Полиэтничное население северо-восточного Китая: межкультурные взаимодействия в историческом контексте (XVII – начало XX в.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Ли Линь
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 203
Оглавление диссертации кандидат наук Ли Линь
ВВЕДЕНИЕ
1 ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА СЕВЕРО -ВОСТОЧНОГО КИТАЯ:
НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Одежда коренных народов северо-востока Китая: культурный синтез традиций и новаций
1.2 Верования и религиозные культы коренных народов северо-восточного Китая
1.3 Особенности и развитие культуры коренных народов северовосточного Китая
2 КУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИГРАНТОВ И МЕСТНЫХ НАРОДОВ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КИТАЯ В ЭПОХУ ЦИН
2.1 «Прорыв» в северо-восточный Китай и формирование новой иммигрантской культуры
2.2 Расселение, образ жизни, материальная и духовная культура ханьцев
2.3 Ханьские влияния на культуру коренных народов Северо-Востока
3 РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СЕВЕРО-ВОСТОКА КИТАЯ: ОСОБЕННОСТИ
И ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1 Факторы и направления становления русско-китайских межкультурных коммуникаций
3.2 Начальный этап русско-китайских культурных взаимодействий
3.3 Влияние КВЖД на социально-экономическое развитие северовосточного Китая
3.4 Русское наследие в современной культуре населения северо-восточного Китая
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список информаторов
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Расписание станций КВЖД 1898-1903 гг
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Проблемы этнокультурного взаимодействия и взаимовосприятия китайцев и русских на российском Дальнем Востоке и Северо-Востоке Китая: Вторая половина XIX - начало XXI вв.2005 год, кандидат исторических наук Владимирова, Диана Альбертовна
КВЖД и российская эмиграция в Китае: международные и политические аспекты истории: Первая половина XX в.2005 год, доктор исторических наук Аблова, Надежда Евгеньевна
Образ родины в русской и китайской литературе дальневосточного фронтира 20–40-х гг. XХ в2023 год, кандидат наук Фэн Ишань
Деятельность администрации Китайской Восточной железной дороги в 1917 - 1920 гг.: социально-экономические, политические и правовые аспекты2003 год, кандидат исторических наук Олейников, Игорь Валерьевич
Христианские меньшинства российской диаспоры Северо-Восточного Китая (1896-1945)2021 год, кандидат наук Родионова Ксения Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Полиэтничное население северо-восточного Китая: межкультурные взаимодействия в историческом контексте (XVII – начало XX в.)»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в осмыслении культурного, этнического, конфессионального разнообразия современного мира. Большинство современных государств мира являются полиэтничными по своему составу. В связи с этим вопросы национальной внутренней политики, которые часто выходят за пределы конкретных стран, всегда будут иметь актуальный характер. Из этого следует, что межкультурные и межэтнические коммуникации всегда будут в фокусе научных интересов ученых.
Важно отметить, что политические лидеры государств уделяют большое внимание этим проблемам. Так, концепция «Сообщество единой судьбы», выдвинутая Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году1, имеет большое значение для понимания развития международных отношений и формирования гармоничных отношений между народами. Благодаря постоянным культурным международным обменам, поощряется освоение и заимствование опыта других культур, чтобы преумножить культурное разнообразие во всем мире и способствовать процветанию и развитию мировой культуры.
Благодаря межкультурной коммуникации стало возможным обнаружить, что в мире существует множество отличных друг от друга культур и систем ценностей. Культура каждой группы неотделима от экономического и социального развития, от хода времени. Люди должны с уважением смотреть на непонятные им культуры, это способствует изучению и усвоению выдающихся культурных достижений различных этнических групп, развитию собственной культуры; способствует изучению различных культур, использованию их сильных и минимизации слабых сторон, защите культурного разнообразия, и в то же время способствует укреплению дружбы, взаимопомощи и доверия между народами России и Китая, укреплению мира и развития, построению гармоничного мира.
Не менее актуальным является изучение и обобщение опыта
1 Си Цзиньпин в выступлении в МГИМО подчеркнул необходимость построить международные отношения нового типа на основе взаимовыгодного сотрудничества // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации. - М., 2013. - URL: http://ru.china-embassy.gov.cn/rus/zgxw/201304/t20130401_2934216.htm (дата обращения: 21.03.2022).
межкультурных коммуникаций на примере развития конкретных регионов мира, одним из которых является Северо-Восточный Китай (в российском понимании -Маньчжурия). Важно заметить, что это не окраинная культурная территория Китая, и не вторичный цивилизационный регион, который вошел в цивилизованное общество под влиянием культуры Центральной равнины. Северо -Восточный Китай развивался параллельно с регионом Центральной равнины и юго-восточным прибрежным регионом, и на некоторых важных этапах развития, таких как зарождение цивилизации, формирование традиционных культурных элементов и так далее, Северо-Восточный регион опережал другие территории Китая, став, таким образом, одним из трех основных регионов, которые сыграли важную роль в зарождении китайской культуры и цивилизации.
Многие современные этнокультурные ареалы мира сформировались в результате разновременных и разноэтничных миграций. Актуальность изучения миграционных процессов, коммуникаций мигрантов и принимающих сообществ является одной из актуальнейших проблем современного научного и общественно-политического дискурса. В этой связи важным представляется изучение особенностей формирования современного населения Северо -Востока, которое впитало в себя культурные достижения аборигенных народов - охотников и рыболовов - предков маньчжур, орочонов, нанайцев (хэчжэ), монголов, обогащенное земледельческими традициями разновременных волн китайцев (ханьцев) и дополненное элементами городской индустриальной культуры русских мигрантов конца XIX - начала XX в.
Результатом этих коммуникаций стал синтез разных культур и хозяйственно-культурных типов, изучение которого также является научно значимым, т.к. оно демонстрирует не только адаптационные возможности разных культур при их взаимодействии, но и актуализирует проблему выявления механизмов формирования гармоничного поликультурного сообщества.
Кроме того, следует заметить, что русский этнос является одним из самых разделенных. Русская миграция в Маньчжурию привела к определенному изменению его исходной культурной модели, что делает актуальным вопрос о
степени гибкости, пластичности русской культуры и в какой-то степени позволяет выявить ее доминирующее качество. Именно оно позволило русским осваивать огромные пространства северной Евразии, а значит, данная тема исследования является актуальной и для русской этнографии.
Известный социолог Фэй Сяотун написал знаменитую фразу из 16 иероглифов: ^Т^^», она означает, что
«каждая культура обладает уникальной красотой и должна ценить красоту других, когда мы ценим разнообразие культур, возникает всеобщая гармония»2. Это высказывание выражает наше отношение к культурам разных народов: уважение к собственной культуре, при этом признание культурного разнообразия и уважение различий между культурами.
Настоящая работа имеет важное значение и в контексте стремительно развивающихся российско-китайских отношений, т.к. в ней рассматривается период очень тесного и многопланового взаимодействия России и Китая на рубеже XIX-XX в., фактически, совместного промышленного освоения северовосточного Китая. Изучение этого опыта актуально, т.к. оно напоминает о страницах совместной российско-китайской истории.
Данное исследование также может помочь лучше понять разнообразие народов северо-восточного Китая, культурную инклюзивность, открытость их характера, сформировавшие великий национальный дух, основанный на миролюбии, трудолюбии, отваге и патриотизме, ставший для китайцев неиссякаемым источником силы, позволяющим идти вперед, не боясь трудностей, объединяться и помогать друг другу.
Степень изученности темы. Проблематика темы исследования охватывает значительный временной промежуток китайской истории, каждый из этапов которой обладал своей спецификой. Поэтому целесообразно имеющуюся литературу разбить на три блока, которые в той или иной степени соответствуют задачам и структуре данного исследования.
2 [Каждый прекрасен] // Baidu. ^Ж, 2023. URL: https://baike.baidu.com/item/%E5%90%
84%E7%BE%8E%E5%85%B6%E7%BE%8E/3054695?fr=ge_ala Ä: 30.11.2021).
Первый блок - это исследования, посвященные истории и культуре автохтонных народов северо-восточного Китая - охотников и рыболовов тунгусо-маньчжурской и монгольской ветви алтайской языковой семьи.
В российской историографии проблема раннего населения этого региона Китая слабо освещена в силу недостаточно полной источниковой базы. В связи с этим особое место занимают обобщающие коллективные монографии М.В. Крюкова, М.В. Софронова, Н.Н. Чебоксарова «Древние китайцы: проблема этногенеза» и М.В. Крюкова, Л.С. Переломова, Н.Н. Чебоксарова «Древние китайцы в эпоху централизованных империй» М.В. Крюкова, В.В. Малявина, Н.Н. Чебоксарова «Китайский этнос на пороге средних веков»3. В этих монографиях представлен широкий круг проблем, связанных с этногенезом и этнической историей китайцев на фоне анализа межкультурных и межэтнических коммуникаций ханьцев и неханьских народов, в том числе, и Северо-Востока Китая.
Рассмотрению этнических процессов в эпоху бронзы и раннего железа в Маньчжурии и на Корейском полуострове посвящена монография Ю.М. Бутина «Древний Чосон»4. В монографии дается достаточно полная характеристика культурного облика и хозяйства предков тунгусо-маньчжурских народов, в частности, народа сушэнь, рассматривается культурная специфика народа емэк.
Определенный интерес для понимания сложения скотоводческого уклада монголов северо-восточного Китая представляют труды Л.Н. Гумилева «Хунну», «Хунну в Китае»5' Особое внимание привлекает анализ социально-политической и мировоззренческой основы подвижной культуры скотоводов степи, в частности, народа дунху - предка многих монголоязычных этносов в его монографии «Древние тюрки»6.
3 Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы: проблема этногенеза. М. : Наука, 1978. 341 с. ; Крюков М. В., Малявин В. В., Чебоксаров Н. Н. Китайский этнос на пороге средних веков. М. : Наука, 1979. 326 с. ; Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М. : Наука. 1987. 311 с. ; Переломов Л. С., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М. : Наука, 1983. 340 с.
4 Бутин Ю. М. Древний Чосон. Новосибирск : Наука, 1983. 328 с.
5 Гумилев Л. Н. Хунну. М. : Инмтитут ДИ-ДИК, 1998. 448 с. ; Он же. Хунну в Китае. М. : Айрис-Пресс, 2004. 624 с.
6 Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М. : Айрис-Пресс. 2004. 560 с.
Китайская историография имеет длительный опыт изучения неханьских народов северо-востока современного Китая и представлена многочисленными трудами. Поэтому, исходя из темы диссертационной работы, остановимся на анализе наиболее важных из них. Профессор Цзилиньского университета Вэй Цунчэн в исследовании « » «Краткая история
происхождения древних народов Северо-Восточного Китая»7 утверждает, что северо-восточный регион Китая обширен и имеет долгую историю, а со времен династий Цинь и Хань он вступил в важный период формирования и этнической истории нескольких современных этносов этого региона.
В статье имеется «Схематическая таблица происхождения и развития древних этносов в Северо-Восточном Китае» со ссылкой на «Схему этнических систем Северо-Восточного Китая» Цзинь Юйсиу, а затем на ее основе дается ключ к развитию и взаимосвязи четырех основных этнических групп, перечисленных в таблице, а именно хуася-хань, сушэнь, вэймо (емэк) и дунху. Таким образом, история и взаимоотношения четырех основных этнических групп, перечисленных в таблице, кратко упорядочены в более систематизированном виде, здесь также демонстрируется важность и вклад региона и его этнических групп в формирование и развитие единой многонациональной нации.
Эта идея находит свое развитие в статье «^ШШ» «Исторические особенности региональной культуры Северо-Востока» 8 профессора Цзилиньского педагогического университета Хуан Сунцзюнь, которая утверждает, что со времен династий Ся, Шан и Чжоу многочисленные этнические группы населяли северо-восточный Китай, взаимодействуя друг с другом, они формировали региональную культуру с ярко выраженными этническими характеристиками. Эта региональная культура имеет уникальные культурно-исторические черты, которые в чем-то типичны для всего Китая, но в то же время имеют отличительные региональные культурные особенности -
7 [Краткая история происхождения древних народов Северо-Восточного Китая] //ФШЙШ^Й^Й[Исторические исследования приграничных районов Китая]. 2017. Ж 27-45.
8 Ж^кШШ^^^Й^ШШ [Исторические особенности региональной культуры Северо-Востока] // Щ^А^Ш. КШЙ [Фронт общественных наук. Региональная история и культура]. 2005. ^ 6. Ж 164-168.
уникальный способ сосуществования разных народов и нескольких культурных типов, их открытость и совместимость при слиянии этнических культур. По ее мнению, основным фактором, способствующим «формированию и развитию региональной культуры северо-востока Китая», является природно-географическая среда. Такая формулировка не отрицает важности человеческих и социальных факторов в историческом процессе, она скорее направлена на объяснение влияния физико-географической среды на них.
Особый интерес для работы над темой диссертации вызвала монография профессора Цзилиньского университета Ху Вэйцзюнь «^ЩЩМЖ^ШЕ'РШЙ Ш Ш Ш ЙЙ Ш ^ » «Влияние шаманизма на костюмы этнических меньшинств Северо-Востока»9. В этом исследовании отмечается, что этнические костюмы являются важным символом этнической культуры и неразрывно связаны с природной средой, историческим наследием, религиозными верованиями, эстетическими чувствами и обычаями, от которых зависит выживание этнической группы. Среди этих факторов религиозные верования оказывают наиболее глубокое влияние на национальную одежду.
В работе также предпринята попытка дальнейшего изучения и исследования костюмов этнических меньшинств северо-восточного региона через призму шаманизма, который является традиционной формой религии для коренных народов северо-восточного региона.
Важным направлением в китайской историографии является появление работ, в которых анализируются результаты межкультурных коммуникаций в этом регионе Китая. В работе «Ж » «Эссе о выдающейся
народной культуре Северо-Востока»10 профессор Луань Фань из Цзилиньского педагогического университета пишет о том, что фольклор северо-восточного Китая состоит из устных традиций четырех основных этнических групп и
9 РШШМШ^ШЕ^ШЙШШШЙШ^ [Влияние шаманизма на костюмы этнических меньшинств Северо-Востока Китая] // [Исследования в области этнического искусства]. ЦЩ"^, 2010. Ж 109-112.
10 [Эссе о выдающейся народной культуре Северо-Востока] // ЕШ [Цзилин. Серия: Региональная история и культура. Фронт социальных наук]. 2009. Ш
5. Ж 114-118.
включает в себя рыболовные и охотничьи обычаи маньчжуров, кочевой образ жизни монголов и земледельческие обычаи, представленные ханьцами. Эти обычаи существуют и по сей день. Хотя этническая группа емэк была ассимилирована, их народные обычаи в большей или меньшей степени сохранились в народной культуре многих народов Северо-Востока. По его мнению, именно через фольклор можно увидеть культурные особенности и характер северо-восточных народов. С этим мнением следует согласиться, т.к. именно фольклор в большей степени отражает национальный характер народа.
Эту тему продолжил профессор Ляонинского университета Ван Дэпэн. В своей работе «Краткое обсуждение особенностей
древней этнической культуры Северо-Востока» 11 он отмечает уникальные особенности древней этнической культуры Северо-Востока, которые сформировали особый национальный характер, предприимчивый национальный дух народов региона, условием формирования которого стала открытая культурная система.
Можно констатировать, что имеющиеся исследования как российских, так и китайских ученых создали проблемное поле для проведения дальнейшего изучения автохтонных народов северо-восточного Китая, их культуры, образа жизни, мировоззрения и опыта взаимодействия с иноэтничными и инокультурными общностями, оказавшимися в этом регионе в более позднее время в результате миграций.
Второй блок литературы представлен работами ученых, посвященных освещению разновременных миграций ханьцев на северо-восток Китая, проблеме адаптации их земледельческой культуры к новым природно-географическим условиям, налаживанию и укреплению межкультурных коммуникаций с местным населением.
Следует отметить, что проблематика этого блока в российской историографии не нашла глубокого освещения.
11 ^ШШ [Краткое обсуждение особенностей древней этнической культуры
Северо-Востока Китая] // М^^К^ДТУ [Серия "Этнос Хэйлунцзяна"]. 2006. № 3. Ж 68-73.
Наиболее раннее описание северо-восточного Китая встречается в монографиях Н.Я. Бичурина «Статистическое описание Китайской империи» и «Китай в гражданском и нравственном состоянии»12. На основании китайских источников и собственных наблюдений автор дает экономическое, социальное, культурное описание цинского Китая. Во второй части своего сочинения он описывает природно-географические особенности Манчжурии, характеризует развитие промышленности, сельского хозяйства, систему управления регионом. Особое внимание он уделяет рассмотрению состава населения, выделяет группу переселенцев из центральных районов.
Из обобщающих трудов следует отметить коллективную монографию М.В. Крюкова, В.В. Малявина, М.В. Софронова, «Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени»13, в которой анализируются факторы и условия ханьских миграций в северо-восточный Китай.
Китайская историография. В диссертации профессора Фань Лицзюня «й Й^^^^Й» «Миграция и социальные изменения в современном северо-восточном Китае» 14 объясняется, что со времен династии Цин до Китайской Республики иммигранты-«гуаньдунцы» в большом количестве въезжали на Северо-Восток, что привело к изменению социальных обычаев в этом регионе. Культура Северо-Востока - будь то обычаи жизни, обычаи быта, народная календарная и семейная обрядность или верования - были глубоко изменены.
Вместо того, чтобы принять обычаи иммигрантов полностью, они были частично трансформированы и оптимально интегрированы переселенцами в местную культурную среду, в результате чего появились обычаи и практики, уникальные для северо-восточного Китая и не идентичные ханьским обычаям и практикам Срединного государства. Развитие северо-восточного региона Китая
12 Бичурин Н. Я. Статистическое описание Китайской империи. СПб., 1842. 433 с. ; Его же. Китай в гражданском и нравственном состоянии. СПб.,1848. 422 с.
13 Крюков М. В. Малявин В. В., Софронов М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М. : Наука, 1987. 311 с.
14 й^й Й^Ж^Ь^Й^Й^^Й : [Миграция и социальные изменения в современном северо-восточном Китае : дис. ... канд. ист. наук]. 2005 - 178 Ж.
постепенно приблизилось к культурному уровню материка, что значительно облегчило обмены и интеграцию между ханьцами и неханьскими местными этническими меньшинствами, а также сыграло важную роль в развитии единого многонационального государства.
Профессор Лю Вэйминь в своей работе »
«Сущность, коннотации и характеристики духа "прорыва на Восток"»15 указывает особенности менталитета населения северо-восточного Китая. Он отмечает, что суть духа «прорыва на Восток» - это стремление никогда не сдаваться перед поражением. Это многослойная и многогранная черта характера, которая включает в себя следующее: смелость в борьбе с трудностями, любовь к жизни и стремление реализовать свои идеалы в жизни, предприимчивость и инициативность, помощь людям в беде, гармония и терпимость перед лицом сложной и меняющейся общественной жизни, а также способность к жертвованию собой ради служения своей стране для достижения национальной независимости и освобождения.
Этнопсихологические исследования находят свое продолжение в работе профессор Цай Лицзюань из Хуачжунского педагогического университета. В своем исследовании « » «Исследование
культурной идентичности восточной части северо-восточного пограничья»16 она объясняет культурные особенности восточного пограничного региона Северо-Востока тем, что культура этого региона складывается из культуры коренных народов, культуры иммигрантов, т.е. смешанной полиэтничной культуры, на которую наслоились иностранные влияния. По его мнению, культурные особенности региона включают: множественность культурных личностей, всеохватность культурных черт, открытость культурных горизонтов и оптимизм культурного характера.
Изучение этой региональной культурной идентичности имеет большое
15 ЭДЛ^К ЙЙДШШ [Сущность, коннотации и характеристики духа «прорыва на Восток»] // Ш^ШШ [Теоретические наблюдения]. 2012. № 4. Ж 5-7.
16 ^ШМ [Исследование культурной идентичности восточной части северо-восточного пограничного региона] // [Журнал социальных наук]. 2012. № 1. Ж 47-49.
значение для продвижения экономического сотрудничества между городами (государствами) в восточных приграничных районах Северо-Востока, особенно благоприятствует сотрудничеству между пограничными городами. Благодаря культурному переплетению вариантов ханьской культуры также способствует развитию связей между внутренними и внешними внутренними районами Китая.
Третий блок историографии определяется работами российских и китайских ученых посвященных влиянию русской культуры на культуру северовосточного Китая, ставит проблему культурного синтеза восточной и западной культур.
Российская историография насчитывает немало работ, посвященных русскому присутствию в северо-восточном Китае. Однако они в большей степени посвящены проблемам строительства КВЖД, различным аспектам анализа истории русской общины, а затем и белой эмиграции в Маньчжурии. Остановимся на анализе некоторых из них, использованных при написании текста диссертации.
Наиболее полным исследованием можно назвать монографию С. В. Смирнова «Дальневосточный тупик: русская военная эмиграция в Китае (1920 -кон. 1940-х гг.)»17, посвященную истории русской военной эмиграции в Китае от её становления до исчезновения. На основе широкого круга источников автор анализирует политическую жизнь военной эмиграции, ее участие в антибольшевистском движении и военно-политических событиях в Китае в 192040-е гг. Он также рассматривает проблемы социальной адаптации военно-эмигрантского сообщества, его влияние на русское молодежное движение. Большое внимание в монографии уделяется судьбам отдельных военных эмигрантов.
В 2004 г. исследователем Е. Е. Аурилене была защищена докторская диссертация «Российская эмиграция в Китае (1920-1950-е гг.)»18. В фокусе внимания автора широкий круг проблем русского присутствия в Маньчжурии. Она отметила, что благодаря присутствию развитой инфраструктуры русской колонии
17 Смирнов С. В. Дальневосточный тупик: русская военная эмиграция в Китае (1920 - конец 1940-х гг.) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Екатеринбург, 2019. 47 с.
18 Аурилене Е. Е. Российская эмиграция в Китае (1920-1950-е гг.) : автореф. дис. .д-ра ист. наук. Хабаровск, 2004. 376 с.
в полосе отчуждения КВЖД, в Маньчжурии беженцы и белая эмиграция оказались в особых социокультурных условиях. По сравнению со своими соотечественниками в других регионах Китая их этнокультурное окружение было привычным. Однако интеграция эмигрантов в самодостаточную этническую общину, способную обеспечить правовые и социально-экономические интересы русской колонии, тормозилась борьбой политических группировок, представители, многих из которых стали объектом манипуляций в руках японских спецслужб.
Среди работ этого блока следует выделить монографию В.Г. Дацышена «История российско-китайских отношений в конце XIX - начале ХХ вв.»19, освещающую весь комплекс вопросов истории российско-китайских отношений в 1881-1903 гг. Также необходимо отметить исследования В.Г. Дацышена, посвященные работе русских синологов и проблеме становления изучения Китая в России, например, монография «Изучение истории Китая в Российской империи»20, посвященная проблемам становления и развития научного изучения истории Китая и России и дающая детальное описание развития китаеведческого образования на протяжении более чем двухвекового периода истории России. Важной для исследования была статья «Китайцы в России в ХУП-ХУШ вв.», посвященная проблеме китайцев в России на первом этапе истории русско-китайских отношений, от первых прямых контактов между двумя народами до
оформления в 1728 г. системы русско-китайских отношений Кяхтинским
21
договором21.
Неслучайно достаточное количество работ российских ученых посвящено истории и социокультурным особенностям Харбина - центра русской жизни в северо-восточном Китае.
Монография Н.П. Крадина «Харбин - русская Атлантида»22 посвящена
19 Дацышен В. Г. История российско-китайских отношений в конце XIX - начале ХХ вв. : монография. М. : Директ-Медиа, 2014. 592 с.
20 Дацышен В. Г. Изучение истории Китая в Российской империи : монография. М. : Проспект, 2017. 192
с.
21 Дацышен В. Г. Китайцы в России В ХУП-ХУШ вв. // Россия - Китай: история и культура : сб. ст. и докл. участников X междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2017. С. 160-166.
22 Крадин Н. П. Харбин - русская Атлантида. Хабаровск, 2001. 352 с.
исследованию малоизвестных страниц развития русской архитектуры в Маньчжурии периода строительства и функционирования КВЖД. В монографии анализируется характер и стилистические особенности русских построек, творчество российских архитекторов, церковное православное зодчество, судьба и деятельность выходцев из России в период их эмиграции.
Судьбы россиян - архитекторов и инженеров, художников и священников -показаны автором в общей мозаике картины эмиграции, представленной им как русская Атлантида.
Можно предположить, что постепенно интерес российских авторов от рассмотрения сюжетов экономической и политической истории «русской» Маньчжурии перемещается в сферу изучения межкультурных коммуникаций в регионе.
Так, в статье М.В. Кротовой «Феномен Харбина как полифонического города»23 предпринята попытка рассмотреть особенности Харбина, который в течение нескольких десятилетий считался «русским островом» в Китае. Она отмечает, что основанный в связи со строительством КВЖД в 1898 г., город прошел через несколько этапов в своем развитии, испытал на себе разные влияния. В работе акцент сделан на символическом значении Харбина, его полифонии, проблеме взаимодействия культур, возможности компромисса и сосуществования разных идеологий, национальных и социальных групп.
Следует отметить, что если в российской науке проблема синтеза культур на северо-востоке Китая только поставлена, то китайская историография обладает значительным исследовательским опытом в этом направлении.
Китайская историография. В статье Чжан Яо из Цзилиньского Института иностранных языков Хуацяо «Краткое
изложение влияния русской культуры на культуру северо-восточного Китая: развитие ресурсов культурных талантов Северо-Восточного Китая»24 указывается
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
СССР и российская эмиграция в Маньчжурии (1920-е - 1950-е гг.)2015 год, кандидат наук Кротова, Мария Владимировна
Христианские меньшинства российской диаспоры Северо-Восточного Китая (1896–1945)2022 год, кандидат наук Родионова Ксения Игоревна
Российско-китайские приграничные отношения на Дальнем Востоке: 1917-1924 гг.2002 год, кандидат исторических наук Залесская, Ольга Владимировна
Проблемы адаптации и сохранения национальной идентичности российской эмиграции в Китае: Начало 1920-середина 1940-х гг.2004 год, кандидат исторических наук Ревякина, Татьяна Владимировна
Русская художественная эмиграция в Китае в первой половине XX века2007 год, кандидат искусствоведения Ван Пин
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ли Линь, 2024 год
Литература
На русском языке
53. Аблова Н. Е. История КВЖД и российские колонии в Маньчжурии в конце XIX - начале XX в. (1896-1917 гг.) // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 1998. - № 3. - С. 62-72.
54. Арутюнов С. А. Народы и культуры Развитие и взаимодействия / С. А.
Арутюнова. - М. : Наука, 1989. - 243 с.
55. Аурилене Е. Е. Российская эмиграция в Китае (1920-1950-е гг.) : автореф. дис. .. .д-ра ист. наук / Е. Е. Аурилене. - Хабаровск, 2004. - 376 с.
56. Бутин Ю. М. Древний Чосон / Ю. М. Бутин. - Новосибирск : Наука, 1983. - 328 с.
57. Васильев В. П. Очерк истории китайской литературы. Переиздание на русском и китайском языках / В. П. Васильев ; пер. на кит. яз. Янь Годуна. - СПб. : Институт Конфуция в СПбГУ, 2013. - 334 с.
58. Гумилев Л. Н. Древние тюрки / Л. Н. Гумилев. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 560 с.
59. Гумилев Л. Н. Хунну в Китае / Л. Н. Гумилев. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 624 с.
60. Дацышен В. Г. История российско-китайских отношений в конце XIX -начале ХХ вв. : монография / В. Г. Дацышен. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 592 с.
61. Дацышен В. Г. Изучение истории Китая в Российской империи : монография / В. Г. Дацышен. - М. : Проспект, 2017. - 192 с.
62. Дацышен В. Г. Китайцы в России В XVII-XVIII вв. : доклад, тезисы доклада // Россия - Китай: история и культура : сб. ст. и докл. участников X междунар. науч.-практ. конф. - Казань, 2017. - С. 160-166.
63. История Китая : учебник / под ред. А. В. Мелик. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та : Высш. шк., 2002. - 736 с.
64. Итс Р. Ф. Введение в этнографию / Р. Ф. Итс. - Л. : Изд-во Ленинград. ун-та, 1974. - 160 с.
65. Козыренко И. С. Русский Харбин: стилистические особенности китайского барокко // Архитектура и дизайн. - 2019. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7russkiy-harbin-stilisticheskie-osobennosti-kitayskogo-barokko (дата обращения: 27.03.2023).
66. Коростовец И. Китайцы и их цивилизпция // Жизнь и нравы старого Китая. - Смоленск, 2003. - С. 322.
67. Крадин Н. П. Харбин - русская Атлантида / Н. П. Крадин. - Хабаровск,
2001. - 352 с.
68. Кротова М. В. Феномен Харбина как полифоничного города // Historia provinciae. Журнал региональной истории. - 2019. - Т. 3, № 2. - С. 749-785.
69. Крюков М. В. Древние китайцы: проблема этногенеза / М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н. Н. Чебоксаров. - М. : Наука, 1978. - 341 с.
70. Крюков М. В. Китайский этнос на пороге средних веков / М. В. Крюков, В. В. Малявин, Н. Н. Чебоксаров. - М. : Наука, 1979. - 326 с.
71. Крюков М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени / М. В. Крюков, В. В. Малявин, М. В. Софронов. - М. : Наука, 1987. - 311 с.
72. Ли М. История культурного обмена России и Китая / М. Ли ; под общ. ред. Ф. Хэ. - М. : Междунар. культурная изд. компания ; Пекин : Го Вэнь Жун Хуа, 2020. - 100 с.
73. Ма Ю. Предпринимательство русских купцов и промышленников в Маньчжурии. Конец XIX - начало XX в // Россия и АТР. - 2009. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7predprinimatelstvo-russkih-kuptsov-i-promyshlennikov-v-manchzhurii-konets-xix-nachalo-xx-v (дата обращения: 27.03.2023).
74. Малявин В. В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. - М. : Астрель, 2000. - 320 с.
75. Мясников В. С. Квадратура китайского круга / В. С. Мясников. - М. : Вост. лит. - 2006. - Кн. 1. - 547 с.
76. Переломов Л. С. Древние китайцы в эпоху централизованных империй / Л. С. Переломов, М. В. Софронов, Н. Н. Чебоксаров. - М. : Наука, 1983. - 340 с.
77. Романова Г. Н. Российские инвестиции и предпринимательство как внешний фактор модернизации Северо-Восточного Китая (рубеж Х1Х-ХХ вв.) // Общество и государство в Китае. - 2017. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskie-investitsii-i-predprinimatelstvo-kak-vneshniy-faktor-modernizatsii-severo-vostochnogo-kitaya-rubezh-xix-xx-vv (дата обращения: 18.12.2022).
78. Романова Г. Н. Состояние промышленности российского
предпринимательства в Северо-Восточном Китае после Октябрьской революции // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2018. - № 1. - С. 76-85.
79. Смирнов С. В. Дальневосточный тупик: русская военная эмиграция в Китае (1920 - конец 1940-х гг.) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / С. В. Смирнов. -Екатеринбург, 2019. - 47 с.
на китайском языке
80. "ЙАЖ"[«Прорыв через Гуандун» и культурный поток в Северо-Восточном Китае] / ЙМШ, ЗШ //
[Обзор литературы. Современная и новейшая литература]. -2017. - Ж 36-37.
81. [Исторические особенности региональной культуры Северо-Востока] // К^М [Фронт общественных наук. Региональная история и культура]. - 2005. - ^ 6. - Ж 164-168.
82. ЙЩВ^ЗДИШЙ^ШЗД^^ : [Историческое исследование причин миграции в Северо-Восточном Китае в республиканский период : магистерская диссертация] / ^^ ; Ш^А^. - 2015. - 117 Ж.
83. &^АМ [Синология в России: даосские исследования и Чжэн Тяньсин] // Щ Ш ^ Ш + Ш [Десятая Международная серия китаеведения]. - 2004. - Ж 193-208.
84. [Характеристики народной медицины эвенков] // ФЩйЖЕШ^^ [Китайский журнал народной медицины]. - 2012. -№ 9. - Ж 9-11.
85. ШИ :
: Щ А ^ ^ [Исследование поэтического искусства в романе Лермонтова : магистерская диссертация] / ^^И. - Ш^, 2017. - 124 Ж.
86. [Лев Толстой и Китай] // ^ ^ Л Т [Академический ежемесячник]. - 1959. - № 9. - Ж 51-52.
87. ЙАЖШФЙ^М. [Сущность, коннотации и характеристики духа «прорыва на Восток»] // Щ ^ Ш Ш [Теоретические наблюдения]. - 2012. - № 4. - Ш 5-7.
88. ШЖА "ЙАЖ "-[Культурный феномен шаньдунцев «Прорыв на Восток»: обзор академического симпозиума] //
[Шаньдунские социальные науки. - 2007. - № 140. - Ш 157-160.
89. [Ритуалы и жизнь: исследование вернакулярного общества в Северо-Восточном Китае в современное время] / - 4км : 2020. - 256 Ш.
90. "Ф^М^Г'ШтЙЙ^ [С севера на запад: рассказы двух китайских журналистов о путешествии в рамках Тура китайско-российской дружбы] / ^ШШ. - М^, 2007. - 267 Ш.
91.
[Влияние северо-восточной культуры на формирование эвенкийской культуры на Дальнем Востоке России] // ШШШ [Журнал Шань Хай Цзин]. - 2015. - № 23. -Ш 135.
92. [Фольклорные характеристики религиозной культуры Мэйшань] // ШША^ЗДё^^^Ш [Журнал Хунаньской академии гуманитарных и естественных наук]. - 2013. - № 4. - Ш 117-119.
93. ШЙ^ Ш«^: [Культура династии Цин: краткое изложение традиций и развитие великого обмена между Востоком и Западом] / ШЙХ ^М^. - А^ : 1991. - 296 Ш.
94. Ж4кй{£^: [Фольклорная культура Северо-Восточного Китая: духовная движущая сила социальных преобразований в регионе] // Д. ^ А ^ ^ Ш [Вестник Ляонинского университета. Серия «Философия и социальные науки»]. - 2007. -
35, № 5. - Ж 85-89.
95. - ^ «Ш ^ ^ ^ Й ^ # N ^ЖШ » [Документация, поля и я. Методологические размышления о фольклорных исследованиях - на примере «Изменения обрядов брака и реконструкция социальных сетей»] // й Ш Ш % [Исследование фольклора] . - 2005. - № 3. - Ж 107-123.
96. йжЁ ^ Ш Ш ^ Ф Ш ^ Ж [Кун Цитин и китайско-российские отношения] // [Школа истории и культуры, СевероЗападный университет по делам национальностей]. - 2009. - № 3. - Ж 215-217.
97. [Цикл лекций по китайской культуре] / ^ № ; - : 1998. - ГШ 3. - 330 Ж.
98. 20 ШйФЩШФШ-Й^ [Противоречия, сопровождающие вхождение Толстого в Китай 20 века] // М # 4 ^ [Общественные науки Пекина]. - 2001. - № 2. - Ж 34-40.
99. ^ЙШ : [Исследование культурного наследия ороченских костюмов : магистерская диссертация] / ^Й Ш ; - 2011. - 45 Ж.
100. [Ба Цзин и Толстой] // ЗД^Щ^Ц^Ш ( [Журнал Фуянского педагогического университета (общественные
науки)]. - 2009. - № 3. -Ж 52-54.
101. [Хроники города Харбина] / Ш. - : 1996. - 31 Ж.
102. Ш^Ш^А^ШВШ^Ш^Д^М^ [Попытка обсудить культурные особенности китайских и русских потомков Эргуна и тенденции их развития] // ЙШАЯХА^^Ш [Журнал Политехнического университета Внутренней Монголии]. - 2001. - 10, № 1. - Ж 71-76.
103. [Старая история российской концессии в Тяньцзине,
часть пятая Консул России Конг Ци] // ^^Ш [Сегодняшняя газета]. - 2021. - 11
Л 11 0.
104. » ^ Б т м ШМШШ : ^^ [Интеграция и изменение: исследование маньчжурской брачной культуры: пример маньчжурской деревни М в городе С : магистерская диссертация] / ;
- т 2017. - 61 ш.
105. ШШ - ^м^адж« ^ Ш ^ % Ш [Ханьские похоронные обычаи в северо-восточном Китае с антропологической точки зрения - на примере Лянцзятунь в городе Шуанчэн провинции Хэйлунцзян] // м^^^^ [История Хэйлунцзяна]. - 2013. - № 15. -
Ш 266.
106. АЖ^Н" Й^ЙМЙ^ [Вопрос о принадлежности Гуань Дун Чжоу] // [Исторические архивы]. - 2000. - № 6 - Ш 21-29.
107. Ш Щ Ш^Ж^ЙЕ^^^ [Экономическая история СевероВосточного Китая в период династии Цин] / - : М^^АйЖШ
1990. - 325 Ш.
108. [Исследование и обзор современной северо-восточной региональной культуры с литературной точки зрения] / , // [Культурный Вьентьян]. - 2020. - № 11. -Ш 166-167.
109. ^^00 — Ж Ф Щ ^ № Ж ЙШ Й [Русско-японская война и реконструкция восточноазиатской международной системы] /^^0, // И ^У^Х^А^^Ш. [Журнал Харбинского института технологий. Социальные науки]. - 2011. - № 4 - Ш 24-32.
110. ^ Ш Ш Ш Й ^ : Ш ^ ^ 44 [Географическое описание Маньчжурии : исторические материалы Маньчжурской железной дороги]. - А^ : 1986. - 1700 Ш.
111. ЙШ & 1900-1924 : [О характеристиках китайско-российских отношений 1900-1924 годов : дис. ... д-ра ист. наук] / ЙШ. - ЛМ, 2004. - 293 Ж.
112. ЙШ 1907 ^ФЩ^Й^ЙШ [Узнать голос в высоких горах и текущей воде - чтение китайской хроники 1907 года] //
ЛМ. - ЛМ, 2003. - Ж 721-726.
113. [Поиск людьми мира от поколения к поколению] // АЙ^Й [Народный форум]. - 2017. - № 21. - Ж 26-28.
114. АШМ ЙШ^ШХ^ФЙШ^п!^ [Статус и влияние «Очерка истории китайской литературы» Ван Сили в российском китаеведении] / ШЖ. - : 2016. - 158 Ж.
- ; ±Ж).
115. Ш^Уй " Й АЖ " ^й Ш Ш Ш [Краткий анализ миграционного "прорыва на Восток"] // [Исследования по китайской социальной и экономической истории]. - 1998. - № 2. -Ж 57-64.
116. ШГ^ [Образование и культурная среда северо-восточной этнической группы эвенков] // Ш Ш ^ [Обзор образования]. - 2014. - № 5. - Ж 129-131.
117. [Исследование "песни Ача Бхуми" на маньчжурском языке] // М Л й Ш № ^ ^ I ^ Ш [Журнал Хэбэйского педагогического университета национальностей]. - 2017. 37, № 2. - Ж 3643.
118. ФЖЛ^Н I [Текстовое исследование маньчжурских заимствований в ближневосточных и северовосточных диалектах в «Фэнтянь Тунчжи»] / // [Ляонинский провинциальный архив]. - 2011. - № 2. - Ж 16-21.
119. ШШ [Краткое изложение
влияния русской культуры на культуру северо-восточного Китая: развитие ресурсов культурных талантов Северо-Восточного Китая] // ДЩ^Д. [Восемь ликов ветра - изображение чужих краев]. - 2016. - № 10. -Ш 252.
120. [Борьба великих держав в Северо-Восточном Китае и историческая эволюция владения КВЖД] // [Российские, центральноазиатские и восточноевропейские исследования]. - 2007. - № 5. - Ш 64-72.
121. ЙЙШ^-Ж^Ш^^^Л^Й^^
[Возрождение старой промышленной базы Северо-Восточного Китая и отсутствие современной культурной личности в Северо-Восточном Китае] // [Серия социальных наук]. - 2004. - № 6. - Ш 17-23.
122. & й &
[Ассимиляция культуры русских иммигрантов и реконструкция родной культуры Харбина] // М^^^Ш. Щ^—^Ш [Образование. Теория и практика]. - 2018. - № 9. - Ш 27-28.
123. [Исследование особенностей северовосточной народной культуры] // [Журнал Кайфэнского педагогического колледжа]. - 2017. - 37, № 10. - Ш 239-240.
124. СТ^ШЯ [Полный текст, примечания и оценка книги Лу Синя «Желаем дружбы между китайской и русской письменностью»] // § Й № т й ^ А ^ Л [Словарь оценки и анализа произведений Лу Синя] / ЗШй - ШР, 1992. - Ш 594-596. - ШЬ: https://www.kekeshici.com/shicizhoubian/mingrenzuopin/luxun/38059.html ЙЙ 0
Ш: 12.12.2022).
125. [Культурное наследие российской диаспоры: мост и связь для гуманистического обмена между Китаем и Россией] / // [Академия экономики и
культуры приграничья Хэйхэ]. - 2015. - № 144. - Ж 38-40.
126. ШШ : Mf^tüX [Железные дороги и региональные экономические изменения в современном Северо-Восточном Китае (1898-1931 гг.) : дис. д-ра ист. наук] / ШШ ; -2015. - 118 Ж.
127. Ш Ж & tfi^T^I^^^ii^It : Ш ± i X [Градостроительство современного Харбина под влиянием железной дороги : магистерская диссертация] / ШЖ& ; - 2012. - 125 Ж.
128. ЖШН^ШШФЖШШ^ШШ [Носитель особой истории и свидетель столетия превратностей - история КВЖД] / ^ФЖ, ^^ //
- 2019. - № 10. - URL: http://culture.cnjiwang.com/ccws/201911/ 2998025.html Ш: 20.10.2022).
129. ЙМ^ ФШШ^ЙШЙ [Структура китайской истории] // ФЩ#Ш±
-Й М ^ Ш ^ [Исследование позднефеодальных китайских городов - модель Шижэньи»] / ЙМ^ ; АШ [ШШ]. - :
1991. - Ж 134-144.
130. Й^^ [Северо-восточная народная культура] / Й^^. - : 2019. - 421 Ж.
131. А^М iM^'l'l^ ЙЙЙШ^^ИШ^: [История и нынешнее положение маньчжурских иммигрантов] // [Восточный журнал]. - 1928. -
25, № 12. -Ж 17.
132. А« : ^ÜX [Исследование культурных изменений в Эрцзе в конце династии Цин и начале династии Мин : магистерская диссертация] / AfÄ ; - 2013. - 129 Ж.
133. ^^Л " ЙАЖ " Ш ЙЙ Й А Ж X ^ [Культура прорыва на северо-восток] / ^^Л, А^Й // [Хэйлунцзянская экономическая газета]. - 2010. - № 4 - Ж 20.
134. ^ ШЖА"ЙАЖ"—^АШ^ЙЙ^ [Прорыв жителей Шаньдуна и изменение представлений о сельской местности] // : [Ежемесячный исторический журнал. Исследования по социальной истории]. -2005. - 9. - Ш 103-107.
135. ^ЭД}^ [История культурного обмена между Россией и Китаем] // [Китайско-иностранный культурный обмен] / - 4км, 2020. - Ш 97-99.
136. [Китайская литература в России и СССР] / ^ Ш. - 4км : 1990. - 392 Ш.
137. ^ЭДё [Разъяснения различий между китайской и русской культурами] / ^ВДЙ, // [Наука и техника Западного Китая]. - 2014. - № 7. - Ш 118-119.
138. ^^^ [Краткий рассказ о русском национальном традиционном костюме и его влиянии на Северо-Восточный регион] // МТН [Сеть Доудин]. - 4км, 2015. - Ш 88-89. -ШЬ: https://www.docin.com/p-1753299576.html ($ЩЙЙ0 Ш: 10.12.2022).
139. ^^^ ФЖ^^ [Китайская восточная железная дорога] // М^^^ ^ [История Хэйлунцзяна]. - 2020. - № 7. - Ш 28.
140. ША [О комическом духе северо-восточной народной культуры] // К^А^^Ш () [Журнал Ляонинского университета (издание по философии и социальным наукам)]. -2007. - 35, № 5. - Ш 44-59.
141. ЙЙ^ШП^^ [Краткое обсуждение развития и изменений в маньчжуро-ханьских отношениях в период правления династии Цин] // Ш Ш ^ Щ % ^ [Сборник исследований по истории маньчжуров]. - 4м, 1988. - 227 Ш.
142. [Об истории
наследия КВЖД и сохранении ценностей] // Ш Ш ^ А ^ [Культура и архитектура]. - 2018. - № 2. -А 197-198.
143. ШМАЙ^ШША^^ : [Исследование культуры костюма национальных меньшинств Синьцзяна : магистерская диссертация] / ; ^МАА^. - !Я, 2007. - 104 А.
144. [Исследование культуры русского национального костюма] // [Химические волокна и текстильные технологии]. - 2021. - № 4. - А 112-114.
145. ЖАЙЕ [Эссе о выдающейся народной культуре Северо-Востока] // Е^ША^АА [Цзилин. Серия: Региональная история и культура. Фронт социальных наук]. - 2009. - Ш 5. -А 114-118.
146. Ш Ш Ш Ш А Ш ^ Т ЙЙ Ф Ж А ШП Ш± # ^ ä [Социальные изменения вдоль северной линии КВЖД, фотографическая история] // äAN [Сеть Доудин]. - Ам, 2017. - URL: https://www.docin.com/p-1854473122.html
№0 Ш: 20.10.2022).
147. [Цин Шилу] / - : ФФАМ, 1986. - 64460 А.
148. [Ситуация в Маньчжурии [R]] / - Жм : А$Й,1991. - 167 А.
149. Ш1# - 1АИ1ША))
[Краткий анализ контрастных образов персонажей в романах Толстого и Лу Сюня - на примере романов «Бедные люди» и «Сестра Сянлинь»] // ^ ^ ^ ^ № ^ А ^ ^ Ш [Вестник Цицикарского педагогического университета]. - 2015. - № 2. - А 61-62.
150. [Обсуждение миграции в северовосточный Китай в Шаньдуне во времена династии Цин] // (
[Журнал Яньтайского нормального колледжа. Издание по
философии и социальным наукам]. - 2001. - 18, № 1. - Ж 57-62.
151. ЗД^ [О взаимодействии китайских и российских обычаев и культуры в бассейне реки Хэйлунцзян] // ММ
[Хэйхэский институт литературы]. - 2017. - № 403. - Ж 109-110.
152. А И АИ ЙАЖ: 300 ^ЙШйА [Прорыв на Восток: 300 лет миграции] / А И, |± А // [Партийное здание]. - 2008. - 4, № 4. -Ж 60-61.
153. А 1Ш ААШНЙШйИМ [Русские на Северо-Востоке: полвека диаспоры] // Ф^АЖЙША^Ш^ (М — Ш) [История и реальность китайско-российских отношений (серия вторая)]. - ЛМ, 2009. - Ж 208-217.
154. А Ш
[Применение элементов костюма национальных меньшинств бассейна Хэйлунцзян в дизайне при разработке современных продуктов] / А Ш, А^А // [Харбинский колледж искусства и дизайна]. -
2017. - № 29. - Ж 59.
155. АА [Записки о командировании в Россию] / АА. - ШШ : ШШЙЙАЙ, 2016. - 291 Ж.
156. ААА Ж Л А Ш й Ш А ^ Ш Ш # А ^ & [Краткое обсуждение особенностей древних костюмов этнических меньшинств северо-восточного Китая] // ЛА^А [Северная серия]. - 1996. - № 3. - Ж 41-42.
157. Аё [Влияние китайской культуры на русских писателей ] // ^КМТ [Еженедельник экзаменов]. - 2012. - № 69. - Ж. 18-19.
158. АН [Исторические особенности региональной культуры северо-востока] // М А ^ й Ш А Т [Хэйлунцзянская этническая серия]. - 2006 - № 3 - Ж 68-73.
159. Ü1 Ш i ^ [Краткое обсуждение особенностей древней этнической культуры Северо-Востока Китая] // МА^йЖ ÄflJ [Серия "Этнос Хэйлунцзяна"]. - 2006. - № 3. - Ж 68-73.
160. АйЖ - ^МАМ^ЖАИ^
^ А ШШ : Ш i i X [Исследование традиционных похоронных ритуалов народности хань в северо-восточном Китае - на примере города Сичжан, Чжаодун, провинция Хэйлунцзян : магистерская диссертация] / АМЖ ; МА^ А^. - МА^, 2020. - 64 Ж.
161. [Переосмысление политики династии Цин по захвату Северо-Восточного Китая] // ЖА^А^Ш [Журнал Северо-Восточного педагогического университета]. - 1997. - № 166 - Ж 149152.
162. А # Ш Ш " Ш А Ж " й ^ Й Н $ # Ш [Анализ пространственных и временных характеристик движения "прорыва" в Китайской Республике] // ЙШЙШ [Очерки по архивам Китайской Республики]. - 1999. -№ 2. - Ж 86-90.
163. AM [Мао Дунь: к новатору мировой литературы Хуан Яцин] // ffi^X^A 20 [Мировая литература и писатели Чжэцзяна 20 века]. - 2004. - Ж 93-117.
164. Ш^Н^ й^йж^ - Ш Ш [Первобытная религия в дельте Жемчужной реки - Тотем] // ГЖА^ - ГЖ, 2022. - URL: http://www.gdwsw. gov.cn/shsy/content/post_28485.html Ш: 30.11.2022).
165. ШШ ШШАВАдаАХ^ФЙШ^Ш [О политической роли КВЖД в японском империалистическом вторжении в Китай] // fö^^T'J. AXtt
[Академический журнал Сунляо. Социально-гуманитарные науки]. -2001. - № 4. - Ж 140-147.
166. ШХ {^^АЛХ^&ША^^ [Взгляд на русскую литературную мысль]
// STN. - Лм, 2017. - URL: https://www.docin.com/p-1957490942.html (ЩШЙЙ
0 Ш: 10.12.2022).
167. ЙШ!" ЙАЖ"^Р^АШШКА^ [«Прорыв в Гуаньдун» и региональная культура независимого «Я»] / Йга^, // ФШ^А^Я^ ifii [Обзор китайской социальной психологии]. - 2021. - 20. - А 230250.
168. ЙЙ^ Ш li^IK! # [Краткое обсуждение российской национальной идентичности] // [Знание мира]. - 2017. - № 23. - А 70-71.
169. [Цюй Цюбай, Чжу Цзыцин и Цзи Сяньлинь смотрят на «впечатление от Харбина» глазами культурных знаменитостей] // Ж А Н Ш ^ ^ . - PP А } , 2017. - URL: https://heilongjiang.dbw.cn/system/2017/05/07/057630391.shtml ( Щ Ш ЙЙ 0 Ш : 30.11.2021).
170. ААЗД^ШВД^Л [Краткий словарь социальных наук] / А^ АШ^. - АШ : 1984. - 1212 А.
171. Ш&ф [Краткое описание влияния русской культуры на культуру северо-восточного Китая] // Forward Position [AiA|. - 2010. - № 4. - А 172-174.
172. МЖ Ш АЙАм^АШ [Исследование о литературе по Русской духовной миссии в Пекине, сохраняемой в Национальной библиотеке] / MM Ж , ^ Ш Ш // Ш Ш й А ^ ^ T'J [Журнал национальной библиотеки]. - 2008. - № 2. - А 84-88.
173. ЗДЖА [История первого дарения книг Россией Китаю] // [Исследования современной истории]. - 1991. - № 4. -А 265-272.
174. ?ША А^ЙА^МШЙШАШЯ [Исследование
истории Русской православной церкви в Даляне и Люйшуне] // Щ^А^Х^ [Мировая религиозная культура]. - 2016. - № 6. - Ж 149-152.
175. ВДА^ [Влияние шаманизма на костюмы этнических меньшинств Северо-Востока Китая] // йШ^А^Я^ [Исследования в области этнического искусства]. - ЦВ^А, 2010. - Ж 109-112.
176. Ф^АШШ^А [Китайские национальные обычаи] / - ^ЖШ : МЛАйЖШ±, 1986. - 1. - 366 Ж.
177. ^АА 0^ [О политике цинского правительства, направленной на объединение с Россией и противостояние Японии после китайско-японской войны] // [Журнал Чанчуньского педагогического университета]. - 2002. - № 2 - Ж 28-31.
178. АШЕ [История Цзилинь]. - ЛЖ : Ф^АМ, 1985
1 : ААШЙ^ [Т. 1. : Хроника Нингуты]. - 80 Ж.
179. ^АА "ЙАЖ'АЖЛКЩдАХА^Й ["Вторжение в Гуандун" и изменение языка и письменности в Северо-Восточном регионе] // ЛАХ^ [Северные культурные реликвии]. - 2007. - № 91. -Ж 72-78.
180. ^АА "ЙАЖ"["Вторжение в Гуандун" и трансмутация обычаев гражданского общества] // А^ЯХА^^Ш
Ш ) [Журнал Даляньского технологического университета (издание по общественным наукам)]. - 2006. - № 1. -Ж 44-48.
181. ^АА [Обзор отечественных исследований по истории северо-восточных мигрантов династии Цин за последние 100 лет] / // ФША^^^^ [Динамика китайских исторических исследований]. - 2013. - № 5. -Ж 64-72.
182. 1АА : МА&Х [Миграция и социальные изменения в современном северо-восточном Китае : дис. ... канд. ист. наук] / ^ААА. - 2005 - 178 Ж.
183. ^А^ (1860-1931) :
[Современная северо-восточная миграция и социальные изменения (1860-1931) : дис. д-ра ист. наук] / ^А^ ; - Ж, 2005. - 124 А.
184. ШШШ [Исследование культурной идентичности восточной части северо-восточного пограничного региона] // АА
[Журнал социальных наук]. - 2012. - № 1. - А 47-49.
185. (ФЖ^^ ^^ [Исследование истории китайско-российских отношений: обзор «КВЖД и культура Хэйлунцзяна»] // [Исследования России, Средней Азии и Восточной Европы]. - 2011. - № 3. - А 161-167.
186. А^Ф Ш^ЖАЙЙАМ^Ф^ААФ [Виды сельскохозяйственных культур и их распределение в Северо-Восточном Китае при династии Цин] // А ААА [Древнее и современное сельское хозяйство]. - 1996. - № 4. - А 40-46.
187. М ^Т Ш Ф И А ^ Й ! ^ Ш ЙЙ Щ Ш [Распространение китайской культуры в России] // ФФАВДАА 3 [Свет китайской цивилизации 3]. - АА : АЖА^ЖШ±, 2001. - 481 А.
188. [Обсуждение народной культуры Гуаньдуна, адаптированной к холодному климату] // [Теоретическое наблюдение]. - 2009. - № 2. - А 10-11.
189. МИА [История выбора места для строительства КВЖД] // Ф ЙШ А [История Хэйлунцзяна]. -2015. - № 3 -А 149-152.
190. ^АЙ Ш^ШЖА " ЙАЖ " [Влияние "вторжения" народа Шаньдуна на общественные обычаи северо-восточного Китая в эпоху династии Цин] / ^РАШ, // [Журнал колледжа Тунжэнь]. - 2007. - 1, № 6. -А 43-45.
191. ЩЯйШШ ^^ААЙАА [Экспериментальный анализ
этнических костюмов и религиозной культуры] // ШАМ—йЖ^Ш^Ш [Журнал второго Северо-Западного колледжа национальностей]. - 2005. - № 1. -Ж 44-47.
192. {{ШХ^А^ [Краткая история русской литературы] /
- 2010. - 180 Ж. - URL: https://upimg.baike.so.com/doc/334758-
354576.html Ш: 10.12.2022).
193. ^лм Ж А т Ж Ш Ш ^ ffiffi % : Ш^£Х
[Исследование изменений маньчжурских брачных обычаев в Северо-Восточном Китае в современное время : магистерская диссертация] / ; АМА^. -
2015. - 114 Ж.
194. ШСЖАХААА» [Читая северо-восточную культуру] // Ш [Исследования региональной культуры]. - 2019. - № 6. - Ж 133139.
195. й^Ш [Размышления о влиянии современной российской культуры на Китай] // А ^ № Ш ^ Ш А Ш io ^ Ш [Колледж иностранных языков Дацинского педагогического университета]. -2011. - № 9. - Ж 31-32.
196. й^ : ^tfiiiX [Русская культура и современная северо-восточная литература : дис. д-ра ист. наук] / й^ ; ШЖА. -^Ш, 2007. - 149 Ж.
197. IWA ЖА^йИ^ [Вопрос об эмиграции на Северо-Восток] / А. - АШ : 1931. - 263 Ж.
198.
^^АЙ^^ШЖ [Культурные особенности и стратегии развития фольклорного туризма в Северо-Восточном Китае - исследование духовной динамики социальной трансформации в Северо-Восточном Китае] // [Фронт
социальных наук]. - 2009. - № 12. - Ж 121-126.
199. 1ЖФ Я"ФЖШ#" [От строительства КВЖД к стратегии дипломатических переговоров царской России с Китаем] / | Ж Ф , Й Щ // А Ж Ш А ^ А Ш [Журнал Шицзячжуанского колледжа]. - 2017. - № 2. - А 76-82.
200. Ш & ЖАААЙЙ^^АА^ [Предварительное исследование культурного формирования мигрантов и их отчуждения в северо -восточной культуре] // ААЗДАй^^ [Фронт социальных наук]. - 1997. - № 6. -А 187-197.
201. Ш^А [Эволюция русской политики на Дальнем Востоке] // [Сибирские исследования]. - 2018. - № 4 - А 70-78.
202. Ш Ш ААЩ^АЙ Ш ^ [Российская дипломатическая традиция и ее влияние] // Я^Щ^ [Теоретическое обозрение]. - 2014. - № 4. -А 79-80.
203. 19 [Влияние русской культуры на культуру Северо-Востока с конца 19 в.] // СКК1. - АА, 2015. - иКЬ: https://xueshu.baidu.com/usercenter/paper/show?paperid=541ca7d3de bd1e01981b5c2c79de99&site=xueshu_se (МЙ0 1А 10.12.2022).
204. ШША [Эволюция российского китаеведения и его актуальность] / Ш ША, АШ // ААМ^к [Форум СевероВосточной Азии]. - 2011. - № 4. - А 112-122.
205. ШАА [Регуляция политики объединения с Россией правительства поздней Цин] // АЙАТ [Журнал Чанбай]. - 2011. - № 2
- А 120-122.
206. ^ ААш^ПАААШ^ЖАШАЙЙА^ [Железная дорога, промышленность и расцвет городов Северо-Востока] // Ш А Ш А ! % [Исследование истории городов]. - 2020. - № 42. - А 233-248.
207. А Ж i А Ш й Ш Ш 4Й Ш т А ^ Ш % [Исследование музыки этнического меньшинства Сибо в Северо-Восточном Китае] // ЖАААА^^Ш : [Журнал Северо-Восточного сельскохозяйственного университета: издание по общественным наукам]. - 2011. - № 9. - Ж 74-77.
208. ЙША^Л [Словарь образования] / - : WftMi, 1998. - 116 Ж.
209. ШЛМШФААААК^ХАА^а [Маньчжурско-китайский конфликт и изменение культуры северных регионов в начале правления династии Цин] // [Исторические исследования Цин]. - 2023. - № 2. - Ж 60-72.
210. то МШ^н^ХА^^ [Краткое изложение маньчжурской свадебной культуры] // [Маньчжурский исследовательский журнал]. - 2010. -№ 2. - Ж 117-123.
211. ЖАА^йШМШ^^ [Краткая история происхождения и течения древних народов
Северо-Восточного Китая] // [Исследования по истории и географии границ Китая]. - 2017. - 27, № 4. -
Ж 28-45.
212. Юй [Культура питания уезда Хуа] / Юй. -: 2013. - 92 Ж.
на английском языке
213. Ji Y. The Manchu customs of the pre-Qing period as seen by the North Korean enspheres : master's thesis / Y. Ji ; Northeast Normal University. - Changchun, 2017. - 41 p.
214. Phillips K. M. Before orientalism: Asian peoples and cultures in european travel writing / K. M. Phillips. - Philadelphia : University of Pennsylvania Press, 2014. - 259 p.
215. Remer C. F. Foreign investments in China / C. F. Remer. - New York : Macmillion Co., 1933. - 708 р.
202
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список информаторов
1. Гао Жунсян, хань, 1971 г.р., провинция Шаньдун
2. Ван Дэсихан, хань, в 1956 г.р., провинция Цзилинь
3. Чжоу Цзинся, хань, 1954 г.р., провинция Хэйлунцзян
4. Ван Дыкин, хань, 1961 г.р., провинция Цзилинь.
5. Сюй Баоань, хань, 1958 г.р., провинция Хэйлунцзян
6. Чэнь Яо, хань, 1984 г.р., Пекин
7. Ли Ин, хань, 1976 г.р., провинция Цзилинь
8. Ван Дашань, хань, 1984 г.р., провинция Хэйлунцзян
9. Чэнь Лигуо, маньчжур, 1955 г.р., провинция Шаньдун
10. Ван Шуфен, хань, 1954 г.р., провинция Хэйлунцзян
11. Ли Шушань, хань, 1952 гр., провинция Цзилинь
12. У Тин, хань, 1990 г.р., провинция Шаньдун
13. Тянь Фан, маньчжурка, 1977 г.р., провинция Ляонин
14. Лю Лэле, кореянка, 1992 г.р., провинция Цзилинь
15. Гао Жунхуа, хань, 1966 г.р., провинция Шаньдун
203
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Расписание станций КВЖД 1898-1903 гг.
шяшшшш
Рисунок Б.1 - Расписание станций КВЖД 1898-1903 гг.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.