Христианские меньшинства российской диаспоры Северо-Восточного Китая (1896–1945) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Родионова Ксения Игоревна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 222
Оглавление диссертации кандидат наук Родионова Ксения Игоревна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХРИСТИАНСКИЕ МЕНЬШИНСТВА ПОЛОСЫ ОТЧУЖДЕНИЯ КВЖД (1896-1920)
1.1. Религиозная мозаика «русского Китая»
1.2. Римско-католическая церковь в Харбине и на других станциях КВЖД
1.3. Религиозная жизнь протестантов в полосе отчуждения КВЖД
ГЛАВА 2. ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ В ОСОБОМ РАЙОНЕ ВОСТОЧНЫХ ПРОВИНЦИЙ КИТАЯ (1921-1931)
2.1. Положение российской эмиграции на территории Северо-Восточного Китая
2.2. Римско-католические приходы Харбина
2.3. Протестантизм в ОРВП
ГЛАВА 3. ХРИСТИАНСКИЕ КОНФЕССИИ В МАНЬЧЖОУ -ГО (1932-1945)
3.1. Религиозная жизнь российских эмигрантов в марионеточном государстве
3.2. Римско-католические общины в «японский» период Маньчжурии
3.3. Протестантские конфессии Северо-Восточного Китая
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Христианские меньшинства российской диаспоры Северо-Восточного Китая (1896-1945)2021 год, кандидат наук Родионова Ксения Игоревна
Повседневная жизнь русского населения Харбина конец XIX - 50-е гг. XX вв.2007 год, кандидат исторических наук Капран, Инесса Константиновна
Деятельность администрации Китайской Восточной железной дороги в 1917 - 1920 гг.: социально-экономические, политические и правовые аспекты2003 год, кандидат исторических наук Олейников, Игорь Валерьевич
КВЖД и российская эмиграция в Китае: международные и политические аспекты истории: Первая половина XX в.2005 год, доктор исторических наук Аблова, Надежда Евгеньевна
Реформирование системы народного просвещения на юге Дальнего Востока в 1917 - 1929 гг.2011 год, кандидат исторических наук Пай, Светлана Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Христианские меньшинства российской диаспоры Северо-Восточного Китая (1896–1945)»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Государственно-конфессиональные отношения оказывают большое влияние на культуру и жизнь российского общества в течение всей его истории. В то же время вопросы, связанные с правами и положением миноритарных конфессиональных групп, остро стоят во всем мире. И сто лет назад, и в современности миграционные потоки влияют на общественно-политическое развитие, на изменение всей совокупности национальных и конфессиональных отношений. Поэтому опыт религиозной политики нескольких государств (Российской империи, Китайской Республики и Маньчжоу-Го) в отношении российского населения может помочь избежать повторения прежних ошибок.
Фактор памяти о прошлом, исторический контекст могут оказать значительное воздействие на современные процессы государственно -конфессиональных отношений. Начавшееся в постсоветский период выстраивание Российской Федерацией новой национальной и религиозной политики продолжается и в наши дни. Таким образом, исторический опыт выработки и реализации разными государствами стратегии работы с религиозными организациями представляет интерес для научного осмысления и формирования научно-обоснованной политики.
Актуальность и востребованность диссертационной работы подтверждается вхождением в программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на период 2021-2030 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3684-р, направлений «История русского зарубежья» и «История религий и церкви в Российской Федерации».
Тема диссертационной работы посвящена истории эмиграции как части отечественной истории и российского наследия за рубежом.
Степень изученности проблемы. Историография проблемы представлена исследованиями отечественных и зарубежных авторов. Изучение истории христианских меньшинств российской диаспоры Северо-Восточного Китая в
России ведется с конца XX в., когда вышли работы А.А. Хисамутдинова, Е.Н. Чернолуцкой, М.Б. Сердюк и М.И. Ефимовой, в которых впервые рассматривалась религиозная жизнь в полосе отчуждения КВЖД.
Среди преобладающих тем российской историографии - история Русской православной церкви (далее - РПЦ) и Русской православной старообрядческой церкви - конфессий, преобладающих среди большинства российского населения Северо-Восточного Китая, тогда как деятельность христианских меньшинств российского населения полосы отчуждения КВЖД недостаточно изучена.
Тема диссертационного исследования находится на стыке двух научных направлений: истории эмиграции и истории религиозной жизни Дальнего Востока России. Поэтому историография вопроса представлена тремя группами исследований: 1) труды, посвященные истории христианских конфессий на Дальнем Востоке России; 2) работы по истории КВЖД и восточной ветви русской эмиграции; 3) публикации по истории собственно христианских меньшинств в «русском Китае».
Долгое время католические и протестантские конфессии российской диаспоры Харбина не являлись предметом исследований, так как: во-первых, само изучение русской эмиграции, свободное от идеологических рамок, началось лишь с 1990-х гг.; во-вторых, ученые уделяли внимание преимущественно истории РПЦ, которая доминировала в эмигрантской среде Маньчжурии.
Однако в советский период вышло несколько работ по истории христианских меньшинств Дальнего Востока России. В них были упомянуты и протестантские церкви на территории Маньчжурии, имевшие тесные связи и свои конфессиональные центры в городах Российской империи - это труды дальневосточных историков Н.М. Балалаевой1 и А.Г. Евтушевского2.
1 Балалаева Н.М. История религиозного сектантства на Дальнем Востоке СССР (1859-1936): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - М., 1971. - 36 с.; Она же. Упадок религиозного сектантства на Дальнем Востоке в условиях строительства и победы социализма // Вопросы истории Дальнего Востока. - Хабаровск, 1972. - С. 218-239; Она же. Из истории борьбы с контрреволюционной деятельностью баптистских организаций на Дальнем Востоке в первые годы советской власти // Из истории советского Дальнего Востока. - Хабаровск, 1963. - С. 96-112; Она же. Появление
Исследователи стояли на позиции атеистической критики религии. При этом их научные работы содержат первые фактические материалы о жизни протестантских религиозных организаций в полосе отчуждения КВЖД.
Начиная с конца 1990-х гг., благодаря политическим изменениям, ученые смогли рассмотреть историю религиозных объединений с различных позиций. Вследствие открытия многих ранее недоступных исследователям архивных фондов изучение религиозных общин российской диаспоры Северо-Восточного Китая удалось углубить благодаря вводу в оборот новых источников.
Одним из первых о поликонфессиональности Харбина как центра полосы отчуждения КВЖД написал В.Ф. Печерица, обратив внимание на сложные отношения между РПЦ и различными протестантскими конфессиями3. В его совместной работе с О.И. Кочубей показана роль Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи (далее - БРЭМ) как органа контроля над религиозными организациями эмигрантов4.
Наибольший вклад в разработку темы сделал известный историк эмиграции А.А. Хисамутдинов, впервые представивший краткую, но обобщающую историю всех харбинских церквей. Он показал жизнь протестантских общин: баптистов, евангельских христиан, лютеран, методистов, пятидесятников. Ввел в научный оборот новые данные из фондов Государственного архива Хабаровского края (ГАХК) и многочисленных конфессиональных источников5.
баптизма в Приамурье // Ученые записки Хабаровского государственного педагогического института. - Хабаровск, 1969. - Т. 21. - С. 18-28.
2 Евтушевский А.Г. Идеологическая интервенция США на советском Дальнем Востоке и борьба с ней (1917-1922 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Владивосток, 1980. - 186 с.
3 Печерица В.Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. - 276 с.
4 Кочубей О.И., Печерица В.Ф. Исход и возвращение. Русская эмиграция в Китае в 20-40-е годы. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. - 250 с.
5 Хисамутдинов А.А. По странам рассеяния: моногр.: в 2 ч. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000. - Ч. 1. Русские в Китае. - С. 304-305; Он же. Российская эмиграция в Китае: Опыт энциклопедии. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. - С. 13, 78, 110, 121, 125, 126, 135, 140-141,143, 228, 292, 302, 303, 316; Он же. Следующая остановка - Китай: из истории русской эмиграции. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - С. 216-222; Он же. Русская дорога к харбинскому храму // Русский Харбин: опыт жизнестроительства в условиях дальневосточного фронтира. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2015. - С. 73-98.
Историк дальневосточных религиозных организаций М.Б. Сердюк ввела в научный оборот архивные документы из фондов ГАХК, Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного исторического архива (РГИА), а также мемуары участников событий6. Кроме того, исследователь выделила историю христианских меньшинств российской диаспоры Северо-Восточного Китая в самостоятельный объект, определил необходимость изучения этой темы, отметив, что: «Вместе с тем часть дальневосточных религиозных организаций не попала в сферу интересов научного сообщества. Прежде всего, это относится к протестантским деноминациям, лидирующим в настоящее время в конфессиональной структуре Дальневосточного федерального округа»7. Исследователем составлен первый тематический обзор работ о религиозной жизни российских диаспор в Маньчжурии, разделенный по направлениям8.
Публикации М.Б. Сердюк в соавторстве посвящены истории протестантских церквей Приморского края и Дальнего Востока России9. Ею подготовлены статьи, вошедшие в справочное издание по религиозным организациям Дальнего Востока10. Совместно с С.М. Дударенок опубликована
6 Сердюк М.Б. Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858-1917 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Владивосток, 1998. - 22 с.; Она же. Особенности религиозной жизни россиян в Маньчжурии // Россияне в Азиатско-Тихоокеанском регионе на рубеже веков: Материалы первой междунар. науч.-практич. конф. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1998. - Кн. 2. - С. 147151; Она же. История религии на Дальнем Востоке в исследованиях и библиографии: моногр. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. - 324 с.; Она же. Адвентисты седьмого дня на российском Дальнем Востоке. Первые годы // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: сб. ст. - М.: Российское объединение исследователей религии. - 2006. -Вып. 3. - С. 345-352; Она же. Русские католики на Дальнем Востоке // Россия - Восток - Запад: Проблемы межкультурной коммуникации: сб. науч. ст. на основе докладов 4-й междунар. науч. конф., посвящ. Году русского языка в Китае и 110-летию образования ДВГУ. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. - С. 355-359.
7 Сердюк М.Б. История религии на Дальнем Востоке в исследованиях и библиографии: моногр. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. - С. 63-64.
8 Там же. - С. 216-228.
9 Сердюк М.Б., Сагитова И.О, Барсегова И.А. К истории лютеранской церкви на Дальнем Востоке (2-я половина XIX - 90-е гг. ХХ в.) // Многонациональное Приморье: история и современность. - Владивосток: Изд-во ДВГМА, 1999. - С. 52-56.
10 Дударенок С.М., Поправко Е.А., Сердюк М.Б., Владимиров Д.А., Федирко О.П., Поспелова А.И., Воложенинова Н.Ю. Религиозные организации Дальневосточного федерального округа: словарь-справочник. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. - 580 с.
монография «История протестантских церквей Приморского края (Х1Х-ХХ вв.)», в которой показано функционирование части христианских конфессий Маньчжурии в неразрывной связи с историей религиозных организаций Дальнего Востока России11.
Исследования С.М. Дударенок затрагивают историю русских протестантских общин в Харбине в годы Гражданской войны12. Она впервые ввела в научный оборот ряд новых документов из Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ) и Государственного архива Приморского края (ГАПК), рассмотрела столицу КВЖД как один из центров
13
дальневосточного протестантизма13.
В последнее десятилетие существенный вклад в развитие темы был сделан Н.В. Потаповой, проанализировавшей и дополнившей сформированные знания конфессиональной периодикой евангельских христиан и баптистов14.
11 Дударенок С.М., Сердюк М.Б. История протестантских церквей Приморского края (Х1Х-ХХ вв.): моногр. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2014. - 593 с.
12 Дударенок С.М. Баптисты и евангельские христиане российского Дальнего Востока в годы Гражданской войны и военной интервенции // Гражданская война и иностранная интервенция на российском Дальнем Востоке: уроки истории: прогр. и тез. докладов и научных сообщений Второй междунар. науч. конф. Владивосток, 25-27 октября 2012 г. - Владивосток: Издательский дом Дальневост. федерал. ун-та, 2012. - С. 126-130; Она же. Церковь адвентистов седьмого дня Дальнего Востока России в годы Гражданской войны и иностранной интервенции // Гражданская война и интервенция на Дальнем Востоке России: причины, особенности, участники: междунар. науч. конф.: сб. материалов. - Владивосток: Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, 2018. - С. 167-171.
13 Дударенок С.М. Досоветский Харбин как центр дальневосточного адвентизма // Владивосток
- точка возвращения: прошлое и настоящее русской эмиграции: междунар. науч. конф. Владивосток, 6-8 октября 2014 г.: прогр. и тез. - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2014.
- С. 55-57; Она же. Харбин как один из центров дальневосточного послереволюционного протестантизма // Владивосток - точка возвращения: прошлое и настоящее русской эмиграции: Вторая междунар. науч. конф. Владивосток, 12-14 октября 2016 г.: прогр. и тез. - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2016. - С. 109-111.
14 Потапова Н.В. Иностранные миссионеры в России в 1917-1922 гг. (на примере Дальнего Востока) // Гражданская война и иностранная интервенция на российском Дальнем Востоке: уроки истории: прогр. и тез. докладов и научных сообщений Второй междунар. науч. конф. Владивосток, 25-27 октября 2012 г. - Владивосток: Издательский дом Дальневост. федерал. унта, 2012. - С. 280-283; Она же. Эмиграция российских евангельских верующих в Китай в 192030-е годы // Владивосток - точка возвращения: прошлое и настоящее русской эмиграции: междунар. науч. конф.: прогр. и тез. Владивосток, 6-8 октября 2014 г. - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2014. - С. 143-144; Она же. «Китайские» страницы истории российского евангельско-баптистского движения (начало 1920-х гг.) // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: сборник статей / Российское объединение
Исследователь рассмотрела период с 1917 по 1922 гг. - время активизации баптистской миссии на Дальнем Востоке России15. Также Н.В. Потапова обратила внимание на организационные проблемы деятельности евангельских христиан и баптистов на Северо-Востоке Китая.
Вопросы религии также освещались в работах по истории национальных общин Маньчжурии. Е.Н. Чернолуцкая рассмотрела роль конфессиональных групп в формировании и сохранении национальной идентичности эмигрантского сообщества16, затронула историю лютеранской общины Харбина17. Н.А. Василенко, изучая население полосы отчуждения КВЖД, привела его численный и конфессиональный состав18.
исследователей религии. - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2015. - Вып. 11. - С. 178191; Она же. Эмиграция российских евангельских верующих в Китай в 1920-30-е годы // Владивосток - точка возвращения: прошлое и настоящее русской эмиграции: материалы междунар. науч. конф. Владивосток, 6-8 октября 2014 г. - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2015. - С. 322-338; Она же. К вопросу о религиозной эмиграции из СССР в Китай на рубеже 1920-1930-х гг. // Россия и Китай: История и перспективы сотрудничества: материалы VI междунар. науч.-практич. конф. - Благовещенск, 2016. - С. 212-222; Она же. Баптистская община в Харбине в 1920-1922 гг. (по материалам конфессиональной прессы) // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы VII междунар. науч.-практич. конф. - Благовещенск: Благовещенский гос. пед. ун-т, 2017. - С. 245-248; Она же. Руководители дальневосточного баптизма в эмиграции: харбинская история // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы VIII междунар. науч.-практич. конф. Благовещенск -Хэйхэ, Тяньцзинь, Пекин, 20-28 мая 2019 г. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2019. - Вып. 9. - Ч. 2. - С. 145-150.
15 Потапова Н.В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917-1922 гг. (на материалах Дальнего Востока): моногр.: в 2 т. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. - Т. 1. - 400 с.
16 Чернолуцкая Е.Н. Роль конфессиональных общин в складывании российских этнических колоний в Харбине // Дальний Восток России - Северо-Восток Китая: исторический опыт взаимодействия и перспективы сотрудничества: Материалы междунар. науч.-практич. конф. -Хабаровск, 1998. - С. 82-84; Она же. Конфессиональные общины как фактор сохранения этнической идентичности россиян в Харбине // Вопросы истории Китайско-Восточной железной дороги и города Харбина (120-летие строительства): сб. науч. тр. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2018. - С. 159-168.
17 Чернолуцкая Е.Н. Страницы истории лютеранской общины в Харбине // Россияне в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сотрудничество на рубеже веков: Материалы второй междунар. науч.-практич. конф. - Владивосток, 2001. - С. 60-62.
18 Василенко Н.А. Население полосы отчуждения КВЖД: опыт межнациональных контактов (1897-1917 гг.) // Годы, Люди, Судьбы. История российской эмиграции в Китае: материалы конф. - М., 1998. - С. 14-16.
И.В. Потапова, исследуя историю образования в Маньчжурии, упоминает о деятельности некоторых католических и протестантских учебных заведений19, фрагменты биографии пастора методистской общины рассмотрел В.А. Пушкарев20.
Заметный вклад в изучение проблемы внесли конфессиональные авторы, исследования которых имеют ряд особенностей:
1. авторы являются членами церкви (верующими или священнослужителями);
2. изучается история только той конфессии, к которой относит себя составитель;
3. конфессиональные историки имеют возможность работать с внутренними источниками церкви, доступ к которым не всегда есть у профессиональных ученых;
4. не все авторы знакомы с основными принципами научной работы, в связи с чем в некоторых трудах имеются существенные недостатки (к примеру, отсутствуют ссылки на источники).
Первые работы конфессиональных исследователей по истории христианских меньшинств российской диаспоры Северо-Восточного Китая появились практически одновременно с трудами профессиональных историков. Одним из авторов, изучавших католическую церковь в Харбине, была М.И. Ефимова - архивист Католического прихода Пресвятой Богородицы (г. Владивосток). Она ввела в научный оборот ряд источников из РГИА, а также
19 Потапова И.В. Церковь и русская школа в Маньчжурии в 20-40-е гг. XX в. // Актуальные проблемы исследования истории КВЖД и российской эмиграции в Китае. - Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2008. - С. 129-135; Она же. Ян Андреевич Дризуль и его мужская гимназия в Харбине // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 9. - С. 165-168; Она же. Русская школа в Маньчжурии. 1898-1945 годы: моногр. - Хабаровск: Частная коллекция, 2010. - 186 с. - URL: http://www.dvbook.ru/istorich_knigi_potapova.htm (дата обращения: 19.11.2017).
20 Пушкарев В.А. Гуровы: судьба отца и сына в контексте XX века // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы V Международн. науч. конференции. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2015. - Вып. 5. - С. 74-77; Он же. «Родственные связи утрачены»: сводная биография казачьей семьи Гуровых // Проблемы Дальнего Востока. - 2015. - № 6. - С. 142-147.
впервые представила польские источники - статьи из журнала «Tygodnik Polski» и мемуары К. Гроховского21.
Дальнейшее развитие тема получила в работах В.Е. Колупаева -священнослужителя Римско-католической церкви (далее - РКЦ). Он посвятил ряд работ персоналиям католического клира, ввел в научный оборот источники из библиотек Папского Восточного института и русского Успенского монастыря в Риме22.
Многочисленные факты о жизни католических деятелей «русского Китая» содержит монография греко-католического священника С.В. Голованова. Несмотря на то, что раздел, посвященный миссии в Китае, представлен только общим историческим очерком, в нем содержатся новые данные о биографиях
23
священнослужителей церкви23.
История протестантских общин отразилась в работах таких конфессиональных авторов, как Е.А. Мурыгина24 и И. Шнайдер25 (баптизм), А.А. Опарин26 (адвентизм). Жизнь нескольких течений евангельских христиан
21 Ефимова М.И. Польские католики в Харбине (1897-1933 гг.) // Россияне в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сотрудничество на рубеже веков: Материалы первой междунар. науч.-практич. конф. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. - С. 179-186; Ефимова М.И., Сапелкин А.А. Исторические личности польской колонии Харбина (1896-1932 гг.) // Россияне в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сотрудничество на рубеже веков: Материалы второй междунар. науч.-практич. конф. - Владивосток, 2001. - С. 79-82; Она же. Вера сквозь века. История римско-католической церкви Дальнего Востока России. - Владивосток, 2007. - 244 с.
22 Колупаев В.Е. Отстаивая свою самобытность // Восточная коллекция. - 2008. - № 1 (32). - С. 123-128; Он же. Русские католики в Харбине (20-30-е гг. XX века) // Проблемы Дальнего Востока. - 2012. - № 2. - С. 167-175; Он же. Русское церковное присутствие в Китае: Экзархат католиков византийского обряда в Харбине (1928-1949): моногр. - Саарбрюккен: Sanktum, 2013. - 132 с.; Он же. Католическая миссия в Китае: Епархия католиков византийского обряда в 1928-1949 гг. - URL: http://zarubezhje.narod.ru/texts/frrostislav2.htm (дата обращения: 10.11.2017).
23 Голованов С.В. Русское католическое дело. Римско-католическая церковь и русская эмиграция в 1917-1991 гг. - Омск: Амфора, 2015. - 464 с.
24 Мурыгина Е.А. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Хабаровск, 2008. - 27 с.
25 Шнайдер И. Странник Христов. Алексей Петрович Петров (1885-1961). - Steinhagen: Samenkom, 2014. - 80 с.
26 Опарин А.А. Памяти Теофила Бабиенко // Адвентистский вестник. - 2011. - № 1. - С. 12-13; Он же. Семья пастора Ф. Ф. Бабиенко: Второе пришествие Христа и Молитвенная неделя 1921
рассматривал в своих трудах диакон церкви Евангельских христиан-баптистов (далее - ЕХБ) А.А. Дементьев27. Особенностью публикаций авторов является воссоздание биографий служителей церкви.
Таким образом, история христианских меньшинств в российской диаспоре Северо-Восточного Китая сложилась в качестве тематического направления как светской (научной), так и конфессиональной отечественной историографии. Исследователями введен в научный оборот значительный объем исторических источников, представлены различные сферы жизни христианских меньшинств Маньчжурии (образование, печатное дело, религиозная жизнь, персоналии деятелей церквей).
В зарубежной историографии христианских меньшинств СевероВосточного Китая широко представлены труды польских исследователей. Это обусловлено, тем, что польская историография темы стала складываться намного раньше российской.
Первый этап польской историографии (1970-1990-е гг.). Для него характерно представление богатого фактического материала, использование мемуарных источников и периодической литературы. Историю католической церкви в Харбине как отдельный объект исследований выделил польский священнослужитель Е. Мисюрек, его заслугой является введение в оборот нового фактического материала о жизни церкви в 1901-1925 гг28. Изучение проблемы продолжил М. Кабановски29, проанализировавший процесс строительства польских костелов в Харбине, деятельность священнослужителей в Маньчжурии.
года // Чудесная птица - Молитва: журнал. - 2015. - С. 4-7; Опарш О.А., Юнак Д.О. Жовта рка: моногр. - Харьков: Факт, 2008. - 167 с. - Укр.
27 Дементьев А.А. Авен-Езер: Евангельское движение в Приморье 1898-1990 годы. -Владивосток: Русский Остров, 2011. - 272 с.; Он же. Этапы развития евангельского движения в русскоязычной диаспоре Китая в начале и середине XX века // Традиция подготовки служителей в братстве евангельских христиан-баптистов. История и перспективы: сб. ст. - М.: РС ЕХБ, 2013. - С. 15-24.
28 Misiurek J. Z dziejow duszpasterstwa polonijnego w Harbinie (1901-1925) // Studia polonijne. -Lublin, 1976. - T. 1. - S. 189-198. - Польск.
29 Cabanowski M. Tajemnice Mandzurii: polacy w Harbinie. - Warszawa, 1993. - 152 s. - Польск.
Второй этап польской историографии (конец 1990 - начало 2000-х гг.). Для него характерно расширение тематики исследований. В этот период появились публикации: Э. Колодзея, посвященные поиску источников об истории польского присутствия в России и Маньчжурии в архивах Республики Польша30, и Р. Джвонковски, выполненная в рамках биографического исследования, в которой помимо биографий католических священников в СССР указано несколько персоналий деятелей Римско-католической церкви в Харбине31.
Третий этап польскоязычных исследований (с 2010 г. по наши дни). В это время работы можно разделить на два направления: 1) история польской диаспоры в Маньчжурии, где деятельность католических миссий рассматривается как часть культурной и религиозной жизни колонии; 2) собственно история РКЦ в Северо-Восточном Китае (трудов из этой группы значительно меньше, чем работ из первой).
В первую группу вошли публикации К. Юнг-Деога32, автор ввел в научный оборот новые фактические данные, подкрепив исследование статьями из польской периодики и мемуарами современников событий. Новые конфессиональные источники по теме ввели Я. Кил и К. Грачик33.
Богатые иллюстративные источники из фондов библиотек и архивов Республики Польша: Поморской библиотеки им. Станислава Стажича в Щецине, Архива новых документов (г. Варшава), Национального цифрового архива в Варшаве, Музея независимости (г. Варшава), Варшавского государственного архива и Архива общества Христа в Познани), - были представлены в работе
30 Kolodziej Е. do dziej6w Polak6w w Cesarstwie Rosyjskim, Zwi^zku Radzieckim i Mandzurii w XIX i XX wieku przechowywane w ро^ЫЛ archiwach panstwowych // Niepodleglosc i рат^с. - 1998. - №. 5/2 (11). - S. 161-178. - Польск.
31 Dzwonkowski R. Losy duchowienstwa katolickiego w ZSSR 1917-1939. Martyrologium. - Lublin, 1998. - 664 s. - Польск.
32 Yong-Deog К. Ко1оша polska w Mandzurii 1897-1949. - Krak6w, 2001. - 117 s. - Польск.; Он же. Zycie kulturalne Polak6w w Mandzurii w latach 1897-1947 // Postscriptum polonistyczne. - 2010. - № 2 (6). - S. 117-142. - Польск.
33 КП J., Graczyk К. Kolonia polska w Mandzurii : analiza historycznoprawna // Z dziej6w prawa. -2013. - №. 6. - S. 105-126. - Польск.
«Поляки в Маньчжурии (1897-1949)»34. Книга является совместным трудом руководителей и сотрудников перечисленных архивов.
Новую проблему в изучении темы обозначила М. Костуч35, рассмотрев влияние католических деятелей на польское образование в Харбине. Рядом материалов из Архива новых документов (ЛЛК) и Архиепископского архива в Гнезно (ЛЛС) историю РКЦ в Северо-Восточном Китае дополнил М. Борисевич36.
За последние годы интерес к истории католиков в рамках изучения польской жизни в Маньчжурии не уменьшился. С 2018 г. одним из ведущих специалистов по данной теме является А. Гиза37. Он рассматривает церковь как неотъемлемую часть жизни поляков. Важным вкладом автора стало обобщение трудов предыдущих исследователей и дополнение их документами из государственных архивов Польской Республики.
Вторая группа современных исследований включает работы, посвященные деятельности католических миссий в Маньчжурии. В них РКЦ рассматривается не только как епархия латинского обряда, большую часть которой составляло польское население станций КВЖД, но и как разнообразие католических миссий Северо-Восточного Китая. Их основой являлись ордена - монашеские общины, объединенные уставом, структурой, особенностями богослужения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Индустрия развлечений русского Харбина первой половины ХХ в. (на примере «Модерна»)2023 год, кандидат наук Бай Сюэ
Русская система образования в Маньчжурии. 1898-1945 годы2006 год, кандидат исторических наук Потапова, Ирина Владимировна
Проблемы адаптации и сохранения национальной идентичности российской эмиграции в Китае: Начало 1920-середина 1940-х гг.2004 год, кандидат исторических наук Ревякина, Татьяна Владимировна
Полиэтничное население северо-восточного Китая: межкультурные взаимодействия в историческом контексте (XVII – начало XX в.)2024 год, кандидат наук Ли Линь
Русская библиотечная и библиографическая деятельность в Харбине, 1897 - 1935 гг.1999 год, кандидат педагогических наук Киселева, Галина Борисовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Родионова Ксения Игоревна, 2022 год
- 36 с.
179. Евтушевский, А. Г. Идеологическая интервенция США на советском Дальнем Востоке и борьба с ней (1917-1922 гг.) : специальность 07.00.02 «История СССР» : дис. ... канд. ист. наук / Евтушевский Анатолий Григорьевич. -Владивосток, 1980. - 186 с.
180. Капран, И. К. Повседневная жизнь русского населения Харбина : конец XIX - 50-е гг. XX вв. : специальность 07.00.02 «Отечественная история» : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Капран Инесса Константиновна ; Дальневосточный государственный университет. - Владивосток, 2007. - 26 с.
181. Мурыгина, Е. А. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв. : специальность 07.00.02 «Отечественная история» : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Мурыгина Елена Анатольевна; Благовещенский государственный педагогический университет. - Хабаровск, 2008. - 27 с.
182. Недзелюк, Т. Г. Конфессиональное сообщество католиков Сибири : влияние мировоззрения по повседневную жизнь (1830 - 1917 гг.) : специальность 07.00.02 «Отечественная история» : дис. ... докт. ист. наук / Недзелюк Татьяна Геннадьевна ; Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. - Новосибирск, 2015. - 304 с.
183. Сердюк, М. Б. Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858-1917 гг.) : специальность 07.00.02 «Отечественная история» : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Сердюк Мария Борисовна ; Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук. -Владивосток, 1998. - 22 с.
184. Яньцю У. Российские диаспоры в Китае в первой половине XX века : национальный состав, проблемы адаптации и тенденции развития : специальность 07.00.02 «Отечественная история» : автореф. дис. ... канд. ист. наук / У Яньцю ; Дальневосточный федеральный университет. - Владивосток, 2016. - 21 с.
185. Giza, A. Dzieje polskiej kolonii w Harbinie w kontekscie wydarzen historycznych na terytorium Panstwa srodka w latach 1895-1966 : pracy doktorskiej / Andrzej Giza. - Krakow, 2019. - 306 s.
186. Jelcaninov O. Ustanoveni katolicke cirkevni organizace, jeji vyvoj na Ruskem Dalnem Vychode, od konce 19. stoleti do 30. let Sovetskeho obdobi : diplomova prace / Oleg Jelcaninov. Univerzita Palackeho v Olomouci. - Olomouc, 2013. - 100 s.
3. Энциклопедическая и справочная литература
187. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - Т. 17. - Санкт-Петербург : Типо-Литография И. А. Ефрона, 1896. - 452 с.
188. Весь Харбин на 1923 год : адресная и справочная книга. - Харбин : Типография Китайской Восточной железной дороги, 1926. - 260 с.
189. Весь Харбин на 1926 год: адресная и справочная книга. - Харбин : Типография Китайской Восточной железной дороги, 1926. - 534 с.
190. Весь Харбин на 1927 год : адресная и справочная книга. - Харбин, 1927. - 289 с.
191. Гид Харбина. Октябрь 1932-1933 г. - [Харбин]: А.М. Урбанович, [1933]. - 268 с.
192. Религиозные организации Дальневосточного федерального округа : словарь-справочник / С. М. Дударенок, Е. А. Поправко, М. Б. Сердюк, Д. А. Владимиров, О. П. Федирко, А. И. Поспелова, Н. В. Потапова, Н. Ю. Воложенинова. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. - 580 с.
193. Сводный каталог периодических и продолжающихся изданий Русского зарубежья в библиотеках Москвы. (1917-1996 гг.). - Москва : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. - 464 с.
194. Хисамутдинов, А. А. Российская эмиграция в Китае : Опыт энциклопедии / А. А. Хисамутдинов. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. - 360 с.
195. Чаплицкий Б., Осипова И. Книга памяти : Мартиролог Католической церкви в СССР / Б. Чаплицкий, И. Осипова. - Москва : Серебряные нити, 2000. -832 с.
196. Dzwonkowski, R. Losy duchowienstwa katolickiego w ZSSR 1917-1939. Martyrologium / R. Dzwonkowski. - Lublin, 1998. - 664 s. - Польск.
https ://web.archive.org/web/20190903182756/https ://www.ssvpglobal.org/ обращения: 01.04.2020). - Франц.
Приложение 1
Диаграмма № 1. Примерное соотношение российского протестантского населения полосы отчуждения КВЖД в 1910-е гг.683
Лютеране
Баптисты
Адвентисты
Евангельские христиане
683 Составлено по: РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 1137. Л. 17; Там же. Оп. 2. Д. 276. Л. 16-17.
684 Составлено по: ГАХК. Ф. Р-831. Оп. 2. Д. 29. Л. 48; Там же. Л. 61-64; Year book of Seventh-day Adventist Denomination: The Official Directories. - Washington: Review & Herald Publishing Association, 1940-1945. - Англ.; ГАХК. Ф. Р-830. Оп. 3. Д. 19721. Л. 10; Там же. Д. 2304. Л. 910; Сердюк М.Б. Русские католики на Дальнем Востоке // Россия - Восток - Запад: Проблемы межкультурной коммуникации: сборник научных статей на основе докладов 4-й международной научной конференции, посвященной Году русского языка в Китае и 110-летию образования ДВГУ. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. - С. 357; Чапыгин И.В. Дальневосточная российская эмиграция (1920-1930-е гг.) : учеб. пособие. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. - С. 62; Колупаев, В. Е. Католическая миссия в Китае: Епархия католиков византийского обряда в 1928—1949 гг. // Религиозные деятели и писатели русского зарубежья. Библиотека. - URL: http://zarubezhje.narod.ru/texts/frro stislav307. htm (дата обращения:
периода Маньчжоу-Диго
684
Христианское население российской диаспоры
Католики
Протестанты
1%
01.01.2021).
Начальнику Штаба Модягоуского Района ВФП.
Члена ВФП (Звено № 7, оч. № 13) ПОЛОВОДОВА Н. Г.
Сербская 34 кв. 6
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
Чрезмерное увлечение коммерцией теперешнего главы местной русской методистской общины А.Ф. ГАВРИЛОВЧУКА, неоднократные разоблачения его дел и делишек в парт. органе «Наш Путь» привели к тому, что эта община фактически уже распалась.
Отдельные члены последней частично вернулись в православие и в лютеранство, а остальной большей своей частью еще бродят как растерянные, заблудшие овцы, по собраниям остальных сект : баптистов, пятидесятников, евангелистов и адвентистов.
И вот, чтобы сделать последнюю попытку к спасению общины местных методистов от окончательного развала, фактически, повторяю, давно уже наступившего, сюда, как я только что узнал из самых достоверных источников, едет из Шанхая прежний глава местных методистов любимец общины Алексей Алексеевич ГУРОВ, неизменно пользовавшийся здесь большими симпатиями не только среди методистов, но и среди остальных сектантов и даже среди православных.
Тихий, скромный, задушевный, всепрощающий, стремящийся жить по заветам Христа, этот фанатик в своей общине пользуется большой любовью и авторитетом, как пастор бессребреник, одно появление, один взгляд уже вселяет, в исстрадавшиеся в житейской борьбе сердца, надежду и покой.
Поэтому появление на местном сектантском фронте этой личности, покоряющей людские сердца подлинными любовью и участием во имя Христа, я считаю весьма опасным.
Будучи с ним лично знаком, я приложу все старания к тому, чтобы повидать его лично и узнать все его планы и намерения.
Как бы там не было, но его приезд радостно всколыхнул местных методистов, которые давно уже мечтают о том, чтобы пастор - аршинник А.Ф. Гавриловчук был бы заменен фанатиком пастором А. А. Гуровым.
Но мне кажется, что даже Гуров не соберет больше своей бывшей общины, которую как нельзя лучше отрезвили аршин и ножницы теперешней их главы А.Ф. Гавриловчука.
Н. Половодов.
25 | VII - 35 г.
Начальнику Штаба Модягоуского Района ВФП.
Члена ВФП (Звено № 7, оч. № 13) ПОЛОВОДОВА Н. Г.
Сербская 34 кв. 6
Докладная записка
Не раз уже разоблаченный в газ. «Наш Путь» глава общины местных русских методистов «пастор» - аршинник А.Ф. Гавриловчук. После всех этих нападок на его пристрастие к коммерции и на несовместимость обоих профессий всю свою торговлю мануфактурой производит теперь через посредство галантерейно-мануфактурный магазин Н.О. ФОК в пассаже Кунста, Большой пр. № 81.
Для устройства окончательных гражданских «похорон» этому достойному ученику Пейсти, представляю Вашему вниманию стихи памфлет для помещения их в газ. «Наш Путь» и для распространения их среди заблудших русских сектантов всех пяти местных сектантских группировок, а также и среди православного населения.
Если только будет помещено это стихотворение то г. ФОК с целью сохранения репутации своего магазина, можно ожидать, сразу же откажется в дальнейшем торговать комиссионными товарами Гавриловчука и выставит его также за дверь, как его не раз уже выставили магазин Г.Ю. ЛЕМЕНТИ и мн. др., как только в прессе начали появляться разоблачения этого проповедника -коммерсанта.
Очень и очень было бы желательно эти стихи поместить к приезду на днях из Шанхая в Харбин теперешней главы русских шанхайских методистов пастора А.А. Гурова, заместителем которого здесь является Гавриловчук.
Поэтому прошу Район сговориться с ред. «Наш Пути» о скорейшем помещении в печати этого стиха-памфлета.
Н.Половодов.
26 | VII - 35 г.
Единственному в своем роде сектантскому двуликому Янусу - пастору -аршиннику А. Ф. Гавриловчуку.
I
Коль Вам тычут в глаза и в бок Про аршин и про наживу, Не поможет Вам и Фок Скрыть свою натуру лживу.
Вы скрываетесь подчас Критики боясь, огласки, Но Вас видят всякий раз, Хоть и прячетесь под маски. Выдают Вас всем шелка, И корейские сарлинки: Слежка тут ведь так легка, Без труда и без заминки.
2.
Хоть в Дайрене Вы родились Хоть потом вскормил Владивосток, Вы у Катыля за денежки добились, Что Вам родина Литва, а не Восток.
Не закончив половины средней школы, Университет прошли Вы в Штатах с похвалой, Путая моря и реки, горы, долы Вы коммерцией с сектанством заплели косой.
Синей Бороде, Распутину сродни Вы, Получив давно отставку от жены, К жертве очередной Вы сладки и льстивы, Но изменой мысли Вы заражены.
Ножницы с аршином дружно Окаймляют Ваш теперь портрет Библии сектантской Вам уже не нужно, Коль в наживе жизни смысл и свет.
Антисектант
П.С. Если для редакции «Наш Путь» эти стихи приемлемы, то следующие стихи об этом же герое можно дать на темы:
1. О пропаже панталон из проповеднической кафедры.
2. О любовных похождениях комсомольца - проповедника Блязера.
3. Об особенностях методистского причастия.
4. Об амурных похождениях «Алика» (Гавриловчука).
26 | VII - 35 г.
Н. Половодов.
Начальнику Штаба Модягоуского Района ВФП.
Члена ВФП (Звено № 7, оч. № 13 Половодова Ник. Григорьевича Сербская 34 кв. 6
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА 1.По сектантскому фронту.
1. О методистах.
При всем представляю для Вашего сведения распространяемый по городу стишок по адресу методистского пастора - коммерсанта А.Ф. Гавриловчука, собирающегося осенью текущего года жениться против правил своей секты на «миссионерке» той же секты общины Ольге Федоровне Васильевой, служащей в библиотеке Коммерческого собрания.
Если «Наш Путь» найдет возможным поместить его на своих страницах, то можно будет написать небольшое, но едкое «предисловие» об этой предстоящей скандальной свадьбе. Авторы и распространители этого стишка Вам известны.
2. О кружке «Христианская наука» Работать среди сторонников этой еще только проектируемой здесь секты чрезвычайно трудно, так как пока еще только раздается о ней лишь информационная литература и то весьма осторожно, и с большим разбором. Самими сектантами всех толков «Христианская наука» считается последним словом или последним достижением на сектантском фронте, почему в эту общину избранные принимаются лишь люди достаточно к этому созревшие духовно. Этой же тактики большой разборчивости придерживается и Шанхайская американо-английская община этой секты:
Как заявил гостивший здесь Шанхайский методистский пастор А.А. Гуров, что попасть членом в эту общину избранников более чем трудно: это доступно лишь лицу состоятельному, духовно созревшему и никаких материальных благ от общины той не ожидающему.
В Харбине представительницей этой секты как нам удалось уже точно выяснить, является жидовка-выкрестка, с которой обещали познакомить меня и моего сотрудника. Главная работа этой жидовки и ее сотрудников направлена среди студентов различных учебных заведений (высших) посредством литературы и пресловутых «чашек чаю».
Два образца раздаваемой здесь среди сторонников этой секты литературы (газетные вырезки и отдельные брошюры) в виде параллельных текстов (кстати, в очень приличных переводах) при сем прилагаются; остальная литература ходит по рукам и в наши руки еще не попала. Представим ее дополнительно.
До тех пор, пока все данные об этой секте нами не будут собраны, ничего о ней в «Нашем Пути» писать не следует.
II. По казачьему фронту.
Из последней интимной беседы моего сотрудника с С.С. Нижегородцевым, последний высказался примерно следующими фразами:
«Наш генерал Бакшеев теперь пошел в гору, а вместе с ним будем надеяться, пойдем и мы - казаки».
Посмотрим, кого окончательно назначат председателем Бюро вместо покойного генерала В. В. Рычкова. Если утвердят окончательно Бакшеева, то этим японцы покажут, что они и теперь, как и раньше, считаются главным образом с мнением нашего батьки - атамана (Семенова), как еще самим адмир. Колчаком в свое время назначенного наместником на Д/В.
Так за последние дни Нижегородцев был не раз в своем союзе Д.В. казаков, то нельзя сказать являются ли эти мысли личным его достоянием или же являются выражением ожиданий всего группирующегося вокруг ат. Семенова Казачества.
Половодов.
28 | VIII - 35 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Вырезки из брошюр: «Добропорядочность» на русском языке. (Перевод с Английского помещенной на этой странице статьи Христианской науки).
«Добропорядочность» - на английском языке. «Божественное руководство» - на английском языке «Божественное руководство» - на русском языке.
Приложение 7
Заявление В.Б. Бражниковой, сделанное ею в заседании 28-го октября 1936 года в философско-религиозной секции кружка русской эмигрантской
молодежи689.
«Воспитанная с 8-ми лет в принципах адвентистского вероубеждения я почти ничего не знала о православии и потому, узнав об организации философско-религиозной секции в нашем кружке я была очень рада возможности ознакомиться с учением православия и тот час же вступила в эту секцию.
Действительность не оправдала моих ожиданий и надежд.
Хотя само название «философско-религиозная секция» как бы служила гарантией того, что все рассуждения будут проводиться в духе беспристрастия и искания истины, но на самом деле оказалось не то. Я нашла здесь резко нетерпимый дух ко всем «инакомыслящим» и «инаковерующим», Целью секции как будто является не изучение принципов православия, а критика всех иных мировоззрений, критика злобная, и притом не брезгующая даже искажением фактов. Мне приходилось слышать обвинения, бросаемые моей религии в том, в чем она никогда не была виновна. В частности по вопросу о Библии. В частном разговоре с г. председателем кружка я утверждала, что обвинения адвентистов в том, что они имеют какие то иные свои «адвентистские» Библии, в которых Св. Писание напечатано будто бы в искаженном виде, неосновательны, ибо таких Библий не имеется в действительности. Существует, правда, разные издания в смысле внешней формы, бумаги, переплета и т.д., но что касается содержания, то они являются копиями Библий, напечатанных некогда русской синодальной типографией. Вообще нужно сказать, что адвентисты Библий не печатают, а этим занимаются библейские общества: Британское и др.
К моему крайнему изумлению на прошлом заседании, пользуясь моим отсутствием, г. председатель позволил себе заявить присутствующим, что де сама
дочь адвентистского пресвитера Бражникова созналась ему в том, что они, адвентисты, действительно имеют «свои» адвентистские Библии. Настоящим я заявляю, что никогда ничего подобного не говорила и сказать не могла, так как утверждаемого председателем факта в действительности не было.
Мне очень печально, что мне пришлось с такой неблагоприятной стороны познакомиться с практикой молодых ревнителей православия, представляющих в ложном свете само учение православия. Я уверена, что чистое, идейное православие, как религия христианская, хотя и не со всем согласная с учением Евангелия, не может учить своих последователей говорить неправду, ненавидеть своих близких, клеветать на них, натравливая одну часть христианства на другую. Оно (православие), утрачивая при таких условиях истинный смысл, становится в руках недостойных людей орудием злобы и защитою своих корыстных или личных честолюбивых интересов.
Я не нашла в секции чистого искания истины и потому ухожу из нее еще более чем когда либо убежденною в правоте своего вероубеждения. Истину необходимо искать в первоисточнике всех христианских учений - в Библии, ибо только она одна, истинно понимаемая, способна возбудить любовь к ближнему, хотя бы даже и к заблуждающемуся.
Чтобы высказываемое мною сегодня не подверглось вновь искажению, я вынуждена сделать это мое заявление письменно и просить приобщить его к делам секции.
/подпись/ В. Бражникова
690 Из фондов Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.