», Полынь, Когда уснут леса, Длится зимняя ночь, Мгновение
Мирослав Крлежа (1893-1981) «Что значит запах розы?», Виноградная лоза, Письмо, Наши воспоминания
Десанка Максимович (1898-1993) К молодости, Колыбельная крестьянки
Стеван Раичкович (1928-2007) Спящие, «За униженье наших рук пустых...»
Из андалузской поэзии Аль Газаль (770-864) «Когда на дружеском пиру...», «Клянусь Аллахом я, что стало мне завидно...», «Люди - созданья, что схожи друг с другом во всем...», «Когда в мое сердце вошла любовь...»
Ибн Хазм (994-1064) «Что такое судьба?..», «Не говорите о том...»
Аль-Мутамид (1040-1095) «Так истлевает в ножнах заржавленный меч...», «Тебе в разлуке я вижу...», «Я без труда завладел сердцем прекрасной Кордовы...», «Пленник, праздником в Агмате ты унижен, огорчен...», «Поет тебе цепь в Агмате песню свою...», «Надо мною пролетает стая горных куропаток...», «О источник моих очей, ты заструился снова...», «О Абу Бекр, передай Сильвесу мой привет...»
Из немецкой поэзии Гутто Руперт Статуя Ленина в Кремлевском зале
Из румынской поэзии Михай Эминеску (1850-1889) «Я иду за милой следом...», Свидание, Ушла любовь, «Всей своей душой живою...»
Михай Бенюк (1907-1988) Яблоня у дороги
Магда Исанос (1916-1944) «Травы и светлую суть...»
Из турецкой поэзии Назым Хикмет (1902-1963) Под дождем
Из вьетнамской поэзии Нгуен Бинь Кхьем (1491-1585) «Мои пораженья, мои победы...», «С бамбуковой удочкой к речке пойду...», «Волосы поредели, и расшатались зубы...», «Все, что захочешь, есть у природы...», «Вода неспокойна - приливы, отливы...», «Человеком и зависть, и злость помыкают...», «В этой жизни истинная человечность...»
Из индийской поэзии Рабиндранат Тагор (1861-1941) Йог, Подарок, Весна, Благодарный, Быть может, «Под обаяньем лунных чар мечты кружат в просторе...», «Приди сюда, вода ключа, приди сюда, плеща, журча...», «И солнце есть, и звезд не счесть в просторах бытия...», «Песни птиц отзвенели, полдень зноен и сух...», «Из тучи - грохот барабана, могучий рокот непрестанный...», «Над рощей в огненном цвету проходят тучи синей тенью...», «Приди, о буря, не щади сухих моих ветвей...», «Дожди иссякли, зазвучал разлуки голос одинокий...», «Моя душа - подруга тучи...», «Что-то от легких касаний, что-то от смутных слов...», «Прощальную песню, растенья, спойте весне...», «Во двор срабона входят тучи, стремительно темнеет высь...», «О туча, в тайнице укромной несущая мглу и дожди...», «Рухнул грохот огромного домору, ночь смятеньем объята...», «Ужасная пора! Как душны вечера!..», «О бойшакх пылающий, внемли!..», «Явилась толпа темно-синих туч...», «Солнечный луч засмеялся в объятиях туч...», «Под рощей в огненном цвету проходят тучи синей тенью...»
Мухаммад Икбал (1877-1938) Вечная жизнь, Мысли звезд, Книжный червь, Одиночество
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.