Стихотворные "гнёзда" в поэзии О.Э. Мандельштама 1930-х годов: К проблеме становления нового типа поэтической образности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Гутрина, Лилия Дмитриевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 247
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гутрина, Лилия Дмитриевна
ВВЕДЕНИЕ.
1. Вопросы теории поэтического образа.
2. Становление нового типа поэтической образности в XX веке. «Неклассичность» поэзии О.Э. Мандельштама. Цели и задачи работы.
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ОБРАЗА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА В 1910 - 20-е ГОДЫ.
1.1. О.Э. Мандельштам о поэтическом образе (по статьям 191020-х годов).
1.2. Динамика способов «словесной нюансировки» в поэзии О.Э. Мандельштама 1910 - 20-х годов («КАМЕНЬ», «TRISTIA», «192125»).
ГЛАВА Н. ТЕОРИЯ «ДИНАМИЧЕСКОЙ» ПОЭТИКИ О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА. ФЕНОМЕН МАНДЕЛЬШТАМОВСКИХ «ЦИКЛОВ».
2.1. Концепция поэтического слова в «Разговоре о Данте».
2.2. Феномен манделыптамовских «циклов».
2.3. Стихотворные «гнёзда» в раннем творчестве поэта.
2.3.1. «Футбол», «Второй футбол», «Спорт»: сознательное экспериментирование.
2.3.2. Два стихотворения о Сеновале: самополемика.
2.3.3. «1 января 1924» и «Нет, никогда ничей я не был современник. »: от частности к закономерности.
ГЛАВА III. ПОЭТИЧЕСКИЕ «ГНЁЗДА» В ЛИРИКЕ О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА 1930-37 ГОДОВ.
3.1. Своеобразие интертекста и его функции в стихотворных «гнёздах» 1930-х годов (на примере «гнёзд» с пушкинским «подтекстом»).
3.1.1. «Колючая речь Араратской долины.», «Дикая кошка — армянская речь.» и «И по-звериному воет людьё.»: от пушкинской автобиографии к пушкинским сказкам.
3.1.2. «Я около Кольцова.» и «Когда в ветвях понурых.» — вариации на «птичью» тему: Сокол и Снегирь.
3.1.3. «Дрожжи мира дорогие.» и «Влез бесёнок в мокрой шерстке. »: высокая миссия Поэта и его катастрофа.
3.1.4. «Ночь. Дорога. Сон первичный.», «Вехи дальнего обоза.», 173 «Где я? Что со мной дурного?.»:«зимние» стихи О.Э. Мандельштама иА.С. Пушкина.
3.2. Метафорическое осмысление образа Земли в поэтических гнёздах» 1930-х годов.
3.2.1. Функционирование метафоры в «чернозёмном» «гнезде».
3.2.2. Метафора в «античном» «гнезде».
3.3. Стихи, «выросшие» из «Оды»: стяжение стихотворных «гнёзд».
3.3.1. Стяжение на основе мотива горы.
3.3.2. Стяжение на основе мотива зрения.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Концепция культуры в творчестве О.Э. Мандельштама: динамика и этапы развития2008 год, кандидат культурологии Попов, Евгений Анатольевич
Поэтическая модель подсознательной коммуникации в лирике Осипа Мандельштама2007 год, кандидат филологических наук Хлыстова, Анна Владимировна
Искусство как объект авторской интенции в лирике О.Э. Мандельштама2006 год, кандидат филологических наук Донскова, Юлия Викторовна
Динамические аспекты пространства в лирике акмеистов: лейтмотивная поэтика2012 год, доктор филологических наук Куликова, Елена Юрьевна
Художественный мифологизм творчества Осипа Мандельштама2001 год, кандидат филологических наук Костерина, Евгения Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стихотворные "гнёзда" в поэзии О.Э. Мандельштама 1930-х годов: К проблеме становления нового типа поэтической образности»
Стиль сдвинутостей», «поэтика реминисценций», «поэтика пропущенных звеньев», «парадоксализм», «семантическая поэтика», «синтетическая поэтика» — все эти многочисленные определения поэтической манеры О.Э. Мандельштама свидетельствуют о том, что в его творчестве особым образом воплотилось некое новое знание о мире. Действительно, стихи этого поэта, говоря его же словами, «кое-что изменили в строении и составе» русской поэзии.1 Ю. Ка-рабчиевский называет Мандельштама «поэтом, в большей степени начинающим, чем завершающим»2, С.Ф. Кузьмина убеждена, что, «завершая классический период поэзии, О. Мандельштам открывает искусство слова XX века»3. «В поэзии Мандельштам возвысился над уготованной его поколению стезёй и над своей собственной судьбой, став не просто предвестником или промежуточным звеном, но обещанием нескончаемого радостного удивления для каждого, кто, стремясь постигнуть суть его поэзии, готов следовать за её причудливыми узорами», — пишет Омри Ронен4.
Не случайно в числе центральных вопросов, интересующих наиболее крупных литературоведов, стоит вопрос о том, к какой художественной стратегии тяготеет Мандельштам. В.Ф. Марков в «Истории русского футуризма» (1968, США), например, называет Мандельштама «неоклассицистом», указывая на сочетание в его поэтическом мире «внешней простоты с невероятной тематической сложностью и аллюзиями из древнегреческой мифологии и истории».3 И.М. Семенко отмечает: «В своей поэзии несомненно далёкий от клас
1 Из письма Мандельштама Ю.Н. Тынянову от 21 января 1937 года // Мандельштам О.Э. Собрание сочинений: В 4-х тт. М. 1991. Т. 3-4. Т.З. С.280-281.
2 Карабчиевский Ю. Улица Мандельштама // Юность. 1991. № 1. С. 69.
3 Кузьмина С.Ф. О. Мандельштам и русская художественная традиция. Автореферат диссертации канд. фил. наук. Свердловск. 1991. С. 10.
Ронен О. Осип Мандельштам // Литературное обозрение. 1991. № 1. С.5.
5 Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб. 2000. С. 165. В статье «Мысли о русском футуризме» Марков В.Ф. говорит о принадлежности Мандельштама к футуризму («Начиная с «Tristia», О. Мандельштам всё ближе подходит к футуризму, а в последних стихах его можно уже считать футуристом» - Марков В.Ф. О свободе в поэзии. 1994.); о том же писали Вяч. Вс. Иванов («Особенно следует отметить явную футуристичность поэтики [Мансических образцов, несомненно поэт «модернистский» (в нём критики видели даже единство символизма, акмеизма, футуризма), Мандельштам остался чужд декадентству, а также характерным для модернизма идеям «отчуждения» и т.п.».6 С.С. Аверинцев фиксирует, что «Мандельштам мог позволить себе декларации вроде бы классицистские . и тут же — вроде бы авангардистские [.] Поэзия у него круто противоположна и классицизму, и авангардизму, находясь в чрезвычайной близости и к тому, и к другому». H.JI. Лейдерман связывает поэзию позднего Мандельштама (наряду с творчеством А. Платонова, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой) с «постреализмом». По мысли исследователя, в основе этого метода лежит новая — «релятивистская» — эстетика, первооткрывателем которой является М.М. Бахтин; она «предполагает взгляд на мир как на вечно меняющуюся данность, где нет границ между верхом и низом, вечным и сиюминутным, бытием и небытием. [.] В лучших произведениях постреализма рождается новый Космос, Космос из Хаоса, открывающий цельность мира в его дискретности, единство и прочность — в отталкивании противоположностей, устойчивость — в самом процессе бесконечного движения».8 Н.А. Петрова доказывает, что Мандельштам «заполнил «пробел» между разошедшимися линиями русской поэзии, создав действительную альтернативу авангарду и традиционализму»9, полагает, что поэзия Мандельштама — это поэзия «ноэти-ческого реализма» — реализма того типа, для которого «присуще взаимонадельштама - Л.Г.], значительно более близкую к поставангардному письму, Хлебникова.»; см.: «Стихи о неизвестном солдате» в контексте мировой поэзии // Жизнь и творчество Мандельштама. 1990. С. 365.) и О.А. Лекманов («Неконвенциональная поэтика». позднего Мандельштама обрела точки соприкосновения с «неконвенциональной поэтикой» футуризма»; См.: Лекманов О.А. Четыре заметки к теме «Мандельштам и Маяковский» // Филологические записки. Вестник литературоведения и языкознания. Вып. 7. 1996. С. 79.)
6 Семенко И.М. Поэтика позднего Мандельштама. М., 1997. С. 124.
7 Аверинцев С. С Так почему же всё-таки Мандельштам? // Новый мир. 1998. № 6. С.°217. s Лейдерман HJI. Теоретические проблемы изучения русской литературы XX века. (Предварительные замечания) // Русская литература XX века: Направления и течения. Сб. научных трудов. Екатеринбург, 1992. С. 20, 24.
9 Петрова Н.А. Литература в неантропоцентрическую эпоху. Опыт О. Мандельштама. Пермь, 2001. С. 48. правленное, встречное движение человека и мира. У Мандельштама и человек, и мир — это непрерывно воплощающиеся потенциии.».10
Мысль о «синтезирующей» интенции в творчестве Мандельштама — правда, в ином ключе — в разное время звучала в трудах Н. Струве, М.Таспарова, В.В. Мусатова, Д.И. Черашней. Так, Н. Струве (1982, Рим) отмечает в связи с «Разговором о Данте», что Мандельштаму важно было «самому выработать поэтический синтез»n; M.JI. Гаспаров пишет о сознательном выборе Мандельштамом культурной традиции: «Поэтическую культуру он усваивал не стихийно, «из воздуха», а сознательно, по книгам и беседам [.] Сознательно — это значит: отбирая и комбинируя разнородные элементы, отвечающие его душевному складу и творческому вкусу. Он создавал себе синтетическую поэтику».12 Интересно, что оба исследователя осмысляют творческий путь Мандельштама как движение от традиций Верлена к традициям Тютчева и обратно. Необходимо подчеркнуть и то, что в работах Н. Струве и M.JI. Гаспа-рова поэтика Мандельштама рассматривается в динамике, указаны основные фазы её развития и подчёркнуты биографические, исторические, философские предпосылки формирования и изменения творческой манеры поэта. «Логика поэзии Мандельштама как целого» (Е.М. Таборисская) проясняется в моногра
13 фии В.В. Мусатова: исследователь прослеживает становление основных тем и мотивов лирики поэта, даёт богатый материал о сформировавших Мандельштама «влияниях». Д.И. Черашняя, «пытаясь понять, что стягивает лирику О. "Мандельштама в органически целое единство»14, находит «синтезирую
10 Там же. С. 62. Струве Н. Осип Мандельштам. Томск, 1992. С. 181.
12 Гаспаров М.Л. Поэт и культура. Три поэтики О. Мандельштама // Мандельштам°О.Э. Полное собрание стихотворений. 1995. С. 7-8. В дальнейшем ссылки на эту работу даются по данному изданию.
13 Мусатов В.В. Лирика О. Мандельштама. Киев. 2000; Таборисская Е.М. Лирический мир О. Мандельштама как целое: рецензия // Русская литература. 2001, № 3. С.°229-231.
14 Черашняя Д.И. Поэтика Осипа Мандельштама: субъектный подход. 2004. Ижевск,
С.°43. щую» функцию в «трёхипостасной авторской личности» (Я-земное, Я-поэт, над-Я)и
Мандельштам интересен не только как поэт особого толка, в чьём творчестве ярко выразилась синтезирующая интенция, но и как теоретик, филолог: одной из центральных для него теоретических проблем, начиная с 1910-х годов, становится проблема поэтического образа, вопрос о механизмах возникновения «новых смыслов». В работах современных исследователей Л. Закса, А. Гениса манделынтамовский «Разговор о Данте» понимается как трактат, в котором сформулированы принципы новой, «органической» парадигмы мышления.16 Н.Л. Лейдерман полагает, что манделынтамовский «Разговор о Данте» — манифест «новой, релятивистской, в сущности, поэтики».17
Постоянно растущее число работ о манделыитамовском творчестве — от осмысления его как целостности, в контексте Судьбы Поэта, Эпохи, Культуры,
18 19 20 до исследований частных проблем поэтики (интертекст ; тропика ; ритмика ;
15 Там же. С. 52.
• 16 Генис А. Мандельштам и органическая поэтика // Генис А. Метаболизм поэзии. Мандельштам и органическая эстетика // http: www. synnegoria. com/ tsvetaeva/ WIN/ silverage/ mandelstam/ genismetabol. html. Закс Jl. Концепция духовно-органической формы .II Екатеринбургский гуманитарий. 1999. № 1. С. 119-141. См. подробнее в главе 2.1. Лейдерман Н.Л. Указ. раб. С. 22.
18 Об отдельных проблемах поэтики см: интертекст; Тарановский К. Очерки о поэзии Мандельштама // Тарановский К. О поэзии и поэтике. 2000. Ссылки на работы К.Тарановского даются по изданию: Тарановскии К. О поэзии и поэтике. М., 2000. Диалог с русской классикой — Эпштейн М.Н. Тема и вариации // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. М., 1988; Кузьмина С. Два превращения одного солнца: заметки к «пушкинской» теме у Мандельштама // Литературное обозрение. 1991. № 1. С. 37-41; Магомедова М.Д. Мандельштам и И.И. Дмитриев // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики. Кемерово, 1990; Гаспаров Б.М. Сон о русской поэзии // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М., 1993; Мусатов В. В. Мандельштам и Тютчев // Творчество писателя и литературный процесс. Иваново, 1982. С. 189-205; Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. 1997; Сурат И. Смерть поэта. Мандельштам и Пушкин // Новый мир. 2003. № З.С. 155-173. Диалог с поэтами-современниками — Цивьян Т.В. Мандельштам и Ахматова: к теме диалога; Левиитон Г.А. ф Мандельштам и Гумилев // Столетие Мандельштама. 1994. С. 21-30, 30-44; Шиндин С.Г.
Фрагмент поэтического диалога Мандельштама и Хлебникова // Смерть и бессмертие поэта. С. 254-271. Апелляция к фольклорно-мифологическим представлениям — Мусатов В.В. О фольклорном подтексте сталинской темы в воронежских стихах Мандельштама // Смерть и бессмертие поэта. 2001. С. 155-162; Панова Л.Г. Пространство и время в поэтическом языке О."Мандельштама // Изв. АН СЛЯ. 1996. Т. 55. № 4; Павлов М.С. О. Мандельштам: «Как светотени мученик Рембрандт.» // Филологические науки. 1991. № 6. С. 20-30; Петрова Н. Семантика черёмухи в поэзии О. Мандельштама // Смерть и бессмертие поэта. 2001. С. 190словесная пластика21; художественное пространство и время22 и др.) и проясне
23 ния семантики некоторых мотивов и образов — влечёт за собой увеличение списка тех новаций, которые открывает поэзия Мандельштама. Мы считаем наиболее значимыми открытия Мандельштама в творении поэтического образа и ставим в центр нашего исследования вопрос о специфике принципов образо-творчества О.Э. Мандельштама.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Философия слова и поэтическая семантика Осипа Мандельштама2002 год, кандидат филологических наук Меркель, Елена Владимировна
Органическая поэтика Осипа Мандельштама2007 год, кандидат филологических наук Пак Сун Юн
Музыка в философско-поэтическом мире О. Мандельштама2005 год, кандидат филологических наук Крауклис, Регина Гарольдовна
Мифопоэтика О. Мандельштама 1908-1925 годов2000 год, кандидат филологических наук Никитина, Татьяна Юрьевна
Русская лирика рубежа XIX-XX веков: поэтика запаха2011 год, доктор филологических наук Рогачева, Наталья Александровна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Гутрина, Лилия Дмитриевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество О.Э. Мандельштама с 1908 по 1930-е годы являет собой рост единой поэтической личности: мы имеем в виду, что поэтические открытия Мандельштама 1930-х годов — укрупнённый вариант того, что было заложено в его сознании изначально. Константой поэтического мышления О.Э. Мандельштама является понимание поэзии как динамического явления — Слова как Плоти-Психеи, стихотворения как «силового потока». В 1900-е годы творческая личность поэта получила «подпитку» в виде лекций А. Бергсона, в 1920-е — в виде выступлений формалистов.
Концепция поэтического слова была не только декларирована Мандельштамом в теоретических эссе, но и последовательно воплощена в художественной практике: творчество поэта, начиная с книги «Камень», демонстрирует тягу её создателя к развёртыванию микрообраза. В лирике периода «Камня» это сказалось, в первую очередь, в характере функционирования метафоры: метафора перерастала в развёрнутую картину, насыщенную деталями и подробностями, «точка» стремилась стать «линией», деталь — фабулой. Сознательный подход Мандельштама к расщеплению словесной семантики уже в период «Камня» (появление «тройчатки» — «Футбол», «Второй футбол», «Спорт» — как следствие варьирования механизмов смыслопорождения) стал катализатором тенденции, имманентно присутствующей и вызревавшей в сознании Мандельштама, — тенденции к семантическому полифонизму. В результате дальнейших исканий Мандельштама в сфере поэтической образности в лирике «Tristia» и стихотворениях 1921-25 годов формируется «амбивалентно-антитетический образ» и, в основном, складывается арсенал способов создания поэтического смысла.
В 1930-е годы специфика поэтического образотворчества в лирике Мандельштама определяется созданием поэтических «гнёзд» — стихотворных групп, стоящих в одном ряду с лирическим циклом, «темой и вариациями», но принципиально отличных от них прежде всего отсутствием у автора художественного задания создать концептуальное единство. Вопреки этому стихотворения одного «гнезда» не рассыпаются, а образуют особого типа целостность, специфика которой особенно очевидна в стихотворных «гнёздах» 1930-х годов, укрупняющихся, вступающих в диалог друг с другом. Если в «двойчатках» 1920-х годов стихотворения внутри «гнезда» соотносились по контрасту или были связаны как частность и обобщение, то в 1930-е годы стихотворения соотносятся по принципу дополнительности, что означает сосуществование нескольких равноправных вариантов и обусловливает специфику поэтического образа: он складывается из взаимопритяжений-взаимотталкиваний поэтических смыслов, возникающих в отдельно взятом стихотворении, смыслов, находящихся друг с другом в сложной, противоречивой связи. Результатом становится ощущение стереоскопичности, объёмности и незавершённости мира, воплощённого в лирическом произведении. Лирический субъект воспринимает мир в его многогранности и постоянном изменении, видит за совершающимся на его глазах «вечные сюжеты», за фигурами современников — мифологических героев и исторических личностей и деятелей культуры прошлого — словом, оценивает современность с позиций вечных ценностей. В итоге, каждое «гнездо» образует некое зыбкое единство, некий сложный полифонический идейный смысл. Стихотворные «гнёзда», таким образом, — сугубо мандельштамовский вариант «романизации лирики».
Специфика поэтического образа позднего Мандельштама убеждает в том, что в творчестве этого поэта не только остро и полно выразились общие тенденции развития образного мышления, имеющие начало в поэзии Серебряного века, но и были намечены перспективы развития образного мышления в поэзии XX века.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гутрина, Лилия Дмитриевна, 2004 год
1. Блок А.А. Сочинения: В 2-х тт. М., 1955.
2. Грибоедов А.С. Горе от ума. М., 1969.
3. Кун Н.А. Мифы Древней Греции. 1954.
4. Мандельштам О.Э. Стихотворения. Составление, подготовка текста и примечания Н.И. Харджиева. Д., 1973.
5. Мандельштам О.Э. Камень: Литературные памятники. Л., 1990.
6. Мандельштам О.Э. Полное собрание стихотворений / Вст. ст. М.Л. Гаспарова, А.Г. Меца, составление и примечания А.Г. Меца. СПб., 1995.
7. Мандельштам О.Э. Разговор о Данте. 1967.
8. Мандельштам О.Э. Собрание сочинений: В 4-х тт. / Под ред. Г.П. Струве, Б.А. Филиппова. М., 1991.
9. Мандельштам О.Э. Сочинения: В 2-х тт. / Сост. П. Нерлера, подготовка текста и комментарий А.Д. Михайлова, П. Нерлера; вст. статья С.С. Аверин-цева. М., 1990.
10. Мифы в искусстве старом и новом: историко-художественная монография (по Рене Менару). СПб., 1993.
11. Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. М., 1980. С. 157.
12. Пушкин А.С. Сочинения: В 3-х тт. М., 1985.
13. Слово о полку Игореве / Вст. статья, ред. текста, примечания Д.С. Лихачёва. М. 1961.
14. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. 1987.* *
15. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2-х тт. М., 1985.
16. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О.Э. Сочинения: В 2-х тт. Т. 1. С. 5-64.
17. Аверинцев С.С. Так почему же всё-таки Мандельштам? // Новый мир. 1998. №6.
18. Ахматова А.А. Листки из дневника (О Мандельштаме) // Вопросы литературы. 1988. № 2. С. 178-217.
19. Барковская Н.В. Поэзия серебряного века. Екатеринбург, 1999.
20. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. Антология. 2001. С.°330-355.
21. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
22. Бахтин М.М. Слово в поэзии и в прозе // Вопросы литературы. 1972. №°6. С. 54-87.
23. Белый А. Как мы пишем // Андрей белый: проблемы творчества. 1988. С. 10-17.
24. Белый А. Символизм как миропонимание. 1994.
25. Бергсон Анри. Творческая эволюция. Материя и память. Минск, 1999.
26. Блок А.А. Интеллигенция и революция // Блок А.А. Сочинения: В 2-х тт. Т. 2. 1955.
27. Блок А.А. Наброски 1918 года П Собрание сочинений: В 8 тт. Т. 6. М.-Л., 1962.
28. Бройтман С.Н. «Веницейские строфы» Мандельштама, Блока и Пушкина (К вопросу о классическом и неклассическом типе художественной целостности в поэзии) // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики. Кемерово, 1990. С. 81-96.
29. Бройтман С.Н. Ранний Мандельштам и Ф. Сологуб // Известия АН СЛЯ. 1996. Т. 55. № 2. С. 27-35.
30. Бухштаб Б.Я. Поэзия Мандельштама // Вопросы литературы. 1989. №°1. С. 123-148.
31. Бушман И. Поэтическое искусство Мандельштама. Мюнхен, 1964.
32. Васильев И.Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург, 2000.
33. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996. С. 279-342.
34. Гаспаров Б.М. Севооборот поэтического дыхания: Мандельштам в Воронеже, 1934-37 // Новое литературное обозрение. 2003. № 5 (№ 63). С. 2438.
35. Гаспаров Б.М. Сон о русской поэзии // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М., 1993
36. Гаспаров М.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М.Л. Избранные труды. О поэзии. Т. 2. 1997. С. 434-455.
37. Гаспаров М.Л. Гражданская лирика 1937 года. М., 1996.
38. Гаспаров М.Л. Две готики и два Египта в поэзии О. Мандельштама. Анализ и интерпретация // Гаспаров М.Л. О русской поэзии. СПб., 2001. С. 260295.
39. Гаспаров М.Л. Метр и смысл. М., 2000.
40. Гаспаров М.Л. Метрическое соседство «Оды» Сталину // Столетие Мандельштама. 1994. С. 99-112.
41. Гаспаров М.Л. Поэт и культура. Три поэтики О. Мандельштама // Мандельштам О.Э. Полное собрание стихотворений. 1995.
42. Гаспаров М.Л. «Соломинка»: Генезис мандельштамовских «двойчаток» // Гаспаров М.Л. О русской поэзии. СПб., 2001. С. 296-315.
43. Гаспаров М.Л. Эволюция метрики Мандельштама //Жизнь и творчество Мандельштама. 1990. С. 336-346.
44. Гачев Г. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. Ч. 1. 1972.
45. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., 1975.
46. Генис А. Метаболизм поэзии. Мандельштам и органическая эстетика // http: www. synnegoria. comУ tsvetaeva/ WIN/ silverage/ mandelstam/ genismetabol. html.
47. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1974.
48. Гинзбург Л.Я. Поэтика Осипа Мандельштама // О старом и новом. 1982. С. 245-302.
49. Гинзбург Л.Я. «Камень» // Мандельштам О. Камень: Литературные памятники. Л., 1990. С. 261-276.
50. Гинзбург Л.Я. Человек за письменным столом. 1989.
51. Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979.
52. Губайдуллина А.Н. Варианты стихотворных текстов в поэтическом мышлении Ф. Сологуба // Русская литература XX века: Имена. Проблемы. Культурный диалог. Томск, 2002. С. 5-16.
53. Гурвич И. Мандельштам: тип текста и проблема чтения (Полемические заметки) // Известия АН СЛЯ. 2001. Т. 60. № 5. С. 34-41.
54. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка: В 4-х тт. М., 1999.
55. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. Кемерово, 1983.
56. Дебрецени П. Житие Александра Болдинского: канонизация Пушкина в советской культуре // Русская литература в исследованиях американских учёных. 1993.
57. Дутли Р. 1. Ещё раз о Франсуа Виллоне. 2. Хлеб, икра и божественный лёд: о значении еды и питья в творчестве Мандельштама // «Сохрани мою речь навсегда.» М„ 1993. С. 77-85.
58. Долгополов Л.К. На рубеже веков. Л., 1985.
59. Жирмунский В.М. Задачи поэтики // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л. 1977.
60. Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов // Новое литературное обозрение. № 35. (1/ 1999). С. 222-250.
61. Жирмунский В.М. На путях к классицизму (О. Мандельштам — «Tristia») // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. СЛ38-141.
62. Жирмунский В.М. О поэзии классической и романтической // Жирмунский В.М. Указ. соч. С. 134-137.
63. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Указ. соч. С. 106-134.
64. Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994.
65. Закс JI. Проблема духовно-органической формы в творчестве О.Э."Мандельштама: «Восьмистишия» и «Разговор о Данте» // Екатеринбургский гуманитарий. 1999. № 1. С. 119-141.
66. Замятин Е.И. Избранные произведения. М., 1990.
67. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. Л., 1989.
68. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994.
69. Иванов Вяч. Вс. «Стихи о неизвестном солдате» в контексте мировой поэзии // Жизнь и творчество Мандельштама. 1990.
70. Илюшин А.А. Данте и Петрарка в интерпретациях Мандельштама // Жизнь и творчество Мандельштама. 1990. С. 367-382.
71. Казарин Ю.В. Поэтическое состояние языка (попытка осмысления). Екатеринбург. 2002.
72. Казарин Ю.В. Проблемы фоносемантики поэтического текста. Учебное пособие. Екатеринбург. 2000.
73. Казаркин А.П. Оппозиция «Природа — Культура» в творческом сознании Мандельштама // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики. Кемерово, 1990. С. 31-37.
74. Карабчиевский Ю. Улица Мандельштама // Юность. 1991. № 1. С. 6569.
75. Кацис Л. Поэт и палач. Опыт прочтения «сталинских» стихов. // Литературное обозрение. 1991. № 1. С. 46-55.
76. Кацура А. Три Иосифа // Независимая газета. 1996. 19 сентября. С. 8.
77. Кихней Л.Г. Бытие слова. М., 2000.
78. Кихней Л.Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика А. Ахматовой и О. Мандельштама: Автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора филологических наук. М., 1997.
79. Ковтунова И.И. Поэтическая семантика и грамматика // Очерки истории языка русской поэзии XX века. Грамматические категории. Синтаксис текста. М., 1993. С. 7-27.
80. Ковтунова И.И. Некоторые направления эволюции поэтического языка в XX веке // Очерки истории языка русской поэзии XX века. М., 1990. С. 101106.
81. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1986.
82. Кожевникова Н.А. Звуковая организация стиха. Паронимическая аттракция // Очерки истории языка русской поэзии XX века. М., 1990.
83. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М., 1986.
84. Кожинов В.В. Слово как форма образа // Слово и образ. М., 1964. С. 352.
85. Колобаева Л .А. «Место человека во Вселенной.,» (философия личности и видение мира в поэзии О. Мандельштама) // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1991. № 2. С. 3-14.
86. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Корман Б.О. Избранные труды по истории и теории литературы. Ижевск, 1992. С. 172-189.
87. Корман Б.О. Лирика Н.А. Некрасова. 1964.
88. Кузьмичёв И.К. Лада, или повесть о том, как родилась идея прекрасного . Эстетика Киевской Руси. М., 1990.
89. Кузьмина С. Два превращения одного солнца: заметки к «пушкинской» теме у Мандельштама// Литературное обозрение. 1991. № 1. С. 37-41.
90. Кузьмина С.Ф. О. Мандельштам и русская художественная традиция: Автореферат диссертации канд. фил. наук. Свердловск, 1991.
91. Кургинян М.С. Байрон // Краткая литературная энциклопедия. Т. 1. М, 1962.С.402-409.
92. Лангерак Т. Поэт о музыке («Я в львиный ров и в крепость погружён.» О. Мандельштама) // Смерть и бессмертие поэта. М.: РГГУ. С. 101-110.
93. Ларин Б.А. О лирике как разновидности художественной речи // Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974. С. 54-105.
94. Левин Ю.И. Заметки к «Разговору о Данте» // Левин Ю.И. Избранные труды. Семиотика. Поэтика. М., 1998. С. 142-153.
95. Левин Ю.И. Заметки о «крымско-эллинских стихах» // Левин Ю.И. Избранные труды. Семиотика. Поэтика. М., 1998. С. 75-97.
96. Левин Ю.И., Сегал Д., Тименчик Р., Топоров В.Н., Цивьян Т. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. 1974. № 7/8. Цитируется по изданию: Смерть и бессмертие поэта. М.: РГГУ. 2001. С. 282-316.
97. Левин Ю.И. О некоторых особенностях поэтики позднего Мандельштама // Жизнь и творчество Мандельштама. Воронеж, 1990. С. 406-416.
98. Левин Ю.И. О соотношении между семантикой поэтического текста и внетекстовой реальностью // Левин Ю.И. Избранные труды. Семиотика. Поэтика. М., 1998. С. 51-75.
99. Левин Ю.И. Тридцатые годы // Левин Ю.И. Избранные труды. Семиотика. Поэтика. М., 1998. С. 97-42.
100. Лежнев А. Борис Пастернак // Лежнёв А. О литературе. М., 1987. С."184-203.
101. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы. Екатеринбург,2002.
102. Лейдерман Н.Л. Космос и Хаос как метамодели мира (к отношению классического и модернистического типов культуры) // Русская литература XX века. Вып. 3. Екатеринбург, 1996. С. 4-11.
103. Лейдерман Н.Л. Метасюжет книги «Камень» как явление стиля // Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика. Екатеринбург, 1996.
104. Лейдерман Н.Л. Теоретические проблемы изучения русской литературы XX века. (Предварительные замечания) // Русская литература XX века. Вып. 1. Екатеринбург, С. 3-24.
105. Лейдерман Н.Л. Феномен Осипа Мандельштама // Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика: монографические очерки. Екатеринбург, 1996.
106. Лекманов О. А. Четыре заметки к теме «Мандельштам и Маяковский» // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Вып. 7. 1996.
107. Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск, 2000.
108. Лехциер В. Апология черновика, или «пролегомены ко всякой будущей.» //Новое литературное обозрение. 2000. № 44. С. 256-270.
109. Литературные манифесты: от символизма до «Октября». 2001.
110. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
111. Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х тт. Т. 3. Таллинн, 1993. С. 145-172.
112. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 30-31.
113. Магомедова М. Д. Мандельштам и И.И. Дмитриев // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики. Кемерово, 1990.
114. Магомедова М.Д. Мотив «пира» в поэзии О. Мандельштама // Смерть и бессмертие поэта. 2001. С. 134-144.
115. Мандельштам Н.Я. Воспоминания. 1999.
116. Мандельштам Н.Я. Вторая книга. 1990.
117. Мандельштам Н.Я. Комментарии к стихам 1930-37 годов // Жизнь и творчество Мандельштама. Воронеж, 1990.
118. Марголина С.М. О. Мандельштам и А. Белый: полемика и преемственность // Russian Literature. XXX (1991). P. 431-454.
119. Марков В.Ф. О свободе в поэзии. 1994.
120. Марков В. Ф. История русского футуризма. СПб., 2000. С. 165.
121. Материалы об О.Э. Мандельштаме. СПб: Академический проспект. 1997. (Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1993 год).
122. Мейлах М.Б. «Внутри горы бездействует кумир.». К сталинской теме в поэзии Мандельштама // Жизнь и творчество Мандельштама. Воронеж, 1991. С. 416-426.
123. Мелетинский Е. Поэтика мифа. 1976.
124. Мелетинский Е. Земля // Мифы народов мира: В 2-х тт. Т. 1. С. 466467.
125. Меркель Е.В. Философия слова и поэтическая семантика Осипа Мандельштама: Автореферат канд. диссертации. Владивосток, 2002.
126. Мусатов В.В. Лирика О. Мандельштама. Киев, 2000.
127. Мусатов В.В. Мандельштам и Тютчев // Творчество писателя и литературный процесс. Иваново, 1982. С. 189-205.
128. Мусатов В.В. О фольклорном подтексте сталинской темы в воронежских стихах Мандельштама // Смерть и бессмертие поэта. 2001. С. 155-162.
129. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. 1997.
130. Невзглядова Е. Некоторые соображения о природе поэзии в связи с особенностью сюжетостроения у Мандельштама // Столетие Мандельштама. 1994. С. 205-216.
131. Некрасова Е.Н. Вариативность стихотворений как элемент идиостиля //Проблемы структурной лингвистики. 1980. М., 1982. С. 204-212.
132. Нерлер П. О.Э. Мандельштам — Е.И. Замятину // Литературная учёба. 1991. № 1. с. 161.
133. Нерлер П.М. О композиционных принципах позднего Мандельштама // Столетие Мандельштама. 1994. С. 326-343.
134. Образцы изучения лирики: В 2-х ч. Ижевск.
135. Осип Мандельштам и его время. 1995.
136. Павлов М.С. О. Мандельштам. «Как светотени мученик Рембрандт.» // Филологические науки. 1991. № 6. С. 20-30.
137. Павлов М.С. К теме движения в поэзии Мандельштама: семантика шага в стихах к Н.Е. Штемпель // Столетие Мандельштама. 1994. С. 173-183.
138. Панова Л.Г. Пространство и время в поэтическом языке О. Мандельштама// Известия АН. СЛЯ. 1996. Т. 55. № 4.
139. Палиевский П.В. Внутренняя структура образа.// Теория литературы: В 3-х гг. Т. 1. 1962. С. 72-117.
140. Палий О.В. Структурно-семантическая организация макротекста в книге стихов О.Э. Мандельштама 1916-1920 гг. «Tristia». Автореферат канд. дисс. Воронеж, 2003.
141. Пастернак Б.Л. Предисловие // Верлен П. Романсы без слов. СПб., 1990. С. 5-10.
142. Петрова Н.А. Литература в неантропоцентрическую эпоху. Опыт О. Мандельштама. Пермь, 2001.
143. Пинский Л. Послесловие // Мандельштам О.Э. Разговор о Данте. М.,1967. С. 59-70.
144. Письма О.Э. Мандельштама Н С. Тихонову. Публикация С.В. Поляковой // Слово и судьба. 1991. С. 31.
145. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990.
146. Правда. Январь — февраль 1937.
147. Пумпянский Л.В. Поэзия Тютчева И Урания: Тютчевский альманах, 1803-1928. Л., 1928.
148. Рецензии на «Камень» // Мандельштам О.Э. Камень. Л., 1990. С. 213240.
149. Роднянская И.Б., Кожинов В.В. Образ художественный // КЛЭ. Т. 5.1968. С. 363-370.
150. Роднянская И.Б. Слово и «музыка» в лирическом стихотворении // Слово и образ. 1964. С. 195-234.
151. Ронен О. Осип Мандельштам // Литературное обозрение. 1991. № 1. С.°3-18.
152. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997.
153. Сапогов В.А. Сюжет в лирическом цикле // Сюжетосложение в русской литературе. Даугавпилс, 1980.
154. Семашко Н. Что дало вскрытие тела Владимира Ильича // Известия. 25.01.1924. С. 1.
155. Семенко И.М. Поэтика позднего Мандельштама. М., 1997.
156. Сильман Т. Заметки о лирике. Л., 1977.
157. Скатов Н. Русские поэты: Ф. Тютчев, А. Фет // Тютчев Ф.И., Фет А.А. Стихотворения. М., 1988. С. 3-20.
158. Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. 1977.
159. Струве Н. Осип Мандельштам. Томск, 1992.
160. Сурат И. Смерть поэта. Мандельштам и Пушкин // Новый мир. 2003. №3. С. 155-173.
161. Таборисская Е.М. Лирический мир О. Мандельштама как целое: рецензия // Русская литература. 2001. № 3. С. 229-231.
162. Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия / Автор-сост. Н.Д. Тамарченко. М.: РГТУ, 2001.
163. Тарановский К. О взаимодействии стихотворного ритма и семантики // Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000. С. 372-403.
164. Тарановский К. Очерки о поэзии Мандельштама // Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000. С. 13-208.
165. Тоддес Е.А. Мандельштам и опоязовская филология // Тыняновский сборник: Вторые Тыняновские чтения. Рига, 1986.
166. Тоддес Е.А. Заметки о Мандельштаме // De visu. 1993. № 11-12.
167. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М., 1965.
168. Тынянов Ю.Н. Промежуток // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
169. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. 1987.
170. Успенский Б.А. Анатомия метафоры у Мандельштама // Успен-ский°Б.А. Избранные труды. Т. 2. Язык и культура. 2-е изд. М., 1996. С. 306343.
171. Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла // Филологические науки. 1982. №4.
172. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.
173. Фрейдин Г. Осип Мандельштам: История и Миф (1930-1938) // Русская литература XX века: исследования американских учёных. 1993. С. 329-330. (С. 302-362).
174. Фрейдин Ю.Л. «Просвечивающие» слова в стихотворениях Мандельштама // Смерть и бессмертие поэта. С. 235-242.
175. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000.
176. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1982.
177. Цивьян Т.В. Мандельштам и Ахматова: к теме диалога / Столетие Мандельштама. 1994. С. 21-30.
178. Черашняя Д.И. Поэтика Осипа Мандельштама: субъектный подход. Ижевск, 2004.
179. Черашняя Д.И. Тема Мавзолея в творчестве О. Мандельштама // Известия АН СЛЯ. М., 2000. Т. 59. № 4. С. 36-48.
180. Черняева Н.А. Путешествие через границы: «Мадонна Альба» Рафаэля в образной системе стихотворения О. Мандельштама «Рождение улыбки» // Филологический класс. 1998-1999. № 3. С. 76-78.
181. Чередниченко Т.В. Наш миф // Мировое древо. 1992. № 1. С. 110-132.
182. Шапир М.И. Язык поэтический // Введение в литературоведение: Основные понятия и термины / Чернец Л.В., Хализев В.Е., Бройтман С.Н. и др. С.512-529.
183. Шапир М.И. Поэзия в ряду языков духовной культуры // Шапир М.И. Universum versus: язык — стих — смысл в русской поэзии XVIII-XX веков. В 2-х кн. Кн. 1. 2000. С. 9-36, 25-29.
184. Шестакова Э.Г. Ситуационно-коммуникативный аспект анализа ок-сюморонной образности // Русская литература XX века. 2000. № 5. С. 104-116.
185. Шиндин С.Г. Город в художественном мире Мандельштама: пространственный аспект // Russian Literature. XXX. 1991. С. 481-500.
186. Шкловский В.Б. Искусство как приём // Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983.
187. Штемпель Н.Е. Мандельштам в Воронеже. М., 1992.
188. Эйхенбаум Б.М. Опыт анализа // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969. С. 140-146.
189. Эгаптейн М.Н. Образ художественный // Литературный Энциклопедический Словарь. 1987. С. 252-256.
190. Эпштейн М.Н. Тема и вариации // Этнтейн М.Н. Парадоксы новизны. М., 1988.
191. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. Л., 1970.
192. Эткинд Е.Г. Материя стиха. СПб., 1998.
193. Эткинд Е.Г. Осип Мандельштам: трилогия о веке.// Слово и судьба. 1991. С. 240-271.
194. Якобсон Р. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: подступы к Хлебникову // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 272-316.
195. Якобсон Р. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 324-338.
196. Якунин А.В. Концепция парадокса в художественном сознании О. Мандельштама: Автореферат канд. дис. Владивосток, 2002.
197. Hans Rothe. Mandelstam and Motifs from Classical Antiquity // Столетие Мандельштама. 1994. С. 308-318.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.