Художественные особенности дилогии Д.Ф. Купера о современности "Домой" и "Дома" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Розе, Елена Евгеньевна

  • Розе, Елена Евгеньевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Великий Новгород
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 178
Розе, Елена Евгеньевна. Художественные особенности дилогии Д.Ф. Купера о современности "Домой" и "Дома": дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Великий Новгород. 2004. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Розе, Елена Евгеньевна

Введение.

Глава 1 Публицистические и художественные произведения

Д.Ф. Купера о современности.

1.1 Формирование критического взгляда на современность в творчестве Д.Ф. Купера.

1.2 Полемика вокруг романов Д.Ф. Купера о современности.

1.2.1 Критика идеологической позиции Д.Ф. Купера в его романах о современности.

1.2.2 Критика художественных особенностей романов Д.Ф. Купера о современности.

1.3 Слияние просветительской и романтической традиции в дилогии

Д.Ф. Купера «Домой» и «Дома».

1.4 К вопросу о жанре дилогии Д.Ф. Купера «Домой» и «Дома».

Выводы по первой главе.

Глава 2 Поэтика дилогии Д.Ф. Купера «Домой» и «Дома».

2.1 Дилогия Д.Ф.Купера как развитие темы, предложенной В.Ирвингом в «Истории Нью-Йорка».

2.2 Художественные средства, использованные Д.Ф. Купером в дилогии «Домой» и «Дома».

2.2.1 Портретная характеристика.

2.2.2 Речевой портрет.

1 2.2.3 Говорящие имена. 2.2.4 Символика романов «Домой» и «Дома».

2.3 Актуализация сильных позиций в дилогии Д.Ф. Купера.

2.3.1 Трактовка заглавий в дилогии.

1 2.3.2 Трактовка эпиграфов в дилогии.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественные особенности дилогии Д.Ф. Купера о современности "Домой" и "Дома"»

Творческое наследие Д.Ф. Купера разнообразно по тематике, весьма обширно и еще при жизни писателя вызывало интерес передовых людей его времени. В первой половине 19 века Д.Ф. Купер был одним из самых известных и популярных писателей в мировой литературе. Его близкий друг С. Морзе замечал: «Я побывал во многих европейских странах и все, что я говорю о славе Купера, я заявляю, основываясь на собственных наблюдениях. В любом большом европейском городе, где бы я ни побывал, произведения Купера занимают почетное место в витринах каждого книжного магазина. Их публикуют в 34 различных местах Европы, едва только он закончит их» (Lounsbury 1883:76-77).'

Творчество Купера получило признание и высокую оценку передовых людей того времени. Так, например, Бальзак «рычал от восторга», читая романы Купера. Об образе Натти Бампо он отзывался как о лучшем создании Купера: «.восхищения заслуживает также величие и оригинальность Кожаного Чулка, превосходного персонажа, который связывает между собой «Пионеров», «Могикан», «Озеро Онтарио» и «Прерию». Кожаный Чулок будет жить, пока живет литература. Не знаю, есть ли в необычайном творчестве Вальтера Скотта образ столь грандиозный, как этот герой саванн и лесов» (Бальзак 1955:86). Ж. Санд писала, что «некоторые сцены романов Купера являются превосходнейшими страницами из всех, какие только произвел наш литературный век» (Sand 1875:271). Восторженно отзывались о творчестве Ф. Купера Г. Лонгфелло, У. Теккерей, В. Гюго, И. Гете. Широкая известность и популярность исторических романов Купера снискала ему славу американского В. Скотта.

Успех романов Купера связан с тем, что он открыл для Европы

1 В дальнейшем при цитировании критической литературы в скобках указывается фамилия автора, год издания и страница совершенно новый, неведомый мир фронтира.

Однако во второй половине 19 века популярность Купера резко снизилась. В.Н. Шейнкер объясняет падение авторитета писателя «выражением более общего процесса, переоценкой исторической роли всей романтической литературы . и новыми задачами, которые встали перед передовой американской литературой в последние десятилетия 19 века» (Шейнкер 1971, IV: 113)'.

Возрождение интереса к творчеству Купера началось со статьи Роберта Спиллера «Американец в Англии» (1926 г.). Затем последовала статья В. Л. Паррингтона «Джеймс Фенимор Купер - критик» (1927 г.). В 1931 году вышла книга Р. Спиллера «Фенимор Купер: Критик своего времени», а в 1933 году - монография Джона Ф. Росса «Социальная критика Джеймса Фенимора Купера». Начиная с этих исследований, мнение о Купере как о писателе приключенческих романов подвергается пересмотру.

Паррингтон первым обращает внимание на социально-критическую тематику романов Купера и вслед за ним литературоведы делают объектом своих исследований именно этот аспект творчества писателя.

Но отношение к творчеству писателя никогда не было однозначным. В критической литературе разных лет можно встретить абсолютно полярные точки зрения: «развлекательный беллетрист и основоположник американского романа; изобретатель фальшивых сюжетов, нелепых ситуаций и автор, который глубоко и правдиво изобразил прошлое своей страны и разные сферы жизни ее народа; создатель детских приключенческих романов, преимущественно об индейцах и мыслитель, подвергший анализу коренные проблемы социального и нравственного развития Америки» (Шейнкер 1971, IV: 106).

Если попытаться классифицировать высказывания относительно

1 В дальнейшем при цитировании работ В.Н. Шейнкера, изданных в одном году, в скобках указывается фамилия гаюра, юд идлния, порядковый номер источника в библиографии и страница. творческого наследия Д.Ф. Купера, то мнения разделятся на два лагеря. Одни литературоведы пытаются представить Купера писателем приключенческих романов, замалчивая социально-критическую сторону его произведений.

Так, например, литературовед Браунелл доказывает, что социально-критические моменты - случайное явление в творчестве Купера, который был «рассказчиком разнообразных историй из жизни моряков и индейцев» (Brownell 1963:7). Другие исследователи извращают представление о Купере как социальном критике, изображая его реакционером, критиковавшим буржуазное общество США не потому, что американская действительность давала ему повод к критике, а только в силу того, что писатель в целом был настроен антиамерикански, реакционно.

Критики проявили единодушие в отношении лишь одного аспекта творчества писателя. В качестве этой общей черты всех исследований M.JI. Росс выделяет тот факт, что все они отмечают «несоответствие между формой и содержанием» в романах Купера (Ross 1964: 2).

В. Паррингтон первым сформулировал подобное мнение о творчестве писателя: «Фенимор Купер является одной из самых загадочных фигур своего поколения. В его сложном характере воплотилось то, что можно назвать ничем иным, как комком противоречий. В своих попытках понять его - было сбито с толку и его поколение и последующие» (Паррингтон 1962:214). Критик также считает, что «его романтическое искусство страдало от проникновения в него реальности: романтик все время вынужден был становиться критиком» (Паррингтон 1962: 217).

Таким образом, первой работой, явившейся попыткой глубокого подхода к изучению и осознанию творчества Купера было исследование B.JI. Паррингтона. Именно он впервые объясняет истоки социальной критики Купера противоречием между идеалом и действительностью, что является основополагающим конфликтом романтизма.

Паррингтон называет Купера критиком общественных порядков, озаглавив так часть в своем исследовании (Паррингтон 1962: 258-275). Вслед за ним, именно этому аспекту творческого наследия писателя посвящают свои работы такие исследователи как Спиллер, Росс, Дороти Уэйплз, Гроссман, Риндж, Хаус и другие.

Что же касается отечественного литературоведения, то впервые достаточно глубоко жизнь и творчество Д.Ф. Купера были освещены в статье А.А. Елистратовой в «Истории американской литературы», изданной Институтом мировой литературы им. М. Горького в 1947 году. Статья дает представление о Купере как социальном критике. Позже, в 1953 году, Л.А. Соколова посвящает теме критики буржуазного общества США в творчестве Д.Ф. Купера свою кандидатскую диссертацию. Но, как справедливо отмечает профессор В.Н. Шейнкер, проблемы философского и художественного плана в работе почти не затрагивались (Шейнкер 1971, IV: 130). Кроме того, Л.А. Соколова преувеличивает степень народности творчества Купера, его близость к народным массам. Поскольку его идеалом был просвещенный аристократ, то роль народа для писателя была явно вторичной. Несмотря на то, что в диссертации рассматривается дилогия «Домой» и «Дома», автор ставит перед собой задачи отличные от задач настоящего исследования. В то же время, Л.А. Соколова тщательно прослеживает этапы творческого пути Д.Ф. Купера и изменения его мировоззрения.

В 1967 году М.Н. Бобровой была написана первая в отечественном литературоведении монография о Д.Ф. Купере. Эта работа, к сожалению, не затрагивает публицистической стороны творчества писателя и дилогии «Домой» и «Дома» и носит популяризаторский характер (Шейнкер 1971, IV: 130; Рафикова 1986: 9).

Серьезным вкладом в изучение творчества Купера можно считать статью А.Н. Николкжина «Американский романтизм и современность». Основное внимание в работе уделяется романам о Кожаном Чулке, а дилогия об Эффингемах опять остается вне поля зрения.

В разные годы к анализу творчества Купера обращались многие отечественные литературоведы: Ю.В. Ковалев, М.П. Алексеев, М.О. Мендельсон, Л.К. Савуренок, но самый значительный вклад в осмысление творческого наследия писателя сделал В.Н. Шейнкер в докторской диссертации и многочисленных статьях. Он не только анализирует исторический роман Купера в контексте развития американской литературы, но и глубоко исследует все творчество писателя, раскрывая его культурно-исторический смысл и значение.

Одно из последних исследований Купера в отечественном литературоведении относится к 1986 году. Это кандидатская диссертация Т.Ю. Введенской. Работа посвящена европейской трилогии писателя и подчеркивает большое значение пребывания писателя в Европе для формирования его мировоззрения и отношения к демократии в Америке.

Исследователь анализирует факторы, которые помогли Куперу подметить опасные тенденции развития общества и пороки политического устройства Старого Света, увидеть в них угрозу «американским принципам и сделать философские выводы, которые становятся основой социального предвидения писателя, рассмотревшего корень зла в дегуманизирующем влиянии денег и распространяющемся господстве посредственности» (Введенская 1984: 170).

В том же 1986 году Э.Е. Рафикова в кандидатской диссертации исследует публицистическую традицию в романах Купера о современности. Автор вскрывает круг проблем, волновавших писателя в 30-е годы 19 века, подчеркивает значение публицистических произведений Купера в эволюции его творческого метода и анализирует связь между публицистическими очерками писателя и его романами, написанными с 1838 по 1850 годы. В числе прочих автор упоминает в своем исследовании и дилогию «Домой» и «Дома», очерчивая в общих чертах, затронутые в ней проблемы.

Таким образом, можно сказать, что в отечественном литературоведении проделана большая работа по соотнесению произведений Купера с фактами его биографии, собран обширный материал для социального осмысления этапов творческого пути писателя, значения и художественных достоинств его различных произведений. Затрагивая самые разнообразные аспекты литературной деятельности Купера, авторы большинства работ на основе биографических и текстологических данных делают справедливый вывод о неоднозначности творческого облика писателя, об эволюции его взглядов и отражении этого процесса в его произведениях. Литературоведы обращают внимание на возникновение в творчестве писателя новых тенденций, на очевидную разницу в трактовке проблем, характерных для произведений Купера 20-х и 30-х годов, на неодинаковое использование художественных средств в разные периоды его творчества (Боброва 1967: 38; Николюкин 1968: 96).

Тем не менее, сатирические романы Купера не были достаточно тщательно изучены ни в американском, ни в отечественном литературоведении. Как правило, исследователи лишь вскользь упоминают о существовании дилогии об Эффингемах. Так и в диссертациях Л.А. Соколовой и Э.Н. Рафиковой они затрагиваются обзорно, в ряду других произведений. Однако принципиальное значение этих романов для постижения причин и основных направлений эволюции творческого метода писателя, к сожалению, не получило до сих пор заслуженного признания. В стороне остается и вопрос о художественных особенностях дилогии. Существует явная диспропорция между вниманием, уделяемым критиками морским романам Купера, пенталогии о Кожаном Чулке и отрывочным, фрагментарным высказываниям о дилогии об Эффингемах, где лишь в самых общих чертах констатируется ее замысел и проблематика.

Итак, каждая эпоха привносила свое суждение о значении творчества Д.Ф. Купера, но в осмыслении наследия Купера литературоведческая наука не знала единодушия.

Что касается американских литературоведов, они не поднялись, за исключением Д. Уэйплз, до обобщений социального порядка в раскрытии культурно-исторического смысла и значения творческого наследия Купера.

Отечественное литературоведение выдвинуло разработку ряда больших проблем, приступив к изучению идеологии Купера и ее отражения в творчестве писателя с новых методологических позиций, тем не менее, потребность в пересмотре и дополнении исследований творчества Купера ощущается весьма остро, поскольку накоплен новый большой материал в связи с меняющимся социальным восприятием Купера. Необходимо исследовать социальную биографию писателя, осмысляя в единстве жизнь и творчество, как явление общественного порядка, находящее свои истоки в современной писателю действительности.

Исходя из этого, данная работа преследует цель восполнить пробел в изучении социально-критических тенденций в творчестве Купера на примере дилогии «Домой» и «Дома», рассмотреть особенности художественного метода Купера и исследовать отличительные черты природы сатиры Купера на общество американских обывателей, подкрепить исследование тщательным анализом литературного материала.

Для достижения поставленной цели предполагается выполнение следующих задач в ходе исследования:

- показать как складывалось мировоззрение Купера в 30-е годы 19 века;

- определить место дилогии в творчестве писателя;

- выявить эволюционные явления в художественном методе Купера в их конкретных проявлениях;

- выявить традиционные и новаторские элементы в форме и содержании дилогии;

- доказать, что произведения послеевропейского периода в творчестве Купера, в частности дилогия об Эффингемах, демонстрируют не снижение творческого потенциала писателя, а его рост как мыслителя и художника.

Научная новизна и актуальность данной работы заключается в том, что она является практически первой попыткой проанализировать малоизученные произведения Купера с точки зрения их самостоятельной идейно-художественной ценности и по отношению к творчеству писателя в целом, а также по отношению к творчеству его современников. Автор вводит в научный обиход неизученный документальный и литературный материал, впервые подвергая дилогию «Домой» и «Дома» систематическому исследованию и сопоставлению с другими произведениями Купера («Пионеры», «Американский демократ») и произведениями его соотечественников (В. Ирвинг «История Нью-Йорка»).

Работа прошла апробацию на научных конференциях в НовГУ имени Ярослава Мудрого в 1998 и 1999 годах и на Герценовских чтениях в РГПУ имени А. И. Герцена в 2000 и 2001 годах.

Практическая ценность работы заключается в том, что сделанные в ней конкретные наблюдения, могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по истории зарубежной литературы 19 века, в дипломных и курсовых работах, а также для дальнейшего изучения творчества Д.Ф. Купера.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе исследуются факторы, оказавшие влияние на формирование мировоззрения Купера в 30-е годы 19 века, рассматривается замысел дилогии и отношение критики к романам дилогии. Во второй главе анализируются романы дилогии «Домой» и «Дома» с точки зрения их идейно-художественного своеобразия.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Розе, Елена Евгеньевна

Выводы по второй главе

Исследование романов Д.Ф. Купера «Домой» и «Дома», составляющих дилогию об Эффингемах,ставило своей задачей рассмотреть особенности художественного метода Купера, исследовать отличительные черты природы сатиры писателя на общество американских обывателей и восполнить тем самым пробел в изучении социально-политических тенденций в его творчестве. Исследование позволяет сделать ряд выводов.

Писатель умело использует возможности, которые предоставляет ему приключенческий сюжет первого романа дилогии. Автор знает, что читатели ждут от него именно приключений, и он может, таким образом заставить их обратить внимание на те проблемы, которые его волнуют, и> к которым он не смог привлечь их внимание в публицистическом произведении «Американский демократ».

Новаторство Купера заключается в том, что привычные романтические приемы он использует с новыми целями. Так, автор впервые вводит корабль в качестве места действия романа нравов, а мистификацию с личностями персонажей дилогии он использует не для развлечения читателей, а с целью обратить внимание на необразованность и серость американцев.

Говоря о художественных приемах, которые Купер использует при написании этого остро сатирического произведения, следует назвать портретную и речевую характеристики персонажей, ключевые слова, и говорящие имена. При создании персонажей автор пользуется приемом контраста, с помощью которого ему удается ярче подчеркнуть реальные противоречия действительности.

Купер создает очень четко продуманный, тактически выверенный образ Стедфаста Доджа, намеренно лишая его портретных черт, но тщательно описывая его манеру одеваться и общее впечатление, которое персонаж производит на окружающих. Этим приемом автор достигает сразу двух целей: с одной стороны, лишая образ индивидуальных черт, делает его типическим, с другой - подчеркивает его внутреннюю пустоту, показывая, что яркая одежда более стоит внимания, чем внутренний мир персонажа.

С помощью речевого портрета Доджа Куперу также удалось привлечь внимание читателей и к литературному герою и к общественной проблеме, которую этот герой воплощает. Яркая, речевая характеристика Доджа, с одной стороны, создает крайне карикатурный образ, выявляя его необразованность и бескультурье. С другой стороны, Купер достигает с ее помощью гораздо более важной цели - он подводит читателя к мысли, что прессе, которую представляют подобные невежды нельзя доверять.

Кроме того, речевые характеристики персонажей демонстрируют приверженность Купера смоллетовской традиции морского романа. У Купера, также как и у Смоллетта, моряка, например, можно узнать по первой фразе. Таким образом, индивидуализированные речевые характеристики помогают в создании типических социальных характеров.

Одним из авторских приемов сатирического изображения представителей американского общества демагогов стали говорящие имена, позволяющие не только более точно отразить внутреннюю сущность персонажей, но и отметить. такую серьезную проблему американского общества, как пренебрежение к своим корням, неуважение к истории, отсутствие авторитетов.

С другой стороны, образ Эдварда Эффингема выведен автором для того, чтобы показать американцам, что американский джентльмен может и должен быть образцом для подражания для среднего американца и за примером им не обязательно обращаться ни к англичанам, ни к другим европейцам.

Значение дилогии заключается еще и в том, что эти романы стали первыми, в которых автор описывает типические характеры, присущие американскому обществу, окружавшие автора в реальной жизни.

Купер мастерски использует символы для создания более яркой образности в произведении. Так из обыкновенного дерева писателю удается создать богатый образ, символизирующий историю Америки и призывающий сохранять отечественные традиции и дорожить историческим наследием. Другой символ - мифическое чудовище Согдоллагер олицетворяет несбыточность «великой американской мечты».

Так же символичны и сами заголовки романов дилогии и эпиграфы, предпосланные каждой главе. Они имеют большое значение для расшифровки авторского намерения, создавая широкий круг ассоциаций и возможность многоуровневого восприятия.

Огромной заслугой перед американским обществом и большим достижением Купера в литературе стало то, что он не только перечисляет в своем произведении недостатки американского общества, но* и дает глубокий анализ социально-политических явлений, происходящих в обществе, выявляет основные причины недостатков и предлагает свой путь их искоренения, каким он его представляет. Писатель создает свой нравственный идеал как один из способов решения социально-политических проблем в Америке, и этот идеал становится большим вкладом писателя в романтическую литературу. И, наконец, самым важным выводом, к которому позволяет прийти проведенное исследование заключается в том, что романы «Домой» и «Дома» наглядно демонстрируют эволюционные явления в творческом методе Купера и говорят о творческом росте автора как мыслителя и художника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческое наследие Д.Ф. Купера состоит более чем из сорока художественных и публицистических произведений. Значение его как для мировой, так и для американской литературы трудно переоценить. Д.Ф. Куперу по праву принадлежит слава родоначальника американского исторического и морского романа. Одной из неоспоримых заслуг писателя считается также основание в американской литературе романа-хроники. Известность и славу принесла Куперу пенталогия романов о Кожаном Чулке. Несмотря на многочисленные погрешности стиля, сюжета и описания характеров, он создал один из величайших мифов Америки -Натти Бампо - одинокого искателя постоянно ускользающего идеала, честной жизни. Вместе с отодвигающейся все глубже на Запад линией фронтира и уходящей все дальше от человека природой с ее простой естественной жизнью, честными отношениями между людьми и уважением к самой природе, уходит все дальше в глубь леса и сам Натти Бампо, не принимающий цивилизацию в том виде, в котором несут ее с собой дерзкие, жадные и эгоистичные янки, возомнившие себя хозяевами.

Другой цикл произведений в противовес «Кожаному Чулку» может быть назван романами о «Шелковом Чулке». Он состоит из романа «Пионеры» и дилогии об Эффингемах, представленной романами «Домой» и «Дома».

Связь между романами «Пионеры» и дилогией об Эффингемах заключается как раз в этой символической картине меняющегося мира, для создания которой автор использует образ Натти Бампо. В романе «Пионеры» читатель еще застает Кожаного Чулка, уходящего от наступающей американской цивилизации, но в романе «Дома» он присутствует уже лишь как мифический персонаж. Он покинул американцев, унеся с собой мечту и возможность жить, основываясь на естественной добродетели, с уважением к своим корням, к истории, к стране.

В романе «Пионеры» Натти Бампо выступает как воплощение «совести» американцев. Его отношение - критерий чистоты, честности, справедливости взглядов и поступков. Вместе с уходом Натти американцы как будто лишились совести. В романе «Дома» Джон Эффингем с грустью отмечает, что среди соотечественников мало кто сохранил черты Натти Бампо в характере, поэтому образ псевдодемократа наподобие Честера Липпета, еще единичный в «Пионерах», получил свое продолжение и развитие в дилогии в образах Стедфаста Доджа и Аристабулуса Брэгга. Купер приходит к выводу, что наибольшая угроза американской демократии заключается не в ее порочности, а в людях, реализующих ее, поэтому жители Темплтона, описанные в целом с симпатией в «Пионерах», превращаются в толпу посредственностей в романе «Дома». Образы американцев, представленные в романах Купера, вобрали в себя всю глубину чувств писателя по отношению- к переменам, происходящим в обществе в целом и в душах отдельных людей. На творчество писателя наложил отпечаток его непосредственный опыт жизни, его идейные позиции, сформированные этим опытом и временем. Эти же факторы обеспечили и новизну его произведениям.* Но подлинное новаторство Купера заключается в его постоянном поиске новой формы, адекватно выражающей его взгляды, меняющееся мировоззрение. Писатель перепробовал различные формы для воплощения волнующих его идей. Одну и ту же тему духовного обнищания американцев и извращения ими* демократических принципов писатель поднимает и в приключенческом романе «Пионеры» и в романе-аллегории «Моникины» и в публицистическом эссе «Американский демократ» и в бытописательных романах «Домой» и «Дома».

Прежде Купер уже обращался к жанру бытописательного романа,или романа нравов. Именно с этого жанра он начал свою писательскую деятельность. Это был роман «Предосторожность». В дилогии об Эффингемах Купер объединил социальную сатиру с романом нравов, сочтя подобное наложение наиболее эффективным и убедительным средством для передачи своих идей, которые он изложил на хорошо известном ему материале, беря за основу сюжета события из собственной жизни и образы людей, с которыми встречался лично. Эта подлинность событий и персонажей делает роман бесценным достоверным социальным документом.

Так называемый цикл произведений Купера о «Шелковом Чулке» показывает оборотную сторону романтической картины, нарисованной в романах о Кожаном Чулке, обнажает те проблемы, которые прежде были лишь обозначены. Купер - социальный бытописатель вступает в спор с Купером - художником, воспевающим красоту и исключительность Америки. Американское общество стремительно меняется, и Купер в своих произведениях прослеживает эти изменения, которые вызывают у него тревогу и разочарование. Вместе с меняющимся отношением писателя к общественным процессам меняется и настроение его романов - от патетической гордости к горечи и сарказму. Кроме того, изменению мировоззрения Купера сопутствует выбор более жестких приемов в творчестве писателя. На первое место выходят литературные средства, свойственные сатире, такие как говорящие имена, речевые портреты, контрастные характеристики, исполненные авторской иронии. Все эти приемы помогают писателю создать яркие типические образы тех американцев, которых Купер стремился высмеять, осудить, привлекая* внимание читателей к порокам, воплощаемым этими персонажами.

Другим приемом, который успешно использовал писатель, было введение сатиры в традиционный американский роман-путешествие и насыщение повествования увлекательными приключениями, выгодно разбавившими свойственную автору склонность к морализаторству. Таким образом, на стыке жанров родился роман, который свидетельствует о творческом росте Купера и его новаторстве, получившем дальнейшее развитие в романах трилогии о Литтлпейджах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Розе, Елена Евгеньевна, 2004 год

1.Список произведений Д.Ф. Купера и других источников

2. Ирвинг В. История Нью-Йорка. М.: Наука, 1968. - 363 с.

3. Купер Д.Ф. Американский демократ. // Сделать прекрасным наш день. Публицистика американского романтизма. М.: Прогресс, 1990. - 537 с.

4. Купер Д.Ф. Письмо к соотечественникам. // Сделать прекрасным наш день. Публицистика американского романтизма. М.: Прогресс, 1990. -537 с.

5. Cooper J.F. American Democrat. N.Y. Vintage books, 1956. - XXYIII, - 190p.

6. Cooper J.F. Correspondence of J. F. Cooper (in 2 vol., ed. by His Grandson J.F. Cooper. L.: Oxford, univ. press, 1922.-Vol.1. - 356 p).

7. Cooper J.F. The Heidenmauer: A Legend of the Rhine.- N.Y.: The Publisher's Plate Renting Co., 1896. 364 p.

8. Cooper J.F. Home as Found. N.Y.: W.A. Townsend, 1898. — 449 p.

9. Cooper J.F. Homeward Bound. N.Y.: W.A. Townsend, 1898. - 501 p.

10. Cooper J.F. A Letter to His Countrymen. N.Y.: John Wiley, 1834. - 30 p.

11. O.Cooper J.F. The Letters and Journals of James Fenimore Cooper / ed. by J.F. Beard, in 6 vol. Cambr., Mass.: Harvard. Univ. Press, 1960. - 1968. Vol. I -444 p.; Vol. 2 - 420 p.; Vol. 3 - 466 p. Vol. 5 - 418 p.; Vol. 6 - 460 p.

12. Cooper J.F. Notions of the Americans /ed. R. E. Spiller, in 2v. N.Y.: Frederics Ungar Publishing Co., I963.-Vol. I-XXII, 340 p., Vol.2 - 359 p.

13. Cooper J.F. The Selections /ed. R. Spiller. N.Y.: Chicago, I936.-CII, - 350 p.

14. Cooper J.F. Representative selections. N.Y. Paris. 1873. Vol.X, 127 p.

15. Cooper J.F. Sketches of Switzerland. Works of Cooper. Paris. 1837. Vol. XI. -P. 71-72.

16. Irving P. The life and letters of W. Irving.ed. by his nephew Pierre M. Irving in two volumes. Philadelphia, Lippicott, 1871. Vol. II 290 p.

17. Список использованной литературы

18. Аникин Г.В. Романтизм в США и Англии: некоторые аспекты сравнительного анализа. // Романтическйе традиции американской литературы XIX века и современность. Под. ред. Я.Н. Засурского. М.: Наука, 1982.-350с.

19. Аникин Г.В. Система жанров в американском романтизме. // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М.: 1980. Вып. 5. С.3-27.

20. Апенко Е.М. Кризис просвещения и судьба романа в США конца XX в. // Литература и общественно-политические проблемы эпохи. Л.: Изд. ЛГУ, 1983.- 160с.

21. Аптекер Г. История американского народа: Колониальная эра. Т.1. М.: Изд. Иностранная Литература, 1981. -199 с.

22. Аристотель. Поэтика. М.: Художественная литература, 1957. - 201 с.

23. Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста. ИЯШ, 1978. №4. С. 23 31.

24. Арнольд И.В. Тематические слова художественного текста. ИЯШ, 1971. №2.

25. Бальзак О. Собрание сочинений в 15 томах, М.: Гослитиздат, 1951-1955. Т. 15. 289с.

26. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. 4-е изд., исправл. и дополн. М.: Современник, 1983. - 416 с.

27. Ю.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет

28. М.: Художественная литература, 1975. 502с. П.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества- М.: Искусство, 1986.-444с.

29. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М.: Просвещение, 1964. - 532 с.

30. Бем. А.Л. К уяснению историко-литературных понятий // Известия. Отдел русского языка и словесности. Росс. Акад. Наук. Т. XXIII., кн. I.,

31. Петроград. 1919. -С. 226-245

32. Блисковский З.Д. Муки заголовка. М.: Прогресс, 1981. - 127 с.

33. Боброва М.В. Романтизм в американской литературе XIX века М.: Высшая школа, 1972. — 286 с.

34. Боброва М.Н. Джеймс Фенимор Купер. Очерк жизни и творчества.-Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1967. 211 с.

35. Борев Ю.Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство. -М.: Искусство, 1970. 268 с.

36. Борев Ю.Б. Трагическое и комическое и проблемы литературы: Дисс. . докт. филол. наук: 10.02.19. М., 1963. - 1327 с.

37. Брукс В.В. Писатель и американская жизнь. — М.: Прогресс, 1967. T.I. -424 е.; Т.2. -254 с.

38. Буров A.A. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1965.-317с.

39. Бушмин A.A. Преемственность в развитии литературы. JL: Художественная литература, 1978. - 223 с.

40. Быховский Б.Э. Предисловие. // Американские просветители. Избранные произведения в 2 томах. М.: Мысль, 1968 9. - Т. 1 - 519 с; Т. 2. - 445 с.

41. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1956. - 403 с.

42. Введенская Т.Ю. Европейская трилогия Д.Ф. Купера и ее роль в творческой эволюции писателя: Дисс. .канд. филол. наук: 10.01.05 -Иваново, 1984. 205 с.

43. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. -405с.

44. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Искусство, 1971.- 234 с.

45. Волков И.Л. Романтизм как творческий метод: // Проблемы романтизма.- М.: Искусство, 1971. Вып. 2. С. 63 - 100

46. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

47. Гей Н.К. О поэтике романа. Изв. АН СССР // Контекст-82. -М.: 1983.302 с.

48. Гинзбург Л.Я. Прямая речь // О литературном герое. Л.: 1979. - 222 с.

49. Гюббенет И.В. Основы филологической интерпретации литературно-художественного текста. М.: МГУ, 1991. - 201 с.

50. Дземидок Б. О комическом. М.: Искусство, 1974. - 270 с.

51. Домашнев А.И. Интерпретация художественного текста. М.: Просвещение, 1989. 192 с.

52. Донец С.М. Импликативный аспект речевого образа (на материале английской и американской художественной прозы XIX-XX в.в.): Дисс. .канд. филол. наук. -М.: 1990. 189 с.

53. Елистратова A.A. Джеймс Фенимор Купер. История Американской литературы. /Под ред. А. Аникста. - М.; Л.: Изд - во АН СССР, 1947. T.I, С. 149-186.

54. Елистратова A.A. Европейский романтизм. М.: 1973

55. Зверев A.M. Американский романтизм. // История литературы США.

56. Под. ред. Я.Н. Засурского. М.: Наследие, 1990. Т 2, 461 с. 38.3миевская H.A. Субъективно-оценочная модальность в художественном тексте // Лингвистические аспекты образности. Ученые записки МГПИИЯ им. М. Тореза. Выпуск 174.-М.: 1981.- 297с.

57. Иванько С.С. Фенимор Купер. М.: Молодая гвардия, 1991 -267 с.

58. Ильин И.П. Американское Просвещение. // The American Age of Reason. M.: Progress, 1977. 3-26 p.

59. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе. Филологич. науки; 1986. № 4.

60. Кизилова Т.Ю. Способы выражения авторской оценки в заглавии и речи персонажей (На материале современной английской и американской литературы): Дисс. канд. филол. наук. -М.: 1993. 170 с

61. Ковалев Ю.В. Американский романтизм: хронология, топография, метод. // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.: Наука, 1982 350 с.

62. Ковалев Ю.В. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л.: Художественная литература, 1972. - 279 с.

63. Ковал ев Ю.В. Историзм как художественный принцип в ранней американской романтической прозе // История и современность в зарубежных литературах. Межвузовский сборник. Л.: Изд. ЛГУ, 1979. -206 с.

64. Ковалев Ю.В. Молодая Америка. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. -120 с.

65. Корытная М.Л. Роль заголовка и ключевых слов в понимании художественного текста: Дисс. . канд. филол. наук. 10.02.19. Тверь. 1996.- 190 с.

66. Кржижановский С.С. Искусство эпиграфа // Литературная учеба. 1989. - № 3. - 112 с.

67. Кривушина Е.С. Поэтика имени собственного. // Творчество писателя и литературный процесс. Иваново, 1993. - 31 с.

68. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988. - 189с.

69. Ладыгин М.Б. Романтический роман. М.: Изд. МГПИ им. В.И. Ленина, 1981.-140 с.

70. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М.: Искусство, 1968. - 174 с.

71. Магазаник Э.Б. Ономопоэтика или «говорящие имена» в литературе. Ташкент.: Фан, 1978. 146с.

72. Маяковский В.В. Собрание сочинений. Т.9 М.: Художественная литература, 1987. 345 с.

73. Медриш Д.Н. Из жизни заглавий // Русская речь.-1994-№5.-С. 108-113.

74. Мелвилл Г. Моби Дик или Белый Кит. М.: Худож. лит, 1967. - 607 с.

75. Мендельсон М.О. Американская сатирическая проза XX в. М.: Наука, 1972-370 с.

76. Михайлов В.А. Специфика собственных имен в художественном тексте. Филологические науки, 1987. № 6.

77. Морозова Т.Л. Литература США XIX века: Основные тенденции развития // Романтические традиции американской литературы XIX векаи современность. М.: Наука, 1982 350 с.

78. Муренко В.В. Прагматические и стилистические функции заглавий: Автореферат дисс. . канд. филол. наук. JI.: 1985 -20 с.

79. Натан JI.H. К вопросу о методике анализа речевой характеристики образа: Дисс. канд. филол. наук. М., 1967 - 230 с.

80. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М.: Наука, 1968-411 с.

81. Николюкин А.Н. История Нью-Йорка Вашингтона Ирвинга // Ирвинг В. История Нью-Йорка. М.: Наука, 1968-363 с.64.0динцов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1973 103с.

82. Паррингтон B.JI. Основные течения американской мысли. М.: Иностранная литература, 1962. T.I - 525 е.; Т.2 - 591 с.

83. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. Сборник статей. — М.: Изд. МГУ, 1983 -336с.

84. Проблемы становления американской литературы, /под ред. Я.Н. Засурского. М.: Наука, 1981. - 384 с.

85. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство. 1976. - 183 с.

86. Рафикова Э.Е. Публицистическая традиция в романах Дж. Фенимора Купера о современности: Дисс. . канд. филол. наук. М.: 1986. - 212с.

87. Романтические традиции американской литературы XIX в. и современность. Сб. статей. Под ред. Я.Н. Засурского и др. М.: Наука, 1982. —352 с.

88. Савуренок А.К. Американский исторический роман Х1Хв. в свете англоамериканских противоречий: Автореферат дисс. . канд. филол. наук. -Л. 1948.-20 с.

89. Самохвалов Н.И. Американская литература XIX в.: Очерк развития критического реализма. М.: Высшая школа, 1964. - 563 с.

90. Сделать прекрасным наш день. Публицистика американского романтизма. М.: Прогресс, 1990. - 537 с.

91. Сиротко-Сибирский С.А. Смысловое содержание текста и его отражениев ключевых словах: Автореферат дис. . канд. филол. наук Д.: 1988. -21 с.

92. Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. М.: Наука, 1976. 160 с.

93. Соколова Л.А. Критика американского буржуазного общества в творчестве Фенимора Купера: Автореф. дис. канд. фил. наук.-М.: 1953. -21с.

94. США: Политическая мысль и история. М.: Наука, 1976. - 619 с.

95. Тураев С.В. От просвещения к романтизму. М.: Наука, 1983. 255с,

96. Тураева З.Л. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика. СПб.: Образование, 1993. -127 с.

97. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы, кино. М.: Наука, 1977.572 с.

98. Уильяме Ст. Джеймс Фенимор Купер. // Литературная история США /под ред. Спиллера. — М.: Прогресс, 1977, Т. I, С.ЗЮ 325.

99. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. - 226 с.

100. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Л.: Наука, 1982. 183 с.

101. Фарино Е. Введение в литературоведение. Варшава., 1991. - 293 с.

102. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000. - 398с.

103. Хованская З.И. Анализ литературного произведения в современной французской филологии. М.: Высшая школа, 1988. - 239с.

104. Хорват К. Романтические воззрения на природу. // Европейский романтизм. М.: Наука, 1973. С. 204-253.

105. Храмченко А.Г. Роль эпиграфа в семиотической организации англоязычного художественного прозаического текста: Дисс. . канд. филол. наук Минск., 1983. - 197 с.

106. Храпченко М.В. Творческая индивидуальность писателя' и развитие литературы. Изд. 3-е. - М.: Сов. писатель, 1975.— 408 с.

107. Храпченко М.В. Художественное творчество, действительность, человек.- М.: Советский писатель, 1976. 365 с.

108. Царик Д.К. О романтических антиномиях: К проблеме романтической философии истории. // Времен связующая нить: Проблемы философии истории в творчестве зарубежных писателей XVII-XX веков. /Под ред. Т.Н.Васильевой Кишинев, Штиинца, 1981, С. 3-38.

109. Шейнкер В.Н. Джеймс Фенимор Купер. // История литературы США. Под. ред. Я.Н. Засурского. М.: Наследие, 1990. Т.2. -461с.

110. Шейнкер В.Н. Исторический роман Джеймса Фенимора Купера, его истоки и своеобразие. Иваново.: Изд-во ИвГУ, 1980. - 62 с.

111. Шейнкер В.Н. История и современность в романе Ф.Купера "Следопыт". // Вопросы национальной специфики произведений зарубежной-литературы: 19-20 вв. — Иваново: Изд-во ИвГУ, 1979. С. 3-14.

112. Шейнкер В.Н. Исторический роман Джеймса Фенимора Купера и проблема развития американской литературы первой половины XIX в.: Дисс. докт. филол. наук.-Д.: 1971.1-753с.

113. Шейнкер В.Н. Исторический роман Джеймса Фенимора Купера и проблема развития американской литературы первой половины XIX века. Автореф. Дисс. . докт.филол. наук. Д.: 1971.11

114. Шейнкер В.Н. К характеристике заглавного героя в романе Купера "Красный Корсар" // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. Д.: 1971. III -Т. 507.-С. 78-105

115. Шейнкер В.Н. Наследие Д.Ф.Купера и литературоведение. // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена, 1971, IV -. Т507. С. 106-143.

116. Шейнкер В.Н. Роман Д.Ф.Купера "Шпион" и возникновение американского исторического романа. // Литературоведение. Новгород, 1966. Т.8, С.3-19.

117. Шекспир У. Избранные произведения. М.: Художественная литература, 1953. - 545 с.

118. Шерстюк В.Ф. Творчество Вашингтона Ирвинга: Дисс. . канд. филол. наук. М.: 1964. - 215 с.

119. Шипулина Г.И. Экспрессивность заголовка // Русская Речь, 1978.1, С. 75 80.

120. Эко У. Заглавие и смысл // Имя розы. М.: Прогресс, 1989. - 617с.

121. Эстетика американского романтизма: Сборник статей. М.: Искусство, 1977. - 464 с.

122. Abcarian R. Cooper's Critics and the Realistic Novel.-Texas Studies in Literature and Language, ч. 8,1966. Spring, P. 33-41.

123. Adams J. The Works of John Adams. Boston: Little. Brown & Co., 1856. Vol. IV.-IX, 684 p.

124. Adams H. History of the United States of America/ in 9 vol.- N.Y. Scribner's Sons, I889-I89I. Vol. I - 587 p.; Vol. 9 - 621 p.

125. Beard J. F. Introduction // The Letters and Journals of James Fenimore Cooper / ed. by J.F. Beard in 6 vol.-Cambr., Mass.: Harvard. Univ. Press, 1960-1968.

126. Bell M.D. The Development of American Romance: The Sacrifice of Relation. -Chicago; L. Univ; of Chicago press, 1981. 291 p.

127. Bewley M. Masks and mirrors. London, 1970. 267 p.

128. Bewley M. The Eccentric Design.: Form in the Classic American Novel. N.Y.: Columbia univ. press, 1963. 328 p.

129. Bewley M. Fenimore Cooper and the Economic Age.-American Literature, May. 1954. N 2, P. 166-196.

130. Bigelow J. William Cullen Briant. Boston. 1890. P.86-87

131. Bowen F. Review of Gleanings in Europe, North American Reviw, 1838 №4 P. 1-19

132. Boynton H.W. James Fenimore Cooper. N.Y.: Frederick Ungar Publishing Co., 1966. - 408 p.

133. Brady Ch.A. Mythmaker and Christian Romancer. In: American Classics Reconsidered: Christian Appraisal.- N.Y.: 1958. P. 59-97.

134. Brooks V. W. the World of Washignton. Irving. N.Y., E.P. Dutton Co., 1950. P. 526

135. Brownell W.C. American Prose Master. Camor. Mass. 1963. - 295 p.

136. Carpenter F.J. American Literature and the Dream.- N.Y.: Philosophical Library, 1955. 220 p.

137. Cawelty J.G. Adventure, mystery and romance: formula stories as art popular culture. Chicago, London, The Univ. of Chicago press, 1976. 336 p.

138. Charvat W. The Origins of American Critical Thoughts. 1810 1835. Philadelphia: Univ. of Pennsylvania press, 1936. - 218 p.

139. Chase R. The American Novel and. its Tradition. L.: G.Bell & Sons, 1958.-266 p.

140. Clark D.L. Charles Brockden Brown, Pioneer Voice of America. Durham, N.C., Duke Univ. Press, 1952. 463 p.

141. Clark R. History and myth in American fiction. 1823-1852. New York, St. Martin's press, 1984. 342 p.

142. Clavel M. Fenimore Cooper and His Critics: American, British and French Criticism of the Novelist's Early Wonc.-Aix-en-Provence, 1938. -41 lp.

143. Cooper S.F. The Cooper Cal lery: Pages and Pictures from the Writings of J. F. Cooper: With Notes.-N.Y.: W. A. Townsend & Co., 1861. 400 p.

144. Cowly M. A many-windowed house. Carbondale-Edwardsville, Southern 111. Univ., press, London-Amsterdam, Feffer and Simons, (cop. 1970), XVIII, -261 p.

145. Darnell D. J.F. Cooper-Novelist of manners. Newark. Univ. of Toronto: Associated Univ. Presses, 1993. 142 p.

146. Dekker G. A. James Fenimore Cooper: the Novelist.-!.: Routledge & Paul, 1967.-XVIII.-265 p.

147. Fenimore Cooper: The Critical Heritage /ed. by G. Dekker.-L.; Boston, 1973.-XI,-306 p.

148. Foster R. Six American Novelists of the 19th Century. Minneapolis, Univ. of Minnesota press, 1968. 283 p.

149. Grant D. James Fenimore Cooper: American Dreamer. // Purpose and place. London/a.o./; New York 1965. 420 p.

150. Grossman J. James Fenimor Cooper. Stanford univ. press, 1967. - 292p.

151. Hart J.D. The popular book. A history of America's literary taste. New York, Oxford Univ. press, 1950. 395 p.

152. Henderson H.B. Versions of the Past: the Historical Imagination in American Fiction. N.Y., 1974. - 344 p.

153. Hintz H.W. The Quaker Influence in American Literature. Kennikat Press, Inc./Port Washington, N.Y. //cop. 1940. re-issued 1965. 96 p.

154. Hirsch D. Reality and Idea in Early American Novel. Mouton; Paris. 1978.-222 p.

155. House K.S. Cooper's Americans. Columbus, Ohio, 1965. - 350 p.

156. Ickstadt H. Instructing the American Democrat: Cooper and the Concept of Popular Fiction in Jacksonian America. // J.F. Cooper: New Critical Essays ed. by Robert Clark. London, Vision, 1985. 316 p.

157. Intellectual History in America.-N.Y., 1968.-Vol.1 258 p.

158. Irving W. Letters( 1802 -1823) ed. by Ralph. M. Aderman, Herbert L. Kleinfild and Jenifer S. Banks, 1978. LXIII, Vol. 1,-798 p.

159. James Fenimore Cooper: A Re-Appraisal / ed. M. E. Cuningham. Cooperstown, N. Y.: 1954. 194 p.

160. Jefferson. Th. The Complete Jefferson. N.Y.: Duel, Sloan and Pearce, 1943,- 1048 p.

161. Johnson S. The Rambler №4, Vol. 1. London.: J. Rivington and Sons, 1789

162. Jones H.M. James Fenimore Cooper and the Hudson River School.-Magazine of Art, XLV, 1952. P. 243-251.

163. Jones H.M. History and the Contemporary. Madison, 1964. - 176 p.

164. Jones H.M. Belief and Disbelief in American Literature. Chicago; L. Chicago univ. press, I969.-X, -153 p.

165. Kasson J.S. Artistic voyagers: Europe and the American imagination in the works of Irving and Cooper. Westport (Conn.), London: Greenwood press, 1982.-206 p.

166. Kaul A.N. The American Vision: Actual and Ideal Society in XlXth Century Fiction.- New Haven. L. 1963. 340 p.

167. Knight G.C. The critical period in American literature. Chapel Hill, Univ. of North Carolina press, 1951. 264 p.

168. Koch A. The Philosophy of Thomas Jefferson. New York, 1943. 387 p.

169. Koch A. The American Enlightenment.-N.Y.: G. Braziller, 1965. 669 p.

170. Lawrence D.H. Studies in Classic American Literature.- N.Y: Viking press, 1961. -177 p.

171. Leary L. Introduction / Home as Found. Cooper J.F. N.Y.: Putnam's Sons 1898 P.V-XXVI

172. Leisy E. The American Historical Novel before 1860. Norman univ. of Oklahoma press, 1950. - X, 280 p.

173. Lewis R.W. B. The American Adam: Innocence, Tragedy, and Tradition in the Nineteenth Century. Chicago, Univ. of Chicago Press, 1955.

174. Literature and Ideas in America /ed. R. Talk.-Ohio univ. press, 1975. -243 p.

175. Longfellow H.W. Letters. Ed. by A. Hilen. -Cambridge. Mass. The Belknap Press of Harvard Univ. Press. Vol.1. 1966. 517 p.

176. Lounsbury Th. R. James Fenimore Cooper. N.Y.; Boston: Houghton, Mifflin, 1883. - 306 p.

177. Lowell J.R. A Fable for Critics. Boston.: Houton Miffling Company, 1848.-290 p.

178. Marder D. Exiles at Home: A story of literature in 19th century America. Lanham ets. Univ. Press of America /cop. 1984. 369 p.

179. Milne G. The sense of society. A history of the American novel of manners. Rutherford /a. o. / Fairleigh Dickinson Univ. press; London, Assoc. Univ. Presses, /cop. 1977/. 305 p.

180. Moore J. A View of the Commencement and Progress of Romance. The Works of Tobias Smollett, Vol.1. London.: Bicket and Son, 1872

181. McWilliams J. P. Political Justice in a Republic.- Berkeley: Univ.of

182. California press, 1972. XI. 419 p.

183. Nye R. B. American Literary History. 1607 1830. - N.Y., 1970. - 271p.

184. Outland E.R. The "Effingham" Libels on Cooper (University of Wisconsin Studies in Language and Literature, №28). Madison, Wisconsin State Press, 1929.

185. Pattee F.L. The First Century of American Literature. 1770-1870. N.Y.: 1966.-613 p.

186. Patterson M.R. Authority, Autonomy and Representation in American Literature 1776-1865. Princeton Univ. press, 1988. 74 p.

187. Peck D.H. A world by itself. A pastoral moment in Cooper's fiction. New Haven and London, Yale Univ. press, 1977. 237 p:

188. Petter H. The Early American Novel. OHIO, Univ. Press. 1971, -304p.

189. Philbrick T. James Fenimore Cooper and the development of American sea fiction. Cambridge (Mass.), Harvard Univ. press, 1961. 329p.

190. Railton S. Fenimore Cooper. A study of his life and imagination. Princeton Univ. press, 1978. 277 p.

191. Ringe D.A. James Fenimore Cooper. New Haven (Conn.): College and University press. 1962. 175 p.

192. Ross J.P. The Social Criticism of Fenimore Cooper. Berkeley: Univ. of California Publications in English, 1933. Vol. 3, N 2, P. 17 - 118.

193. Ross M.L. The Rhetoric of Manners: The Art of James Fenimore Cooper's Social Criticism. Ph.D. diss., State Univ. of Iowa. 1964. 245 p.

194. Sand G. Autour de la table. P. Mich. Levy freres, 1875, 261 p.

195. Shulenberger A. Cooper's Theory of Fiction: His Prefaces and. their Relation to His Novels. Univ. of Cansas Humanities Studies, №32, Lawrence: Cansas univ. press, 1955. 105 p.

196. Simms W.G. Views and Reviews in American Literature, History and Fiction. First Series ed. C. Hugh Holman. Cambridge.: Harvard University Press, 1962.

197. Spiller R.E. Fenimore Cooper: Critic of His Times. N.Y.: Russel and1. Rüssel, 1963, 327 p.

198. Spiller R.E. Introductory Note // American Democrat Cooper J.F. N.Y.: Vintage books, 1956. - XXYIII, - 190 p.

199. Stineback D.C. Shifting world. Social change and nostalgia in the American novel. Lewisburg, Bucknell Univ. press, London, Assoc. Univ. Presses, 1976,- 190 p.

200. Stout J.P. Sodoms in Edem. The city in American fiction before 1860. Westport (Conn.) London, Greenwood press, 1976. - 161 p.

201. Strout C. The American Image of the Old World. N.Y.: Evanston &.L. 1963.- 288 p

202. Sundquist E.J. Home as found: authority and genealogy in 19th century American literature. Baltimore; London: The John Hopkins Univ. press, /cop. 1979.-283p.

203. Thackeray W.M. Round about Papers. The Centenary Biographical Edition of Thackeray's Works in 26 vols. L. 1911. Vol. 20. -267 p.

204. Tocquieville A. de. Democracy in America.-N.Y.: Searborough, 1956. -317 p.

205. Tuttleton J.W. The novel of manners in America. Chapel Hill. The Univ. of North Carolina press./cop. 1972/ 304 p.

206. Walker W.S. James Fenimore Cooper: An Introduction and Interpretation N.Y.: 1962.-XV- 142 p.

207. Wallace J.D. Early Cooper and his audience. N. Y.: Columbia University Press, 1986-230p.

208. Warren J.W. The American Narcissus: Individualism and women in nineteen centuiy American fiction. New Brunswick (N.Y.): Rutgers Univ. press, cop. 1984-XI 345 p.

209. Wayne F. The New World of James Fenimore Cooper. Chicago. Univ. of Chicago press, 1982. 275 p.

210. Waples D. The Whig. Myth of J. F. Cooper. New Haven: Yale univ. press, 1938. VIII.-318 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.