Хади Атласи как историк тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Мухаметдинова, Алсу Ханнановна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 149
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Мухаметдинова, Алсу Ханнановна
Введение.1.
Глава I. Основные вехи жизни и деятельности X. Атласи.
§ 1 Страницы биографии.
§ 2 Педагогическая и общественно-политическая деятельность.
Глава II. Отражение истории татарского народа в трудах Х.Атласи.
§ 1 Формирование научной концепции Х.Атласи.
§ 2 Проблемы истории Сибири.
§ 3 Казанское ханство.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Развитие исторических знаний у татар в конце XIX-начале XX веков2003 год, кандидат исторических наук Шакуров, Фарит Наилович
Научно-историческое наследие Г.Н. Ахмарова, 1864 - 1911 гг.2003 год, кандидат исторических наук Салахова, Эльмира Кадимовна
История становления и развития народных праздников в Татарстане, ХХ в.1999 год, кандидат исторических наук Шарафутдинов, Дамир Рауфович
Татарская философская мысль конца XVIII-XIX веков: Эволюция, основные направления и представители1998 год, доктор философских наук Юзеев, Айдар Нилович
Роль М.Г. Худякова в исследовании истории и культуры народов Среднего Поволжья2006 год, кандидат исторических наук Байрамова, Фаузия Аухадиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хади Атласи как историк»
Постановка проблемы. Современное российское общество переживает сложный процесс переосмысления своей истории. На фоне этих изменений проявляется внутренняя потребность самой исторической науки в воссоздании исторической правды о прошлом народов России, в том числе татарского народа. Поэтому существенное значение имеет обращение к творчеству славных представителей татарской исторической школы, успешно разрабатывавших проблематику родного края и сыгравших весомую роль в духовном возрождении своей нации. Осмысление научного наследия мыслителей минувшего позволяет отобрать ценные идеи, которые необходимо дальше развивать и использовать в практической деятельно! сти. В связи с этим несомненный научный интерес представляет изучение творческой лаборатории и исторического наследия видного татарского ученого и общественного деятеля Мухаммадхади Мифтахутдиновича Ат-ласова (1876-1938). В его биографии нашли отражение наиболее значимые страницы отечественной истории.
Актуальность темы исследования. Диссертационное исследование посвящено изучению жизни и творческой деятельности Х.Атласи - известного историка, педагога и общественного деятеля. Необходимость всестороннего исследования творчества Х.Атласи обусловлена слабой изученностью его исторического наследия, недостаточностью определения конкретного вклада ученого в становление татарской исторической мысли. Своеобразное понимание и оригинальное освещение им истории татарского народа, определение его места и роли в развитии евразийской цивилизации не утратили своей значимости и в настоящее время. Научные сочинения Х.Атласи дают возможность глубже понять историю и судьбу татар, способствуют лучшему пониманию современного состояния общества. Исходя из этого, обращение к научному наследию историка является и своевременным и актуальным.
Отдельные стороны творчества учёного привлекали внимание историков. Однако до сих пор в татарской научной мысли отсутствует монографическое исследование, посвященное Х.Атласи.
Степень изученности проблемы. Историография вопроса в целом весьма немногочисленна. Хронологически ее можно классифицировать следующим образом:
1) издания, опубликованные при жизни историка в 1913-1926 годах. В этих первых публикациях современники Х.Атласи давали оценку его творческой деятельности;
2) публикации, которые датируются серединой 1980 годов по сегодняшний день. В течение этого периода были переизданы основные исторические труды Х.Атласи. После длительного забвения начался процесс постепенного восстановления исторической справедливости по отношению к ученому. :
О творчестве X. Атласи исследователи впервые заговорили после выхода в свет его основных трудов в 1913 году. В публицистических статьях различных авторов приводились преимущественно биографические сведения, была предпринята попытка осветить педагогическую, общественную и научную деятельность историка. Среди первых публикаций следует отметить в мусульманском календаре - «Заман календаре» статью анонимного автора, в которой Х.Атласи рассматривался как один из видных деяте-1' леи джадидизма. , л
В 1914 году в газете «Юлдуз» под псевдонимом «Алтай» была напечатана большая статья, в которой произведение «Сююнбике» характеризовалось как исследование, ярко воссоздающее жизнедеятельность известного государственного деятеля и национальной героини.3
Исторические труды Х.Атласи рассматривал в то время начинающий, а впоследствии ставший всемирно известным тюркологом А.-З.Валиди.
1 Заман календаре.-1913.-Б.58
2 Вероятнее всего это псевдоним Г.Б.Батгала.
3 Алтай. Сеенбикэ // Йолдыз, 1914, 7 июнь.
Его рецензия в некоторой степени носила критический характер. Он не разделял оценку Х.Атласи относительно причин падения Казанского ханства. По мнению А.-З.Валиди, основные причины исторической трагедии казанских татар носили объективный характер. Тем не менее, рецензент в целом положительно оценил попытки ученого создать научную историю
4 ! татар.
Исторические труды Х.Атласи привлекли внимание российских востоковедов. Ученый-академик В.В. Бартольд в своей рецензии, написанной в 1916 году, объяснял, что Х.Атласи объективно оценивал деятельность русских государственных деятелей XV-XVI веков, соответственно давая им положительную оценку. В.В. Бартольд называл X. Атласи татарским патриотом, поскольку ученый с болью в сердце говорил о потере татарами своей государственности во второй половине XVI века.5
В целом, в дореволюционный период оценка творчества Х.Атласи имела характер рецензий и не являлась тщательным и всестороннем исследованием исторических трудов татарского ученого.
В советский период в начале 20-х годов было переиздано исследование Х.Атласи «Казанское ханство», получившее высокую оценку историков. В своих знаменитых очерках Джамалетдин Валиди писал о Хади Атласи как о видном ученом, посвятившем себя изучению национальной истории.6 Труды ученого, прежде всего «Казанское ханство» были высоко оценены и Газизом Губайдуллиным. По мнению Г. Губайдуллина, работа является серьезным научным исследованием, ценна и примечательна тем, что Хади Атласи первым среди историков широко привлек новые материалы, например ханский ярлык Сахиб-Гирея. В целом, Г.Губайдуллин оценил труды Х.Атласи как новое явление в тюрко-татарской историограп фии.
4 Вэлиди Э.-3. Сеенбикэ // Сеембикэ,- 1914,- №4,- Б.7-11;- №5,- Б.5-6
5 Записки Восточного отделения Русского археологического общества.- 1916.-Т.2-3, вып.З-4.-С.421-422.
6 Валиди Дж. Очерки истории образованности и литературы татар. - М.-П., 1923.- С.146.
7 Губайдуллин Г.С. Развитие исторической литературы у тюрко-татарских народов // Первый Всесоюзный Тюркологический съезд. - Баку, 1926.- С.48
С конца 20-х годов в связи с обвинениями в антисоветской деятельности творчество X. Атласи было надолго незаслуженно предано забвению. Фактически, этими работами Дж. Валиди и Г. Губайдуллина и ограничивается историография о Х.Атласи советского периода.
Новый этап в изучении творчества Х.Атласи начался лишь в середине 80-х годов. После долгих лет замалчивания в декабре 1986 года в журнале «Казан утлары» появилась большая статья видных татарских ученых -профессоров Я.Г. Абдуллина, М.А. Усманова и И.Р. Тагирова.8 Публикация была приурочена к 110-летию со дня рождения татарского историка. В ней освещался жизненный путь ученого, был дан анализ общественно-политической, педагогической и научной деятельности Х.Атласи, достойно оценено его творческое наследие. Известные татарские ученые охарактеризовали его как крупную историческую личность. Статья стала первым важным шагом по восстановлению доброго имени и наследия Хади Атласи.
Вскоре после этого в газете «Наука» (24 июля 1989 года) была опубликована статья этих же авторов, которая получила название «Правда о Хади Атласи». Позднее в 1995 году эта же статья была включена в книгу Я.Г.Абдуллина «Миллэт язмышы» («Судьба нации»),9
В 1990-х годах в изучение творчества Х.Атласи значительный вклад внес профессор Б;Ф.Султанбеков. На богатом архивном материале многотомного «Дела Атласова» он воссоздал трагические периоды жизни ученого.10 В работах Б.Ф.Султанбекова содержатся важные сведения для изучения общественно-политических и исторических взглядов Х.Атласи по актуальным проблемам внутренней и международной жизни.
Большое значение для изучения научных трудов Хади Атласи имели
8 Абдуллин Я.Г.,Госманов М.А., ТаЬиров И.Р. Нади Атласи турында // Казан утлары.-1986.-№ 11.-Б. 172176. :
9 Абдуллин Я.Г., Госманов М.А., ТаЬиров И.Р. Ьади Атласи - галим Ьэм дэмэгать эшлеклесе // Абдуллин Я.Г. Миллэт язмышы. - Казан, 1999.-Б.103-112.
10 Султанбеков Б.Ф. Дело Хади Атласова в контексте политической атмосферы 30-х годов // Его же. Мирсаид Султан-Галиев: Судьбы. Люди. Время. - Казань, 1991.-С.72-100 Солтанбеков Б.Ф. Ьади Атласи кисэтэ // Его же. Тарих серлэре ачыла.- Казан, 1994.-Б.13-23. работы доктора исторических наук С.Х.Алишева, возглавившего в начале 90-х годов группу татарских ученых по переизданию сочинений историка. С.Х.Алишевым была написана вступительная статья к сборнику переизданных трудов ученого «История Сибири», «Сююнбике», «Казанское ханство».11 По мнению С.Х.Алишева, в этих произведениях впервые на научном уровне была освещена подлинная история татарского народа.
Перу видного татарского ученого, академика А.Г.Каримуллина принадлежала статья «Ьади Атласи Ьэм аньщ «Сеен-бикэ»се» («Хади Атласи и его «Сююнбике»»), опубликованная в газете «ШэЬри Казан» («Город Казань») в 1991 году. А.Г.Каримуллин обстоятельно осветил научную деятельность Х.Атласи, отметил широкий круг привлеченных ученым источников, в том числе на иностранных языках. Академик писал о том, что исторические труды Х.Атласи пронизаны глубоким чувством любви к своей нации.
В предисловии к репринтному переизданию «Сююнбике» (1992) академиком М.А.Усмановым было отмечено, что творчество Х.Атласи занимает особое место в татарской науке, поскольку его работы отличаются целенаправленностью, системностью.12 Сильной стороной этого произведения, по мнению академика, является осуждение татарских феодалов за жадность и ненасытность по отношению к власти и богатству. М.А.Усманов указывал на то, что Х.Атласи в своем творчестве максимально использовал доступные в то время возможности привлечения ис-точникового материала для более правдивого изложения истории жизни Сююнбике. ;
Профессор Казанского университета А.Л.Литвин в своих публикациях, опираясь на богатые архивные документы, осветил последние годы
13 жизни ученого, показал ее трагический финал. Статьи А.Л.Литвина ха
11 Алишев С.Х. Татар тарихчысы Ьади Атласи // Атласи Ii.Ceoep тарихы. Сеенбикэ. Казан ханлыгы.-Казан,1993.-Б,3-15.
12 Усманов М.А. Авыр тарихньщ моцлы кайтавазы. // Атласов Ь.Сеенбикэ.-Казан,1992.-Б.64-71.
13 Литвин А.Л. Миллэтчелэр эше // Казан утлары.-1993.-№4; Его же. Операция националисты // Запрет на жизнь. - Казань, 1993.-С.42-60 рактеризуются применением новых источников, в частности, речь идет о письме Х.Атласи Сталину. В статье приводится последнее слово ученого на судебном заседании в 1938 году, после которого Х.Атласи был расстрелян. !
В связи с 120-летием Хади Атласи в журнале «Казан утлары» была I издана статья «Ут эчендэ калган кугэрчен кебек» («Подобно голуби, попавшему в огонь»), авторами которой явились доктор исторических наук С.Х.Алишев и кандидат исторических наук Р.Г.Галлямов.14 В этой статье авторы дали высокую оценку публицистике Х.Атласи, в частности брошюре историка :«Яца низам вэ голямаларымыз» («Новый закон и наши i улемы»). Здесь же помещен текст этой работы на русском языке с комментариями авторов публикации. Современные татарские ученые считают, что произведение «Яца низам вэ голямаларымыз» актуально и по сей день, а многие высказанные в нем мысли созвучны нашей действительности15.
В осмыслении творческого наследия Х.Атласи значимую роль сыграли юбилейные конференции (1996, 2001г.г.), проведенные в Бугульме и в Казани под эгидой Академии наук Республики Татарстан. На одной из этих конференций весьма высоко оценил деятельность Хади Атласи как историка академик И.Р.Тагиров. Он подчеркнул оригинальность взглядов Х.Атласи на историю татарского народа, назвал ученого правдивым историком16.
Отдельные аспекты творческой деятельности Х.Атласи освещены в монографии Д.М.Усмановой «Мусульманская фракция и проблемы «свободы совести» в Государственной Думе России (1906-1917)».17 В монографии собраны материалы, посвященные деятельности мусульманских депутатов различных созывов Государственной думы начала XX века.
14 Алишев С.Х., Галлямов Р.Г. Ут эчендэ калган кугэрчен кебек // Казан утлары.- 1996.- №12.-Б.157-158.
15 Там же. |
16 Тагиров И.Р. Земля Альметьевская - родина выдающихся деятелей татарской культуры // Материалы научно-практической конференции. -Альметьевск, 1999, 23-25 ноября. - С.25-29
17 Усманова Д.М. Мусульманская фракция и проблемы «свободы совести» в Государственной Думе России (1906-1917гг.).-Казань, 1999.
В книге приводится сводная таблица членов мусульманской фракции I-IV Государственной Думы. Под шестым номером в данной таблице значится Атласов Хади Мифтахутдинович.18
В последнее десятилетие XX века жизнь и творчество Х.Атласи активно изучались1 в контексте исследований биографий выдающихся людей Альметьевского региона, где в свое время работал ученый. Подробная инI формация о видном татарском исследователе должна войти в готовящуюся к изданию «Альметьевскую энциклопедию». В частности, в ней будут представлены интересные сведения о деятельности Х.Атласи в Государственной думе.19 ;
Рассматривая татарскую историографию конца XIX- начала XX веков, профессор Р.У.Амирханов отметил востоковедческо-тюркологическую на
20 правленность творчества Х.Атласи.
В 1996 году общественностью города Бугульмы был создан фонд Х.Атласи. Этим фондом учреждена премия, которая ежегодно вручается тем, кто внес наибольший вклад в развитие татарской науки и культуры. Лауреатами премии имени Х.Атласи уже стали известные ученые и деятели культуры: Р.Фахрутдинов (1996), М.Усманов (1997), Г.Даутов (1998), Ф.Иделле (1999), З.Зайнуллин (2000) и др.
Автор диссертации не поддерживает точку зрения, которую российский историк В.В.Трепавлов высказал в своей работе «История Ногайской Орды». В.В.Трепавлов, характеризуя труды татарских просветителей последней четверти XIX -начала XX века, в том числе и работы Х.Атласи, указывал на то, что они «научной ценности не имеют и служат свидетельством определенного (начального) этапа становления национальных исто-риографий.».21 В высказанном положении, на наш взгляд, прослеживает
18 Усманова Д.М. Мусульманская фракция и проблемы «свободы совести» в Государственной Думе России (1906-1917гг.) .-С.129.
19 Ее же. Депутаты Государственной Думы от юго-восточного региона Татарстана. // Из истории Аль-метьевкого региона.-Альметьевск, 1999.-Выпуск 1 .-С. 183.
20 Амирханов Р.У. Татарская историография: востоковедческо-тюркологические аспекты. // Научный Татарстан.-2000.-№3.-С.70-74.
21 Трепавлов В.В. История Ногайской Орды.-М.,2001.-С.9. ся определенная попытка рассматривать историческую науку прошлого с точки зрения сегодняшнего дня, современного состояния науки. Подобный подход не может не вызывать вполне обоснованного возражения.
Зарубежная историография также немногочисленна, однако в ней объективная оценка была дана раньше, чем в отечественной. Биография Х.Атласи была помещена в одной из энциклопедий, изданной в 1970 году в Турции.22 В ней имеются такие сведения, которые отсутствуют в отечественных публикациях. Например, говорится об участии Х.Атласи в 1920 году в Баку в конгрессе восточных народов, приводится материал о работе ученого над трудом «Алтын Урда тарихы» - «История Золотой Орды». Вместе с тем в этой энциклопедии допущены определенные неточности. Они касаются года рождения и смерти, места рождения и смерти ученого. В издании, в частности, указано: HADI ATLAS I (SIMBIR 1875- SOLOVKI 1940) - Хади Атласи (Симбир 1875-Соловки 1940).
Сведения биографического плана имеются в трудах известного учено
23 го- тюрколога Ахмет Темира, одного из родственников Х.Атласи.
В целом, отмечая определенную изученность биографии мыслителя, можно сделать вывод о том, что творчество Хади Атласи как историка в отечественной историографии в достаточной степени еще не рассмотрено. Его исторические взгляды не подвергались целостному и системному изучению. Поэтому данная тема нуждается в дальнейшей разработке. Процесс формирования исторической концепции X. Атласи, его многогранная научная и общественная деятельность заслуживают пристального внимания ученых.
Цель данной ^работы состоит в том, чтобы проанализировав исторические труды X. Атласи, определить его место и роль в развитии татарской исторической науки. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
22 Ansiklopedik s6zlfik.-Ankara,1970.-C.272.
23 Turk kulturu ara§tirmalan.-Ankara, 1993.-С.20-37.
1. Проследить основные вехи жизнедеятельности Хади Атласи.
2. Рассмотреть процесс становления и развития X.Атласи как историка.
3. Осветить взгляды ученого на ранний период развития татарского народа, историю Сибирского ханства и Казанского ханства.
4. Охарактеризовать его педагогическую и общественно-политическую деятельность:
Объектом данного исследования явилась творческая деятельность Х.Атласи известного татарского ученого конца XIX- первой трети XX веков. Его исторические работы стали предметом изучения диссертации.
Хронологические рамки работы охватывают период последней трети XIX века - конца 30-х годов XX столетия. На это время пришлись жизнедеятельность Х:Атласи, становление и развитие его исторических взглядов. ;
Для написания диссертации автор использовал методы научного исследования, применяемые в современной исторической науке. Методологической основой данной работы явились такие принципы как всесторонность, объективность, историзм. Они позволили рассматривать исторические явления в органической связи с порождающими их условиями, взаимной обусловленностью исторических событий, фактов. Диссертационное исследование проведено с учетом единства внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов в развитии исторического процесса.
Объективность как научный принцип предполагает максимально приближенное к исторической правде изложение того или иного события, явj ления. Видный татарский ученый начала XX века Р.Фахретдин отмечал: «Поскольку у тех, кто пишет историю есть друзья и враги, они порой могут изобразить белое черным, черное белым. Однако у самой истории нет ни врагов, ни друзей. Перед ней все народы и государства равны. Её путь состоит из истины и она не сбивается с неё и потому не может смотреть на людей разными глазами». Использование принципа объективности позволило автору диссертации более четко представить творческую лабораторию Хади Атласи, проанализировать формирование и развитие его исторических взглядов.
Диссертант исходил из методологического положения современника Х.Атласи - известного русского историка В.О.Ключевского, согласно которому история выступает не в качестве учителя, а в качестве надзирателя,
25 наказывает за незнание уроков развития общества. Из этого следует, что нельзя допускать ошибок, которые имели место в прошлом, чтобы не повторить подобные просчеты в настоящем и будущем. Подлинное духовное и культурное возрождение народа, о котором мечтали татарские мыслители в конце XIX - начале XX вв., подразумевало новый подъем национального самосознания, а это действительно невозможно без учета прошлого, характеристики настоящего, прогнозирования будущего.
Работы известных ученых второй половины XX столетия С.Х.Алишева, А.Г.Мухамадиева, И.Р.Тагирова, М.А.Усманова, Р.Г.Фахрутдинова, А.Х.Халикова сыграли важную роль для осознания места и роли татарского народа в историческом развитии Евразии. Так, исследование И.Р.Тагирова «История национальной государственности таI тарского народа и Татарстана» позволило автору диссертации проследить эволюцию государственности татар на различных этапах исторического развития. Другое сочинение И.Р.Тагирова «Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX век)» дало возможность лучше представить историческую эпоху, на которую пришлась основная часть творчества Х.Атласи.
24 Фэхретдин Р. Сынган куцелемэ вэ янган йерэгемэ юаныч. // Гасырлар авазы.-Эхо веков.-2001.-№3/4,-Б.60.
23 Ключевский В.О. Тетрадь с афоризмами. Афоризмы и мысли об истории. - М., 2001.-С.260
При работе над диссертационным проектом использовалась монография М.А.Усманова «Татарские источники XVII-XVIII в.в.».26 Данное издание помогло диссертанту классифицировать и характеризовать источники, связанные с научной деятельностью X. Атласи.
Раскрыть поставленную цель и задачи исследования позволяет следующий круг источников:
1. Опубликованные исторические труды Х.Атласи.
2. Неопубликованные архивные документы.
3. Публикации в периодической печати современников о жизни и деятельности историка.
4. Воспоминания учеников Хади Атласи.
5. Документы личного происхождения из семейного архива Атласовых.
6. Материалы интервьюирования потомков Х.Атласи.
7. Исторические труды современников.
Основными источниками при написании диссертации явились опубликованные труды Х.Атласи. Многие рукописи историка были изъяты в годы репрессий и безвозвратно утеряны. Библиография научных трудов ученого насчитывает более 40 наименований, датируемых периодом 1902 -1924 гг. Это три монографии, а также цикл научных и научно-популярных статей. I
Одно из самых ранних научных исследований Х.Атласи «Тарихы та-бигый» («Естественная история», Казань, 1902, 31 с.) было издано в качестве школьного учебника. В издании рассматривались вопросы учебного курса по естественной географии. Эта книга вышла в типографии И.Н.Харитонова, i внесшего значительный вклад в татарское книгопечатание конца XIX - начала XX веков.
Брошюра ученого под названием «Яца низам вэ голямаларымыз» («Новый закон и наши улемы») была издана в Оренбурге в 1906 году. Она была направлена против консервативного мусульманского духовенства, I
26 Усманов М.А. Татарские исторические источники ХУП-ХУШвв.-Казань,1976. выступавшего против новых просветительских идей в сфере национального образования. ^
Работы Х.Атласи охватывали широкий круг проблем татарского язы кознания, истории и народного образования. Среди них преобладали публицистические статьи, опубликованные в журналах «Мэктэп» («Школа»), «Шура» («Совет»). С 1909 года в публикациях Х.Атласи начинает преобладать историческая тематика. В связи с этим следует выделить такие стаi тьи ученого как «Урлар хакында тарихи мэгълумат» («Исторические све
27 28 дения о засечных линиях») , «Саркыл шэЬэре» («Город Саркел») , «Про
9Q фессор Катанов илэ мосэхэбэ» («Беседа с профессором Катановым») ,
30
Башкортлар хакында берэр суз» («О башкирах») . В них раскрывались взгляды ученого по отдельным проблемам истории тюрков, в том числе татарского народа. Указанные выше статьи, а также другие материалы Хади Атласи были опубликованы в многочисленных журналах и газетах на арабской графике^ Многие из них до сих пор не известны широкой научной общественности.
Исторические сочинения «Себер тарихы» («История Сибири»), «Сеенбикэ» («Сююнбике»), «Казан ханлыгы» («Казанское ханство») были изданы в 1911-1914 годах в издательстве «Умид» братьев Ахмадуллиных и принесли автору наибольшую известность. Данное издательство в начале XX века занимало важное место среди казанских типографий, специализировавшихся на выпуске книг на татарском языке.31 Первое исследование «История Сибири» было издано в 1911 году и больше не переиздавалось. Второе из крупных произведений «Сююнбике» увидело свет в 1914 году. В I последующем издании в типографическом товариществе «Магариф» год выпуска не был указан. В 90-х годах XX века книга «Сююнбике» была переиздана кириллицей. Монография «Казан ханлыгы» была опубликована в
27 Шура.-1909.-№14.-Б.432-434.
28 Там же.-1911.-№9.-Б.273-275.
29 Там же.-1911.-№23.-Б.711-713.
30 Шура.-1913.-№9.-Б.261-263;№10.-Б.297-299.
31 Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века.-Казань,1974.-С.120.
1914 году, и переиздавалась дважды в 1920 и 1924 годах. Последнее переиздание трех основных работ X.Атласи было осуществлено в 1993 году, что позволило вернуть фундаментальные труды ученого широкому кругу современных читателей, не владеющих арабской графикой. Труды Хади Атласи явились важным источником для изучения истории татарского народа, анализа мировоззрения и взглядов ученого.
Кроме монографических работ, в диссертации изучены и проанализированы его публицистические произведения, преимущественно дореволюционного периода.
Вторую группу источников по теме научного исследования составили архивные материалы. Ряд важных источников хранится в фондах Национального архива Республики Татарстан. Прежде всего, это документы, касающиеся биографии, политической и общественной деятельности ученого.
В фонде Казанской духовной консистории (НА РТ.Ф.4) содержатся данные о месте и дате рождения ученого, сведения о родителях Хади Атласи.
В личном фонде Ф.Карими (НА РТ.Ф.1370) сохранились важные исторические сведения о выступлениях X.Атласи в 1906 году против русификаторской политики русского правительства, а также его личные письма Ф.Карими.
Изучение фонда Казанского комитета по делам печати (НА РТ.Ф.420) дало возможность проследить, время издания работ ученого, определить тираж изданий и получить сведения о цензорах его исторических сочинений.
Биографические данные Хади Атласи с 1903 по 1920 годы сохранились в материалах фонда Чистопольского революционного трибунала (НА РТ. Ф.Р.-779). Особый интерес представляют справки, принадлежавшие перу председателю Альметьевского сельского совета, работнику агитпоезда «Красный; Туркестан» Н.Сафаргалиеву, в которых дается краткая 16 характеристика о педагогической и общественной деятельности Х.Атласи.
Архивные материалы, а также воспоминания очевидцев позволили воссоздать историческую правду об ученом, дать оценку поступкам и решениям, которые принимались в сложные годы революции и гражданской войны. Они опровергают сведения, которые имеются в книге «Город счастливой судьбы», опубликованной татарским книжным издательством в Казани в 1981 году. В ней можно было прочесть следующие строки: «Зловещую роль сыграл в этом Альметьевский мулла Атласов. По его спискам и указаниям в Альметьевской и Кичуйской волостях были почти поголовно истреблены татарские учителя, активисты Советской власти в татарских селах»32. Авторы указанного выше издания оскорбили народную память о выдающемся сыне татарского народа, оклеветали Х.Атласи, приписали ему те действия, которые в действительности он не совершал.
В I веке до н.э. известный римский оратор Цицерон сформулировал i главные требования к истории: «Ne quid falsi audeat, ne quid veri nom audeat historia»33 («История не должна лгать, она должна говорить правду»). На наш взгляд, деяния людей должны основываться на исторической правде и справедливости, в данном случае историческая действительность была искажена. ;
О педагогической деятельности историка в городе Бугульме свидетельствуют документы из фонда Бугульминского кантонного отдела народного образования (НАРТ. Ф.Р.-315).
Материалы многотомного следственного дела из фонда Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ. Ф.8233.Д.2-9521) содержат информацию о трагических годах жизни ученого. На основе протоколов допросов Х.Атласи можно показать его политические убеждения, отражают эволю
32 Город счастливой судьбы. - Казань, 1981.-С.78
33 Зелинский Ф.Ф. Древний мир и мы. - СПб., 1997,- С.86 17 цию исторических взглядов. Несомненно, изучение данных материалов требует критического подхода. Признания во время многосуточных «конвейерных» допросов, которые выбивались работниками НКВД у Х.Атласи, были заранее организованы в виде тезисов-ответов. Вместе с тем по этим материалам можно судить о его позиции по вопросам национальной политики, коллективизации в сельском хозяйстве, религии.
Об участии мыслителя во 2-м мусульманском съезде 1917 года в городе Казани свидетельствуют протоколы, составленные известным татарским ученым, общественным деятелем - Р.Фахретдином. Эти документы хранятся в личном фонде ученого (НА АН РБ.Ф.7) в научном архиве Академии наук Республики Башкортостан. Согласно данным фонда труды Х.Атласи («Башкортлар хакында берэр суз», «Казан ханлыгы») вместе с рукописями Р.Фахретдина сначала попали к известному ориенталисту А.Н.Самойловичу, затем в отдел рукописей публичной библиотеки имени Салтыкова - Щедрина. В настоящее время эти труды находятся в научном архиве Института востоковедения в Санкт-Петербурге.
Третью группу составляют материалы периодической печати на татарском и русском языках первой трети XX века. В них содержатся отдельные сведения о творческой деятельности Х.Атласи. Изучение таких периодических изданий как «Заман календаре», «Сююмбике», «Шура», «Юлдуз» дало возможность определить, какой резонанс в научных кругах вызвали исторические труды ученого. Общественно-политическая деятельность Атласи1 была исследована по материалам газет «Дума» (Санкт-Петербург, 1907), «Казанское слово» (Казань, 1917), «Тормыш» («Жизнь») (Уфа,1917-1918). j
В четвертую группу вошли воспоминания бывших учеников Х.Атласи - А.Каюмовой, М.Рафиковой-Мустафиной, содержащие ценный материал, о личности Хади Атласи как историка и педагога. Для досоветского периода творчества Х.Атласи являлось характерным исследование политической истории, вне поля зрения автора оставалось изучение социально-экономических факторов. Из воспоминаний учеников мыслителя явствует, что ученый в советский период обращал самое серьезное внимание на экономику, влиянию объективных условий развития государства на все стороны общественно-политической жизни народа. К сожалению, исторические труды Х.Атласи, написанные в советское время не были опубликованы, а рукописи позднее были утеряны. В связи с этим проследить эволюцию творчества ученого в полном объеме представляется довольно сложным. О развитии взглядов Х.Атласи можно судить на основе воспоминаний его учеников и по материалам допросов, которым он подвергался в 1936-1938 годах:
Пятая группа источников представляет собой документы личного происхождения. В диссертации широко используются письма ученого к своим родственникам. Сохранилось около 16 писем, которые в настоящее время хранятся в городе Бугульме в семейном архиве Атласовых. Из этих писем ясно, что Х.Атласи в советское время написал исторические труды, которые оказались утерянными и не нашли своего читателя. Привлеченные материалы из семейного архива Атласовых, в том числе частная переписка, позволили прочувствовать дух времени, в которое жил и творил мыслитель. О соловецком периоде жизни исследователя можно получить сведения из личных писем, присланных Х.Атласи своей сестре Халиме.
Рукопись плана по учебно-методической работе, принадлежавшая перу ученого дает представление о методике преподавания Х.Атласи, о некоторых сторонах его педагогической деятельности в школе №12 города Казани. Данный источник в настоящее время также хранится в семейном архиве Атласовых. ;
К шестой группе отнесены беседы с сыном выдающегося ученого -Угызом Хадиевичем Атласовым, в ходе которых удалось уточнить некоторые факты биографии Х.Атласи, его взгляды на жизнь, отношение к религии. В частности^ интересным является факт приглашения ученого на работу в восточный разряд Санкт-Петербургского университета в годы первой мировой войны.
Для раскрытия темы исследования привлекались труды других известных историков начала XX века на татарском и русском языках. Они позволяют определить действительный вклад Х.Атласи в развитие отечественной исторической науки. При работе над диссертацией были использованы работы В.В.Бартольда, М.Г.Худякова. Заслуга В.В.Бартольда заключается в том, что он дал широкую панораму развития различных тюркских этносов, что позволило лучше представить картину происхождения татар, формирования и развития тюркской государственности.34
История Казанского ханства, написанная М.Г. Худяковым, репрессированного в 1936 году, явилась фундаментальным исследованием, в котором рассматривались и анализировались различные факторы, касающиеся создания, существования и падения наиболее крупного государственного
I 35 образования наших предков. Данное исследование интересно для сопоставления исторических концепций двух разных историков, живших в одно историческое время - Х.Атласи и М.Г.Худякова.
Для характеристики исторических взглядов Х.Атласи, сравнения его научного творчества с творчеством его современников были привлечены исторические труды Г.Ахмарова, Р.Фахретдина, Г.-Б.Баттала, А.-З.Валиди, Г.С.Губайдуллина и др. В отличие от В.В.Бартольда и М.Г.Худякова, они принадлежали к татарской исторической школе, опирались на традиции мусульманской исторической мысли. Само собой разумеется, что подходы этих авторов во многом отличались от западноевропейских или российских исследователей. I
Научная новизна работы состоит в том, что предлагаемая диссертация представляет собой первую попытку всестороннего исследования творческого наследия ученого. На основании многочисленных ранее не введенных в научный оборот источников автор стремился осветить мало
34 Бартольд В.В. Сочинения. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов,-М.Д968.-Т.5.
33 Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства.-М.,1991. изученные стороны творческой и личной биографии X.Атласи.
Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы при изучении актуальных вопросов развития татарского народа. Представляется возможным использовать положения и выводы, содержащиеся в работах Х.Атласи, в разработке проблем истории национально- государственного строительства, общественной мысли татар.
Материалы кандидатской диссертации могут быть применены для создания популярных очерков, посвященных Х.Атласи, определению его места и роли среди видных представителей татарской исторической науки. Материалы исследования автора существенно пополнили фонды школьного музея в городе Бугульме. Деятельность этого музея посвящена жизни и творчеству своего знаменитого земляка.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Хасан-Гата Габаши (1863-1936) как общественный деятель и историк2003 год, кандидат исторических наук Тухватулин, Айрат Халитович
Татарские исторические предания и легенды и их художественные особенности2000 год, кандидат филологических наук в форме науч. докл. Гилязутдинов, Салим Мингазович
Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа. XIX - начало XXI вв.2004 год, доктор исторических наук Шарафутдинов, Дамир Рауфович
Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в.2009 год, доктор педагогических наук Мухаметшин, Азат Габдулхакович
Этносоциальная история Казанского ханства2004 год, кандидат исторических наук Хамидуллин, Булат Лиронович
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Мухаметдинова, Алсу Ханнановна
Основные выводы диссертации заключаются в следующем:
1. Жизнь и1 творчество Х.Атласи пришлись на бурный период преобразований в России. Эти преобразования характеризовались модернизацией народного хозяйства, существенным подъемом экономики, значительным ростом духовных запросов общества, ускоренным развитием культуры и образования. Жизнедеятельность Х.Атласи совпала с периодом национального возрождения татарского народа. Рост экономики, укрепление политических позиций национальной буржуазии способствовали подъему в области национального и исторического самосознания татар. Именно в этих условиях происходит расцвет творческой деятельности Х.Атласи, который наряду с Ш.Марджани стоял у истоков создания научной истории татарского народа. Досоветский период характеризуется, как самый плодотворный в научном творчестве Х.Атласи. Его научная деятельность была неразрывно связана с его активной работой в педагогической и общественно-политической сферах.
2. В системе научных знаний Х.Атласи первостепенную роль отводил истории. По его мнению, основной и важнейшей функцией исторического знания является его огромное воспитательное воздействие. Ученый подчеркивал, что история должна воспитывать в человеке чувство национальной гордости, сплачивать нацию. Благодаря истории каждый народ накапливает свой исторический опыт, используя этот опыт для успешного государственного строительства.
Значение исторических трудов Х.Атласи в первой трети XX века заключалось в том, что они способствовали развитию более высокого уровня национального самосознания татар. Его работы содействовали расширению исторического кругозора народа, приобщали к культурным ценностям как Запада, так и Востока.
3. Становление Х.Атласи как историка определялось уровнем развития исторической науки России того времени, той системой знаний, теми методиками научного исследования, которые применялись российскими, а также зарубежными исследователями. Важнейшим достижением татарской исторической мысли того времени явилось накопление богатого фактического материала. Знание Х.Атласи арабского, персидского, турецкого языков позволило ему привлечь дополнительный источниковый материал для разработки новых подходов в изучении вопроса происхождение татар, места и роли татарского народа среди тюркских народов. Он был первым татарским историком, вводившим в оборот значительное количество материалов, извлеченных из русских памятников XV-XVI вв. Полученные сведения способствовали совершенствованию нарративного метода для характеристики многовековой истории различных тюркских государственных образований. Результатом научного исследования Х.Атласи является постановка вопроса о многокорневом происхождении татар.
4. В 1911-1914 годы Х.Атласи были созданы основные труды «Себер тарихы», «Сеенбикэ», «Казан ханлыгы», не утратившие своей научной значимости и в настоящее время. Ценность исторических сочинений ученого заключается в широком охвате разнообразных источников, концептуальном изложении материала. Ему удалось подойти к изучению истории татарского народа на основе тех научных подходов, которые соответствовали уровню развития исторической науки того времени. По мнению ученого, история татар должна основываться на общетюркском наследии в лице тех раннетюркских государств, которые возникли и существовали на Алтае. 1
В трудах ученого прослеживается попытка систематизировать взгляды на происхождение различных тюркских народов, в том числе татар, стремление охарактеризовать отдельные этапы развития национальной государственности. Х.Атласи, характеризуя историческое развитие татарского народа придерживался идеи преемственности Казанского ханства от Золотой Орды. Среди татарских государств судьбу Казанского ханства ученый рассматривал в качестве ключевой. Историк считал, что трагическое падение Казани исторически обусловило гибель и других татарских ханств. |
5. В качестве важнейшего фактора исторического развития Х.Атласи рассматривал роль личности. Историю и судьбу Казанского ханства, Сибирского ханства ученый рассматривал с точки зрения значительного влияния на события тех или иных политиков. В частности, высоко оценивая значение деятельности Сююнбике, Х.Атласи высказывал сожаление о i том, что ей и ее сподвижникам не удалось предотвратить военные действия русского государства против Казанского ханства, избежать падения Казани. Высокую оценку Х.Атласи давал сибирскому хану -Кучуму, рассматривая его, как истинного патриота своей родины. С другой стороны, мыслитель подвергал суровой критике ту часть татарского общества, которая пошла на сговор с Иваном IV, предала свои национальные интересы. В качестве таких исторических деятелей он называл Шах-Али, мурзу Ка-мая.
6. В советский период творчество Х.Атласи было менее продуктивно. Это было обусловлено объективными обстоятельствами: в 1920, 1929, 1936 годах он был трижды репрессирован. Арест 1936 года окончательно прервал научную, педагогическую деятельность ученого. Тоталитарный режим не позволил Хади Атласи полностью реализовать свой творческий потенциал. Однако, несмотря на это, ему удалось оставить значительный I след в татарской исторической науке. Как историк Х.Атласи получил известность не только в общественных и научных кругах России, но и за рубежом, в первую очередь в мусульманском мире.
Заключение
В заключении сделаны основные выводы по тем задачам, которые были сформулированы во введении. На основе исследования творческого наследия Х.Атласи, диссертант рассматривает его как крупного ученого-историка, внесшего весомый вклад в развитие татарской научной мысли конца XIX- первой трети XX веков.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Мухаметдинова, Алсу Ханнановна, 2003 год
1. Источники 1. Труды Х.Атласи
2. Тарихы табигый. -Казан, 1902.-31 б.
3. Яна низам вэ голямаларымыз.- Оренбург, 1906.-14 б.
4. Урлар хакында тарихи мэгълумат. // Шура.-1909.-№14.-432-434 б.
5. Дин саклау вэ ана лийэкэт. // Шура.-1909.-№22.-691-692 б.
6. Бай Ьэм ярлы теллэр, терекчэ югалган сузлэр. // Шура.-1910.-№7,-206-208 6. i
7. Иогышлы рэнжу ^эм татарлар. // Шура.-1910.-№16.-496-498 б.
8. Без Ьэм миссионерлар. // Шура.-1910.- №17.-527-529 б.
9. Борынгы эш вэ борынгы сузлэр. // Шура.-1910.-№18.-557-559 б.
10. Наданлык вэ аныц йимешлэре. // Шура.-1910.-№19.-604-605 б.
11. Бер турк бикэченец узенен, угылына эйткэн угете. // Шура.-1910,-№22.-70-726.
12. Миссионерларны мактавым. // Шура .-19 Ю.-№22.-676-678 б.
13. Безнен тел. // Шура.-1910.-№22.-684-686 б.; №23.-711-712 б.
14. Безнец тэрэккый. // Шура.-1910.-№24.-745-748 б.
15. Саркыл шэЬэре. // Шура.-1910.-№9.-273-275 б.
16. Тэнкыйтькэ тэнкыйть. // Шура.-1910.-№15.-569-570 б.
17. Профессор Катанов илэ мосэхэбэ. // Шура,-1910.-№23 .-711-713 б.I
18. Себер тарихы.-КазанД911.-177 б.
19. Ачлык вэ меселманнар. // Шура.-1912.-№1.-15-18 б.
20. Безнен мэктэплэремез. //Мэктэп.-1913.-№4.-19-20 б.
21. Америка китапханэлэре.//Мэктэп.-1913.-161-163 б.
22. Башкалар ничек укыйлар. // Мэктэп.-1913.-№19.-123-124 б.
23. Ерткычлык тугелме? // Мэктэп.-1913.-№10,-157-160 б.
24. Мэктэплэремездэ игьтикад Иэм гыйлем хэле китаплары. // Мэктэп.-1913.-№17.-222-224 б.
25. Эрэм акчалар. // МэктэпЛ 913.-№20.-292-294 б.
26. Земство вэ безнец мэктэплэр. //Мэктэп.-1913.-№24.-361-363 б.I
27. Гимназияме, приютмы? //Ац.-1913.-№6.-104-106 б.I
28. Башкортлар, хакында берэр суз. // Шура.-1913.-№9.-261-263 б.; -№ 10.-297-299 б.
29. Гани бай кем иде? // Шэрэф Б. Гани бай.-Оренбург, 1913.-230-246 б.I
30. Сеен-бикэ. Тарихи хикэя. -Казан,1914. -45 б.
31. Казан ханлыгы. -Казан: Омет, 1914. -336 б. (икенче басмасы.-Казан: Мэгариф, 1920.-344 б.)
32. Игенчелек йэм анын тэрэккыяте. // Иолдыз,1914,№1144.
33. Башкорт жирлэре.//Йолдыз, 1914, №1163.
34. ШиЬаб хэзрэт кем иде?. // Мэрл^ани мэ^мугасы. (Сборник, посвященный 100-летнему юбилею Ш.Марджани.)-Казан, 1915.
35. Себер тарихы. Сеенбикэ. Казан ханлыгы. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1993.-447 6.
36. Яца низам вэ голямаларыбыз. // Казан утлары.-1996.-№12.-158-159 б.2. Архивные документы
37. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ)i
38. Ф.4./Казанская духовная консистория/. Оп.177.Д.Ю6.Д.9222
39. Ф. 186./Документы из личного архива Гаспринской-Юсуфбейли Шафики/. Оп.1.Д.9
40. Ф.199./Казанское губернское жандармское управление/.Оп.1.Д.771.j
41. Ф.420./Казанский временный комитет по делам печати/.Оп.1.Д.173. Д-277 |
42. Ф.1370./Личный фонд Фатиха Карими /. 0п.1.Д.5.0п.2.Д.32.
43. Ф.Р.-315./Бугульминский кантонный отдел народного образования/. Оп.1.Д.106. Оп.2.Д.85.
44. Ф.Р.-779./Чистопольский революционный трибунал/. Оп.З.Д.ЗЗ.Д.69.
45. Ф.Р.-1988./Бугульминский городской совет/. 0п.1.д.20.
46. Ф.Р.-2461 ./Документы из личного архива Гаяза Исхаки/. On. 1 .Д.38.
47. Центральный Государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан. (ЦГА ИПД РТ)
48. Ф.8233./Комитет Государственной Безопасности/Оп.1.Д.2-9521.Т.1-12 Научный архив; Академии Наук Республики Башкортостан (НА АН РБ)
49. Ф.7./Личный фонд Ризы Фахретдина/.Оп. 1 .Д.2
50. Материалы из семейного архива Атласовыхi
51. Рукопись учебно-воспитательного плана, составленная Х.Атласи в 1935 г.
52. Письма Х.Атласи сестре Халиме (1930-1933гг.)
53. Письма Х.Атласи своей семье (1930, 1936 гг.).
54. Воспоминания Хусникамал Атласовой о Хади Атласи.
55. Воспоминания М.Рафиковой-Мустафиной о Х.Атласи.
56. Публикации современников о Х.Атласиiна татарском языке)
57. Алтай. Сеенбикэ // Йолдыз, 1914, №1236.
58. Вэлиди Э.-З. Сеенбикэ // Сеембикэ.-1914.-№4.-7-116.; №5.-5-6 б.
59. Заман календаре.-1913.-Б.58.
60. Каюмова Э. Уткэн юллар, уткэн еллар. // Мирас.-2000.-№6.-73-81.на русском языке)
61. Бартольд В.В. Х.Атласов «Казанское ханство».// Записки Восточного отделения Русского археологического общества.- 1916.-Т.2-3,вып,3-4.-С.421-422.
62. Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. -М.-П., 1923.-С.144-147.
63. Губайдуллин Г.С. Развитие исторической литературы тюрко-татарских народов // Первый Всесоюзный Тюркологический съезд:
64. Стенографический отчёт.-Баку, 1926. -С.39-49. j 4. Газеты1.(на татарском языке)41. Вакыт, 1906-1918.
65. Дума,11907, 21 апрель-ЗОмай.43. Кояш; 1912-1918.s
66. Тормыш, 1917 (ноябрь)-1918 (январь)45. Юлдуз, 1906-1918.iна русском языке)46. Казанское слово, 1917.47. Казанский телеграф, 1914.I
67. Камско-Волжская речь, 1912,1914-1915.5. Журналына татарском языке)51. Ац, 1912-1918.52.Мэктэн, 1913-1914.53. Мегаллим, 1913-1914.I55. Укыту^ы, 1918.56. Шура, 1908-1917.i1.(на русском языке)
68. Максуди С. Конституция культурно -национальной автономии татарского народа.//Идель.- 1995.-№5,61.j
69. Материалы и документы по истории общественно-политического движения среди татар (1905-1917гг.) /сост. Фахрутдинов Р.Р./-Казань, 1992.-128 с\
70. Полный сборник платформ всех русских политических партий.-М.2001.-130 с. ji !на татарском языке)I
71. Бетен Русия мёселманнарыныц гомуми съезды. Протокол лары.-Пг., 1917.-476 б. |i1.И. Литературана русском языке)
72. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль.-Казань: Тат. кн. изд-во, 1976. -319 с J
73. Абдуллин Я.Г.; Усманов М.А., Тагиров И.Р. Правда о Хади Атласиi1. Наука, 1989, 24 июля
74. Абульгази Бахадур-хан. Родословное древо тюрков.-Казань, 1906.-336 с.
75. Аджи М. Европа, тюрки, Великая Степь.-М. :Мысль, 1998.-334 с.
76. Алишев С.Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV-XVI вв. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1995.- 160 с.
77. Амирханов Р.У.1 Татарская демократическая печать (1905-1907 гг.). -М.:1. Наука, 1988,- 190 с.i
78. Амирханов Р.У. Татарская историография: востоковедческо-тюркологические аспекты. // Научный Татарстан.-2000.-№3.-С.70-74.
79. Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте
80. Восток-Запад»'-Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. -259 с.
81. Амирханов P.M. Татарская социально-философская мысльсредневековья.-Казань,1993.- 124 с.
82. Андриевич В.к! История Сибири. СПб., 1889.-4.1,2. - 487 с.
83. Артамонов М.И. История Хазар. -Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962.523 с. |
84. Атлас истории Татарстана и татарского народа.-М.: ДИК, 1999.-64 с.
85. Ахсанов К.Г. Введение в историю тюркских народов.-Казань: Изд-воi1. ДАС», 2001.-4^1. -56 с.1.
86. Ахмаров Г.Н. Избранные труды. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1998.238 с. |
87. Ахмаров T.HJ Историко-документальный сборник.-Казань: Хэтер, 2000.-383 с. 'i
88. Бабур З.М. Бабур-наме./Записки Бабура/.-Ташкент,1992. -529 с.
89. Барбур И. Религия и наука: история и современность.-М.,2000. -430 с.
90. Бартольд В.В.jКультура мусульманства.-Петроград, 1918.-112 с.
91. Бартольд В.В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. -М., 1968.- Соч.Т.5 -757 с.
92. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата.-М.Д966.-Соч. Т.6. -784 с.
93. Баскаков Н.А1. Введение в изучение тюркских языков. -М., 1969. -С.148-183. |
94. Базилевич К.В. Внешняя политика русского централизованногогосударства: Вторая половина XVb.-М.: Изд-во МГУ, 1952.-544 с.i
95. Бахтин А.Г. Русское государство и Казанское ханство: межгосударственные отношения в XV-XVI веках: Автореф.докт.ист.наук.-М.,2001. -43 с.i
96. Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов.-JI., 1951. -256 с.
97. Бурганов А. Откуда и куда идешь, Россия.-М.: Инсаният, 1996.-417 с.
98. Вагницкий А. Интеллектуальная традиция дореволюционной России // Общественные науки и современность. -1991.-№1.-С.145-159.
99. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1993.-208 с.I
100. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах.-СПб.,1863.-Т. 1,2.
101. Вернадский Г. Русская историография. -М.: Аграф, 1998. -447 с.
102. Володихин Д.М. Замечательные российские историки XVIII-XIX веков.-М.,1995. -78 с.
103. Всемирная история. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. -М., 2000.726 с. ;i
104. Гайнетдинов Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: начало XX века 30-е годы. -Набережные Челны: Камский издат. дом, 1997. -159с. |
105. Галлямов P.P. Причины и последствия строительства закамской засечной линии в 1652-1656 годах // Из истории Альметьевского района. -Альметьевск, 1999.-4.1.-С.59-78.
106. Гараева Н.Г.' О дате принятия ислама хазарами // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции. Казань, 9-13 июня 1992. -М., 1997. -С.212-214. ;
107. Гаспринский !И. Россия и Восток: Русское мусульманство. -Казань:i
108. Татар, кн. изд-во, 1993. 132 с.
109. Гарипова Ф.Г. Исследования по гидронимии Татарстана. -М.: Наука,I1991. -С.48-190.
110. Гаффарова Ф. |Садри Максуди в истории татарского народа начала XX века (1906-1924): Автореф.канд. ист. наук.-Казань: КГУ, 1997. -23 с.
111. Город счастливой судьбы. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1981. -263 с.
112. Гумилев JI.B. Древняя Русь и Великая степь. -М.: Рольф, 1998. -768 с.
113. Гумилев Л.В. От Руси до России. -М.: Рольф, 2001. -320 с.i
114. Гумилев Л.В. Этногенез и биосфера земли. -М.: Рольф, 2001. -560 с.
115. Давлетшин T.j Советский Татарстан: теория и практика ленинскойнациональной политики.-Лондон, 1974. -392 с.j
116. Даулэт Н. История национально-освободительной борьбы тюркскихIнародов России.(1905-1917.)-Казань: Милли китап, 1998. -52 с.j
117. XX век: Методологические проблемы исторического познания. Сб. обзоров и рефератов. -М.: РАН ИНИОН, 2001. -4.1. -236 с.
118. Древняя Казань1 глазами современников и историков. -Казань: Изд-во «Фест», 1996. -448 с.
119. Дугин А.Г. Основы геополитики. -М.: Арктогея, 1997. -600 с.
120. Духовная j культура h татарская интеллигенция: исторические портреты.-Казань: Магариф, 2000. -160 с.
121. Егоров В.А. Золотая Орда: мифы и реальности.-М.,1990. -62 с.
122. Емельянов А.И. Краткий обзор татарско-мухаммеданской неповременной печати за 1914 г. -Казань, 1914. -37 с.
123. Зелинский Ф.Ф. Древний мир и мы. -СПб: Изд-во «Алетейя», 1997.I347 с. II
124. Ибрагим Т.К., Султанов Ф.М., Юзеев А.Н. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте.-Казань: Татар.Iкн. изд-во, 2002. -237 с.j
125. Иванов В.А. Древние угры-мадьяры в Восточной Европе. -Уфа: Гилем,i1999.-123 с. !I
126. Из глубины столетий. -Казань: Татар, кн. изд-во, 2001.-272 с.
127. Интеллигенция и Российское общество в начале ХХв. Сб. статей.i
128. СПб.: Филиал ИРИРАН, 1996. -С. 30-52.
129. Интеллигенция Татарстана в период реформ и революций первой трети
130. XX века.-Казань: Новое Знание, 1997. -180 с.i
131. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века.i1. Уфа: Китап, 1997.-520 с.
132. История внешней политики России. Конец XV-XVII вв.(От сверженияордынского ига до Северной войны) -М., 1999. -447 с.
133. История и историки. Историографический вестник 2002.-М.: Наука,2002. -222 с. ;
134. История мысли. Историография.-М.: Вузовская книга, 2002. -160 с.
135. История о Казанском царстве. Полное собрание русских летописей. T.XIX.-M.: Языки русской культуры, 2000. -328 с.
136. История общественной мысли народов России и Татарстана.-Казань: Изд-во КГУ, 2001.-103 с.
137. История России: Россия и Восток.-СПб.,2002. -375 с.
138. История «скифов» глазами современников. -Казань: Магариф, 2001.175 с. j
139. История Сибири с древнейших времён до наших дней. JL, 1968. - Т.1. -С. 353-372 !II
140. Казанский филиал ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова, 1978. -148 с.
141. Исследования по источниковедению истории Татарии в дооктябрьский период.-Казань: АН СССР. Казанский филиал ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова, 1980.-150 с. !
142. Источники по! истории Татарстана (XVI-XVIII вв.).-Казань, 1994.124 с. :
143. Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. -Казань: Иман, 1997. -80 с.
144. Исхаков Д.М. О концептуальных проблемах татарской историческойiнауки и задачах!журнала «Tatarica» // Tatarica. -1997/1998.-№1.-С.2-11.
145. Казанская история,- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954. -194 с.
146. Камалов Р. Татарские эсеры. //Идель.-1991.-№2.-С.34-36.
147. Карамзин Н.М. История Государства Российского. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,!2002. -1024 с.
148. Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги.-Казань, 1971.-224 с.
149. Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века.-Казань: Татар, кн. изд-во, 1974. -320 с.I
150. Каримуллин А!.Г. Татары: этнос и этноним.-Казань: Татар, кн. изд-во, 1988.-120 с. |
151. Кидырниязов Д.С. Из истории взаимоотношений ногайцев с казанскими татарами в XV веке. // Языки, духовная культура и историяIтюрков: традиции и современность. Труды международнойконференции в 3-х томах, 9-13 июня 1992 г., Казань. -М., 1997.-е.50-52.I
152. Кислягина Л.Г. Формирование общественно-политических взглядов
153. Н.М.Карамзина (1785-1803 гг.).-М., 1976. -199 с.I
154. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения в 9 томах, -М.,1987,-Т. 1.2.i
155. Ключевский В.О. Тетрадь с афоризмами.-М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. 2001. 432 с. |
156. Кляшторный | С.Г. О времени основания Казани // СредневековаяI
157. Казань: возникновение и развитие. Материалы международной научной конференции. -Казань, 1-3 июня 1999г. -С.72-78.
158. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Государства и народы Евразийскихстепей. СПб.,;2000. - 305 с.i I
159. Коломийцев В.Ф. Методология истории.-М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. -191 с.
160. Конрад Н.И. Запад и Восток.-М.: Главн. ред. вост. лит-ры, 1972. -496 с.i
161. Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. -М., 1989.-С.5-118. |
162. Кульпин Э. Социально-экологические кризисы Восточной Европы вiсудьбе Казани.; // Средневековая Казань: возникновение и развитие.i
163. Материалы международной научной конференции. -Казан, 1-3 июня, 1999.-С.279-284.
164. Курбский A.M. История о великом князе Московском.-М.: Изд-во У РАО, 2001.-162 с.
165. Кычанов Е.И. j Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир.-Чингисхан: личность и эиоха.-М.,1995. -272 с.i
166. Литвин А.Л. Операция националисты. //Запрет на жизнь. -Казань, 1993.-С.42-60. !
167. Лызлов А.И. Скифская история. -М., 1990. -518 с.
168. Любавский ! М.К. Историческая география России в связиколонизацией.-СПб., 2000. -688 с.i
169. Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. -М., 1983. -225 с.
170. Материалы по истории татарского народа. -Казань: АН Татарстана, 1995.-496 с. j
171. Медушевская О.М. Источниковедение. Теория, история и метод.-М.:i1. Изд-воРГГУ, 1996. -79 с.I
172. МежовВ.В. Сибирская ;библиография. -СПб., 1891-1892.-Т.1-3.
173. Мирзоев В.Г. Историография Сибири (XVII первая половина XIX вв.).: Автореф. докт. истор. наук. -М., 1964. -44 с.
174. Миллер Ф.Г. История Сибири.-М.,1999.-Т.1,2.i
175. Мифы Древней Волги. ^-Саратов, 1996. -686 с.
176. Мухамадиев А.Г. Древнехазарские и булгаро-татарские монеты.1. Казань, 1986.-164 с. ij
177. Мухамедьяров Ш. Социально -экономический и государственный строй Казанского ханства (XV-первая половина XVI в.).-Автореф.канд. истор. наук. -Казань, 1958. -24 с.i
178. Набиев Р.Ф. М.Г. Сафаргалиев как историк Золотой Орды: Дисс. канд. истор. наук,- Казань, 2000.
179. Насретдинова Д.М. Историк Г.С. Губайдуллин (1887-1937). Жизнь и творчество: Дисс. канд. истор. наук. -Казань, 1997.
180. Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. -Казань,1992.-148 с. |i
181. Национальный вопрос в Татарии дооктябрьского периода.-Казань, 1990.-116 с. |
182. Новиков Н.И. Древняя российская вивлиофика.-М.,1788.-Ч.1-4.
183. Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества.-М.: Наука, 1974. -638 с.
184. Орлов А.С., Георгиев В.А. Георгиева Н.Г., Сивохина Г.А. История России с древнейших времен до наших дней. -М.: Изд-во «Норма», 2000.-514 с. :I
185. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация.-М.,1998.-280 с.
186. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. -Санкт-Петербург, 2001. -375 с;
187. Плетнева С.А. Хазары. -М.: Наука, 1986. -93 с.
188. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории // Избранные философские произведения. -М., 1956.- Т.2.-С.300-334.
189. Радлов В.В. Сибирские древности. -СПб., 1888.-Т.1.
190. Развитие культуры Татарии в дооктябрьский период.-Казань, 1988.i118С.
191. Рамбо А. Живописная история древней и новой России.-М.: Современник, 1994. -445 с.
192. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. -М., 2002.-Т.1,2.
193. Сайфулин Р.Г. Теория этногенеза и всемирный исторический процесс.(Опыт естественно научной периодизации истории).-Казань, 2002. -439 с. !
194. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций. -М., 199бДс.280-531.
195. Свердлова Л.М. На перекрестке торговых путей. -Казань, 1991. -159с. ;
196. Скрынников Р.Г. Ермак. -М., 1986. -148 с.
197. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886. - 364 с.
198. Соловьев С.М. Сочинения. История России с древнейших времен. -М., 1988.-Кн.1,3 !
199. Султанбеков Б.Ф. Дело Хади Атласова // Советская Татария, 1990, 4; 11 февраля. '
200. Султанбеков Б.Ф. Мирсаид Султан Галиев: Судьбы. Люди. Время.-Казань: Татар, кн. изд-во, 1991. -208 с.i
201. Султанбеков Б.Ф. Сталин и «татарский след».-Казань: Татар, кн. издво, 1995.-252 с. !I
202. Султанбеков Б.Ф. История в лицах.-Казань: Татар, кн. изд-во, 1997.
203. Султанбеков Б.Ф. ;Не навреди. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1999. -183 с. ;
204. Султан-Галиев М. Избранные труды.-Казань: Гасыр, 1998. -719 с.
205. Султан-Галиев М. Статьи. Выступления. Документы. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1992. -518 с.
206. Тагиров И.Р. В борьбе за власть Советов.-Казань: Татар, кн. изд-во, 1977.-184 с. |
207. Тагиров И.Р. Земля Альметьевская родина выдающихся деятелей татарской культуры // Материалы научно-практической конференции. -Альметьевск, 1999, 23-25 ноября. -С.25-29.
208. Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX век). -Казань: Татар, кн. изд-во, 1996. -468 с.
209. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. -Казань: Татар, кн. изд-во, 2000. -309 с.
210. Тагиров И.Р. Очаги являются праведниками идей неопантюркизма. // Эхо веков.-1996.-№3,4;
211. Тагиров Э.Р. Татарстан: национально-государственные интересы.-Казань, 1996.-155 с. !
212. Татищев В.Н. История Российская. Собрание сочинений: В 8-и тоIмах.-Т.1.-М.: Ладомир, 1994. -500 с.
213. Татищев В.Н. История Российская. Собрание сочинений: В 8-и то-мах.-Т.5,6.-М.: Ладомир, 1996. -784 с.
214. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды.-М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. -752 с.
215. Татары. / Отв. ред. Уразманова Р.К., Чешко С.В. -М.: Наука, 2001,-С.41-141 ;
216. Тош Дж. Стремление к истине.-М.: Изд-во «Весь мир)), 2000. -296 с.
217. Усманов М.А. Источники книги III. Марджани «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар». // Очерки истории Поволжья и Приуралья. -Казань, 1969.-С. 144-155.
218. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв,-Казань: Изд-во КГУ, 1976. -223 с.
219. Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI вв. -Казань: Изд-во КГУ, 1979. -318 с.
220. Усманов М.А. Заветная мечта Хусаина Фаизханова.-Казань: Изд-во КГУ, 1980.-223 с. j
221. Усманова Д.М. Вопросы национального государственного самоопределения на страницах татарской периодической печати (1917-апр. 1918гг.): Дисс. канд. ист. наук.-Казань, 1994.
222. Усманова Д.М. Мусульманская фракция и проблемы «свободы совести» в Государственной Думе России (1906-1917гг.). -Казань: Мастер Лайн, 1999.-163 с.
223. Усманова Д.М. Депутаты Государственной думы от юго-восточного региона Татарстана. ; // Из истории Альметьевского региона.-Альметьевск, 1999,-Выпуск 1.-С. 180-187.
224. Файзрахманов Г.Л. Древние тюрки в Сибири и центральной Азии. -Казань: Мастер Лайн, 2000. -187 с.
225. Файзрахманов Г.Л. История сибирских татар (с древнейших времен до начала XX в.)-Казань: Фэн, 2002. -486 с.
226. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. -Казань: Татар, кн. изд-во, 2000. -155 с.
227. Федоров-Давыдов ПА. Общественный строй Золотой Орды. -М., 1973.-180 с. |
228. Хабутдинов А.Ю. Татарское общественно- политическое движение в досоветский период: 1900-1918 гг. В 2-х частях.-Казань, 1997. -62 с.
229. Хаким Р.С. История ггатар и Татарстана: методологические и теоретические проблемы. -Казань: Панорама-Форум, 1999. -43 с.
230. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. -Казань,1994.-164 с. ;i
231. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки.-Казань: Татар, кн. изд
232. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки.-Казань: Татар, кн. издIво, 1989. -222 с. |
233. Хамидуллин Б.Л. Нетрадиционный взгляд на историю Поволжья
234. VIII-первой половины XV веков // Идель.-2000.-№4.-С.34-40i
235. Хамидуллин Б.Л. Народы Казанского ханства.-Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. -335 с.
236. Хасанов Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1977.-279 с.
237. Хайрутдинов Р.Г. Культурно- национальная автономия: теория иIпрактика//История государственности Республики Татарстан и современность. Материалы Республиканской научной конференции 8-9 декабря 1998 г. -Казань, 2000. -С. 34-37.
238. Хоцей А.С. Теория общества.-Казань, 2002. -621 с.
239. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. -М.: Инсан, 1991.-319 с. ;
240. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. -М.,1991. -Т. 1.-С.320-434J
241. Шакуров Ф.Н. Развитие исторических знаний у татар до февраля 1917 года. Казань: Изд-во КГУ, 2002. -127 с.
242. Шпет Г. История как проблема логики.-М., 2002. -1167 с.
243. Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани как историк.-Казань: Татар, кн. изд-во, 1981. -232 с. !на татарском языке)
244. Абдуллин Я., Госманов М.А., ТаЬиров И.Р. Ьади Атласи турында //
245. Казан утлары. -1986.-№11.-172-176 б.
246. Абдуллин Я. Госманов М.А., ТаЬиров И.Р. Ьади Атласи галим Ъэмжэмэгать эшлеклесе // Миллэт язмышы. -Казан, 1999.-103-112 б.
247. Алишев С.Х. Тарихчынын фажигале язмышы // Социалистик Татарстан, 1990, 5 август.
248. Баттал Г.А. Казан теркилэре.-Казан: Татар, кит. нэшр., 1996. -192 б.
249. Биккулов К. Татар ханнары.-Казан, 1911. -34 б.
250. Вэлиди Эхмэд-Зэки. Кыскача терек-татар тарихы. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1992.-181 б. ;
251. Вэлиди Д. Миллэт вэ миллият.-Оренбург, 1914. -50 б.
252. Габэши Х.-Г. Мохтасар тарихе кауме терки.-Казан, 1907. -56 б.i
253. Гобэйдуллин Г.С. Тарихи сэхифэлэр ачылганда.-Казан: Татар, кит. нэшр., 1989.-336 6. |
254. Госманов М.А. Авыр тарихныц модлы кайтавазы. // Атласов X. Сеенбикэ.-Казан, 1992.-64-71 б.
255. Дэулэтшин Г.М. Тюрки-татар рухи мэдэнияте тарихы.-Казан: Татар, кит. нэшр., 1999. -512 б.|
256. Зэкиев М.З. Терки-татар этногенезы. -Казан: Фикер-Мэскэу: Инсан, 1998.-622 6. !
257. Кэримуллин Э.Г. Ьади Атласи Ъэм аныц «Сеенбикэ»се // Язмыш, язмыш.-Казан, 1996.-126-129 б.
258. Кэримуллин Э.Г. Без тарихта эзлебез. -Казан: Татар, кит. нэшр., 2000.-463 б. |
259. Мэржани Ш. Местафадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар. -Казан:I
260. Татар, кит. нэшр., 1989. -Ц15 б.I
261. Исхаки Г. Идел-Уралг Яр Чаллы, 1992. -48 б.
262. Рэмиев И. Вакытлы ^татар матбугаты (альбом) 1905-1925 еллар. -Казан: -Гэжур, 1926. -231 б.
263. Солтанбеков Б.Ф. Хади Атласи кисэтэ // Солтанбеков Б.Ф. ТарихIсерлэре ачыла. -Казан, 1994. -13-23 б.
264. ТаЬиров И.Р. Бэйсезлек баскычлары. -Казан: Татар, кит. нэшр., -1994.-279 6. ;
265. Урманче Ф.И. Идегэй. Нурсолтан. Сеембикэ. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1997.-174 6. I
266. Фэхретдинов Р. Татардагы дэулэтчелек тарихыныц теп этаплары Ьэм рэвешлэре // Мирас. -2000.-№2.-59-63б.
267. Фэхреддин Р. Алтын Урда ханнары. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1996.- 127 6. :
268. Фэхреддин Р. Болгар вэ Казан тереклэре. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1993.-287 6. j
269. Фэхреддин Р. Казан ханнары. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1995. -189 б.
270. Фэхреддин Р. Сынган куцелемэ вэ янган йерэгемэ юаныч. // Гасырлар авазы.-Эхо вёков.-2001.-№3/4.-60 б.
271. Фэхреддин Р. Утэмышгэрэй хан вэ Сеенбикэ // Мирас.-2001.-№10.-37-446. i
272. Эхмэта^анов М. Идел Урал буе татарларынын, этник тарихынакарата фикерлэр. // Мирас. -2001.-№10.-30-376.11.(на турецком языке)
273. Ansiklopedik sozluk.-Ankara,1970.-S.272.
274. Turk kulttiru ara§tirmalan.-Ankara,1993.-S.20-37.1. Справочная литература.
275. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь,- СанктI
276. Петербург,1897-1905.-Т:5,9,20,24,29,58.
277. Большая Советская энциклопедия. -М., 1976. -Т.23.-С.507-508.
278. Большая Советская энциклопедия. -М., 1978. -Т.30.-С.363.
279. Большая Советская энциклопедия. -М., 1977. -Т.26.-С.466
280. Народы и религии мира. Энциклопедия. -М., 1998. -С.239-241, С.520-521. ;
281. Павич М. Хазарский словарь. Роман лексикон в 100000 слов. Женское время. -СПб.: Йзд-во «Азбука», 1996. -382 с.I
282. Похлебкин В.В. Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII-XVI вв., 1238-1598 гг.-М.: Международные отношения, 2001. -189 с.
283. Советская историческая энциклопедия. -М., 1969. -Т. 12.
284. Татарский энциклопедический словарь.-Казань: Институт Татарскойэнциклопедии, 1999.-703 с.
285. Философский энциклопедический словарь. -М., 1999. -575 с.I
286. Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари.i
287. Императоры. Символика и регалии. Титулы.-Екатеринбург,2002. -475 с.
288. РОССИЙСКАЯ ГО СУДА Р СТЕ Г l5! Н Л БПБЛНОТЛ/;/!
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.