Хантыйская литература от истоков до современности: темы, образы, традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Косинцева, Елена Викторовна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 467
Оглавление диссертации кандидат наук Косинцева, Елена Викторовна
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Традиции устной и письменной литературы в творчестве писателей ханты
1.1. Интерпретация фольклорного наследия ханты в современной литературе
1.2. Принципы анималистической прозы и их трансформация в произведениях Г.Д. Лазарева, Р.П. Ругина, Е.Д. Айпина
1.3. Преломление художественных установок русской деревенской прозы
в литературе ханты
ГЛАВА 2. Национальный литературный код ханты: тематический аспект
2.1. Философия семейных ценностей в прозе хантыйских авторов
2.2. Изображение исторических событий в эпических и лирических жанрах хантыйской литературы
2.3. Чувство природы в поэзии Г. Д. Лазарева, М. И. Шульгина,
В. С. Волдина, М. К. Вагатовой, Р. П. Ругина
2.4. Концептуальные доминанты темы Родины: земля, дом, народ, язык
3.1. Образ Матери
3.2. Образ Возлюбленной
3.3. Образ Святой женщины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Художественная концепция любви в прозе Е. Д. Айпина: национальное своеобразие, система образов2017 год, кандидат наук Сязи, Виктория Львовна
Роман Еремея Айпина "Ханты, или Звезда Утренней Зари": генезис, образный строй, контекст, поэтика2008 год, кандидат филологических наук Миляхова, Любовь Петровна
Феномен творчества русскоязычных писателей ненцев и хантов последней трети XX века: Е.Д. Айпин, Ю.К. Вэлла, А.П. Неркаги2007 год, доктор филологических наук Лагунова, Ольга Константиновна
Фольклорно-эпические традиции в прозе малочисленных народов России (на материале мансийской, ненецкой, нивхской, хантыйской, чукотской и эвенкийской литератур)2009 год, доктор филологических наук Хазанкович, Юлия Геннадьевна
История изучения хантыйского фольклора, XIX-XX вв.2000 год, кандидат исторических наук Волдина, Татьяна Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хантыйская литература от истоков до современности: темы, образы, традиции»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. История хантыйской литературы насчитывает менее столетия, однако за это короткое время она прошла значительный путь развития. Момент ее зарождения связывают с именами Г. Лазарева, Д. Тебетева, Д. Тарлина, братьев Вайветкиных. Как самобытное состоявшееся явление национальной культуры со своими традициями и законами развития художественная словесность ханты стала восприниматься благодаря творчеству В. С. Волдина, М. И. Шульгина, М. К. Вагатовой, Р. П. Ругина, Е. Д. Айпина, Т. А. Молдановой и др.
В 30-е годы XX века были опубликованы первые литературные произведения на языке ханты. Они увидели свет на страницах четырех номеров рукописного фольклорно-этнографического и литературно-искусствоведческого журнала «Советский Север», который издавался в Остяко-Вогульском национальном педагогическом училище кружком национального творчества студентов под руководством педагогов В. В. Сенкевич и И. С. Гудкова, прибывших по направлению Наркомпроса РСФСР и Главного управления северного морского пути в Остяко-Вогульск (ныне Ханты-Мансийск) в сентябре 1937 года и проживших в этом северном городе один год. Позднее В. В. Сенкевич перевела несколько стихотворений Г. Лазарева, Д. Тарлина, Л. Вайветкина на русский язык и поместила в издание «Ханты-мансийская поэзия» (1940). В течение последующих двух десятилетий хантыйская литература о себе не заявляла. По-видимому, сказались последствия Великой Отечественной войны: во-первых, многие писатели не вернулись с фронта; во-вторых, у тех, кто уцелел, мысли и время занимала послевоенная реконструкция страны. Из студентов, посещавших кружок национального творчества, только Г. Д. Лазарев во второй половине 40-х - начале 50-х гг. XX века периодически печатался на страницах газеты «Ленинская правда». Пробуждение художественно-
литературного сознания ханты происходит в 60-е годы XX века, и связано оно во многом с деятельностью Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. Созданный на его базе Институт народов Севера сыграл важную роль в деле литературной учебы начинающих поэтов и прозаиков.1
Тогда же начинают активно переиздаваться произведения первых хантыйских писателей, ставшие библиографической редкостью, и издаваться новые. В обозначенный период формируется корпус печатных художественных текстов хантыйской литературы, и появляются литературоведческие исследования. Однако приходится констатировать некую прерывность хантыйского литературного процесса, т. к. сегодня, на рубеже XX - XXI столетий, мы вынуждены говорить о «старении» литературы. За последнее десятилетие в ней отдельными произведениями обозначились всего несколько авторов: Р. Слепенкова, 3. Лонгортова, Ю. Накова, Л. Шульгина. Писатели, с чьими именами ассоциируется хантыйская литература, напомнили о себе следующими книгами: в 2004 г. вышел сборник избранных стихотворений Р. П. Ругина, в 2008 г. его же дополненное собрание произведений фольклорных жанров «Легенды и мифы народа ханты» (переиздание); М. К. Вагатова в юбилейный год выпустила книгу произведений для детей «Тей, тей», а в 2007 г. совместно с А. Керданом -двуязычную книгу стихотворений «Материнское сердце», в которой выступила не только в роли автора, но и в роли переводчика; в 2007 г. вышла книга «Река-в-Январе» Е. Д. Айпина, обозначившая развитие новой темы и новых образов в творчестве писателя и в хантыйской прозе в целом.
Имеет место и другая опасная тенденция - произведения на хантыйском языке не находят своего читателя и, как следствие, не издаются. Это объясняется тотальным переходом на всех уровнях жизни народа на русский язык, что приводит к общей невостребованности родного языка. Кризис национального
1 Здесь в разные годы обучались почти все будущие основоположники национальных литератур народов Крайнего Севера и Дальнего Востока (достаточно назвать саами Октябрину Воронову, коряка Владимира Коянто, эвенка Василия Лебедева, манси Ювана Шесталова, ненца Василия Ледкова, ханты Микуля Шульгина, нивха Владимира Санги, эвенка Алитета Немтушкина и др.).
сознания и «техническая» политика правительства привели к ограничению издания литературных произведений на языке ханты и научных исследований в области хантыйской литературы. Названные обстоятельства побудили национальную интеллигенцию к реанимированию интереса к культуре, истории, языку, фольклору, литературе народа ханты.
Актуализация проблем развития хантыйской литературы привела к организации центров по ее изучению в Санкт-Петербурге, Тюмени, Салехарде и Ханты-Мансийске. Ученые, обратившиеся к творчеству хантыйских поэтов и прозаиков, осмысляющие процесс эволюции хантыйской литературы, за последние несколько лет опубликовали знаковые монографические работы (Е. С. Роговер, С.Н. Нестерова «Творчество Еремея Айпина» (2007), Н. В. Цымбалистенко «Север есть Север» (2003), «Север учил ничего не тая...» (Творчество Романа Ругина)» (2008), «Ямал литературный. От мифологии к постмодернизму» (2010), О. К. Лагунова «Феномен творчества русскоязычных писателей ненцев и хантов последней трети XX века: Ю. Вэлла, Е. Айпин, А. Неркаги» (2007), В. В. Огрызко «В сжимающемся пространстве: портрет на фоне безумной эпохи» (2006), Е. В. Косинцева, Н. В. Куренкова «Все в этом мире от Бога...»: роман Е. Д. Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах» (2010) и др.) и защитили диссертационные исследования (Л. П. Миляхова «Роман Еремея Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари»: генезис, образный строй, контекст, поэтика» (СПб., 2009)).
Необходимо отметить и новое, зарождающееся, направление в истории хантыйской литературы - изучение детской литературы, представленное неравномерно: в рамках народной педагогики исследуется детский фольклор, а художественная литература для детей или входящая в круг детского чтения находится на периферии литературоведения. В «нулевые годы» увидели свет сборники фольклорных произведений, адресованные детям («Солнечный лучик» (2006), «Хантыйский детский фольклор» (2007) (составитель С. Д. Дядюн), «Хантыйские загадки» (2008) (составители Е. А. Немысова и Л. Н. Каюкова) и многочисленные книги сказок, фольклорных текстов для детского чтения), но нет
научных работ, в которых бы хантыйская детская литература рассматривалась как составляющая национального литературного процесса.
Современное литературоведение накопило значительный опыт осмысления финно-угорских литератур и творчества отдельных авторов. Однако особенности зарождения, становления и развития художественной словесности ханты по настоящее время не получили адекватного отражения в науке о литературе. И это несмотря на то, что хантыйский литературный процесс организуется усилиями писателей, чьи произведения широко признаны и переведены на многие языки народов мира. Изучение литературного, эпистолярного, публицистического наследия прозаиков и поэтов ханты, круга их общения на территории исконного проживания этноса, который они представляют, позволит ввести в научный оборот новые данные благодаря доступу к документам, хранящимся в Государственном архиве ХМАО-Югры или в личных архивах авторов; уточнить фактический историко-литературный и биобиблиографический материал; скорректировать взгляд на хантыйскую литературу в целом.
Презентуя хантыйскую литературу как уникальное явление, важно понять, в каком филологическом контексте она формировалась и развивалась (тем более, если принять идею филологии как всеобъемлющего знания об эпохе ), какие литературные традиции оказали влияние на ее становление, какие типы художественного сознания были востребованы писателями ханты, какие темы нашли отражение в их творчестве, согласно каким принципам складывалась образная матрица хантыйской литературы. Исследователи, анализирующие систему персонажей в произведениях писателей ханты, акцентируют внимание на типах героев мужчин, которые отчетливо просматриваются сквозь призму литературных традиций: этнофилософ, праведник, маргинал, воин и проч. Между тем, изучение типологии женских образов чрезвычайно важно для раскрытия национального характера ханты и помогает проследить этапы переориентации хантыйской литературы с конкретно-исторической проблематики
2 Россиус А. Еще раз о гомеровском вопросе и о рождении филологического метода [Электронный ресурс] // НЛО. 2005. № 73. - Режим доступа http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/rol8-pr.html (Дата обращения 7.09.2012).
на общечеловеческую. Последнее позволило нам выделить типы Матери, Возлюбленной и Святой.
Анализ произведений хантыйских писателей показывает, что родовая и жанровая структура хантыйской литературы имеет свои особенности: при достаточной активности эпических и лирических жанров наблюдается почти полное отсутствие драматических жанров. Единственным примером является пьеса Е. Д. Айпина «Красная нарта».
Разбор тематики художественных произведений ханты обращает внимание на некоторые, характерные только для этой национальной литературы, установки: выделяются традиционные темы семьи, природы, родины, истории. Общий анализ делает очевидным следующее: тема семьи получает развитие только в эпических жанрах, в то время как историческая звучит и в эпических, и в лирических произведениях. Темы природы и родины эксплуатируются исключительно в поэзии. На наш взгляд, возникновение данных особенностей объясняется влиянием фольклора, культурными (обрядовыми) практиками этноса и тем обстоятельством, что проза и поэзия ханты в полной мере вошли в российский литературный процесс лишь в начале 60 - 70-х годов XX века, что спровоцировало усвоение ими роли ученика по отношению к русской литературе, выступившей для них в качестве наставника и проводника. Перерыв длиною в два десятилетия привел литературу ханты в состояние такого отставания, что поначалу писатели стремились лишь воспринять и освоить уже сложившиеся традиции русской литературы. Осознанная нацеленность на выражение в художественных произведениях национальной оригинальности, на отражение национального мировосприятия, на раскрытие национальной психологии наблюдается на рубеже XX - XXI веков. Аналитический обзор истории хантыйской литературы от момента ее зарождения по настоящее время дает возможность объективного и всестороннего исследования всей совокупности художественных достижений национальных поэтов и прозаиков, создает условия для расширения проблемного поля в дальнейших научных разысканиях, что, в свою очередь, позволит уверенно рассматривать хантыйскую литературу не
только в границах российского литературного процесса, но и финно-угорского, а это приведет к осмыслению универсальности ее художественной системы, к ажиотации интереса к литературам так называемых малых народов и будет способствовать их безусловному развитию. Данными обстоятельствами и обусловлена актуальность настоящей диссертационной работы.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы эволюции хантыйской литературы отражаются в исследованиях зарубежных и отечественных филологов. П. Домокош, А. Шаррен, Е. Тулуз, Д. С. Норманн де Шамбург, К. Надь, М. Чепреги вводят художественную словесность ханты в систему финно-угорских литератур России и мира, с одной стороны, высвечивая таким образом ее национальное своеобразие, с другой - усложняя этнокультурный диалог и наполняя его новым содержанием. В качестве приоритетных ими объявляются вопросы генезиса литературы ханты и творчества отдельных писателей.
Отечественные литературоведы - Е. С. Роговер, Н. В. Цымбалистенко, О. К. Лагунова и др. - обозначают основные векторы развития хантыйской художественной словесности в творчестве ведущих поэтов и прозаиков, осуществляя не только историко-культурный, но и сравнительно-сопоставительный анализ художественных текстов (в частности, Н. В. Цымбалистенко и О. К. Лагунова параллельно рассматривают хантыйскую и самодийскую литературы, выявляя общее и особенное в художественных системах писателей-северян).
Проблемы поэтики литературы ханты актуализируются в работах Л. Аннинского, А. Ващенко, А. Ветер, В. Виноградова, В. Ганюшкиной,
B. Горчакова, Г. Данилиной, А. Жулевой, Н. Зинченко, В. Иванова, Е. П. Каргаполова, Н. Качмазовой, Ю. Козлова, Б. Л. Комановского,
C. Комарова, Т. Комиссаровой, Т. Кунык, В. Курбатова, Н. В. Куренковой, М. Лаврентьева, К. Я. Лагунова, О. К. Лагуновой, Л. Либова, Л. Липатовой, О. Лобызовой, Р. Ляшевой, В. Мартынова, Т. А. Молдановой, Ю. Морозова, С. Н. Нестеровой, В. В. Огрызко, Н. Петровой, В. Петушкова, Ю. Попова,
А. В. Пошатаевой, Е. С. Роговера, Н. Рогачевой, О. Рычковой, П. Ткаченко, А. Трапезникова, А. Туркова, М. Умновой, А. Урванцева, Ю. Г. Хазанкович, Н. В. Цымбалистенко, В. Чукреева, Р. Штильмарка, Ф. Штильмарка и др.
В монографии В. В. Огрызко «В сжимающемся пространстве: портрет на фоне безумной эпохи» (2006) анализируется творчество крупнейшего хантыйского прозаика Е. Д. Айпина посредством использования автобиографического и социокультурного методов. Важное значение для осмысления литературы ханты имеет и подготовленный В. В. Огрызко сборник «Хантыйская литература» (2002), в который вошли литературно-критические материалы, освещающие современный литературный процесс. Е. П. Каргаполов в двухтомном издании «Творчество писателей Обь-Иртышья» (2004, 2011) представляет контексты регионального литературного процесса с точки зрения философии литературы.
Литературоведение не сформировало единого взгляда на периодизацию хантыйской литературы. Продемонстрированное многообразие научных концепций (Б. Л. Комановский, А. В. Пошатаева, П. Домокош, В. В. Огрызко, Н. Г. Качмазова, Н. И. Коняев, Н. А. Герляк, С. Н. Нестерова, Е. С. Роговер) не прояснило принципов выделения хронологических границ периодов, их количества, и, главное - не предложило универсальных критериев, по которым следует проводить деление. Интересные подходы к периодизации младописьменных литератур представлены в работах Ю. Г. Хазанкович, А. В. Шаррен, О. К. Лагуновой, Н. В. Цымбалистенко, Т. И. Кубанцева, Т. И. Зайцевой, Е. А. Шароновой, А. Васинкина.
Таким образом, анализ имеющейся литературы позволил сделать вывод о том, что, несмотря на наличие определенного круга литературоведческих исследований, хантыйская литература не становилась предметом научного осмысления в том комплексе проблем (тематика, образная система, традиции), разрешение которого приведет к расшифровке национального кода литературы ханты.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении исследована история хантыйской литературы во всей совокупности и системной взаимосвязи традиций, тем и образов. В ходе исследования прослежены и- изучены процессы формирования, становления и развития литературы ханты с 30-х годов XX века до начала XXI на материале общего корпуса художественных текстов хантыйских поэтов и прозаиков. В работе конституирована специфика этнического мировосприятия ханты, выраженная в выборе национальными писателями тем, проблем, образов, жанров и в характере интерпретации национального фольклорного материала. В диссертации предлагается оригинальная трактовка образной системы литературы ханты с сосредоточением внимания на типологии женских образов и выделением основных типов. Большая часть проанализированных художественных произведений впервые подвергается литературоведческому анализу и вводится в научный контекст; другая часть текстов, хотя и привлекала внимание исследователей, но в ином проблемном поле. Предложенный в работе принцип исследования позволил выявить основные тенденции развития литературы ханты, объяснить принципы взаимодействия традиций и новаторства, связать прошлое художественной словесности ханты с ее настоящим.
Объектом исследования является литература ханты 30-х гг. XX - начала XXI века.
Предмет исследования - специфика развития хантыйской литературы от момента возникновения по настоящее время в контексте проблематики литературных традиций, тематики, системы образов.
Особенностью литературы ханты стало функционирование текстов на двух языках - хантыйском и русском. Большая часть современного корпуса художественных текстов написана на русском языке: это и оригинальный текст автора, и подстрочный перевод с хантыйского языка, выполненный автором, и художественное переложение текста, сделанное профессиональными переводчиками. Заметим, что независимо от языка, на котором представлен
литературный текст, в нем сохраняются особенности менталитета, психологии, духовных установок северного этноса.
Материалом исследования стали художественные произведения хантыйских поэтов и прозаиков: Г. Д. Лазарева, М. И. Шульгина, В. С. Волдина, Р. П. Ругина, М. К. Вагатовой, Е. Д. Айпина, Т. А. Молдановой. В ходе исследования привлекались архивные материалы, хранящиеся в фондах Государственного архива ХМАО-Югры и в семейном архиве В. С. Волдина. В работе проанализированы исследования отечественных и зарубежных литературоведов.
Цель работы — рассмотреть особенности национальной хантыйской художественной словесности 30-х годов XX - начала XXI века в контексте ее становления как оригинального, самостоятельного, этноцентричного организма. Поставленной целью определяются и основные задачи исследования:
1) определить основные принципы формирования художественных традиций в литературе ханты;
2) выявить особенности тематики прозаических и поэтических произведений ханты;
3) проанализировать концептуальные доминанты темы Родины и природы в творчестве писателей ханты;
4) раскрыть смысловые коды понятий «семья», «народ», «страна» в литературе ханты;
5) рассмотреть художественную концепцию женщины как важную составляющую образной системы художественной словесности ханты.
Методологическая основа исследования. В диссертационной работе использована совокупность методов литературоведческого анализа, наиболее целесообразная при решении поставленных исследовательских задач, представляющая собой синтез приемов типологического, сравнительно-исторического, конкретно-исторического, культурно-исторического,
генетического, герменевтического методов. Научно-теоретической основой диссертации послужили труды В. П. Аникина, В. В. Блажеса, А.Ю. Большаковой,
A. В. Головнева, Т. И. Зайцевой, Б. Л. Комановского, О. К. Лагуновой, М. А. Литовской, Т. А. Молдановой, С. Н. Нестеровой, И. В. Новожеевой,
B. В. Огрызко, Ю. С. Ореховой, А. В. Пошатаевой, Е. С. Роговера, Ю. Г. Хазанкович, Н. В. Цымбалистенко и др.
Достоверность исследования обеспечивается применением совокупности методов, выработанных современной наукой о литературе, представляющих собой синтез традиционных и новых подходов к изучению отдельных литературных явлений и литературного процесса в целом, выбором круга авторов ханты и наиболее репрезентативных поэтических и прозаических текстов.
Хронологические границы исследования охватывают период 30-х годов
XX века - начала XXI и определяются тем, что на него приходятся этапы возникновения, становления и развития хантыйской художественной словесности как оригинального, самостоятельного явления. Литературное пространство 30-х годов XX - начала XXI века характеризуется поиском новых форм, жанров, языка, героев на фоне неразрывной связи с культурой, традициями, фольклором ханты. Обозначенные хронологические рамки позволяют определить основные тенденции и закономерности литературного процесса ханты во взаимосвязи с российским и мировым литературным процессом.
Теоретическая значимость работы. Исследование вносит вклад в создание общей истории финно-угорских литератур, на основе изучения истории литературы ханты создает базу для дальнейших разысканий в этой области, расширяет и уточняет картину финно-угорского литературного процесса XX -
XXI веков, позволяет вписать литературу ханты в финно-угорский и мировой контекст художественных открытий.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты, материал, анализ поэтических и прозаических произведений и общие выводы будут способствовать более глубокому пониманию закономерностей развития литературы ханты в ее взаимодействии с устно-поэтической традицией, с русской и финно-угорской литературными традициями. Применяемые в ней исследовательские подходы могут быть реализованы при создании
полномасштабной истории хантыйской литературы XX - XXI веков, при осмыслении комплексных исследований современного национального литературного процесса. Материалы исследования могут быть включены в учебные программы, курсы и спецкурсы («История хантыйской литературы», «Литература финно-угорских народов», «Литература народов Севера», «Литература народов России», «Литературное краеведение»), использованы при создании учебников и учебных пособий для студентов-филологов и в средних общеобразовательных школах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов при изучении национально-регионального компонента.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. История хантыйской литературы охватывает 30-е годы XX - начало XXI столетия. На этот период приходятся этапы возникновения, становления и развития художественной словесности ханты как оригинального, самостоятельного, этноцентричного явления. Эксплуатация ею национальной устно-поэтической и русской литературной традиций, ее способность к саморепрезентации свидетельствуют об универсализме, позволяющем расширить ее контекстуальное поле и рассмотреть историко-литературные проблемы в нескольких плоскостях.
2. Ведущими писателями ханты являются Г. Д. Лазарев, М. И. Шульгин, В. С. Волдин, М. К. Вагатова, Р. П. Ругин, Е. Д. Айпин, Т. А. Молданова. Их творчество содержит в себе национальный литературный код, с одной стороны, выражающий своеобразие художественной словесности ханты, с другой, помещающий ее в общее финно-угорское пространство.
3. Фольклорно-этнографическая традиция в хантыйской литературе стала одной из ведущих, что подтверждает сюжетная, композиционная, образная структура произведений, и что, безусловно, сформировало отличительную черту поэтики хантыйского художественного текста - этнопоэтику.
4. Анималистическая традиция получила преимущественное развитие в хантыйской прозе. Это объясняется не только стремлением человека к познанию животного мира и гармоничным их сосуществованием, но и представлением о
животном, выраженном в древних религиозных воззрениях ханты, как о сакральном объекте, внушающем восторг, трепет и ужас. Отличительной чертой анималистической прозы ханты является бинарность образов животных, основанная на связи естественного и символического.
5. Традиции деревенской прозы получили развитие в творчестве Р. П. Ругина, Е. Д. Айпина, Т. А. Молдановой. Ее своеобразие обусловливается восприятием писателями ханты художественных установок русской деревенской прозы 60 - 80-х годов XX века и инкорпорированием в них национальных представлений о человеке, земле, доме, семье. В хантыйской литературе сложилась концепция деревенского жителя, реализуемая в трех основных типах -естественный, праведный, маргинальный человек, порожденных проблемой национального характера.
6. Темы семьи, природы, Родины, историческая являются основными в литературе ханты, априори воспринявшей влияние устно-поэтического творчества народа.
7. В творчестве хантыйских прозаиков особое развитие получила семейная тема. Семья выступает как некая национальная модель мира, в которой отражаются представления хантов о мироустройстве, о должном и правильном, о сотрудничестве поколений и внутрисемейной иерархии. Через отношения в семье, через способность следовать некоему семейному кодексу раскрывается характер героя в хантыйской литературе. Важное значение имеет и контакт семьи с природой, умение ее понимать, принимать и усваивать ее законы. Чуткое восприятие героем естественности и мудрости природы упрочивает и гармонизирует его положение в семье.
8. В произведениях хантыйских писателей звучит и историческая тема, которая напрямую связана с темой народа. История народа ханты, в частности, Казымское восстание, столь же масштабно художественно осмыслена, как и история России XX века в целом. Авторы акцентируют внимание на судьбе отдельного героя, проведя его сквозь «жернова времени». Благодаря авторским исканиям Е. Д. Айпина в хантыйской прозе появился метафорический образ
Кровавого Глаза и восходящий к фольклорной и общелитературной традициям образ Воина.
9. В хантыйской поэзии доминантными стали темы природы и Родины. Они осмысляются поэтами концептуально, что отражает сочетание общелитературного и этнокультурного в художественном сознании авторов.
10. Значительное место занимает в хантыйской литературе художественная концепция женщины, представленная общелитературными типами Матери, Возлюбленной, Святой женщины. Женский образ важен в раскрытии национального характера и помогает проследить этапы переориентации хантыйской литературы с конкретно-исторической проблематики на общечеловеческую.
Апробация исследования и внедрение результатов работы. Важнейшие положения работы послужили основой докладов на международных, всероссийских, зональных конференциях: IV Международной НПК «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, 1820.10.2010); II Международной научной конференции «Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты» (Чита, 1011.12.2010); XII Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (СПб., 27-29.03.2007; 2021.05.2010); Всероссийской конференции с международным участием Юбилейные Астафьевские чтения «Писатель и его эпоха» (Красноярск, 2730.04.2009), Всероссийской научно-практической конференции «Социокультурное пространство регионов: традиции и современные тенденции» (Белгород, 25.05.2009); Всероссийской конференции финно-угроведов «Языки и культура финно-угорских народов в условиях глобализации» (Ханты-Мансийск, 18-19.11.2009); научно-практической конференции с международным участием «Сородичи, я не таю прекрасное от ваших взоров...», посвященной юбилею М.К. Вагатовой (Ханты-Мансийск, 23.01.2007); окружной научно-практической конференции, посвященной 70-летнему юбилею Е.А. Немысовой (Ханты-
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Трансформация архетипов и мифологем в творчестве обских угров и произведениях писателей Югры2020 год, кандидат наук Рымарева Елена Николаевна
Сюжетный состав хантыйского прозаического фольклора в контексте этнографии2007 год, кандидат исторических наук Ким, Антонина Александровна
Дом в традиционной хантыйской модели мира2021 год, кандидат наук Потпот Римма Михайловна
Мифо-фольклорные истоки прозы народов Сибири и Севера 60-80-х гг. XX века2015 год, кандидат наук Малзурова, Сэсэгма Даша-Нимаевна
Литературно-художественное осмысление исторических судеб коренных народов северо-запада Сибири: на материале ненецкой и хантыйской литератур2005 год, доктор филологических наук Цымбалистенко, Наталия Васильевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Косинцева, Елена Викторовна, 2013 год
БИБЛИОГРАФИЯ
I. Источники
1. Айпин Е.Д. В ожидании первого снега: Повести / Е.Д. Айпин. - Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1979. - 142 с.
2. Айпин Е.Д. В ожидании первого снега: Повести: Пер. с хант. / Е.Д. Айпин. -М.: Сов. Россия, 1990. - 160 с.
3. Айпин Е.Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари / Е.Д. Айпин. - М.: Молодая гвардия, 1990.-334 с.
4. Айпин Е.Д. Клятвопреступник / Е.Д. Айпин. - М.: Русло, 1993. - 423 с.
5. Айпин Е.Д. У гаснущего очага: Повесть в рассказах о верованиях, обычаях, обрядах и преданиях народа ханты (остяков) Обского Севера / Е.Д. Айпин. -Екатеринбург: Сред.-Урал. Кн. Изд-во; Москва: ЗАО «Фактория Арктики», 1998.-256 с.
6. Айпин Е.Д. Божья Матерь в кровавых снегах / Е.Д. Айпин. - Екатеринбург: Пакрус, 2002. - 304 с.
7. Айпин Е.Д. Река-в-Январе: сборник рассказов / Е.Д. Айпин. - СПб.: ООО «Миралл», 2007. - 208 с.
8. Вагатова М.К. Маленький тундровый человек: стихи и сказки / М.К. Вагатова. - Тюмень: СофтДизайн, 1996. - 208 с.
9. Вагатова М.К. Моя песня, моя песня. Стихи. Легенды. Сказки / М.К. Вагатова. - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2002. - 192 с.
10. Волдин B.C. Так Молупси: поэмы и стихи на хантыйском и русском языках / B.C. Волдин. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 1998. - 118 с.
11. Лазарев Г.Д. Мы дети одной семьи / Г.Д. Лазарев // Остяко-Вогульская правда. - 28.01.1938-С. 1-2.
12. Лазарев Г.Д. Микай Ойка / Г.Д. Лазарев // Ленинская правда. - 11.07.1965 -№ 139.-С. 4.
13. Лазарев Г.Д. Здравствуйте, друзья-однополчане / Г.Д. Лазарев // Ленинская правда. - 26.03.1975 - С. 3.
14. Лазарев Г.Д. Рассказы старого ики / Г.Д. Лазарев // Эринтур: Окружной литературно-художественный альманах. - 1997. -№ 2. - С. 341-361.
15. Лазарев Г.Д. Непа ранили / Г.Д. Лазарев // Литература Югры. 1930-2000. Проза. Антология /сост. Н.И. Коняев. - Люберцы: УНИСЕРВ, 2002. Ч. 2. С. 48-52.
16. Молданова Т.А. Касания Цивилизации / Молданова Т.А. // Мир Севера. 1997. №3. С. 49-64.
17. Молданова Т.А. Касания Цивилизации / Молданова Т.А. // Эринтур: Альманах писателей Югры. - 1998. - № 3. - С. 135-171.
18. Молданова Т.А. «Средний Мир» Анны из Маланга («В гнездышке одиноком») / Молданова Т.А. // Северная книга. - Томск: Томский региональный отдел по социально-экономическому развитию районов Севера, 1993. С. 61-94.
19. Ругин Р. П. Солнце над снегами: Повести, рассказы / Р.П. Ругин. -Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986. - 208 с.
20. Ругин Р.П. Метель на ладони: Стихотворения / Р.П. Ругин. - М.: Современник, 1986. - 92 с.
21. Ругин Р.П. Звон летящего аркана: стихи / Р.П. Ругин. - М.: Совет писатель, 1987. - 160 с.
22. Ругин Р.П. Сорок северных ветров: Повести / Р.П. Ругин. - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1996. Т. 1. - 480 с.
23. Ругин Р.П. Волшебная земля: Легенды, сказки, повести, рассказы / Р.П. Ругин. - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1997. Т. 3. -432 с.
24. Ругин Р.П. Многодумная Обь: стихи /перевод с хантыйского И.Фонякова, В.Кочеткова, А.Романова, А.Руденко / Р.П. Ругин. - Салехард: издательский центр «Красный Север». - 287 с.
25. Ругин Р.П. Избранное: повести / Р.П. Ругин. - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2001.-560 с.
26. Ругин Р.П. Легенды и мифы народа ханты / Р.П. Ругин. - Екатеринбург: Средне-Урал. кн. изд-во, 2003. - 336 с.
27. Ругин Р.П. Избранные стихи / Р.П. Ругин. - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2004. -320 с.
28. Шульгин М. Благодарность. Стихи / М. Шульгин. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1975. 96 с.
29. Шульгин М.И. Мави Ас. Медовая Обь, поэтическое наследие, посвященное 70-летию со дня рождения: сборник стихотворений, поэм на хантыйском и русском языках / сост. Величко Н.И. / М.И. Шульгин. - Ханты-Мансийск: ОАО «Издательский дом «Новости Югры», 2009. - 304 с.
II. Издания сочинений, художественные произведения, документальные
материалы, справочная литература
30. Библейская энциклопедия. - М.: Олма-Пресс, 2002. - 768 с.
31. Библейская энциклопедия. Репринтное издание. - М.: ТЕРРА, 1990. - 798 с.
32. Большой толковый словарь русского языка / сост. Кузнецов С.А. - СПб.: Норинт, 2001.- 1536 с.
33. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: // www.onlinedics.ru/ slovar/ bes/I/les/html.
34. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://slovari.299.ru
35. Большой энциклопедический словарь / под ред. Е.Е. Узловой. - М.: Дрофа, 1999.-912 с.
36. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. В 86 т. [Электронный ресурс] / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон // Режим доступа: http://knigi.kb200.com.
37. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. - М.: Русский язык, 1989.
38. Елисеев И.А., Полякова Л.Г. Словарь литературоведческих терминов / И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 320 с.
39. Иллюстрированный энциклопедический словарь / ред. кол.: В.И. Бородулин, А.И. Горкин, A.A. Гусев, Н.М. Ланда и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. - 894 с.
40. Иллюстрированный энциклопедический словарь /под ред. Т.В. Фирсановой. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 894 с.
41. Иллюстрированный энциклопедический словарь Терра-Лексикон. - М, 1998. - 669 с.
42. Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. A.A. Сурков. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - 1007 с.
43. Литература Югры. 1930-2000. Поэзия. Антология / сост. Н.И. Коняев. -Ханты-Мансийск, 2001. - 256 с.
44. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Никомонина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК «Интелвак», 2003. - 1600 стлб.
45. Мазин В. Огница / В. Мазин // Эринтур: Альманах писателей Югры. 2001. Вып. № 6. С. 267-277.
46. Малый энциклопедический словарь. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.-112 с.
47. Мифология хантов / сост. В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Т.А. Молданов, Т.А. Молданова / Научн. ред. В.В. Напольских. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2000. -310с.
48. Мифы народов мира [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mifinarodov.eom/r/reka.html.
49. Мифы, предания, сказки хантов и манси. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1990. - 568 с.
50. Немысова Е.А. Хантыйская литература в школах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округа / Е.А. Немысова. В 2 ч. - Ханты-Мансийск, 1996. Ч. 1 - 172 е., Ч. 2 - 152 с.
51. Немысова Е.А., Каюкова JI.H. Хантыйские загадки / Е.А. Немысова, J1.H. Каюкова. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. - 88 с.
52. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1999; 2004. - 928 с.
53. Сказания о чудесах: Т. 1. Русская фантастика XI-XVI вв. / сост. Ю.М. Медведева. - М.: Сов. Россия, 1990. - 528 с.
54. Словарь литературных терминов / под ред. Подольского Ю. В 2 т. - М.: Педагогика-Пресс, 1985. Т. 1. - 1460 Стлб.
55. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. -СПб.: Норит, 2003. - 960 с.
56. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа "Языки русской культуры", 1997. С. 40-76. [Электронный ресурс] / Ю.С. Степанов // Режим доступа: http://philologos.narod.ru/concept/stepanov-concept.htm
57. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940 [Электронный ресурс] / Д.Н. Ушаков // Режим доступа: http: // dic.academic.ru/dic.nsf/ ushakov
58. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. В 4 т. - М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1940. Т. 4. С-Ящурный - 1502 с.
59. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. -М.: Альта-Пресс, 2000; 2005. -1216 с.
60. Хантыйская литература: учебная хрестоматия / сост. Е.В. Косинцева. В 4 ч. Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2010-2011. Ч. 1 - 388 с. Ч. 2 - 384 с. Ч. 3 - 361 с. Ч. 4-385 с.
61. Электронная справочная система «Википедия» [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
III. Архивные материалы
62. Волдин B.C. Мосты ангка // Государственный архив ХМАО: Фонд 506. Опись 4. Дело 10. Лист 32.
63. Волдин B.C. Мосты нэнгием // Государственный архив ХМАО: Фонд 506. Опись 4. Дело 10, 19 оборот.
64. Волдин B.C. Ма мувем. Моя земля (перевод В.Кисарева) // Домашний архив поэта (г.Ханты-Мансийск).
65. Волдин B.C. Про Орла и его друзей. // Государственный архив ХМАО: Редакция Ханты - Мансийского радиовещания, микрофонные материалы. Фонд 371, опись 3, дело 24, 27 ноября, 1964 год. Лист 149-151.
66. Волдин B.C. Бедная старушка и Ёхым пай хо // Государственный архив ХМАО: Редакция Ханты-Мансийского радиовещания, микрофонные материалы. Фонд 371, опись 3, дело 19, 11 сентября, 1964 года, Лист 17.
67. Лазарев Г.Д. Охотник-соня. Вороны-сторожа. Четырехлапый верхолаз. Последний прыжок росомахи // Государственный архив ХМАО - Югры: Редакция Ханты-Мансийского радиовещания, микрофонные материалы. Фонд 371, опись 3, дело 20, 23 сентября, 1964 год. Листы 203 - 206.
IV. Исследования по теории и истории литературы. Работы о творчестве
хантыйских поэтов и прозаиков
68. Адамович Г. Борис Зайцев / Г. Адамович // Одиночество и свобода /сост. В. Крейд. - М.: Республика, 1996. - 448 с.
69. Андросенко В. Благодарность - поэту / В. Андросенко // Ленинская правда. -1975.-С. 4.
70. Аникин В.П. Русское устное народное творчество / В.П. Аникин. - М.: Высшая школа, 2001. - 726 с.
71. Анисимов К.В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX - начала XX веков: Особенность становления и развития региональной литературной традиции / К.В. Анисимов. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. - 304 с.
72. Бард снежной державы: Страницы жизни и творчества Романа Ругина. -Екатеринбург: Сред.-Ур. кн. изд-во, 2000. - 112 с.
73. Белая Г.А. Рождение новых стилевых форм как процесс преодоления «нейтрального» стиля / Г.А. Белая // Многообразие стилей советской литературы: Вопросы типологии. -М., 1978. С. 475-483.
74. Блажес В.В. Фольклор коренных малочисленных народов Севера Западной Сибири (коми, ненцы, обские угры, селькупы) / В.В. Блажес // Космос Севера. 2005. Вып. 4. С. 8-24.
75. Большакова А.Ю. Феномен деревенской прозы / А.Ю. Большакова // Русская словесность. - 1999. - № 3. - С. 15-19.
76. Быкова Г.В. Внутриязыковые лакуны в системе языка (на материале русского языка) / Г.В. Быкова. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 1998. - 95 с.
77. Васинкин А. Проблемы периодизации литератур финно-угорских народов России /А. Васинкин // Материалы VIII Международного конгресса финно-угорских писателей «Фольклор и эпос финно-угорских народов» /сост. Е.Д. Айпин, Г.И. Краснухина. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006. С. 77-79.
78. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста / В.А. Ватагина. -М.: Искусство, 1957. - 170 с.
79. Ващенко А. Мы - ваша совесть / А.Ващенко // Литературная Россия. - 1998. -3 июля.-С. 9-10.
80. Ващенко А. Бремя особого рода / А.Ващенко // Литературная Россия. - 2006. -№37.-С. 14-15.
81. Галаутдинова К.И. Образ семьи в повести Р.П. Ругина «В ожидании сына» / К.И. Галаутдинова // Материалы третьей научно-практической конференции, посвященной памяти A.A. Дунина-Горкавича, 10 апреля 2007 года. -Нижневартовск: Издательский дом «Югорский», 2008. С. 74.
82. Гераськин Т.В., Шаронова Е.А. Мордва и Русь в фольклоре и исторической прозе. Саранск, 2013. 326 с.
83. Герляк H.A. К вопросу о типологии хантыйской литературы / H.A. Герляк // Мировоззрение обских угров в контексте языка и культуры: Материалы Всеросийской научной конференции (19-22 мая 2008 г., Ханты-Мансийск). -Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2010. С. 120-122.
84. Глазкова T.B. Феномен «случайного семейства» и его интерпретация в творчестве Ф.М. Достоевского / Т.В. Глазков // Вопросы культурологии. -2008. - № 6. - С. 47-49.
85. Головнев A.B. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров / A.B. Головнев. - Екатеринбург: УрО РАН, 1995. - 606 с.
86. Данилина Г. Роман Е. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» / Г. Данилина // Литература Тюменского края: книга для учителя и ученика / под ред. H.A. Рогачевой. - Тюмень: Софт Дизайн, 1997. С. 130-144.
87. Деркач Г. Первое поэтическое слово / Г.Деркач // Ленинская правда. - 1972. -9 августа. - С. 4.
88. Домокош П. Формирование литератур малых уральских народов / пер. с венгерского / П.Домокош. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1993.-288 с.
89. Домокош П. О фольклоре и эпосе финно-угорских народов / П.Домокош // Материалы VIII Международного конгресса финно-угорских писателей «Фольклор и эпос финно-угорских народов» /сост. Е.Д. Айпин, Г.И. Краснухина. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006. С. 18-28.
90. Ерныхова О.Д. Казымский мятеж: Об истории Казымского восстания 19331934 гг. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2003. - 160 с.
91. Жулева А. В зеркале нашего времени / А. Жулева // Мир Севера. - 2008. - № 6.-С. 46-51.
92. Зайцев В.А. История русской литературы второй половины XX века / В.А. Зайцев. - М.: Высш. шк., 2004. - 455 с.
93. Зайцева Т.И. Осмыление современной удмуртской литературы как системы / Т.И. Зайцева // Г.Д. Красильников и тенденции развития прозаических жанров в национальных литературах Урало-Поволжья / сост. В.М. Ванюшев, Г.А. Глухова. - Ижевск: Удмуртский госуниверситет, 2005. С. 104-108.
94. Зайцева Т.И. Маргинальный герой Олега Четкарева: традиционная основа и изменение эстетического кода / Т.И. Зайцева // Вестник удмуртского университета. - 2007. - № 5 (1). - С. 115-122.
95. Калинин A.B. Лексика русского языка / A.B. Калинин. - М.: Изд-во МГУ, 2012.-320 с.
96. Караковский А. Литературный анимализм как метод и руководство к действию [Электронный ресурс] /А. Караковский // Русский эпиграфъ. -Режим доступа: www.epygraph.ru
97. Каргаполов Е.П. Единение женщины и природы в поэзии М.К. Вагатовой / Е.П. Каргаполов // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Сородичи, я не таю прекрасное от ваших взоров», посвященной юбилею М.К. Вагатовой, 23.01.2007. - Ханты-Мансийск: Информационно-издательский центр, 2009. С. 47-63.
98. Каргаполов Е.П. Столкновение полярностей, или сможем ли мы преодолеть идейный и гражданский раскол? / Е.П. Каргаполов // Мир Севера. - 2008. - № 6.-С. 29-37.
99. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. В 3 т. / К.Ф. Карьялайнен. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. Т. 2. - 284 с.
100. Ковский В. Пафос гуманизма: Современная советская литература и духовный мир личности / В. Ковский. - М.: Знание, 1985. - 127 с.
101. Комановский Б.Л. Пути развития литератур народов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР / Б.Л. Комановский. - Магадан, 1977. - 196 с.
102. Кондаков Б.В. «Этическое пространство» художественного текста (на материале русской литературы 1880-х гг.) / Б.В. Кондаков // Языковое сознание и текст: межвуз. сб. науч. тр. - Пермь, 2004. С. 3-12.
103. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций / И.В. Кондаков. - М.: BRA Омега-Л, Высш. шк., 2003. - 616 с.
104.Коняев Н.И. Вчера, сегодня и всегда: Ретровзгляд на литературную жизнь Югры / Н.И. Коняев. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2002. - 62 с.
105. Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (середина XIX - начало XX в.) / К.П. Королева. -М.: АО «Капитал и культура», 1994. - 152 с.
106. Королева С.Ю. Образ Праведника в «деревенской прозе» В. Распутина (к вопросу о художественном воплощении) / С.Ю. Королева // Вестник пермского университета. - 2009. - Вып. 1. - С. 79-89.
107.Косинцева Е.В. К вопросу об авторских сказках М.К. Вагатовой / Е.В. Косинцева // Материалы третьей научно-практической конференции, посвященной памяти A.A. Дунина-Горкавича, 10.04. 2007. - Нижневартовск: Из дат. дом «Югорский», 2008. С. 76.
108. Косинцева Е.В., Хандыбина О.В. Отражение традиционной культуры хантыйского народа в прозе Р.П. Ругина / Е.В. Косинцева, О.В. Хандыбина // Материалы НПК с международным участием «Сородичи, я не таю прекрасное от ваших взоров», посвященной юбилею М.К. Вагатовой, 23.01.2007. - Ханты-Мансийск: Информационно-издательский центр, 2009. С. 145-153
109. Косинцева Е.В. Сказочные традиции в хантыйской литературе / Е.В. Косинцева // Известия Уральского государственного университета. - 2010. -№3 (78).-С. 213-219.
110. Косинцева Е.В. Семейная тема в хантыйской литературе / Е.В. Косинцева // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы IV международной НПК, 18-20.10. 2010. В 2 т. - Москва: ООО «Институт стратегических исследований», 2010. Т. 2. С. 117-120.
111. Косинцева Е.В. Женские образы в хантыйской литературе / Косинцева Е.В.. -Ханты-Мансийск: Печатное дело, 2010.- 100 с.
112.Косинцева Е.В., Куренкова Н.В. «Все в этом мире от Бога...»: роман Е.Д. Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах» / Е.В. Косинцева, Н.В. Куренкова. - Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2010. - 143 с.
113. Кубанцев Т.И. О национальной специфике русскоязычного творчества З.Ф. Дорофеева / Т.И. Кубанцева // Г.Д. Красильников и тенденции развития прозаических жанров в национальных литературах Урало-Поволжья / сост.
B.М. Ванюшев, Г.А. Глухова. - Ижевск: Удмуртский госуниверситет, 2005.
C. 49-53.
114. Кузьмина A.C. Христианизация коренных народов Обского Севера: Культурологический аспект / A.C. Кузьмина. - СПб.: Инфо-да, 2004. - 149 с.
115.Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты / В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина. - Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1992. -134 с.
116. Кунык Т. Отстоять красоту своей земли / Т. Кунык // Мир Севера. - 2008. - № 6. - С. 37-42.
117. Лаврентьев М. Шаманское сердце / М. Лаврентьев // Мир Севера. - 2008. - № 6. - С. 42-44.
118. Лагунов К.Я. Портреты без ретуши / К.Я. Лагунов. - Тюмень: ТОИПКПК, 1994.- 191 с.
119. Лагунова O.K. Модель мира в романе Е.Д. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» / O.K. Лагунова // Вестник Тюменского госуниверситета. -2000.-№4.-С. 19-27.
120. Лагунова O.K. Пятикнижие от Еремея Айпина / O.K. Лагунова // Хантыйская литература / сост. В. Огрызко. - М.: Литературная Россия, 2002. С 117-138.
121. Лагунова O.K. Этнопоэтика книги Е.Д. Айпина «У гаснущего очага» / O.K. Лагунова // Космос Севера. - 2005. - Вып. 4. - С. 58-78.
122. Лагунова O.K. Истинная цена воли (О романе Е.Д. Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах) / O.K. Лагунова // Врата Сибири. - 2006. - № 1(18). - С. 202-215.
123. Лагунова O.K. Феномен социалистического реализма и пути изучения младописьменных литератур Севера России / O.K. Лагунова // Вестник Тюменского госуниверситета. - 2006. - № 4. - С. 174-182.
124. Лагунова O.K. Феномен творчества русскоязычных писателей ненцев и хантов последней трети XX века (Е.Айпин, Ю.Вэлла, А. Неркаги) / O.K. Лагунова. - Тюмень: изд-во ТГУ, 2007. - 260 с.
125. Лапина М.А. Этика и этикет хантов / М.А. Лапина. - Томск: Издательство Томского университета, 1998. - 115 с.
126. Литовская М.А. Картина мира в романе Е.Д. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» / М.А. Литовская // Космос Севера. - 2002. - Вып. 3. - С. 130-143.
127. Литовская М.А. Колониальная проблематика в творчестве Татьяны Молдановой / М.А. Литовская // Космос Севера. - 2005. - Вып. 4. - С. 79-92.
128. Литовская М. А. «Русское», «чужое», «враждебное» в повестях Татьяны Молдановой / М.А. Литовская // Известия Уральского государственного университета. - 2007. - № 53. - С. 235-242.
129. Лобызова О. Почувствовал талант, трудись неустанно / О. Лобызова // Бард снежной державы. - Екатеринбург: Сред-Урал. кн. изд-во, 2000. С. 85-90.
130. Луцкий С. Болит душа... / С. Луцкий // Новости Югры. 1999. 17 декабря. С. 4.
131. Маргинальность [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.univer5.ru
132. Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов / Е.П. Мартынова. - М.: Изд-во РАН, 1998. - 235 с.
133. Молданова Т.А. Женские образы в прозаическом фольклоре р. Вах / Т.А. Молданова // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Сородичи, я не таю прекрасное от ваших взоров...», посвященной юбилею М.К. Вагатовой. 23.01.2007. - Ханты-Мансийск: Информационно-издат. центр, 2009. С. 371 - 377.
134. Молданова Т.А. Краткий курс лекции по дисциплине «История религии обско-угорских народов» / Т.А. Молданова. - Ханты-Мансийск: РИЦ ЮГУ, 2008.- 119 с.
135. Молданова Т.А. Духовное освоение мира женщиной в традиционной культуре хантов / Т.А. Молданова // Культурное наследие Тюменской области: материалы научной конференции «Культурогенез и проблемы актуализации культурного наследия народов Тюменской области». Тюмень, 2007. Ч. 1.С. 110-119.
136. Морозов Ю. «Мир поэта - мир поэту» / Ю. Морозов. - Екатеринбург: Сред-Урал. кн. изд-во, 2000. С. 91-97.
137. Нестерова С.Н. Периодизация хантыйской прозы (на примере взаимодействия фольклорной и литературной поэтики) / С.Н. Нестерова // Вестник угроведения. - 2005. -№ 1. - С. 185-190.
138. Нестерова С.Н. Образ Анны в повести Т.А. Молдановой «В гнездышке одиноком» / С.Н. Нестерова // Обские угры: научные исследования и практические разработки: материалы Всероссийской научной конференции VII Югорские чтения. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. С. 330-338.
139. Нестерова С.Н. Жанр сказки в творчестве М.К. Вагатовой / С.Н. Нестерова // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Сородичи, я не таю прекрасное от ваших взоров», посвященной юбилею М.К. Вагатовой, 23.01.2007. - Ханты-Мансийск: Информационно-издательский центр, 2009. С. 103-106.
140. Николаева H.A. Трансформация жанра семейных записок XVIII-XIXbb. В "Семейной хронике" С.Т. Аксакова (Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы) / H.A. Николаева. - Новосибирск: Сибпринт, 2004. Вып. 6. С. 64-82.
141.0грызко В.В. Кто поможет литераторам Севера? / В.В. Огрызко // Эринтур: альманах писателей Югры. - 1996. - Вып. 1. - С. 297-301.
142. Огрызко В. От судьбы не убежишь / В.В. Огрызко // Хантыйская литература: Сборник / сост. В.В. Огрызко. - М.: Литературная Россия, 2002. С. 214-225.
143. Огрызко В. Литература отчаяния и надежды /В.В. Огрызко // Хантыйская литература: Сборник / сост. В.В. Огрызко. - М.: Литературная Россия, 2002. С.3-29.
144. Огрызко В.В. В сжимающемся пространстве: портрет на фоне безумной эпохи / В.В. Огрызко. - М.: Литературная Россия, 2006. - 176 с.
145.Патканов С. Тип остяцкого богатыря по остяцким былинам и героическим сказаниям (отд. оттиск) / С. Патканов. - СПб., 1891. - 75 с.
146. Петушков В. Дорога к утренней звезде / В. Петушков // Мир Севера. - 2008. - № 6. - С. 55-60.
147. Полякова H.B. Концепт Пространство и средства его репрезентации в селькупском и русском языках / Н.В. Полякова. - Томск: ТГПУ, 2006. - 120 с.
148. Попов Ю., Цымбалистенко Н. Сага о народе ханты / Ю.Попов, Н. Цымбалистенко // Хантыйская литература: Сборник / сост. В. Огрызко. - М.: Литературная Россия, 2002. С. 58-71.
149. Пошатаева A.B. Литература народов Севера. Истоки. Становление. Развитие / A.B. Пошааева. - М.: Наука, 1988. - 168 с.
150. Рогачёва H.A. Мифологические мотивы в творчестве писателей Тюменского Севера / H.A. Рогачева // Космос Севера. - 1996. - Вып. 1. - С. 73-80.
151. Рогачева H.A. Сказовое начало в литературе края // Литература Тюменского края: книга для учителя и ученика / под. ред. H.A. Рогачевой. Тюмень: Софтдизайн, 1997. С. 79-84.
152.Роговер Е.С. Изучение творчества Р.Ругина в школе / Е.С. Роговер. - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2003. - 176 с.
153. Роговер Е.С. Рассказы Еремея Айпина и национальные проблемы народа ханты /Е.С. Роговер // Реальность этноса: Образование и национальная идея: Материалы международной НПК. - СПб.: Астерион, 2004. С. 428-430.
154. Роговер Е.С. Писатели Севера о минувшей войне и Победе / Е.С. Роговер // Литература народов Севера: Сб. науч. ст. / под ред. проф. Е.С. Роговера. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. Вып. 4. С. 8-16.
155. Роговер Е.С. Из истории хантыйской литературы / Е.С. Роговер // Литература народов Севера: Сб. науч. ст. /под ред. проф. Е.С. Роговера. - СПб.: Изд-во «Шатон», 2006. Вып. 5. С. 21-32.
156. Роговер Е.С. Лирика М.К. Вагатовой / Е.С. Роговер // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Сородичи, я не таю прекрасное от ваших взоров», посвященной юбилею М.К. Вагатовой, 23.01.2007. - Ханты-Мансийск: Информационно-издательский центр, 2009. С. 121-128.
157. Роговер Е.С., Нестерова С.Н. Творчество Еремея Айпина / Е.С. Роговер, С.Н. Нестерова. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. - 140 с.
158.Россиус А. Еще раз о гомеровском вопросе и о рождении филологического метода [Электронный ресурс] // НЛО. 2005. № 73. - Режим доступа http://magazines.mss.ru/nlo/2005/73/ro 18-pr.html (Дата обращения 7.09.2012).
159. Рычкова О. Уносимые ветром / О. Рычкова // Мир Севера. - 2008. - № 6. - С. 53-54.
160. Рябий М.М. О новой книге Марии Вагатовой «Моя песня, моя песня» / М.М. Рябий // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Сородичи, я не таю прекрасное от ваших взоров», посвященной юбилею М.К. Вагатовой, 23.01.2007. - Ханты-Мансийск: Информационно-издательский центр, 2009. С. 128-132.
161.Санги В. В пути / В. Санги // Ругин Р.П. Солнце над снегами: Повести, рассказы. / Пер. с хант., послесловие В.Санги. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986. С. 203-208.
162. Семенов А.Н. «Все вместила моя душа...»: Концептосфера лирики Д.Мизгулина / А.Н. Семенов. - СПб.: Издательская программа АПИ, 2010. -160 с.
163. Сенинг Т.А. «Мысль семейная»: семья в художественной литературе: инф-библ. мат. / Т.А. Сенинг. - Самара: Агни, 2008. - 54 с.
164. Сергеев Е. Маргинальность [Электронный ресурс]/ Е. Сергеев // Философская энциклопедия. - Режим доступа: http://dic.academic.ru
165. Слепенкова Р.К. Жить для своего народа // Белоярские вести. - 1995. - № 8. -С. 5.
166. Соколова З.П. Ханты и манси: взгляд из XXI в. - М.: Наука, 2009. - 756 с.
167. Солженицын А. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 года / А. Солженицын // Новый мир. - 2000. - № 5. - С. 185-187.
168. Соловар А.Г. Женские образы в повестях Т.А. Молдановой / А.Г. Соловар // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Сородичи, я не таю прекрасное от ваших взоров», посвященной юбилею
М.К. Вагатовой, 23.01.2007. - Ханты-Мансийск: Информационно-издательский центр, 2009. С. 133-141.
169. Сохряков Ю. Деревенская проза [Электронный ресурс] / Ю. Сохряков // Институт Русской цивилизации имени Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. - Режим доступа: http://www.rusinst.ru.
170. Сподина В.И. Номенклатура родства как универсальный социокультурный феномен обских угров и самодийцев / В.И. Сподина. - Ханты-Мансийск: Печатное дело, 2010. - 114 с.
171. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И.В. Суханов. - М.: Политиздат, 1976. - 216 с.
172.Урванцев А. Сердце, пронзенное любовью / А. Урванцев // Бард снежной державы: Страницы жизни и творчества Р.Ругина. - Екатеринбург: Сред,-Урал. кн. изд-во, 2000. С. 69-74.
173.Хазанкович Ю. Сопротивление распаду / Ю. Хозанкович // Хантыйская литература: Сборник / сост. В. Огрызко. - М.: Литературная Россия, 2002. С. 77-81.
174.Хазанкович Ю.Г. Фольклорная цитация в романе Еремея Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» / Ю.Г. Хозанкович // Литература народов Севера: Сборник статей /под ред. проф. Е.С. Роговера. - СПб.: Олимп, 2008. Вып. 9. С. 110-116.
175. Хазанкович Ю.Г. Фольклорно-эпические традиции в прозе малочисленных народов Севера / Ю.Г. Хозанкович. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. -131 с.
176.Хализев В.Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей XIX века / В.Е. Хализев // Русская литература XIX в. и христианство: сб. ст. - М.: МГУ, 1997. С. 111-119.
177. Хантыйская литература: сборник / сост. В.Огрызко. - М.: Литературная Россия, 2002. -360 с.
178. Хандыбина О.В. Семейная тема в прозе Р.П. Ругина / О.В. Хандыбина // Материалы научно-практической конференции с международным участием
«Сородичи, я не таю прекрасное от ваших взоров...», посвященный юбилею М.К. Вагатовой (Волдиной), 23 января 2007 года / Югорский государственный университет Институт языка, истории и культуры народов Югры. - Ханты-Мансийск: ОАО «Информационно-издательский центр», 2009. С. 163-168.
179. Хастаева Н. Концептосфера в поэзии Улуро Адо [Электронный ресурс] / Н. Хастаева // Режим доступа: http://rudocs.exdat.com.
180.Цукор А. Лишь бы не было лжи и путаницы / А. Цукор // Литературная Россия. - 2004. - № 41. - С. 6-7.
181. Цымбалистенко Н.В. Специфика мироощущения народов Севера и ее художественное воплощение в творчестве Романа Ругина / Н.В. Цымбалистенко // Бард снежной державы: Страницы жизни и творчества Романа Ругина. - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2000. С. 34-53.
182. Цымбалистенко Н.В. Вернуть народу утерянные ориентиры / Н.В. Цымбалистенко // Ругин Р.П. Избранное: повести. - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2001. С. 3-12.
183.Цымбалистенко Н.В. Север есть Север...: Исторические судьбы коренных народов Ямала в литературном освещении / Н.В. Цымбалистенко. - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2003. - 172 с.
184.Цымбалистенко Н.В. Север учил, ничего не тая... (Творчество Романа Прокопьевича Ругина) / Н.В. Цымбалистенко. - Салехард: ГУП ЯНАО «Издательство «Красный Север», 2008. - 56 с.
185. Цымбалистенко Н.В. «Много дней позади, много дел...» / Н.В. Цымбалистенко // Ругин Р.П. Легенды и мифы народа ханты. - Салехард: Красный Север, 2008. С. 4-6.
186. Цымбалистенко Н.В. Ямал литературный. От мифологии до постмодернизма / Н.В. Цымбалистенко. - М.: Луч, 2010.- 128 с.
187.Шаррен А.-В. Отражения и выражения: некоторые размышления о возрождении народа и о сути литературного творчества / А.-В. Шаррен // Литературная Россия. - 2004. - № 41 (2173). - С. 6-7.
188. Шаррен А.-В. Некоторые размышления о возрождении народа и о сути литературного творчества. Концепция «Отражения и выражения» (жизнь и творчество Е.Д. Айпина) / А.-В. Шаррен // Материалы VIII Международного конгресса финно-угорских писателей «Фольклор и эпос финно-угорских народов» /сост. Е.Д. Айпин, Г.И. Краснухина. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006. С. 38-43.
189.Шляховая Н.М. Проблема духовно-нравственной преемственности в литературах Севера / Н.М. Шляховая // Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1983. С. 94-103.
190. Шмидт С.О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии / С.О. Шмидт. - М.: РГТУ, 1997. - 612 с.
191. Штильмарк Р. Уникальный талант /Р. Штильмарк // Хантыйская литература /сост. В. Огрызко. -М.: Литературная Россия, 2002. С. 50-52.
192. Энгвер Н. То, что под камнем / Н. Энгвер // Литературная Россия. -2004. - № 13.-С. 10.
V. Авторефераты и диссертации
193. Большакова А.Ю. Феномен деревенской прозы, вторая половина XX в.: Дисс. ... докт. филол. наук. - М., 2002. - 403 с.
194. Зайцева Т.И. Удмуртская проза второй половины XX - начала XXI века: человек и мир, эволюция, особенности художественного воплощения: Автореф. дисс... докт. филол. наук. - Саранск, 2009. - 41 с.
195. Игошина O.A. Воплощение образа мордовского народа в литературно-художественной традиции XIX - начала XX века: Автореферат дисс. .. .канд. филол. наук. - Саранск, 2009. - 21 с.
196. Комановский Б.Л. Пути развития литературы народов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР: Автореф. дисс... канд. филол. наук. - М., 1969. - 19 с.
хантов последней трети XX века (Е.Айпин, Ю.Вэлла, А.Неркаги): Автореф. дисс... докт. филол. наук. - СПб., 2008. - 48 с.
198.Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция (проблема поэтики): Автореф. дисс... докт. филол. наук. - Киев, 1983. - 53 с.
199.Миляхова Л.П. Роман Еремея Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари»: генезис, образный строй, контекст, поэтика: Автореф. дисс... канд. филол. наук.-СПб., 2009.-21 с.
200. Новожеева И.В. Концепция человека в деревенской прозе 1960-1980-х годов: по произведениям В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Распутина, В. Шукшина: Дисс. ... канд. филол. наук. - Брянск, 2007. - 212 с.
201. Орехова Ю.С. Анималистическая литература Франции: традиции и трансформация в творчестве С.-Г.Колетт: Автореф. дисс... канд. филол. наук. - Калининград, 2008. - 22 с.
202. Панасова Е.П. Концепт СОЛНЦЕ в русском языке и речи: Дис. ... канд. ч ' филол. наук. - Екатеринбург, 2007. - 194 с.
203. Смирнова С.А. Святость как феномен русской культуры (семантическое и лингвокультурологическое описание): Дис. ...канд. филол. наук. -Северодвинск, 2005. - 218 с.
204. Соболькова М. Н. Художественное своеобразие литератур народов Севера (60-80-е годы): Автореф. дис. ... канд. филол. наук / АН СССР, ИМЛИ. - М., 1989.-25 с.
205. Цымбалистенко Н.В. Литературно-художественное осмысление исторических судеб коренных народов северо-запада Сибири (на материале ненецкой и хантыйской литературы): Автореф. дисс... докт. филол. наук. -СПб., 2005.-44 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.