Художественная культура региона: Генезис, особенности формирования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.02, кандидат философских наук Цекоева, Лариса Касполатовна
- Специальность ВАК РФ24.00.02
- Количество страниц 130
Оглавление диссертации кандидат философских наук Цекоева, Лариса Касполатовна
Введение
Раздел 1 .Истоки культуры региона
Раздел 2.Искусство североосетинского народа: виды, формы, жанры
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК
Становление и развитие изобразительного искусства Республики Северной Осетии - Алании в 1920 - 1990 гг.2008 год, кандидат искусствоведения Плиева, Маргарита Георгиевна
Аланы в историко-культурном и экономическом пространстве Кавказа в I-XV вв.2004 год, доктор исторических наук Дзарасов, Альберт Асахметович
Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII - начало XX вв.)2009 год, доктор исторических наук Блейх, Надежда Оскаровна
Эволюция верховной власти у алан в I - X вв.2002 год, кандидат исторических наук Кодзаев, Казбек Муратович
История формирования туристской деятельности в Северной Осетии: вторая половина XIX - начало XX вв.2009 год, кандидат исторических наук Возиянова, Ирина Станиславовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная культура региона: Генезис, особенности формирования»
Актуальность
Художественная культура как специфическая форма культуры народа, общества формируется, развивается в определенных исторических условиях под влиянием ряда объективных факторов. Будучи средством интеллектуально-эмоционального выражения образа жизни личности и нации, она выполняет множество социально-значимых функций, оказывает существенное влияние практически на все области жизни. Выявление особенностей художественной культуры одного из древнейших народов северного Кавказа - осетин, анализ её генезиса представляется актуальным в теоретическом и прикладном плане.
В условиях нестабильного общества возникают проблемы сохранения не только уникальных памятников художественной культуры, но и её инфраструктуры, её творцов и потребителей, актуализируется роль произведений искусства в укреплении жизнестойкости нации, исторической памяти людей. Изучение реальных процессов в Северной Осетии - Алании создает необходимые предпосылки для оптимизации управления ими, для поиска способов ослабления напряженности в этой сфере общественного развития.
Художественная культура Алании богата и неповторима, что обеспечено, в том числе тесными связями горцев с русским народом.
Ещё в далекие античные времена восточные славяне поддерживали добрососедские отношения со скифами, сарматами, аланами. В средние века Древняя Русь и осетинское царство Алания имели тесные политические, культурные и династические связи. В X веке Русь и Алания приняли христианство. Их военный союз обеспечил победу над Хазарским каганатом и успешную борьбу * с Золотой Ордой. Осетины на Кавказе, - говорил выдающийся осетинский просветитель и певец русско-осетинского братства Коста Хетагуров, - никогда не служили враждебным элементам для русских.1
После присоединения Осетии к России в 1774 году прогрессивную роль в развитии культуры региона сыграло взаимодействие с русской культурой, которое, однако, не лишило её национального своеобразия. Связи с Россией во многом способствовали тому, что первые осетинские просветители получили образование в России. Среди них поэт, художник, публицист Коста Хетагуров, а также целая плеяда писателей, ученых, общественных деятелей, таких как Цомак Гадиев, Арсен Коциев, Батырбек Туганов, Дзыбын Газданов, Идрис Шанаев, Георгий Цалогов, Харитон Уруймагов и другие. Их творчество раскрывает особенности и национальное своеобразие художественной культуры исследуемого региона, что, несомненно, актуально, но ещё не было предметом специального исследования.
Степень разработанности проблемы
Теоретическая разработка генезиса и функционирования художественной культуры, как составной части общечеловеческой культуры, ведется давно2, однако признать, что эта проблема получила теоретическую изученности, не представляется возможным.
Развитие науки о первобытной культуре привело к появлению известных исследований Э.Тайлора, Л. Леви-Брюль, Ю. Липперта, а также трудов отечественных ученых А.Окладникова, Б.Пиотровского, М.Косвена, А.Формозова, А. Рыбакова и других.
Развивая тезис о том, что искусство - феномен культуры, мы обратились к трудам Н.Конрада, Д.Лихачева, М. Храпченко и других.
1 См. Мецаев Э. Единство-наша путеводная звезда // Эко Кавказа. - 1994. - №2. - С.2.
2 Художественная культура в докапиталистических формациях. - Л., 1984; Художественная культура в капиталистическом обществе. - Л., 1986; Художественная культура и гуманитаризация образования. - Спб.,
1992; Художественная культура и народное творчество. - М., 1994; Художественная культура и просвещение России XX века. - Екатеринбург, 1995 и др.
Огромную помощь в разработке избранной проблемы сыграла концепция регионализации кулыуры, сформулированная доктором философских наук, профессором И.И. Горловой , в трудах которой содержится глубокий анализ теории и практики регионального непрерывного художественного образования, разработанной учеными Краснодарского государственного университета культуры и искусств4.
Культура Северного Кавказа накопила многочисленные исследования, включающие справочные систематические каталоги печатные сочинения о Кавказе, Закавказье и племенах эти края населяющих. Среди них труды
A.А.Иессена, А.П. Круглова, Е.И. Крупнова, В.А. Кузнецова, Е.П. Алексеевой,
B.Б. Виноградова, И.М. Чеченова, Т.М. Минаевой, В.Б.Ковалевской, Г.Е.Афанасьева и других.
Большой и содержательный материал имеется в литературе о происхождении алан, закрепившихся в Центральном Предкавказье и распространивших свое влияние на обитателей горного района. Они и, ассимилированные ими, группы горцев, сложились в осетинскую средневековую народность, которая сохранила некоторые культурные с традиции, восходящие к сармато-аланскому союзу, и иранскую речь реди этих ученых Ю.Клапрот, А.Шегрен, В.Миллер, М.Ковалевский, Ж.Дюмезиль, В.Абаев.
Благодаря археологическим раскопкам выявлена более активная, чем представлялось прежде, роль местного доаланского субстрата в процессе формирования алано-осетинской средневековой общности. Установлены более древние, имевшие место до передвижения алан к горам связи кавказских аборигенов с ирано-язычным скифо-сарматским миром степи. Вскрыты истоки автохтонной земледельческо-скотоводской культуры аборигенов Кавказа и
3 Горлова И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар, 1998.
4 Денисов Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты. - Краснодар, 1999; Туравец Н.Р. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: Методологитя, теория и практика. - Краснодар, 1998 и др. показан её относительно высокий уровень, достигнутый ими до соприкосновения с ирано-язычными кочевниками. Кроме того, следы участия алан в формировании средневековых этносов были вскрыты не только у сохранивших иранскую речь осетин, но и других народов Большого Кавказа.3
Уникальным можно назвать работу С. Броневского «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе»/Ч.1-2. М., 1823/, где на основе литературных и архивных источников дается первая развернутая характеристика общественного строя народов Кавказа, в том числе и осетин.
Среди ученых, в разное время занимавшихся изучением культуры Северной Осетии, следует назвать Рашида - ад-Дина, ал-Омари, В. Рубрук, П. Карпини, Г. Интериано, И.Барбаро, И.-Г. Гербер, И.-Г. Гюльденштедт, П.-С. Паллас, Я.Потоцкий, С.Броневкий, И.Дебу, О.Косвен, Г.Новицкий, И.Бларамберг, и др.6
Важную роль в исследовании культуры Средневековой Осетии сыграли труды М.С.Тотоева о народном образовании, русско-осетинских п взаимоотношениях и культурных связях, творчестве К.Хетагурова и другие В них ученый подчеркивал мысль о том, что каждый народ получает большое моральное удовлетворение, если у него есть собственные материальные и духовные и духовные ценности, сложившиеся в прошлом. Свою систему таких ценностей имеет осетинский народ, которая до сих пор не была предметом специального целостного изучения. Это и предопределило тему и логику данной диссертации. А у осетин таких ценностей очень много.
5 См. Крупное Е. Древняя история Северного Кавказа М. 1960; Виноградов В. Сарматы Северо-Восточного Кавказа. - Грозный. 1963; Кузнецов В. Аланские племена Северного Кавказа. -М., 1962 и др.
6 Библиотека иностранных писателей о России. Отд. 1.Т. 1,СПб., 1836; Записки русского Географического общества. Отдел этнографии.Т.2.СП6., 1869; Дебу И. О Кавказской линии и присоединенном к ней Черноморском войске; Кавказский этнографический сборник.Т. 1 .М., 1955.
7 Тотоев М.С. Очерк истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века. -Орджоникидзе, 1981; История русско-осетинских культурных связей . - Орджоникидзе. - 1977; Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Осетии. - Орджоникидзе. - 1962. и др.
Объект исследования - художественная культура народов Северной Осетии-Алании.
Предметом исследования стали истоки национального искусства региона, его виды и жанры, его бытование в современных условиях.
Цели и задачи исследования. Целью исследования явилось целостное исследование генезиса, формирования и развития художественной культуры региона, выявление особенностей художественного процесса, проявляющегося в разнообразных способах творчества
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- определить сущность и истоки художественной культуры осетинского народа, осмыслить их особенности;
- раскрыть специфику мифологии и традиционно-бытовой культуры осетин, их роль в формировании целостности культуры региона;
- выявить определяющие черты современной художественной культуры региона;
- проанализировать виды и жанры музыкального, театрального и танцевального искусства региона.
Методологической основой исследования стали основные положения деятельностной концепции культуры, принципы системно-исторического и сравнительного анализа, использование контент-анализа, экзистенционально-феноменологического метода, а также синтеза структурного и эволюционного подходов. Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных философов, культурологов, историков, искусствоведов, в том числе М.Кагана, Л.Когана, В.Флиера, Ахиезера, М.Бахтина, Э.Ильенкова, Е.Ильина, Э.Кассирера, В.Леви-Стросса, а также обширный эмпирический материал.
Основные научные результаты и теоретическая новизна исследования состоят в том, что диссертация представляет собой первое системное исследование художественной культуры осетин с точки зрения её генезиса, и актуальных проблем бытования. Художественная культура осетин представляет собой одну из локальных этнокультурных систем, сформировавшихся в результате длительного исторического процесса. Определенной научной новизной отличаются следующие основные выводы исследования: истоком художественной культуры Осетии является жизнедеятельность индоевропейского народа, сохранившего древнюю христианскую традицию. Нартский эпос зафиксировал культурные навыки и обычаи древних алан, их обряды, разнообразные явления в материальной и духовной культуре; раскрыта специфика мифологии и традиционно-бытовой культуры осетин, определена её роль в формировании целостности региона выявлены определяющие черты современной художественной культуры региона;
- дана характеристика художественной культуры республики Северная Осетия-Алания, её влияние на все уровни общественного сознания и бытия и показана её она социальная значимость;
- определено место художественной культуры, выступающей постоянной и необходимой характеристикой исследуемого региона, во взаимопересечение всех форм творческой деятельности людей;
- обозначена роль художественной культуры в комплексном восприятии видов и жанров национального и мирового искусства
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных положений и выводов в новых научных исследованиях, преподавательской работе, в разработке учебных курсов по проблемам мировой, отечественной и региональной художественной культуры. Одновременно материалы диссертации могут быть полезны практическим работникам в сфере управления процессами, происходящими в ду^рвной жизни региона. 9
Апробация результатов исследования. Выводы, сделанные в результате проведенного исследования, нашил отражение в выступлениях на научных и научно-практических конференциях «Региональные акспекты информационно-культурологической деятельности» /Краснодар, 1998/,»Культурно-досуговая деятельность в условиях национального самоопределения» /Владикавказ, 1998/,, в публикациях автора, а также в преподавательской работе:
Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств и рекомендована к защите.
Структура и объем диссертации определены её целью и задачами. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК
Традиционная идеология и мировые религии в средневековой Алании2011 год, кандидат исторических наук Фидаров, Рустем Фидарикоевич
Побочные дети феодалов Северного Кавказа2011 год, кандидат исторических наук Гагиев, Вилорд Таймуразович
История Осетии по армянским источникам V-XVIII вв.2004 год, доктор исторических наук Габриелян, Розалия Аршаковна
Общественно-политическая мысль народов Северного Кавказа: XIX век2003 год, доктор исторических наук Айларова, Светлана Ахсарбековна
Этнокультурные связи оседлых и кочевых народов Центрального Предкавказья во второй половине 1 тыс. до н.э.2006 год, доктор исторических наук Прокопенко, Юрий Анатольевич
Заключение диссертации по теме «Историческая культурология», Цекоева, Лариса Касполатовна
4. Результаты исследования позволили наметить наиболее перспективные пути познания сущности культуры исследуемого региона.
Научная новизна избранной проблемы определяется как совокупность поставленных задач и предлагаемые способы их решения. В диссертации получен ряд новых научных результатов:
1. осуществлен комплексный /морфологический, институциональный, содержательный/ анализ выбранного феномена, что позволило дополнить его понимание рядом новых смысловых оттенков;
2. установлены обстоятельства появления выбранного феномена в культуре;
3. обоснованы западные истоки возникновения;
4. выделены основные этапы развития;
5. прослежены и обобщены основные тенденции в развитии феномена.
Художественная культура образуется из постоянно обновляющегося художественно-творческого мышления, основывающегося тем не менее, на вечных истинах. Каковы же законы художественной культуры? Ведь по законам развития художественной культуры устанавливаются определенные закономерности, архетипы, варианты развития искусства.
Уровень развития художественной культуры определяет интенсивный, углубленный, творческий труд отдельных личностей, а также творческим потенциалом самого общества.
Духовная активность требует следующих условий: созревшего понимания необходимости и неизбежности такого труда, органичноустойчивых, постоянно возобновляемых навыков, наличие конкретного социального механизма осуществления этих условий.93
Духовный мир общества влияет на все уровни общественного сознания. Какова духовность общества, таковы и результаты, нравственные устои и т.д.
93 См. Е Шевляков Художественная культура, образование, общество // Научная мысль Кавказа. 1996. 47.
- №3.
С.
Заключение
Рассматривая эволюцию художественной культуры региона, как результат взаимодействия различных культур, мы делаем вывод, что способность к синтезу позволяет ей охватить огромное количество жанров и форм искусства, образовать тенденции к цельности восприятия и представления огромного и разнообразного художественного мира отдельной личностью и обществом в целом.
Система художественной культуры региона, её меняющаяся в процессе развития структура определяются накоплением новой художественной информацией и отражают её.
В процессе эволюции художественной культуры усложняется её содержание в результате целеустремленности эволюционных процессов, происходящих в обществе. Выявляются тенденции некоторого стихийного развития отдельных видов художественного творчества.
Подводя итоги проводимого исследования, можно сделать некоторые выводы.
1. Коренные народы Северного Кавказа представляют собой единую систему этнических групп. Несмотря на мозаичность национальных культур Северного Кавказа, между ними существует множество соответствий и взаимствований.
2. Осетинской художественной культуре свойственны следующие черты: персистентность, т.е. некоторая застылость, чем динамичность, традиционализм.
3. Художественная культура исследуемого региона представляет собой конкретную структуру культурогенетических процессов, которые состоят из форм, социальных и этнических систем, имеют стадиальные морфологические черты, а также уровни, на которых эти черты формируются.
3. Художественная культура региона характеризуется определенной динамикой её формирования, видами детерминирующих факторов и характером их воздействия, этапами формирования новых явлений и способов их интеграции в действующие культурные системы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Цекоева, Лариса Касполатовна, 2000 год
1. Общенаучная литература:
2. Алексеев В. В поисках предков. Антропология и история. М., 1972. - 212 с.
3. Алексеев В., Першиц А. История первобытного общества. М1990. - 343с.
4. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. М1988. - 237 с.
5. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997,- 456с.
6. Антология культурологической мысли. Сост. С. Мамонтов. РОУ., 1996. - 352 с.
7. Арутюнов С. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1986 - 343 с.
8. Баллер Э. Социальный прогресс и культурное наследие. М., 1987. - 132 с.
9. Велик А. Культурология. Антропологические основы теории культуры: Учеб. пос. -М., 1998. 132 с.
10. Бродянский Д. Человек. Культура. Общество: От рождения до порога цивилизации. -Владивосток, 1995. 192 с.
11. Бромлей Ю. Очерки теории этноса. М., 1983.
12. Возрождение культуры России: Диалог культур и межнациональные отношения. -СПб., 1996. 128 с.
13. Вернадский Г. Древняя Русь. М., 1996. - 290 с.
14. Выготский Л. Психология искусства. М., 1987. - 341 с.
15. Гегель Г. Философия истории: Пер. с нем. СПб., 1993. - 479с.
16. Генезис понятия «культура» в европейской философии ХУП-ХУШ вв.: Очерки сравнительной культурологии. Вып. 1. -М., 1993. С.77-106.
17. Геродот История в девяти томах. Киев, 1993. - 575 с.
18. Гнедич П. Всемирная история искусств: С древнейших времен. М., 1997. - 345 с.
19. Грушко Е. Энциклопедия славянской мифологии. Назрань, 1996. -206с.
20. Гумилев Л. От Руси к России: Очерки этнической истории. М., 1996. - 292 с.
21. Гуревич П. Философия культуры. М., 1994 - 299 с.
22. Давыдов В. Культура природа - традиция: Традиции в истории культуры. - М., 1978.
23. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. М., 1846. - 167 с.
24. Динамика культуры: теоретико-методологический аспекты. М., 1989. - 101с.
25. Зись А. Искусство и эстетика: Традиционные категории и современные проблемы. -М., 1975. -447 с.
26. Злобин Н. Генезис культуры в социальных формах, предшествующих капиталистическому производству: Культура и общественный прогресс. М., 1980. - С. 5979.
27. Зотов А. Русское искусство: С древнейших времен до начала XX века / Ред. Л. Тарасов М., 1971. - 376 с.
28. Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры: Из наследия русского философа: Пер. с нем. М., 1996. - №4
29. Информационно-понятийный словарь по курсу «Цивилизация и культура»: Упф. пос. / Под ред. Н.Г. Багдасарова М., 1992. - 48 с.
30. Искусство в системе культуры. Л., 1987. - 215 с.
31. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. -М., 1983. 141 с.
32. Каган М . Историческая типология художественной культуры. Самара, 1996. - 245с.
33. Каган М. Философия культуры. СПб., 1996. - 324с.
34. Каган М. Системный подход и гуманитарное знание. М., 1991.
35. Клестов И. Методологические проблемы обществознания или о культурном пространстве существования наций // Национальная проблема: Философско-психолого-экономические подходы: Удмурт, гос. ин-т человека. Ижевск, 1997. - С. 41-49.
36. Ключевский В. Методология русской истории: Лекция IV: Соч. в 9-ти т. Т.1. М., 1989. С. 23-45.
37. Князев Е. Родная старина: слова, термины, обряды. М., 1996. - 395 с.
38. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. - Т.1. - 354 с.
39. Козловский В. Культурный смысл: генезис и функции. Киев, 1990. - 126 с.
40. Кондаков И. Введение в историю русской культуры: Теоретический очерк. М., 1993.-377 с.
41. Конрад Н. Запад и Восток. М., 1972. - 343 с.
42. Косвен М. Очерки истории первобытной культуры М., 1957. - 347 с.
43. Косова Л. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования. -М., 1994. 121 с.
44. Кребер А. Стиль и цивилизация: Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997. - С. 225-270.
45. Культурология XX в.: Антология: Аксиология или фил. Исследования природы ценностей: Сб. ст. М., ИНИОН. - 1996. - 144 с.
46. Культурология XX века: Дайджест. Проблемно-тематический сборник. 4.1 / Отв. ред. и сост. Е.М. Лазарева. М., РАН, 1997. - 169 с.
47. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. С. 182.
48. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
49. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1995. - 383 с.
50. Лихачев Д Русское государство от древности до авангарда. М., 1993.
51. Лихачев Д. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. - №8.
52. Лосев А. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
53. Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. - 965 с.
54. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров. Человек-семисфера-история. М., 1966. - 523с.
55. Лотман Ю. К теории этногенеза: этногенез древнерусской народности // Петербурский археологический вестник. СПб., 1993. - №6.
56. Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения: Пер. В. Николаева: Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. -СПб., 1997.-С. 371-384.
57. Маркарян Э. О генезисе человеческой деятельности и культуре. М., 1983. - С. 80-84.
58. Межуев В. Культура и история М., 1977. - 270 с.
59. Методологические аспекты исследования антропогенеза: АН УССР ин-т философии. Киев, 1990. - 224 с.
60. Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры: Сб. науч. тр. М., 1988.-303 с.
61. Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994,- 391с.
62. Общество и культура: проблемы множественности культур,- М., 1988. Ч. II.
63. Очерки сравнительной культурологии. Исторические основания взаимодействия культур. Ростов-н/Д, 1993. - Вып. 1. - 212 с.
64. Петров М. Язык, знак, культура. М., 1991. - 328 с.
65. Пивоев В. Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991. - 121 с.
66. Популярная художественная энциклопедия: Гл. ред. В. Полевой. М., 1986. - 567 с.
67. Поспелов Ю. Исторические типы культуры: Культура первобытного общества М., ГАУ, 1996. - 48 с.
68. Проблемы методологии системного исследования: Сб. ст. М., 1970. - 124 с.
69. Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. М., 1990. - 190с.
70. Путилов Б. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. - 168с.
71. Розин В. Новая концепция происхождения человека и сознания // Соц. полит, журнал, 1993. №5-6. - С. 16-24.
72. Россия и Европа в Х1Х-ХХ веках: Проблема взаимовосприятия народов, социумов, культур. М., 1996. - 343 с.
73. Русин М. Фольклор: традиции и современность. Киев, 1991. - 345 с.
74. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. - 499 с.
75. Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. тр.: в 2-х ч.: Сост. А.Н. Иванов. -М., 1993. Вып. 2. - 4.1. - 172с.
76. Стиль и традиция в развитии культуры: Сб. науч. тр. М., 1989. - 172 с.
77. Тайлор Э Первобытная культура: Пер. с анг. М., 1989. - 498с.
78. Тойнби А. Дж. Постижение истории. СПб., - М., 1992. - 456 с.
79. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сб.: Пер. с англ. М., СПб., 1995. - 478 с.
80. Толстой Н. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. -412 с.
81. Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. - 267 с.
82. Фейблман Д. Типы культуры: Антология исследований культуры. Т.1. СПб., 1997. -С. 203-224.
83. Философские концепции мифа в XX столетии. Моск. гос. ун-т культуры. М., 1995. -230 с.
84. Флиер А. Культурогенез. М., 1995. 120 с.
85. Фокс-Бабушкин Ю. Художественная культура: проблемы изучения и управления. -М., 1986. 190 с.
86. Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры: Сб. науч. тр. Л., 1990.-231 с.
87. Фрезер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1983; Фольклор в Ветхом завете. М., 1985 . - 346с.
88. Цукерман В. Народная культура. Свердловск, 1982. - 178 с.
89. Чавчавадзе Н. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. - 308 с.
90. Чистов К. Народные традиции и фольклор. М., 1986,- 289 с.
91. Чучин-Русов А. Историко-культурный континиум: пространство и время: Философские исследования. 1997. - №2.91 . Шостаков В. Мифология XX века. М., 1988. - 265 с.
92. Этническая культура: динамика основных элементов. М., 1984. - 389 с.
93. Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры: АН СССР, ин-т этн. -М., 1987.- 560 с.
94. Юдин В. Человек. История. Память. — М., 1990. — 255 с.
95. Юнг К. О современных мифах М., 1994. - 234 с.
96. Язык и философия культуры. М., 1985. - 290 с.1. Специальная литература:
97. Абаев В. Осетинская героическая песня. В кн. Осетинские народные песни. М., 1964.
98. Абдулатипов Р. Кавказская цивилизация: самобытность и целостностью // Научные мысли Кавказа. 1995. - №1. - С. 55 - 58.
99. Абдушелишвили М. Антропологический генезис коренного населения Кавказа: Человек: эволюция и внутривидовая дифференциация. М., 1972. - С. 23-35.
100. Абрамова М. Ранние аланы Северного Кавказа /Ш-У вв. н. э./: РАН, ин-т археологии. М., 1997. - 165 с.
101. Аланы: история и культура: Сб. Сев. Осет. ун-т гум. иссл. / Ред. В.Х. Тменов - Владикавказ, 1995. - 439 с.
102. Алексеев В. Происхождение народов Кавказа. М., 1974. - 197с.
103. Алексеева Е. Вопросы взаимосвязей народов Северного Кавказа с русскими в Х-ХУ вв. в отечественной историографической науке. Черкесск, 1992. - 133 с.
104. Анфимов Н. Древние поселения Прикубанья. Краснодар, 1953. - 77 с.
105. Анфимов Н. Курганы рассказывают. Краснодар, 1978. - 96 с.
106. Археологический словарь: У. Брей, Д. Грамп: Пер. с англ. М., 1990. - 498 с.
107. Бентковский И. Заселение предгорий главного Кавказского хребта: Кубанский сборник. Екатеринодар, 1883. Т. 1. - С. 1-86.
108. Берлизов Н. О хронологии и толковании подкурганных катакомб сарматского времени в степном Прикубанье и Ставрополье. Скифия и Боспор: Матер, конф. -Новочеркасск, 1993.
109. Берлизов Н. Сарматы на Великом шелковом пути: Античная цивилизация и варварский мир. Новочеркасск, 1992. - Ч. II. - С. 30-38.
110. Берлизов Н., Каминская И., Каминский в. Сарматские памятники восточного Закубанья. Хронология и хронография: Историко-археологический альманах. Армавир, 1995. -Вып. 1. - С. 120-130.
111. Бзаров Р. Рассказы по истории Северной Осетии. Орджоникидзе. - 1990. - 96с.
112. Блаватский В. Искусство Северного Причерноморья. М., 1947,- 234 с.
113. Виноградов Б. К характеристике кобанского варианта в скифо-сибирском зверином стиле: Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976. -С. 147-152.
114. Виноградов В. Средняя Кубань, земляки и соседи: формирование традиционного состава населения: Книга историко-культурных регионоведческих очерков. -Армавир, 1995. 150с.
115. Газарян С.В мире музыкальных инструментов. М., 1989. - 192 с.
116. Галаев Б. Осетинская народная музыка. В кн. Осетинские народные песни. -М., 1964.-с. 7-20.
117. Горлова И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар, 1998. - 320 с.
118. Вопросы северокавказской истории. Армавир, 1997. - Вып. П -109 с.
119. Гадло А. Этническая история Северного Кавказа. Х-ХШ вв. Л., 1994. - 145 с.
120. Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа: Сб. науч. тр. ЧИИИСФ, 1988. 168 с.
121. Денисов Н.Г. Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. Часть 1. Концепция. Краснодар, 1997.
122. Денисов Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты. Краснодар, 1999. 260 с.
123. Древние культуры Кавказа и Причерноморских степей: Ред. кол. М., 1987.104 с.
124. Древние культуры Прикубанья: По материалам археологических работ в зонах мелиорации Краснодарского края. Л., 1991. - 206 с.
125. Древние культуры Северо-Восточного Кавказа: Сб. тр. Махачкала, 1985.189 с.
126. Иессен А. Прикубанский очаг металлургии и металлообработки в конце медно-бронзового века // МИА. 1951. Вып. 23.
127. История горских и кочевых народов Северного Кавказа. Ставрополь, 1975.138 с.
128. Кавказ и Средняя Азия в средневековье: история и культура. М., 1981. - 370 с.
129. Кавказский этнографический сборник: АН СССР; ин-т этнографии: Отв. ред. К. Горданов. М., 1976. - Вып. VI - 304 с.
130. Козенкова В. Кобанская культура Кавказа: генетические корни и условия формирования /третья четверть П тыс. до н. э.: Историко-археологический альманах. -Армавир. 1995. - С. 48 - 52.
131. Кокойти Т. Коста и музыка. // «Растзинад». Орджоникидзе, 1965.
132. Краснов М. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913.-102 с.
133. Крупное Е. Древняя история Северного Кавказа. М., 1906. - 298 с.
134. Лях В. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. Краснодар, 1997.-454 с.
135. Мавродин Р. Киевская Русь и кочевники. Л., 1983. - 265 с.
136. Магометов А. Из прошлого народной культуры осетин. Орджоникидзе, 1968.- 12 с.
137. Македонов Л. В городах Кубанского края: Быт и хозяйство жителей нагорной полосы Кубанской области. Воронеж, 1908. - 39 с.
138. Марковин В. Современные проблемы изучения этнической истории Северного Кавказа // Российская археология. 1994а. - №1.
139. Марковин В. Дольмены Западного Кавказа М., 1978. - 327 с.
140. Марченко И. Новые исследования по древней истории Кубани: Новейшие исследования по истории Кубани. Краснодар, 1992. - С. 99-107.
141. Марченко И. Проблемы этнической истории сиракского союза в Прикубанье: Проблемы археологии и этнографии Северного Кавказа. Краснодар, 1988. - С. 68-83.
142. Мерперт Н. О генезисе салтовской культуры // КСИИМК. 1951. XXXV.
143. Мунчаев Р. Кавказ на заре бронзового века. М., 1975. 230 с.
144. Проблема археологии и этнографии Северного Кавказа: Сб. науч.тр. -Краснодар, 1988.-298 с.
145. Резепкин А. Курган 31 могильника. Клады. Проблема генезиса и хронологии майкопской культуры: Древние культуры Прикубанья. Л., 1991. - С. 41-56.
146. Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М., 1969. - 349 с.
147. Сухарников А. Дудар Хаханов Орджоникидзе. - 1983. - 63 с.
148. Хамицева Т. Осетинские народные исторические песни. Автореферат /АН СССР,СОНИИ/. М., 1968
149. Ханаху Р. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени: социально философский анализ. - Майкоп: Зихи, 1997 - 196 с.
150. Хозяйство и материальная культура народов Кавказа в XIX XX вв. - М., 1971.-256 с.
151. Шарафундинова Э. Новые данные о памятниках эпохи поздней бронзы и начала раннего железа на Кубани: Древние культуры Прикубанья. Л., 1991.
152. Шелов Д. Северное Причерноморье 2000 лет тому назад. М., 1975 - 152с.
153. Энциклопедический словарь по истории Кубани: / Авт. идеи, сост., науч. ред. Б. Трехбратов. Краснодар, 1997 - 557 с.
154. Энциклопедия обрядов и обычаев: Сост. Л. Брудная СПб., 1996. - 552с.
155. Энциклопедический словарь в 3-х т. Т. 1. М., 1953. - 719 с.
156. Этнические и культурно бытовые процессы на Кавказе. - М., 1978,- 280с.
157. См. Миллер В. Осетинские этюды. Ч.З., М., 1887
158. Кулаковский Ю.А. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899
159. Ванеев З.Н. Средневековая Алания. Сталинир, 1959
160. Гаглойти Ю.С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Орджоникидзе, 1967
161. Минаева Т. К истории алан верхнего Прикубанья по арзеологическим данным. Ставрополь, 1971.
162. Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа. М., 1962
163. Кузнецов В.А. Аланская культура Центрального Кавказа и её локальные варианты в У-У1П веках. МАДИСО, 1975, - Т. 3.
164. О чем рассказывают археологические памятники Северной Осетии. Орджоникидзе, 1968
165. Абрамова М П. Катакомбные погребения IV-V веков н.э. из Северной Осетии. //СА, 1975, №1
166. Хамицаева Т. Историко-песенный фольклор осетин. В кн.:Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. Грозный,1988. С. 99-103.
167. Северный Кавказ в древности и в средние века. М., 1980. 272 с.
168. Кушева Е. Народы Северного Кавказа и их связис Россией. М., 1963. 370 с.
169. Археолого-этнографические исследования Северного Кавказа. Краснодар, 1984. 193 с.
170. Алексеева Е. Этнические связи сарматов и ранних алан с местным населением Северо-Западного Кавказа. Черкесск, 1976.
171. КозенковаВ. Кобанская культура. Зап. вариант//САИ.М., 1989. Вып.2.
172. Огородников Ю. Художественная культура человека. М., 1990
173. Огородников Ю. Особенности воздействия искусства на человека. М., 1992.
174. Каган М. Морфология искусства. Л., 1972
175. Шевляков Авитаминоз культуры // Научная мысль Кавказа, 1995, №2-3.
176. Хозтев Б.Р. Национальная культурология в системе высшего образования Северной Осетии. Там же ,1996,№3,с.51
177. Эпос осетинского народа. М., 1957
178. Сказания о нартах. Осетинский эпос. М., 1978
179. Калоев В. Осетины /Историко-этнографическое исследование/.М., 1971
180. Смирнов К. Савромы. М., 1964.
181. Гуриев Т. Антропонимия осетинского нартовского эпоса. Учебное пособие. Орджоникидзе, 1971
182. Кузнецов В. Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа. Орджоникидзе, 1980.
183. Кузнецов В. Очерки истории алан. Орджоникидзе, 1982
184. Виноградов В. Страницы истории Средней Кубани. Армавир, 1993.
185. Берлизов Н. Сарматы на Великом Шелковом пути // Античные цивилизации и варварский мир. Орджоникидзе, 1983. 150 с.
186. Магометов А. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968
187. Калоев Б. Осетины. М., 1971.
188. Уарзиати В. Культура осетин: связи с народами Кавказа. Орджоникизде, 1990.
189. ЮО.Уарзиати В. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995.
190. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1979
191. Культурное строительство в Северной Осетии /1941-1977/ Сб док. Орджоникидзе. -1980.
192. Композиторы российской Федерации. В.З. - М., 1983
193. Музыкальная культура автономных республик РСФСР. М., 1957
194. История музыки народов СССР. Ч.1,М., 1966
195. Иноземцева Г. Народный танец. М., 1971. - 48 с.
196. Королева Э. Ранние формы танца. Кишинев. 1977. = 215 с.
197. Степанова Л. Танцы народов СССР. М., 1971. - 128 с.
198. Туганов М. Осетинские народные тванцы. Сталинир. - 1957. - 47 с.
199. Фомин А. Понятие «танец» и его структура. В кн.: Народный танец: проблемы изучения. Санкт-Петербург. 1991. - С. 60-67.
200. Ядых П. Его величество оркестр: 50 лет государственному симфоническому оркестру республики Северная Осетия-Алания. -Владкавказ:1995. -207 с.
201. Авторефераты диссертационных исследований:
202. Абрамова М.П. Центральное Предкавказье в сарматское время. /III в. до н. э. IX в. новой эры/: Автореф. дисс. д-ра ист. наук. М., 1989.
203. Анфимов Н.А. Основные этапы развития меото-сарматских племен Прикубанья: По материалам грунтовых могильников/: Автореф. дисс. канд. ист. наук. 1954.
204. Батчаев В.М. Элементы кобанской культуры в средневековой материальной культуре Северного Кавказа: Автореф. дис. М., 1973.
205. Воеводина Л.Н. Миф в контексте культуры: Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1995.
206. Деопик В.Б. / Ковалевская / Стеклянные, каменные и металлические украшения IV -IX вв. Северного Кавказа как исторический источник: Автореф. канд. дис. М., 1961.
207. Ждановский А. История племен Среднего Прикубанья во Пв. до н. э. Ш в. н. э. /По материалам курганных погребений/: Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1985.
208. Заседателева Л.Б. Восточные славяне на Северном Кавказе в середине XVI начале XX века: Динамика этнокультурных процессов: Дис. . д-ра ист. наук в форме науч. докл. -М., 1996.
209. Кашапова Л. Содержание, формы и методы использования нацональной музыкальной культуры в общеобразовательной школе: Дис. канд. пед.наук:Уфа, 1996. -186 с.130
210. Кулешова Г.П. Роль этнокультуры в развитии наций и межнациональных отношений: Автореф. дисс. канд. социол. Наук. Саранск, 1995.
211. Мирошникова Е.А. Регион как уникальный национально-культурный комплекс /особенности и условия развития/: Автореф. дис. канд. истор. аук. -М., 1996
212. Переводчикова Е.В. Прикубанский вариант скифского звериного стиля: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1980.
213. Приходько C.B. Народная художественная культура как фактор духовного возрождения общества: Автреф. дис. канд. философ, наук. М., 1997.
214. Н.Пяткова H.JI. Пространство в первобытной культуре: Автореф. дисс. канд. культурологии. Челябинск, 1997.
215. Ранние аланы Северного Кавказа / по материалам катакомбных погребений II в. до н. э. Ш в. н. э. / Автореферат канд. дисс., ЛГУ, 1990.
216. Рычков H.A. Этническая характеристика населения ямной культуры Северного Причерноморья: Автореф. дис. канд. ист. наук. Киев, 1972.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.