Художественное пространство - мир Лермонтова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, доктор филологических наук Зотов, Сергей Николаевич

  • Зотов, Сергей Николаевич
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2001, Таганрог
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 399
Зотов, Сергей Николаевич. Художественное пространство - мир Лермонтова: дис. доктор филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Таганрог. 2001. 399 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Зотов, Сергей Николаевич

Введение.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Художественное пространство как проблема литературоведения.

1. Трагедия европейской традиции и её "мистериальный" смысл: смерть" и "воскрешение" автора.

1. Телесность художества и духовность творчества.

1.1. Страх смерти и страх влияния как источники поэтического творчества.

1.2. Единство творца и творения как телесность художества.

1.3. Телесность художества и отношение "творец - традиция мир" (Б. Пастернак).

1.4. Единство творца и творения как духовность творчества.

2. Аналитическое разрушение единства творца и творения.

Основные стратегии понимания литературы в XX в.

2.1. Художник как субъект творчества: классическое доверие к сознательной деятельности и "учения о подозрении".

2.2. Последовательность подозрения: проблематичность поэзии.

3. "Языковые" теории художественного творчества.

Смерть" автора.

3.1. Диалектический выбор: предпочтение поэзии и языка в концепциях Т.С. Элиота и Г.-Г. Гадамера.

3.2. Революционизм Р. Барта: свержение автора-Бога как торжество критика-Читателя.

4. Спасение автора. Одиночество Иосифа Бродского.

4.1. Поэтическая речь как явление традиции и форма одиночества в эстетике И. Бродского.

4.2. Стихотворение "ОШсвенш й вечер в скромном городке.".

4.3. Экзистенциальный смысл поэзии.

4.4. Поэтическое самоопределение И. Бродского: поэт и традиция, автор и читатель.

5. Литературная позиция - "пост" Иосифа Бродского.

6. "Жертвоприношение" автора. Эзра Паунд.

7. Проблема автора и Западный Канон. Гарольд Блум.

8. "Воскрешение" автора. Михаил Бахтин.

П. Проблема художественного пространства.

1. Произведение, автор и критик в пространстве литературы (культуры).

С. Аверинцев.

2. Поэзия критики: пространство Новалиса.

3. Изучение художественного пространства литературного произведения.

ГЛАВА ВТОРАЯ. Пространство "Демона".

1. "Демон" в пространстве интерпретаций.

П. Интеллектуальное переживание Библии в ранней лирике

М.Ю. Лермонтова и поэме "Демон".

11Ь Единство библейско-мифологического и нравственнопсихологического в художественном пространстве "Демона". Отношение "автор - повествователь".

IV. Принцип отождествления в художественном пространстве "Демона".

3. Пространство соблазна.

4. Проблема сюжета.

5. Выводы.

V. "Демон" в пространстве европейской романтической традиции. Проблема байронизма Лермонтова.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Мир Лермонтова.

I. Литературная позиция как пространство художества и судьбы поэта.

П. Игра и любовь как формы самоопределения героя в. драме "Маскарад".

1. Игровое самоопределение Арбенина.

2. Любовь как форма самоопределения героя.

3. "Маскарад" и пространство "Демона".

III. Развитие личности Печорина и философское качество художественного мышления Лермонтова в романе

Герой нашего времени".

IV. Концепция романтизма Альбера Камю и роман

Герой нашего времени".

V. Единство эпического художественного пространства и литературная позиция Лермонтова.

VI. Пространство лирики Лермонтова.

1. О "лирическом герое" в творчестве Лермонтова.

2. Телесность художества как истина поэтического.

3. Основные черты поэтической личности Лермонтова "Воскрешение" автора.

VII. Постромантизм Лермонтова. К постановке проблемы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное пространство - мир Лермонтова»

Настоящая работа представляет собой синтез теоретического и историко-литературного исследований. Основным предметом изучения являются про-странственность как форма осуществления художественного творчества и специально - художественное пространство М.Ю. Лермонтова как особый мир, в котором претворяется художник. Аналитическое развертывание художественного мира есть одновременно постижение поэтической личности Лермонтова.

Актуальность проблемы для литературоведения связана с задачей преодоления методологической ограниченности распространенных исследовательских практик и заключается в обосновании оригинальной исследовательской позиции, а также в существенном развитии понимания творчества и личности М.Ю. Лермонтова. Конкретное аналитическое рассмотрение произведений предполагает обсуждение и уточнение смысла соответствующих теоретико-литературных понятий, а также некоторых представлений в области гуманитарных знаний в целом.

Научная новизна работы состоит в формулировке и частичном разрешении малоисследованной литературоведческой проблемы телесности / простран-ственности художественного творчества. Исследование является разработкой и реализацией особого способа изучения художественного пространства литературного творчества, что позволяет успешно решать двуединую задачу теоретического описания поэтики и понимания творчества М.Ю. Лермонтова. Результатом исследования является новая трактовка "вершинных" произведений поэта, а также концепция его творчества в целом, развивающая отечественную литературоведческую традицию. В исследовании преодолевается схематизм представлений о литературном процессе, устанавливается подлинная уникальность литературной позиции Лермонтова в европейском художественном развитии и значение его творчества для русской литературы.

Цель исследования - обоснование и описание единства творца и творения как телесности художества и художественного пространства. Теоретическое разрешение этой проблемы открывает возможность интерпретации творчества Лермонтова. Соответственно главная цель - на новом основании показать своеобразие художественного творчества и литературной позиции Лермонтова, которую можно определить как постромантическую.

Основные задачи работы определяются поставленной целью. Главная задача - исследовать проблему телесности / пространственности творчества в её литературно-художественной и теоретико-методологической манифестациях, в процессе анализа поэтических и критических произведений отечественных и зарубежных авторов. В результате обнаруживается и формулируется исследовательская позиция, позволяюп1 ;ая интерпретировать творчество Лермонтова как целостное художественное пространство с точки зрения единства творца и творения. Важнейшей задачей исследования является аналитическое рассмотрение литературных произведений в аспекте поэтико-тематических особенностей, характеризующих необычайность творчества и поэтической личности Лермонтова.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Новаторством индивидуальной исследовательской позиции является двухуровневое развертывание проблематики: вначале смысл основополагающих понятий обсуждается в широком философско-эстетическом и теоретико-литературном контексте, а затем эти понятия развертываются относительно художественного пространства Лермонтова и получают актуальную конкретизацию. Такой подход преодолевает утилитарное отношение к теоретико-методологическим поискам, гармонически сочетает теоретизирование с результативностью историко-литературного постижения творчества. В работе используются идеи русской философско-эстетической традиции (Аполлон Григорьев, Флоренский, Лосев, Бахтин, Аверинцев, Топоров) в сочетании с феноменологическим подходом к рассмотрению произведений и герменевтикой творчества. С указанных позиций возможно применение различных исследовательских практик, что является важнейшим условием актуализации смысла творчества

Лермонтова.

2. Общая концепция работы базируется на диалектическом представлении о порождающей взаимосвязи творца и творения в художественном произведении. Это органическое единство и составляет существо проблемы телесности художества (термины Аполлона Григорьева), анализ которой свидетельствует об особой пространственности литературы. Представление о единстве творца и творения основывается на анализе как художественной, так и научно-критической практики (произведения Лермонтова, Пастернака, Набокова, Бланшо, Элиота, Бахтина, Мамардашвили, Аверинцева и др.). В исследовании показано, как от доверия к творческому субъекту европейская критическая мысль перешла к утверждению о "смерти" автора (Барт) и как возможно спасение (Бродский) и своеобразное "воскрешение" автора (Бахтин).

3. Проблема художественного пространства рассматривается в соответствии с философской традицией и теоретико-литературными поисками. Литературно-художественное произведение (и творчество в целом) является созиданием индивидуального художественного пространства как новой эстетической реальности, а не воспроизведением каких-либо помимо него сложившихся пространственных отношений. В этой реальности сказывается (артикулируется) вне- и до- художественное видение, сопряжённое с временностью. Анализ даёт возможность различать пространство художества - как действительность художнического видения - и художественное пространство - как действительность образа. Эти стороны в единстве должны быть поняты как сфера эстетически-художественного самоопределения человека культуры.

4. Обоснование "вершинного" подхода к творчеству М.Ю. Лермонтова соответствует традиционному представлению о неравноценности его раннего (ученического) и зрелого творчества, причем именно "вершинные" произведения поэта позволяют понять антириторическое направление его творческого поиска и соответственно - смысл более ранних произведений, а не наоборот.

Художественное пространство Лермонтова описывается как целое в последовательном рассмотрении центральных его произведений во всех литературных родах. Анализ каждого из произведений представляет собой его новую интерпретацию и вместе с тем раскрывает соответствующую сторону художественного пространства - мира Лермонтова.

Художественное пространство поэмы "Демон" рассматривается в связи с романтической традицией и в соотнесении с Библией как главным источником ситуации произведения. Лермонтов постигает таинственную глубину Священного Писания, сопрягает в образе Демона черты библейского персонажа и мифологического прото-Демона, а также качества романтического героя, приобретающие соответствующую глубину. Анализ драмы "Маскарад" и романа "Герой нашего времени" раскрывает нравственно-философскую и социально-психологическую глубину образа романтического героя, обнаруживает у этих произведений общие с "Демоном" черты тематики и поэтики, что позволяет говорить о единстве эпического и драматического мира Лермонтова. Описание соответствующих черт пространства лирики придает исследованию целостность и позволяет обнаружить поэтическую личность Лермонтова, "воскрешаемого" критическим пониманием.

5. Важнейшая для творчества Лермонтова проблема личности рассматривается одновременно в двух взаимосвязанных отношениях: в историко-литературном плане она связана с поэтикой воплощения нравственно-философской и социально-психологической проблематики эпохи Лермонтова; в теоретико-эстетическом плане речь идет о поэтической личности Лермонтова, способной к такому именно воплощению историко-литературной проблематики. Исследование показывает особенное качество личности героев Лермонтова (Демона, Арбенина, Печорина), которое отличает их от персонажей канонических произведений романтизма, например, поэм Байрона. В связи с этим в исследовании обосновывается постромантическая тенденция творчества Лермонтова, герой которого не ограничивается отрицанием мира, его своеобразным "разрушением", но пытается "вочеловечить" сверхреальность. Поиски героев

Лермонтова, несмотря на их поражение, свидетельствуют о новой по сравнению с романтизмом, экзистенциальной направленности индивидуальных усилий.

6. В диссертации впервые обосновывается понятие литературной позиции, которое обозначает не внешние условия творчества (например, отношение к традиции, философским учениям, литературным направлениям и т.п.), но творческое усилие как способ жизнеутверждения художника, т.е. как обнаружение им в художестве своего понимания жизни и одновременно наиболее полную реализацию своей личности посредством создания художественного мира своего имени, - например, мира Лермонтова. Соответственно литературная позиция Лермонтова определяется как постромантическая.

7. В диссертации исследуются важнейшие особенности поэтики Лермонтова, определяющие необычайную глубину проблематики его творчества и целостность художественного пространства. В качестве центральных понятий выдвигаются и обосновываются поэтика длящегося мгновения и принцип отождествления. Первое из них позволяет Лермонтову обнаружить мифологическую, метафизическую и нравственно-психологическую глубину постигаемых художественно явлений жизни, второе указывает на особенность художественного синтеза - постоянное сопряжение в творчестве Лермонтова конкретного социально-исторического воплощения проблемы личности с вневременным качеством человечности, т.е. с основными экзистенциальными феноменами человеческого бытия, известными европейской традиции философствования.

8. В соответствии с утверждаемым в диссертации понятием телесности художества аналитическое рассмотрение произведений Лермонтова в их существенных художественных особенностях позволяет обнаружить поэтическую личность Лермонтова, "претворившуюся" в художестве. Такую возможность даёт особенная исследовательская позиция, позволяющая использовать широкий круг литературно-эстетических явлений - от Библии и Августина до Аве-ринцева и Бродского. Так что результатом рассмотрения творчества Лермонтова является своеобразное филологическое "воскрешение" автора. Речь идёт не об индивидуально-личностном содержании творчества, которое связано с обстоятельствами жизни Михаила Юрьевича Лермонтова и выявляет конкретно-историческое бытие. "Живой" Лермонтов - это индивидуальное формирование смысла поэзии, это пространство традиции, её особенное измерение, мир Лермонтова.

В методологическом отношении следует говорить об обосновываемой в настояш;ей работе индивидуальной исследовательской практике, которая характеризуется использованием разнообразных возможностей понимания литературы, выработанных европейской традицией. Непротиворечивое сочетание этих практик только и позволяет постичь литературу как художественное пространство и пространство художества.

Основные интенции, определяюш;ие в данном случае исследовательскую позицию, связаны с герменевтикой и феноменологией. При этом важно, что магистральные идеи европейской философско-эстетической мысли даны в их особенном преломлении русской традицией (работы Бахтина, Мамардашвили, Аверинцева и др.). Герменевтика Бахтина отличается от сходных европейских концепций своей человечностью: понимание имеет целью не нахождение "общего языка", а постижение "живой личности". Понятие "большого времени" у Бахтина является выражением постисторической в конечном счете позиции понимания: литературное явление обретает свой подлинный смысл только в пространстве целой традиции. Иначе: всякое исследование конкретного произведения (творчества) должно одновременно стать пониманием традиции в целом, но как бы в аспекте данного литературного явления, например, как мир Лермонтова.

Последовательное продумывание стратегии Бахтина приводит к мысли о "воскрешении" автора в процессе познавательного диалога. Эта часть работы представляет собой своеобразную концепцию филологического исследования. в самом общем виде сформулированную в названии главного теоретического раздела: "Трагедия европейской традиции и её "мистериальный" смысл: "смерть" и "воскрешение" автора". Смысл концепции обнаруживается посредством аналитического рассмотрения важнейших с этой точки зрения литературных и философско-эстетических произведений. Выбор этих, а не иных культурологических источников в работе специально не обосновывается и не нуждается, на наш взгляд, в таком обосновании, т.к. исследование не претендует на полноту описания самой проблематики пространственности / телесности, связанной с единством творца и творения, но главным образом обнаруживает её как тенденцию понимания искусства в европейской традиции с помощью соответствующих её достижений; авторитетность же философских и теоретико-литературных источников, которые используются в настоящей работе, очевидна. Важнейшей особенностью работы является конкретно-аналитическое описание пространства культуры: не извлечение неких итоговых идей и оперирование ими, а анализ литературно-критических произведений в их противоречивом самосознании. Например, сказать, что Элиот был платоником и оценивать с этой точки зрения все его взгляды - значит весьма приблизительно понимать позицию критика; качество платонизма Элиота можно понять в рассмотрении того, как обнаруживает себя этот платонизм.

Основная феноменологическая установка понимания литературы связана с представлением о литературном произведении не как о заданном "содержании", которое следует "раскрыть": произведение дано нам в виде щJ\дi явлений-смыслов, возникших и сформулированных при некоторых установках мышления и условиях понимания. Т.е. литературное произведение мы можем понимать с точки зрения, например, марксизма, фрейдизма, экзистенциализма, и т.п. Рассматриваемые таким образом феномены действительны, существенны, и ни один из них не является основным, содержащим безусловно главный смысл произведения (творчества) или исчерпывающим возможности смыслообразова-ния. Главная задача филологического исследования - обнаружение смысла произведения искусства с помощью непротиворечивого сочетания разных исследовательских практик. Тогда результатом постижения будет не вывод-формула, но постоянное расширение пространства осуществления смысла литературы, в котором "воскрешается" автор и впервые рождается критик - человек культуры, характеризующийся в первую очередь своими познавательными устремлениями и возможностями.

Особенностью исследования является его понятийный аппарат. "Художество", "пространство", "телесность", "интеллектуальное переживание", "мир", "идиориторика", "поэтическая личность", "литературная позиция", "постромантизм", "поэтика длящегося мгновения", "принцип отождествления" и некоторые другие теоретико-литературные понятия обнаруживают своё терминологическое значение в процессе их практического использования, смыслового развёртывания. При этом другие варианты их возможной актуализации не обсуждаются. Понимание литературы в данном случае определяется движением понятий, своеобразным перетеканием, мерцанием истины поэтического - так очерчивается теоретическое пространство осуществления смысла. Основные понятия, как показывает исследование, составляют диалектические "триады": "телесность - пространство - поэтика", "тематика - поэтика - идиориторика", "творчество - идиориторика - литературная позиция". Система соотносительных понятий служит опорой понимания художества - как процесса и результата деятельности творца-художника.

Теоретические понятия являются в большей степени средством, чем целью настоящего исследования, тогда как их специальная разработка нередко уводит в метафизическую пустоту теоретизирования. Между тем цель понимания - ткачество смысла, очерчивание пространства литературы (культуры), обнаружение в нем нашего сегодняшнего места. Теоретические понятия удерживают логику связной речи - составляют остов смысла, открывают возможность понимания. Важно отдавать себе отчет в том, что вводимые и частично обосновываемые понятия сами по себе для настоящей работы не имеют первостепенного значения, так сказать, "абсолютного смысла". Т.е. смысл исследования заключается не в том, чтобы их обосновать и добавить к уже существующим терминологическим "окаменелостям", а в том, чтобы использовать их для описания-понимания художественно-эстетической проблемы. Т.о. совершается индивидуальное фшологическое усилие — способ самоопределения исследователя. Это форма существования гуманитарно-филологического знания, форма осуществления культуры. Это сотворение мира (пространства) литературы, в котором оказывается возможен филолог с его стремлением понять, что такое литература, чем ей быть в жизни человека культуры. Нужно следить за логикой развития понятий, их сменой, как за движением морских волн, которые, повинуясь прибрежным течениям, выносят на сушу предметы с терпящего бедствие дредноута.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании новой исследовательской позиции, в разработке особой концепции развития европейской литературной традиции ("смерть" и "воскрешение" автора), а также в обнаружении и актуальном определении проблематики пространственности / телесности художества и поэтики "длящегося мгновения", составляющей характерную черту художественного мира М.Ю Лермонтова. В работе заново определяется или уточняется смысл ряда литературоведческих понятий, впервые обосновывается понятие "литературной позиции", которое позволяет по-новому оценить место писателя в литературе его эпохи. Наконец, установление постромантического качества литературной позиции М.Ю. Лермонтова открывает возможность создания новой концепции развития литературного процесса. Результаты исследования художественного пространства М.Ю. Лермонтова могут послужить основой для дальнейшего изучения творчества поэта.

Научно-практическое значение диссертации заключается в том, что её материалы и результаты исследования могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по теории литературы и истории литературы XIX века, в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству М.Ю. Лермонтова и вопросам поэтики и анализа литературного произведения, а также в школьном преподавании литературы. Научная разработка темы может послужить базой для дальнейшего изучения пространственности/телесности художества.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры литературы Таганрогского государственного пединститута. Основные положения исследования изложены в статьях и монографии "Художественное пространство - мир Лермонтова" (Таганрог, 2001). Итоги отдельных этапов работы представлялись в докладах на международных (Москва, Санкт-Петербург, Пенза, Ростов-на-Дону) и межвузовских (Казань, Ставрополь, 1Тятигорск) научных конференциях, в публикациях научно-методического семинара "ТЕХТи8" (Ставропольский государственный университет), на научно-методических конференциях в Таганрогском государственном педагогическом институте.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения и библиографии. Объём работы - 399 страниц машинописного текста. Список основной использованной литературы включает 306 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Зотов, Сергей Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Поэтика длящегося мгновения и принцип отождествления, подробно описанные впервые в главе "Пространство "Демона", представляют собою основополагающие черты, образующие художественное пространство - мир Лермонтова. В "Демоне" поэтика длящегося мгновения возводится к поэтическому строю Библии, в "Герое нашего времени" она являет "остановленное мгновение" личностного развития героя. Можно утверждать, что эта поэтическая форма выражения символизирует фаустианский "момент истины", т.е. органична для европейской культурной традиции, являет ее сущностную сторону, - направленность на постижение истины существования. Вся новоевропейская литература устремлена обнаружить, запечатлеть, "остановить" мгновение, во-человечить сверхреальность. Особенной чертой Лермонтова, составляющей его оригинальность, является своеобразное обнажение проблематики и, соответственно, обнажение поэтического приема - результат антириторической тенденции творчества, преодоления романтической односторонности выражения. Благодаря принципу отождествления нравственно-социальное содержание образов возводится к их бытийному смыслу, художественный мир обретает целостность духовно-практического выражения.

Медитативная повестеователъность сопрягается в лирике Лермонтова с мифопоэтической достоверностью выражения, т.е. мифопоэтика у Лермонтова не иллюстративна, но органична для созидаемой им художественной действительности. Разноплановый опыт поэтической личности - коллизии светских отношений и кавказских скитаний - возводится визионерским проведением к основным экзистенциальным феноменам бытия и воплощается в небывалых мифопоэтических образах любви-смерти (например, "Дары Терека"), демонического отрицания жизни ("Тамара"), её иррациональности, принципиальной непостижимости посредством разумного или волевого усилия ("Морская царевна").

Конкретно-исторические черты и социально-нравственные основания жизни, личностные переживания и психологические открытия - все эти черты художественной реальности, впечатляющие своей единичной достоверностью и обобщенной содержательностью, обретают свой подлинный смысл в гармонии звучания, в Божественном звуке. Это мир звучит славой Творцу. Безусловная сердечность человеческого упования - вот что является содержанием поэтического как шестого экзистенциального феномена бытия: поэтическое есть выражение человечности, ее форма - мир Лермонтов.

Н.Ф. Федоров писал о Лермонтове: "Его личность была поэтичней всех стихотворений" [Федоров 1988, с.324]. Поэт ищет в творчестве выражение своим переживаниям и мыслям, стремясь тем самым объяснить себя, и это кажется кратчайшим путем к людям. Но стихотворчество накладывает на человека неизгладимый отпечаток, стихи парадоксальным образом служат отчуждению человека-поэта, углублению разрыва между ним и людьми, к которым он сердечно устремлен. Отрицание различных форм жизненного опыта - индивидуального и общественного - есть форма своеобразного "вычитания" (ср. это слово у Бродского); двигаясь навстречу жизни, поэт проходит сквозь нее и стремительно удаляется; творя действительность поэтически, художник ускользает от реальности, "вычитает" из нее себя.

Поэтическая речь есть форма одиночества, т.е. предельность человеческого бытия; пытаясь что-то объяснить себе при помощи художественной речи, человек впадает в одиночество и, наконец, - в полную невнятность для воспринимающих, примером чему могут служить "Поминки по Финнегану" Джойса или поэзия Хлебникова.

Концепция телесности художества приводит к мысли, что поэтика не только способна открыть смысл художественного произведения, но имеет непосредственное отношение к судьбе поэта. Все короткое по времени творчество Лермонтова есть длящееся мгновение поэтического самоопределения личности, имеющей в виду не уровень окружающей жизни, а конечные цели бытия. провидящей сверхреальность. Не случайно в юношеское мироош;уш;ение Лермонтова вторгается легендарное, индивидуально-мифологическое начало, связанное с родовыми преданиями (испанская и шотландская версии происхождения рода Лермонтовых). Это интеллектуальное переживание индивидуальной судьбы как культурно-исторического явления становится фактом творчества, реальностью поэтической биографии, своеобразным "перевернутым сюжетом", напоминающим его эпические сочинения.

Основные герои поэта — Арбенин, Печорин, Демон - совершают определенное и завершенное экзистенциальное движение. Такова же судьба самого Лермонтова. Двое из них погибли; один сошел с ума, в удел Демону досталась вечная безысходная печаль.

Цельность Лермонтова-Печорина заключена в завершенности его поэтической и человеческой судьбы.

Цельность Демона-Лермонтова - в вечной неразрешимости и уповании.

Блок писал о Лермонтове: "биография нищенская". "Остается "провидеть" Лермонтова [Эйхенбаум 1961, с.42]. Мир Лермонтова - это место, где находится испытующий его человек культуры, где он обнаруживает себя - это проведенное выше исследование; исследование о Лермонтове - это реальность встречи в пространстве культурной традиции. Этот мир устраивается как контекст стихотворений и мыслей, критических текстов и оценок, - как поэтическая речь в интеллектуальном переживании и аналитическом описании, как судьба поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, обнаруживающая саму возможность поэзии и являющая её действительность - мир Лермонтов.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Зотов, Сергей Николаевич, 2001 год

1. Августин 1991 Аврелий Августин. Исповедь. -М.: Ренессанс, 1991.

2. Аверинцев 1990 С.С. Аверинцев. Памяти учителя // Контекст-90. -М.: Наука, 1990.

3. Аверинцев 1991 С.С. Аверинцев. Сатана // Мифологический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1991.

4. Аверинцев 1993 С.С. Аверинцев. "Мировоззренческий стиль": подступы к явлению Лосева // Вопросы философии. 1993. №9.

5. Аверинцев 1996а С.С. Аверинцев. Поэты. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1996.

6. Аверинцев 19966 С.С. Аверинцев. Риторика и истоки европейской литературной традиции. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1996.

7. Адо 1991 Пьер Адо. Плотин, или Простота взгляда. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1991.

8. Азимов 1989 Айзек Азимов. В начале. - М.: Политиздат, 1989.

9. Андреев 1992 Даниил Андреев. Роза Мира. - М.: Иной Мир, 1992.

10. Андроников 1958 Ираклий Андроников. Лермонтов в Грузии в 1837 году. -Тбилиси: Изд-во СП Грузии "Звезда Востока", 1958.

11. Аринштейн 1981а Л.М. Аринштейн. Портреты Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия. -М.: Сов. энциклопедия, 1981.

12. Аринштейн 19816 Л.М. Аринштейн. "Мой дом" // Там же.

13. Асмус 1941 В. Асмус. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство. Т.43-44. - М.: Изд-во АН СССР, 1941.

14. Афасижев 1990 М.Н. Афасижев. Западные концепции художественного творчества. М.: Высшая школа, 1990.

15. Ахматова 1996 Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. - М.: Цитадель, 1996.

16. Ахутин 1991 A.B. Ахутин. Слово прощания // Вопросы философии. 1991. №5.

17. Баевский 1996 B.C. Баевский. История русской поэзии: 1730-1980. Компендиум. - М.: Новая школа, 1996.

18. Барт 1989 Ролан Барт. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. -М.: Прогресс, 1989.

19. Баткин 1989 Л.М. Баткин. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.- М.: Наука, 1989.

20. Бахтин 1975 М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975.

21. Бахтин 1986 М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986.

22. Бахтин 1990 М.М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Худож. лит., 1990.

23. Бахтин 1994 М.М. Бахтин. Работы 1920-х годов. - Киев: Next, 1994.

24. Бахтин 1996 М.М.Бахтин. Собрание сочинений в семи томах. Т. 5.- М.: Русские словари, 1996.

25. Белый 1966 А. Белый Стихотворения и поэмы. - М.-Л.: Сов. писатель, 1966.

26. Бибихин 1993 В.В. Бибихин. Язык философии. - М: ИГ "Прогресс", 1993.

27. Бибихин 1993а В. Бибихин. Примечания // Хайдеггер Мартин. Время и бытие. - М.: Республика, 1993.

28. Библер 1991 B.C. Библер. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. - М.: Изд-во "Прогресс", "Гнозис", 1991.

29. Бланшо 1994 М. Бланшо. Смерть как возможность // Вопросы литературы. 1994. В Ш.

30. Бланшо 1997 Морис Бланшо. Арто // Антонен Арто: портрет в зеркалах. -Иностранная литература. 1997. №4.

31. Бланшо 1997а Морис Бланшо. Последний человек. - СПб.: Изд-во "Азбука",

32. Книжный клуб "Терра", 1997.

33. Блейк 1975 В. Блейк. Бракосочетание Ада и Рая // Поэзия английского романтизма XIX века. - М.: Худож. литература, 1975.

34. Блум 1996 Гарольд Блум. Страх влияния: теория поэзии (Главы из книги) // Новое литературное обозрение. 1996. №20.

35. Блум 1999 Гарольд Блум. Элегия о Каноне // Вопросы литературы. 1999.№1 (январь-февраль).

36. Боденштедт 1916 Ф. Боденштедт. Картины природы в произведениях Лермонтова // Михаил Юрьевич Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных материалов. Составитель В. Покровский. - М., 1916.

37. Бодлер 1986 Шарль Бодлер. Об искусстве. - М.: Искусство, 1986.

38. Бодрийар 1994 Бодрийар Ж. Фрагменты из книги "О соблазне" // Иностранная литература. 1994. №1.

39. Большаков 1991 В.П. Большаков. А. Камю. "Бунтующий человек" / Рец. на книгу // Вопросы философии. 1991. №.3.

40. Бродский 1997-1999 Сочинения Иосифа Бродского. Т.1 - V. - СПб.: Пушкинский фонд, 1997 - тт. 1-111; 1998 - т.1У; 1999 - т.У.

41. Бродский 1990 Беседа Аманды Айзпуриете с Иосифом Бродским // Родник. 1990. №3.

42. Бродский 1995 Иосиф Бродский. На стороне Кавафиса // Иностранная литература. 1995.№12.

43. Бродский 1997 а Иосиф Бродский. Письмо Горацию // Иностр.лит. 1997.№ 1.

44. Бродский 19976 Иосиф Бродский. Речь в Шведской Королевской академии при получении Нобелевской премии // Звезда. 1997. №1.

45. Бродский 1999 Иосиф Бродский: труды и дни - М.: Изд-во "Независимая газета", 1999.

46. Бочаров, Гоготишвили 1996 С.Г.Бочаров, Л.А.Гоготишвили. Комментарии // Бахтин М.М. Собр.соч в семи томах. Т.5 - М.: Русские словари, 1996.

47. Буланов 1991 A.M. Буланов. Философско-эстетические искания в русской литературе второй половины XIX века ("Ум" и "сердце" в творчестве Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого). - Волгоград: ВГПИ, 1991.

48. Бычков 1991 В.В. Бычков. На путях "незнаемого знания". К публикации малых сочинений из Corpus Areopagitica // Историко-философский ежегодник. 1990. - М.: Наука, 1991.

49. Вайнштейн 1994 Ольга Вайнштейн. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. - М.: Рос. гос. гуманитарный ун-т, 1994.

50. Валери 1976 Поль Валери. Об искусстве. - М.: Искусство, 1976.

51. Вацуро 1981 В.Э. Вацуро. Журналист, Читатель и Писатель // Лермонтовская энциклопедия.

52. Веденяпина 1981 Э.А. Веденяпина. Автор. Повествователь. Герой // Лермонтовская энциклопедия.

53. Вергилий 1994 Вергилий. Собрание сочинении. - СПб.: Биографии, институт, "Студия Биографика", 1994.

54. Веселовский 1912 А. Веселовский. Этюды о байронизме // А.Веселовский. Этюды и характеристики, т.1. 4 изд. - М., 1912.

55. Виноградов 1987 И. Виноградов. Философский роман Лермонтова // Виноградов И. "По живому следу." - М.: Сов. писатель, 1987 .

56. Витгенштейн 1994 Людвиг Витгенштейн. Философские работы. Часть 1. - М.: Гнозис, 1994.

57. Владимирская 1980 -Н.М. Владимирская. Пространственно-временные связи в сюжете романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" // М.Ю.Лермонтов. Проблемы типологии и историзма. Рязань, 1980.

58. Волков 1998 Диалоги с Иосифом Бродским. - М.: Изд-во "Независимая газета", 1998.

59. Вондел 1988 Вондел. Трагедии. - М.: Наука, 1988.

60. Гадамер 1991 Г.-Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991.

61. Гайденко 1997 П.П. Гайденко. Прорыв к трансцендентному. - М.: Республика, 1997.

62. Гараджа 1994 A.B. Гараджа. После времени. Французские философы постсов-ременности//Иностр. литература. 1994. №1.

63. Гаспаров 1997 М.Л. Гаспаров. Избранные труды. Том П. О стихах. - М.: "Языки русской культуры", 1997.

64. Гачев 1981 Г. Гачев. Образ в русской художественной культуре. - М.: Искусство, 1981.

65. Гегель 1968 Г.В.Ф.Гегель. Эстетика. Т. 1. - Д.: Искусство, 1968.

66. Геллер 1999 Леонид Геллер. Печоринское либертинство // Логос. Философ-ско-литературный журнал. 1999. №2.

67. Герштейн 1997 Эмма Герштейн. "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова -М.: Черо, 1997.

68. Гете 1976 И.-В. Гёте. Собрание сочинений в 10 тт. Т.2. - М.: Худож. лит. 1976.

69. Гинзбург 1973 Лидия Гинзбург. О структуре литературного персонажа // Искусство слова. - М.: Наука, 1973.

70. Гинзбург 1997 Лидия Гинзбург. О лирике. - М.: Интрада, 1997.

71. Гиреев 1958 Д.А. Гиреев. Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон". Творческая история и текстологический анализ. - Орджоникидзе: Сев.-Осетинское кн.изд-во, 1958.

72. Глассе 1979 А. Глассе. Лермонтов и Е.А.Сушкова // М.Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. - Л.: Наука, 1979.

73. Гоготишвили 1996 Гоготишвили Л.А. К философским основам гуманитарных наук. Комментарий // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. - М.: "Русские словари", 1996.

74. Голованова 1978 Т.П. Голованова. Наследие Лермонтова в советской поэзии. -Л.: Наука, 1978.

75. Голованова 1981 Т.П. Голованова. М.Ю. Лермонтов // История русской литературы. В 4-х томах. Т.2. - Л.: Наука, 1981.

76. Горланов 1994 Г.Е. Горланов. К вопросу об авторстве стихотворения М.Ю. Лермонтова "Прощай, немытая Россия." // Тарханский листок. 1994. Июнь, ВЫП.4.

77. Гофман 1995 Э.-Т.-А. Гофман. Избранные произведения. В 3-х тт. Т.1. - М.: Совет ветеранов книгоиздания, 1995.

78. Григорьев 1980 Аполлон Григорьев. Эстетика и критика. - М.: Искусство, 1980.

79. Григорьев 1986 A.A. Григорьев. Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства // A.A. Григорьев. Искусство и нравственность. - М.: "Современник", 1986.

80. Гройс 1993 Борис Гройс. Утопия и обмен - М.: Изд-во "Знак", 1993.

81. Гроссман 1941 Л. Гроссман. Лермонтов и культуры Востока // Литературное наследство. Т.43-44. -М.: Изд-во АП СССР, 1941.

82. Гулыга 1986 A.B. Гулыга. Немецкая классическая философия. - М.: Мысль, 1986.

83. Гурвич 1987 И.А. Гурвич. О развитии художественного мышления в русской литературе. Конец XVIII - первая половина XIX вв. - Ташкент: Фан, 1987.

84. Гуревич, Коровин 1981 Гуревич А. М., Коровин В.И. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия.

85. Гуревич, Махлин 1990 Гуревич П.С., Махлин В.М. Век и судьба // Ежегодник Философского общества СССР. 1989-1990.- М.: Наука, 1990.

86. Гуссерль 1995 Эдмунд Гуссерль. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. XX век. Антология. - М.: Юристъ, 1995.

87. Дашкевич 1893 Н.П. Дашкевич. Мотивы мировой поэзии в творчестве Лермонтова: "Демон" // Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. - Киев: Типогр. университета Св. Владимира, 1983. Кн. 7. С. 182-253.

88. Дашкевич 1916 H.H. Дашкевич. Демон в мировой поэзии и образ Демона, созданный Лермонтовым // Михаил Юрьевич Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сб. историко-литературных статей. Сост. В. Покровский.1. Изд. 5-е, доп. М., 1916.

89. Делёз 1997 Жиль Делёз. Ницше. - СПб.: Аксиома, Кольна, 1997.

90. Деррида 1993 Жак Деррида в Москве. - М.: РНК "Культура", 1993.

91. Джойс 1993 Джеймс Джойс. Улисс. - М.: Республика, 1993 .

92. Дионисий Ареопагит 1991 Дионисий Ареопагит. Послание к Тимофею Святого Дионисия Ареопагита. О таинственном богословии // Историко-философский ежегодник. 1990. - М.: Наука, 1991.

93. Долгов 1990 K.M. Долгов. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. -М.: Искусство, 1990.

94. Долгополов 1974 Л. Долгополов. Личность писателя, герой литературы и литературный процесс // Вопросы литературы. 1974. №2.

95. Дюшен 1914 Э. Дюшен. Поэзия М.Ю. Лермонтова в её отношении к русской и западноевропейской литературам. - Казань, 1914.

96. Ерофеев 1990 Вик. Ерофеев. "Поэта далеко заводит речь." (Иосиф Бродский: свобода и одиночество) // Виктор Ерофеев. В лабиринте проклятых вопросов. -М.: Сов. писатель, 1990.

97. Жантиева 1965 Д.Г. Жантиева. Английский роман XX века. 1918-1939 - М.: Наука, 1965.

98. Жолковский 1989 А. Жолковский. "Фро": пять прочтений // Вопросы литературы. 1989. №2 .

99. Журавлева 1964 А.Л. Журавлева. Лермонтов и философская лирика 30-х гг. // Научные доклады высшей школы. Филологич.науки. 1964. №3.

100. Зверев 1997 A.M. Зверев. О литературно-критическом наследии Т.С. Элиота // Т.е. Элиот. Назначение поэзии. Статьи о литературе. - Киев: AirLand, 1996; М.: ЗАО "Совершенство", 1997.

101. Зееман 1990 К.Д. Зееман. Аллегорическое и экзегетическое толкование в литературе Киевской Руси // Контекст-90 - М.: Наука, 1990.

102. Зейбл 1979 Мортон Д. Зейбл. Суд критики // Литературная история Соединенных Штатов Америка. Т.Ш. - М.: Прогресс, 1979.

103. Зелинский 1904 Ф. Зелинский. "Гяур" // Байрон. Библиотека великих писателей под ред.С.А. Венгерова. T.I. - СПб.: Изд-во Брокгауза-Ефрона, 1904.

104. Зингерман 1993 Б.И. Зингерман. Парижская школа. Пикассо. Модильяни. Шагал. Сутин. - М.: ТПФ "Союз-театр", 1993.

105. Зотов 1989 СП. Зотов. Система персонажей в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" /Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. филологических наук. - М., 1989.

106. Зотов 1996 СП. Зотов. Единство творца и творения (телесность художества) как проблема литературной критики // Организация и самоорганизация текста: Сб. статей научно-методического семинара "TEXTUS". Вьш.1. -СПб. - Ставрополь, 1996.

107. Иванов, Топоров 1991 Иванов В.В., Топоров В.Н. Перун // Мифологический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1991.

108. Иванова 1999 И.П. Иванова. Постмодернистский модерн. (W.Welsch. Unsere Postmodeme Moderne) // Русский постмодернизм. Материалы межвузовской научной конференции. Библиографический указатель. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.

109. Ильенков 1989 Э.В. Ильенков. Гегель // Философский энциклопедический словарь.-М.: Сов.энциклопедия, 1989.

110. Ильин 1996 И.П. Ильин. Телесность // Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США. Концепции, школы, термины. - М.: Интрада, 1996.

111. Ичин 1996 Корнелия Ичин. Бродский и Овидий // Новое литературное обозрение. 1996. №19.

112. Каменский 1988 З.А. Каменский. Русская философия с точки зрения всемирной // Вопросы философии. 1988. №9.

113. Камю 1990а Альбер Камю. Творчество и свобода. - Л.: Радуга, 1990.

114. Камю 19906 Альбер Камю. Бунтуюш;ий человек. - М.: Политиздат, 1990.

115. Кант 1994 И. Кант. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994.

116. Карлейль 1995 Новалис. Литературный этюд // Новалис .Гейнрих фон Оф-фтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. - СПб.: Евразия, 1995.

117. Карушева 1989 М.Ю. Карушева. К идее рока в драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад" // Русская литература. 1989 №3.

118. Касаткина 1999 Е. Касаткина. Соломон Волков. Диалоги с Иосифом Бродским / Рец. на кн. // Новый мир. 1999. №3 .

119. Кедров, Щемлева 1981 К.А. Кедров, Л.М. Щемлева. "Морская царевна" // Лермонтовская энциклопедия.

120. Ковский 1983 В.Е. Конский. Литературный процесс 60-70-х годов (Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы). - М.: Наука, 1983.

121. Кожев 1994 Александр Кожев. Конец истории // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. - СПб.: Мифрил, 1994.

122. Комлев 1996 Оперативный словарь. Под ред. доктора филологии, наук Н.Г. Комлева // "Книжное обозрение". 1996. №35.

123. Коровин 1973 В.И. Коровин. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. - М.: Просвещение, 1973.

124. Коровин 1981 В.И. Коровин. Лирика Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия.

125. Коровин 1988 В.И. Коровин. Герой и миф (По драме М.Ю.Лермонтова "Маскарад") // Анализ драматического произведения. Межвузовский сборник. - Л. :Изд-воЛГУ, 1988.

126. Косиков 1989 Т.К. Косиков. Ролан Барт - семиолог, литературовед // Ролан Барт. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. - М.: Прогресс, 1989.

127. Котляревскяй 1912 Н. Котляревский. Лермонтов. - П., 1912.

128. Куллэ 1990 В. Куллэ. Обретший речи дар в глухонемой вселенной. (Наброски об эстетике Иосифа Бродского) // Родник. 1990. №3 .

129. Лакан 1997 Ж. Лакан. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. - М.: "Русское феноменологическое общество", 1997.

130. Лермонтов I,II,III,IV М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х томах. - Л.: Наука, 1979-1981.

131. Лиотар 1994 Ж.-Ф. Лиотар. Заметка о смыслах "пост"// Иностранная литература. 1994. №1.

132. Литературная теор. нем. ром. 1934 Литературная теория немецкого романтизма. Документы. - Л., 1934.

133. Лихачев 1988 Д.С. Лихачев. Внутренний мир художественного произведения // Введение в литературоведение. Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1988.

134. Логиновская 1977 Елена Логиновская. Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон". -М.: Худож. литература, 1977.

135. Ломинадзе 1985 С. Ломинадзе. Поэтический мир Лермонтова. - М.: Современник, 1985.

136. Ломунов 1989 К. Ломунов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Очерк жизни и творчества. - М.: Детск. литература, 1989.

137. Лосев 1974 А.Ф. Лосев. История античной эстетики. Высокая классика. - М.: Искусство, 1974.

138. Лосев 1982 А.Ф. Лосев. Диалектика творческого акта (краткий очерк) // Контекст 1981. Литературно-критические исследования. - М.: Наука, 1982.

139. Лосев 1990 H.A. Флоренский по воспоминаниям Алексея Лосева // Контекст-90.-М.: Наука, 1990.

140. Лосев 1990а А.Ф. Лосев. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. -М.: Правда, 1990.

141. Лосев 1991 А.Ф.Лосев. Демон // Мифологический словарь.- М.: Сов. энцикл., 1991.

142. Лосев 1993 А.Ф.Лосев. Очерки античного символизма и мифологии./ М.: Мысль, 1993.

143. Лосев, Тахо-Годи 1993 А.Ф.Лосев, Т.А.Тахо-Годи. Примечания к диалогу "Федон" // Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Т.П. - М.: Мысль, 1993.

144. Лосев Лев -1997 Лев Лосев. "Новое представление о поэзии". Интервью с Львом Лосевым Валентины Полухиной // Звезда. 1997. № 1.

145. Лотман 1970 Ю.М. Лотман. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970

146. Лотман 1988 Ю.М. Лотман. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М.: Просвеш;ение, 1988

147. Лотман Ю., Лотман М. 1996 Ю.М. Лотман, М.Ю. Лотман. Между вещью и пустотой. (Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского "Урания") // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб.: Искусство, 1996.

148. Маймин 1975 Е.А. Маймин. О русском романтизме. - М.: Просвещение, 1975

149. Максимов 1964 Д.Е. Максимов. Поэзия Лермонтова. - М.-Л.: Наука, 1964.

150. Малахов 1991а B.C. Малахов. Телесность // Современная западная философия. Словарь. - М.: Политиздат, 1991.

151. Малахов 19916 B.C. Малахов. Философская герменевтика Ганса Георга Гада-мера // Г.-Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. - Л.: Искусство, 1991.

152. Малларме 1989 Стефан Малларме. Кризис стиха // Вадим Алексеев. "Album Romanum (коллекция переводов). - М.: Прометей, 1989.

153. Мамардашвили 1990 М. Мамардашвили. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990.

154. Мамардашвили 1991 Мераб Мамардашвили. Другое небо // Три каравеллы на горизонте. - М.: Междунар. отношения, 1991.

155. Мамардашвили 1992 М.К. Мамардашвили. Кантианские вариации // Квинтэссенция. Философский альманах. 1991. - М.: Политиздат, 1992.

156. Мамардашвили 1993 Мераб Мамардашвили. Картезианские размышления. М.: ИГ "Прогресс", 1993.

157. Мамардашвили 1996 Мераб Мамардашвили. Необходимость себя. -М.:" Лабиринт", 1996.

158. Мамардашвили 1997 Мераб Мамардашвили. Лекции по античной Философии -М.: Аграф, 1997.

159. Мандельштам 1987 О.Мандельштам. Слово и культура. - М.: Сов. писатель, 1987.

160. Манн 1976 Ю.В. Манн. Поэтика русского романтизма. - М.: Наука, 1976.

161. Манн 1987 Юрий Манн. Диалектика художественного образа. - М.: Сов. писатель, 1987.

162. Мануйлов 1966 В.А. Мануйлов. Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени. Комментарий. - М.: Просвеш;ение, 1966.

163. Маркович 1993 В.М. Маркович. О лермонтовских реминисценциях в поэзии О. Мандельштама // Русская литература. 1993. №2.

164. Маттисен 1979 Ф.О. Маттисен. Поэзия // Литературная история Соединенных Штатов Америки. Т.Ш. -М.: Прогресс, 1979.

165. Маяцкий 1997 Михаил Маяцкий. Декорации. Зависимости. // Логос. 1997.

166. Милевская 1996 Н.И. Милевская. Мотив "сна" - "смерти" в раннем творчестве М.Ю. Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996.

167. Моаканин 1993 Радмила Моаканин. Психология Юнга и тибетский буддизм. -Томск: "Водолей", 1993.

168. Набоков 1990 В.В. Набоков. Дар. - М.: Слово, 1990.

169. Набоков 1993 В.В. Набоков. Николай Гоголь // Владимир Набоков. Романы. Рассказы. Эссе. - СПб.: Энтар, 1993.

170. Немировский 1994 А.И. Немировский. Мифы и легенды древнего Востока. -М.: Просвещение, 1994.

171. Ницше 1990 Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах. - М.: Мысль, 1990.

172. Новалис 1990 Новалис. Фрагменты. // Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1990.

173. Новалис 1995 Новалис. Ученики в Саисе // Новалис. Гейнрих фон Оффтер-динген. Фрагменты. Ученики в Саисе. - СПб.: Евразия, 1995.

174. Новиков 1995 Вл. Новиков. Коллеги. Заметки о зарубежной русистике Вопросы литературы. 1995. Вып. Ш.

175. Ортега-и-Гассет 1991 X. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры XX века. - М.: Политиздат, 1991

176. Парамонов 1999 Борис Парамонов. Разговоры с небожителем // Звезда. 1999. №2.

177. Пастернак 1990а Борис Пастернак. Об искусстве. "Охранная грамота" и заметки о художественном творчестве. - М.: Искусство, 1990.

178. Пастернак 19906 Борис Пастернак. Стихотворения и поэмы. В двух томах. Т.1. - Л.: Сов. писатель, 1990.

179. Паунд 1997 Эзра Паунд. Путеводитель по культуре. - М.: "Русское феномено-логич. об-во", "Логос", "Гнозис", 1997.

180. Песков, Турбин 1981 А.Н. Песков, В.Н. Турбин. Антитеза // Лер-монт.энциклопедия.

181. Петри 1998 Дёрдь Петри. Стихи // Иностранная литература. 1998. №10.

182. Платон 1986 Платон. Диалоги. - М.: Мысль, 1986.

183. Платон 1994 Собрание сочинений в четырех томах. - М.: Мысль, 1993 -1994 (тт. 1-4).

184. По дорога 1993 Философия и литература. Беседа с Жаком Деррида. Участвуют В.Подорога, Н.Автономова, М.Рыклин // Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. - М.: РИК "Культура", 1993.

185. Покровский 1887 Н.В. Покровский. Страшный суд в памятниках византийского искусства // Труды IV Археологического съезда в Одессе (1884). -Т.Ш.-Одесса, 1887.

186. Поспелов 1978 Т.Н. Поспелов. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1978.

187. Пруст 1992 Марсель Пруст. В поисках утраченного времени. - М.: Крус, 19921993. Т.З.

188. Пульхритудова 1964 Е. Пульхритудова. "Демон" как философская поэма // Творчество М.Ю. Лермонтова. - М.: Наука, 1964.

189. Пятигорский 1996 -A.M. Пятигорский. Мифологические размышления. Лекциипо феноменологии мифа. М.: "Языки русской культуры", 1996.

190. Радзинский 1998 Эдвард Радзинский. Сочинения в семи тт. Т.4. -Загадки истории. - М.: "ВАГРИУС", 1998.

191. Радышевский 1997 Дмитрий Радышевский. Дзэн поэзии Бродского // Новое лит. обозрение. 1997. .№27.

192. Рашковский 1989 Е.Б. Рашковский "Душа молчанья" (заметки о лирике Леопольда Стаффа) // Восток - Запад. Исследования. Переводы. Публикации. - М.: Наука (Гл. ред. вост. лит-ры), 1989.

193. Ремизов 1989 А. Ремизов. Пляшущий ангел. // Ремизов А. Огонь вещей. - М.: Сов. Россия, 1989.

194. Рикёр 1995 Поль Рикёр. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. -М.: Медиум, 1995.

195. Рильке 1994 P.M. Рильке. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. - М.: Искусство, 1994.

196. Роднянская 1980 И.Б. Роднянская. Герой лирики Лермонтова и литературная позиция поэта // Изв.ОЛЯ, т.39, №2. - М., 1980.

197. Роднянская 1981а "Небо и звезды" // Лермонтовская энциклопедия.

198. Роднянская 19816 И.Б. Роднянская. Библейские мотивы у Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия.

199. Роднянская 1989 Ирина Роднянская. Демон ускользающий // Ирина Роднянская. Художник в поисках истины. - М.: Современник, 1989.

200. Роднянская 1999 Ирина Роднянская, Неподражательная странность // Новый Мир. 1999. №2.

201. Розанов В.В. 1902 В.В. Розанов. "Демон" Лермонтова и его древние родичи // Русский вестник. 1902. №9.

202. Розанов И.Н. 1914 И.Н. Розанов. Отзвуки Лермонтова // Венок М.Ю. Лермонтову. - М. - Пг, 1914.

203. Розанов М.Н. 1914 М.Н. Розанов. Байронические мотивы в творчестве Лермонтова // Венок Лермонтову (см. выше).

204. Рорти 1996 Ричард Рорти. Слзд1айность, ирония и солидарность. - М.: Русское феноменологии об-во, 1996.

205. Руткевич 1992 A.M. Руткевич. Философия культуры 3. Фрейда // Зигмунд Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Ренессанс, 1992.

206. Рыклин 1991 М.К. Рыклин. Метафизика речи // Вопросы философии. 1991.№5.

207. Рыклин 1992 М. Рыклин. Комментарии // Маркиз де Сад и XX век. - М.: РНК "Культура", 1992 (Серия "Философия по краям").

208. Саводник 1916 В.Ф. Саводник. Кавказ в поэзии Лермонтова // Михаил Юрьевич Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сб. ист.-лит. ст. Сост.В. Покровский. - М., 1916.

209. Сакулин 1914 П.Н. Сакулин. Земля и небо в поэзии Лермонтова // Венок М.Ю.Лермонтову.-М.-Пг., 1914.

210. Сартр 1987 Ж.-П. Сартр. Что такое литература? // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

211. Святловский 1981 Т.Е. Святловский. Ахматова // Лермонт. энцикл.

212. Семененко 1994 И.И. Семененко. Предисловие // Конфуций. Изречения. - М.: Изд-во МГУ. 1994.

213. Семенова 1989 Светлана Семенова. Преодоление трагедии. - М.: Сов. писатель, 1989.

214. Семенов 1916 Л. Семенов. Библейские мотивы в поэме "Демон" // Михаил Юрьевич Лермонтов. Его жизнь и сочинения. - М., 1916.

215. Сент-Экзюпери 1995 Антуан де Сент-Экзюпери. Из записных книжек (1835-1942)//Звезда. 1995. №1.

216. Сент-Бёв 1982 Ш.-О. Сент-Бёв. Пьер Корнель // Хрестоматия по теории литературы. - М.: Просвещение, 1982.

217. Сент-Бёв 1987 Ш.-О. Сент-Бёв. Шатобриан в оценке одного из близких друзей в 1803 г. // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

218. Силичев 1988 Д.Силичев. Проблемы "письма" и литературы в концепции Р. Барта // Вопросы литературы. 1988. №11.

219. Скафтымов 1988 А.П. Скафтымов. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы // Введение в литературоведение. Хрестоматия. Под ред. П.А. Николаева. - М.: Высш.школа, 1988.

220. Смирнов 1990 Игорь П. Смирнов. Бытие и творчество. - Марбург, 1990

221. Смирнов 1997 И.П. Смирнов. Урна для табачного пепла // Звезда. 1997. №1.

222. Соловьев 1990 B.C. Соловьев. Смысл любви // Соловьев B.C. Избранное. - М.: Сов. Россия, 1990.

223. Столяров 1991 Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы // Аврелий Августин. Исповедь. - М.: Ренессанс, 1991.

224. Тимофеев 1987 Леонид Тимофеев. Слово в стихе. - Изд. 2-е., доп. - М.: Сов. писатель, 1987.

225. Тойбин 1964 И.М. Тойбин. Стихотворение Лермонтова "Не верь себе" // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1963. №3.

226. Топоров 1993 В.Н. Топоров. Об "эктропическом" пространстве поэзии (поэт и текст в их единстве) // От мифа к литературе. Сб. в честь семидесятипятилетия Е.М. Мелетинского. - М.: Изд-во "Российский университет", 1993.

227. Тынянов 1977 Ю.Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977.

228. Уайлд 1993 Оскар Уайлд. Избранные произведения в двух томах. - М.: Республика, 1993.

229. Удодов 1973 Б.Т. Удодов. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. - Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та, 1973.

230. Удодов 1989 Б.Т. Удодов. Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". - М.: Просвеш;ение, 1989.

231. Усок 1995 И.Е. Усок. Новое прочтение Лермонтова в критике "серебряноговека" // Тарханский вестник. 1995. №4.

232. Федоров A.B. 1941 А. Федоров. Творчество Лермонтова и западные литературы // Литературное наследство. Т.43-44. М.Ю. Лермонтов. L - М.: Изд-во АН СССР, 1941.

233. Федоров A.B. 1967 A.B. Федоров. Лермонтов и литература его времени. - Л.: Худож. литература, 1967.

234. Федоров Н.Ф. 1989 Н.Ф. Федоров. Из материалов к третьему тому "Философии общего дела" // Контекст 1988. - М.: Наука, 1989.

235. Финк 1988 Эйген Финк. Основные феномены человеческого бытия. // Проблема человека в западной философии - М.: Прогресс, 1988.

236. Флавий 1994 И. Флавий. Иудейские древности. В 2-х тт. Т.1. - М.: Ладомир, 1994.

237. Флоренский 1990 H.A. Флоренский. Столп и утверждение истины. Т. 1Л1. - М.: Правда, 1990.

238. Фокин 1994 СЛ. Фокин, комментарии. // Танатография эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. - СПб.: МИФРИЛ, 1994.

239. Фолкнер 1985 У. Фолкнер. Статьи, речи, интервью, письма. - М.: Радуга, 1985.

240. Фохт 1975 У.Р. Фохт. Лермонтов. Логика творчества. - М.: Наука, 1975.

241. Фрагменты 1989 Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до атомистики. - М.: Наука, 1989.

242. Фрейд 1989 Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989.

243. Фрейд 1990 Зигмунд Фрейд. Поэт и фантазия // Вопросы литературы. 1990. №8.

244. Фрэнк 1987 Д. Фрэнк. Пространственная форма в современной литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

245. Фуко 1991 Мишель Фуко. Герменевтика субъекта. (Курс лекций в Коллеж де Франс. Выдержки // СОЦИО-ЛОГОС. Социология. Антропология. Метафизика. - М.: Прогресс, 1991.

246. Хайдеггер 1991 М.Хайдеггер. Гельдерлин и сущность поэзии // Логос.1991. №1.

247. Хайдеггер 1993 Мартин Хайдеггер. Время и бытие. Статьи и выступления. -М.: Республика, 1993.

248. Хайдеггер 1996 Мартин Хайдеггер. Нищета // Историко-философский ежегодник 1995. - М.: Мартис, 1996.

249. Ходанен 1994 Л. А. Ходаней. Баллада "Русалка" и "русалочий" мотив в творчестве М.Ю. Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Межвузовский сб. научных трудов. - Ставрополь: СГПИ, 1994.

250. Холл 1992 Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. В 2-х тт. - Т. 1,2. - Новосибирск: ВО Наука, 1992.

251. Хоружий 1993 С. Хоружий. Комментарий. // Джеймс Джойс. Улисс- М.: Республика, 1993.

252. Цветаева 1994, I-VII Марина Цветаева. Собрание сочинений в семи томах. -М.: Эллис Лак, 1994-1995 (тт. 1-5: 1994; тт. 6,7: 1995).

253. Чёрная 1997 Т.К. Чёрная. Философско-эстетическая концепция стихотворения М.Ю. Лермонтова "Дары Терека" // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Межвуз. сб. научных трудов. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997.

254. Чёрный 1981 К.П. Чёрный. "Любовь мертвеца" // Лермонтовская энц.

255. Чернышевский 1939-1953 Н.Г. Чернышевский. Полное собр. соч. в 9-ти томах. - М.: Гослитиздат, 1939-1953. Т.З.

256. Чуйко 1884 В. Чуйко. Лорд Байрон // Полное собр. соч. Лорда Байрона. -СПБ.: Издание С. Добродеева, 1884. Т.1.

257. Чухрукидзе 1997 Кети Чухрукидзе. Предисловие // Эзра Паунд. Путеводитель по культуре. - М.: "Русское феноменологич. об-во", "Логос", "Гнозис", 1997.

258. Шадури 1981 Гуд-гора // Лермонтовская энциклопедия.

259. Шекспир 1936 Шекспир. Поли, собрание сочинений. - Academia, 1936.

260. Шекспир 1996 Вильям Шекспир. Собр. соч. - Харьков: "Фолио", 1996.

261. Шелли 1980 П.Б. Шелли. Защита поэзии // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М.: Изд-во МГУ, 1980.

262. Шеллинг 1934 Литературная теория немецкого романтизма. Документы. - Л., 1934.

263. Шеллинг 1987 Ф.В.Й. Шеллинг. Сочинения в двух томах. T.L - М.: Мысль, 1987.

264. Шиллер 1957 Ф. Шиллер. Письма об эстетическом воспитании человека // Ф. Шиллер. Собрание сочинений в 7-ми тт. Т.6. -Л.: ГИХЛ, 1957.

265. Шкловский 1990 В. Шкловский. Гамбургский счет. - М.: Сов. писатель, 1990.

266. Шопенгауэр 1992 А. Шопенгауэр. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 1992.

267. Шопенгауэр 1993а А. Шопенгауэр. О четверояком корне. Мир как воля и представление. Т.1. Критика кантовской философии. - М.: Наука, 1993.

268. Шопенгауэр 19936 А. Шопенгауэр. О воле в природе. Мир как воля и представление. Т.П. -М.: Наука, 1993.

269. Шпенглер 1993 О. Шпенглер. Закат Европы. - Новосибирск: Наука, 1993.

270. Штайн 1994 К.Э. Штайн. Эйдос звука в лирике М.Ю. Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. Проблемы из)Аения и преподавания. - Ставрополь: СЕНИ, 1994.

271. Штайн 1996 К.Э. Штайн. Поэтический текст в научном контексте. Уч. пособие. - СПб. - Ставрополь, 1996.

272. Штирнер 1994 М. Штирнер. Единственный и его собственность. - Харьков: Фолио, 1994

273. Шувалов 1914 C.B. Шувалов. Влияние на творчество Лермонтова русской и европейской поэзии // Венок М.Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник. -М.-П., 1914.

274. ХЦеблыкин 1993 Иван Щеблыкин. Этюды о Лермонтове. - Пенза: Пенз. гос. пед. институт, 1993.

275. Эйдельман 1990 Н.Я. Эйдельман. "Быть может за хребтом Кавказа." (Русская литература и общественная мысль первой половины XIX века. Кавказский контекст.) - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.

276. Эйхенбаум 1957 Б.М. Эйхенбаум. Примечания. "Герой нашего времени" // М.Ю. Лермонтов. Сочинения: в 6-ти тт. Т.6. - М.,Л.: Изд-во АН СССР, 1957.

277. Эйхенбаум 1961 Б.М. Эйхенбаум. Статьи о Лермонтове. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961.

278. Эйхенбаум 1987 Б. Эйхенбаум. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки // Б. Эйхенбаум. О литературе. - М.: Сов. писатель, 1987.

279. Элиот 1987 Т.е. Элиот. Традиция и индивидуальный талант // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - X X вв. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

280. Элиот 1997 Т.е. Элиот. Назначение поэзии. Статьи о литературе. - Киев: AirLand, 1996. - М.: ЗАО "Совершенство", 1997.

281. Эпштейн 1988 Михаил Эпштейн. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков. - М.: Сов. писатель, 1988.

282. Эпштейн 1990 М.Н. Эпштейн. Природа, мир, тайник вселенной. Система пейзажных образов в русской поэзии. - М.: Высшая школа, 1990.

283. Эпштейн 1998 Михаил Эпштейн. Синявский как мыслитель // Звезда. 1998. №.2.

284. Эткинд 1997 Е. Эткинд. Там, внутри. О русской поэзии XX века. Очерки. -СПб.: "Максима", 1997.

285. Эткинд 1998 Е.Г.Эткинд. "Внутренний человек" и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVII-XIX вв. М.: "Языки русской культуры", 1998.

286. Эткинд А. 1993 Александр Эткинд. Эрос невозможного. История психоанализа в России. - СПб., 1993.

287. Юнг 1991 К.-Г. Юнг. Об архетипах коллективного бессознательного // К.-Г. Юнг. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991.

288. Юнг 1992 К.-Г. Юнг. Феномен духа в искусстве и науке. Собр. соч. Т. 15. - М.: Ренессанс, 1992.

289. Shakspeare's Dramatik Works. Vol. VII. Boston: Phillips, Sampson, and Compani. 1849.1. Справочная литература.

290. Библ. энциклопедия 1990 Библейская энциклопедия. -М.: Терра, 1990.

291. Б. путеводитель 1993 Большой путеводитель по Библии. - М.: Республика, 1993.

292. Вейсман 1991 A.A. Вейсман. Греческо-русский словарь. Penp.V-ro изд. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991.

293. Квятковский 1966 А. Квятковский. Поэтический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1966.

294. КФЭ 1994 Краткая Философская энциклопедия. - М.: А/О "Издат. группа "Прогресс", 1994.

295. ЛЭ 1981 Лермонтовская энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1981.

296. MC 1991 Мифологический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1991.

297. Словарь античности 1989 Словарь античности. - М.: Прогресс, 1989.

298. Словарь лит.-вед. терминов 1974. Словарь литературоведческих терминов. -М.: Просвещение, 1974.

299. Совр. зап. философия 1991 Современная западная философия. Словарь. - М.: Политиздат, 1991.

300. Фил. словарь 1987 Философский словарь. - М.: ПолитиздаЛЛ 1987. ФЭС 1989 - Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.

301. Христианство I, II, II Христианство: Энциклопедический словарь: В 3-х тт. -М.: "Большая Российская энциклопедия", 1993-1995. (Т.1 - 1993; Т. 2,3 -1995).

302. ЭС 1995 Энциклопедия символов./Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.