Этно-фольклорная основа адыгского романа 1960-1980-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Тутаришева, Цуца Хаджумаровна

  • Тутаришева, Цуца Хаджумаровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2002, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 159
Тутаришева, Цуца Хаджумаровна. Этно-фольклорная основа адыгского романа 1960-1980-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Нальчик. 2002. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Тутаришева, Цуца Хаджумаровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Аспекты соотношений фольклора и литературы как самостоятельных художественных систем (к постановке вопроса).

ГЛАВА II. Проблемы взаимосвязи фольклора и литературы в адыгском романе 1960 - 1980-х г.г.

ГЛАВА III. Эстетическая роль художественного этнографизма в жанре романа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этно-фольклорная основа адыгского романа 1960-1980-х годов»

Проблемы взаимосвязи и взаимовлияния фольклора и литературы, роли и места фольклорных и этнографических мотивов, тем, символики в художественной литературе занимают одно из важных мест в современном литературоведении. Особенно интенсивно изучаются эти проблемы в так называемых молодых литературах, в которых влияние фольклора, а также художественно-этнографические мотивы наиболее заметны. Данные проблемы анализируются как в теоретическом аспекте, так и в историко-литературном, в целом ряде содержательных монографий и статей, непосредственно посвященных указанным проблемам или обращающихся к отдельным жанрам литературы, творчеству писателей и поэтов и т.д. Назовем некоторые работы: У.Далгат. Литература и фольклор (1981); А. Пошатаева. Литература и фольклор (1981); Д.Медриш. Литература и фольклорная традиция (1980); Р.Бикмухаметов. Орбиты взаимодействия (1983); Г.Гамзатов. Преодоление, становление, обновление: на путях формирования дагестанской литературы (1986); Ю.Тхагазитов. Адыгский роман (1987); А.Скаляхо. Идейно-художественное становление адыгских литератур (1988); А.Мусукаева. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология (1993); Р.Камбачокова. Кабардинский исторический роман (1999); А.Сарбашева. Формирование историзма мышления и балкарский роман (2001) и др.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблемы взаимосвязи фольклора и литературы, роли и места фольклорных мотивов, тем, фольклорной символики, а также проблемы художественного этнографизма как способа отображения национальной действительности остаются постоянным объектом современного литературоведения. Г.Гамзатов отмечает, что «наиболее очевидными формами фольклоризма выступает фольклоризм стилистически-речевой, фольклоризм поэтического строя литературного произведения и фольклоризм социально-этнографический»1. В работе нами проводится анализ наиболее значительных форм фольклоризма, способы и методы их использования в художественном произведении, в связи с этим анализируются индивидуальные особенности таланта того или иного писателя, поэтические народные источники творчества и т.д. Не менее актуальным, на наш взгляд, является и изучение эстетической роли художественного этнографизма.

Обращение к типологической общности адыгских литератур вызвано целью нашего исследования: выявить фольклорно-этнографическую основу адыгского романа 60-80-х годов, а также тем, что проблема взаимодействия и взаимовлияния литератур одной языковой группы - одна из сложных и наименее изученных. Д.Лихачев, изучая проблему мирового литературного опыта, говорит, в частности, о русской литературе: «Национальные литературы никогда не развивались в одиночку и в изоляции друг от друга»2. Думается, что это утверждение можно отнести и к любой другой национальной литературе.

Опираясь на общетеоретические положения по данной проблеме, а также на труды ведущих ученых, в своей работе мы ставим следующую задачу: выявить фольклорно-этнографическую основу адыгского романа 1960-80-х годов, ее влияние на жанровую, образную, художественно-эстетическую особенность романа.

Одной из основных задач диссертационной работы является исследование устного народного творчества и адыгского романа в аспекте соотношений двух художественных систем - фольклора и литературы, а также изучение художественного этнографизма как важнейшего фактора национального и исторического мировоззрения романистов.

Материалом для диссертационного исследования послужили романы адыгских писателей: А.Шортанова «Горцы», Т.Керашева «Шамбуль», Х.Абукова «На берегах Зеленчука», М.Дышекова «Зарево», Х.Теунова «Род Шогемоковых», А.Кешокова «Вершины не спят», «Сломанная подкова», И.Машбаша «Одинокий всадник», М.Эльберда «Страшен путь на Ошхамахо», Т.Адыгова «Щит Тибарда» и другие.

Изученность проблемы.

Проблемы генезиса романа, роли и места фольклора и художественного этнографизма в адыгских литературах в определенной степени освещены. В литературоведческих трудах второй половины XX века (1960-90-е годы) скрупулезно и плодотворно исследовались вопросы художественного конфликта, сюжетно-композиционных особенностей, образной системы, эволюции жанра, фольклорных и этно-культурных традиций, поэтики и т.д. Именно в этот период роман оформился в своем бытии и к этому же периоду относится его объективное изучение. Исследователи адыгских литератур придерживаются концепции определяющей роли фольклора в формировании национальной прозы: Х.Баков, Л.Бекизова, А.Мусукаева, Ю.Тхагазитов, З.Толгуров, А.Скаляхо, К.Шаззо, Х.Хапсироков и др.,3 хотя периоды, которые традиционно выделяются исследователями, требуют дальнейшего досконального анализа: 1930-40-е годы - период учебы, прямого заимствования фольклора, 1950-70-е - развитие литературы по возрастающей, в качестве поступательного движения от фольклора к литературе, 1980-90-е годы -совершенствование мастерства, творческое переосмысление произведений устного народного творчества.

О том, насколько богат опыт романа, свидетельствует книга К.Султанова «Динамика жанра (особенное и общее в опыте современного романа)», давшая возможность постановки и решения ряда общетеоретических проблем, в том числе проблемы общего и особенного в литературах северокавказского региона, в которой привнесено немало путаницы, поверхностной полемики, никак не способствовавших научному подходу. К.Султанов очищает проблему от этих наслоений и дает свое весьма перспективное ее толкование.

Следует отметить работу У.Панеш «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур», которая исследует связи адыгских литератур на материале прозы трех основных этапов ее развития: 1920-30-е годы, 1940-50-е и современность, показывая их динамику и диалогическую перекличку.

Необходимо также отметить монографическое исследование А.Мусукаевой «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология», уделяющее особое внимание соотношению двух художественных систем - фольклора и литературы. А.Мусукаевой художественный этнографизм анализируется как важнейший фактор национального и исторического мировидения художников слова, подчеркивается его эстетическая и аксеологическая роль.

Научная новизна исследования заключается в следующем: в диссертации впервые проводится монографическое изучение этно-фольклорной основы адыгского романа 60-80-х годов, специальному анализу подвергаются аспекты соотношений и взаимосвязи фольклора и литературы в адыгском романе указанного периода, определяется эстетическая и функциональная роль художественного этнографизма в жанре романа.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дальнейшей разработке одной из актуальных проблем современного литературоведения - проблемы фольклоризма и мифопоэтического сознания в адыгских литературах, в частности в жанре романа. Кроме того, сравнительно-типологическое изучение адыгских литератур позволяет выявить общие закономерности литературного процесса, а также национальное своеобразие каждой из литератур, входящих в ту или иную типологическую общность. Развитие адыгских литератур, в частности эволюция жанра романа со всеми его специфическими особенностями требует широкого исследования связей генетических, типологических, рассмотрения в единстве факторов общего и индивидуального.

Практическая ценность настоящего исследования состоит в том, что собранный и систематизированный нами материал, а также результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению национального романа, в частности проблемам взаимосвязей этнофольклорных тем, сюжетов, мотивов в адыгском романе. Материалы исследования могут быть использованы при чтении курса истории литератур народов Российской Федерации, а также при чтении специальных курсов по адыгским литературам.

Методологической основой диссертационного исследования является современная теория целостного восприятия литературного процесса, а также ориентация на закономерности его развития.

Важную роль в формировании концепции данной работы сыграли взгляды ведущих исследователей современного национального литературного процесса (Л.Н.Арутюнов, Ю.Я.Барабаш, Г.И.Ломидзе, Н.С.Надъярных, В.П.Палиевского, К.К.Султанова и др.). В работе также находят свое творческое отражение опыт исследователей мифа, фольклора и художественного этнографизма (С.С.Аверинцев, В.М.Гацак, У.Б.Далгат, Е.М.Мелетинский, В.Я.Пропп и др.).

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы были доложены и обсуждены на научно-теоретических и научно-практических конференциях: «Роль фольклорных традиций в художественной системе адыгского романа (по произведениям А.Кешокова)» - (г.Пятигорск, материалы международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», 2001г.); «Этно-фольклорная основа адыгского романа» (г.Майкоп, «Северный Кавказ в условиях глобализации», 2001 г.); а также в статьях: «Этно-фольклорные традиции в романе Т.Адыгова «Щит Тибарда» (Вестник КБГУ, 2001г.), «Художественный этнографизм как способ воссоздания национальной действительности» (ж. «Ошхамахо», 2001, №3), «Фольклорная основа прозы Хачима Теунова» (ж. «Литературная Кабардино-Балкария», 2002, №2).

Кроме того, диссертация обсуждена на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур Северного Кавказа» (март -2002г.) и на заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (апрель - 2002г.).

Структура работы. Цели и задачи определили структуру диссертационного исследования, которое состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Тутаришева, Цуца Хаджумаровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адыгский роман 1960-80-х годов явился естественным итогом развития литератур предшествующих периодов. Характерное преобладание в послевоенной адыгской прозе реалистических, аналитических тенденций, тяготение к многомерному анализу человека и действительности требовали совершенно новой для адыгских литератур эпической художественной формы, нового жанра, позволяющего решать глубокие социальные и нравственно-этические проблемы, показывать в развитии национальный характер.

Появлению в литературе жанра романа способствовало многовековое развитие художественной мысли адыгских народов, а также влияние русской и мировой классики, что значительно обогащало художественно-изобразительные возможности романов. Невозможно анализировать становление жанра романа, без учета воздействия на него русской классической, многонациональной и мировой литературы, так как именно это воздействие направляло национальную литературу, организовывало ее, ориентировало на лучшие достижения мировой классики.

Связь адыгского романа с фольклором не решила сложные болезни роста: от прямого переноса сюжетов, тем, героев до глубокого переосмысления фольклора, обогащающего письменную литературу художественно и духовно. Если в период 1920-30-х годов влияние фольклорных традиций наиболее заметно и явно, то в адыгском романе 1960-80-х годов влияние их становится более глубинным, сложным и художественно обоснованным, и они, трансформировавшись, продолжают играть значительную роль.

Жанры рассказа и повести в адыгских литературах 1960-80-х годов в основном отмечены стремлением к изображению современности, роман же отличался исторической направленностью. Причем, в некоторых исторических романах прошлое народа воссоздавалось с тончайшей художественной детализацией, с углубленным исследованием этно-фольклорных основ, например, в романе А.Шортанова «Горцы». В других - историческая проблема соотносилась с современностью или была ориентирована на нее: «Вершины не спят» А.Кешокова, «Мое Шовгенов» Д.Костанова, «Сто первый перевал» И.Машбаша, «Род Шогемоковых» Х.Теунова и другие. В этих произведениях писатели обращаются к героическому нартскому эпосу, к историческим корням народа, к его культуре, этикету, находя в многовековой народной мудрости истоки и основу национальной психологии и национального характера.

При исследовании определенных периодов развития национальных литератур Северного Кавказа, их этно-фольклорной основы, движения от фольклора к эпическим жанрам прозы нередко возникал вопрос: не является ли роман искусственно навязанным жанром и не «подгоняются» ли истории национальных литератур к роману как некой вершине развития? Скрупулезный анализ истории адыгских литератур свидетельствует, что роман явился естественным и закономерным результатом процесса формирования и развития литературных жанров. Если мы обратимся к очеркам истории национальных литератур и к отдельным монографическим исследованиям, посвященным проблемам развития прозы, то заметим, что поступательное развитие литератур было единственно возможным. К примеру, в прозе: очерк, рассказ, повесть, роман. Но были, разумеется, и исключения - роман Т.Керашева «Шамбуль» (1932), который свидетельствовал о новом, масштабном осмыслении писателем эпохи переустройства общества, о возможностях более плодотворного использования богатств устного поэтического творчества, к которому обращались и другие адыгские, романисты («Камбот и Ляца» А.Шогенцукова, «На берегах Зеленчука» Х.Абукова, «Зарево» М.Дышекова, «Вершины не спят» А.Кешокова и др.). Умелое сочетание тонкости психологического анализа, которым писатель овладевает в процессе плодотворного использования лучших традиций русской реалистической литературы (Л.Толстой, М.Горький, М.Шолохов и др.), с мастерским использованием животворных фольклорных традиций позволяет Т.Керашеву создать индивидуализированные образы героев (Биболэт, Нафисет, Халяхо) и воссоздать национальный быт как бытие.

В кабардинской литературе формированию к дальнейшему развитию жанра романа в большой степени способствовало наличие развитой повести (Ад. Шогенцуков, Х.Каширгов, Т.Адыгов, П.Мисаков, А.Кушхаунов и др.). Но поступательное движение романа не означает отказа от опыта других жанров (в адыгских литературах 1960-80-х годов наряду с эпическими романами создаются очерки, рассказы и повести). Точно так же и в творчестве отдельных художников органично сосуществуют лирика и проникновенность поэзии с масштабной, эпической прозой и трудно, например, порой отдать предпочтение Кешокову - прозаику, а не Кешокову - поэту.

В адыгском романе 1960-80-х годов описательное, поверхностное изображение фактов, немотивированное поведение героев и прямолинейное объяснение их поступков сменилось более строгим отбором фактов, их анализом, художественным обобщением. Судьба отдельного литературного героя и историческое движение жизни народа находятся в неразрывном единстве. Все чаще обращаясь к традициям прошлого - фольклорным и этнографическим - используя и трансформируя лучшее из этих традиций, адыгские романисты по-новому подходят к решению художественных задач. Прежде всего они стремятся овладеть нелегким искусством психологического анализа, созданием глубоко реалистического и психологически достоверного образа национального героя. Одна из основных тенденций адыгской прозы -формирование крупных прозаических жанров, требующих создания национальных характеров, их углубленного психологического анализа, понижения закономерностей исторического движения народной жизни в целом, постановки актуальных нравственно-этических проблем. В творчестве многих адыгских писателей отмечается органическое единство этно-фольклорных начал с реалистическим воссозданием исторических событий, фактов, героев. Адыгский роман 1960-80-х годов - это произведения, в которых наблюдается естественное соединение исторических событий, социальных проблем и нравственных конфликтов с фольклорными, этно-социальными и этно-философскими проблемами.

В целом адыгская проза вышла на такой уровень, который позволяет ей стать рядом с другими развитыми национальными художественными культурами, и значительную роль в этом сыграли адыгский фольклор, народные традиции, обычаи, явившиеся определенной основой в процессе формирования художественного своеобразия жанра романа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Тутаришева, Цуца Хаджумаровна, 2002 год

1. Абаев В.И. Нартский эпос осетин // Нарты. Осетинский героический эпос. Книга 1.- М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. С. 432.

2. Авидзба В.Ш. Абхазский роман. Сухуми. 1997. С. 268.

3. Агрба В.Б. Абхазская поэзия и устное народное творчество. Тбилиси: Мецниереба, 1971. С. 159.

4. Адамович A.M. Становление жанра. Белорусский роман. М.: Авториз. перевод с белорусского З.Крахмальниковой и Е.Стояновской. - М.: Советский писатель, 1964. С. 339.

5. Азадовский М. Литература и фольклор: Очерки и этюды Л.: Худ. Лит., 1938. С. 293.

6. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. -Махачкала, 1968. С. 290.

7. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман. М.- Л.: АН СССР, 1962. С. 165.

8. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала: 1996. С. 271.

9. Баков X. И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп: 1994. С. 251.

10. Барабаш Ю Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1973. С. 320.

11. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 444.

12. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1995. С. 502.

13. Бекизова JI. А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск.: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского кн.изд, 1974. С. 288.

14. Бекизова Л.А. По законам взаимодействия и художественной самобытности. Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. -М., 1978.

15. Бекизова Л.А. Черкесская советская литература. Черкесск.: Ставропольское книжное издательство, 1964. С. 200.

16. Белинский В. Г. Избранное в 2-х книгах. Т.1.- М., 1959. С. 559.

17. Бикмухаметов Р.Г. Орбиты взаимодействия. Москва: Советский писатель, 1983. С. 239.

18. Бикмухаметов Р.Г. Роман и литературный процесс. // «Вопросы литературы», № 9. 1971.

19. Благой Д.Д. Национальные особенности русской литературы. М., 1978. С. 280.

20. Бучис А. Роман и современность: становление и развитие литов. сов. романа/- М.: Советский писатель, 1977. С. 414.

21. Бушлин A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969. С. 228.

22. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. /Вступительная статья И.К.Горького; Составленный комментарий В.В.Мочаловой. М. Высшая школа, 1989. С. 406.

23. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избр.труды /В.В.Виноградов; (Послесл. А.П.Чудакова; Коммент. А.П.Чудакова и Р.Д.Тименчика; АН СССР, От-ние литературы и яз.) М.: Наука, 1976. С. 511.

24. Вопросы истории адыгейской советской литературы: в 2-х книгах /Авторский коллектив: Гадагатль А.М., Костанов Д.С., Скаляхо A.A.,

25. Хут Ш.Х., Шаззо К.Г. Майкоп. - Книга 1 - 176 с. 1979. Книга 2. 1980. С. 204.

26. Вопросы осетинской литературы и фольклора: Сборник статей /Северо-Осетинский НИИ истории, филологии и экономики/ -Орджоникидзе: СОНИИ, 1984. С. 147.

27. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1987. С. 397.

28. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» и его генезис. -Краснодар: Книжное издательство, 1967. С. 422.

29. Гамзатов Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, 2000. С. 280.

30. Гамзатов Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996. С. 651.

31. Гамзатов Г.Г. Преодоление, становление, обновление: на путях формирования дагестанской литературы. Махачкала, 1986. С. 460.

32. Гачев Г. Неминуемое: Ускоренное развитие литературы. М.: Художественная литература, 1989. С. 431.

33. Гей Н.К. О художественности. М.: Наука, 1967. С. 364.

34. Герасименко А. П. Искусство слова: О художественности литературы. Русский советский роман 60-80-х годов. М.: МГУ, 1989. С. 204.

35. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971. С. 464 с.

36. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1967. С. 319.

37. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. -М.: Советский писатель, 1988. С. 429.

38. Дагестанская литература. Закономерности развития (1965 1985). -Махачкала, 1999. С. 340.

39. Далгат У.Б. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981. С. 303.

40. Джусойты Н. Все начинается с размышления. // «Вопросы литературы», 1976. № 5.

41. Днепров В.Д. Черты романа XX века. М. - Л.: Советский писатель, 1965. С. 548.

42. Дюришин Д. Систематика межлитературного процесса. -Братислава, 1988. С. 320.

43. Ершов Л.Ф. Русский советский роман (национальные традиции и новаторство). Л.: Наука, 1967. С. 339.

44. Живое единство. О взаимовлиянии литератур народов СССР. -Сборник. М.: Советский писатель, 1974. С. 396.

45. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М.: Художественная литература, 1973. С. 535.

46. История адыгейской литературы. Майкоп: Меоты - (АРИГИ). Т.1 1999. С. 522.

47. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Выпуск I. -М., 1995. С. 240.

48. История русского советского романа. М. - Л.: Наука. В 2 томах. Кн.1. - 1965. -715с. Кн.2. - 1965. С. 483.

49. История русской литературы. В 4-х т. Т.1 Л.: Наука, 1981. С. 816.

50. История советской многонациональной литературы. В шести томах. М.: Наука 1970 - 1974. Т.1. - 1970. - 562с. Т.2. - 1971. - 511с. Т.З. -1970. - 631с. Т.4. - 1972. - 664с. Т.5. - 1974. - 840с. Т.6. - 1974. - 744с.

51. Камбачокова Р. Адыгский исторический роман. Нальчик, 1999. С. 116.

52. Караева А.И. Обретение художественности. М.: Наука, 1979. С. 176.

53. Кашежева Л.Н. Кабардинская советская проза. Нальчик, 1962. С. 147.

54. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов: (Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы). -М.: Наука, 1983. С. 336.

55. Кожинов В.В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк. -М.: Советский писатель, 1963. С. 439.

56. Кузнецов Ф.И. Советский роман. М., 1963. С. 330.

57. Кунижев М.Ш. Истоки нашей литературы: Литературно-критические статьи. На адыгейском языке. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1978. С. 183.

58. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора: (Учебное пособие для филологических специализированных университетов). М.: Высшая школа, 1981. С. 223.

59. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л., 1984. С. 209.

60. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1971. С. 370.

61. Мамий Р.Г. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы II половины XX века. -Майкоп, 2001. С. 338.

62. Мамий Р.Г. Пути адыгейского романа: На адыгейском языке. -Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1977. С. 176.

63. Машитлова Е.М. Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе. Нальчик: «Эльбрус», 1977. С. 130.

64. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа, /отв.ред. Ю.Б.Виппер. М.: Наука, 1986. С. 297.

65. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Мысль, 1976. С. 406.

66. Миф фольклор - литература: Сборник статей //АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом); редколлектив:

67. B.Г.Базанов (ответственный редактор) и др. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1978. С. 250.

68. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. 2-е издание. (Главный редактор С.А.Токарев). - М.: Большая Российская энциклопедия; Олимп, 1997. - Т. 1 А-К- 671с. Т. 2 К-Я. С. 719.

69. Многонациональный советский роман. Закономерности развития советского романа. Сборник статей. Под общей редакцией докторов филологических наук Г.И.Ломидзе и М.Н.Пархоменко. М.: «Мысль», 1966. С. 308.

70. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем: Литературоведческие статьи. Нальчик: «Эльбрус», 1987. С. 168.

71. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. Нальчик: «Эльбрус», 1978.1. C. 131.

72. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман: художественная и этнокультурная типология. Нальчик: «Эльбрус», 1993. С. 192.

73. Надъярных Н.С. Время перечтений.// Способность к диалогу. Часть 1.-М., 1993.

74. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. М.: Наука, 1972. С. 246.

75. Оскоцкий В.Д. Богатство романа. М., 1976. С. 320.

76. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока (традиция и современность). М.: Наука, 1972. С. 266.

77. От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятилетия Елезара Моисеевича Мелетинского. Российский государственный гуманитарный университет. М.: издательство «Российский университет», 1993. С. 352.

78. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968. С. 303.

79. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп: Издательство Адыгейского научно-исследовательского института, 1990. С. 275.

80. Панеш У.М. Традиции и новаторство: Литературно-критические статьи. На адыгейском языке. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1984. С. 175.

81. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп. - Выпуск 2. 1979. - 168с. Выпуск 3. 1981. С. 180.

82. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Выпуск 1. Отв.редактор К.Г.Шаззо и К.М.Шиков. Майкоп, 1977. С. 151.

83. Пропп В .Я. Фольклор и действительность. Статьи. М.: 1976. С. 325.

84. Роль фольклора в литературах народов СССР. Сборник статей (Отв.ред. У.Б.Далгат). М., 1975. С. 248.

85. Русский советский роман. Философские аспекты. Л., 1989. С. 261.

86. Сарбашева А.М. Формирование историзма мышления и балкарский роман /Научный редактор З.Х.Толгуров. Нальчик: РАН КБНЦ, 2001. С. 147.

87. Султанов К.К. Динамика жанра (особенное и общее в опыте современного романа)/ отв.редактор Г.И.Ломидзе. — М.: Наука, 1989. С. 152.

88. Султанов К.К. Самосознание национальной литературы.//История национальных литератур. Выпуск 1. -М., 1995.

89. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1988. С. 280.

90. Схаляхо А. Очаг национальной памяти. Майкоп, 1999. С. 190.

91. Теппеев A.M. Балкарская проза/ Под ред. А.И.Алиевой. Нальчик: Эльбрус, 1974. С. 174.

92. Теунов Х.И. Литература и писатели Кабарды: Авторизованный перевод с кабардинского. 2-е издание, дополненное, - М.: Советский писатель, 1955. С. 383.

93. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности: Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 1991. С. 208.

94. Толгуров З.Х. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик: Эльбрус, 1974. С. 234.

95. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман /Национально-эпическая традиция и современность /. Нальчик: Эльбрус, 1987. С. 110.

96. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. (Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман) Нальчик: Эльбрус, 1996. С. 256.

97. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру. Очерк истории жанров в балкарской литературе. Нальчик: Эльбрус, 1972. С. 174.

98. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик: Эльбрус, 1978. С. 258.

99. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков. Книга о жизни и творчестве поэта. Нальчик: Эльбрус, 2000. С. 352.

100. Хапсироков X. Пути развития адыгейских литератур. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1968. С. 266.159

101. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители второй половины XIX -начала XX века. Нальчик: Эльбрус, 1983. С. 244.

102. Чамоков Т. Н. В защиту человека. Майкоп, 1992. С. 190.

103. Чамоков Т.Н. В ритме эпохи. (О литературе адыгских народов) -Нальчик: Эльбрус, 1986. С. 184.

104. Чеченский и ингушский роман: Проблемы жанра. Грозный, 1986. С. 118.

105. Шабанова Е. Тембот Керашев. Майкоп, 1959. С. 143.

106. Шаззо К.Г. Живое слово. Майкоп, 1989. С. 230.

107. Шаззо К.Г. Ступени. Исхак Машбаш: жизнь и творчество Майкоп, 1991. С. 238.

108. Шаззо К. Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 238.

109. Шошин В.А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. JL: Наука. Ленинградское отделение, 1989. С. 247.

110. Якименко Л.Г. На дорогах века: Актуальные вопросы советской литературы. 2-е издание, дополненное. - М.: Художественная литература, 1978. С. 494.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.