Художественное пространство и время в романах Й. Макьюэна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Кочергина Ангелина Владиславовна

  • Кочергина Ангелина Владиславовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 163
Кочергина Ангелина Владиславовна. Художественное пространство и время в романах Й. Макьюэна: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2016. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кочергина Ангелина Владиславовна

Введение

Глава 1. Готический мир ранних романов Й. Макьюэна. 1978-1981 гг

1.1 Готическое пространство дома в романе «Цементный сад»

1.2 Готическое пространство города в романе «Утешение странников»

Глава 2. Пространство и время как экспериментальные категории в романах Й. Макьюэна 1987-1998гг

2.1. Концепция жизни человека в романе «Дитя во времени»

2.2. Компоненты литературных формул в романах «Невинный» и «Невыносимая любовь»

2.3. Концепция вселенского зла в романе «Черные псы»

2.4 Парадоксальное пространство в романе «Амстердам»

Глава 3. Человек и общество в творчестве Й. Макьюэна 2001-2007 гг

3.1 Удвоенное пространство и время в романе «Искупление»

3.2 Человек в современном мире в романе «Суббота»

3.3 Пространство и время как средства создания исторического колорита в романе «На берегу»

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное пространство и время в романах Й. Макьюэна»

Введение

Одним из выдающихся писателей современного литературного процесса Великобритании по праву считается Йен Рассел Макьюэн (Ian Russell McEwan, род. 1948). Его имя стоит в одном ряду с ведущими писателями современной британской прозы-Мартином Эмисом и Джулианом Барнсом.1 На сегодняшний день Й. Макьюэн - автор тринадцати романов и двух сборников рассказов. Его перу принадлежат сценарии фильмов, пьеса, оратория и детские книги. Произведения писателя переведены на многие языки мира, а список наград с каждым годом увеличивается.

На протяжении всей творческой жизни Й. Макьюэн исследует вопросы морали, национальности, истории, сексуальности, природы воображения и человеческого сознания. Его произведения легко узнаваемы по блестящим описаниям и будоражащим сознание переломным моментам, безвозвратно меняющим жизнь героев. Моменты кризиса и опасности у Й. Макьюэна - это способ исследования сильных и слабых сторон героев. Это всегда проверка отношений на прочность. Непонимание, неспособность признаться в своих чувствах не только другому, но и самому себе оказываются в центре внимания писателя.

Исследователями подчеркивается стремление Й. Макьюэна быть свидетелем истории и хроникером настоящего. Как культурный комментатор, он пишет на многие темы, включая феминизм, распространение ядерного оружия во время холодной войны, религию, терроризм и состояние мира после 11 сентября. Его также интересуют объекты научного исследования, а анализ отношений наука-искусство переходят из романа в роман.

1см. A concise companion to Contemporary British Fiction/ ed. by James F. English. Oxford: Blackwell publishing, 2006.

2Groes S. A cartography of the Contemporary: Mapping Newness in the work of Ian McEwan//Ian Mcewan: contemporary critical perspective/ ed. by S. Groes. - 2nd ed. New York: Continuum,- 2009. P. 23.

Начало писательской карьеры Й. Макьюэна связано с недовольством социально-политической ситуацией в стране, что отразилось в творчестве молодого писателя в образе «сумасшедшего мира», в котором герои предстают убийцами, садомазохистами, педофилами и умалишенными. В этот период входят два сборника рассказов «Первая любовь, последнее помазание» (First Love, Last Rites, 1975) и «Меж сбитых простыней» (In Between the Sheets, 1978), а также два романа «Цементный сад» (The Cement Garden, 1978) и «Утешение странников» (The Comfort of Strangers,1981).

Первые работы создавались Й. Макьюэном в пору студенческих лет в университете Суссекса, где он получил степень бакалавра по английской литературе, а также в университете Восточной Англии, где годом позднее защитил магистерскую диссертацию. В эту пору Й. Макьюэн зачитывается американскими писателями, такими как Джон Апдайк, Филипп Рот, Сол Беллоу, Уильям Берроуз, Норман Мейлер, - "английская литература казалась серой и пресной в сравнении с творчеством этих экспрессивных, взрывных американцев, с их свободным, дерзким языком". Й. Макьюэну тоже хотелось говорить на языке улицы, бесстрашно вытаскивать на поверхность "глубоководные мысли", взламывать тесные рамки литературной традиции, слишком зацикленной на тончайших социальных нюансах и бытовых деталях; создавать литературных героев, которые не принадлежали бы ни к одному классу, но были бы "просто людьми ХХ века": "Я хотел быть дерзким, я хотел ярких красок, может быть даже жестокости, необузданности. Я думаю, это была реакция. Неосознанный протест против того благопристойного, уравновешенного стиля, который превалировал в те годы в английской литературе. Я был очень нетерпим к этому", -говорит писатель.3

3цит по: Борисенко А. Йен Макьюэн - Фауст или фантаст//Иностранная литература. - 2003. - №10. - С. 284294.

Первый опыт вызвал бурю эмоций у литературных критиков и принес молодому писателю премию Сомерсета Моэма. В этот период за Макьюэном прочно закрепляется карикатурное прозвище Йен Макабр (с фр. macabre -страшный). Последним произведением данного этапа стал роман «Утешение странников» (1981 г.), который, по утверждению самого писателя, подвел черту 10-летней прозе «простой и прямолинейной, замкнутой и темной, лишенной социальных примет».

В конце 1970-х гг. в романном творчестве Й. Макьюэна наступает шестилетний перерыв, в течение которого он работает на телевидении и радио, пишет сценарии для радиоспектаклей и теле-шоу, создает ораторию «Или мы умрем?» («Or Shall We Die?», 19S3), а также занимается режиссерской деятельностью («Имитация игры» («The Imitation Game», 19S1), «Крестьянский завтрак» («The Ploughman's Lunch», 19S5). Этот период творчества прошел под знаком политических потрясений в стране и угрозой ядерной войны в результате гонки вооружений.5 Работы писателя начинают приобретать социально-исторический контекст.

В 1987 г. выходит роман «Дитя во времени» (The Child in Time, 19S7), ознаменовавший «новую прозу» писателя. По словам Й. Макьюэна, этот роман был переломным в его сознании. Поменялось отношение к героям и творчеству в целом. Его произведения стали наполняться глубиной и драматизмом. Они содержат, помимо психологического, общественный, политический, национальный и исторический компонент. Роман становится ведущим жанром в творчестве писателя. Один за другим выходят такие произведения, как «Невинный, или особые отношения» (The Innocent or the special relationship, 1990), «Черные псы» (Black Dogs,1992), «Невыносимая любовь» (Enduring Love, 1997), «Амстердам» (Amsterdam, 199S),

«Искупление» (Atonement, 2001), «Суббота» (Saturday, 2005), «На берегу»

4

Ian McEwan, The Art of Fiction No. 173// the Paris Review. URL: http://www.theparisreview.org/interviews/393/the-art-of-fiction-no-173-ian-mcewan (дата обращения: 18.03.2015)

5 Веденкова Е. С. Темпоральный дискурс в романе И. Макьюэна «Дитя во времени»: автореф. дис. ... канд. филол. наук:10.01.03. Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина, Воронеж, 2012. С. 3.

(On Chesil Beach, 2007), «Солнечная» (Solar, 2010), «Сластена» (Sweet Tooth, 2012), «Закон о детях» (The Children's Act, 2014).

Рост Й. Макьюэна - писателя параллелен сдвигу в темах. Если его ранние работы изображали детство, юношество, инициацию, то его последние романы имеют дело с миром взрослых, сексуальностью, насилием, историеи и политиком. В отличие от раннего творчества, тенденция зрелых романов писателя связана со следованием канонам английской литературы и западнои литературнои традиции.

Творчество Й. Макьюэна активно исследуется в большей мере за рубежом. Анализу его произведений посвящены книги Д. Хеда, Д. Малькольма, Д. Слея, Л. Велс, К. Раяна, М. Рейнольдса и Д. Ноа, П. Чайлдса и др7. В разное время по творчеству писателя были защищены диссертации Д. Слея, К. Хеннеси, Д. Охара, Х. Пайандеха, П. Конг и др.8 Исследователей интересуют общество и межличностные отношения, сексуальность и зло, мотив семьи и детства, истории и науки, проблемы нарратива в произведениях писателя и многие другие темы.

В России интерес к творчеству Й. Макьюэна возрос сравнительно недавно. На данный момент защищены диссертации О.В Дорониной (2003 г.)

6Wells L. The ethical otherworld: Ian McEwan's fiction// British Fiction Today, ed. by P. Tew, R. Mengham, London: Continuum, 2006. P. 117.

7 Head D. Ian McEwan. Mancheste: Manchester University Press, 2007; Malcolm D. Understanding Ian McEwan. Columbia, South Carolina: University of South Carolina press, 2002; Slay J. Ian McEwan, Twayne Publishers, 1996; Wells L.Ian McEwan, Palgrave Macmillan, 2009; Ryan K. Ian McEwan. Northcote House, 1994; Margaret Reynolds M., Noakes J. Ian McEwan: The Essential Guide.Vintage, 2002; Childs P. The Fiction of Ian McEwan, Palgrave Macmillan, 2005;

8 Slay, Jack, Jr. A Prevailing Ordinariness: Society and Interpersonal Relationships in the Fiction of Ian Mcewan. The University of Tennessee, 1991. 293 p. [Ph.D.]; Payandeh, Hossein. Waking Nightmares: A Critical Study of Ian McEwan's Novels. (Ph.D.) University of Sussex, England, 2001; Hennessey, Colleen M. A Sacred Site: Family in the Novels of Ian McEwan. Drew University, 2004 [Ph.D.]; O'Hara, David K. Mimesis and the Imaginable Other: Metafictional Narrative Ethics in the Novels of Ian McEwan (Ph.D.) English Literature and Creative Writing, Bath Spa University, 2009; Kong, Kim-Por, Paul. The Child in Time: Postmodern Representations of Childhood in the Novels of Ian McEwan. University of Hong Kong, 1999.

и Е.С. Веденковой (2012 г.).9 Творчеству Й. Макьюэна посвящен параграф докторской диссертации О. А. Джумайло (2014 г.)10

О.В. Доронина исследует малую прозу второй половины ХХ века на примере творчества не только Й. Макьюэна, но и Р. Тремейн, а также Г. Свифта. Автор прослеживает динамику развития жанров малой прозы в английской литературе второй половины ХХ века, определяет специфические особенности произведений, устанавливает индивидуальное преломление признаков жанра в творчестве писателей в связи со своеобразием художественного метода.

Е.С. Веденкова в диссертации «Темпоральный дискурс в романе Й. Макьюэна «Дитя во времени» всесторонне рассматривает проблему времени в романе. Автор прослеживает изменения в понятии время в разные исторические эпохи, совершает попытку интерпретации темпоральной концепции писателя в романе. Особое место в работе отводится особенностям нарратива в романе. В нашей работе мы принимаем во внимание результаты исследования Е.С. Веденковой.

О.А. Джумайло выделяет элементы исповедально-философского романа в творчестве Й. Макьюэна.

Также творчеству Й. Макьюэна посвящены статьи А.Л. Борисенко, Д.К. Карслиевой, Л.Ф. Хабибуллиной, Л.В Залесовой -Докторовой, Е.В. Ушаковой, Л.Н. Капитановой, Ю.А. Шаниной, М.О Булычевой, Е.Н. Беловой, А. А Медведева. и др.11 Предметом их рассмотрения становятся

9 Доронина О.В. Малая проза в творчестве английских писателей второй половины XX века: дис. ..канд. филол. наук. МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 2003; Веденкова Е.С. Темпоральный дискурс в романе Йена Макьюэна «Дитя во времени»: дис. ... канд. филол. наук. Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина, Тамбов, 2012.

10 Джумайло О.А. Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг.: дис. .док. филол. наук:10.01.03. Южный федеральный ун-т, Ростов н/Д.,2014.

11 Борисенко А. Л. Йен Макьюэн - Фауст или фантаст//Иностранная литература. 2003. №10. - С. 284-294; Карслиева Д.К. Жанровая полифония в романе Й. Макьюэна «Искупление»// Филология и культура. 2013. -№ 2. С. 127-130; Карслиева Д. К. Время как глобальная культурная проблема в романе Й. Макьюэна «Дитя во времени» //Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. 2015. № 8. С. 158-162; Карслиева Д. К. Полижанровость романов Йена Макьюэна («Дитя во времени», «Черные псы», «Искупление») //Романная проза Запада на рубеже ХХ-ХХ1 столетий: 1990-2014: учеб. пособие/ под ред. Пестерева. В.А. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. С. 110-129; Карслиева Д. К. Разум и чувство в романе «Искупление» Йена Макьюэна//Проблемы «ума» и «сердца» в современной филологической науке: сб. науч. ст. по итогам V Международной науч. конф. «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре». - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена»,

сатирический модус, жанровая полифония, проблемы повседневности, покаяния и искупления и др.

В нашей работе мы обратимся к проблеме художественного времени и пространства в романах Й. Макьюэна. Следует остановиться на теоретическом аспекте проблемы.

Художественное пространство и время представляют собой важнейшие категории художественного мира произведения. Они призваны создавать неповторимый мир произведения с присущим только ему смыслом. Являясь отражением реального мира, пространство и время в литературе сохраняют представления о своей природе и в тоже время приобретают условное, художественное звучание.

Время и пространство - «исходные величины, с которыми имеет дело писатель», константы содержания и формы литературного произведения12.

Изучение категорий времени и пространства существенно расширяет границы анализа художественного текста. С его помощью становится возможным более глубокое постижение внутреннего мира героев. Анализ помогает углубиться в структуру произведения, постичь основы строения его внутреннего мира.

В двадцатом веке наблюдается возросший интерес к изучению пространственно-временной организации художественных произведений. В

2010. С. 411-414; Хабибуллина Л. Ф. "Немецкая" тема в литературе Великобритании после второй мировой войны//Ученые зап. Казанского гос. ун-та. Т. 152. Казань, 2010. С. 137-142; Хабибуллина Л.Ф. Вторая мировая война в современной литературе//Филология и культура. - 2015- №2. - С. 264-270; Залесова-Докторова Л. Дуэль в конце xx века//Звезда. 1999. № 5. С .233-235; Ушакова Е. В. Сатирический модус в романе Йена Макьюэна «Солнечная»// Филология и культура. 2013. № 2. С. 265-269; Капитанова Л. А. Остиновский «синдром» в романе Йэна Макьюэна «Искупление». Статья первая// Вестн. Челябинского гос. ун-та.- 2012. -№ 28. -С. 80-90; Шанина Ю. А. Архетип ребенка в английской литературе второй половины ХХ века// Культура и текст. -2014. -№1. -С. 68-87; Шанина Ю. А. Символика сада в романе Й. Макьюэна «Цементный садик» // Сб. конф. НИЦ Социосфера.- 2011.- № 9. -С. 203-208; Шанина Ю. А. Экзистенциальная проблематика в романе И. Макьюэна «Амстердам» // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. -2013. -№. 30. -С. 207-213; Булычева М. О. Кафкианские мотивы в творчестве Й. Макьюэна// Павермановские чтения. Литература. Музыка. Театр: сб. науч. тр./ под ред. О. Н. Турышевой. — Екатеринбург: Ажур, 2014. — С. 162-166; Булычева М. О. Fiction и nonfiction в романе Йена Макьюэна «Искупление» //Филология и культура. - 2014. - № 3. - С. 140-143; Белова Е. Н. Проблема судьбы и ответственности в творчестве К. Исигуро и Й. Макьюэна: понимание и искупление// Вестн. Пермского ун-та. - 2011. -Вып. 2. - С. 176-181; Медведев А. А. Особенности психологизма в романах Йэна Макьюэна («Искупление», «На берегу») // Вест. Башкирского ун-та. -2014. -Т. 19. №4. С. 1443- 1448.

12Гей Н.К. Искусство слова. - М.: Наука, 1967. С. 270.

отечественном литературоведении, начиная с 1970-х гг. выходит ряд работ, посвященных категориям пространства и времени. Это работы М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, М.Ю. Лотмана, Б.А. Успенского, Н.К. Гея, И.Б.

13

Роднянской и др. При этом с самого начала наметилось различие подходов к изучению данной проблемы.

Некоторые исследователи рассматривали категории пространства и времени, не связывая их друг с другом. Так, например, на проблемах времени

14

в литературе делали акцент Д.Н. Медриш, Б.Ф. Егоров, В.В. Молчанов. Ритм выделялся в качестве отдельного компонента художественного времени Е.Г. Эткиндом, Н.М. Фортунатовым, М.А. Сапаровым.15 В свою очередь российские структуралисты Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, С.Ю. Неклюдов16 в большей мере занимались художественным пространством.

Однако большее распространение получил комплексный подход в изучении категорий пространства и времени. Многие исследователи видели наиболее продуктивным изучение пространства и времени в их взаимосвязи.

13 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике //Литературно-критические статьи /М.М. Бахтин. -М.: Художественная лит.,1986. - С. 121-290; Лихачев Д.С. Поэтика художественного времени// Поэтика древнерусской литературы/ Лихачев Д. С. - М.: Наука, 1979. - С. 209334; Лихачев Д.С. Поэтика художественного пространства// Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979. - С. 335-351; Лотман Ю. М. Семиотика пространства// Избранные статьи в 3 Т.- Таллинн: Александра,1992. -Т.1. - С. 386-448; Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек - текст - семиосфера -история. —М.:Языки русской культуры, 1999.— 447с.; Успенский Б. А. Точка зрения в плане пространственно-временной характеристики// Поэтика композиции. - М: Искусство, 1970. - С. 77-108; Гей Н.К. Время и пространство в структуре произведения//Контекст-1974. -М: Наука, 1975. - С. 213-228; Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство// Литературный энциклопедический словарь/ под общ. ред. В. М. Кожевникова и П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. С.487-489.

14 Медриш Д. Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве/ отв. ред. Б.Ф. Егоров. -Л.: Наука, 1974. -С. 121-142; Егоров Б. Ф. Категория времени в русской поэзии XIX века// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве/ отв. ред. Б.Ф. Егоров. -Л.: Наука, 1974. -С.160-172. Молчанов М. М. Время как прием мистификации читателя в современной западной литературе//Ритм, пространство и время в литературе и искусстве/ отв. ред. Б.Ф. Егоров. -Л.: Наука, 1974. -С. 200 -209.

15 Эткинд Е. Г. Ритм поэтического произведения как фактор содержания// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве/ отв. ред. Б.Ф. Егоров. -Л.: Наука, 1974. -С. 104-121; Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве/ отв. ред. Б.Ф. Егоров. -Л.: Наука, 1974. -С. 173-186; Сапаров. М. А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве/ отв. ред. Б.Ф. Егоров. -Л.: Наука, 1974. -С.85-103.

16 Лотман Ю. М. Семиотика пространства// Избранные статьи в 3 Т./ Ю. М. Лотман. - Таллинн: Александра,1992. -Т.1. - С. 386-448; Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М: Наука, 1983. С. 227-284; Неклюдов С. Ю. Время и пространство в былине // Славянский фольклор / Отв. ред. Б. Н. Путилов, В. К. Соколова. — М., 1972. — С. 18—45.

Так, например, Н.К. Гей в своей статье «Время и пространство в структуре произведения» указывал на ошибку современного литературоведения в изучении времени в художественном произведении отдельно от изучения пространства, несмотря на их взаимосвязь. Также он подчеркивал, что проблема ритма не ставится во взаимосвязь с проблемой времени, хотя «ритм в произведении сплошь и рядом оказывается

17

«внутренним» временем бытия этого произведения.

Исследователи также обращали внимание на взаимосвязь авторской концепции с пространственно-временной организацией произведения. Например, Б.С. Мейлах отмечал, что «изменение принципов творческого воплощения пространственно-временных отношений связано, как правило, с идейно-художественной эволюцией художника.18

Ранее эту же мысль высказывал Д.С. Лихачев: «в художественном произведении время и пространство не просто отражаются, а отражаются по-своему, условно, в соответствии с представлениями автора, его замыслом и художественным методом. При этом художественное время и художественное пространство находятся в произведении в единстве, составляют определенную структуру».19

Большую роль в комплексном изучении категорий пространства и времени в литературе сыграла работа М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе». В литературоведение прочно входит термин «хронотоп», заимствованный ученым из теории относительности А. Эйнштейна. Бахтин определил его как «существенную взаимосвязь

временных и пространственных отношений, художественно освоенных в

20

литературе».

17 Гей Н.К. Время и пространство в структуре произведения//Контекст/ под ред. Гей Н.К, Мясникова А. С., Палиевский П. В., Эльсберг Я. Е. -М.:Наука, 1974. - С. 214.

18 Мейлах Б.С. Проблемы ритма, пространства и времени в комплексном изучении творчества//Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. -Л: Наука, 1974. С. 9.

19 Лихачев Д. С. Художественная среда литературного произведения//Симпозиум «Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве». Л.: Советский писатель, 1970. - С. 7.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике //Литературно-критические статьи. - М.: Художественная лит.,1986. С. 121.

Хронотоп Бахтина «определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Поэтому в произведении он всегда включает в себя ценностный момент, который может быть выделен из целого художественного хронотопа только в абстрактном анализе... Искусство и литература пронизаны хронотопическими ценностями разных степеней и объемов. Каждый мотив, каждый выделимый момент художественного произведения является такой ценностью».21

Хронотоп обладает сюжетообразующим и изобразительным значением. Он дает место для развертывания событий. Помимо этого, он имеет жанрово-

типический характер. По мнению Бахтина, «жанр и жанровые разновидности

22

определяются именно хронотопом».

Работа М.М. Бахтина существенно расширила границы анализа художественного произведения и оказала большое влияние на дальнейшее изучение пространственно-временного концепта.

Вслед за Бахтиным теорию хронотопа развивают многие исследователи. А.Б. Есин определяет его как типологическую пространственно-временную модель. Через такие модели «опредмечивается культурный опыт человечества. Такие модели представляют собой особого рода содержательные формы, которыми каждый отдельный писатель пользуется как «готовыми», преднаходимыми, индивидуализируя их содержание, но и сохраняя заложенный в них общий широкий смысл. Таковы мотивы дома, дороги, площади, перекрестка, верха и низа, открытого пространства и т.п. Сюда же следует отнести и типы организации художественного времени: летописного, авантюрного, биографического и т.

23

п. Исследователь подчеркивает, что «понятие хронотопа есть не что иное,

21 Там же. С. 275.

22 Там же. С. 122.

23 Есин А. Б. Время и пространство //Литературоведение. Культурология: Избранные труды / А. Б. Есин. -М.: Флинта:Наука, 2003. -2-е изд., испр. С. 94-95.

как культурологическое отражение физического понятия «пространственно-

24

временного континуума».

Согласно Н.Э. Фаликовой «теория хронотопа подтвердила, что художественное время и пространство нельзя воспринимать как абстрактные категории, независимые от их материального наполнения. На разных уровнях «материи литературы» пространственно-временные отношения проявляются по-разному. Следовательно, в литературе также существует множество пространственно-временных систем, вычленение которых зависит от «точки отсчета» (например, жанровый хронотоп, сюжетный хронотоп, хронотоп автора, героя, читателя и т. д.) Таким образом, хронотоп отдельного произведения представляет собой сложнейшую структуру, в которой соединились разные типы хронотопов.25

В зарубежном литературоведении акцент делается на художественном пространстве. На первое место выходит теория опространствования, порожденная литературой XX века. Начало было положено статьей Д. Фрэнка «Пространственная форма в современном литературоведении» (1945 г.). Согласно мнению Д. Фрэнка происходит «опространствование» произведений. Литература по своей форме уподобляется изобразительному искусству. «В обоих видах искусства, - писал Д. Фрэнк, - одном по своей природе пространственном, другом — временном, эволюция эстетической формы в XX веке оказалась абсолютно идентичной: оба они стремятся, насколько возможно, преодолеть время как специфическое условие их восприятия; причина такой идентичности—в том, что оба искусства возникают в одной и той же духовной и эмоциональной атмосфере, которая, воздействуя на мироощущение всех художников, неизбежно воздействует и на формы, которые ими создаются во всех видах искусства».26

24 Там же. С. 96.

25Фаликова Н. Э. Хронотоп как категория исторической поэтики//Проблемы исторической поэтики. 1992. № 2. С. 52-53.

26 Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе//Зарубежная эстетика и теория литературы в 19-20 вв. / под ред. Косикова Г.К. М.: Из-во МГУ, 1987. С. 211.

Вслед за Д. Фрэнком идею о пространственной форме развивали У. Хольте, У. Митчелл, Э.С. Рэбкин и др.27

У. Митчелл утверждал, что «пространственная форма является не чем иным как основой восприятия времени. Наши обозначения времени связаны с пространственными образами - долго, быстро, до, после - все это скрытые

метафоры, которые зависят от нашего представления времени как

28

континуума». В связи с этим У. Митчелл призывал относиться к пространству и времени не как к компонентам антитезы, но «рассматривать их отношения как сложный процесс взаимодействия, взаимозависимости и

29

взаимопроникновения».

Проблема пространства в литературе исследуется в монографии британца Дэвида Джеймса «Современная британская литература и художественное пространство». Джеймс утверждает, что, несмотря на распространенный поворот к проблеме пространства в мысли гуманитарных и социальных наук, в литературоведении остается пренебрежение пространственными особенностями и их значением в произведениях.30 Автор анализирует произведения П. Баркер, А. Торпа, Г. Свифта, К. Филипса и др. с точки зрения пространства, географии и местоположения.

Наряду с определением значимости категорий пространства и времени в литературе, большое внимание уделялось изучению категорий с точки зрения исторической поэтики. Пространство и время в художественном произведении всецело зависимы не только от индивидуально-авторской картины мира, но и от литературного направления, в рамках которого творит художник (Д.С. Лихачев, В.Я. Пропп, М.И. Стеблин-Каменский, М.М. Бахтин, И.Б. Роднянская)31.

27 Holtz W. Spatial form in modern literature: A reconsideration// Critical Inquiry, 1977. - Vol. 4, No. 2. - P. 271283; Mitchell W.J.T. Spatial form in literature: toward a general theory//Critical inquiry, 1980. -Vol. 6 No. 3. P. 539-567; Rabkin, Eric S. Spatial Form and Plot// Critical Inquiry, 1977. №4. Р. 253-270.

28Mitchell W.J.T. Spatial form in literature: toward a general theory. P. 542.

29Ibid. P. 544.

30James D. Contemporary British fiction and the artistry of space: Style, Landscape, Perception. London: Continuum, 2008. -P. 195

31 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 357; Пропп В. Я., Фольклор и действительность, М., 1976, с. 83—115; Стеблин-Каменский М. И., Миф, Л., 1976; Бахтин М.М. Формы

Проблемой художественного пространства и времени в литературе постмодернизма стали заниматься сравнительно недавно. В отечественном литературоведении на сегодняшний день защищены диссертации В.А.

32 33 34

Кузнецовой , Е.Н. Губановой , Н.А. Ловчинского . При этом по-прежнему наблюдается разность подхода к изучению проблемы. Е.Н. Губанова, Н.А. Ловчинский отдельно рассматривают категорию пространства, в то время как В.А. Кузнецова изучает произведение с точки зрения хронотопа. Интерес представляет также работа Т.В. Федосовой, обращенная к проблеме времени

35

в постмодернистском тексте .

Е.Н. Губанова отмечает, что «пространство постмодернистского художественного текста является специфическим типом перцептуального пространства, вбирающего в себя характеристики пространства архаических культур, типологические характеристики, исследуемые греческой философией и наукой Нового Времени, конструктивность пространства как символа культуры в культурфилософии Х1Х-ХХ веков и обладающего следующими характеристиками: полисемантизм, интертекстуальность, амбивалентность, фрактальность, фрагментированность, плюральность, деформированность и т д. 36

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кочергина Ангелина Владиславовна, 2016 год

Библиография

Источники:

1. Макьюэн Й. Амстердам/ Й. Макьюэн; пер. с англ. В.П. Голышева. -М.: Эксмо; СПб: Домино, 2008. - 176 с.

2. Макьюэн Й. Дитя во времени / Й. Макьюэн; пер. с англ. Д. Иванова. - М.: АГРАФ, 2000. -330 с.

3. Макьюэн Й. Искупление/ Й. Макьюэн; пер. с англ. И.Я. Дорониной. - М.: АСТ «Люкс», 2004. - 413 с.

4. Макьюэн Й. Меж сбитых простыней: рассказы/ Й. Макьюэн; пер. с англ. А. Сафронова. -М.: Эксмо; СПб: Домино, 2009. - 240 с.

5. Макьюэн Й. Мечтатель/ Й. Макьюэн; пер. с англ. В.П. Голышева-М.: Эксмо; СПб: Домино, 2012. - 144 с.

6. Макьюэн Й. На берегу/ Й. Макьюэн; пер. с англ. В.П. Голышева. -М.: Эксмо; СПб: Домино, 2010. - 224 с.

7. Макьюэн Й. Невинный, или Особые отношения / Й. Макьюэн; пер. с англ. В. Бабкова. -М.: Эксмо; СПб: Домино, 2008. - 352 с.

8. Макьюэн Й. Невыносимая любовь / Й. Макьюэн; пер. с англ. Э. Новиковой. -М.: Эксмо; СПб: Домино, 2007 - 320 с.

9. Макьюэн Й. Первая любовь, последнее помазание: рассказы/ Й. Макьюэн; пер. с англ. В. Арканова. -М.: Эксмо;СПб: Домино, 2009. - 256 с.

10.Макьюэн Й. Сластена/ Й. Макьюэн; пер. с англ. В. П. Голышева, М.А. Дадяна. -М.: Эксмо, 2014. - 384 с.

11.Макьюэн Й. Солнечная / Й. Макьюэн; пер. с англ. В. П. Голышева, С. Таска. -М.:Эксмо, 2013.-384 с.

12.Макьюэн Й. Суббота / Й. Макьюэн; пер. с англ. Н. Холмогоровой. -М.: Эксмо; СПб: Домино, 2010. - 336 с.

13.Макьюэн Й. Утешение странников/ Й. Макьюэн; пер. с англ. В. Михайлина. -М.: Росмэн, 2007. - 192 с.

14.Макьюэн Й. Цементный сад / Й. Макьюэн; пер. с англ. Н. Холмогоровой. -М.:Эксмо, 2010.-208 с.

15.Макьюэн Й. Черные псы / Й. Макьюэн; пер. с англ. В. Михайлина. -М.: Эксмо; СПб: Домино, 2010. - 288 с.

16.McEwan I. Atonement /I.McEwan.- London: Jonathan Cape, 2001. 371 p.

17. McEwan I. Black dogs /I.McEwan.- London: Jonathan Cape, 1992. 174 p.

18.McEwan I. Enduring love/I.McEwan.- New York: Anchor Books, 1999. 262 p.

19.McEwan I. Saturday /I.McEwan.- London, Jonathan Cape, 2005. 308 p.

20.McEwan I. Solar/I.McEwan.- London, Jonathan Cape, 2010. 304 p.

21.McEwan I. The cement garden /I.McEwan.- London: Vintage books, 1997. 144 p

22.McEwan I. The child in time/I.McEwan.- London: Vintage books, 2009. 256 p.

23.McEwan I. The comfort of strangers /I.McEwan.- London: Vintage books, 1997. 176 p.

24.McEwan I. The Innocent or the special relationship/I.McEwan.- New York: Bantam Books, 1995. 270 p.

Научно-критическая литература:

25. Адливанкина А. М, Проскурин Б. М. Художественное изображение детской психологии в романе Й. Макьюэна «Искупление»// Пограничные процессы в литературе и культуре: сб. ст. по материалам Междунар. науч. конф., посвященной 125-летию со дня рождения Василия Каменского (17-19 апр. 2009 г.) /под общ. ред. Н. С. Бочкарева, И. А. Пикулева. Пермь, 2009. - С. 177 -180.

26. Ашихмина И.В. Симпозиум «Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве»/И.В. Ашихмина // Изв. Акад. наук СССР. Отд-ние лит. и яз. — М., 1971. — Т. 30, вып. 6. — С. 563—565.

27. Багаув Ю. Д. Неоготические сюжеты в современной художественной культуре Ю. Д. Багаув//Гуманитарный вектор. -№ 4 (36). - 2013. с. 30-32.

28. Барковсая Н. В. Типы повествования и их анализ/ Н.В. Барковская// Филологический класс.- 2004. - №11. - С. 16-25.

29. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике //Литературно-критические статьи /М.М. Бахтин. -М.: Художественная литература, 1986. - С. 121-290.

30. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства/Г.Башляр. — М.:Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. — 376 с.

31. Белова Е. Н. Проблема судьбы и ответственности в творчестве К. Исигуро и Й. Макьюэна: понимание и искупление/Е.Н. Белова// Вестник Пермского университета. - 2011. -Вып. 2. - С.176-181.

32. Борисенко А. Л. Йен Макьюэн - Фауст или фантаст/ А. Борисенко//Иностранная литература. - 2003. - №10. - С. 284-294.

33. Булычева М. О. Fiction и nonfiction в романе Йена Макьюэна «Искупление»/М.О. Булычева //Филология и культура. - 2014. - № 3. - С.140-143.

34. Булычева М. О. Кафкианские мотивы в творчестве Й. Макьюэна/М.О. Булычева// Павермановские чтения. Литература. Музыка. Театр: сб. науч. тр./ под ред. О. Н. Турышевой. — Екатеринбург: Ажур, 2014. — С. 162-166.

35. Веденкова Е. С. Ретардации в структуре нарративного времени (романы И. Макьюэна «Дитя во времени» и «Суббота») [Электронный ресурс] /Е.С. Веденкова. URL:http://www.tsutmb.ru/nu/nauka/index.php/razdel/meropr/-2011.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=20&sobi2Id=157 (дата обращения: 18.12.2012).

36. Веденкова Е. С. Темпоральный дискурс в романе И. Макьюэна «Дитя во времени»: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03/Екатерина Сергеевна Веденкова. - Воронеж, 2012. -24 с.

37. Войтович Е. П. Хронотоп в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"[Электронный ресурс]/ Е.П. Войтович. URL: http://festival.1september.ru/articles/513442/. (дата обращения: 04.03.2011).

38. Гей Н. К. Искусство слова/Н.К. Гей. - М: Наука,1967. - 364 c.

39. Гей Н.К. Время и пространство в структуре произведения/Н.К. Гей//Контекст/ под ред. Гей Н.К, Мясникова А. С., Палиевский П. В., Эльсберг Я. Е. -М.:Наука, 1974. - С. 213-228.

40. Гордиенко И. Постановка и решение глобальных вопросов современности в романе Йэна Макьюэна «Амстердам» [Электронный ресурс] /И. Гордиенко. URL: http://kdpu.edu.ua/index.php?id=3882&Itemid=1&option=com_content&task=view (дата обращения: 14.07.2014).

41. Григорьева Е.В. Готический роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма: дис. ... канд. филол. наук [Электронный ресурс]/Е.В. Григорьева. URL: http://cheloveknauka.com/goticheskiy-roman-i-svoeobrazie-fantasticheskogo-v-proze-angliyskogo-romantizma (дата обращения: 13.11.2015).

42. Григорьева К. А. Английская критика о романе Йена Макьюэна «Искупление»/К.А. Григорьева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - №. 6. - С. 141-143.

43. Губанова Е. Н. Семантика пространства в постмодернистском художественном тексте: дис. ... канд. философ. наук [Электронный ресурс] / Е.Н. Губанова. URL: http://www.dissland.com/catalog/semantika_prostranstva_v_postmodernistskom_hudoz hestvennom_tekste_na_materiale_proizvedeniy_dzhona_f.html (дата обращения: 14.10.2014).

44. Гудкова Е. Ф Теоретические аспекты анализа пространственно-временных (хронотопа) ориентаций художественной литературы/Е.Ф. Гудкова. URL: http://guuu7.narod.ru/Hronotop.htm (дата обращения 10.08.2015).

45. Гурин С.П. Образ города в культуре: Метафизические и Мистические аспекты/ С.П. Гурин. URL: http://www.comk.ru/HTML/gurin_doc.htm (дата обращения: 14. 02. 2010).

46. Гущина. Ф. Творчество Бернини/ Ф. Гущина. URL: http://www.ref.by/refs/31/5478/Lhtml (дата обращения: 15.04.2008).

47. Давыдова Т.Т. Художественное время и художественное пространство в литературном произведении //Теория литературы: учеб. пособие /Т.Т. Давыдова, В.А. Пронин. - М.: Логос, 2003. С. 166-177.

48. Джумайло О.А. Против сентиментальности: Йен Макьюэн/О.А. Джумайло. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2010/6/d12.html. (дата обращения: 03.03.2011).

49. Джумайло О.А. Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг.: дис. .док. филол. наук10.01.0/ Ольга Анатольевна Джумайло. - Ростов н/Д., 2014. - 395 с.

50. Дмитриева Н.А. Средние века //Краткая история искусств в 2 Вып. /Н.А. Дмитриева - М.: Искусство,1985. - Вып. 1. - С. 109-214.

51. Доронина О.В. Малая проза в творчестве английских писателей второй половины XX века: Р. Тремейн, Г. Свифт, И. Макьюен: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. [Электронный ресурс]/ Олеся Викторовна Доронина. URL: http://goo.gl/oenEsn (дата обращения: 10.10.2012).

52. Егоров Б. Ф. Категория времени в русской поэзии XIX века/Б.Ф. Егоров // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве/ отв. ред. Б.Ф. Егоров. -Л.: Наука, 1974. -С.160-172.

53. Есин А. Б. Время и пространство //Литературоведение. Культурология: Избранные труды / А. Б. Есин.- М.: Флинта: Наука, 2003. -2-е изд., испр. - С. 8297.

54. Есин А.Б. Художественное время и художественное пространство//Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие / А.Б. Есин. -М.: Флинта: Наука, 2003. - 5-е изд.- С. 97-105.

55. Залесова-Докторова Л. Дуэль в конце xx века [Электронный ресурс]/ Л.Залесова-Докторова // Звезда. -1999. - № 5. - С .233-235. URL: http://magazines.russ.ru/zvezda/1999/5/nampish.html (дата обращения: 15.04.2015).

56. Заломкина Г. В. Поэтика пространства и времени в готическом сюжете [Электронный ресурс]/ Г.В. Заломкина. URL:http://www.dslib.net/teoria-literatury/pojetika-prostranstva-i-vremeni-v-goticheskom-sjuzhete.html (дата обращения: 21.03.2016).

57. Иванова А. С. Исторические реалии эпохи Маргарет Тэтчер в романе Иэна Макьюэна «Дитя во Времени» /А.С. Иванова// Филология и культура. - 2014. -№3(37). - С. 49-55.

58. Кавелти Дж. Г. Изучение литературных формул [Электронный ресурс]/ /пер. с англ. Е.М. Лазаревой// Новое литературное обозрение 1996 № 22 с. 33-64. URL: http://gigabaza.ru/doc/68068-pall.html (дата обращения: 10.12.2015).

59. Кандрашкина О.О. Категории пространства, времени и хронотопа в художественном произведении и языковые средства их выражения/О. О. Кандрашкина// Известия Самарского научного центра Российской академии наук.

- 2011. -Т. 3, N 2(5). - C. 1217-1221.

60. Капитанова Л. А. Остиновский «синдром» в романе Йэна Макьюэна «Искупление». Статья первая/Л.А. Капитанова// Вестник Челябинского гос. ун-та.

- 2012. -№ 28. -С. 80-90.

61. Карслиева Д. К. Время как глобальная культурная проблема в романе Й. Макьюэна «Дитя во времени» /Д.К. Карслиева//Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. -2015. -№ 8. - С. 158-162.

62. Карслиева Д. К. Полижанровость романов Йена Макьюэна («Дитя во времени», «Черные псы», «Искупление»)/Д.К. Карслиева //Романная проза Запада на рубеже XX-XXI столетий: 1990-2014: учеб. пособие/ под ред. Пестерева. В. А. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. - С. 110-129.

63. Карслиева Д. К. Разум и чувство в романе «Искупление» Йена Макьюэна/Д.К. Карслиева//Проблемы «ума» и «сердца» в современной филологической науке: сб. науч. ст. по итогам V Международной науч. конф. «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре». - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», -2010. - С. 411-414.

64. Карслиева Д.К. Жанровая полифония в романе Й. Макьюэна «Искупление»/Д.К. Карслиева //Филология и культура. - 2013. - № 2. - С. 127-130.

65. Каширина С.В. Роль художественного пространства в постижении литературного текста/С.В. Каширина//Вестник Оренбургского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2006. - N 9, Ч.1. - С. 180-185.

66. Киреева И.В. Постмодернизм в зарубежной литературе/ И.В. Киреева.-М.: Флинта:Наука, 2004. - 213 с.

67. Козырева М. А. Художественные пространство и время в детективных рассказах Г.К. Честертона («Неведение отца Брауна») /М.А. Козырева//Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. - 2011. - Т.153, кн. 2. -С. 229-237.

68. Козырева М.А. Пространство-время в романе Г.К.Честертона "Человек, который был Четвергом"/М.А. Козырева// Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. С. 308-311.

69. Король З. А. Своеобразие художественного пространства и времени в романах Ф. Кафки: автореф. дис ... канд. филол. наук:10.01.03/Зинаида Анатольевна Король.-М., 2011.

70. Крошнева М. Е. Теория литературы: учеб. пособие / М. Е. Крошнева. -Ульяновск: УлГТУ, 2007.- 103 с.

71. Кузнецова В. А. Языковая экспликация хронотопа в постмодернистском тексте: На материале повести Саши Соколова «Школа для дураков»: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01[Электронный ресурс] /Вера Александровна Кузнецова. -СПб., 2002. 181 с. URL: http://www.dissercat.com/content/yazykovaya-eksplikatsiya-khronotopa-v-postmodernistskom-tekste-na-materiale-povesti-sashi-so (дата обращения: 15.03.2014).

72. Кусаинов А. А. Историческая наука в эпоху постмодерна/А.А. Кусаинова // Вестник ВоГУ, 2004. -Серия 4. Вып. 9. -С. 121-124.

73. Лихачев Д. С. Художественная среда литературного произведения/Д. С. Лихачев// Симпозиум «Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве. Л.: Советский писатель, 1970. - С. 7 - 9.

74. Лихачев Д.С. Поэтика художественного времени// Поэтика древнерусской литературы/ Д. С. Лихачев. - М.: Наука, 1979. - С. 209-334.

75. Лихачев Д.С. Поэтика художественного пространства// Поэтика древнерусской литературы/ Д. С. Лихачев. - М.: Наука, 1979. - С. 335-351.

76. Ловчинский Н. А. Образы пространства в современной русской постмодернистской поэзии: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01/ Никита Андреевич Ловчинский. -Волгоград, 2010. 208 с.

77. Лотман Ю. М. Семиотика пространства// Избранные статьи в 3 Т./ Ю. М. Лотман. - Таллинн: Александра,1992. -Т.1. - С. 386-448.

78. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек - текст - семиосфера - история / Ю.М. Лотман. —М.: Языки русской культуры, 1996.— 464с.

79. Мавликаева Е. А. Проскурнин Б. М. Принцип «точки зрения» и своеобразие полифонии в романе Й. Макьюэна «Искупление» [Электронный ресурс]/Е.А. Мавликаева, Б.М. Проскурин //Пограничные процессы в литературе и культуре: сб. ст. - 2009. - с. 175-177. URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-angliya/mavlikaeva-proskurnin-princip-tochki-zreniya.htm (дата обращения: 18.01.2015).

80. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма/Н.Б. Маньковская. - СПб: Аллетейя, 2000. -С. 347 с.

81. Махлин В. Л. Пространственная форма/В .Л. Махлин // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энцикл. справ. М: Интрада -ИНИОН, 1999. -С. 110-113.

82. Медведев А. А. Особенности психологизма в романах Йэна Макьюэна («Искупление», «На берегу»)/А.А. Медведев // Вестник Башкирского ун-та. -2014. -Т. 19. №4. С. 1443- 1448.

83. Медриш Д. Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе/Д.Н. Медриш// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве/ отв. ред. Б.Ф. Егоров. -Л.: Наука, 1974. -С.121-142.

84. Между модернизмом и постмодернизмом: смена литературных эпох на Западе/Г.А. Фролов, О.О. Несмелова, Л.Ф. Хабибуллина, В.Б. Шамина, Е.Н. Шевченко, Ж.Г. Коновалова. -Казань, Изд-во Казан. ун-та, 2016. -284 с.

85. Месянжинова А.В. Игровые модели культуры в художественном пространстве постмодернизма (Итало Кальвино, Милорад Павич, Джулиан Барнс) : автореф. дис. ... канд. культурологи: 24.00.01/Александра Вадимовна Месянжинова. - М., 2010. - 24 с.

86. Молчанов М. М. Время как прием мистификации читателя в современной западной литературе/М.М. Молчанов//Ритм, пространство и время в литературе и искусстве/ отв. ред. Б.Ф. Егоров. -Л.: Наука, 1974. -С. 200-209.

87. Морозов Д.В. Художественное время и пространство в русскоязычных романах В. Набокова 1920 -1930-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01/Дмитрий Викторович Морозов. - Кострома, 2007. -18 с.

88. Назмеева Н. И. Особенности функционирования национальных стереотипов в английской литературе конца XX века (на примере романа Иэна Макьюэна «Невинный, или Особые отношения»)/Н.И. Назмеева // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. статей по материалам III Всероссийской научной конференции молодых ученых с международным участием (8 февраля 2013 г.).— Екатеринбург : УрФУ, 2013. - Ч. 2. — С. 177-183.

89. Неклюдов С. Ю. Время и пространство в былине/С.Ю. Неклюдов // Славянский фольклор / Отв. ред. Б. Н. Путилов, В. К. Соколова. — М., 1972. — С. 18—45.

90. Новикова М. Л. Хронотоп как остраненное единство художественного времени и пространства в языке литературного произведения/М.Л. Новикова // Филологические науки, 2003. - № 2. -С. 60-69.

91. Новикова Н.Л., Тремаскина И.В. Модернизм и постмодернизм: к проблеме соотношения/Н.Л. Новикова, И.В. Тремаскина// Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. -2011. - N 2. - C. 19-25.

92. Озерная М. Категория художественного времени в литературе [Электронный ресурс]/М. Озерная. URL: http://literra.ucoz.ru/publ/literaturovedenie/khudozhestvennoe_vremja_i_prostranstvo/k ategorija_khudozhestvennogo_vremeni_v_literature/10-1-0-34. (дата обращения: 02. 02. 2011).

93. Пермякова Н. А. Постмодернизм в зарубежной литературе конца ХХ в. (анализ некоторых произведений в контексте философско-эстетических концепций постмодернизма) [Электронный ресурс]/Н.А. Пермякова. URL: http://nataly-permyakova.ru/files/postmodernismus.pdf (дата обращения: 02. 10 2012).

94. Пестерев В.А. Постмодернизм и поэтика романа: Историко-литературные и теоретические аспекты: Учебно-методич. пособие/В.А. Пестерев. - Волгоград: Из-во Волгоградского гос. ун-та, 2001. - 40 с.

95. Поспелов Г. И. Время и пространство в литературе// Введение в литературоведение/ Г.И. Поспелов. - М.: Высшая школа, 1988. -3-е изд., испр. и доп. - С. 73-75.

96. Прохорова Т.Г. Постмодернизм в зарубежной и русской литературах/Т .Г. Прохорова [и др.]. - Казань: Казанский университет, 2011. - 202с.

97. Потанина Н. Л. Проблема повседневности в романе И. Макьюэна «Невыносимая любовь» [Электронный ресурс]/ Н.Л. Потанина. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-388583.html (дата обращения:11.06.2015).

98. Прокофьева В.Ю. Категория пространства в художественном преломлении: локусы и топосы/В.Ю. Прокофьева //Вестник ОГУ.— 2005. - №11. — С. 87— 91.

99. Пушкина А. А. Готический роман и зарождение неоготического направления в культуре/А.А. Пушкина// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.- 2015. - Т. 2. Вып. 2. - С. 319-330.

100. Разова Е.Л. В поисках дома [Электронный ресурс]/Е.Л. Разова// Anthropology: web-кафедра философской антропологии. URL: http://anthropology.ru/ru/text/razova-el/v-poiskah-doma (дата обращения: 3.02.2010).

101. Разова Е.Л. Проблематизация концептов Дома и Пути в европейской мысли ХХ века [Электронный ресурс]/Е.Л. Разова URL: http://anthropology.ru/ru/texts/razova/wayhome.html (дата обращения:18.04.2010).

102. Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство/И.Б. Роднянская// Литературный энциклопедический словарь/ под общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987.-С.487-489.

103. Романова Д. В., Проскурин Б. М. Дискурсивность сознания героя как сюжетный принцип в романе Й. Макьюэна «Искупление»/Д.В. Романова, Б.М.

Проскурин// Пограничные процессы в литературе и культуре:сб. ст. -2009. -С.180-183.

104. Самаркина В.А. Роман Я. Макивана «Искупление» и идеи В.Вулф/В.А. Самаркина// Русская и сопоставительная филология. -Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2007. -С. 222-225.

105. Сапаров. М. А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения/М.А. Сапаров// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве/ отв. ред. Б.Ф. Егоров. -Л.: Наука, 1974. -С.85-103.

106. Саруханян А. Шпионский роман [Электронный ресурс]/А.Саруханян. URL: http://bondandothers.ru/creators/spy-novel/ (дата доступа:19.08.2015).

107. Селитрина Т. Л. Повествовательные стратегии и проблематика авторской позиции у Й. Макьюэна/Т.Л. Селитнрина// Вестник Башкирского университета. -2014. - Т. 19 № 3. - С. 936-940.

108. Скобелева Е. В. Традиция "готического" романа в английской литературе XIX и XX веков: автореф. дис. ... канд. филол. наук:10.01.03 /Екатерина Витальевна Скобелева. - М., 2008. -16 с.

109. Стовба А. С. Жанровое своеобразие и тенденции развития английского постмодернистского романа к. ХХ-н. ХХ1 в. [Электронный ресурс]/А.С. Стовба. URL: http://www-philology.univer.kharkov.ua/nauka/e_books/visnyk_1048/content/stovba.pdf (дата доступа: 11. 11. 2014).

110. Темирболат А.Б. Категория хронотопа и темпорального ритма в литературе: монография/А.Б. Темирболат. - Алматы: Ценные бумаги, 2009. - 504 с.

111. Теория литературных жанров /под ред. Н.Д.Тамарченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.—256с.

112. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура/В.Н. Топоров. - М: Наука, 1983. С. 227-284.

113. Успенский Б. А. Точка зрения в плане пространственно-временной характеристики// Поэтика композиции/Б. А. Успенский. - М: Искусство, 1970. - С. 77-108.

114. Ушакова Е. В. Сатирический модус в романе Йена Макьюэна «Солнечная»/Е.В. Ушакова // Филология и культура, 2013. - № 2. -С. 265-269.

115. Фаликова Н. Э. Хронотоп как категория исторической поэтики/Н.Э. Фаликова//Проблемы исторической поэтики, 1992. -№ 2. - С. 45-57.

116. Фарино Е. Пространство и время мира. Введение в литературоведение: Учебное пособие/Е. Фарино. - СПб: Изд-во РГПУ им. Л.И. Герцена, 2004. -С. 363-378.

117. Федоров А. А. Модификации психологического романа и современная английская проза (Дж. барнс, Й. Макьюэн)/А.А. Федоров// Российский гуманитарный журнал. -2012. - Т. 1. №1. - С. 14-22.

118. Федосова Т. В. Репрезентация времени в постмодернистском дискурсе/Т.В. Федосова// Филология и человек. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2012. -№ 1. - С. 18-27.

119. Филюшкин А. И. «Постмодернистский вызов» и его влияние на современную теорию исторической науки/А.И. Филюшкин// Топос, №3. -Минск: Пропилеи, 2000. -165 с.

120. Фомичева Ж. Е., Кунеркина С. М. Читаем роман «Искупление» Й. Макьюэна: уч.-метод. пособие/ Ж.Е. Фомичева, С.М. Кунеркина. -Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н.Толстого, 2012. - 165 с.

121. Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве/ отв. ред. Б.Ф. Егоров. -Л.: Наука, 1974. -С.173-186.

122. Фрэнк Д.М. Пространственная форма в современной литературе/Д.М. Фрэнк // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ веков: трактаты, статьи, эссе. / под ред. Косикова Г.К. М.: Из-во МГУ, 1987. -С. 194-213.

123. Хабибулина Г.Н. Художественное время и пространство //Введение в литературоведение и теория литературы: Методич. пособие/Г.Н. Хабибуллина. -Елабуга, 2008. - С.15-17.

124. Хабибуллина Л. Ф. "Немецкая" тема в литературе Великобритании после второй мировой войны/Л. Ф. Хабибуллина//Ученые записки Казанского

государственного университета. Серия: "Гуманитарные науки". - Книга 2. - Том 152. - Казань, Казан. гос. ун-т, 2010. - С. 137-142.

125. Хабибуллина Л.Ф. Вторая мировая война в современной литературе/Л. Ф. Хабибуллина//Филология и культура. - 2015- №2. - С. 264-270.

126. Чернец Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики)/Л.В. Чернец. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. -192 с.

127. Шанина Ю. А. Архетип ребенка в английской литературе второй половины ХХ века/Ю.А. Шанина// Культура и текст. 2014. №1. С. 68-87.

128. Шанина Ю. А. Символика сада в романе Й. Макьюэна «Цементный садик»/Ю.А. Шанина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2011. -№ 9. -С. 203-208.

129. Шанина Ю. А. Экзистенциальная проблематика в романе И. Макьюэна «Амстердам»/Ю.А. Шанина // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. -2013. -№. 30. - С. 207-213.

130. Шкловский В.Б. Время в романе/В.Б. Шкловский // Повести о прозе: размышления и разборы. Т. 1. -М: Худ. лит-ра, 1983. С.147-159.

131. Эсалнек А. Я. Своеобразие хронотопа в романе Ф.М. Достоевского «Бесы»/А.Я. Эсалнек//Филологические науки, 1999. -№ 2.-С. 3-10.

132. Эткинд Е. Г. Ритм поэтического произведения как фактор содержания/Е.Г. Эткинд// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве/ отв. ред. Б.Ф. Егоров. -Л.: Наука, 1974. -С.104-121.

133. Юрасова Н. Г. Проблемы методологии анализа художественного времени/ Н.Г. Юрасова// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2008. -№ 3, -С. 253-258.

134. Якубина Л.В. Анализ пространственных отношений текста/Л.В. Якубина// Русская словесность. - 2002.- № 1.-С. 41-48.

135. A Concise Companion to Contemporary British Fiction/ed. English J. F. -Cornwall: Blackwell publishing, 2006. - 281 p.

136. Abbasiyannejad M. A Hermeneutic Approach to a Socio-cultural Study of Ian McEwan's On Chesil Beach/M.A. Abbasiyannejad // International Journal of Applied Linguistics & English Literature. -2012. -Vol. 1, No 3. P. 29-34.

137. Abbasiyannejad M. A. Reflection of Ian McEwan's Life in His Fiction/ M.A. Abbasiyannejad // English Language and Literature Studies. -2014. - Vol. 2, No. 2. -P. 56- 61.

138. Adams J. On the Significance of Children in Ian McEwan's Enduring Love [Электронный ресурс]/ J. Adams. URL: http://www.lse.ac.uk/economicHistory/Research/facts/The%20Significance%20of%20C hildren.pdf (дата доступа: 4.08.2015).

139. Adams T. When Saturday comes [Электронный ресурс]/ T. Adams. URL:http://www.guardian.co.uk/books/2005/jan/30/fiction.bookerprize2000. (дата обращения: 10.12.2012).

140. Albers S.,Caeners T. The Poetics and Aesthetics of Ian McEwan's Atonement/ S. Albers , T. Caeners // English Studies. -2009. - Vol. 90, No. 6. -P. 707-720.

141. Ashton-Smith A. The invaded home in Ian Mcewan's Saturday and Solar. [электронный ресурс]/ A. Ashton-Smith. URL: https://www2.le.ac.uk/offices/english-association/publications/peer-english/6/10%20Ashton%20Smith%20-%20Invaded%20Home.pdf (дата обращения: 15.09.2014).

142. Beckerman D. B. Atonement by Ian McEwan/ D.B. Beckerman // The Antioch Review. -2003. -Vol. 61, No. 1. - P. 179-180.

143. Beckerman D. B. Saturday by Ian McEwan/ D.B. Beckerman // The Antioch Review. -2006. -Vol. 64, No. 3. - P. 577-578.

144. Begley A. The Art of Fiction No 173: Ian McEwan [Электронный ресурс ]/A. Begley// The Paris Review. - 2002. URL: http://www.theparisreview.org/interviews/393/the-art-of-fiction-no-173-ian-mcewan (дата обращения 12.11.2013).

145. Bien P. Enduruing love by Ian McEwan/ P. Bien// World Literature Today. -1998. - Vol. 72, No. 4. - P. 830-831.

146. British postmodern fiction /ed. Haen T., Bertens H. Amsterdam-Atlanta, GA: Rodopi, 1993. - 179 p.

147. Brown R. Politics, the Domestic and the Uncanny Effects of the Everyday in lan McEwan's "Saturday"/ R. Brown//Critical Survey. -2008. - Vol. 20, No. 1. P. 80-93.

148. Byrnes Ch. The Work of Ian McEwan: A Psychodynamic Approachj/ Ch. Byrnes.- Nottingham: Paupers' Press, 2002. - 225 p.

149. Carbonell C. A Consilient Science and Humanities in McEwan' s Enduring Love [Электронный ресурс]/ C.A. Carbonell// Purdue University Press. -2010. - Vol. 12. URL: http://docs.lib.purdue.edu/clcweb/vol12/iss3/12 (дата обращения: 18.01.2015).

150. Childs P. "Fascinating violation" Ian McEwan's children/P. Childs// British Fiction of the 1990s /ed. Bentley N. -London and New York .:Routledge, 2005. -P. 123-134.

151. Childs P. Ian McEwan's Enduring love/ P.Childs. - London and New York: Routledge, 2007. - 145 p.

152. D'angelo K. "To make a novel": the construction of a critical readership in Ian Mcewan's "Atonement/ K. D'angelo //Studies in the Novel. -2009. - Vol. 41, No. 1. -88-105 p.

153. Dickens D., Fontana A. Time and Postmodernism/D. Dickens// Symbolic Interaction. -2002. -Vol. 25. -P.389-396.

154. Ellam J. Ian McEwan's Atonemen/ J. Ellam. - London: Continuum, 2009. - 86 p.

155. Farahbakhsh A.,Khoshkhelghat H. Tracing metafictional elements in Ian Mcewan's Enduring love and Saturday /A. Farahbakhsh, H. Khoshkhelghat // International researches. -2014. -Vol. 3, No 3. -P.103-109.

156. Finney B. Briony's Stand against Oblivion: The Making of Fiction in Ian McEwan's "Atonement"/ B. Finney // Journal of Modern Literature. -2004. - Vol. 27, No. 3. -P. 68-82.

157. Francese J. Narrating postmodern time and space/J. Francese. - N.Y.: State University of New York press, 1997. - 203 p.

158. Greenberg J. Why can't biologist read poetry? Ian McEwan's "Enduring love"/ J. Greenberg //Twentieth Century Literature. -2007. -Vol. 53, No 2. - P. 93-124.

159. Han J, Wang Z. Postmodern Strategies in Ian McEwan's Major Novels / J. Han, Z. Wang //Advances in Literary Study. - 2014, № 2. -P. 134-139.

160. Head D. Ian McEwan/D. Head. - Manchester and New York: Manchester University Press, 2007. - 219 p.

161. Head D. The Cambridge Introduction to Modern British Fiction, 1950—2000 / D. Head. - New York: Cambridge University press, 2002. - 307 p.

162. Heffernan. J. A. W. Space and time in literature and the visual arts/J.A. Heffernan // Soundings: An Interdisciplinary Journal. -1987. - Vol. 70, No. 1/2. - P. 95-119.

163. Hidalgo P. Memory and Storytelling in Ian McEwan's Atonemen/ P. Hidalgo // Critique: Studies in Contemporary Fiction. - 2005. № 12. - P. 82-91.

164. Holtz W. Spatial form in modern literature: A reconsideration/W. Holtz // Critical Inquiry. - 1977. - Vol. 4, No. 2. - P. 271-283.

165. Horton E. Reassessing the Two-Culture Debate: Popular Science in Ian McEwan's The Child in Time and Enduring Love/ E. Horton //Journal of Literature and Science, 2014. - Vol. 7 No. 2. -P. 82-83.

166. Hutcheon L. A poetics of postmodernism//L.A. Hutcheon. - New York and London: Routledge, 1988. - 268 p.

167. Ian McEwan: Contemporary Critical Perspective/ed. Groes S. -2nd ed. London and New York: Bloomsbury, 2013. - 208 p.

168. James D. Contemporary British Fiction and the Artistry of Space: Style, landscape, Perception/ D. James. -London: Continuum, 2008. - 204 p.

169. Jensen M. H. The Effects of Conflict in the Novels of Ian McEwan[^eKTpoHHbrä ресурс]/ M. H. Jensen. URL: http://www ianmcewan.com > bib/articles/Jensen.pdf (дата обращения: 20.10.2011).

170. Kahane C. Bad Timing: The Problematics of Intimacy in On Chesil Beach [Электронный ресурс]/ C. Kahane. URL: http://www.psyartj ournal. com/article/show/kahane-

bad_timing_the_problematics_of_intimacy_ (дата обращения: 12.12.2013).

171. Kogan I. Some reflections on Ian Mcewan's Atonement : enactment, guilt, and reparation /I. Kogan//The Psychoanalytic Quarterly. - 2014. - Vol. LXXXIII, Number 1. -P. 49-70.

172. Kowalevski W. E. postcolonial melancholia in Ian Mcewan's "Saturday" /W.E. Kowalevski //Studies in the Novel. -2007. - Vol. 39, No. 4. - P. 465-480.

173. Lynn D. A Conversation with Ian McEwan / D. A Lynn // The Kenyon Review. New series. -2007. - Vol. 29, No. 3. P. 38-51.

174. M"uller-Wood A., Wood J. C. Bringing the past to heel: History, identity and violence in Ian McEwan's Black Dogs / A. M"uller-Wood, J. C. Wood // Literature and History. -2007. - 16(2). - P. 43-56.

175. Malcolm D. Understanding Ian McEwan/ D. Malcolm. -South Carolina: University of South Carolina press, 2002. - 216 p.

176. Manzoor Sh. Space and time in the context of postmodernism [Электронный ресурс]/ Sh. Manzoor. URL: http:// pu.edu.pk > faculty/cv/2010.pdf (дата обращения: 19.03.2011).

177. McEwan I. When I stop believing in fiction [Электронный ресур^/McEwan I. URL: http://www.newrepublic.com/article/112374/ian-mcewan-my-uneasy-relationship-fiction (дата обращения: 19.08.2014).

178. McEwan on his latest novel "Saturday"[Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=pGIIBlhiXIo (дата обращения: 12.12.2012).

179. McGrath P. Ian McEwan/ P. McGrath // BOMB. -1990. - No. 33. P. 14-16.

180. Meyerhoff H. Time in literature/ H. Meyerhoff. -Berkeley and Los Angeles: University of California press, 1968. - 160 p.

181. Michlova M. Ian McEwan's Status as a Postmodernist: Diploma thesis/M. Michlova. - Brno: Masaryk University, 2008. - 82 p.

182. Mitchell W.J.T. Spatial form in literature: toward a general theory/ W.J.T. Mitchell. //Critical inquiry, 1980. -Vol. 6 No. 3. -P. 539-567.

183. Muller H. Identity, Paradox, Difference: Conceptions of Time in the Literature of Modernity/ H. Muller. -1996. -Vol. 111, No. 3. -P. 523-532.

184. Nojoumian A.A. Time in Postmodernist Literature/ A.A. Nojoumian. URL:http://deirdar.blogfa.com/post-63.aspx (дата обращения 12.08.2014).

185. O'hara D. Briony's Being-For: Metafictional Narrative Ethics in Ian McEwan's Atonement/D. O'hara // Critique. -2011. - Vol 52 No 1. P. -74 -100.

186. Petrar P. Spatial narrativity and postmodern space [Электронный ресурс]/ P. Petrar. URL: narativity_petrar_2009.pdf (дата обращения: 06.08.2014).

187. Rabkin, E. S. Spatial Form and Plot/ E. S. Rabkin // Critical Inquiry, 1977. -№4. -Р. 253-270.

188. Ramin Z., Marandi S.M. Unravelling Identity in Ian McEwan's « Enduring Love »/ Z. Ramin, S.M. Marandi//Studies in literature and language. -2012. - Vol. 4 No. 1. -P. 78-85.

189. Roberts R. "A thing one does": A conversation with Ian McEwan/R. Roberts// Conversations with Ian McEwan/ ed. Roberts R. Jackson: University Press of Mississippi, 2010. - P. 188- 194.

190. Romero J. Rodriguez L. Through the eye of a postmodernist child: Ian McEwan's «homemade" miscellanea/ J. Romero, L. Rodriguez // A journal of English and American studies. -2011. № 44. -P. 107-119.

191. Ross M. L. On a Darkling Planet: Ian McEwan's "Saturday" and the Condition of England/ M. L. Ross //Twentieth Century Literature. -2008. - Vol. 54, No. 1. - . P. 75 -96.

192. Ryle M. Anosognosia, or the political unconscious: Limits of vision in Ian Mcewan's "Saturday"/ M. Ryle //Criticism. -2010. - Vol. 52, No. 1. - P. 25-40.

193. Sedaghat M. The Relationship between History and Ethics in Ian McEwan's Black Dogs / M. Sedaghat //Advances in Language and Literary Studies. -2014. - Vol. 5 No. 3. -P. 42- 47.

194. Sistani R.R., Hashim R.S. , Hamdan S. I. A Perpetual Search for the Idealized Lost Loved Object: An Object-relations Reading of Ian McEwan's Enduring Love/ R.R. Sistani, R.S. Hashim, S. I. Hamdan // Review of European Studies. -2014. - Vol. 6, No. 3. -P. 142-152.

195. Slay J. Vandalizing Time: Ian McEwan's The Child in Time [Электронный ресурс]/ J. Slay. URL: http://www.questia.com/googleScholar.qst?docId=94301349 (дата обращения: 15. 09.2008).

196. Smethurst P. Space, Time and Place in the postmodern novel: PhD dissertation/ P. Smethurst. -London: Birkbeck College, 1995. - 297 p.

197. Smethurst P. The postmodern chronotope: Reading space and time in contemporary fiction// P. Smethurst. - Amsterdam-Atlanta: Rodopi, 2000. - 335 p.

198. Spark D. Black dogs by Ian McEwan/D. Spark// Harvard review. -1993. - No. 3. -P. 208-209.

199. Tsuji Y. Keeping the History from Oblivion : Physicality and Repetition in Ian McEwan's Saturday [Электронный ресурс]/ Y. Tsuji. URL: http://www.gakuji.keio.ac.jp/hiyoshi/hou/fukusenkou/3946mc000002ddoh-att/a1399948238751.pdf (дата обращения: 25.03.2015).

200. Walkowitz R. L. Ian McEwan/ R. L. Walkowitz //A companion to the British and Irish novel 1945-2000/ed. Shaffer B.W. -Oxford: Blackwell publishing, 2005. -P. 504514.

201. Wells J. Shades of Austen in Ian McEwan's Atonement [Электронный ресурс] / J. Wells. URL: http://www.jasna.org/persuasions/printed/number30/wells.pdf. (дата обращения: 13.10.2014).

202. Wells L. The ethical otherworld: Ian McEwan's fiction/ J. Wells. // British Fiction Today /ed. Tew P., Mengham R. - London and New York: Continuum, 2006. -P.117 -127.

203. William S. Ian McEwan's climate-change comedy [Электронный ресурс]/ S. William. URL: www.ft.com/cms/s/2/db777db4-27e0-11df-9598-00144feabdc0.html (дата обращения: 4.06.2014).

204. Zadie Smith talks with Ian McEwan [Электронный ресурс]. URL: http://www.believermag.com/issues/200508/?read=interview_mcewan (дата обращения: 20.08.2014).

Справочная литература:

205. Ильин И.П. Постмодернизм: слов. терминов/И.П. Ильин. -М.: Интрада, 2001. - 304 с.

206. Ильин И.П., Цурганова Е. А. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энцикл. справ./И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. —Москва: Интрада—ИНИОН, 1999. - 319 с.

207. Лосев А.Ф. Пан/ А.Ф. Пан// Мифологическая энциклопедия/под ред. Мелетинского Е.М. -М.: «Советская Энциклопедия», 1991.

208. Постмодернизм: энцикл./ сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. - Минск: Книжный дом, 2001. -1040 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.