Характер и конфликт в лезгинском историческом романе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Алиева, Эльмира Рагимовна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 152
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Алиева, Эльмира Рагимовна
Введение 3
Глава I. Проблема характера и конфликта и ее освещение в литературоведении 11 i > • I
Глава II. Характеры и конфликты и принципы их отображения в романе К.Меджидова «Сердце, оставленное в горах» 31
§ 1. Конфликт и его виды в романе 31
§ 2. Доктор Ефимов как нравственный идеал писателя 47-
§ 3. Взаимохарактеристики, авторская речь и речь персонажей как выражение характеров в романе 57-
§ 4. Пейзаж и его функции в изображении характеров в романе 76
Глава III. Роман А.Искендерова «Самур»: характеры, события, обстоятельства 83
§ 1. «Самур» как историко-революционный роман 83
§ 2. Характеры и обстоятельства в романе 99-
§ 3. Художественно-выразительные особенности романа 117
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Хронотоп в дагестанском историческом романе2005 год, кандидат филологических наук Рамазанова, Пати Казихановна
Лезгинский роман: зарождение, становление и развитие2006 год, кандидат филологических наук Гусенбекова, Джульяна Гаджимагомедовна
Идейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова2002 год, кандидат филологических наук Абдурагимова, Минара Насрулаевна
Поэтика романа-трилогии "Гнездо солнца" Хакима Курбана2006 год, кандидат филологических наук Алиева, Сабина Курбановна
Лезгинская национальная проза: История развития жанровой системы1999 год, доктор филологических наук Акимов, Курбан Халикович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Характер и конфликт в лезгинском историческом романе»
Проблема характера и конфликта - одна из актуальных проблем современного литературоведения вообще и дагестанского литературоведения в частности. Огромные политические, социальные, экономические изменения, происшедшие в последние годы в стране, заставили по-новому
I • I I 1 взглянуть на данную проблему, так как она, в сущности, соотнесена почти со всеми узловыми проблемами художественного развития наших дней, вытекает из художественного пафоса искусства и в свою очередь обусловливает его творческие искания.
В годы тоталитарного режима, еще совсем недавно царившего в России, искусство подчинялось задаче строительства коммунистического будущего, выполняло «социальные заказы» общества. Вполне естественно, что новая социалистическая литература породила своего героя - советского человека, главными чертами характера которого выступали его идейная убежденность в правильности линии Коммунистической партии, готовность идти на любые жертвы во имя дела партии большевиков, участие в строительстве нового коммунистического общества.
В подавляющем большинстве произведений, созданных в это время, проблемы реальной действительности во многом приукрашивались и сглаживались, как того требовала официальная идеология государства. В то же время возросла критика тех произведений, в которых отразились важнейшие противоречия между декларируемыми человеческими идеалами и окружающей жизнью.
Более того, появились сторонники так называемой «теории бесконфликтности», которые объявили о том, что в нашем обществе уничтожены вообще все противоречия, и потребовали отображения в литературе противоположных друг другу сил без какого-либо конфликта.
В это сложное время многие наши писатели обратились к историческому прошлому и достаточно остро и смело поставили в своих произведениях актуальные проблемы, злободневные вопросы, затрагивающие наиболее важные стороны жизни общества. Среди лезгинских авторов к таковым относятся народный писатель Дагестана К.Меджидов, писатели И.Казиев, А.Искендеров, З.Эфендиев, З.Ризванов, А.Агаев, К.Акимов и др.
Почему именно история, историческое прошлое народа становятся предметом пристального внимания писателей? Ответ на этот вопрос дает А.Гулыга в работе «Эстетика истории»: «Люди, обращаясь к прошлому, всегда задавали (и задают сегодня) вопрос: «Как все это было?» Первоначально устраивала наиболее удобная версия, стихийно возникшая или кем-то примысленная; затем они захотели знать правду. И тогда возник другой вопрос: «Почему так произошло?» - основа теоретического отношения к прошлому. Но первоосновой, вопросом всех вопросов всегда служил третий: «Что делать?» (84, 28)
Дагестанские писатели старались осмыслить социально-исторические события прошлого и дать их опосредованный анализ через сложные преломления в сознании героев. Таким образом, появление исторической прозы, исторических повестей и романов, было подготовлено самой действительностью и явилось требованием времени.
В результате в дагестанской литературе появились исторические произведения, «несомненным объективным признаком которых является наличие в них образов реальных исторических лиц и изображение исторических событий, сыгравших определенную роль в данную эпоху». (162, 6)
К таким прозаическим произведениям можно отнести «Аманхор» (1914) А.-Г.Ибрагимова, «Народный герой» (1920) К.Абакарова, «Герои в шубах» (1932) Р.Динмагомаева, «Весна, пришедшая; с севера» (1934) Ю.Гереева, «Сулак-свидетель» (1943) М.Хуршилова, «Месть» (1960) М.Магомедова, «Махач» (1960) И.Керимова, «Сердце, оставленное в горах» (1963) К.Меджидова, «В горах Дагестана» (1964) М.Бахишева, «Следы на мосту»
1964) З.Эфендиева, «Самур» (1964-1968, 1976) А.Искендерова, «Долина шаха» (1972) Б.Алибекова, «Три солнца» (1985) М.-С.Яхъяева, «Расколотое солнце» (1993) А.Агаева, «Батырай» (1994) Х.Алиева, «Хаджи-Давуд» и «На южной стороне реки Самур» (в теч.1991-1997) З.Ризванова.
Актуальность исследования определяется прежде всего тем, что характеры и конфликты в лезгинском историческом романе еще не становились предметом целостного и всеобъемлющего изучения.
Несмотря на то, что ведущие дагестанские ученые-литературоведы (А.Ю.Абдуллатипов, С.Х.Ахмедов, К.И.Абуков, К.Х.Акимов, А.М.Вагидов, Г.Г.Гашаров, Ш.А.Мазанаев и др.) в своих работах так или иначе освещают данную проблему, тем не менее степень ее разработанности именно в отношении исторической прозы оказывается недостаточной.
В лучших образцах художественной прозы глубоко и правдиво отражаются жизненные противоречия, воплощающиеся в различных видах конфликта. И это вполне объяснимо, так как реальная жизнь сама состоит из различных противоречий. В том случае, когда писатель, изображая реалии окружающей действительности, объективно показывает ее противоречия, можно говорить о его несомненном успехе. В этом отношении романы К.Меджидова и А.Искендерова представляются интересными, так как в них рассматриваются различные проблемы общественной и частной жизни -важнейшие конфликты XX века.
Несомненно, конфликт и характер тесно связаны между собой. Конфликт не только служит средством развития сюжета произведения и выражения его идеи, но и способствует выявлению и раскрытию всех граней характера героя.
Таким образом, выбор темы данной диссертации объясняется необходимостью научного исследования проблемы художественного конфликта и его роли в раскрытии характеров героев романов А.Искендерова «Самур» (малоисследованного в дагестанском литературоведении) и К.Меджидова «Сердце, оставленное в горах».
Объект и предмет исследования. Объектом данного диссертационного исследования являются 3 книги, составляющие роман А.Искендерова «Самур» (108, 109, 110), и роман К.Меджидова «Сердце, оставленное в горах». (149) Кроме того, для глубокого понимания творческих принципов этих писателей были прочитаны и проработаны и другие их книги, что позволило уяснить их взгляды и особенности творчества.
Была изучена и специальная научная литература, посвященная творчеству К.Меджидова и А.Искендерова вообще и анализу исследуемых романов в частности, а также литературоведческие публикации, в которых с разных сторон рассматривалась проблема характера и конфликта в художественном произведении.
Предметом исследования выступает анализ изображаемых характеров и конфликтов и их роли в реализации идейно-художественного замысла авторов романов.
Целью диссертации является исследование конкретных принципов, особенностей изображения художественных характеров, а также определение роли и видов конфликта в романах «Самур» А.Искендерова и «Сердце, оставленное в горах» К.Меджидова в их обусловленности жанровой природой исторического романа.
Исходя из цели диссертации, были поставлены следующие конкретные задачи:
- на основе изученных общетеоретических работ, касающихся таких фундаментальных литературоведческих понятий, как характер и конфликт, обобщить полученные сведения и дать их краткое сравнительное описание;
- выявить способы и приемы создания характеров в исследуемых романах;
- проанализировать различные виды художественного конфликта, встречающиеся в данных произведениях.
Структура работы, содержание и последовательность глав определялись поставленными задачами.
Степень разработанности темы исследования.
Во второй половине XX столетия наблюдается усиление внимания к исследованию характеров и конфликтов в исторических романах в русской, дагестанской и других литературах.
Методологическим ориентиром в исследовании этой проблемы являются фундаментальные труды В.В.Кожинова, М.М.Бахтина, С.Г.Бочарова, Г.И.Ломидзе, В.Д.Оскоцкого, Л.Я.Гинзбург и других ученых-литературоведов. Мы также исходили из положений ряда работ, посвященных изучению дагестанских романов, их героев и проблем, а также отдельных романов лезгинских прозаиков. К ним относятся исследования С.Х.Ахмедова, Ш.А.Мазанаева, А.М.Вагидова, К.А.Абукова, А.Г.Агаева, К.Х.Акимова, Г.Г.Гашарова и др.
В работах вышеназванных литературоведов отражены отдельные аспекты исследуемой нами темы в контексте других проблем. Тем не менее, они освещают различные вопросы, касающиеся проблемы характера и конфликта в исторических романах, и во многом способствуют углублению проведенного нами исследования. Однако до сих пор нет специального монографического исследования, посвященного проблеме характера и конфликта в лезгинском историческом романе.
В диссертации проводится теоретический и историко-литературный анализ избранной проблемы.
Методологической и теоретической основами диссертации послужили критические и литературоведческие работы отечественных (в том числе и дагестанских) исследователей литературы.
В качестве теоретической базы в вопросе исследования характеров и конфликтов в исторических романах выступили прежде всего работы М.М.Бахтина, С.Г.Бочарова, В.Д.Оскоцкого, А.Г.Погребного, Ш.А.Мазанаева, А.М.Вагидова, К.Х.Акимова, К.А.Абукова, А.Г.Агаева, С.Х. Ахмедова, Г.Г.Гашарова, Л.Я.Гинзбург, Г.И.Ломидзе, К.К.Султанова, Л.И.Тимофеева, М.Б.Храпченко и др.
Решение поставленных в диссертации задач потребовало обращения к аналитическому, системному и целостному методам изучения романов А.Искендерова «Самур» и К.Меджидова «Сердце, оставленное в горах».
Исследуя способы создания характеров и конфликтов, мы анализируем романы в общественно-историческом и литературном контексте эпохи.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе проблема характера и конфликта в романах А.Искендерова «Самур» и К.Меджидова «Сердце, оставленное в горах» впервые подвергается монографическому исследованию. При этом анализируются различные способы создания характера и выявляются виды художественного конфликта в названных выше произведениях.
Подобный анализ позволяет выявить новые грани в осмыслении художественных достоинств исследуемых романов.
В процессе исследования характеров и конфликтов в исторических романах К.Меджидова и А.Искендерова выявлено следующее:
- категории характера и конфликта — фундаментальные понятия любой искусствоведческой науки. Они являются основополагающими и в литературе. Именно от умения писателя создавать человеческие характеры и отображать жизненные противоречия зависит художественный уровень литературного произведения, его воспитательный потенциал;
- в исследуемых романах использованы различные способы создания характеров: портреты, пейзажи, описание помещений, диалоги, монологи, взаимохарактеристики, авторская речь и речь персонажей, а также характеристики повествователя и самохарактеристика героя, проявляющаяся в поступках и проявлениях характера в определенных ситуациях;
- в данных романах обнаруживаются различные виды художественного конфликта (эпохальный, социальный, любовный, психологический и др.) которые взаимодействуют, взаимопроникают, взаимозависят и взаимообогащают друг друга. В результате в центре произведений возникает не только основное противоречие, но и синтез, слияние многих жизненных противоречий. Такое явление в литературе критик С.Бочаров называет «поликонфликтностью». (52, 321) В конфликте произведения синтезируются, сливаются разнообразные противоречия.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы позволяют осветить многие вопросы национального литературного процесса в историческом плане, выявить оригинальные формы характеров и конфликтов в произведениях большой эпической формы исторического характера.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования отдельных положений и выводов исследования в вузовских и школьных курсах и спецкурсах по истории дагестанской литературы вообще и лезгинской литературы в частности в той ее части, которая имеет отношение к творчеству К.Меджидова и А.Искендерова, а также при составлении учебных пособий, написании курсовых и дипломных работ по изучению произведений данных авторов.
На защиту выносятся следующие положения диссертации:
1. Проблема «характера» и «конфликта» в литературоведении является основополагающей.
2. В романе К.Меджидова «Сердце, оставленное в горах» изображены различные виды художественного конфликта. Мы их определяем как внешний и внутренний виды конфликта.
3. Выразителем нравственного идеала писателя в романе «Сердце, оставленное в горах» является доктор Ефимов.
4. В создании характеров К.Меджидов большую роль отводит взаимохарактеристикам, авторской речи и речи персонажей.
5. Многоплановый характер изображения природы способствует лучшему раскрытию человеческой личности.
6. Содержание романа «Самур» определяют, в первую очередь, исторические события, что, естественно, отразилось и в изображении характеров и конфликтов романа.
7. В «Самуре» изображены различные характеры на фоне разнообразных конфликтов. Основной конфликт романа определен как конфликт эпохи.
8. В романе «Самур» А.Искендеров использует различные художественно-выразительные средства для воссоздания быта и обрисовки характеров героев (портреты, описание помещений, пейзажи и т.д.), что придает роману яркость, образность.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах на заседаниях кафедры литератур народов России и Кавказа и кафедры гуманитарных предметов в МОУ лицее №3. По теме исследования опубликованы три статьи. Еще две депонированы в ИНИОН РАН.
Структура работы подчинена решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем работы - 152 страницы в компьютерном
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Дагестанский исторический роман второй половины ХХ века: самобытность и типологическая общность2011 год, доктор филологических наук Омаршаева, Эльмира Магомедовна
Структура и типология художественного конфликта и эволюция характера в творчестве А.К. Евтыха2006 год, кандидат филологических наук Чуякова, Бэла Зауровна
Роман "Вот камень, вот весы" Меджида Гаджиева: жанровые и художественные особенности2003 год, кандидат филологических наук Качаева, Эльвира Рагимовна
Чеченский и ингушский роман (20-70-е гг.). История и современность1984 год, кандидат филологических наук Ужахова, Роза Керимовна
Роль фольклорных традиций в формировании художественно-стилевых особенностей лезгинской прозы второй половины XX в.2013 год, кандидат филологических наук Джавадова, Людмила Джавадмирзоевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Алиева, Эльмира Рагимовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном литературоведении, когда кардинально изменилось отношение к таким глобальным событиям начала XX века, как Октябрьская революция, гражданская война, строительство социалистического общества, на первый план остро выдвинулась проблема человека и революции, человека в чрезвычайных, критических, предельно напряженных обстоятельствах. Следует учитывать, что во всех сферах человеческой жизни: в обществе, в науке, в литературе - появилась и стала активно развиваться идея отрицания всех революционных преобразований. Безусловно, и мы считаем, что революционный путь, путь взрывов, крушений, необузданных и разрушительных стихий вокруг человека, вовсе не показал благого исхода судьбы. Еще А.Блок в поэме «Двенадцать» доказал, что такой путь ведет в страшный тупик. Этот вывод Блока подтвердила и драма нашей послеоктябрьской истории* — и социальная, и нравственная. Однако следует признать, что и тогда, когда над обществом, пропитанным коммунистической идеологией, в том числе и над поэтами, писателями, композиторами, т.е. людьми искусства, тяготели всякие и всяческие запреты и ограничения, для исследователя литературы было важно, насколько убедительно и художественно достоверно разрешена основная проблема, поставленная перед литературой самой жизнью.
Важно это и сегодня, когда, вроде, нет жёстких ограничений, когда литература освобождена от шаблонов и догм, хотя тревога по поводу бездуховности и безыдейности остается. Но здесь многое зависит от того, насколько талантлив писатель, хватит ли у него мастерства и умения творчески осмыслить, переработать и воссоздать жизненные факты, подчинив их авторскому замыслу, первоначальной идее. Очень важно, чтобы писатель, обладающий вышеназванными положительными способностями, конкретное лицо, конкретный характер довел до масштабов обобщенного образа, воплотив в нем черты художественного типа: «Для воссоздания, художественной правды национального бытия важно не только знание историко-фактического материала, но и культурно-этического; что отражает духовную сущность народа». (7, 71)
Мы хотим отметить, что в исследуемых романах «Самур» и «Сердце, оставленное в горах» очень хорошо показаны обряды, обычаи, нравы, религиозные верования лезгин в частности и дагестанцев вообще. И тот, и другой роман художественно достоверно, объективно, убедительно, без излишней идеализации изображают реалии жизни. Кроме того, в обоих романах авторы используют и лирико-романтический способ воспроизведения жизни. Особенно это характерно для романа К.Меджидова «Сердце, оставленное в горах».
Романы «Самур» А.Искендерова и «Сердце, оставленное в горах» К.Меджидова рассказывают о событиях, происходивших в действительности в начале XX века, а сами романы были написаны в 60-70 годы XX века. Для того чтобы вникнуть в суть тех явлений, которые происходили задолго до написания произведения, писатель должен обладать особой зоркостью и проницательностью. На наш взгляд, и К.Меджидов, и А.Искендеров таким талантом обладают, так как они с помощью различных средств, правдиво и достоверно сумели показать как характеры персонажей, так и многообразные конфликты эпохи.
До середины 80-х годов XX века трактовка характера и конфликта определялась общественно-идеологической концепцией личности.
Литература повествовала о людях, могущих преодолеть все, выстоять в любых ситуациях, разрешить любые конфликты.
Это привело к возникновению общих мест и декларативному пафосу литературы.
Но уже к 90-м годам прошлого века в нашей литературе появились первые попытки избавления от этих недостатков и негативных явлений. Как уже отмечалось выше, в последнее время в литературоведении и критике отрицается многое из того, что было сделано в послеоктябрьское время.
Возникает вопрос: стоит ли анализировать историко-революционные романы, если под глубокое сомнение ставится сама позитивная роль Октябрьской революции? Но мы придерживались той точки зрения, что октябрьские события 1917 года, независимо от того, какой характер они имели (положительный или отрицательный), — это уже события нашей истории. Именно поэтому мы выбрали для анализа романы «Самур» А.Искендерова и «Сердце, оставленное в горах» К.Меджидова.
Анализируя романы К.Меджидова и А.Искендерова, мы старались объективно рассмотреть, как удалось лезгинским авторам отобразить реальную историческую действительность в художественной форме. Прежде всего это касалось принципов изображения характера и конфликта.
В создании характера художественный конфликт играет далеко не последнюю роль, так как именно в напряженном, остром, злободневном конфликте высвечиваются все грани участвующих в нем характеров. Мы в своей работе при изучении категории конфликта в романах А.Искендерова и К.Меджидова выделили три основных его типа: борьба внутри одного характера, борьба между характерами и столкновения между характерами и обстоятельствами. Исследуя названные типы конфликта, мы заметили, что К.Меджидов и А.Искендеров активно используют такие художественные приемы, как речь автора и речь персонажей, взаимохарактеристики и самохарактеристики, различные диалогические конструкции, внутренние монологи и т.д.
К.Меджидов и А.Искендеров так же, как и другие дагестанские писатели, в своих романах достоверно изображают противоречия эпохи, показывают столкновения характеров и борьбу внутри одного характера, стараются дать психологический анализ внутреннего состояния героя, особое внимание уделяют его речевой характеристике.
Характер и конфликт теснейшим образом связаны с сюжетом художественного произведения, особенностями языка и стиля писателя.
Возникновение интересного характера всегда связано с наличием острых противоречий между конкретным героем и окружающими обстоятельствами, т.е. характер обусловлен конфликтом литературного произведения. Чем ярче, содержательнее, глубже эти противоречия, тем реальнее и правдивее получается художественный характер. В исследованных романах художественные обстоятельства выступают той двигающей силой, которая- во многом формирует характер, закаляет его, способствуя его постоянному развитию и изменению:
В романе К.Меджидова «Сердце, оставленное в горах» на первый план выдвинуто столкновение характеров. Автор попытался показать идеальный» характер на фоне важнейших исторических событий, и это, несомненно, подняло общественную значимость произведения.
Писатель создал яркий образ известного врача, который отдал всю свою жизнь служению лезгинскому народу, честно и добросовестно выполняя свой профессиональный долг врача, был гуманистом и интернационалистом.
К. Меджидов сумел широко охватить жизнь села и создать ряд колоритных образов, характерных для той эпохи. Перед читателем предстает широкая панорама жизни лезгинского" села, сталкиваются интересы различных классов и социальных прослоек, и на этом фоне раскрываются индивидуальные судьбы людей, выступает их подлинный облик, определяются характеры, героев. Жизнеописание А.Н. Ефимова представляет собой тот стержень, на котором построен сюжет и вокруг которого группируются остальные образы романа
Красочно и достоверно изображает К. Меджидов национальную среду, в которой живет и работает А.Н. Ефимов. Живописны описания лезгинской свадьбы, народного праздника, в котором участвуют ряженые и канатоходцы.
Художественный язык К.Меджидова интересен и необычен. Его роман «Сердце, оставленное в горах» — наглядное тому подтверждение. Весь роман как бы «соткан» - помимо самого материала жизни - из меджидовской стилевой манеры, из его мыслей, его видения мира. Характеры, события, даже природа в романе существуют не столько сами по себе, сколько как образы внутреннего мира писателя;
В том, что Киясу Меджидову подвластно слово, сомнений не возникает: читая его роман; ощущаешь подкупающее чувство достоверности, по-житейски обыденны; ситуации; в которые попадают герои, образен- и сочен язык романа. Кияс Меджидов «идет; от жизни», и в этом, на наше взгляд, кроется одна; из причин успеха его романа. Важность тематики* и проблематики в рамках сюжета романа - одна из особенностей' этого произведения.
Роман! К.Меджидова; «Сердце, оставленное в горах», на наш; взгляд, «монологичен». В нем господствует голос самого художника, а главный герой - доктор Ефимов - в чем-то похож на него, говорит в унисон с ним, его внутренний мир настроен на ту же волну, что и у автора. Главный герой решает вопросы, которые не дают покоя-самому писателю.
Роман К.Меджидова «Сердце; оставленное в горах» психологичен; Каждыйшерсонаж;здесь ярок, неповторим и своеобразен, имеет собственное «Я». Многие герои романа (Салман, Джавад, Берали, Гаджимурад и, конечно, доктор Ефимов) обладают высокими нравственными качествами, которые делают их восприимчивыми к чужой боли; к чужому горю.
Основу характера Антона Ефимова составляет вера в нравственные качества души человека: доброту, человечность, честность, порядочность. В самом образе доктора эти качества являются определяющими.
Изображение духовного состояния героя; описание его отношений к конкретным фактам и событиям, детализация этих фактов — один из эффективных методов; из богатого арсенала писателя; дающий возможность еще большей интенсивности динамике образов, конфликтных ситуаций, событий, связывающих доктора с окружающей действительностью;
К.Меджидов одним из первых среди лезгинских авторов подошел к последовательному психологическому и исследовательскому анализу, хотя и не в полной мере использовал возможности психологического анализа действий и мыслей своих персонажей:
В образе Антона Никифоровича Ефимова автор подчеркивает человеколюбие, способность к самопожертвованию — те качества, которые создают цельный характер в соответствии с нравственными и эстетическими задачами писателя.
В романе можно выделить два вида художественного конфликта: это внешний конфликт, основанный на столкновении героя с окружающей действительностью (этот вид конфликта мы назвали социальным), и внутренний (или психологический) конфликт, который происходит в душе героя и передает его внутреннее состояние.
Социальный конфликт, в свою очередь, тоже имеет две стороны. С одной стороны, в социальном конфликте участвуют две непримиримые, противоборствующие силы, расколовшие в 1917 году мир на два антагонистических лагеря. С другой стороны, социальный конфликт в романе проявляется не только в противоборстве Ефимова и его соратников с кадиями, муллами, знахарками, со всем темным, косным, отжившим, но и в противостоянии Антона Никифировича и русской военной администрации, представленной в лице полковника Брусилина. Это люди одной веры, одного происхождения, но они абсолютно различны во взглядах!
Социальный конфликт дан в динамике, в развитии. При анализе конфликтов в романе А.Искендерова «Самур» подобный вид конфликта мы назвали эпохальным.
В эпохальном конфликте главную роль сыграли тяжелые социальные противоречия общественной жизни, происходившие на Кавказе и по всей России и нашедшие выражение в революции, а затем и в сокрушительной гражданской войне.
Однако К.Меджидов не только изображает социальные катаклизмы, но и особое внимание уделяет внутреннему миру своего героя, миру его души, в которой тоже происходит борьба. На наш взгляд, этот вид конфликта в романе является главенствующим, а конфликты между характерами и эпохальный конфликт нужны писателю как вспомогательные, способствующие более яркому раскрытию светлой души русского доктора.
В раскрытии характеров в историческом произведении большую роль играют речевые параметры текста: это авторские характеристики, взаимохарактеристики, самохарактеристики, диалоги, монологи, внутренние монологи и т.д. Всеми этими приемами мастерски пользуется К.Меджидов, изображая не только конкретный характер, но и реализуя атмосферу исторического времени. Особое внимание К.Меджидов уделяет пейзажу как важнейшему приему раскрытия художественного характера. Многоплановый, многосторонний способ изображения природы способствует наилучшему раскрытию человеческой личности, доминирующей в историческом произведении. В силу специфических особенностей изображения природы писателем, пейзажные зарисовки не только способствуют наилучшему выражению изображаемых характеров, но и служат мерилом художественного мастерства автора.
Самур» - первый историко-революционный роман в прозе в лезгинской литературе. В нем рассматриваются важнейшие исторические события, происходившие в Дагестане в конце XIX — начале XX веков.
О том, что роман «Самур» по жанру является историко-революционным, свидетельствуют его тематика, насыщенность событиями революционного и исторического характера. Автор с большой художественной силой изобразил сложную общественную жизнь и революционное движение в лезгинских сёлах и городе Баку в первые годы XX столетия.
Автору удалось создать объективные образы, характеры живых людей в реальной жизни, в окружении необычайно колоритной дагестанской действительности. В романе очень тщательно, подробно, со знанием дела описаны национальные обычаи и традиции лезгин: уважение к старшим, почитание родственных отношений, взаимопомощь, забота о младших и слабых. Однако вместе с тем А.Искендеров не скрывает и отрицательные стороны жизни, изображая их с неменьшей: убедительностью. Все это» естественно, повлияло на становление облика И'характера героев. Но при этом характеры остаются интересными, яркими, запоминающимися. Они росли и формировались в той среде, в которой им довелось жить.
Следовательно, они обусловлены средой, взращены ею и могут быть поняты только в диалектической взаимосвязи с окружающей действительностью.
Для раскрытия характеров автор привлекает разнообразные художественные приемы.
Интересны в первую очередь образы братьев Гаджи и Ахмеда.
Оба персонажа вовлечены в, суровые события начала XX века: обострение классовых противоречий, первая мировая война, революция, гражданская война, строительство социалистического общества и т.д. Характеры братьев показаны писателем всесторонне. Спокойное, неторопливое описание быта и нравов горцев дает полное представление о жизни лезгин в начале века, а в характерах Ахмеда и Гаджи воплощены лучшие черты горцев.
Но есть и принципиальная разница в судьбе братьев. Один все время мечется, ищет себя в мире, расколотом на два враждебных лагеря. Другой абсолютно уверен в своем решении: революция - вот истинный путь, по которому должен идти человек, - и остается верен своей жизненной цели до конца.
Роман «Самур» — это первая попытка в лезгинской прозе создать эпическое произведение. В нем писатель открыл не только собственное сердце, но и сердца, умы, души, опыт всех людей, о которых он пишет. Эпический художник должен быть всевидящ и всеведущ. Автор «Самура» пытается осмыслить бытие всем своим существом, всеми органами чувств, пытается постичь его закономерности, исходя из всей обозримой множественности жизни. «Самур» как будто выхвачен из океана народной жизни во всей естественности и независимости ее собственного существования.
В романе А.Искендерова главным историческим событием становится революция. Это испытание, через которое проходят все:его герои. Оно имеет самое непосредственное отношение к основному конфликту романа -конфликту эпохи; в который оказываются втянуты не только отдельные персонажи, но и весь народ, и целые аулы, города и даже государства.
Конфликт эпохи; — это сложный узел проблем; в котором: воедино сплелись как частные, личные интересы, так и глобальные, революционные.
Он строится; на бескомпромиссной борьбе между крестьянскими массами и феодальной верхушкой; между капиталистами и рабочими. Этот конфликт и доминирует в романе «Самур» и определяет все остальные частные, которые также отражают реальные жизненные противоречия: Такой тип конфликта «строит» сюжет романа и определяет его жанровую содержательность, которая» ориентирована? на художественное изображение судеб героев, представляющих два противоборствующих лагеря. В; сюжетной структуре романа закономерно видное место? занимают образы; руководителей революционного движения.
А. Искендеров: со знанием исторических фактов: описывает предреволюционный уклад жизни лезгинского села, его обычаи, обряды. Иногда он приостанавливает действие, в подробностях воссоздаёт этнографически интересное явление, к примеру, свадьбу, или обряд примирения кровников, или тайное любовное свидание героев: Для полноты изображаемых событий он включает в повествование всёновые и новые персонажи, уводит читателя в далёкое прошлое своих героев, описывая их детские либо юношеские годы.
Роман, начатый в рамках семейногоj вырастает в истинное обобщение судеб всего лезгинского народа в переломную эпоху, когда рушатся все привычные каноны, когда переоцениваются; казалось бы, непоколебимо устойчивые жизненные установки.
Искендерову важно не только показать классовое размежевание в селе, основное для него - изобразить, как формируется новое революционное сознание, как бедный и- забитый; крестьянин становится революционером. Изменить человека сразу, в,течение короткого времени, невозможно. Нужна длительная подготовка, особенные обстоятельства, общение с такого рода людьми. Писатель исходит из того, что человек - существо общественное.
Несомненной удачей автора является изображение пробуждения революционного сознания у крестьян под воздействием рабочих-революционеров, пытающихся воспитать в них классовое сознание, рабочей солидарности на основе труда- и общих целей людей разных национальностей.
Эпический характер романа «Самур» несомненен. Он подтверждается не только содержанием, но и особенностями художественной поэтики:.
Разнообразны конфликты, изображенные в романе. Помимо уже названного конфликта эпохи, это конфликт между характерами, конфликт внутри характера, происходящий в душе героя. Все эти конфликты-связаны между собой, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Для более полного^ раскрытия характеров А.Искендеров использует различные способы: портрет, рассказы о прошлом героя, поступки, авторскую характеристику, взаимохарактеристики, индивидуализацию речи, героев и т.д.
В отличие от К.Меджидова, роман которого пронизан тонким психологизмом в изображении характеров, А.Искендеров тяготеет к внешним, авторским характеристикам персонажей. Поэтому в романе редко встречаются такие приемы, как внутренний монолог, психологическая деталь - впечатление и т.д.
Интересны описания картин природы в романе. Они играют в произведении различную роль: оттеняют глубину души героев, сопровождают их мысли и чувства, контрастируют с событиями общественной жизни.
Таким образом, исследуемые романы многоконфликтны и многоаспектны. В них на широком историческом материале изображаются и рассматриваются различные противоречия в жизни героев в частности. Для раскрытия данных конфликтов писателями созданы интересные и разнообразные характеры, обусловленные той средой, в которой они появились. Все это делает романы «Самур» А.Искендерова и «Сердце, оставленное в горах» К.Меджидова значительными явлениями дагестанской литературы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Алиева, Эльмира Рагимовна, 2009 год
1. Абрамович Г. Введение в литературоведение. - М.: Просвещение, 1974. - 390 с.
2. Абдуллатипов А. Ю. Формирование метода социалистического реализма в кумыкской литературе. Махачкала: Госкомиздат, 1982. -79 с.
3. Абуков К. И. У костра, зажженного Горьким. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972.-108 с.
4. Абуков К. И. Выход на магистраль. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976. -174 с.
5. Абуков К. И. На посту. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972. - 64 с.
6. Абуков К. И. Разноязычное единство: обретения и потери. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. 23 с.
7. Агаев А. Г. Заметки о лезгинской прозе // Дагестанская правда. 1952. - 17 февраля
8. Агаев А. Г. Лезгинская литература. Махачкала: Даггиз, 1959. - 201 с. На лезг. языке.
9. Агаев А. Г. Творчество Алибека Фатахова. Махачкала: Даггиз, 1956. -86 с.
10. П.Айтматов Ч. Слагаемые новаторства // Литературная газета. 1977. - 6 апреля.
11. Айтматов Ч. Быть эхом мира // Вопросы литературы. 1986. - № 3. - С. 4-13
12. Айтматов Ч. Из речи на VIII съезде писателей СССР // Литературноедвижение эпохи. М.: Просвещение, 1986. - С. 333 - 335
13. Н.Александрова JI. П. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев: Киевский университет, 1971. - 115 с.
14. Алексанян Е. Углубление психологизма // Вопросы литературы. -1983. -№> 12.
15. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. -230 с.
16. П.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
17. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Прогресс, 1988. -338с.
18. Аннинский JI. Контакты. М.: Сов. писатель, 1982. - 258 с.
19. Андреев Ю. А. Русский современный исторический роман. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1962.-167 с.
20. Андреев Ю. А. Человек в мире. Поиски и утверждение принципов социально психологического анализа в советской литературе 20-30-х годов // Проблемы психологизма в советской литературе. - Л.: 1970. -С. 58- 101
21. Андреев Ю. А. Революция и литература: Октябрь и гражданская война в русской в советской литературе 20-30-х годов. М., 1975. - 234 с.
22. Аникин Г. Характер и конфликт в американском социальном романе начала XX века // Категория характера в эстетике и художественном творчестве. -М.: Изд-во МГПИ, 1980. С. 110 - 130.
23. Акимов К. X. Лезгинская национальная проза. Махачкала. -Дагкнигоиздат, 1998. - 139 с.
24. Аристотель. Поэтика. М.: Худож. лит., 1957. - 183 с.
25. Архангельский В. В. Лезгинские краски Кияса Меджидова // Дет.лит.-1972. -№ 11.-С. 38-40.
26. Артемов В. В. Очерк психологии. М.: Наука, 1954. - 233 с.
27. Асадуллаев С. Психологические повести // Литературный Азербайджан. -1976.-№ 7 С. 137-140.
28. Аскольдов С. Психология характера у Достоевского // Достоевский. Статьи и материалы. Л., 1924. - 230 с.
29. О.Ахмедов С. X. О современной лакской прозе. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972.-64 с.
30. Ахмедов С. X. Социально нравственные ориентиры дагестанской прозы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990. - 151 с.
31. Ахмедов С. X. Художественная проза народов Дагестана. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. 280 с.
32. Ахмедов С. X. На путях развития дагестанской советской прозы. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.
33. Ахмедов Д. Новая «Ахты-наме». Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972. -240 с.
34. Ахмедов Д. Современная «Ахты-наме». // Дагестанская правда. 1972. - 8 июля. С. 3.
35. Банщиков В. Проблемы личности и современная наука. М.: Наука, 1986. -328 с.
36. Бахтин М. М. Эпос и роман: О методологии исследования романа // Вопросы литературы. 1970. - № 1. с. 95 - 122.
37. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.
38. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -424 с.
39. Белецкий А. И. Избранные труды по теории литературы. М.: Просвещение, 1964. - 478 с.
40. Белинский В.Г. О русской повести и повестях Гоголя// Полн. собр. соч., Т.1. -М.: Изд-во АН СССР, 1953г.
41. Белинский В. Г. Исторический роман// Полн. собр. соч. М.: Сов. Россия, 1955. -Т. 4.-С. 103-165.
42. Белинский В. Г. Избранные критические статьи. М.: Наука, 1954.
43. БерковскийН. Статьи о литературе. М.: Худож. лит., 1962. - 452 с.
44. Бикмухаметов Р. Роман и литературный процесс // Вопросы литературы. 1971.- № 9. - С. 10.
45. Бореев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1975. - 270 с.
46. Боршуков В., Османова 3. Методологические проблемы изучения советского, романа // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. -М.: Наука, 1978.-С. 5-53.
47. Бочаров С. Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчестве М. Горького // Социалистический- реализм и классическое наследие. М.: Худож. лит., 1960.-С. 89-211.
48. Бочаров С. Г. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М.: Худож. лит., 1977. - 368 с.
49. Бочаров С. Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ. Метод. Характер. В 2-х т. М:: Изд-во АН СССР, 1963. - С. 312 - 451.
50. Бочаров С. Г. Круги художественного конфликта // Вопросы литературы. -1960. № 5.
51. Бочаров С. Г. Сквозь призму поликонфликтности // Дорогой правды, дорогой гуманизма. -М.: Худож. лит., 1978. 321 с.
52. Буров Б. Национальное своеобразие русской литературы. 2-е изд., доп. -JL: Советский писатель, 1967. - 399 с.
53. Буряк Б. С. Художественный идеал и характер. М.: Советский писатель, 1972.-294 с.
54. Буслаев Ф. И. О литературе: исследования, статьи. М.: Худож. лит., 1930.- 123 с.
55. Бучис А. Роман и современность. Становление и развитие литовского романа. М.: Сов. писатель, 1977. - 416 с.
56. Быстрое А. П. Прошлое, настоящее и будущее человека. М.: Наука, 1957.-313с.
57. Вагабова Ф. И. Формирование лезгинской национальной литературы.-Махачкала: Дагкнигоиздат, 1970. 252 с.
58. Вагидов А. М. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987.-378 с.
59. Вагидов А. М. Восхождение к единству. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1991.-252 с.
60. Вагидов А. М. Современная лезгинская литература // Самур. 1996. -№6.- С. 82 - 94. На лезг. языке.
61. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1981. -456 с.
62. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. М.: Наука, 1981.456 с.
63. Виноградов В. В. О языке JI. Н. Толстого «Война и мир» // Литературное наследие. Т. 35/36. Л. Н. Толстой. М.: Изд-во АН СССР, 1939.-С. 156 -243.
64. Воробьева Н. Н. Принцип историзма в изображении характера: Классическая традиция и советская литература. М.: Наука, 1978. -262с.
65. Воробьева Н. Н. Личность, история, современность. (Черты советского характера.)// Единство. Худож. лит., М., 1977. - С. 107 - 141.
66. Выготский П. Психология искусства. М.: Наука, 1987. - 345 с.
67. Гамзатов Г. Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1978.
68. Гамзатов Г. Г. Дагестан: историко-литературный процесс. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. 308 с.
69. Гамзатов Г. Г. Преодоление. Столкновение. Обновление: На путях формирования дагестанской советской литературы. Махачкала, 1986. - 464 с.
70. Гартман Н. Эстетика. М.: Искусство, 1958. - 432 с.
71. Гашаров Г. Г. История лезгинской литературы. Махачкала: Изд-во1. ДГУ, 1983.-70 с.
72. Гашаров Г. Г. Лезгинская литература. История и современность. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998. 472 с.
73. Гегель. Эстетика. В 4-х т. М.: Искусство, 1968. - 440 с.
74. Гей Н. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., 1976. -472с.
75. Гей Н. Типический характер и проблемы художественности // Социалистический реализм и классическое наследие. Проблема характера. -М.: ГИХЛ, 1960. С. 21-28.
76. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель, 1979. - 222 с.
77. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. 2-е изд. -,Л.: Худож. лит., Ленинградское отд-е, 1988. - 448 с.
78. Гоголь Н.В. Воспоминания и статьи. М.: Худож. лит., 1952. - 293 с.
79. Горбунова Е. Характеры. М.: Сов: писатель, 1960. - 419 с.81 .Горбунова Е. Идеи, конфликты, характеры. М.: Сов. писатель, 1960. -418 с.
80. Горбунова Е. Единство внешнего и внутреннего в конфликте // Вопросы литературы. 1959. - № 11 - 40 с.
81. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М.: Гослитиздат, 1957.-325 с.
82. Гулыга А. В. Эстетика истории. М.: Наука, 1974. - 128 с.
83. Гусев Ю. Художественные конфликты и реальность // Вопросы литературы. 1986. - № 2. - С. 47 - 48.
84. Гусев Ю. Современная венгерская литература в контексте литератур социалистических стран Европы: Динамика художественного конфликта. М.: Наука, 1987. - 231 с.
85. Гусейнов Ч. Нравственные конфликты в современной литературе // Методологические проблемы современной литературной критики. -М.: Мысль, 1976. -350 с.
86. Гусейнов Ч. Этот живой феномен. — М.: Сов. писатель, 1988. 432 с.
87. Гумилев JI. Н. Никакой мистики // Юность. 1990. - № 2. - С. 2 - 6.
88. Днепров В. Проблемы реализма. Л.: Сов. писатель, 1960. - 352 с.
89. Днепров В. Черты романа XX века. М. -Л.: Сов. писатель, 1965. -458с.
90. Добролюбов Н. А. О русском историческом романе // Собр. соч., т. 1. -М. -Л.: Гос. изд-во худож. лит. 1961. - С. 143 - 188.
91. Драгомиредкая Н. В. Характеры в художественной литературе // Проблемы теории литературы. М.: Книга, 1958. - С. 86 - 163.
92. Драгомирецкая Н. В. Автор и герой в русской литературе XIX-XX вв. -М.: Наука, 1991.-379 с.
93. Дремов А. Художественный образ. М.: Сов. писатель, 1988. - 406 с.
94. Ершов Л. Русский советский роман; национальные традиции и новаторство. Л.: Наука, 1967. - 340 с.
95. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
96. Жегалов Н. Роман М. Горького «Жизнь Клима Самгина». М.: Просвещение, 1965.
97. Жиндеева Е. А. Проблема характера в мордовской исторической прозе 1970-1990-х годов: Дис. канд. филол. наук. - Саранск, 1997. - 182 с.
98. Журчинский В. Теория литературы. Л.: Наука, 1977. - 404 с.
99. Жимунский Н. Г. Человек в литературе: Общественность и проблемы художественного характера. Киев: Киевский университет, 1983. - 303 с.
100. Затонский Д. В. Искусство романа и XX век. М.: Худож. лит., 1993. - 535 с.
101. Золотусский И. Крушение абстракций. М.: Современник, 1989.207 с.
102. Золотусский И. Возвышающее слово // Литературное обозрение. -1988. -№ 6.- С. 23-32.
103. Иванова Н. Намеренные несчастливцы? // Дружба народов. 1989.-№7. -С. 239-253.
104. Иванова Т. И водрузи над собой красное знамя!. (Заметки о положительном герое современной прозы) // Волга. 1986. - № 4 - С. 167
105. Иезуитов А. Проблема характера в эстетике и литературе // Проблема характера в современной советской литературе. М. - Л., 1962.-С. 3-65.
106. Искендеров А. Самур. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1964. - 215 с. На лезг. языке.
107. Искендеров А. Самур. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968. - 140 с. На лезг. языке.
108. Искендеров А. Самур. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976. - 188 с. На лезг. языке.
109. История дагестанской советской литературы Т. 1. Махачкала: Изд-во дагестанского филиала АН СССР, 1967. - 416 с.
110. История дагестанской советской литературы Т. 2.- Махачкала: Изд-во дагестанского филиала АН СССР, 1967. 483 с.
111. История советской многонациональной литературы // Литература народов Дагестана. Т. 5. М.: Наука, 1974. - С. 377 - 398.
112. Изотов И. Т. Проблемы советского исторического романа в связи с развитием критики. Оренбург, 1974. - 546 с.
113. Каган М. С. Литература как челоковедение // Вопросы литературы. 1972. -№ З.-С. 152-175.
114. Капиева Н. Скрещение дорог // Национальная специфика и жизнь. -Махачкала, 1990. С. 3 - 26.
115. Капиева Н. Главная его книга. Штрихи к портрету К. Меджидова // Дон. -1973. -№ 1. С. 182-184.
116. Капиева Н. Радуйтесь тонкости красок // Дагестанская правда. -2001.-24 мая
117. Казимов К. Чествование народного писателя // Дагестанскаяправда. 2001.- 10 октября.- С. 4:
118. Кассиев Э. Ю. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму: от просветительства к реализму нового типа. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. - 120 с.
119. Кедрина 3. Главное — человек: Некоторые черты современного реализма. — М.: Сов. писатель, 1972. 406 с.
120. Кирилюк 3. В. Искусство сохранения литературного жанра. Киев: Высшая школа, 1986. - 119 с.
121. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Характер. Л.: изд-во, ЛГУ, 1957. - 264 с.
122. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. — М.: Сов. Россия, 1990.-311с.
123. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX -XX веков. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 336 с.
124. Компонеед В. В. Художественный психологизм в советской литературе (1920-е г.).-Л.: 1980.-208 е.
125. Конфликты и характеры в современной советской литературе.- М., 1980.-116 с.
126. Концепция человека в эстетике социалистического реализма. М.: Мысль, 1977.— 216 с.
127. Концепция личности в литературе развитого социализма: Сборник статей. М.: Изд-во АН Арм. ССР, 1980. - 371 с.
128. Кон И. С. В поисках себя. М.: Наука, 1984. - 335 с.
129. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Наука, 1986. - 402 с.
130. Кравцов И. Е. Развитие национальных отношений в СССР. Киев: АН СССР, 1962.- 148 с.
131. Кузнецов М. Советский роман.- М.: Знание, 1980. 159 с.
132. Куприянова Е. Н., Макогоненко Г. П. Национальное своеобразие русской литературы. Очерки и характеристики. Л.: Наука, 1976. -416с.
133. Леонтьев А. А. Деятельность, сознание, личность. М.: Знание, 1985. -289с.
134. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Наука, 1979.- 191с.
135. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы . 1986. - № 8. - С. 74 - 88.
136. Лихачев Д. С. Прошлое настоящему. Статьи и очерки. -Л.: Наука, 1985.—576 с.
137. Лихачев Д. С. Заметки о русском. М.: Сов. Россия, 1985. - 64 с.
138. Лобанова Т. К. Исторические романы Василия Яна. М.: Наука, 1979. -191 с.
139. Ломидзе Г. И. Нравственные истоки подвига. Современная литература и Великая Отечественная война. М.: Сов. писатель, 1975.- 248 с.
140. Ломидзе Г. И. Проблема развития национальных литератур // Единство. -М.: Худож. лит., 1983. с. 9 - 23.
141. Магомед-Расул. Папаха и посох Сулеймана: О национальном характере. Очерки. -М.: Сов. писатель, 1987. 256 с.
142. Мазанаев Ш. А. Русскоязычная литература Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984. - 130 с.
143. Мазанаев Ш. А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. М.: Юпитер, 1997. - 262 с.
144. Манн Ю. О движущейся типологии конфликта // Вопросы литературы. -1971. -№ 10. -С. 91-109.
145. Марченко А. Опыт общественного романа // Новый мир. 1986. -№ 9. -С. 256-259.
146. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. // Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. -С. 517-642.
147. Меджидов К. Сердце, оставленное в горах./ Авторизованныйперевод с лезгинского М. Тучиной и В. Архангельского // Сердце, оставленное в горах. — М.: Современник, 1980. 447 с.
148. Мессер Р. Д. Советская историческая проза. Л.: Сов. писатель, 1955. -303 с.
149. Мотылев Г. М. Зарубежный роман сегодня. М.: Наука, 1966. -417 с.
150. Неупокоева И. Г. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976. - 359 с.
151. Новиков В. Движение истории движение литературы. - М.: Сов. писатель, 1982. - 576 с.
152. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1981. - 654 с.
153. Овчаренко А. Зрелость реализма // Вопросы литературы. 1981 - № 9.-С. 5-12.
154. Омаршаева Э. М. Характер и конфликт в даргинском историческом романе: Дис. канд. филол. наук. - Махачкала, 1997. - 158 с.
155. Оскоцкий В. Д. Богатство романа. М.: Сов. писатель, 1976. - 368 с.
156. Оскоцкий В. Д. Историческая и историко-революционная проза //Современная русская советская литература //Под ред. Белой и др. -М.: Наука, Ч. 2. Темы. Проблемы. Стиль. С. 181 - 209.
157. Палиевский Г. Литература и теория. М.: Современник, 1978. - 284 с.
158. Пархоменко М. Н. Романы семидесятых. М.: Худож. лит., 1987. -332 с.
159. Пашаева Т. Н. Зарождение и развитие лезгинской национальной прозы: Дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1985.
160. Петров С. М. Русский исторический роман. — М.: Знание, 1980. -412 с.
161. Погребный А. Г. Проблема художественного конфликта в теории и практике современной советской литературы: Автореф. дис. канд.филол. наук. Киев, 1982. - 44 с.
162. Погребный А. Г. Художественный конфликт и развитие современной советской прозы. — Киев, 1981. — 280с.
163. Поспелов Г. Н. Эстетическое и художественное. М.: изд-во МГУ, 1965. —360 с.
164. Поспелов Г. Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978. -332 с.
165. Рашидов А. История и современность. // Дагестанская правда. -1999.-10 февраля.-С. 3.
166. Рубинштейн С. Принципы и пути развития психологии. М.: Наука, 1959. -354 с.
167. Серова В. Я. Были ли «столетние сумерки»? / (Размышления над историческим романом.) // Литература в школе. 1990. - № 3. - С. 1824.
168. Сидоров Е. Ю. Утверждение идеала // Вопросы литературы. 1981.- С. 42 -49.
169. Симонов К.М. Сегодня и давно// Вопросы литературы. 1978. - С. 32-35
170. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974.- 782 с.
171. Султанов К. К. Структура характера и современный опыт прозаического повествования. // Взаимосвязи литератур и художественная культура развитого социализма. Проблемы жизни. Теория. Поэтика. М.: Наука, 1982.-С. 239-296.
172. Султанов К. К. Национальные характеры нового типа в современной литературе // Положительный герой в современной советской литературе. М.: Наука, 1988.-С. 193-211.
173. Султанов К. К. По законам художественности. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. 127 с.
174. Султанов К. К. Преемственность и обновление: Современная проза народов Северного Кавказа и Дагестана. М.: Знание, 1985. -64с.
175. Султанов К. Д. Певцы разных народов. Махачкала, 1971. - 460с.
176. Султанов К.Д. Расул Гамзатов.-Махачкала: Даггиз, 1973.
177. Султанов К. Д. Этюды о литературах Дагестана. М.: Сов. писатель, 1978.-272 с.
178. Сучков Б. JI. Исторические судьбы реализма. М.: Сов. писатель, 1973.-410с.
179. Тимофеев JI. И. Теория литературы. М.: Учпедгиз, 1948. - 384 с.
180. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. — М.: Просвещение, 1966.-478 с.
181. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М.: Наука, 1976. -448 с.
182. Толстой А. Н. Письмо начинающему автору.// Полн. собр. соч. -М.: ГИХЛ, 1944-1951. Т. 13. - С. 593.
183. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.
184. Храповицкая Г. К вопросу о категории характера в системе художественного произведения конца XIX- начала XX века // Категория характера в эстетике и художественном творчестве. М.: изд-во МГПИ, 1980.-С. 63-78.
185. Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа. М.: Худож.лит., 1982.-333 с.
186. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Сов. писатель, 1975. - 365 с.
187. Чернышевский Н. Г. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого. // Полн. собр. соч. М.: АН СССР, 1974. - Т. 3. - С. . 424.
188. Шабанов Н. «Доктор с белой прядью» литературный роман // Дружба. -1964.-№2. -С. 132-134. (На лезг.языке)
189. Щеблыкин И. П. У истоков исторического романа. Пенза: 1992. -124 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.