Художественно-эстетическая специфика звука в анимационном кино тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.03, кандидат искусствоведения Гвон Гюн Гжа

  • Гвон Гюн Гжа
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.03
  • Количество страниц 123
Гвон Гюн Гжа. Художественно-эстетическая специфика звука в анимационном кино: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.03 - Кино-, теле- и другие экранные искусства. Москва. 2005. 123 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Гвон Гюн Гжа

ВВЕДЕНИЕ.

1 глава. ЭВОЛЮЦИЯ КИНОЗВУКА.

§ 1. Виды кинозвука.

§ 2. Проблемы синхронности и асинхронности звука.

Параллелизм и контрапункт.

§ 3. Особенности звукового отбора.

§ 4. Речь и пластика в анимации.

Выводы к 1 главе.

2 глава. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА

В АНИМАЦИИ.

§ 1. Анимация и натурные съемки: сходства и различия.

§ 2. Виды и жанры анимации. Рождение звуковой анимации.

§ 3. Звуковые эффекты в анимации. Функции музыки.

§4. Многоканальные звуковые технологии в анимации.

Выводы ко 2 главе.

3 глава. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЗВУКА В АНИМАЦИОННЫХ ФИЛЬМАХ (на примере творчества Ю.Норпггейна).

§ 1. Пространственно-временные особенности звука в анимации

§ 2. Звук и образная символика.

§ 3. Звук и ритм движения.

§ 4. Звуковая драматургия анимационного фильма.

Выводы к 3 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественно-эстетическая специфика звука в анимационном кино»

Актуальность темы диссертации

Современная анимация обрела новое эстетическое качество, став полноправным феноменом авторского и жанрового кинематографа, полем творческих экспериментов. Анимация активно внедряется в игровое кино, рекламу. Трансформируется ее художественный язык, активно реализуются новые технические возможности. В этом контексте особую актуальность для кино-, теле- и других экранных искусств приобретает проблема звука в анимационном кино.

Звук в анимации играет повышенную роль, "оживляя" изобразительный ряд. Его художественно-эстетическая специфика - тема, почти не изученная не только в отечественной, но и в зарубежной науке об искусстве. Между тем звук, в том числе и сопряженный с новыми многоканальными звуковыми технологиями, является органической частью стилистики анимационного фильма, воздействует как на творческий процесс, так и на сознание и подсознание зрителей. Как в нашей стране, так и за рубежом накоплен большой фактический материал, связанный со звуком в анимационном кино. Этот пласт жизни современного кинематографа требует научного осмысления в контексте культуры, в том числе в интересах совершенствования самой художественной практики.

Цель работы - выявление и разработка проблем, связанных со звуком в анимации как художественно-эстетическим феноменом; анализ стилистики использования звука в отечественном и зарубежном анимационном кино, специфики его восприятия кинозрителем.

Задачи работы определяются ее целью и формулируются следующим образом:

1. Рассмотреть роль визуального (форма, цвет, фактура) и звукового (речь, музыка, шумы, звуковые эффекты) рядов в создании аудиовизуального кинообраза в анимационном кино.

2. Проанализировать проблемы параллелизма и контрапункта, синхронности и асинхронности звука в анимации.

3. Выявить и проследить особенности звукового отбора, раскрыть специфику речи и пластики в анимации.

4. Исследовать художественную выразительность звука в анимации.

5. Выявить и проанализировать сходства и различия между анимацией и кино с натурными съемками.

6. Проанализировать функции музыки и роль звуковых эффектов в анимации.

7. Исследовать стилистические особенности использования звука в анимационных фильмах на примере творчества Ю.Норштейна (пространственно-временные особенности звука в анимационных картинах; звук и образная символика; звук и ритм движения; звуковая драматургия анимационных фильмов).

Объектом исследования является звуковой дизайн отечественных и зарубежных анимационных фильмов, а также отдельные высказывания кинематографистов и теоретиков кино о роли звука в анимации.

Материалом исследования диссертации являются художественно-эстетические качества отечественных и зарубежных анимационных фильмов, сопряженные со звуковыми технологиями.

Теоретико-методологическая база исследования.

В силу того, что киноведение по своему предмету граничит с эстетикой, теорией культуры, искусствознанием, социологией искусства, психологией и другими смежными науками, пользуется их выводами и взаимодействует с ними, методологическую базу предлагаемого исследования составляет синтетический киноведческий подход, позволяющий увидеть исследуемый кинематографический объект во всей его многозначности.

Научная новизна работы.

Тематическая новизна диссертации обусловлена анализом нового фильмографического материала (звуковых анимационных картин). Концептуальная новизна исследования определяется его поисковым характером, оригинальным теоретико-методологическим подходом к анализу инновационных художественных проблем, сопряженных с использованием звука в анимации. Среди последних диссертантом выделяется вопрос о соотношении изображения и звука в анимационном кино как самостоятельных упорядоченных системах. В диссертации выявляются и анализируются типовые методы сочетания звука с изображением. Рассматриваются связанные со звуком процессы символизации и абстрагирования в анимации. Прослеживаются процессы внедрения анимации в игровое кино. Изучаются процессы визуализации звука в анимации. Выявляются особенности воздействия звука в анимации на сознание и подсознание кинозрителей. Намечаются подходы к созданию целостной авторской концепции места и роли звуковых технологий в современном анимационном кино.

Основные положения, выдвигаемые на защиту:

1. Художественно-эстетическая специфика звука в анимационном кино сопряжена с созданием у зрителей целостной картины мира, возникшего в результате творческих усилий художника и звукорежиссера, вовлеченности аудитории в кинематографическое действие.

2. Современные звуковые технологии становятся новым средством художественной выразительности в той мере, в какой способствуют расширению акустического и визуального пространства анимационного фильма, реализации творческого замысла художника.

3. Возрастание творческой роли звукорежиссера в кино обусловлено влиянием новых звуковых технологий на художественную сторону кинопроцесса и обратном воздействии искусства на технику.

4. Место, занимаемое анимацией в современной художественной культуре, обусловливает ее потенциальные возможности как средства массовой коммуникации.

Практическая значимость работы.

Данная работа может быть полезна как для теории, так и для практики современного кинематографа. Она отчасти заполняет лакуну, сопряженную с анализом роли звука в анимационном кино. Результаты исследования могут быть использованы при подготовки курсов лекций по звукорежиссуре и киноведению, для написания учебных пособий.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседании кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИК. Важнейшие положения нашли отражение в публикациях автора по теме диссертации.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, фильмографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Кино-, теле- и другие экранные искусства», Гвон Гюн Гжа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование художественно-эстетической специфики звука в анимации привело нас к выводу о том, что изображение и звук образуют в ней самостоятельные упорядоченные системы. Мастерство аниматора состоит в умении сопрягать их посредством таких способов сочетания звука и изображения, как синхронность и асинхронность, параллелизм и контрапункт.

В видовом отношении анимация делится на развлекательную и экспериментальную, короткометражную и полнометражную, конкретную и абстрактную. По структуре анимация подразделяется на визуальный и звуковой ряды. К первому относятся форма, цвет, фактура, ко второму -речь, музыка, шумы и звуковые эффекты. Шумы и звуковые эффекты можно условно разделить на три группы: естественные звуки, специально созданные звуки и музыкальные эффекты.

Как в художественно-эстетическом аспекте, так и в процессе производства наблюдаются существенные различия между анимацией и натурными съемками. В отличие от натурной съемки, анимация представляет собой пластическую пространственно-временную композицию, формирующую изображение с использованием иконографических знаков. Анимация в большей мере нацелена на передачу ирреального благодаря более широким, чем при натурной съемке, возможностям трансформации изображения. В анимации возможно полное соответствие звука движениям персонажей. Само движение нередко диктуется звуком, являясь его визуальным воплощением.

Анимация связана с процессами символизации и абстрагирования.

Важной ее особенностью является возможность искусственного создания движения. В анимации возможна более детальная и разнообразная, чем при натурной съемке, пространственно-временная режиссура, в частности, операции с покадровым изображением, составляющим исключительное свойство анимации. Такой микроскопический подход позволяет планировать и воплощать движение еще до съемки на камеру. Начало и завершение движения в анимации передается как непрерывность процесса его предвосхищения и завершения, что позволяет создавать передавать не только физические, но и психические движения, филигранно передать атмосферу, характеры и душевное состояние персонажа.

В анимации используются более разнообразные типы голосов, чем в игровом кино. В экспериментальных работах применяется голосовая стилистика, не встречающаяся в реальной жизни. В некоторых случаях в анимации голосу придается большее значение, чем изображению - он сильнее воздействует на зрителей, "оживляет" персонажи. Характер персонажа ассоциируется с его голосом. Поэтому аниматор должен уделять характеру голоса особое внимание, в том числе и при создании пластических образов.

Значительную роль играет в анимационном фильме киномузыка как общепонятный всемирный язык. Она может косвенно пояснять сюжет, рассказывать об исторических и социальных условиях, иллюстрировать внутренние чувства героев, линию судьбы и историю персонажа, еще не появлявшегося в кадре. Всеми этими свойствами анимации обусловлено ее все более активное внедрение в игровое, кино, рекламу. Место анимации в современной художественной культуре позволяет прийти к заключению о перспективах ее развития в качестве одного из средств массовой коммуникации.

Особый исследовательский интерес представляет художественно-эстетическая специфика поэтической анимации. Она нацелена на передачу воображаемого и фантастического, создание ирреального времени и пространства. Одним из наиболее репрезентативных примеров поэтической стилистики звукового решения в анимации является творчество Ю. Норштейна. В результате изучения данного художественно-эстетического феномена мы пришли к выводу о том, что поэтической анимации присуща особая ритмическая структура изображения, создаваемая внутрикадровым ритмом, формирующимся движением персонажей, предметов и камеры, и внешним ритмом, образующимся путем соединения кадров. Отличительной особенностью поэтической анимации является символическая структура звука, его метафоричность, метонимичность. Звуковая драматургия фильмов Ю. Норштейна включает в себя создание пространства кадра посредствам звука; монтаж звуковых противоположностей, контрастное использование звука; акустический наплыв; контрапункт звука и изображения; несинхронный звук (действие развивается в двух пространствах); звуковой гротеск; звуковой пейзаж (звучание различных эпох).

Разумеется, проблема, заявленная в названии диссертации, не исчерпывается ее содержанием. Линия сопоставительного анализа российского и зарубежного, в том числе корейского, анимационного кино в ней только намечена. Мы связываем с ней перспективы нашей дальнейшей работы. Теоретические выкладки мы намерены сочетать с материалами интервью, взятых у специалистов в области анимационного звука.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Гвон Гюн Гжа, 2005 год

1. Арнольда Э. Жизнь и сказки Уолта Диснея. - М.: Искусство, 1981.-211с.

2. Асенин С. Мир мультфильма. М.: Искусство, 1986. - 288с.

3. Асенин С. Уолт Дисней/Тайны рисованного киномира М.: Искусство, 1995-313с.

4. Бабиченко Д. Искусство Мультипликации. М.: Искусство, 1964. - 115с.

5. Базен А. Что такое кино? М.: Искусство, 1972. - 383с.

6. Балаш Б. Кино: становление и сущность нового искусства. М.: Прогресс, 1968.- 328с.

7. Бардин Г. Пространство сказки: живем как в сказке.//Искусство Кино, 1997/3. — С.71-72

8. Барг Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. - 616с.

9. Беркова Н. История анимационного искусства. Алма-Аты: Алматы, 2001.- 40с.

10. Вермонт А. Спички, пластилин и фантазия (о мультипликации Г.Бардина). М.: Советский экран, 1987/ 22. - 23с.

11. Венжер Н. Технология волшебства. Проблемы синтеза в художественной культуре. М.: Наука, 1985. - С.25-40

12. Волков А. Мультипликационный фильм. М.: Знание, 1974. - 40с.

13. Вольфганг А., Франк С. Техника звукоусиления. Теория и Практика. М.: ООО ПКФ Леруша, 2003. - 415с.

14. Выготский А. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. - 379с.

15. Гинзбург С. Очерки теории кино. М.: Искусство, 1974. - 264с.

16. Громов Е., Маньковская Н. Постмодернизм: теория и практика. М.: ВГИК, 2002.- 134с.

17. Делёз Ж. Кино 2. Образ - Время. /Пер. с франц. Б.Скуратова. - М.: Ад-Маргинем, 2001. - 622с.

18. Ефимова Н. Звук в эфире. М.: Аспект Пресс, 2005. - 141с.

19. Иванов-Вано М. Кадр за кадром.//Мультипликация обретает звук. М.: Искусство, 1980. -С.62-80

20. Иванов-Вано М. Кадр за кадром .//Рисованный Звук. М.: Искусство, 1980. -С.89-92

21. Казарян Р. Воображение фонограммы.// Close-up- М.:ВГИК,1999. С.130-133

22. Казарян Р. Эволюция форм киносинтеза.// Искусство Кино, 1987/7 С.107-123

23. Козюренко Ю. Основы звукорежиссуры в театре. М.: Искусство, 1975. - 248с.

24. Кракауэр 3. Природа фильма. М.: Искусство, 1974. - 423с.

25. Кривуля Н. Лабиринты анимации. М.: Издательский Дом Грааль, 2002. - 295с.

26. Кубелка П. Слух (звук) посредник движения .//Искусство кино No2, 2002.-С. 140-147

27. Лисса 3. Эстетика Киномузыки. М.: Музыка, 1970. - 495с.

28. Лондон К. Музыка фильма./ Пер. с нем. под ред. М.Черемухина. М.: Искусство, 1937. - 207с.

29. Лотман М. Репетиция оркестра в разваливающемся мире.//Киноведческие записки Nol5,1992. -С.145-148

30. Медынский С. Оператор. Пространство. Кадр. М.: Аспект пресс, 2004. - 187с.

31. Меерзон Б. Акустические основы звукорежиссуры. М.: Аспект пресс, 2004. -205с.

32. Меерзон Б. Оборудование студий. М.: «625», 1996. - 199с

33. Норштейн Ю. «Он внес иное понимание изображения.«//Киноведческие Записки No 7,2005. С.90-102

34. Норштейн Ю. Беседа с Т.Иенсен.// Искусство Кино No2,1985. С.81-98

35. Норштейн Ю. Заново отыскать простоту.//Искусство Кино No3,1997. 71с.

36. Норштейн Ю. Метафоры.// Искусство кино No 8,1994. С.92-104

37. Норштейн Ю. Снег на траве.//Искусство кино No 2,2003. С.132-144

38. Норштейн Ю. Снег на траве.//Искусство кино No 3,2003. С.109-125.

39. Норштейн Ю. Снег на траве.//Искусство кино No 7,2003. С.103-116

40. Норштейн Ю. Снег на траве.//Искусство кино No 8,2003. С.95-107

41. Норштейн Ю. Тайны анимации, или как делается «Шинель». М.: Close-up, 1999. -С.97-112

42. Норштейн Ю., Ярбусова Ф. Сказка Сказок. М.: Красная Площадь, 2005.- С.20-111

43. Норштейн Ю.Б., Ямпольский М.Б. За Видимой картинкой на экране М., Наука,1985. - С.149-155

44. Олешко В. Так рождается мультфильм. Минск: Полымя, 1992. - С.5-19

45. Олтман Р. Движущиеся губы: кино как чревовещание.// Киноведческие Записки No 15,1992.-С. 169-182

46. Пондопуло Г., Ростоцкая М. Новые искусства и современная культура. Фотография и кино. М.: ВГИК, 1997. - 232с.

47. Русинова Е. Звук рисует пространство.//Киноведческие Записки No70, 2005. -С.237-248

48. Танака Т. .Психологическое время в кинематографе Юрия Норпггейна.//Киноведческие Записки No 52,2001. С.235-245

49. Тарковский А. Начало. и пути. Запечатленное время- М.: Искусство,1991.- 204с.

50. Туровская М. 7 1/2 или фильмы Андрея Тарковского.- М.: Искусство, 1991. -254с.

51. Утилова Н. Монтаж. М.: Аспект пресс, 2004. - 147с.

52. Хитрук Ф. Самое детское искусство .//Искусство Кино No 7,1982. С.39-52

53. Хроника развития анимационных технологий .//Киноведческие Записки No 52-56,2001.-26с.

54. Эйзенштейн С. Избр. произв. вшеститомах, т. 2. М.: Искусство, 1964. - 564с.

55. Ямпольский М. Видимый Мир. М.: 1993. - 216с.

56. Ямпольский М. Мифология звучащего мира и кинематограф.// Киноведческие Записки Nol, 1988.-С. 80-109

57. Щ -frej. ШЩ-%: АФ «fl 2000,-р.203 73.7>1 гН5, 7>til Sg^o} ^^1981.рзз4 74. f.В °ИЧС1 # 2003 -р. 454aji Щ- ^l-g-A>,i998-p.296

58. Э.Ч— S.Q. *1^-ЗЫ:,2001-р.42878.^ °ИЧ13)10./?1 -9- 1998,-р.370

59. Alten, Stanley R. Audio in Media. California, Wards worth Publishing Company Belmont. Inc, 1994. - 670p.

60. Altman R. Sound Space. Sound Theory/ Sound Practice. New York: AFI readers, 1992.-320p.

61. Andersen Y. Make Your Own Animated Movies: Yellow Ball Workshop Film Techniques. Boston: Little Brown, 1970. -41Op.

62. Animation Journal. AJ Press, 2011 Kings boro Circle, Tustin, CA 92780-6733.

63. Bordwell, David; Thompson, Kristin. Art Film Mc Graw Hill Publishing Co. New York, 1980. - 480p.

64. Carles, Solomon. Toward a Definition of Animation. The art of Animation. Los Angeles: AFI, 1988. - 250p.

65. Charles B. Frater. Sound Recording for Motion Pictures. New York: Redgrave Publishing Co, 1984. - 326p.

66. Chuck, Jones. Chuck Amuck. The Life and Times of an Animated Cartoonist. New York: Farrar, Straus, Giroux, 1989. - 23 lp.

67. Finch C. The Art Of Walt Disney: From Mickey Mouse to the Magic Kingdoms. -New York: H.N.Abrams, 1973. 286p.

68. Geduld H. The Birth of the Talkies: From Edison to Jolson. Bloomington: Indiana University Press, 1975. - 352p.

69. Heath B. Animation in 12 Hard Lessons. New York: West Islip, Robert P. Heath Productions, 1972. - 324p.90. http://www.Chapman.edu/animation (Chapman University School of Film and TV in orange, CA)

70. John Harold, Whitaker. Timing for Animation. -Heinemann, Publishing Company, ISBN:0240517148,2002. 286p.

71. Jones Ch. Animation is a Naked Art-Top Cel, New York, 1967, Dec., p.2

72. Koening, David. Mouse Under Glass: Secrets of Disney Animation. Bona venture Press, 1997. -294p.

73. Laster, John. Principles Of Traditional Animation Applied to 3D Computer Animation. SIGGRAPH 87, Computer Graphics. Vol. 21, No. 4.1997,144p.

74. Madsen, Roy P. Animated Film: Concept, Methods, Uses. New York: Interland,1969. -230p.

75. Maltin, Leonard. Of Mice and Magic: A histoiy of American Animated Cartoons. -New York: New American Library/Plume, 1980. 359p.

76. Morrison, Mike. Becoming a Computer Animator. -New York, Sams, 1994. 272p.

77. O'Rourke, Michel. Principles of Three-Dimensional Computer Animation. W.W. Norton&Co,1995. - 229p.

78. Thrasher, Frederick, Okay for Sound: How the Screen Found Its Voice. New York: Duell, Sloan&Pearce, 1946. - p.303.

79. Whitaker, Harold and John Halas. Timing for Animation. London, New York: Focal Press, 1981.- 148p.

80. Аладдин (Aladdin), США, 1992. Режиссер: Рон Клемент /Ron Clements/, Джон Маскер /John Musker/. Сценарист: Терри Россио /Тепу Rossio/, Джон Маскер /John Musker/. Монтаж: X. Ли Питерсон / Н. Lee Peterson/. Композитор: Элан Менкен /Alen Menken/.

81. Баланс (Balance), Германия,1987. Режиссёр Кристоф и Вольфганг Лоенштейн /Christoph and Wolfgang Lauenstein/.

82. Банкет, СССР, 1986. Режиссер, сценарист: Г. Бардин. Художник-постановщик: Н. Титов. Оператор: С. Хлебников. Художники-мультипликаторы : И. Собинова Кассиль, С. Олифиренко, О. Панокина. Звукооператор: В. Кутузов.

83. Битва на Небесах (Batalla en el cielo /Battle in Heaven), Мексика, 2005. Режиссер, сценарист: Карлрос Рейгада /Carlos Reygadas/. Продюсеры: Philippe Bober, Susanne Manan. Оператор: Diego Martinez Vignatti.

84. БРЭК, СССР, 1985. Режиссер и сценарист: Г. Бардин. Художник-постановщик: И. Ленникова, Скульпто, М. Митлянский. Оператор: С. Хлебников. Звукооператор: В. Кутузов. Художники-мультипликаторы: И. Собинова-Кассиль, Н. Федосова, М. Письман, С. Косицын.

85. В морду Второму Интернационалу, СССР, 1924. Режиссёр, сценарист; художник: А. Бушкин.

86. Вани и Джунха /^Ч^ Ю.Корея, 2001. Режиссер: Ен-Гюн Ким /^ -%гт£/. Сценарист: Ен-Гюн Ким /^ -%гт£/. Оператор: Ги-Сык Неан /%

87. Продюсер: Сен-Ми Ли /61 -^1/. Композитор: Неан- Див Ким /^

88. Великая Битва Арахана/ ^Нг Ю.корея, 2003. Режиссер: Сын-аена ю /Ц- Сценаристе: Сын-аена ю /Щ- Ди-Ни Аын А8г

89. Щ/, Сын-Деан Ю /тг &Щ-/. Оператор: Зун- Гую Ли /61 1ГТ1/. Продюсер: Чун-Уеан Ли Композитор: Зеа-Гвон Нан /ф ^Ц'Й/.

90. Гарфилд (Garfield), США, 2004. Режиссер: Пит Хьюитг /Pete Hewitt/. Сценарий: Джоэл Коэн /Joel Cohen/, Алек Соколов /Alec Sokolow/. Продюсер:

91. Джон Дэвис /John Davis/. Оператор: Дин Канди /Dean Cundy/. Художник-постановщик: Александр Хэммонд /Alexander Hammond/. Композитор: Кристоф Бек /Christophe Beck/.

92. Германия Девять-Ноль /Одиночества (Allemagne neuf-zero /Solitudes), Франция-Швейцария-ФРГ, 1991. Режиссер: Жан-Люк Годар. Оператор: Кристоф Полок. Звукооператор: Пьер-Аленбесс. Монтаж: Жан-Люк Годар.

93. Зеркало. СССР, 1974. Режиссер: Андрей Тарковский. Сценарий: А.Мишарина, А.Тарковский. Оператор: Г.Рерберг. Художник: Н.Двигубскийю Композитор: Э.Артемьев. Звукооператор: СЛитвинов. Монтаж: Л.Фейгиновой.

94. Икар и Мудрецы, СССР, 1976. Режиссер, сценарист: Федор Хитурук. Художник-постановщики: Э.Назаров, В.Зуйков. Оператор: М.Друян. Звукооператор: В. Кутузов. Композитор: Ш.Каллош.

95. Как Авдотья стала грамотной. СССР, 1925. Режиссеры, сценаристы, художники-постановщики: Зенон Комиссаренко, Юрий Меркулов, Николай Ходатаев. Оператор: В. Левингтон.

96. Каникулы Бонифация. СССР, 1965. Режиссёр, сценарист: Федор Хитрук. Художник -постановщик: С.Алимов. Оператор: Б.Котов. Композитор: Моисей Вайберг.

97. Карлик нос. Россия, 2003. Режиссер-постановщик: Илья Максимов. Авторы сценария: А.Боярский. Художественный руководитель: К.Бронзит. Художник-постановщик: А.Аверьянова. Композитор: В.Васенков. Звукорежиссер: В.Голоунин.

98. Королева Сим Чхон Корея, 2005. Режиссёр: Нельсон Син /'Итг ^1/. Сценаристы: Жен-Ха Ким /^ ^ «К Жан-Неан Син /41 ЪЩ./, Ган-Ни Ю /тг Композитор: Дон-Наен Сеан /^Щг^г/. Монтаж: Нельсон Син /*Йтг

99. Король и Птица (ROI ЕТ L'OISEAU, LE), Франция,1980. Режиссёр: Поль Гримо. Сценарий: Поль Гримо, Жак Превер. Композитор: Войцек Килар.

100. Лило и Сгич (Lilo & Stitch), США, 2002. Режиссёр: Дин Деболис /Dean Debolis/, Крис Сэндерс /Chris Sanders/. Сценарист: Крис Сэндерс /Chris Sanders/.

101. Лиса и заяц. СССР, 1973. Режиссёр, сценарист: Юрий Норштейн. Художник-постановщик: ФЛрбусова. Оператор: Т.Бунимович. Композитор: М.Меерович.

102. Межпланетная Революция. СССР, 1925. Режиссеры, сценаристы, художники-постановщики: Зенон Комиссаренко, Юрий Меркулов, Николай Ходатаев. Оператор: ГКабалов.

103. Новые бремеиские. Россия, 2001. Режиссёр: Александр Горенко. Авторы сценария: В.Ливанов, Юрий Энтин. Композитор: ГТладков. Продюсер В. Досталь. Звукорежиссер записи музыки: В. Виноградов.

104. Ну, Погоди! СССР, 1969. Режиссер: Вячеслав Кетеночкии. Оператор: Е.Петрова. Сценарист: Ф. Камов, А. Куряндский, А.Хайт. Художники: С. Русаков.

105. Окно во двор (Rear Window), США,1954. Режиссер: Альфред Хичкок /Alfred Hitchcock/. Сценарист: Конелл Уличи /Cornell Woolrich/.Продюсер: Зеимс С. Кетц /James C.Katz/. Оператор: Роберт Верке /Robert Burks/. Монтаж: Жозии Томасини /George Tomasini/.

106. Органчик. СССР, 1933. Режиссер: Николай Ходатаев. Сценаристы: А. Гаямов, Н.Ходатаев. Художники: Н.Ходатаев, Д.Черкес, Г. Ечеистов. Оператор: Н. Еманов. Композитор:ГЛобачев. Звукооператоры: Б.Вольский, С. Ренский.

107. Орнамент Любящего Сердца (Ornament of the loving Heart, The), Германия, 1919. Режиссёр: Лотте Рейнигер /Lotte Reiniger/.

108. Пароходик Вили (Steamboat Willie), США, 1928. Режиссер: Уолт Дисней /Walt Disney/. Композитор: Карл Столинг /Carl Stalling/.

109. Певец Джаза (Jazz Singer), США, 1927. Режиссер: Алан Кросленд /Alan Crosland/.

110. Подводная Братва (Shark Tale), США, 2004. Режиссёр: Бибо Бержерон /Bibo Bergeron/, Викий Энсон /Vicky Enson/. Композитор: Missy 'Misdemeanor' Elliott.

111. Почта. СССР, 1929. Режиссер, художник: М.Цехановский. Сценарист: С.Маршак. Художник-мультипликатор: И. Дружинин. Оператор: К.Кириллов.

112. Приключения принца Ахмеда (Adventure of Prince Achmed, The), США, 1926. Режиссер: Лотта Райнигер.

113. Прямохождение. Россия-Нидерланды, 2005. Режиссер-постановщик, автор, сценарист, оператор-постановщик: Евгении Юфит. Продюсеры: Игорь Каленов, Сергей Сельянов.

114. Реактивная розовая пантера (Pink Panther, The), США, 1993. Режиссёр, сценарист: Джеф Холдер /Jeff Holder/.

115. Роботы (Robots), США, 2005. Режиссер: Карлос Сандаха /Carlos Saldanha/, Крис Ведж /Chris Wedge/.

116. Руки прочь от Китая. СССР, 1924. Режиссёры: З.Комиссаренко, КХМеркулов, Н.Ходатаев. Художники: Л.Блатова, З.Брумберг, И.Иванов-Ванова, З.Камиссаренко, Ю.Меркулов, О.Ходатаевы. Операторы: Г.Кабалов, В.Шульман.

117. Сеча при Керженце. СССР, 1971. Режиссёры: Иван Иванов Вано, Юрий Норштейн. Сценарист: И.Иванов- Ванно. Художник-постановщик: А.Тюрин, М.Соколова. Оператор: Б.Саруханов. Звукооператор: Б.Фильчиков.

118. Сказка Сказок. СССР, 1979. Режиссёр: Юрий Норштейн. Сценарист: Л.Петрушевская. Художник-постановщик: Ф.Ярбусова. Аниматор: Ю.Норштейн. Оператор: И.Скидан-Босин. Композитор: М.Меерович. Звукооператор: Б.Фильчиков.

119. Советские игрушки. СССР, 1924. Режиссер, сценарист: Дзига Вертов. Художники-мультипликаторы: А.Бушкин, А.Иванов. Оператары: А.Дорн.

120. Страна ФантазийМг} о.д>7], Ю.Корея, 2001. Режиссёр: Сунг-Ган Ли Н

121. Автор сценария: Сунг-Ган Ли /°1 ^ #/, Ми-э Се />Н П1 °Н/, Су-Джунг Канг ^г^/. Оператор: Гын-Оук Гвон /^ 5-^-/. Композитор: Бьег-Ву Ли Н Щ -f/. Продюсер: Сенг-Оеан Жо /2: ^Ф/.

122. Трио из Бельвилля /TRIPLETTES DE BELLEVILLE, LES, Франция -Бельгия Канада - Великобритания, 2003. Режиссер: Сильвен Шомэ. Художник-постановщик: Евгений Томов. Композитор: Бенуа Шарэ. Продюсеры: Вивиан Ванфлетерен, Реж Гезельбаш, Колин Роуз.

123. Убить Билла. Фильм 1./KILL BILL: VOL. 1, США, 2003. Режиссер, сценарист: Квентин Тарантино /Quentin Tarantino/. Продюсер: Лоренс Бендер /Lawrence Bender/. Оператор: Роберт Ричардсон /Robert Richardson/.

124. Утро Понедельника/LUNDI MATIN, Франция Италия, 2002. Режиссер, сценарист: Отар Иоселиани. Оператор: Вильям Любчанский. Продюсер: Мартин Мариньяк.

125. Фильм, Фильм, Фильм. СССР, 1968. Автор сценария: В.Голованов Ф.Хитрук. Режиссер-постановщик: Ф.Хитрук. Художник-постановщик: В.Зуйков. Композиторы: А.3ацепин, Е. Крылатое. Оператор: Б.Котов.

126. Ходячий замок (Hauru no ugoku shiro, JK7)fi < Япония, 2004. Режиссёр: Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki). Сценарий: Daiana Win Jonzu,

127. Hayao Miyazaki, Cindy Davis Hewitt. Продюсер: Ned Lott, Toshio Suzuki, Rick Dempsey. Композитор: Joe Hisaishi. Монтаж: Takeshi Seyama.

128. Цапля и Журавль. СССР, 1974. Режиссёр, аниматор: Юрий Норштейн. Сценаристы: Юрий Норштейн Роман Качанов. Художник-постановщик: ФЛрбусова. Оператор: А.Жуковский. Композитор: М.Меерович. Звукооператор: Б.Фильчиков.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.