Хоровая мизансцена в теории и практике музыкального театра XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Александрова, Елена Ивановна

  • Александрова, Елена Ивановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 160
Александрова, Елена Ивановна. Хоровая мизансцена в теории и практике музыкального театра XX века: дис. кандидат наук: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2012. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Александрова, Елена Ивановна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Обзор первоисточников

ГЛАВА I.

Режиссура хоровых сцен в театрах дореволюционной России:

1903-1917 годы

ГЛАВА II.

Развитие теоретической базы и практика режиссуры хоровых сцен:

1918-1940 годы

ГЛАВА III.

Хоровая мизансцена в оперном театре второй половины XX века:

1945-1999 годы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

К общему вопросу о теории мизансцены

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хоровая мизансцена в теории и практике музыкального театра XX века»

ВВЕДЕНИЕ

Обзор первоисточников

Мизансцена, пожалуй, самый распространенный термин в окружающей нас театральной среде. Мизансцена хора также базируется на общем понятии мизансцены. Всеобъемлющий, термин включает в себя такие составляющие как пространство и время, в театральной мизансцене «время /.../ деятельно: оно обладает "движущим смыслом", оно "дает созреть" /.../ перемене»1. Общего мнения по вопросу мизансцены все еще не существует: количество формулировок достаточно разнообразно. К. Станиславский видел роль мизансцены в том, чтобы сделать «физически ощутимым сокровенный смысл произведения». Г. Товстоногов формулировал мизансцену как «смысл события, выраженного во времени и пространстве». П. Пави обобщает: «Любая мизансцена является интерпретацией текста при помощи действия» . Вс. Мейерхольд, используя терминологию Р.Вагнера, характеризовал мизансцену как «симфонию, которая становится видимой, которая уясняется в видимости и понятном действии»3. Кажется очевидным, что и хоровая мизансцена должна следовать определенной логике, - режиссерского замысла, распределенного во времени и пространстве. Мизансцена рождается здесь и сейчас, или она выстраивается, возобновляется, варьируется? Очевидно, феномен мизансцены тесно связан с феноменом времени. Что есть для нас время? С одной стороны, оно никогда не повторяется, а с

1 БармакАА. «Художественная атмосфера. Этюды». М.: «ГИТИС». 2004. С. 156.

2 Пави Патрис. «Словарь театра». М. 1991. С. 178.

3 Мейерхольд Вс. «О театре». Санкт-Петербург. 1912. С. 63.

-3 -

другой - человеку свойственно воспринимать, ощущать течение времени как повторяющуюся цикличность с тенденцией к возобновлению. «Жизнь мизансцены» есть диалектическое противоречие - мизансцена всегда являет себя как синтез изменчивости и повторяемости, рождения и умирания, движения и статики. Может ли хоровая мизансцена нести четко выраженную смысловую режиссерскую нагрузку, как и мизансцена вообще? Или, как утверждает С. Эйзенштейн, хоры в опере находятся лишь на полпути между декорацией и актером, где служат «групповым связующим звеном между индивидуальным человеческим существом и средой, то есть между солистом и вещественным оформлением сцены»4?

Эти и другие вопросы неизбежно возникают при исследовании принципов построения хоровых сцен в теории и практике XX века.

В целом исследование направлено на изучение вопроса исторического развития хоровой мизансцены в частности, а также на поиск обобщающей концепции понятия мизансцена вообще.

Актуальность исследования видится в подведении к общему знаменателю огромного количества вариативных формулировок мизансценических принципов, в стремлении пополнить по мере возможности освещение темы «мизансцена хора».

Хронологические рамки исследования ограничиваются XX веком (1903-1999 гг.). В основе методологической базы: законы и категории диалектического направления философской мысли, общенаучные методы познания, сравнительный, логический и системный анализ. Эмпирическую базу составляют: фото, видео и цифровая документация, диссертационные исследования и публикации, рецензии, театроведческие монографии, воспоминания современников. Научная новизна - впервые теоретически осмысливается феномен мизансцены хора в данных хронологических рамках (XX век), проводится попытка четкой дифференциации различных направ-

4 Эйзенштейн СМ. Воплощение мифа. II Цитата по кн.: Эйзенштейн С.М. Метод. Том 2. Тайны мастеров. - М.: Э-Ц, 2002. С. 218.

лений этого вида смыслообразующих пространственно-временных построений. Научно-практическое значение диссертант видит в том, чтобы подготовить четкие формулировки и теоретические рекомендации студентам-режиссерам кафедры музыкального театра, существование которого в огромной степени обусловлено практикой работы с хором.

Проблема массовой мизансцены в рамках драматического театра подробно рассматривалась в монографиях и диссертационных исследованиях, среди которых теоретический труд А. Попова «Опыт режиссерского решения построения народных сцен»5 играет ключевую роль. Автор «Опыта» называет Московский Художественный театр прародителем режиссерского искусства народной сцены. Анализируя, подробно описывая опыт работы режиссеров К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, А. Попов именно этих режиссеров называет родоначальниками новой отрасли режиссерской деятельности: «работа над массовой сценой» в драме. В более позднем издании 1979 года, в «Творческом наследии», выделены отдельно главы о миг п

зансцене и решении народных сцен , отмечается факт связи массовых сцен и ансамблевой игры: «Искусство построения народной сцены /.../ целиком связано с принципами ансамблевого театра».

Заслуживает внимания работа Ю. Мочалова «Композиция сценического пространства. Поэтика мизансцены», где проблеме построения массовых сцен (в драматическом театре) посвящена отдельная часть исследования. Методическая направленность главы «Мизансцена толпы» не просто посвящена массовым сценам, но рассматривает режиссерскую технику создания таковых. Приемы построения «народной сцены» исследуются на конкретных примерах из репертуара русского драматического театра. Автор уделяет внимание композиционной структуре мизансцены, сравнивая работу режиссера и творчество композитора: «Массовая сцена требует подхода к себе как к теме для разработки. В ней, как в музыкальном произведении,

5 Попов АД Опыт режиссерского решения построения народных сцен. М. Искусство. 1954.

6 Попов АД Творческое наследие. М.: ВТО, 1979. С. 444.

7 Там же. С. 416.

существует прежде всего - мелодия, а уж потом — вторые и третьи голоса, подголоски, проходные темы и их вариации» . Признавая достоинства методического пособия Ю. Мочалова, следует отметить взаимосвязь данной работы с теоретическими разработками в области театральной режиссуры, которые ранее были сформулированы К. Станиславским, Вл. Немировичем-Данченко и А. Поповым. В трактовке мизансцены Ю. Мочалов склонен уравнивать термины «композиция» и «мизансцена»: он формулирует «мизансцену» как «трехмерную композицию», с учетом глубины сценического пространства.

В монографии П. Маркова «Режиссура Вл. Немировича-Данченко»9 находится много примеров режиссерского подхода к мизансценическим решениям хоровых сцен в их историческом и театроведческом аспекте. Монография А. Гозенпуда10 также охватывает важный период в истории отечественного театра. Здесь в сравнительном анализе представлены режиссерские фигуры К. Станиславского, Вс. Мейерхольда, С. Радлова, Вл. Лосского, А.Таирова, К. Марджанова, Вл. Немировича-Данченко, Н. Смолича и С. Эйзенштейна.

В исследовании Г. Фомина «Эволюция принципов режиссерского решения массовой сцены в драматическом спектакле русского дореволюционного и советского театра»11 автором выделяются два основных театральных направления и два типа решения массовых сцен: «психологического реализма» и «условного театра». Во второй главе «Эволюции» анализируются принципы «метафорического решения» массовых сцен В. Мейерхольдом, представлен «революционный романтизм» К. Марджанова, приводятся примеры творческих опытов Е. Вахтангова: использование стилистики «фантастического реализма» применительно к массе в драматическом спек-

8 Мочалов ЮЛ Композиция сценического пространства. Поэтика мизансцены. / Учебное пособие для заведений культуры. М.: Просвещение. 1981. С. 239.

9 Марков П.А. Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре. - М.: ВТО. 1960.

10 Гозенпуд А. Русский советский оперный театр. - П., 1963.

11 Фомин Г.А. Эволюция принципов режиссерского решения массовых сцен в драматическом спектакле русского дореволюционного и советского театра. - М. ГИТИС. 1981. С. 21.

-6-

такле. Отдельная глава посвящена стилистике Е. Любимова-Ланского в рамках «агиттеатра»; далее прослеживается развитие мхатовских принципов, метод социалистического реализма и народные сцены в спектаклях советского драматического театра 70-х годов.

В 1981 году публикуется диссертационное исследование 3. Казак, рассматривающей проблему воплощения народно-массовых сцен в оперном театре. Первоочередная задача постановщика в опере обозначена как умение раскрыть «значение, глубокую самоценность музыкальной драматургии»12. Продолжением разработки данной темы можно считать исследовательскую работу М. Розенберг «Становление режиссуры в русском оперном театре рубежа веков и формирование постановочных приемов народно-массовых сцен»13, где рассматривается вопрос мизансцены хора в период зарождения русской оперно-режиссерской школы. В этой работе, подготовленной в рамках аспирантуры ГИТИСа в 2005 году, выделены следующие аспекты: 1) проблема генезиса режиссерского театра; 2) изучение проблемы новаторства в режиссерском оперном театре; 3) рассмотрение постановочных приемов народно-массовых сцен в опере до 1911 года; 4) выделение связи взаимоотношений «протагониста» и толпы.

Помимо вышеуказанных работ, диссертант неоднократно будет ссылаться на материалы архивного фонда театрального музея им. А. Бахрушина (сокр. ГЦТМ). По данным архива анализируются ранее не публиковавшиеся рукописные материалы А. Санина (фонд 245)14 по работе с хоровым коллективом, фотографические снимки хоровых и массовых сцен из оперных спектаклей А. Дикого, С. Радлова, Вл. Немировича-Данченко, С. Эйзенштейна, Л. Баратова, Б. Покровского, Л. Михайлова, Г. Ансимова, Г. Товстоногова и других. К вопросу об общей теории композиции и мизансцены в работе рас-

12 Казак ЗА Режиссура и проблемы народно-массовых сцен в советском оперном театр, - М. ГИТИС. 1981. С. 162-164.

13 Розенберг М.С. Становление режиссуры в русском оперном театре рубежа веков и формирование постановочных приемов народно-массовых сцен. - М. ГИТИС. 2005.

14 Монтировки к хоровым сценам оперных постановок A.A. Санина «Князь Игорь», «Сорочинская ярмарка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Кармен» частично представлены в Приложении № 2 к данному исследованию.

сматриваются отдельные теоретические труды К. Станиславского15, Вс. Мейерхольда16, Вл. Немировича-Данченко17, В. Соловьева18, Е. Вахтан-

19 20 21 22

гова, С. Эйзенштейна , Б. Захавы , А. Попова , Г. Товстоногова , И. Ма-

23 24 25 26

лочевской , А. Тарковского , А. Бармака , Ю. Мочалова , Б. Голубовско-го27, Н. Демидова28, П. Пави29, А. Толшина30, А. Веснина31 и других.

А. Попов тщательно исследовал и описал процесс творчества в режиссуре, сформулировав термин «пластическое воображение», обозначив идейную направленность художественного идеала в реалистическом спектакле, где «мизансцены, /.../ конкретно выражая существо происходящего и будучи жизненно правдивыми, в то же самое время в своей образной пластической выразительности возвышались бы до художественного выявления идеи спектакля»32. В формулировке этого режиссера искусство мизансцены заключено в способности мыслить пластическими образами: «Спектакль обретает свою художественную заразительность и силу через определенную стилистику мизансцен, верно выражающих мысль, через их характер, гра-

33

фический рисунок, через темпоритм их движения...» . Проблему связи времени и пространства в мизансценическом решении неоднократно исследует

15 Станиславский К.С. Собрание сочинений в 9-ти т. Т. 3. Работа актера над собой. Часть 2. Работа над собой в творческом процессе воплощения / Вступит, статья Б.А. Покровского. - М.: Искусство, 1990.

16 Мейерхольд. В.Э. Лекции: 1918-1919. Составитель О.М.Фельдман. - М.: ОГИ, 2001.

17 Марков А.П. «Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре». М. ВТО. 1960.

18 Соловьев В.Н. Чет и нечет. //Любовь к трем апельсинам. Журнал доктора Дапертутто. Петроград. 1915. № 4-7 С. 171-178.

19 Эйзенштейн С.М. Метод. Том 2. - М.: Э-Ц. 2002. С. 151.

20 Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: ГИТИС, 1978.

21 Попов АД. «Творческое наследие».-М.: ВТО. 1979. С. 413-443.

22 Георгий Товстоногов репетирует и учит. / Лит. запись С.М. Лосева. СПб: «Балтийские сезоны». 2007. С. 26-416.

23 Малочевская И.Б. Режиссерская школа Товстоногова. С-ПбГАТИ, 2003.

24 Тарковский А. А. Уроки режиссуры. / Учебное пособие. - Москва. 1993.

25 БармакАА. Художественная атмосфера. Этюды. - М.: ГИТИС. 2004.

26 Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства. Поэтика мизансцены. Учебное пособие для заведений культуры. М. Просвещение. 1981.

27 Голубовский Б.Г. Шаг в профессию. - М.: ГИТИС. 2002 (1-пе{)

28 Демидов Н.В. Творческое наследие в 4-х т. Т.1. Искусство актёра в его настоящем и будущем. Типы актёра. -СПб. Гиперион. 2004. (1-пе{)

29 Пави П. Словарь театра. - М.: «Прогресс», 1991.

30 ТолшинАЯ Импровизация в процессе воспитания актера, - СПГАТИ: СПб, 2001. (1-пе1)

31 Веснин А.А. Мотив "бегущего человека" в авторском кинематографе второй половины XX века. -Кострома. 2003. С. 4.

32 Попов АД. Творческое наследие. - М.: ВТО. 1979. С. 443444.

33 Там же. С. 444.

в своих работах А. Бармак, выделяя способность «видеть вызревающую во времени перемену» как важную характеристику режиссера и художника. Профессор ГИТИСа справедливо называет время «пространством человече-

34

ского развития» .

Понимание мизансцены Г. Товстоноговым представлено в методическом пособии И. Малочевской «Режиссерская школа Товстоногова», где систематизирован материал, накопленный за годы совместной педагогической работы в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (СПбГАТИ, ранее - ЛГИТМиК). Отдельного внимания заслуживает сборник «Георгий Товстоногов репетирует и учит», в котором представлены литературные записи уроков 1972-1977 годов. Здесь подробным образом запечатлен процесс подготовки молодых режиссеров драмы, документально зафиксирован процесс погружения студентов в «систему», в исследование «метода», «законов», «правил». Мастер курса преподает на основе собственных формулировок «действенного анализа», методология которого включает «исходное событие», «сквозное действие», «конфликт», «сверхзадачу», «предлагаемые обстоятельства», «этюдный метод», «атмосферу» и многие другие режиссерские термины. Вся система рассматривается применимо к мизансцене и ее проявлению через «поток действий, поток мыслей,

35

поток чувств, поток выражения себя в пространстве и во времени» .

Б. Захава определяет процесс поиска мизансцены и ее создания на театральной площадке как ответственный этап работы над спектаклем. Ученик Е. Вахтангова отмечает важность предварительной разработки мизансцены «в виде подробной партитуры для начинающего» режиссера. Закономерность предварительной подготовки не должна исключать и метода «импровизации - для зрелого мастера»36. Термин разводка является совершенно неприемлемым для Б. Захавы. Режиссер акцентирует важную особенность в

34 Бармак АЛ. Художественная атмосфера. Этюды. - М.: ГИТИС. 2004. С. 158.

35 Георгий Товстоногов репетирует и учит. Литературная запись С.М. Лосева. - СПб.: Балтийские сезоны. 2007. С. 343.

36 Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: ГИТИС, 2008. С. 358.

работе с мизансценой: «В процессе фантазирования режиссер реализует себя и как мастер пространственных искусств (живописи и скульптуры), и как мастер актерского искусства» . Театр без живого актерского творчества неосуществим.

Стремясь к наиболее полному рассмотрению темы, в попытке раздвинуть границы понимания термина «мизансцена», диссертант приходит к изучению материалов по теории мизансцены в рамках кинематографа. Отправной точкой на этом пути стали масштабные труды С. Эйзенштейна, в том числе «Метод», в котором привлекают особое внимание оригинальностью мысли статьи «Воплощение мифа», «Раздвоение единого» и «Чет - нечет»38. «Воплощение мифа» обладает, по мнению диссертанта, определенной ценностью для истории музыкального театра. Здесь изложен режиссерский анализ оперного материала в трактовке кинорежиссера, дана подробная экспликация оперы «Валькирия» (1940 год, на сцене Большого театра). С. Эйзенштейн теоретически исследует ролевое значение и функцию так называемых «мимических хоров» на оперной сцене. Четкая авторская позиция дает ясное понимание стилистики и метода построения мизансцен в опере. Отдельный том собрания сочинений, как известно, полностью посвящен искусству мизансцены и композиции в киноискусстве. В кинематографическом опыте С. Эйзенштейн является последовательным приверженцем эстетики Дидро, когда «каждый момент - картина».

Теория мизансцены С. Эйзенштейна, с ее опорой на монтаж и целостность изобразительных форм, имела как последователей, так и противников. Сам С. Эйзенштейн видел в синтетическом жанре кинематографа великого примирителя: «Только лишь в кино возможен подлинный синтез "системы Станиславского", которая была прежде всего направлена к воспитанию способности "вступить" в чувственное мышление, в переживание, ощущение, и школы Мейерхольда, достигшего вершин в области композиции, пластиче-

37 Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: ГИТИС, 2008. С. 359.

38 Вл. Соловьев. «К вопросу о теории сценической композиции». / Журнал «Любовь к трем апельсинам», Петроград. 1915. С. 171-178.

ской культуры, культуры ритма и формы» . В оппозиции теории выступил французский киновед А. Базен, вопреки монтажному принципу утвердивший превосходство «глубокой мизансцены»40. Такая мизансцена отличалась философической замедленностью кинодействия, отсутствием резких всплесков. Здесь режиссер выстраивает мизансцены длинными эпизодами, снимаемыми одним планом. «Ухищрениям монтажа»41 Андре Базен противопоставляет наполнение мизансцены глубоким неторопливым смыслом течения времени и его неоднозначностью. Во главу угла попадает не столько зрелищность кадра, сколько поэтика кинематографической мизансцены, ее глубинная связь с искусством психологического театра42. Режиссер А. Тарковский, казалось бы, поддерживает теоретические формулировки С. Эйзенштейна, но вместе с тем выдвигает и самостоятельную концепцию ми-зансценирования в кино, близкую теории А. Базена. По мнению Тарковского, в кинематографе мизансцена - близка к термину композиции, именно она отвечает за «форму размещения и движения выбранных объектов по отношению к плоскости кадра», но вместе с тем функции мизансцены будут расширены этим режиссером. Постановщик театра и кино нуждается в жизненной правде, он «обязан исходить из психологического состояния героев», находить развитие психологии во внутренней динамике ситуации и «возвращать все это к правде единственного, как бы впрямую наблюдаемого

39 Эйзенштейн СМ. Избранные произведения в 6-ти томах. Т. 4. Режиссура. Искусство мизансцены - М.: Искусство. 1968. С. 446.

40 Веснин АЛ Мотив "бегущего человека" в авторском кинематографе второй половины XX века. - Кострома. 2003. С. 4.

41 Там же. С. 26.

42 0 силе воздействии спектаклей МХТ вспоминает ученик С.Э. Радлова, театральный режиссер и педагог Ф.Е. Шишигин: «Первое паломничество было к Мейерхольду, потом к Таирову./.../ К Станиславскому попали случайно./.../ Все, что было пронафталиненного, что еще не перемёрло, старушки, старички - все здесь. Нам все не нравилось: какой-то уют, тишина, ничего революционного нет. И вот - «Дядя Ваня». Симовские декорации, стол стоит, нянька предлагает Астрову чаю... Что убило сразу - ни в одном театре не виданная тишина в зрительном зале. Как будто все умерли. /.../ И вдруг (мы) начали замечать, как "невидимый спрут искусства" заползает в душу. И к концу первого акта мы почувствовали, что не можем обмениваться шуточками, сыпать замечаниями, цитатами. /.../ Конечно, убила правда жизни, которая в спектаклях Мейерхольда и не ночевала... Но главное - убила поэзия театра - без вскриков, без восклицательных знаков и без вздрючивания». II Цитата по кн.: Любимцев П.Е. «Гвоздицкий и его двойник». М.: Ыачопа, 2010. С. 151-152.

факта и к его фактурной неповторимости»43. А. Тарковский, как и С. Эйзенштейн, уделяет внимание композиции и соотношению форм в кадре, но делает это иным образом. Кадр Тарковского наполнен атмосферной психологией, символикой и мистикой бытовой детали, выверенная композиция служит высшей идее фильма, при этом сам режиссерский метод не довлеет, работа режиссера максимально нивелируется. У режиссера нет поклонения форме, как нет идеализации, поклонения какой-либо отвлеченной идее, но присутствует неопровержимая жизненность отснятого (поставленного) материала: «Строить мизансцену, исходя из каких-либо произведений живописи, это значит создавать ожившую живопись, а, следовательно, убивать кинематограф. Мизансцена выражает не мысли, она выражает жизнь»44.

Немаловажный вопрос, стоящий перед диссертантом: возможно ли четко разделить понятия «мизансцена хора» и «хоровая композиция»? Или в оперном театре необходимо ограничиться анализом построений массовых сцен, соотнося таковые исключительно с их композиционной структурой? По мнению диссертанта, перечисленные термины можно и должно строго разграничить.

Композиция как системное построение (термин происходит от латинского сотровШо - составление, связывание, сложение, соединение) есть важный организующий принцип создания формы художественного произведения, отвечающий за его целостность и единство. М. Каган определяет понятие целостности как «качество системного объекта», в котором целое и его части «взаимосодействуют в решении единых задач»45. Взаиморасположение частей образует композиционное единство литературного, музыкального, скульптурного или архитектурного произведения, задает ему осмысленную форму. Композиция есть продуманное расположение частей, в соразмерности которых проявляется упорядоченная целостность. Так сценическая композиция может быть выразительной, красивой, стройной, уравно-

43 Тарковский А. А. Уроки режиссуры. Учебное пособие. - Москва, 1993. С. 46.

44 Там же. С. 47.

46 С.М. Каган. «Системность и целостность». // www.psylib.org.ua/books/_kagam01 .Мт

- 12-

вешенной или перегруженной, в то время как мизансцена проявит себя как психологическая, осмысленная, живая, правдивая, фальшивая или формальная. Если бы театральный хор не смог преодолеть своей исторической роли античного хора-комментатора, то, скорее всего, термины «мизансцена хора» и «композиция хоровой сцены» пришлось бы признать синонимами.

Композиция пространственно-временных видов искусств - понятие исключительное сложное, но главная характеристика, тем не менее, воспринимается в театроведении достаточно четко. Композиция спектакля, как и композиция сцены (которая не есть мизансцена), - есть развивающийся во времени процесс видоизменения частей формы, и здесь композицию можно охарактеризовать как движущуюся, изменчивую, но не действенную. Понятие «действенность» должно быть применено и применяется исключительно к термину «мизансцена». Так композиция видоизменяется, а мизансцена, в которой актёр действует, — воздействует на зрителя, взаимодействуя с ним. Исполняя роль предложения в структуре режиссерского текста, мизансцена диалогична по своей сути.

Несмотря на серьезные попытки возродить некоторые хоровые традиции античности, в Х1Х-ХХ веках театральный хор приобретает совершенно новое осмысление, явно преодолевая свою историческую первооснову.

С. Волконский писал о «древнем хоре на современной сцене», вступая в полемику о приближении античного «хора» к задачам нового театра: «Хор - это впечатление от совершающихся событий, это оценка, это угол зре-ния»46. Таким был классический хор и таким, по мнению Волконского, виделся хор будущего - над действием, над временем, над пространством, над событием. Предполагалось, что хор исполнит функцию «новой платформы», чтобы дать «новую окраску» прошлому, над будущим же предварить «новый, зловещий раскат далекого грома»47. Античному хору позволено высказаться, иногда - заполнить время. Драматург прошлого исключал хор из по-

46 Журнал «Аполлон». 1913. Апрель. №4. С. 24-25.

47 Там же. С. 24

вествовательного круга. Начиная с Еврипида возникло обособленное присутствие хора: у этого автора действие развивалось, как если бы хора не было, «он только заполняет антракты своими песнями, которые часто никакого отношения к действию не имеют»48. Иногда хор высказывал мнение автора, временами - вел роль «идеального зрителя», объясняя скачки во времени. Античный хор не действовал непосредственно в драме, не выказывал «страстей, правдоподобия чувствований в предполагаемых обстоятельствах»49. Являясь необходимой частью композиционного построения зрелища, античный хор не участвовал в развитии собственно событийного ряда, но комментировал его.

Во второй четверти XX века Вл. Немирович-Данченко сформулировал основные принципы работы с хором на оперной сцене и подчеркнул недопустимость сравнения массовки в драме и хора в опере (подробное описание и анализ позиции Вл.И. будут приведены выше, во 2-й главе данного исследования). Ю. Энгель также настаивал на выделении независимого от драмы оперного жанра: «Оперный хор - организм гораздо более сложный, чем толпа в драме»50. Время показало, что строгое соответствие массовки в драме и хора в опере недостижимо. Безусловно, идеология революционного XX века также имела исключительное влияние на развитие советского драматического театра и диктовала дополнительные условия театру оперному. Возникало настоятельное требование приблизить искусство к массам, к их интересам и потребностям, ввести «революционный народ» в действие. Театральный хор на оперной сцене получил заданный вектор четко определенного развития. Будущее хора в структуре спектакля больше не мыслилось как комментирующее - хор стал действующим лицом современности, постепенно теряя свою привычную функцию безликой массы - Хор представлен Героем, он организатор событий, он участник конфликта. С момента

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Александрова, Елена Ивановна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ

МОНОГРАФИИ:

1. Giorgio Strehler alia Scala. - Milano: Teatro alia Scala, 1998 - 233 c.

2. Giorgio Strehler e il suo teatro. Parte II. Contributi critici, Collana: Quaderni di Gargnano. 6*. - Roma: Bulzoni, 1998. - 126 c.

3. Hirst, David L. Giorgio Strehler, - Cambridge University Press, 1993- 140 c.

4. Rudnitsky K. Russian and Soviet Theater 1905-1931. - London, 1988.- 320 c.

5. Staatstheater W. Meyerhold. - Berlin, 1930. - 47 е.: илл.

6. Strehler G. Non chiamate mi maestro. - Scira. Milano, 2008. - 86 c.

7. Strehler G. Per un teatro umano. Pensieri scritti, parlati e attuati. - Feltrinelli, 1974.-363 c.

8. The Illustrated Encyclopedia of Opera. - London: Flame Tree Pb. 2004. -320 c.

9. Ансимов Г.П. Режиссер в музыкальном театре. - М.: ВТО, 1980.

10. Ансимов Г.П. Сергей Прокофьев: тропою оперной драматургии. - Режиссерские прикосновения. -М.: «ГИТИС», 1994. - 176 е., илл.

11. Бармак А.А. Художественная атмосфера. Этюды. - М.: «ГИТИС», 2004.- 302 с.

12. Белякова-Казанская Л. В. Силуэты музыкального Петербурга: Путеводитель по муз. театрам, музеям, концертным залам прошлого и настоящего. - СПб.: Лениздат, 2001- 499 е.: ил.

13. Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. Т. 5. Театр художника. Мастера. - М., 2010 - 600 с.

14. Березкин В.И. Роберт Уилсон. Театра художника. - М.: Аграф, 2003. -496 с.

15. Борис Покровский ставит классику: Записи Марины Чуровой. - М.: «ГИТИС», 2002.-366 с.

16. Боровский В. Московская опера С.И. Зимина: Музыкальный театр и его деятели. -М.: Советский композитор 1977 - 176 е., илл.

17. Брук П. Блуждающая точка: Статьи. Выступления. Интервью. Пер. с англ. М. Стронина / Предисл. Л. Додина. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996.-272 с.

18. Брук П. Пустое пространство. Пер. с англ. Ю.С. Родман, И.С. Цымбал / Предисл. Ю. Кагарлицкого. - М.: «Прогресс» , 1976. - 240 с.

19. Велътер Н. Об оперном театре и о себе: Страницы воспоминаний. - Л., 1984.- 195 с.

20. Веснин A.A. Мотив «бегущего человека» в авторском кинематографе второй половины XX века. Диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологии. - Кострома-Ярославль. 2003- 198 с.

21. Войтковский С. С.И. Зимин - антрепренер. - М.: ЛТИС, 2004 - 428 с.

22. Волков Н. Мейерхольд. Театральные мемуары. В 2-х тт. - М.-Л.: Academia, 1929.- 898 с.

23. Волконский СМ. Художественные отклики. Статьи о театре, музыке, пантомиме. - Либроком, 2012. - 222 с.

24. Гамалей Ю.В. Руководство по методике анализа музыкальной драматургии оперных партитур. - СПБ-консерватория, 1992. - 98 с.

25. Георгий Товстоногов репетирует и учит. / Литературная запись С.М. Лосева. - Санкт-Петербург: Балтийские сезоны. 2007 г. - 608 е., илл.

26. Геташвши Н.В. Пространственные и декорационные искания

К.А. Марджанишвили на русской сцене. 1917-1933 годы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. 17.00.01. Рукопись. - Тбилиси, 1984. - 182 с.

27. Гладков А.К. Мейерхольд: В 2-х т. - Т. 2. Пять лет с Мейерхольдом. М.: СТД РСФСР, 1990. - 473 е., илл.

28. Гликман И. Мейерхольд и музыкальный театр: - Л.: Советский композитор, 1989.-352 с.

29. Гозенпуд A.A. Русский советский оперный театр (1917-1941). Очерк истории. - Л., Музгиз, 1963. - 440 с.

30. Демидов Н.В. Творческое наследие. В 4-х т. Т. 1. Искусство актёра в его настоящем и будущем. Типы актёра. - СПБ.: Гиперион, 2004. - 424 с.

31. Державин К. Книга о камерном театре: 1914-1934. - Л., 1934. [4], 240 е., 40 л. ил.

32. Додин Л.А. Путешествие без конца - СПб.: Балтийские сезоны, 2009. -546 с.

33. Евреинов H.H. Театр как таковой: Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства в жизни. - М.: Время, 1923.-111 с.

34. Елагин Ю. Темный гений. -NY.:1955.-414c.

35. Жак-Далъкроз Э. Ритм. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2008. - 248 е., илл.

36. Забродин B.B. Эйзенштейн. Попытка театра: Статьи. Публикации. - М., Издательство: Эйзенштейн-центр. 2005. - 343.

37. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: Учебное пособие. 5-е изд. - М.: «ГИТИС», 2008. - 432 е., илл.

38. Золотницкий Д.И. Сергей Радлов: Режиссура судьбы. - Рос. институт истории искусств РАН. - СПб. 1999. - 346 с.

39. Искусство режиссуры. XX век. / Сост. С.Н. Никулин, Л.А. Пичхадзе. -М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. - 768 с.

40. История оперы Зимина.1903-1917 гг. / Составители В. Пронин, И. Илларионов. - М.: «Поколения», 2005. - 330 с.

41. Каган С.М. Системность и целостность. / Электронный ресурс. -www.psylib.org.ua/books/_kagam01 .htm

42. Казак З.И. Режиссура и проблема воплощения народно-массовых сцен в советском оперном театре. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.01. М., 1981. - 166 с.

43. Каплан Э.И. Жизнь в музыкальном театре./ Предисл. И.Д. Гликмана и др./. - Л.:"Музыка", 1969. -220 е.; 7 л. ил.

44. Кинкулькина Н.М. Александр Санин: жизнь и творчество. - М.: «Искусство», 2001. - 438 е.: илл.

45. Кнебелъ М.О.О действенном анализе пьесы и роли: [Учеб. пособие для театр, и культ.-просвет, учеб. заведений] / М. Кнебель. - 3-е изд. -М. : Искусство, 1982. - 119 с.

46. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. -М.: Всероссийское театральное общество, 1976. - 528.

47. Козлинский В.И., Фрезе Э.П. Художник и театр. - М.: Советский художник, 1975.-240 с.

48. Комиссаржевский Ф.Ф. Я и театр / Вступ., примеч. И. Алпатовой. Пер. с англ. яз. - М.: Искусство, 1999. - 278 е., илл.

49. Кориандер, Эмиль Васильевич. Мейнингенцы: Театр.-крит. этюд / Сост. Э. Кориандер, Санкт-Петербург: С. Муллер и И. Богельман, 1890. -102 с.

50. Коробков С.Н. Вс. Э. Мейерхольд и реформа оперной сцены : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.01 Гос. институт театр, искусства им. А. В. Луначарского. - 16 с.

51. Костенников, А.М.Хор и ансамбль в оперном театре Вагнера. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения; 17.00.02. М., 2005.- 199 с.

52. Кристи. Г.В. Работа Станиславского в оперном театре. - М.: Искусство. 1952.-284 с.

53. Левик С.Ю. Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены. / Вступ. ст.: Богданов-Березовский В. - М.: 1955. - 508 с.

54. Левик С.Ю. Четверть века в опере. - М.: Искусство, 1970. - 535 с.

55. Лосский Вл. А. Мемуары, статьи и речи. Воспоминания о Лосском. -Музгиз: М., 1959.-416 с.

56. Лотман Ю.М. Семиосфера. - С.-Петербург: Искусство-СПБ, 2010. -704 с.

57. Луначарский А.В. Почему мы сохраняем Большой Театр. - Л., Управление гос. Академических театров. 1925. - 32 с.

58. Любимцев П.Е. Гвоздицкий и его двойник. - М.: Navona, 2010. - 448 с.

59. Малочевская И.Б. Режиссерская школа Товстоногова: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Режиссура театра" / И.Б.Малочевская. - Санкт-Петербург, 2003. - 156 с.

60. Марджанишвили К.А.: Творческое наследие в 2-х т. Т. 1. Тбилиси: Издательство союза писателей Грузии «Заря Востока», 1958.

61. Марков П.А. О театре. Том 2. Театральные портреты - М. Искусство 1976.-496 с.

62. Марков П.А. Режиссура В.И. Немировича-Данченко в музыкальном театре.-М., 1960.-408 с.

63. Мастерство режиссера. I-V курсы / Под общей ред. Н. А. Зверевой. 2-е изд., - М.: РАТИ-ГИТИС, 2009. - 534 с.

64. Мейерхольд в русской театральной критике. 1892-1918. / Сост. и ком-мент. Н.В. Песочинского, Е.А. Кухты, H.A. Таршис; ред. С. К. Никулин -М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. - 526 с.

65. Мейерхольд В.Э. О театре. - Санкт-Петербург: Просвещение. 1913. -208 с.

66. Мейерхольд В.Э. «Пиковая дама». Замысел. Воплощение. Судьба: Сб. документов и материалов / Сост. Г. Копытова. - СПб.: Композитор, 1994.-408.: илл.

67. Мейерхольд. Режиссура в перспективе века. Материалы конференции. Выпуск первый. / Ред.-сост.: Беатрис Пикон-Валлен, Вадим Щербаков. -М.:ОГИ, 2001.-512 с.

68. Михайлов Л.Д. Семь глав о театре: размышления, воспоминания, диалоги. / Вступ. Статья Б. Покровского. -М.: Искусство, 1985. - 335 е., илл.

69. Московский Большой театр. 1825 - 1925 гг. / Сборник статей. - Москва, Изд. Управления Гос. Академических Театров, 1925 год. - 234 стр.

70. Морозова Г. В. О пластической композиции спектакля: Методическое пособие. - М.: ВЦХТ, 2001.-144 с.

71. Мочалов Ю.А. Поэтика мизансцены. / Учебное пособие для заведений культуры. М.: Просвещение. 1981. - 239 с.

72. Немирович-Данченко Вл.И. Избранные письма. В 2-х т. Т. 2. 1910-1943. / Коммент. В. Виленкина и др. - М.: Искусство, 1979. - 742 с.

73. Нижний В. На уроках режиссуры С.Эйзенштейна. М.: Искусство. ВГИК. 1958.-203 е.: илл.

74. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. / http://on4a.narod.ru/nietzsche_rojdenie-1 .pdf

75. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1991. - 504 е., илл.

76. Пазовский А.М. Записки дирижера: мемуары / ред. В. Кухарский. - М.: Музыка, 1966. - 562 с.: илл.

77. Перелъ Элли С. Англо-русский и русско-английский театральный словарь. - М.: Филоматис, 2005. - 440 с.

78. Покровский Б.А. Введение в оперную режиссуру: Учеб. пособие по курсу «Режиссура муз. театра» для студентов театр, вузов. - М.: «ГИТИС», 1985. - 73 с.

79. Покровский Б.А. Что, для чего и как? - М.: Слово, 2002. - 311 е.: илл.

80. Попов АД. Опыт режиссерского решения построения народных сцен. -Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., Искусство, 1954.

81. Попов АД. Творческое наследие: Избранные статьи, доклады, выступления / Вступит, статья Н. Крымовой. - М.: ВТО, 1980. - 479 е.: илл.

82. Прокофьев С. С. Любовь к трем апельсинам. Клавир. - Санкт-Петербург, Композитор. С-Пб, 2004. - 292 с.

83. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. - М.-Л. Т. 11. «Критика и публицистика», 1819-1834., / Ред. В,В. Гиппиус и др.; Общ. ред. Б.В. Томашевский и др. - АН СССР, репринт, изд. - М. : Воскресенье, 1996.-588 е.: ил.

84. Радлов С. Десять лет в театре. - Л.: Прибой, 1929. - 328 с.

85. Ремез О.Я. Мизансцена и сценическое действие: Учеб. пособие по курсу «Режиссура и мастерство актера» для студентов высш. театр, учеб. заведений. -М.: «ГИТИС», 1982. - 115 с.

86. Розенберг М. С. Становление режиссуры в русском оперном театре рубежа веков и формирование постановочных приемов народно-массовых сцен. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения; Рукопись - М.: «ГИТИС», 2005. - 155 с.

87. Розенов Э.К. Статьи о музыке: избранное. / Э. К. Розенов; сост., предисл. Н.Н. Соколов, ред. В.В. Потапов. -М. : Музыка, 1982. -271 е.: нот.

88. Ромм М.И. Избранные произведения: в 3 т. / Сост. Н.Б. Кузьмина, Э.Г. Рейзер, Ред. Л.И. Белова и др., Т. 3: Педагогическое наследие. - М.: Искусство 1982. - 572 е.: ил.

89. Ротбаум Л.Д. Опера и ее сценическое воплощение: записки режиссера / ред. и предисл. Е. Грошевой. - М. : Сов. композитор, 1980. - 262 с.

90. Румянцев П.И. Станиславский и опера. - М.: Искусство, 1969. - 493 с.

91. Румянцев П.И. Работа Станиславского над оперой «Риголетто»: последняя оперная постановка Станиславского / Общ. ред. и вступ. Ю. С. Калашникова. -М.: Искусство, 1955. - 167 е.: илл.

92. Рыбаков Ю.С. Г.А. Товстоногов. Проблемы режиссуры. - Л.: «Искусство», 1977.- 143 е., 16 л. илл.

93. Самосуд С.А. Статьи, Воспоминания, Письма: очерки, эссе / Сост. Дан-скер О.Л. - М.: Сов. композитор, 1984. - 230 с.

94. Свидетельство. Воспоминания Дмитрия Шостаковича записанные и отредактированные С. Волковым. - 1979. // www.lib.rus.ec/b/280791

95. Сыбирякова Н.Н. Мировое значение Станиславского / Предисловие Б.А.Покровского. - 2-е, расшир., изд.- М.: Искусство, 1988. -365 е., 32 л. илл.

96. Солов 'яненко A.A. Оперно-режисерська д1яльнисть Грини Молостово'1. Дисертащя на здобуття наукового ступеня кандидата мистецтвознавст-ва, - Кшв. 2005. - 163 с.

97. Станиславский - реформатор оперного искусства: Материалы и документы / Сост. Г. Кристи, О. Соболевская. Ред. Ю. Калашников. - М.: Музыка, 1983.- 384 е., илл.

98. Станиславский КС. Собрание сочинений в 9-ти т. Т. 3. Работа актера над собой. Часть 2. Работа над собой в творческом процессе воплощения / Вступ. статья Б.А. Покровского. - М.: Искусство, 1990. - 508 с.

99. Станиславский К С. Собрание сочинений в восьми томах. Том 8. Письма 1918-1938. -М., "Искусство", 1961.-600 с.

100. Таиров А. Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. Авторский сборник. - М.: Всероссийское театральное общество, 1969. -604 с.

101. Тарковский А. Архивы, документы, воспоминания. / Автор-составитель П.Д. Волкова. Москва: 2002. - 464 с.

102. Тарковский A.A. Мартиролог. Дневники: 1970-1986. Istituto Internazionale Andrej Tarkovskij, Italy: 2008. - 624 с.

103. Тарковский A.A. Уроки режиссуры. Учебное пособие. - М. 1993. - 92 с.

104. Театр: Книга о новом театре. / Сборник статей. - М.: «ГИТИС», 2008. -232 с.

105. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Кн. 1: «О профессии режиссера». -Сост. Ю.С. Рябаков; пред. К. Рудницкого. - Л.: «Искусство», 1980. - 303 е., 5 л. илл.

106. Толшин A.B. Импровизация в процессе воспитания актера : Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.01: Санкт-Петербург, 2001.-199 с.

107. Третьякова E.B. Проблемы сценического воплощения советской оперы. Опыт МАЛЕГОТа в 1920-1930-ые годы: Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - Л.: ЛГИТМиК, 1985. -277 с.

108. Указатель № 1 периодических советских и коммунистических изданий, выходящих в РСФСР в 1919. - М., 1919. - 120 с.

109. Учитель, К. А. Ленинградский Малый оперный театр (1927-1948): организация и творчество: Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.01; Рукопись-Санкт-Петербург, 2005.-277 с.

110. Эйзенштейн в воспоминаниях современников / Сост.-ред., авт. предисл. и примеч. Р.Н. Юренев - Москва: Искусство, 1974. - 422 с.

111. Фомин Г.А. Эволюция принципов режиссерского решения массовых сцен в драматическом спектакле русского дореволюционного и советского театра: Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения; Рукопись - М.: «ГИТИС», 1981.

112. Хмельницкий Ю. Из записок актера таировского театра. - М.: «ГИТИС», 2004.-212 с., илл.

113. Камерный театр и его художники 1914-1934. / Введение А. Эфроса. -М., ВТО, 1934. - 48 е.: 193 илл.

114. Чехов М. Об искусстве актера. -М.: Искусство, 1999.-271 е., илл.

115. Шаг в профессию: учебное пособие / Б. Г. Голубовский. - Москва: «ГИТИС», 2002. - 146 е.: илл.

116. Шароев КГ. Музыка, которую мы видим. - М.: Советский композитор, 1989.-253 с.

117. Шкаф р В.П. 40 лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890 -1930. - Л.: Изд. театра оперы и балета им. Кирова, 1936. - 254 с.

118. Успенский В. А. Апология математики: [сборник статей] / Владимир Андреевич Успенский. - СПб.: Амфора. ГИД Амфора, 2010. - 554 с.

119. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В шести томах. Том 4 Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 4. Режиссура. Искусство мизансцены. - М.: Искусство, 1966. - 821 с.

120. Эйзенштейн С.М. Метод. Том второй. Тайны мастеров. -М.: Музей кино, Эйзенштейн-центр, 2002. - 688 е., илл.

121. Эйзенштейн С.М. О Мейерхольде. - М.: Новое издательство, 2005. -352 с.

122. Энгелъ Ю.Д. Избранные статьи о русской музыке. Глазами современника. - М.: Советский композитор, 1971. - 523 с.

123. Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 864 с.

124. Яковлев В. В. Избранные труды о музыке : В 3-х т. / Вас. Яковлев; Ред-кол.: Е. Грошева и др. Т. 3. Музыкальная культура Москвы / Ред.-сост., авт. предисл. и примеч. И. Кунин. - М. : Сов. композитор, 1983. - 479 с.

СТАТЬИ, ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ:

125. Bentoglio A. Strehler all'opera. // Giorgio Strehler e il suo teatro. Parte II. Contributi critici, Collana: Quaderni di Gargnano- Roma: Bulzoni, 1998. -p.75-86.

126. Strehler G. Due studi sulPinterpretazione scenica. // Giorgio Strehler alia Scala, 1998, Milano. - p. 21-32.

127. Strehler G. Un mondo di teatro e di vita: Il coro délia Scala// Giorgio Strehler alla Scala, 1998, Milano. - p. 170-177.

128. Strehler G. Essere un artista. Il Non chiamatemirnaestro. - Milano, Skira editore 2007.-p. 71-74.

129. Strehler G. Il teatro tempio delle Muse o tribunale. // Non chiamatemi naestro. - Milano, Skira editore 2007. - p. 75-85.

130. Александрова E. «Лирический театр» Джорджо Стрелера. // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Ежеквартальный альманах. - Москва: «ГИТИС»: 2011, № 3. - С. 144-160.

131. Александрова Е. О проблеме хоровой мизансцены. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: «Грамота», 2012. № 2 (16): в 2-х ч. Ч. I., - С. 14-17.

132. Александрова Е. Теория мимических хоров С. Эйзенштейна. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: «Грамота», 2012. № 2 (16): в 2-х ч. Ч. II., - С. 10-12.

133. Александрова Е. От драматургии к концепции: С. Прокофьев в интерпретации Г. Ансимова. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: «Грамота», № 3 (17) 2012: в 2-х ч. Ч. I., - С. 25-28.

134 .Александрова Е. Хор на оперной сцене. // Южно-Российский музыкальный альманах. - Ростов-на-Дону: «Ростовская государственная консерватория им. С. Рахманинова», 2011 год. Выпуск 2. - С. 29-37.

135. Александрова Е. Математическая модель в режиссуре. // Научное искусство: Тезисы I Международной научно-практической конференции. МГУ имени М.В. омоносова, 04-05.04.2012. Под ред. В.В.Миронова. — М.:МИЭЭ,2012.-С. 127-128.

136. Ансгшов Г.П. В ритмах современности. // Театральная жизнь. 1968, № 23.-С. 22-23.

137. Ансгшов Г.П. Гордое звание артиста. // Сов. музыка. 1974. № 10. - С. 40.

138. Ансимов Г.П. Повесть о настоящем человеке. // Советская музыка. 1977. №6.-С. 71-81.

139. Анонс спектакля «Катерина Измайлова». // Киевская правда, газета. 23.03.1965, №57.

140. Аристов-Литвак. Путь и дороги ленинградских театров. Статья. // Ленинградская правда, газета. 28.01.1930. № 27.

141. Баратов ЛВ. Народ - главное действующее лицо. // Советский артист. 22.10.1948. №31 (442).

142. Бенуа А. О спектакле «Сорочинская ярмарка». Статья. // Театр. Газета. 1913 год (№1361).

143. Бескин Эм. Победа и промахи. Статья о спектакле «Травиата». // Вечерняя Москва, газета. №7, 1935.

144. Богданов-Березовский В. Леди Макбет Мценского уезда. // Советское искусство, № 7 от 11.02.1934.

145. Богданов-Березовский В. Рецензия на спектакль «Война и мир» в Малом оперном театре. // Журнал «Театр» за 1947 № 7.

146. Браудо Е. О спектакле «Карменсита и солдат». // Правда, газета. № 130. 11.06.1924

147. Вельтер Н.Л. Мейерхольд и его «Пиковая дама». // Мейерхольд В.Э. «Пиковая дама». Замысел. Воплощение. Судьба:. - СПб.: Композитор, 1994.

148. Верховенский Н. Блюдо с другого стола. // Ленинградская правда. 23.02.1926 (№44)

149. Вестник театра. Журнал. № 11 // 1919, 11-12-13 марта.

150. Виноградов В. «В бурю». // Известия, М.: 11.10.1939.

151. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Три функции текста // Лот-ман Ю.М. Семиосфера. - С.-Петербург: Искусство-СПб», 2010.

152. Волконский С. M. «Орфей» Мейерхольда. // «Художественные отклики» СПб, 1912.

153. Галендеев В. "Пиковая дама" в Париже. Послесловие к премьере. // Независимая газета: - М., 2001-04-06

154. Герои Лескова на оперной сцене. // Радянська Украина, газета. 25.03.1965.

155. Глебов И. О Любви к трем апельсинам. // «Красная газета», вечерний выпуск, 19 февраля 1926 № 44 (1048).

156. Горбунов Н. Четыре года спустя. // Газета «Советская культура» от 31.07.1979 №61 (5277).

157. Горбунов Н. Георгий Товстоногов: Общение с Мартти Талвелой для меня всегда большая радость. // «Соотечественник», культурно-просветительский журнал, № 17, август 2010. / http://landsmann.no/paper.php?np=312.

158. Гринберг М. Екатерина Измайлова. Опера и спектакль. // Советское искусство, № 7 от 11.02.1934.

159. Гринберг М. О спектакле «Травиата». // Советское искусство, журнал. №21. от 5.02.1935.

160. Держановский Вл. О спектакле «Орлеанская дева». // Журнал Жизнь, М., 1922 №2 стр. 129-130.

161. Дзержинский И. В бурю. Опера Т. Хренникова. // Комсомольская правда, М.: 5 июня 1939 г.

162. Друскин М. Проблемы оперы // Друскин М. О западноевропейской музыке XX века. М.: Советский композитор, 1973. - 272 с.

163. Дэм. Выбор игрушек. «Любовь к трем апельсинам» // Новая вечерняя газета. 1926. № 44 от 19 февр.

164. Заварухин Г. Любовь к трем апельсинам. // Смена, газета. 20.02.1926, № 42 (№546).

165. Зелинский Ф. Хор в Древней Греции. // Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза, И. Ефрона.

166. Зикс А. «Антимузыкальная режиссура». Статья. // «Артист-музыкант», 1918 год, №2.

167. Зилъберквит М. Борис Годунов. // Советская культура, Москва. 2 апреля 1976 г.

168. Знакомство с «Катериной Измайловой». // Вечерний Киев, газета. 25.03.1965, №70 (6319).

169. ИЛ. Любовь к трем апельсинам. // Рабочий и театр. 1926. № 16, 20 апреля. С.Ю.

170. Иванов Ал. Л.В. Баратов. Памяти учителя и друга. // Советский артист, 9 окт. 1964. С. 3.

171. Игнатов В., Додин Л. Метафизическая "Пиковая дама" Льва Додина. // "Русская мысль", Париж, N 4289, 21 октября 1999 г. // www.smotr.ru/pressa/dodin.html

172. Игнатьева М. Немеркнущий шедевр. // Музыкальная жизнь, 1982. № 3 с. 6-7.

173. Игнатьева М. С кем вы, Модест Петрович? // Культура. - Москва. 2.12.1995.

174. Каплан Э. Композитор и режиссер. // Советская музыка. № 10, 1966.

175. Клаудио Аббадо. О Тарковском. Вадим Журавлев берет интервью у Клаудио Аббадо. // "Независимая газета" от 20.08.1993.

176. Коган М. Первая опера Тихона Хренникова. // Театральный журнал. 1940. № 11-12. С. 134-142.

177. Комиссаржевский Ф.Ф. А воз и ныне там. // Театр и искусство, 1917, № 12.

178. Корнакова M. "Тарковский продолжается". // "Борис Годунов. Тарковский A.A." "Музыкальная жизнь" № 1, 1991 год.

179. Кузмин М. О спектакле «Любовь к трем апельсинам». // Красная газета, вечерний выпуск, 11.03.1926, № 61 (№1065).

180. Куров Н. О подлинно-передовом в опере. // Театр, журнал. М., 1913.

181. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: «Искусство - СПБ», 1998. - С. 14 - 285.

182. Луначарский A.B. Русские спектакли в Париже. // http://lunacharsky.newgod.su/lib/v-mire-muzyki/russkie-spektakli-v-parize-1913

183. Макаревич И. Статья о спектакле «Катерина Измайлова». // Вечерний Киев, газета., № 76 (№6325), 1.04.1965.

184. Марголин С. Фуэнте Авехуна. // Театр. 1919. № 9.

185. Маркарян Н. Изгнанника воскреснувшее имя // Театр. 1991. №7.

186. Мелик-Пашаев А.Ш. Мысли оперного дирижера. // Советская музыка. № 12, 1951.

187. Мейерхольд. Вс. Лекции 1918-1919 // Искусство режиссуры. XX век. / Сост. С.Н. Никулин, Л.А. Пичхадзе. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008.-с. 315-430.

188. Морозов Дм. Рецензия на спектакль Б. Покровского «Орлеанская дева». // «Музыкальная жизнь», журнал. 1991, №5.

189. Муравьева Ирина. «Жизнь за оперу» // Российская газета. Столичный выпуск № 4275 от 23.01.2007 /

http://www.rg.ni/2007/01/23/pokrovsky .html

190. Н.Л. Постановка в Большом театре. // Вечерняя москва, 4.01.1927.

191. Немирович-Данченко Вл.И Жизненная правда. // Советское искусство, №7 от 11.02.1.1934.

192. Нестъев И. Обличение темного царства. // Советская Россия, М.: 24.02.1963.

193. Низамутдинов А. «Пиковая дама» на парижской сцене.: французские зрители рукоплещут. // http://pressal999.ru / ПАРИЖ, 12 октября 1999. Корр. ИТАР-ТАСС.

194. Никольский Н. Страницы жизни Катерины Измайловой. // Горьковский рабочий. 20.02.1964.

195. Опера P.C.Д. «Демон». Анонс. // Вестник театра, газета. 11 марта 1919.

196. О спектакле «Демон». // Вечерние известия, газета. 5 апреля 1919, № 211.

197. О гастролях спектакля «Карменсита и солдат». // Правда Севера, газета. 22.06.1937

198. О премьере «Хованщины» в Большом театре. // Рампа и жизнь. М.: 1912 №51. С. 5-6

199. О спектакле «Сорочинская ярмарка». // Театр, журнал. № 1357-1359 за 1913 год.

200. О спектакле «Травиата». // Вечерняя Москва. 19.05.1945

201. «Орлеанская дева» в постановке Б. Покровского, Н. Голованова и Ф.Федоровского // «Музыкальная жизнь», журнал, 1991 №5.

202. О режиссерском дебюте Комиссаржевского. // Утро России, газета. 7 сентября 1915 года.

203. Подгорецкий Б. Рецензии на спектакль «Золотой петушок» и «Оре-стея». // «Артист и зритель». №1, 1917.

204. Покровский Б. Кто спас Большой от пошлости? // Вечерняя Москва. 7 апреля 1995 . С. 3.

205. Покровский Б.А. От романа к опере. // Журнал «Театр», 1960, № 11. С.

206. Поляновский Г. В бурю. // Вечерняя Москва от 9 июня 1939.

- 149-

207. Попов Ин. Музыкальная трагедия. // Советская культура. М.: 7.02.1963.

208. Попов Ив. Б.А. Покровскому - семьдесят? // Музыкальная жизнь, 1982. №2, с. 15-16.

209. Попов Ин., Тихомиров Р., Статья о спектакле "Садко" // Советское искусство "1949, 14 мая.

210. Прокофьев С. Об «Апельсинах». // Рабочий театр. 1927. № 7. 15.02.

211. Радлов С. Каким должен быть оперный сценарий. // Жизнь искусства, журнал. № 1-4, 1929.

212. Радлов С. Простые истины // Жизнь искусства. 1928. № 50, 9 дек.

213. Радлов С. Шокинг. // Красная газета, вечерний выпуск. № 43 (1047), 18.02.1926.

214. Румянцев П.И. Из книги «Станиславский и опера» // Станиславский -реформатор оперного искусства: Материалы и документы / Сост. Г. Кристи, О. Соболевская. Ред. Ю. Калашников. - М.: Музыка, 1983-с. 154-158.

215. Сахновский Ю.С. Онегин наизнанку // Утро России. Газета. 1907, 4 октября, № 16.

216. Светланов Е. Второе рождение оперы. // Известия. М., № 27 от 31.01.1963.

217. Седов Я. «Царь Борис русской оперы». //Российская газета. Столичный выпуск № 4926 (102) от 08.06.2009.

218. Советская опера на сцене Большого Театра. Статья. // Советский артист. 14 октября 1966 года.

219. Соловьев В.П. Чет и нечет. К вопросу о теории сценической композиции. // Любовь к трем апельсинам. Журнал доктора Дапертутто. Петроград. 1915. №4-7.

220. Станиславский К. С. «Борис Годунов» М. Мусоргского // Станиславский - реформатор оперного искусства: Материалы и документы / Сост. Г. Кристи, О. Соболевская. Ред. Ю. Калашников. - М.: Музыка, 1983.

221. Станиславский К. С. От замысла к воплощению. «Евгений Онегин» П. Чайковского. // Станиславский - реформатор оперного искусства: Материалы и документы / Сост. Г. Кристи, О. Соболевская. Ред. Ю. Калашников. - М.: Музыка, 1983.

222. Станиславский К. С. «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова // Станиславский - реформатор оперного искусства: Материалы и документы / Сост. Г. Кристи, О. Соболевская. Ред. Ю. Калашников. - М.: Музыка, 1983. - с.111-120.

223. Стрелер Дж. Что значит для меня Моцарт. Проблемы оперы: Из книги «Театр для людей». Пер. С. Бушуевой. // Мастерство режиссера. I-V курсы / Под общей ред. Н. А. Зверевой. 2-е изд., - М.: РАТИ-ГИТИС, 2009. - с. 479-488.

224. Талалай М. Чайковский - снова во Флоренции // Italica, №3(5) март-апрель 2000 года. / www.ice-nut.ru/italy/italyl53.html

225. Трайнин И. «Кармен» в постановке музыкальной студии МХАТ. Статья. //Правда, газета. № 130. 11.03.1924.

226. Товстоногов Г. А. «О Покровском», вступительная статья. // Цитата по кн.: Борис Покровский. Ступени профессии. Часть 1.: М., 1984 / http://martynychev.ru/books/140/boris-pokrovskii-stupeni-professii

227. Третьякова Е. Оперные спектакли Радлова // Музыкальный театр. Сб. научных трудов. - СПБ, Российский институт истории искусств. 1991. -С. 234.

228. Тэсс Т.Н. Встречи с Эйзенштейном. // Из книги «Журналисты XX века: люди и судьбы». Москва, 2003.

229. Хубое Г. «В бурю». //Правда, М.: 03 июня 1939.

230. Хубов Г. «Хованщина» в Большом театре. // Правда, Москва. 28 марта 1951. №87 (11924).

231. Черемных Е. Пиковая дама обернулась тузом. Лев Додин получил премию Европы // Газета «Коммерсантъ» № 200 (1844) от 30.10.1999.

232. Чехов М. Вступительная статья. // Елагин Ю. «Темный гений». Нью-Йорк. 1955.- С. 3-5.

233. Шапорин Ю. Борис Годунов. // Правда. М.: 1948, 8 апреля, № 98 (11205)

234. Шароев Г. О спектакле «Карменсита и солдат». // Бакинский рабочий, газета. 11.04.1927.

235. Шварц Я. На репетиции оперы «В бурю». // Советское искусство, М.: 11.04.1939.

236. Шейко H. L'enfant prodige. // Московский наблюдатель. Журнал. 1994 г.

237. Шумская Е. Новая постановка Большого театра. // Вечерняя Москва. 17 апреля 1947 года.

238. Щедрин Р. Взыскательность художника. // Правда. М.: 10.02. 1963.

239. Эйзенштейн С.М. Воплощение мифа. // «Метод». Том 2. Тайны мастеров. - М.: Э-Ц. 2002.- с. 464-488.

240. Ярустовский Б. Борис Годунов. // Огонек, журнал. № 2, январь 1949.

241. Ярустовский Б. «Хованщина» на сцене Большого театра. // Культура и жизнь. Москва. 21 октября 1950 г.

ИЗ АРХИВНЫХ ФОНДОВ ГЦТМ ИМ. А.А. БАХРУШИНА:

242. ГаукГуннар. Рецензия на спектакль «Борис Годунов». // ГЦТМ, ф. 303, ед. хран.: 279.

243. Дневник собрания Свободного театра. Фонд рукописей Марджанова. // ГЦТМ, ф. 158, ед. хран.: 4-10.

244. Зимин С. Оперная студия Станиславского. //ГЦТМ, ф.104, ед. хран.: 10.

245. Марков П.А. Рукопись от 16.10.1936. II ГЦТМ. ф. 264, ед. 20-23.

246. О спектакле «Борис Годунов». ИГЦТМ, ф. 98, ед. хран.: 186-189.

247. Правила для хора императорской оперы. //ГЦТМ, л.ф. 280, ед. хран.: 1176-1177.

248. Пресса о спектакле «Борис Годунов», 1908. //ГЦТМ, ф. 70, ед. хран.: 239, 241.

249. Фонд рукописей А. Головина. Материалы к «Орфею». // ГЦТМ, ф. 70, ед. хран.: 29, 30, 176-179, 184, 187.

250. Фонд рукописей А. Санина. //ГЦТМ, ф. 245, ед. хран.: 316-368, 390392, 297-301, 388, 389, 1122-1123, 449-473, 1245, 1247, 1255.

251. Фонд рукописей Ю. Бахрушина //ГЦТМ, ф. 1, ед. хран.: 3189.

252. Фонд театра «Опера Зимина». //ГЦТМ, ф.104, ед. хран.: 18.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ИЗ ПРАВИЛ ДЛЯ ХОРА ИМПЕРАТОРСКОЙ ОПЕРЫ.

ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Фонд рукописей 280. Ед. хран.: 1177.

§ 1. Все дела о службе хора императорской оперы рассматриваются в оперном

совете в составе господ режиссеров, капельмейстеров и хормейстеров. § 2. На обязанность оперного совета возлагается:

а) производство испытаний и оценка способности и знаний хористов,

б) представление о переводе хористов из одного оклада в другой,

в) исследование и оценка поступков хористов в важных случаях,

г) представление хористов к увольнению со службы по неспособности или за поступки.

§ 5. Хор является за 10 минут до начала репетиции и за 1 час до спектакля. Хор обязан безусловно подчиняться всем требованиям режиссера относительно грима, причесок, правильного ношения костюма и головных уборов. Не исполнившие сего, на сцену не допускаются и подлежат взысканию по представлению Режиссера. § 9. Не допускается произвольно менять на сцене место, установленное во время репетиции.

§ 10. Во время репетиций и спектаклей хор обязан: соблюдать, как в репетиционном зале, так и на сцене, и в кулисах, тишину и порядок. §11. За дерзкое или грубое обращение с членами оперного совета, а также с хормейстером и помощниками режиссера, виновные подлежат усиленному денежному штрафу, переводу в низший разряд и увольнению. §12. Никто не имеет права отказываться от роли и от костюма, назначенным ему Режиссером.

§16. Участие без разрешение в концертах и частных спектаклях во время сезона воспрещается. Сезон 15 августа-5 мая.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.