Художественное воплощение исторических реалий первой половины XIX века в творчестве Н.С. Лескова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Баранова, Наталья Сергеевна

  • Баранова, Наталья Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Йошкар-Ола
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 186
Баранова, Наталья Сергеевна. Художественное воплощение исторических реалий первой половины XIX века в творчестве Н.С. Лескова: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Йошкар-Ола. 2012. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Баранова, Наталья Сергеевна

Оглавление

ГЛАВА I. «Наполеоновский миф» и отражение Отечественной войны 1812 года в творчестве Н.С. Лескова

1.1. Апологетический и антибонапартистский варианты «наполеоновского мифа» в западноевропейской литературе

1.2. Возникновение и формирование русского варианта мифа о Бонапарте в литературе XIX века

1.3. Образ Наполеона в художественных текстах Н.С. Лескова

1.4. Отечественная война 1812 года в публицистических произведениях Н.С. Лескова

ГЛАВА II. Восприятие и оценка Н.С. Лесковым исторических событий

96

николаевской эпохи

2.1. Николаевская эпоха (1825-1855 гг.) в русской истории

2.2. Восприятие Лесковым николаевской эпохи

2.3. Образ Николая I в художественных произведениях Н.С. Лескова

2.3.1. Николай I и духовенство

2.3.2. Портрет императора и его личные качества в оценке Н.С. Лескова

2.4. Интерпретация основных событий правления Николая I в лесковских

123

текстах

2.4.1. Восстание декабристов 1825 г. как исторический рубеж в истории России

2.4.1.1. Упоминания о событиях 14 декабря 1825 года с целью создания исторического контекста художественных произведений

2.4.1.2. События 1825 года как важнейший элемент сюжета произведений

2.4.2 Крымская война: истории и воспоминания очевидцев

2.4.2.1. Указание на время действия произведений

2.4.2.2. Авторская интерпретация политики России (предпосылки Крымской войны и причины поражения)

2.5. Анекдот как форма изображения исторических реалий и персонажей николаевской эпохи в произведениях Н.С. Лескова

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное воплощение исторических реалий первой половины XIX века в творчестве Н.С. Лескова»

Введение

Одной из основных характеристик русской литературы всегда был неподдельный интерес писателей к историческому прошлому своей страны, тесно связанному с судьбами человечества. XIX век в истории России дал обширный материал для создания русскими писателями многочисленных художественных произведений, включающих в себя как факты далекого прошлого, так и события недавней современности, уже ставшие частью истории. Об актуальности изучения художественного воплощения исторических реалий и лиц свидетельствуют многочисленные исследования последних десятилетий. Это объясняется повышенным интересом общественности рубежа ХХ-ХХ1 веков к проблеме государственности и исторической судьбе страны. В 2012 году Россия отмечает 200-летний юбилей героических событий Отечественной войны 1812 года. Подвиг предков, восхитивший мир два века тому назад, нашел широкое отражение в русском искусстве, в частности в художественной и публицистической литературе. Одним из русских писателей, постоянно обращавшихся в своем

творчестве к прошлому России, был Н.С. Лесков.

Формирование Лескова как писателя проходило в переломную для России эпоху 1860-х годов. Это было время осмысления поражения в Крымской войне; начала великих реформ, преобразовавших Россию; эпоха «небывалого дотоле в истории России подъема освободительного движения, осознание неотложного обновления страны, только что потерпевшей поражение в Крымской войне»1. Для писателя было важным понять историю России, чтобы увидеть возможные пути ее дальнейшего развития. Говоря о значении истории, Н.С. Лесков отмечал, что ее функция состоит в том, чтобы «по бывшему разумевать бываемое и даже видеть в зерцале гадания

грядущее»2.

1 Богданов В Н.С. Лесков в русской литературе // В мире Лескова. М.: Советский писатель, 1983. С. 12.

2 Лесков Н.С. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т.б. М.: ТЕРРА, 1999. С. 582.

Глубина и многоплановость лесковских текстов послужили богатым материалом для возникновения концепций и исследований, раскрывающих различные аспекты творчества Лескова. Первые серьёзные попытки осмыслить лесковское наследие были предприняты ещё в конце XIX - начале XX вв. А.Л. Волынским, И.О. Лернером, Н.К. Михайловским, А.И. Фаресовым. С критических статей и высказываний М. Горького о Лескове начался новый интерес к наследию Лескова. Изучение лесковского творчества имело своё продолжение в XX веке в трудах советских ученых-литературоведов и критиков Лескова (Л.П. Гроссман, Б.М. Другов, Ф.И. Евнин и др.). Поэтика Лескова рассматривается в философско-историческом (В.Н. Ильин, С.Б. Рассадин, И.В. Столярова, В.Ю. Троицкий), психологическом (Е.В. Тюхова, О. В. Евдокимова) и социальном аспектах (М.С. Горячкина, В.Ю. Троицкий). Изучались взаимодействие творчества Лескова с традицией устного народного творчества и традицией древнерусской литературы (Б.М. Эйхенбаум, И.П. Видуэцкая, В.А. Гебель, Б.С. Дыханова, Г.А. Косых, Г.В. Мосалева и др.), его сказовая манера (Е.Г. Мущенко, В.П. Скобелев, Л.Е. Кройчик, И.А. Каргашин и др.), феномен «чужого слова» (H.A. Николина и др.) и сатирического начала, вопрос о лесковских традициях в литературном процессе XX века (Д.Р. Мухтарова и др.). Основы анализа языка и стиля лесковских произведений заложены в работах В.В. Виноградова, Б.М. Эйхенбаума, A.B. Чичерина, A.C. Орлова, Н.М. Любимова, Ю.А. Бельчикова, Е.Ю. Геймбух, Н.С. Плещунова, В.И.

Забурдяевой, Г.В Сепик и др.

В конце XX века интерес исследователей направлен на изучение

религиозно-философских проблем, мифопоэтики писателя (Ю.Н. Ковалёва, H.H. Старыгина, С.М. Телегин, В. Ю. Троицкий, Г.А. Шкута и др.). Были исследованы и описаны использование фольклорных и древнерусских сюжетов и мотивов в творчестве писателя (К. Кедров, И.Е. Мелентьева, И.Н. Минеева, Н.В. Лукьянчикова, В.А. Пантин, Н.И. Прокофьев, И.В. Поздина,

Г.А. Шкута, Е.В. Яхненко), а также литературной традиции XVII, XVIII, XIX веков в художественных текстах Н.С. Лескова (Е. Лебедев и др.).

Теоретической основой исследования являются принципы изучения поэтики художественного текста, изложенные в трудах М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Д.С. Лихачёва, Н.К. Пиксанова, Б.М. Эйхенбаума и др. События российской и мировой истории рассматриваются по исследованиям Н.Ф. Дубровина, А.А. Корнилова, С.Ф. Платонова, М.А. Рахматуллина,

Е.В.Тарле, С.С. Татищева, Н. Шильдера.

Пройдя сквозь призму авторского виденья, исторические факты получают новую интерпретацию и оценку, которая может не только поддерживать и подкреплять официальную точку зрения историков, но в ряде случаев кардинально расходиться с общепринятой. В последнем речь идет о создании исторического мифа, примером такого мифа является «наполеоновской миф» в русской и зарубежной литературе Х1Х-ХХ вв.

Реализации мифа в творчестве Н.С. Лескова и Ф.М. Достоевского посвящено исследование Е.В. Тюховои , исследователь считает, что «по отношению к творчеству Достоевского и Лескова можно...говорить о сочетании исторического и мифологического типов художественного мышления, имея в виду, что миф в данном случае - это эстетический способ предельного обобщения коллективного этического сознания и опыта в его

национально-народном варианте»4.

В исследовании С.М. Телегина «Жизнь мифа в художественном мире Ф.М. Достоевского и Н.С. Лескова»5 автор систематизирует знания о мифопоэтике, выводит законы формирования и уровни существования мифа в художественном тексте, обосновывает метод мифореставрации. Миф, по определению С.М. Телегина, - это «особая форма сознания, содержащая два

3

Тюхова Е.В. О психологизме Н.С.Лескова / под ред. проф. В. А. Громова. Саратов: Изд-во Саратовского

университета, 1993. 106 с.

4 Тюхова Е.В. О психологизме Н.С.Лескова. Саратов, 1993. С. 41. .

5 Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М.: Карьера, 1995. 167 с.

взаимовлияющих принципа - анимизм и синкретизм, при которых образ

6

всегда равен своему значению» .

Монография Л.И. Вольперт «М.Ю. Лермонтов и французская литература»7 является важной при анализе русско-французских отношений конца XVIII - первой трети XIX века. Исследователь раскрывает понятие «наполеоновского мифа» как «фантастическое массовое сознание, восходящее к архетипам8 героя погубителя и спасителя, характеризующееся такими категориями, как анонимность, повторяемость, цикличность, тенденциозность; ему свойственно сочетание легенды и факта, принимающее нарративную форму (образ, сюжет, композиция)»9.

Интерпретация и воплощение разных граней образа Наполеона в поэзии и прозе составляют своеобразие русской и французской литературы XIX века, наиболее ярко проявившиеся в творчестве Стендаля, Бальзака, A.C. Пушкина, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. В работе используются материалы критических и мемуарных статей, воспоминаний современников об Отечественной войне 1812 года10, а также фундаментальные труды историков о Наполеоне и его эпохе: А. Вандаль «Возвышение Бонапарта. Наполеон и Александр I»11, Б. Вейдер, Д. Хэпгуд «Блистательный Бонапарт.

13

Кто убил Наполеона?»12, А. Манфред «Наполеон Бонапарт» , Е.Тарле «Наполеон»14, Ж. Тюлар «Наполеон или миф о спасителе»15 и др.

6 Телегин С М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М.: Карьера, 1995. С. 4.

7 Вольперт Л.И. Лермонтов и литература Франции. Тарту, 2010. 276 с. Интернет-публикация. URL: http'//www ruthenia.ru/volpert/Volpert_2010.pdf (дата обращения: 20.03.2011).

8 Архетип - в литературе и истории - хронологически древнейший неизвестный современным

исследователям текст какого-либо письменного памятника.

9 Вольперт Л.И. Русско-французские литературные связи конца XVIII — первой половины XIX века. UKL. http: //www. www.ruthenia.ru (дата обращения: 25.04.2008).

10 Казаков Н.И. Наполеон глазами его русских современников // Новая и новейшая история. 1970. №3. С 31-47- Наринский M.M. Наполеон в современной ему российской публицистике и литературе // История СССР 1990 №1 С 126-138.; Предтеченский A.B. Отражение войн 1812 - 1814 гг. в сознании современников // Исторические записки. 1950. Т. 31. С. 222-244; Тартаковский А.Г. 1812 год и русская мемуаристика: Опыт источниковедческого изучения. М.: Наука, 1980. 312 е.; Тартаковский А.Г. Военная публицистика 1812 года. М.: Мысль, 1967. 222 с.

11 Вандаль А. Возвышение Бонапарта. Наполеон и Александр I. В 4 т. Перев. с французского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 576 е., 544 е., 576 е., 608 с.

12 Вейдер Б., Хэпгуд Д. «Блистательный Бонапарт. Кто убил Наполеона?». - М.: Международные отношения, 1992. 350 с.

13 Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. M.: Мысль, 1986. 551 с.

14 Тарле Е.В. Наполеон. М.: Наука, 1991. 464 с.

Помимо вопроса становления и формирования «наполеоновского мифа», в диссертационном исследовании рассматриваются такие проблемы, как соотношение исторической реальности и литературного вымысла, творческая история литературного произведения, проблема генезиса

литературного текста.

Произведения Н.С. Лескова охватывают широкий временной промежуток истории России: от Древней Руси до правления Александра III. Реалии и персоналии русской истории в художественных и публицистических текстах автора появляются как в образах действующих героев, так и в форме упоминаний о конкретных известных всем событиях и людях. Для понимания современных нравственных и духовных коллизий писатель обращается к различным периодам русской истории. На неразрывную связь художественного мира и исторического контекста произведений писателя в первой половине XX века указывал Б.М. Другов в книге «Н.С. Лесков. Очерк творчества»: «огромная жадность и феноменальная память на исторические события, происшествия, анекдоты

отражалась на его (Лескова - Н.Б.) прозе»16.

Изучение творчества Н.С. Лескова с точки зрения историзма началось более полувека назад. Основы исторического мировоззрения писателя были

17

обозначены Б. Эйхенбаумом «Н.С. Лесков (К 50-летию со дня смерти)» . Изучая причины интереса писателя к роману Л.Н. Толстого «Война и мир», исследователь проводит параллель между наполеоновскими войнами и 1860-ми годами, которые были временем «пересмотра и перестройки всех международных отношений, годы завязывания важных исторических узлов. Крымская война была началом той борьбы, исходным историческим пунктом которой были наполеоновские воины» .

15 Тюлар Ж. Наполеон, или Миф о «спасителе»: пер. с фр.; предисл. А.П. Левандовский. М.: Молодая

гвардия, 2009. 382 с. ю*, гпа

16 Другов Б.М. Н.С. Лесков. Очерк творчества. М.: Гос. издательство худ. лит-ры, 1901. с. 1 /о.

17 Статья впервые опубликована в журнале «Звезда». 1945. № 3. С. 134-137.

18 Эйхенбаум Б.М. Н.С. Лесков (К 50-летию со дня смерти) // Эйхенбаум Б. М. О прозе: Сб. статей Л., 1969. С. 353.

В 1960-е годы Л.В. Черепнин в книге «Исторические взгляды классиков русской литературы»19 при изучении творчества Н.С. Лескова обращается к его историческому мировоззрению, отмечая, что «черты

творческого своеобразия Лескова определяются характером его

20

исторического мышления» .

В 1872 году А. Горелов в статье «Хождение за истиной»21 при изучении

образов праведников Лескова пишет об обращении писателя к николаевской

эпохе, на фоне которой изображаются герои, а также указывает на причины

внимания писателя к данному историческому периоду: «к николаевской

эпохе Лескова влекло и то, что время неравной борьбы человека с

угнетением дало немало трагических борцов, не ставших победителями,

однако сохранивших для будущего человечность в бесчеловечных условиях.

Героиня «Тупейного художника» Любовь Онисимовна заражает рассказчика

ненавистью к рабству и состраданием к людской боли, а это и есть

нравственный фундамент формирования личности гуманиста и демократа» .

В 1980-е годы известный лескововед Видуэцкая И.П. в статье

«Прошлое и настоящее в художественном мире Лескова»23 продолжила

исследование причин обращения Н.С. Лескова к прошлому России,

обозначила исторические периоды, наиболее значимые для писателя.

Проблеме историзма посвящены исследования последних десятилетий:

Лебедев Е. «Лесков и XVIII век»24, Дмитриенко С.Ф «Факт и вымысел в

художественном сознании Н.С. Лескова»25, Руфанов Н. «Историзм Лескова

19 Черепнин Л.В. Исторические взгляды классиков русской литературы. М., 1968. С. 220-232.

20 Черепнин Л.В. Исторические взгляды классиков русской литературы. М„ 1968. С. 220.

21 Горелов А Хождение за истиной//Повести и рассказы. Л.: Художественная литература, 1972. С 35

22 Горелов А Хождение за истиной // Повести и рассказы. Л.: Художественная литература, 1972 . С. 35

23 Видуэцкая И.П. Прошлое и настоящее в художественном мире Лескова //Лесков и русская литература. М..

Наука, 1988. 458 с. „

24 Лебедев Е Лесков и XVIII век // В мире Лескова. Сборник. М.: Советский писатель, 1983. 368 с.

25 Дмитренко С.Ф. Факт и вымысел в художественном сознании Н.С. Лескова // Время и творческая индивидуальность писателя. Ярославль, 1990.

(По страницам записных книжек)»26, Столярова И.В. «Лесков и Россия» 27 и ДР-

Для диссертационного исследования важной является монография E.H.

28 ^

Цимбаевой «Исторический анализ литературного текста» , где ученый исследует взаимосвязь исторического познания и художественного творчества в их единстве и противоположности на примере произведений русской и зарубежной литературы. Рассматривая создание художественных произведений, исследователь опирается на такие понятия как «подлинность», «тип», «вечный образ» и другие. Подробный комментированный анализ художественных произведений позволяет читателю уяснить замысел и

творческую позицию писателя.

Предлагаемое исследование творчества Н.С.Лескова осуществлено в рамках теоретико-литературного, типологического и структурного аспектов. В данном исследовании на основе анализа и сопоставления выявляются индивидуальные черты видения Лесковым исторических реалий и персонажей. Творчество писателя рассматривается в контексте русской литературы XIX века, в связи с традициями классиков (A.C. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым).

Хронологические рамки рассматриваемых в исследовании исторических событий ограничиваются периодом с 1812 по 1855 гг. Этот промежуток характеризуется существенными изменениями в умонастроении русского общества: от подъема общественного самосознания в период Отечественной войны 1812 года до разочарования и осознания кризисного состояния государства в период Крымской войны 1853-1856 гг. Также на это время приходится эпоха правления двух русских императоров: Александра I и Николая I. Период с 1812 - 1855 гг. является значимым не только в истории России, но и для русского литературного процесса, об этом говорил

26

Руфанов Н. Историзм Лескова (По страницам записных книжек) // Вопросы литературы. 1990. № 11-12.

" Столярова И.В. Лесков и Россия // Лесков Н.С. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 1. М.: Терра , 1996. С. 7-103.

28 Цимбаева Е.Н. Исторический анализ литературного текста. М.: КомКнига, 2005. 176 с. ^

Н.С. Лесков, характеризуя место первой половины XIX века в истории литературы: «Период времени с 1825 года до окончания Крымской войны принято считать наистесненнейшим периодом русской литературы. В самом деле, как говорит Тургенев в своих воспоминаниях о Белинском, мы теперь не можем даже себе представить, что это было за тягостное время для литературы, но литература держалась во все это время великолепно. Помимо того, то страницы журналов тогда украшались именами талантливейших людей, каковы Пушкин, Лермонтов, Гоголь и другие, общее настроение литературного духа и взаимное общение, в котором развивались и совершенствовались тогдашние литераторы, не имеют ничего похожего с тем, что мы видим ныне. То действовали люди александровского времени, народившиеся после великого двенадцатого года и воспитавшиеся при одних обстоятельствах, а теперь действуют иные люди, родившиеся в иное время и воспитанные при иных обстоятельствах, но по всему, — решительно по всему: по нравам, по вкусам и по обычаю, — родные и свойственные своему

29

поколению» .

Цель диссертационной работы - изучение своеобразия художественного историзма Лескова, определяющего поэтику многих его произведений, как художественных, так и публицистических.

Поставленная цель требует решения следующих задач исследования:

1. определить круг художественных и публицистических произведений Н.С. Лескова, в которых изображены или упомянуты события и участники Отечественной войны 1812 года, восстания декабристов 1825 года, Крымской войны 1853-1856 гг.;

2. обозначить конкретные исторические события и героев, привлекающих наибольшее внимание писателя;

29 Лесков H.C. Полное собрание сочинений: В 30 т. T.8. M.: ТЕРРА, 1999. С. 188.

3. выявить и систематизировать причины обращения Лескова к эпохальным и частным событиям и ситуациям русской истории I

половины XIX века;

4. охарактеризовать авторское восприятие обозначенных событий;

5. показать традиционное и новаторское в изображении Н.С. Лесковым

исторических реалий;

6. систематизировать и охарактеризовать средства и приемы изображения исторических событий и персонажей в лесковских текстах;

7. исследовать особенности историзма Н.С. Лескова, выделить наиболее значимые для писателя историософские проблемы;

8. рассмотреть творчество писателя в контексте мировой и русской литературы, роль Н.С. Лескова в формировании исторических мифов;

9. наметить перспективы дальнейшего исследования исторических реалий в художественных и публицистических текстах Н.С. Лескова и русских писателей XIX века.

Предметом исследования являются конкретные исторические реалии и персонажи эпохи 1812-1855 гг., представленные в творчестве Н.С.Лескова.

Объект исследования: публицистические и художественные произведения Лескова, более пятидесяти текстов, написанных в период с 1862 по 1894 гг., публицистическое наследие. Изучены известные комментарии к его опубликованным текстам, в которых отражены основные исторические реалии и персонажи I половины XIX века. Большая часть рассматриваемых произведений относится к художественным, например: «Житие одной бабы» (1863), «Воительница» (1866), «Островитяне» (18651866), «Старые годы в селе Плодомасове» (1869), «Смех и горе» (1871), «Запечатленный ангел» (1872), «Тупейный художник» (1883), «Очарованный странник» (1873-1874), «Захудалый род» (1873), , «На краю света» (1875), «Левша» (1881), «Юдоль» (1892), «Загон» (1893) и др. Из публицистических произведений наибольший интерес представляют статьи, опубликованные в журналах «Северная пчела и «Биржевые ведомости»: «Пятьдесят лет» (1862),

серия статей «Русские общественные заметки», «Герои Отечественной войны по гр. А.Н.Толстому «Война и мир», «Великие мира в будущем их существовании. Фантастический полк на Марсе», «Граф Михаил Андреевич

Милорадович» и др.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной

изученностью художественных и публицистических произведений Н.С. Лескова с учетом принципов, приемов и способов изображения исторических событий, ситуаций и персонажей I половины XIX века.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в лескововедении была предпринята попытка обобщающего исследования художественного воплощения исторических реалии I половины XIX века в произведениях писателя, изучения особенностей восприятия Лесковым так называемого «наполеоновского мифа», а также обозначение участия писателя в формировании «николаевского мифа». Наше исследование дало возможность дополнить сложившееся в науке представление об историзме

Лескова.

На защиту выносятся следующие положения:

1. интерес Н.С. Лескова к прошлому был стимулирован рядом причин, повлиявших и на формирование исторических взглядов писателя (интерес общественности к истории, вызванный празднованиями годовщин победы; стремление осмыслить «узловые» события русской истории, современной литератору; воцарение нового императора; участие в литературной полемике 1860-х годов; сближение с Л.Н. Толстым и др.);

2. в творчестве Н.С. Лескова тема Отечественной войны 1812 года является сквозной, и Наполеон Бонапарт воспринимается в контексте данной темы. Лесков по-своему воспринял «наполеоновских миф», демонстрируя ироничное отношение к его романтическому варианту;

3. изображая Отечественную войну 1812 года, восстание декабристов, Крымскую войну, писатель раскрывает свое понимание важных историософских проблем: роль личности и народа в истории, особенности

менталитета русского человека, преемственность в историческом процессе и

др.;

4. Н.С. Лесков участвует в мифологизации образа Николая I, акцентируя внимание исключительно на знаковых характеристиках

императора;

5. внимание писателя привлекают не только эпохальные события I половины XIX века, но и частные случаи, в совокупности дающие представление о духовном климате, нравах и быте исторической эпохи;

6. великое и малое, трагическое и смешное, героическое и обыденное - все это многообразие характеризует в произведениях Лескова жизнь выдающихся деятелей и самых обыкновенных людей исторической

эпохи.

7. Историзм является одним из ведущих принципов поэтики Н.С. Лескова, проявляющимся в изображении частных ситуаций из жизни великих людей эпохи, в использовании исторических анекдотов, в изображении вымышленных персонажей как активных участников исторического процесса, в сочетании разновеликих эстетических и нравственных характеристик, в использовании сложившихся исторических символов с целью их развенчания или обытовления и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации, анализе и обобщении объемного материала по истории формирования и развития «наполеоновского мифа» в западноевропейской и русской литературе, выявлении основных причин обращения Н.С. Лескова к истории России, в характеристике его художественного историзма и роли в формировании «наполеоновского» и «николаевского» мифов в русской литературе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его

материалы и результаты могут найти применение при изучении русского

классического реализма, в практике издания и комментирования сочинений

Н.С.Лескова; методология и методика анализа исторических реалий и

14

персоналий, апробированные в данном исследовании, могут быть применены при изучении творчества других писателей. Выводы, полученные в ходе исследования, могут использоваться при разработке вузовских учебных курсов по русской литературе XIX века, в школьной практике преподавания, спецкурсах, семинарах, посвященных творчеству Лескова.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в 17 публикациях, из которых 3 работы в реферируемых научных журналах (Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение - Киров, 2011, Вестник Чувашского университета. - 2011 (№ 2, № 4)). Результаты исследования были представлены в докладах на научных конференциях в Челябинске (2009), Йошкар-Оле (2009, 2011), Орле (2009, 2010), Чебоксарах (2010, 2012), Одессе (2009, 2010, 2011), Москве (2011).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Общий объем 186 страниц, библиография включает 260 наименований.

ГЛАВА I. «Наполеоновский миф» и изображение Отечественной войны

1812 года в творчестве Н.С. Лескова

Отечественная война 1812 года стала важным культурно-историческим рубежом для русского общества и вызвала подъем национального самосознания. В этих условиях произошло заметное оживление всех сторон жизни общества, в том числе литературы. «Впитывая в себя новые идеи и понятия, русская литература обретает более тесные связи с насущными вопросами времени, с происходившими в это время политическими событиями, глубокими внутренними переменами, переживаемыми в эти годы русским обществом и всей страной»30. Повышенный интерес к области политической и общественной жизни страны является характерной чертой наступившей после 1812 года и продолжавшейся почти до середины XIX века исторической эпохи. Возможно, этим определяется постоянное внимание к событиям данного времени представителей всех последующих поколений, в том числе Н.С. Лескова, писателя, для которого обращение к

прошлому было характерно.

«Наверно, ни один из русских писателей XIX века - века классиков -

не обращался так часто в художественном творчестве к своему прошлому, как Лесков», - замечает лескововед Владимир Семенов в книге «Николай Лесков. Время и книги»31. Вопросы исторического прошлого России, ее благополучия и процветания всегда были актуальны для Лескова. К какому бы периоду истории ни обращался писатель, духовность и нравственность всегда были теми критериями, в соответствии с которыми он оценивал людей и события прошлого. Известный исследователь И.В. Столярова отмечала: «Активность писательской позиции Лескова, который неустанно ведет нравственное строительство, огромная духовная энергия, с которой он отстаивает высшие нравственные принципы, вызвала глубокое сочувствие и уважение к его деятельности Л.Н. Толстого, который назвал его писателем

30 Иезуитова Р.В. В.А. Жуковский // История русской литературы// под. ред. Д.С.Лихачева в 4т. Т.2. С.36.

31 Семенов В. Николай Лесков. Время и книги. М.: Современник, 1981. С. 4.

будущего»32. Но стать актуальным для будущих поколений невозможно без глубокого проникновения и осмысления исторической судьбы России, национальной ментальности, русского самосознания и характера. Поэтому Н.С. Лесков в историческом прошлом России пытается найти ответы не только на вопросы русской жизни 1860-1890-х. гг., но и на вопросы

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Баранова, Наталья Сергеевна, 2012 год

Библиография

1. Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. (Труды Института европейских тгл т ттт т\ TY\ 1 — \д • PnrrwwpK-irw гллмянитапный университет, 2001. - 394 с.

JX-^JlDi у Y') J- v^^Wiiii —~ J -----------X------- V A

2. Алексина P.M. Орловские источники сюжетов Лескова (По документам Государственного архива Орловской области) // Литературное наследство. Т. 101: Неизданный Лесков. - Кн. I. - М.: Наследие, 1997. - С. 596-599.

3. Анализ художественного текста: Проблемы и перспективы: Межвуз.сб. / МарГУ. - Йошкар-Ола, 1991. - 122 с.

4. Аникин В .П. Анекдот // Русское устное народное творчество. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 701-715.

5. Аннинский Л. Лесковское ожерелье. - М.: Просвещение, 1986. - 523 с.

6. Аннинский Л.А. Три еретика: Повести о А.Ф. Писемском, П.И. Мельникове-Печерском. - М.: Книга, 1988. - 352 с.

7. Артеменко Е.Б. Миф. Фольклор. Эстетика тождества // Этнопоэтика и традиция. - М.: Наука, 2004. - С. 57-67.

8. Архипова A.C. Анекдот и его прототип: генезис текста и формирование жанра : Дис.... канд. филол. наук: 10.01.09. - М., 2004 - 126 с.

9. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф, фольклор, литература. / Сост., подгот. текста, вст. ст. и примеч. А. Л. Налепина. - М.: Советская Россия, 1986.-368 с.

10. Афанасьев Э.С. Кто же ты такой, Иван Флягин?: о художественности повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» // Русская словесность. -2004.-№6.-С. 17-21.

11. Ашихмина E.H. Город Орел в творческой лаборатории Н.С. Лескова: диссертация. 10.01.01. - Орел, 2010. - 243 с.

12. Ашихмина E.H. И прошлого мы слышим голоса: монография. Орел, 2008. - 119 с.

13. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного

текста. Теория и практика: Учебник; Практикум. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 496 с.

14. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 464 с.

15. Барулина Л.Б. «Очарованный странник» Н. С. Лескова // Литература в школе. - 2007. - № 10. - С. 23-25.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

17. Белецкий А.И. Н.С. Лесков. Личность. Творчество. - Киев, Симферополь: Крымский архив, 2003.

18. Белова О.В., Петрухин В .Я. Фольклор и книжность: информационные и исторические реалии. Рос.акад.науи, ин-т словесности. - М.: Наука, 2008. -262 с.

19. Бельчиков Ю.А. Отзыв о диссертации Ю.Н. Кольцовой «Концепт пути в мировоззрении Н.С. Лескова» // Вестник Московского университета. Сер.

19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2002. - №1. - С.138-141.

20. Бертенсон Л.Б. К Воспоминаниям о Николае Лескове. - М., 1915.-321 с.

21. Богданов В.А. Н.С. Лесков в русской литературе // В мире Лескова. -М.: Советский писатель, 1983.- С. 123-138.

22. Богданович А.И. Лесков - писатель-анекдотист // Годы перелома. 18951906: Сб. критических статей. - СПб.: Мир Божий, 1908. - 343 с.

23. Брагина Н.Г. Память и прошлое: языковые образы, культурные практики // Изв. АН. Сер. лит. и яз. - 2003. - Т. 62 - № 5. - С. 3-13.

24. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. - М.: Издательство Эксмо, 2002. - 672 с.

25. Бухштаб Б.Я. Фет и другие. Избранные работы. - СПб: Академический проект, 2000. - 560 с.

26. Бухштаб Б .Я. Об источниках «Левши» Лескова // Литературоведческие расследования. -М.: Современник, 1982. - С. 72-101.

27. Бухштаб Б.Я. Сказы о народных праведниках («Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» Н. Лескова) // Вершины: книги о выдающихся произведениях русской литературы / сост. и общ. ред. В. И. Кулешова. - М.: Дет. лит., 1983. - С. 5-20.

28. Бухштаб Б.Я. Н.С. Лесков. Указатель основной литературы. - Л.: Типография Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1948. - 83 с.

29. Быков П.В. Библиография сочинений Н.С.Лескова с начала его литературной деятельности 1860-1887. - СПб., 1889 - 124 с.

30. Вандаль А. Возвышение Бонапарта. Наполеон и Александр I. В 4 т. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 576 с.

31. Варнеке Б.В. Растерянный Лесков. - М., 1921. - С.83-86.

32. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. -М.: Языки славянской культуры, 2001. - 287 с.

33. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / Пер. с англ.; ред. и сост. М. А. Кронгауз, вступ. ст. Е. В. Падучевой. - М.: Русские словари, 1997. - 411 с.

34. Вейдер Б., Хэпгуд Д. «Блистательный Бонапарт. Кто убил Наполеона?».

- М.: Международные отношения, 1992. - 350 с.

35. Венгеров С.А. Николай Семенович Лесков // Стратегия России. - 2008.

- № 7. - С. 84-88.

36. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - Л.: Худож. лит-ра, 1940. -467 с.

37. Видуэцкая И.П. Николай Семёнович Лесков. - М.: Изд-во МГУ, 2000.

38. Видуэцкая И.П. Об атмосфере художественного мира Н.С. Лескова //Русская словесность. - 1995. - № 6 - С. 22-28.

39. Видуэцкая И.П. Прошлое и настоящее в художественном мире //Лесков и русская литература. - М.: Наука, 1988. - 458 с.

40. Византийская легенда в творчестве Н.С. Лескова // Образы России в научном, художественном и политическом дискурсах (история, теория, педагогическая практика). - Петрозаводск, 2001. - С. 129-134.

41. Виницкий И. Духовный карцер: Н.С. Лесков и «Палата № 6» А. П. Чехова // Вопросы литературы. - 2006. - № 4. - С. 310-322.

42. Виницкий И. Русские духи: спиритуалистический сюжет романа Н.С. Лескова «На ножах» в идеологическом контексте 1860-х годов // Новое литературное обозрение. - 2007. - № 5. - С. 184-213.

43. Виноградов В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы. -М.: Наука, 1980.-358 с.

44. Власкин А.П. Заочный диалог Н.С. Лескова и Ф.М. Достоевского по проблемам религиозности и народной культуры // Русская литература. - 2003. - № 1. - С. 16-48.

45. Власова A.B. Образ праведника в контексте произведений Н.С. Лескова: (на примере некоторых рассказов) // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2006. - № 1. - С. 14-16.

46. Власова A.B. Поиск истинной веры в повести Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2005. - № 3. - С. 6-7.

47. Война 1812 года и русская литература. Исследования и материалы. -Тверь: Изд-во ТГУ, 1993. - 174 с.

48. Война 1812 года в русской литературе // История русской литературы. Т. 5. - М. - Л.: Академия наук СССР, Институт литературы (Пушкинский дом), 1941. - С. 315 - 327.

49. Волгин И.Л., Наринский М.М. «Развенчанная тень»: Диалог о Достоевском, Наполеоне и наполеоновском мифе // Метаморфозы Европы. -М., 1998. -С. 127-164.

50. Вольперт Л.И. Лермонтов и литература Франции. Тарту, 2010. - 276 с. Интернет-публикация. URL: http://www.ruthenia.ru/volpert/Volpert_2010.pdf

(дата обращения: 20.03.2011).

51. Волынский А.Л.Н.С. Лесков.-СПб., 1923.-438с.

52. Вопросы методологии историко-литературных исследований: (сб.статей) / АН СССР, Ин-т Рус. Лит (Пушкинский дом). - Л.: Наука. Ленинг.отд-ие, 1981.-259 с.

53. Гагаев П.А. Контекст отечественной классической литературы как историко-культурный феномен // Русский язык в школе. - 2006. - № 1. - С. 6265.

54. Геймбух Е.Ю. «Левша» Н.С. Лескова: радость словесной игры и серьезность сюжета //Русский язык в школе. - 1995. - № 2. - С. 72-78.

55. Головко В.М. Поэтика русской повести. - Саратов: Изд-во Сарат.ун-та,

1991.- 192 с.

56. Горелов A.A. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н.С. Лескова //Лесков и русская литература. - М.: Наука, 1988. -480 с.

57. Горелов A.A. Н.С. Лесков и И.С. Аксаков о повести «Захудалый род»: (Из переписки 1874-1875 годов) // Русская литература. - 2003. - № 2. - С.66-80.

58. Горячкина М.С. Особенности сатиры в творчестве Н.С. Лескова // Лесков и русская литература. - М.: Наука, 1988. - 480 с.

59. Горячкина М.С. Сатира Лескова. - М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1963. -232 с.

60. Горький М.Н. Лесков // Полное собрание сочинений: Т. 24: статьи, речи, приветствия: 1907-1928. - М.: Гослитиздат, 1953. - С. 228-237.

61. Гроссман Л.П. Лесков Н.С. Жизнь-творчество-поэтика. - М.: Гослитиздат, тип Высшей парт, школы при ЦК ВКП (б), 1945.-320 с.

62. Грунский Н.К. Наполеон I в русской художественной литературе // Русский филологический вестник. - 1898,- №3.-С. 34-67.

63. Гудзий Н.К. Толстой и Лесков. - М.: Исскуство, 1928; кн. 1-2. - С. 95-

64. Гуминский В.М. «Гоголь и Наполеон» // Н.В. Гоголь: Загадка третьего тысячелетия. Первые гоголевские чтения: сб. докладов // под общ.ред. В.П. Винокуровой. - М., 2002. - С. 223-323.

65. Гунн Г. Очарованная Русь: Лесков. Нестеров. Блок. Рерих. Хлебников. Ремизов. - М.: Искусство, 1990. - 288 с.

66. Гуревич П.С. Культурология: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГАРДАРИКИ, 2003. - 280 с.

67. Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. - М.: Художественная литература, 1971. - 592 с.

68. Дмитренко С.Ф. Факт и вымысел в художественном сознании Н.С. Лескова // Время и творческая индивидуальность писателя. - Ярославль, 1990. - С. 49-58.

69. Добин Е. Жизненный материал и художественный сюжет. - Л.: Художественная литература, 1958. - 234 с.

70. Долженков П.Н. «Запечатленный ангел» Н.С.Лескова: «Очеловеченное евангелие» // Филологические науки. - 2002. - № 6. - С.31-35.

71. Документальное и художественное в литературном произведении: Межвузовский сборник научных трудов / Иван.гос.ун-т. - Иваново: ИГУ, 1994.- 158 с.

72. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Т.2. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. - 528 с.

73. Драгунова Ю.А. Конференция, посвященная Н.С. Лескову, Л.Н. Андрееву, Б.К. Зайцеву /под. ред. Ю. А. Драгунова, Е. А. Михеичева, Е. В. Тюхова // Русская литература. - 2002. - № 3. - С.230-235.

74. Древнерусские традиции в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» // Литература в школе. - 2003. - № 2. - С. 19-21.

75. Другов Б.М. Лесков Н.С. Очерк творчества - М.: Гослитиздат, 1961. -

223 с.

76. Дыханова Б.С. «Пейзаж и жанр» лесковских «Полунощников»: живопись с натуры или герменевтика образов? // Русская литература. - 2004. -№ 3. - С. 16-28.

77. Дыханова Б.С. В зеркалах устного слова: (Народное самосознание и его стилевое воплощение в поэтике Н.С.Лескова). - Воронеж: Изд-во Воронежского пед.ун-та, 1994. - 191 с.

78. Евангельский текст в русской литературе 18-20 веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб.науч.тр. / Отв.ред. Захаров В.Н. -Петрозаводск : Изд-во Петрозавод.ун-та, 1994. - 387 с.

79. Евдокимова О.В. Проблема достоверности в русской литературе 1870-1890х гг. и своеобразие художественной системы Н.С. Лескова: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ф.наук. 10.01.01. - Л.: Ленинг.гос.пед. ин-т им. А.И. Терцина. - 24 с.

80. Евдокимова О.В. Поэтика памяти в прозе Н.С. Лескова. - СПб, 1996. -320 с.

81. Евстигнеева Л. А. Художественный опыт Лескова и идейно-эстетическая борьба в русской литературе начала XX века // Лесков и русская литература. - М.: Наука, 1988. - 480 с.

82. Евнин Ф. Лесков Н.С. - М., 1945 - 367 с.

83. Ермолин Е.А. Русская культура. Персоналистская парадигма образовательного процесса. - М., 2005. - 451 с.

84. Есипенко Г.Н. Н.В. Кузьмин - иллюстратор рассказа Н.С. Лескова «Левша» //Литература в школе. - 1997. - № 1 - С. 139-145.

85. Ефремова В.В. Об орловских персонажах рассказа Н.С. Лескова «Умершее сословие» (дополнение к комментариям). // Ученые записки Орловского государственного университета. Т. III. Лесковский сборник. -Орел, 2006.-С. 110-116.

86. Жуковский В.А. Собрание сочинений: В 4 т. - М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1959 -1960. - Т. 1: Стихотворения. - 1959. - 480 с.

87. Жукова Ю.А. Наполеоновская фабула в произведениях Ф.М. Достоевского: от «Двойника» до «Преступления и наказания»: Дис. на соиск. учен. степ. канд. филолог, наук. 10.01.01. - Уфа, 2007. - 179 с.

88. Заварзина Н.Ю. Оппозиция «свое»/«чужое» в рассказе Н.С. Лескова «На краю света» // Русская литература. - 2002. - № 2. - С. 174-185.

89. Записная книжка Н.С. Лескова «Выписки из Прологов» как прототекст цикла очерков «Легендарные характеры» // Кормановские чтения. - Ижевск, 2002.-Вып. 4.-С. 121-127.

90. Зельдович М.Г. Историзм и творчество: ленинское наследие и проблемы русской литературы и критики. - Харьков: Высшая школа. Изд-во при Харьк.ун-те, 1980. - 192 с.

91. Иванова М.В., Леденева В.В.. Индивидуальное и общее в идиолекте Н.С. Лескова. Лексический состав эпистолярных текстов 90-х годов XIX века // Филологические науки. - 2008. - № 2. - С. 122-124.

92. Иезуитова Р.В. В.А. Жуковский // История русской литературы, под. ред. Д.С.Лихачева (и др.). В 4 т. Т.2. - СПб, 1997. - 608 с.

93. Из историко-литературного комментария к легенде Н.С. Лескова «Скоморох Памфалон»: древнерусские источники // Формирование активной языковой личности в социокультурных условиях. - СПб., 2002. - С. 140-142.

94. Ильинская Т.Б. «Алеутский духовидец» в контексте «спиритической» темы у Лескова // Русская литература. - 2008. - № 2. - С. 16-27.

95. Ильинская Т.Б. Мемуарный факт «в мистическом освещении» (неизвестный очерк Н. С. Лескова «Странный случай при смерти Дудышкина») // Русская литература. - 2009. - № 1. - С. 153 - 162.

96. Исторический анализ литературного текста. - М.: КомКнига, 2005. -

176 с.

97. История русской литературы второй половины 19 века (1855-1870): Хрестоматия художественных материалов для лекционных и практических занятий / Ред.-сост. Н.Н. Старыгина. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 472 с.

98. История русской литературы: в 4 т. Т.2. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); редкол.: Н.И. Пруцков (отв. ред.) и др. - M - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981. - 545 с.

99. История западноевропейской литературы, XIX века: Германия, Австрия, Швейцария: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по филологическим специальностям / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова; под ред. А. Г. Березиной. - 2-е издание. -М.: Высшая школа, 2003. - 237 с.

100. Историко-литературный сборник / Твер.гос.ун-т, каф. истории рус.лит-ры. - Тверь: Твер.гос.ун-т, 1999. - 171 с.

101. История в зеркале литературы и литературоведения: Сб.докладов Международной науч.конф. - Гданьск: Grant, 2002. - 439 с.

102. История - язык - литература: Сборник науч.статей истор-фил.фак-та /Федер агенство по образованию. - Петрозаводск: Изд-во КГПИ, 2006. - 118

с.

103. К проблеме генезиса художественного образа в творчестве Н.С. Лескова (повесть «Гора») // Юбилейная Международная конференция по гуманитарным наукам, посвященная 70-летию Орловского государственного университета. Материалы. Вып.: I.: Н.С. Лесков. - Орел, 2001. - С. 46-52.

104. К проблеме интерпретации «древле-печатного» Пролога Н.С. Лесковым // Русская историческая филология. Проблемы и перспективы. -Петрозаводск, 2001. - С. 344-352.

105. Казаков Н.И. Наполеон глазами его русских современников // Новая и новейшая история.- 1970. - № 3. - С.31-47.

106. Календарь «Науки и религии»: исторические даты и религиозные праздники // Наука и религия. - 2005. - № 12. - С. 55.

107. Канныкин C.B. Текст как явление культуры (пролегомены к философии текста): Монография. - Воронеж: РИЦ ЕФ ВГУ, 2003. - 143 с.

108. Катаев В.Б. Лесков в литературных полемиках // Русская словесность. -

1995. - № 6. - С. 22-25.

109. Керлог Х.Э. Словарь символов. - М., 1994. - 564 с.

110. Киселева JI.H. Становление русской национальной мифологии в николаевскую эпоху (сусанинский сюжет) // Лотмановский сборник / ред.-сост. Е. В. Пермяков; Тартуский ун-т; Каф. рус. лит.; Каф. семиотики; РГГУ, Ин-т высш. гуманит. исслед. - М.: Гарант. Т. 2. - 1997. - С. 279-302.

111. Клишина О.С. Языковая компонента в этническом самосознании российского общества XIX в.: (по произведениям Н.С.Лескова) // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. - 2002. - № 4. - С. 103-111.

112. Ковалева Е.В. Смертоносный «пупырух» // Вопросы медиевистики. -2005. -№ 1.-С. 96-107.

113. Кожин А.Н. Святая святых // Русская речь. - 2006. - № 4. - С. 117-119.

114. Колмановский Е.С. Российские мотивы. - СПб.: Герольдики, 1994. - 250

с.

115. Коптева Н.В. Приемы создания образа в рассказе Н.С. Лескова «Тупейный художник» // Русская речь. - 2006. - № 1. - С. 14-17.

116. Коробкова A.A. Шекспировские реминисценции в повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» // Русская словесность. - 2006. - № 2.-С. 31-35.

117. Коровин В.Л. Научная конференция, посвященная Н.С. Лескову // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2006. - № 4. - С. 189-190.

118. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность?. - М.: Гнозис, 2003. - 375 с.

119. Кретова A.A. «Будьте совершенны...»: религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н. С. Лескова и его современников. - М.; Орел, 1999.-303 с.

120. Курчаткин А. Микула Селянинович русской словесности //Смена. -2002.-№7.- С. 4-15.

121. Куранда E.J1. Повествовательная структура романа Н.С. Лескова «Некуда» в системе русского антинигилистического романа 1860-70х г.гг. : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ф.наук. 10.01.01. - Псков: Псковский гос.пед.ин-т им. С.М. Кирова, 2001. - 18 с.

122. Кучерская М. Изучение художественного своеобразия произведений Н.С. Лескова на уроках литературы. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.

123. Леденева В.В. Особенности идеолекта Н.С. Лескова. - М., 2000. - 433 с.

124. Лейбов Р.Г. Рассказ Лескова и «миф 1812 года» // Лотмановский сборник / ред.-сост. Е. В. Пермяков; Тартуский ун-т; Каф. рус. лит.; Каф. семиотики; РГГУ, Ин-т высш. гуманит. исслед. - М.: Гарант. Т. 2. - 1997. - С . 328-339.

125. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям : в 2-х т. - М. : Худож. лит., 1984.

126. Лесков Н.С. Письма к П.В. Быкову // Русская литература. - 2002. - № 1. -С. 140-146.

127. Лесков Н.С. Собрание сочинений: в 11 т.. - М.: Гослитиздат, 1956.

128. Лесков Н.С. Собрание сочинений в 12 т. - М.: Правда, 1989.

129. Лесков Н.С. Полное собрание сочинений в 30 т. - М.: Терра, 2004.

130. Лесков Н.С. Честное слово. - М.: Сов. Россия, 1988.

131. Лесков Н.С. Легендарные характеры. - М.: Сов. Россия, 1989.

132. Лесков Н.С. О литературе и искусстве. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

133. Лесков Н.С. Рукописное наследие: Каталог; ГПБ им.М.Е. Салтыкова -Щедрина; Сост. Сажин В.Н. - Л., 1991. - 64 с.

134. Лесков Н.С. Русские писатели второй половины XIX - начала XX вв. (до 1917 года): рекомендательный указатель литературы: Ч. 3 / ред. Н. Крендель. - М., 1963.

135. Либан Н.И. Из спецкурса «Творчество Н.С. Лескова» // Русская словесность. - 1995. - № 6. - С. 17-22.

136. Ливцов В. А. Лесков живет с нами // Образование и общество. - 2005. -

№2.-С. 107-108.

137. Литвинцева Г. За возвышение души человека // Культурно-просветительная работа (встреча). - 2007. - № 3. - С. 5-10.

138. Литературные источники повести Н.С. Лескова «Скоморох Памфалон» // Творчество писателей-орловцев в истории мировой литературы. - Орел, 2004.-С. 157-158.

139. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Сов. Энциклопедия, 1987. - 752 с.

140. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения //Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 75.

141. Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература: (Сборник). - Л.: Сов. писатель. Ленинградское отделение, 1984. - 376 с.

142. Лихачев Д.С. Русская культура.- М.: Искусство, 2000. - 439 с.

143. Литературный энциклопедический словарь. - М.,1987.

144. Ломунов К.Н. Русская классика в оценке Н.С. Лескова //Лесков и русская литература. - М.: Наука, 1988. - 480 с.

145. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. - М: Изд-во МГУ, 1982. - 478 с.

146. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1976. - 367 с.

147. Лотман Ю.М. О русской литературе. - СПб.: Искусство Санкт-Петербурга, 1997. - 848 с.

148. Лотман Ю.М. О сюжетном пространстве русского романа XIX столетия // Учен. зап. Тартуского ун-та. - 1987. - Т. 20, вып. 746. - С. 103.

149. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф - имя - культура // Ученые записки Тартуского университета. - Вып. 308. Труды по знаковым системам. - IV. - Тарту, 1973. - С. 282-303.

150. Маевская Т.П. Романтические тенденции в системе русского реализма 70-80-х гг. XIX века (рассказ и повесть): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра. ф.наук. 10.01.01. - Киев: Ин-т лит. Им Т.Г. Шевченко, 1988. - 21 с.

151. Малиночка Л.H. «Архиерей» А.П. Чехова и «Мелочи архиерейской жизни» Н.С. Лескова: проблема преемственности // Вестник Тверского государственного университета. - 2007. - № 14. - С. 144-146.

152. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. - М.: Мысль, 1986. - С. 551.

153. Маранда П. Метафорфные метафоры // От мифа к литературе. - М., 1993.-С. 45-63.

154. Маслова М.И. Любовь созидающая и любовь разрушающая в ранних произведениях Н.С. Лескова // Русская литература. - 2002. - № 4. - С. 148-157.

155. Мехтиев Б.Г. Роман Н.С. Лескова «Некуда» и проблема духовности и в русской прозе 1 половины 60х годов XIX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ф.наук. 10.01.01.-М., 1995. -21 с.

156. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. - М.: Герольдики, 1990. - 285 с.

157. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе: учеб. пособие по курсу теория мифа и историческая поэтика повест.жанров. - М.:РГГУ, 2000. - 167 с.

158. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. - 407 с.

159. Миф - литература - мифореставрация: сборник ст. под общ. ред. С.М.Телегина. - М., Рязань: Узороречье, 2000. - 155 с.

160. Миф-фольклор-литература: Сборник статей / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) - Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1978. -

250 с.

161. Михайлов A.B. Герои «Кадетского монастыря»: (о прототипах и их судьбах) // Литературное наследство. Т. 101: Неизданный Лесков. Кн. 1. - М., 1997. - С. 639-638.

162. Михайлов Л. «Народ просто надо знать...» // Воин России. - 2006. - № 2. - С. 90-92.

163. Михеева И.Н. Художественная модель мира в цикле Н.С. Лескова «Праведники»: аксиология и поэтика: Автореф. дис. на соиск. учен. степ.

канд. ф. наук. 10.01.01.-Киров, 2010.-28 с.

164. Мокроусов А. На рандеву с вечным // Новое время. - 2006. - № 46. - С. 44.

165. Мухлаева И. Наполеон. Несколько сакраментальных вопросов // Наука и жизнь. -2002. -№ 5.-С. 30-35.

166. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии. - 1994. - № 2. - С. 45-53.

167. Наринский М.М. Наполеон в современной ему российской публицистике и литературе//История СССР. - 1990. -№1. -С. 126-138.

168. Неустроев Д.В. Неизвестные источники повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» // Филологические науки. - 2006. - № 6. - С. 106112.

169. Николаева Е.В. Композиция повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» // Литература в школе. - 2006. - № 9. - С. 2-5.

170. Николина H.A. Типы и функции новообразований в прозе Н.С. Лескова //Русский язык в школе. - 1995. - № 2. - С. 79-87.

171. Николина H.A. Филологический анализ текста: Учеб.пособие для студентов выс.пед.учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 256 с.

172. Новикова Е.Г. Софийность русской прозы II половины XIX века: евангельский текст и художественный контекст: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. ф.наук. 10.01.01. - Томск, 1999. - 38 с.

173. Новикова - Строганова, А. А. «Художественное поучение» в творчестве Н. С. Лескова // Литература в школе. - 2010. - № 8. - С. 2 - 5.

174. Овчинников Р.В. Архивные документы к биографиям героев повести Н.С. Лескова «Кадетский монастырь» // Отечественные архивы. - 2006. - № 6. - С. 56-65.

175. Озерова Н.И. Достоверность вымысла и мистика факта в прозе Лескова // Образование в России: перспективы и реальность. - СПб., 2001. - С. 14 - 16.

176. Орлов A.C. Язык Лескова (материалы к статье) // Язык русских

писателей. -M.-JL: Наука, 1948.

177. Орловский текст российской словесности // Материалы всероссийской научной конференции. - Орел, 2010. - 296 с.

178. Осанова H.H. Рассказ Н.С. Лескова «Скоморох Памфалон». VIII класс : К 170-летию со дня рождения писателя // Литература в школе. - 2001. - № 6. -С. 27-29.

179. От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма 19 -начала 20 века: Межвуз.сб. / Под ред. Марковича В.М. - СПб.: Изд-во С.-Петербург.ун-та, 1992. - 304 с.

180. Овчинников Р.В. Архивные документы к биографиям героев повести Н.С. Лескова «Кадетский монастырь» // Отечественные архивы. - 2006. - № 6. - С. 56-65.

181. Пигин A.B. Миф и легенда в творчестве Н.С. Лескова. (Рассказ «Белый орел») // Русская историческая филология: проблемы и перспективы. -Петрозаводск, 2001. - С. 218-136.

182. Пименов В.В. Москва в русской литературе XIX века: этнографические аспекты // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. - 2002. - № 4. -С. 31-61.

183. Плеханова Н. Лесков Н.С. - выдающийся русский писатель (1831-1895).-Орел, 1955.-411 с.

184. Пономарев В.Н. Два искушения великого писателя // Русский Дом. -2006,-№2.-С. 44-45.

185. Попова Е.А. От первого лица: Сказ у Н.С.Лескова // Русская речь. -2003.-№5.-С. 9-15.

186. Проблемы исторической поэтики: Сб.науч.тр. Вып.2 : Художественные и научные категории. - Петрозаводск: Изд-во ПТУ, 1992. - 161 с.

187. Проблема исторической поэтики в анализе литературного произведения: Сб. науч.трудов / Кемер. гос.ун-т. - Кемерово: КГУД987. -139 с.

188. Проблема интерпретации художественных произведений: Межвузовский сб.науч.трудов / Моск.гос.пед.ин-т им В.И.Ленина. - М.: МГПИ, 1985.- 157 с.

189. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. - М., 1990. - 467 с.

190. Поспелов Т.Н. Мастерство и стиль //Вопросы методологии и поэтики. Сборник статей. - М.: Наука, 1983.

191. Предтеченский A.B. Отражение войн 1812 - 1814 гг. в сознании современников //Исторические записки. Т. 31. -М., 1950. - С. 222-244.

192. Проблемы исторической поэтики: Сб. науч.т р. Вып.2 : Художественные и научные категории. - Петрозаводск: Изд-во ПТУ, 1992. -

161 с.

193. Проложные повествования в творчестве Н.С. Лескова 1880-х гг. (материалы записной книжки с выписками из «Прологов») // Санкт-Петербург - полиэтнический мегаполис. - СПб., 2003. - С. 70-73.

194. Пульхритудова Е.М. Достоевский и Лесков (к истории творческих взаимоотношений) // Достоевский и русские писатели: традиции, новаторство, мастерство: сборник статей / сост. В. Кирпотин. - М.: Сов. писатель, 1971. - С.87-138.

195. Раков Ю. По следам литературных героев. - М.: Наука, 1974. - 320 с.

196. Рассказ Н.С. Лескова «На краю света» (X класс) // Открытый урок по литературе. Планы, конспекты, материалы // Ред. и сост. И.П. Карпов, H.H. Старыгина. - М., 2001. - С. 81-93.

197. Растягаев A.B. Трансформация агиографического жанра в творчестве А. Н. Радищева и Н. С. Лескова: проблема автора и героя // Филологические науки. - 2006. - № 1. - С. 19-29.

198. Растягаев A.B. Поэтика заглавия «Житие одной бабы» Н. С. Лескова // Русская словесность. - 2005. - № 7. - С. 14-17.

199. Рахматуллин М.А. Император Николай I глазами современников // Отечественная история. - 2004. - № 6. - С. 74 - 98.

200. Реалии, источники и их роль в рассказе Н.С. Лескова «На краю света» // Филологические штудии. - Петрозаводск, 2000. - С. 39-44.

201. Руднев В.П. Прагматика анекдота // Даугава. - 1990. - № 6. - С. 24-37.

202. Руднева Е.Г. Идейное утверждение и отрицание в художественном произведении: курс лекций. Пособие по спецкурсу для студентов филолог.фак-в гос.ун-в. -М.: Изд-во Москов.ун-та, 1982. - 80 с.

203. Русская поэзия XIX века и ее соотношение с прозой: Сб. статей. - М.: МОИПО им. Н.К. Крупской, 1990. - 241 с.

204. Руфанов Н. Историзм Лескова // Вопросы литературы. - 1990. - №11/12. -С. 161-176.

205. Саитова З.Р. Русские женские характеры в прозе Н.С. Лескова // Вестник Башкирского университета. - 2006. - № 4. - С. 112-114.

206. Синельникова О. «Запечатленный ангел» Н. Лескова и Р. Щедрина: в поисках духовной истины // Музыкальная академия. - 2007. - № 1. - С. 102207. Соколова Т. Русский национальный характер: из опыта проведения интегрированного обобщающего урока литературы в 8 классе // Духовно-нравственное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 46-56.

208. Соколов P.E. Духовное и социокультурное бытие литературного текста: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филолог.наук: 09.00.11. -Чебоксары: Чувашский гос.пед.ун-т им.И.Н.Ульянова, 2001. - 23 с.

209. Старыгина H.H. История русской литературы XIX века (1855-1870). -М.: Флинта, 1999. - 472 с.

210. Старыгина H.H. Творчество Лескова в 1880-1890-е годы. Неосуществленные замыслы // Литературное наследство. Т. 101: Неизданный Лесков. - Кн.1. - М.: Наследие, 1997. - С. 380-406.

211. Старыгина Н. Н. Поэтика игры в романе «На ножах» Н. С. Лескова // Филологические науки. - 1996. - № 3. - С. 94 - 101.

212. Столярова И.В. В поисках идеала: (Творчество Н.С.Лескова). - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.-231 с.

213. Столярова И.В. Н.С. Лесков // История русской литературы: Т. 3: рассвет реализма / ред.: Ф. Я. Прийма, Н.И. Пруцков. - Л. Наука, 1982. - С. 761- 796.

214. Соловьев B.C. Н.С. Лесков //Философия искусства и литературная критика. - М.: Наука, 1991. - 350 с.

215. Тарланов З.К. «Ненавистно - милые лица» (Оксюмороны и окказионализмы Н. С. Лескова) // Русская речь. - 2010. - № 4. - С. 13 - 15.

216. Тарле Е.В. Наполеон. - М.: Наука, 1991. - 464 с.

217. Тартаковский А.Г. 1812 год и русская мемуаристика: Опыт источниковедческого изучения. - М.: Наука, 1980. - 312 с.

218. Тартаковский А.Г. Военная публицистика 1812 года. - М.: Мысль, 1967.

- 222 с.

219. Троицкий В.Ю. Лесков - художник. - М.: Наука, 1974. - 215 с.

220. Тихомиров В.В. Русская литература 60-80х г.г. XIX века в свете историко-функционального изучения: Учеб. пособие. - Иваново: ИвГУ, 1988.

- 135 с.

221. Текст: проблемы изучения в вузе и школе: межвузовский сборник научных трудов /Пензинский Гос.пед ун-т им.В.Г.Белинского. - Пенза: Пензинский Гос.пед ун-т им.В .Г.Белинского, 2002. - 290 с.

222. Текст: варианты интерпретации: Сб. статей / Мин.общ и профобразования РФ. Бийский гос.пед.ин-т. - Бийск: НИЦ БГПИД998. - 176

с.

223. Телегин С.М. Философия мифа. - М., 1994. - 276 с.

224. Телегин С.М. Мифология восточных славян. - М., 1994. - 211 с.

225. Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. - М.: Карьера, 1995. - 94 с.

226. Толстой Л.Н. Война и мир: роман в 4 т. Т. 3-4, кн.2. -Минск.: Маст.лгг, 1987.-471 с.

227. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Издательская группа «Прогресс» -«Культура», 1995. -624 с.

228. Торопцев А.П. Лесков и Ницше (сравнительное описание двух параллельных творческих миров) // Московский вестник. - 2006. - № 4. - С. 150-203.

229. Троицкий В.Ю. Творчество Лескова и русский романтизм // Лесков и русская литература: Сб. статей. - М., 1988. - 321 с.

230. Троицкий В.Ю. Некоторые сюжеты и образы древней русской литературы у Н.С. Лескова // Русская литература на рубеже XVII - нач. XVIII веков. - М., 1971.-С. 388-396.

231. Тюлар Ж. Наполеон, или Миф о «спасителе». - М.: Молодая гвардия, 2009. - 382 с.

232. Тюхова Е.В. О психологизме Н.С. Лескова. - Саратов, 1993. - 323 с.

233. Фаресов А.И. Против течений. Н.С.Лесков. - СПб., 1904. - 441 с.

234. Федь Н.М. Художественные открытия Н.С. Лескова / Лесков и русская

литература. - М.: Наука, 1988. - 480 с.

235. Феокристов Е.М. За кулисами политики и литературы, 1848-1896. - М.: Новости, 1991.-458 с.

236. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева. -М.: Советская энциклопедия, 1983. - 839 с.

237. Фокеев А.Л. Н.С. Лесков и литература его времени // Труды Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. - 2006. - № 4. - С. 55-62.

238. Хализев В.Е. Литературное произведение // Русская словесность. - 1994. - № 2. - С. 34-53.

239. Хализев В.Е. Литературно-художественная форма в ее соотношении с содержанием /Введение в литературоведение под ред Г.Н. Поспелова. - М.: Наука, 1988. - 264 с.

240. Хан Нам Су. Роман Н.С. Лескова «Обойденные» в историко-литературном контексте: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ф.наук. 10.01.01. -СПб.: Санкт - Петерб.ун-т, 1997.-24 с.

241. Цикл очерков Н.С. Лескова «Легендарные характеры» и его древнерусские источники (повесть о «Зеноне-златокузнеце») // Междисциплинарный семинар - № 3. - Петрозаводск, 2000. - С. 73-75.

242. Цимбаева E.H. Исторический анализ литературного текста. - М.: КомКнига, 2005. - 176 с.

243. Чалмаев В.А. «Золотые» и «серебряные» нити русской литературы XIX и XX веков // Литература в школе. - 2008. - № 1. - С. 2-6.

244. Черепнин Л.В. Исторические взгляды классиков русской литературы. -М, 1968. - С. 220-232.

245. Чернец Л.В. Мир произведения // Русская словесность. - 1995.- № 2. - С. 70-75.

246. Чижиков Л.А. Лесков Н.С. - Одесса: отделение «Одесского библиотечного общества». - вып 1., 1915. - 298 с.

247. Чуднова Л.Г. Лесков в Петербурге. - Л.: Лениздат, 1975. - 255 с

248. Чуднова Л. Г. Н.С. Лесков о Пушкине: (Неопубликованный автограф) // Русская литература. - 2004. - № 4. - С. 149-155.

249. Шапошников Ю.С. Анекдот в художественной и автобиографической прозе А. С. Пушкина: Дис.... канд. филол. наук : 10.01.01: Москва, 2005 - 154

с.

250. Шелаева A.A. Лесков и Прудон: (О влиянии передовой западноевропейской культуры на формирование эстетических взглядов русских писателей) // РЛ. - 1982. - № 2. - С. 124-134.

251. Шелковникова Л.Ф. Социально-философские воззрения Н.С.Лескова: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. философ.наук. 09.00.05. - М.: Академия повышения и переподготовки работников образования, 2000. - 24

с.

252. Шеллинг Ф. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966. - 496 с.

253. Шереметьев ОБ. Наполеоновская эпоха в батальной и портретной живописи России и Европы конца XVIII- начала XIX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. искусств, наук. 17.00.04. - М.: Академия повышения и переподготовки работников образования, 2010. - 24 с.

254. Шестериков С. К библиографии сочинений Н.С. Лескова. Т.30. - М.:

Известия II отд. А.Н., 1925. - С. 268-310.

255. Шкловский В.Б. О теории прозы. - М.: Наука, 1983.

256. Шульц С.А. Философия имени и смерти в «Несмертельном Головане» Лескова и «Смерти Ивана Ильича» Л. Толстого // Русская литература. - 2008.

- № 1. - С. 39-57.

257. Эйхенбаум Б. «Чрезмерный» писатель (к 100-летию рождения Н.С. Лескова). Н.С. Лесков (к 50-летию со дня смерти) // О прозе: сборник статей.

- Л. : Худож. лит., 1969. - С. 327-356.

258. Яхненко Е.В. «Путь паломника» Джона Беньяна в творчестве Н.С. Лескова // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2003. - № 2. - С.141-147.

259. 24 зональная конференция литературоведческих кафедр университетов и пединститутов Поволжья: 1-я конференция филологов Поволжского региона (13-15 мая 1994 г.). 4.2: Литературоведение / Тверской гос.ун-т. -Тверь, 1995.- 162 с.

260. 1812 год в истории России и русской литературы: материалы Всероссийской научной конференции (Смоленск, 15-17 ноября 2010 г.) / сост. и ред. Л. В. Павлова, И. В. Романова. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2010. -

196 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.